Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие калмыцкой государственности и права в XVII-XIX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сами калмыки понимали, что древний «Устав взысканий» уже не отражает новых социально-экономических отношений, реальностей их повседневной жизни. Именно поэтому в начале XIX века они обратились к российским властям с просьбой о пересмотре и исправлении калмыцкого устава. Однако дело решено не было. «Зинзилинские постановления» 1822 года, отобразившие изменившиеся социально-экономические условия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА В XVII-XIX ВЕКАХ
    • 1. Особенности становления и развития социальной организации Калмыкии с XVII века до середины XIX века дореформенный период)
    • 2. Сословный характер калмыцкого общества: особенности правового регулирования
    • 3. Формирование и развитие элементов государственности у калмыцкого народа в пореформенный период
    • 4. Эволюция судебной системы
  • ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЛМЫЦКОГО ПРАВА В XVII—XIX вв.
    • 1. Источники калмыцкого права. «Цааджин-Бичик» — кодекс феодального права калмыков
    • 2. Гражданское и семейное право
    • 3. Уголовное право

Становление и развитие калмыцкой государственности и права в XVII-XIX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Целью настоящего исследования является анализ первых юридических памятников калмыцкого народа, эволюция которых наиболее ярко проявилась в период с XVII до конца XIX в. В этот период Калмыкия ощутила на себе влияние Российского государства, особенно в плане становления, а также взаимодействия форм и методов административных структур России с традиционными государственно-правовыми установлениями калмыков. В этом плане представляет значительный интерес процесс становления и развития калмыцкой государственности, которая, с одной стороны, развивалась на основе государственных структур Калмыцкого ханства, а, с другой стороны, ощущала существенное влияние со стороны российского государственного аппарата. Именно в этом проявилось своеобразие развития государственности у калмыцкого народа.

Проблема правового наследия Калмыкии — сравнительно новая исследовательская тема. Постановка ее связана с современным этапом развития историко-правовой науки. Исследования в этой области позволяют показать уровень развития калмыцкого права, его характерные черты, а также выделить спорные моменты, касающиеся источников калмыцкого праваего трансформации под влиянием российского законодательства. Этот вопрос тем более актуален, что кочевые общества обычно исключаются из общей схемы развития государственных и правовых институтов в связи со спецификой их развития. Проблемным остается вопрос о роли раннего права кочевых общество его роли в формировании складывающейся правовой системы, о соотношении основных правовых источников, в том числе законоположений кочевников.

В предлагаемой диссертации рассматривается эволюция государственно-правового устройства калмыков, анализируется правовая ситуация и ее трансформация, начиная с XVII века и заканчивая XIX. Это позволило выделить основные этапы формирования калмыцкой государственности и права, а также факторы, оказавшие существенное влияние на их эволюцию. В научных исследованиях проблемы социальной организации калмыцкого народа, калмыцкой государственности и калмыцкого права рассматривались в основном с точки зрения исторической науки. Теоретическое осмысление этих проблем не менее актуально и для юриспруденции. Настоящая работа является одним из первых комплексных историко-теоретических правовых исследований, связанных с общей теорией государства и права, а также юридической антропологией, что определяет ее научную значимость.

Степень научной разработанности темы. Вопросы правового регулирования общественных отношений калмыков нашли свое отражение во многих источниках. Им посвящено достаточное количество дореволюционной и современной литературы. Но здесь следует отметить тот факт, что большинство из этих работ рассматривает, во-первых, этнографические аспекты данной проблемы. Далее, во многих исследованиях рассматриваются лишь отдельные черты общественной организации калмыков. Кроме того, в литературе практически не освещаются вопросы некоторых норм распоряжения землей, отдельные положения наследственного права и семейно-брачных норм в целом, регулирования гражданских правоотношений.

4″ Дореволюционная литература уделяла гораздо большее внимание калмыцкому народу. Следует отметить, что внимание ученых привлекало обычное и писаное право калмыков как один из важнейших источников для изучения их социально-экономического строя. Калмыцкие феодалы привезли из Джунгарии на Волгу свод законов, принятый в 1640 г. на съезде монгольских, ойратских и калмыцких ханов и князей. Этот свод в литературе получил названия: «Монголо-ойратские законы», «Степное уложение», «Великое уложение» и стал предметом пристального изучения со стороны русских правоведов и востоковедов. Памятники права в русском переводе были изданы К.Ф. Голстунским1, Ф.И. Леонтовичем2, И.Я. Гур-ляндом. Важность их исследований заключалась в том, что ими были рассмотрены внутренняя жизнь калмыцкого общества, его социальная структура, сословный строй, система управления. До настоящего времени ведутся дискуссии по названным работам, которые связаны с тем, что исследователи прошлого рассматривали калмыцкое кочевое общество как основанное на патриархально-родовых началах, не знающее иной формы собственности на землю, кроме общинной, не знающее также классов, сохраняющее военно-дружинный принцип своей организации. Но несомненной заслугой этих ученых явилось то, что они положили начало изданию и изучению ойратских и калмыцких правовых памятников и норм обычного права. В основу их исследования был положен обширный фактический материал, который использовался при написании данного диссертационного исследования.

Особую группу досоветской калмыковедческой литературы представляют труды собственно исторического характера, начало которым положили историки Сибири Г. Ф. Миллер4 и И.Э. Фишер5, уделявшие в своих произведениях значительное место развитию русско-калмыцких отношений.

1 Голстунский К. Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г. Дополнительные указы Галдан-хунтайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дон-дук-Даши. СПб. 1880.

2 Леонтович Ф. И. Древний монголо-калмыцкий и ойратский устав взысканий (цааджин бичик). Одесса. 1879.

3 Гурлянд И. Я. Степное законодательство с древнейших времен по 17-е столетие. Казань. 1904.

4 Миллер Г. Ф. Описание Сибирского царства. СПб. 1750.

5 Фишер И. Э. Сибирская история. СПб. 1774.

Крупный след в историографии Калмыкии оставили Н.Я. Бичурин1,.

— у.

A.M. Позднеев, Ю. Лыткин. Ими были опубликованы некоторые оригинальные ойратские и калмыцкие источники, но больше филологического и исторического характера.

Проводившиеся не раз в течение XIX и в начале XX в. реформы управления калмыцким народом вызывали необходимость исторических обзоров и систематизации законодательных актов, печатавшихся в Полном собрании законов Российской империи4. Особое внимание авторов, писавших о калмыках, было обращено на социальный строй калмыцкого народа в связи с определением прав привилегированных сословий, а во второй половине XIX в. и в связи с проведением реформы, отменившей феодальную зависимость непосредственных производителей от владельцев. В отличие от центральных областей России реформа здесь была проведена только в 1892 г. Все это нашло отражение в источниках того времени5. Не последнюю роль в этом сыграло и то обстоятельство, что в период проведения крестьянской реформы в России законодатель столкнулся с живучестью обычаев крестьянского двора, что было связано с консервативностью традиционных устоев общинного землевладения и землепользования русских крестьян. Реформы, проведенные в тот же период на окраинах России, а также в среде инородческих народов (Калмыкия, Сибирь, Северный Кавка.

1 Бичурин Н. Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. СПб. 1834.

2 Позднеев A.M. Астраханские калмыки и их отношения к России до начала нынешнего столетия // Журнал Министерства народного просвещения. 1866. 4.244.

3 Лыткин Ю. Сказание о дербен-ойратах // Астраханские губернские ведомости. 1859. № 43,47, 49, 50- 1860. № 11, 12.

4 См.: Черкасов И. Краткий очерк административного устройства астраханских калмыков. — «Астраханские губернские ведомости», 1860. № 43−46.

5 Всеподданейший доклад министра государственных имуществ (М. Островского) по поездке в Калмыцкую степь Астраханской губернии в 1891 г. СПб. 1892- Доклад министру земледелия и государственных имуществ чиновника особых поручений Н. Борду-кова по командировке в Большебердовский улус Ставропольской губернии осенью 1898 г.- Бурдуков Н. Выпасы постороннего скота в Калмыцкой степи и их влияние на калмыцкое хозяйство, 1901; Труды съездов улусных попечителей 1904, 1907, 1908 гг. Астрахань. 1910 за) заставили обратиться к изучению правовых норм коренных народов, начинавших входить в административное управление Российской империи и нормы которых отличались от аналогичных норм российского крестьянства.

После изменения государственного строя в России в результате октябрьской революции 1917 года, в 1920 г. была образована Автономная область калмыцкого народа, превратившаяся впоследствии в автономную республику. В этот же период начались первые исследования советской историографии по истории калмыков. Так, в 1922 г. вышел первый обобщающий очерк истории калмыков, принадлежащий перу Н.Н. Пальмова1, который в дальнейшем опубликовал более фундаментальное исследование2, где рассмотрел процесс перехода калмыков в российское подданство, образование крупной земельной собственности калмыцких феодальных владельцев, земельную политику царского правительства в Калмыкии. Естественно, что труды этого исследователя, несмотря на богатство фактического материала, носили идеологизированный характер.

Такой же характер носили труды интересного исследователя Г. З. Минкина3. В своих работах этот автор уделял значительное внимание общественному строю калмыков в прошлом, опубликовал несколько документов из фондов министерства государственных имуществ и внутренних дел, раскрывавших сущность эволюции земельных правоотношений в регионе.

1 Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время пребывания его в пределах России. Астрахань. 1922.

2 Пальмов Н. Н. Этюды по истории приволжских калмыков. Ч. I-V. Астрахань. 19 261 932; его же. Калмыки (этнографический очерк). Астрахань. 1928.

3 Минкин Г. З. Колониальная политика царизма в Калмыкии во второй половине XIX и начале XX в. «Историк-марксист». 1933. № 6- его же. О феодализме в Калмыкии. «Революционный Восток». 1933. № 1- его же. Из истории Калмыкии. Саратов. 1933.

Значительное значение имели для изучения истории калмыцкого государства труды Б.Я. Владимирцева1, в котором он выдвинул проблему феодальных отношений у кочевых народовС.К. Богоявленского2, основанного на большом количестве документальных материалов и посвященный специально истории калмыков XVII века.

Репрессии 1944 г. против калмыцкого народа прервали исследования по его социальной, политической и правовой истории. Возобнены они были только в шестидесятые годы XX века. Среди авторов, активно разрабатывающих эти вопросы, следует отметить П.С. Преображенскую3 и M.JI. Кичикова4. Работы отмечают богатым пластом исследуемых авторами архивных материалов, практически до этого времени недоступных читателю, в частности П. С. Преображенской были исследованы фонды Посольского приказа Русского государства и Астраханской приказной палаты. Некоторые моменты истории калмыцкого государства затронуты в монографии И. Я. Златкина о Джунгарском ханстве, целиком посвященной истории предков калмыков — ойратов.

В этот же период вышли обширные «Очерки истории Калмыцкой АССР"5 дооктябрьского периода, который до настоящего времени является одним из самых фундаментальных исследований по социальной истории калмыцкого народа.

1 Владимирцев Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. М.-Л. 1934.

Богоявленский С. К. Материалы по истории калмыцкого народа в первой половине XVII в. // Исторические записки. 1939. Т.5.

3 Преображенская П. С. Из истории русско-калмыцких отношений 50−60-х гг. XVII в. Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.1. Элиста. 1960; ее же. Калмыки в первой половине XVII в. М. 1963; ее же. К вопросу о социально-экономических отношениях калмыков. «история СССР». 1963. № 5.

4 Кичиков M.JI. К истории образования Калмыцкого ханства в составе России. Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.2. Элиста. 1962; его же. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование калмыцкого государства в составе России. Элиста. 1966 и др.

5 М.1967.

Все эти работы являлись существенным дополнением при работе над нашей темой, помогли глубже раскрыть основные черты правового регулирования общественных отношений кочевых народов Калмыкии в прошлом. К сожалению, в настоящее время исследования, посвященные развитию права калмыков в прошлом, практически не выходят за рамки чисто исторических. К таким работам мы можем отнести исследования А.Г. Ми-тирова1, И.В. Нахаевой2, B.C. Сергеева и Б.В. Сергеева3, К.Н. Максимова4 и некоторые другие.

Из представителей современной юридической науки представляет интерес диссертационная работа Е.А. Команджаева5, в которой проанализированы процессы развития управленческой и судебной сфер калмыцкого общества в XVIII—XIX вв.

Комплексного монографического исследования, посвященного правовой истории калмыков, до настоящего времени предпринято не было. Представленная работа делает попытки в некоторой степени устранить этот пробел.

Объектом исследования являются становление и развитие социальной организации, калмыцкой государственности и права народов Калмыкии в XVII—XIX вв.

1 Митиров А. Г. Обычаи и обычное право калмыков в трудах дореволюционных исследователей России.// Калмыковедение. Вопросы историографии и библиографии. Элиста. 1988; он же. Договоры, присяга и баранта.// Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста. 1989 и др.

2 Нахаева И. В. Социальная стратификация народов степного Предкавказья в XIX в. Ставрополь. 2000.

3 Сергеев B.C., Сергеев Б. С. Уголовное и гражданское право калмыков XVII—XIX вв. Историко-правовые очерки. Элиста. 1998.

4 Максимов К. Н. Калмыкия — субъект Российской Федерации. М. 1995.

5 Команджаев Е. А. Государственные учреждения и законодательство Калмыкии XVIII—XIX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь. 2000.

Предмет исследования составляют историко-правовых проблемы становления и развития государственности и права калмыцкого народа в XVII—XIX вв.

Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы и недостаточной разработанности данной проблемы в юридической литературе, диссертант поставил в качестве целей настоящего исследования следующие: изучение исторических условий формирования социальной организации калмыцкого народа, государственности и права, определение роли первых законодательных актов Калмыцкого ханствавыявление тенденций изменений в системе управленческого аппарата и права калмыцкого народа под влиянием российского государства и праваобобщение различных аспектов проведенного анализа.

В соответствии с указанными целями автор попытался поставить и решить следующие исследовательские задачи:

• обобщить комплекс материалов по проблеме становления и развития калмыцкой государственности;

• охарактеризовать главные этапы формирования права калмыцкого народа;

• раскрыть типичные черты основных институтов права калмыцкого народа;

• показать роль общеимперских государственных институтов и законодательства в становлении государственно-правовых институтов Калмыкии;

• рассмотреть исторические, социальные, экономические и этнические факторы, лежащие в основе формирования и развития государственности и права калмыков.

Источниковая база диссертации. Диссертационное исследование выполнено на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения об изучаемом предмете.

Первая группа источниковой базы включает архивные документы и материалы. Материалы, хранящиеся в архивах, представляют собой особый блок и являются основными источниками для исследования и решения поставленных задач. Автором велась работа по выявлению и изучению материалов в двух архивах: государственном архиве Ставропольского края и, в большей степени, в Национальном архиве Республике Калмыкия.

Фонды Государственного архива Ставропольского края богаты материалом о кочевых народах степного Предкавказья. Ставрополь был центром Кавказской области, объединявшей до 1846 г. значительную часть Северного Кавказа, от Каспийского моря до границ войска Черноморского. На юге область граничила с закубанскими народами, Большой и Малой Кабардой, на севере — с Астраханской губернией и областью войска Донского. Нами было использовано несколько фондов государственного архива Ставропольского края, в которых нашли свое отражение мероприятия по административному устройству калмыков, мероприятиях российской администрации в Калмыкии.

Так, в фондах 87, 379 и 406 содержатся сведения об органах управления общиной, способам наследования земель. Но наибольший интерес для нашей темы представляет фонд 249 «Управление Главного пристава кочующих народов Ставропольской губернии», к документам которого мы неоднократно обращались.

Но большинство документов по правовому развитию калмыцкого народа отложилось в фондах Национального архива Республики Калмыкия. Здесь нами были использованы фонды И-3 (Совет управления калмыцким народом), И-9 (Управление калмыцким народом), Ф.1 и другие, содержащие конкретные судебные дела по исследуемой проблеме, показывающие эволюцию правовой культуры калмыков и ее изменение под влиянием норм российского законодательства и права.

Вторую группу источников составили опубликованные документы по истории права Калмыкии. Своеобразным источником при исследовании ойрат-калмыцкого периода в истории распространения ламаизма являются «Монголо-ойратские законы» 1640 г. Дополненные указы Галдан-хунтайджи и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондок-Даши, проливающие свет на последующий статус ламаистской церкви и ее священнослужителей, определяя ее императив, отражая своеобразную правовую культуру калмыцкого народа.

Все эти источники послужили солидной базой для углубленного изучения правовой культуры калмыков, а также комплексного анализа правовой ситуации в регионе в исследуемый период. А это позволило сделать некоторые выводы о месте и роли традиционного калмыцкого права и законодательных установлений калмыцких ханов и правителей в праве народов Калмыкии.

Хронологические рамки исследования охватывают XVI1-XIX вв. Это период становления и формирования права калмыков. Конец периода характеризуется включением народа в административную систему Российского государства, что повлияло на эволюцию правовой культуры народов региона.

Однако в работе имеются и определенные хронологические отступления, охватырающие более ранний период, что объясняется необходимостью анализа основных предпосылок формирования калмыцкого права.

Территориальные рамки исследования охватывают Калмыцкое ханство. Это современные территории Республики Калмыкия, некоторых частей Ставропольского края и Астраханской области.

Методологические основы исследования. При решении поставленных задач в интересах достижения цели диссертационного исследования автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой. В ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы, а также принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного. Применялись в сочетании фор-мационный и цивилизационный методы изучения исторического процесса. В совокупности все это позволило исследовать проблему с учетом уровня развития общественных отношений, материальной и духовной жизни народов. Это дало возможность рассматривать эволюцию государственно-правовых установлений в связи с особенностями социальной организации калмыцкого народа, а также с развитием российской государственности и права.

В работе над диссертацией был использован и историко-генетический метод, который позволил в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. В результате использования историко-типологического метода стало возможным выявление тех характерных свойств, которые были присущи правовым явлениям в процессе их эволюции в изучаемый период. Основой применения ис-торико-системного метода является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

В исследовании также активно использовался осваиваемый ныне отечественной историко-правовой наукой метод социальной и юридической антропологии, который позволяет проникнуть в психологию человека, понять побудительные мотивы его поведения, воссоздать целостное представление о жизни людей, о формировании правовой культуры.

Научная новизна диссертационного исследования определяется: во-первых, тем, что в нем вопрос о характере социальной организации, государственности и права калмыков рассматривается через их отражение в нормах обычного права и первых законодательных памятникахкодексе «Цааджин-Бичик», законах Дондук-Дашиво-вторых, тем, что особенности развития государственности и права анализируются в процессе их зарождения и эволюциив-третьих, работа построена на основе различных источников, в том числе некоторых архивных, впервые вводимых в научный оборот.

Научно-практическая значимость работы. Выводы, представленные автором в диссертационной работе, могут быть использованы в дальнейших научных исследований проблем истории и теории государства и права, в учебном процессе, а также в решении практических задач современного государственно-правового устройства Калмыцкой Республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Особенности возникновения государственности у калмыцкого народа определяются двумя факторами: влиянием традиционных государственных установлений Калмыцкого ханства и воздействием российского государства и права.

2.Процесс становления и оформления калмыцкой государственности осуществлялся в условиях взаимодействия с государственной властью Российской империи.

3.Формирование калмыцкого права осуществлялось в условиях определенного влияния монгольского права. Результатом этого влияния явился монголо-ойратский Устав, принятый в 1640 году и действовавший до конца исследуемого периода.

4.На основе Устава 1640 г. было продолжено оформление калмыцкой государственности, в частности, его военно-демократического устройства.

5.Значительная роль в регулировании общественных, в частности, сословных отношений, была отведена обычному праву.

6.Специфический характер кочевого хозяйства, пережитки патриархально-родового строя и военная организация калмыцкого народа оказали существенное воздействие на становление и развитие гражданского и уголовного права.

7.Становление и развитие калмыцкого права осуществлялось в тесном взаимодействии с российским законодательством.

Апробация работы. Диссертация подготовлена на кафедре государственно-правовых дисциплин Ставропольского филиала СевероКавказской академии государственной службы. Основные положения работы прозвучали в выступлениях автора на краевых и региональных научных конференциях («Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия» — Ставрополь, 2001; «Обычное право: теория и история» — Сочи, 2002), а также изложены в ряде статей.

Структура работы подчинена ее главной исследовательской задаче — изучению становления и развития калмыцкого государства и права в XVII—XIX вв. Диссертации состоит из двух глав, введения и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За три столетия калмыки прошли сложный этап формирования государственности и права. Этому способствовало несколько факторов, из которых следует особо выделить формирование собственно Калмыцкого ханства, его выделение из пласта монгольских племенактивная политика ханов, связанная с вхождением в состав России, с одной стороны, и, одновременно, попытки сохранить свою самобытность и самостоятельность. Все это обусловило и специфическое развитие государства и права калмыков, начало становления которого датируется 1640 г., временем принятия первого законодательного акта калмыков — кодекса «Цааджин-Бичик», источниками которого являлись: обычное право, Великая Яса Чингисхана, ярлыки, дефтери, пайзэ и нормы буддийского права.

Мотивы издания Устава 1640 г. были, в основном, связаны с попыткой упрочить ойратский союз, необходимостью оградить частные интересы, водворить безопасность в улусах и установить взыскания за всякого рода преступления.

Анализируя сущность всех правовых институтов, входящих в Устав, следует отметить, что их содержание квалифицируется основными началами, присущими патриархально-родовой жизни народов кочевого типа. Ярко прослеживаются институты родового строя: коллективная ответственность рода и племени за правонарушение, совершенное одним из его членовпрактически не претерпели трансформацию основные институты семейного правасудебного праваинститут обвинителейгонение следа и свод.

При рассмотрении основных норм 1640 года, следует отметить, что он отразил в большинстве своих норм традиционные отношения, существовавшие в калмыцком обществе и не претерпел особых изменений в течении двух столетий, действуя в среде калмыков даже в середине XIX века.

Сами калмыки понимали, что древний «Устав взысканий» уже не отражает новых социально-экономических отношений, реальностей их повседневной жизни. Именно поэтому в начале XIX века они обратились к российским властям с просьбой о пересмотре и исправлении калмыцкого устава. Однако дело решено не было. «Зинзилинские постановления» 1822 года, отобразившие изменившиеся социально-экономические условия, не получили законодательного оформления. «Правилами для управления калмыцкого народа», изданными 11 марта 1825 года, были установлены порядок административного устройства и управления калмыками. В них было установлено, что рассмотрение духовных и гражданских дел производится по древнему калмыцкому уложению, для чего следовало кодифицировать калмыцкое право. Комиссия калмыцких дел, которой была поручена данная кодификация, составила в 1827 году проект нового калмыцкого уложения, который опять же не получил законодательного оформления.

Положение об управлении калмыцким народом 1847 года древний калмыцкий устав был также оставлен без особых изменений.

Изменившиеся социально-экономические условия в XIX веке поставили под сомнение легитимность и целесообразность многих норм древнего калмыцкого права. Однако они продолжали действовать, но в несколько измененном виде.

Особенно ярко проявила себя трансформация правовых норм, которые регулировали сословные отношения калмыцкого общества. Сословные отношения в начале рассматриваемого нами периода носили ярко выраженный характер, основанный на исторически сложившейся традиции. Документы XVII века свидетельствуют о четкой сословной иерархии калмыцкого обществаправа и обязанности каждого сословия были урегулированы правовыми нормами, отступление от которых грозило определенными санкциями. После ликвидации Калмыцкого ханства высшим сословием стали нойоныправа и обязанности других социальных групп не претерпели определенных изменений вплоть до конца первой половины XIX века. Российское законодательство закрепляло сложившиеся отношения в калмыцком обществе, считая это лучшим способом управления народом. Социальное неравенство проявлялось и в нормах уголовного права калмыков. Специальная уголовная ответственность устанавливалась за оскорбление нойона, феодалов меньшего разряда и других категорий правящих слоев.

Однако во второй половине века положение несколько изменилось. Это было связано с проводившимися реформами в России, отменившими крепостное право, изменившими судебную систему России и др. Следствием внутренних реформ Российской администрации явилось изменения правового статуса бывшего зависимого и свободного населения. К концу XIX века бывшие представители тех или иных сословий различались только по имущественному признаку.

Специфика социально-экономического развития калмыков обусловила их правовые отношения, особенно ярко проявившиеся в сфере уголовного права. Все правонарушения в уголовном праве калмыков, можно разделить на несколько видов: преступления против общей безопасности и порядка управления, преступления против личности и имущественные преступления.

Установленные нормами «Цааджин-Бичик» наказания за различного рода правонарушения отличались заметной стойкостью и сохранялись почти без изменений в течение всего рассматриваемого нами периодаXVII — начала XIX в. Однако к концу XIX века калмыки, псоетепенно входя в административное подчинение Российской империи и ее правовой системы, изменяли и свое традиционное правосознание.

Наказание в течение исследуемого периода претерпело определенную эволюцию. С середины XVII века — это, в основном, имущественные платежи, четко установленные для каждой категории дел. С середины XVIII — начала XIX века активно внедряются телесные наказания. Со второй половины XIX века, после окончательного внедрения в правовую систему калмыков норм российского законодательства — стали применяться наказания, характерные для русского права, в том числе тюремное заключение. Однако, следует отметить, что они не нашли широкого применения в среде народа, продолжавшего в своей повседневной жизни руководствоваться традиционными нормами и установками, зафиксированными в древних калмыцких правовых кодексах — «Цааджин-Бичик» и Токтолах.

Изменения в традиционном праве и, как следствие, правосознании и правовой культуре, наиболее коснулись гражданских правоотношений. Если нормы семейного и наследственного права отличались большой консервативностью и практически не изменились в течение исследуемого периода, сохраняя свою патриархальность (это свидетельствовало и о стабильности родового характера быта калмыков), то гражданские и земельные правоотношения в исследуемый период претерпели определенные изменения, особенно во второй половине XIX века. В основном это коснулось правового регулирования договора займа, четко расписанного еще нормами «Цааджин-Бичик» и в дальнейшем подтвержденный Токтолами Дондук-Даши. Однако торговые отношения с русским и татарским народами регулировались специальными правилами 1748 года, разработанными российскими властями и принятыми калмыками.

Эволюция правовых установлений калмыков хорошо прослеживается и в становлении земельных правоотношений. После того, как в 1827 году состоялся окончательный отвод калмыцких земель и калмыки получили определенные земельные участки в постоянное земельное пользование, они воспользовались правом сдавать родовую землю в аренду, что было урегулировано нормами российского законодательства. И в этом наиболее ярко проявилась эволюция правовой культуры калмыков.

Определенную эволюцию прошла и судебная система калмыков. Зарго — как высшая судебная инстанция калмыков, имела и другую функцию — ханский совет при калмыцком хане. Это было зафиксировано законами калмыцкого правителяХУШ века Дондук-Даши. В 1762 году вступило в действие Положение о Зарго, разработанное русскими властями, в соответствии с которым функции и компетенция суда Зарго были несколько изменены. С 1825 года на суд Зарго возложили функции окружного органа управления, кроме этого он продолжал рассматривать гражданские дела на сумму не свыше 400 рублей. С этого времени Зарго стал низовой ступенью суда и расправы. А с 1847 года новое Положение об управлении калмыцким народом более подробно стало регламентировать процесс судопроизводства улусного Зарго, впервые введя такие понятия как отдача на поруки, принесение сторонами присяги, обязательное присутствие свидетелей. Однако имущественные споры, сумма которых превышала 30 рублей, а также уголовные дела, выходящие за пределы полномочий Зарго, передавались в вышестоящий судебный орган. Все это вызывало определенное недовольство со стороны калмыцкого населения. Однако с течением времени традиционные судебные учреждения калмыков постепенно сходили на нет, став низовой ступенью российской судебной системы, что лишний раз свидетельствует о том, что Калмыкия стала составной частью Российской империи и ее правовой системы.

ГЛОССАРИЙ.

Аймак — объединение родственных между собой семей различных ветвей, происходящих от деления древних родовимел одно общее кочевье — ну-тук. Правителями аймаков были зайсанги.

Албан — денежный сбор с албату, шедший в пользу нойона или зайсанга.

Албату — калмыки-простолюдины, находившиеся в крепостной зависимости от зайсангов и тайшей.

Гелюнги — священнослужители.

Демчеи — чиновники, сборщики албана, в обязанности которых входило взимание налогов в пользу тайшей, наблюдение за выполнением других повинностей.

Зайсанг — управляющий аймакомнаходился в подчинении нойона. Обязанности заключались в надзоре за соблюдением порядка в аймаках и исполнению владельческих приказаний. За это зайсанг имел право на прислугу и денежные доходы. Права и обязанности зайсангов передавались по наследству.

Зайсанг безаймачный — управляющий аймаком, но без наследственного статуса. Получали содержание от добровольных пособий от владельца или аймачного зайсанга.

Кеточинеры — слой служивого населения, военные слуги Нойоны — владельцы улусов, находившиеся в подчинении у тайши.

Тайша — глава рода, наследственный правитель своего нутука и улуса, то есть пастбищной земли и кочевавших на ней людей, составляющих его домен.

Улус — особая форма родового союзавключал в себя несколько родов и аймаков, ведущих свое происхождение от общего племенного корня.

Хотон — часть аймака, составляющаяся из близких родственников.

Шабинеры — слой зависимого населения, находившиеся в подчинении у ламайского духовенства. Были приписаны к хуралам (монастырям).

Шуленги — сборщики налогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией (АКАК). ТЛ. Тифлис. 1866.
  2. А.Р. О законах некоторых Сибирских инородцев // Сибирский Вестник. 1823. ТЛ.
  3. Д.И. Очерки по истории колонизации степной окраины Московского государства. МЛ 887
  4. С.Б. Экономическое развитие Калмыкии в эпоху империализма (1892−1917). Элиста. 1980
  5. В. Описание истории калмыцкого народа.// Красный архив. 1939. № 3
  6. Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины. Элиста. 1965
  7. В.Ш., Шовунов К. П., Эрдниев У. Э., Бурчинова Л. С. История Калмыкии с древнейших времен до XX века. Элиста. 1987
  8. И.В. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан. Ставрополь. 1883
  9. И.В. Наши кочевники и их экономическое состояние. Ставрополь. 1888
  10. Ю.Бентковский И. В. Взгляд на кочевую культуру калмыков и причины ее живучести. Ставрополь. 1888
  11. И. Грабежи и воровство калмыков с точки зрения монгольских законов и буддизма. СПб. 1889
  12. Бергман. Любопытные известия о калмыках.// Вестник Европы. М. 1805
  13. И.Березин И. Очерк внутреннего устройства Джучиева улуса. СПб. 1863.
  14. Н. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. СПб. 1834
  15. С.К. Материалы по истории калмыков в первой половине XVII в.// «Исторические записки». 1939. Т.5
  16. П.Г. Калмыки в низовьях Волги. М. 1917
  17. Ф. Инородцы Астраханской области.// «Отечественные записки». 1846. № 8
  18. Ф. Калмыки.// Отечественные записки. 1846. № 1120.Вестник Европы. М. 1805
  19. Войеков. Описание калмыцкого народа. // «Отечество». 1822. 4.75.
  20. Ф.И. Очерк Большедербетовского улуса. Природа и хозяйство на свободных калмыцких землях. Ставрополь. 1909.
  21. .Я. Общественный строй монголов. М.-Л. 1934
  22. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995.
  23. Владимирский-Буданов М.Ф. К истории права русских инород-цев.//Университетские известия. Киев. 1879. № 9
  24. .Я. Общественный строй монголов (монгольский кочевой феодализм). Л. 1934.
  25. М. Описание калмыцкого народа.// Отечество. 1822. 4.75
  26. В.В. Астраханские калмыки. М. 1903.
  27. Я.И. Степное законодательство с древнейших времен по XVII столетие. Казань. 1904.
  28. Древние и средневековые цивилизации и варварский мир. Ставрополь. 1999.
  29. Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 года. Казань. 1898.
  30. И.А. Очерки быта астраханских калмыков, этнографические наблюдения. М. 1893
  31. П.Г. Калмыки в низовьях Волги. М. 1917
  32. H.JI. Калмыки. М. 1994
  33. Журнал Министерства юстиции. 1863. Т. 18
  34. Д. Отец Петра Великого. М. 1996.40.3аконы мунгальские и калмыцкие. // Северный Архив. 1828. № 241.3латкин И. Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии. М. 195 742.3латкин И. Я. История Джунгарского ханства. М. 1964
  35. Игумнов. Обозрение Монголии.// Сибирский вестник. 1819. Т.5.
  36. Х.Б. Будда-ламаизм и его последствия. Астрахань. 1928
  37. Р. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке. СПб. 1903
  38. M.JI. К вопросу образования Калмыцкого ханства в составе России. // «Вестник Калмыцкого НИИЯЛИ». Элиста. 1963
  39. М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народа. Элиста. 1966
  40. С.К. Материалы по обычному казахскому праву. Алма-Ата. 1948
  41. Е.А. Государственные учреждения и законодательство Калмыкии XVIII—XIX вв.. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь. 2000.бО.Косвен М. О. Преступление и наказание. M.-J1. 1925
  42. М.О. Семейная община и патронимия. М. 1963
  43. К. Сведения о калмыках. СПб. 1868
  44. Л 53. Костенков К. Статистаческо-хозяйственное описание калмыцкойстепи Астраханской губернии. СПб. 1868
  45. К. Исторические и статистические сведения о калмыках, касающихся к Астраханской губернии. СПб., 1870
  46. Кочующие народы // Народы России. СПб. 1880
  47. Т.М. Обычное уголовное право казахов. Алма-Ата. 1955
  48. А.К. К истории калмыцкого права в 40-х годах 18 столетия .//Ойратские известия. 1922.№ 3−4
  49. Ф.И. К истории права русских инородцев. Древний монголо-калмыцкий или ойратский устав взысканий. Одесса. 1879.
  50. Ф.И. Калмыцкое право. 4.1. Уложение 1822 года. Одесса. 1880
  51. И.И. Дневные записки путешествия. СПб. 1771
  52. Ю. Материалы по истории ойратов. // Астраханские губернские ведомости. 1859. № 43, 47, 49, 50- 1860. № 11,12
  53. К.Н. Калмыкия субъект Российской Федерации. М. 1995
  54. Материалы по обычному казахскому праву. Алма-Ата. 1948.
  55. Г. Ф. Описание Сибирского царства. СПб. 1750
  56. А.Г. Обычаи и обычное право калмыков в трудах дореволюционных исследователей России.// Калмыковедение: Вопросы историографии и библиографии. Элиста. 1988
  57. А.Г. Договоры, присяга и баранта./ Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста. 1989.
  58. А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста. 1998
  59. Г. З. О феодализме в Калмыкии.// «Революционный Восток», 1933. № 1
  60. Монгольский сборник. Т.24. Элиста. 1959
  61. Н. Статистическое описание кочевья донских калмыков. Новочеркасск. 1874
  62. П. Древние калмыцкие законы. // Журнал Министерства юстиции. 1863. Т. 18
  63. П.П. Кавказский край. Природа и люди. Тула. 189 573. Народы России. СПб. 1880
  64. И.В. Социальная стратификация у кочевых народов и ее отражение в российском законодательстве в первой половине XIX века.// Древние и средневековые цивилизации и варварский мир. Ставрополь. 1999.
  65. И.В. Социальная стратификация у кочевых народов степного Предкавказья в XIX начале XX века. Ставрополь. 2000.
  66. П. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. СПб. 1852
  67. Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте. СПб., 1834.
  68. М. Калмыки. Исторический очерк. СПб. 1864
  69. Об уголовном правосудии калмыков.// Донские областные ведомости. 1874. № 2
  70. Ойратские известия. 1922. № 3−4
  71. Отечественные записки. 1846. № 8
  72. Очерки истории Калмыцкой АССР. М.1967.83.0чиров Н. Астраханские калмыки и их экономическое состояние в 1915 году. Астрахань. 1925
  73. П. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. 1−5. СПб. 1773.
  74. П. Собрание исторических известий о монгольских народах. СПб. 1776
  75. Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Астрахань. 1922
  76. Н.Н. Этюды по истории приволжских калмыков. Астрахань. 1927.
  77. А.И. Кочевники в мировой истории.// «Восток». 1998. № 2
  78. А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М. 1961
  79. A.M. Астраханские калмыки и их отношения к России до начала нынешнего столетия.// Журнал Министерства народного просвещения. 1866. 4.244
  80. И. Путешествие в Астрахань и окрестные страны в 1797 г. // Северный архив. 1828. 4.31
  81. П.С. Из истории русско-калмыцких отношений 5060 гг. XIX века. Элиста. 1960
  82. П. С. К вопросу о социально-экономическом строе калмыков.// История СССР. 1963. № 5
  83. Г. Н. Военное прошлое наших калмыков. Ставрополь. 1912
  84. Г. Буряты.// Вестник Русского географического общества. 1858. 4.24. Т.2.
  85. И.В. Хозяйственное описание Асраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественному их состоянию. СПб. 1809
  86. В.А. Обычное право монгольских племен. // Вестник Азии. 1924. № 52
  87. В. Монгольское право в сравнительном правоведении. Харбин. 1929
  88. В.А. Монгольское право. Харбин. 1931
  89. В.А. Является ли монгольское право обычным. Харбин. 1932
  90. Д.Я. Сборник обычного права Сибирских инородцев. СПб. 1823
  91. Сборник статей Калмыцкого НИИИФЭ. Элиста. 1987
  92. Северный архив. 1828. 4.31
  93. B.C., Сергеев Б. В. Уголовное и гражданское право калмыков XVII—XIX вв.еков. Историко-правовые очерки. Элиста. 1998.
  94. Н. О присяге калмыков и потворстве духовенства их калмыкам-преступникам.// Астраханский справочный листок. 1883. № 227, 236, 240
  95. Н.Н. Нынешнее состояние калмыцкого народа. СПб. 1810
  96. И.Н. Калмыки век назад.//Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для наших людей. Т.6. СПб. 1901
  97. А. Ставропольская губерния в статистическом, географическом и историческом отношениях. Ставрополь. 1897
  98. Н.В. Калмыки в 1-й половине XIX века// Записки КНИИЯЛИ. Вып. 1. Элиста. 1960
  99. С.В. Калмыки Ставропольской губернии. Ставрополь. 1908
  100. С.В. Ногайцы Ставропольской губернии. Тифлис. 1909. С. 10
  101. С.В. Трухмены Ставропольской губернии. Казань. 1911. С. 10−11
  102. И.Э. Сибирская история. СПб. 1774
  103. Н.Н. Калмыки западного улуса // Антропологический журнал. М. 1935. № 1
  104. И. Краткий очерк административного устройства астраханских калмыков.// «Астраханские губернские ведомости». 1869. № 43−46
  105. B.C. Историческая справка к вопросу о ясырях на Северном Кавказе и Кубанской области и документы, относящиеся к этому вопросу // Кубанский сборник. Т. 12. Екатеринодар. 1907
  106. П.А. Некоторые вопросы социально-экономического развития юго-восточной России. Ставрополь. 1970
  107. Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М. 1995
  108. О. Битва за Гималаи. Москва, 2000.
  109. У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста. 1970
  110. К.О. Списки монголо-ойратских законов 1640 года и их изучение.// Сборник статей Калмыцкого НИИИФЭ. Элиста. 1987
  111. Pallas P. Sammlungen der historischen Nachrichten uber die Mongolischen Volkerschaften. Zeitschrift fur Social- und Wirtschafts Geschichte. 1898.
  112. Сборники документов и материалов
  113. Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией (АКАК). Т.1. Тифлис. 1866.
  114. Антропологический журнал. М. 1935. № 1125. Буддизм. Т.1. СПб.1879.
  115. Вопросы северокавказской истории. Армавир. 1999
  116. Журнал Министерства Юстиции. 1863. T.XVIII.
  117. Известия Сибирского отдела географического общества. 1875. Т.5. № 3
  118. История горских и кочевых народов Северного Кавказа (проблемы социально-экономического развития). Ставрополь. 1980
  119. Кубанский сборник. Т. 12. Екатеринодар. 1907
  120. Материалы статистико-экономического и естественно-исторического обследования калмыцкой степи Астраханской губернии. Часть 1. Астрахань. 1910
  121. Миссионерский сборник статей и заметок о калмыках и киргизах, кочующих в Астраханской губернии. 4.1−2. Астрахань. 1 910 133. Народы России. СПб. 1 880 134. Народы России. М. 1994
  122. Очерки истории Калмыцкой АССР. М.1967.
  123. Российское законодательство Х-ХХ веков. T.I. М. 1984.
  124. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для наших людей. Т.6. СПб. 1901
  125. Журналы и периодические научные издания1. «Астраханские губернские ведомости». 1869. № 43−462. Вестник Азии. 1924. № 523. Вестник Европы. М. 18 054. «Вестник Калмыцкого НИИЯЛИ». Элиста. 19 635. «Восток». 1998. № 2
  126. Донские областные ведомости. 1874. № 27. «Исторические записки». 1939. Т.58. История СССР. 1963. № 5
  127. Журнал Министерства Юстиции. 1863. T.XVIII. 10. Записки КНИИЯЛИ. Вып.1. Элиста. 196 011. Красный архив. 1939. № 3
  128. Кубанский сборник. Т. 12. Екатеринодар. 1907 И. Ойратские известия. 1922. № 3−4
  129. Ойратские известия. 1922. № 3−415."Отечественные записки". 1846. № 816."Отечественные записки". 1846. № 1117."Отечество". 1822. 4.75.18."Революционный Восток", 1933. № 1
  130. Сборник статей Калмыцкого НИИИФЭ. Элиста. 198 720. Северный Архив. 1828. № 21. ПСЗ РИ. Т.26. № 195 111
  131. ПСЗ РИ. 2-собр. Т.40. № 30 290
  132. ПСЗРИ. Т.22. Отд. 1. № 211 441. ПСЗРИ. Т.2. № 878
  133. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) Ф.38. Оп.7. Д.68
  134. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК)
  135. Ф.249. Оп.1. Д.59- Оп.1. Д.73- Оп.З. Д.187- Оп.З. Д. 1.- Оп.З. Д.167- Оп.2.
  136. Д.1619а- Оп.2. Д.94- Оп.2. Д.1- Оп.2. Д. 4691. Ф.79. Оп.1. Д.Д. 12, 52
  137. Фонд особо ценных материалов. Ед.хр.3470.1. Ф.407. Оп.1. Д.309
  138. Национальный архив Республики Калмыкия
  139. Ф. И-3. Оп.1. Д. 199, Д. 3311. Ф. И-1. Оп.1. Д. 1541. Ф. И-9. Оп.1. Д. 921. Ф.1. Оп.1. Д. 1951. Ф. З. Оп.1. Д.331
Заполнить форму текущей работой