Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовая защита избирательных прав граждан в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена во Всероссийском научно-исследовательском институте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Основные положения и выводы диссертации отражены в 6 научных публикациях, были использованы Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности в ходе подготовки проектов Федерального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Избирательные права граждан в Российской Федерации как объект административно-правовой защиты
    • 2. Содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
    • 3. Субъекты административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Виды административных правонарушений избирательного законодательства
    • 2. Реализация административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации
    • 3. Административная юстиция как средство административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации

Административно-правовая защита избирательных прав граждан в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процессы реформирования российского общества, изменения его политической организации, отношений собственности, приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере потребовали серьезного обновления и развития законодательства. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года начался новый этап формирования избирательного законодательства. В Конституции были заложены не только основы современного избирательного права, но и ключевые принципы, на которых строится современная система организации выборов в Российской Федерации. С декабря 1993 года по настоящее время принято около десяти федеральных законов о выборах, активно развивается избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

Происходящие изменения в избирательном праве во многом носят позитивный характер. Однако нельзя не заметить и негативных, деструктивных процессов, которые серьезно трансформируют позитивный потенциал законодательных реформ. Во многом эти процессы обусловлены нереагированием уполномоченных органов и их должностных лиц на нарушения законодательства о выборах и референдумах, широким использованием «административного ресурса». К сожалению, изменения, внесенные в течение последних лет в избирательное законодательство ограничивает конкуренцию кандидатов и политических партий1. Директор НИИ Генеральной прокуратуры РФ А. Я. Сухарев образно называет эти проблемы «теневыми сторонами преобразований» и отмечает, что из просчетов необходимо извлечь уроки для того, чтобы «правовой нормативизм не заслонил реалии жизни людей». В связи с

1 К таким ограничениям можно отнести отмену в избирательных бюллетенях графы «против всех», отмену порога явки избирателей, исключение из избирательного процесса независимых кандидатов и др.

2 См.: Сухарев А. Я. Права человека и правозащитная деятельность государства // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая-2003г. / Под ред. В. Н. Лопатина. -СПб., 2003. С. 9. этим представляется, что теоретические исследования законодательства, связанные с поиском путей его совершенствования, по-прежнему имеют особую актуальность.

Проблема административно-правовой защиты избирательных прав граждан относится к числу наиболее острых для российской действительности. Острота проблемы обусловлена тем, что действующее законодательство не только не создает полноценных механизмов предотвращения возможных фальсификаций во время проведения выборов, но и порождает правовую незащищенность гражданина, наделенного как активным, так и пассивным избирательным правом. Так, результаты проведенных ранее социологических исследований свидетельствуют, что 23% респондентов в возрасте от 18 до 29 лет «придерживаются жесткого мнения о том, что выборы в стране не решают злободневных проблем», а 11% опрошенных согласились с утверждением, что выборы — это способ обмануть избирателей1.

Об этом также свидетельствует возрастающее с каждым годом количество рассматриваемых судами общей юрисдикции дел, связанных с нарушениями законодательства о выборах и референдумах. Так, Верховным Судом РФ в 2004 г. рассмотрено 546 дел (в этом году проводились выборы Президента РФ), в 2005 — 349 дел по различным жалобам на нарушения законодао тельства о выборах и референдумах. Не снижается и количество административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации, а проведенный нами опрос показал, что большинство

1 См.: Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 10. С. 95.

2 Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Фе-дерациив решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2004. В 2 т. / Отв. ред. В. И. Казьмин. — М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2005; Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2005. В 2 т. / Отв. ред. В. И. Казьмин. -М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2006. избирателей (73% опрошенных) сталкивались с подобными правонарушениями1.

Кроме того, проблема нарушения избирательных прав граждан постоянно находится в центре внимания прессы, широко обсуждается во всех средствах массовой информации, вызывая большой общественный резонанс. Актуальность настоящего исследования обуславливается также и тем, что в дальнейшем развитии нуждаются не только вопросы качественного законодательного обеспечения в указанной сфере, согласование процессуальной и материальной частей административного законодательства, касающегося правонарушений, посягающих на права граждан, но и поиском новых средств и способов административно-правовой защиты избирательных прав граждан, совершенствовании правоприменительной деятельности всех субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан.

Состояние научной разработанности проблемы. Избирательное право — одно из тех научных направлений, пристальное внимание которым уделяют представители практически всех отраслей права. Указанное обстоятельство позволило обогатить научно-теоретическую основу диссертации работами известных ученых в области теории права, конституционного, гражданского, уголовного права: С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, М. В. Баглая, М. И. Брагинского, С. П. Братуся, А. А. Вешнякова, Н. В. Витрука, JI. А. Григоряна, В. П. Грибанова, О. С. Иоффе, В. Н. Курицына, О. Е. Кута-фина, Н. И. Михалевой, А. А. Собчака, Б. А. Страшуна, Г. И. Чечеля, Д. М. Чечота, Б. С. Эбзеева и многих других.

Отдельные проблемы правоохранительной деятельности исследовались такими учеными-административистами как А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, И. А. Галаган, О. Н. Дзюба, А. А. Кармолицкий, И. Ш. Килясханов, Ю. М. Козлов, М. Я. Масленников, В. В. Полянский, И. В. Панова,

1 В опросе участвовали студенты московских вузов 19 — 22 лет как технических, так и гуманитарных специальностей (400 респондентов), сотрудники органов внутренних дел разного возраста (60 респондентов), а также было опрошено 40 респондентов методом случайной выборки.

JI. Jl. Попов, Н. Г. Салшцева, В. Д. Сорокин, Ю. Н. Старилов, М. С. Студени-кина, Р. О. Халфина, Н. Ю. Хаманева, А. П. Шергин, Л. С. Явич и др. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить, что в работах этих ученых имеется целый ряд положений и выводов методологического порядка, прямо или косвенно относящихся к правовому регулированию вопросов защиты личности. Однако административно-правовая защита избирательных прав граждан рассматривалась фрагментарно, без учета реалий настоящего и перспектив развития законотворчества Российской Федерации. К сожалению, мы продолжаем сталкиваться с достаточно старыми, но очень «живучими» явлениями, такими как приоритет интересов государства по сравнению с интересами отдельной личности, произволом должностных лиц, отсутствием действенных гарантий по обеспечению прав граждан в избирательном процессе. Поэтому в настоящей работе предпринята попытка комплексного исследования проблем административно-правовой защиты избирательных прав граждан, определения новых подходов к проблеме правовой защищенности гражданина в процессе реализации избирательных прав.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами Российской Федерации избирательных прав и их защитой.

Предметом исследования выступают доктринальные и нормативные источники, составляющие институт административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации, а также правоприменительная, в том числе судебная практика и статистические данные.

Цель исследования. Основной целью настоящего диссертационного исследования является комплексный анализ административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации в современных условиях и разработка конкретных предложений по ее совершенствованию. Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи: определить объект административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерацииопределить юридическое содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерациивыработать классификацию субъектов избирательных правоотношений, права которых обеспечены административно-правовыми средствами защитыопределить способы административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерацииисследовать административно-правовой статус субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерацииосуществить анализ административных правонарушений избирательного законодательстваизучить правоприменительную практику как форму реализации адми-нистративно-юрисдикционных полномочий субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерацииисследовать деятельность органов административной юстиции по защите избирательных прав граждан Российской Федерацииразработать предложения по совершенствованию административно-правового регулирования защиты избирательных прав граждан Российской Федерации.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания, системный подход и анализ. С учетом сложности рассматриваемой проблемы в диссертационном исследовании использовались различные специальные методы исследования: системно-функциональный анализстатистический — при изучении количественных данных, характеризующих эффективность административной деятельностисоциологические — анкетирование, экспертные оценки. Нормативная правовая база исследования — нормативные правовые акты, составляющих институт избирательного права, вообще, и административно-правовых актов, регламентирующих осуществление защиты избирательных прав, в частности. При подготовке диссертации анализировались действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Теоретическую базу составила специальная литература по теории права и государства, административному праву и иным отраслям российского права, публикации в специальных периодических изданиях и в сети Интернет, а также практика деятельности субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Общая теоретическая концепция, изложенная в диссертации, базируется на основополагающих трудах монографического характера отечественных ученых в области права.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы, отражающие результаты правоприменительной деятельности органов внутренних дел (милиции), избирательных комиссий, судей и судов общей юрисдикции. Было изучено более 1000 постановлений, решений и определений Верховного Суда РФ по делам о нарушениях законодательства о выборах и референдумах. В целях определения наиболее распространенных нарушений избирательных прав, граждан Российской Федерации проведен опрос избирателей г. Москвы. Всего было опрошено 500 человек.

Соискатель участвовал в проведенных во ВНИИ МВД России исследованиях по проблемам административной юрисдикции в Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Диссертация является монографической работой, посвященной комплексному исследованию и решению важной научной проблемы совершенствования административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. В соответствии с поставленными целями в работе осуществлена авторская классификация избирательных прав, нуждающихся в административно-правовой защитедоказано, что административно-правовая защита наиболее эффективная и распространенная в системе правовой защиты избирательных прав граждан, включающая конституционно-правовой, административно-правовой, уголовоправовой и гражданско-правовые охранительные механизмыустановлено, что административно-правовая защита избирательных прав осуществляется в форме административной юрисдикции либо административной юстиции. Диссертантом осуществлен анализ составов административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации, и предложены меры по совершенствованию нормативного правового регулирования административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации, сформулированы конкретные предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Объектом административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации является широкий круг общественных отношений, складывающихся в процессе реализации гражданами и иными участниками избирательного процесса своего конституционного права на участие в выборах и референдумах. Диссертант предлагает классифицировать данные отношения следующим образом:

1) отношения по поводу назначения выборов;

2) отношения, связанные с формированием избирательных комиссий и определением их правового статуса;

3) отношения по поводу определения границ избирательных участков (избирательная география) и составления списков избирателей;

4) отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов;

5) отношения по поводу проведения предвыборной агитации;

6) отношения, складывающиеся в связи с оказанием и использованием материальной поддержки;

7) отношения по поводу организации и порядка голосования, подсчета голосов, установления результатов выборов и их опубликования;

8) отношения по поводу обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Предложенная классификация имеет не только методологическое значение для всего дальнейшего исследования, но и практическое значение, поскольку корреспондирует с непосредственным объектом охраняемых административным правом общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией гражданами избирательных прав.

2. Авторское определение системы правовых средств защиты избирательных прав граждан Российской Федерации — это межотраслевой институт, включающий в себя конституционно-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и гражданско-правовые механизмы, не исключающий механизм самозащиты избирательных прав.

3. Административно-правовая защита избирательных прав граждан Российской Федерации — это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и некоторых иных государственных органов, не входящих в систему исполнительной власти (избирательных комиссий и судов), направленная на обеспечение реализации избирательных прав граждан и осуществляемая с использованием административно-правовых средств.

4. Административно-правовая защита избирательных прав граждан Российской Федерации осуществляется в ходе разрешения избирательными комиссиями и судами общей юрисдикции жалоб на нарушения избирательных прав (административная юстиция) и судьями в форме производства по делам об административных правонарушениях (административная юрисдикция). Особенности правового статуса избирательных комиссий позволяют охарактеризовать их как квазисудебные органы.

5. Несмотря на то, что полномочия органов внутренних дел (милиции) ограничены применением мер административного пресечения, составлением протоколов об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан, и передачей их в суд, органы внутренних дел (милиция) являются одним из основных субъектов административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Полномочия органов внутренних дел (милиции) включают осуществление надзорной деятельности, выявление правонарушений, составление протоколов и других необходимых материалов и направление их по подведомственности.

6. Административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации — вид юридической ответственности, обладающий рядом признаков:

1) предусмотрена нормами КоАП РФ;

2) применяется судом;

3) виды наказания — административный штраф и конфискация;

4) субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, а также такие специальные субъекты, как кандидаты, лица, избранные депутатами или выборными должностными лицами, избирательные объединения, члены избирательной комиссии, Председатель Центральной избирательной комиссии и др.;

5) в число субъектов административной юрисдикции входят судьи, сотрудники органов внутренних дел (милиции), прокуроры, должностные лица Росохранкультуры, а также члены избирательной комиссии с правом решающего голоса.

7. Проведенный анализ нормативного правового регулирования и практики применения норм КоАП РФ позволил выявить ряд пробелов в и предложить следующие изменения и дополнения в указанный кодифицированный акт: а) предусмотреть в ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ обязательное направление копии определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении лицу, направившему материалы, сообщение, заявление, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

6) изменить порядок рассмотрения заявлений об отводе судей таким образом, чтобы заявление об отводе мирового судьи рассматривал судья районного суда, а заявление об отводе судьи районного суда — председатель су да, а также прямо указать в КоАП РФ на возможность обжалования определения, выносимого по результатам рассмотрения заявления об отводе судьи (мирового судьи).

8. Повышение эффективности административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации возможно при условии сочетания административно-юрисдикционного (наказательного) и админист-ративно-юстиционного (восстановительного) способов защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. В правоприменительной практике, как правило, названные способы комплексно не применяются. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 226 ГПК РФ частью 4 следующего содержания:

4. В случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки административного правонарушения, суд сообщает об этом прокурору, в орган, члены которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях".

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о правозащитном потенциале административного права, а также о процессах, связанных с административно-правовой защитой правоотношений, возникающих в связи с реализацией избирательных прав граждан Российской Федерации. В работе предложен авторский подход к исследованию административно-правовой защиты общественных отношений, складывающихся в процессе реализации права на выборы и участие в референдумах.

Значимость результатов исследования обусловливается предпринятым в работе критическим подходом к оценке действующего законодательства, а также практике его применения, в предложениях по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности субъектов административно-правовой защиты избирательных прав.

Выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы в деятельности органов, обладающих правом законодательной инициативы, при разработке предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности субъектов административно-правовой защиты избирательных правнепосредственно в работе органов внутренних дел (милиции), избирательных комиссий, судей судов общей юрисдикциив учебном процессе образовательных учреждений и при дальнейшем исследовании данной проблемы.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена во Всероссийском научно-исследовательском институте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Основные положения и выводы диссертации отражены в 6 научных публикациях, были использованы Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности в ходе подготовки проектов Федерального закона от 29 июня 2005 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в ст. 80 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», в статью 83 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12 июля 2006 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти», при подготовке предложений по совершенствованию администра-тивно-деликтного законодательства Российской Федерации (п. 6.2.11 плана НИР-2004), аналитического обзора «Региональное законодательство об административной ответственности» (п. 6.2.12 плана НИР-2004), а также при проведении занятий в Академии управления МВД России, что подтверждается актами о внедрении результатов диссертационного исследования.

Теоретические положения диссертации получили апробацию в выступлениях на конференциях, проводимых в Московском университете МВД России и во ВНИИ МВД России.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения.

1. В Российской Федерации предусмотрена и осуществляется конституционно-правовая, уголовно-правовая и административно-правовая защита избирательных прав граждан Российской Федерации, представляющих собой группу конституционных прав, в совокупности которых можно выделить следующие группы: право участвовать в выдвижении кандидатовправо инициировать проведение референдумаправо избирать (активное избирательное право) — право быть избранным (пассивное избирательное право) — право участвовать в избирательной кампании, в том числе, в качестве наблюдателяправо знакомиться с результатами голосованияправо обжаловать действия и решения государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации. В совокупности носителей избирательных прав, подлежащих административно-правовой защите, следует выделить избирателей, кандидатов, избранных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе международных, сборщиков подписей, политические партии и общественные объединения, лиц, финансирующих избирательную кампанию.

2. Содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан РФ заключается, во-первых, в привлечении граждан, должностных лиц и юридических лиц к административной ответственности и, во-вторых, в рассмотрении и разрешении жалоб граждан на нарушения избирательных прав. Мерой административной ответственности является административное наказание. К лицу, совершившему административное правонарушение в области законодательства о выборах и референдумах, может быть применено административное наказание в виде административного штрафа и конфискации предмета административного правонарушения. Результатом рассмотрения жалобы может быть восстановление нарушенного права.

3. В число субъектов защиты избирательных прав граждан Российской Федерации входят органы внутренних дел (милиция), Росохранкультуры, избирательные комиссии, прокуроры, суды и судьи.

Исследование полномочий должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан, позволило сформулировать предложение по дополнению Перечня должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ пунктом 5.15, в котором предусмотреть право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.47, 5.49 КоАП РФ, сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальное звание, обеспечивающим общественный порядок на выборах и референдумах.

Обоснована необходимость полного учета сведений о количестве административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации, и обеспечения открытости и доступности этих сведений в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

4. Нами выделено 12 групп административных правонарушений в зависимости от непосредственного объекта противоправного посягательства, определены обязательные признаки объективной стороны, дана характеристика субъекту административного правонарушения в области законодательства о выборах и референдумах, установлено, что КоАП РФ предусматривает административную ответственность для специальных субъектов, таких как председатель избирательной комиссии, главные редакторы и редакции средств массовой информации, работодатели и т. д. Проведенный в параграфе анализ составов административных правонарушений позволил выявить ряд пробелов в нормативном правовом установлении административной ответственности за правонарушения в области законодательства о выборах и референдумах, и сформулировать предложения по их устранению.

5. Реализация административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах является одним из действенных средств защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Проведенный анализ нормативного правового регулирования и практики применения административной ответственности позволил выявить ряд пробелов и сформулировать следующие изменения и дополнения КоАП РФ: а) предусмотреть в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ обязательное направление копии определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении лицу, направившему материалы, сообщение, заявление, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. б) изменить порядок рассмотрения заявлений об отводе судей таким образом, чтобы заявление об отводе мирового судьи рассматривал судья районного суда, а заявление об отводе судьи районного суда — председатель суда, а также прямо указать в КоАП РФ на возможность обжалования определения, выносимого по результатам рассмотрения заявления об отводе судьи (мирового судьи). в) предусмотреть возможность вызова на рассмотрение дела об административном правонарушении должностного лица, члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, составивших протокол об административном правонарушении. г) предусмотреть возможность объединения дел об административных правонарушениях в одно общее производство в случаях, когда дела имеют общий предмет правонарушения, либо объединить ст. 5.19 и 5.20 КоАП РФ в одну, предусмотрев в ней два субъекта правонарушения — лицо, оказавшее финансовую поддержку, и лицо, использовавшее финансовую поддержку.

6. Защита конституционных прав граждан в судах общей юрисдикции и в избирательных комиссиях как в квазисудебных органах представляет собой административную юстицию, то есть административно-правовую по своей юридической природе деятельность, несмотря на то что порядок производства по жалобам регламентируется нормами гражданского процессуального либо конституционного права.

Административная юстиция является действенным средством административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. В то же время, одной из основных причин высокой латентности административных деликтов, нарушающих избирательные права граждан, является отсутствие обязанности суда по результатам рассмотрения заявлений о защите нарушенных прав выносить частные определения, которые подлежали бы рассмотрению прокурором, членами избирательных комиссий, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, предусмотренном ст. 28.1 КоАП РФ, как поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 226 ГПК РФ частью 4 следующего содержания:

4. В случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки административного правонарушения, суд сообщает об этом прокурору, в орган, члены которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушеиниях, должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.".

7. Предложено исключить из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьи 75 и 78 как дублирующие статьи 259 — 261 ГПК РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) // Международное публичное право. Сборник документов.Т. 1. -М.:БЕК, 1996. С. 470−482.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных сво-бод.//СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.
  4. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. // СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.
  5. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277- 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2697- 2005. № 10. Ст. 753.
  6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1- 2001. № 51. Ст. 4825- 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2698- 2005. № 15. Ст. 1274.
  7. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ г. «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 30.12.2006, с изм. от 21.03.2007)// СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710- 2007. № 1(ч.1). Ст. 2.
  8. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
  9. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 06.07.2006) // СЗ РФ. 2003. № 22. ст. 2063- СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3123.
  10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007) // СЗРФ. 2004. № 31. Ст. 3215- СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1151.
  11. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.(Вступает в силу в 1 июня 2007 г.)
  12. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 172.
  13. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 30.12.2006) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171- 2005. № 30 (ч. I). Ст. 3104- 2007. № 1 (ч. I). Ст. 37.
  14. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 26.04.2007)//СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253- 2007. № 18. Ст. 2118.
  15. Федеральный закон от 26 октября 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ред. от 25.11.1996) // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406- СЗ РФ: 1996. № 49: Ст. 5498. (утратил силу)
  16. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007, с изм. от 26.04.2007) // СЗ РФ. 2003. № 40, ст. 3822- 2007. № Ю. Ст. 1151.
  17. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной службе в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007) // СЗ РФ. 2004. № 31, ст. 3215−2007. № 10. Ст. 1151.
  18. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» (ред. от 14.12.1995) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1993, № 19, ст. 685- СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4970.
  19. Закон СССР от 2 ноября 1989 г. — 719−1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления, ущемляющих права граждан"// ВСНДиВС СССР. 1989. № 22. Ст. 416.
  20. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (ред. от 02.02.1988) // Свод законов СССР. 1968. Т. 1. С. 373. (утратил силу)
  21. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 21.03.2007) // СЗ РФ. 2004. № 30, ст. 3149- № 45, ст. 4416- 2007. № 13. Ст. 1540.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» ред. 21.03.2005 // СЗ РФ, 1996, № 17, ст. 1954- № 51, ст. 5766- 2005. № 13. Ст. 1135.
  23. Указ Президента РФ от 14 марта 2003 г. № 281 «О членах центральной избирательной комиссии Российской Федерации"//С3 РФ. 2003. № 11. Ст. 999.
  24. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 15.02.2007) //СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945- СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945- № 21. Ст. 2023- 2007. № 8.Ст. 978.
  25. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 12.03.2007) // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023- № 31. Ст. 3234−2007. № 12. Ст. 1374.
  26. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII (в ред. Указа от 02.02.1988) // Свод законов СССР. T.l. С. 373. (утратил силу)
  27. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 1024-Р «О переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3506.
  28. Приказ МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1034.
  29. Приказ МВД России от 7 февраля 2000 «Об утверждении формы статистической отчетности».
  30. Приказ МВД России от 11 июня 2003 г. № 398.
  31. Приказ МВД России от 31 декабря 2003 г. № 1046 «Об организационных мерах по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации». //Не действует.
  32. Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» //БНАРФ, 2005,№ 31.
  33. Закон Московской области от 2 июля 2003 г. № 69/2003−03 «О выборах депутатов Московской областной Думы» // Вестник Московской областной Думы. 2003. № 8- 2005. № 4.
  34. г. Москвы от 11 июня 2003 г. № 36 «Избирательный кодекс города Москвы» // Вестник Московской городской Думы. 2005. № 8. Ст. 166- 2006. № 15.
  35. Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2003 г. № 743−110 «О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. № 2- 2006. № 3».2. Судебные акты
  36. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П // СЗ РФ. 2003. № 37. Ст. 3596.
  37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // БВС РФ. 2000. № 4.
  38. Постановление ЦИК от 30 сентября 1999 г. «О некоторых вопросах взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами .» //ВестникЦИК. 1999. № 11 (77). С. 126.
  39. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 25.06.2006) // БВС РФ. 2005. № 6- 2006. № 12.
  40. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2005 г. № 70-Г05−7 // Не опубликован. Информационная Сеть «Кон-сультантПлюс».
  41. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2004 г. № 82-Г04−17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 8.
  42. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. № 91-Г04−12 // Не опубликован. Информационная Сеть «КонсультантПлюс».
  43. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 января 1959 г. «О порядке проведения выборов в Верховный Совет РСФСР икраевые, областные, окружные, районные, городские, сельские Советы трудящихся РСФСР» // ВВС РСФСР. 1978. № 32. Ст. 845.3. Книги
  44. А. Б. Учебник административного права. М., 1999,
  45. Административная ответственность в СССР / Под ред. Манохина В. М., Адушкина Ю. С. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988.
  46. Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова.-М., 2001.
  47. Административное право России. Часть 3. / По ред. А. П. Коренева и В. Я. Кикотя. М., 2002.
  48. С. С. Общая теория права. В двух томах. Т. II М.: Юрид. лит. 1982.
  49. А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. -М.: БЕК, 1996.
  50. М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2003.
  51. Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов-М., 2000.
  52. Д. Н. Состав административного проступка. Свердловск, 1987.
  53. Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М., 2004.
  54. Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. — Воронеж, 1984.
  55. В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972
  56. Г. Французское административное право. М., 1988.
  57. И. И., Зацепин М. И. Милиция и безопасность предпринимательства. М., 1995.
  58. И. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  59. JI. Д. Юридический статус личности в России.
  60. Вопросы административного права. Книга I / под ред. Елистра-товаА.И.-М., 1916.
  61. Выборы в Российской Федерации, 2004: Электоральная статистика / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. — М., •2005.
  62. Выборы в Российской Федерации, 2005: Электоральная статистика / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2006.
  63. Д., Полянский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М., 2002
  64. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В. В. Ярков -М., 2000.
  65. В. А. Организационные основы избирательной кампании органов местного самоуправления: В помощь участникам выборов — Волгоград, 2005.
  66. В. В., Позднышев А. Н., Михайлов А. А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. М., 2002.
  67. Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности. -М., 1983.
  68. А. С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. М. 2003
  69. А. С., Мышляев Д. Н., Поспелова JI. И., Шергин А. П., Якимов А. Ю. Основные институты административно-деликтного права. — М., 1999.
  70. И. Я. Применение норм советского права. М., 1973.
  71. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: в 2 т. Т. 2. М., 2000.
  72. М. Д. Административная юстиция и право жалобы. — М., 1925.
  73. Защита прав человека. Сборник документов 1998 2000. / Под общей редакцией Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора, Заслуженного юриста Российской Федерации Олега Орестовича Миронова. — М., 2001.
  74. А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации (теория, история, практика). — М., 1996.
  75. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. А. А. Вешняков. -М., 2003.
  76. Избирательные кампании на территории Читинской области в 2003 — 2005 годах: особенности подготовки и проведения выборов: Материалы научно-практического семинара, состоявшегося 22 апреля 2005 г. — Чита, 2005.
  77. Изибрательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2005. В 2 т. / Отв. ред. В. И. Казьмин. М., 2006.
  78. Избирательные споры в судебной практике: Сборник решений судов общей юрисдикции по избирательным спорам при проведении выборов всех уровней на территории Республики Бурятия за 2002 2004 гг. — Улан-Удэ, 2005.
  79. Интернет-мониторинг выборов 2003—2004 годов в России. Гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии 2000+». — М.: Фонд ИНДЕМ, 2004, в 2-х томах.
  80. В. Р. Административное правонарушение: понятия, состав, квалификация. -М., 1991-
  81. А. В. Административно-деликтное отношение. Киев.1979.
  82. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарии. Под редакциейзаслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А. П. Шергина. М., 2002.
  83. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Под ред. С. В. Кабышева и А. Е. Постникова. М., 2003
  84. Н. М. Русское государственное право СПб., 1899.
  85. С. А. Административная юстиция в России. СПб., 1910.1. Кн. 3.
  86. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова. -М., 1995.
  87. В. Н. Развитие прав и свобод в Советском государстве. -М., 1983.
  88. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М., 2002
  89. . М. Компетенция органов управления. М., 1972.
  90. Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.
  91. В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000
  92. М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. Монография. М., 2003.
  93. С. Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, 1999.
  94. Обеспечение и охрана прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 1999.
  95. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Законопроект № 263 597−4. Принят во втором чтении. // http://www.duma.gov.ru/.
  96. И. С. Всеобщая история государства и права. Ч. I. Древний Мир Вып. II. Древний Рим. М., 1945.
  97. В. А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. — Хабаровск, 1988
  98. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е. А. Лукашова. М., 2002.
  99. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца М., 2002.
  100. В. Н. Основы общепроцессуальной теории. М., 1991.
  101. В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации. М., 1998.
  102. Российское законодательство X XIX веков. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Том 9. -М., 1994.
  103. . Б. Избирательные системы и технологии: Учебное пособие.-М., 2005.
  104. Ю. Н. Административная юстиция: Проблемы теории. -Воронеж, 1998
  105. Ю. Н. Служебное право. М., 1996.
  106. Судебная защита прав и свобод граждан. Научно-практическое пособие / Отв. ред. В. П. Кашепов. М., 1999.
  107. Ю. А. Курс административного права и процесса. -М., 1998.
  108. И. Н. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах — Красноярск, 2005.
  109. Е. С. Проблемы реализации избирательных прав граждан в условиях современной России и механизмы их разрешения. М., 2005.
  110. В. Е. Проблемы формирования административной юстиции в Российской Федерации. М., 1999
  111. Д. М. Административная юстиция: Теоретические проблемы. -Л., 1973
  112. Д. М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968.
  113. А. П. Административная юрисдикция: Монография. -М., 1979.
  114. А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М., 1999.4. Статьи
  115. П. А. Принципы народного представительства в механизме функционирования избирательной системы (часть 2) // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 6.
  116. Д. Н. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция, 2003. № 2.
  117. Р. Т. Институт президентства и демократические преобразования в России // Реформы в России: правовое обеспечение: Материалы научно-практической конференции 21 сентября 2005 г. М., 2005.
  118. С. В. Административная юстиция Франции: доктрина и практика// Советское государство и право. 1981. № 6.
  119. В. Н. Институт государственно-правовой охраны кони-ституционных прав и свобод граждан. // Консультант Плюс.
  120. М. X. Почти детективная история о выборах // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  121. Бурков A. JL К вопросу об отраслевой принадлежности института административной юстиции // Журнал российского права. 2003. № 4.
  122. А. А. Избирательные процессы в странах Содружества Независимых Государств // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  123. А. А. ООН и международные избирательные стандарты: некоторые аспекты становления и развития // Журнал российского права.2005. № 10.
  124. Взаимодействие избирательных комиссий Свердловской области с молодежными парламентами // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 10.
  125. В. В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 8.
  126. И. Б. ТРИАДА или Демократия в идеале // Журнал о выборах. 2005. № 3.
  127. Д. Агитация «против всех» // Эж. Юрист. 2006. № 2.
  128. А. Г., Федотова Е. В. Кодификация избирательного законодательства в Российской Федерации: опыт регионов // Журнало о выборах. 2005. № 5.
  129. Господин ЦИК (Интервью с Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешняковым) // Приморекая столица (Архангельский областной журнал). 2005. № 11/12.
  130. JI. Отмена выборов глав субъектов Федерации при! знана конституционной. // Адвокат. 2006. № 1.
  131. JI. К вопросу об отмене всенародных выборов губернатора // Адвокат. 2004. № 12.t
  132. Е. Д. Выбор молодых граждан должен быть осознанным и рациональным // Журнал о выборах. 2005 № 5.
  133. М. В. О нарушении конституционного права на судебную защиту нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Адвокат. 2004. № 3.
  134. П. Избирком устал от жалоб // Российская газета от 16 ноября 2005 г.
  135. Ермакова Э. JL, Карманов А. Б. Альтернативное финансирование участников избирательной кампании: законодательство и практика // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  136. Е., Смирнов А. Формула любви (Об уроках’выборов в Мосгордуму в интервью «Итогам» рассуждает Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешняков)--// Итоги. 2005. № 50.
  137. В. М. Практика судов общей юрисдикции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина от действий и решений органов исполнительной власти // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.
  138. И. В. Проблемы законности в деятельности избирательных комиссий (на примере выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области) // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6.
  139. А. С. Церковь и политика // Журнал о выборах. 2005.5.
  140. Информационное сообщение о видеоконференции с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации (27 сентября 2005 года) // Государственная власть и муниципальное самоуправление. 2005 № 12.
  141. В. Уроки иркутского референдума // http://vww.civitas.ru/openarticle.php?code=21.
  142. Д. И. Уроки выборов в Московскую городскую Думу 4 декабря 2005 года и «всероссийского избирательного дня» 12 марта 2006 года // http://www.civitas.ru/openarticle.php?code=12.
  143. К. Александр Вешняков: «Наша задача снизить возможность фальсификации» // Политический журнал. 2005. № 41.
  144. А. Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России. // Гражданин и право. 2002. № 7/8.
  145. С. Д. Проблемы судебного рассмотрения избирательных споров. // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара. — М., 2002.
  146. П. П. Формы административного судопроизводства // Административное право Российской Федерации. Сборник. Великий Новгород, 1999.
  147. Н. М. Административные суды в Пруссии //• Журнал4 гражданского и уголовного права. 1880. Кн. 5−6.
  148. В. В. Особенности выборов наднациональных органов власти Союзного государства // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  149. В. А. О некоторых спорных положениях Проекта Федерального конституционного закона об административных судах // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.
  150. В., Старилов Ю. Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2001. № 1.
  151. JI. В. Уголовная ответственность за нарушения в сфере избирательного права: проблемы и перспективы // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  152. В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. № 1.
  153. В. И. Стандартные механизмы // Политический журнал. 2005. № 41.
  154. . А. Москва: избирательный балаган вместо выборов // ht1p://www.indem.rWidd2000/anal/Makarov/MosVib0.htm.
  155. Масленников М. .Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: соотношение с административным процессом процессуально-правовая регламентация, перспективы развития // Государство и право. 2002. № 9.
  156. М. Необходимо совершенствовать механизм, судебной защиты избирательных прав. // Консультант Плюс.
  157. И. Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти. // Консультант Плюс.
  158. Л. А. Административная ответственность как охранительное правоотношение // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Н. Ю. Хаманева.
  159. О семинаре с представителями полтитических партий на тему: «Новеллы избирательного законодательства и участие политических партий в избирательных кампаниях» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 10.
  160. С. В. Анализ некоторых правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 4. В трех томах. Том 3. М., 2004.
  161. А. А. Конституционное регулирование референдумов в Российской Федерации // Закон и право. 2005. № 10.
  162. В. В. Административная ответственность в избирательных отношениях. // Административная ответственность: Сборник статей. -М., 2001.
  163. А. В. Избирательной комиссии Ростовской области 10 лет //Журнал о выборах. 2005. № 5.
  164. Д. П. Важность несущественного. // Журнал о выборах. 2006. № 1.
  165. А. Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства. // Консультант Плюс.
  166. Д. В. Некоторые вопросы юрисдикцоинной деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. // Правовые и политические проблемы современности. Материалы научно-практической конференции. Тюмень, 2003.
  167. В. В. Административная юстиция: к теории и истории вопроса // Советское государство и право. 1989.
  168. Н. Г. Административный процесс: проблемы и перспективы. Проект Федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве» // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.
  169. Т. А. Выборное начало в городском общественном управлении России // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  170. С. А. Объединенная оппозиция и избирательное законодательство в Республике Татарстан (Борьба за честные выборы и политическая голодовка 1999 г.) // Особая зона: выборы в Татарстане. Ульяновск, 2000.
  171. А. Г. Кандитаты-«двойники» и методы правовой борьбы с ними // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  172. А. Г. Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидатов: проблемные моменты. // Журнал о выборах. 2006. № 1.
  173. И. В. Реализация избирательных прав лицами с ограниченными возможностями: проблемы и решения. // Журнал о выборах. 2006. № 1.
  174. А. А. Хорошая организация работы — залог успеха // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  175. Ю. Н. К вопросу о новом понимании административной юстиции // Правоведение. 2000. № 2.
  176. М. С. Состав административного проступка. // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1968.
  177. И. Т. Административная юстиция // Земство. 1882. № 18
  178. Ю. А. Проблемы формирования административной юстиции в России // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.
  179. М. К. Судебная защита избирательного права // Журнал российского права. 2000. № 3.
  180. А. И. Подходы к определению сущности выборов // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  181. А. А. Соответствуя времени, не забывая о традициях // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  182. С. В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах // Административная ответственность. — М., 2001.
  183. Н. Ю. Проблемы административной юстиции на современном этапе развития России как института защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти // Проблемы административной юстиции: Материалы семинара М., 2002.
  184. А. С. Конституционная ответственность и избирательное право // Журнал о выборах. 2004. № 4.
  185. А. П. К концепции механизма административно-правового регулирования. // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. — М., 2004.
  186. В. Я. «Новые левые» в современной Европе // Журнал о выборах. 2005. № 5.
  187. Ю. JI. О понятии «правовая охрана Конституции» // Государство и право. 2002. № 7.
  188. Диссертации и авторефераты
  189. А. Н. Формирование и развитие органов административной юстиции в России: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2004.
  190. К. Г. Административно-правовая защита физических и юридических лиц в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук.-М., 2002.
  191. О. Н. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдуме: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.
  192. В. В. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2006.
  193. А. В. Потерпевший как участник производства по делам об административных правонарушениях. Его права и обязанности: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  194. . Р. Возбуждение дела об административном правонарушении: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2004.
  195. JI. А. Судебная защита избирательных прав граждан РФ: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2003.
  196. JI. В. Административно-деликтное отношение: Дис.. д-ра юрид. наук. Киев, 1979.
  197. Ю.А. Ответственность военнослужащих за административные правонарушения: Дис.. канд. юрид. наук. — Mi, 2004
  198. А. Г. Административная юстиция в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 1998
  199. Р. М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  200. Ю. А. Избирательное право и избирательная система России 1906 — 1996: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1997.
  201. А. В. Нормативно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2004.
  202. П. А. Административный процесс в юрисдикционной деятельности органов советского государственного управления: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — Л., 1981.
  203. О. А. Конституционно-правовые основы обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  204. . Г. А. Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Кисловодск, 2002.
  205. А. П. Правоотношения в избирательной системе субъекта Российской Федерации: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2000.
  206. Н. В. Уголовно-правовая охрана избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  207. Р. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах: дис.. канд. юрид. наук. -Хабаровск, 2001.
  208. В. А. Процессуальные особенности рассмотрения в судах жалоб (заявлений) на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-2001.
  209. И. Д. Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1997.
  210. Н. Ю. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. -М., 1997.
  211. С. В. Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой российской государственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
Заполнить форму текущей работой