Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация политической системы общества в эпоху глобализации: Теоретико-правовое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В политико-правовой науке существует несколько подходов к решению данной проблематики. Так, один из них допускает возможность экстраполяции опыта западных государств (признанных лидеров и проводников идеи глобализации, например США, Великобритания и др.) в области создания предпосылок демократии, на российскую действительность, другой из них, акцентирует внимание на самодостаточности развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Общетеоретическая и структурно-функциональная характеристика политической системы общества
    • 1. Основные научные подходы к определению природы политической системы и геополитики
    • 2. Взаимодействие современных информационных технологий и политической системы общества
    • 3. Модернизация нормативной подсистемы
  • ГЛАВА II. Институциональная подсистема
  • России в современный период
    • 1. Место и роль государства в глобальных международных отношениях
    • 2. Интеграция и локализация партийной системы

Трансформация политической системы общества в эпоху глобализации: Теоретико-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Реформирование российского государства в современную эпоху, которую емко называют «глобализация» — одно из неоднозначных явлений современности, так как происходит процесс смены не только политического курса государства и методов управления обществом, но практически всей содержательной части политической системы общества. Существенной является и трансформация общества, происходящая в современной России. Общество постепенно отходит от позиций полностью подчиненного государству института, становится равноправным элементом системы общество-государство, и поэтапно накапливает количественные факторы присущие гражданскому обществу.

Исследование политической системы современной России, предопределяет необходимость изучения структуры и сущности данного института, особенно в постсоветский период. Если, в советский период существования государственности можно было констатировать, что политическая система общества существовала лишь в рамках «патерналистского» государства, то в современной России довольно сложно однозначно решить вопрос о месте и роли государства в политической системе общества.

Вместе с тем, дальнейший анализ политической системы общества и той роли, которую занимает в ней государство, предполагает изучение и фактора, характерного для современного развития России. Речь идет об определении стратегии развития российской государственности, ее места и роли в общемировых интеграционных процессах.

В политико-правовой науке существует несколько подходов к решению данной проблематики. Так, один из них допускает возможность экстраполяции опыта западных государств (признанных лидеров и проводников идеи глобализации, например США, Великобритания и др.) в области создания предпосылок демократии, на российскую действительность, другой из них, акцентирует внимание на самодостаточности развития России, обосновывая это тем, что утрата преемственности в генезисе общества и государства, может повлечь необратимые последствияв частности привести к глубокому расколу общества и к агонии государственности. По мнению автора, наиболее оптимальным явилось бы — с одной стороны, частичное использование опыта зарубежных государств, с другой — учет особенностей российской действительности, так как восприятие обществом проводимых реформ достаточно сложно и неоднозначно, а государственные институты не могут полностью контролировать данный процесс.

Исследуя современную политическую систему России нельзя обойти вниманием трансформацию ее структуры, так как последняя, выступает закономерным отражением внутреннего и внешнего состояния общества.

Также для повышения объективности исследования необходимо определить ответ на вопрос — являются ли «гомогенное» государство и общество самоцелью в интегрированной политической системе? С точки зрения автора в западных демократических странах целью государства является именно общество, а цель общества — максимальное социальное благо для каждого гражданина. В России же, напротив, целью общества является государство, в его патерналистской форме, а цель государства обусловливается корпоративными и частными интересами властной элиты.

Объект, предмет и задачи исследования. Объектом исследования выступают теоретические и практические проблемы функционирования политической системы общества в период глобализации.

Предметом является выявление и изучение места и роли российской государственности в мировой политической системе, а также анализ глобализации механизмов и структур в условиях переходного периода.

Для исследования юридической природы политической системы общества и государства, необходимо решить следующие задачи:

— обобщить достижения современной науки в разработке данных проблем, привлекая комплексные исследования, сосредоточив внимание на нерешенных и дискуссионных вопросах, поиска ответа на них;

— проанализировать юридическую природу понятий «глобализация», «государство», «политическая система», изучить их функциональные характеристики;

— сформулировать тенденции в процессе общемирововго исторического развития политической системы общества и государства как России, так и других государственно-правовых образованиях, их диалектическую взаимообусловленность и взаимопроникновение в структуре юридического познания;

— выявить существенность исследования проблем места и роли государства в политической системе Российского общества, в условиях формирования, становления и функционирования властных структур в глобализирующемся современном мире.

Методология исследования. При решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные современной наукой и апробированные практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы, а также законы диалектики: единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, общего и особенного, единичного и уникального.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с исследованием политической системы общества и государства, классификацией, определением их сути, формы и функционального назначения, а также процессов глобализации, были и остаются одними из центральных в общей теории государства и права.

Этой фундаментальной тематике, имеющей методологическое значение, посвятили свои труды С. С. Алексеев, Н. Н. Арзамаскин, О. А. Арин, А. С. Ахиезер, М. И. Байтин, В. К. Бабаев, В. М. Баранов, A.M. Васильев, А. Б. Венгеров, К. С. Гаджиев, С. Б. Глушаченко, В. Г. Графский, Ю. И. Гревцов, В. Е. Гулиев, Н. Н. Деев, А. И. Денисов, В. В. Ильин, А. А. Кененов, Д. А. Керимов, А. И. Ковлер, И. Ю. Козлихин, С. А. Комаров, JI.T. Кривушин, Г. И. Курдюков, В. М. Курицын, О. Е. Кутафин, В. В. Лазарев, О. Э. Лейст, Р. З. Лившиц, И. И. Лукашук, Л. С. Мамут, Г. Н. Манов, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, В. О. Мушинский, B.C. Нерсесянц, А. С. Панарин, А. С. Пиголкин, Т. Н. Радько, Ю. М. Резник, A.M. Салмин, В. П. Сальников, Л. И. Спиридонов, Ю. А. Тихомиров, К. Б. Толкачев, Б. Н. Топорнин, А. И. Уткин, А. Г. Хабибулин, В. А. Четвернин, О. И. Чистяков, В. Е. Чиркин, Г. Х. Шахназаров, Л. С. Явич и др.

Значительный вклад в исследование вопросов, посвященных соотношению общества, личности, государства и права в контексте глобализации внесли виднейшие западные исследователи: Р. Арон, 3. Бжезинский, М. Вебер, Г. Ф. В. Гегель, А. Гидденс, Э. Дюркгейм, И. Кант, П. Козловски, О. Конт, Г. Киссинджер, К. Маркс, Г. Мартин, Ш. Л. Монтескье, К. Поппер, Дж. Стиглиц, Арн. Тойнби, Ф. Ф. Фукуяма, М. Хайдеггер, Ф. А. Хайек, С. Хантингтон, О. Шпенглер, X. Шуман, Ф. Энгельс, Т. Фридман, Ф. Фукуяма, К. Ясперс и многие другие.

Исследованию места и роли государственности в жизнедеятельности политической системы общества как в целом в мировой истории, так и применительно к функционированию российской государственности, посвятили свои работы российские ученые XIX и XX столетия: Н. Н. Алексеев, М. А. Бакунин, Н. А. Бердяев, А. В. Васильев, Г. Д. Гурвич, Н. Я. Данилевский, Н. А. Зверев, В. В. Ивановский, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов, П. А. Кропоткин, С. А. Котляровский, С. А. Муромцев, Г. В. Плеханов, К. П. Победоносцев, Г. Сафаров, В. В. Соловьев, М. М. Сперанский, Е. Н. Трубецкой, СЛ. Франк, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.

Указанная тематика носит не только теоретический и прикладной характер. Она определяет не только стратегию дальнейшего развития государственности, но и обуславливает необходимость определенных реформ для оптимальной модификации пути развития.

Актуальность проблемы, недостаточная разработанность в современной литературе обусловили выбор темы и предопределили ее комплексный, междисциплинарный характер.

Научная новизна состоит в том, что в диссертационной работе при современном научном подходе проведено исследование трансформации политической системы российского общества, применительно к современным условиям развития социально-правовой глобальной системы, а также анализ переходной структуры государственности, во взаимосвязи с процессами интеграции международных отношений.

Положения, выносимые на защиту. Результатом научного анализа данной проблематики являются выносимые на защиту выводы и положения, представляющие собою авторскую концепцию глобализации политической системы российского общества.

— Политическое оформление глобального мира является результатом одновременно активных теоретических поисков и ежедневной политической практики участников международных отношений. Именно научно-теоретический аспект является фактором усовершенствования практической геополитики, поскольку, апеллирование к высоким идеалам, по мнению автора, позволит преодолеть нежелательные политико-правовые реалии современности. Политическую систему необходимо рассматривать, прежде всего, как систему управления, с помощью которой современное общество регулирует интеграцию всех существующих в нем социальных подсистем.

В развитии политики и геополитики выделяются несколько этапов: доминирование роли географической среды. В современном варианте: геополитика — это влияние географических условий страны на ее внешнюю и внутреннюю политикуобоснование военно-политической теории, акцентирование на политико-военных процессах и военно-стратегических исследованияхпоказ многосторонности геополитических факторов, среди которых можно выделить ресурсное обеспечение, экологичекую безопасность, демографичекие характеристики, политическую стабильность и другиепопытка связать региональные и геополитические проблемы, выделение практической геополитики или геостратегии Трансформация структуры современной политической системы России зависит от единства интеграции трех ее элементов: институционального, информационного и нормативного компонента. Информационная подсистема политической системы общества по своей природе должна способствовать общественному равновесию и интеграционному развитию. Глобальные средства массовой информации воплощают единство трех начал: естественного (природного), ибо информация является важнейшим ресурсом, без которого невозможна сама жизньсоциального, порождающего проблему организации совместной деятельности и общениядуховного, вызывающего необходимость знаний и оценки происходящего.

По нашему мнению, глобализация является вызовом для традиционных атрибутов российской государственно-правовой системы. Направления трансформации нормативного компонента политической системы сегодня лишь два: адаптация правовой системы в глобальный мир или превращение в «режим-изгой», обреченный на замкнутость в собственных границах.

Развитие глобализации и влияние внутригосударственных факторов на данный процесс, выдвигает на передний план проблему соотношения «национального» и «гомогенного» государства. Анализ современных тенденций к унификации составляющих элементов государственности позволяет предположить, что при определенном развитии экспансии международного сообщества национальные государства могут быть заменены «регионами-государствами», либо регионами бывших стран (микрорегионы), либо блоками стран (макрорегионы). Таким образом, глобализация может достигаться и через регионализацию, а не только через интеграцию межгосударственной системы.

Одними из актуальных функций современных политических партий являются: разработка политического курса (с этой целью создаются инициативные группы, комитеты, комиссии, общественные советы, мозговые тресты и т. п.) — рекрутирование новых членоввоспитание активистовмобилизация избирателей на поддержку партийных кандидатовподбор лидеров, продвижение их на руководящие должности в органах государственных и массовых общественных организацийосуществление контроля за деятельностью органов властиучастие в разрешении социальных конфликтов (через переговоры, предложения альтернативных программ и т. п.) — а также осуществление межнациональной и межгосударственной интеграции.

Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов и выводов диссертации в процессе преподавания курсов: «Теория государства и права» и «Актуальные проблемы теории государства и права», «Политология», «Конституционное право Российской Федерации и зарубежных стран», а также в повседневной деятельности представителей государственных органов и общественных организаций.

Апробация исследования. Выводы и основные положения диссертации изложены в опубликованных работах, а также в выступлениях автора на научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ трансформации политической структуры российской государственности, ее основных элементов, а также общественных предпосылок приводит к выводу о том, что перед Россией стоят три неотложные задачи, от решения которых зависит само ее сохранение как государства.

Так, все элементы и структурные блоки новой российской государственности должны как можно скорее войти в режим демократически-правового функционирования, принципы которого утверждены Конституцией РФ. Только это может обеспечить ту действенность государственной власти, дефицит которой наблюдается. Искать эффективность и реальную значимость на иных путях за счет расширения полномочий и государственного «веса» различных «силовых структур», за счет сворачивания конъюнктурной корректировки избирательного процесса, поиска «сильных личностей», якобы способных «навести порядок в стране», — значит отклониться от основной цели трансформации России в современное правовое государство.

Само российское общество также должно избавиться от «синдрома посттоталитарной апатии», от ностальгии по патерналистскому государству, преодолеть разочарование в «демократии» как таковой, вызванное первым опытом ее утверждения в России. Все легальные формы самодеятельности и самоорганизации, все утвержденные Конституцией права и свободы необходимо использовать для модификации пассивной данности российского «гражданства» в активную гражданственность, на фундаменте которой только и возможна современная государственность.

И, наконец, необходим постоянный, заинтересованный и ответственный диалог «власти» и «общества», в котором политический императив конструктивного взаимодействия должен преобладать над интересами конъюнктурного политиканства. Отнюдь не занижая значимости достигнутого на пути строительства новой российской государственности, необходимо констатировать, что оптимальная стабильность России, гарантирующая ее будущее, и «включенность» в общемировые процессы еще не достигнута.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Политическая система является одной из форм социального состояния общества. Она представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы и занимает в ней центральное положение, обусловленное ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью. Политическая система является прежде всего системой управления, с помощью которой общество регулирует существующие в ней подсистемы: социальную, экономическую, идеологическую, этическую, культурную. Распределяет природные ресурсы и взаимодействует с внешнеполитическим окружением.

2. Основой политической системы является власть. Власть — это своего рода почва политики, ее питательная среда. Причем речь идет не только о завоевании, но и об использовании и сохранении власти, и не власти вообще, а власти государственной. До тех пор, пока участники общественных отношений не выдвигают притязаний на власть, они остаются вне сферы политической системы. Суммируя вышеизложенное можно сформулировать определение политической системы, как деятельности взаимосвязанных, взаимодействующих политических организаций общества, основой которой является стремление к завоеванию, удержанию и использованию государственной власти.

3. Основой для построения либерально-демократической политической системы социального типа является развитое гражданское общество. В политической жизни участвуют такие элементы гражданского общества, как политические партии и группы интересов. Формирование элементов гражданского общества в России идет недостаточно активно. На сегодняшний день функционирует многопартийная система, которая должна представлять интересы различных социальных групп в государственном аппарате, но в силу своего несовершенства свои функции она не выполняет. Сформировались группы интересов, оказывающие давление на политическую элиту с целью достижения поставленных перед собой целей, но они только ищут способы и формы воздействия.

4. Будучи частью глобальной общественной системы, политическая система в свою очередь состоит из взаимодействующих подсистем. В ее структуре следует выделять три подсистемы: институциональную (политические организации), информационную и нормативную, которые сами, в свою очередь, являются полнокровными системами.

5. Институциональная подсистема является фундаментов всей политической системы, так как в ее состав входят политические организации составляющие ее статическую часть — государство, политические партии и группы интересов. Ведущей организацией, сосредоточивающей в себе максимальную политическую власть, является государство. Российское государство является республикой со смешенной формой правления, с доминирующим положением президента в структуре власти. По форме государственного устройства Россия является федерацией. На сегодняшний день в политической системе России функционирует многопартийная система. Партии являются представителями различных социальных групп, выражая их интересы и стремления, навязывая их обществу в целом, через участие в государственном управлении. Группы давления — это организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. д.), члены которых не претендуют на высшую политическую власть в системе, оказывают влияние для достижения своих специфических интересов. Группы давления пытаются воздействовать на политическую элиту, а не управлять непосредственно. В этом их отличие от политических парий. Политические партии и группы интересов воздействуют на формирование государственных структур, осуществляя корректировку политических целей, направляя политическое развитие.

6. Информационная подсистема устанавливает связь между политическими организациями политической системы. В нее входят разнообразные средства массовой информации. Они выполняют многообразные функции в политической системе: информируют, рекламируют, развлекают, играя важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляется в целом через и с помощью СМИ. Российское общество сегодня опасно дезориентировано, что во многом обусловлено отсутствием достоверной информации. Именно поэтому необходимо трансформировать СМИ, сформировать их новую модель, которая представляла бы собой формы открытого и толерантного развития общества. В этой модели государственные и рыночные силы должны находится под общественным контролем.

7. Правовая подсистема представляет собой целесообразную, структурно-организованную, единую целостность правовых явлений, состояний и процессов, которым присущи новые интегративные качества, не свойственные отдельным компонентам или свойственные им не в таких объемах и степени. Категория «правовая система» дает возможность раскрыть реальную жизнь права и иных юридических явлений, показать их не только в статике, но и в контексте социальной действительности, общественных отношений, в динамике. Правовая система — это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативно-организующее воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита).

8. Характеризуя эволюцию политической системы современного Российского общества, автор постулирует тезис о том, что происходит болезненный процесс смены курса развития государства трансформации, как основных атрибутов государственности, так и сопутствующих им факторов, т. е. Россия с тоталитарного пути развития переходит на демократический. Анализ всех изменений происходящих в связи с такой трансформацией, вряд ли возможен, поэтому в диссертации содержится только исследование формы государственности как закономерного отражения внутреннего и внешнего состояния общества. Причем характеристика политико-правового режима происходит с позиций рассмотрения последнего в качестве одного из существенных критериев реального соотношения общества и государственности, как современной России, так и других государств.

Зная о традиционно значительной роли государства в политической системе Российского общества, важно правильно определить стратегию государственной политики в отношении создания предпосылок и условий для построения правового государства и формирования гражданского общества.

На пути создания в России правовой государственности и гражданского общества немало трудностей, однако, чем быстрее и глубже мы изучим указанные проблемы, тем легче будет государству и обществу, политическому руководству и общественным движениям, партиям и государственным организациям находить наиболее приемлемые решения сложнейших задач, вставших перед нами в период обновления взаимодействия элементов социальной системы — Российское общество и государственность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. -М., «Тандем», 1998.
  3. Федеральный Закон РФ от 5 августа 2000 г. № ПЗ-ФЗ «О порядкеформирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 32. — Ст.3336.
  4. Федеральный Закон РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 35. -Ст. 3506.
  5. Указ Президента РФ от 13 января 1993 г. № 45 «О мерах по усилению контроля за созданием и деятельностью общественных объединений"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — № 3.
  6. Указ Президента РФ от 27 апреля 1993 г. «О дополнительных мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций"// Российская газета. 1993. — 5 мая.
  7. Распоряжение Президента РФ от 16 февраля 1994 г. «Об общественной палате при Президенте РФ"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. — № 8.
  8. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 989 «О политическом консультативном совете"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1996. — № 27.
  9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Об укреплении Российского государства"-М., 1995.
  10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О действенности государственной власти в России». -М., 1995.
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Россия, за которую мы в ответе». -М., 1996.
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Порядок во власти порядок в стране». -М., 1997.
  13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Общими силами к подъему России». -М., 1998.
  14. Указ Президента РФ от 23 марта 1993 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлением фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ"// Российская газета. 1995. — 25 марта.
  15. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1996 г. № 266 «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ""// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1996. — № 12.
  16. Политическая резолюция IV съезда Всероссийского общественно-' политического движения «Наш дом Россия» «О социально-экономической и политической ситуации в стране и задачах движения «Наш дом — Россия» на 1997−1999 годы"//
  17. Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. — 1997. -№ 4.
  18. Регламент Государственной Думы Федерального собрания-парламента РФ. М., 1995.1. КНИГИ
  19. С.А. Политический плюрализм и общественные движения в РФ: конституционно-правовые основы. М., 1996.
  20. А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976.
  21. А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления. М., 1998.
  22. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  23. М. Парламенты. М., 1967.
  24. Г. К. Доктрина «массового общества», М.: Политиздат, 1971.
  25. Аристотель. Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1983.
  26. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. — М.: Соцэкгиз, 1936.
  27. Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с франц. М.: Текст, 1993.
  28. В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975.
  29. А.С., Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции и перспективы. -М.: МГУ, 1997.
  30. В.У. О природе философского знания. Критика современных буржуазных концепций. -М.: Наука, 1978.
  31. М.А. Философия. Социология. Политика. -М.: Изд-во Правда, 1989.
  32. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. — М.:МГУ, 1987.
  33. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.
  34. А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. —М.: Наука, 1966.
  35. Березовская J1.B., Ковалев А. М. Россия на пороге XXI века. —М.: МГУ, 1998.
  36. Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993.
  37. Н.А. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994.
  38. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. -М.: «Международные отношения», 1999.
  39. В.О. О гражданском обществе и общественном договоре. -М., 1990.
  40. И. П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960.
  41. Ф. Соч. 2-е исправ. и допол. -М.: Мысль, 1977.
  42. JI.C. Проблемы генезиса китайского государства. -М., 1983.
  43. Е.М. Великий английский материалист Томас Гоббс. -М.: Знание, 1960.
  44. А.Б. Теория государства и права. -М.: «Новый юрист», 1998.
  45. В.Н. О сущности живой материи. -М.: Мысль, 1971.
  46. В.Г. Социальная организация пространства. (Философско-социологический анализ). -М.: Наука, 1988.
  47. И. Общество, культура, социология/ Пер. с венг., общ. ред. С.Н. Плотникова- ступит, ст. И. С. Нарского. -М.: Прогресс, 1984.
  48. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее развитие. -М.: ИГП РАН, 1995.
  49. Вольтер. Философские сочинения./ Пер. с фр.- ответ, ред. В. Н. Кузнецов. -М.: Наука, 1989.
  50. Е. Социология политических отношений: Пер. с польск. -М.: Прогресс, 1979
  51. А. С. Имплементация норм международного права.-Киев: Вища школа, 1980.
  52. К.С. Введение в геополитику: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям и направлениям: «Политология», «Междунар. отношения», «Юриспруденция», «История», «Социология». 2-е изд., доп. и перераб. М.: Логос, 2000.
  53. Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. -СПб.: «Норма», 1997.
  54. А.А., Красин Ю. А. Россия на перепутье. Авторитаризм или демократия: варианты развития. -М.: Весь мир 1998.
  55. И.А., Хачеритлов М. Ж. Государство: теория и реальность. -Нальчик: Эльбрус, 1998.
  56. Г. В. Наука логики// Энциклопедия философских наук. -М., 1975.
  57. Г. В. Работы разных лет. -М.: Мысль, 1972.
  58. Г. В. Философия духа// Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1977.
  59. Г. В. Философия права. Пер. с нем. -М.: Мысль, 1990.
  60. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  61. Геополитические и геоэкономические проблемы России. Санкт-Петербург: Русское географ. об-во, 1995.
  62. А.И. Сочинения в 2 т. -М.: Мысль, 1985−1986.
  63. В.И. Социальное планирование и социальная служба в промышленности. Методология с позиций практики. -Новосибирск: Наука Сиб. отд., 1984.
  64. Глобальное сообщество: новая система координат. Подходы к проблеме. (Рук. проекта, отв. ред. А.И.Неклесса). -СПб.: Алетейя, 2000.
  65. Т. Философские основания учения о гражданине. -М.: Политиздат, 1974.
  66. Т. Сочинения в 2 т. -М.: Мысль, 1991.
  67. П.А. Система природы. -М., 1924.
  68. П.А. Избр. произв. в 2 т. -М.: Мысль, 1963.
  69. Государственная служба основных капиталистических стран. -М., 1977.
  70. Государство Российское: власть и общество. Сборник документов/ Под общей ред. Ю. С. Кукушкина. -М.: МГУ, 1996.
  71. Р. 48 законов власти. (Пер. с англ.). -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.
  72. Г. О праве войны и мира/ Пер. с лат. А. Л. Саккети. -М.: Госюриздат, 1956.
  73. В.Е., Рудинский Ф. М. Демократия и достоинство личности. -М.: Наука, 1983.
  74. В.Е., Колесников А. Отчужденное государство. -М., 1998.
  75. Л. Общее учение о государстве/ Пер. с нем. И вступит, ст. И. Н. Неровецкого. -СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза 1910.
  76. Р. О демократии. -М.: «Аспект Пресс», 2000.
  77. В.Н. Политические партии и буржуазное государство. — М., 1984.
  78. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. -М.: «Мир», 1969.
  79. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Общ. ред. и всупит. Статья А. Ф. Лосева. -М.: Мысль, 1979.
  80. Ю.А. Гражданин и власть. -М., 1994.
  81. Ю.А. Россия: становление многопартийности. -М., 1992.
  82. Н.Г. К вопросу о диалектике государства и гражданского общества. -Самара, 1992.
  83. А.Г. Основы геополитики: Геополит. будущее России. Мыслить пространством. 4-е изд. М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2000.
  84. В.Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск, 1990.
  85. И.А. Сочинения в 2 т. -М.: «Медиум», 1993.
  86. В.В. Теория познания. Эпистемология. -М.: МГУ, 1991.
  87. В.В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. -М.: МГУ, 1996 .
  88. И.П. Политическая система современного капитализма. -М., 1983.
  89. И.А. Метафизика власти и закона. М.: «Юристъ», 1998.
  90. М.А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. -М.: РОССПЭН, МГИМО, 2000.
  91. Избирательное право и выборы. -М., 1990.
  92. История политических и правовых учений: Учебник для юридических вузов и факультетов. Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. — М.: ИНФРА-М., 1996.
  93. С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность.-М.: Политиздат, 1983.
  94. И. Трактаты и письма. -М.: Политиздат, 1980.
  95. В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Текст лекций. -Ярославль, 1997.
  96. В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. -М., 1992.
  97. А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. -М.: ИГП РАН, 1997.
  98. А.И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт. -М., 1995.
  99. А.П. Россия на пороге XXI века. -М., 1998.
  100. Э.Г. Глобалистика. -М., 2001.
  101. К. Сумерки Запада. (Пер. с англ.). -М.: Моск. школа полит, исслед., 2000.
  102. В.В. Правовое государство и гражданское общество// Общая теория права. Учебник /Под ред. А. С. Пиголкина. -М., 1995.
  103. А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). -М., 1999 .
  104. И.А. Права граждан: буржуазные теории и практика ФРГ. -М., 1986.
  105. О.Э. Гражданское общество, государство, личность// Общая теория государства и права. Академический курс./ Под ред. М. Н. Марченко. -М.: Зерцало, 1998.
  106. В.И. Полное собрание сочинений в 55-ти т. -М.: Политиздат, 1973−1980.
  107. В.И. О социалистическом государстве и праве. -М.: Наука, 1969.
  108. Г. П. Власть: ее формирование и реализация в России в пореформенный период: Уч. пос. -М., 1996.
  109. Личность, общество и государство. -М.: Наука, 1966.
  110. И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. -М.: Спарк, 2000.
  111. А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. -М., 1998.
  112. К.О. Гражданское общество. -М.: РАУ, 1993.
  113. К.О. Гражданское общество и государство (теоретико-методологический аспект). —М., 1998.
  114. А.С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах// Сов. гос. и право. — 1990.- № 6.
  115. Т.А. Личность и политика в переходный период// Личность и власть: интеркультурный диалог. -М., 1998.
  116. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Политические исследования. 1991. — № 2.
  117. А.Л. Становление гражданского общества: российский вариант// Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт.-М., 1995.
  118. В.М. Гражданское общество: от европейской модели к русским ментальным традициям// Социокультурные проблемы политической власти в России. -Екатеринбург, 1993.
  119. Античное общество и государство: Проблемы социально-политической истории. Межвуз. сб./ Редкол.: Фролов Э. Д. (отв. ред.) и др.-Л.: ЛГУ, 1988.
  120. А.Б. Политический выбор личности в гражданском обществе// Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. -М., 1991.
  121. Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство// Социологические исследования. — 1995. № 6.
  122. С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть // Власть 1999. № 9. Бессонов Б. И. Актуальность кантовского понимания гражданского общества// Социальная теория и современность. -М., 1992.
  123. ЗЛО Бергер П. Л. Общество в человеке// Социально-политический журнал. 1995. — № 8.
  124. В.Н., Кротов Н. И. Гражданские движения// Социологические исследования. 1989. — № 2.
  125. А.Д., Виноградов А. В. Модель равноположенного развития: варианты «сберегающего» обновления// Политические исследования. 1999. — № 4.
  126. С. Убийство из сострадания// Общественные науки (и современность). 1992. — № 4.
  127. Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия// Социальные исследования. 1997. — № 7.
  128. А.О., Ельмеев В. Я., Орлов В. Н. О предмете социологии как общей науке об обществе// Социальные исследования. -1991. -№ 9.
  129. В.П. Теоретические основания социальной синергетики// Петербургская социология. -Спб., 1997.
  130. Будь лицом: ценности гражданского общества/ РАН. Сиб. отд-ние. Тюм. науч. центр и др. -Томск: Изд во Том. ун-та, 1993.
  131. П. Социальное пространство и генезис «классов».// Вопросы социологии. 1992. — № 5.
  132. Ф.М. О некоторых вопросах теории общенародного государства// Советское государство и право. 1962.- N 10.
  133. А.П. Особенности крушения тоталитаризма коммунистических цветов// Общественные науки (и современность). -1995.- № 5.
  134. А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое// Социально-политический журнал. 1996. — № 1.
  135. Р. Общество// Социо Логос. -М., 1991.
  136. К.И. Гражданское общество: личность, общество и государство// Гражданское общество. -М., 1993.
  137. Н. Преждевременный конституционализм или восточноевропейский эксперимент «обратного хода» истории. — Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 1998. -№ 2.
  138. В.А. Гражданское общество// Социально-политический журнал. — 1992. № 4.
  139. JI.C. Феномен власти собственности // Типы общественных отношений на Востоке в средние века. — М., 1982.
  140. Ю.А. Гражданское общество эпохи НТР// Политические исследования. 1991. — № 8.
  141. В. Государство в современном обществе// Политология вчера и сегодня. -М., 1990. Вып. 2
  142. Н.Г. Методы унификации права международных коммерческих контрактов // Государство и право. 1998. — № 7.
  143. З.Т. Гражданское общество в России// Социальные исследования. 1997. — № 3.
  144. З.Т. Гражданское общество и социальная стратификация// Проблемы формирования гражданского общества. -М., 1993.
  145. З.Т., Витюк В. В., Гридчин Ю. В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация// Социальные исследования. 1995. — № 4.
  146. Г. В. Самоуправление и гражданское общество в двух традициях политической мысли: марксизм и либерализм// Правовое государство. Гражданское общество. Самоуправление. -Новосибирск, 1991.
  147. Г. В. Элиты, общероссийские партии, местные избирательные системы (О причинах развития политических партий в регионах России)// Общественные науки (и современность). 2000. -№ 3.
  148. С.З. Социальное основание принципа самодеятельности// Научный метод и методологическое сознание. -Свердловск, 1986.
  149. Государство, гражданское общество и процесс демократизации в Латинской Америке. -М., Ин-т стран Латин. Америки РАН, 1995.
  150. Гражданское общество (проблемно-тематический сборник)/ Науч. ред. В. Г. Смольков. -М.: «Луч», 1993.
  151. Гражданское общество/ Магометов К. О., Смольков В.Г.- Рос. акад. упр., Моск. ин-т приборостр. -М., МИП, 1993.
  152. Гражданское общество и перспективы демократии в России/ Михайлов Б., Игнатьев А. И др.- под ред. Б. В. Михайлова. -М., РНФ, 1994.
  153. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования/ АН СССР, Ин-т государства и права- отв. ред. Г. Н. Манов. -М.: ИГПАН, 1991.
  154. Гражданское общество и региональное развитие/ Материалы научно-практической конференции. 22 апреля 1994 г. г. Томск- Отв. ред. Э. И. Черняк и др. -Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1994.
  155. Л., Филипец И. Политика, общество и политическая власть// Философия и политика в современном мире. -М., 1989.
  156. А. А. Победы и поражения современной социал-демократии// Политические исследования. 2000. — № 3.
  157. П.С. Человек как объект социально-философского анализа// Проблемы человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988.
  158. Е.Н., Шкаратан О. И. От этатизма к становлению гражданского общества// Рабочий класс и современный мир. -М., 1990.
  159. Ю.Н. «Война всех против всех» в идеальном типическом истолковании: о социологической значимости концепции Гоббса// Политические исследования. 1993. — № 8.
  160. Р. От социального государства к цивилизованному сообществу// Политические исследования. 1993. — № 9.
  161. Н.Н. Соотношение государства и общества в свете решений XXVII съезда КПСС// Сов. государство и право. -1986. № 11.
  162. В. Гражданское общество и правовое государство — показатели// Коммунист. 1987. — № 17.
  163. М.В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство// Политические исследования. 1992. — № 1−2.
  164. В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы// Личность и власть: интеркультурный диалог. -М., 1998.
  165. .Г. «Свобода от государства» и «свобода через государство»: о неолиберальности посткоммунистической Росси иответственности либералов// Личность и власть: интеркультурный диалог. -М., 1998.
  166. Э. Безгосударственное общество// Анархия и власть. -М. 1992.
  167. Л. Россия и правовое государство// Свободная мысль.1992.-№ 7.
  168. И.И. Будущее либеральной демократии в России// Общественные науки (и современность). — 1995. № 6.
  169. Д.А. Сущность общенародного социалистического государства// Вестник ЛГУ. 1961. — № 23.
  170. .А. Государство правовое и социалистическое// Вопросы философии. 1990. — № 8.
  171. .А. Общество и индивид// Социологические исследования. 1996. — № 10.
  172. А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах// Общественные науки (и современность). 1995. — № 5.
  173. В.В. Основные функции гражданского общества// Проблемы формирования гражданского общества. -М., 1993.
  174. В.В. Цивилизационный процесс и гражданское общество в России: от неосословности к неоклассовости// Структура общества и массовое сознание. —М., 1994.
  175. .В. Гражданское общество в структуре социума// Гражданское общество. -М., 1993.
  176. Р. Дж. Новый Левиафан, или Человек, общество, цивилизация и варварство// Социологические исследования. 1991. -№ 4.
  177. С.Г. Социальные приоритеты в российской прессе нового времени // Средства массовой информации и современное общество. -СПб., 2000.
  178. С.Г. Асоциальность прессы и отклоняющееся поведение журналистов // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы / Ред.-сост. М. В. Шкондин. -М., 1998.
  179. Н.А. Международно-политическая организация глобализирующегося мира: модели на среднесрочную перспективу // «Общественные Науки и Современность». — 2001. № 6.
  180. Н.А. Глобализация, миропорядок начала XXI века и Россия.// Постиндустриальный мир и Россия. М., Эдиториал УРСС, 2001.
  181. В.Б. Глобализация международных отношений: единое мировое сообщество или дифференциация наций? // Космополитис, «Альманах», 1999.
  182. В. Интернационализация, глобализация, мировой порядок.// Независимая газета. — 2000. 11 октябр.
  183. В. Югославский кризис и внешнеполитическая стратегия России // Мировая экономика и международные отношения. 1999. -№ 9.
  184. М. Об идеальном и реальном// Вопросы философии. 1984. — № 8.
  185. С.М. Политическая социология// Американская социология: перспективы, проблемы, методы. -М., 1972.
  186. В.В. Соотношение личности и общества в проекте «наилучшего государства» Аристотеля// Духовная сфера деятельности человека. -Саратов, 1997. -Вып. 2.
  187. А.В. Демократизация или кланизация? (Эволюция взглядов западных исследователей на перемены в России)// Политические исследования. 2000. — № 3.
  188. Н. Понятие общества// Проблемы теоретической социологии. -Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.
  189. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998.
  190. В.В. Политическая преступность в России: прошлое и настоящее// Общественные науки (и современность). 1999.- № 5.
  191. А. Модернизационные вызовы и политические ответы правящей элиты Краснодарского края// Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. — № 1.
  192. Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве// Сов. государство и право. 1990. — № 6.
  193. Л.С. Политический процесс// Сов. государство и право. -1984.-№ 5.
  194. И.Ф. Гражданское общество и современное государство// Вестник МГУ серия 11. — 1995. — № 4.
  195. А.Н. Гражданское общество и правовое государство в политической мысли Германии// Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1992. — № 4.
  196. А.Н. Идея разделения властей: история и современность// Социологический журнал. 1994. — № 4.
  197. А.Н. Мнимый конституционализм как явление мировой политической культуры// Социальные исследования 1994. -№ 8.
  198. А.Н. Формирование гражданского общества: реформы и контрреформы в России// Реформы и реформаторы в истории России. -М., 1996.
  199. Р.К. Социальная теория и социальная структура// Социальные исследования. 1992. — № 3.
  200. A.M. Взаимоотношения индивида, общества и государства в политической теории марксизма и проблемыдемократизации социалистического общества// Вопросы философии. 1987.-№ 8.
  201. В.Ш. Некоторые теоретические и методологические аспекты интернационализации жизни народов// Вестн. МГУ. Сер. 12. Теор. науч. коммунизма. М., 1982. — № 6.
  202. М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе //Власть. 2000. — № 8.
  203. Политические партии в России и на Западе: функционирование партийных систем (проблемно-тематический сборник). -М.: ИНИОН РАН, 1995.
  204. В.Д. Право и государство в гражданском обществе// Вестник МГУ серия 11.- 1994. — № 3.
  205. А.П., Дрессе А. Концепция гражданского общества в политических трудах Гегеля, Маркса и Грамши// Политическая теория: тенденция и проблемы. -М., 1993.
  206. Г. О модели будущего России// Взгляд в XXI век (беседы с интересными людьми на интересные темы). -Уфа.: АН РБ, 1999.
  207. К. Логика социальных наук// Вопросы философии. -М., 1992.
  208. Е.Д. Безопасность человека и преступность. Программа международной научно-практической конференции. 23−25 ноября 1994 года. Санкт-Петербург. -СПб, 1994.
  209. В.П. Информационная власть и демократия// Общественные науки (и современность). 1999. — № 4.
  210. А.В. Политическая стратификация современного российского общества: Дис. .канд. политол. наук. -М., 1998.
  211. Брушкова J1.A. Политические партии в посттоталитарном обществе (возникновение и развитие): Дис.. канд. социол. наук. -М., 1993.
  212. А.Г. Демократия и гражданское общество: Индия: (Опыт сравнит.-ист. исслед.). Автореф. дис. .доктора ист. наук. -М., 1993.
  213. В.Н. Личность, общество, государство (Проблемы развития гражданского общества): Автореф. дис. .доктора истор. наук. -М.: ИНИОН, 1992.
  214. С.А. Личность в политической системе российского общества (теоретико-правовое исследование): Дис. .доктора юрид. наук. -СПб., Рязань, 1996.
  215. С.Б. Политические предпосылки формирования гражданского общества в России: Дис. .канд. полит, наук. —М., 1996.
  216. М.С. Выборы как фактор рекрутирования и формирования региональной политической элиты России: Дис. .канд. политол. наук. -М., 1997.
  217. Е.А. Роль профсоюзов в политическом процессе современной России: Дис. Канд. политол. наук. -М., 1998.
  218. Г. Н. Политический плюрализм и проблемы консолидации современного российского общества: Дис. .канд. полит, наук. -М., 1993.
  219. В.Б. Партии в политической жизни современной России: Дис. .канд. политол. наук. -М., 1994.
  220. B.C. Теоретические проблемы сущности, содержания и формы государства: Дис. .доктора юрид. наук. -Л.: ЛГУ, 1968.
  221. В.И. Политическая организация общества: Дис. .доктора философ, наук.-М.: МГУ, 1968.
  222. Т.Н. Проблемы взаимоотношения государства и личности (некоторые историко-философские и социально-идеологические аспекты): Дис. .канд. философ, наук .-М., 1977.
  223. К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: Дис. .доктора юрид. наук. -СПб.: СПбУ МВД РФ, 1998 .
  224. А.Г. Теоретико-методологические проблемы типологии государства: Дис. .доктора юрид. наук. -СПб.: СПбУ МВД РФ, 1997.
Заполнить форму текущей работой