Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства
Диссертация
Активизация процесса развития творческих способностей учащихся возможна при соблюдении следующих педагогических условий: наличие интегрированной программы и ее направленность на развитие творческих способностей учащихся (развитие у учащихся потребности общения с искусствомформирования у них представления о единстве искусств, посредством элементов, имеющих изначальное генетическое родство… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретические основы художественного образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования
- 1. 1. Изобразительное искусство как специфическое средство художественного образования и эстетического воспитания учащихся
- 1. 2. Особенности развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства
- 1. 3. Интеграция видов искусств как фактор развития творческих способностей учащихся
- Глава 2. Пути и условия развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода
- 2. 1. Пути интеграции видов искусств в учебно-воспитательном процессе школы-лицея (художественное отделение)
- 2. 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства
Список литературы
- Абрамова JT.3. К проблеме определения сущности эстетической культуры и противоречий ее формирования // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для 21 века: доступность, эффективность, качество». М., 2002. — С. 2−4.
- Аврукин В.М., Турова Б. Д. Новые исследования психологии творчества // Психологический журнал. 1985. — № 5. — С. 6−8.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. -559с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 229 с. — Т. 2. — 286 с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия у детей. М.: ИзоГиз, 1964.-324 с.
- Анасшази А.И. Психологическое тестирование. М.: Знание, 1982. -62 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского Университета, 1988. — 238 с.
- Аникина И.Л. Интеграция базового и дополнительного образования детей в условиях воспитательной системы государственного образовательного учреждения центра образования № 1602 // Классный руководитель. -2002. — № 6. — С. 99−100.
- Антонов Ю.К. «Синтез искусств» на уроках изобразительного искусства // Искусство в школе. 2000. — № 3. — С. 68−70.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
- Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Сов. Художник, 1981. -351 с.
- Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена. 1999. — 140 с.
- Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990.- 188 с.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства : В 2-х т. -М: Искусство, 1994. 542 с.
- Березина В.А. Модернизации дополнительного образования. // Внешкольник. 2003. — № 1. — С. 16−18.
- Блонский П.П. Педалогия / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 288 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение, 1981. — 185 с.
- Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972. -151 с.
- Брушилнский A.B. Воображение и творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С. 341−346.
- Буйлова JJ.H. Педагог дополнительного образования личность и профессионал. // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С. 28−29.
- Буйное А.Н., Иогансон Б. В., Угаров Б. С. Школа изобразительного искусства. I часть. М.: Изобразительное искусство, 1986. — 156 с.
- Бурвина Э.М. Ассоциативный метод преподавания музыки. М.: Искусство, 1990. — 48 с.
- Буров А.И. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1974. 303 с.
- Вассерман М., Фель Т. Экспериментальное исследование психологии группового творчества // Материалы 4 конференции психологов Прибалтики. Рига, 1970. — С. 44−46.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 117 с.
- Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. 287 с.
- Ветрова И.Б. Этнокультура и искусство // Изобразительное искусство в школе. 2002. — № 1. — С. 63.
- Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989. — 42 с.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. Часть 1. -Минск: Нац. институт образования РБ, 1995. 240 с.
- Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск М: Педагогика, 1987.-С. 101−141.
- Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.- 221 с.
- Воронов C.B. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1985.-351 с.
- Вопросы синтеза искусств. Материалы Первого творческого совещания архитекторов и живописцев. М.: Изогиз, 152 с.
- Вундт В. Введение в психологию. М., 1912.-341 с.
- Выготский U.C. Анализ эстетических реакций. М.: Лабиринт, 2001. -278 с.
- Выготский U.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Лабиринт, 2001.-245 с.
- Выготский U.C. Педагогическая психология. М.: Лабиринт, 1999. -247 с.
- Выготский U.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 205 с.
- Гегель Г. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1993−1994. -Кн. 1. — 349 с. — Кн. 2. — 423 с. — Кн. 3. — 582 с.
- Генезис педагогических идей во втором тысячилетии нашей эры: Материалы международной конференции. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000.- 131 с.
- Гете И. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. — 632 с.
- Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994. — 176 с.
- Гилъдербант А.Г. Проблема формы в изобразительном искусстве. Собрание статей. М.: «Мусагет», 1914.-193 с.
- Горюнова Т.А. Путь к профессии учителя. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. — 78 с.
- Грунзберг С.О. Психология творчества / Под ред. Г. В. Сегалина. Д.:
- Практическая медицина, 1976. 307 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
- Гусев Ю.А. Познание и творчество: логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск.: Университетское, 1987.-254 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1982. -485 с.
- Давыдова А.Л. Эстетическое воспитание // Искусство и образование. -2001. -№ 3.- С. 10−21.
- Даги И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ: Автореф. дис. г-канд. пед. наук.-М., 1989.-20 с.
- Данилюк ВТ. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: Дис.. .канд. пед. наук. М. — 1997. — 178 с.
- Диалектика и теория творчества / Под ред. С. С. Гольдентрихта, A.M. Коршунова. М.: Изд-во МГУ. 1987. — 198 с.
- Дофман JJ.M. Эмоции в искусстве. М.: Искусство, 1997. — 254 с.
- Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. -Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. 448 с.
- Дружинина В.А. Развитие личности учащегося через художественное творчество. Гуманизация образования и эстетическое воспитание детей. Рязань. 1996. — 83 с.
- Дружинина В.Ф. К вопросу о роли эстетики в формировании личности // Искусство в школе. 2000. — № 2. — С. 13−14.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Кн. Психология мышления. М.: Прогресс, 1966. — С. 86−234.
- Егоров О.Г. Интегрированный урок в инновационной школе // Школьные технологии. 2000. — № 2. — С. 130−136.
- Ежова Е.Ю. Программа по методике ИЗО. Искусства с практикумом. Рязань: РГПУ, 1997. — 9 с.
- Еремеев А. Ф. Границы искусства. М.: Знание, 1987. — С. 252−262.
- Ермолаева С.Ю. Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов: Дис. .канд.пед.наук. М., 1998. — 146с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 74−84.
- Жуков C.B. Формирование эстетических чувств средствами искусства. // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 3. — С. 48−50.
- Жуковский В.И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность (Визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. — 284 с.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 258 с.
- Зверев ИД. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. -64 с.
- Зинченко В.П. Формирование зрительного образа. М., Изд. Моск. унта, 1969.- 106 с.
- Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, — 1979. — 120 с.
- Зись А.Я. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.-247 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Изобразительное искусство, 1961. — 265 с.
- Известия академии образования. М.: 2001, — № 1.
- Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1−9 кл.) средствами интегрированного курса предметов искусстве: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1996.- 21 с.
- Ильенков Э.В. Искусство и идеал. М.: Знание, 1984. — 218 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Российская академия образования, 1991. — 450 с.
- Ильин И.А. История искусств и эстетика : Избр. ст. М.: Искусство, 1983.-288 с.
- Иогансон Б.В., Клиндуков H.H., Присяжнюк JT.B. Изобразительное искусство. 2 часть. М.: Изобразительное искусство, 1988. 173 с.
- Исследование проблемы психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. — 336 с.
- Каган М.С. Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. 78 с.
- Каган М. С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. — 218 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Лань, 1998. — 448 с.
- Казакова Т.Г. Возникновение образного начала в рисунках // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. — С. 51−60.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: изд. Московского университета, 1983. 168 с.
- Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001.-501 с.
- Кандинский В.В. Значение теоретического обучения в живописи // Искусство в школе. 1999. — № 5. — С. 56−58.
- Кант И. Сочосинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964. — Т. 3. — 799 с.
- Капланова С.Г. Процессы воображения в создании произведений живописи. Психология рисунка и живописи. М.: Наука, 1954. — 405 с.
- Кибрик Е.А. Искусство и художник. М.: Молодая гвардия, 1959. -205 с.
- Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Наука, 1959. — 56 с.
- Кириллова Г. М. Синтез искусств основа содержания предметов эстетического цикла // Искусство в школе. — 2000. — № 3. — С. 66−68.
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Типография ГАВС, 1992. — 75 с.
- Киященко Н.И., Лейзеров H.JI. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1983.-63 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. В 2-х т. Т. II. Способности. Л., 1960.
- Ковалев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания. Часть 1. М.: Педагогика, 1974.-С. 209−222.
- Кольченко Е.И. Все дети талантливы // Искусство в школе. 2000. — № 2−4.-С. 21−38.
- Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. 2000. — № 7. — С. 66−70.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. 2002. — № 4. — С. 1−4.
- Кочетов A.M. Культура педагогического исследования. Минск.: Ред. журнала «Адукацыя выхаванне», 1996. — 312 с.
- Кошлина И.В. Поиск синтеза светской и духовной культуры в образовании // Искусство и образование. 2001. — № 3. — С. 17−20.
- Кравчук Л.А. Комплексное освоение искусства // Воспитание школьников. 1999. — № 6. — С. 18−20.
- Кубанцева Е.И. Музыка в системе искусств // Искусство и образование. 2001. — № 1. — С. 19−22.
- Кудрявцев В.Т. Культуросообразные образования: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. 2001. -№ 1. — С. 25−29.
- Кузин B.C. Психология. М.: Знание, 1992. — 256 с.
- Лабунская A.A. Чуковский К. И. Дверь в эту книгу. М.: Прогресс, 1964.-6 с.
- Леонтьев Д.А. Произведения искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. М.:3нание, 1985. — 109 с.
- Лейбсон В.И. Чему учат стихи? Дет. поэзия и эст. воспитание. М.: Просвещение, 1964. 104 с.
- ЛейтесН.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. — 32 с.
- Лиферов А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячилетия. — М.: Славянская школа, 1997. — 226 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. М.: Юрайт, 2000. — 522 с.
- Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты : основы эстетики. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.
- Луначарский A.B. Об изобразительном искусстве. М.: Сов. художник, 1967. — 511 с.
- Лысенков В.А. Воспитание искусством — надежное воспитание // Родительское собрание. 2001. — № 4. — С. 2−10.
- Макаренко A.C. Избранные произведения. В 3-х т.- Киев: Рад. шк., 1983.-547 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
- Манько JT.B. Содружество искусств на уроке // Начальная школа. -1999.-№ 10.-С. 20−23.
- Мартынова Г. А., Рогалъская С. Г. Дополнительное образование -активный инновационный поиск развития личности // Классный руководитель. 2002. — № 6. — С. 5−17.
- МаслоуА. Психология бытия. М.: Рефл-бкк., 1997. — 184 с.
- Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1937. — 405 с.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Прогресс-Традиция, 1993. — С.272.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002−2005 годы // Внешкольник. 2003. — № 1. -С. 8−10.
- Мелик-Пашаев A.A. Вопросы художественной педагогики // Искусство в школе. 1999. — № 4. — С. 3−6.
- Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к творчеству. Вопросы психологии. М., 1998. — С. 76−82:.
- Мелик-Пашаев A.A. О прошлом, настоящем и возможном будующем нашей педагогики искусства // Искусство в школе. 1999. — № 4. — С. 3−6.
- Миронова JI.H. Цвет в изобразительном искусстве. Минск: Беларусь, 2002.-150с.
- Моносзон Э.И. О методах научного исследования вопросов обучения // Советская педагогика. 1951. — № 4. — С. 14−21.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.-160 с.
- Недумова М.Г. Художественный труд и народные праздники // Искусство в школе. 2000. — № 6. — 50 с.
- Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1996. -№ 3. -С.23−23.
- Неменский Б.М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы // Новые ценности образования. М.:Инноватор. — 1995.-№ 3.-С. 84−86.
- Новикова Г. П. Разработка проблем формирования художественного творчества детей дошкольного возраста в отечественной педагогике 20 века // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 3. — С.27−30.
- Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. — М.: Просвещение, 1972. 56 с.
- Отчет о выполнении комплексной программы «Образование в контексте развития культуры на рубеже 21 века» за 2002 год. М.: Российская академия образования, 2003. — 31 с.
- Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. М.: — Л., 1949. — 364 с.
- Панкратова Л.И. Программа интегрированного курса композиции. -Рязань: РГПУ, 1997. 7 с.
- Панкратова Л.И. Реализм в детском рисунке. Гуманизация образования и эстетическое воспитание детей. Рязань: РГПУ, 1996. -39 с.
- Паранюшкин Р.В. Композиция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -79с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 2000. — 638 с.
- Ь.Пеня Т. Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников. Дис.канд.пед.наук. -Казань, 1984.-165 с.
- Петровский A.B. Способности и труд. М., 1960.
- Печко JJ. Художественный мир в диалогах учителя и ученика // Новые ценности образования. 1996. — № 4. — С.86−87.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1973. — 278 с.
- Плотин A.C. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.-51 с.
- Плотников С.Н. Методологические проблемы социологических исследований изобразительного искусства: Дис. .канд.пед.наук. -Тбилиси, 1971.- 168 с.
- Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» // Внешкольник. 2003. — № 1. — С. 4.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ / Методические рекомендации для преподавателей ДХШ иДШИ.-М., 1992.-7 с.
- Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии Художеств: Из истории русской художественной школы. М.: Изобразительное искуссво, 1983.-312 с.
- Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975.-253 с.
- Психология процессов художественного творчества / Под ред. Д. Д. Благого, Б. Ф. Егорова, A.A. Карягина и др. Л.: Наука, 1980. — 285 с.
- Психофизиология цветового зрения / Под ред. A.B. Запорожца, E.H. Соколова. М.: Педагогика, 1982. — 167 с.
- Ракитин В.И. Искусство видеть. -М.: -Знание, 1973.-128 с.
- Репин И.Е. Далекое и близкое. М.: Искусство, 1964. — 306 с.
- Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. — 248 с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990.- № 1. С. 82−98.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989. — 704 с.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971. — С.221−253.
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: Дидактика и методика. Ижевск: Удмуртский университет, 1992. — 310 с.
- Рындак В. Г. Москвина A.B. Личность, творчество, развитие. М.: Педагогический вестник, 2001. — 292с.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220с.
- Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в современной школе (19 171 980г.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. 19 с.
- Савенкова Л. Г, Сухова Т. И, Юсов Б. П. Живой мир искусства. МО, г. Раменское: Библиотека программ по искусству и эстет, воспитанию, выпуск 3, 1995. 40 с.
- Савенникова Л.М. Интеграция в художественной педагогики // Искусство в школе. 2001. — № 4. — С. 4−7.
- Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.: Просвещение, 1995. — 223 с.
- Сакулина H.П. Рисование в дошкольном детстве. M.: Просвещение, 1965.-214 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 504 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование. 1998. — 256 с.
- Семин H.A. Методика и технология преподавания изобразительного искусства. Рязань: РИРО, 1997. — 35с.
- Семченко A.B. Социально-педагогические взгляды С.Т. Шацкого: Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 127 с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. -Ярославль, 1996. 358 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982. — С. 1600.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство / Методика преподавания в начальной школе. М.: Академия, — 2002. — 364с.
- Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. -М.: МГПУ, 1997. -43 с.
- Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т./ АН СССР, Институт философии. -М.: Мысль, 1988. — 892 е.- - 853 с.
- СтаниславскийК.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1926. — 583 с.
- Степанов Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств. JL: Художник РСФСР, 1984. — 320 с.
- Тагильцева Н.Г. Развитие самосознания средствами искусства // Искусство и образование. 2001. — № 3. — С. 13−16.
- Тарабукин Н.М. Опыт теории живописи. М.: Всероссийский пролеткульт, 1923. — 72 с.
- Теплое Б.М. Избранные труды. В 2 томах. М.: Просвещение, 1977. -645 с.
- Теплое Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.-Л., 1947.-387 с.
- Теплое Б.М. Способность и одаренность // Избранные труды: В 2 т. -M., 1985. Т.1.-С. 24.
- Торшилова Е.М. Можно ли проверить алгеброй гармонию? М.: Искусство, — 1988. — 208 с.
- Трофимова С.А. Педагогические основы использования изобразительного искусства в учебной деятельности и во внеклассной работе: Дис. .канд. пед. наук. Минск, 1980. — 160 с.
- Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб, 1992.-256 с.
- Фадеев В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент. Рязань: РГПУ, 1993. — 137 с.
- Флоренский П.А. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 200. — 447 с.
- Фомина H.H. Институт художественного образования // Уайтхед Альфред, Норт. Избранные труды по философии. М.: Прогресс, 1990.-716 с.
- Формирование знаний и умений на основе теории умственных действий. Сб. ст. под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: изд. МГУ, 1968. 104 с.
- Халабузарь П.В. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусств // Искусство в школе. 1999. — № 5. — С.7−9.
- Хан-Магомедов С. О. Дискуссии в ИНХУКе о соотношении конструкции и композиции // Труды ВНИИТЭ. Вып.20. М., 1979. -С. 40.
- Харунжев A.A. Интегративный подход в экономическом образовании старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. Кострома: ВГПУ, 2000. -182 с.
- Хворостов A.C. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Ставрополь: ТАО, 1973. — 47 с. 201 .Химик H.A. Программы общеобразовательных учереждений. «Основы художественной культуры». М.: Просвещение, 1995. — 301 с.
- Художественное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха. М., 1983. -357с.
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1987. 254 с.
- Цветкова И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 49−53.
- Чернявская М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития детских художественных работ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974. — 22 с.
- Чистяков П.П. Академия художеств СССР. М., 1953. — 65 с.
- Шамова Т.Н. Региональные требования к минимуму содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 3. — С.42.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетич. воспитание детей. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
- Шацкий С. Т. Мой педагогический путь // Пед. соч. в 4-х томах, Т. 1. — М.: АПН, 1964.-640 с.
- Шишлянникова Н.П. Интеграция искусств на уроках // Начальная школа. 1999. — № 10. — С. 25.
- Шишлянникова Н.П. Об интегрированных уроках искусства в начальной школе // Искусство в школе. 2002. — № 4. — С. 54−55.
- Шкловский В.Б. О теории прозы. М., — 1983. — 74 с.
- Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — с. 123.
- Щербаков A.B. Искусство и художественное творчество детей. М.: НИИХВ, 1991.- 140 с.
- Элъконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды М- Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. -416 с.
- Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М.: Просвещение, 1995. -140 с.
- Якиманская КС. Образное мышление и его место в обучении // Советская педагогика. 1968. — № 12. — 65 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с. 1. Пр иложения