Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация процессов оказания наукоёмких услуг Центром коллективного пользования в системе научно-производственной кооперации и интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В инновационной экономике, обладающей чертами новой экономики и экономики знаний, выделяются специализированные научные организацииЦКП, в которых сконцентрированы уникальные и дорогостоящие приборы и оборудование, позволяющие выполнять сложные научные исследования и измерения. В силу узкой специализации центры выполняют заказные НИР и оказывают наукоемкие услуги, поэтому их эффективное… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЗДАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЕМКИХ ИННОВАЦИЙ И ОКАЗАНИЯ НАУКОЕМКИХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
    • 1. 1. Сущность и содержание организации производства научно-технической продукции и оказания наукоемких услуг центрами коллективного пользования научным оборудованием
    • 1. 2. Особенности организации и регулирования процессов и проблемы повышения эффективности центров коллективного пользования
    • 1. 3. Методы моделирования и анализа организации и регулирования процессов производства научно-технической продукции и оказания наукоемких услуг центром коллективного пользования

    1.4 Гибкая организационная структура ЦДЛ и институциональная организация производственной системы, процессов производства научно-технической продукции и оказания наукоемких услуг центром коллективного пользования в инновационной инфраструктуре промышленности

    2. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НИР И ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ НАУКОЕМКИХ УСЛУГ ЦЕНТРОМ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ИНТЕГРАЦИИ

    2.1 Организация НИР в системе внешней и внутренней интеграции ЦКП: типология и топология процессов подготовки производства и освоения инноваций промышленностью

    2.2 Разработка модели структурной, процессной и институциональной организации НИР и процессов оказания наукоемких услуг центром коллективного пользования

    2.3 Разработка модели анализа загрузки научного оборудования

    2.4 Разработка имитационной модели и исследование процессов оказания наукоемких услуг центром коллективного пользования

    3. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НИР И ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ НАУКОЕМКИХ УСЛУГ ЦЕНТРОМ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

    3.1 Имитационное моделирование организации НИР и оказания наукоемких услуг в сети центров коллективного пользования и клиентских сетях

    3.2 Анализ результатов имитационного моделирования деятельности центра коллективного пользования

    3.3 Оценка эффективности совершенствования организации НИР центра коллективного пользования в условиях расширения научной, научно-образовательной и научно-производственной интеграции

Организация процессов оказания наукоёмких услуг Центром коллективного пользования в системе научно-производственной кооперации и интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Решение задач построения в России инновационной экономики, базирующейся на новом знании, определяет необходимость развития и эффективного использования инновационной инфраструктуры, которая в условиях ускорения научно-технического прогресса должна обеспечить создание и внедрение наукоемких, высокотехнологичных инноваций. Научные исследования — первый и важнейший этап инновационного процесса, требуют особой организации работ в силу высокой стоимости и уникальности оборудования, значительного риска, увеличивающегося с ростом новизны междисциплинарного знания, воплощенного в наукоемких инновациях. Центры коллективного пользования (ЦКЦ) научным оборудованием в последние 5−7 лет получили распространение, аккумулируют дорогие и уникальные приборы и оборудование, предоставляют научно-исследовательские услуги вузам, научно-исследовательским, опытно-технологическим организациям и инновационным предприятиям, являются* участниками научно-производственной и учебно-научно-производственной интеграции, участвуют в производстве научно-технической продукции и нау-* коемких инноваций. Они в силу организационно-производственной специфики и обладания высококвалифицированным персоналом сформировали исключительные компетенции и конкурентные преимущества на рынке научно-исследовательских услуг. Однако ЦКП, являясь узко специализированными элементами инновационной инфраструктуры, могут успешно функционировать только в условиях развития и совершенствования научной, научно-образовательной, научно-производственной и учебно-научно-производственной кооперации и интеграции, поэтому существует объективная потребность совершенствования системы организации работ, производства и дифференциации наукоемких услуг с использованием современных вычислительных, информационно-коммуникационных и системотехнических принципов, методов и средств.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется необходимостью изучения и совершенствования отношений, возникающих по поводу организации производственных процессов, интегрированных систем и учебно-научно-производственных комплексов, создающих новое знание и наукоемкие инновации с использованием ресурсов ЦКП, выявления особенностей функционирования ЦКП, разработки практических рекомендаций по организации производственной системы ЦКП, способствующих повышению эффективности использования уникального дорогостоящего научно-исследовательского оборудования и приборов.

Исследования выполнены в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы» — развитие научно-технологического потенциала для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, предусматривающей создание и развитие сети ЦКП в сфере высоких технологий, Федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 — 2006 годы» и темам «Научно-методическое, организационное и материально-техническое обеспечение развития Центра коллективного пользования Южного корпоративного университета „Высокие технологии“ научным оборудованием для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по приоритетным направлениям Программы» и «Исследование инновационного потенциала Ростовской области с целью развития и поддержания системы центров трансфера технологий», а также проекту Еигореа1с1 «Наука и коммерциализация технологий».

Степень изученности исследуемой проблемы. В настоящее время уделяется значительное внимание вопросам подготовки производства инноваций, научно-производственной и функционирования научно-исследовательских комплексов в форме ЦКП научным оборудованием. Теоретические и методологические проблемы организации производственных систем, НИР, подготовки производства и освоения промышленными предприятиями новой техники и технологии проанализированы в работах российских и зарубежных ученых, таких как М. И. Бухалков, Дж. Голдсмит, A.B. Гориш, К. Клок, В. А. Летенко, Н. И. Новицкий, Л. П. Пидоймо, Б. Ю. Сербиновский, О. Г. Туровец, Р. А. Фатхутдинов, С. Шайнберг и др.

Проблемы организации НИР и процессов оказания наукоемких услуг ЦКП рассмотрены в трудах российских и зарубежных ученых и специалистов-практиков — А. А. Балдина, С. А. Кунгурцева, В. В. Качака, A.B. Клименко, Ф. Н. Лисецкого, В. Е. Моисеенко, Е. С. Мастерских, А. Е. Панича, С. В. Ратнера, А. И. Шелгунова, Г. В. Шепелева, Ю. П. Фомичева и др.

В современных условиях действенным методом поиска оптимальных решений организации производственных и других сложных систем служит математическое моделирование, в том числе имитационное, несомненным достоинством которого является возможность получения результатов в тех случаях, когда другие методы не дают адекватных результатов. При решении задач организации НИР в специализированных научных организациях целесообразно использовать теорию массового обслуживания. Проблемы анализа и имитационного моделирования предметной области и оценки качества функционирования систем массового обслуживания рассмотрены в работах С. А. Аристова, Г. Буча, Б. В. Гнеденко, А. Джекобсона, Н. К. Джейсуола, А. А. Емельянова, Ю. Г. Карпова, Д. Кендалла, Н. Б. Кобелева, Н. Н. Лычкиной, Т. Л. Саати, В. В. Федосеева, Р. Шеннона и др.

Анализ практики и публикаций, посвященных проблемам организации в ЦКП работ и процессов, позволяет утверждать, что вопросы проектирования организационных систем и структур специализированных ЦКП, являющихся активными субъектами научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации, организации работ и процессов не исследованы глубоко и не решены в соответствии с вызовами формирующейся инновационной экономики, основанной на новом знании и отдающей приоритеты высокотехнологичным, наукоемким отраслям и сферам хозяйственной деятельности, что не позволяет существенно повысить эффективность использования уникального дорогостоящего оборудования.

Объектом исследования выступают ЦКП научным оборудованием, их организационные системы, являющиеся субъектом интеграции и кооперации в системах, производящих знания и инновации, их структуры и процессы. Особое внимание уделено кластеру ЦКП научным оборудованием «Высокие технологии» Южного корпоративного университета.

Предмет исследования. Организационные и экономические отношения, возникающие в ЦКП по поводу организации процессов оказания наукоемких услуг и эффективного использования уникального дорогостоящего оборудования.

Целью диссертационного исследования является разработка эффективной организации и регулирования процессов оказания наукоемких услуг ЦКП в системе научно-производственной кооперации и интеграции, обеспечивающей повышение эффективности использования научных мощностей центра.

Для достижения поставленной цели решены следующие основные задачи:

— определена специфика и проблемы организации интегрированной производственной системы ЦКП научным оборудованием;

— предложена концепция организации производственных систем специализированных научных организаций — ЦКП уникальным дорогостоящим научным оборудованием, производящих НИР и оказывающих наукоемкие услуги для предприятий, организаций и учреждений в системе научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации, в рамках которой определены понятие «институциональная организация производства», сущность, содержание, типология и топология организации производственных систем центров коллективного пользования, выполняемых ими работ и оказываемых услуг, процедуры выбора параметров организации процессов выполнения работ и оказания наукоемких услуг, их регулирования и оптимизации по результатам моделирования институционально организованной интегрированной производственной системы;

— предложен методический подход к организации производственной системы ЦКП, предусматривающий множественную классификацию ЦКП, производственных задач, видов наукоемких НИР и услуг, субъектов, структур и связей системы интеграции и кооперации, форм организационных отношений ЦКП с партнерами и заказчиками, используемую при создании моделей организации и оптимизации производственной системы, НИР и процессов оказания наукоемких услуг и регулирующих методических инструментов;

— разработан комплекс моделей организации производственной системы ЦКП как субъекта системы интеграции и кооперации, для предприятий, организаций и учреждений в которых выполняются НИР и оказываются наукоемкие услуги с использованием уникального дорогостоящего научного оборудования;

— разработаны методические и программные инструменты, позволяющие оптимизировать и регулировать организацию работ и процессы оказания наукоемких услуг, добиваясь повышения эффективности использования дорогостоящего уникального научного оборудования;

— предложена организационная форма интегрированной производственной системы ЦКП, позволяющая эффективно выполнять НИР и оказывать наукоемкие услуги в условиях развития научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации при производстве новых знаний, научно-технической продукции и инноваций для разных отраслей промышленности;

— сформулирован класс задач управления загрузкой научных мощностей на основе теории массового обслуживания;

— разработана программная реализация имитационной модели ЦКП, осуществлено экспериментальное исследование организации и управления оказанием наукоемких услуг научно-исследовательским комплексом;

— выработан алгоритм управления функционированием распределенного сетевого ЦКП;

— предложен алгоритм назначения приоритетов заявок на использование научного оборудования;

— обоснована эффективность институциональной организации интегрированного производственной системы ЦКП.

Область исследования. Диссертация выполнена в соответствии с п. 4 (Моделирование и оптимизация организационных структур и производственных процессов, вспомогательных и обслуживающих производств. Экспертные системы в организации производственных процессов.) и п. 5 (Разработка научных, методологических и системотехнических принципов повышения эффективности функционирования и качества организации производственных систем. Повышение качества и конкурентоспособности продукции, системы контроля качества и сертификации продукции. Системы качества и экологичности предприятий) паспорта научной специальности 05.02.22 — Организация производства (промышленность).

Теоретическая база и инструментарий исследования. Теоретико-методологическую основу составили труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам организации производства, организационного проектирования и математического моделирования решения организационных, управленческих и экономических задач. Использовались методы теоретического и эмпирического исследования, анализа предметной области, системного анализа, сравнения, классификации, матричного представления информации, проектирования, теории массового обслуживания и теории вероятностей, оптимизационно-имитационного моделирования. При построении моделей использован унифицированный язык моделирования UML, инструмент имитационного моделирования AnyLogic 5, современное программное обеспечение общего и специального назначении: Microsoft Office, StarUML.

Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проведено на основе материалов, полученных автором в процессе исследования промышленных предприятий, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования, ресурсов сети Интернет, монографических изданий, публикаций в периодической печати, материалов научных конференций и результатов имитационного моделирования производственной системы, выполняемых работ и реализуемых процессов. Особое внимание уделено результатам деятельности ЦКП научным оборудованием, в том числе ЦКП «Высокие технологии» Южного корпоративного университета.

Научная (рабочая) гипотеза построена на предположении о том, что эффективность ЦКП научным оборудованием может быть обеспечена путем проектирования, моделирования, оптимизации и реализации институциональной организации его производственной системы, являющейся субъектом научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации в инновационной инфраструктуре промышленности, создающей условия для ее инновационной модернизации на основе нового знания.

Положения, выносимые на защиту:

— В инновационной экономике, обладающей чертами новой экономики и экономики знаний, выделяются специализированные научные организацииЦКП, в которых сконцентрированы уникальные и дорогостоящие приборы и оборудование, позволяющие выполнять сложные научные исследования и измерения. В силу узкой специализации центры выполняют заказные НИР и оказывают наукоемкие услуги, поэтому их эффективное функционирование возможно в развитой системе интеграции и кооперации с другими хозяйствующими субъектами — участниками интегрированного инновационного процесса, трансформирующего новое знание в технические, технологические и продуктовые инновации, необходимые промышленности. Вызовы новой инновационной экономики определяют необходимость разработки и реализации авторской концепции институциональной организации производственной системы центра, обеспечивающей его эффективность как субъекта научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации, в которой успешно удовлетворяются интересы и потребности предприятий в НИР и наукоемких услугах и достигается высокая эффективность использования дорогостоящего оборудования путем применения специальных методических и программных инструментов.

— Гармонизация интересов субъектов научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации может быть достигнута путем создания институциональной организации работ и процессов, выполняемых производственной системой ЦКП научным оборудованием.

— Создание методических и программных инструментов, предназначенных для регулирования и оптимизации параметров организации производственной системы, НИР и процессов оказания наукоемких услуг, целесообразно на основе методического подхода, раскрывающего основное назначение, сущность и научно-инновационную роль ЦКП, функционирующего в типологически и топологически сложной системе интеграции и кооперации совместно с другими субъектами создающего новое знание и реализующего инновационные процессы. Видовое многообразие ЦКП, решаемых ими научных задач и оказываемых наукоемких услуг, субъектов и связей системы интеграции и кооперации, организационных структур и форм определяет необходимость учитывать результаты их классификации при выборе эффективной организации производственной системы, объектов, работ и процессов. I.

— Для достижения высокой эффективности функционирования ЦКП научным оборудованием необходимы методические инструменты, позволяющие выбрать рациональную структуру производственной системы и системы интеграции и кооперации, своевременно регулировать параметры и топологию организации НИР и процессов оказания наукоемких услуг.

— Совокупность моделей, формализующих структуру и параметры организации производственной системы ЦКП научным оборудованием и его связи в системе интеграции и кооперации, позволяет, управляя параметрами системы и процессов, имитировать и оптимизировать их состояния, обеспечивать высокую эффективность функционирования центра при выполнении научно-инновационной функции в интегрированном инновационном процессе и инновационной инфраструктуре экономики и промышленности.

Научная новизна результатов исследования. Элементы научной новизны содержат следующие основные результаты:

1. Обоснована концепция организации производственной системы ЦКП уникальным дорогостоящим научным оборудованием, раскрывающая взгляды на цели, задачи и условия эффективной деятельности центра, предусматривающая развитие центра в системе научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации на основе институциональ ной организации производства НИР и процессов оказания наукоемких услуг, оптимизации ее параметров по результатам имитационного моделирования и достижения баланса интересов участников системы интеграции и кооперации с использованием специальных методических и программных инструментов для достижения максимальной загрузки дорогостоящего оборудования при минимальном количестве необслуженных в актуальные сроки заявок.

2. Разработана институциональная организация производства НИР и процессов оказания наукоемких услуг в системе интеграции и кооперации ЦКП научным оборудованием с субъектами инновационного процесса, преобразующего новое знание в используемые промышленностью технические, технологические и продуктовые инновации, отличающаяся набором правил, регулирующих организацию работ и процессы оказания услуг, и процедур, предусмотренных механизмом функционирования кластера ЦКП ассоциативного виртуального корпоративного университета, позволяющая изменять организацию работ и процессов оказания услуг для достижения высокой эффективности использования дорогостоящего оборудования при минимизации необслуженных в актуальные сроки заявок.

3. Предложен методический подход к организации производственной системы ЦКП научным оборудованием как активного участника и аттрактора научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации, предусматривающий классификацию субъектов, структур, форм и процессов интеграции и кооперации и ее последующее применение при разработке методических и программных инструментов регулирования и оптимизации параметров организации производственной системы центра, НИР и процессов оказания наукоемких услуг, отличающийся функционально зависимым выбором классификационных признаков, что позволяет сформировать кластер ЦКП корпоративного университета и повышать эффективность функционирования центра в системе интеграции и кооперации, расширяя возможности оказания наукоемких услуг промышленным предприятиям в процессе создания инноваций.

4. Разработан комплекс методических инструментов, используемый при выборе структуры и процессов проектируемой интегрированной производственной системы ЦКП научным оборудованием, отличающийся алгоритмами реализующими выбор организационных структур и форм, типологии и топологии процессов, обеспечивающих их регулирование и повышение эффективности функционирования ЦКП в системе научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации.

5. Предложен комплекс моделей организации НИР и процессов оказания наукоемких услуг ЦКП в системе научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации, анализа загрузки научного оборудования и процессов оказания наукоемких услуг, состоящий из концептуальной и имитационной моделей. Концептуальная модель построена с использованием унифицированного языка моделирования ЦМЬ, включает диаграмму прецедентов функционального назначения системы, диаграмму классов системы, отличающуюся включением в структуру корпоративного университета координирующего и управляющего звена, позволяющего управлять потоками заявок по правилам, совместно устанавливаемым членами корпоративного университета, условиями и правилами функционирования ассоциации научных организаций — корпоративного университета. Имитационная модель основана на теории массового обслуживания, отличается сезонным колебанием спроса на наукоемкие услуги, включает систему функционально определенных приоритетов заявок и отражает ключевые особенности организации и управления центром. Комплекс моделей позволяет имитировать деятельность ЦКП научным оборудованием, выбирать оптимальные структурные и процессные характеристики его производственной системы, являющиеся частью параметров системы научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации, в которой реализуются процессы создания нового знания и инноваций, корректировать организацию НИР и процессов оказания наукоемких услуг, формировать регулирующее воздействие управляющего звена ЦКП, сформировать субоптимальный план обслуживания заявок и осуществлять своевременную его корректировку на основе данных имитации и анализа процесса оказания наукоемких услуг.

Теоретическая значимость работы. Основные теоретические результаты работы представлены в теоретических положениях институциональной организации производственной системы ЦКП научным оборудованием, НИР, организации и регулирования процессов оказания наукоемких услуг, модели ЦКП, функционирующего в системе научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации инновационной инфраструктуры промышленности и экономики страны.

Практическая значимость работы и результатов внедрения. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в ЦКП научным оборудованием, выполняющих для промышленных предприятий НИР и оказывающие им наукоемкие услуги. Практическое значение имеют научно-прикладные разработки: модели, методические и программные инструменты, позволяющие проектировать и оптимизировать производственную систему и систему интеграции и кооперации ЦКП, организацию НИР и процессов оказания наукоемких услуг. Основные практические результаты работы реализованы в виде имитационной модели ЦКП.

Результаты работы внедрены в ЦКП «Высокие технологии» Южного федерального университета, использованы в системе научной и научно-производственной интеграции с НКТБ «Пьезоприбор» и предприятиями машиностроения и приборостроения, научно-образовательной интеграции в составе учебно-научно-инновационно-технологического комплекса «Высокие технологии», а также использованы в учебном процессе кафедры «Системный анализ и управление» Южного федерального университета и нашли свое отражение в электронном учебнике «Имитационное моделирование дискретно-событийных процессов и систем: практикум», в методических разработках по дисциплинам «Организация производства и управление наукоемким производством» и «Информационные технологии моделирования технических систем».

Апробация работы. Основные результаты докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах: II ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону, 2006) — международной научно-технической конференции «Наука и коммерциализация технологий» (г. Ростов-на-Дону, 2006) — III ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону, 2007) — научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ» (г. Ростов-на-Дону, 2007, 2010) — II международной научно-практической конференции «Студент, специалист, профессионал ССП-07» (Воронеж, 2007) — пятой международной научно-практической конференции «Финансы, денежное обращение и кредит. Организация финансовых систем» (г. Новочеркасск, 2007) — VI международной научно-технической конференции «Инновационные процессы пьезоэлектрического приборостроения и нанотехнологий» (Анапа, 2008 г.). Работа обсуждена и отмечена дипломом на конкурсе молодых ученых имени академика И. И. Воровича (г. Ростов-на-Дону, 2007).

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 22 печатные работы, в которых автору принадлежит 15,67 печатных листов, в том числе разделы в 5 монографиях и 5 статей в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, определенный ВАК Минобрнауки РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (176 источников) и содержит 177 страниц текста, включая 10 таблиц, 40 рисунков, 6 приложений.

Результаты исследования показали:

1) В последнее время появилась тенденция совмещения этих двух направлений, что является одной из особенностей указанного оборудования. Другой характерной особенностью научного оборудования является большое количество методик, реализуемых на каждой единице оборудования.

2) К ЦКП предъявляются как внешние, так и внутренние требования, выраженные в виде заявок на обслуживание. К внутренним требованиям относятся научные и учебные заявки внутренней сети пользователей, ко внешнимнаучные и коммерческие заявки от организаций и предприятий округа — внешней сети заказчиков.

В соответствии с вышеизложенной классификацией заявок, поступающих в ОПУ ЦКП, можно условно отнести пользователей ЦКП к трем категориям.

Первая группа пользователей представляет собой подразделения, лаборатории, научные коллективы и отдельных исследователей вуза, к которым относится соответствующий кластер ЦКП. Например, в кластер ЦКП в ЮРГТУ обслуживает исследователей кафедры физики, химико-технологического, механического, горно-геологического факультетов и др. на постоянной основе.

Вторую группу пользователей образуют внешние организации, с которыми установлены долгосрочные связи на основе соглашений и договоров и научные интересы которых как пользователей ЦКП вполне определены. К этой категории относятся, например, научные организации — исполнители контрактов в рамках федеральной целевой научно-технической программы и партнеры по ЦКП.

Расширение и совершенствование сферы и спектра услуг ЦКП предоставляемых пользователям, образующим эти две категории, будет осуществляться прежде всего за счет увеличения числа исследовательских методик, явным образом отвечающих их известным научным интересам.

Третью группу пользователей образуют внешние заказчики с непредсказуемым характером исследовательских задач, чьи научные интересы не могут быть отражены в планах развития, но могут быть удовлетворены на основе осмысления конкретной задачи и, возможно, дополнительной методической работы по подготовке исследования.

Видовое разнообразие услуг и способов их оказания определяет необходимость более подробно рассмотреть сущность процессов взаимодействия ЦКП с клиентами.

Схема сетевого взаимодействия сети ЦКП в процессе оказания наукоемких услуг пользователям вышеуказанных категорий с привлечением центра ин-сорсинга представлена на рисунке 13.

Рисунок 13 — Схема организации сетевого взаимодействия.

В реализации комплексных проектов и услуг часто участвуют несколько ЦКП, которые имеют разные функции в проекте и выполняют работы на разных его стадиях. Таким образом, осуществляется горизонтальная интеграция ЦКП в процессе исполнения наукоемких услуг (рис. 14).

Сеть ЦКП.

Результаты.

Рисунок 14 — Схема организации горизонтальной интеграции.

Выполнение заявки внутри сети ЦКП при горизонтальной интеграции может быть сведено к следующим вариантам:

1) Требуемые в заявке работы выполняются на мощностях одного ЦКП;

2) В силу невозможности обслуживания (при отсутствии необходимого оборудования или высокой его загруженности) заявка передается в другой ЦКП;

3) Работы и крупные научно-исследовательские проекты выполняются совместными усилиями нескольких участников сети.

При передаче заявки в другой ЦКП или выполнении работ в рамках совместных проектов следует говорить о структуре вертикальной интеграции организаций в процессе обслуживания или исследований (рис. 15).

Рисунок 15 — Схема организации вертикальной интеграции.

Протекание процессов взаимодействия ЦКП с клиентами обуславливает совместную вертикальную и горизонтальную интеграции научных организаций-участников ЦКП (рис. 16).

Заказчик НИР л, А л.

Предгфшпия ВУЗы Ученые.

Рисунок 16 — Схема организации вертикальной и горизонтальной интеграции научных организаций.

В ходе оказания наукоемких услуг различается их внутреннее построение, а также внешнее состояние ЦКП (роль) — подрядчик-субподрядчик, при этом взаимодействие может быть с обоими уровнями системы. Связи в системе интегрированных научных организаций могут быть стабильными и нестабильными (временными). Часть связей в системе постоянные и прочные, а другиеновые и постоянно обновляемые.

Примером такой интеграции может служить локальный технопарк ЮФУ, малые предприятия из которого на постоянной основе используют технологическое оборудование, расположенное на территории НКТБ «Пьезоприбор».

ЮФУ. Также малые предприятия из технопарка перманентно пользуются услугами ЦКП, например, заказывают углубленный контроль качества готовых пьезоматериалов и пьезоэлементов.

Таким образом, прослеживается внешнее и внутреннее взаимодействие элементов системы ЦКП, которое необходимо выстраивать по институциональным правилам. Это необходимо для регулирования, регламентирования отношений между субъектами вертикальной и горизонтальной интеграции при оказании услуг.

В результате, можно говорить о сетевой топологии, возникающей по поводу оказания наукоёмких услуг. Сетевая топология различается по уровням:

— внешний (аутсорсинг),.

— внутренний (инсорсинг).

Для ЦКП указанные процессы определяются термином «инсорсинг», кот-рый является антонимом более часто употребляемого термина «аутсорсинг», предшественником которого было гораздо более устоявшееся понятие «субконтрактация» [8, 9, 98, 122].

Для иллюстрации можно привести следующий пример: НКТБ «Пьезо-прибор» ЮФУ — постоянный внешний партнер ЦКП, являющийся субподрядчиком (соисполнителем) при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пользующийся услугами ЦКП. Когда НКТБ «Пьезо-прибор» ЮФУ занимается собственными научными разработками и опытно-конструкторскими разработками — этот процесс является инсорсингом по отношению к ЦКП. В случае, когда НКТБ «Пьезоприбор» ЮФУ является соисполнителем (субподрядчиком) контрактов с внешним заказчиком, он выводит часть работ в ЦКП — на уровень аутсорсинга.

Аутсорсинг и инсорсинг — это два управленческих механизма, которые могут быть использованы для снижения затрат. Разница между ними следующая: аутсорсинг обеспечивает предприятию дополнительные конкурентные преимущества, источник которых — лучшее использование как собственных ресурсов и возможностей, так и ресурсов и возможностей других фирм, а инсорсинг — сохраняет постоянными затраты на мощности, при этом продавая излишки мощности на внешний рынок. Инсорсинг — это расширение деятельности предприятия или подразделения для дополнительной загрузки имеющихся мощностей или активов.

Как правило, к инсорсингу целесообразно прибегать по двум причинам [9]:

— наличие временной избыточной мощности (это решение базируется на низких предельных издержках при росте загрузки процесса);

— наличие конкурентного преимущества (наличие эффективного процесса, уникального ресурса, базы данных, технологии).

Информация, необходимая для рассмотрения решения об инсорсинге включает в себя:

— стоимость вида деятельности и его практическую мощность;

— информацию о фактической мощности, уровне загрузки, и таким образом издержках на неиспользуемые мощности;

— информацию об альтернативах продажи неиспользуемой мощности и их экономических параметрах.

Примером инсорсинга в сфере высоких технологий может являться выполнение заказов сторонних организаций по работе на уникальном наукоёмком оборудовании при его не полной загрузке штатными работами.

Формирование внешних и внутренних сетей постоянных пользователей, генерирующих спрос на наукоёмкие услуги — одна из важных задач для ЦКП. Модель сетевого сообщества1 пользователей уникального научного оборудования реализуется в Южном федеральном округе (ЮФО) под управлением Центра инсорсинга ЮФУ.

Концептуально и идеологически сетевое сообщество близко к понятию и функциональности социальной сети. Отличие социальных сетей нового поколения (зарубежных МуБрасе, РасеЬоок и российских Одноклассники, Вконтак-те, Мой круг) от сайтов и больших информационных порталов состоит в том,.

1 Портал сетевого сообщества пользователей уникального научного оборудования: http://www.regin.sfedu.ru что пользователи социальных сетей могут активно взаимодействовать друг с другом, используя механизмы друзей и сообществ по интересам. Основными поставщиками контента (текстового, аудио и видео) в социальной сети являются ее рядовые пользователи, а не администрация ресурса или специально нанятые редакторы, есть автоматизация рутинных действий и сосредоточение на общении, взаимодействии и решении реальных проблем [117]. Подобно социальным сетям развивается сообщество ЦКП и их пользователей, с той разницей, что его формирует Центр инсорсинга на основе взаимных интересов. Описание созданной на основе интернет-технологий удобной интерактивной среды взаимосвязи и взаимодействия исследователей университета и ЮФО — сетевого сообщества пользователей уникального научного оборудования, а именно, Виртуального департамента региональной интеграции приведено в статье [116].

Таким образом, решение задачи создания устойчивых внешних связей с потенциальными потребителями услуг уникального научного оборудования и повышение эффективности его коммерческого использования, целесообразно осуществлять на основе модели сетевого сообщества и модифицированной модели контрактной сети. При этом все участники сетевого сообщества смогут использовать широкие коммуникативные возможности для обсуждения условий предоставления услуг. На рисунке 17 представлена иллюстрация функциональности сетевого сообщества, реализующего процедуры инсорсинга в рамках модифицированной модели контрактной сети [117].

Письма, файлы, сообщения.

Группы участников.

Страница (профиль) участника сети.

Информационные базы, новостные ленты, документы.

Презентации, реклама, сообщения, рейтинги.

Форум участников инновационных проектов.

Форум центров коллективного пользования^.

Форум пользователей оборудования.

Рисунок 17 — Функциональность сетевого сообщества.

Центр инсорсинга, координирующий сеть пользователей, также помогает решить вопросы финансирования ЦКП и их налогообложения.

По мнению профессора А. В. Аганова, изложенному в статье [3] в расходную часть многих вероятных источников финансирования (контрактное обучение, хозяйственные договора и т. п.) не всегда можно вписать ремонт оборудования, запасные части, подготовку помещений и т. д. Следовательно, необходимо показывать прибыль, а тогда следуют 24% процента налога на прибыль, которая в НИРовских проектах не закладывается. Такая же ситуация с возмездными услугами — либо платить 24% налога на прибыль при закупке оборудования и оказывать эти услуги официально, либо оказывать услуги на безвозмездной основе или в скрытой форме.

Таким образом, центр инсорсинга координирует сеть ЦКП и оказывает посреднические услуги, используя ЦКП в качестве субподрядчика, передавая ему научно-исследовательские проекты или заказы на разовые услуги (измерения).

Исследования на оборудовании ЦКП являются оптимальными, потому что они проводятся при минимизации трудозатрат и расходных материалов и использовании оригинальных собственных методик исследований. Это достигается с помощью рационального выбора типа оборудования и конкретных исследовательских методик.

Процесс обслуживания заказчика, включает следующие этапы:

1) постановка задачи исследований заказчиком в форме технического задания, предоставление им необходимой информации сотрудникам ЦКП о способе получения материала (без разглашения технических деталей и особенностей запатентованных технологий и ноу-хау), прогнозируемых свойствах с указанием целей и ожидаемых результатов;

2) выбор исследовательского оборудования;

3) тестирование образца на предмет соответствия требованиям оборудования;

4) подготовка образца к исследованиям;

5) определение режимов работы оборудования и конкретной исследовательской методики (или серии методик);

6) получение предварительных результатов;

7) оптимизация режима исследования и получение конечных результатов;

8) интерпретация полученных данных совместно с заинтересованной стороной;

9) выдача заказчику отчета о проведенных исследованиях, включающего: а) информацию о типе используемого оборудования и режимах исследованияб) иллюстративную информацию (изображения топографии, локальных свойств материала и т. п.) — в) описание и интерпретация полученных результатов.

Одна и та же заявка может быть обслужена на разном оборудовании, но в силу его различной производительности изменятся и параметры заявки, такие как: время обслуживания, цена и качество. При этом исследование может проводится по стандартным методикам или разработанным индивидуально для данной заявки — в этом случае длительность выполнения заявки будет существенно выше, чем в первом случае. Для адаптации методики необходимо изменять как параметры прибора, так и условия исследования для достижения результатов, соответствующих техническому заданию заказчика. Многообразие заявок, обслуживаемых ЦКП, настолько велико, что можно говорить об уникальности каждой заявки. В таблице 3 приведены параметры заявки, сочетание которых описывает ее индивидуальный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в рамках диссертации исследования позволили получить следующие результаты, имеющие научное и прикладное значение.

1. Авторская концепция организации производственной системы ЦКП уникальным дорогостоящим научным оборудованием.

2. Институциональная организация производственной системы ЦКП, организации НИР и процессов оказания наукоемких услуг в системе научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации.

3. Методический подход к организации производственной системы ЦКП научным оборудованием.

4. Комплекс методических инструментов проектирования организации и регулирования структуры и процессов интегрированной производственной системы ЦКП.

5. Комплекс моделей организации НИР и процессов оказания наукоемких услуг ЦКП в системе научной, научно-производственной и научно-образовательной интеграции и кооперации.

6. Результирующие оценки, подтверждающие эффективность разработанной структурной, процессной и институциональной организации производственной системы ЦКП уникальным дорогостоящим научным оборудованием, обеспечивающей повышение эффективности использования дорогостоящего оборудования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные системы научных исследований коллективного пользования: Сборник науч. тр. / Науч.-произв. об-ние по автоматизации управления гор. хоз-вом и вычисл. работам- Под ред. Ю. М. Черкасова. М.: НПО АСУ «Москва», 1985. — 107 с.
  2. , Ю.М. Основы отраслевых технологий и организации производства Текст. / Ю. М. Аносов, Л. Л. Бекренев, В. Д. Дурнев. СПб.: Политехника, 2010.-312 с.
  3. , A.B. Системный анализ Текст.: учеб. для вузов / A.B. Антонов. М.: Высш. шк., 2004. — 454 с.
  4. , B.C., Емельянов, A.A., Кукушкин, A.A. Системный анализ в управлении Текст.: учеб. пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин- под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  5. , С.А. Имитационное моделирование экономических процессов Текст.: учеб. пособие / С. А. Аристов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004. — 121 с.
  6. Аутсорсинг и инсорсинг как инструменты управления затратами Электронный ресурс. / Н. Ермошкин. Режим доступа: http://www.outsourcing-perm.ru/pub9, свободный. — Загл. с экрана. Яз. рус.
  7. Аутсорсинг Электронный ресурс. / Евдокимов H.A. ОАО «Лукойл». Режим доступа: http://systech.miem.edu.ru/2004/rL2/Evdokimov2.htm, свободный.- Загл. с экрана. Яз. рус.
  8. , К.А., Матюшок, В.М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика) Текст.: учеб. пособие / К. А. Багриновский, В.М. Матюшок-М.: Изд-во РУДН, 1999. 183 с.
  9. , А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие / А.И. Базилевич- под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-231 с.
  10. , Л.А. Компьютерное моделирование: долгий путь к сияющим вершинам Текст. / Л. А. Бахвалов // Компьютера. 1997. — № 40. — С.26 -36.
  11. , С.И. Имитационное моделирование систем массового обслуживания Текст. /С.И. Беляева-Горький: ГПИ, 1988. -52 с.
  12. , A.A. Управление инновациями в организации Текст.: учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. 3-е изд., стереотип.- М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. 415 с.
  13. , В. В. Управление проектами в Microsoft Project 2007 Текст. / В. В. Богданов. СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  14. , A.B. Практическое агеитиое моделирование и его место в арсенале аналитика Текст. / A.B. Борщев // ExponentaPro. Математика в приложениях. 2004. — № 3−4. — С.21−26.
  15. , В.Н., Соколов, Р.В. Сетевая экономика и проектирование информационных систем Текст. / В. Н. Бугорский, Р. В. Соколов. Спб.: Питер, 2007. — 320 с.
  16. , В.Н. Сетевая экономика Текст.: учеб. пособие / В. Н. Бугорский. М.: Финансы и статистика, 2008. — 256 с.
  17. , Н.П. Метод статистического моделирования Текст. / Н. П. Бусленко. М.: Статистика, 1970. — 112 с.
  18. , Н.П. Моделирование сложных систем Текст. / Н. П. Бусленко. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  19. Буч, Г., Рамбо, Д., Якобсон, И. Язык UML Текст.: Руководство пользователя / Г. Буч, Д. Рамбо, И. Якобсон. Изд. 2-е. — М.: ДМК ПРЕСС, 2007. -496 с.
  20. , Н. Наука превосходства Текст. / Н. Быкова // Наука и технологии России [Электронный ресурс] 2010. -(http://www.strf.ru/science.aspx?CatalogId=222&dno=27 991).
  21. , A.A. Основы менеджмента Текст.: Электронное учебное пособие / A.A. Васецкий, H.A. Тарасов, В.В. Яновский- под ред. Яновского В. В. СПБ.: СЗАГС, 2007. — 269 с.
  22. , О. С, Наумов, А. И. Менеджмент Текст.: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. -670 с.
  23. , Е.С. Теория вероятностей Текст. / Е. С. Вентцель М.: Изд-во «Наука», 1969. — 576 с.
  24. , М.И., Кабалевский, А.Н. Анализ приоритетных очередей с учетом времени переключения Текст. / М. И. Волковинский, А. Н. Кабалевский. -М.: Энергоиздат, 1980. 168 с.
  25. , В.В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента Текст. / В. В. Глухов, М. Д. Медников, С. Б. Коробко. СПб.: Изд-во «Лань», 2007. — 528 с.
  26. , Б.В. Приоритетные системы обслуживания Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 447 с.
  27. , Б.В., Коваленко, И.Н. Введение в теорию массового обслуживания Текст. / Б. В. Гнеденко, И. Н. Коваленко. М.: КомКнига, 2005. -400 с.
  28. , К.Ф. Управление проектами (Project Management) Текст. / К. Ф. Грей, Э. У. Ларсон. -М.: Дело и Сервис, 2007. 608 с.
  29. , Т.В. Экономика и организация производства на предприятии Текст.: учеб. пособие / Т. В. Голубева. Самара.: Изд-во СГАУ, 2007. -116 с.
  30. , А.В., Организация проведения НИОКР отраслевым НИИ Текст.: монография / А. В. Гориш, Е. А. Гориш, А. Ф. Калинин. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. — 195 с.
  31. , А.Ф. Компьютерное моделирование менеджмента: учебник / А. Ф. Горшков, Б. В. Евтеев, В. А. Коршунов и др. // Под общ. ред. Н. П. Тихомирова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Изд-во «Экзамен», 2007. — 622 с.
  32. , В.А. Предсказание погоды. Текст. / В. А. Девятков // Компьютера. -2003.-№ 21.-С. 34−41.
  33. Дежина, И. Г, Грэхэм, Л. Наука в новой России: кризис, помощь, реформы Текст.: монография / И. Г. Дежина, Л. Грэхэм. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. — 240 с.
  34. , Н.К. Очереди с приоритетами Текст. / Н. К. Джейсуол. -М.: Мир, 1973.-279 с.
  35. , Н.Л. Экономика промышленного предприятия Текст.: учебник / Н. Л. Зайцев. -М.: Инфра-М, 2003. 439 с.
  36. , Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием Текст. / Н. Л. Зайцев. М.: Инфра-М, 2008. — 455 с.
  37. , В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь Текст. / В. Г. Золотогоров. 2-е изд., стереотип.- Мн.: Книжный Дом, 2004. — 720 с.
  38. Иванов, И. Н. Организация производства на промышленных предприятиях Текст.: учебник / И. Н. Иванов. М.: ИНФРА-М, 2008. — 352 с.
  39. , Г. И. Теория массового обслуживания Текст. / Г. И. Ивченко. -М.: Высшая школа, 1982. 256 с.
  40. Имитационное моделирование производственных систем Текст. / Под. ред. A.A. Вавилова. М.: Машиностроение, Берлин: Ферлаг Техник, 1983. -416 с.
  41. Имитационное моделирование экономических процессов Текст.: учеб. пособие / A.A. Емельянов, Е. А. Власова, Р.В. Дума- под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  42. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория Текст.: учебник / Под общей ред. A.A. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2006.-416 с.
  43. , Ю.Г. Имитационное моделирование систем. Ведение в моделирование с AnyLogic 5 Текст. / Ю. Г. Карпов. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. -400 с.
  44. Кельтон, В., Jloy, А. Имитационное моделирование Текст. / В. Кель-тон, А. Лоу. СПб.: Питер- Киев: Издательская группа BHV, 2004.-847с.
  45. , Д. Стохастические процессы, встречающиеся в теории очередей, и их анализ методом вложенных цепей Маркова Текст. / Д. Кендалл // Математика. -1959. Т.З. — № 6. — С.97 -111.
  46. , Д., Штойян, Д. Методы теории массового обслуживания Текст. / Д. Кенинг, Д. Штойян — пер. с нем.- [под. ред Г. П.Климова]. М.: Радио и связь, 1981. — 127 с.
  47. , Е. Языки моделирования Текст. / Е. Киндлер — пер. с чешек.- М.: Энергоатомиздат, 1985. 288 с.
  48. , Л. Теория массового обслуживания Текст. / Л. Клейнрок.- М.: Машиностроение, 1979. 432 с.
  49. , Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем Текст.: учеб. пособие / Н. Б. Кобелев. М.: Дело, 2003. — 336 с.
  50. , М.С., Чупрынов Б. П. Математические методы и модели для магистрантов экономики Текст.: учебное пособие / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов. СПб.: Питер, 2006. — 496 с.
  51. , Я.И. Курс институциональной экономики: Институты, сети, трансакционные издержки, контракты Текст.: учебник для вузов / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 442 с.
  52. , И. А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы ее развития Текст. / И. А. Лазарев, Г. С. Хижа, К. И. Лазарев. М.: Дашков и К0, 2006.-240 с.
  53. , Н. И. Теория и практика инноватики Текст. / Н. И. Лапин. -М.: Логос, 2010.-328 с.
  54. , И.С. Основы проектирования и математического моделирования вычислительных сетей и центров коллективного пользования Текст.: учеб. пособие / И. С. Литвинчев — Моск. физ.-техн. ин-т. М.: МФТИ, 1987. — 87 с.
  55. , Ф.Н., Кунгурцев, С.А. Университетский центр коллективного пользования Текст. / Ф. Н. Лисецкий, С. А. Кунгурцев // Высшее образование в России. 2007. — № 3. — С.98−104.
  56. , А.Л., Мальц, Э.А. Статистическое моделирование систем массового обслуживания Текст. / А. Л. Лифшиц, Э. А. Мальц. М.: Сов. радио, 1978.-247 с.
  57. , H.H. Имитационное моделирование экономических процессов Текст.: учеб. пособие / H.H. Лычкина. М.: Академия АйТи, 2005. -164 с.
  58. , H.H., Бутакова, М.А. Системы массового обслуживания: развитие теории, методология моделирования и синтеза Текст.: монография / H.H. Лябах, М. А. Бутакова. Ростов н/Д: РГУПС, 2004. — 200 с.
  59. , И.И., Шапиро, В.Д., Ольдероге, Н. Г. Управление проектами Текст.: учеб. пособие/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г. Ольдероге- под общ. ред. И. И. Мазура. М.: Омега-Л, 2004. — 664 с.
  60. , К.Н. Имитационное моделирование дискретных технологических систем для ситуационного управления производством функциональных устройств дис.. канд. техн. наук: 05.13.18 / Матусов Константин Николаевич. Воронеж, 2003. — 138 с.
  61. , С.Н. Экономико-математическое моделирование производственных систем Текст.: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. / С. Н. Миненко. -М.: МГИУ, 2008.-140 с.
  62. , В.М. Исследование систем управления Текст.: учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. / В. М. Мишин. М.: ЮНИТИ, 2007. — 527 с.
  63. , В.В. Экономика регионов Текст.: учеб. пособие / В. В. Мищенко. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. — 160 с.
  64. Моделирование систем с использованием теории массового обслуживания Текст.: учеб. пособие / Под. ред. Д. Н. Колесникова. СПб.: изд. СПбГПУ, 2003.-179 с.
  65. , С.П., Наливайченко, Е.В. Организация проектирования предприятий Текст.: учеб.-метод. пособие / С.П. Наливайченко, Е.В. Наливайченко. Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2007. — 84 с.
  66. , Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем Текст. / Т. Нейлор. М.: Мир, 1975. — 500 с.
  67. НИОКР: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет Текст. / С. А. Исправников // Под ред. Г. Ю. Касьяновой. М.: ИД «Аргумент», 2008.-200 с.
  68. , Д.А., Иващенко, A.A. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы Текст. / Д. А. Новиков, A.A. Иващенко. М.: ЛЕНАНД, 2006. — 336 с.
  69. , Н.И., Пашуто, В.П. Организация, планирование и управление производством Текст.: учеб.-метод. пособие / Н. И. Новицкий, В.П. Пашуто- Под ред. Н. И. Новицкого. М.: Финансы и статистика, 2007. — 576 с.
  70. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Текст. / Д. Норт — пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Начала, 1997. — 180 с.
  71. , Д.П. Исследования в области нанотехнологий в ЦКП «Высокие технологии» Электронный ресурс. /Д.П. Олишевский, И. В. Гусенко // Инженерный вестник Дона, 2010. № 3. -http://ivdon.ni/magazine/archive/n3y2010/page/2/. — (доступ свободный).
  72. , Д.П., Олишевская, A.B. Проблемы развития научно-технологической базы пьезоэлектрического приборостроения Текст. / Д.П.
  73. , A.B. Олишевская // Инновационные процессы пьезоэлектрического приборостроения и нанотехнологий: Материалы VI междунар. науч.-тех. конф. (Анапа, 22−26 сентября 2008 г.). Ростов н/Д: Изд-во ПИ ЮФУ, 2008. С. 298−300.
  74. , Д.П. Оптимизация структуры услуг сетевого центра коллективного пользования научным оборудованием Текст. / Д. П. Олишевский // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. — № 2 — С. 216.
  75. , Д.П. Современная практика социального моделирования конфликтных процессов Текст.: монография / М. Д. Розин, В. П. Свечкарев, С .Я. Сущий, Д. П. Олишевский [и др.]- под общ. ред. М. Д. Розина. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. — 186 с.
  76. , Д.П. Сербиновский, Б.Ю. Моделирование и анализ организации и управления центром коллективного пользования Текст.: монография / Д. П. Олишевский, Б.Ю. Сербиновский- Юж. Федеральный университет. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. 135 с.
  77. , Д.П., Свечкарев, В.П. Методы и структуры сетевого трансфера технологий Текст.: учебное пособие / Д. П. Олишевский, В. П. Свечкарев. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. — 112 с.
  78. Организация экономического сотрудничества и развития Электронный ресурс. / Информационный портал. Режим доступа: http://www.oecd.org, свободный. Загл. с экрана. — Яз. англ.
  79. Организация производства и управление предприятием Текст.: учебник / Под ред. О. Г. Туровца. М.: ИНФРА-М, 2004. — 528 с.
  80. Организация производства на предприятии Текст.: учебник / Под ред. О. Г. Туровца и Б. Ю. Сербиновского. Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2002.-464 с.
  81. Основы научных исследований Текст.: учебник / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов и др.- Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. М.: Высш. шк., 1989.-400 с.
  82. , Ю.Н. Имитационное моделирование Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Н. Павловский, Н. В. Бел отелов, Ю. Н. Бродский. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 236 с.
  83. Панич, А. Е, Свечкарев, В.П., Олишевский, Д. П. Модели и механизмы интеграции учебно-научно-инновационно-технологических комплексов Текст.: монография / А. Е. Панич, В. П. Свечкарев, Д. П. Олишевский. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. — 180 с.
  84. , Г. Б., Якунин, В.И. Методологические основы внешнего проектирования целенаправленных процессов и целеустремленных систем Текст. / Г. Б. Петухов, В. И. Якунин М.: ACT, 2006. — 504 с.
  85. М. Конкуренция Текст. / М. Портер. М.: Вильяме, 2005.608 с.
  86. , М. Международная конкуренция Текст. / М. Портер. М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.
  87. , Г. Теория массового обслуживания Текст. / Г. Потт-гофф- пер. с нем. -М.: Транспорт, 1979. 144 с.
  88. Программное обеспечение автоматизированной системы научных исследований коллективного пользования / Авт.-сост. А. С. Поляков и др. -Минск: ИТК, 1986. 35 с.
  89. , Т.Л. Аналитическое планирование: Организация систем Текст. / T. JL Саати- пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе- под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1991. -223 с.
  90. , T.JI. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения Текст. / Т.Л. Саати- пер. с англ. Е.Г. Коваленко- под ред. И. Н. Коваленко. изд.2-е. — М.: Сов. радио, 1971. — 520 с.
  91. , В.П. Архитектура интегрированных систем управления высокотехнологичными производствами Текст.: курс лекций / В. П. Свечкарев.- Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007. 240 с.
  92. , В.П. Концептуальное конструирование интегрированных технологических систем Текст.: информационный подход / В. П. Свечкарев. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. — 252 с.
  93. , В.П. Системный анализ высокотехнологичных систем Текст.: информационный подход / В. П. Свечкарев. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.-264 с.
  94. , В.П., Олишевский, Д.П. Модели и механизмы продвижения услуг центров коллективного пользования научным оборудованием Текст.: монография / В. П. Свечкарев, Д. П. Олишевский. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. — 128 с.
  95. , В.П., Олншевскнй, Д.П., Яловой, И. О. Имитационное моделирование дискретно-событийных процессов и систем: практикум Электронный ресурс. / В. П. Свечкарев, Д. П. Олишевский, И. О. Яловой. Южный фед. ун-тет. — Ростов-на-Дону, 2008.
  96. , Б.Ю. Научно-исследовательский аутсорсинг Текст. / Б. Ю. Сербиновский, Б. Б. Сербиновский, Т. Г. Гусенко — Южный фед. ун-тет. -Новочеркасск: Оникс+, 2007. 146 с.
  97. , Л. М. Организация производства Текст.: учебник / Л. М. Синица. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 540 с.
  98. Системы коллективного пользования научным оборудованием Академии наук МССР / 3. И. Зеликовский, М. М. Клузман, А. А. Праницкий и др. -2-е изд., доп. Кишинев: Штиинца, 1983. — 28 с.
  99. Системы коллективного пользования научным оборудованием Академии наук МССР: Опыт создания и развития. Кишинев: Штиинца, 1982. — 25 с.
  100. , Б.Я., Яковлев, С.А. Моделирование систем Текст.: учебник для вузов / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. М.: Высш. шк., 2001. — 343 с.
  101. , В.М., Разумов, B.B. Институционализм. Опыт научной школы Текст. / В. М. Соколинский, В. В. Разумов // Школьный экономический журнал, 1999. — № 4. — С.65−77.
  102. , М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР Текст.: учеб. пособие / М. Ю. Спасенных. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. — 148 с.
  103. Справочник по теории автоматического управления Текст. / Под. ред. A.A. Красовского. М.: Наука, 1987. — 712 с.
  104. , В.Дж. Управление производством Текст. / В. Дж. Стивенсон- пер. с англ. М.: БИНОМ, 1998. — 928 с.
  105. , И.А. Сетевая экономика Текст.: учебник / И. А. Стрелец. М.: Эксмо, 2006. — 208 с.
  106. , А. А. Организационные структуры управления и их применение в различных компаниях / А. А. Стриженко, Н. Ю. Бибикова Электронный ресурс. Режим доступа: http://elib.altstu.ru:8080/Books/Files/2000−04/34/Pap34.html].
  107. З.А., Ратнер C.B. Некоторые предложения развития методологии и использования центров коллективного пользования Текст. / З. А. Темердашев, C.B. Ратнер // Качество. Инновации. Образование, 2004. -№ 2. С.23−25.
  108. Теория массового обслуживания в экономической сфере Текст. / Л. Г. Лабскер, Л. О. Бабешко. М.: ЮНИТИ, 1998. — 319 с.
  109. Л.Ю. Экономические инновационные структуры и институты сетевого типа: теория и методология Текст.: Автореф.. док. экон. наук: 08.00.01 / Титов Леонид Юрьевич. Орел, 2010. — 48 с.
  110. C.B. Моделирование процессов принятия решений в сетевых системах обслуживания на основе эволюционных методов Текст.: дис.. канд. техн. наук: 05.13.18 / Титов Сергей Викторович. Воронеж, 2005.-164с.
  111. Управление инновациями Текст. / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. М.: Юрайт, 2011. — 720 с.
  112. , P.A. Организация производства Текст.: учебник / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2003. — 672 с.
  113. , A.A. Основы теории оптимальных систем Текст. / A.A. Фельдбаум. М.: Наука, 1970. — 356 с.
  114. , И. С. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия Электронный ресурс. / И. С. Ферова. Режим доступа: http://library.krasu.rU/ft/fl/articles/114 673 .pdf
  115. , К. Профессиональное управление проектом Текст. / К. Хелдман- пер. с англ. М.: БИНОМ, 2005. — 517 с.
  116. , C.B., Токарева, Н.Ю. Структура организации: от реальности до виртуальности один шаг. Принципы организационно-структурного обеспечения инновационных процессов на предприятии Текст. / C.B. Хайниш, Н. Ю. Токарева. -М.: Рохос, 2003. — 192 с.
  117. Центр коллективного пользования. Описание элемента инфраструктуры инновационной деятельности Электронный ресурс. М.: НИАЦ МИИ-РИС, 2006. — (http://www.invur.ru/index.php?page=infsupp&cat=analit&doc=niiac>).
  118. Центр коллективного пользования Якутского научного центра СО РАН Текст.: сборник / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Якут. науч. центр — сост. А. Ю. Уржумцев — отв. ред. А. М. Ишков. Якутск: Изд-во СО РАН, 2004. — 55 с.
  119. Центры коллективного пользования Российской академии наук Текст. / Рос. акад. наук. М.: Наука, 2004. -192 с.
  120. Центры коллективного пользования РФФИ Текст. / Под ред. В. Д. Новикова. M.: Янус-К. — 2002. — 300 с.
  121. , Т.В. Кластерная теория экономического развития Текст. / Т. В. Цихан // Теория и практика управления, 2003. № 5. — С.74−81.
  122. И.Г. Методы принятия решений Текст. / И.Г. Черно-руцкий. СПб.: БХВ-Петербург. — 2005. — 416 с.
  123. , Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры Текст. /Г.В. Шепелев // Инновации. 2005. — № 2. — с.6−15.
  124. , Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука Текст. / Р. Шеннон. М.: Мир, 1978. — 418 с.
  125. , Е.В., Чхартишвили, А.Г. Математические методы и модели в управлении Текст. / Е. В. Шикин, А. Г. Чхартишвили. М.: Дело, 2000. — 431 с.
  126. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности Текст. / И. JI. Туккель, С. Н. Яшин, Е. В. Кошелев, С. А. Макаров. СПб.: БХВ-Петербург, 2011 г. — 240 с.
  127. Экономика предприятия Текст.: учеб. для вузов / И. Э. Берзинь, С. А. Пикунова, Н. Н. Савченко, С.Г. Фалько- под ред. С. Г. Фалько. М.: Дрофа, 2003.-368 с.
  128. Экономико-математические методы и прикладные модели Текст.: учеб. пособие для вузов / В. В. Федосеев, А. Н. Гармаш, Д. М. Дайитбегов и др.- под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 2000. — 391 с.
  129. , Г. А. Кластерный подход в повышении конкурентоспособности предприятий Текст. / Г. А. Яшева. Витебск: УО «ВГТУ», 2007. — 301 с.
  130. April, J., Glover, F., Kelly, J., Laguna, M. Practical introduction to simulation optimization Текст. / J. April, F. Glover, J. Kelly, M. Laguna //Proceedings of the 2003 Winter Simulation Conference, 2003. 8 p.
  131. April, J., Glover, F., Kelly, J., Laguna, M. The exploding domain of simulation optimization Электронный ресурс. / J. April, F. Glover, J. Kelly, M. Laguna // OptTek Systems. (www.opttek.com)
  132. Corne, D., Dorigo, M., Glover, F. New ideas in Optimization Текст. / D. Corne, M. Dorigo, F.Glover. Wiley, 1999. — P. 493
  133. Cox, D. The analysis of non-Markovian stochastic processes by the inclusion of supplementary variables Текст. / D. Cox // Proc. Cambr. Phil. Soc. 1955. -V.51. -№ 3. -P.433 -441.
  134. Gendreau, M. An Introduction to Tabu Search Текст. / M. Gendreau // International series in operations research and management science, 2003. P. 37 -54.
  135. Glover, F., Laguna, M. Tabu Search Текст. / F. Glover, M. Laguna. -Boston: Kluwer Academic Publishers, 1997. 382 p.
  136. Glover, F., Kochenberger, G. Handbook of Metaheuristics Текст. / F. Glover, G. Kochenberger. Boston, MA: Kluwer, 2003. — 570 p.
  137. Glover, F., Laguna, M. Scatter Search and Path Relinking Текст. / F. Glover, M. Laguna. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1997. — 36 p.
  138. Glover, F., Laguna, M. Tabu Search Текст. / F. Glover, M. Laguna. -University of Colorado, 1999. 18 p.
  139. Glover, F., Laguna, M., Marti, R. Scatter Search Текст. / F. Glover, M. Laguna, R. Marti. University of Colorado, 2005. — 20 p.
  140. Henrich, P. Applicability aspects of workload control in job shop production Текст. / P. Henrich. Labyrint Publications, 2005. — 111 p.
  141. Jun-Gang, XU. An Overview of Theories and Methods of Production Scheduling Текст. / XU Jun-Gang // Journal of Computer Research and Development, 2004. № 2. P. 3−11.
  142. Neureuther, B. D. Estimating cycle time in complex job shops Текст. / В. D. Neureuther. // Journal of Integrated Design and Process Science, 2002. V.6. -№ 3.-P. 93−104.
  143. Ponnambalam, S. G., Jawahar, N., Aravindan, P. A simulated annealing algorithm for job shop scheduling Текст. / S. G. Ponnambalam, N. Jawahar, P. Aravindan. // Production Planning & Control, 1999 V. 10. — P. 767−777.
Заполнить форму текущей работой