Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика обучения студентов — будущих учителей физики моделированию учебного процесса с использованием ЭВМ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана методика применения заданий по моделированию педагогических явлений в системе методических дисциплин педвуза: курс «Теория и методика обучения физике», «Кабинет физики» — спецкурс «Изучение передового опыта учителей по использованию ЭВМ в обучении физике» — курс «Электронно-вычислительная техника в обучении физике». Она включает программу по курсу «Электронно вычислительная техника… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Педагогическая модель как абстрактная система педагогических явлений
    • 1. 1. Определение понятия «система» и направления использования педагогических систем в учебном процессе
    • 1. 2. Понятия о педагогической модели, компьютерном моделировании и классификация моделей
    • 1. 3. Универсальность метода моделирования и применение его в методике преподавания физики
    • 1. 4. Компьютерное обучение студентов в системе методических дисциплин
  • Глава II. Основы применения метода моделирования педагогических явлений в учебном процессе педвуза
    • 2. 1. Этапы применения метода моделирования
    • 2. 2. Уровневая шкала требований к знаниям и умениям
    • 2. 3. Система задании по моделированию психолого-педагогических явлений
  • Глава III. Методика обучения моделированию в системе ^ методических дисциплин
    • 3. 1. Курс «Теория и методика обучения физике»
    • 3. 2. Курс «Кабинет физики»
    • 3. 3. Спецкурс «Изучение передового опыта учителей по использованию ЭВМ в обучении физике»
    • 3. 4. Спецкурс «Электронно-вычислительная техника в обучении физике»
  • Глава IV. Экспериментальная проверка основ применения. метода моделирования y i 4.1 Формы педагогического эксперимента
    • 4. 2. Первый этап исследования
    • 4. 3. Второй этап исследования
    • 4. 4. Третий этап исследования

Методика обучения студентов — будущих учителей физики моделированию учебного процесса с использованием ЭВМ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современных условиях преобразования общества расширяется сфера деятельности учителя, которая включает преподавание, научно-методическую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую. Чтобы успешно работать в указанных сферах, выпускник педагогического вуза должен владеть теоретическими основами воспитывающего обученияметодикой развития творческих способностей, потребностей в непрерывном самообразовании, познавательных интересов к физике и технике, вариативных технологий обучения.

Для решения поставленных задач, необходимы новые методы преподавания в педагогических вузах. Они должны обеспечить не только высокий уровень подготовки учителей, но и создать необходимый банк данных, содержащий определенные нормативные документы, методические рекомендации, теоретические данные современных педагогических исследований для самостоятельной работы на семинарах, в период педагогической практики и внеаудиторной работы.

Анализ литературы показывает, что совершенствование методов преподавания в вузе находится в прямой зависимости от разработки новых образовательных компьютерных технологий. Они должны учитывать увеличивающийся поток нормативных документов по реализации проекта стандарта образованияособенности функционирования новых типов общеобразовательных учреждений и соответствующих вариативных программ, учебниковорганизационные трудности в распространении достижений современной педагогической науки, а также во внедрении их в практику преподавания.

В учебно-методической литературе (Лаптев ВВ., Кузнецов А., Кондратьев А. С., Антипов И. Н., Извозчиков В .А., Ревунов А. Д., Машбиц ЕЖ, Луканкин Г. Л., Анциферов Л. И., Монахов В. М., Роберт В .И., Кондратьева Г .В., Меретуков Щ. Т. и др.) отмечается необходимость внедрения электронных средств как метода обучения студентов в высшей школе. Разработаны разнообразные учебные программы по модели-рованию физических явлений, решению математических задач, обработке экспериментальных данных исследований, накоплению данных для использования компьютера в качестве измерительного прибора и др. Однако, созданию учебных программ по моделированию учебного процесса не уделяется должного внимания.

Современные достижения методической науки позволили широко применять системный анализ к педагогическим явлениям. Метод моделирования помогает представить абстрактные системы в разнообразных формах предъявления информации. Во многих методических работах с помощью моделей представляется содержание курса, научная картина мира, система физического эксперимента, взаимосвязь содержания и методов обучения, этапы учебно-познавательной деятельности (Мулта-новский В.В., Разумовский В. Г., Хижнякова Л. С., Дик Ю. И., Пурышёва Н. С., Шаронова Н. В., Данюшенков B.C. и др.).

В исследованиях методистов, педагогов, психологов, метод моделирования используется при анализе проекта стандарта образования основной и средней школытребований к содержанию образованиянорм учебной нагрузкитребований к знаниям и умениям учащихся по физике. С помощью метода моделирования исследуются также учебные прог-раммы, учебно-методические пособия (Самойленко П.И., Нурминский И. И., Сауров Ю.А.А, Бетев В. А., Свитков ЛИ, Архипова А. Й., Мушин В. Б., Синявина А. А., Бершадский М. Е., Жешко В.В.).

Согласно государственным требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов-будущих учителей физики, учитель должен владеть основными психолого-педагогическими крите-риями применения компьютерной техники в образовательном процессе, владеть умениями психолого-педагогической диагностики, умениями проектирования образовательного процесса, использовать различные средства обучения. В связи с этим необходимо внедрение в учебный процесс педвуза метода моделирования психолого-педагогических явлений с использованием компьютера, выступающего как средство обучения и создания моделей.

Некоторые аспекты метода моделирования учебного процесса в вузе рассматривались в работах психологов, педагогов и методистов. Однако методика моделирования учебного процесса в системе методических дисциплин специально не исследовалась.

В практике возник ряд противоречий, требующих разрешения. Среди них отметим следующие, возникающие между:

— относительно сформированными умениями студентов работать с компьютером и низким уровнем умений моделировать учебный процесс: представлять системы и модели в квалификационной работе, изображать диаграммы результатов проверочных работ с помощью поэлементного анализа и коэффициентов успешности выполненияпланировать урокипредъявлять результаты анализа различных сторон учебного процесса в виде схем, таблиц, диаграмм, графиков;

— имеющимся в распоряжении студентов программным обеспечением по моделированию физических явлений и отсутствием программ по моделированию педагогических явлений в виде базы данных моделей содержания, методов, средств обучения, вариативных учебных программ различных общеобразовательных учебных заведений, учебных и методических пособий.

— необходимостью создания учителем авторской программы как методической модели и отсутствием специальной подготовки в системе методических дисциплин методу моделирования педагогических явлений;

— необходимостью иметь выпускнику вуза минимум моделей педагогических явлений и отсутствием необходимых условий в педвузе для накопления с помощью компьютера необходимой методической информации.

Коренной причиной указанных противоречий можно считать отсутствие упорядоченной системы заданий по моделированию психолого-педагогических явлений и методики ее использования в методических дисциплинах: теория и методика обучения физике, частные вопросы методики преподавания, кабинет физики, учебник физики, электронно-вычислительная техника в обучении физике, спецкурс по изучению передового опыта учителей по использованию компьютера в учебном процессе по физике в средней школе.

При исследовании данной проблемы использовалась терминология, применяемая в психолого-педагогических науках и философии, например, теоретические основы метода моделирования, система, модель, структура.

Теоретические основы метода моделирования составляют:

— принципы конструирования заданий;

— требования к знаниям умениям студентов-будущих учителей физики, связанные с моделированием учебного процесса;

— структура деятельности студентов по моделированию.

Система — множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающее вполне определенными свойствамимножество характеризуется единством, выражающееся в интегральных свойствах и функциях.

Педагогическая модель — абстрактная система соответствующего класса реально существующих систем. Компьютерная психолого-педагогическая модель (КИМ) или компьютерная модель — абстрактная система соответствующего класса реально существующих педагогических систем, разработанная с использованием ЭВМ.

Структура — множество компонентов, входящих в систему, совокупность связей между ними. Она осуществляет интеграцию компонентов в некоторое целостное образование.

Итак, актуальность темы исследования определяется:

— необходимостью разработки теоретических основ метода моделирования педагогических явлений в системе методических дисциплин при подготовке будущих учителей физики;

— потребностью в разработке соответствующей системы заданий для студентов и методики ее использования.

Цель исследования: определение теоретических основ метода моделирования педагогических явлений и применения его в педаго-гическом вузе для совершенствования методической подготовки буду-щего учителя физики.

Объект исследования. Процесс подготовки студентов-будущих учителей физики в педагогическом ВУЗе.

Цредмет исследования. Моделирование учебного процесса по физике с использованием компьютера на основе системы учебных заданий.

Гипотеза исследования заключается в следующем: система заданий будет обеспечивать овладение студентами — будущими учителями физики метода моделирования, если она соответствует:

— принципам конструирования заданий.

— уровневой шкале требований к знаниям и умениям;

— этапам деятельности студентов по моделированию.

Для проверки и реализации гипотезы были сформулированы и решены следующие задачи:

1) Провести научно-методический анализ психолого-педагогической, методической, философской литературы по моделированию педагогических явлений,.

2) Определить теоретические основы метода моделирования учебного процесса по физике в средней школе.

3) Сконструировать систему заданий по моделированию учебного процесса по физике в средней школе для студентов-будущих учителей физики,.

4) Разработать соответствующую методику применения метода моделирования в учебном процессе.

5) Провести педагогический эксперимент с целью проверки выдвинутой гипотезы.

Методологию исследования составляют принципы, законы материалистической диалектики как логики и теории познания. Стратегия исследования определялась системно-структурным подходом. Основные методыанализ объекта изучения, информации о нем в теоретических материалахсинтез полученных данныхконструирование абстрактных моделейпроведение педагогического эксперимента.

Теоретические и практические результаты исследования достоверны и обоснованы, поскольку;

— опираются на методологические принципы философии и фундаментальных педагогических наук, достижения методики преподавания физики.

— подтверждены педагогическим экспериментом: экспертной оценкой результатов исследования на межвузовских конференциях, внедрением результатов в практику преподавания, анкетированием, анализом контрольных работ и обработкой их результатов, а также личным преподаванием в школе и вузе.

Научная новизна результатов заключается в том, что определены теоретические основы метода моделирования педагогических явлений и разработана система заданий с использованием компьютера, позволяющая сочетать в методических дисциплинах знания и умения студентов по информатике и методике преподавания физики.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении:

— принципов конструирования заданий;

— шкалы требований к знаниям и умениям студентов, включающая критерии и условия развития умений на уровне пользователя.

— этапов деятельности студентов по моделированию.

Практическая значимость: Создана система заданий по моделированию психолого-педагогических явлений, а также разработаны рекомендации к ее использованию в системе методических дисциплин: теория и методика обучения физике, частные вопросы методики преподавания, школьный кабинет физики" и ЭВТ в обучении физике, изучение передового опыта учителей, Но использованию компьютера в учебном процессе по физике в средней школе (спецкурс) — а также при проведении педагогической практики студентов и написании ими курсовых и дипломных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Теоретические основы метода моделирования учебного процесса по физике в средней школе: принципы конструирования заданий, уровневая шкала требований к знаниям и умениям студентов, этапы деятельности студентов по моделированию.

2) Система заданий по моделированию педагогических явлений и методика использования ее в методической подготовке учителя.

Результаты исследования апробировались и внедрялись: и.

— в процессе участия межвузовских конференциях, в частности: «Дифференциация обучения физике в средней школе и педагогическом университете» (МПУ, Москва, 1992 г.) — «Образовательный стандарт по физике» (МПУ, Москва, 1993 г.), «Контроль и образовательный стандарт по физике» (МПУ, Москва, 1994 г.) — участия в экспериментальной работе с учителями базовой школы N15 г. Химки и опорной школы N548 г. Москвы;

— на занятиях с учителями школ в рамках программы переподготовки учителей физикипри разработках спецкурсов и целевых программ по проблемам высшего образованияпосредством личного преподавания в педагогическом вузе;

— путем научного руководства выполнением дипломных работ выпускников вузаруководства педагогической практикой студентов.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.

Выводы по четвертой главе.

В четвертой главе «Экспериментальная проверка основ применения метода моделирования» представлены результаты педагогического эксперимента, проводившегося в Московском педагогическом университете, а также проанализированы полученные экспериментальные данные.

Результаты педагогического эксперимента охватывают разнообразные виды экспериментальной деятельности по проверке учебных материалов, созданных в соответствии с теоретическими основами метода моделирования учебного процесса при подготовке студентов-будущих учителей физики.

Полученные результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что предложенная в работе методика обучения студентов методу моделирования педагогических явлений эффективна. При ее использовании в учебном процессе педагогического вуза возникает тенденция к повышению качества методической подготовки студентов.

Заключение

.

В диссертации поставлена проблема методики обучения студентов-будущих учителей физики моделированию учебного процесса с использованием ЭВМ. Анализ источников концепции системно-структурного подхода к изучению явлений позволил определить возможные пути ее решения. Учитывая необходимость отражения системно-структурного подхода к моделированию педагогических явлений, в диссертации обоснована необходимость рассмотрения основных понятий, используемых при таком подходе: система, модель, структура, моделированиевыделения этапов деятельности по моделированию явлений. В диссертации показано, что основные понятия системно-структурного подхода моделирования явлений специфичны по области их применения — методики преподавания физики, но общны с философскими их определениями. На основе выделенного подхода определены понятия «система», «модель», «моделирование», «структура». С помощью выделенных понятий на основе системно-структурного подхода, были определены основные виды структур педагогических систем. Это позволило определить основные свойства систем. Анализ понятия «модель», моделирования как процесса, позволило нам выделить основные этапы деятельности по моделированию. Рассматривая моделирование педагогических явлений с использованием ЭВМ, нами было установлено несколько уровней овладения компьютерной техникой, каждый из которых обладает структурой. Учитывая это, а также основные выводы теории П. Я. Гальперина, нами были разработаны задания для студентов по моделированию учебного процесса, а также методика их использования. Задания охватывали цикл методических дисциплин педагогического вуза и разрабатывались с учетом трех уровней предъявления содержания.

Результаты педагогического эксперимента, проведенного в педагогическом вузе, показали эффективность предлагаемой методики обучения студентов методу моделирования педагогических явлений.

Таким образом, основные результаты и выводы состоят в следующем.

1. Совершенствование методов преподавания в вузе зависит от разработки новых образовательных компьютерных технологий, предполагающих моделирование педагогических явлений на основе системного анализа.

2. Теоретические основы метода моделирования педагогических явлений составляют.

— Принципы конструирования заданий: классификации систем по видам структурсистематизации на основе уровней и подсистемвзаимосвязи компонент и подсистем системыфункционирования входов и выходов системысоответствия границ применения системы, максимальных и минимальных значений определенных свойств системытрансформации систем в зависимости от выбранных условий;

— Уровневая шкала требований к знаниям и умениям. Она включает знания о том, что абстрактные системы педагогических явлений можно представить в виде моделейпростейшие системы относятся к целям, содержанию и другим компонентам учебного процессаспособы предъявления систем разнообразны — таблицы, графики, диаграммы, описанияЭВМ оптимизирует работу по моделированию явлений с системами. К умениям относятся чтение простейших систем, выделение ее отдельных элементоввыбор системообразующих компонент системпостановка педагогических целейинтерпретация систем с фиксированными полюсамихарактеристика поведения системы в заданных условияхзапись системы с помощью ЭВМопределение условий, в которых работает данная системасоотношение предложенной системы с конкретным заданием для фрагментов уроковвыделение подсистемы предложенных системсоздание по образцу и управление системойпреобразование способов предъявления системыприменение предложенной структуры в новых условияхразработка авторской системыпрогнозирование развития систем.

— Этапы деятельности студентов по моделированию, которые включают: определение разновидностей систем, к которой принадлежит объект данной предметной областиустановление системообразующих компонент системы, иерархических уровней и подсистем данной системыопределение системообразующих свойств, связей и отношений между компонентами и подсистемами системыфиксирование входов и выходов системыустановление границ применения системымаксимальных и минимальных значений определенных свойств системыопределение структур, закономерностей композиции, характеризующих развитие системы.

3. Система заданий по моделированию учебного процесса по физике в средней школе для студентов-будущих учителей физики условно разделена на блоки в соответствии с основными методическими дисциплинами: методика преподавания физики в средней школе, кабинет физики, спецкурс «Изучение передового опыта учителей по использованию компьютера в учебном процессе по физике в средней школе», курс «Электронно-вычислительная техника в обучении физике». Каждая группа заданий учитывает этапы усвоения метода моделирования и на трех уровнях предъявления содержания: стандарт образования и педагогические цели, в которых отражены концептуальные положения обучения физикепрограммы по физикеучебно-методический комплекс.

4. Разработана методика применения заданий по моделированию педагогических явлений в системе методических дисциплин педвуза: курс «Теория и методика обучения физике», «Кабинет физики» — спецкурс «Изучение передового опыта учителей по использованию ЭВМ в обучении физике» — курс «Электронно-вычислительная техника в обучении физике». Она включает программу по курсу «Электронно вычислительная техника в обучении физике» — учебные материалы для студентов в виде заданий к практическим работам по циклу методических дисциплин и педагогической практикедидактический материал для работы с компьютеромпроверочные работырекомендации к проведению спецкурса «Изучение передового педагогического опыта по использованию ЭВМ в обучении физике1'.

5. Практическая эффективность разработанной системы заданий по моделированию педагогических явлений подтверждена в ходе педагогического эксперимента:

— экспертным оцениванием общих подходов к конструированию системы заданий;

— экспериментальной деятельностью в вузе с применением системы с разработанных заданий;

— анкетированием, проведением контрольных работ в учебном процессе в педвузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.М. ЭВМ и понимание математических доказательств. //Вопросы философии-1987-N3.
  2. .В., Савельев А. Я., Карпов В. И. разработка машинных алгоритмов составления учебного плана. // Применение ЭВМ в учебном процессе. -М.:1969. С.46−53.
  3. И.Н. Основы информатики и вычислительной техники. Методическое пособие для преподавателей. -М. .Высшая школа, 1991.
  4. . к психологии личности как развивающейся системы. //Психология формирования личности. -М.:1981. 486 с.
  5. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва, //перспективы. 1981. N2. С. 5−21.
  6. ММ. Физика. Учебник для 9 класса. -М., Просвещение, 1994, с. 139.
  7. Й.А., Хейфец И. М. Из опыта использования педагогических программных средств на уроках информатики. //Содержание, организация и методы обучения в сельской школе. Межвузовский сборник. МОПИ им. Крупской М.1990, с.116−125
  8. В.К. Мир как информационная структура. //Информатика и образование. 1987, N5, с.3−9
  9. JI. фон. Общая теория систем критический обзор. В кн. Исследования по общей теории систем. -М.:1969.
  10. А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). -СПб.: 1912, ч.1.1. Богданов А. А Очерки организационной науки.-«Пролетарская культура», 1918, N7.
  11. А.А. Очерки всеобщей организационной науки. -Самара, 1921. -М.-Л, 1925- ч. П, М.-Л., 1927, ч. З, М.-Л., 1929.
  12. А.А. Всеобщая организационная наука (тектология), ч.1, М.-Л., 1925- ч. П, М.-Л, 1927- ч. Ш, М.-Л., 1929.
  13. В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота. //Советская педагогика, 1970, N5
  14. В., Рубцов В. Игровые компьютерные среды учебного познания. //Информатика и образование. 1990, N5,с. 10−15
  15. В.А., Иванов А. И., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 8 класс дидактические материалы. -М.:Просвещение, 1985. 63 с.
  16. Я. А. О программах компьютерного всеобуча. //Педагогическая информатика. Программное обеспечение компьютерного всеобуча. Межвузовский сборник научных трудов. МОПИ им. Крупской -М.:1990 с.3−7.
  17. Н.П. Научно-информационная деятельность. Философско-методологические проблемы. -М.:Мысль, 1984
  18. ЕЛ. Компьютер и будущее //Проблемы теории и практики управления. 1985, N2,c.l0−15.
  19. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. -М.:Прогресс, 1988
  20. Н. Творец и робот. -М., 1966,103 с.
  21. Н. Кибернетика и общество: -М.:1966.
  22. М.Б. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний. -СПб, 1979, N9.
  23. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. (В книге: Исследование мышления в советской психологии). -М., 1966.
  24. П.Я. Формирование умственных действий. //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления /Под ред. Ю. П. Гиппенрейтер, В.В.петухова. -М.:1981. С.78−86.
  25. М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Докт.дисс.-М.:1977.
  26. М.В. О роли и функции знаков и знаковых моделей в управлении познавательной деятельностью человека.-М.:1975.
  27. Ф. Психология управления: основные проблемы. -М.: ПрогрессД982.
  28. Т., Машбиц Е.й. психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе //Вопросы психологии. 1985, N3.
  29. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. -М.:Педагогика, 1987.263 с.
  30. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. -М., Изд-во МГУ, 1965,248 с.
  31. В.М. Кибернетика: вопросы теории и практики. -М.1986. 488 с.
  32. ГолубеваО.Н. Концепция компьютерного обучения в России. //Высшее образование России, 1994, N3, с.52−57.34JTottB.C. Социальная роль информатики. -М.:3нание, 1987.
  33. Я.Т. и др. Алгоритмы и программы на Бейсике. -М. Просвещение, 1988.
  34. М.Р. Педагогика образования для взрослых. -М.:ТОО «Интел Тех», 1995, с. 9.
  35. В.В. О разработке сценария для программы-тренажера.
  36. Педагогическая информатика. Программное обеспечение компьютерного всеобуча. Межвузовский сборник научных трудов. /МОПИ им. Крупской-М.:1990- с.45−58.
  37. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. (Библиотека журнала «Директор школы», Спецвып. N4). -М:Сентябрь, 1996, 112 с.
  38. С.С. Активность человеческого сознания и «искуственный интеллект». //Вопросы философии-1987-N8
  39. В.В. Лекции по педагогической психологии. -М.:Б.п., 1992, 54 с.
  40. В.В. Виды обобщения в обучении. -М., Педагогика, 1972,423 с.
  41. В.В. Виды обобщения в обучении: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). -М.:1972. 474 с.
  42. Демонстрационный эксперимент поф изике в средней школе /Под ред. А. А. Покровского. Часть 1,2 -М.: Просвещение, 1978.
  43. Л.П. Психологические основы работы над книгой.-М., 1970.
  44. А.П., Павлюк Н. А. Языки и компьютер. М.:Просвещение, 1989.
  45. В.Г. Вычислительная техника и учебный процесс. -Свердловск, 1984. 108 с.
  46. М.П. Процесс мышления в речевой деятельности. Автореферат докт. дисс.-М., 1971.49 .Ершов А. П. Человек и машина -М.:3нание, 1985.
  47. К.А. Компьютер и общество. -М.:ПолитиздатД990.58.3 у.е.в К. А. Методологические и социальные вопросы компьютеризации.
  48. Вопросы философии, 1988, N5.
  49. В.А., Ревунов А. Д. Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе. -М.:ПросвещениеД988.
  50. В.А. Дидактические основы компьютерного обучения физике. -Л.:ЛГПЙ, 1987,41с.
  51. Информатика и культура. -Новосибирск, Наука. Сиб. отдел, 1990, 133 с.
  52. Исследования по общей теории систем. -М.:1969.63 .Кибернетика. Становление информатики. АН СССР. -М.:Наука, 1986. 61. Кибернетика и современное познание. -М.:Наука, 1976.
  53. Компьютеризация в сфере образования. Научно-аналитический обзор. -М.:ИНИОН, 1990. 41 с.
  54. А.С., Лаптев В. В. Физика и компьютер. -Л.:Изд-во ЛГУ, 1989
  55. Концепция информатизации образования. -М.:Информатика и образование, 1988, N6,с.3−31.
  56. О.В. Формирование информационных умений учащихся 5−6 классов при использовании вычислительной техники в процессе обучения математике. Дисс.канд.пед.наук Спб.:1992 — 204 с.
  57. Е.А. ЭВМ в школе. -М.:ПедагогикаД986
  58. Э.И. О системе подготовки студентов в педагогических институтах в сфере информатики и вычислительной техники. Методические материалы совета по связи со школами. -М., Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989, с.20−27.
  59. А.А. Обучающие программы и дидактика. //Информатика и образование, 1986, N2,с.87−90.
  60. С.И. Применение ЭВМ в учебном процессе. -М., МТИПП, 1985,122 с.
  61. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. -М.Д981.
  62. В., Немцев А. Учебные компьютерные модели. //Информатика и образование, 1991, N4, с.70−73.
  63. Лейбин В, М. «Модели мира"' и образ человека: (Критический анализ идей Римского клуба). -М., 1982. 255с.
  64. А.Б., Сергиенко С. К., Стрелков Ю. К. Применение ЭВМ в психологическом эксперименте. -М., 1979. 59 с. •
  65. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.77 .Логвинов И. И. Имитационное моделирование учебных программ. -М.:1980.126 с.
  66. А.Р. Язык и сознание. -М., 1979.
  67. Л.Н. Некоторые философские вопросы кибернетики -М., 1966
  68. А.А. Основы методики проведения лабораторного практикума на ЭВМ для формирования профессиональных умений студентов. Дисс.. Канд.пед.наук М.:1990−275 с.
  69. Д.Ш., Орловская В. В. Использование ЭВМ в ходе учебного процесса и его управлении. -Алма-Ата, 1989,176 с.
  70. М.И. Современный урок. Вопросы теории. -М., Педагогика, 1981 с. 108.
  71. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М. :Педагогика, 1988.
  72. Е.И. Компьютеризация общения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. 80 с.
  73. Е.И. Психологические проблемы обучения пользователей ЭВМ. -Киев, 1976.
  74. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.пискунова, Г. В. Воробьева. -М.:1979. 256 с.
  75. М. Основания общей теории систем. В кн: Общая теория систем. М., 1966.
  76. Модели и моделирование в методике обучения физике. Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции. -Киров-1997
  77. Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. //Советская педагогика, 1975, N9.
  78. Л.В. Развитие физических понятий у студентов в процессе компьютерных занятий. Дисс.канд.пед.наук. М.: 1990,245 с.
  79. МиславскийВ. Учитель и ЭВМ. //Правда. 1985. 13 авг.
  80. В.М. психолого-педагогические проблемы Обеспечения компьютерной грамотности учащихся. //Вопросы психологии. 1985. N3.C.14
  81. Мултановский В. В Физическая картина мира как модель. //Модели и моделирование в методике обучения физике. -Киров, 1997, с. 11.
  82. А.А. Компьютерные модели и вычислительный эксперимент в школьном курсе физики. РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб, 1992.
  83. Основы методики преподавания физики в средней школе. /Под ред. А. В. Перышкина, В. Г. Разумосвкого, В.А.ФАбриканта -М.: Просве-щение, 1984 с.84−99.
  84. Образовательный стандарт по физике. Средняя школа и педагогический ВУЗ. -М.:МПУ, 1993 136 с.
  85. И.К. Человек и культура в научно-технической революции. //Вопросы философии, 1990, N9.103 .Планирование учебного процесса по физике в средней школе. /Под/ред. Л. С. Хижняковой -М.: Просвещение, 1982, с. 223 .
  86. Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. //Коммунист, 1988, N1.
  87. Практическое руководство по программированию. Под ред.Б.Мик, П. Хит и др. -М.:Радио и связь, 1986.
  88. Ю6.Применение ЭВМ для обеспечения учебного процесса и управления образованием: материалы Всесоюзной конференции 15−17 ноября 1984 г. /Отв. ред. В. Г. Житомирский. -СвердловскД985. 271 с.
  89. Психологический словарь. -М.:Педагогика-пресс, том 1,1997.108. //Проблемы определения концепции государственного образовательного стандарта по физике. -М., 1995. С.31−32.
  90. Проблемы создания учебно-методического комплекта по физике. -М., 1996. С.42−44.
  91. ПО.Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970.
  92. Проблемы формального анализа систем. -М.:1968.
  93. Программы. Методика преподавания физики. Специальность «учитель физики и информатики». -М.:МПУД995,80 с.
  94. Психологический словарь. -М.'Педагогика, 1997, 438 с.
  95. Психология. Словарь. /Абраменкова и др. -М. :Политиздат, 1990.
  96. Психология компьютеризации. /Подгот. доктором психологических наук О. К. Тихомировым. -Киев., О-во «Знание» УССР, 1988.
  97. Проблемы определения концепции государственного образовательного стандарта по физике. Педагогический ВУЗ, средняя школа. -М.: МПУ, 1994 -115с.
  98. Проблемы создания учебно-методического комплекта по физике. Педагогический ВУЗ. Общеобразовательные учреждения. -М.МПУД996.-115 с. «
  99. Программы. Методика преподавания физики. М.:МПУ, 1995. 80с.
  100. СЛ. Основы общей психологии. -М., 1946. 600с.
  101. Российская педагогическая энциклопедия. -М. .Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. 600 с.
  102. В.Н. К вопросу о методологических принципах исследования предметов, представляющих собой системы. В кн. Проблемы методологии и логики наук. -Томск, 1 962 123: Садовский В. Н. общая теория систем как метатеория. //Вопросы философии. N4.1972.
  103. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. -М., МГУ, 1981. 134 с.
  104. А.А., Михайлов А. П. Компьютеры и жизнь. М. :Педагогика, 1987.
  105. С.С. Современные информационные технологии. -М.:Радио и связь,!989.127 .Семенюк З-П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. -М.:Наука, 1988.
  106. С.С., Акоф P.JI. теория систем с точки зрения исследования операций. В кн. исследования по общей теории систем. -М.:1969.
  107. Системный анализ и научное знание. -М.: Наука, 1978. 245 с.
  108. А.В. Наглядный образ в структуре познания. -М., 1971. Ш. Совершенстование преподавания физики в средней школе социалистических стран. /Под ред. В. Г. Разумовского. -М.:Просвещение, 1985.
  109. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации: Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии-1986-N11, N9.
  110. С.Н. Элементы философского содержания понятия «система» как ступени развития познания и общественной практики. В кн. Системный анализ и научное знание. -М., Наука, 1978. С. 40.
  111. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1984. 1600 с.
  112. Современный урок физики в средней школе. Под ред.В. Г. Разумовского и Л. С. Хижняковой -М. .'Просвещение, 1983.
  113. Социально-психологические аспекты активизации обучения: учеб.пособие. /Ахмедов К.Х., Смирнова Е. Л., ХруцкийЕА./ -М., 1990
  114. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации. //Вопросы философии-1986-N9-N11.
  115. А.М. логическая структура учебного материала. М.:1974. 192 с.
  116. B.C. К проблеме структуры и генезиса научной теории. В кн.:Философия, методология, наука. -М., 1972.
  117. МО.Струкхурные и функциональные характеристики процесса обучения: Сб.науч.тр. /Мин.гос.-пед. ин-т им. А. М. Горького. -Минск:МГПИ, 1987.
  118. Р.Р. Вычислительная техника в учебном процессе как одно из средств практической направленности обучения физике в средней школе. Дисс. Канд.пед.наук Челябинск, 1992−145 с.
  119. Н.Ф., Габай Т. В. пути и возможности автоматизации учебного процесса. -М.Д977, 64 с. «Новое в жизни. Педагогика и психология, N1)
  120. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975,343 с.
  121. Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу. //Сов. Педагогика. 1985. N12. С.34−38.
  122. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., 1975. 343 с.
  123. Н.Ф., Габай Т. В. пути и возможности автоматизации учебного процесса. -М., 1977. 64 с.
  124. Ф.Ш. Принцип наглядности и материализации деятельности в процессе обучения. Канд.дисс. -М., 1979.
  125. Л.Я., Панов В. П., майоркин СР. Управление обучением с помощью ЭВМ. -Л., 1981.166 с.
  126. О.К. ЭВМ и новые проблемы психологии: учеб. пособие для слушателей ФПК/МГУ им. Ломоносова. -М.:Йзд-во МГУД986.
  127. B.C. О подходах к построению общей теории систем. В кн. Системный анализ и научное знание. -М.: Наука, 1978.
  128. ТюхтинВ.С. Отражение, системы, кибернетика. -М., 1972.
  129. B.C. Системно-структурный подход и специфика философского знания. //Вопросы философии, 1968, N11.
  130. А.И. Логические основы метода моделирования. -М.Мысль, 1971. С. 45.
  131. А.И. Системный подход и общая теория систем. -М.Мысль, 1978. С.20−60.
  132. А.Й. Логика и методология системных исследований. -Киев-Одесса,^?.
  133. А.Й. Проблемы формального анализа систем. -М., 1968.
  134. А.Й. Логико-системный анализ эмпирического знания. -«Философские науки», 1969. N5.
  135. А.И. Онтологические предпосылки логики. //Вопросы философии, 1969, N1
  136. А.И. Вещи, свойства и отношения. -М., 1963
  137. А.И. Системы и системные исследования. В кн: Проблемы методологии системного исследования. -М., 1969.
  138. А.И., Портнов Г. Я. Анализ систем и способов их задания. В кн.: Исследование систем. -М., 1971.
  139. А.И. Системы и системные параметры. В кн.: Проблемы формального анализа систем. -М., 1968.
  140. А.И. Логический анализ системного подхода и его место среди других методов исследования. В кн.: Системные исследования, 1969.
  141. А.Д. Проблема информации в современной наке: философские очерки.-М.:Наука, 1975.
  142. А.Д. Отражение и информация. -М.Мысль, 1973. 231 с.
  143. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий., ч.1. -Челябинск, 1978, с. 28.
  144. А.В. Дидактические аспекты применения ЭВМ в учебном процессе, //народное образование. -М., 1987, N2, с.40−42.
  145. Философский энциклопедический словарь. -М.:Советская энциклопе-дия, 1989. 839 с.
  146. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -М., 1984. 80 с.
  147. В.Н. Информационные системы. -Л.:Машиностроение, 1988.
  148. Хижнякова Л. С, Коварский Ю. А., Никифоров Г. Г. Самостоятельная работа учащихся по физике в 9 классе средней школы. М., Просвещение, 1993
  149. Л.С. Методика преподавания физики отрасль педагогической науки. В сб. Проблемы создания учебно-методического комплекта по физике. -М., 1996.
  150. Г. И. Философия и технические науки. М.:Высшая школа, 1979
  151. М.В. методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Дисс.. докт.пед.наук Спб.: 1994 — 480с.
  152. Ю.А. ЭВМ как средство представления знаний. //Природа -1986-N10.
  153. Ю.А. Двойной облик современной информатики. /ЯТрирода-1988-N5.
  154. ШтоффВ.А. Моделирование и философия. M.-JL, Наука, 1966, стр. 19.
  155. В.А. Роль моделей в познании. Л.:Изд-во, Лен. ун-та, 1963. 168 с.
  156. Штофф В .A. Modell es philosophis. Budapest, Konivkiado, 1973. 379 old ill.
  157. B.A. Моделирование и познание. Минск, «Наука и техника», 1974.211 с.
  158. В.А. Введение в методологию научного познания. Учеб.пособие. Л.:Изд-во Лен. ун-та, 1972.191 с.
  159. У. Росс. Теоретико-множественный подход к механизму и гомеостазису. В кн. Исследования по общей теории систем. -М., 1969. 187 .Язык компьютера -М.:Мир, 1989.
  160. Addis T.R. expert Systems: An evoluation in information retrivial //Information Technology: research and Development. 1982. N1.
  161. BloomB.S. Taxonomy of Educationale Objectives. Handbook 1. N.Y., 1967.
  162. Bruner J.S. Going beyond the information given //Contemporary Approaches to Cognition. Cambrige, 1957.191 .Braner J.S. The act of discovery //Harward Educational Review. 1961. V.31.
  163. Computers in education: Proceedings of the World Conference on Computers in Education. Lausanne, July, 1981. 876 P.
  164. Dean C., Witloch Q. A handbook of Computer Based Training. L., 1983. 264 P.
  165. Durrett J., trezona J. How to use color displays effectively: A look at the elements of color vision and their implications for programmers //Byte.1982.N4.
  166. Evans J., Homme L.E., glasser R. The rules system for the construction of programmed verbal learning sequences //Journal of Education Research. 1962. V.55.N9.
  167. Butler F.G. The teaching/learning process: A unified interactive model: part three //Educational technology. 1985 N11.
  168. Carnegie commission of higher Education. The Fourth revolution: Instructional technology in Higher Education. N.Y. 1972.
  169. Clansey W. tutoring rules for guiding a case method dialogue. /D.Steeman, LBrown. intelligent tutoring systems. N.Y. 1982.
  170. Computers in education: Proceedings of the World Conference on Computers in Education. Lausanne, July, 1981. 876 P.
  171. Daly D.W., Dann V., Hunter J. Computer assisted learning (CAL): Project a mathematics at the university of Glasgow //International Education of Science and technology. 1977. N8.
  172. Dean C., Witloch Q. A handbook of Computer Based Training. L., 1983. 264 P.
  173. Dum A., Morgan S.E. Individualisation a reality with computer support //Audiovisual instruction. 1974. V19. N5.
  174. Dunn D., Morgen V. The impact of the computer on Education: A course for Teachers. L., 1987
  175. Durrett J., trezona J. How to use color displays effectively: A look at the elements of color vision and their implications for programmers //Byte.1982.N4.
  176. Evans J., Homme L.E., glasser R. The rules system for the construction of programmed verbal learning sequences //Journal of Education Research. 1962. V.55.N9.
  177. Feyoch S. Transition diagram-based CAI: Help Systems //International journal of Man-Machine Studies. 1977. V.9. N4.
  178. Gagne R.M., Bolles R.G. A review of factors in learning efficiency //E.Galanter (ed.) Automatic learning: The State of the Art. N.Y. 1959.
  179. Glaser R. Cognitive psychology and instructional design //Cognition and instruction. N.Y.- L., 1976 a.
  180. Greeno J.G. Cognitive objectives of instruction: Theory of knowledge for solving problem and answering question //DMahr (ed.) Cognition and Instruction. N.Y.- L., 1976.
  181. Hartley J.R., Levell K. The Psychological Principes uderlying the desichn of Computer-based instructional Systems //J, hartley, LDavis (eds.). Contributions to an Educational Technology. 1978. V2. i
  182. Hirschbuhl J. L Hardware consideration for computer based education in 1980's. //Journal of research and Development in Education. 1980 V.14. N1.
  183. Hlynka D., Nelson B. Theorethical mide^innings of mediated teching as self-contained instruction: Asuggested theory //Programmed learning and Educational Technology. 1985. V.2. N1.
  184. Jay T. The cognitive approach to computer courseware design and evaluation. //Educational Technology. 1983. N1.
  185. Klix F., Sydow H. The organisation of information processing in solving problem behavour //F.Klix (ed.) The Organisation of Human Information Processing. Berlin, 1967.
  186. Leveredge L. Experience in educational design for interactive videodisk and quadrasyne presentation, //journal of Educational technology Systems. 1979−1980. V.8N.3
  187. Lewis R. pedagogocal issues in designing programs //J.A.M. Howe, P.M. Ross (eds.) Microcomputers in secondary education. L., 1981.
  188. McDougall A. The computer as part educational enviromnentA review of the research //Australian Journal of education. 1975, V19. N.2.
  189. S. (ed.) Individuality in Learning: Implication of Cognitive Styles and Creativity for Human Development. San francisco, 1976.
  190. Morrisett L.I., Holand C.G. A comparison of three varieties of training in human problem solving //Journal of Experimental Psychology. 1959. V.58.
  191. Norton P. An agenda for technology and education: eight imperatives //educational technology. 1985. V.25. N1. P.15−20.
  192. Olson D.R. On the theory of instruction: Why different forms of instruction result in similar knowledge //Interchange. 1973. V.3. N.l.
  193. O’Shea Т., Bomat R., Du Boulay В., Eisenstadt M., Page J. Tools for creating intelligent computer tutors //A.Elithonn, R. Banergi (eds.) Artificial and Human Intelligence. Washington D.C., 1981.
  194. Pape M., Shaw M. personal construct psychology in education and learning //international of Man-Machine Studies. 1981. N14.
  195. Snow R.E. Individual differences and instructional design. //Contributions to an Educational Technology. V.2, L., 1977.
  196. Stevens A., Colins A., Goldin S. misconceptions in students understanding //D.Sleeman, J. Brown (eds.) Intelligent tutoring system.N.Y. 1982 .
  197. Stolurow 1.М. model the master teacher or master the teaching model // J.D.Krumboltz (ed.) learning and Educational Process. Chicago. 1965.
  198. The Computer Revolution End of Phase One //Educational technology. New Jersey. 1984. V.24'1. P.6.
  199. Yatson D, Computer-assisted learning in the humanities //Proceedings of 3DFIP 3-rd World Conference «Computers in Education». Amsterdam, 1981.
  200. Wagner R.K., Sternberg R J. Alternative conceptions of intelligence and their implications for education //review of educational research. 1984. V.12N3.
  201. Winograd Т. Frame representation and declarative /procedural controversy //D.G.Bobrow, A. Collins (eds.) representation and Understanding: Studies in Cognitive Science. N.Y. 1975.
  202. Woodson Th. J. introduction to Engineering design. N.Y. 1966.
  203. K.D. «Zur philosophischen Verallgemeinezung und Besstimung des Modellbergziffs. Deutche Zeitschrift fur Philosophie», 1963, N12,s. 1505−1506
Заполнить форму текущей работой