Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление педагогических технологий профессионального обучения в России, 20-30-е гг. ХХ в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в новой интерпретации исторического опыта профессионального обучения, в основе которого лежат прежде всего потребности педагогической практики и психолого-педагогической науки, а не установки идеологического характера. В этой связи дана объективная оценка достижений отечественной профессиональной школы, ее включенность в мировой педагогический… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы становления педагогических технологий производственного обучения в
  • 1920−1930 годы в России
    • 1. Социально-экономические предпосылки становления педагогических технологий производственного обучения в исследуемый период
    • 2. Сущность и особенности педагогических технологий производственного обучения молодежи в
  • 20−30-е годы в Росси
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Процесс становления педагогических технологий производственного обучения молодежи в 20−30-е годы в России. .'.,.'.""
    • 1. Технологии формирования профессиональных умений и навыков
    • 2. Становление методических основ профессионального обучения учащейся молодежи
  • Выводы по главе 2

Становление педагогических технологий профессионального обучения в России, 20-30-е гг. ХХ в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие сегодня глубокие преобразования всех сторон общества требуют кардинальных перемен в сфере профессионального образования. Необходимость преодоления отчуждения основной массы работников от конечных результатов их труда, превращение рабочего в активного и конструктивного созидателя является сутью осуществляемой реформы по переориентации экономики на рыночные отношения.

Актуальность вопросов профессиональной подготовки возрастает в связи с потребностью страны в специалистах нового типа, с необходимостью притока молодежи в производство.

Ведущим социально-экономическим условием поиска новой педагогической стратегии является современное состояние реформируемой экономики. Возрастание технической и технологической сложности производства, наличие многообразных форм собственности требуют внесения существенных изменений в систему подготовки специалистов. Частная собственность в современных. условиях выступает необходимой предпосылкой, позволяющей ее владельцу выступать в качестве независимого, свободного частного предпринимателя, активного участника рынка и конкуренции.

Условия рыночной экономики предъявляют высокие требования к квалификации рабочего, ставят перед техническими учебными заведениями основную задачу — формировать мастеров своего дела, профессионалов. Уровень квалификации и профессионального мастерства рабочего зависит не только от объема усвоенных знаний и степени автоматизации его действий, но и от умений приспосабливать свою деятельность к изменяющимся производственным задачам и обстановке. Такое умение не является врожденным.

Оно формируется либо методом «проб и ошибок» в результате накопления производственного опыта, на что, как правило, требуется значительный период времени, либо путем целенаправленного педагогического воздействия, в процессе профессионального обучения, организованного с использованием соответствующей учебно-материальной базы. Решение данной проблемы возможно только на пути поиска современных, оптимальных, научно обоснованных технологий обучения, являющихся неразрывной связью теории и практики.

Прямая угроза безработицы, низкая материальная и социальная обеспеченность молодежи в условиях современной экономики делают необходимостью качественную подготовку молодых специалистов, способных уверенно себя чувствовать в жестких рамках рыночной конкуренции. Это в значительной степени стимулирует применение личностно ориентированных технологий обучения, отвечающих принципам экономической целесообразности.

Экономическая свобода, ставшая возможной в современных условиях, является основой личной свободы человека. Достижение такой свободы невозможно без профессионализма, который позволяет личности включаться в различные виды деятельности, обеспечивая полную ее реализацию в труде, что является необходимым условием свободного развития.

Нацеленность государства на построение социально ориентированного рынка предполагает свободу экономической деятельноети наряду с ответственностью и развитой системой социальных гарантий. Повышение квалификации работника становится главным гарантом роста уровня его жизни, а эффективность экономики в целом создает предпосылки для максимально возможного на определенном этапе уровня общего благосостояния.

Ключевым моментом современной концепции реформирования начального и среднего профессионального образования является требование сближения ПТУ и техникумов, укрупнение этих учениях заведений, снижения их фондоемкости, преодоления рудиментов прошлого в их внутренней организации. Действительно, новая социально-экономическая реальность и логика внутреннего развития системы образования актуализируют задачу интеграции преобладающей части учреждений начального и среднего профессионального образования, ее многоуровневого выстраивания с опорой на интегральный тип профессионального образовательного учреждения. Организация этой работы нуждается, в обновлении подходов к профессиональному обучению, в поиске наиболее приемлемых, конкурентоспособных для современных условий педагогических технологий.

В этой связи, безусловной является необходимость изучения исторических аспектов проблемы. Наиболее показательным в этом отношении является период 20−30-х годов XX века в России, период кардинального реформирования профессионального образования.

Несмотря на стремительное повышение скептицизма в оценке советского опыта, потребности сегодняшнего времени заставляют заново проанализировать неоднозначно воспринимаемые идеи исследуемого периода в неразрывной связи с объективной оценкой конкретно-исторического характера педагогической деятельности.

На наш взгляд, реформы 20-х годов в сфере профессионального образования и современные реформы сближают сходные социально-экономические условия их проведения:

1) недостаточное финансирование системы образования;

2) официально признанная безработица;

3) наличие мелких и средних предприятий частного сектора, работающих на основе хозрасчета;

4) подготовка специалистов, ориентированных на производство с большой долей ручного труда;

5) многоукладность экономики;

6) возрастание миграции населения;

7) быстрое расслоение общества;

8) наличие ученых, методистов, педагогов, обеспечивающих теорию и практику реформ, сложившихся как специалисты еще в дореформенный период.

Объективное и непредвзятое исследование исторического опыта решения проблем подготовки квалифицированной рабочей силы, в выше названных условиях, может оказать неоценимую помощь в реформировании современного профессионального образования.

В анализе проблем становления и функционирования педагогических технологий в период 20−30-х годов мы опирались на исследования таких ученых как: С. Г. Геллерштейн, С. И. Карташов, К.X.Кекчеев, И. М. Левинсон, А. К. Гастев, Е. А. Петров, Г. А. Коган, Н. А. Бернштейн, С. М. Михайлов, В. М. Вадимов, И. Л. Зайдель, М.М.Зарец-кий, К. А. Ростовский.

В историко-педагогическом направлении исследованиями педагогических технологий занимались: Н. А. Веселов, С.А.Шапорине-кий, Е. Г. Осовский, Д. А. Тхоржевский, Ф. А. Фрадкин, С. Я. Батышев, с точки зрения профориентации и профотбора — Е. Г. Осовский, О. Г. Максимова, педагогики и психологии — Е. А. Климов, О.Г.Нос-кова, А. М. Новиков, В. Д. Шадриков, Н. Ф. Талызина.

Аналитический обзор исследований показывает, что в исто-рико-педагогической литературе отсутствуют специальные работы, которые рассматривали различные педагогические технологии производственного обучения в означенных хронологических рамках.

Слабая степень изученности, недооценка и неразработанность этих вопросов также обусловили актуальность исследования и научную значимость избранной темы: «Становление педагогических технологий профессионального обучения молодежи в России (20−30 годы XX в.)'*.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — практическая профессиональная подготовка рабочих в России в 20−30-е годы XX века.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс становления педагогических технологий профессионального обучения молодежи в исследуемый период.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — изучить условия и процесс становления педагогических технологий профессиональной подготовки молодежи в России в 20−30-е годы.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Исследовать социально-экономические предпосылки формирования профессионального обучения молодежи в России в 20−30-е годы.

2. Выявить динамику процесса становления педагогических технологий профессионального обучения.

3. Проанализировать производственно-технические, организационно-педагогические психофизиологические особенности функционирования педагогических технологий профессиональной подготовки молодежи.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ РАБОТЫ. Исследование охватывает период с начала преобразований в профессиональном обучении вслед за реформами в обществе 1917;1918 г. г., до 1939;1940 г. г. -периода создания новой системы профессионального образования с соответствующими подходами к производственному обучению.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ включает принцип историзма (познания явлений в их становлении, развитии, детерминированности) и принцип единства содержания и формы (несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к новым формам), принцип единства теории и практики (обосновывающий отражение теорией реальности на уровне сущности, закономерности, а не на уровне эмпирической данности). Исследование опирается на идеи приоритета общечеловеческих ценностей над социально-классовыми. К числу исходных методологических принципов отнесены так же принципы единства сознания и деятельности, системно-целостного подхода к личности. В исследовании применены различные подходы, взаимодействующие в рамках научной методологии: философско-социологический, гносеологический, аксиологический. Методологическая организация работы определяется культурно-исторической теорией в отечественной психологии и педагогике. Выработка авторской позиции осуществлялась на теоретическом и фактическом материале педагогики, психологии, физиологии и отечественной истории XX в.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: сравнительно-исторический, изучение и теоретический анализ законодательных и общественно политических документов, архивных материалов, трудов педагогов, статистический, сопоставительный, метод систематизации статистических материалов.

ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ является многообразный комплекс печатных и архивных материалов. Среди опубликованных источников были изучены законодательные, общественно-политические документы профессиональной школы 1920;1930 г. г., выступления государственных деятелей по вопросам профессионального обучения, инструктивно-методические материалы Главпрофобра, материалы периодической отраслевой печати (опубликованные в журналах: «Жизнь рабочей школы», «Установка рабочей силы», «За промышленные кадры», «Вопросы труда», «Журнал психологии, педологии и психотехники» и др.), печатные отчеты всероссийских и региональных съездов по профессиональному образованию. В диссертации используются научно-педагогические труды 1920;1930 г. г.: зачинателей отечественной профессионально-технической школы, дискуссионные исследования по вопросам методологии производственного обучения, сборники, отдельные монографические издания и разработки педагогов-методистов. В работе используются методические материалы разных лет, характеризующие различные технологии обучения.

В основу исследования положены также материалы государственных архивов. Среди них документы Государственного архива.

Российской Федерации (ГАРФ): фонд Главпрофобра РСФСР, фонд ВЦСПС, фонд ЦК Союза металлистов, фонд ВСНХ РСФСР, фонд Нар-компроса РСФСР, фонд Главного управления социального воспитания и политического образования детей (Главсоцвос) Наркомата просвещения РСФСР, фонд Народного комиссариата легкой промышленности СССР, фонд Главметалла.

Нетрадиционные для педагогики источники, а также построение работы (ее логика, терминологический аппарат) определили междисциплинарный характер диссертационного исследования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что:

— в нем впервые проблема рассматривается в органической связи с современными изменениями ценностных ориентации, социально-психологической перестройки личности педагога;

— систематизированы воззрения теоретиков и практиков профессионального образования 1920;1930 г. г. на способы подготовки квалифицированной рабочей силы;

— вскрыто общее, особенное и единичное в становлении и функционировании педагогических технологий профессионального обучения в рассматриваемый период;

— исследован процесс преемственности педагогических технологий профессионального обучения и определены условия, необходимые для этого процесса;

— выявлены психологические, производственно-технические, организационно-педагогические особенности становления различных технологий профессионального обучения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в новой интерпретации исторического опыта профессионального обучения, в основе которого лежат прежде всего потребности педагогической практики и психолого-педагогической науки, а не установки идеологического характера. В этой связи дана объективная оценка достижений отечественной профессиональной школы, ее включенность в мировой педагогический процесс, раскрыта логика развития идей профессионального обучения в контексте господствующих социально-политических воззрений и социокультурной ситуации того времени. Обоснован современный подход к решению проблемы педагогических технологий производственного обучения как части педагогической системы и показан научно-теоретический потенциал этой проблемы в условиях обновления профессиональной школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: научно-педагогические положения теории и опыт деятельности педагогов отечественной профессиональной школы 20−30-х годов при творческо-крити-ческом переосмыслении дают возможность действенно применять их в производственной практике современной профессиональной школы, способствуя активизации и повышению эффективности педагогического процесса.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается исходными методологическими позициями, количеством и разнообразием используемых источников и нового документально-фактического материала, применением научных методов, адекватных целям и задачам исто-рико-педагогического исследования, соотнесением научных результатов и выводов диссертации с современными подходами к оценке истории отечественной школы советского периода и новыми историографическим концепциями.

На защиту выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Становление педагогических технологий профессионального обучения в России в 1920;1930 г. г. есть исторически сложившийся процесс. Он представляет собой сложный синтез традиций и инноваций общечеловеческого и производственного опыта развития профессионального обучения, состоит из этапов, которые определялись объективными и субъективными факторами, социально-педагогическими особенностями развития профессионального обучения. Наиболее ярко эта зависимость проявилась в России в 20−30-е годы XX века.

2. Наиболее существенное значение в формировании педагогических технологий профессионального обучения принадлежит социально-экономическим факторам. Субъективное или объективное изменение существующих условий приводит к кризису одних технологий обучения и появлению других, отвечающих вновь сложившимся условиям. Социально-экономические факторы являются источником преемственности педагогических технологий профессионального обучения.

3. В динамике процесса становления педагогических технологий профессионального обучения в России прослеживается институциональный характер, процессуально-педагогический и формирующий результаты, а также воспитывающая перспектива профессионального обучения.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях на региональных научных конференциях, проводимых МГПИ им. М. Е. Евсевьева (1994, 1995, 1996, 1997 годы).

По теме диссертации имеется пять публикаций. На основе материалов диссертационного исследования автором разработан и успешно применяется спецкурс для учебной работы со студентами.

Результаты исследования помогают понять многие современные проблемы и задачи реформирования профессионального образования, в значительной мере имеющие своими истоками исторический социально-педагогический опыт, который может быть по-новому использован при критически-творческом его переосмыслении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам, констатирующим реализацию задач, историко-научное и теоретическое обоснование основных положений работы.

Изученные источники и литература позволили определить неоднозначность развития идей профессионального обучения в России, его основные этапы от эмпирического до концептуального уровнявыявить сущностно-содержательные аспекты педагогических технологий и раскрыть их в динамике изменений системы образовательных учреждений, в совокупности со всеми противоречиями становления нового общества.

В ходе анализа становления и функционирования различных педагогических технологий выявлены основные предпосылки, необходимые для их возникновения. Исследованием доказано, что в начале 20-х годов определяющую роль в зарождении технологий производственного обучения сыграли социально-экономические и политические факторы: кризис рабочей силы после 1 мировой и гражданской войн, введение НЭПа, форсированная индустриализация и массовая коллективизация. Данные процессы закономерно получали адекватное педагогическое выражение, в том числе на уровне изменения менталитета, социально-ценностных ориентаций педагогов, особенностей трудовой социализации. Важным условием для развития профессионального образования стал процесс массового переселения сельской молодежи в промышленные центры'. Существенное значение для появления педагогических технологий профессионального обучения имели также педагогические традиции, общая социокультурная «почва» страны. На разнообразие и относительной плюралистичности направлений благоприятно сказались инерция педагогической мысли «серебряного века», открытость научной жизни, атмосфера «революционного эксперимента». Однако, многое ценное, что было наработано профессиональной педагогикой дореволюционного периода, было уничтожено на деструктивной фазе революции и только сегодня возвращается, в общественную жизнь, в учебные заведения.

Проведенное историко-педагогическое обобщение теории и практики педагогических технологий дает основание сделать вывод о том, что существуют определенные особенности возникновения технологий обучения. Любая технология может появиться лишь при наличии социально-экономических условий для ее функционирования, когда возникает кризис в предшествующей ей по времени педагогической технологии.

Изучение теории педагогических технологий в рассматриваемый период позволяет сделать вывод о том, что порядок выделения элементарных единиц содержания обучения, различная последовательность их сочетания и овладения ими составляли особенности (психофизиологические, производственно-технические, организационно-педагогические) каждой технологии, отличали одну от другой.

Сопоставительный анализ различных технологий производственного обучения подтверждает, что одним из важнейших условий их жизненности является органичное сочетание технологического и дидактического принципов, соотношение учебной и произволственной деятельности.

В исследовании показаны разработка и практическая проверка идей ученых-педагогов (Гастев А.К., Ростовский К. А. и др.) в опыте создания технологий обучения, не потерявших своего эвристического значения и для нашего времени. Отчетливо прослеживается прямая зависимость педагогической технологии от особенностей личности, ее создавшей.

В работе выявлены и детально охарактеризованы основные виды технологий профессионального обучения: предметная, опера-ционно-предметная, операционно-поточная, комбинированная, опе-рационно-комплексная, технология ЦИТа, обладающие как парадиг-мальной общностью советского варианта «школы труда», так и своими специфическими особенностями. В частности, указанные технологии различаются характером сочетания элементарных единиц содержания обучения (прием, операция, трудовые движения, комплексы операций и т. д.). Исследован также процесс преемственности в развитии технологий профессионального обучения, при котором основные положения одних в снятом виде присутствуют в других.

На основе систематизации и целенаправленного изучения программно-методических документов исследованием установлено, что технологии обучения могут рождаться из практического опыта педагогов-новаторов. Их эмпирические поиски в деле усовершенствования определенных технологий профессионального обучения привели к созданию новых, еще не получивших фундаментального теоретического обоснования, но представляющих мощное средство преобразования практической деятельности с помощью средств педагогического воздействия. Таким образом, в исследовании охарактеризовано два пути становления и развития технологий профессионального обучения: а) на основе авторских концепций, б) на основе массового педагогического опыта.

Рассмотрение содержательного компонента технологий профессионального обучения, применявшихся в 20−30-е годы, обоснованно подтверждает, что все они направлены на выработку узкопрофессиональных умений и навыков, позволяющих выполнять только определенные производственные операции, осуществлять исключительно исполнительскую часть технологического процесса. Этому в немалой степени способствовали шаблонизация, «машинизация» трудового обучения и воспитания, механистический подход к формированию навыков, — приоритет фронтальных форм организации учебного процесса (технология ЦИТа). Названные недостатки в известной степени отражают характер труда промышленных рабочих в рассматриваемый период. В тоже время технологиям профессионального обучения (особенно это характерно для предметной технологии) были свойственны личностно ориентированный, деятель-ностный, развивающий, дифференцированный подходы, что в известной мере отличало педагогическую атмосферу 20-х годов в целом.

На основе сравнительного анализа различных подходов к профессиональному обучению исследование показало, что в изучаемый период учеными и методистами были разработаны и предложены оригинальные приемы для быстрого формирования умений и навыков, основанных на научных достижениях в области психофизиологии.

В результате архивных и библиографических изысканий было выявлено, что в период 20−30-х годов впервые в практику производственного обучения были включены такие компоненты педагогических технологий, как «трудовые тренировки», устные и письменные инструкции, которые успешно используются и в современных' условиях.

Как прогресс в развитии теории и практики профессионального обучения, так и ошибки, допускавшиеся в ходе научных поисков, были связаны с настойчивым желанием ускорить решение теоретических и практических задач реконструирования экономического базиса страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Развертывание промышленности и численность рабочего класса. // Вопросы труда. 1929, N1. С.32−49.
  2. Аникст 0. Очередные задачи рабочего образования. //Народное просвещение, 1924, N9−10. С.28−36.
  3. Аникст 0. Состояние, основные задачи и перспективы рабочего образования. //Жизнь рабочей школы. 1924, N3−4. С.10−16.
  4. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. /Сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высшая школа, 1988.- 463 с.
  5. И.А. Особенности поведения современного подростка. //Педология, кн.1, М.-Л., 1928.- 180 с.
  6. В.Г. К истории психологического изучения профессий (20-е 30-е годы). /Вопросы психологии труда и профтехобразования. — Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1978. С.92−105.
  7. В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости от условий их образования. Научные записки Харьковского педагогического института.- 1931, N1. С.15−21.
  8. Т.П. Педагогический анализ подготовки формовщиков. Педагогический анализ программы по производственному образованию. М., 1935. — 53 с.
  9. С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции. М.: Знание, 1974.- 96 с.
  10. С. Я. По-новому готовить рабочие кадры. //Советская педагогика, 1989, N2. С.91−97.
  11. И. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981.-142 с.
  12. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.- 344 с.
  13. Бейдер. От педагогических совещаний к производственным. //В помощь социалистическому соревнованию: Методический путеводитель для фабрично-заводской и городской школы. М., 1930, N7−8. С.16−17.
  14. ., Карпов Н. Операционно-поточный метод в производственном обучении в школах ФЗУ. //Кадры социалистической промышленности, 1931, N11−12.
  15. М. С. Педология наука о детях. — М.-Л.: Молодая гвардия, 1928.- 76 с.
  16. Н.А. Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека. /Под ред. Центр, инст. труда. М.: тип. ЦИТ, ВЦСПС, 1926.- 416с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  18. В.М., Васильев Л. Л., Вербов А. Ф. Рефлексология труда /Под общ. ред. и с предисл. проф А. А. Пресса.- М.-Л.: ГИЗ, 1926. -167 с.
  19. П.П. Производственный рост подростка в школах ФЗУ металлообрабатывающей промышленности. М., 1934. -75 с.
  20. П.П. Избранные педагогические произведения.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 659 с.
  21. П.П. Как изучать школьника. Изд.4-е. М.: Раб. просвещение, 1929. — 27 с.
  22. П.П. Азбука труда (Введение в трудоведение). М.-П.: Гос.изд., тип."Печатный двор", 1923. — 66 с.
  23. П.П. Трудовая школа. -Ч.1. М., 1919.- 106 с.
  24. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Советская педагогика, 1991, N9. С.123−128.
  25. И.В. Государство и экономика в 1920-е годы, борьба идей и реальность. //Отечественная история, 1993, N3. С.19−34.
  26. В.М. К вопросу о влиянии системы производственного обучения на двигательную сферу подростка. Баку: Азнефть, 1926. — 48 с.
  27. А. Производственное обучение в цехах предприятия. //За промышленные кадры, 1932, N13−14. С.30−35.
  28. А.Н. Очерки по истории среднего и низшего про-фессионально-технического образования и подготовки рабочих кадров в РСФСР. Автореф.док. диссерт. — М., 1952. — 30 с.
  29. А.Н. Среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России (очерки по истории).- М.:
  30. Трудрезервиздат, 1959. 103 с.
  31. Веселов А. Н. Низшее профессионально-техническое образование в СССР. / Народное образование в СССР.Изд.АПН РСФСР., М., 1957, С.349−356.
  32. Ф., Парижский В. Отбор дидактического материала по производственному обучению. //Кадры социалистической промышленности, 1931, N8−9.С.16−19.
  33. Вопросы профессиональной подготовки. /Под ред. чл.-корр. АПН СССР М. Н. Скаткина. М. .-Высшая школа, 1968. -439 с.
  34. Вопросы психологии труда и профтехобразования. /Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1978. — 158 с.
  35. Всесоюзный съезд по рабочему образованию 15−25 декабря 1924 г., Материалы., М., 120 с.
  36. Л.С. К проблеме развития интересов в переходном возрасте. // Раб1тнича осв1та. 1919, N7−8. С.70−82.
  37. Л. С. Педагогическая психология: Краткий курс. М.: Раб. просвещение, 1926. — 348 с.
  38. С.Е. Стенограмма заключительной речи на Всесоюзном совещании по подготовке рабочей силы в Госплане СССР. //На путях к новой жизни, 1929, N3. С. 48−52.
  39. С.Е. Методология ЦИТа. //Жизнь рабочей школы, 1928, N5. С. 20−24.
  40. А. Ф. Трудовая школа (Задачи и организация). //Новая школа, 1918, N9−10. С. 481−490.
  41. А. К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973. — 343 с.
  42. А. К. Наши задачи. М.: Изд. инстит. труда, 1922.- 20 с.
  43. А.К. Снаряжение современной культуры. /С предисловием А. В. Луначарского. Новый русский человек. Б.М.: Госиздат Украины, 1923. — 37 с.
  44. А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд.2-е. М.: Экономика, 1972.- 478 с.
  45. А.К. Поэзия рабочего удара. М., 1964.- 123 с.
  46. С. Г. Психотехника. М.: Новая Москва, 1926.- 240 с.
  47. С. Г. Вопросы психологии труда. Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.- 470 с.
  48. Гильбух Ю.3. Формирование умения планировать свой труд. // Школа и производство. 1995, N2. С.22−26.
  49. Гильбух Ю.3. Формирование конструкторско-изобрета-тельских умений. // Школа и производство. 1995, N3. С.24−32.
  50. Гильбух Ю.3. Психологические основы формирования двигательных навыков. // Школа и производство. 1995, N5. С.14−19.
  51. Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ. //Отечественная история, 1993, N2. С. 2942.
  52. Л. Больные вопросы организованного набора рабочей силы. //Вопросы труда. 1932, N7. С.4−6.
  53. В.Ю. Производственное обучение в школах заводского ученичества. //Производственное обучение в школах фаб-завуча. Л.: Гиз., 1926. С.15−17.
  54. М.М. Советская страна в конце 20-х начале 30-х годов. — //Вопросы истории, 1990, N11. С.31−47.
  55. М. Подготовка квалифицированных рабочих для поточного производства.//Профессионально-техническое образование, 1961, N1. С. 4−7.
  56. С.С. Профконсультации в 20−30-х гг., свет и тени. //Педагогика, 1994, N5. С. 77−88.
  57. B.C. С.А.Владимирский инженер и педагог. //Профессионально-техническое образование, 1960, N7. С.27−28.
  58. Гуро Е. Генри Форд-реформатор технического образования. //На путях к новой школе, 1930. N7.С.92−95.
  59. Ф.Р. Профессиональный подбор и его социальный смысл: Методология профессионального подбора.- Харьков: Путь просвещения и ин-т труда, 1923.- 64 с.
  60. Г. Г. Вопросы организации и методики производственного обучения. М., 1954. — 203 с.
  61. Т.Г. Психология и педагогика выработки навыка телеграфиста-сименсиста.- //Вопросы производственного обучения в хозяйстве связи. М.: Связьтехиздат, 1933. С.40−45.
  62. М. Р. Производственный инструктаж. М., 1934.-138 с.
  63. М. Р. Инструктаж в цехах по подготовке рабочей силы. //Жизнь рабочей силы, 1928, N7−8. С.30−36.
  64. А.Д. К вопросу о подготовке квалифицированных рабочих для горячих цехов металлургической промышленности. //Жизнь рабочей школы, 1924, N4−5. С. 5−10.
  65. И.Л. Ученичество в металлопромышленности.
  66. М.: изд. ОШРП Главпрофобра, 1922.- 170 с.
  67. И. Л. По поводу обучения трудовым приемам. //Жизнь рабочей школы, 1923, N2−3. С.28−30.
  68. М.М. Организация труда подростков.- Харьков: Пролетарий, 1926. -268 с.
  69. М.М. Предметы, аккорды, комплексы. //Путь просвещения, 1923, N1. С.142−168.
  70. М.М. Политехнизация ФЗУ. //Кадры социалистической промышленности. 1931, N7. С.30−33.
  71. М.М. Методы производственного обучения. //Вестник просвещения. 1926, N5−6. С.112−117.
  72. М. В. Главлит и историческая наука в 20−30-е годы. //Вопросы истории, 1997, N3. С. 21−36.
  73. Н. Аппарат для тренировки приемов опиловки. -//Установка рабочей силы. 1926, N3. С.11−15.
  74. История педагогической технологии: Сб.науч. трудов. /Отв. ред.:М. Г. Плохова, Ф. А. Фрадкин. М.: АПН РСФСР, 1992. -133 с.
  75. История профсоюзов СССР (1905−1937 гг.). 4.1. М., 1977. — 241 с.
  76. История советской психологии труда (20-е 30-е годы XX в.) /Под ред. В. П. Зинченко и др. — М.: Изд. МГУ, 1983. -359 с.
  77. История трудового и политехнического образования. -М., 1963. 302 с.
  78. А. Г. Индустриально-трудовая школа. 3-е изд. — М.: Госиздат, 1924. — 120 с.
  79. А. Г. Наука и школа для труда. М.: Госиздат, 1921.- 73 с.
  80. А.Г. Предмет и задачи советской педагогики переходного периода. // Вопросы советской педагогики: Сб. первый (теория и практика). М., 1929. С. 7−40.
  81. С. А. Организация производственного обучения в школе ФЗУ. М.: Гизлегпром, 1934. — 59 с.
  82. Кан И., Сологуб А. Организация производственного обучения в ФЗУ металлургической промышленности. //Кадры металлургической промышленности. 1932, N4. С. 13−52.
  83. Г. Основные вопросы школьной организации. Пер. с нем. 2-е изд. Пг.: Школа и жизнь, 1920. — 152 с.
  84. Г. Обучение в процессе производства в школе ученичества железнодорожного транспорта. М., 1922. — 20 с.
  85. Г. Принцип непрерывного потока в учебных мастерских. //Жизнь рабочей школы. 1929, N1.
  86. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: /Анализ зарубежного опыта/. М., 1984.-80 с.
  87. Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. //Вопросы психологии. 1983, N1. С.102−108.
  88. Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М.: Московский университет, 1992. — 221 с.
  89. М.И. Производственное обучение учащихся средней школы. Учебное пособие для подготовки инструкторов производственного обучения. М.: АПН РСФСР, 1963.- 470 с.
  90. М.И. О системе производственного обученияшкольников. //Советская педагогика, 1961, N2. С.110−123.
  91. И. Опыт обучения на основе непрерывного потока в Таганской школе ученичества Донецкой ж.д.- //Установка рабочей силы. 1929, N3−4.
  92. .Г. Профессионально-техническое образование пролетариата и союзы. М.: Госиздат, 1920. — 31 с.
  93. П.М. Рациональный инструмент подростку. -//Кадры социалистической промышленности. 1931, N1. С.17−22.
  94. Э.Б. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Ленинград. Университет, 1990. — 336 с.
  95. Э.Б. Советская управленческая мысль 20-х годов: Крат. имен, справ. /Корицкий Э.Б., Лавриков Ю. А., Омаров A.M. М.: Экономика, 1990. — 233 с.
  96. Э. Отбор программного материала по производственному обучению. //Кадры социалистической промышленности. 1931, N8−9. С.20−22.
  97. К.П. Система трудового обучения в школьных мастерских. //Трудовое обучение и воспитание. Л., 1967. С.53−77.
  98. С.Ф. Подготовка слесарей в ФЗУ на 1 году обучения. 1932. — 219 с.
  99. Ф.Ф. и др. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921−1931). /Под ред. Ф. Ф. Королева и В. З. Смирнова.- М., 1961. 508 с.
  100. Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. М.: Знание, 1968. — 48 с.
  101. Ю.В. Производительный труд в школьных мастерских. //Школа и производство. 1995, N3. С. 24.
  102. Н.В. Организация и методика обучения ручному труду в общеобразовательной школе дореволюционной России. //Школа и производство. 1995, N3. С.24−32.
  103. Н.В., Холмс JI.E. Теория и практика трудовой школы в России (1917−1932). Киров: КГПИ, 1993. — 94 с.
  104. КПСС в резолюциях. Ч.1, изд.7. 510 с.
  105. М.В. О самоорганизации учащихся.- //На путях к новой школе. 1928, N4. С.70−76.
  106. Н.К. Педагогические сочинения. Т. 5. М.: АПН, 1963. — 470 с.
  107. Н.К. О профессионально-технической подготовке квалифицированной рабочей силы. М., 1974.
  108. А.Д. Организация производственного труда учащихся в УПК : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -159 с.
  109. Культурное строительство СССР: сб. диаграмм. 2-е изд. — М-Л., 1929.
  110. Культурное строительство СССР. М-Л, 1940.
  111. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. /Под ред. Б. В. Лигмана. Екатеринбург, 1993. -333 с.
  112. Лацис 0. Перелом. М.: Экономика, 1989. — 60 с.
  113. И.Б. Теневые стороны жизни советского города. //Вопросы истории. 1994, N2. С.30−42.
  114. ИЗ. Левинсон И. М. Юношество и его труд. Психофизиологический и педагогический очерк. Харьков: Молодой рабочий, 1924. -88с.
  115. А. Н. Содержание профессионально-технического обучения: вопросы структуры. //Советская педагогика. -1989, N2. С.97−102.
  116. В.И. Полное собрание сочинений. Т.40. М., 1963. — 506 с.
  117. Н. К новым формам производственного обучения. -//Кадры социалистической промышленности. 1931, N2−3. С.24−27.
  118. А. В. Проблема подготовки рабочих кадров. Доклад на диспуте в АКВ 29 октября 1928 г. //Жизнь рабочей школы. 1928, N7−8.
  119. А.В. Проблема подготовки рабочих кадров.- //На путях к новой школе. 1928, N10−11. С.4−130.
  120. С.В. Обучение столярному делу. 1-й год.- Л., 1931. 53 с.
  121. Малах Антонин. Тренажеры в производственном обучении. Прага: Pubikace, 1977. — 201 с.
  122. Материалы по реформе профессиональной школы ФЗУ металлопромышленности. Л., 1924. — 103 с.
  123. М.И. Рынок и профессиональное образование.- //Педагогика. 1991, N5. С.85−92.
  124. Е.Н. Упражнение и перенос сенсомоторных навыков. Автореф. канд. дис. М., 1936. — 21 с.
  125. Л. А. Процесс производства на Нижегородском автозаводе. Н. Новгород: Огиз, Нижегород. краев. отделение, тип. Нижполеграф, 1931. — 43 с.
  126. Методика трудового обучения: Учебное пособие дляучащихся пед. училищ по специальности N2008 «Преподавание труда и черчения в IV-VIII кл. общеобраз. школы. /Под ред. Д. А. Тхор-жевского.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1981. 268 с.
  127. Методические инструкции по производственной практике. М. :ИЗД-В0 МГУ, 1927. — 30 с.
  128. Методические материалы по профтехническому образованию в металлопромышленности. ГИЗ, М.-Л., 1927. — 73 с.
  129. Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
  130. А.В. Система ЦИТ. М., 1932. — 120 с.
  131. А. В. Производство рабочей силы и ЦИТ. // Вестник труда. 1925, N5. С.139−147.
  132. А.В. Система Форда. 2-е испр. и доп. изд., М.-Л.: Гос. изд., 1930. 144 с.
  133. А. В. Система Тэйлора. Л.:Изд-во Ленингр. сов. проф., 1928. — 105 с.
  134. С. М. Двигательная культура в производственном обучении методом ЦИТ. М.-Л., 1930. — 93 с.
  135. Мохов 3. Рост текучести рабочей силы в 1929—1930 гг. //Вопросы труда, 1930, N6. С.22−28.
  136. Мэтьюз 0. Ограничение свободы проживания и передвижения в России. //Вопросы истории. 1944, N4. С.22−34.
  137. И. Н. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим. //Школа и производство. 1997, N1. С.89−96.
  138. В. Институт инструкторов фабрично-заводских школ. //На путях к новой школе. 1922, N3. С.131−136.
  139. Г. Н., Третьяков Н. П. Первая комплекснаяработа токарей 1-го года обучения. //Жизнь рабочей школы. 1929, N6. С.45−52.
  140. Новацкий Тадеуш. Основы дидактики профессионального обучения. Пер. с польского. /Под ред. М. А. Жиделева. М., 1979.- 285 с.
  141. A.M. Гумманизация профессионально-технического образования. //Советская педагогика. 1989, N5. С.19−23.
  142. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика. М.:Высшая школа, 1986. — 288 с.
  143. A.M. Формирование умений и навыков в процессе трудового обучения. // Советская педагогика. 1972, N8. С.40−44.
  144. Э.Д. Трудовая подготовка школьников в период экономической реформы. // Педагогика. 1992, N1−2. С. 28−32.
  145. О.Г. Социальная история индустриальной психологии в России (20−30-е годы XX века). //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1995, N1. С.31−42.
  146. Организация и методика производственного обучения: Учебник для индустриально-педагогических техникумов и повышения квалификации мастеров производственного обучения. /Под ред. М. А. Жиделева. М.: Высшая школа, 1978. — 399 с.
  147. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся.- Казань: Карпол, 1997. 216 с.
  148. Основы производственной педагогики. /Под ред. Э. А. Гришина и Ю. А. Дмитриева. Ярославль, 1979. — 381 с.
  149. Основы производственной психологии и педагогики:
  150. Учебное пособие. /Под ред. Д. А. Сметанина. Киев: Вища школа, 1977. — 303 с.
  151. Основы профессиональной педагогики. /Под ред. С.Я.Ба-тышева и С. А. Шапоринского. М., 1977. — 504 с.
  152. Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х гг. -//Педагогика. 1992, N3−4. С.74−80.
  153. Е.Г. Развитие теории профтехобразования в СССР (1917−1940 гг.). М.: Высшая школа, 1980. — 287 с.
  154. Е.Г. Возникновение и становление школы фабрично-заводского ученичества (1918−1922 гг.). //История трудового и политехнического обучения. М., 1963. С.147−164.
  155. Е.Г. К истории разработки психологических проблем профтехобразования (20−30-е годы). /Вопросы психологии труда и профтехобразования. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1978. С.92−105.
  156. П.Я. Основные вопросы фабзавуча. //Новая Москва. М., 1926. — 302 с.
  157. Педагогическая энциклопедия. /Под ред. А. Г. Калашникова при участии М. С. Эпштейна: В 3 т.т.- М., 1927−1929. Т. 1. 1927. — 1158 е.- Т.Н. — 1928. — 635 е.- T. III — 1929. — 894 с.
  158. Е.А. Метод обучения ЦИТа. 2-е изд. -М.-Л.: Гос.соц.-экон. изд., 1931. — 176 с.
  159. А.П. Педагогика. Т. П. Трудовая школа. -М.: Раб. просвещение, 1925. 212 с.
  160. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей1. Тандем», 1997. 176 с.
  161. К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1977. — 247 с.
  162. К.К., Голубев Г. Г. Психология: Учебное пособие для повышения квалификации инж.-пед. работников. Ташкент, 1978. — 263 с.
  163. Н.И. К вопросу о рационализации методов производственного обучения слесарей в ФЗУ. //Советская психотехника. 1934, N2. С.120−140.
  164. Ю.А. Воздействия государства на демографические процессы в СССР (1920−1930-е годы). //Вопросы истории, 1995, N3. С.122−135.
  165. Н.И. Усовершенствованный способ обучения опиловке в слесарном деле. // Раб1тнича осв! та. — 1929, N7−8. С.48−84.
  166. Проблемы истории советской школы и педагогики. Экспериментальное учебное пособие в 3-х частях. /Отв. ред. 3.И.Равкин.- М., 1991. 4.1. 222 е.- 4.2. — 245 е.- Ч.З. -245 с.
  167. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -М., Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  168. Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения. // Школа и производство. 1995, N3. С. 24.
  169. Рабочие программы для школ фабзавуча металлопромышленности. Токарная специальность. М.: ГИЗ, 1928.
  170. Равкин 3. И. Историзм как методологический принциппедагогики. //Советская педагогика. — 1985, N10. С.47−54.
  171. З.И. Мифы и реалии истории отечественной школы. //Советская педагогика. — 1991, N 10. С.110−117.
  172. . Практика и теория большевизма. /Пер. с англ. М.: Наука, 1991. — 123 с.
  173. Г. Н. Трудовая педагогика /обучение труду/.-М.: Новая Москва, 1926. 4.1. -229 с.
  174. Г. Н. Организация труда слепых и обучение их работе на металлорежущих станках. М.: Учпедиздат, 1946. -885 с.
  175. Г. Н. Инструктаж в производственном обучении.- //Жизнь рабочей школы. 1928, N7−8. С32.
  176. Г. Н. Переподготовка школьных работников.- //Жизнь рабочей школы. 1928, N3. С.32−37.
  177. Л.Н. Школы рабочих-подростков. М.: Культура и просвещение, 1922. — 22 с.
  178. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  179. К.А. Профессионально-техническая школа. Новая система постановки практических работ. Н. Новгород, 1922. — 31 с.
  180. К.А. Метод ЦИТ и его применение в школах фабзавуча металлопромышленности. Руководство для инструкторов и учащихся по производственному обучению. -М.: Новая Москва, 1926. 131 с.
  181. К.А. К реконструкции системы обучения вшколах ФЗУ. //Раб1тнича осв1та. 1929, N6. С.70−74.
  182. Руководство по психотехническому профессиональному отбору. /Под ред. И. Н. Шпильрейна и др. М.-Л., 1929. — 167 с.
  183. А. Д. Профессиональная ориентация в советской школе. Челябинск, 1974.- 333 с.
  184. А. Д. Вопросы профессиональной ориентации школьников (Методическое письмо). Курган, 1970. — 94 с.
  185. В. В. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг..г. («Антоновщина»). Документы и материалы. М.: Интерцентр, 1994. — 334 с.
  186. Сборник инструкций по применению положения о взимании налогов и сборов. Владимир, 1922. — 60 с.
  187. Сборник материалов по реорганизации школ ФЗУ. М., 1933. — 107 с.
  188. А. Методика письменного инструктажа в учебных мастерских ФЗУ. //Кадры ж. д.транспорта. 1934, N12. С.29−34.
  189. Р. В. Принципы производственного обучения. Редакция и предисловие С.Гайсиновича. Учпедгиз, М.-Л., 1932.
  190. Р. В. Производственное обучение. Как писать и применять индивидуальные инструкционные карточки. Пер с англ. Б.В.Бабина-Кореня. 2-е изд. М.: Гос.техн.изд., 1931. -130 с.
  191. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. — 500 с.
  192. В. А. Введение в профессию мастера производственного обучения /методическое пособие/. М.: Изд. ВНМ1. Центр, 1985. 295 с.
  193. А. В. Методика производственного обучения в школе ФЗУ. М.: Изд. ЦОП Кадра НКПС СССР, 1934. — 91 с.
  194. Н.Г. Методика ЦИТа в металлургических цехах. //Кадры металлургической промышленности. 1932, N4. С.53−69.
  195. И.В. Сочинения.- Т.1 13. — М.: Госполитиздат, 1946−1951.
  196. И.М. Обучение рациональным методам труда молодых рабочих. М.:Экономика, 1983. — 128 с.
  197. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. -Саратов, 1987. 173 с.
  198. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: изд. МГУ. 1975. 343 с.
  199. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1988. -173с.
  200. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.: изд. МГУ, 1969. 133 с.
  201. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ. /П.Н.Андрланов, Н. И. Бабкин, А. К. Бешенков и др.: Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение- Белград: Завод за уджбенке и наставна средства, 1985. — 311 с.
  202. Д. А. Система трудового обучения (на укр. языке). Киев, 1975. — 200 с.
  203. Учебники и учебные пособия по профессиональному образованию в дореволюционной России. /Сост. Е. В. Чистов и др. -Л.: НИИ профтехобразования, 1991. 50 с.
  204. Фабзавуч на работе. //Из опыта школы ФЗУ им. Т.Биоза при Государственном тормозном заводе.- М.: Новая Москва, 1925. С.26−64.
  205. Ш. Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-х годов.- //Вопросы истории. 1990, N8. С. 21.
  206. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ТЦ СФЕРА, 1995.- 160 с.
  207. Ф.А. Педология: мифы и действительность.- М.: Знание, 1991.- 80 с.
  208. Ф. А. Принцип историзма в советской теории педагогики (1917−1941 гг.). М., 1981. — 95 с.
  209. В. В. Психология трудового обучения.(Трудовые умения и навыки в условиях трудового обучения). М., 1969. — 303 с.
  210. В. В. Психология труда и производственное обучение наладчиков. М.: Высшая школа, 1966. — 48 с.
  211. В.В., Шпигель Ю. И. Рационализировать производственную подготовку сталеваров. //ФЗУ и ПТК на перестройке. Вып.4. — Харьков, 1935. С. 93−123.
  212. Чечельницкий. Производственное обучение на ХПЗ. -//За промышленные кадры. 1932, N15−16. С. 45−46.
  213. С.М. Политехническое обучение.- М., 1956. -610 с.
  214. В.Д. Проблемы профессиональных способностей.- //Психологический журнал. Т. З, 1985, N5. С.13−26.
  215. С. А. О системах производственного обучения. //Советская педагогика, 1963, N1. С.22−30.
  216. С. А. Вопросы теории производственного обучения. М.: Высшая школа, 1981. — 208 с.
  217. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. С. 208.
  218. И. Индустриализация и травматизм. //Вопросы труда, 1930, N9. С. 57−60.
  219. С. Т. Роль среды в педагогическом процессе. -//Народное просвещение. 1928, N7. С.15−22.
  220. С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т.т./Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Просвещение, 1962−1965: Т.1. -1962- Т. 2. — 1963- Т.З. — 1964- Т.4. — 1965.
  221. М. Подготовка рабочих-машиностроителей. -//За промышленные кадры. 1932, N15−16. С.42−45.
  222. Ю.А. К вопросу о рационализации обучения в горячих цехах ФЗУ черной металлургии. //Советская психотехника. 1933, N3. С.225−230.
  223. И. Н. К вопросу о психологическом профессиональном подборе. // На путях к новой школе. — 1922, N3. С.67−74.
  224. И. Н. Психотехника в реконструктивный период: Стенограмма доклада в комакадемии и прений по докладу 2 дек. 1929 г. с предислов. И. М. Бурдянского. (Комакадемия: Секция техники и Институт философии). М., 1930. — 96 с.
  225. Ю.А. Пособие по истории России. Т.З. М.:1. Манускрипт, 1993. 136 с.
  226. И.С. Разработка технологии личностно-ори-ентированного обучения. //Вопросы психологии, 1995, N2. С.31−42.
  227. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии. 1994, N2. С.64−77.
  228. Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986. — 135 с.
  229. М.Г. История психологии. 3-е изд. дораб. М.: Мысль, 1985. — 575 с.
  230. М.Г. Психофизиология труда и зарождение принципа деятельности в советской психологии. //Вопросы психологии. 1977, N6. С.3−16.
  231. Ф. Из опыта применения метода ЦИТа. -//Жизнь рабочей школы. 1926, N4−5. С.102−106.1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  232. Организация труда. 1925, N 6. С.8−9.
  233. Жизнь рабочей школы. 1925, N 1−2. С.148−172.
  234. Вестник профтехнического образования. 1920, N3−4. С. 44−45.
  235. Бюллетень научно-технической секции ГУС. 1927, N11.1. С. 5.
  236. Вопросы труда. 1933, N6. С. 44.
  237. Жизнь рабочей школы. 1926, N2−3. С. 120.
  238. Фабзавуч в металлопромышленности. М., 1924. С. 93.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  239. ГАРФ, ф.5451 /ВЦСПС/: опись 4, ед.хр.316.-75 л. /Стенограммы заседаний 2 съезда профсоюзов. 16−25 января 1919 г. Доклады С. В. Кассиора, В. Г. Козелева и др., прения по докладам.
  240. ГАРФ, ф.5469 /ЦК Союза металлистов/: опись 6, ед.хр. 182. 62 л. /Стенограммы заседаний 1-го съезда по образованию рабочих-подростков и резолюции по докладам.
  241. ГАРФ, ф. А-2306 /Наркомпрос РСФСР/: опись 1, ед.хр.382. 96 л. /Стенограммы выступлений на 2-й сессии Сов-профобра, резолюции по выступлениям.
  242. ГАРФ, ф. Р-5462 /ЦК Рабпрос. ЦК профсоюза работников просвещения. 1925 г./: опись 7, ед.хр.203. 547 л. /Стенограммы заседаний 1 Всесоюзного учительского съезда, резолюции по докладам и выступлениям Н. К. Крупской, А. Н. Рыкова и др.
  243. ГАРФ, ф. А-298 /ГУС. Государственный ученый совет Наркомата просвещения РСФСР 1919−1933 г. г./: опись 1, ед.хр.41. 151 л. /Протоколы заседаний Пленума научно-педагогической секции ГУСа.
Заполнить форму текущей работой