Становление педагогических технологий профессионального обучения в России, 20-30-е гг. ХХ в
Диссертация
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в новой интерпретации исторического опыта профессионального обучения, в основе которого лежат прежде всего потребности педагогической практики и психолого-педагогической науки, а не установки идеологического характера. В этой связи дана объективная оценка достижений отечественной профессиональной школы, ее включенность в мировой педагогический… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы становления педагогических технологий производственного обучения в
- 1920−1930 годы в России
- 1. Социально-экономические предпосылки становления педагогических технологий производственного обучения в исследуемый период
- 2. Сущность и особенности педагогических технологий производственного обучения молодежи в
- 20−30-е годы в Росси
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Процесс становления педагогических технологий производственного обучения молодежи в 20−30-е годы в России. .'.,.'.""
- 1. Технологии формирования профессиональных умений и навыков
- 2. Становление методических основ профессионального обучения учащейся молодежи
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Айзенберг А. Развертывание промышленности и численность рабочего класса. // Вопросы труда. 1929, N1. С.32−49.
- Аникст 0. Очередные задачи рабочего образования. //Народное просвещение, 1924, N9−10. С.28−36.
- Аникст 0. Состояние, основные задачи и перспективы рабочего образования. //Жизнь рабочей школы. 1924, N3−4. С.10−16.
- Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. /Сост. Н. Н. Кузьмин. М.: Высшая школа, 1988.- 463 с.
- Арямов И.А. Особенности поведения современного подростка. //Педология, кн.1, М.-Л., 1928.- 180 с.
- Асеев В.Г. К истории психологического изучения профессий (20-е 30-е годы). /Вопросы психологии труда и профтехобразования. — Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1978. С.92−105.
- Асин В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости от условий их образования. Научные записки Харьковского педагогического института.- 1931, N1. С.15−21.
- Баранов Т.П. Педагогический анализ подготовки формовщиков. Педагогический анализ программы по производственному образованию. М., 1935. — 53 с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции. М.: Знание, 1974.- 96 с.
- Батышев С. Я. По-новому готовить рабочие кадры. //Советская педагогика, 1989, N2. С.91−97.
- И. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981.-142 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.- 344 с.
- Бейдер. От педагогических совещаний к производственным. //В помощь социалистическому соревнованию: Методический путеводитель для фабрично-заводской и городской школы. М., 1930, N7−8. С.16−17.
- Бертуш Б., Карпов Н. Операционно-поточный метод в производственном обучении в школах ФЗУ. //Кадры социалистической промышленности, 1931, N11−12.
- Бернштейн М. С. Педология наука о детях. — М.-Л.: Молодая гвардия, 1928.- 76 с.
- Бернштейн Н.А. Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека. /Под ред. Центр, инст. труда. М.: тип. ЦИТ, ВЦСПС, 1926.- 416с.
- Беспалко В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1991. 192 с.
- Бехтерев В.М., Васильев Л. Л., Вербов А. Ф. Рефлексология труда /Под общ. ред. и с предисл. проф А. А. Пресса.- М.-Л.: ГИЗ, 1926. -167 с.
- Блонский П.П. Производственный рост подростка в школах ФЗУ металлообрабатывающей промышленности. М., 1934. -75 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 659 с.
- Блонский П.П. Как изучать школьника. Изд.4-е. М.: Раб. просвещение, 1929. — 27 с.
- Блонский П.П. Азбука труда (Введение в трудоведение). М.-П.: Гос.изд., тип."Печатный двор", 1923. — 66 с.
- Блонский П.П. Трудовая школа. -Ч.1. М., 1919.- 106 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Советская педагогика, 1991, N9. С.123−128.
- Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы, борьба идей и реальность. //Отечественная история, 1993, N3. С.19−34.
- Вадимов В.М. К вопросу о влиянии системы производственного обучения на двигательную сферу подростка. Баку: Азнефть, 1926. — 48 с.
- Весбланд А. Производственное обучение в цехах предприятия. //За промышленные кадры, 1932, N13−14. С.30−35.
- Веселов А.Н. Очерки по истории среднего и низшего про-фессионально-технического образования и подготовки рабочих кадров в РСФСР. Автореф.док. диссерт. — М., 1952. — 30 с.
- Веселов А.Н. Среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России (очерки по истории).- М.:
- Трудрезервиздат, 1959. 103 с.
- Веселов А. Н. Низшее профессионально-техническое образование в СССР. / Народное образование в СССР.Изд.АПН РСФСР., М., 1957, С.349−356.
- Власов Ф., Парижский В. Отбор дидактического материала по производственному обучению. //Кадры социалистической промышленности, 1931, N8−9.С.16−19.
- Вопросы профессиональной подготовки. /Под ред. чл.-корр. АПН СССР М. Н. Скаткина. М. .-Высшая школа, 1968. -439 с.
- Вопросы психологии труда и профтехобразования. /Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1978. — 158 с.
- Всесоюзный съезд по рабочему образованию 15−25 декабря 1924 г., Материалы., М., 120 с.
- Выготский Л.С. К проблеме развития интересов в переходном возрасте. // Раб1тнича осв1та. 1919, N7−8. С.70−82.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология: Краткий курс. М.: Раб. просвещение, 1926. — 348 с.
- Гайсинович С.Е. Стенограмма заключительной речи на Всесоюзном совещании по подготовке рабочей силы в Госплане СССР. //На путях к новой жизни, 1929, N3. С. 48−52.
- Гайсинович С.Е. Методология ЦИТа. //Жизнь рабочей школы, 1928, N5. С. 20−24.
- Гартович А. Ф. Трудовая школа (Задачи и организация). //Новая школа, 1918, N9−10. С. 481−490.
- Гастев А. К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973. — 343 с.
- Гастев А. К. Наши задачи. М.: Изд. инстит. труда, 1922.- 20 с.
- Гастев А.К. Снаряжение современной культуры. /С предисловием А. В. Луначарского. Новый русский человек. Б.М.: Госиздат Украины, 1923. — 37 с.
- Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд.2-е. М.: Экономика, 1972.- 478 с.
- Гастев А.К. Поэзия рабочего удара. М., 1964.- 123 с.
- Геллерштейн С. Г. Психотехника. М.: Новая Москва, 1926.- 240 с.
- Геллерштейн С. Г. Вопросы психологии труда. Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.- 470 с.
- Гильбух Ю.3. Формирование умения планировать свой труд. // Школа и производство. 1995, N2. С.22−26.
- Гильбух Ю.3. Формирование конструкторско-изобрета-тельских умений. // Школа и производство. 1995, N3. С.24−32.
- Гильбух Ю.3. Психологические основы формирования двигательных навыков. // Школа и производство. 1995, N5. С.14−19.
- Гимбельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ. //Отечественная история, 1993, N2. С. 2942.
- Гинзбург Л. Больные вопросы организованного набора рабочей силы. //Вопросы труда. 1932, N7. С.4−6.
- Гиттис В.Ю. Производственное обучение в школах заводского ученичества. //Производственное обучение в школах фаб-завуча. Л.: Гиз., 1926. С.15−17.
- Горинов М.М. Советская страна в конце 20-х начале 30-х годов. — //Вопросы истории, 1990, N11. С.31−47.
- Горяинов М. Подготовка квалифицированных рабочих для поточного производства.//Профессионально-техническое образование, 1961, N1. С. 4−7.
- Гриншптун С.С. Профконсультации в 20−30-х гг., свет и тени. //Педагогика, 1994, N5. С. 77−88.
- Гуцевич B.C. С.А.Владимирский инженер и педагог. //Профессионально-техническое образование, 1960, N7. С.27−28.
- Гуро Е. Генри Форд-реформатор технического образования. //На путях к новой школе, 1930. N7.С.92−95.
- Дунаевский Ф.Р. Профессиональный подбор и его социальный смысл: Методология профессионального подбора.- Харьков: Путь просвещения и ин-т труда, 1923.- 64 с.
- Душутин Г. Г. Вопросы организации и методики производственного обучения. М., 1954. — 203 с.
- Егоров Т.Г. Психология и педагогика выработки навыка телеграфиста-сименсиста.- //Вопросы производственного обучения в хозяйстве связи. М.: Связьтехиздат, 1933. С.40−45.
- Журавлев М. Р. Производственный инструктаж. М., 1934.-138 с.
- Журавлев М. Р. Инструктаж в цехах по подготовке рабочей силы. //Жизнь рабочей силы, 1928, N7−8. С.30−36.
- Журавский А.Д. К вопросу о подготовке квалифицированных рабочих для горячих цехов металлургической промышленности. //Жизнь рабочей школы, 1924, N4−5. С. 5−10.
- Зайдель И.Л. Ученичество в металлопромышленности.
- М.: изд. ОШРП Главпрофобра, 1922.- 170 с.
- Зайдель И. Л. По поводу обучения трудовым приемам. //Жизнь рабочей школы, 1923, N2−3. С.28−30.
- Зарецкий М.М. Организация труда подростков.- Харьков: Пролетарий, 1926. -268 с.
- Зарецкий М.М. Предметы, аккорды, комплексы. //Путь просвещения, 1923, N1. С.142−168.
- Зарецкий М.М. Политехнизация ФЗУ. //Кадры социалистической промышленности. 1931, N7. С.30−33.
- Зарецкий М.М. Методы производственного обучения. //Вестник просвещения. 1926, N5−6. С.112−117.
- Зеленов М. В. Главлит и историческая наука в 20−30-е годы. //Вопросы истории, 1997, N3. С. 21−36.
- Иванов Н. Аппарат для тренировки приемов опиловки. -//Установка рабочей силы. 1926, N3. С.11−15.
- История педагогической технологии: Сб.науч. трудов. /Отв. ред.:М. Г. Плохова, Ф. А. Фрадкин. М.: АПН РСФСР, 1992. -133 с.
- История профсоюзов СССР (1905−1937 гг.). 4.1. М., 1977. — 241 с.
- История советской психологии труда (20-е 30-е годы XX в.) /Под ред. В. П. Зинченко и др. — М.: Изд. МГУ, 1983. -359 с.
- История трудового и политехнического образования. -М., 1963. 302 с.
- Калашников А. Г. Индустриально-трудовая школа. 3-е изд. — М.: Госиздат, 1924. — 120 с.
- Калашников А. Г. Наука и школа для труда. М.: Госиздат, 1921.- 73 с.
- Калашников А.Г. Предмет и задачи советской педагогики переходного периода. // Вопросы советской педагогики: Сб. первый (теория и практика). М., 1929. С. 7−40.
- Калмыков С. А. Организация производственного обучения в школе ФЗУ. М.: Гизлегпром, 1934. — 59 с.
- Кан И., Сологуб А. Организация производственного обучения в ФЗУ металлургической промышленности. //Кадры металлургической промышленности. 1932, N4. С. 13−52.
- Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. Пер. с нем. 2-е изд. Пг.: Школа и жизнь, 1920. — 152 с.
- Кизилов Г. Обучение в процессе производства в школе ученичества железнодорожного транспорта. М., 1922. — 20 с.
- Кизилов Г. Принцип непрерывного потока в учебных мастерских. //Жизнь рабочей школы. 1929, N1.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: /Анализ зарубежного опыта/. М., 1984.-80 с.
- Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. //Вопросы психологии. 1983, N1. С.102−108.
- Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М.: Московский университет, 1992. — 221 с.
- Ковальский М.И. Производственное обучение учащихся средней школы. Учебное пособие для подготовки инструкторов производственного обучения. М.: АПН РСФСР, 1963.- 470 с.
- Ковальский М.И. О системе производственного обученияшкольников. //Советская педагогика, 1961, N2. С.110−123.
- Кожевников И. Опыт обучения на основе непрерывного потока в Таганской школе ученичества Донецкой ж.д.- //Установка рабочей силы. 1929, N3−4.
- Козелев Б.Г. Профессионально-техническое образование пролетариата и союзы. М.: Госиздат, 1920. — 31 с.
- Козлов П.М. Рациональный инструмент подростку. -//Кадры социалистической промышленности. 1931, N1. С.17−22.
- Корицкий Э.Б. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Ленинград. Университет, 1990. — 336 с.
- Корицкий Э.Б. Советская управленческая мысль 20-х годов: Крат. имен, справ. /Корицкий Э.Б., Лавриков Ю. А., Омаров A.M. М.: Экономика, 1990. — 233 с.
- Коробкова Э. Отбор программного материала по производственному обучению. //Кадры социалистической промышленности. 1931, N8−9. С.20−22.
- Королев К.П. Система трудового обучения в школьных мастерских. //Трудовое обучение и воспитание. Л., 1967. С.53−77.
- Королев С.Ф. Подготовка слесарей в ФЗУ на 1 году обучения. 1932. — 219 с.
- Королев Ф.Ф. и др. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921−1931). /Под ред. Ф. Ф. Королева и В. З. Смирнова.- М., 1961. 508 с.
- Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. М.: Знание, 1968. — 48 с.
- Костюченко Ю.В. Производительный труд в школьных мастерских. //Школа и производство. 1995, N3. С. 24.
- Котряхов Н.В. Организация и методика обучения ручному труду в общеобразовательной школе дореволюционной России. //Школа и производство. 1995, N3. С.24−32.
- Котряхов Н.В., Холмс JI.E. Теория и практика трудовой школы в России (1917−1932). Киров: КГПИ, 1993. — 94 с.
- КПСС в резолюциях. Ч.1, изд.7. 510 с.
- Крупенина М.В. О самоорганизации учащихся.- //На путях к новой школе. 1928, N4. С.70−76.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 5. М.: АПН, 1963. — 470 с.
- Крупская Н.К. О профессионально-технической подготовке квалифицированной рабочей силы. М., 1974.
- Ктиторов А.Д. Организация производственного труда учащихся в УПК : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -159 с.
- Культурное строительство СССР: сб. диаграмм. 2-е изд. — М-Л., 1929.
- Культурное строительство СССР. М-Л, 1940.
- Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. /Под ред. Б. В. Лигмана. Екатеринбург, 1993. -333 с.
- Лацис 0. Перелом. М.: Экономика, 1989. — 60 с.
- Лебина И.Б. Теневые стороны жизни советского города. //Вопросы истории. 1994, N2. С.30−42.
- ИЗ. Левинсон И. М. Юношество и его труд. Психофизиологический и педагогический очерк. Харьков: Молодой рабочий, 1924. -88с.
- Лейбович А. Н. Содержание профессионально-технического обучения: вопросы структуры. //Советская педагогика. -1989, N2. С.97−102.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.40. М., 1963. — 506 с.
- Лукин Н. К новым формам производственного обучения. -//Кадры социалистической промышленности. 1931, N2−3. С.24−27.
- Луначарский А. В. Проблема подготовки рабочих кадров. Доклад на диспуте в АКВ 29 октября 1928 г. //Жизнь рабочей школы. 1928, N7−8.
- Луначарский А.В. Проблема подготовки рабочих кадров.- //На путях к новой школе. 1928, N10−11. С.4−130.
- Макушев С.В. Обучение столярному делу. 1-й год.- Л., 1931. 53 с.
- Малах Антонин. Тренажеры в производственном обучении. Прага: Pubikace, 1977. — 201 с.
- Материалы по реформе профессиональной школы ФЗУ металлопромышленности. Л., 1924. — 103 с.
- Махмутов М.И. Рынок и профессиональное образование.- //Педагогика. 1991, N5. С.85−92.
- Меллер Е.Н. Упражнение и перенос сенсомоторных навыков. Автореф. канд. дис. М., 1936. — 21 с.
- Мертц Л. А. Процесс производства на Нижегородском автозаводе. Н. Новгород: Огиз, Нижегород. краев. отделение, тип. Нижполеграф, 1931. — 43 с.
- Методика трудового обучения: Учебное пособие дляучащихся пед. училищ по специальности N2008 «Преподавание труда и черчения в IV-VIII кл. общеобраз. школы. /Под ред. Д. А. Тхор-жевского.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1981. 268 с.
- Методические инструкции по производственной практике. М. :ИЗД-В0 МГУ, 1927. — 30 с.
- Методические материалы по профтехническому образованию в металлопромышленности. ГИЗ, М.-Л., 1927. — 73 с.
- Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
- Михайлов А.В. Система ЦИТ. М., 1932. — 120 с.
- Михайлов А. В. Производство рабочей силы и ЦИТ. // Вестник труда. 1925, N5. С.139−147.
- Михайлов А.В. Система Форда. 2-е испр. и доп. изд., М.-Л.: Гос. изд., 1930. 144 с.
- Михайлов А. В. Система Тэйлора. Л.:Изд-во Ленингр. сов. проф., 1928. — 105 с.
- Михайлов С. М. Двигательная культура в производственном обучении методом ЦИТ. М.-Л., 1930. — 93 с.
- Мохов 3. Рост текучести рабочей силы в 1929—1930 гг. //Вопросы труда, 1930, N6. С.22−28.
- Мэтьюз 0. Ограничение свободы проживания и передвижения в России. //Вопросы истории. 1944, N4. С.22−34.
- Назимов И. Н. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим. //Школа и производство. 1997, N1. С.89−96.
- Никитин В. Институт инструкторов фабрично-заводских школ. //На путях к новой школе. 1922, N3. С.131−136.
- Николаев Г. Н., Третьяков Н. П. Первая комплекснаяработа токарей 1-го года обучения. //Жизнь рабочей школы. 1929, N6. С.45−52.
- Новацкий Тадеуш. Основы дидактики профессионального обучения. Пер. с польского. /Под ред. М. А. Жиделева. М., 1979.- 285 с.
- Новиков A.M. Гумманизация профессионально-технического образования. //Советская педагогика. 1989, N5. С.19−23.
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика. М.:Высшая школа, 1986. — 288 с.
- Новиков A.M. Формирование умений и навыков в процессе трудового обучения. // Советская педагогика. 1972, N8. С.40−44.
- Новожилов Э.Д. Трудовая подготовка школьников в период экономической реформы. // Педагогика. 1992, N1−2. С. 28−32.
- Носкова О.Г. Социальная история индустриальной психологии в России (20−30-е годы XX века). //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1995, N1. С.31−42.
- Организация и методика производственного обучения: Учебник для индустриально-педагогических техникумов и повышения квалификации мастеров производственного обучения. /Под ред. М. А. Жиделева. М.: Высшая школа, 1978. — 399 с.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся.- Казань: Карпол, 1997. 216 с.
- Основы производственной педагогики. /Под ред. Э. А. Гришина и Ю. А. Дмитриева. Ярославль, 1979. — 381 с.
- Основы производственной психологии и педагогики:
- Учебное пособие. /Под ред. Д. А. Сметанина. Киев: Вища школа, 1977. — 303 с.
- Основы профессиональной педагогики. /Под ред. С.Я.Ба-тышева и С. А. Шапоринского. М., 1977. — 504 с.
- Осовский Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х гг. -//Педагогика. 1992, N3−4. С.74−80.
- Осовский Е.Г. Развитие теории профтехобразования в СССР (1917−1940 гг.). М.: Высшая школа, 1980. — 287 с.
- Осовский Е.Г. Возникновение и становление школы фабрично-заводского ученичества (1918−1922 гг.). //История трудового и политехнического обучения. М., 1963. С.147−164.
- Осовский Е.Г. К истории разработки психологических проблем профтехобразования (20−30-е годы). /Вопросы психологии труда и профтехобразования. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1978. С.92−105.
- Панкевич П.Я. Основные вопросы фабзавуча. //Новая Москва. М., 1926. — 302 с.
- Педагогическая энциклопедия. /Под ред. А. Г. Калашникова при участии М. С. Эпштейна: В 3 т.т.- М., 1927−1929. Т. 1. 1927. — 1158 е.- Т.Н. — 1928. — 635 е.- T. III — 1929. — 894 с.
- Петров Е.А. Метод обучения ЦИТа. 2-е изд. -М.-Л.: Гос.соц.-экон. изд., 1931. — 176 с.
- Пинкевич А.П. Педагогика. Т. П. Трудовая школа. -М.: Раб. просвещение, 1925. 212 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей1. Тандем», 1997. 176 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1977. — 247 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология: Учебное пособие для повышения квалификации инж.-пед. работников. Ташкент, 1978. — 263 с.
- Поляк Н.И. К вопросу о рационализации методов производственного обучения слесарей в ФЗУ. //Советская психотехника. 1934, N2. С.120−140.
- Поляков Ю.А. Воздействия государства на демографические процессы в СССР (1920−1930-е годы). //Вопросы истории, 1995, N3. С.122−135.
- Попов Н.И. Усовершенствованный способ обучения опиловке в слесарном деле. // Раб1тнича осв! та. — 1929, N7−8. С.48−84.
- Проблемы истории советской школы и педагогики. Экспериментальное учебное пособие в 3-х частях. /Отв. ред. 3.И.Равкин.- М., 1991. 4.1. 222 е.- 4.2. — 245 е.- Ч.З. -245 с.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -М., Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
- Пряжников Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения. // Школа и производство. 1995, N3. С. 24.
- Рабочие программы для школ фабзавуча металлопромышленности. Токарная специальность. М.: ГИЗ, 1928.
- Равкин 3. И. Историзм как методологический принциппедагогики. //Советская педагогика. — 1985, N10. С.47−54.
- Равкин З.И. Мифы и реалии истории отечественной школы. //Советская педагогика. — 1991, N 10. С.110−117.
- Рассел Б. Практика и теория большевизма. /Пер. с англ. М.: Наука, 1991. — 123 с.
- Роганов Г. Н. Трудовая педагогика /обучение труду/.-М.: Новая Москва, 1926. 4.1. -229 с.
- Роганов Г. Н. Организация труда слепых и обучение их работе на металлорежущих станках. М.: Учпедиздат, 1946. -885 с.
- Роганов Г. Н. Инструктаж в производственном обучении.- //Жизнь рабочей школы. 1928, N7−8. С32.
- Роганов Г. Н. Переподготовка школьных работников.- //Жизнь рабочей школы. 1928, N3. С.32−37.
- Рождественский Л.Н. Школы рабочих-подростков. М.: Культура и просвещение, 1922. — 22 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Ростовский К.А. Профессионально-техническая школа. Новая система постановки практических работ. Н. Новгород, 1922. — 31 с.
- Ростовский К.А. Метод ЦИТ и его применение в школах фабзавуча металлопромышленности. Руководство для инструкторов и учащихся по производственному обучению. -М.: Новая Москва, 1926. 131 с.
- Ростовский К.А. К реконструкции системы обучения вшколах ФЗУ. //Раб1тнича осв1та. 1929, N6. С.70−74.
- Руководство по психотехническому профессиональному отбору. /Под ред. И. Н. Шпильрейна и др. М.-Л., 1929. — 167 с.
- Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация в советской школе. Челябинск, 1974.- 333 с.
- Сазонов А. Д. Вопросы профессиональной ориентации школьников (Методическое письмо). Курган, 1970. — 94 с.
- Самошкин В. В. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг..г. («Антоновщина»). Документы и материалы. М.: Интерцентр, 1994. — 334 с.
- Сборник инструкций по применению положения о взимании налогов и сборов. Владимир, 1922. — 60 с.
- Сборник материалов по реорганизации школ ФЗУ. М., 1933. — 107 с.
- Северьянов А. Методика письменного инструктажа в учебных мастерских ФЗУ. //Кадры ж. д.транспорта. 1934, N12. С.29−34.
- Сельвидж Р. В. Принципы производственного обучения. Редакция и предисловие С.Гайсиновича. Учпедгиз, М.-Л., 1932.
- Сельвидж Р. В. Производственное обучение. Как писать и применять индивидуальные инструкционные карточки. Пер с англ. Б.В.Бабина-Кореня. 2-е изд. М.: Гос.техн.изд., 1931. -130 с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. — 500 с.
- Скакун В. А. Введение в профессию мастера производственного обучения /методическое пособие/. М.: Изд. ВНМ1. Центр, 1985. 295 с.
- Слонов А. В. Методика производственного обучения в школе ФЗУ. М.: Изд. ЦОП Кадра НКПС СССР, 1934. — 91 с.
- Сологуб Н.Г. Методика ЦИТа в металлургических цехах. //Кадры металлургической промышленности. 1932, N4. С.53−69.
- Сталин И.В. Сочинения.- Т.1 13. — М.: Госполитиздат, 1946−1951.
- Стариков И.М. Обучение рациональным методам труда молодых рабочих. М.:Экономика, 1983. — 128 с.
- Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. -Саратов, 1987. 173 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.: изд. МГУ. 1975. 343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1988. -173с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.: изд. МГУ, 1969. 133 с.
- Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ. /П.Н.Андрланов, Н. И. Бабкин, А. К. Бешенков и др.: Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение- Белград: Завод за уджбенке и наставна средства, 1985. — 311 с.
- Тхоржевский Д. А. Система трудового обучения (на укр. языке). Киев, 1975. — 200 с.
- Учебники и учебные пособия по профессиональному образованию в дореволюционной России. /Сост. Е. В. Чистов и др. -Л.: НИИ профтехобразования, 1991. 50 с.
- Фабзавуч на работе. //Из опыта школы ФЗУ им. Т.Биоза при Государственном тормозном заводе.- М.: Новая Москва, 1925. С.26−64.
- Фицпатрик Ш. Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-х годов.- //Вопросы истории. 1990, N8. С. 21.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ТЦ СФЕРА, 1995.- 160 с.
- Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность.- М.: Знание, 1991.- 80 с.
- Фрадкин Ф. А. Принцип историзма в советской теории педагогики (1917−1941 гг.). М., 1981. — 95 с.
- Чебышева В. В. Психология трудового обучения.(Трудовые умения и навыки в условиях трудового обучения). М., 1969. — 303 с.
- Чебышева В. В. Психология труда и производственное обучение наладчиков. М.: Высшая школа, 1966. — 48 с.
- Чебышева В.В., Шпигель Ю. И. Рационализировать производственную подготовку сталеваров. //ФЗУ и ПТК на перестройке. Вып.4. — Харьков, 1935. С. 93−123.
- Чечельницкий. Производственное обучение на ХПЗ. -//За промышленные кадры. 1932, N15−16. С. 45−46.
- Шабалов С.М. Политехническое обучение.- М., 1956. -610 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей.- //Психологический журнал. Т. З, 1985, N5. С.13−26.
- Шапоринский С. А. О системах производственного обучения. //Советская педагогика, 1963, N1. С.22−30.
- Шапоринский С. А. Вопросы теории производственного обучения. М.: Высшая школа, 1981. — 208 с.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. С. 208.
- Шапошников И. Индустриализация и травматизм. //Вопросы труда, 1930, N9. С. 57−60.
- Шацкий С. Т. Роль среды в педагогическом процессе. -//Народное просвещение. 1928, N7. С.15−22.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т.т./Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Просвещение, 1962−1965: Т.1. -1962- Т. 2. — 1963- Т.З. — 1964- Т.4. — 1965.
- Шелиханов М. Подготовка рабочих-машиностроителей. -//За промышленные кадры. 1932, N15−16. С.42−45.
- Шпигель Ю.А. К вопросу о рационализации обучения в горячих цехах ФЗУ черной металлургии. //Советская психотехника. 1933, N3. С.225−230.
- Шпильрейн И. Н. К вопросу о психологическом профессиональном подборе. // На путях к новой школе. — 1922, N3. С.67−74.
- Шпильрейн И. Н. Психотехника в реконструктивный период: Стенограмма доклада в комакадемии и прений по докладу 2 дек. 1929 г. с предислов. И. М. Бурдянского. (Комакадемия: Секция техники и Институт философии). М., 1930. — 96 с.
- Щетинов Ю.А. Пособие по истории России. Т.З. М.:1. Манускрипт, 1993. 136 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ори-ентированного обучения. //Вопросы психологии, 1995, N2. С.31−42.
- Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии. 1994, N2. С.64−77.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986. — 135 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд. дораб. М.: Мысль, 1985. — 575 с.
- Ярошевский М.Г. Психофизиология труда и зарождение принципа деятельности в советской психологии. //Вопросы психологии. 1977, N6. С.3−16.
- Ярошевская Ф. Из опыта применения метода ЦИТа. -//Жизнь рабочей школы. 1926, N4−5. С.102−106.1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
- Организация труда. 1925, N 6. С.8−9.
- Жизнь рабочей школы. 1925, N 1−2. С.148−172.
- Вестник профтехнического образования. 1920, N3−4. С. 44−45.
- Бюллетень научно-технической секции ГУС. 1927, N11.1. С. 5.
- Вопросы труда. 1933, N6. С. 44.
- Жизнь рабочей школы. 1926, N2−3. С. 120.
- Фабзавуч в металлопромышленности. М., 1924. С. 93.1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- ГАРФ, ф.5451 /ВЦСПС/: опись 4, ед.хр.316.-75 л. /Стенограммы заседаний 2 съезда профсоюзов. 16−25 января 1919 г. Доклады С. В. Кассиора, В. Г. Козелева и др., прения по докладам.
- ГАРФ, ф.5469 /ЦК Союза металлистов/: опись 6, ед.хр. 182. 62 л. /Стенограммы заседаний 1-го съезда по образованию рабочих-подростков и резолюции по докладам.
- ГАРФ, ф. А-2306 /Наркомпрос РСФСР/: опись 1, ед.хр.382. 96 л. /Стенограммы выступлений на 2-й сессии Сов-профобра, резолюции по выступлениям.
- ГАРФ, ф. Р-5462 /ЦК Рабпрос. ЦК профсоюза работников просвещения. 1925 г./: опись 7, ед.хр.203. 547 л. /Стенограммы заседаний 1 Всесоюзного учительского съезда, резолюции по докладам и выступлениям Н. К. Крупской, А. Н. Рыкова и др.
- ГАРФ, ф. А-298 /ГУС. Государственный ученый совет Наркомата просвещения РСФСР 1919−1933 г. г./: опись 1, ед.хр.41. 151 л. /Протоколы заседаний Пленума научно-педагогической секции ГУСа.