Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологические основы исследования определили: классические положения отечественной психологии об объективных законах нормального и отклоняющегося развития ребенка, основы которых были заложены в кулыурно-исторической концепции Л. С. Выготскогопринципы системности, развития, в контексте которых развитие самосознания и входящих в его структуру компонентов представляется как последовательная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы самоотношения как компонента самосознания и его специфики у подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками
    • 1. 1. Содержание феномена самосознания и его структура
    • 1. 2. Проблема самоотношения в структуре самосознания в исследованиях по возрастной и педагогической психологии
    • 1. 3. Специфика самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития в исследованиях по специальной психологии
    • 1. 4. Постановка проблемы исследования. Гипотезы, задачи методы и этапы исследования
  • Глава 2. Экспериментальное исследование самоотношения старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками
    • 2. 1. Программа экспериментального исследования
    • 2. 2. Психологические особенности самоотношения старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками
    • 2. 3. Изучение взаимосвязи самоотношения и эмоционального отношения к ближайшему социальному окружению
    • 2. 4. Изучение взаимосвязи типа родительского отношения и самоотношения старших подростков
    • 2. 5. Изучение особенностей взаимосвязи самоотношения старших подростков и отношения к ним одноклассников и учителей
    • 2. 6. Изучение взаимосвязи самоотношения старших подростков и предполагаемого отношения со стороны ближайшего социального окружения
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Специфические особенности самоотношения старших подростков с задержкой психического развития и возможные направления коррекционно-развивающей работы
    • 3. 1. Интегративные данные о специфических особенностях самоотношения старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками

    3.2. Возможные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценки старших подростков с задержкой психического развития.

Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время во всех регионах Российской Федерации функционирует система коррекционно-развивающего обучения детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Одной из основных задач специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида является максимальная социально-трудовая адаптация учащихся к современным социальным условиям. Оптимизация процесса адаптации становится возможной в случае успешного усвоения подростками с ЗПР социального опыта в процессе специально организованной коррекционно-развивающей работы. Непременным условием успешной ее реализации является активное участие подростков с ЗПР в этом процессе, а успешность последнего во многом зависит от уровня развития их самосознания.

Развитие и саморазвитие личности многие психологи и педагоги правомерно связывают с развитием самосознания. При этом утверждается, что одним из условий саморазвития является стимулирование различных видов рефлексии, помощь в формировании самоуважения, самоценности, самопринятия, уверенности в себе как субъекте собственной деятельности. Высокий уровень развития самосознания отражается, главным образом, в позитивном самоотношении личности. Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, что дает нам основания рассматривать его как основной фактор саморазвития учащихся старших классов.

В отечественной и зарубежной психологии самоотношение чаще всего рассматривается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой — создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности освещают такие отечественные и зарубежные психологи, как Б. Г. Ананьев, 1980; Р. Бернс, 1986; А. А. Бодалев, 1987; Л. И. Божович, 1968; 1978, Л. С. Выготский, 1983; И. С. Кон, 1978;

A.Н.Леонтьев, 1983; М. И. Лисина, 1986; А. И. Липкина, 1974; Н. А. Менчинская, 1989; С. Р. Пантилеев, 1991; А. МЛрихожан, 1984;

B.Ф.Сафин, 1986; Е. Т. Соколова, 1983; В. В. Столин, 1983, 1985; К. Роджерс, 1959; М. Розенберг, 1965; С. Л. Рубинштейн, 1990; У. В. Ульенкова, 1994; К. Хорни, 1937; П. Р. Чамата, 1960,1966; И. И. Чеснокова 1977,1978; и другие.

Авторами рассматриваются вопросы онтогенеза самоотношения, а также значимые факторы нарушения нормального развития личности. На наш взгляд, огромным вкладом в построение теории развития самоотношения личности является культурно-историческая теория Л. С. Выготского, согласно которой развитие психики и формирование личности ребенка происходит в процессе усвоения социального опыта, в процессе обучения и воспитания. Основными институтами социализации ребенка являются семья, специально организованное образовательное пространство и коллектив сверстников.

Многие авторы рассматривают самоотношение как фактор психического здоровья, обращая внимание на то, что сфера самоотношения поражается одной из первых при нарушениях в развитии. Между тем специальных исследований, направленных на изучение самоотношения старших подростков с нарушениями в развитии, нами обнаружено не было.

Имеющиеся данные в области специальной психологии, характеризующие познавательную сферу детей с ЗПР (недостатки восприятия и мышления, низкий уровень обобщенности и осознаваемости знаний, логическая непоследовательность, повышенная зависимость от ситуации) говорят о том, что дефект неизбежно накладывает существенные ограничения на процессы понимания ими других людей и самих себя, а следовательно, и на отношение к другим и к себе.

В исследованиях Б. Н. Алмазова, И. В. Беляковой, Д. И. Исаева, Н. Л. Коноваловой, И. И. Мамайчук, В. Г. Петровой, Л. М. Шипицыной, У. В. Ульенковой и других отмечается, что на сегодняшний день остро вырисовывается неблагополучная ситуация с адаптацией учащихся выпускных классов с ЗПР. Некоторые исследователи (А.Г.Деева, Г. В. Грибанова, В.Ф.Палладий) выявляют у многих старшеклассников с ЗПР отклонения в поведении и ставят вопрос о необходимости разработки адекватных методов психологической коррекции как важного средства предупреждения нарушений поведения и оптимизации процесса адаптации в обществе этой категории детей.

В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Тот факт, что в общеобразовательных школах есть коррекционные классы после пятого, шестого, вплоть до выпускных, говорит о многом. И дело не только в том, что пока еще недостаточно грамотно работает практический психолог, нет специально подготовленных кадров педагогов. Все гораздо сложнее: не разработаны методические подходы к организации дифференцированной диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями в развитии, переживается дефицит научно-методических разработок, которые могли бы оказать помощь учителям, воспитателям, психологам в работе с этой категорией детей.

Признавая научную ценность указанной выше проблемы, мы считаем актуальным изучение специфики самоотношения у старших подростков с задержкой психического развития, с целью оказания им своевременной корригирующей помощи в системе комплексной реабилитации.

В рамках указанной проблемы была избрана тема исследования: «Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития».

Цель исследования — изучение психологических особенностей самоотношения в структуре самосознания старших подростков с ЗПР, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО), и его специфики по сравнению с самоотношением нормально развивающихся сверстников.

Объект исследования: психологические особенности становления самосознания старших подростков (15−16 лет) с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Предмет исследования: психологические особенности самоотношения (структура, содержание, адекватность личностной самооценки, психологические механизмы, влияющие на их формирование) у старших подростков с ЗПР.

Гипотезы исследования:

1. Самоотношение в старшем подростковом возрасте находится в сензитивном периоде своего развития и оформления. Возрастные закономерности его формирования едины как для нормального, так и для аномального психического развития. Однако самоотношение старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками имеет свои особенности, обусловленные как спецификой социальной ситуации развития, так и своеобразием дефекта. Неравномерность, аритмичность формирования ведущих психических функций в этих условиях можно воспринимать как закономерность.

2. Выделение общевозрастных и специфических особенностей самоотношения, а также психологических механизмов его формирования в норме и при задержке психического развития позволяет определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценки старших подростков с ЗПР.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психологических исследований по изучаемой теме и сделать выводы о состоянии проблемы исследования в специальной литературе.

2. Определить теоретические подходы, содержание диагностической программы, направленной на изучение особенностей самоотношения, а также механизмов его формирования у старших подростков с ЗПР.

3. Изучить общевозрастные и специфические особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с ЗПР в сравнении со сверстниками с НИР.

4. Изучить психологические механизмы, влияющие на формирование самоотношения старших подростков с ЗПР и НПР (эмоциональное отношение к ближайшему социальному окружению (родителям, учителям, одноклассникам), реальное и предполагаемое отношение к подросткам изучаемых категорий, членов ближайшего социального окружения, самоотношение родителей, воспитывающих подростков с ЗПР).

5. Определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценки у старших подростков с ЗПР.

Методологические основы исследования определили: классические положения отечественной психологии об объективных законах нормального и отклоняющегося развития ребенка, основы которых были заложены в кулыурно-исторической концепции Л. С. Выготскогопринципы системности, развития, в контексте которых развитие самосознания и входящих в его структуру компонентов представляется как последовательная смена стадий (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, С. Л. Рубинпггейн и др.) — основные положения о природе самоотношения, развиваемые в трудах Р. Бернса, С. Р. Пантилеева, В. В. Столина, Е. Т. Соколовой, И. И. Чесноковой, К. Хорни и другихсовременные исследования, о механизмах, влияющих на личностное становление в случае задержки психического развития и интелектульных нарушений у детей (О.К.Агавелян, 1989,1999; Э. Я. Альбрехт, 1976; Д. И. Альрахаль, 1992; Н. Н. Афанасьева, 1977; С. Г. Байкенов, 1970, Н. Л. Белопольская, 1992,1996; В. А. Варянен, 1971; А. И. Гаурилюс, 1995; 1995; Г. В. Грибанова, 1986; М. Е. Гумелюк, 1998; Е. Г. Дзугкоева, 1999; Е. Е. Дмитриева, 2006; Г. М. Дульнев, 1981; Б. Ихсан, 1998; Т. Н. Князева, 2005; Ч. Б. Кожалиева, 1995, 1997; Н. Л. Коломинский, 1972; И. А. Конева, 2002; Н. П. Кондратьева, 2002; И. А. Коробейников, 1997; А. Ю. Кржечковский, 1993; И. Ю. Левченко, 2001; ЕЛ. Макеева, 2004; Л. А. Метиева, 2003; Е. Б. Моисеева, 2002; О. С. Назаревич, 2004; Ж. И. Намазбаева, 1986; О. Г. Нугаева, 2003; В. Г. Петрова, 2005; А. С. Сагитова, 2003; Л. К. Сансебаева, 1994; В. Н. Синев, 1977; У. В. Ульенкова, 1984, 2005; О. В. Улыбина, 2004; Е. В. Хлыстова, 2002; В. С. Чудновский, 1993; П. АЛубаров, 1987; Ж. И. Шиф, 1972; Н. С. Щанкина, 2004; и др.).

Методы исследования. Теоретическое осмысление и анализ данных психолого-педагогических трудов по проблеме исследованиятеоретико-прикладное моделирование программы изучения специфики самоотношения в структуре самосознания старших подростков с ЗПР и НПРэкспериментальное исследование, количественный и качественный анализ полученных результатов, интерпретационные методы.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими принципами, репрезентативностью выборки и использованием совокупности апробированных методик, соответствующих цели и задачам исследованияприменением методов математической статистики в обработке полученных эмпирических данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: в работе представлен теоретический анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых, позволяющий уточнить содержательные характеристики исходных понятий: «самосознание», «самоотношение», «самооценка», «Я-концепция», «образ Я" — определено место позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценки в структуре самосознания старшего подросткаопределены теоретические подходы к построению программы экспериментального изучения особенностей самоотношения у старших подростков с ЗПРсистематизирован диагностический комплекс в целях изучения специфических особенностей самоотношения у подростков с ЗПР в сравнении со сверстниками с НПРвыявлены общевозрастные особенности самоотношения, характерные для старших подростков изучаемых категорийпо итогам экспериментального исследования получены научные факты о специфических особенностях самоотношения старших подростков с ЗПР в сравнении со сверстниками с НПРвыявлены характерные особенности психологических механизмов формирования самоотношения у подростков с ЗПРполученный массив фактических данных позволяет определить возможные направления коррекционно-развивающей работы с подростками с ЗПР, их родителями и педагогами по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценкифактические данные и сделанные на их основе обобщения существенно пополняют научный арсенал знаний о детях с ЗПР и возможностях психолого-педагогической помощи им в личностном развитии.

Практическая значимость исследования: результаты работы позволяют научно обосновать необходимость проведения психолого-педагогических мероприятий и разработки соответствующих рекомендаций по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценки у старших подростков с ЗПР.

Полученные данные могут быть использованы при совершенствовании содержания и методов психологической помощи учащимся с ЗПР в общеобразовательных школах общего и комбинированного типов, реабилитационных центрах. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями при проведении занятий по таким учебным дисциплинам, как «Специальная психология», «Психология детей с задержкой психического развития», «Основы социальной реабилитации» со студентами психологических и дефектологических университетов, педвузов, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и здравоохранения.

Апробация работы. Содержание исследования отражено в 11 публикациях автора, в том числе в 2 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах. Результаты исследования докладывались и обсуждались: на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Динамика и развитие иерархических (многоуровневых) систем» (Казань, 2005 г.) — на III Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов» (Пенза, 2005 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Интересы личности, общества и государства: взаимодействие и взаимообусловленность» (Казань, 2006 г.) — на Региональных научно-практических конференциях «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (Елабуга, 2005 г., 2006 г.) — на Региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию К. А. Некрасовой «Психология и педагогика» (Нижний Новгород, 2007 г.) — на Межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (Екатеринбург, 2007 г.) — на научно-практической конференции логопедов и специальных психологов г. Казани «Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии» (Казань, 2007 г.) — на научных конференциях Института Экономики, Управления и Права (Казань, 2003; 2004; 2005; 2006; 2007 гг.) — на заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) — на заседаниях кафедры общей психологии Института Экономики, Управления и Права (г.Казань).

Положения, выносимые на занцпу:

1. Старший подростковый возраст является сензитивным для формирования самоотношения и самооценки, что связано с ростом познавательных возможностей подростка и усилением интереса к себе. Причем возрастные закономерности его формирования едины как для нормального, так и для аномального психического развития.

2. Самоотношение старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками имеет свои особенности, проявляющиеся в значительно меньшей осознанности собственного «Я», пониженной рефлексивности и критичности, а также неадекватно завышенной самооценке.

3. Выявленные особенности самоотношения старших подростков с ЗПР обусловлены, с одной стороны, спецификой социальной ситуации развития (отношения в семье, с учителем и сверстниками у подростков с ЗПР отличаются психологическим неблагополучием), а, с другой, особенностями дефектов развития: непреодоленные за школьные годы дефекты первичного характера пополнились дефектами социального происхождения.

4. Выделенные общевозрастные и специфические особенности самоотношения, а также психологические механизмы его формирования в случае задержки психического развития (особенности отношения к подростку со стороны микросоциума семьи и школы и встречных с его стороны сложившихся особенностей субъектного отношения к этому социуму и к самому себе) позволяют определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценки старших подростков с ЗПР.

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, объединяющих 12 параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 238 наименований, в том числе 9 на иностранных языках, приложений. Основные научные результаты представлены в 35 таблицах. Общий объем работы составляет 198 страниц.

Выводы по главе:

Результаты диагностического обследования испытуемых по всем методикам позволили сделать следующие выводы:

1. Самоотношение старших подростков с ЗПР характеризуется достаточно высоким уровнем самопринятия (51,6%), саморуководства (56,6%), самопривязанности (50%), что говорит о позитивном и дружеском отношении испытуемых к себе. Однако повышенный, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, уровень закрытости (35%) свидетельствует о недостаточной осознанности подростками с ЗПР собственного «Я», недостаточном развитии навыков самопознания и самоанализа.

2. Анализ проявления уровня и адекватности самооценки позволил установить, что подростки с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, демонстрируют неадекватное завышение самооценочных суждений практически по всем шкалам методик Ч. Осгуда и Дембо-Рубинштейн. Причем менее всего доступны для адекватного самооценивания таких качеств, как: здоровье, ум, сила, добросовестность, доброта, отзывчивость, решительность, энергичность, справедливость, уверенность, честность и самостоятельность. Наиболее адекватно подростками с ЗПР оцениваются красота, характер и трудолюбие.

3. При изучении восприятия межличностных и внутрисемейных отношений по методике Р. Жиля было установлено, что наиболее значимыми для старших подростков с ЗПР являются отношения с матерью, тогда как наибольшую ценность для нормально развивающих старших подростков представляют взаимоотношения с другом (подругой), различия между группами являются статистически значимыми при р<0,001. Было выявлено, что для старших подростков с ЗПР значимость взаимоотношений с отцом, братьями и сестрами, учителем во многом определяется уровнем любознательности. Проведенный корреляционный анализ показал, что эмоциональное отношение к ближайшему социальному окружению незначительно определяет содержание самоотношения и самооценки старших подростков с ЗПР и НПР.

4. Результаты анализа родительско-детских отношений обнаружили наличие выраженного эмоционального отвержения как достаточно частой характеристики материнского отношения к ребенку с ЗПР. Выявлено, что доминирующими типами родительского воспитания в семьях воспитывающих детей с ЗПР, являются «Авторитарная гиперсоциализация"-84,8- «Инфантилизация» — 88,2, что негативно сказывается на самоотношении и самооценке старших подростков с ЗПР. Негативное влияние на сферу самоотношения подростка оказывает и низкий уровень самоуважения родителей. Отрицательные эмоции родителей в адрес собственного «Я» чаще всего перенимаются старшими подростками с ЗПР, формируя общий негативный эмоциональный фон отношения к себе.

5. По итогам проведения методики «Выбор» мы установили, что уровень благополучия большинства старших подростков с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, в системе межличностных отношений неудовлетворительный. В группах подростков с ЗПР имеют место нарушения формирования навыков общения, что выражается в доминировании пренебрежительных отношений в группе. Однако, как было установлено в ходе корреляционного исследования, именно отношение со стороны одноклассников значительно определяет самоотношение и самооценку подростков изучаемых категорий. Отношение к подросткам учителей оказывает несущественное влияние на отношение к себе как подростков с ЗПР, так и с НПР.

6. Сопоставляя данные самооценок и предполагаемых оценок со стороны ближайшего социального окружения, мы выявили тесную взаимосвязь между показателями: чем выше уровень предполагаемой оценки матери, учителя и одноклассников, тем позитивнее испытуемый относится к себе. Уверенность испытуемых в том, что окружающие люди относятся к ним с симпатией и уважением, возрастает в случае убежденности в позитивном отношении матери и учителя.

7. На наш взгляд, выделение общевозрастных и специфических особенностей самоотношения, а также механизмов его формирования в норме и в случае задержки психического развития необходимо для разработки научно обоснованной системы корригирующих воздействий в системе комплексной реабилитации детей с трудностями социально-психологической адаптации вследствие задержки психического развития.

ГЛАВА 3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.

3.1. Интегративные данные о специфических особенностях самоотношения старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

В ходе проведенного экспериментального исследования мы изучили специфические особенности самоотношения старших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, выявили психологические механизмы, влияющие на его формирование в норме и в случае задержки психического развития. Собранный экспериментальный материал и его анализ позволили выявить особенности самоотношения, являющиеся возрастными, присущими старшим подросткам как с НПР, так и с ЗПРа также характерные только для самоотношения старших подростков с ЗПР.

Выявлены следующие общевозрастные особенности самоотношения старших подростков:

— в 15−16 лет у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. По всем компонентам, входящим в структуру самоотношения (самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность), отмечается доминирование достаточно высоких значений, что свидетельствует о позитивном и дружеском отношение к себе подростков изучаемых категорий. Старшие подростки достаточно уверены в себе, отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень и испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей, уверены, что у значительной части окружающих людей способны вызывать уважение, симпатию, одобрение и понимание, относятся к себе с чувством симпатии, испытывают чувство полного согласия со своими внутренними побуждениями, а также принимают себя такими, какие есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Основным компонентом самоотношения, вокруг которого строится вся система отношения подростков к себе, является самоуверенность.

Однако, несмотря на наличие общевозрастных, установлены специфические особенности, характерные для самоотношения старших подростков с ЗПР:

— старшие подростки с ЗПР более закрыты, чем их нормально развивающиеся сверстники, что говорит пониженной рефлексивности и критичности, недостаточной способности осознавать и выдавать значимую информацию о себе (при р<0,01).

Между тем, на фоне недостаточного уровня осознания собственного «Я» подростки с ЗПР демонстрируют высокий уровень самопринятиячувство глубокой симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, пусть даже с некоторыми недостаткамисаморуководства — уверенности в способности эффективно управлять собственным поведением, справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себясамопривязанности — нежелании меняться на общем фоне положительного отношения к себе. На наш взгляд, эта консервативная самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я», очевидная тенденция к преувеличению собственных возможностей свидетельствуют о недостаточным уровнем развития рефлексивности и критичности старших подростков с ЗПР, неумением использовать опыт взаимоотношений, отражающий оценку окружающими их деятельности и поведения, данные предположения были подтверждены в ходе интеркорреляционного исследования.

Развивая положение специальной психологии о том, что аномальное и нормальное психическое развитие имеет общие закономерности, мы установили, что основным компонентом самоотношения, вокруг которого строится вся система самоотношения старших подростков с ЗПР и НПР, является самоуверенность. Данный фактор задает отношение к себе, как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать. С учетом выявленных закономерностей мы можем отметить больше сходства, чем различий в самоотношении старших подростков с ЗПР и НПР.

Далее рассмотрим общевозрастные и специфические особенности личностной самооценки подростков изучаемых категорий (уровень, адекватность). Так, для самооценки старших подростков характерно доминирование достаточно высокого уровня самоуважения, проявляющегося в удовлетворенности собой и своими умениями, высокой самооценки волевых сторон личности — способности держаться принятой линии поведения, а также уверенности в независимости от внешних обстоятельств и оценок. Достаточно высоки и самооценки показателей экстравертированности, хотя сравнительный анализ, проведенный при помощи t-критерия Стьюдента, показал достоверно значимые различия между группами (при р<0,05). Так, самооценка экстравертированности подростков с ЗПР достоверно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. С целью повышения точности выводов о субъективных аспектах отношения к себе отметим, что, оценивая себя, старшие подростки с ЗПР выражают большее сомнение по поводу собственной обаятельности (при р<0,05), упрямства (при р<0,02), деятельностности (при р<0,05), суетливости (при р<0,05) и раздражительности (при р<0,01). При этом по таким критериям, как доброта (при р<0,001), решительность (при р<0,01), энергичность (при р<0,1) и уверенность (при р<0,02), их оценки достоверно превышают оценки нормально развивающихся сверстников.

Сопоставление самооценок испытуемых с оценками экспертов (в качестве которых выступили учителя — классные руководители) показало наличие специфических особенностей, характеризующих самоотношение подростков с ЗПР. Так, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, самооценку которых можно охарактеризовать как адекватную с некоторой тенденцией к занижению, подростки с ЗПР демонстрируют неадекватное завышение самооценочных суждений практически по всем характеристикам. Можно сказать, что для адекватного оценивания старшим подросткам с ЗПР менее всего доступны такие качества, как: здоровье, ум, сила, добросовестность, доброта, отзывчивость, решительность, энергичность, справедливость, уверенность, честность и самостоятельность. Наиболее адекватно оцениваются красота, характер и трудолюбие. На наш взгляд, неадекватное завышение самооценочных суждений подростками с ЗПР также объясняется недостаточной осознанностью собственно «Я», пониженной рефлексивностью и критичностью, которые характеризуют самосознание подростков с ЗПР.

Таким образом, для самосознания старших подростков с ЗПР как на эмоциональном (самоотношение и самооценка), так и на регулятивном (саморуководство) уровне характерна переоценка (неадекватное завышение) своей значимости, что, по всей видимости, объясняется ущербным формированием образа Я, недостаточной его осознанностью, снижением навыков рефлексивности и критичности (когнитивный уровень). Следовательно, коррекционно-развивающую работу по формированию адекватной личностной самооценки, оптимизации процесса самоотношения и преодоления неконструктивного самовосприятия старших подростков с ЗПР необходимо начинать с ориентации участников на познание себя, формирование адекватного и полноценного образа Я.

При разработке возможных направлений коррекционно-развивающей работы важно учитывать не только общевозрастные и специфические особенности самоотношения подростков изучаемых категорий, но также психологические механизмы, влияющие на его формирование. В ходе исследования было установлено, что самоотношение и самооценка старших подростков с ЗПР формируется под влиянием микросоциальных условий. Результаты были переведены в проценты, а затем проранжированы. Чем выше процентное значение, тем большее влияние этот механизм оказывает на самоотношение и самооценку подростков (см. таблицу 34).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, выполненное нами теоретико-прикладное исследование, посвященное изучению психологических особенностей самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития и его специфики по сравнению с самоотношением нормально развивающихся сверстников, позволило нам сделать следующие выводы.

Получили подтверждение теоретические положения, лежащие в основе исследования:

— анализ современных научных подходов к осмыслению содержания понятий «самосознание», «самоотношение», «самооценка» показал объективную необходимость интеграции различных концептуальных схем в моделировании изучаемого социально-психологического феномена, учета логики развития в современной науке изучаемой проблемы и взаимосвязи теории, эмпирии и практики становления личности современного подростка в изменяющемся обществе;

— самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности: когнитивный, эмоциональный, регулятивный. Однако в сфере самосознания старшего подростка отмечается преобладание эмоционального компонента, т. е. самоотношения. Следовательно, старший подростковый возраст является сензитивным для формирования позитивного самоотношения и адекватной самооценки.

— анализ современного состояния проблемы самоотношения как компонента самосознания в исследованиях по специальной психологии показал необходимость экспериментального изучения его специфики, механизмов формирования у старших подростков с ЗПР, определения направлений и средств помощи.

На основе теоретических подходов к построению программы экспериментального изучения особенностей самоотношения старших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками нами был систематизирован комплекс диагностических методик.

Эмпирический анализ изучаемого процесса показал, что в старшем подростковом возрасте самоотношение характеризуется достаточно высоким уровнем самопринятия, саморуководства, самопривязанности, что говорит о позитивном и дружеском отношении к себе подростков изучаемых категорий, высокой оценке их личностных качеств. Самооценочные суждения нормально развивающихся старших подростков характеризуются достаточно высоким уровнем осознанности, четкости и адекватности представлений. Самоотношение старших подростков с НПР в значительной мере определяется тем, как они субъективно отражают и переживают отношение к ним одноклассников и родителей, а также реальным отношением одноклассников.

Психический дефект при ЗПР, сочетающийся с неблагополучием эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками, существенно искажает личностное становление старших подростков. Результаты исследования убедительно свидетельствуют о явном неблагополучии семей, воспитывающих детей с ЗПР, наличии выраженного эмоционального отвержения как достаточно частой характеристики материнского отношения. Усугубляет ситуацию неудовлетворительный уровень благополучия большинства старших подростков с ЗПР в системе межличностных отношений, что выражается в доминировании пренебрежительных отношений в классе. Все эти факторы не могут не отягощать их психическое развитие, поскольку, как показало исследование, именно отношения, складывающиеся у подростков с ЗПР с родителями и сверстниками, оказывают доминирующее влияние на формирование отношения к себе, влияют на такие компоненты самоотношения, как самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, внутреннюю конфликтность, а также на самооценку обаятельности, доброты, решительности, дружелюбия, уверенности, честности, характера, трудолюбия.

У старших подростков с ЗПР были выявлены следующие специфические особенности самоотношения: демонстрируя в целом позитивное самоотношение, дружеское отношение к себе, принятие и ощущение ценности собственной личности, старшие подростки с ЗПР более закрыты, чем их нормально развивающиеся сверстники, что говорит о значительно меньшей осознанности собственного «Я», пониженной рефлексивности и критичности, недостаточной способности осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Недостаточное развитие навыков и умений самопознания и самоанализа приводит неспособности подростков адекватно оценивать свои личностные качества. Исследование показало, что большинство подростков с ЗПР в отличие от нормально развивающихся сверстников демонстрирует неадекватное завышение самооценочных суждений. Менее всего для адекватного самооценивания им доступны такие качества, как: здоровье, ум, сила, добросовестность, доброта, отзывчивость, решительность, энергичность, справедливость, уверенность, честность и трудолюбие.

На основании полученных данных о специфике самоотношения старших подростков с ЗПР и НПР нами были разработаны рекомендации, которые могут послужить основой для создания коррекционно-развивающей программы по оптимизации процесса формирования позитивного самоотношения и адекватной личностной самооценки у старших подростков с ЗПР.

Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с комплексным изучением процесса развития самоотношения у детей с ЗПР на разных этапах онтогенеза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  2. А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника.- Автореф. .дисс.канд.пед.наук.-Удм.гос.Ун-т, 1996.-19 с.
  3. Т.И. Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения. Дис. канд.психол.наук. Воронеж, 2000.- 210 с.
  4. O.K. Социально-трудовая адаптация подростков олигофренов // Проблемы дефектологии/ Ответ. ред, О. К. Агавелян, Г. З. Оганян, A.M. Хачатрян. Ереван, 1979. С.7−43.
  5. О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. .дис доктора. Психол. наук: М., АПН СССР, НИИ дефектологии, 1989. 34 с.
  6. М.Г., Агавелян O.K. Агавелян P.O. Практикум по развитию социально-перцептивной сферы умственно отсталых школьников. -Челябинск, 1999.- 157 с.
  7. O.K. Формирование первого впечатления о другом человеке у умственно отсталых детей // Проблемы дефектологии/ Отв.ред. О. К. Агавелян и др.- Ереван, 1979.- С.78−84.
  8. O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями в развитии.- Челябинск: Изд. «Татьяна Лурье», 1999. 356 с.
  9. Н.Г. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания. Дис. .канд.психол.наук. Казань, 2001.- 152 с.
  10. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред.К. С. Лебединской. М., 1982. С.5−21
  11. И. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологика, т.1). СПб.: «Издательство ДНК», 2000.- С.27−43.
  12. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.- СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 368 с.
  13. Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд.психол.наук.-М., 1992.- 23 с.
  14. .Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.
  15. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Дис.канд.психол.наук. М., 1979.-169 с.
  16. Л.И. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона// Принцип развития в психологии. М., 1978.- С.212−242.
  17. С.Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы./ сб. Вопросы патопсихологии. М., 1970.
  18. Е.П. Временные аспкты Я-концепции и идентичности.// Мир психологии.- 1999.-№ 3.-С 140−146.
  19. О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки страрших дошкольников // Вопросы психологии, 2001.- № 4,-С.31−39.
  20. H.JI. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999. С. 112−117.
  21. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 48с.
  22. Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
  24. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд.МГУ., 1982.- 200 с.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 352 с.
  26. М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников: Автореф. дис.канд.псих.наук.М., 1966. 16 с.
  27. М.И. Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Вища школа, 1980.- 167 с.
  28. Н.П. К вопросу дифференцированной диагностики олигофрении и ЗПР// Дети с временной задержкой развития. М., 1971.
  29. А. Психическое развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1967.195 с.
  30. А.Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка // Детский психолог. Вып. 6. -1993. С. 16−21.
  31. В.А. Особенности личностных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы: Дис.канд.пед.наук.-М., 1971.-206 с.
  32. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности // Дис. кандл1сих.наук. М., 1987. 182 с.
  33. Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. № 1. С. 18−24
  34. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1973.-174 с.
  35. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. -504 с.
  36. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. -224 с.
  37. JI.C. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2003.- 656 с.
  38. Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб.пособие. -М.: ЧеРо, 2002. 336 с.
  39. Л.Я., Алешина Ю. Я. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим /Вестник Московского ун-та, Серия Психология.-1982.-№ 4. С. 21−29
  40. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.174 с.
  41. Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития // Дефектология. -1986. -№ 5. С. 13−20.
  42. Дети с временными задержками развития /Под.ред.Власовой Т. А., Певзнер М. С. М., Педагогика, 1971.
  43. Дети с задержкой развития / Под.ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Цыпиной Н. А. М., 1984.
  44. Дети с задержкой психического развития. Проблемы и практические решения// Тезисы докладов к областной научно-практической конференции. Н. Новгород, 1991.
  45. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.-М.: Педагогика, 1969.- 215 с.
  46. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1981.-176 с.
  47. Г. М. К вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы//Дефектология.- 1970. -№ 1 С. 8−13.
  48. И.Г. Олигофренопедагогика.- Киев: Вища школа, 1985.- 328 с.
  49. А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник. М.: Педагогическое общество России.- 512 с.
  50. Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с ЗПР //Дефектология.- 1984.-№ 4. С. 17−23
  51. Н.И. Теоретико-методические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Методические рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени.-Екатеринбург, 1995.- 34 с.
  52. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии.- 1989.- № 1. С.5−14.
  53. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности// Вопросы психологии- 1980.-№ 4. С.90−99
  54. О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития// Теоретические и прикладные вопросы психологии. Материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения- 97"/ под ред. А. А. Крылова. СПб., 1997. С.83−89.
  55. О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт/ Под ред.О. В. Защиринской. СПб., 2001. С.213−252.
  56. Е.М. Способы вербальной презентации образа „Я“ и самоотношения субъекта. Дис. канд.психол.наук. М., 1997.- 140 с.
  57. Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания.- Дис.канд.психол.наук.- Казань, 1996.- 157 с.
  58. История психологии. XX век: Хрестоматия /Под ред.П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Академический проект, 2002. — 832 с.
  59. История современной психологии / Т.Лихи.- 3-е изд.- СПб.: Питер, 2003.-448 с.
  60. .В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте // Мир психологии.- 1999.- № 4.-С.155−159.
  61. Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995. С.89−101.
  62. Ч.Б. О возрастной динамике образа „Я“ у умственно отсталых школьников// Дефектология.-1997.- № 4.- С. 36−42.
  63. О.В. Связь манипулятивной установки и самоотношения детей подросткового возраста. Дис. канд. Психол. наук. Волгоград, 2005.- 194 с.
  64. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 350 с.
  65. Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях: автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1972.-16 с.
  66. Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978.- 87 с.
  67. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 1999. — 560 с.
  68. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. С.59−60.
  69. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
  70. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
  71. Кон И. С. Категория „Я“ в психологии// Психологический журнал.-1981. Т. 2-№ 3.-С.25−38.
  72. Н.П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития. Дис.канд.психол.наук. Н.Новгород., 2002. 214 с.
  73. В.И. Влияние особенностей развития детей-сирот с задержкой психического развития на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната//Дефектология. -1991.-№ 1. С.49−53.
  74. Клиническая и судебная подростковая психиатрия/ Под.ред.проф. А. В. Гурьевой. М.: Генезис, 2001.- 480 с.
  75. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: изд. 2-е, переработанное и дополненное.- М.: Медицина, 1995.- 560 с.
  76. И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития. Дис. канд.психол.наук. Н. Новгород, 2002. -186 с.
  77. В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. Дис. .канд.психол.наук.- М., 1968.- 16 с.
  78. Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в образовательную среду: автореф. дисс. д-ра. психол. наук. Н. Новгород, 2005. — 50 с.
  79. И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом/ И. Ю. Левченко.- М.:РИЦ-Альфа МГОПУ, 2001. -149 с.
  80. К.С., Малинаускене В. А., Альбрехт Э. Я. Нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией// Дефектология- 1977.-№ 4. С.5−17.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  82. А.И. Самооценка школьника. М., Просвещение, 1976.
  83. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: МПСИ, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2001. — 384 с.
  84. М.И. Проблема онтогенеза общения. -М.: Педагогика, 1986.144 с.
  85. А.Е. Психопатии характера у подростков.- Изд. 2-е, доп. и перераб.- Л.: Медицина, 1983, — 256 с.
  86. А.А. Системность в психологии: Избранные психологические труды. М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.-384 с.
  87. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., Педагогика, 1989.- 104 с.
  88. В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития // Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т. А. Власовой, В. ИЛубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. С.6−19.
  89. В.А. Диагностика эмоционально-ценностного самоотношения младшего школьника // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний: сб. материалов Всесоюзного симпозиума. В 2 ч. ч.1./Под общ.ред. АЛ.Чебыкина.- М., 1990.- С.50−53.
  90. С.С., Шостак Е. И. Клиника олигофрении. М., Просвещение, 1973.
  91. Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: Психопатология и психологические аспекты проблемы: Автореф.дис.канд.мед.наук.М.-1976.-24 с.
  92. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.: речь, 2004.- 400 с.
  93. Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития. Дис. .канд.психол.наук. Нижний Новгород, 2004.- 253 с.
  94. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание.- М., 1997.-61 с.
  95. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига: Изд-во ПЦ „Эксперимент“, 1996. — 190 с.
  96. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1994. С.237−245.
  97. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии. Проблемы образа „Я“ в ситуации социального перелома//В опросы психологии.-1999.-№ 6.-С.31−38.
  98. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. психологические труды. М.: Изд-во „Института практической психологи“, Воронеж НПО „МОДЭК“, 1998. — 448с.
  99. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.-Пермь: Пермский пед. ин-т, 1970.
  100. JI.A. Формирование саморегуляции в процессе учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Дис. .канд.психол.наук.-Н.Новгород., 2003. 198 с.
  101. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии.- 1990.-№ 3.- С. 58−64.
  102. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии.- 1997.-№ 4.-С.28−38.
  103. Е.Б. Многоуровневый анализ и психокоррекция аффективной дезадаптации у подростков с ЗПР. Дис.канд.психол.наук. Н. Новгород, 2002. 187 с.
  104. Е.А. Представление о семье у старшеклассников школ для детей с задержкой психического развития. Дис.канд.психол.наук.- М.-1992.- 171 с.
  105. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1999. — 640 с.
  106. B.C. Психология детства и отрочество. М.: Институт практической психологии, 1998.-488 с.
  107. М.К. Особенности отношения младших школьников и учителя // Современные проблемы воспитания и развития личности: Теория и практика. Тезисы докладов.- М.: Институт развития личности РАО, 1997.-С.211−214.
  108. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человекаУ/Психология сознания. Сост. и общая редакция ЛВ.Куликова.- СПб.: Питер, 2001.-С.56−63
  109. О.С. Психологические особенности взаимосвязи формирования личностной самооценки и интеграции в социум у учащихся с умственной отсталостью. Дис.канд.психол.наук. Н. Новгород. -171 с.
  110. .И. Некоторые вопросы личности умственно отсталого школьника // Дефектология, 1982.- № 1.- С. 24−29.
  111. .И. Некоторые особенности личности выпускников вспомогательной школы // Дефектология.- 1978, — № 1. С 20−28
  112. .И. Развитие личности учащегося вспомогательной школы: Дис.докт.психол. наук.- М., 1986.- 278 с.
  113. .И. Изучение самооценки умственно отсталых школьников 5−8 классов// Дефектология-1971.- № 1. С.24−30.
  114. А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. Учебное пособие.- СПб, 2004.- 392 с.
  115. В.Н. Психологическая коррекция неадекватного образа „Я“ в подростковом и юношеском сознании методами телесно-ориентированного подхода.- Дис. .канд.психол.наук.- М., 2002.- 175 с.
  116. A.M. Как работать над кандидатской диссертацией: пособие в помощь начинающему педагогу- исследователю.- М., 1994.- 146 с.
  117. О.Г. Особенности половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Дис.канд.психол.наук. Н.Новгород., 2003.- 207 с.
  118. О.Г. Особенности половой идентичности подростков с интеллектуальной недостаточностью: монография.-Екатеринбург, 2004.-265 с.
  119. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России.- 1999.-442 с.
  120. Ортега- и-Гассет X. Две великие метафоры// Теория метафоры. М., 1990. С.76−77.
  121. А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 512 с.
  122. Т.Н. Некоторые подходы к изучению эмоциональной сферы детей с ЗПР//Дефектология.-2000.-№ 4.- С.36−42
  123. С.Р. Методы исследования самоотношения.- М.: „СМЫСЛ“, 1993.- 32 с.
  124. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 108 с.
  125. М.С. Дети-олигофрены. М., Медицина, 1959.-435 с.
  126. М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1966.
  127. М.С. Клиническая характеристика учащихся вспомогательных школ// Книга для учителя вспомогательной школы. Под.ред. Дульнева Г. М. М., АПН РСФСР, 1959.
  128. М.С. Клинико-генетическое исследование олигофрении. М., Педагогика, 1972.
  129. М. С. Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., АПН РСФСР, 1963.
  130. М.С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., Педагогика, 1982.
  131. Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации. Дис.. канд.психол.наук.- М., 2000. 196 с.
  132. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.- 57 с.
  133. В.Г. Проблема обучения и развития умственно отсталых детей в специальной психологии// Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов/ Сб.научн.трудов/Отв.ред. В. Г. Петрова.-М., 1981. -С. 5−26.
  134. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов. М., Просвещение 1968.- 158 с.
  135. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб.пособие.для студ. вузов по спец.олигофренопедагогика.-М., 2002.- 160 с.
  136. В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?.-М., 1998.- 104 с.
  137. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М., 1982.- 255 с.
  138. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т. Т.1. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 416с.
  139. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В.2-т. Т.2. Ростов-н/Д, 1996. — 416с.
  140. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  141. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компонент в структуре образа Я у студентов // Дис. .канд.псих.наук. Л., 1984.
  142. Л. Психология аномальных детей и подростков -патопсихология. М.: Изд-во „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.- 128 с.
  143. В.Ф. Происхождение сознания и его особенности. Минск, 1959. -310 с.
  144. Проблемы аномальных детей и подростков. Психокоррекция проблемных детей. Сборник научно-методических разработок.- Казань: Карпол, 1997.- 200 с.
  145. Прикладная социальная психология/ Под.ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача М.: Издательство „Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 1998.-688 с.
  146. A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и юношеском возрасте// Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1984.-С.76−88
  147. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003- 672 с.
  148. Психология развития. 7-е изд./Г.Крайг. СПб.: Питер, 2003. — 992с.
  149. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А.Реана-СПб.: „прайм-ЕВРО-ЗНАК“, 2003.- 128 с.
  150. Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А.Реана- СПб.: ЕВРО-ЗНАК“, 2003.- 480 с.
  151. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов факультетов психологии.-СПб.: Речь, 2003.-432с.
  152. Психология словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Педагогика, 1983.- 448 с.
  153. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе /Под ред. Ж. И. Шиф.- М.: Педагогика, 1980.- 150 с.
  154. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). В. В. Ковалев.-М.: Медицина, 1979.- 608 с.
  155. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты.Учеб.пособие.-Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2005.- 672с.
  156. А.К. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся.- Кишинев, 1982.-143 с.
  157. Н.К. Развитие самопринятия у детей в условиях детских учреждений закрытого типа. Автореф.канд.психол.наук. Н.Новгород.- 22 с.
  158. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: Прогресс, 1994.-479 с.
  159. А.А. Генезис и структура самосознания личности // Дис. .канд.философ.наук. JL, 1979.
  160. C.JI. Основы общей психологии.-СПб.:Питер Ком, 1 998 688 с.
  161. С .Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986.- 246 с.
  162. А.С. Специфика эмоциональных отношений к ближайшему окружению учащихся с задержкой психического развития, осложненной астеническими и психопадобными проявлениями. Дис. .канд.психол.наук. Москва, 2003.- 169 с.
  163. Е.В. Особенности полоролевой социализации подростков (мальчиков) с ЗПР в условиях депривации отцовского влияния. Дис.. .канд.психол.наук. Нижний Новгород 2005. 200 с.
  164. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. -Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003- 656 с.
  165. Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности. Дис.канд.психол.наук. Новосибирск, 1998—166с.
  166. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.-Тбилиси, 1989.- 204 с.
  167. В.Ф. Психология самоопределения личности, — Свердловск: СГПИ.- 1986.-141 с.
  168. Т.В. Психолого-педагогические условия развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями. Дис. .канд.психол.наук. Самара, 2000.- 182 с.
  169. Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб 1996.- 348 с.
  170. В.В. Педагогические условия развития позитивного образа „Я“ подростка. Дис. канд.пед.наук. Оренбург, 1999.- 212 с.
  171. К.А. Условия формирования образа „Я“ и представлений о сверстнике у подростков.- Дис. .канд.психол.наук.- М., 2004.- 157 с.
  172. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 215 с.
  173. Е.Т., Николаева О. Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.- М., -1995.- 296 с.
  174. Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей//Психологический журнал.- 1986.- № 2.- С. 110−117
  175. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., Просвещение, 1966.
  176. Справочник по психиатрии/ Под ред. А. В. Снежевского.-М., 1974.-392 с.
  177. А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972.- 303 с.
  178. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности//Дис. .докт.псих.наук.М., 1985.
  179. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983 (а).- 284 с.
  180. В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н.Леонтьева// Леонтьев и современная психология. М., 1983 (б).- С.220−231.
  181. О.Л. Социально-психологическая коррекция самоотношения: автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2001. — 19 с.
  182. У.В. Дети с задержкой психического развития. -Нижний Новгород., 1994.-229 с.
  183. У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении// Дефектология.- 2001.-№ 5.-С. 35−42.
  184. У .В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений, — М.: Изд. центр „Академия“, 2002.-176 с.
  185. У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития. Учебное пособие для студентов педагогических факультетов. Горьковский Государственный педагогический институт им. М. Горькова, 1980.- 57 с.
  186. У. В. Выготский Л.С. и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР// Дефектология.- 1997.-№ 1.- С.26−32.
  187. И.А. Межличностное общение детей-сирот с задержкой психического развития в разных моделях семейного воспитания. Дис. .канд.психол.наук.: Санкт-Петербург, 2003.- 217 с.
  188. О.В. Особенности взаимовосприятия педагога и детей с ЗПР в зависимости от стиля педагогического общения. Автореф. .канд.психол.наук. Н.Новгород., 2004. -23 с.
  189. Учащиеся вспомогательной школы/ Под.ред.Певзнер М. С., Лебединской К.С.- М., Педагогика, 1979.
  190. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. — 672с.
  191. Н.С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей. Дис. .канд.психол.наук. Иркутск, 2004.- 146 с.
  192. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. 181 с.
  193. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990
  194. Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.- 415 с.
  195. Фрейд 3. Психология „Я“ и защитные механизмы.- М., 1993.- 144 с.
  196. Е.В. Особенности социально-перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Автореф.. .канд. психол. наук. Н.Новгород., 2002.- 25 с.
  197. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., „Универс“, 1993.- 479 с.
  198. Хъелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб: Издательство „Питер“, 1999.- 608 с.
  199. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1966.- С.228−239.
  200. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии //Психологическая наука в СССР. М., I960.- С.91−109.
  201. И.И. Самосознание личности //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.- С.209−225.
  202. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144 с.
  203. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978.- С. 316−337.
  204. И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного отношения подростков: Автор.дис. .канд.психол.наук. М., 1987. -23 с.
  205. П.А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников. Дис. канд.психол.наук. JL, 1987.
  206. С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб: Издательство „Питер“, 1999.- 752 с.
  207. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. -288с.
  208. Г. Б. Социально-психологические проблемы молодой семьи выпускников специальной школы для детей с задержкой психического развития. Дис. д-ра.психол.наук.-М., 1990.- 516 с.
  209. Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов.- Н. Новгорд: НГПУ, 1993.- 124 с.
  210. Шиф Ж. И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. -М., 1972.
  211. Шиф Ж. И. Психологические вопросы обучения и воспитания аномальных детей. М., Просвещение, 1965.
  212. Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 112 с.
  213. JI.M. „Необучаемый“ ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- Спб.: Изд-во „Дидактика Плюс“, 2002.- 496 с.
  214. JI.M. Нейродинамические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения// Дефектология. -1999. -№ 5. С.3−10.
  215. В.А. Историческая психология: Учеб.пособие. -М.: Смысл, 1997.-505с.
  216. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб.: Изд-во „Евразия“, 2002. — 532с.
  217. А.Г. Традиционная психосемантика и экспериментальная психосемантика: объективная и субъективная парадигмы анализа данных// Вопросы психологии.-1982.-№ 5.- С.36−45.
  218. Н.С. Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Дис.канд.психол.наук. Н.Новгород. 169 с.
  219. Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни кн.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб. 1999. С.16−18.
  220. Э. Детство и общество.- изд.-2е перераб. и доп./ Пер. с англ.-СПб.: Ленато, 1996. 592 с.
  221. Э.Г. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999.- 652с.
  222. В.А. Диспозиционная концепция личности.- В кн.: Социальная психология. Л., 1979.
  223. В.А. История психологии: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 379 с.
  224. Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии.-1999.- № 6.- С.54−58.
  225. М.Г. История психологии. 2-е перераб. изд. М., „Мысль“, 1976. 463 с.
  226. Berger Е. Minimale cerebrale dysfunction bei Kinder. Berlin. 1977.
  227. Bern S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development //Sings: Journal of Women in Culture and Society. 1983. — Vol.8.- № 4.- P. 598 615.
  228. Corboz R.J. Psychiatry of early clildhood minimal brain dysfunction. Psychiat. J. Univ. Ottava. 1980. 5. № 4. 307−314.
  229. Kelly C.A. The psychology of personal constructs. V. 1: A theory of personality. N.Y., 1955, 556 p.
  230. Trechoglava Z. el al. Lenka mozkova dysfunkse u deti. Avicenum. Praha, 1974.
  231. Rogers C. Toward a modern approach to values // Journal of Abnorm. And Soc. Psychol, 1964. V. 68, p 45−56.
  232. Rozenberg M. Society and Adolescent Self-image. Princeton, 1965, p 67−79.
  233. Wender P.H. The minimal brain dysfunction syndrome in children. N.Y., 1971.
  234. Wylie R. The Self-concert. Revised edition. V. l-2 Lincoln. Nebrasca, 1974 -79.401 p.
  235. SO U1 00 u> Os <*> 1Л <*> <*> <*> K> <*> о K> so K> 00 K> K> Os K> 1Л? K> <*> K> K> K> K> о SO 00 Os t^l s о so 00 Os 4^ u> K> — Испытуемые
  236. OS 4^ OS OS 1Л l/i oo 00 Os 00 00 00 o Os Os Os Os Os Os 1Л Os Os Os Os Os Os 00 Os Os Os Os Os Os Закрытсть-открытость1.t 4^ V^l Os (Л Os Os K> Os (Л 00 OS Os 1Л Os Os tsi Os 00 Os Os 4^ 00 00 Самоуверенность
  237. Os ON ¦Сь 00 <л 4». 00 00 oo 00 00 oo ¦U 00 00 00 00 1Л 4^ Os 4^ 00 Os u> Ut oo Os 00 Саморуководство
  238. Os OS (Л OS Os Os Os ¦b. Os (Л 4». Os Os Os u> Os (Л oo Os 00 00 Os 4^ OS Os Os ¦b. Os ¦U Os Отражённое самоотношение
  239. OS -J 00 Os OS oo Os Os Os Os K> 00 Os Самоценность00 00 ¦Сь so о 00 so so 00 00 (Л (Л о 00 so oo so 00 so so Os 4^ t^l so 00 00 Самопринятие
  240. Os о (Л SO 00 (Л (Л Os t^l t^l Ю t^l о 4^ SO 00 4^ 4^ OS 4^? 4^ u> to 4^ О Испытуемые
  241. Os 00 Os so OS Закрытсть-открытостьл (Л Os Osa Ol OS SO Ln OS Lft Самоуверенность00 о 00 so ¦b. 00 00 00 OS ¦b. oo OO OS oo 4^ ¦u 00 oo Саморуководство
  242. Os 4″. Os Os OSJ oo Os tsi OS Lft Os OS Отраженное самоотношение
  243. SO Ul oo Lft SO u> Lft Lft 00 K> 00 00 00 4^ SO Самоценность
  244. Ul Ov oo Lft OS -J OS ooa Os so 00 Os Os tsi Самопринятие-J OS Ln Lft Lft SO Os 00 Os 00 Os K> Os 00 Самопривязанность
  245. Os oo -J Lft OS Lft OS Os u> Os tsi Внутренняя конфликтность4^ ISi OS Os oo Lft OS Lft Os K> tsi 4^ K> 4^ ¦b. Самообвинениеяо OJg
Заполнить форму текущей работой