Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость: выделены принципы подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин (природосообразности, гуманизации, культуросообразности, принципа интегративности, принцип перехода от обучения к самообразованию, принцип научности, принцип целостности учебного процесса, принцип демократизации). Дано определение туристской реальности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-педагогический анализ состояний и тенденций формирования и существования туристской реальности
    • 1. 1. Социо-культурный анализ состояний и тенденций формирования и существования объектов туристской инфраструктуры в условиях современного общества
    • 1. 2. Педагогические аспекты подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин
  • Глава 2. Педагогические технологии подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин
    • 2. 1. Типология педагогических моделей. Создание педагогических моделей подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин
    • 2. 2. Педагогические средства, формы и методы подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин
    • 2. 3. Педагогическая модель подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин
    • 2. 4. Апробация теоретической модели подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин (итоги опытно-экспериментальной работы)

Подготовка студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Туризм, как культурный феномен Нового Времени, как ни одно другое явление сочетает в себе напряженную когнитивность с принципом удовольствия — отдых здесь совмещается с познанием жизни, истории и культуры другого народа, а также сопровождается открытием самого себя, являясь неожиданным итогом путешествия. Туризм — это наилучший способ знакомства с иной культурой, причем самый приятный и комфортный.

Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов прогнозирования его дальнейшего развития. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности культурного национального наследия, что не является застывшим набором характеристик, а является переменной величиной, вернее, профессионально создаваемой на данном, иногда и на семантически нулевом пространстве.

Если мы сравним восприятие мира и человека в современной нам индустрии туризма, и те культурные и антропологические процессы, которые происходят в постиндустриальном обществе в целом, мы можем проследить нарастающую тенденцию к восприятию мира человеком как реальности «многомирной», сценарной и вариативной. Эта тенденция обнаруживается и в создании и перевоссоздании, востребованности или не востребованности тех или иных туристских объектов (в конечном итоге — прибыльности или убыточности предприятия, проекта), что в условиях туристского рынка означает существование или не существование.

Но часто «естественный» потенциал рынка туристского сервиса сталкивается с «естественными» пределами — низкой покупательной способностью населения, стереотипным представлением о потребителе туристского продукта, где стереотипность предложений воспитывается и поддерживается у специалиста-профессионала в области менеджмента туризма еще в процессе обучения.

Высокий уровень требований к современному менеджеру сферы туризма предполагает наличие соответствующих способностей и профессиональных качеств, что, в свою очередь, зависит от уровня профессионального образования.

В современных же условиях передача фиксированных знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих профессиональную пригодность, переживает этап становления. Пройти его более эффективно возможно, во-первых, за счет обостренной рефлексии (находясь в рамках устоявшихся педагогических конвенциальностейпринятых учебных программ, данных учебных дисциплин, традиционных форм обучения, их осмысления и улучшения), а во-вторых, за счет переключения внимания и сил педагогов сферы высшего профессионального образования на создание новых междисциплинарных образований, дающих новое свойство. В этом смысле развитие образования в сфере туризма отражает процесс становления туризма как многомерного явления культуры, который становится предметом изучения обширной междисциплинарной области знаний.

Существующее противоречие между необходимостью формирования способности студентов туристских вузов к выделению из окружающего «обыденного» мира профессиональных структур, созданию туристских программ и слабым учебно-методическим обеспечением в высших учебных заведениях туристского направления обусловило актуальность темы исследования. Интерес к данной теме был обусловлен тем, что эта ценная профессионально востребованная способность к семантическому перевоссозданию реальности не есть самовозникающая сущность, а есть становящаяся в процессе профессионального образования способность, качество профессионального мышления.

Таким образом, выявилась проблема поиска путей подготовки студентов туристского вуза к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин. Исследование велось в рамках преподавания предметов культурологического цикла (по дисциплинам: «культурология», «религиоведение», «введение в искусство») в туристском вузе.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.

Решение проблемы разработки туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин не может успешно осуществляться вне связи с современными достижениями теории общей педагогики.

Теория и методология педагогических исследований раскрывается в трудах В. С. Леднева, А. М. Новикова, М. И. Скаткина и др. Общенаучным и частнонаучным теориям и концепциям, касающихся проблем сущности и природы человека, посвящены работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. Социализации личности и социальному воспитанию посвящены работы В. Г. Бочаровой, О. С. Газмана, Мухиной B.C. и др. Раскрытию сущности социального образования посвящены исследования В. И. Жукова, С. И. Григорьева и др.

Рассматривая методику и содержание формирования туристского профессионализма, мы опирались на научные труды В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, значительное влияние на результаты исследования оказали труды отечественных педагогов и психологов, внесших свой вклад в создание единой системы психологически обоснованной дидактики — (П.Ф. Каптерев, П. Я. Гальперин, А. С. Макаренко, К.Д. Ушинский), и современных отечественных педагогов и психологов, исследования которых посвящены разработке процесса воспитания и обучения, принципов, целей, задач педагогики (Л.В.Занков, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. А. Кальней, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Архангельский, С.Е.Шишов). Диссертант в своем исследовании использовал работы ведущих культурологов России: С. А. Аверинцева, В. В. Иванова, К. В. Кулаева, И. Г. Хайгельдиевой, Е. В. Волковой и других.

В то же время нам не удалось найти исследований, в которых бы рассматривалась подготовка студентов туристских вузов к выделению из окружающего «обыденного» мира профессиональных структур и созданию в результате этого туристских программ.

Проблема исследования: какими должны быть педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку студентов туристского вуза к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

Объект исследования: процесс обучения студентов культурологическим дисциплинам в туристском вузе.

Предмет исследования: подготовка студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

Цель исследования: разработка педагогических условий, методов, форм, обеспечивающих подготовку студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин («культурологии», «религиоведение», «введение в искусство»).

Гипотеза исследования: предполагается, что подготовка студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин будет эффективной, если:

— на основе анализа научно-методической, философской, психолого-педагогической литературы будут выявлены положения, определяющие значимость проблемы подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин;

— будет разработана педагогическая модель, раскрывающая цели, принципы и условия подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплинбудет определена и экспериментально подтверждена совокупность форм и методов, способствующих развитию умения подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методические, философские, психолого-педагогические исследования по проблеме подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

2. С учетом полученных данных разработать педагогическую модель, раскрывающую цели, принципы и условия подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

3. Разработать критерии оценки уровней подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

4. Обосновать и экспериментально проверить совокупность форм и методов, способствующих подготовке студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

Для решения обозначенных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследованияанализ научной, учебной и нормативной документации, изучение и обобщение опытапедагогические наблюдения, анкетирование, интервьюированиеi беседы, самоанализ, самооценка, экспертные оценки, моделирование, опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования.

Методологическую основу исследования составляют системный и личностный подходы к рассмотрению гуманитарных объектов. Проблематика настоящего исследования требует междисциплинарного взгляда на поставленные цели и задачи, поэтому в базовый, системно-личностный подход в качестве основных включаются: положения европейской (христианской) культурно-исторической традиции о человеке как свободной и творческой личности (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст), положения философии о человеке как о высшей ценности общества (М.С. Каган), теория ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн). Общетеоретические вопросы в сфере педагогики и психологии профессионального образования рассмотрены в трудах Л. В. Ботяковой, А. А. Васильева, B.C. Леднева, Н. С. Пряжникова, Н. Н. Чистякова, А. А. Шибанова и др. Теория профессионального образования в туризме представлена в трудах А.А.Остапец-Свешникова, В. А. Кальней и др.

Этапы исследования:

1. Первый этап (2001;2002гг.) — проведение анализа философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, обоснование актуальности, сформулирка темы исследования, определены цели, задачи, научный аппарат исследования;

2. Второй этап (2002;2003гг.) — проведение экспериментальной работы, экспериментальная проверка основных положений гипотезы.

3. Третий этап (2003;2004гг.) — анализ и апробация результатов, оформление результатов исследования и выводов, подготовка текста диссертации.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Уральском институте туризма — филиале РМАТ, всего в ней приняли участие более 100 студентов.

Научная новизна результатов исследования состоят в следующем:

1. Обоснована и апробирована структурная педагогическая модель, раскрывающая цели, принципы и условия подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

2. Выявлена и экспериментально проверена совокупность форм и методов (метод проблемного изложения материала, эвристический метод, исследовательский метод, наглядно-иллюстративный метод, объяснительно-иллюстративный метод), способствующих подготовке студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

3. Выявлены и экспериментально проверены критерии оценки подготовки студентов туристского вуза к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин: когнитивный, мотивационный и деятельностный: Когнитивный критерий (правильность и полнота знаний программного материала, усвоение его сущности, способность работать со специальной литературой, умение искать информацию, пользуясь различными источниками при подготовке к семинарским занятиям, участие в конференциях, работа над собственными туристскими проектами) — мотивационный критерий (частота выступлений на практических занятиях, руководство в группах при подготовке к практическим занятиям, организация учебных экскурсий и подготовка к учебным играм, интерес к разработке новых туристских программ, стремление к профессиональному росту, приобретение дополнительных знаний в изучаемых областях знаний сверх программы, посещение научных студенческих сообществ, выбор тем и докладов культурологической направленности, участие в конференциях, участие в студенческих учебных конкурсах, конкурсах проектов) — деятельностный критерий (работа на студенческой практике, самостоятельное развитие туристского бизнеса с применением подготовки, полученной при изучении культурологических дисциплин (создание новых туристских маршрутов, новых экскурсионных туров, представление новых проектов музеев)).

Теоретическая значимость: выделены принципы подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин (природосообразности, гуманизации, культуросообразности, принципа интегративности, принцип перехода от обучения к самообразованию, принцип научности, принцип целостности учебного процесса, принцип демократизации). Дано определение туристской реальности как искусственно созданной среды, которая не существует вне деятельности человека, а создается только в процессе целенаправленной профессиональной туристской деятельности. Мы определяем туристскую реальность как форму материальной и духовной предметности культуры. Выявление данной туристской реальности позволяет вести подготовку студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин, позволяя развить способность по семантическому пересозданию реальности с целью включения ее в туристскую сферу.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методологические рекомендации по использованию выявленных форм, методов, средств подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин могут быть использованы в учебном процессе на теоретических и практических занятиях в вузах туристского профиля.

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются:

— логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической и психологической наукиразнообразными источниками педагогической, психологической, туристской информации;

— сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики.

— проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, длительной экспериментальной работой.

На защиту выносятся:

1. Педагогическая модель подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин, которая включает в себя: принципы, цели и условия подготовки студентов туристских вузов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

2. Совокупность форм и методов (метод проблемного изложения материала, эвристический метод, исследовательский метод, наглядно-иллюстративный метод, объяснительно-иллюстративный метод), способствующих подготовке студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин («культурология», «введение в искусство», «религиоведение»).

3. Критерии оценки эффективности подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством обсуждения основных положений, хода и предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры экскурсоведения в Уральском институте туризма в 2002;2003 гг., на международной практической конференции под эгидой ЮНЕСКО «Туризм Уральского региона: проблемы привлекательность перспективы, технологии 21−22 ноября 2002 г., на научно-практической конференции «Молодежный туризм: проблемы, перспективы, пути развития» 24−25 мая 2004 г.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по результатам опытно-экспериментальной работы показали, что: все студенты экспериментальной и контрольных групп показали способность к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин, но в экспериментальной группе студенты работали значительно активнее по сравнению со студентами контрольной группыбольшая часть студентов экспериментальной группы показали устойчивый интерес к процессу изучения предметов культурологического цикла как к необходимому профессиональному знанию, значительная часть — творческое отношение к изучаемым предметам, в отличие от студентов контрольной группы, показавших слабую заинтересованность в осмыслении культуры, мира искусства, религиозных феноменов как элементов сферы профессиональных интересов.

Заключение

.

Исследования педагогических проблем туристского образования, представленных в данной диссертационной работе, позволяют прийти к следующим заключениям:

В исследовании обосновано положение о том, что для осуществления вычленения в реальности потенциальных туристских объектов, приобретения особого «туристского» профессионального мышления необходима такая организация учебного процесса, который позволил бы включить методы и технологии, позволяющие развить способность по семантическому пересозданию реальности с целью включения ее в туристскую сферу,.

1. В рамках диссертационного исследования выявлены и обоснованы эффективные формы и методы подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин. Разработана педагогическая модель, раскрывающая цели, принципы и условия подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин.

2. Экспериментально проверена совокупность форм и методов, способствующих эффективной подготовке студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин. Разработаны методики оценки и критерии эффективности подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин (когнитивный, мотивационный и деятельностный критерии).

3. Педагогическая модель подготовки студентов к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин основана на принципах: природосообразности, гуманизации, культуросообразности, интегративности, перехода от обучения к самообразованию, научности, целостности учебного процесса, демократизации.

Управление подготовкой студентов к разработке туристских программ при изучении предметов культурологического цикла обеспечивает эффективную работу, а так же контроль и коррекцию учебного процесса на всех его этапах.

4. Выявлена совокупность методов, повышающих эффективность подготовки студентов туристского вуза к разработке туристских программ при изучении культурологических дисциплин: метод проблемного изложения материалаэвристический методисследовательский методнаглядно-иллюстративный методобъяснительно-иллюстративный метод.

Все это позволило вести эффективную подготовку студентов туристского вуза к разработке туристских программ в процессе изучения культурологических дисциплин. Студенты, прошедшие данную подготовку, разрабатывали следующие туристские программы: новые туристические маршруты, новые экскурсионные туры, новые проекты музеев, новые анимационные шоу.

В ходе эксперимента мы подтвердили рабочую гипотезу о том, что основное содержание педагогической технологии состоит в инициировании потенциально заложенной в будущем профессионале способности стать субъектом культуротворчества при помощи активных методов обучения в учебном процессе. Ни нормативная оценка, ни передача знаний не обеспечивают здесь результата. Стратегия нашей технологии — в преобразовании студента из пассивного потребителя культуры в субъекта, производящего сознательный выбор в каждый отдельный момент своей профессиональной деятельности в русле социокультурных и нравственно-эстетических ценностей современного общества. Современное профессиональное образование является на сегодняшний день не только областью деятельности по подготовке специалистов, но и особой средой, где одновременно с профессиональным самоопределением происходит самоутверждение личности будущего специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В. Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров туризма. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: Наука, 1980. -388с.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях современной школы: Материалы итоговой научно-практической конференции, 23−24 мая 1995 г. /Под ред. П. Л. Васильченко Усть-Каменогорск 1995.-198с.
  3. А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие. М. 2001.-187.
  4. . Н.Г. О целях обучения студентов исследовательской деятельности/В сб.: VII юношеские чтения им. В. И. Вернадского. — М.:МГУ, 2000. -345с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 566 с.
  6. Ю.П. Общий менеджмент. Учебник. — М.: РМАТ, 1997.
  7. Л.П. Активность учения студента. — М.: Просвещение, 1968.—139 с.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. —392 с.
  9. Ю.Б. Избранные педагогические труды. М., 1989.157с.
  10. Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1979.- 194с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  12. Г. Б. Развитие творческого воображения у обучающихся. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. — 114с.: ил.
  13. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективностиобучения//Сов. педагогика. 1974. № 4. -280- 287с.
  14. Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения/УНовые исследования в педагогических науках. 1973. № 7.-307−309с.
  15. Г. И., Байер У. Структура целей обучения//Новые исследования в педагогических науках. 1974. № 11. — 45−57с.
  16. Г. И., Байер У. Структура целей обучения// Новые исследования в педагогических науках. 1991. № 2 14−24с.
  17. С.Я. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977. — 504с.
  18. С.Я. Реформы профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи и пути реализации. — М.: Высшая школа., 1987. 340с.
  19. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Киев, 2001.-317с.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. —423 с.
  21. А.П. Региональная система профессионального образова-ния//Педагогика. 1993. — № 3 — 37−51с.
  22. В. П. Элементы теории управления процессом обучения. Ч. 1, II. М., 1971. С.508с.
  23. В.П. Педагогика и профессиональные технологии обучения. М.: ИРПО МО РФ, 1995. — 304с.
  24. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. школа, 1989.-144с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.183с.
  26. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.-249с.
  27. Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. 1971. — № 11. -27−34с.
  28. В. К. Самостоятельная работа обучающихся. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  29. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 440с.
  30. М.А., Куценко В. Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) М., 1974. -254с.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  32. А.А., Федорова А. А. Повышение педагогического мастерства в контекстном обучении. — М.: НИИВШ, 1987. 46с.
  33. М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
  34. И.А., Арташкина Т. А. Использование профессиональных задач в процессе обучения // Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. -67−79с.
  35. Е. С. Шестое чувство. — Кострома: ДиАр, 1999. — 96 е.:ил.
  36. Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю. К. Бабанского. М, 1981. -269с.
  37. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479с.
  38. JI.C. Избранные психологические исследования. М.,-1956. -489с.
  39. JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. —480 с.
  40. П. Я. Развитие исследований по формированиюумственных действий//Психологические науки в СССР. Т. I. М., 1959.-22−47с.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет РФ по высшему образованию, 1995. -382с.
  42. С.Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе. М., 1985. -77с.
  43. Н.Е., Баштовой А. Е. Методика составления рабочих программ учебных дисциплин // Проблемы высшей школы: Республ. науч.-метод. Сб. Киев, 1976. — Вып.25: Психолого-педагогические аспекты высшего образования. — С. 11−14.
  44. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.541 с.
  45. М. Процесс обучения в советской вузе. — М.: Учпедгиз, I960. —299 с.
  46. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. 319с.
  47. М.Н. Современный урок (психолого-дидактические основы). Св-к, УрГУ, 1988. -69с.
  48. Дж. Психология и педагогика мышления. — М.: Лабиринт, 1999. —192 с.
  49. Дж. Школа и общество. М., 1925. -194с.
  50. Дж., Дьюи Э. Вузы будущего. — М.: Работник просвещения, 1922.—152 с.
  51. Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М.: Высшая школа, 1988. — 144с.
  52. .В. Экскуросведение. М.: Советский спорт, 1998. —198с.
  53. В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М., 1994.127с.
  54. В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  55. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовсом профессиональном образовании» № 125 ФЗ. М.: Правительство РФ, 1996. -56с.
  56. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. — СПб.: УМЦ, 1995.-24с.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании». — 2-е изд. — М.: Изд-во Ось-89, 2001. — 48 с.
  58. JI.B. Память студента. (Её психология и педагогика). — М.: Учпедгиз, 1944. — 127 с.
  59. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М.: РМАТ, 1997. — 240с.
  60. И.В. Система педагогики туризма// Актуальные проблемы туризма, 99: Перспективы развития туризма в Южном Подмосковье: Сб. докл. и тез. сообщ. научн. практ. конф., 27 апр. 1999 г. — М.: Издательство РМАТ, 1999.-363с.
  61. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лице туристского профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1998.- 24с.
  62. Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1984. -70с.
  63. И.П. Подласый. Педагогика. М.: Владос, 1999. -489с.
  64. Е.Н. Туризм и экскурсии: влияние на решение экономических, социальных и гуманитарных проблем/Конспект лекций. М.: Рекл.-инф. Бюро «Турист», 1992. -265с.
  65. Н.И. Менеджмент туризма. Минск.: БГЭУ, 1999.644с.
  66. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. -439с.
  67. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М., 1988. -398с.
  68. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М, 1974.-289с.
  69. Н.И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся. — М.: Просвещение, 1983. 91с.
  70. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 216с.
  71. А.В., Лагусев Ю. М., Сеселкин А. И. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования// «Менеджмент спортивного туризма». -М.: РМАТ, 1999.-48−61с.
  72. В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: Прогнозы и реальность. — М.: Финансы и статистика, 1998. 96с.
  73. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М.: РМАТ, 1997. — 75с.
  74. В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. В 5 т. Т.5: Методика профессионального обучения и подготовки специалистов по туризму в России. М.: Финансы и статистика, 1998. — 248с.
  75. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма 1987 -1997.-М.: РМАТ, 1997.-212с.
  76. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982 Г.-124 с.
  77. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблем руководства. М., 1978 Г.-271 с.
  78. Н.Г. Рекреационное ресурсоведение. М. РМАТ.2001г.256с.
  79. Я.А. Избранные педагогические сочинения М., 1955.387с.
  80. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.-289с.
  81. И.М. Внутренняя мотивация профессионального развития//Проблемы профессиональной социализации личности. — Кемерово, 1996. — 120 с.
  82. Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед.институтов. М., 1982. -156с.
  83. Коротаева Е. В Уровни познавательной активности //Народное образование. 1995. —№ 10. -17−34с.
  84. Краткий словарь системы психологических понятий /Под ред. А. В. Петровского. М., 1990. -356с.
  85. Т.В. Проблемное и программированное обучение. — М.: Сов. Россия, 1973. — 223 с.
  86. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970 .-158с.
  87. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1987.-138с.
  88. Ю.Н., Сухобская Г. С. Эвристические методы в структуре решений. — М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  89. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. -451с.
  90. В.Л. Искусство быть собой. М., 1977. -178с.
  91. В. С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М., 1980. -317с.
  92. А.А. Педагогическое общение. М., 1979. —172с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1977.-215с.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. —385с.
  95. В.Г. Основные направления изучения активности личности //Психология и педагогика активности личности. — Новосибирск, 1992. —129 с.
  96. Н.А. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей обучающихся общеобразовательной вузы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. —21 с.
  97. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.-318с.
  98. И. Я. Проблема методов обучения и пути ее иссле-дования//Вопросы методов педагогических исследований. М., 1973. -285с.
  99. И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978. -89с.
  100. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  101. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.136с.
  102. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993. -287с.
  103. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.-317с.
  104. Лук Л. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Науч.-аналит. обзор.— М.: ИНИОН, 1979. — 37 с.
  105. О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми. Калуга, 1997.-56с.
  106. А.Н. Как вести за собой. М., 1986. -73с.
  107. А.С. Педагогические сочинения. М., 1986. -451с. Ш. Максимова В. Н. Проблемный подход к обучению в школе.
  108. Методическое пособие по спецкурсу JI. 1973. —321с.
  109. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. —479с.
  110. ИЗ. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика 1972. -91с.
  111. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.—208 с.
  112. М. И. Проблемное обучение. М., Педагогика, 1975. —327с.
  113. М.И. Организация проблемного обучения М. Педагогика, 1977.-398с.
  114. М.И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975. —368 с.
  115. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987. — 126 е.: ил.
  116. Мировая художественная культура. 9−11 классы. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 2 изд, М.: Дрофа, 2000. — 457.:ил.
  117. Дж. Театр спонтанности. — Красноярск, 1993. — 201 с.
  118. .М. Познание искусством. — М.: Изд-во УРАО, 2000. -192 с.
  119. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 305 с.
  120. Л.И. Уроки вдохновения. М., 1984 -67с.
  121. В.И. Активность и самостоятельность воспитания обучающихся //Педагогика. (Вопросы обучения). — 1998. — № 3. -3456с.
  122. Паскаль Блез. Афоризмы житейской мудрости. М. 2001 204с.
  123. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) М., Педагогика, 1996. -534с.
  124. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966. -598с.
  125. В.А. Одарённые студенты. — М., 1991. -72с.
  126. В.А. Феномены субъектности в развитии личности. — Самара: Изд-во Самар. гос. ун-та, 1993. — 101 е.: ил.
  127. Д.В. Реальность. // Современный философский словарь/ Под. общ. Ред В Е. Кемерова.- Москва, Екатеринбург, Бишкек: Одиссей, 1996, 507с.
  128. П. И. Самостоятельная деятельность: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М 1972. -171с.
  129. П. И., Портнов M.J1. Искусство преподавания: Первая книга преподавателя. Изд. 2-е., 2001. — 212 с.
  130. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность студентов в обучении. — М.: Педагогика, 1980. — 326 с.
  131. В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников). М., 1995 -56с.
  132. Е.С. Новые педагогические технологии. — М.: ИОСО РАО, 1997. — 160 с.
  133. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности студентов в обучении. — Казань: Изд-во Казан, пед. инс., 1968.—204 с.
  134. С. Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления//Психологическая наука в СССР. Т. И. М., 1973.-89−112с.
  135. С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. -177с.
  136. Н. В. Педагогика. М&bdquo- 1973. -338с.
  137. В.Д. Педагогические идеи: история развития и драматизмреализации. Ек-г, УрГУ, 1995. -66с.
  138. М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1979. -155с.
  139. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2001. -202с.
  140. Н.А. Дидактика. — М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
  141. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.-83с.
  142. Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. -159с.
  143. Е.Г. о власти образов, страстях экспертов и сложностях эстетического переживания.// Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление. Екатеринбург. 2001. —334−347с.
  144. А. В. Формирование обобщенных умений и навыков в условиях осуществления межпредметных связей//Рззвитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся в процессе преподавания физики/Под ред. А. В. Усовой. Челябинск, 1974 -433с.
  145. К.Д. Проблемы педагогики. — М.: Изд-во УРАО, 2002. 592 с.
  146. Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  147. Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. — 330 с. 151. Чебышева В. В. психологические основы формированияпроизводственных умений и навыков. М. Высшая школа. 1980. — 78с.
  148. Т. И. Активизация учения школьников. М., 1979. -30с.
  149. С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 тт. М.: Педагогика, 1980.-499с.
  150. Г. И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  151. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  152. Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников. М., 1992. -100с.
  153. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. — М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  154. B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у студента //Вопросы психологии. — 1980. — № 2. -67−69с.
  155. А. М. Роль и значение различных типов наглядных пособий в процессе формирования научных понятий: Канд. дис. Харьков, 1952. -160с.130
Заполнить форму текущей работой