1 июля 1995 года вступили в силу новые законодательные акты, регулирующие структуру и порядок деятельности арбитражных судов: Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Обновление законодательной основы деятельности арбитражных судов явилось существенным шагом в развитии судебной реформы и привнесло значительные изменения в систему этих судов.
Вместо двухзвенной системы арбитражных судов была создана трехзвенная. Новым звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации стали федеральные арбитражные суды округов, уполномоченные на выполнение функций судов кассационной инстанции.
Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
Законодательное закрепление возможности пересмотра дел в порядке апелляционного производства явилось важным шагом на пути реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации и одной из наиболее эффективных ее мер, а нахождение апелляционной инстанции в том же арбитражном суде, где дело рассматривалось в первой инстанции, сыграло в свое время положительную роль в обеспечении доступности правосудия.
Актуальность темы
исследования обусловлена следующими особенностями. Происходящие в России преобразования в экономике и социальной сфере, проводимая административная реформа и другие изменения в жизни государства вызывают закономерный интерес теоретиков и практиков в области права к организации деятельности различных институтов власти, в том числе судебных органов. Конституционное закрепление принципа равенства и самостоятельности ветвей государственной власти, а также прав каждого гражданина на предпринимательскую деятельность обусловили создание арбитражных судов в качестве специализированных судебных органов. Наряду с совершенствованием самой судебной процедуры и принятием арбитражных процессуальных кодексов (1992, 1995, 2002 гг.) и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» была реформирована система государственных судов, изменены принципы разграничения их компетенции с тем, чтобы не применялась альтернативная подведомственность. В связи с этим и возникла проблема изменения системы арбитражных судов.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, формирования, организации деятельности, порядка и реализации полномочий арбитражных судов как органов судебной власти. Целью контрольной работы явилось комплексное системное теоретико-правовое рассмотрение места и роли арбитражных судов в механизме Российского государства, рассмотрения сущности и назначения, определение тенденций и механизмов их действия в области экономического правосудия.
В контрольной работе предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть организационные начала построения системы арбитражных судов;
2. Определить основные полномочия и структурные полномочия Федеральных арбитражных судов округа;
3. Выявить основные принципы образования арбитражных апелляционных судов;
4. Проанализировать полномочия арбитражных апелляционных судов в системе арбитражных судов.
1. Укажите со ссылкой на нормативно-правовой акт полномочия и структурные подразделения Федеральных арбитражных судов округа
В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Их система определена Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 апреля 1995 г. и вступившего в действие с 1 июля 1995 г.
В ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, которую составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (далее — ФАС); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов .
Все без исключения арбитражные суды являются, как уже отмечалось, судами федеральными и входят в судебную систему Российской Федерации. Из этого следует, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами, а не законами субъектов Федерации.
Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей .
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, также могут быть рассмотрены дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, в равной мере как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта Федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:
1) президиума федерального арбитражного суда округа;
2) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Анализ действующих Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и АПК РФ показывает, что кассационное судопроизводство является самостоятельной контрольной стадией арбитражного процесса с присущими ей целями, задачами, специфическими полномочиями, субъектным и объектным составом. ФАС проверяют законность актов, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях. Такая проверка нередко рассматривается в качестве единственной цели кассационного производства, что, справедливо лишь отчасти .
В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
Эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и реализуется во всех стадиях процесса, но главным образом в решении арбитражного суда первой инстанции;