Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сфере медицинского обслуживания применение обычных мер защиты, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей» становится либо затруднительно, либо неприемлемо. В этой связи требуется дополнительная детализация перечисленных в законе способов защиты и разработка новых в отношении медицинских услуг в специальном медицинском законодательстве. В частности, предлагается: а. исключить право… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовая природа отношений по оказанию медицинских услуг
    • 1. 1. Законодательство, регулирующее отношения по оказанию гражданам медицинских услуг
    • 1. 2. Анализ правового регулирования отношений по оказанию платных медицинских услуг
    • 1. 3. Понятие медицинской услуги и его значение
    • 1. 4. Влияние законодательства о защите прав потребителей на регулирование отношений с участием пациента
  • Глава II. Общая характеристика договора возмездного оказания медицинских услуг
    • 2. 1. Правовой статус пациента в договоре оказания медицинских услуг
    • 2. 2. Правовой статус исполнителя медицинской услуги
    • 2. 3. Содержание договора возмездного оказания медицинских услуг. Форма договора
    • 2. 4. Отличия договора оказания медицинских услуг от договора медицинского страхования
  • Глава III. Граиеданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию медицинских услуг
    • 3. 1. Способы защиты прав пациентов
    • 3. 2. Особенности гражданско-правовой ответственности по договору возмездного оказания медицинских услуг
    • 3. 3. Особенности применения пациентами отдельных мер защиты по договору оказания медицинских услуг

Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Из всех богатств, которыми дано владеть человеку, самыми ценными являются жизнь и здоровье, и они должны быть надежно защищены. Что бы ни декларировали защитники профессиональных интересов врачей, гражданин, обращающийся за оказанием медицинской помощи (пациент), остается в них наиболее уязвимой, беззащитной стороной, соблюдение прав и интересов которой становится обязанностью (и не только уже моральной) государства и общества. Права пациентов закреплены в законе в виде отдельного специального перечня, состоящего из 13 пунктов1. Однако отдельного законодательного акта, определяющего статус пациента и механизм защиты его прав, в России до сих пор нет.

В национальном законодательстве Российского государства явно прослеживается пробел в правовом регулировании отношений, возникающих непосредственно между пациентом и исполнителем медицинской услуги в процессе ее оказания, и сам пациент не выработал еще в себе поведенческого стереотипа, основанного на уважительном к себе отношении. В СССР пациенты представляли собой одну из самых незащищенных категорий субъектов права. Здоровье человека расценивалось, прежде всего, как общественное достояние, необходимый атрибут для служения идеалам коммунизма2. Законодательство о здравоохранении носило декларативный характер, реально в сфере медицины действовали непубликуемые ведомственные инструкции и нормы советской врачебной этики, в значительной степени определяемые партийной моралью. Для регулирования этой сферы отношений использовались главным образом публично-правовые методы, реальные права за пациентом не признавались.

Закон РФ «Основы законодательства об охране здоровья граждан» № 5487−1 от 22.07.1993 (ред. от 02.02.2006).

2 Афанасьева Е. Г. Право на информированное согласие как основа юридического статуса пациента. Современное медицинское право. — М. — 2003. — с. 143.

С переходом экономики страны к рыночным отношениям исчезла и монополия государства на предоставление медицинской помощи населению. Интенсивно, стремительными темпами формируется и развивается довольно специфический рынок медицинских услуг со своими неизбежными профессиональными особенностями. Традиционная ориентация на административно-правовое регулирование возникающих между врачом и пациентом отношений становится явно неприемлемой в новых условиях становления рынка медицинских услуг, и, как следствие, перевода медицины в сферу сугубо возмездных отношений. Роль и место, статус пациента до сих пор окончательно не определены и процесс формирования этого статуса и адаптации пациента к рыночным отношениям крайне проблематичен.

Принято считать, что наиболее действенная защита личных неимущественных прав граждан, наряду с имущественными, осуществляется нормами публичного права. Так, Уголовный кодекс РФ (УК РФ) содержит статьи, предусматривающие наказание за разглашение врачебной тайны, за неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ), в КоАП РФ также предусмотрены серьезные санкции, например, за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего разрешения (лицензии) на данный вид деятельности (ст. 6.2 КоАП РФ). Однако такая защита, хотя и выполняет задачу предупреждения правонарушений, ничего не может дать лицу, права которого уже оказались существенно нарушенными. Так, потерпевший, потерявший в результате нарушения его неимущественного права (права на телесную неприкосновенность, например) трудоспособность, в связи с чем, вынужденный нести определенные материальные расходы и моральные неудобства, не сможет в соответствии с нормами публичного права добиться возмещения этих расходов. Поэтому сегодня назрела настоятельная необходимость в пересмотре этой точки зрения в праве и ориентации как пациентов, так и исполнителей медицинских услуг на гражданско-правовое регулирование возникающих между ними отношений.

Эволюцию права в сторону признания за пациентом самостоятельного автономного состояния в отношениях с исполнителем медицинской услуги даже в силу вынужденности обращения за такого рода помощью в ряде ситуаций можно объяснить тенденций общего повышения статуса личности в обществе, обретения новых качеств полноправного независимого участника общественных отношений. Именно гибкость и эластичность права, его способность реагировать на новые общественные потребности характеризуют степень развитости права. Поэтому активность субъекта права, его положение, уровень признания его автономии обусловлены не только правовым статусом, но и его историческим, культурным, социальным, психологическим, религиозным, наконец, своеобразием.

Несмотря на изменившуюся экономическую ситуацию в стране, вовлечение медицинского обслуживания в пространство свободного (рыночного) экономического оборота, а также на конституционное закрепление приоритета прав личности, и, как следствие — изменение в целом статуса пациента, правовое регулирование названных отношений строится на прежней устаревшей концепции приоритета властных полномочий государства. В связи с тем, что объектами непосредственного медицинского воздействия (оказания той или иной медицинской услуги) являются жизнь, здоровье, личная неприкосновенность и другие особо значимые неотчуждаемые личные нематериальные блага, сами отношения, возникающие при медицинском вмешательстве также становятся особо значимыми с точки зрения реализации и защиты неотъемлемых неотчуждаемых прав граждан. Соответственно, основным направлением формирования и развития законодательства в сфере здравоохранения должно стать «ограничение полномочий государства и его институтов, устранение не затрагивающих общественные интересы публично-правовых ограничений в свободе граждан распоряжаться принадлежащими им правами, а не сужение прав личности"3.

3 Шевчук С. С. Личные неимущественные права граждан в сфере медицинских услуг по гражданскому законодательству России. Автореферат дис.докт. юрид. наук. — Ростов-на-Дону. -2005. — с. 5.

Гражданско-правовому методу регулирования присущи такие признаки, как юридическое равенство и независимость сторон, принятие тех или иных решений самостоятельно, без какого-либо давления. Никто не вправе принуждать гражданина обследоваться и лечиться против его собственной воли, кроме как в установленных законом случаях. Никто не вправе обязать гражданина получать медицинскую помощь в той организации или у того специалиста, обращение к которым попросту неприятно гражданину.

Решение отмеченных проблем представляется необходимым и своевременным.

Актуальность исследования отношений по поводу оказания гражданам медицинских услуг, в том числе, на основе возмездного договора, обусловлена также тем, что в науке нет единого мнения по поводу содержания понятия услуги как объекта гражданского права и медицинской услуги, в частности. Действующее законодательство, регулирующее данную область отношений, не содержит четкого определения таких понятий, как медицинская помощь, медицинская услуга, пациент, исполнитель медицинской услуги.

Необходимость всестороннего теоретического изучения проблем, связанных с процессом оказания гражданам медицинских услуг обусловлена разработкой проектов Федеральных законов «О здравоохранении в РФ», «О правах пациентов», «О частной медицинской деятельности», «О социально-правовой защите медицинских работников и страховании профессиональной ответственности», «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ"4.

Гражданский кодекс РФ подчиняет правовую регламентацию отношений, возникающих при оказании медицинских услуг пациенту исполнителем услуги положениям главы 39 «Возмездное оказание услуг», поместив медицинские услуги в приблизительном перечне статьи 779 ГК. Однако договор оказания медицинских услуг в ГК РФ не поименован, гражданско-правовые нормы не.

4 Справочная правовая система «Консультант-плюс"//29.10.2004. дают определения данному договору, не называют предмета данного договора, не раскрывают его содержания, прав и обязанностей его участников, особенностей определения качественных характеристик оказываемой услуги, не учитывают нюансов защиты прав и законных интересов участников столь специфичных отношений.

В то же время, нельзя не учитывать, что в условиях рынка именно договор является наиболее приемлемой и естественной юридической формой закрепления отношений участников рыночных отношений, в том числе и связывающих потребителя медицинских услуг — пациента с исполнителем. Это вполне оправдано, учитывая, кроме того, сугубо личные и доверительные отношения между пациентом и врачом и множество иных нюансов (специфических), сопровождающих процесс оказания самой услуги. Договор, в отличие от норм права, рассчитан на регулирование отношений только между сторонами, его заключившими. Договор является «наиболее оперативным и гибким средством связи между производством и потреблением, изучения потребностей и немедленного реагирования на них со стороны производства"5. Исходя из этой его роли, договор называют «законом между частными лицами"6. В научной литературе обращается внимание на усиление роли договорной практики установления отношений между медицинскими организациями и пациентами. Именно договор позволяет совместить правовые и этические подходы к подобным отношениям. Договор позволяет сконструировать жесткую модель поведения сторон, которая, не умаляя прав и свобод каждой из них, подходит для конкретных условий и обстоятельств оказания медицинской помощи7. Есть и те, кто считает, что договорная модель формирования данных отношений — дело отдаленного будущего, она не применима в медицине в силу своей трудоемкости, либо в принципе не приемлема, поскольку при болезненном состоянии пациента нет необходимости.

5 Актуальные проблемы гражданского права/ под ред. Яковлева В. Ф., Шиминовой Т. И. — М. — 1986. — с. 11.

6 Мейер Д. И. Русское гражданское право/ изд. 1902. — М. -1997. — с. 164.

7 Лозовский А. В. Тихомиров А.В. Правовые и этические аспекты калечащей медицины. Материалы конференции «Медицина и право». — M. 1999. — с. 63. о соблюдать никому не нужные юридические формальности. По вполне понятным причинам в настоящее время опыта партнерства в сфере предоставления медицинских услуг, основанного на праве и договоре в достаточной степени не приобретено. Как прежде, пациент и исполнитель находятся в неравных условиях, и состояние незащищенности, в большинстве случаев остается за пациентом.

Изложенные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности научной разработки вопросов, связанных как с формированием отношений по поводу оказания гражданам медицинских услуг, так и обеспечением их наиболее адекватного правового регулирования, обусловили выбор данной проблематики в качестве темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение отношений, возникающих в процессе оказания медицинских услуг непосредственно между пациентами и исполнителями медицинской услуги (института возмездного оказания медицинских услуг) в российском гражданском законодательстве, а также разработка и внесение предложений по совершенствованию действующего гражданского законодательства в рассматриваемой сфере.

Исходя из поставленной цели, в настоящей работе предпринята попытка решить следующие задачи: на основе анализа литературы, законодательства и правоприменительной практики исследовать и обосновать гражданско-правовую договорную природу отношений, возникающих между исполнителем и пациентом в процессе оказания медицинских услуг, оказываемых как на возмездной, так и безвозмездной для пациента основеопределить понятие медицинской услуги, охарактеризовать его роль в профессиональной деятельности организаций, оказывающих медицинские услуги в условиях становления рынка медицинских услуг;

8 Платные услуги «прирастают» договорами /Медицинская газета. — 1999. — № 55−56. на основе анализа существующих точек зрения на правовую природу возникающих в процессе оказания медицинской помощи отношений определить правовой статус участников договора оказания медицинских услуг: пациента и исполнителя медицинской услуги, конкретизировать объем их правомочийразработать предложения по внесению в действующие нормативные правовые акты изменений и дополнений, необходимых для устранения пробелов в правовом регулировании отношений по оказанию гражданам медицинской помощи на возмездной основеопределить понятие договора оказания медицинских услуг, дать общую его характеристику.

Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, складывающиеся между участниками договора в процессе оказания медицинских услуг, а также весь комплекс теоретических и практических проблем, связанных с выявлением правовой природы медицинской услуги, договора возмездного оказания медицинских услуг, правового статуса пациента, определением их общих и особенных признаков.

Предметом диссертационного исследования являются сущность понятия медицинской услуги, направленной на удовлетворение потребностей граждан в оздоровлении, анализ договора возмездного оказания медицинских услуг и особенности его применения в условиях становления рынка медицинских услуг, а также гражданско-правовые нормы, содержащиеся, прежде всего, в Гражданском кодексе РФ и других нормативных правовых актах, подвергающие регламентации отношения, являющиеся объектом исследования, соответствующие доктринальные положения, судебная практика.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Методологическую основу исследования составили теоретико-методологические положения, изложенные в трудах российских и зарубежных ученых, в той или иной степени касавшихся вопросов защиты прав пациентов. Автором применены формально-логический, исторический, систематический, сравнительно-правовой методы, то есть весь комплекс методов научного и, в частности, юридического исследования. При освещении предпосылок необходимости самостоятельного регулирования отношений, непосредственно связывающих участников договора оказания медицинских услуг выявлены исторические и социальные причины, обуславливающие особый статус пациента как субъекта, заказывающего медицинскую услугу для удовлетворения своей потребности в оздоровлении (конкретно-исторический метод). Определяя содержание ряда терминов (медицинская услуга, медицинская деятельность, пациент), автор ориентировался на их прямое значение (лингвистический метод). В ряде случаев диссертант прибегал к сравнению зарубежного законодательства и отношений между медицинским учреждением и пациентом с фактически сложившимися аналогичными отношениями в нашей стране ввиду отсутствия или явной недостаточности правового обеспечения таких отношений в рамках отечественного законодательства (сравнительно-правовой метод). Любое теоретическое исследование неотделимо от изучения нормативных актов, освещения их основных положений, толкования этих положений (технико-юридический анализ).

Автор исходит из того, что право является динамичной, меняющейся категорией, напрямую зависящей от состояния общественных отношений. Новая стадия развития России диктует новые подходы к внутренним правовым феноменам. Специфика круга источников, с которыми работал автор, заключается, с одной стороны, в незначительном объеме специальных исследований, посвященных непосредственно регулированию отношений врачпациент, с другой стороны, в достаточно большом количестве общетеоретических работ (прежде всего экономической, медицинской, административно-правовой направленности) имеющих косвенное отношение к предмету нашего исследования.

Отдельные положения о договоре, связывающем пациента и исполнителя медицинских услуг, о защите прав пациентов посредством законодательного закрепления договорных обязательств, возникающих между пациентами и медицинскими учреждениями, затрагивали в своих работах Ардашева Н. А., Афанасьева Е. Г., Грандо А. А., Кабалкин А. Ю., Каликова Г. А., Канунникова Л. В., Комзолов А. И., Красавчикова Л. О., Кротов М. Л., Корнилов Э. Г., Литовка.

A.Б. и Литовка П. И., Маграцкая Н. А., Малеин М. С., Малеина М. Н., Новоселов.

B.П., Ойгензихт В. А., Парций Я. Е., Путило Н. В., Савицкая А. Н., Садиков О. Н., Сергеев Ю. Д., Серова А. В., Соловьев В. Г., Стеценко С. Г., Субботенко В. К., Суховерхий В. Л., Тихомиров А. В., Шевчук С. С., Эрделевский A.M., Ярославцев В. В. и др. Их труды послужили теоретической основой диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые осуществлено комплексное исследование медицинской услуги как объекта гражданско-правового регулирования, современное состояние прав пациентов характеризуется как проблемное, что выводится в целом из развития общества, общественных отношений и выражается в расширении содержания уже существующих прав, появлении новых прав человека (право на личную (физическую) неприкосновенность, человеческое постоянство). Так как в центре исследования находится состояние правового регулирования социальных последствий реформирования экономики и, в частности, здравоохранения, хронологические рамки диссертационного исследования определяются временем введения Основ законодательства об охране здоровья граждан, медицинского страхования и практического внедрения новых технологий управления системой здравоохранения в целом (1990;е годы — начало 21 века).

В работе впервые определяется правовой статус пациента как равноправного участника договорных отношений на оказание медицинской услуги, дается характеристика статуса исполнителя медицинской услуги, как участника предпринимательской деятельности, дается развернутая характеристика договору возмездного оказания медицинских услуг с учетом изменившейся роли пациента как стороны данного договора, обосновывается целесообразность и допустимость распространения на пациента норм законодательства о защите прав потребителей.

На основе результатов исследования дано авторское определение понятия медицинской услуги, договора оказания медицинских услуг. В ходе исследования выявлена недостаточность нормативного правового регулирования данных отношений, обладающих существенными особенностями, не позволяющими обеспечить адекватную правовую защищенность их участников посредством лишь общих положений договорного права и законодательства о защите прав потребителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика отношений, возникающих между пациентом и исполнителем медицинской услуги в процессе оказания медицинских услуг, предполагает их гражданско-правовое регулирование независимо от того, на возмездной или безвозмездной для пациента основе они оказываются. Исключение составляют меры медицинского характера, применение которых к гражданам обусловлено государственно-правовыми нуждами обеспечения интересов других людей, всего общества в целом: принудительное лечение, освидетельствование, госпитализация. Только гражданско-правовое регулирование способно обеспечить ту степень юридического равенства, автономии воли, самостоятельности принятия решений без какого-либо принуждения, на которых должно строиться поведение участников договора оказания медицинских услуг.

2. Отношения, возникающие в связи с оказанием гражданам медицинских услуг, обладают столь существенным своеобразием, что данное обстоятельство не позволяет обеспечить адекватную правовую защищенность их участников посредством лишь общих положений договорного права. Отсутствие единообразного специального законодательства в сфере медицинской деятельности создает условия юридической неопределенности в регулировании данных отношений. Поэтому необходима разработка и принятие специального нормативного правового акта, комплексно регламентирующего сферу данных отношений: определяющего права и обязанности пациентов, представителей медицинской профессии и учреждений здравоохранения и т. п., каким может стать, в частности, Медицинский кодекс РФ.

3. В специальном законодательстве необходимо легально закрепить понятия «пациент», «медицинская услуга», «исполнитель медицинской услуги». Диссертантом предлагается следующее определение понятия «пациент» — это лицо (потребитель медицинских услуг), обратившееся за медицинской помощью и получающее медицинские услуги (а также связанные с ними сервисные услуги) независимо от наличия или отсутствия у него заболевания. Медицинская услуга — это совокупность необходимых профессиональных действий исполнителя медицинской услуги, направленных на удовлетворение потребностей пациента (потребителя услуги) в поддержании здоровья, лечении заболеваний, их профилактике, диагностике в соответствии с согласием пациента подвергнуться конкретной медицинскому вмешательству. Исполнитель медицинской услуги — организация независимо от ее формы собственности и организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель (частнопрактикующий врач), осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с полученным разрешением (лицензией).

4. Отношения исполнителя медицинской услуги и пациента опосредствуются гражданско-правовым договором возмездного оказания медицинских услуг. В силу специфических особенностей, присущих как самим отношениям, так и субъектам — участникам договора, он должен быть детально определен в специальном нормативном правовом акте с указанием предмета договора, прав и обязанностей сторон, существенных его условий, формы и т. п. Там же должно быть дано его легальное определение. Диссертант предлагает следующее определение: договор возмездного оказания медицинских услуг — это соглашение, по которому одна сторона — исполнитель медицинской услуги (медицинская организация, частнопрактикующий врач) обязуется обеспечить квалифицированную помощь по поддержанию или восстановлению здоровья пациента, избрав для этого соответствующие методы медицинского воздействия, а другая сторона — гражданин обязан оплатить оказанные ему услуги (либо представить доказательства последующей компенсации расходов по обслуживанию из других источников).

5. Отсутствие специального законодательства, регулирующего отношения между исполнителем медицинской услуги и пациентом, приводит к необходимости применения к данным отношениям положений законодательства о защите прав потребителей. Но и его применение становится невозможным при предоставлении медицинской помощи в пределах Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, т.к., исходя из определения «исполнитель» (преамбула Закона «О защите прав потребителей»), данный закон ориентирован на сугубо возмездные договоры. Для распространения законодательства о защите прав потребителей на отношения с участием пациентов независимо от того, на возмездной или безвозмездной для них основе оказывается медицинская услуга, необходимо официально внести уточнение в понятие «исполнитель» применительно к медицинским услугам: «.по возмездному договору, а также по договору оказания медицинских услуг».

6. В сфере медицинского обслуживания применение обычных мер защиты, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей» становится либо затруднительно, либо неприемлемо. В этой связи требуется дополнительная детализация перечисленных в законе способов защиты и разработка новых в отношении медицинских услуг в специальном медицинском законодательстве. В частности, предлагается: а. исключить право потребителя — пациента на устранение недостатков своими силами (п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей»), а также право требования соразмерного уменьшения цены оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей») — б. распространить право на расторжение договора на случаи обнаружения простого недостатка (не только существенного) в оказанной услуге (п. 1 ст.29 Закона «О защите прав потребителей») — в. право пациента на устранение недостатков силами третьих лиц дополнить правом требования возмещения расходов, связанных с поиском соответствующего специалиста (п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей») — г. детализировать право пациента на самозащиту, на предъявление требования об исполнении обязательства в натуре (п.З ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).

7. В области медицинского обслуживания институт гражданско-правовой ответственности не достигает своей непосредственной цели — восстановление имущественных и неимущественных прав потерпевшей стороны (пациента), т.к. не обладая специальными сугубо профессиональными познаниями в области медицины ему крайне затруднительно доказывать причинную связь между действиями исполнителя и наступившими вредоносными для пациента последствиями в результате оказания медицинской услуги. При отсутствии доказанности существования такой связи даже при очевидном вредоносном результате лечения, пациент не вправе претендовать на возмещение вреда со стороны исполнителя медицинской услуги. Применение мер введенной ст. 1095 ГК РФ повышенной (безвиновной) ответственности способно парализовать профессиональную деятельность исполнителя медицинской услуги, что также негативно скажется на предоставлении медицинской услуги пациенту. Необходима разработка и введение новых адекватных механизмов применения института гражданско-правовой ответственности в отношениях по оказанию медицинских услуг. В частности, а), целесообразно закрепить отступление от общего правила доказывания потерпевшим причинной связи между действиями исполнителя и наступившими вредоносными последствиями при оказании медицинской услуги, ограничив необходимость доказывания подтверждением высокой степени правдоподобности связи между лечением и вредом здоровьюб). утвердить на уровне специального нормативного правового акта неисчерпывающий перечень типичных для конкретного заболевания последствий неправильного (неудачного) лечения пациентов, наступление которых будет достаточным основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности (выплаты компенсации).

8. При оказании медицинских услуг гражданам вопрос о компенсации морального вреда должен решаться таким же образом, как этот вопрос решается в отношении возмещения имущественного вреда в соответствии со ст. 1095 ГК РФ (п. 4 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей»), т. е. независимо от вины причинителя вреда. Учитывая сложность доказывания наличия причинной связи между совершенными исполнителем медицинской услуги действиями и наступившими последствиями, а также наличия причиненных убытков пациенту, размер подлежащего компенсации морального вреда становится практически единственным получаемым потребителем достойным «возмещением» в отношениях с исполнителем медицинской услуги. В целях обеспечения потерпевшей стороне (пациенту) какого-либо предоставления имеющимися в законодательстве средствами, если потерпевшему не удалось отстоять свое право и претендовать на справедливое возмещение по иным основаниям, целесообразно закрепить правило о получении предоставления на основе правил о компенсации морального вреда независимо от вины.

9.

Введение

безвиновной ответственности исполнителя медицинской услуги само по себе не облегчает положения пациента при ненадлежащем оказании услуги в вопросах восстановления его имущественных прав. Одновременно необходимо внедрение механизма страхования (как обязательного, так и добровольного) профессиональной ответственности исполнителя медицинской услуги.

При отсутствии вины со стороны исполнителя медицинской услуги, когда неблагоприятный (неудачный) исход лечения может быть обусловлен специфическими индивидуальными особенностями организма пациента или несовершенством медицинской науки, применять меры ответственности к исполнителю медицинской услуги неправомерно. Однако пациент, пострадавший от последствий неудачного лечения также вправе рассчитывать на устранение неблагоприятных для него последствий, что возможно лишь при введении системы страхования ответственности перед пациентом. Практическая значимость результатов исследования.

Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в правотворческой деятельности органов государственной власти и управления при разработке и совершенствовании действующего законодательства в области защиты прав пациентов, судебных органов при рассмотрении дел данной категории, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций при осуществлении ими функций по защите прав пациентов, а также в ходе учебного процесса в учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку медицинских работников и юристов. В частности, по курсу «Медицинское право», «Юридические основы деятельности врача», «Гражданское право», «Защита прав потребителей».

Автор надеется, что некоторые положения его работы могут быть использованы при разработке законов субъектов РФ в сфере защиты прав пациентов, формировании договорных отношений между медицинскими учреждениями государственной и частной форм собственности и пациентами. Ряд положений работы пересекается с проблематикой конституционного, административного права, права социального обеспечения и в этой связи может заслуживать внимания представителей этих отраслей.

— 182 -Заключение.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации.

С изменением социально-экономической ситуации и правовой доктрины в России перестали существовать ниши, недоступные ранее правовому воздействию. Эта тенденция коснулась и сферы здравоохранения. Отношения по поводу оказания медицинских услуг, возникающие непосредственно между исполнителем медицинской услуги и лицом, которому такая помощь требуется (пациентом), подвергаются гражданско-правовому регулированию в силу применяемого здесь метода правового регулирования. Необходимые предпосылки для распространения гражданско-правового режима на данные отношения также имеются: медицинская услуга признается объектом гражданского права, медицинские услуги носят имущественный и возмездный характер, поэтому подлежат не только охране, но и гражданско-правовому регулированию независимо от того, на возмездной или безвозмездной для пациента основе они оказываются.

С провозглашением приоритета интересов личности перед интересами государства коренным образом изменилось отношение к личным неимущественным правам и нематериальным благам. Здоровье и другие неотчуждаемые непередаваемые блага составляют обязательный компонент отношений, связанных с оказанием медицинских услуг, так как врач в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей неизбежно оказывает воздействие на какие-либо из них. Поэтому такие отношения отличаются качественным своеобразием, не позволяющим обеспечить адекватную правовую защищенность их участников посредством лишь общих положений договорного права. Необходимо совершенствование нормативного регулирования в данной области отношений путем принятия специального нормативного акта, комплексно регламентирующего сферу данных отношений, каким может стать, в частности, Медицинский кодекс РФ, а также конкретизировать отдельные положения в уже существующих специальных законах и подзаконных нормативных правовых актах, отражающих специфику отношений по оказанию медицинских услуг гражданам (в Закон «О защите прав потребителей», Правила предоставления платных медицинских услуг и т. п.).

Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг обеспечивается преимущественно применением двух правовых институтов: а), договора возмездного оказания медицинской услуги (гл. 39 ГК РФ) — б).если пациент находится в состоянии, когда он не способен выразить свою волю (бессознательное состояние, недееспособность) — действий в чужом интересе без поручения (гл. 50 ГК РФ). Исключение составляют меры медицинского характера, применение которых к гражданам обусловлено государственно-правовыми нуждами обеспечения интересов других людей, всего общества в целом: принудительное лечение, освидетельствование, госпитализация, детальная правовая регламентация которых в части обеспечения прав пациентов отражается в специальном законе.

В настоящее время отсутствует необходимый категориальный понятийный аппарат, адекватный фактическим и юридическим представлениям участников отношений в сфере здравоохранения, что вносит путаницу, противоречия, создает правовую неопределенность. Поэтому крайне важно ввести в обращение путем закрепления на уровне специального закона наиболее часто используемые понятия, такие как пациент, исполнитель медицинской услуги, медицинская услуга, врачебная ошибка, договор оказания медицинских услуг.

Для современного этапа формирования концепции прав пациента, становления его правового статуса характерно определение пациента как потребителя медицинской услуги, ориентация на приоритет автономии пациента и равноправия с его профессиональным партнером и другими участниками медицинской деятельности в системе здравоохранения. Противоположной стороной по отношению к нему в договоре возмездного оказания медицинских услуг выступает исполнитель медицинской услуги, правовой статус которого формируется из признания за медицинской деятельностью признаков профессиональной, требующей специальной квалификации, все больше приобретающей черты предпринимательской деятельности.

Абсолютное большинство ситуаций, связывающих исполнителя медицинской услуги и пациента опосредствуются гражданско-правовым договором возмездного оказания медицинских услуг, не поименованным в законе. Необходимо включить в специальный нормативный правовой акт (Медицинский кодекс РФ) отдельный раздел с указанием предмета договора, прав и обязанностей сторон, существенных его условий, формы и т. п. Там же должно быть дано его легальное определение, в том числе предложенное диссертантом в настоящей работе. Институт возмездного оказания медицинских услуг должен отражать, что данный договор является публичным, консенсуальным, двусторонним, возмездным, заключаемым в пользу третьего лица при участии законного представителя, носит признаки договора присоединения, что обеспечивает пациенту дополнительные гарантии защиты при нарушениях его прав. Договор также может иметь признаки условной сделки. Законом должно быть закреплено, в каких случаях исполнитель медицинской услуги обязан соблюдать письменную форму договора, а также возможность для пациента подтверждать факт заключения договора с исполнителем свидетельскими показаниями, как это решается в отношении покупателей товаров в розничной купле-продаже.

Пациент, являясь потребителем по смыслу Закона «О защите прав потребителей», вправе воспользоваться способами защиты, предусмотренными данным Законом. Однако применительно к медицинским услугам они являются малоэффективными, что требует дальнейшей проработки и совершенствования института защиты прав пациентов путем дополнения или корректировки перечисленных в законе способов защиты и мер гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение медицинской услуги.

Так, возмещение убытков, причиненных пациенту ненадлежащим врачеванием, как форма гражданско-правовой ответственности, связано с доказыванием пациентом причинной связи между действиями исполнителя медицинской услуги и наступившим вредом. Бремя доказывания, перешедшее на пациента введением безвиновной ответственности исполнителя, практически не облегчило, а усложнило положение пациента, не являющегося компетентным специалистом в столь специфичной области профессиональной деятельности Поэтому целесообразно закрепить в специальном медицинском законодательстве отступления для пациентов от общего правила доказывания причинной связи, ограничивая обязанности пациента представлением доказательств, обеспечивающих «высокую степень правдоподобности связи между лечением и вредом здоровью».

Требование об уплате неустойки в связи с обнаружением недостатка в оказанной медицинской услуге (ст. 31 Закона «О защите прав потребителей») предлагается ограничить правилом, в соответствии с которым пациент (потребитель) не вправе требовать уплаты неустойки, если на должника (исполнителя медицинской услуги) не может быть возложена ответственность за недостаток.

Компенсация морального вреда, причиненного в процессе оказания медицинской услуги, должна осуществляться, по мнению диссертанта, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 1100 ГК РФ, т. е. независимо от вины причинителя вреда, с тем, чтобы обеспечить потерпевшей стороне (пациенту) хотя бы какое-то предоставление при невозможности доказать наличие вреда имущественного.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. от 09.06.2001 у/Российская газета. -1993. — № 237, 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть I) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2004)// Российская газета. 1994. — № 238−239, 08 декабря.
  3. Гражданский кодекс РФ (часть II) от 26.01.1996 № 14-ФЗред. от 23.12.2003)// Собрание законодательства РФ. 1996. — № 5, 29 января. Ст. 410.
  4. Закон РСФСР «О здравоохранении» от 29.06.1971//СПС «Консультант-плюс».
  5. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 № 1499−1 (ред. от 23.12.1993) //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. — № 97, 4 июля. — Ст. 920.
  6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300−1 (ред. от 24.12.2004) //Российская газета. 1996. — № 8, 16 января.
  7. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185−1 (ред. от 22.08.2004)// Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 33, 20 августа. — Ст. 1913.
  8. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 № 4015 (ред. от 21.07.2005) // Российская газета. 1993. — № 6, 12 января.
  9. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992. № 4180−1 (ред. от 20.06.2000) // Российская газета. 2000. -№ 119,22.июня.
  10. Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 9.06.1993 № 5142−1 (ред. от 10.01.2006) //Российская газета. 2000. — № 188, 31 августа.
  11. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 19.08.1993 (ред. от 02.02.2006) //Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33, 19 августа, Ст. 1318.
  12. Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.03.1995 № 38 // Российская газета. 1995. — № 72, 12 апреля.
  13. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 05.01.2006)// Российская газета. 1996. — № 113−118, 25 июня.14.3акон РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.06.95 № 101-ФЗ // Российская газета. 1995. — № 140, 21 июля.
  14. Закон РФ «О рекламе» от 18.07.1995 N 108-ФЗ (ред. от 22.08.2004) //Российская газета. 1995.-№ 142, 25 июля.
  15. Федеральный закон «О лекарственных средствах» № 86-ФЗ от 22.06.1998 (ред. от 29.12.2004) // Российская газета. 1998. — № 118, 25 июня.
  16. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178 (ред. от 29.12.2004) //Собрание законодательства РФ. -1999.-№ 29.-Ст. 3699.
  17. Закон РФ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» от 18.06.2001 //Российская газета.-2001.-№ 118,23 июня.
  18. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.01 № 174 (ред. от 09.01.2006) //Российская газета. 2001. — № 249,22 декабря.
  19. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195 (ред. от 02.02.2006) // Российская газета. 2001. — № 256, 31 декабря.
  20. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.02 № 138-Ф3 (ред. от 26.12.2005) // Российская газета. 2002. — № 220,20 ноября.
  21. Гражданский кодекс Квебека. М. Статут, 1999. с. 45.
  22. Международный кодекс медицинской этики (принят 3-ВМА. Лондон, Великобритания, 1949) //Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  23. Этические принципы проведения биомедицинских исследований на людях Декларация ВМА. Хельсинки, Финляндия, 1964 (с изм., внесенными 52-й ВМА в 2000 году (Эдинбург, Шотландия) // Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  24. Устав Всемирной организации здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения. Основные документы. Женева, 1977.
  25. Хартия по правам больничных пациентов. 1979 //Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  26. Декларация о правах пациентов. Принята 34-й ВМА, Лиссабон, Португалия. 1981// Справочная правовая система «Консультант-плюс»
  27. Декларация ВМА о независимости и профессиональной свободе врача. Принята 38-й ВМА, Калифорния. 1986 //Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  28. Мадридская декларация о профессиональной автономии и самоуправлении врачей. Принята 39-й ВМА, Мадрид, Испания. 1987// Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  29. Декларация Всемирной Организации здравоохранения «Права пациентов в Европе».- 1993// Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  30. Конвенция о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20.11.1989)//Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
  31. Декларация Всемирной организации здравоохранения о политике в области обеспечения прав пациентов. Амстердам. 1994// Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  32. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (ратифицирована ФЗ от 4.11.1995 № 163-Ф3)// «Российская газета».- 1995. № 120,23 июня.
  33. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины. Принята Комитетом Министров Совета Европы 19.11.96 // Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  34. Закон НСО «О системе медицинского обслуживания населения Новосибирской области» от 26.05.1999 г. (ред. от 28.03.2001) № 151−03 //Советская Сибирь. 1999. № 69, 15 апреля.
  35. Постановление ВЦИК и СНК от 01.12.24 «О профессиональной работе и правах медицинских работников» //СПС «Консультант-плюс».
  36. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.01.1996 № 27// Российская газета. 1996. — № 22, 03 февраля.
  37. Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РФ, утв. Приказом Минздрава РФ и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) от 24.10.96//СПС «Консультант-плюс».
  38. Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.09.98 № 1096 (ред. от 30.12.05) // Российская газета. 1998. — № 186, 30 сентября.
  39. Положение о лицензировании медицинской деятельности утв. Постановлением Правительства РФ от 4.07.2002 № 499 //Российская газета. 2002. — № 125, 11 июля.
  40. Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги», утв. Приказом Минздравом РФ № 13 от 10.04.2001 //СПС «Консультант-плюс»
  41. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454 //СПС «Консультант-плюс».
  42. Минимальный перечень медицинских услуг, оказываемых застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в РФ, утв. Приказом Минздрава РФ от 06.08.1999. № 315 //Российская газета. № 219. -04.11.1999.
  43. Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполнять учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, утв. Приказом Минздрава РФ от 31.12.1999 № 474 //Российская газета. -2000.- № 128, 04 июля.
  44. Методические рекомендации по порядку формирования. программ государственных гарантий., утв. приказом Минздрава РФ от 28.08.2001 № 2510 // Здравоохранение. 2002. — № 4.
  45. Приказ Минздрава РФ «Об утверждении номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи» от 26.07.2002 № 238 (ред. от 16.09.2003) //Российская газета. 2002. — № 201,23 октября.
  46. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 № 412 // Российская газета. 2004. — № 144, 08 июля.
  47. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2004 N 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи"//Российская газета. 2004. — № 263, 26 ноября.
  48. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. — № 42, 17 октября.
  49. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (ред. от 10.10.2001 № 11)// Российская газета. 1994. — № 118, 4 октября.
  50. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» // Российская газета. 1994. № 131, 14 июля.
  51. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 (ред. от 15.01.1998) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» //Российская газета. 1994. № 29, 08 февраля.
  52. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 № 16-П //Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  53. Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115−0//Вестник Конституционного Суда РФ.- 2003. № 1.
  54. Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2002 № КАС 02−373// Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  55. Решение Верховного Суда РФ от 4.04.2000 № ГКПИ 2000−176//Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  56. Информационное Письмо Высшего Арбитражного Суда от 31.07.92 №С-13/ОП-171//Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  57. Решение Верховного Суда РФ № ГКПИ 99−581 от 12.08.1999 //Справочная правовая система «Консультант-плюс».
  58. Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45−466/02-СА/9 от 28.01.2002.
  59. Решение № 56/66 от 01.12.2001 Новосибирского территориального управления Федеральной антимонопольной службы.
  60. . Завещание пациента и представительство по делам о здоровье. Альтернативы в отношении реализации принятия решений о себе самом на пороге смерти. Берлин, 1998.
  61. .С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. М., 1952.
  62. Н.А. Проблемы гражданско-правового обеспечения прав личности в договоре оказания медицинской помощи. Тюмень, 1997.
  63. Е.Г. Право на информированное согласие как основа юридического статуса пациента. Современное медицинское право. М., 2003.
  64. Актуальные проблемы гражданского права/ под ред. Яковлева В. Ф., Шиминовой Т. И. М., 1986.
  65. Н.А. Ответственность сторон по договору бытового заказа. -Саратов, 1970.
  66. М.И. Понятие и содержание возмездности и безвозмездности в советском гражданском праве //Ученые записки Харьковского юрид. инта. Вып. 13. Харьков, 1959.
  67. М. И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. М., 2000.
  68. М. И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М., 2003.
  69. С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.
  70. В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М. 1992.
  71. С.А. Охрана прав потребителя в капиталистических странах. М., 1988.
  72. О.С. Обязательственное право. М., 1978.
  73. Красавчикова J1.0. Гражданско-правовая охрана личной жизни граждан в сфере обслуживания //Гражданское право и сфера обслуживания. -Свердловск, 1984.
  74. М.С. Защита гражданских прав: новые аспекты //Актуальные проблемы гражданского права. Сборник статей под ред. М. И. Брагинского. -М, 1999.
  75. О. А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М., 1966.
  76. M.JI. Обязательства по оказанию услуг в современном гражданском праве. М., 1991.
  77. Р.З. Теория права. М., 1994.
  78. А. В. Тихомиров А.В. Правовые и этические аспекты калечащей медицины. Материалы конференции «Медицина и право». М., 1999.
  79. Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1984.
  80. М.Н. Законодательство о здравоохранении в России: Современное состояние и перспективы развития //Современное медицинское право. М., 2003.
  81. М.Н. Личные неимущественные права граждан. М., 2002.
  82. Г. К. Вина в советском гражданском праве. Киев: Изд-во КГУ, 1955.
  83. Д.И. Русское гражданское право/ изд. 1902. М., 1997.
  84. В.П. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977.
  85. В.П., Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения. Новосибирск, 1998.93.0йгензихт В. А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве. -Душанбе, 1984.
  86. Я.Е. Хозяйство и право Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». М., 1998.
  87. .И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.
  88. Г. И. Медицинское право. Практическое руководство для юристов и медиков // Справочная правовая система «Гарант».- 2004.
  89. Г. И. Правовые основы медицины: в помощь юристам и медикам.// Справочная правовая система «Гарант».- 2004.
  90. А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов, 1982.
  91. Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе. М., 2000.
  92. А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов, 1982.
  93. В.К. К вопросу о предметной принадлежности отношений по оказанию медицинской помощи и лечению. Томск, 1982.
  94. А.В. Медицинское право. Практическое пособие. М., 1998.
  95. Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. -Вильнюс, 1973.
  96. Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения. М., 1951.
  97. Д.Г. Функции советского гражданского права. Тбилиси, 1990.
  98. Е.Д. Договор услуг в общественном питании: Сборник ученых трудов СЮИ. Вып. 4. Свердловск, 1964.
  99. A.M. Компенсация морального вреда. М., 2000.
  100. К.Б. Имущественная ответственность лечебных учреждений за вред, причиненный их работниками. Вопросы государства и права. Выпуск 2. Минск, 1970.
  101. Дело Макдональда против Министерства здравоохранения, 1951, 2 KB 343, 1 All ER 574, СА European Current Law. December 1993. — P. 59.
  102. Covell K. Brian Howe variations in support for children’s rights among Canadian youth//lntern.j. of children’s rights. Dordrect etc., 1995. — Vol.3, N 2. — P. 189−196, 190.
  103. Enforced cesarians //Bull, of medical ethics. -L., 1997 № 127. — P. 21.
  104. Markenstein L.F. The cjdification in the Netherlands of the principal rights of patients: a critical review// Europ. j. of health law. -Dordrecht etc. 1995-Vol. 2, № 1. P.33−44.
  105. Tuckner K. Rogers v. Whitaker giving patients meaningful choic // Oxford j. of legal studies. — Oxford, 1995.- 1. P. 109.1. Периодические издания
  106. В.В. Существенные условия договора //Хозяйство и право.- 1999.-№.9.
  107. Э.Г. Процессуальные особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей //Хозяйство и право. 1999. — № 3.
  108. Ю.А. «Об эвтаназии» // Юрист. 2002. — № 9.
  109. С. Н. Предмет обязательства в альтернативном обязательстве// Советское государство и право. 1956. — № 6.
  110. М.Н. Гражданско-правовой договор на оказание медицинской помощи // Правоведение. 1989. — № 2.
  111. И.С. Возмещение морального ущерба в новом ГК РФ //Правоведение. 1997. — № 1.
  112. П.Е. О юридических гарантиях правильного осуществления советских правовых норм //Советское государство и право. -1957.-№ 6.
  113. Н.Б., Глушков В. А. О правовом регулировании медицинского эксперимента // Клиническая хирургия. 1984. — № 6.
  114. Е. Медицинское страхование в дореволюционной России и в первые годы советской власти // Врач. 1999.- N 9.
  115. Н.В. Законодательство субъектов РФ о здравоохранении// Современное Российское право. 2003. — № 1.
  116. Ю.В. Безвозмездные договоры в ГК РФ //Право и экономика. 1998. — № 11.
  117. О.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве //Советское государство и право. 1979. — № 2.
  118. С.Г. Современная нормативно-правовая база проведения медицинских экспериментов // Юрист. 2001. — № 10.
  119. B.JI. Гражданско-правовое регулирование отношений по здравоохранению //Советское государство и право. 1975. — № 6.
  120. А.А. Вина причинителя вреда в деликтных обязательствах //Юрист. 2002. -№ 3.
  121. С. Проект «О правах и безопасности пациента в сфере здравоохранения»// Российская юстиция. 1997. — № 1.
  122. С.С. Некоторые проблемы правового регулирования применения искусственных методов репродукции // Юрист. 2002. — № 9.
  123. С.С. Правовое регулирование оказания медицинских услуг //Журнал российского права. 2001. — № 2.
  124. Диссертации и авторефераты
  125. С.А. Медицинское страхование как элемент социальной защиты населения. Автореф. дис.канд. экон. наук. М, 1998.
  126. Н.А. Проблемы гражданско-правового обеспечения прав личности в договоре на оказание медицинской помощи. Автореф. дис.канд. юрид. наук. Тюмень, 1997.
  127. Е.Г. Правовое регулирование оказания коммерческих медицинских услуг в США. Автореф. дис. канд .юрид. наук. М., 1995.
  128. Е.Е. Договор возмездного оказания медицинских услуг по законодательству РФ. Дис. канд. юрид. наук. Томск, 2004.
  129. А.Ю. Проблемы гражданско-правового регулирования отношений в сфере обслуживания. Автореф. дис.докт. юрид. наук. М., 1975.
  130. Г. А. Проблемы гражданско-правового регулирования медицинского’страхования и медицинских услуг. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1991.
  131. JI.B. Правовое обеспечение учреждений здравоохранения. Диссерт. канд. мед. наук. Новосибирск, 2000.
  132. Л.И. Медицинские аспекты прав человека. Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1996.
  133. В.К. Общетеоретические и гражданско-правовые основы медицинского обслуживания граждан в РФ. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  134. Э.Г. Защита прав потребителей при рассмотрении гражданских дел в судах. Диссерт.канд. юрид. наук. М., 1999.
  135. А.И. Гражданско-правовое регулирование и защита прав участников медицинских отношений. Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М, 1999.
  136. Н.А. Гражданско-правовые проблемы донорства и трансплантологии. Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1984.
  137. М.Н. Правовое регулирование отношений между гражданами и лечебными учреждениями (гражданско-правовой аспект) Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1985.
  138. А.Ю. Правовой статус гражданина РФ при оказании медицинской помощи: административно-правовой аспект. Дис.канд. юрид. наук. М., 2004.
  139. Г. В. Организационно-правовые вопросы управления здравоохранением России. Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 2002.
  140. С. А. Управление процессом предоставления медицинских услуг в системе ДМС и анализ здоровья застрахованных граждан. Автореф. дис.докт. мед. наук. М., 1999.
  141. В.П. Административно-правовой статус больницы. Автореф. дис.канд. юрид. наук.-Екатеринбург, 1991.
  142. В.П. Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах РФ. Автореф. дис.докт. юрид. наук. -Екатеринбург, 1999.
  143. Ю.С. Гражданско-правовая ответственность за медицинскую ошибку. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  144. А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 2004.
  145. В.Г. Гражданско-правовое регулирование осуществления конституционных прав граждан на оказание медицинской помощи. Диссерт.канд. юрид. наук.-Томск, 1999.
  146. В.А. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора. Диссертация.докт. юрид. наук. Самара, 1998.
  147. Шевчук С. С. Личные неимущественные права граждан в сфере медицинских услуг по гражданскому законодательству России. Автореф. дис.докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  148. .А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита. Автореф. дис.канд. юрид. наук. Омск, 1999.
  149. В.В. Конституционно-правовое регулирование медицинского обеспечения населения в РФ. Автореф. дис. канд. юрид. наук.-М., 1999.
Заполнить форму текущей работой