Снижение ударного воздействия на колесо грузового вагона при прохождении рельсового стыка
Диссертация
Разработанная математическая модель оценки ресурса колеса грузового вагона, основанная на теории случайных стационарных процессов и корректированной линейной гипотезе суммирования повреждений, позволяет оценивать и прогнозировать ресурс колеса грузового вагона в зависимости от частоты действия случайного процесса и спектра эксплуатационной нагрузки. В результате вычислений установлено, что… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ ударного взаимодействия колеса грузового вагона и рельсового стыка
- 1. 1. Эксплуатационные характеристики колес грузовых вагонов и рельсовых стыков
- 1. 1. 1. Колеса грузовых вагонов: конструкция, материал, прочностные свойства, условия работы
- 1. 2. Расчет напряженно-деформированного состояния колеса грузового вагона и экспериментальная оценка его прочности
- 1. 3. Рельсы и рельсовые стыки при стыковом и бесстыковом пути
- 1. 3. 1. Конструкция рельсовых стыков на отечественных и зарубежных железных дорогах
- 1. 3. 2. Дефекты рельсовых стыков
- 1. 4. Причины возникновения ударного взаимодействия колеса грузового вагона и стыкового соединения рельсов
- 1. 5. Силы, действующие в стыковом соединении рельсов
- 1. 6. Оценка сил инерции необрессоренных масс подвижного состава при прохождении изолированных неровностей
- 1. 7. Выводы
- 1. 1. Эксплуатационные характеристики колес грузовых вагонов и рельсовых стыков
- 2. Математическое моделирование ударного взаимодействия колеса грузового вагона и рельсового стыка с дефектами
- 2. 1. Численное моделирование процесса квазистатического нагружения рельсового стыка с типовыми накладками
- 2. 2. Математическое моделирование прохождения колесом грузового вагона рельсового стыка с дефектами
- 2. 3. Математическое моделирование колебаний необрессоренных узлов грузового вагона при прохождении зоны стыка
- 2. 4. Колебания необрессоренных узлов грузового вагона при прохождении зоны стыка, заданной геометрической неровностью
- 2. 5. Колебания обрессоренных узлов грузового вагона при прохождении зоны стыка, заданной геометрической неровностью
- 2. 6. Выводке
- 3. Моделирование напряженно-деформированного состояния колеса грузового вагона при. прохождении рельсового стыка с дефектами
- 3. 1. Обоснование выбора МКЭ для моделирования НДС колеса грузового вагона.84'
- 3. 2. Моделирование НДС колеса повышенной твердости под воздействием! ударной силы.90'
- 3. 3. Оценка ресурса колеса грузового вагона
- 3. 4. Выводы
- 4. Конструктивные решения для снижения ударного воздействия на колесо грузового.вагона.111?
- 4. 1. Принципиальные схемы модернизации рельсовых стыков
- 4. 1. 1. Модернизация рельсовых стыков введением дополнительного > опорного элемента
- 4. 1. 2. Модернизация рельсовых стыков профильным стыкованием рельсов.116 ¦
- 4. 2. Математическое моделирование прохождения колесом, грузового вагона модернизированных рельсовых стыков
- 4. 3. Моделирование напряженно-деформированного состояния деталей модернизированных рельсовых стыков
- 4. 3. 1. Обоснование выбора материала для деталей модернизированных рельсовых стыков
- 4. 3. 2. Обоснование внешних нагрузок, кинематических ограничений перемещений, результаты моделирования
- 4. 4. Методика расчета модернизированного рельсового стыка внахлестку
- 4. 5. Выводы
- 4. 1. Принципиальные схемы модернизации рельсовых стыков
- 5. Технико-экономическое обоснование внедрения предлагаемых технических решений
Список литературы
- Шевченко В.Я. Виброзащита локоматива от случайного ударного воздействия комбинированным подвешиванием с использованием пневматических рессор: Дисс. канд. техн. наук. Омск, 1987. — 164 с.
- Обобщение передового опыта тяжеловестного движения: вопросы взаимодействия колса и рельса. / Пер. с англ. У. Дж. Харрис, С. М. Захаров, Дж. Ландгрен, X. Турне, В. Эберсен. М.: Интекст. 2002. 408 с.
- Кудрявцев Н. Н. Исследование динамики необрессоренных масс вагонов, / Труды всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, Вып. 287. М.: «Транспорт», 1965 г.
- Оптимизация триботехнических характеристик гребней колес подвижного состава В. Н. Богданов, Д. П. Марков, Г. И. Пенькова / Вестник ВНИИЖТ № 4, 1998, М.: Интекст с. 3 9.
- Жаров, И. А. Температуры на пятнах контакта системы «колодка-колесо-рельс» при торможении экипажа / И. А. Жаров // Вестник ВНИИЖТ. -2008. -№ 3. С. 34−39.
- Жаров И. А., Воронин И. Н., Курцев С. Б. Приближенный расчет поверхностных температур системы «колодка-колесо-рельс» /Трение и износ. 24 (2003). № 2. С. 144−152.
- Жаров, И. А. Методика расчета приповерхностных температур системы «колодка колесо» в режиме экстренного торможения / И. А. Жаров // Трение и износ. — (24) 2003. — № 4. — С. 43 — 48.
- Моделирование процессов контактирования, изнашивания и накопления повреждений, Трение и износ. -1996. — № 1.
- Жаров, И. А. Расчет температур на пятне контакта колеса с рельсом при юзе и боксовании / И. А. Жаров // Трение и износ. (24) 2003. — № 3. — С. 248−259.
- Обрывалин, А. В. Обеспечение работоспособности цельнокатаных колес повышенной твердости, поступающих в ремонт с термомеханическими повреждениями Текст.: дис. канд. техн. наук: 05.22.07 / А. В. Обрывалин- Омск: ОмГУПС, 2010.- 145 л.
- Богданов, В. М. Современные проблемы системы «колесо-рельс» Текст. / В. М. Богданов, С. М. Захаров / Железные дороги мира № 1, 2004 г.
- Галиев, И. И. Исследование динамических качеств локомотивов с двухярусным подвешиванием при воздействии импульсной нагрузки Текст.: дис. канд. техн. наук: 05.22.07. 173 л. — Омск, 1971.
- Николаев, В. А. Синтез системы виброизоляции машиниста локомотива, основанной на принципе компенсации возмущений: Дис.. канд. техн. наук: 05.22.07 / В. А. Николаев. Омск, 1985. 190 с.
- Шур Е. А. К вопросу об оптимальном"соотношении твердости колес и рельсов. Вестник ВНИИЖТ № 3,2006, из-во «Интекст».
- ГОСТ 10 791–2004 Межгосударственный стандарт. Колеса цельнокатанные. Техническиеусловия. Принят 25.05.2004 Изд-во стандартов 17 с.
- Технические условия налроизводство колес повышенной твердости ТУ 0943−157−1 124 328−2003, М: Из-во стандаротов, 2003 г.
- Совершенствование технологии восстановления колесных пар повышенной твердости. Дисс. канд. техн. наук. Воробьев А. А., Санкт-Петербург, 2005 г. 180 с.
- Петракова, А. Г. Повышение эксплуатационного ресурса цельнокатанных колес грузовых вагонов путем выбора рационального интервала их твердости Текст.: дис.. канд. техн. наук: 05.22.07. 197 л. -Омск, 2008.
- Результаты полигонных испытаний локомотивных бандажей повышенной твердости. БрюнчуковГ. И: / Вестник ВНИИЖТ № 2, 2007, М.: из-во Интекст с. 23 26.
- Исследование опытных локомотивных бандажей повышенной твердости. Кушнарев А. В., Брюнчуков Г. И., Марков Д. П., Сухов А. В. / Вестник ВНИИЖТ № 2, 2007 М., из-во Интекст.
- Справочник по триботехнике: В 3-х т. Текст. / Под общ. ред. М. Хебды, А. В'. Чичинадзе: Mi: Машиностроение, 1989. — Т.1. Теоретические основы. 400 е.: ил.
- Шелофаст, В. В. Основы проектирования машин. М.: Изд-во АПМ.472 с.
- Марков Д. П. Трибология и ее применение на железнодорожном транспорте / Тр. ВНИИЖТ. М.: Интекст, 2007. 408 с.
- Дувалян С. В. Аналитическое определение напряжений в диске цельнокатаного колеса. «Вестник ЦНИИ МПС», 1960, № 3, с. 36−40.27. «Trans. ASME», 1968, v. 1390, № 1, p. 187−196.
- Йонссон С. Расчет колес железнодорожного подвижного состава на цифровых вычислительных машинах.—"Ежемесячный бюллетень Международной ассоциации ж.-д. конгрессов". 1967, № 5, с. 72−81.
- Ивенсен Д., Каплан А. Некоторые проблемы взаимодействия колеса и рельса при высокоскоростном движения. — «Ежемесячный бюллетень Международной ассоциации ж.-д. конгрессов», 1970. № 5, с. 42−66.
- Никольская Э. Н., Гречищев Е. С., Герасимова А. К. Исследование температурного и напряженного состояний- цельнокатаного тепловозного колеса- Труды ВНИТЩ Вып. 34- Коломна- .1970- с. 184−197.
- Литовченко Е. П. Температурные деформации цельнокатаных колес при торможении- колодочными^ тормозамш — «Вестник ЦНИИ МПС», 1969, № 4, с. 35−40. .
- Вагоны. Изд. 2-е, перераб. и доп. Иод ред. Л- А. Шадура. М1, «Транспорт», 1973 г., 440 с.
- Рейдемейстер Т. В! Допускаемые1 нагрузки вагонных колес по условиям? усталостной прочности Текст. Г. В. Рейдемейстер, В- В: Соборницкая, В. К. Стельмах., Вопросы совершенствоания конструкций и технического содержания вагонов, ДИИТ 1991 .
- Есаулов В: 17. Определение напряженного состояния вагонных колес при помощи МКЭ / Межвуз. сб: науч. трудов ДИИТ: Вопросы совершентсования конструкций и технического содержания вагонов, 1991, 79 стр. .
- Есаулов В. П., Сладковский А. В. Применение полуаналитического МКЭ к расчету тел вращения под действием неосесимметричной нагрузки / Днепропетровский металлургический интститут. Днепропетровск, 1989, 18 с. Деп. в-УкрНИИНТИ 02Ю1.89, № 14г.
- Алижан А., Влияние динамических процессов в системе «колесо-рельс» на образование на образование волнообразных неровностей на поверхности катания рельсов-/ Автореф- дис.. канд. техн. .наук- М!,, 2010- -24 с.
- Меланин В. М. Удар колеса о рельс: нагрузки и деформиции // Мира транспорта № 3, 2010 М. с. 20 — 25.
- Шахунянц Г. М. Железнодорожный* путь: Учебник для? вузов ж.-д. трансп. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1969. — 536 с.
- Ресурсосберегающие технологии восстановления железнодорожной техники- сваркой, наплавкош и напылением: Сб. науч.тр. / Под ред. Лозинского.-М.гИнтекст, 1998: — 271'с.
- Альбрехт, В. Г. Бесстыковой путь / В- Г. Альбрехт, Н. П. Виноградов- Н- Б- Зверев., и др. / Под ред. В. Г. Альбрехта, А. Я. Когана. М.: Транспорт, 2000. — 408 с.
- Лысюк, В. С., Сазонов В1Н1, Башкатова, Л: В. Прочный и надежный железнодорожный путь. М1: ИКЦ5"Академкнига", 2003- - 589 е.: ил.
- Ангелейкр В.И. О влиянии горизонтальных поперекчных сил на напряжения в рельсах. Труды ХИИТа. Вып. 26. М., Трансжелдориздат, 1956.
- Ангелейко В. И- О влиянии поперечных горизонтальных сил на напряжения в рельсах. Труды ХИИТа. Вып. 26. М.: Трансжелдориздат, 1956 г.
- Еодыцкийт-Цвирко А. М: Изгибающий- момент в рельсовом — стыка: Труды ЛИИЖТа, вып. 137 Взаимодействие пути подвижного состава: Трансжелдориздат, М., 1948 г.
- Гасители колебаний! вагонов / И- Ш Челноков- Б- И*. Вишняков- В. М: Гарбузов и др. М.: Трансжелдориздат, 1963. -176 с.
- Кувалдиш И Об? учете влияния: стыков! при" проектировании^ вагонов // Сб. науч т./ Сибирский лесотехн. ин-т. Красноярск, 1948. С6. Y, вып. 3 С. 7−12.
- Фришман М.А. Как работает путь под поездами. Изд-во «Транспорт" — Mi, 1969-
- Вериго М. Ф- Вертикальные силы- действующие на» путь при* прохождении подвижного состава. Труды IЩИИ МПС, вып. 97, 155:
- Бромберг Е.М., Вериго М. Ф., Данилов В:М., Фришман A.M. Взаимодействие пути и подвижного состава. Трансжелдориздат, М.: 1956.
- Алексеев- МШ*, Вериго- М: Ф- Ершков"0:П!, Крепкогородский- С. С. Оценка, воздействия? на: путь современных- электровозов^ и тепловозов. Трансжелдориздат, М.: 1961.
- Вериго М.Ф., Крепкогородский С. С. Основные тербования к подвижному составу по воздействию на путь. Труды ЦНИИ МПС, вып. 248, ч. 11, 1962.
- М.Ф. Вериго, Основные принципиальные: положения! разработки- правил расчета: железнодорожного- пути на прочность, с использованием? ЭАВМ. Труды 1ЩИИ МПС, вып. 347. Изд-во «Транспорт». М.: 1967 г.
- Челноков И.И. Установление параметров гасителей колебаний грузовых. Дисс.докт.техн.наук., 05.22.07, Л., 1954.
- Челноков И.И., Вишняков Б .И., Гарбузов В. М., Эстлинг A.A. Гасители колебаний вагонов: Трансжелдориздат, М.: 1963 г.
- Челноков И.И., Варава В. И., К выбору жесткости рельсового пути. Сб. трудов ЛИИЖТа, вып. 298. Из-во «Транспорт», Л., 1969.
- Медель В-Б. Взаимодействие электровоза и пути. Трансжелдориздат, М.: 1956.
- Попов A.A. Теория плоских колебаний вагонов: Трансжелдориздат, М.: 1940.66: Грачева JI.O. Взаимодействие вагонов и железнодорожного пути. Труды ЦНИИ мПС, вып 355, Изд-во «Транспорт», М.: 1968.
- Волошко Ю.Д. Исследование свободных колебаний колеса ирельса при переменной жесткости пути. Труды ДИИТа, вып. 57. Изд-во «Транспорт», М.: 1965.
- Railway Gazette. 1969. — т. 125. — № 16. — С.616−619.
- Вериго М.Ф., Коган А. Я. Об устрйчивости движения колеса по рельсу // Вестник ВНИИЖТ, 1965, № 4. с.3−8.
- Годыцкий-Цвирко A.M. Взаимодействие пути подвижного состава. М.: Гострансиздат, 1931. — 215 с.
- Коган А.Я., Пейч Ю. Л. Расчет нестационарного напряженно-деформированного состояния рельсового стыка, Ml: Вестник ВНИИЖТ, 2002, № 2.
- Коган А. Я, Никитин Д. А., Полещук И. В., Колебания пути при высоких скоростях движения экипажей и ударном взаимодействии колеса и рельса. М.: Интекст, 2007. — 168 с. 77. http://www.css-rzd:ru/vestnik-vniizlit/v2002−2/v2- ll.htm.
- Коган А. Я. Динамика пути и его взаимодействие с подвижным составом. Mi: Транспорт, 1997. 326 с.
- Кривоногов, В.Г. Статическое и динамическое нагружение железнодорожных колес с прямым диском ГОСТ 9036–88 Текст. / В. Г. Кривоногов, В. Ю. Влазнев, С. В. Потапов Вестник ВНИИЖТ.
- Козырев^ А. И. Динамические процессы в системе колесо-рельс тележечных экипажей:/ Хабаровск А. И. Козырев, А. Алижан // «Подвижной состав XXI века»: Материалы Международной науч.-практ. конф., ДвГУПС, Хабаровск, 13−14 ноября 2008 г. Вып. 5, С. 145−146.
- Вериго, М. Ф. Динамика вагонов/Конпект лекций- М.: 1971 175 с-
- Иванов П. С. Анализ дефектов рельсов Текст. / Железнодорожный транспорт № 10,2010 г. с. 58 60 .
- Кривоногов- В: Г. Численное моделирование процесса квазистатического нагружения электроизолирующего рельсового стыка с полимерными накладками. / В. Г. Кривоногов, С. А. Анатаносов / Вестник ВНИИЖТ, М.: № 7,2000. С. 20−24.
- Katuoka, H Динамический анализ напряжений и оценка срока службы рельсов звеньевого пути / Н. Katuoka Железные дороги мира № 10 2007.
- Тимошенко, С. П. Теория упругости. / С. П. Тимошенко, Дж. Гудьер / М.: Наука, 1979. 560 с.
- Przemieniecki, J. S. Theory of Matrix Structural Analisis. New York: Mc. Graw-Hill. 1968.
- Лебедев, А. В. Экспериментальное определение сопротивления промежуточных скреплений повороту рельсов относительно шпал / А. В. Лебедев / М.: Вестник ВНИИЖТ. 2006. № 6. С. 42 45.
- Klotzinger, Erwin Der Oberbauschotter Teil 1: Anforderungen und Beanspruchung / Erwin Klotzinger / Eisenbahntechnische rundschau № 1+2. 2008.
- Крылов А. H. О некоторых дифференциальных уравнениях матеаматической физики. М.-Л., 1950. — 286 с.
- Шмит К. М. Влияние массы пути на деформацию его при ударе колеса с неподрессоренным грузом. Сб. НИИ пути и путевого хозяйства. М.: Трансжелдориздат, 1941. С. 87 109.
- Вериго М. Ф. Метод определения массы пути и сил трения в его основании, взаимодействующих с движущемся по рельсу колесом. Техника ж. д., 1951, № 6. С. 17−18.
- Гасанов А. И. О приведенной массе пути. Вестник ВНИИЖТ, 1968, № 6, с. 52 — 53.
- Алямовский, A. A. SolidWorks/COSMOS Works 2006−2007. Инженерный анализ методом конечных элементов Текст. / А. А. Алямовский. М.: ДМК, 2007. — 784 е., ил.
- Постнов В.А., Хархурим И. Я., Метод конечных элементов в расчетах судовых конструкций. Л., Судостроение, 1974.
- Энциклопедия, Машиностроение. / Ред. совет: К. В. Фролов (пред.) и др. М.: Машиностроение. Динамика и прочность машин. Теория механизмов и машин. Т. 1−3. В 2-х кн. Кн. 1 / К. С. Колесников, Д. А. Александров- В. К. Асташев и др.
- Зенкевич Дж. Метод конечных элементов в технике М.: Мир, 1975.- 541 с.
- Галлагер, Р. Метод конечных элементов. Основы: Пер. с англ. Текст. / Р. Галлагер. М.: Мир, 1984. — 428 е.: ил.
- Расчеты машиностроительных конструкций методом конечных элементов. Справочник / Под ред.В. И. Мяченкова. М.: Машиностроение, 1989. 520 с.
- Каплун А.Б., Морозов Е. М., Олферьева М.А. ANS YS в руках инженера. Практическое руководство. М.: Едиториал УРСС, 2004. 272 с.
- Алямовский, A. A Solid Works 2007/2008. Компьютерное моделирование в инженерной практике Текст. / A.A. Алямовский, А. А. Собачкин, Е. В. Одинцов, А. И. Харитонович, Б. Н. Пономарев СПб.: БХВ-Петербург, 2008. — 1040 е., ил.
- Радченко Н. А., Криволинейное движение рельсовых транспортных средств. Киев: Нукова думка, 1988. С. 15.
- Лазарян В. А-., Радченко" Н. Н., Зинченко В. И. О станционарных режимах и устойчивости движениярельсовых экипажей в кпуговых кривых // Тр. ДИИТа. 1976. Вып. 182/22. С. 3-Г4.
- Соколов Mi М, Хусидов В! Д-, Минкин Ю. Г., Динамическая нагруженность вагона. М.: Транспорт, 1981, 207 с.
- Нехаев В: А. Оптимизация1 режимов" ведения поезда, с учетом критериев безопасности движения*(методы.и алгоритмы). Дисс. докт. техн. наук. Омск, Омский гос. ун-т путей сообщения*, 2000. 353 с.
- ГОСТ 9036–88 Колеса цельнокатанные. Конструкция и размеры. Текст. Введ. 1980−12−21. — Mi Изд-во стандартов, 1988. — 11 с.
- ГОСТ 10 791–2004 Колеса цельнокатанные. Технические условия. Текст. Введ. 2005−07−01. — М. Изд-во стандартов, 2004. — 37 с.
- ГОСТ Р 51 685−2000 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия. Текст. Введ. 2001−07−01. — М. Изд-во стандартов, 2000. — 26 с.
- Стрек, Я. М. Технология формирования многоуровневого микрорельефа поверхностей и исследование их триботехнических свойств. Дисс. канд. техн. наук., Омск. Омский гос. техн. ун-т. 2006. 160 с.
- Болотин, В. В. Статистические методы в строительной механике. М. Госстройиздат, 1965.
- Болотин, В. В Элементы теории усталости. В справочнике «Прочность, устойчивость, колебания». Т. 1, М. «Машиностроение», 1968.
- Инженерные методы исследования ударных процессов, Батуев Г. С., Голубков Ю. В., Ефремов А. К., Федосов А. А. / «Машиностроение», 1969, 251 с.
- Когаев, В. П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени. М.: Машиностроение, 1993. 364 с.
- Большегрузные восьмиосные вагоны. Под ред. Л. А. Шадура, М., «Транспорт», 1968, стр. 201 -204.
- Пат. 76 025 Российская Федерация, МПК Е01 В 11/32. Стыковое соединение рельсов Текст. / А. В. Бородин, В. В. Иванов- заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. — № 2 008 114 943/22- заявл. 16.04.2008- опубл. 10.09.2008. Бюл. № 25.
- Пат. 78 807 Российская Федерация, МПК Е01 В 11/32. Стыковое соединение рельсов с «Т"-образной вставкой Текст. / А. В. Бородин, В: В. Иванов- заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. — № 2 008 120 943/22- заявл. 26.05.2008.
- Пат. 77 874 Российская Федерация, МПК Е01 В 11/32. Стыковое соединение рельсов внахлестку Текст. / А. В. Бородин, В. В. Иванов, Е. В. Глушкова- заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. -№ 2 008 127 817/22- заявл. 08.07.2008.
- Зенкевич, Дж. Метод конечных элементов в технике Текст. / Дж. Зенкевич. М.: Мир, 1975. — 541 е.: ил.
- Дударева, Н. Ю. Самоучитель SolidWorks 2008 Текст. / Н. Ю. Дударева, С. А. Загайко. СПб.: БХВ — Петербург, 2008. — 384 е.: ил. + CD-. ROM.
- Алямовский, A. A Solid Works. Компьютерное моделирование в инженерной практике Текст. / A.A. Алямовский, А. А. Собачкин, Е. В. Одинцов.- СПб. :БХВ-Петербург, 2006. 800 е., ил.
- Механические свойства сталей и сплавом при пластическом деформировании. Карманный справочник. А. В. Третьяков, Г. К. Трофимов, М. К. Гурьянова/М.: Машиностроение, 1971 г. 65 с. ил.
- Марочник сталей и сплавов. Справочник. М. М. Шишков, Издание 3-е дополненное, Донецк, Юго-восток, 2002 г. 456 с. ил.123: Моделирование прочности судовых конструкций. JL: Изд-во «Судосторение». 1969.221 с. ил.
- Петинов, С. В. Экспериментальные методы сопротивления материалов. Учебное пособие. Д.: Изд-во ЛЕИ. 1984. 48 с. ил.
- Локшин, А. 3. Введение в нелиненую теорию упругости. Конспект лекций. Л.: ЛКИ. 1977. 54 с.
- Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов. Утв. Министерством экономики РФ, Министерством финансов, РФ, Гос. комитетом РФ по строит., архитектурн. и жилищной политике. №ВК-477 от 21.06.1999 г.
- Справочник нормировщика машиностроителя. В 4-х т. Т. 4 / Под ред. Е. И. Стружестраха. Т. 2. — М.: Машгиз, 1961. — 892 е., ил.
- Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1986. — 496 е., ил.
- Оглоблин, А. И. Справочник фрезеровщика / А. И. Оглоблин. — М.-Л.: Машгиз, 1962. 448 е., ил.
- Пикус, М. Ю. Справочник фрезеровщика / М. Ю. Пикус, И. М. Пикус. Минск: Вышейш. школа, 1975. — 304 е., ил.