Традиции русского символистского романа в романе 20-х-30-х годов XX века: А.П. Платонов «Чевенгур», В.В. Набоков «Дар»
Диссертация
Н. Рымарь определяет первичную установку романа как «установку на создание образа напряженной, богатой событиями и переживаниями, „интересной“ жизни», и главную роль в выполнении этой задачи играет, по мнению исследователя, интрига: «Романный вымысел, одна из наиболее значимых стилевых доминант, средство отражения конфликта между личностью и обществом, обеспечивающее драматизацию повествования… Читать ещё >
Содержание
- Первая глава. Символистский роман: особенности поэтики
- Вторая глава. Роман А. П. Платонова «Чевенгур» в ракурсе художественных открытий символистов
- Третья глава."Дар" В. В. Набокова и традиции символистского романа
Список литературы
- Авраменко А. А.Блок и русские поэты X1. века. ДД. М.1990.
- Алыпванг А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом //Алъшванг А. Избранные сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: Музыка. 1964. С.73−94.
- Барковская Н. Поэтика символистского романа. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1996.
- Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности //Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1986.
- Бахтин М. Лекции об А.Белом, Ф. Сологубе, А. Блоке, С. Есенине (в записи Р.М.Миркиной) //Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск: Издательство Витебского пединститута. 1993. N2/3. С.138−174.
- Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике //Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука. 2000.
- Бахтин М. Эпос и роман. (О методологии исследования романа.) //Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука. 2000.
- Белый А. Брюсов //Белый А. Арабески. М.: Мусагет. 1911. С.448−457.
- Белый А. Магия слов //Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика. 1994.
- Белый А. Мастерство Гоголя. М.: МАЛП. 1996.
- Белый А. Петербург. М.: Наука. 1981.
- Белый А. Эмблематика смысла //Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика. 1994.
- Бергсон А. Восприятие изменчивости. Лекции, прочитанные в Оксфордском университете 26 и 27 мая 1911 г. СПб.: Издание М. И. Семенова. 1913.
- Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания //Бергсон А. Собрание сочинений. В 4-х тт. Т.1. М.: Московский клуб. 1992.
- Блауберг И. А.Бергсон и философия длительности //Бергсон А. Собрание сочинений. В 4-х т. Т.1. М.: Московский клуб. 1992. С.6−44.
- Вавулина А. Пространственно-временные отношения в русской прозе 1970-х годов. Дис.канд.филол.наук. М.: МГУ. 2000.
- Гаспаров Б. «Временной контрапункт» как формообразующий фактор романа Б.Пастернака «Доктор Живаго „//Дружба народов. 1990. N3. С.223−242.
- Дюдина О. Поэтика романов Гайто Газданова. АКД. М.: МГУ. 2000.
- Ерофеев В. Споры об Андрее Белом: обзор зарубежных исследований //Андрей Белый: Проблемы творчества. М.: Советский писатель. 1988. С.482−501.
- Иванов Вяч. Вдохновение ужаса. (О романе А. Белого „Петербург“) //Иванов Вяч. Родное и вселенское. Статьи 1914−1917 гг. М.: Издание Г. А. Лемана и С. И. Сахарова.1918.
- Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме //Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика. 1994.
- Иванова О. Ирония как стилеобразующее начало в романе Ф.Сологуба „Мелкий бес“. АКД. М.: МГУ. 2000.
- Ильев С. Русский символистский роман. Аспекты поэтики. Киев: Лыбидь. 1991.
- Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука. 1975.
- Кожевникова Н. Из наблюдений над неклассической („орнаментальной“) прозой //Известия АН СССР. Серлит. и яз. 1976. N1. С.55−66.
- Кожевникова Н. О звуковой организации прозы А.Белого //Проблемы структурной лингвистики 1981. М.: Наука. 1983. С. 197−212.
- Кожевникова Н. Слово в прозе А.Белого //Проблемы структурной лингвистики 1983. М.: Наука. 1986. С. 140−163.
- Кожевникова Н. Язык А.Белого. М. 1992.
- Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: МГУ. 2000.
- Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918−1945 гг. Пермь: Издательство Пермского государственного университета. 1975.
- Ли Хюн Сук „Медный всадник“ А. С. Пушкина в контексте романа Андрея Белого „Петербург“ (к проблеме интертекстуальности). АКД. М.: МГУ. 1998.
- Лосев А. Миф //Философская энциклопедия. В 5-ти тт. Т.З. М.: Советская энциклопедия. 1964.
- Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. Петербург: Учитель. 1922.
- Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города //Семиотика города и городской культуры. Петербург. ТГУ. Ученые записки. Труды по знаковым системам XVIII. Вып.664. Тарту. 1984. С.30−45.
- Максимов Д. О мифопоэтическом начале в лирике Блока //Ученые записки ТГУ. Вып. 459. Тарту. 1979. С.3−33.
- Мережковский Д. Христос и Антихрист //Мережковский Д. Собрание сочинений. В 4-х тт. Т. 1−2. М.: Правда. 1990.
- Минц 3. Блок и русский символизм //Минц 3. А. Блок и русские писатели. СПб.: Искусство-СПБ. 2000.
- Минц 3. Граф Генрих фон Оттергейм и „Московский ренессанс"//Андрей Белый: Проблемы творчества. М.: Советский писатель. 1988. С.215−240.
- Минц 3.0 некоторых „неомифологических“ текстах в творчестве русских символистов //Ученые записки ТГУ. Блоковский сборник III. Вып.459. Тарту. 1979.
- Минц З.Г., Безродный М. В., Данилевский А. А. „Петербургский текст“ и русский символизм //Семиотика города и городской культуры. Петербург. ТГУ. Ученые записки. Вып.664. Тарту. 1984. С.78−92.
- Мочульский К. А.Блок. А.Белый. В.Брюсов. М.: Республика. 1997.
- Новейший философский словарь. Минск: Скакун. 1999.
- Новиков Л. Стилистика орнаментальной прозы А.Белого. М.: Наука. 1990.
- Пайман А. История русского символизма. М.: Республика. 1998.
- Пискунов В. „Второе пространство“ романа А.Белого „Петербург'7/Андрей Белый: проблемы творчества. М.: Советский писатель. 1988. С. 193−214.
- Пустыгина Н.Г. Символика огня в романе Ф.Сологуба „Мелкий бес“ //Биография и творчество в русской культуре начала XX века. Блоковский сборник IX. Ученые записки ТГУ. Вып.857. Тарту. 1989. С. 124−137.
- Пустыгина Н.Г. Цитатность в романе А.Белого „Петербург"//Ученые записки ТГУ. Т.28. Вып. 414. Тарту. 1977. С.80−97.
- Реале Джм Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4: От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК „Петрополис“. 1997.
- Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Издательство Воронежского университета. 1989.
- Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев: Издательство Саратовского университета. Куйбышевский филиал. 1990.
- Рымарь Н.Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы. Воронеж: Издательство Воронежского университета. 1978.
- Силард Л. Андрей Белый и Джеймс Джойс. Studia Slavica Hung. XXV. 1979. С.407−417.
- Силард Л. К вопросу об иерархии семантических структур в романе XX века. Hungaro-Slavica. 1983. С.297−313.
- Силард Л. Орнаментальность/орнаментализм. Russian Literature XIX (1986). С.65−78.
- Силард Л. От „Бесов“ к „Петербургу“: между полюсами юродства и шутовства //Studies in 20th century. Russian prose. Stockholm. 1982. C.80−107.
- Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX начала XX вв. //Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л.: ЛГУ. 1984. С.265−284.
- Смирнова Л. Реальность и фантазия в прозе А.Белого //Белый А. Избранная проза. М.: Советская Россия. 1988.
- Сологуб Ф. Мелкий бес //Сологуб Ф. Мелкий бес. Белый А. Петербург. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. 1988.
- Сологуб Ф. Стихотворения. Л.: Советский писатель. 1975.
- Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века. М.: РГГУ. 1997.
- Тименчик Р.Д. „Поэтика“ Санкт-Петербурга эпохи символизма/ постсимволизма //Семиотика города и городской культуры. Петербург. ТГУ. Ученые записки. Вып.664. Тарту. 1984. С. 117−124.
- Тименчик Р.Д., Топоров В. Н. Цивьян Т.В. Сны Блока и „петербургский текст“ начала XX века //Тезисы всесоюзной (III) конференции творчества А. А. Блока. Тарту. 1975. С. 129−135.
- Трубников Н. Время человеческого бытия. М.: Наука. 1987.
- Фатеева Н. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М.: Агар. 2000.
- Ханзен-Леве А. Русский символизм. СПб.: Гуманитарное агенство „Академический проект“. 1999.
- Ходасевич В. Брюсов //Ходасевич В. Некрополь. М.: Советский писатель. 1991.
- Ходасевич В. Конец Ренаты //Ходасевич В. Некрополь. М.: Советский писатель. 1991.
- Эсалнек АЛ. Своеобразие романа как жанра. М.: МГУ. 1978.
- Эсалнек А .Я. Типология романа. М.: МГУ. 1990.
- Эпсинд Е. Единство „серебряного века“ //La letteratura russa del Novecento: Problemi di poetica. Napoli: Istituto Suor Orsola Benincasa. 1990. C. 13−33.1. Вторая глава
- Платонов А. Чевенгур. Тула: Приокское книжное издательство. 1989.
- Агеносов В. Рецензия на книгу Н.М.Малыгиной „Художественный мир
- A.Платонова“ //Филологические науки. 1997. N3. С. 118−120.
- Баршт К. Энергетический принцип А.Платонова //"Страна философов“ Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. М.: ИМЛИ РАН. Наследие. 2000. С.253−261.
- Бочаров С. Вещество существования //Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Советский писатель. 1994. С.10−46.
- Бродский И. Послесловие к „Котловану“ А.Платонова //Бродский И. Сочинения. В 4-х томах. Т.1У. СПб.: Пушкинский фонд. 1995. С.49−51.
- Бульская Я. Типология конфликтов в повестях А.Платонова. АКД. М.: МГУ. 2003.
- Вайман В. Мерцающие смыслы. М.: Наследие. 1999.
- Вари Э. Творчество А.Платонова в зеркале новейшей русской культуры //"Страна философов“ Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.88−95.
- Васильев В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. М.: Современник. 1990.
- Васильев В. Национальная трагедия: утопия и реальность. (Роман „Чевенгур“ в контексте его времени.) //"Страна философов“ Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.1. М.: Наследие. Наука. 1994. С.51−72.
- Волкова Е. Мотив в поэтическом мире автора. (На материале поэзии
- B.Ходасевича.) АКД. М.: МГУ. 2001.
- Ворожбит Н. Платонов первый писатель //"Страна философов“ Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.68−71.
- Вьюгин В. Поэтика А.Платонова и символизм //"Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.З. М.: ИМЛИ РАН. Наследие. 1999. С.267−273.
- Вьюгин В. «Чевенгур» и «Котлован»: Становление стиля Платонова в свете текстологии //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.605−624.
- Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. М.: МИК. 1999.
- Голубков М. Утраченные альтернативы. М.: Наследие. 1992.
- Гусев С. Апология массового познания и целостная картина творчества А.Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.262−270.
- Давыдов Д. Из заметок об А.Платонове //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.84−85.
- Дмитровская М. Архаичная семантика зерна (семени) у А. Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.362−368.
- Дмитровская М. Образная параллель «человек-дерево» у А.Платонова //Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн.2. СПб.: Наука. 2000. С.25−40.
- Дмитровская М. Макрокосм и микрокосм в художественном мире А.Платонова. Калининград: КГУ. 1998.
- Дрозда М. Художественное пространство прозы А.Платонова //Umjetnost Rijeci. Zagreb. 1975. Vol. 19. N2/4. C.85−105.
- Дронова Т. Мифологема «конца истории» в творчестве Д.Мережковского и А. Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.209−217.
- Замятин Д. Империя пространства: Географические образы в романе А. Платонова «Чевенгур» //Вопросы философии. 1999. N10. С.82−89.
- Замятин Е. О синтетизме //Замятин Е. Мы. Роман, повести, рассказы, пьесы, статьи и воспоминания. Кишинев: Лит. артистикэ. 1989.
- Зеньковский В. Н.Ф.Федоров //Зеньковский В. История русской философии. Т.2. Часть I. Л.: Эго. 1991. С. 134−150.
- Кантор К. Без истины стыдно жить //Вопросы философии. 1989. N3. С. 14−21.
- Карасев JI. Движение по склону (пустота и вещество в мире А. Платонова). //Вопросы философии. 1995. N8. С. 123−143.
- Карасев J1. Знаки «покинутого детства». (Анализ «постоянного» у А.Платонова.) //Андрей Платонов: Мир творчества. СД05−121.
- Карасев JT. Вверх и вниз (Достоевский и Платонов) //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.168−184.
- Коваленко В. Язык свободы у Достоевского и Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.201−208.
- Кожевникова Н. Тропы в прозе А.Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.369−377.
- Кулагина А. Тема смерти в фольклоре и прозе А.Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.345−357.
- Лазаренко О. Письменное слово и история в романе «Чевенгур» //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.548−555.
- Левин Ю. От синтаксиса к смыслу («Котлован» А. Платонова) //Левин Ю. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Школа «Языки русской культуры». 1998. С.392−419.
- Ливингстон А. Христианские мотивы в романе «Чевенгур» //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.556−561.
- Л ивингстон А. О переводе прозы А. Платонова в английские стихи //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С. 109−114.
- Лосский Н. История русской философии. М.: Высшая школа. 1991.
- Любушкина М. «Тайную думу не скроешь."//"Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.732−736.
- Малыгина Н. Образы-символы в творчестве А.Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.1. С. 162−184.
- Малыгина Н. Роман Платонова как мотивная структура //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.З. С.212−222.
- Малыгина Н. Диалог Платонова с Достоевским //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С. 185−200.
- Малыгина Н. Эстетика А.Платонова. Иркутск: Издательство Иркутского университета. 1985.
- Михеев М. Неправильность платоновского языка: Намеренное косноязычие или бессильно-невольные «затруднения» речи? //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.385−392.
- Михеев М. В мир Платонова через его язык. М.: МГУ. 2003.
- Московская Д. Художественное осмысление политической реальности первого десятилетия революции в прозе А.Платонова 1926−1927 гг. //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.395−429.
- Мущенко Е. Художественное время в романе «Чевенгур» //Андрей Платонов: Исследования и материалы. Воронеж: Издательство Воронежского университета. 1993. С. 28−38.
- Некрасова Л. Хаос и созидание в языковой картине мира А.Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.378−384.
- Новикова Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: А. Платонов и западный утопический роман //Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1997. N1.0.67−77.
- Нонака С. К вопросу о точке зрения в романе «Чевенгур» //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.523−534.
- Пастушенко Ю. О мифологической природе образа у А.Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.339−344.
- Полтавцева Н. Тема «обыденного сознания» и его интерпретация в творчестве А.Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.271−281.
- Радбиль Т. Мифология языка А.Платонова. Нижний Новгород: НГПУ. 1998.
- Распутин В. Свет печальный и добрый //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.7−9.
- Рудаковская Э. Время грамматическое и время художественное в романе А.Платонова «Чевенгур» //Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн.2. СПб.: Наука. 2000. С.78−88.
- Савельзон И. Категория пространства в художественном мире А.Платонова// «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.З. М.: ИМЛИ РАН. Наследие. 1999. С.233−243.
- Свительский В., Скобелев В. Радостное состояние поэзии //Подъем. 1976. N2. С. 139−144.
- Семенова С. «В усилии к будущему времени». (Философия А.Платонова.) //Семенова С. Преодоление трагедии. М.: Советский писатель. 1989. С.318−377.
- Семенова С. Этика «общего дела» Н.Ф.Федорова. М.: Знание. 1989.
- Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. М.: МГУ. 1979.
- Скороспелова Е.Б. Достоинство «малого жанра»//Советский русский рассказ 20-х годов. М.: МГУ. 1990. С.9−12.
- Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС. 2003.
- Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры. М.: Школа «Языки русской культуры». 1997.
- Толстая-Сегал Е. О связи низших уровней текста с высшими. (Проза А.Платонова.) //Slavica Hierosolymitana. 1978. Vol.11. P. 169−212.
- Толстая-Сегал Е. Натурфилософские темы в творчестве Платонова 20−30-х гг. //Slavica Hierosolymitana. 1979. Vol.1 V. Р.223−255.
- Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова //А.Платонов: Мир творчества. С.47−83.
- Уайт X. Платонов и теория относительности. Заметки о современной структуре повести «Котлован» //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.246−252.
- Федякин С. Слово Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.33−38.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Алетейя. 1997.
- Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт. 1997.
- Хрящева Н. «Кипящая вселенная» Андрея Платонова. Динамика образотворчества и мифопостижения. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический институт- Стерлитамак: Стерлитамакский государственный педагогический институт. 1998.
- Чалмаев В. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. М.: Советский писатель. 1989.
- Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М.: Советский писатель. 1987.
- Эппельбоин А. Проблемы перспективы в поэтике А.Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. С.358−361.
- Яблоков Е. О типологии персонажей А.Платонова //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.1. С. 194−203.
- Яблоков Е. На берегу неба. (Роман А. Платонова «Чевенгур».) СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин». 2001.
- Яблоков Е. «Царство мнимости» в произведениях А.Платонова и В. Набокова начала 30-х годов //"Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.З. С.332−342.
- Якушевы А. и Г. Структура художественного образа у А. Платонова// American contributions to the eight International Congress of Slavists. Slavica Publishers. 1978. P.746−778.
- Seifrid T. Andrei Platonov: Uncertainties of Sspirit. Cambridge: Cambridge UP, 1992.
- White H. A. Time out of Line: Sequence and Plot in Platonov’s Chevengur. Slavic and East European Journal. Vol.42. N.l. (1998).1. Третья глава
- Набоков В. Дар //Набоков В. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.З. М.: Правда. 1990.
- Александров В. Набоков и «серебряный век» русской культуры //Звезда. 1996. N11. С.215−230.
- Александров В. Набоков и потусторонносгь.СПб.: Алетейя. 1999.
- Апресян Ю. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова //Апресян Ю. Избранные труды. ТомИ: Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры». 1995. С.651−694.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия. 1979.
- Белый А. Записки чудака //Белый А. Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака. М.: Республика. 1997.
- Берберова Н. Набоков и его «Лолита»//Владимир Набоков: pro et contra. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института. 1997. С.284−307.
- Бицилли П. В.Сирин. «Приглашение на казнь». Его же. «Соглядатай». Париж. 1938 //Владимир Набоков: pro et contra. С.251−254.
- Бло Ж. Набоков. СПб.: БЛИЦ. 2000.
- И. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. М.: Независимая газета- СПб.: Симпозиум. 2001.
- Волкова Е. О дистанции между автором и героем-повествователем в романе
- Волошин М. Аполлон и мышь //Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука. 1988.1. C.96−111.
- Геллер Л. Художник в зоне мрака: «Bend Sinister» Набокова //Владимир Набоков: pro et contra. С.578−589.
- Давыдов С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова: Метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь» //Владимир Набоков: pro et contra. С.476−490.
- Долинин А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» //Владимир Набоков: pro et contra. С.697−710.
- Ерофеев В. В поисках потерянного рая: (Русский метароман В. Набокова) //Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М.: Советский писатель. 1990. С. 162−205.
- Из переписки В. Ф. Ходасевича (1925−1938) //Минувшее: Исторический альманах. М.: Прогресс- Феникс. 1991. Вып.З. С.262−291.
- Йен Тинг-Чиа Специфика пространственно-временной организации русскоязычных романов В. Набокова («Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь»). АКД. М: МГУ. 1999.
- Левин Ю. Биспациальность как инвариант поэтического мира В.Набокова //Левин Ю. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Школа «Языки русской культуры». 1998. С.323−391.
- Левин Ю. О «Даре» //Левин Ю. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Школа «Языки русской культуры». 1998. С.287−322.
- Липовецкий М. Эпилог русского модернизма //Владимир Набоков: pro et contra. С.643−666.
- Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия //Владимир Набоков: pro et contra. С.454−475.
- Набоков В. Два интервью из сборника «Strong Opinions» //Владимир Набоков: pro et contra. С. 138−168.
- Набоков В. Предисловие к роману «The Gift»//Владимир Набоков: pro et contra.1. C.49−51.
- Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова. С.491−513.
- Пурин А. Набоков и Евтерпа //Новый мир. 1993. N2. С.224−241.
- Сконечная О. Традиции русского символизма в прозе В.Набокова 20-х-30-х годов. АКД. М. 1993.
- Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе В.Набокова. (К вопросу о набоковском пародировании мотивов «серебряного века») //Звезда. 1996. N11. С.207−214.
- Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения. М.: Книга. 1991.