Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономические механизмы развития регионального АПК: На примере Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе предложена модель вертикальной кооперации и экономических взаимоотношений, объединяющих сферу производства масличных семян подсолнечника и отрасль их переработки. Что же касается экономических взаимоотношений между структурными звеньями кооператива, то они строятся на контрактной основе. При этом в процессе функционирования кооператива будут совершенствоваться механизм экономических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития регионального
  • АПК в условиях рынка
    • 1. 1. Сущность и факторы формирования регионального АПК
    • 1. 2. Цель, условия и функции эффективного развития аграрного, рынка региона
    • 1. 3. Роль многоукладной экономики в формировании рыночного механизма регионального АПК
  • Глава 2. Современное состояние развития АПК
  • Ставропольского края
    • 2. 1. Природно-экономические условия развития АПК
    • 2. 2. Структура и территориальная организация регионального
    • 2. 3. Состояние рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия
    • 2. 4. Рынок средств производства и ремонтно-технических. услуг в АПК Ставрополья
  • Глава 3. Направления перспективного развития
  • АПК Ставропольского края
    • 3. 1. Рыночная рационализация структурно-воспроизводственных пропорций в региональном АПК: факторы и стратегические приоритеты
    • 3. 2. Углубление экономических взаимоотношений в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции
    • 3. 3. Механизмы государственного экономического регулирования развития АПК

Организационно-экономические механизмы развития регионального АПК: На примере Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Общепризнанно, что за последнее десятилетие по причине ошибочного аграрного курса Правительства России АПК оказался в глубоком кризисе.

В этих условиях государством вопросы решения продовольственной проблемы были отданы в регионы, где производится товарная продукция, осуществляются непосредственные экономические связи между сельхозтоваропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, заготорганизациями и торговлей. Регионы вступают в прямые торговые отношения не только друг с другом, но и с зарубежными странами, создают специализированные и территориальные рынки.

От того, насколько региональные органы власти смогут обеспечить нормальные условия для функционирования агропромышленного производства, во многом будет зависеть выход аграрной сферы из кризиса и ее дальнейшее развитие, обеспечение населения продовольствием, поскольку решение продовольственной проблемы напрямую связано с уровнем развития АПК, функционированием продовольственного рынка.

Как известно, агропромышленный комплекс относится к сложному экономическому формированию. Это объясняется многообразием и большим количеством отраслей, входящих в его состав. Производственная структура АПК сложна, динамична и определяется степенью развития производительных сил и уровнем потребности в конечном продукте. Именно в ней отражаются основные пропорции и взаимосвязи, составляющих комплекс звеньев, их производственные функции образуют совокупность системы.

Решающим фактором повышения эффективности сельскохозяйственного производства и других отраслей аграрной экономики в настоящее время является перевод его деятельности на рыночные условия функционирования. Однако для эффективного ведения агропромышленного производства помимо рыночных отношений необходим комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности АПК региона. Особенно это касается тех территорий, где АПК является специализирующим комплексом, к ним, безусловно, относится Ставропольский край.

Таким образом, данная проблема является актуальной, а ее значимость особенно возрастает в условиях рыночных отношений. Все это послужило основанием для выбора темы исследования.

Состояние изучаемого вопроса. Теоретические и практические аспекты функционирования и развития региональных АПК освещены в работах отечественных ученых-экономистов: Акинина П. В., Бинатова Ю. Г., Буздалова И. Н., Кундиус В. А Морозовой Т. Г., Привалихина Н. Н., Сагайдак Э. А., Счастливцева А. В., Саблук П. Т. Ушвицкого Л.И., Ушачева И. Г., Штульберга Б. М. и других.

Проблемы регионального аграрного рынка и продовольственной безопасности государства и его регионов исследованы в работах Головатюка С. М., Злобина Е. Ф., Коровкина В. Н., Курцева И. В., Першукевича П. М., Рыкова В. М., Серкова А. Ф., Тихонова В. А., Урусова В. Ф., Хицкова И. Ф. и других.

Однако, по мере усиления рыночной ориентации аграрного сектора экономики возникают новые проблемы, а прежние высвечиваются с совершенно новой и неожиданной их стороны. Возникает необходимость в переосмыслении прежних решений этих проблем, наиболее остро ощущаемых на уровне субъектов федерации, в частности в АПК.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в обосновании рекомендаций и разработке организационно-экономических положений направленных на повышение эффективности функционирования агропромышленного комплекса в условиях Ставропольского края.

Из поставленной цели вытекают следующие основные задачи:

— раскрыть научные основы и выявить особенности развития регионального агропромышленного комплекса, целостной регулируемой системы;

— изучить современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса исследуемого региона;

— выявить особенности современного состояния территориальной структуры АПК Ставропольского края и тенденции ее развития, предложить вариант агропромышленного районирования;

— определить особенности и недостатки структуры регионального АПК, а также функционирования его основных продуктовых подкомплексов;

— разработать предложения по совершенствованию экономических взаимоотношений между отраслями, входящими в состав АПК;

— обосновать стратегические приоритеты рыночной рационализации структурно-воспроизводственных пропорций в региональном АПК;

— определить рациональные формы и методы государственной поддержки и регулирование развития АПК Ставропольского края.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе развития регионального АПК в новых экономических условиях.

Объектом научного исследования является агропромышленный комплекс Ставропольского края, отдельные его отрасли, различные организационно-правовые формы предприятий АПК.

Теоретической и методологической основой проведения исследований явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам развития агропромышленного комплекса, рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Исходным материалом для исследования являлись данные статистических органов, в том числе краевого управления государственной статистики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, МСХиП Ставропольского края, результаты исследований научных учреждений, материалы научно-практических конференций, законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие аграрную политику страны на современном этапе, стратегию и тактику проводимой экономической реформы. В достижении поставленной в диссертации цели основополагающим является комплексный подход к разработке предложений и рекомендаций по эффективному развитию регионального АПК.

В процессе исследования применялись абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, нормативный, социологический, аналитический, сравнительного анализа, картографический, объединенные системным подходом к проблеме.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснована роль и место новых организационно правовых форм хозяйствования в повышении экономической эффективности аграрного производства в регионе;

— выявлены, особенности современного состояния территориальной структуры АПК Ставропольского края и тенденции ее развития, предложен вариант агропромышленного районирования;

— определены особенности и недостатки структуры регионального АПК, предложены пути совершенствования функционирования его основных продуктовых подкомплексов;

— обоснованы стратегические приоритеты рыночной рационализации структурно-воспроизводственных пропорций в региональном АПК;

— предложена модель вертикальной кооперации и экономических взаимоотношений, объединяющих сферу производства и переработки масличных семян подсолнечника и отрасль их переработки.

— рекомендованы формы и методы государственной поддержки и регулирование развития АПК Ставропольского края.

Практическая значимость работы заключается в выработке конкретных положений, создающих методическую и практическую основу для организационно-экономического построения и регулирования регионального АПК. В повышении сбалансированности экономических отношений между отраслями комплекса, повышении действенности межотраслевого планированиясокращении потерь в производстве конечной продукций, углублении экономических связей между предприятиями в условиях перехода к рынку.

Реализация совокупности предложений и. рекомендаций, разработанных в диссертации, позволяет: получить информацию о деятельности рынка АПК региона, обеспечить разработку рекомендаций и конкретных предложений по обоснованию форм государственной поддержки и регулированию развития АПК, осуществлять плавный переход к рыночным отношениям в агропромышленном комплексе.

Сделанные теоретические выводы можно в дальнейшем использовать для решения реальных задач увеличения производства продовольствия, связанных с формированием кооперативных агрообразований на районном и краевом уровнях.

Апробация работы. Исследование выполнено в соответствии с тематикой госбюджетной НИР ВЗФЭИ по проблеме «Обеспечение устойчивого экономического и социального развития федеральных округов России».

Основные положения аналитической части диссертационной работы доложены и одобрены на научно-практической конференции в Ставропольском государственном университете «Социально-экономическая и политическая сбалансированность региона в условиях местного самоуправления» (октябрь 1999 г.), на научно-практической конференции «Укрепление территориальных финансов — фактор стабилизации экономического и социального положения в регионах» во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте (май 2001 г.), на научно-практической конференции молодых ученых в Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева (июнь 2001 г.).

Предложенные разработки и рекомендации, итоги социально-экономического обследования и проведенного анализа рассмотрены руководителями и специалистами министерства сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края, получили одобрение и приняты к практическому использованию.

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 5 работах, общим объемом 1,1 п. л.

Выводы и предложения.

На основе выполненных в работе исследований по проблеме развития агропромышленного комплекса в условиях рыночных отношений разработанных теоретических, методических и практических положений можно сделать следующие выводы и предложения.

1. Основу продовольственной базы региона определяет аграрный сектор АПК, являясь его центральной сферой, взаимосвязанной со сферой производства средств производства и услуг, предоставляемых сельскому хозяйству и со сферой хранения, переработки сельхозпродукции. По данным межотраслевого баланса в хозяйстве края на долю АПК приходится более 45% основных производственных фондов и валовой продукции. В Российской Федерации край остается четвертым из 89 регионов по объему производства сельскохозяйственной продукции. Удельный вес Ставрополья в масштабах страны по производству зерновых культур составляет более 6%, в том числе более 7% озимой пшеницы, плодов и ягод — почти 10%, шерсти — свыше 10%, по поставкам мяса и мясопродуктов в промышленные центры — около 5,3% подсолнечника. Но показатели, характеризующие функционирование АПК за последние десять лет свидетельствуют о значительном снижении производства.

Осуществляемые на современном этапе структурные изменения в хозяйственном механизме АПК не всегда соответствуют основным принципам его структурной перестройки, потому ведут к развитию кризисных явлений и утрате продовольственной безопасности. В основе кризиса лежит несколько причин, одна из которых снижение покупательной способности среднедушевых доходов граждан от 1,5 до 6 раз по отдельным видам продукции.

Из-за возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов, порожденного двенадцатикратным за последние 10 лет диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, нарастает процесс разрушения накопленного потенциала, происходит устойчивое уменьшение и качественное ухудшение основных фондов сельского хозяйства.

В итоге, валовая продукция сельского хозяйства края за 2000 г. по сравнению с дореформенным периодом уменьшилась на 58%. Наиболее сложная ситуация складывается в животноводстве. По сравнению с 1991 г. поголовье крупного рогатого скота и свиней в хозяйствах всех категорий сократилась в 3,5 раза, овец — почти в 5 раз, птицы — в 4 раза.

В то же время, как положительный пример вхождения в рыночную экономику без снижения, с повышением эффективности работы можно привести пример работы крупных многоотраслевых сельхозпредприятий колхоз-племзавод «Казьминский», АОЗТ им. Кирова, ТОО «Родина», ОАО птицефабрика «Пятигорская» и др. Эти предприятия вошли в 100 наиболее крупных и эффективно работающих предприятий России.

2. Анализ развития регионального аграрного рынка показал, что в период проводимых аграрных реформ снижение товарности многих видов сельскохозяйственной продукции, вызванное ухудшением экономического положения сельских товаропроизводителей. В системе регионального агропромышленного комплекса Ставропольского края в 2000 г. произошло снижение сельскохозяйственного производства по сравнению с 1990 г., на 41%, что связанно с сокращением производства в общественном секторе на 32,3%. Доля хозяйств населения повысилась на 24%, фермерских хозяйств на 4%. Однако в ближайшие годы личные подсобные хозяйства населения и фермеры не смогут компенсировать сокращение производства в общественном секторе. Общий спад производства в сельском хозяйстве края повлек за собой уменьшение емкости продовольственного рынка. При этом объем поступления зерна на товарный рынок снизилась за последние десять лет на — 37%, мяса на — 81%, молока на — 78%.

3.Разрыв хозяйственных связей предопределил последовательное сокращение поставок сельхозсырья на переработку, что, обусловило хронические простои, по нашим расчетам, от 32 до 78% производственных мощностей. В целом же последние по продуктовым подкомплексам края функционировали в 2000 гг. лишь на 12 — 60% от проектной мощности. Это неизбежно повлияло на рынок продовольствия, который характеризуется опережающим (по сравнению с аграрным сектором) спадом выпуска продукции пищевой индустрии, сужением ассортимента и «вымыванием» с продовольственного рынка относительно дешевых товаров. Разрыв хозяйственных связей предопределил последовательное сокращение поставок сельхозсырья на переработку, что, обусловило хронические простои, по нашим расчетам, от 32 до 78% производственных мощностей.

4. Сокращение объемов производства и денежных средств населения влечет за собой снижение потребления населением края продуктов питания. В 2000 г. мяса потреблялось 55% к рекомендуемым нормам, молока — 95%, рыбы — 23%, овощей — 58%. Доходы ниже прожиточного минимума имеют 45,2% населения. Анализ состояния продовольственного рынка края свидетельствует: какие бы меры ни предпринимались по подъему сельскохозяйственного производства и повышению эффективности отрасли, если они не подкреплены условиями, повышающими уровень жизни, кризисная ситуация будет воспроизводиться, наталкиваясь на узкие рамки платежеспособного спроса.

5. Анализ территориальной организации производственной системы АПК позволил уточнить специализацию районов и сельскохозяйственных зон Ставропольского края, их роль в обеспечении продовольственной безопасности в регионе. Проведенное районирование дает возможность установить диспропорции территориальной структуры АПК, а также определить направления для дальнейшего ее совершенствования, что в свою очередь приведет к сокращению производственных и транспортных затрат.

6. В нынешних кризисных условиях производства при резком сокращении парка тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей в сельском хозяйстве и отсутствии возможностей их приобретения, более эффективной формой использования тех скудных ресурсов, которые выделяет государство на поддержку сельского хозяйства, является создание машинно-технологических станций с широким использованием лизинга как за счет федерального, так и за счет региональных и местных бюджетов. На местах с учетом местных особенностей могут создаваться машинно-технологические станции и на кооперативной основе, за счет средств учредителей.

7. Формирование рыночных фондов продовольствия (мяса, молока, яиц, картофеля, масла растительного) осуществляется за счет местного производства. Недостаток овощей (-21 кг на душу населения) компенсируется импортной продукцией. Анализ вывоза показал, что за пределы края вывозится: мяса — 4%, молока — 5%, картофеля — 1%. С целью обеспечения населения края основными продуктами питания на период до 2005 г., по прогнозируемым данным, необходимо увеличить объем производства: мяса на 53,5 тыс. т, овощей — 272,5, хлебобулочных изделий — 90,0, фруктов — 27,1 тыс. т. По прогнозируемым данным, масло растительное, яйца, молоко, картофель, сахар будут производиться в достаточном количестве.

8. В работе предложена модель вертикальной кооперации и экономических взаимоотношений, объединяющих сферу производства масличных семян подсолнечника и отрасль их переработки. Что же касается экономических взаимоотношений между структурными звеньями кооператива, то они строятся на контрактной основе. При этом в процессе функционирования кооператива будут совершенствоваться механизм экономических взаимоотношений с учетом рыночных рычагов. Последние предусматривают взаимовыгодное партнерство в получении адекватной прибыли на вложенный равновеликий капитал. В противном случае производственные связи разрушаются, порождая кризисную ситуацию и деградацию продовольственной сферы.

9. Формы организационно-правового образования агропромышленно-финансовых групп могут быть разными. Это может быть объединение, основанное на паритетном владении акциями и охватывающее производство, и реализацию продукции. Это могут быть различные холдинги:

— чистый холдинг, когда головная компания, владея контрольным пакетом акций, входящих в холдинг предприятий, сама производственной деятельностью не занимается;

— производственный холдинг, когда центральная компания выступает как держатель и производитель продукции;

— банковский холдинг, в котором роль головной компании играет банк.

В Ставропольском крае сложившихся экономических условиях мы считаем наиболее целесообразным внедрение чистых и производственных холдингов.

10. Определяющим в регулировании экономических отношений должно являться корректировка ценовой политики:

— изменение свободных рыночных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения в сочетании с гарантированными ценами для формирования федерального и регионального фондов. Установление гарантированных цен с учетом обеспечения уровня рентабельности, достаточного для ведения расширенного производства;

— дотирование производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, в первую очередь в районах с неблагоприятными почвенно-климатическими условиями;

— государственное регулирование цен на основные виды материально-технических ресурсов, введение предельных цен на энергоносители, снижение тарифов на топливо, энергию и транспорт;

— повышение удельного веса сельских товаропроизводителей в конечной цене на продовольствие и рост ее за счет исключения из системы распределения продукции излишних посредников.

11. Важнейшим условием сбыта произведенной продукции края как на внутреннем, так и на внешнем рынке продовольствия, является организация эффективной системы маркетинга (как на микроуровне, так и в общерегиональном масштабе, под эгидой краевых органов управления), создание соответствующей рыночной и торгово-транспортной инфраструктуры. Прежде всего, нужно создать в крае оптовый продовольственный рынок. По нашим оценкам на территории Ставропольского края можно создать четыре мелкооптовых межрайонных рынка, что позволит реализовывать на них до 250 тыс. т. зерна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. М.: Юрид.лит., 1994. — 240 с.
  2. Закон РСФСР о собственности в РСФСР //Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- 1990. № 30.
  3. Земельный кодекс РФ. От 25 октября 2001 г. № 136 ФЗ.
  4. О предприятии и предпринимательской деятельности. Закон РСФСР от 25 дек. 1990 г. с изменениями внесенными Законом Российской Федерации от 24 июня 1992 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и верховного совета РФ.- 1992 г.-№ 34.-ст. 19−66.
  5. О мерах по стабилизации экономики агропромышленного комплекса //АПК: экономика, управление 1992.-№ 7.- с. 15−16.
  6. Об организационных мерах по проведению земельной и агропромышленной реформы в Российской Федерации //АПК: экономика, управление 1992,-№ 10.- 22−23.
  7. О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов //АПК: экономика и управление 1993.-№ 2.-с. 19−21.
  8. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. //Экономика и жизнь. 1996. № 1.- 21−26.
  9. Закон Ставропольского края «О продовольственной безопасности Ставропольского края» от 14 мая 1999 г. № 17 К 3.
  10. Ю.Закон Ставропольского края «О краевом бюджете за 1999 г.» от 3 марта 1999 г. № 14-КЗ.
  11. Закон Ставропольского края «О краевом бюджете на 2000 г.» от 10 декабря 1999 г. № 36-КЗ.12.3акон Ставропольского края «О государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного производства в СК» 10.1298. № 42 К 3.
  12. В.В. Книга земледельца.- Ставрополь, 1998— 187с.
  13. М.Адамеску А. А., Гранберг А. Г., Штульберг Б. М. Проблемы развития экономики регионов. Системные проблемы России. Путь в 21 век. Стратегия. Проблемы. Перспективы развития Российской эномики. М.: Экономика, 1999 г.
  14. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологическмй словарь.- М.: Мысль, 1983.- 350 с.
  15. Э.Б. Административно-территориальное деление России. Ж. «Федерализм». 1999. № 2.
  16. М.И. Теория экономического анализа.- М.: «Финансы и статистика», 1996.- 285 с.
  17. И.Т. Новые формы организации предприятий. Л.: Лениздат, 1991.- 127 с.
  18. К.Н. Рынок в СССР: становление, регулирование. — М.: Экономика, 1991.-316.
  19. Л. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры. // АПК: экономика, управление.- 1999. № 1. — с.45−50.
  20. Ю. Развитие отношений лизинга // АПК: экономика, управление. -2000.-№ 10.- с.57−60.
  21. Н. Финансовый кризис и аграрная экономика. //АПК: экономика, управление 1998.- № 11.- с.34−40.
  22. Н. Как восстановить паритетность отношений. //Экономика сельского хозяйства России. — 2000. № 3.- с. 13.
  23. О. Совершенствовать агромаркетинг в регионе. //Эконмика сельского хозяйства России. 1998.- № 7.- с. 26.
  24. В.К. Территориальная структура экономического района.- ЛО.: Наука.- 1986.- 220с.
  25. Г., Овчинников .В Уроки и проблемы рыночной тррансформации, аграрной сферы //АПК: экономика, управление.- 1994.- № 3. с 26−29.
  26. И.Н. Возрождение кооперации.- М.: Политиздат.- 1990.- 210с.
  27. И.И. Внутрихозяйственная организация территории на ландшафтной основе// Земледелие. 2000.- № 2.- с. 14−16.
  28. Вопросы методики регионально прогнозирования (Отв. Ред. Арбатова А.А.) -М.: Комиссия по изучению производительных сил и природных ресурсов, 1990.-350с.
  29. Воротилов В. А Эффективность производства в регионе. — JI.: «Наука», 1985.205 с.
  30. В.Ф. Агропромышленный комплекс Ставропольского края. // АПК: экономика, управление. 2000.- № 10. — с. 11−18.
  31. Н.А., Романова Н. С. Создание системы информации о рынке в агропромышленном комплексе РФ //Достижения науки и техники АПК. — 1999. № 11. — с.2−4.
  32. А. Проблемы регулирования продовольственного рынка //Экономика сельского хозяйства России. — 1998.- № 3. — с. 3−4.
  33. В.А. Лизинг как форма предпринимательской деятельности // Достижения науки и техники АПК. 2000.- № 6. — с.4−7.
  34. С.А., Назаренко Н. Т., Попов Ю. Ю. Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве. Воронеж: CAGE, 1996. — 322 с.
  35. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ. 2000.
  36. Дмитриенко 3. Совершенствование финансово-кредитных отношений. // АПК: экономика, управление. 2000. — № 10.- с. 44−48.
  37. В. Основные направления регулирования продовольственного рынка. //Экономист. № 3. — 2000.- с. 78.
  38. А.И. Региональные проблемы воспроизводства JL, 1977.
  39. Э.Дж., Линсей Д. С. Рынок: микроэкономическая модель /Пер. с англ. В. Лукашевича и Б Лисовина. С-Пб., 1992.
  40. А. Развивать кооперативные начала //Экономика сельского хозяйства России. 1995, — № 3.- с. 7.
  41. Н.А. Эффективность услуг МТС для сельских товаропроизводителей. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 11.- с.21−24.
  42. И.И. Разработка региональных продовольственных программ в условиях рынка. -М.: Колос, 1998. 224 с.
  43. Я.И. Стабилизация развития агропромышленного производства на основе укрепления межотраслевых связей. //Достижения науки и техники АПК.-2001.-№ 5.- с.11−14.
  44. . Хозяйства населения набирают силу // АПК: экономика, управление.- 2000.- № 10 с.64
  45. В.М. Структура аграрного комплекса //Международный сельскохозяйственный журнал. 2000. — № 7 с.6−8.
  46. В.И. Реформа в АПК.- М.: Колос, 1993.- 95 с.
  47. Кибальчич О. А Территориальная организация народного хозяйства СССР.-М.: (Итоги науки и техники / ВИНИТИ. Сер. География СССР- т. 17) АН СССР.- 1983.
  48. В.В. Комплексное развитие и специализация экономического района СССР. М.: Наука, 1968. — 296с.
  49. Кистанов В. В Территориальная организация производства. М.: Экономика, 1981.- 330с.
  50. Клименко Е. Д, Мелешенко В. И. Теоретические и методологические вопросы региональных предплановых исследований. JL: 1981. С. 193.
  51. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции // АПК: экономика, управление. 1995.- № 2.- с. 41.
  52. Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. Курс лекций.- М.: ЭКМОС, 1998.- 448 с.
  53. Козлов J1.A., Ильин И. А. Штульберг Б.М. и др. Региональная экономика: -«Новые подходы». М.: Наука. 1993.
  54. М.И. Сельскохозяйственная кооперация: правовые аспекты организации и деятельности //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993.- № 5.- с.4−10.
  55. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2001.- 240с.
  56. А., Гюшунян А. Мелиорирование земель основа интенсивного производства // АПК: экономика, управление. — 2000.- № 10.- с.72−75.
  57. А.А. Мелиорация в агропромышленном комплексе Ставрополья // Мелиорация и водное хозяйство. 1994.- с. 46−48.
  58. А. Создание системы оптовых продовольственных рынков // АПК: экономика, управление. 1999.- № 2.- с. 37.
  59. А.И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы. Екатеринбург: Издательство «Урал» ГСХН, 1999. -198с.
  60. Н.Н. Основы экономического районирования. М.: Наука 1958. 320с.
  61. Концепция становления и развития экономики Ставропольского края на 1997−2000 годы. Ставрополь, 1997.
  62. А., Никонова Г. Стратегическое управление региональными АПК. //АПК: экономика, управление. 2001.- № 9. С. 17−21.
  63. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.- 736 с.
  64. М.А., Семенов П. Н. Совершенствование экономических взаимоотношений предприятий системы агросервиса. //Достижения науки и техники АПК.-2000.-№ 6.- с.4−6.
  65. В.Г. Территориальная организация сельского хозяйства. М.: 1978. — 267с.
  66. В. И. Чудаков В. Снабженческо-сбытовый кооператив крестьянских хозяйств: опыт и проблемы организации. //АПК: экономика, управление.- 2001.- № 9. с.44−49.
  67. В. Крестьянскому подворью государственную поддержку // АПК: экономика, управление.-2000. № 10 с.7
  68. И. Аграрные преобразования в России на рубеже нового тысячиле-тия. // АПК: экономика, управление.- 2001.- № 2. С. 16−23.
  69. В. А. Федичкин А. Региональный АПК в условиях реформирования экономики.- 1998.- № 11. с. 41 -48
  70. И. Формирование многоукладного сельского хозяйства. // АПК: экономика, управление.-1992.-№ 9.- с.49−53.
  71. Ларина Н. И, Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. /НГАЭ и У. -М.: ОАО «Издательство» Экономика". 2001 — 172с.
  72. В., Швецов А. Региональная политика: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 2000. — № 4, — с.61−67.
  73. Лыч Г. Развитие форм собственности и форм хозяйствования в аграрном секторе эномики// АПК: экономика, управление. 1991.- № 6.- с.3−11.
  74. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1.- М.: Республика, 1992.- 399 с.
  75. А. С. Новоселов А.С. Основытеории регионального воспроизводства. НГАЭ и У.- М.: ОАО «Экономика», 1998.- 192 с.
  76. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР.- М.: Экономика. 1980.- 776с.
  77. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики /А, А Шутьков, В, Р Боев, А, Ф Серков и др., Под ред. А, А, Шутькова. М: Колос, 1998.-357с.
  78. Т.Г. Изучение структуры хозяйства экономических районов. М.: Просвещение, 1982.
  79. Т.Г. Территориальная организация хозяйства России в условиях становления рыночных отношений. «Регионоведение». М.: ЮНИТИ, 1998.
  80. Научный вестник. /Экономические и социальные науки. Волгоград.: Волгоградская ГСХА, 2000. — 200 с.
  81. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978.-368с.
  82. А.С. Региональные рынки. М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
  83. Орошение и экология почв Предкавказья: Сб. науч. тр. // Ставропольская СХА. Ставрополь, 1992. — 88с.
  84. М.М., Паламарчук A.M., Язынина Р. А. Территориальная организация агропромышленных комплексов.- Киев.: Наукова Думка. 1985.- 301 с.
  85. А.В. Нерешенные задачи аграрных преобразований // АПК: экономика, управление.- 2000.- № 11.- с. 12−18.
  86. В. Пищевая и перерабатывающая промышленность Ставропольского края // АПК: экономика, управление. 2000.- № 10.- с. 19−21.
  87. Полный сборник кодексов РФ. М.: «Информэкспо», Воронеж, 2001, — 760с.
  88. Прогнозирование развития региональных продовольственных комплексов /Под ред. Крылатых Э. Н. М.: Из-во МГУ, 1989.- 151 с.
  89. Программа парвительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 2000 гг.». Раздел «Северо — Кавказский экономический район». М. 1997.
  90. Пулатов 3. Формы хозяйствования и эффективность агропромышленного производства//АПК: экономика, управление. 1992.- № 8.- с.78−80.
  91. Региональная экономика / Под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2000. -463с.
  92. Рекомендации по организационно-экономическому механизму обновления технической базы сельского хозяйства. — М.: ВНИИЭСХ, 2000. 51 с.
  93. А.Е., Репп Х. О. Концепция организации государственного управления в АПК //Аграрная экономика и политика: история и современность. РАСХН, Аграрный институт. М. 1996.
  94. А.З., Багмут А. А. Агропромышленная интеграция и перестройка структуры регионального АПК в условиях перехода к рынку. Краснодар.:1994.- 145 с.
  95. П.А. Экономика, Т. 1., — М.: Алфавит, 1993.- 430 с.
  96. Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1995.-332 с.
  97. В. Формы собственности и виды хозяйствования в условиях реформы. //АПК: экономика, управление. 1998. № 1.-с. 13−16.
  98. Сборник нормативных актов по вопросам деятельности агропромышленного комплекса, — М.: Информ агробизнес, 1995.- 164 с.
  99. Н.А., Шакиров Ф. К., Босов Д. О., Галеев М. М., Мамамаев О. В. Основы предпринимательства в аграрном секторе экономики. — Пермь, 1995.-210с.
  100. А. Дибров А. Региональная политика в отношении личных подсобных хозяйств //АПК: экономика, управление. 1995.- № 3.- с.37−38.
  101. В. Система регулирования регионального рынка животноводческой продукции. //АПК: экономика, управление 1999.-№ 6.- с. 13−19.
  102. В. А. Слободина М.В. Системное исследование эффективности сельское хозяйства. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. М.: Колос.- 1997.- № 9.-е. 24.
  103. А. Пути выхода сельского хозяйства из кризиса // АПК: экономика, управление. 1995.- № 9.- с. 45−49.
  104. Совершенствование организационно-экономического механизма управления сельским хозяйством. Сб. науч. трудов. Ставрополь.: Ставропольская ГСХА.- 1996.- 127 с.
  105. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия., 1983.
  106. И. Состояние и перспективы АПК //Экономист 2000.- № 4. -с.81.
  107. К.С. Организационно-экономические механизмы развития предпринимательства в аграрной сфере. Воронеж, 1996.- 182 с.
  108. Территориальное планирование и управление: пути совершенствования (Отв. Ред. Штульберг Б.М.) М.: Наука, 1989. — 216с.
  109. В.А., Лезина M.JI. Агропромышленный комплекс: пропорциональность развития. М.: Знание, 1986. — 72с.
  110. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации, — М.: Экономика, 1989.- 496 е.- (Экон. Наследие).
  111. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.- 148 с.
  112. В.Ф. Региональные аспекты прогнозирования и регулирования спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие //Достижения науки и техники АПК.- 1999. № 4 с. 5.
  113. Л.И. Развитие регионального АПК (вопросы теории и методологии): Автореферат на соискание уч. степени доктора эконом, наук.- М.: ВНИЭСХ РАСХН, 1992.- 36 с.
  114. В., Шарипова И. Землепользование и экономика крестьянских (фермерских) хозяйств. // АПК: экономика, управление. 2000.- № 11.- с.57−61.
  115. Н.П. Оптимизация экономики. М.: Наука, 1977.- 157с.
  116. Т.А. Регион в системе единого народнохозяйственного комплекса. Л.: 1981, 150 с.
  117. Федеральная целевая программа стабилизации стабилизации и равития агропромышленного призводства в Российской Федерации на 1996 2000 годы". — М, 1996.
  118. Федеральная целевая программа стабилизации стабилизации и равития агропромышленного призводства в Российской Федерации на 2000 2010 годы". — М, 2000.
  119. Н.С. Организационные основы фермерских хозяйств. М.: Информагротех, 1996. — 44 с.
  120. .С. Территориальная организация общества: актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР.- М.: Мысль, 1981.320 с.
  121. С., Цымбаленко Г., Константинов В. Финансовый лизинг в аграрном секторе //Сельское хозяйство России. — 1999.- № 8.- с. 6.
  122. Ю., Люкшинов А., Самозвон В. Искать пути выхода из кризиса. //Экономика сельского хозяйства России.- 2001. № 1.- с. 27.
  123. А.В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации, в кн. «Избранные произведения», Моск. Раб., 1989.- с. 239.
  124. А. Ставропольский край на рубеже XXI века. // АПК: экономика, управление.- 2000. № 10.- с.4−10.
  125. А.Т. Становление и развитие частной собственности в сельском хозяйстве //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1994.- № 1с.12−16.
  126. В.П. Экономика и право. М.: Право, 1990.- 258 с.
  127. Шмаков А. Г Специализация в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1976. -304с.
  128. А. Управление и аграрная политика. // АПК: экономика, управление.- 2000.- № 9. С. 10−16.
  129. Эффективность развития сельскохозяйственной кооперации: Сб. науч. трудов. Ставрополь.: 1997.- Ставропольская ГСХА.- 93 с.
  130. А., Топчий В., Сагайдак Э. Формы хозяйствования на селе. М.: Агропромиздат, 1992.- 80 с.
Заполнить форму текущей работой