Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административный ресурс в политических и экономических процессах современной России

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая основа дипломного исследования. При написании работы были использованы как общенаучные (анализ, синтез, метод диалектического познания, системный, структурно-функциональный методы, метод моделирования), так и частно-научные (сравнительноправовой и исторически-правовой) методы исследования. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что достигнутые… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА КАК КАТЕГОРИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
    • 1. 1. Административный ресурс: подходы к пониманию, основные парадигмы
    • 1. 2. Коррупционная составляющая административного ресурса
    • 1. 3. Типология административного ресурса
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СФЕР НЕЗАКОННОГО ВЛИЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА
    • 2. 1. Политические процессы
    • 2. 2. Административный ресурс в отношении экономического сектора
  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА
    • 3. 1. Детерминанты незаконного использования административного ресурса
    • 3. 2. Меры по борьбе с незаконным использованием административного ресурса
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Административный ресурс в политических и экономических процессах современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования. Происходящие процессы реформирования государственной службы и всей системы государственного управления в России имеют, безусловно, важное значение для будущего нашей страны. Государственная служба представляет собой особый социальный, публичный, правовой, организационный институт общества, реализующий функции государства, именно поэтому она находится в поле зрения ученых, практиков и рядовых граждан и требует совершенствования. Если в начале 1990;х гг. слово «коррупция» встречалось на страницах влиятельных экономических и политических изданий Европы в среднем около 500 раз за год, то через десять лет этот показатель поднялся более чем в 6 раз. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время.

Принятая 12 декабря 1993 г. всенародным референдумом Конституция Российской Федерации создала основу для формирования новых политических отношений в обществе и закрепила демократический правовой характер российского государства. Провозглашение в ст. 13 Конституции РФ политического многообразия, по мнению законодателя, должно было обогатить и разнообразить политическую жизнь страны, расширить политические права и свободы российских граждан, дать им возможность самостоятельно выбирать политическую систему взглядов и представлений и следовать ей.

В настоящее время процесс демократизации представительной власти на всех уровнях становится объектом внимания научных исследований, так как предстоит заново создать теоретическую базу для формирования политического и правового курсов политических программ с целью обозначения общих контуров демократического развития России. Современным теоретикам права для грядущих политических и выборных кампаний следует определить источник своих технологий, по крайней мере, их стратегию и тактику и правовое обеспечение.

Целью настоящего дипломного исследования является определение административного ресурса в политических и экономических процесса современной России. Достижение этой цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

— определение понятия и сущности коррупции в целом и незаконного использования административного ресурса в политических и экономических процессах в частности,.

— рассмотрение видов незаконного использования административного ресурса в политических и экономических процессах,.

— анализ динамики незаконного использования административного ресурса в политических и экономических процессах,.

— исследование детерминант незаконного использования административного ресурса в политических и экономических процессах,.

— изучение общих теоретико-методологических подходов к рассмотрению проблемы противодействия незаконному использованию административного ресурса в политических и экономических процессах.

Теоретическая, эмпирическая и нормативно-правовая основа. Решение поставленных проблем исследования потребовало привлечения различных видов источников. В первую очередь, это основополагающие документы в сфере обеспечения противодействия незаконному использованию административного ресурса в политических и экономических процессах. К этой группе можно отнести Национальный план по противодействию коррупции, Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Ко второй группе относятся правовые акты: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, антикоррупционное законодательство субъектов Российской Федерации, иные нормативные акты.

Третью группу составляют статистические и справочные материалы, характеризующие уровень и масштабы коррупционной преступности в России.

В четвертую группы включены средства Интернет, в первую очередь, официальные сайты федеральных органов государственной власти.

Методологическая основа дипломного исследования. При написании работы были использованы как общенаучные (анализ, синтез, метод диалектического познания, системный, структурно-функциональный методы, метод моделирования), так и частно-научные (сравнительноправовой и исторически-правовой) методы исследования.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что достигнутые результаты могут служить определенным приращением теоретических знаний в изучении политических проблем противодействия незаконному использованию административного ресурса в политических и экономических процессах.

Структура дипломной работы подчинена проблемно-логическому принципу. Исследование состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА КАК КАТЕГОРИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.

1.1. Административный ресурс: подходы к пониманию, основные парадигмы Современная наука, несмотря на очевидную проблему незаконного использования административного ресурса, единого определения того, что можно считать административным ресурсом, не выработала. К сожалению, эта неоднозначность создает проблемы и для теоретических исследователей, и для правоприменителей.

Одни авторы понимают под «административным ресурсом» совокупность средств и возможностей у субъекта избирательного права, а другие — поддержку со стороны действующей власти, интересы которой в первую очередь и будет представлять избранный кандидат. Существуют также такие определения:

«Административный ресурс — это реализация лицом, состоящим на государственной или муниципальной службе, своих полномочий в целях, на которые данные полномочия не направлены, либо применение данным лицом не входящих в его компетенцию методов в целях предоставления не предусмотренных законом преимуществ или ограничений» .

«Административный ресурс — это специфический способ государственного управления, являющийся разновидностью нарушения конституционного принципа равноправия путем предоставления не предусмотренных законом преимуществ для одних субъектов и (или) ограничений для других» .

Более правильным представляется первая точка зрения, так как вторая «представляет собой уже некую лоббистскую деятельность со стороны различных властных структур» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // РГ, № 7, 21.01.2009
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (при-нят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010)// Собрание законодатель-ства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 295
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии кор-рупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008)// Российская газета, № 266, 30.12.2008
  5. Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1799 «О центральных органах Рос-сийской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвен-ции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи"//Собрание законодательства РФ, 22.12.2008, № 51, ст. 6140
  6. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 04.11.2010) «О мерах по противодействию коррупции"//Российская газета», № 108, 22.05.2008, Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противо-действия коррупции на 2010 — 2011 годы"//Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, № 16, ст. 1875
  7. Национальный план противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568) (ред. от 13.04.2010)// Российская газета, № 164, 05.08.2008
  8. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая про-филактика: теория, опыт, проблемы. М.: Норма, 2001
  9. С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001
  10. Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Сата-рова. М., 2004
  11. Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26−27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996// http://www.indem.ru/
  12. А.Д., Эминов В. Е. О вербальной концепции модели прокурор-ского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов // Труды МГЮА. 1997. № 2
  13. Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней. Дис… канд. юрид. наук/ Г. И. Богуш. — М., 2004
  14. А.С., Сильвестрос М. В. Феномен коррупции: некоторые ис-следовательские подходы // Журнал социологии и социальной антропо-логии. 2000
  15. В.В. Жертвы тяжкого преступного насилия: социально-правовые аспекты использования виктимологических данных в право-охранительной сфере. СПб., 2007
  16. О.Н. Антикоррупционная политика России // Организо-ванная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 2. Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Ло-пашенко. -Саратов. Саратовский Центр по исследованию проблем орга-низованной преступности и коррупции: Сателлит, 2006
  17. В. Г. Административная реформа в России: от кризиса госу-дарственного управления к эффективному государству // Журнал рос-сийского права.- 2003.- № 10
  18. Войтасик Л. Психология политической пропаганды- М., 1981
  19. А.Б., Звоновский В. Б. Административный ресурс как фено-мен российского избирательного процесса // Социум и власть. 2003. № 6
  20. Д.П. Технологическая структура политического имиджа. В сб.: Политическая коммуникация в избирательных кампаниях. Нижний Нов-город: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2002
  21. В.Я. Институциональное строительство и неформальные ин-ституты в современной российской политике // ПОЛИС. № 4. Типогра-фия «Наука», 2003
  22. Губернаторы России: от выборов к назначениям // http://intellectuals.ru/cgibin/proekt/kynevkynev.cgi.
  23. О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М., 2009
  24. И.А. Коррупция в российском избирательном процессе: понятие и противодействие / Автореф. дисс. на соиск. ученой степ. канд. юрид на-ук. Красноярск. Гос. Ун-т. — Красноярск, 2006
  25. Е.Л. Психология манипуляции. М.: МГУ, 1996
  26. А.Н., Шляхтин Г.С. Психологические проблемы политиче-ского лидерства: Учебно-метод. Пособие. Нижний Новгород, изд. ННГУ, 1991
  27. Т.И. Инструменты сакрализации: политический миф // Извес-тия Саратовского университета. Серия Социология. Политология, вып. 1. Том 8. 2008
  28. А.В., Любарев А. Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 191
  29. А. Федерализму ничего не грозит // Стратегия России. 2004. № 11
  30. К.О. Факторы электорального спроса на российском политиче-ском рынке. На примере выборов губернатора Волгоградской области // Политические исследования. 2006. № 3
  31. Кара-Мурза К. Наступление Голема (Язык и Власть) // Наш современ-ник. — 1996. — № 8
  32. И.Н. Понятие антикоррупционной политики и методологи-ческие подходы к ее изучению // Российский криминологический взгляд. — 2007. — № 2
  33. В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. М., 2009
  34. И. Когда «хочется» не означает «можно». История создания Вашингтонского консенсуса по коррупции // Прогнозис. 2007. № 2.
  35. В.В. Организационно-правовые механизмы преодоления кор-рупции в системе государственной службы. Дисс. канд. юрид. наук. М, 2001
  36. Криминология — XX век / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. СПб., 2000
  37. Криминология: Учеб. для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2007
  38. Криминология: Учебник / Под ред. Г. Л. Касторского. СПб., 2007
  39. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурла-кова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999
  40. П.В. Административные барьеры в российской экономике. М. Институт национального проекта «Общественный договор»., 2001
  41. А.В. Актуальные проблемы административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государст-венной службы Российской Федерации // Административное и муници-пальное право. — 2008. — № 8
  42. В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. — 2001. — № 7.
  43. Е.А. Совершенствование деятельности государства — необхо-димое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. № 5.
  44. В.В. Коррупция: политические, экономические, организацион-ные и правовые проблемы: тезисы доклада // Государство и право. 2000. № 4
  45. В.В. Политические и правовые проблемы коррупции // Корруп-ция в органах власти: природа, меры противодействия. Международное сотрудничество. Нижний Новгород, 2001
  46. Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003
  47. А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: российский опыт. М., 1999
  48. С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2008
  49. Е.Б., Сучков Е. Б. Основы избирательных технологий и партий-ного строительства. М.: Русская панорама, 1997
  50. К. Диагноз нашего времени. М., 1994
  51. Материалы сайта: http://www.admin-pravo.ru/book113_chapter9_Lek%D1%81ija7.%C2%A0_Formy_projavlenija_(tipologija)_administrativnogo_resursa.html
  52. Л.З. Проблемы формирования антикоррупционной политики в современной России: Автореф. дис. полит. юрид. наук. М, 2007; Сыро-ватко В. В. Антикоррупционная политика государства и ее реализация в деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М, 2007
  53. А.А. Выборы: от замысла до победы (Предвыборная кампания в российском регионе). М.: «Центр», 2003
  54. С. Век толп- М., 1996
  55. А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. 2007. № 10; Цирин А. М. Развитие законодательства Россий-ской Федерации о противодействии коррупции // Административное право. 2008. № 1
  56. Э.Н. Понятие и структура коррупции.//Социальные права рос-сийских граждан и их реализация. — М., 1999
  57. А.В. Проблемы выявления (распознавания) коррупционных проявлений в воинских учреждениях // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2009. № 11
  58. Т. У борьбы с коррупцией нет делянок // Российская газета. 2008. 24 сентября
  59. С.П. Философия информационной войны. — М., 2000
  60. В.Л. Клиентелизм как фактор электорального поведения рос-сийских граждан // Решение есть всегда: Сборник трудов Фонда ИН-ДЕМ / Редакторы-составители: Г. Сатаров, Д. Шмерлинг, Т. Кузнецова. М.: 2001
  61. И.А. Коррупционные преступления и меры их предупрежде-ния: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006
  62. Э.Л. Отрицательное поведение потерпевшего и уголовный закон. СПб., 2003
  63. Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права.- 2004.- № 10
  64. Толковый словарь иностранных слов / Сост. Н. Л. Шестернина. М., 1998
  65. М. Чистка мундиров // Российская газета. 2008. 14 октября. № 214
  66. Г. Манипулируемый человек. — М, 1964
  67. А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000
  68. .Н. О народном представительстве. М., 1857
  69. Д.А. Криминология: новые подходы к преступлению и пре-ступности: криминогенные законы и криминологическое законодатель-ство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. СПб., 2006
  70. Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980
  71. А.В. Значение информационных технологий в манипулирова-нии общественным сознанием // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Монография. / Под общей ред. проф. О. И. Кирикова. / Воронежский госпедуниверситет. — Воронеж, 2005
  72. П.Н. Введение в Российскую деловую культуру: Учебное по-собие / Гос. университет управления, Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров. М.: ОАО «Типография «Ново-сти»», 2000
  73. Н.Н. Основы финансирования избирательных кампаний в РФ // Право и власть. 2002. № 3.
  74. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. Е. Крут-ских. — М.: Инфра, 2004
  75. М.М. Расследование отдельных категорий преступлений, свя-занных с профессиональной деятельностью: Учебно-практическое посо-бие. М.: Юрлитинформ, 2006
  76. Материалы судебной практики
  77. Постановление Конституционного суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального зако-на «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис-полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // http://www.scilla.ru/works/raznoe/5 1221ya.html.
  78. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2005 г. по делу В. А. Волкова № 5-Г05−134 // СПС «КонсультантПлюс»
  79. Решение Красноярского краевого суда по гражданскому делу А. В. Усса // Архив Красноярского краевого суда. Дело № 3−151/02.
Заполнить форму текущей работой