Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обеспечение безопасности в системе государственного регулирования экономико-правовых отношений: Теоретико-правовые проблемы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование взаимозависимости системы обеспечения экономической безопасности (как одной из основных функций государства) и форм государственного регулирования сферы экономики, предопределяет изучение ее именно с позиций системного подхода, так как система обеспечения безопасности призвана защищать жизненно важные интересы личности, общества и государства, то под последние, по мнению автора… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Государственное регулирование экономики и безопасность системы социально-экономических отношений общества: вопросы теории и практики
    • 1. Государственно-правовое регулирование экономических процессов: социально-экономическая и политико-правовая обусловленность
    • 2. Соотношение состояния экономической безопасности и форм государственного регулирования экономики
  • ГЛАВА II. Политико-правовые проблемы экономической безопасности государства
    • 1. Основные научные подходы к определению природы экономической безопасности
    • 2. Общетеоретические и методологические аспекты содержания экономической безопасности
    • 3. Система правового обеспечения экономической безопасности общества и государства

Обеспечение безопасности в системе государственного регулирования экономико-правовых отношений: Теоретико-правовые проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Радикальные экономические преобразования в Российской государственности, осуществляемые крайне противоречиво и с большими материальными издержками, разрушили ранее существовавшую систему государственной безопасности. В настоящее время формируется система национальной безопасности, которая в значительной мере определяется состоянием российской экономики. Именно это обстоятельство выдвигает проблему экономической безопасности на первый план и свидетельствует о необходимости разработки новых и совершенствования имеющихся концепций ее обеспечения.

Экономика России в 90-х годах XX века переживала беспрецедентный для мирного времени кризис. По своей глубине и продолжительности он намного превзошел Великую депрессию в США 1929;1933 гг. Произошел резкий и непрогнозируемый, бесконтрольный инфляционный «обвал» производства, остановились многие предприятия и целые отрасли промышленности.

Предпосылки кризиса назревали в недрах экономики, которая исследователями названа административно-распределительной, несколько десятилетий. Сверхцентрализованная система не смогла своевременно отреагировать на поворот в направлении информационного общества, государство стало безнадежно отставать в технологическом и структурном отношениях. Неадекватным оказался выбор варианта перехода к рыночной экономике, сделанный в начале 90-х годов прошлого столетия, на основе единовременной либерализации цен и внешней торговли, массовой, по сути дела, бесплатной приватизации государственной собственности и ограничения роли государства проведением, в своем большинстве, монетарной политики. Такой подход, не учитывавший особенностей российской экономки, резко усилил негативные тенденции, такие как безработица, резкое снижение социального уровня жизни общества и др. Критические значения экономической безопасности по многим показателям оказались значительно превышены.

Опыт истории свидетельствует, что во всех странах при возникновении чрезвычайных ситуаций в экономике государство приходит на помощь ставшему неэффективным традиционному, в том числе рыночному, механизму. Изучение вопроса о том, как ведет себя государство в данной ситуации, имеет, на наш взгляд, первостепенное значение и для сегодняшней России, ввергнутой в небывалый экономический и социальный кризис.

Новая Конституция провозгласила Россию социальным государством (ст. 7). Однако наше государство до сих пор не нашло присущих ему способов и мер эффективного воздействия на оживление экономической и социальной жизни. У подавляющей части общества не находит объяснения и оправдания такая социально-экономическая политика, которая ведет к социальной несправедливости, разделению общества на сверхбогатых и бедных, когда в числе последних в основном оказываются те, кто своим не оплаченным в свое время трудом создал материальные и духовные ценности, перераспределенные теперь не в их пользу.

Чтобы на деле реализовать принципы социального государства, необходим глубокий анализ основных подходов к определению содержания понятия государства, пределов государственного правового вмешательства в экономическую сферу.

Становление нового типа общества в России, внедрение рыночных механизмов в экономике свидетельствуют о необходимости обратить более пристальное внимание на концепции государственности, в основе которых заложен органический подход к определению роли и места государства в политической и экономической жизни. «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь её», — отметил.

Президент Российской Федерации В. В. Путин1.

Попытки осмыслить названную проблему осуществлялись, если можно так выразиться, в функциональном разрезе. Преобладание односторонних подходов государствоведов, с одной стороны, и экономистов, с другой — приводило к тому, что проблемы государственного регулирования разрабатывались как бы для совершенно разных объектов. Одни выявляли границы государственного вмешательства в экономику, экономически оправданные функции государства, требования к формам и методам государственного регулирования экономики, другие изучали возможности сохранения основ государственности. При этом в одном случае доминировали политические, а в другом — экономические проблемы. Поэтому можно обоснованно сделать вывод об актуальности специального анализа проблем государственно-правового регулирования экономики в условиях проводимых в России реформ.

Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных ученых, занимавшихся изучением проблем формирования экономической политики государства, на наш взгляд, следует выделить следующих известных экономистов: А. Маршалла, Дж. Кейнса, Р. Харрода, Е. Домара, Э. Хансена, Дж. Робинсон, П. Самуэльсона, П. Сраффа, Н. Калдора, М. Фридмена, Ф. Хайека, А. Мельтцера, JI. Эрхарда и др.

В России те или иные аспекты проблемы правового регулирования экономической политики государства, а также экономической безопасности, были предметом исследований в общетеоретической и отраслевой литературе, например: Л. И. Абалкина, А. Архинова, С. С. Алексеева, А. П. Алехина, Л. И. Антоновой, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, Д. Н. Бахраха, О. И. Бекетова, Я. М. Бельсона, А. Г. Богатырева, С. Н. Братуся, Г. Н. Борзенкова, А. Б. Венгерова, И. А. Возгрина, Е. Т. Гайдара, И. А. Галагана, Л. Д. Гаухмана, А. Городецкого, М. И. Еропкина, А. Э. Жилинского, Э. Н. Жевлакова, О.А.

1 См.: Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетий: Программная статья председателя правительства России // Независимая газета. — 1999. — 30 дек.

Жидкова, Т. И. Заславской, А. В. Зиновьева, В. Д. Зорькина, Н. Г. Заблюка, Р. Ф. Иванова, С. В. Игнатьевой, И. А. Исаева, И. И. Карпеца, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, А. И. Королева, В. В. Лазарева, В. Д. Леготкина, Г. Ф. Лукьянца, Г. В. Малышева, В. М. Манохина, М. Я. Масленникова, С. М. Меньшикова, Г. К. Мишина, И. Б. Михайловской, B.C. Нерсесянца, А. С. Никифорова, Г. И. Никерова, В. Ф. Попондопуло, Б. И. Пугинского, В. М. Рутгейзера, В. П. Сальникова, А. А. Сергеева, В. Д. Сорокина, Л. И. Спиридонова, С. В. Степашина, Л. Б. Тиуновой, В. А. Туманова, А. Г. Хабибулина, З. М. Черниловского, С. С. Шаталина, И. В. Шмарова и др.

Большой вклад в разработку юридического аспекта проблемы, внесли.

A.В. Венедиктов, P.O. Халфина, Н. В. Витрук, В. П. Грибанов, Г. В. Матузов, Ю. К. Толстой, В. П. Чхиквадзе, Д. А. Керимов, А. И. Экимов, С. Сабикенов,.

B.В. Степанян, Н. А. Шайкенов и др.

Объектом исследования является сфера обеспечения безопасности в системе государственно-правового регулирования экономическо-правовых отношений в условиях перехода России к демократическим основам социальной жизни.

Предмет исследования — субъект — объектные отношения, возникающие в сфере экономической безопасности в ходе государственно-правового вмешательства в рыночную экономику.

Цели и задачи исследования. Целью работы выступает теоретико-правовой анализ сложившихся концептуальных подходов к исследованию трактовок понятия, сущности, содержания и пределов правового вмешательства в рыночную экономику, правовых и организационных форм, а также соотношения методов государственного правового регулирования экономических отношений и уровня обеспечения экономической безопасности общества.

Цель исследования предопределила постановку ряда основных задач, решение которых составляет содержание данной работы: — провести теоретико-правовой анализ существующих подходов к трактовке безопасности, экономико-правового понимания ее сущности и юридической природы, а также пределов государственного вмешательства в экономическую сферу;

— уяснить природу и сущность интереса как критерия необходимого правового вмешательства государства в экономику;

— выявить правовые и организационные формы государственно-правового регулирования экономики, в их соотношении с уровнем экономической безопасности общественных отношений;

— определить наиболее оптимальные формы и методы юридического воздействия на общественные отношения в сфере экономики.

Методологическую основу исследования составили современные приемы познания, выявленные наукой и апробированные практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы, принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, общего и особенного, единичного и уникального.

Научная новизна диссертации. В работе рассматриваются общие комплексные проблемы, характеризующие как становление и правовое опосредование рыночных отношений современной Российской государственности, так и особенности соотношения уровня экономической безопасности общества и форм государственного регулирования социально-экономических процессов на этапе становления нового типа хозяйствования.

Предпринята попытка определить параметры воздействия нормообразующих правовых предписаний на систему социально-экономических отношений в сфере безопасности.

Основные положения, выносимые на защиту: — анализ существующих концепций понятия, сущности и содержания экономической безопасности личности, общества и государства, их влияния на современное развитие государственности, тесным образом взаимосвязан с выявлением и изучением форм государственного регулирования экономических отношений, так как последние, выступают базовым элементом в определении стратегии развития концепции экономической безопасности;

— усложнение в ходе исторического развития экономических связей, зарождение и становление рыночных механизмов предопределяют необходимость государственно-правового воздействия на экономические процессы, а также трансформацию Российской государственности;

— государственно-правовое регулирование имеет пределы. Государство вмешивается в рыночную экономику посредством правовой регламентации с учетом как собственных интересов, так и интересов субъектов хозяйственной деятельности. Основная функция государства при этом — обеспечение баланса интересов;

— анализ социально-экономических и политических предпосылок правового регулирования государством социально ориентированной экономики в современной России невозможен без определения противоречий, происходящих в данной сфере. Противоречия в сфере экономики являются исходным и базовым пунктом в определении самого понятия «экономическая безопасность» и раскрытия ее сущности. При этом следует указать на тот факт, что сами противоречия определяют стратегию обеспечения экономической безопасности и долговременную направленность деятельности и именно разрешению противоречий подчинена вся система мер, направленная на подавление и ликвидацию угроз. То есть борьба с угрозами в этом смысле приобретает скорее тактический чем стратегический характер, и определяется обстановкой в данный конкретный промежуток времени и теми задачами, которые вытекают из этой обстановки. Изменчивость обстановки и задач непосредственно влияет на выработку системы мер, которые должны соответствовать, быть адекватными данной обстановке, и систему институтов (в том числе негосударственных), включая службы и органы государственной и общественной безопасности. И в этом смысле угрозы выступают как еще один, наиболее низкий по своей сущностной характеристике, элемент понятия «экономическая безопасность»;

— исследование взаимозависимости системы обеспечения экономической безопасности (как одной из основных функций государства) и форм государственного регулирования сферы экономики, предопределяет изучение ее именно с позиций системного подхода, так как система обеспечения безопасности призвана защищать жизненно важные интересы личности, общества и государства, то под последние, по мнению автора ы должны представлять собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития человека, общества и государства, именно человека, а не личности. Безопасность, в том числе экономическая и ее понятие, с нашей точки зрения, должна рассматриваться с позиций приоритета общечеловеческих ценностей. А сама деятельность по обеспечению безопасности человека, общества и государства — в качестве объективной необходимости, имеющей не только общесоциально-экономическую, но и нравственную ценность, а также непосредственно юридическую значимость;

— анализ основных форм и методов воздействия нормообразующих правовых предписаний, содействующих возникновению и формированию рыночных отношений в России, обосновывает тезис о необходимости сохранения ведущей роли государства в регулировании экономических процессов в переходном состоянии общества, так как это диктуется четырьмя обстоятельствами. Во-первых, только государство, как официальный представитель общества способно проводить в жизнь определенную экономическую политику в масштабе всей страныво-вторых, только государство обладает таким универсальным средством управления делами общества, как законодательство и в силу этого устанавливать правовой режим экономических отношений, закреплять правовые основы функционирования рынкав-третьих, государство располагает специальным аппаратом охраны и защиты института собственности, обладает монополией на осуществление принуждения в этих целяхв-четвертых, государство аккумулирует в своих руках (через государственный бюджет) средства для обеспечения национальной экономической безопасности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем научные положения, выводы и рекомендации могут иметь существенное значение на современном этапе развития реформ в Российской Федерации, так как недостаточная урегулированность экономических явлений влечет за собой многочисленные правонарушения в экономической сфере.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над диссертацией. Этим обеспечивались достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научных поисков. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в опубликованных работах, излагались в докладе на научно-практических конференциях и семинарах.

Структура работы определяется ее объектом, целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ экономической сферы российской государственности, ее основных элементов, а также общественных предпосылок приводит к выводу о том, что перед Россией стоят три неотложные задачи, от решения которых зависит само ее сохранение как государства.

Решение структурно-организационных, процедурных и ресурсных вопросов является необходимым условием успешного проведения рассматриваемого комплекса работ, поскольку современные системы обеспечения экономической безопасности можно реализовать только на принципах создания больших систем, характерных для функционирования таких комплексов, как энергетические, транспортные, военно-промышленные и другие системы, действующие в крупных государствах. Акцентирование внимания на такого рода аналогиях становится весьма важным, поскольку в настоящее время предпринимаются попытки представить реализацию этих задач в первую очередь на уровне действий административных или законодательных структур, преимущественно путем создания и утверждения некоторой совокупности правовых актов и инструктивно-методических материалов.

В этой связи следует отметить, что для обеспечения функционирования системы экономической безопасности необходимы:

— современные технические средстватехнологии безопасности, включающие процедуры профессионального обеспечения этих процессов, их научное обоснование, современные дорогостоящие программные системы, методы и средства экономической оценки выбора той или иной технологии и др.;

— структуры и системы организации работ;

— кадры, методы их подготовки и переподготовки.

Естественно, что все перечисленные факторы требуют ресурсов, которые в стране ограничены, и, таким образом, оптимизация целей и ресурсов представляется одной из узловых проблем этой деятельности.

В качестве примера сложной совокупности причин, влияющих на разработку процедур экономической безопасности, рассмотрим некоторые вопросы защиты интеллектуальной собственности.

В процессе разгосударствления огромные объемы интеллектуальной собственности, ранее сконцентрированные на предприятиях и в организациях военно-промышленного комплекса, десятилетиями создаваемые многими поколениями специалистов, вышли из-под централизованного контроля и стали достоянием отдельных коллективов и их руководителей. Дальнейшее эффективное использование этих многоплановых ресурсов в интересах государства и всего общества требует, по крайней мере, правовой и организационно-экономической проработки вопросов не только в ретроспективном плане, но и с перспективой последующего их использования в условиях возрождения оборонной промышленности.

Рассматривая эти процессы через призму экономической безопасности, следует заметить, что организационно-техническое ослабление связей в оборонном комплексе существенно снизило возможности разобщенных научных коллективов в наращивании интеллектуального потенциала в сравнении с возможностями подобных структур в других индустриально развитых странах.

В связи с изложенным для решения поставленных вопросов представляется целесообразным рассмотреть возможности использования быстро развивающегося за рубежом научного направления институционализма, которому в силу ряда обстоятельств в нашей стране на протяжении длительного периода не придавалось должного значения.

Термин институт с учетом сфер приложения имеет много толкований.

Экономическая и финансовая жизнь вписывается, например, в рамки таких национальных институтов, как конституция, правительственный аппарат, органы юстиции, гражданское и торговое законодательство, система собственности, экономический строй государства, банки, профессиональные объединения, профсоюзы и т. п.

Институциональная политика проявляется в преобразовании или дальнейшем усилении действующих экономических институтов и, естественно, играет важную роль в процессе проведения экономических реформ, в нашем случае при переходе от централизованной экономики к рыночной. К институциональным факторам, определяющим институциональную политику, относятся научно-технические, финансовые, социальные, меры по улучшению управления, преобразованию институтов, а также системы управления всеми этими сферами.

Новая институциональная экономическая теория исходит из двух отправных суждений: во-первых, из того, что институтам принадлежит важное значение в хозяйственной жизни, и, во-вторых, то, что они имеют формальное определение, поддаются необходимому критическому анализу и, следовательно, совершенствованию.

Однако весомая роль экономических институтов и наше понимание того, как и почему они ее приобретают, мало исследованы и слабо отражены в отечественной литературе по вопросам хозяйственных реформ. В публикациях в стране основной акцент делается на макроэкономических инструментариях преобразований. Более того, постоянно используется аргументация, что микроэкономические, то есть непосредственно производственные проблемы, автоматически решаются при условии формирования макроэкономической, преимущественно финансовой среды, что являет собой слишком односторонний подход. Поэтому формирование эффективных экономических институтов представляется гораздо более комплексной научно-прикладной задачей в процессе создания систем экономической безопасности.

Расширение позитивных представлений о важности экономических институтов должно привести к повышению эффективности реформ, созданию действенной государственной экономической политики и соответствующей ей системы безопасности в России.

Можно утверждать, что без формальных определений, позволяющих создавать в хозяйственной деятельности четкие модели по взаимоотношениям сторон и всей их совокупности, невозможно в такой огромной стране, как Россия, построить эффективную систему экономической безопасности. На основании имеющегося опыта и с учетом зарубежного можно утверждать, что при активных профессиональных действиях эта проблема решается в реальном масштабе времени.

В заключение отметим, что мы не ставили перед собой целей охватить ' весь круг вопросов этой чрезвычайно обширной проблемы, так как она и не может быть изложена в рамках одного исследования.

На пути создания в России правовой государственности и подлинно рыночной экономической сферы общества немало трудностей, однако чем быстрее и глубже мы изучим указанные проблемы, тем легче будет государству и обществу, политическому руководству и общественным движениям, партиям и государственным организациям находить наиболее приемлемые решения сложнейших задач, вставших перед нами в период обновления соотношения уровня обеспечения безопасности и государственного регулирования экономико-правовых отношений личности, общества и государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики, 1994, № 12
  2. И. Л. Местные Советы в системе органов власти. -М., 1971 г.
  3. С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 2. -Свердловск, 1964 г.
  4. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Полис, № 2, 1992 г.
  5. Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с франц. -М.: Текст, 1993 г.
  6. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики. -М. 1994, № 12.
  7. Г. В. Государственное управление, проблемы методологии правового исследования. -М., 1975 г.
  8. В.Г. Научное управление обществом (опыт системного анализа). -М., Политиздат, 1972 г.
  9. Я.У. Постмодернизм в познании общества// Полис, № 3, 1992 г.
  10. Ю.Ахваледианин А. А., Ковалев A.M. Собственность. Власть. Политика. -М., МГУ, 1996 г.
  11. П.Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., Издательская группа «ИНФРА», «Кодекс», 1996 г.
  12. А. А. Криминальная статистика как показатель состояния общества// Соц. исслед., № 8,1997 г.
  13. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1987 г.
  14. Ю.М. От военной доктрины к военной реформе: правовые основы обороны, безопасности и военного сотрудничества в РФ// Независимая газета, 1997 г., 27 марта.
  15. И. JI. Функции органов управления// Правовые проблемы оформления и реализации. -М., 1976 г.
  16. С.Е. Геостратегические и внешнеполитические приоритеты России// Вопросы экономики, 1994, № 5.
  17. Большая Советская Энциклопедия. -М., Советская энциклопедия. 1973 г.
  18. В.Н. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М., МГУ, 1990 г.
  19. С. Убийство из сострадания// ОНС, № 4, 1992 г.
  20. Ф.М. Движение российского социума к государству благоденствия// Соц. исслед., № 7, 1997 г.
  21. А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое// Социально-политический журнал, 1996, № 1.
  22. В.Н., Чащин О. В. Компетенция органов государственной власти республики субъекта Российской Федерации: теоретические основы и начала правового регулирования. -Уфа, 1998 г.
  23. Н. Преждевременный конституционализм или восточноевропейский эксперимент «обратного хода» истории. -КПВО, № 2, 1998 г.
  24. А.И. Международное сотрудничество в области национальной и техногенной безопасности военной деятельности. -М., 1999 г.
  25. А.И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. -СПб, СПбУ МВД РФ, 1999 г.
  26. В. Государство в современном обществе// Политология вчера и сегодня. -М., 1990, Вып. 2.
  27. JI.H. Конфликтогенные факторы в РФ// Вестник МГУ, Сер. 18, Социология и политология. -М., 1995, № 3.
  28. Венгеров А. Б, «Несущие конструкции» правового государства// ОНиС, 1990, № 5.
  29. Взаимная безопасность: новый подход к советско-американским отношениям. -М., 1991 г.
  30. В. Д. О факторах политической стабильности общества// Вестник СпбУ. -Серия 6. Вып. 2, 1994.
  31. В.Г. Социальная организация пространства. (Философско-социологический анализ). -М.: Наука, 1988
  32. С.Н. Государство и некоторые его институты в новом конфликте безопасности. -Киев: Ин-т социальных и экономических проблем заруб, стран АН Украины, 1991.
  33. Е.Б. Договор СНВ-2 и безопасность России// Военная мысль, 1996, № 1.
  34. . Н. Городские советы депутатов трудящихся -М., 1968 г.
  35. М.Ф. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения: Дисс. .кандид. философ, наук. -М., ВАД, 1996 г.
  36. М.Х. Безопасность человека и преступность. Программа международной научно-практической конференции. 23−25 ноября 1994 года. Санкт-Петербург. -Санкт-Петербургский юрид. институт МВД РФ, Спб., 1994 г.
  37. А. Безопасность России и геополитика// Безопасность. Информационный сборник. -М., 1994, № 6.
  38. Государственная служба основных капиталистических стран. -М., 1977 г.
  39. Государство Российское: власть и общество. Сборник документов/ Под общей ред. Ю. С. Кукушкина. -М., МГУ, 1996 г.
  40. П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность»// Социально-политический журнал, 1998, № 3.
  41. JI.A. Советы органы власти и народного самоуправления. -М., 1965 г.
  42. JI.A. Народовластие в СССР. М., 1972 г.
  43. Гражданское общество и проблемы безопасности в России/ Материалы «круглого стола"// Вопросы философии, 1995, № 2.
  44. Г. О праве войны и мира/ Пер. с лат. A.JI. Саккети. -М.: Госюриздат, 1956 г.
  45. П. С. Человек как объект социально-философского анализа// Проблемы человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988 г.
  46. JI. Общее учение о государстве/ Пер. с нем. и вступит, ст. И. Н. Неровецкого. -СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза «, 1910 г.
  47. Ю.Н. «Война всех против всех» в идеальном типическом истолковании: о социологической значимости концепции Гоббса// Полис. -М., 1993, № 8.
  48. Р. От социального государства к цивилизованному сообществу// Полис. -М., 1993, № 9.
  49. Н.Н. Соотношение государства и общества в свете решений XXVII съезда КПСС// Сов. государство и право, 1986, № 11.
  50. К.Б. Проблемы общества и государства в произведениях Джахиза// Общественная мысль: исследования и публикации, 1993, Вып. 4.
  51. Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества// Государство и право, № 7,1997 г.
  52. .Н. Записки Президента. -М. 1995 г.
  53. .Л. Компетенция РСФСР и ее субъектов. -М., 1974 г.
  54. С. «Государство благоденствия». Доктрина и практика.-М., Прогресс, 1966 г.55.3елькина О С. Проблемы методологии системного исследования. -М., Мысль, 1970 г.
  55. А.А. Коммунизм как реальность. -М.: Центрполиграф, 1994 г.57.3латопольский А. А. Гражданин и власть. -М., 1994 г.58.3олотницкий В. Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества. -СПб., 1964 г.
  56. Западная Европа на пороге третьего тысячелетия: безопасность, политика, экономика. -М., 1995 г.
  57. В.А. Военная безопасность отечества (историко-правовое исследование). -М., 1998.
  58. В.А. Концепция национальной безопасности России в генетическом измерении (Размышления)// Геополитика и безопасность, 1995, № 3.
  59. В.Н., Ксенофонтов В. Н. Проблемы стабильности и внутренней безопасности России: Социологический анализ. -М., 1995 г.
  60. Исполнительная власть в Российской Федерации/ Под редакцией Ноздрачева А. Ф., Тихомирова Ю. А. М., «БЕК», 1996 г.
  61. .Н. Международная безопансость: тенденции и перспективы// Война и мир в ядерный век. -М., 1994 г.
  62. B.C. Россия в новых геополитических реалиях на пороге XXI века. -М. 1996 г.
  63. А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти. // В книге
  64. Конституционный строй России». -Вып. 3. М., Институт государства и права РАН. 1996 г.
  65. Конституции республики в составе Российской Федерации (сборник документов). М., «Манускрипт», 1995 г.
  66. Контроль над преступностью в демократическом обществе: Материалы круглого стола// Государство и право, № 10, 1993 г.
  67. Концепция национальной безопасности России в 1995 году. -М., 1995 г.
  68. Коллектив авторов Института государства и права РАН. О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации.// Государство и право. 1996 г., N 8.
  69. Г. С. Этнополитология консенсуса конфликта: цивилизационные аспекты национальной безопасности. -М. 1996 г.
  70. JI.T. Политика и управление// Человек и общество, № 7, 1974 г.
  71. А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. -М&bdquo- 1996 г.
  72. В.Н. Какое государство мы строим? -М., 1991 г.
  73. И. Н. Компетенция высших органов государственной власти и управления СССР. -М., 1969 г.
  74. И.Н. Компетенция высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1969.
  75. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. -М., 1968 г.
  76. В. Функции государства в трансформируемой экономике. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ежегодник 97. -М., РАГС, 1998.
  77. . М. Компетенция органов управления. -М., 1972 г.
  78. .М. О компетенции органа Советского государства// Советское государство и право, 1964 г., N 10.
  79. М.М. Конфликты внутри и вокруг России: применять силу или вести переговоры? -М., 1993 г.
  80. А.И., Ким А.И., Мишин И. Г., Романов П. И. Курс советского государственного права. -М., Госюриздат, 1962 г.
  81. Г. П. Власть: ее формирование и реализация в России в пореформенный период: Уч. пос. -М., 1996 г.
  82. Личность, общество и государство. -М., Наука, 1966
  83. В.Л. Национальная безопасность Российской Федерации: некоторые проблемы теории (обзор материалов «Круглого стола»)// Проблемы реформирования России и современный мир. -М., 1993 г.
  84. В.В. Политическая преступность в России: прошлое и настоящее// ОНиС, № 5, 1999 г.
  85. В.В. Соотношение личности и общества в проекте «наилучшего государства» Аристотеля// Духовная сфера деятельности человека. -Саратов, 1997. -Вып. 2.
  86. А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. -М., 1998 г.
  87. Л.С. Государство в ценностном измерении. -М., Норма, 1998 г.
  88. В.Л. Национальная безопасность России// Геополитика и безопасность, 1996, № 4.
  89. В.Л. Угрозы национальной безопасности России// Военная мысль, 1996, №!
  90. В.М. Порядок формирования органов государственного управления. М., 1963 г.
  91. В.К. Компетенция государственного органа в решении хозяйственных вопросов. -М., 1964 г.
  92. К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 2-х т. -М., Огиз, 1949 г.
  93. Н.Г. Философия безопасности: безопасность как культурно-исторический феномен// Безопасность. Информационный сборник. -М., 1992. № 2.
  94. Мир в условиях мира. Всеобщая безопасность в XXI веке. -М., 1990 г.
  95. С.Ф., Петров В. А., Тимофеев Ю. А. Информационная безопасность: Защита информации в автоматизированных системах (основные концепции). -М., 1995 г.
  96. А. В. Субъекты советского права. -М., Госюриздат, 1962 г.
  97. В.Ф. Безопасность как атрибут социальной системы// Социально-политические аспекты государственной безопасности в современных условиях. -М., «Граница», 1994 г.
  98. В. Национальная безопасность и военная реформа// МэиМО, 1991, № 4.
  99. М., Геостратегическая позиция России в меняющемся мире// Обозреватель: проблемы, анализ, прогнозы. -М., 1993, № 22.
  100. Национальная доктрина России: проблемы и приоритеты. -М., 1994 г.
  101. Научные основы государственного управления в СССР. М., 1968 г.
  102. О национальной безопасности: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию// Независимая газета, 1996, 14 июня.
  103. А.В. Бюрократия и государство. -М., ИГП РАН, 1996 г.
  104. С.И. Словарь русского языка. М., 1952 г.
  105. Основы экономической безопасности (учебно-практическое пособие)/ Под ред. Олейникова Е. А. М., 1997.
  106. Органы советского общенародного государства. М., 1979 г.
  107. И. А. Личные тайны (человек и власть). -М.: ИГП РАН, 1998 г.
  108. B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности. -М., АЕН, 1994 г.
  109. Политика и общество (социально-политические проблемы развитого социализма). -Л., ЛГУ, 1975 г.
  110. В. И., Савенков Н. Т. Районный совет депутатов трудящихся. -М., Госюриздат, 1962 г.
  111. Проблемы безопасности и устойчивого социально-политического развития российского общества// Материалы теоретико-методологического семинара. -М.: ИСПИРАН, 1994.
  112. Проблемы национальной безопасности в демократическом обществе: материалы международной научной конференции. -Н. Новгород, 1992 г.
  113. Проблемы региональной и глобальной безопасности в конце XX начале XXI века. -М., 1993 г.
  114. С.А. Национальная безопасность страны: сущность. Структура, пути управления. -М., «Знание». 1991 г.
  115. Пути к безопасности, № 1, Вып.7. -М., 1992 г.
  116. .Г. Национальная безопасность РФ: некоторые проблемы теории. -М., 1993.
  117. В.В. Российская Федерация, ее субъекты и «ближнее зарубежье»: Геополитические проблемы. Специализированная информация. -М., 1993 г.
  118. А.А. Западные концепции по военно-политическим проблемам международной безопасности (80-е гг.). Автореф. дисс. .доктора военн. наук. -М., 1990 г.
  119. Х.М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом// Полис, 1999, № 6.
  120. Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество. -М&bdquo- 1995 г.
  121. Россия в поисках стратегии безопасности: проблемы безопасности, ограничения вооружений и миротворчества. -М., 1996 г.
  122. Россия: новые параметры безопасности. Научный доклад Московского Центра Карнеги. Вып.4. -М., 1995 г.
  123. С.К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства// Российский монитор: архив современной политики. -М., 1995, № 6.
  124. И.П. К безопасности через согласие и доверие. -М. 1997 г.
  125. В.В. Политическая безопасность: сущность, проблемы, перспективы// Политическая безопасность России. -М., 1996 г.
  126. Н.К. Судьбы России: естественные предпосылки целостности и самостоятельности// Социально-политический журнал, 1996, № 1.
  127. JI.A. Функции советского государственного управления. Автореф. дис. .кандид. юрид. наук. М., 1977 г.
  128. Советский энциклопедический словарь/ Под ред. Прохорова A.M.- М., 1983 г.
  129. Современный словарь иностранных слов -М., «Русский язык», 1993 г.
  130. А.И. Конфликты в государственно-административной сфере//ПОЛИС, 1997, № 4.
  131. Состояние и проблемы безопасности России// Учебное пособие. -М.: Луч, 1993.
  132. М.С. Философия и правоведение// Советское государство и право, 1965 г., N 5.
  133. Ш. З. Региональные конфликты и глобальная безопасность. -М., 1990 г.
  134. Теория государства и права/ Под ред. Лазарева В. В. -М., 1998 г.
  135. Я.Н. Советское государственное право. -М., Госюриздат, 1960 г.
  136. А.В. Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР и России. -М., 1994 г.
  137. А.Г. Законодательная база федеративного устройства российской государственности// Суверенность Башкортостана стратегия развития. -Уфа, 1996 г.
  138. А.Г. Природа государства и его форма. -Уфа, УЮИ МВД РФ, 1997 г.
  139. А.Г., Чащин О. В. Разграничение компетенции в сфере организации и деятельности между федеральными органами государственнйо власти и органами власти республик -субъектов Российской Федерации. -Уфа, УЮИ МВД РФ, 1998 г.
  140. О.В. Государственные органы Российской Федерации: основы теоретического и правового статуса. -Уфа, УЮИ МВД РФ, 1996 г.
  141. В.Е. Основы государственной власти. -М., «Юристь», 1996 г.
  142. П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения// Социологические исследования, 1997, № 2.
  143. О. Политическое управление: проблемы стабильности и развития. -М., 1997
  144. Е.И. О концепции национальной безопасности России// Международная жизнь, 1993, № 9.
  145. К.Ф. Вопросы компетенции местных Советов// Советское государство и право, 1965 г., N 4.
  146. Юридический энциклопедический словарь/ Под редакцией Сухарева А. Я. -М., 1984 г.
  147. Ш. Ш. Конституционно-правовые проблемы российского федерализма// Государственный Совет Республики Татарстан., -Казань, 1996 г.
  148. В.А. Социально-структурные общности как субъект жизнедеятельности// Соц. исслед. -М., 1989 г.
  149. М.И. Геополитика: история концепций и доктрин. -М., 1994 г.
  150. Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дис. доктора юрид. наук. -М., 1958 г.
Заполнить форму текущей работой