Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кодификация законодательства Республики Таджикистан: исторический и практический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кодификация, являясь формой правотворчества, осуществляется на стыке принципов «как правотворчества, так и самой кодификации. По своему содержанию принципы кодификации выступают основными началами её осуществления и базируются на 5 Конституции Республики Таджикистан и общетеоретических, ' научных принципах. Осуществление кодификации предполагает учет основных ценностей общества и идеалов… Читать ещё >

Содержание

  • Содержание
  • Глава 1. История становления и, развития кодификации законодательства
  • Республики Таджикистан
    • 1. 1. История кодификации законодательства советского Таджикистана
    • 1. 2. Состояние кодификации законодательства
  • Республики Таджикистан
  • Тлава 2."Концептуальные основы и перспективы кодификации законодательства Республики Таджикистан
    • 2. 1. Правотворчество, систематизация и кодификация
    • 2. 2. Принципы, основные формы, направления и перспективы кодификации законодательства Республики Таджикистан
    • 2. 3. Кодификационная техника в Республике Таджикистан
  • Глава 3. Кодифицированные нормативно-правовые акты
  • Республики Таджикистан
    • 3. 1. Место кодифицированных актов в системе нормативно-правовых актов Таджикистана
    • 3. 2. Особенности, структура и виды кодифицированных актов
  • Республики Таджикистан
    • 3. 3. Порядок разработки, принятия и действия кодифицированных актов Республики Таджикистан

Кодификация законодательства Республики Таджикистан: исторический и практический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основной целью Таджикистана на современном этапе его развития является построение правового, демократического государства. Важное значение в деле достижения этой цели имеет совершенствование законодательства, в том числе путем принятия новых кодифицированных законов и других нормативно-правовых актов, отвечающих реальным запросам общества на этапе перехода Таджикистана к рыночным отношениям.

В переломные периоды истории кодификация законодательства (особенно в странах, приверженных романо-германской правовой системе, а также её ценностям и традициям) играет весьма важную роль в формировании, развитии и совершенствовании системы правовых актов государства. Так было во Франции, Германии и других странах Западной Европы. Таким же образом обстояло дело в СССР (в 20−30-е и 50−60-е годы прошлого века), когда дважды была предпринята обширная отраслевая кодификация советского законодательства. Кодификация играла ключевую роль в интеграции и унификации законодательства, а вместе с «ним права и правовых систем различных государств. Например, Гражданский-кодекс Франции 1804 г. и «Основы законодательства СССР и союзных республик».

После распада СССР в современном мире появились так называемые постсоветские государства, к которым относится и Республика Таджикистан. Новые политические, экономические и социальные условия повлияли на отношения, которые существуют в таких государствах. Новые виды частноправовых отношений, и обусловленные этим новые виды правонарушений стали фактором изменения содержания и структуры нормативно-правовых актов, в том числе кодифицированных актов, и прежде всего кодексов.

Кодификация ныне продолжает выполнять свою роль в постсоветских странах на этапе их перехода к рыночным отношениям. При этом значение кодификации значительно возросло, ибо, во-первых, кодификации подвергается новое постсоветское законодательствово-вторых, в орбиту кодификации вовлечены закрепленные в национальных «конституциях ценности .так 'называемого естественного правав-третьих, в ходе кодификации внутригосударственного законодательства в кодифицированные акты включается большое количество имплементированных принципов, -норм и «положений международного.права. Можно «констатировать, что ныне ' кодификация все более приобретает гуманитарную и универсальную '.направленность, содействует унификации законодательства на основе верховенства общечеловеческих и национальных ценностей. Именно такую интегративную роль выполняет кодификация и в постсоветском пространстве, чему способствуют Модельные кодексы и иные акты и рекомендации Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.

В Республике Таджикистан кодификация, выходя за рамки обычной систематизации, активно выполняет правотворческие функции. Она проходит параллельно с постсоветским правотворчеством, выступает его формой. Неоценима роль кодексов в формировании структурных компонентов постсоветской правовой системы, особенно в появлении новых отраслей права и законодательства. .Постсоветские кодексы приобрели качество главенствующих законов в соответствующей отрасли законодательства, а их верховенство — залог материализации ценностей правовой государственности.

При этом в условиях) интенсивного законотворчества вопросы качества и эффективности законов и обеспечение их верховенства становятся особенно актуальными. С одной стороны, принятие за короткий срок огромного количества кодифицированных актов в виде кодексов, уставов и положенийсвидетельство большой значимости кодификации как формы правотворчества. Но, с другой стороны, острота проблем, связанных с качеством кодифицированных актов и эффективностью действующего законодательства, не только не снимается с повестки дня, но и имеет все большое значение.

Активная кодификационная деятельность стала одним из определяющих направлений проводимой правовой реформы в Республике Таджикистан. Этим обусловлены важность и актуальность научного анализа практики проведения в Республике Таджикистан кодификационной деятельности и разработки .•рекомендаций по её усовершенствованию.

•Новые условия, ориентиры и — направления общественного развития, при которых осуществляется «кодификация, новые её формы и направления, важность информационно-коммуникативной, интегративной роли кодификации в современном обществе, а вместе с тем интенсивное законотворчество и связанное с этим требование обеспечения качества кодифицированных актов, особенно кодексов, их верховенства в правовой системе способствовали появлению ряда новых актуальных проблем теории и практики кодификации, которые требуют своего решения. Попытка решить ряд этих проблем предпринята в настоящей работе.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики кодификации на протяжении десятилетий были предметом исследования многих советских и российских авторов, внесших большой вклад в разработку её теоретико-методологических основ. Общетеоретические вопросы кодификации анализировались С. С. Алексеевым, Д.А. 'Керимовым, Н. П. Колдаевой, A.B. Мицкевичем, A.C. Пиголкиным, C.B. Полениной, Т. Н. Рахманиной, А. Ф. Шебановым и др.1.

Проблемы соотношения правотворчества, систематизации и кодификации нашли отражение в научных работах Д. А. Ковачева, Н. П. См Керимов Д, А Понятие и формы кодификации // Вопросы кодификации советского права — 1957, Его же, Кодификация и законодательная техника — М, 1962, Шебанов АФ Совершенствование законодательстваважное условие коммунистического строительстваМ, 1977, Мицкевич AB Правотворчество в СССР-М, 1979, Поленина С В Законотворчество в Российской Федерации — M, 1996, Поленина С В, Колдаева НПО Своде законов Российской Федерации — М, 1997, Алексеев С С Право, азбука, теория, философия Опыт комплексного исследования — M, 1999, Систематизация законодательства Российской Федерации / Под ред Пиголкина, А С — СПб, 2003, Рахманина T H Кодификация законодательства — M, 2005.

Колдаевой, A.B. Мицкевича, А. Нашиц, C.B. Полениной, Т. Н. Рахманиной, P.O. Халфиной и др.1 Теоретические проблемы правотворческой техники и её применения в. кодификационной деятельности, кодификационная техника составили предмет анализа А. Н. Иодковского, Д. А. Керимова, И. Б. Усенко и др.2 Вопросы теоретических основ кодификационной деятельности широко отражены в учебниках и научных работах А. Б. Венгерова, J1.C. Галесника, М. Н. Марченко, М. С. Студеникиной и др.3 Понятие и система нормативно-правовых актов были глубоко изучены М.Н. 'Марченко, A.B. Мицкевичем, C.B. Полениной, И.С.' Самощенко, Ю. А. Тихомировым и др.4 После распада СССР в постперестроечный период в Российской Федерации вопросам «кодификации посвящалисьотдельные статьи.5 Специально кодификации законодательства Российской Федерации, её формам, видам и тенденциям развития российского законодательства на современном этапе посвящено исследование Т. Н. Рахманиной.6 Однако вопросы кодификации законодательства на постсоветском • пространстве затронуты в этой интересной работе лишь в самых общих чертах.

Значительноевнимание уделяли проблемам кодификации и ученые Таджикистана.

1 См Мицкевич, А В Правотворчество в СССР — М, 1974, Нашиц, А Правотворчество теория и законодательная техника — М, 1974, Ковачев Д, А Механизм правотворчества социалистического государстваМ, 1977; Научные основы советского правотворчества / Под ред Халфиной Р О — М, 1981, Поленина С В, Колдаева НПО Своде законов Российской Федерации — M, 1997.

2 См Иодковский A H История советской кодификации // Вопросы кодификации — М, 1957, Усенко И Б Кодификация законодательства Украинской ССРКиев, 1989, Керимов ДА Культура и техника законотворчества — М, 1991.

3 См Галееник Л С Теоретические вопросы кодификации советского законодательства // Вопросы кодификации Советского законодательства — Свердловск, 1957, Проблемы теории государства и права / Под ред M Н Марченко — M, 2002, Венгеров, А Б Теория государства и права — M, 2002, СтуДеникина М С Основные свойства нормативно — правовых актов // Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред Пиголкина, А С — СПб, 2003.

4 См Поленина С В Теоретические вопросы системы советского законодательстваМ, 1979, Система советского законодательства//Отв ред И С СамощенкоМ, 1980, Тихомиров Ю, А Теория закона-М, 1982, Мицкевич, А В Источники (формы выражения) Российского права Историко — теоретический очерк // Закон создание и толкование/ Под ред АС Пиголкина — М, 1998 Марченко MH Источники права учебное пособие — M, 2005.

5 См Тихомиров Ю, А, Юртаева Е, А Кодекс в системе законодательных и иных правовых актов // ЖРП -1997 -№ 4, Сорокин В В О систематизации переходного законодательства // ЖРП — 2001 — № 7, Тихомиров.

Ю, А Кодекс среди законов // Право и экономика — 2002 — № 2, Авдеенкова M П Кодификация законодательства России проблемы и перспективы // Ежегодник истории права и правоведения — M, 2002 — Вып 3 и др

6 Рахманина T Н Кодификация законодательства — М, 2005.

История становления и развития института кодификации в Таджикистане была объектом исследования таких таджикских ученых, как Г. М. .Бобокалонова, Султона Раджабова, Ф. Т. Тахирова, О. У. Усманова.1 Проблемы соотношениякодификации и развития системы права в Таджикистане анализировались Е. А. Андрусенко, И.С. .Вольбергом, В. Г. Гранбергом, Ю. П. Касаткиным, В. И. Корецким, М. Муллаевым, С. А. Раджабовым, Ш. Разыковым, В. В. Тишенко, В. П. Ушаковой, Р. Н. Хамракуловым.2.

Вопросамразвития постсоветской кодификации в Таджикистане и отдельным • вопросам • концептуальных основ её осуществления посвящены работы У. Азизова, А. Х. Маликовой, Р. Ш. Сативалдыева, Ф. Т. Тахирова и др.3.

При всем том специального исследования кодификации законодательства в юридической науке Республики Таджикистан до сих пор предпринято не было, что и предопределило новизну настоящей диссертации.

Цели и задачи.исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование исторических и практических аспектов, а также оценка перспектив кодификации законодательства в постсоветском Таджикистане. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить историю становления и развития кодификации советского и постсоветского Таджикистана с учетом мирового опыта с целью их сопоставления и выявления проблем преемственности и новизны в.

1 См Раджабов С Развитие советского уголовно — процессуального законодательства в Таджикистане-Душанбе, 1974, Тахиров Ф. Т Становление советского права в Таджикистане — Душанбе, 1987, Его же, История государства и права Таджикистана (1917;1929 гг) — T 2 ч 1 — Душанбе, 2001, Усманов О К проблеме развития кодификации гражданского законодательства Республики Таджикистан // Государство и право-Душанбе, 1999; № 4, Бобокалонов ГМ Некоторые особенности кодификации трудового законодательства в Таджикистане в 1929 — 1940 г г // Государство и право — Душанбе, 2003 — № 2.

2 См Вопросы кодификации законодательства Таджикской ССРТруды юрид ф-та ТГУ им В И ЛенинаСталинабад, 1967 — Вып 7.

J См Тахиров ФТ Конституция Республики Таджикистан 1994 года и некоторые проблемы формирования правовой системы // Известия Академии наук Республики Таджикистан — Душанбе, 2004 — № 4, Азизов У, А Проблемы дальнейшего совершенствования Уголовного кодекса Республики Таджикистан 1998 г // Известия Академии наук Республики Таджикистан — Душанбе, 2004 — № 2, Маликова, А X Проблемы совершенствования законодательства Республики Таджикистан в области социальной защиты // Известия Академии наук Республики Таджикистан — Душанбе, 2004 — № 2, Сативалдыев Р Ш Общая теория права и государства (на тадж яз) — Душанбе «Эчод», 2005 исследуемой сфере, а также проанализировать состояние кодификации законодательства Республики Таджикистан;

— исследовать основные формы и направления кодификации в Таджикистане и определить перспективы кодификации на будущее;

— изучить на основе анализа действующего законодательства республики порядок разработки, .принятия и опубликования кодифицированных актов Республики Таджикистан — и выявить особенности кодификационного процесса;

— проанализировать средства, приемы и методику < кодификационной техники Республики Таджикистан;

— исследовать систему нормативно-правовых актов Республики Таджикистан и определить место кодифицированных актов в этой системе;

— изучить влияние международного права и модельных кодифицированных актов СНГ на кодификационную деятельность Республики Таджикистан.

Объект исследования. Объектом исследования выступили. кодификационная деятельность и кодифицированныенормативно-правовые акты советского и постсоветского Таджикистана, их особенности, структура, виды, порядок разработки и принятия.

Предмет исследования. Непосредственным предметом исследования диссертационной работы стали история кодификации, современная кодификационная деятельность в Республике Таджикистан с начала 90-х годов XX в. и продолжающаяся по сей день, стадии кодификационного процесса, кодификационная техника.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретическую основу диссертации составили труды советских, российских, таджикских и зарубежных ученых-юристов, их выводы и предложения по проблемам правотворчества, систематизации, кодификации, законодательной техники. В диссертации. широко использованы работы С. С. Алексеева, А. Б. Венгерова, Д. А. Керимова, А. Ф. Ковачева, М. Н. Марченко, A.B. Мицкевича, А. Нашиц, A.C. Пиголкина, C.B. Полениной, А. Ф. Шебанова, М. Махмудова, С. А. Раджабова, Султона Раджабова, Р. Ш. Сатывалдйева, Ф. Т. Тахирова, О. У. Усмонова, Р. Н. Хамракулова, Ш. Т. Шарипова и др.

При проведении исследований были применены современные методы и подходы «научного познания правовой действительности. В диссертации использованы общенаучные методы познания: логико-исторический, структурно-функциональный, «историко-сравнительный, сравнительно-правовой. В качестве эмпирической базы был использован опыт кодификации советского и постсоветского периода.

Научная новизна. Настоящая диссертация представляет собой первую предпринятую в юридической науке Таджикистана попытку комплексного исследования кодификации законодательства на базе кодификационного опыта советского и постсоветского Таджикистана.

На защиту выносятся следующие положения:

1) становление и развитие кодификации законодательства в Республике Таджикистан были обусловлены в основном опытом кодификации в СССР «и Российской Федерации, хотя они и приобрели в постсоветский период определенную специфику. Отечественнаякодификация проводится на базе синтеза достижений современной теории и практики кодификации, а также с учетом национальных особенностей Республики Таджикистан;

2) различие и идентичность кодифицированных актов разных государств, в том числе и Таджикистана зависят от их географического положения, размера и характера их территорий, наличие природных богатств, потенциала развития экономики и экономических отношений, а также от сложившегося на протяжении веков культурно-исторического опыта;

3) в Республике Таджикистан кодификация осуществляется преимущественно по отраслям права, хотя уже возникла потребность в создании комплексных кодифицированных законов подобно тому, как это сделано в Российской Федерации, в частности сложились необходимые предпосылки для принятия таких новых кодексов, как Градостроительный и Горный;

4) с учетом множественности диалектов таджикского языка необходимо проведение лингвистической экспертизы проектов 'кодифицированных законов и подзаконных нормативно-правовых актов;

5) отечественная кодификация осуществляется на основе выработанных на постсоветском пространстве общепризнанных стандартов кодификационной деятельности стран СНГ. В настоящее время кодификация в Республике Таджикистан содействует имплементации во внутригосударственное право общепризнанных принципов и норм международного права, положений международных договоров.

•Практическая значимость работы. Диссертация имеет практическое и научно — теоретическое значение, её выводы и положения могут оказать помощь в дальнейших исследованиях проблем кодификации в Республике Таджикистан, а также использоваться в ходе деятельности по совершенствованию существующего законодательства. Работа имеет также учебно-познавательное значение, она может быть использована в учебном процессе при чтении дисциплин, сопряженных с вопросамикодификации, в частности учебного курса общей теории государства и права, а также специальных курсов.

Апробация 'результатов 'исследования. Положения и выводы диссертации, были использованы при чтении специальных курсов «Проблемы правотворчества в Республике Таджикистан», «Законотворческий процесс в Республике Таджикистан». Основные положения диссертационной работы отражены в выступлениях и докладах автора на различных университетских и республиканских научно-теоретических конференциях, а также в научных публикациях автора. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора Общей теории и социологии права Института государства и права РАН.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Проведенный анализ теории и практики кодификации законодательства Республики Таджикистан позволяет сформулировать некоторые выводы.

Значение постсоветской кодификации заключается в том, что она способствовала формированию нового правового режима современного Таджикистана. Постсоветская кодификация, наряду с текущим правотворчеством в Таджикистане, стала фактором формирования новой нормативно-правовой базы «на основе совершенствования действующего законодательства и издания новых нормативно-правовых актов. Посредством кодификации было обеспечено построение новой системы права в Таджикистане, в частности формирование новых отраслей законодательства, а также развития права в целом.

Для дальнейшей успешной кодификационной деятельности в Республике* Таджикистан необходимо решить важные научно-теоретические и практические проблемы в области правотворчества и кодификации, которые в постсоветский период не были разработаны до конца, достаточно глубоко и полно.

Кодификация в Республике Таджикистан проводится в соответствии с требованиями переходного времени и достижениями правовой науки. Важным фактором проведения кодификации стали изменения в политической, экономической и социальной жизни государства и общества. Она осуществляется на основе таких концептуальных положений, как уважение прав и свобод человека и гражданина, приоритет личности во взаимоотношении с государством, разделение государственной власти, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственным. Кодифицированное правотворчество, в первую очередь, ориентировано на закрепление общечеловеческих и национальных ценностей.

История кодификации Таджикистана свидетельствует о том, что эта деятельность в правовой жизни республики началась непосредственно после присоединения территории современного Таджикистана к Российской империи и особенно активизировалась после установления советской власти на территории Средней Азии.

Кодифицированные акты царской России не привели к каким-либо коренным изменениям в общественной жизни Таджикистана, за исключением проведения некоторых правовых реформ в области судопроизводства и регуляции экономических отношений, проведенных с целью укрепления царской власти.

Коренные изменения в общественной жизни края начинают происходить после установления советской власти на территории Туркестанского генерал-губернаторства, совершения народной революции в Бухарском эмирате и с началом внедрения первых кодифицированных актов Советской России после отменены старых норм мусульманского и обычного права. В качестве регулятора общественных отношений начали выступать нормативно-правовые акты, и советские кодифицированные акты легли в основу собственной кодификации в Таджикистане.

Кодификация как форма правотворчества, при которой трансплантируются старые правовые нормы и в то же время создаются новые, — удобное средство для государства приспособить старое действующее законодательство к новым отношениям в обществе. В этом случае вся система законодательства приспосабливается к новым общественным отношениям, что создает почву для формирования новой правовой системы государства с учётом новых принципов и ценностей. г В процессе исследования установлено, что уровень и формы кодификации тесно взаимосвязаны с такими внешними факторами, как географическое положение государства, размер его территории, природные богатства, потенциал развития экономики и экономических отношений, сложившихся в стране. Эти факторы воздействуют на содержание и систему кодифицированных актов государства.

В работе показано, что кодификация — это скорее форма правотворчества, нежели просто систематизация. Кодификация предполагает выработку сводного акта на базе совокупности действующего законодательства, а систематизация — это деятельность по сбору и обработке действующих актов, и она составляет первоначальный этап кодификации. Именно в этом смысле кодификация считается 'формой систематизации. В основе же своей кодификация — это форма правотворчества.

Постсоветская .кодификация унаследовала традиции советской и российской кодификации. В настоящий момент такая тенденция вызвана выработкой единых стандартов кодификационной деятельности на постсоветском пространстве. Таковыми в настоящий момент выступают Модельные кодексы Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, имеющие рекомендательный характер, а также Основы законодательства государств-участников ЕврАзЭС, имеющие обязательный характер. Участником СНГ и ЕврАзЭС является и Республика Таджикистан.

В Таджикистане приняты. кодексы по основным отраслям законодательства, а также кодифицированные акты органов исполнительной власти в виде уставов и положений. При этом учитываются новые институты, которые появились в тех или иных отраслях права. Например, в уголовном праве появился такой институт, как преступления против • информационной безопасности, в семейном — брачный контракт, в гражданском правебанковский вклад, банковский счет и др. Все вышеперечисленное обусловлено переходом экономики страны на рыночные отношения.

Для дальнейшей успешной кодификации в стране необходимо учитывать достижения юридической науки, а также систему отраслей права, что позволит расположить нормы в строгой последовательности. В первую очередь, следует установить единство в понимании терминов, провести их унификацию, логично расположить правовые нормы и др., что станет фактором эффективного применения правовых норм кодифицированных актов и создаст благоприятные условия для правоприменителей в реализации правовых норм. Другой моментэто строгое соблюдение, структуры кодифицированного акта. К примеру, при кодификации процессуального законодательства. необходимо соблюдение стадий процессов судопроизводства, которые создадут условия для последовательной реализации правовых норм отдельных стадий процесса и перехода одной стадии в другую при рассмотрении уголовных, гражданских, хозяйственных, административных, семейных и других дел в процессе судопроизводства. Как известно, система отраслей права далеко не полностью совпадает с системой законодательства. Поэтому кодификация в постсоветском Таджикистане осуществляется также по отраслям законодательства, что придает многим нормативно-правовым актам ' комплексный характер.

Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственным правом — один из главных принципов правовой системы Республики Таджикистан. Ст. 10 Конституции Республики Таджикистан гласит, что международно-правовые договоры, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики.-В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов. На современном этапе кодификационная деятельность направлена на реализацию этого принципа. В кодифицированных актах Республики Таджикистан, в частности в Уголовном, Трудовом, Налоговом и других кодексах учтены общепризнанные принципы и нормы международного права. К примеру, в Уголовном кодексе нашли отражение принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, в Трудовом кодексе — принципы и нормы Международной организации труда, в Семейном кодексе — нормы Конвенции о правах ребенка. Примат международного права в процессе 'кодификации выражается не в прямом действии норм и принципов международного права во внутреннем законодательстве, а осуществляться путем приспособления правовых норм кодифицированных актов к принципам и нормам международного права, что приведет к согласованности внутригосударственного законодательства с требованиями норм международного права.

Кодификация, являясь формой правотворчества, осуществляется на стыке принципов «как правотворчества, так и самой кодификации. По своему содержанию принципы кодификации выступают основными началами её осуществления и базируются на 5 Конституции Республики Таджикистан и общетеоретических, ' научных принципах. Осуществление кодификации предполагает учет основных ценностей общества и идеалов, которыми оно руководствуется. Таджикистан, являясь правовым и светским государством, проводит кодификацию на принципах конституционной законности, соответствия её национальным условиям, социально-экономическому развитию общества, научности, гласности, преемственности, новизны, полноты, всесторонности, комплексности и др. Исследование принципов кодификации показывает, что некоторые из них подвержены изменениям, которые происходят в общественной жизни. Другие же принципы, — приобретая свойство постоянства, достигают уровня концепций (основ) осуществления кодификации.

В постсоветском Таджикистане принцип соответствия национальным условиям приобретает особую актуальность. При этом ст. 3 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 8.12.2003 г. указывается, что принцип соответствия Конституции Республики Таджикистан и принцип законности, которые в совокупности составляют принцип конституционной законности, — названы одними из важнейших в процессе законотворчества. Это говорит о том, что некоторые принципы кодификации «эволюционируют» под воздействием изменений в общественной жизни, а также вырабатываются новые принципы. Другая часть, оставаясь стабильной, становится концептуальной основой осуществления кодификации.

Кодификация в Республике Таджикистан ведется в трех направлениях: •всеобщем, отраслевом и специальном.)Всеобщая кодификация происходит на основе отраслевой и специальной кодификации, вместе взятых. Отраслевая кодификация, являясь основным направлением кодификации в Таджикистане, направлена на принятие отраслевых кодексов. Наряду с отраслевой кодификацией, интенсивно идет специальная кодификация, когда принимаются такие правовые акты, как Земельный, Жилищный, Водный, Воздушный кодексы Республики Таджикистан.

Анализ направлений кодификации, по нашему мнению, -представляет существенный интерес, и этот актуальный аспект юриспруденции необходимо исследовать особо.

Кодификационная техника, применяемая при осуществлении кодификации в Республике Таджикистан, является технико-прикладным средством составления кодифицированных актов. Она характеризует техническую сторону оформления кодифицированных актов и состоит из ряда средств и приёмов правотворческой и законодательной техники, а также техники систематизации действующего законодательства. Наряду с общими средствами и приёмами правотворческой техники, успешно практикуются новые средства кодификационной техники, такие как использование компьютерных и информационных технологий в процессе кодификации. Рассматривая кодификационную технику как разновидность правотворческой техники, следует указать на её совершенствующийся характер. Использование средств и приёмов кодификационной техники направлено не только на выработку новых правовых норм, но и на совершенствование уже существующих правовых норм в действующем законодательстве, что характеризует эту технику составления нормативно-правовых актов как кодификационную технику.

Процесс разработки и принятия кодексов коренным образом отличается от процесса создания кодифицированных актов органов исполнительной власти. ¡-Кодификационный .процесс более сложный и длительный, чем ¡-процесс .правотворчества органов исполнительной власти. Последний является более упрощенным и оперативным.

Кодификация законодательства в Республике Таджикистан — проходит в условиях существования двухпалатного парламента, одна из палат которого является профессиональной, постоянно действующей, что повлияло на качество нового законодательство Республики Таджикистан. Утверждение института парламентаризма в Республике Таджикистан способствовало. повышению качества кодексов.

По нашемумнению, для повышения эффективности правотворчества и совершенства законодательного акта в Регламент Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан (нижняя палата парламента, которая действует на постоянной и профессиональной основе) необходимо внести некоторые изменения и дополнения. Наряду с научной экспертизой, следует использовать и лингвистическую экспертизу кодифицированных актов. Такой опыт наблюдается в ряде стран Содружества, в частности в Российской Федерации.

Кодификационный процесс, наряду с кодифицированными нормативно-правовыми актами, 'кодификационной техникой, является одним из составляющих элементов кодификации, в совокупности и во взаимосвязи отражающим сущность кодификации. Кодификационный процесс тесно взаимосвязан с кодификационной техникой, ибо посредством применения средств и приёмов кодификационной техники в кодификационном процессе издается единый кодифицированный, систематизированный нормативно-правовой акт.

В рамках диссертационного исследования сформулируем некоторые предложения по совершенствованию действующего законодательства.

1. По Закону Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах «от 8.12.2003 г. в систему нормативных правовых актов не включены кодексы, которые, между тем, занимают ведущее место в системе источников права. В силу сказанного, необходимо изменить редакцию ст. -6 настоящего закона, включив"кодекс в систему нормативных правовых актов. Ст. 18 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах «от 8.12.2003 г. посвящена кодексу, но она не определяет кодекс как кодифицированный акт.

2. При разработке новогоКодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях необходимо включить’в отдельную его главу «Административные правонарушения в области налога .и налогообложения» все 16 составов административных правонарушений в области налогаи налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Таджикистан.

3. Представляется необходимым принятие новых кодексов в Республике Таджикистан. В настоящее время в Таджикистане сложились все необходимые предпосылки и социальные факторы для принятия Градостроительного и Горного кодексов.

4. Учитывая тот момент, что кодификация законодательства является одним из основных направлений правовой реформы <в Таджикистане, и возможно применение методов кодификации при формировании комплексного законодательства, законодателям следовало бы начать работы по формированию комплексных законодательств. Указанные выше теоретико-практические выводы и рекомендации выделяют кодификацию как высшую, совершенную форму правотворчества, свидетельствуют о её эффективной роли в совершенствовании действующего законодательства государства, обосновывают авторитет кодифицированных актов в системе нормативно-правовых актов Республики Таджикистан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А) Международные акты
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 // Международный билль о правах человека, — Женева, 1998.- С. 23−31.
  3. Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества и порядке их разработки // Бюллетень Министерства юстиции РФ.- М.: Спарк, 2004.- № 7 (79).- С. 54−56.
  4. Международный пакт об гражданских, социальных и культурных правах от 16.12.1966 // Международный билль о правах человека.- Женева, 1998.-С. 31−47.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966// Международный билль о правах человека.- Женева, 1998.- С. 47−75.
  6. Порядок разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия Основ законодательства ЕврАзЭС // Бюллетень Министерства юстиции РФ.- М.: Спарк, 2004.- № 7 (79).- С. 57−59.
  7. Б) Нормативно правовые акты
  8. Водный кодекс «Республики Таджикистан от 20.10.2000 // Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- 2000.-№ 11.-С. 157−183.
  9. Воздушный кодекс Республики Таджикистан от 13.11.1998 // Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан.-1998.-№ 23−24.- С. 126−155.
  10. Гражданский кодекс Республики Таджикистан.- Худжанд: Р. Чалил, 2000.41.- 241с.
  11. Гражданский кодекс Республики Таджикистан.- Худжанд: Р. Чалил, 2001.42.- 276 с.
  12. Гражданский кодекс Республики Таджикистан. Ч. З // Свод Законов Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният, 2005.- Т 3.- С. 8 38.11. 'Гражданский кодекс Таджикской ССР.- Душанбе: Ирфон, 1975.- 250 с.
  13. Закон Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 8.12.2003 г. // 'Ведомости Маджлиси Олии Республики Таджикистан.-Душанбе, 2003.- № 12.- С. 247−266.
  14. Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24.03.1998 г. (с учетом изменений на 2004 год).- Алматы: «Юрист», 2005.28 с.
  15. Закон Республики Таджикистан «О порядке опубликования законов Республики Таджикистан» от 11.12.1999 г. // Свод Законов Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният.- 2002.- Т.1.- С. 671 673.
  16. Закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях» // Чумхурият. 2005. 6 янв.- № 2.
  17. Закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Республики Таджикистан» // Чумхурият. 2005. 29 дек.-№ 136.
  18. Закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Таджикистан» // Садои мардум. 2004. 29 мая, — № 66−67.
  19. Закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан» // Чумхурият. 2004. 22мая.-№ 55−56.
  20. Земельный кодекс Республики Таджикистан // Ведомости Маджлиси Оли ¦Республики Таджикистан, 2004, — № 3.- С. 39−59.
  21. Земельный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации.- М.: «Информэкспо», 2005.- С. 667 686.
  22. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Таджикистан (на тадж. яз) // Чумхурият. 2003. 20 марта.- № 3222.. Кодекс законов о труде Таджикской ССР.- Душанбе: Ирфон, 1973.- 170 с.
  23. Кодекс о браке и семье Таджикской ССР.- Душанбе: Ирфон. 1981.- 232 с.
  24. Конституция Республики Таджикистан, принятая 6 ноября 1994 года. Душанбе, 2003.- 86 с.
  25. Конституционный закон Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан» // Свод Законов Республики Таджикистан.-Душанбе: Конуният, 2002.- Т. 1.- С. 593 616 с. 29. «-Налоговый кодекс Республики Таджикистан // Ведомости Маджлиси Оли
  26. Республики Таджикистан, 2004.-№ 12 (часть 1).- 324 с.
  27. Налоговый кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации.- М: «Информэкспо», 2005.- С. 687−848.
  28. Положение Министерства юстиции Республики Таджикистан // Свод Законов Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният, 2002.- Т.1.- С. 468 -476.
  29. Положение Министерства транспорта Республики Таджикистан // Свод Законов Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният, 2002, — Т.1.- С. 506 -514.
  30. Правила подготовки нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации // Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.97 № 1538, от 06.11.98 № 1304, от 11.02.99 № 164.
  31. Проект гражданско процессуального кодекса Республики Таджикистан.
  32. Проект уголовно процессуального кодекса Республики Таджикистан.
  33. Регламент совместных заседаний Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон. Маджлиси Оли Республики Таджикистан // Свод Законов Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният, 2002.- Т.1.- С. 282 294.
  34. Регламент Маджлиси миллй Маджлиси Оли Республики Таджикистан // Свод Законов Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният, 2002.- Т.1.-С. 296−320.
  35. Регламент Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли 'Республики Таджикистан // Свод Законов Республики Таджикистан.-Душанбе: Конуният, 2002.- Т.1.- С. 320 390.
  36. Регламент Правительства 'Республики Таджикистан // Свод Законов Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният, 2002.- Т.1.- С. 417 425.
  37. Сборник. Новые законы Республики Таджикистан (Часть ЛИ).- Душанбе, 1991.- С.'6−79.
  38. Сборник нормативно правовых актов, регулирующих хозяйственно -процессуальные отношения.- Душанбе: Контракт, 2003.- 116 с.
  39. Свод законов Республики Таджикистан .- Душанбе: Конуният, 2002.- Т.1.-763 с.
  40. Свод законов Республики Таджикистан .-Душанбе: Конуният, 2003.- Т.2.-591 с.
  41. Свод законов Республики Таджикистан .-Душанбе: Конуният, 2005.- Т.З.-451 с.
  42. Свод законов Таджикской ССР.- Душанбе: Ирфон, 1984.- Т. 1.- 491 с.
  43. Семейный кодекс Республики Таджикистан Душанбе: Контракт, 2003.76 с.
  44. Систематическое собрание действующих законов Таджикской ССР.-Сталинабад: Таджгаз, 1932.- 876 с.
  45. Собрание законодательства Российской Федерации.- № 52(1) от 25. дек. 2006 г.
  46. Таможенный кодекс Республики Таджикистан // Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 2004, — № 12 (часть 2).- 337 с.
  47. Таможенный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов «Российской Федерации.- М: «Информэкспо», 2005.- С. 849 926.
  48. Трудовой кодекс Республики Таджикистан .- Худжанд: Р. Чалил, 1997.102 с.
  49. Трудовой кодекс Республики Таджикистан // Свод законов Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният, 2005.- Т. 3.- С. 38−116.
  50. Уголовный кодекс Республики Таджикистан.- Худжанд: Р. Чалил, 2003.245 с.
  51. Уголовный кодекс Республики Таджикистан.- Душанбе: Конуният, 2004.399 с.
  52. Уголовный кодекс Таджикской ССР (с изменениями и дополнениями на 1 июня 1975 г).- Душанбе: Ирфон, 1975.- 172 с.
  53. Уголовно процессуальный кодекс Таджикской ССР (с изменениями и дополнениями на 1 января 1988 г).- Душанбе: Ирфон, 1989.- 296 с.
  54. Указ Президента Республики Таджикистан «О Своде законов Республики Таджикистан» от 24.02.2000 // Свод законов Республики Таджикистан.-Душанбе: Конуният, 2002.- Т.1.- С. 3.
  55. С.С. Право, азбука, теория, философия: Опыт комплексного исследования. М: Статут, 1999. — 712 с.
  56. Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Пер. с англ. Под. ред. A.B. Куряева.-Челябинск: Социум, 2004.- 392 с.
  57. H.A., Стародубцев C.B. Основы теории юридических документов.- М., РАП, 2006.- 90 с.
  58. O.A. Компьютерные технологии в правотворческой деятельности.- М., Норма, 1999.- 108 с.
  59. Г. Г. Культура письменной речи юриста. Алматы: Норма-К, 2004.- 152 с.
  60. Р., Жоффре Спинози К. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. В. А. Туманова.- М: Междунар. Отношения, 1998.- 400 с.
  61. Д.М., Муродов Д. Х., Менглиев Р. Ш., Фозилов H.H. Методическое пособие по разработке нормативных правовых актов.-Душанбе: ООО «Компания Оптима», 2005.- 151 с.
  62. A.C. Конституция Республики Таджикистан 1994 года: История •j разработки, принятия и основные положения. Душанбе: Матбуот, 2001.240 с.
  63. Закон: создание и толкование / Под. ред. A.C. Пиголкина.- М: Спарк, 1998.-283 с.
  64. Законодательство и законодательная деятельность в СССР.- М: Юрид. лит, 1972.-316 с.
  65. Законотворчество в Канаде / Отв. ред. С. В. Кабышев.- М: Формула права, 2006.- 272 с.
  66. Законотворчество в Российской Федерации / Под. ред. A.C. Пиголкина.- М: Формула права, 2000.- 608 с.
  67. A.B., Морозова С. А. Из истории права.- СПб: Спец. лит, 1997.-457 с.
  68. Т.Ю. История мусульманского мира: от халифата до блиртательной Порты. -Пермь: Урал «LTD», 2000.- 349 с.
  69. Д.А. Законодательная техника. М: Изд. Норма, 2000. — 121 с. 75.Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника.- М: Юрид. лит, 1962- 84 с.
  70. Д.А. Культура и техника законотворчества, — М: Юрид. лит, 1991.160 с.
  71. Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права).- М: Аванта+, 2000.- 560 с.
  72. Д.А. Механизм правотворчества социалистического государстваМ: Юрид. лит, 1977.- 113 с.
  73. В.А. От феодализма до победы социализма.- Душанбе: Ирфон, 1966.-271 с.
  74. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под. ред. В. В. Коряковцев, К. В. Питулько.- СПб: Питер, 2004.- 816 с.
  75. М.И. Проблемы формирования комплексных образований в законодательстве России.- М., ЮНИКО-ИНФОРМ, 2003.- 96 с.
  76. A.B. Основные виды федеральных кодифицированных актов // Систематизация законодательства Российской Федерации / Под. ред A.C. Пиголкина.- СПб: «Юридический центр Пресс», 2003.- С. 146−152.
  77. A.B. Правотворчество в СССР.- М: Юрид. лит, 1979. 318 с.
  78. Научные основы советского правотворчества / Под. ред. P.O. Халфиной.-М: Наука, 1981.-310 с.
  79. А. Правотворчество: теория и законодательная техника.- М: Прогресс, 1974.- 236 с.
  80. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик.- М., Юрид. лит, 1987.-512 с.
  81. A.C. Подготовка проектов нормативных актов. М: Юрид. лит, 1968.- 160 с.
  82. A.C. Право, законность, гражданин. М: Юрид. лит, 1976. -86 с.
  83. A.C. Язык закона.- М: Юрид. лит, 1990.-180 с.
  84. C.B. Законотворчество в Российской Федерации.- М, 1996.-145 с.
  85. C.B., Колдаева Н. П. О Своде законов Российской Федерации.-М, 1997.-55 с.
  86. C.B. Качество закона и эффективность законодательства.- М, 1993.- 56 с.
  87. C.B., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР.- M., Наука, 1987, — 152 с.
  88. C.B. Теоретические -проблемы системы советского законодательства.- М., Наука, 1979.- 203 с.
  89. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика / Отв. ред. C.B. Поленина.- М., Формула права, 2006.- 558 с.
  90. А.Н. Систематизация законодательства в зарубежных государствах (Франция, Швейцария, США) // Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под. ред. A.C. Пиколкина.-СПб: «Юридический центр Пресс», 2003.-С. 355 -377.
  91. С.А., Клеандров М. И. Развитие юридической науки в Таджикистане.- Душанбе: Дониш, 1986, — 112 с.
  92. С. Развитие советского уголовно-процессуального законодательства в Таджикистане, — Душанбе: Ирфон, 1974.- 191 с.
  93. Развитие кодификации советского законодательства / Отв. ред. С. Н. Братусь, — М: Юрид. лит, 1968.- С. 42−76.
  94. Т.Н. Кодификация законодательства.- М, Юристь, 2005.- 141 с.
  95. Рольф. Книпер., Владимир. Назарян Очерки к проблеме законодательной техники.- Эшборн, 1999.- 62 с
  96. Свод законов советского государства (теоретические проблемы).- М., Юрид. лит, 1981.- 256 с.
  97. Система советского законодательства / Отв. ред. И. С. Самощенко.- М., Юрид. лит, 1980.- 328 с.
  98. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под. ред. A.C. Пиголкина. СПб: «Юридический Центр Пресс», 2003 — 382 с.
  99. Судебные органы Таджикистана на пути совершенствования и реформ. На тадж и русск. языках.- Душанбе: «ЭР-гриф», 2004.- 265 с.
  100. Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана.-Душанбе, 1998.- 70 с.
  101. Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1987.- 192 с.
  102. Ю.А. Теория закона.- М: Наука, 1982.- 256 с.
  103. Уваров В. Н, Государственная служба и управление. Петропавловск: Сев.Каз.юрид.академия, 2004.- 416 с.
  104. Управление в области административно политической деятельности.- М: Юрид. лит, 1979.- 344 с.
  105. И.Б. Первая кодификация законодательства Украинской ССР.-.Киев: Наукова Думка, 1989.- 110 с.
  106. А.Ф. Совершенствование законодательства важное условие коммунистического строительства.- М: Знание, 1977.- 48 с.
  107. Юридическая наука за годы независимости Республики Таджикистан (итоги научной деятельности коллектива юридического факультета за 1991−2001г.г.) Душанбе: Матбуот, 2002.- 104 с.
  108. Б) Научные статьи в сборниках, журналах и других печатных изданиях
  109. М.П. Кодификация законодательства России: проблемы и перспективы // Ежегодник истории права и правоведения.- М, 2002.-Вып. 3.
  110. У.А. Уголовное законодательство начального этапа строительства правового государства в Таджикистане // «Известия Академии наук Республики Таджикистан.- Душанбе, 2002.- № 1−4.- С. 70 -77.
  111. У. Проблемы дальнейшего совершенствования Уголовного кодекса Республики Таджикистан 1998 г. // Известия Академии наук Республики Таджикистан.- Душанбе, 2004.- № 2.- С. 92 98.
  112. С.Э., Шарипов Т. Ш. О технике построения уголовного законодательства // Государство и право.- Душанбе, 2003.- № 2.- С. 59−65.
  113. П.М. Некоторые особенности кодификации трудового законодательства в Таджикистане в 1929—1940 гг.. // Государство и право. -Душанбе, 2003. № 2. — С. 30 — 34.
  114. Ю.С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства // Советское государство и право, 1971.- № 9.- С. 11 19.
  115. Г. Винтер. Проблемы реформирования кодекса административных правонарушений Республики Таджикистан // Государство и право.-Душанбе, 2003.-№ 3.- С. 6 -16.
  116. И.С. Вопросы кодификации трудового права Таджикской ССР // Вопросы кодификации законодательства Таджикской ССР. -Труды юрид. ф-та ТГУ им. В. И. Ленина. Сталинабад, 1967.- Вып.7.- С. 11 — 94.
  117. Л.С. «Теоретические -вопросы кодификации Советского законодательства // Вопросы кодификации советского законодательства.-Свердловск, 1957.-С. 5−21.
  118. В.Г. Вопросы структуры и j кодификации гражданско -процессуального законодательства .Таджикской ССР // Вопросы кодификации законодательства Таджикской ССР. -Труды .юрид.ф-та ТГУ «им. В. И. Ленина, — Сталинабад, 1967.- Вып.7.- С. 45 70.
  119. А.Н. История советской кодификации // Вопросы кодификации. М: Госюриздат, 1957. Вып. 1.- С. 28 — 52.
  120. .С. Официальное опубликование как обязательное условие вступления в силу нормативных правовых актов // Бюллетень Министерства юстиции РФ, — М: Спарк, 2002.- № 12.- С. 12 -14.
  121. Ф. Новая кодификация советского законодательства // Социалистическая законность. 1966.- № 1.- С. 38 — 41.
  122. H.A. О вопросах кодификации водного законодательства в Узбекской ССР // Вопросы кодификации водного зконодательство в СССР и союзных республиках.- М: Юрид. лит, 1963.- С. 184 187.
  123. Д.А. Понятие и формы кодификации // Вопросы кодификации советского права. Л., 1957.- Вып 1.- С. 8 — 10.
  124. В.И. Вопросы системы Гражданского кодекса Таджикской ССР // Вопросы кодификации законодательства Таджикской ССР. -Труды юрид. ф-та ТГУ им. В. И. Ленина. -Сталинабад, 1967.- Вып.7.- С. 23 44.
  125. М.Б. Язык уголовного закона: научное наследие М. Д. Шаргородского и современность // Правоведение.- 2004.- № 3.- С. 29 42.
  126. Н.Ф. О законодательной технике в уголовном праве // Вестник Московского университета .- М, 2004.- № 4.- С. 41 53.
  127. А.Х. «Проблемы совершенствования законодательства '"Республики Таджикистан в области социальной защиты // Известия
  128. Академии наук Республики Таджикистан.- Душанбе., 2004.- № 2
  129. A.A. Поиски оснований правопонимания в условиях общественных изменений // Научные труды «Эдилет».- Алматы, 2003.- № 2 (14).- С. 3 -14.
  130. A.B. Источники (формы выражения права) российского права. Историко теоретический очерк // Закон: создание и толкование / Под. ред. A.C. Пиголкина.- М: Спарк, 1998.- С. 6 — 39.
  131. C.B. Кодификация советского гражданского законодательства // Советское государство и право.- 1965.- № 1.- С. 76 84.
  132. C.B. Региональный парламентаризм и региональное правотворчество // Парламентаризм в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы развития.- Саранск, 2006.- С. 32−36.
  133. С.А. Система советского права и вопросы кодификации законодательства // Вопросы кодификации законодательства Таджикской ССР. -Труды юрид. ф-та ТГУ им. В. И. Ленина. -Сталинабад, 1967.- Вып.7.-С. 11−21.
  134. Ш., Ушакова В. П. О кодификации уголовно процессуального законодательства Таджикской ССР // Вопросы кодификации законодательства Таджикской ССР. -Труды юрид. ф-та ТГУ им. В. И. Ленина. — Сталинабад, 1967.- Вып.7.- С. 127 — 132.
  135. Н.Б. Правовой механизм унификации законодательств государств членов Евразийского экономического сообщества // Бюллетень Министерства юстиции РФ.- М: Спарк, 2004.- № 7 (79).- С. 51 — 54.
  136. СНГ: реформа гражданского процессуального права: Материалы Международной конференции / Под. ред. М. М. Богуславского и А. Трунка.- М: ООО «Городец-издат», 2002.- 256 с.
  137. В.В. О систематизации .переходного законодательства // ЖРП.-2001.-№ 7
  138. Сорокин -В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Правоведение. 2004.- № 3.- С. 428.
  139. В.Д. Проблемы кодификации административно -процессуального права // Советское административно процессуальное право.-Л, 1976.- С. 51 -54.
  140. Тахиров- Н. Состояние и тенденции развития законодательной деятельности в Таджикистане // Известия Академии наук Республики Таджикистан.- Душанбе, 2005.- № 1.- С. 86 97.
  141. Н. Конституция 1994 года: Развитие законодательной деятельности в Республике Таджикистан // Известия Академии наук Республики Таджикистан.- Душанбе, 2003.- № 3.- С. 69 70.
  142. Ф.Т. Конституция Республики Таджикистан 1994 года и некоторые проблемы формирования правовой системы // Известия Академии наук Республики Таджикистан.- Душанбе, 2004.- № 4.- С. 89 -93.
  143. ТихомировЮ.А., Юртаева Е. А. Кодекс в системе законодательных и иных правовых актов // ЖРП.- 1997.-№ 4.
  144. Ю.А. Кодекс среди законов // Право и экономика.- 2002.- № 2.
  145. О. К проблеме развитии кодификации гражданского законодательства Республики Таджикистан // Государство и право .- 1999.-№ 4.- С. 42 64.
  146. Р.Н. Вопросы кодификации советского законодательства в произведениях В.И.Ленина // Вопросы государства и права в трудах В. И. Ленина.- Душанбе, 1963.- С. 183 191.
  147. .Б., Керимов Д. А. Значение кодификации советского законодательства для укрепления социалистической законности // Вопросы кодификации советского права. Л, 1957.- С. 3 — 7.
  148. Г. Т. Закон и подзаконный акт. Ретроспективный аспект проблемы // Закон: создание и толкование / Под. ред A.C. Пиголкина.- М: Спарк, 1998.- С.40−55.
  149. О.И. Организация кодификационных работ в первые годы Советской власти (1917−1923гг.) // Советское государство и право.- 1956.-№ 5.- С. 10−22.
  150. Г. И. О языке закона // Вопросы кодификации советского права.-Л, i960.- Вып 3.- С. 117−120.1. В) Учебники
  151. Административно процессуальное право / Под. ред. И. Ш. Килясханова.-М.- Юнити-Дана- Закон и право, 2004.- 399 с.
  152. С.С. Философия права.- М: Норма, 1998, — 336 с.
  153. А.П., Кармолицикий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.- М: Зерцало, 1998.- 670 с.
  154. A.A. История государства и права зарубежных стран.- М, 1999. -56 с.
  155. А.Б. Теория государства и права.- М: Омега-Л, 2002.- 608 с.
  156. O.A. Курс правовой информатики.- М: Норма, 2000.- 432 с.
  157. Гражданское право. Ч. 1 (на тадж. яз) / Отв. ред О. У. Усманов.- Душанбе: Матбуот, 2001.-399 с.
  158. К.Ф. Уголовный процесс.- М: Зерцало, 2000.- 608 с.
  159. C.B. История государства и права России.- М, 1999. 133 с.
  160. Н.И. История государства и права зарубежных стран. -М: Изд. Деловой и учеб. лит, 2003.- 608 с
  161. А. Конституционное право Республики Таджикистан (на тадж. яз).- Душанбе, 2004.- 400 с.
  162. История государства и права СССР / Под ред. Г. С. Калинина, Г. В. Швекова. 2-е изд. перераб. и доп. — М: Юрид. лит, 1981. — 4 2.- 520 с.
  163. В.И., Старченко A.A. Логика. М: Юристъ, 1998.- 256 с.
  164. И.Я. Зарубежное трудовое право. М: Норма, 1998.- 263 с.
  165. Конституционное право: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. А. Авакьян.-М: Норма, 2001.- 537 с.
  166. А.И. История государства и права зарубежных стран.- М: Норма, 2003.- 464 с.
  167. В.В. Государство и право древнего мира и средних веков.-Волгоград: Изд. Волгоградского. Гос. Ун-та, 2001.- 548 с.
  168. Р.З. Теория права.- М: «БЕК», 1994. 224 с.
  169. М.Н. Источники права: учебное пособие.- М: Проспект, 2005.760 с.
  170. М.Н. Теория государства и права.- М: Проспект, 2006.- 640 с.
  171. Проблемы теории государства и права / Под. ред. М. Н. Марченко.- М: Юристъ, 2002, — 656 с.
  172. С., Хасанов С. Теория государства и права (на тадж. яз). -Душанбе: Маориф, 1989. 241 с.
  173. С.А., Л.С. Явич. Теория государства и права.- Душанбе, 1969.480 с.
  174. Сативалдыев’Р. Ш. Общая теория права и государства (на тадж. яз).-Душанбе, 2003.- 552 с.
  175. Р.Ш. Общая теория права и государства (на тадж. яз).-Душанбе: «Эчод», 2005.- 512 с.
  176. В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. -М: Новый Юрист, 1997.- 288 с.
  177. Ф.Т. История государства и права Таджикистана (1917−1929 г. г.),.-Душанбе: Амри илм, 2001.- Т 2, часть 1.- 492 с. 184. .Теория государства и права / Под. ред. В. М. Корельского, В.Д. -Перевалова.- М: Норма, 2001.- 616 с.
  178. Уголовное право. Общая часть (колл.автор).- М: Норма-Инфра-М, 1999.516 с. 186.'Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин.- М., Юристъ, 2001.1272 с.
  179. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Я. Сухарев.- М: Сов. Энциклопедия, 1987.- 528 с.
  180. Г) Диссертации и авторефераты
  181. C.B. Форма права: теоретико-правовое исследование. Автореф. дисс., докт. юр. наук., М. 2005.
Заполнить форму текущей работой