Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная феноменология эмоциональной жизни в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: стыд и вина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди современных исследователей творчества JI.H. Толстого особый интерес представляют работы О. В. Сливицкой «Об эффекте жизнеподобия в „Анне Карениной“: ритм композиции» и «Мотивированное и немотивированное в психологической прозе: Стендаль и Толстой». Так, в первой статье О. В. Сливицкая предпринимает попытку рассмотрения «фундаментальных законов бытия» в контексте композиционного построения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Рациональное и эмоциональное в эстетике и творчестве JI.H. Толстого 1870-х годов
    • 1. 1. Основное содержание проблематики соотношения «ума» и «сердца» в эстетическом сознании писателей второй половины XIX века
    • 1. 2. Концепция личности Толстого в аспекте соотношения рационального и эмоционального
      • 1. 2. 1. Нравственно-философские искания Толстого в 70-е годы XIX в
      • 1. 2. 2. «Ум» и «сердце» в системе философских ценностей
    • JI. H. Толстого
  • ГЛАВА II. Личность Льва Толстого и его роман «Анна Каренина» в русской философской мысли
  • ГЛАВА III. Художественная феноменология эмоциональной жизни в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
    • 3. 1. Значение чувства в познании человека
    • 3. 2. Эмоциональный мир героев Л.Н.Толстого
    • 3. 3. Страсть как центр философско-этической проблематики романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Противоречия сердечной жизни героев
    • 3. 4. Роль эмоций стыда и вины в системе художественной мотивации поведения героев
    • 3. 5. Художественная феноменология эмоциональной жизни в романе
    • 3. 6. Роль нравственно-философского содержания произведения в его художественной феноменологии

Художественная феноменология эмоциональной жизни в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: стыд и вина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Феномен Льва Толстого является предметом научного осмысления на протяжении более ста лет, а его творчество стало объектом пристального внимания и глубокого анализа не одного поколения литературоведов. Исследователей привлекают философские, эстетические, художественные взгляды писателя.

С момента публикации первых глав роман «Анна Каренина» вызвал огромный интерес. Действительно, сложность и многогранность произведения способствовала появлению обширной критической литературы о нем.

Среди многочисленных исследований одним из первых, кто высказался о романе, был М. С. Громека. Его работу «Критический этюд по поводу романа «Анна Каренина» JI.H. Толстой высоко оценил. В своем этюде М. С Громека проводит наиболее полный и глубокий анализ характеров главных героев романа, а также оценивает нравственно-философскую проблематику романа.

Среди современников, осуществивших собственно литературоведческий анализ произведений Толстого, был К. Леонтьев. В работе «Анализ, веяние и стиль» он обратил внимание на глубокий психологизм Толстого, а также на значимость деталей в его произведениях. Б. Эйхенбаум давал высокую оценку леонтьевскому анализу произведений Толстого, в том числе романа «Анна Каренина».

Наследие Толстого 1870-х годов вызывало противоречивые мнения исследователей. Для разрешения спорных вопросов в определении концепции творчества автора «Анны Карениной» Г. А. Бялый избирает сопоставительный метод. В работе «Вечные» темы у Достоевского и Л. Толстого («Идиот» и «Анна Каренина»)" литературовед прослеживает «черты близости» романов «в самой схеме» произведений на примере образов главных героинь, их трагических судеб (Анна и Настасья Филипповна), а также героев-носителей «идеи общего благополучия и счастья» (Левин и Мышкин). Но еще более сближаются романы и мировоззрения великих писателей в «постановке и разрешении коренных вопросов человеческого существования — вопросов о сущности и смысле жизни и смерти"1. В этом исследовании Г. А. Бялый одним из первых намечает принципиально новые подходы к изучению наследия Л.Толстого.

В свою очередь Б. Эйхенбаум в работе «Лев Толстой. Семидесятые годы» изучает историю романа, противоречия самого Льва Николаевича в период его написания и, глубоко анализируя произведение, приходит к важному выводу, что главный принцип «Анны Карениной» заключен «в проповеди двойного зрения на жизнь"2. На это направлены все художественные приемы Толстого: символика, параллелизм, композиционное построение и др. Работа Б. Эйхенбаума явилась неоценимым вкладом в изучение наследия писателя.

Работа Б. И. Бурсова «Роман «Анна Каренина» посвящена исследованию духовной жизни героев Л. Толстого, анализу структуры его произведений и художественного мастерства писателя. Б. И. Бурсов отмечает заслугу Л. Толстого в изображении искусственной и естественной жизни. По мнению Б. И. Бурсова, образы главных героев (Анны и Левина) сближает их способность «строить свою личную жизнь соответственно своим взглядам и понятиям о ней"3. Б. И. Бурсов пишет: «Анна Каренина» — роман о людях большой судьбы,.

0 благородстве и чистоте человеческого сердца, которое хочет только бескомпромиссного счастья, о величии и бесстрашии человеческого ума, способного дойти до истины и признать истину, чего бы это ни стоило"4.

Неоценимый вклад в толстоведение внесла Г. Я. Галаган. Одной из самых ярких ее работ является «Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания». Объектом анализа в монографии становится личность писателя, его художественно-этическая система в движении. Анализируется художественный и нравственный мир автора «Анны Карениной» с опорой на характер

1 Бялый Г. А. «Вечные» темы у Достоевского и Л. Толстого («Идиот» и «Анна Каренина») // Русский реализм конца XIX века. — Л., 1973. С. 58.

2 Эйхенбаум Б. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974. С. 179.

3 Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. — М.- Л, 1963. С. 226.

4 Бурсов Б. И. Там же. толстовского осмысления культуры и истории философии. Художественно-этическая система Л. Толстого и его философско-историческая система соотнесены между собой.

Нельзя не отметить работу Э. Бабаева «Анна Каренина» JI.H. Толстого", в которой автор рассматривает роман в его соотнесенности с эпохой. Критиком не оставлены без внимания история написания произведения, анализ философского содержания романа, характеры героев.

Заметной фигурой в толстоведении является И. В. Чуприна. Ее монография «Нравственно-философские искания JI. Толстого в 60-е и 70-е годы» представляет собой работу, где осуществлен анализ поиска JI. Толстым смысла человеческой жизни, состоящий, по мнению И. В. Чуприной, в «сознательном самопожертвовании». «Толстой доказывает всем содержанием романа, — пишет автор исследования, — что на эгоизме строить жизнь нельзя. Личные страсти не могут быть здоровой и прочной основой человеческого существования"5. С этих позиций рассматривается роман «Анна Каренина»: «Личное» у Толстого «должно быть подчинено высшей внеличной цели».

Психологическому анализу романа и творческого метода Л. Н. Толстого посвящены некоторые разделы работы Л. Я. Гинзбург «О психологической прозе». Она называет творчество Толстого «высшей точкой аналитического психологизма XIX века», а одним из открытий Л. Н. Толстого, по мнению Гинзбург, стало «открытие нового отношения между текучим и устойчивым началом душевной жизни"6.

Большой вклад внесла в изучение творчества Л. Н. Толстого, в частности романа «Анна Каренина», Г. Б. Курляндская, посвятившая свои работы сравнительно-типологическому изучению произведений великого писателя. Так, в работе «Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф.М. Достоевского» ею сопоставлены творческие манеры гениальных мыслителей, их способ видения мира, рассмотрено своеобразие в изображении социально.

5 Чуприна и.в. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов. 1974. С. 234.

6 Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 285. исторических и индивидуально-психологических особенностей персонажей в произведениях JI.H. Толстого и Ф. М. Достоевского. Монография «Тургенев и Толстой» посвящена сопоставлению этико-философских воззрений писателей, а также специфике их художественных систем.

В. Днепров в работе «Идеи, страсти, поступки» рассматривает творчество великого писателя с точки зрения изображения им сферы бессознательного героев, причем переход «сознательного» в «бессознательное» у Толстого В. Днепров сопоставляет с психологическим анализом Достоевского. «Толстой и Достоевский художественно доказали, что перестройка человека может стать подлинной лишь в том случае, если затронет не только его сознательную, но также и его бессознательную сферу». Причем эти «внутренние перемены». входят в круг непременных предпосылок общества, покоящегося на началах справедливости и добра"7.

Среди современных исследователей творчества JI.H. Толстого особый интерес представляют работы О. В. Сливицкой «Об эффекте жизнеподобия в „Анне Карениной“: ритм композиции» и «Мотивированное и немотивированное в психологической прозе: Стендаль и Толстой». Так, в первой статье О. В. Сливицкая предпринимает попытку рассмотрения «фундаментальных законов бытия» в контексте композиционного построения романа: «Случайное, конкретное, индивидуальное не отрицает законов всеобщего, но, обращаясь к индивидуальному в читателе, актуализирует индивидуальное в каждом из них», что находит отражение в «самой крупной о эстетической категории романа — композиции». Во второй работе О. В. Сливицкая рассматривает такое понятие, как «минус-прием» в мотивации поведения героев Толстого, причем в сопоставлении с творческой манерой Стендаля.

Во многом по-новому помогает взглянуть на творчество великого писателя анализ соотношения эмоционального и рационального начал в личности его.

7 Днепров В. Д. «Идеи, страсти, поступки» JL, 1987. С. 60.

8 Сливицкая О. В. Об эффекте жизнеподобия в «Анне Карениной»: Ритм композиции // Русская литература. -2002. № 2.-С. 28−40. героев, включающий в себя не только инструментарий собственно литературоведческого исследования, но и учитывающий некоторые аспекты психической жизни личности (что является предметом психологии), а также мировоззренческую позицию автора, сформированную христианской антропологией, включающей в себя и святоотеческую традицию. Примером такого анализа являются работы A.M. Буланова «Ум» и «сердце» в русской классике", «Художественная феноменология стыда в романе Достоевского и Толстого („Идиот“ и „Анна Каренина“)», «Логика сердца в романе JI.H. Толстого «Анна Каренина» и ряд других.

Однако до сих пор не существует комплексного исследования, посвященного рассмотрению эмоций стыда и вины, являющихся доминантными в структуре личности персонажей Толстого, несущими в себе и сюжетообразующую функцию. Этим и обусловлена актуальность нашего диссертационного исследования.

Объектом исследования послужил роман JI.H. Толстого «Анна Каренина». В качестве вспомогательного материала привлекаются черновые материалы романа, дневники Толстого 1870 — 1880 гг., эпистолярное наследие писателя, а также его философско-публицистические работы.

Предметом исследования стала художественная феноменология эмоциональной жизни в романе.

Целью диссертационной работы является анализ эмоциональной сферы героев и выявление ведущей роли эмоций стыда и вины, являющихся показателем нравственного начала личности.

В соответствии с целью исследования формулируются следующие задачи работы:

— раскрыть основы художественной феноменологии эмоциональной жизни героев романа в изображении JI.H. Толстого, свидетельствующие о синтезе эстетического, философско-религиозного и этико-социального содержания;

— выявить своеобразие поэтики писателя в изображении индивидуальных форм поведения героев «ума» и героев «сердца», выражающееся в создании оригинальной системы образов, символов, мотивов, призванных повлиять на эмоциональную сферу читателя, а также на достижение «эффекта жизнеподобия» в романеохарактеризовать механизм взаимодействия, диалектичности в антиномии понятий «эмоциональное» и «рациональное» в художественной ткани произведения Л. Н. Толстого.

Выявление ведущей роли эмоций стыда и вины в художественной феноменологии изображения эмоциональной жизни героев Л. Н. Толстого впервые становится объектом специального исследования. Этим обусловлена научная новизна работы.

Методологической основой диссертации является историко-функциональный подход, в рамках которого используются разнообразные методы современного литературоведения. Кроме того, важным составляющим методологии исследования стал интегративный подход, а также идеи и работы ведущих ученых, посвященные исследованию различных аспектов творчества Толстого (A.M. Буланов, Б. Эйхенбаум, Л. Я. Гинзбург, В. Днепров, О. В. Сливицкая и др.), работы психологов, раскрывающие механизмы работы эмоций и мотивов в поведении индивидуума (А.Н. Леонтьев, Е. П. Ильин, Изард К. и др.), а также труды ведущих отечественных философов (В.В. Зеньковский, о. Г. Флоровский, Н. О. Лосский и др.) и святоотеческое наследие. Прежде всего нас интересовали такие фундаментальные труды восточных отцов, как «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, «Поучения» прп. аввы Дорофея, «Добротолюбие». Также мы привлекали творения св. Игнатия (Брянчанинова).

Теоретическое значение настоящей работы связано с дальнейшей разработкой методологии и методов изучения художественного творчества как выражения мировоззренческой позиции автора, сочетающей в себе глубокий психологизм, религиозно-философскую рефлексию и выдающийся художественный талант.

Результаты исследования имеют практическое значение и могут найти применение в общем курсе русской литературы XIX в., в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных изучению творчества Л. Н. Толстого.

Апробация работы осуществлялась в форме докладов на Всероссийской научной конференции «Медико-биологические, культурологические и психолого-педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов» (Волгоград, 2001) — на VII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2002) — на Международной научно-практической конференции «Обучение иностранцев на современном этапе: проблемы и перспективы» (Волгоград, 2003) — на Региональной научной конференции «Художественно-историческая интеграция литературного процесса» (Майкоп. 2003) — на Международной научной конференции «История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания» (Ростов-на-Дону — Адлер, 2003 г) — на Международной научной конференции «Соотношение рационального и эмоционального в литературе и фольклоре» (Волгоград, 2003 г) — а также на Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» (Соликамск, 2004). Основные положения работы представлены в семи публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка научной литературы, включающего 242 наименования.

Заключение

.

В настоящей работе предпринята попытка определить подходы к исследованию художественной феноменологии эмоциональной жизни литературных героев, а также мотивации их поведения в рамках парадигмы изучения рационального и эмоционального, показать изображение жизни сердца как художественной доминанты в описании личности в романе Толстого «Анна Каренина». В основном анализируется своеобразие поведения персонажей в свете психологизма автора. Отличительной чертой психологического анализа в романе «Анна Каренина» становится постоянное присутствие в анализе каждого поступка и чувства некоего нравственного критерия как «стрелки компаса», указывающей «надлежащее направление».

Духовное, нравственный критерий, Толстой ищет и находит в эмоциональной сфере. «Сердечная жизнь» у Толстого включает в себя не столько сферу эмоций, сколько сферу нравственных понятий человека. Художественная феноменология эмоциональной жизни героев в романе «Анна Каренина» отражает и выражает одно из основных положений концепции личности Толстого, согласно которому сердце является средоточием духовности. Сердце в эстетике Толстого становится регулятором поведения человека, критерием оценки его поступков, нравственным ориентиром и определяет, собственно, систему этических ценностей. У Толстого мы наблюдаем художественное исследование зависимости нравственности от эмоциональных мотиваций, т. е. от жизни сердца.

Лейтмотивом творчества автора «Анны Карениной» становится следующий вопрос: где искать отправную точку внутренних изменений в личности: на уровне мыслей или на уровне эмоций, на уровне поступков, регулируемых сознанием или же в привычках, на уровне высших целей или на уровне инстинктов? Движение художественной мысли Толстого шло в направлении от мотива к поступку, т. е. от причины к результату.

Однако в романе можно заметить стремление художественно зафиксировать еще один уровень отражения эмоционального, а именно: сферу бессознательного. Автор романа отказывается от упрощения и односторонности в создании художественного образа героя и показывает сложность нравственных проблем, решаемых им. Толстой показывает возможности перехода «сознательного» и «бессознательного» друг в друга. Писатель стремится постичь саму истину о человеке: он проникает в те уровни «бессознательного», которые формируют эмоции стыда и вины.

Анализ показывает, что Толстой считает эмоции стыда и вины доминантными в структуре личности и связывает их с нравственной регуляцией в характерах героев. Эмоции стыда и вины в романе «Анна Каренина» являются критерием, определяющим степень духовности того или иного героя, специфическим механизмом, гарантирующим соблюдение нравственных норм. В произведении отражен мир ценностей автора, в котором эмоции стыда и вины могут обладать огромной разрушительной силой, если герои не руководствуются нравственными законами и не стремятся к исправлению своей жизни. Эти же эмоции могут обладать и созидательной силой, если человек живет по законам совести.

Своеобразие эмоциональной жизни в художественной феноменологии Льва Николаевича Толстого заключается в том, что автора в поступке героя интересуют прежде всего не нормы общественной морали, могущие повлиять на этот поступок, а законы нравственности, являющиеся побуждением к этому поступку. Толстой доказывает, что нравственные побуждения рождаются в сердце героя. Именно сердце является регулятором его духовной жизни, и именно сердцу принадлежит оценка и суд поступков героя.

Все это позволяет заключить, что Толстой стремится к решению как эстетических, так и этических задач в данном произведении. Для этого автор акцентирует наиболее существенные и значимые в характерах героев детали для выяснения особенностей их нравственного мира, утверждая при этом приоритет сердца, а также эмоционального начала в жизни человека. В этом вопросе позиция великого писателя созвучна с христианским понятием о совести как голосе сердца и о совести как главном регуляторе духовной жизни человека. По Толстому же, именно эмоция стыда является проявлением пробуждения совести в сердечной сфере жизни человека.

Автор романа идентифицирует личность не только по поступку, но и по мотивам. Движения сердца должны заключать истинно бескорыстные, свободные от расчета мотивы. Только тогда они реализуются в истинно нравственном поступке. Христианская традиция утверждает, что именно сердце выражает доброту, милосердие, и именно оно способно к раскаянию. Внутреннее единство и цельность личности наблюдается у героев Толстого только тогда, когда личность «скреплена» нравственными законами.

Толстой неслучайно делает героиней своего романа Анну, чье сердце открыто для мира, готово жить полноценной жизнью и любить. Автор показывает драму, развернувшуюся в ее сердце, в котором поселяется любовь-страсть.

Любовь-страсть разрушает нравственный стержень личности Анны, ибо «закрывает» сердце, делает его неспособным к движениям духовной жизни, потому что страсть эгоистична по своей сути. Если все поступки и мысли эгоистичны в своем корне, человек, по мнению Толстого, будет деперсонализирован, он потеряет свое «внутреннее Я». Главная героиня романа растрачивает свойственное ей ранее внутреннее равновесие не только головного и сердечного, но и соотношение велений чувств и меры реализации их в поступке. Толстой понимает, что регулятором подобного духовного регресса героев романа могут стать только эмоции стыда и вины, укорененные в природе человека как составляющие совести, которая выражает ответственность человека перед собой. Эмоции стыда и вины обращают индивидуума к своему «внутреннему Я», делая личность тождественной самой себе.

Механизм работы эмоций стыда и вины показан Толстым в поведении таких героев, как Вронский и Каренин. Особенно ярко это проявляется в сцене родов Анны, являющейся кульминационной в первой части романа. В этой сцене все герои, оказавшись в пограничной ситуации, забывают о нормах общественной морали, которой руководствовались прежде, и отдаются движению живого нравственного чувства, исходящего из сердца и являющегося голосом совести. Однако необходимо заметить, что испытанные в пограничной ситуации чувства не всегда становятся руководством для них в последующей повседневной жизни и по инерции, в том числе и по «инерции сердца», они возвращаются к прежнему образу мыслей.

Вторым главным героем романа становится Левин. Для автора он не просто alter ego. Толстого интересует человек, взятый в жизненном контексте, который стоит перед вечными проблемами рационального и чувственного, телесного и духовного, добра и зла, жизни и смерти. Глубинный конфликт Толстого, в основе которого сознание конечности человеческого Я и бесконечности мира, становится своеобразным внутренним камертоном индивидуального стиля писателя, а жизненная позиция Левина — одним из вариантов жизненного пути (близким самому Толстому).

Толстой использует смысловой потенциал каждого художественного приема. Антиномичность, диалектичность мировоззрения художника обусловили внутреннюю форму романа и определили границы его стилевого пространства. Мы пришли к выводу, что Толстой воспринимает мир вообще и внутренний мир человека в виде смысловых пар, демонстрирующих единство и борьбу противоположностей, моделирует образ мира и личности в нем, сопрягая разнополюсные понятия. Толстой мыслит антитезами, и это предопределяет появление в романе разных стилевых тенденций и двух сюжетных линий. Таким образом, Толстой демонстрирует две мировоззренческие позиции. Видимая граница между ними акцентирует противоречия ценностных систем. При их сопоставлении открывается нравственно-философский смысл произведения.

Таким образом, феномен Толстого-художника наиболее полно раскрывается в его художественном ведении этих двух линий, несущих своей разнонаправленностью органически сочетаемые тенденции. Одна — к обоснованию приоритета высшего духовного нравственного начала, утверждаемого непрерывностью потока жизни и обращенностью к высшему, ко всему. Другая — к четкой обусловленности и рационализации этой духовной жизни в реальном ее функционировании. Обозначенные сюжетные линии дополняют друг друга как варианты одной и той же темы. Сопряжение противоположных по смыслу мировоззрений героев и, соответственно, их поведенческих установок, представляет нравственно-этический смысл произведения, что входит в пространство сердечной жизни романа.

Данное исследование может являться лишь предварительным результатом анализа феноменологии сердечной жизни, и, в частности, художественной феноменологии сердечной жизни в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Человеческое сердце, являющееся средоточием духовности, будет всегда интересовать ученых, каждый раз оставаясь за гранью изученного. Это гениально доказал нам великий мыслитель и сердцевед Лев Толстой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.М. Поли. собр. Соч.: В 30 т. JL, 1986.
  2. Н.С. Собрание сочинений в одиннадцати томах, т. 10. М., 1958.
  3. И.С. Тургенева: В 2-х томах. М., 1986.
  4. Салтыков-Щедрин М. Е. Письма. Л., 1925.
  5. Л.Н. Переписка с русскими писателями: В 2-х томах. М., 1978.
  6. Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. (Юбилейное издание) М., 1928−1958.
  7. Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1964.
  8. И.С. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1958.
  9. Монографии, труды, исследования
  10. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. 7-е изд. М., 1991.
  11. Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность М., 1988.
  12. X. Передуманное и пережитое М., 1912.
  13. Д. Л. Роза мира. М., 1993.
  14. Р. Г. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности // Философские науки. 1986. № 6.
  15. Арденс Н. Н Творческий путь Л. Н. Толстого М., 1962.
  16. Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого М., 1978.
  17. Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М., 1978.
  18. Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н.Толстого. — М., 1981.
  19. И.А. Проблемы сознания жизни в моральном мировоззрении Л.Н.Толстого. Дис.. канд. фил. наук. -М., 2000.
  20. Н. А. О назначении человека. М., 1993.
  21. Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
  22. Н. Метафизика пола и любви // Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991.
  23. Т. К. Сердце орган восприятия мира // Школа духовности. — 2002. № 1.
  24. Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Л., 1959.
  25. П. И. Биография Л.Н. Толстого: В 2 кн.- М., 2000.
  26. М.Н. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого и русский роман 1870-х годов. Диссертация. канд. фил. наук. -М., 1964.
  27. М.Н. Самосознание искусства самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века. — М., 1997.
  28. .Л. Мышление живое и мертвое: «Рассудок» и «Разум» в философии П. Флоренского (по книге «Столп и утверждение истины») // Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993.
  29. Г. А. Природа женщины как проблема теории феминизма: историко-философский анализ. Екатеринбург, 2000.
  30. А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Саратов, 1992.
  31. А. М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой): Монография. Волгоград, 2003.
  32. С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991.
  33. И. Освобождение Толстого. Париж, 1937.
  34. .И. Лев Толстой и русский роман. М.- Л, 1963.
  35. А.А. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.
  36. Г. А. «Вечные» темы у Достоевского и Л.Толстого («Идиот» и «Анна Каренина») // Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.
  37. З.А. Особенности преодоления нравственных критических ситуаций в зависимости от степени адекватности самооценивания. Автореф. дис. .канд. псих. наук. Тбилиси, 1987.
  38. В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. -М., 1984. С. 3−28.
  39. Л. С. Учение об эмоциях // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 6.
  40. . П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1994. № 4.
  41. .П. Этика преображенного эроса М., 1994.
  42. Г. Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания —Л., 1981.
  43. Е.И. Истоки и эволюция мировоззрения Л.Толстого. Дис.. канд. фил. наук. М., 1997.
  44. Г. Феноменология духа. М., 2000.
  45. Л. О психологической прозе. Л., 1977.
  46. Ф. Пато-логия русского ума. Картография дословности. -М., 1998.
  47. В.З. О художественной мастерской Л.Н.Толстого в романе «АннаКаренина». Дис.. канд. фил. наук. -М., 1960.
  48. С.М., Исаев М. Ю., Исаева Т. М., Константинов Е. П. Язык подсознания Красноярск: Бонус, 1998.
  49. Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица. Автореф. дис. .канд. псих. наук. СПб, 1998.
  50. М.С. О Л.Н.Толстом. Критический этюд по поводу романа «Анна Каренина». М., 1894.
  51. Н.Я. Значение чувства в познании и деятельности человека. -М. 1889.
  52. Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой. М., 1893.
  53. Р. Человек и вера. Брюссель, 1994.
  54. А. В. Немецкая классическая философия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
  55. Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 г.-М., 1963.
  56. К. А. Эзотерическое понимание воли в свете современной науки // Философские науки. 2002. № 1.
  57. Ф.С. Закономерности и онтологические перспективы нравственного сознания. Диссертация. канд. философ, наук. М., 2002.
  58. Т. Н. Диалектика эмоционального и рационального в художественном образе: Автореф. дис.. канд. фил. наук. Рязань, 1983.
  59. И. А. О месте потребностей. Эмоции и чувства в мотивации личности. М., 1974.
  60. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. Сб. науч. ст. М., 1985.
  61. В.Д. Идеи. Страсти. Поступки Л., 1987.
  62. В.Д. Искусство человековедения: (Из художественного опыта Л. Толстого). Л., 1988.
  63. Г. В. Культура и разум: конвергенция и дивергенция // Вопросы философии. 2003 № 8. — С. 37−48.
  64. О.Г. Проблемы морали. М., 1974.
  65. О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
  66. Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения // Вопросы философии. 2002. № 10.
  67. Н.Ф. Способы языковой репрезентации эмоциональных концептов в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Диссертация. канд. фил. наук. Воронеж, 2002.
  68. С. А. Святоотеческая мысль о впадении во грех и борьбе с ним // Человек. 2004. №. 1.
  69. В.В. Романо Л.Н.Толстого «Анна Каренина». М., 1963.
  70. В.А. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.
  71. В. Апологетика. Париж, 1957.
  72. В. В. История русской философии. В 2-х томах. — Ростов/Д., 1999.
  73. В.В. Л.Толстой как мыслитель (К диалектике его идейных исканий) // Русские мыслители и Европа. М., 1997.
  74. В.В. Н.Н.Страхов. Л.Н.Толстой. Н.К.Михайловский. // Русские мыслители и Европа. М., 1997.
  75. К. Психология эмоций. СПб., 2000.
  76. К. Эмоции человека.-М., 1980.
  77. Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  78. Е. П. Психология воли. СПб., 2000.
  79. Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  80. И. А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х т. Москва-Париж, 1993.
  81. И. А. О русском национализме. Новосибирск, 1991.
  82. И. А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. — 348 с.
  83. И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431 с.
  84. Л. Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. — М., 2000.
  85. Л. П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М., 1994.
  86. Н.И. Проблема свободы и необходимости в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и ее интерпретация российскими учеными. Дис.. канд. фил. наук. Орел, 2002.
  87. Н. В. Эстетика Достоевского. М., 1989.
  88. И. В. Критика и эстетика. М., 1979.
  89. И. А. Христос в жизни и творчестве Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. 1997. — Т. 14.
  90. Ю., Климова С. Феноменология страсти. Борисоглебск, 2000. — 79 с.
  91. Ключарев (Архиепископ Харьковский Амвросий) О свободе совести // Троицкое слово № 8. М., 1991.
  92. М.М. Из воспоминаний об И.С. Тургеневе. «Минувшие годы», 1908, № 8.
  93. О.С. Исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации. Автореф. дис. .канд. псих. наук. -М., 1982.
  94. А.Н. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности. Новосибирск: НГПУ, 1996.
  95. Е.В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому. Дис. .канд. псих. наук. -М., 2003.
  96. Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М., 1993.
  97. А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. -1992. № 7.
  98. Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф. М. Достоевского: Книга для учителя. М., 1988.
  99. Г. Б. Тургенев и Толстой: Учеб. пособие. Курск, 1976.
  100. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х томах / Вступит, статья К. Н. Ломунова. М., 1978.
  101. Л.Н. Толстой и его близкие: Сб. воспоминаний / Сост., подгот. Текста и примеч. Т. Н. Волковой. М., 1986.
  102. Л.Н.Толстой: PRO ЕТ CONTRA. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2000.
  103. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  104. К.Н. Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Толстого. Русский вестник. 1890. № 6−8.
  105. Р.Л. Духовность и бездуховность личности (социально-философский анализ). Диссертация. канд. философ, наук. Екатеринбург, 1997.
  106. Р. И. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  107. В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  108. Н. О природе сатанинской (по Достоевскому) // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов. Сб. ст. М, 1990. — С. 294−315.
  109. Н. О. Условия абсолютного добра: основы этики. М., 1991.
  110. Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. — М., 1998. 146 с.
  111. Ю. М. Внутри мыслящих миров: Язык Семиосфера -Культура. — М., 1996.
  112. Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Тезисы докладов 4 Летней школы по вторичным моделирующим системам. 17−24 авг. 1970.-Тарту- 1970.
  113. Лука. Мозг и дух. Дух в природе. // Дух. Душа и тело. Брюссель, 1978.
  114. Лука. О внутреннем человеке. // Дух. Душа и тело. Брюссель, 1978.
  115. Лука. Сердце как орган высшего познания. // Дух. Душа и тело. -Брюссель, 1978.
  116. В.А. Стыд. М., 1989.
  117. М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
  118. Ю. В. Русская философская эстетика. М., 1998.
  119. А. Система и личность. М., 1996.
  120. Д. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.
  121. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  122. Н.Н. Проблемы нравственной оценки поступков // Вопросы философии. 1965. -№ 9.
  123. М.Н. Толстой и Фет: Два прочтения Шопенгауэра. М., 2000.
  124. И. С. Рациональное и иррациональное: Историко-теоретический очерк. М., 1985.
  125. Н. С. Рациональное иррациональное — философская проблема (читая А. Шопенгауэра) // Вопросы философии. — 1994. № 9.
  126. Н.Г. Проблема человека в творчестве Л.Н.Толстого. Дис.. канд. фил. наук. Баку, 1999.
  127. К.А. Образно-смысловая оппозиция «жизнь» «смерть» в произведениях Л.Н.Толстого 1880-х годов. Дис.. канд. фил. наук. — Воронеж, 1998.
  128. Н.В. Психофизиологические механизмы коррекции состояния тревожности личности. Автореф. дис. .канд. биолог, наук. М., 1999.
  129. Овсянико-Куликовский Д.Н. Л. Н. Толстой как художник. 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 1905.
  130. Овсянико-Куликовский Д. Н. Лев Николаевич Толстой. Очерк его художественной деятельности и оценка его религиозных и моральных идей. — СПб., 1911.
  131. Л.Д. Позднее творчество Л.Н.Толстого // Л. Н. Толстой: Сб. статей. -М., 1955.
  132. Ортега-и-Гассет X. Вера и разум в сознании европейского Средневековья // Человек. 1992. № 2.
  133. Ю.Л. Страсти человека: философско-антропологический анализ. Диссертация. канд. философ, наук. СПб., 2003.
  134. Особенности эмоциональной сферы личности: (Сб. науч. статей) / М-во обр. РФ. Шард. гос. пед. ин-т. Каф. общ. наук. Шардинск: Исеть, 2000.
  135. И. П. Художественная метафора в системе эмотивной компетенции автора // Эмотивный код языка и его реализация: Коллективная монография. Волгоград, 2003.
  136. Г. М. Жанрово-композиционное своеобразие романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Дис.. канд. фил. наук. Л., 1979.
  137. В. Ф. У истоков русского реализма. М., 1989.
  138. А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  139. Пич Р. Критическое рассмотрение П. Д. Юркевичем философии Канта // Вопросы философии. 2002. — № 7.
  140. А.Ш. О противоречиях в творчестве Л.Н.Толстого по роману «Анна Каренина». Дис.. канд. фил. наук. М., 1948.
  141. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996.
  142. Психология чувств / Метод, пособие по психологии Челябинск, 1968.
  143. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  144. Рациональное и эмоциональное в морали: Сб. ст. М., 1983.
  145. Рациональность на перепутье. В 2-х книгах. Кн. 1. М., 1999.
  146. С. JI. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  147. В. Смысл как травма: психоанализ и философия текста // Логос. 1999. №. 5.
  148. Л.С. Достоевский и Толстой в середине 1870-х годов («Подросток» и «Анна Каренина»). Дис.. канд. фил. наук. Л., 1970.
  149. Н.Г. Духовность и рациональность как два способа мировоззренческой ориентации. Дис.. канд. филос. Наук. -М., 1994.
  150. В. Ш. Проблема добра и зла в христианской этике // Человек. 2001 № 5.
  151. П. Н. Филология и культурология. — М., 1990.
  152. А. В. Феноменология изображения рационального и эмоционального в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: Дис.. канд. фил. наук. Волгоград, 2004.
  153. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  154. И. П. Бытие и творчество. СПб., 1996.
  155. К. Проблема «духовной» и «плотской» любви в мировоззрении и художественном творчестве Л.Н.Толстого (1850−1900). Диссертация. канд. фил. наук.- М., 2000.
  156. В. С. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1988.
  157. Ю. А. Эмоциональность или эмотивность? Или ни то и ни другое // Эмотивный код языка и его реализация: Коллективная монография. -Волгоград, 2003.
  158. . О происхождении и природе аффектов // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. С. 29−46.
  159. Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. 2004. — № 7.
  160. Г. А. Метафизика половой любви как металюбовь (от А. Шопенгауэра к Вл. Соловьеву) J J Вопросы философии. — 2004. № 4.
  161. С.А. Дневники. В 2-х томах. Т. 1. 1862 1900 гг. Т. 2. 1901 -1910 гг. М., 1978.
  162. В. Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур. -М., 1994.
  163. И.Н. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Изд-во «Знание».-М., 1954.
  164. Г. П. Судьбы и грехи России. В 2-х т. Т. 2. СПб., 1991.
  165. Филарет (Митрополит Минский и Слуцкий). Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. — 2002. №. 1.
  166. Философский словарь. Под редакцией М. М. Розенталя. 3-е изд. М., 1972.
  167. П. А. Сердце и его значение в духовной жизни человека (Из статьи П. Д. Юркевича) // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. 1 (2). М., 1990.
  168. Г. Пути русского Богословия. 3-е изд. Киев, 1991.
  169. С. Л. Реальность и человек. Париж, 1956.
  170. В.Я. Жанровая поэтика романов Л.Толстого и Ф. Достоевского («Анна Каренина» и «Преступление и наказание»). Дис.. канд. фил. наук. Коканд, 1987.
  171. С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. №. 5.
  172. Е.А. Психологические особенности проявления эмоциональной неустойчивости личности. Автореф. дис. .канд. псих. наук. -М., 1999.
  173. И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.
  174. И. П. Эмоциональное и рациональное в характерологии И. С. Тургенева. Дис.. канд. фил. наук. Волгоград, 1995.
  175. Х.М. Принципы психологического анализа в творчестве Л.Н.Толстого 50-х-70-х годов. Дис.. канд. фил. наук. -М., 1968.
  176. Д.М. функционирование библейских эпиграфов в художественной структуре романов Л.Н.Толстого («Анна Каренина», «Воскресение») и Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы»). Диссертация. канд. фил. наук. Нижний Новгород. 1997.
  177. Г. В. Человек есть язык, «animal symbolicum» // Наука Кубани. 1999. № 6.
  178. А. Л. Смерть Гр. Вронского. Изд-во «Индрик». М., 2002.
  179. . Лев Толстой: семидесятые годы. Л.: Худож. лит., 1974.-359 с.
  180. Этика. Энциклопедический словарь. Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. -М., 2001.
  181. Юнг К. Г. Эмоциональные психологические типы // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. С. 238−251.
  182. П.Д. сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Философские произведения. М., 1990.
  183. Р.Н. Православная духовная традиция как социокультурный феномен: истоки, философские интерпретации и место в диалоге культур. Автореф. .канд. философ, наук. Екатеринбург, 2000.
  184. П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  185. П. М. Психология чувств и мотивации. М., 1998.
  186. Яковлева Е. JL Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. — С. 20−27.
  187. М. Поэтика романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (в аспекте религиозно-нравственных воззрений писателя). Дис.. канд. фил. наук. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой