Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения персонала предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертации, результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории психологии профессионального развития личности Учреждения РАО «Психологический институт», кафедры психологии ГУО «Академия последипломного образования» Республики Беларусь, на первом Всероссийском кадровом форуме в секции «Обучение персонала» (Москва, 2005), научно-практических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
    • 1. 1. Внутрифирменное обучение персонала — особая область в системе последипломного образования взрослых
    • 1. 2. Концепция профессионального развития личности как теоретическое основание внутрифирменного ббучения
    • 1. 3. Анализ существующих подходов к определению критериев эффективности внутрифирменного обучения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Эмпирическое исследование по определению психологических критериев эффективности внутрифирменного обучения
    • 2. 2. Авторская методика «Оценка эффективности внутрифирменного обучения»
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В РАМКАХ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Внедрение технологии профессионального развития личности в учебный процесс центра внутрифирменного обучения
    • 3. 2. Экспериментальная проверка эффективности технологии профессионального развития личности в условиях внутрифирменного обучения на предприятии
    • 3. 3. Сравнительный анализ результатов диагностики эффективности внутрифирменного обучения личностными тестами и авторской методикой
  • Выводы по третьей главе

Психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения персонала предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Научно техническая революция вызвала существенные социально-экономические изменения в обществе. Автоматизация и компьютеризация рабочих мест, быстрое старение профессиональных знаний, полученных в учебных заведениях, сокращающиеся сроки перехода на новые технологии работы (с 3 — 7 лет в 70 — 80-е годы прошлого века до 0,8 — 2 лет в настоящее время) требуют многократного обучения и переобучения человека на протяжении всей трудовой жизни (Батышев СЛ., 1984; Вершловский С. Г., 1987; Подольский А. И., 1992; Климов Е. А., 1996; Кулюткин Ю. Н., 2000; Зеер Э. Ф., 2003; Толочек В. А., 2005 и др.). Сложившиеся рыночные отношения выдвигают новые требования к обучению персонала — оно должно быстро откликаться на меняющиеся потребности в квалифицированных кадрах, стать мобильным и учитывать запросы экономики и общества в целом (Забродин Ю.М., 2002; Мескон М., 2004; Нили Э., 2003; Носкова О. Г., 2004; Сафонова М. Ю., 2003 и др.). Проблема комплектования кадрового состава квалифицированными работниками переходит в новую плоскость — своевременной и регулярной подготовки уже работающего персонала и оценки эффективности проводимого внутрифирменного обучения. В свою очередь данные требования приводят к смене знаниевой модели обучения профессии на личностно-развивающую (JI.M. Митина, 2002). Для достижения возможности активно управлять процессом профессионального развития и формирования конкурентоспособного персонала в компаниях все более востребованным становится обучение, направленное на развитие интегральных характеристик личности профессионала как психологического фундамента успешности профессионализации и карьерного роста.

Сокращение сроков актуальности профессиональных знаний ведет к быстрому старению содержания обучающих программ по предъявляемым профессиональным требованиям, что ставит самостоятельной задачей разработку инструментария для определения эффективности внутрифирменного обучения.

В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных психолого-педагогических условий и психологических критериев эффективности внутрифирменного обучения, разработка инструментария для проведения оценки эффективности внутрифирменного обучения.

Цель исследования: выявить психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения персонала предприятий и на основании полученных результатов разработать методику оценки эффективности внутрифирменного обучения.

Объект исследования: процесс профессионального развития персонала предприятия в условиях внутрифирменного обучения.

Предмет исследования: психологическое содержание критериев эффективности внутрифирменного обучения.

Гипотезы исследования:

Эффективность внутрифирменного обучения обусловлена сочетанием качественной профессиональной подготовки с развитием интегральных характеристик личности сотрудников предприятия.

Существует единый, измеримый, классифицируемый комплекс психологических критериев, на основе которых осуществляется оценка эффективности внутрифирменного обучения.

Психолого-педагогическим условием совершенствования внутрифирменного обучения является интеграция в учебный процесс технологии профессионального развития личности.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

— уточнить психологическое содержание понятия «внутрифирменное обучение» и выделить его психологические основания;

— проанализировать существующие в научной литературе теоретические подходы к пониманию и исследованию проблемы эффективности внутрифирменного обучения персонала предприятия;

— выделить и классифицировать психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения;

— разработать и апробировать методику оценки эффективности внутрифирменного обучения персонала;

— разработать обучающую программу, апробировать ее в условиях внутрифирменного обучения и оценить эффективность проведенного обучения.

Теоретическими и методологическими основаниями исследования являются: принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов) — концепция профессионального развития личности (J1.M. Митина) — теории и исследования личностного и профессионального развития, подчеркивающие их взаимозависимость и кризисный характер (К.А. Абульханова — Славская, Т. И. Артемьева, Б. С. Братусь, К. М. Гуревич, Е. А. Климов, В. И. Слободчиков, С.Д. Смирнов) — положения теории непрерывного образования и инновационные подходы к методам обучения взрослых (С.Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин, А. И. Подольский, В. Г. Онушкин, М. В. Кларин, К. М. Ушаков и др.).

Методы исследования. В исследовании использовался специально разработанный диагностический блок, включающий следующие методики: методика измерения ригидности Н. В Киршевой и Н.В. Рябчиковойсамоактуализа-ционный тест (CAT) (Л.Я. Гозман и др.) — тест оценки личностной тревожности Ч. Спилберга и Ю. Л. Ханинаметодика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерсаметодика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерсаметодика диагностики готовности к риску Шубертаметод экспертных оценокавторская методика «Оценка эффективности внутрифирменного обучения». Так же использовались статистические методы обработки материалов экспериментального исследования.

Теоретическая значимость и научная новизна работы заключаются в том, что в рамках концепции профессионального развития личности исследованы психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения.

Конкретизировано психологическое содержание понятий «внутрифирменное обучение» и «эффективность внутрифирменного обучения».

Разработана структура психологических оснований внутрифирменного обучения, включающая 5 компонентов: теоретический, субъектный, технологический, предметный, организационный.

Впервые выделены и классифицированы критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения. Выявлены два класса оценки эффективности внутрифирменного обучения: формальный класс, соответствующий модели адаптивного поведения, и содержательный (собственно психологический) класс, соответствующий модели профессионального развития. Формальный класс оценки содержит единственный критерий, который не является психологическим и характеризует соответствие обучения принятым и зафиксированным в нормативно-правовых документах социальным нормам и требованиям. Содержательный класс оценки основывается на психологических критериях: удовлетворенность процессом обученияиндивидуальная значимость результатов обучениядостижение ожидаемой (планируемой) цели обучениясоциальная значимость результатов обучения.

Показано, что эффективность внутрифирменного обучения достигается при сочетании качественной профессиональной подготовки с развитием интегральных характеристик личности сотрудников. При этом психолого-педагогическим условием повышения эффективности внутрифирменного обучения персонала является интеграция в учебный процесс технологии профессионального развития личности, которая создает комплексно-целевую, организационно-содержательную основу обучения сотрудников предприятия, изменяя предметно-ориентированную парадигму обучения на личностно-развивающую.

Практическое значение работы состоит в том, что разработана и экспериментально подтверждена правомочность применения в качестве диагностического средства авторской методики «Оценка эффективности внутрифирменного обучения».

Разработаны и внедрены в учебный процесс Центров обучения персонала ОАО «Белагропромбанка», ООО «Алютех Инкорпорейтед», ООО «Атлант-М» программы внутрифирменного обучения, объединившие в себе приобретение профессиональных знаний и создание условий для развития интегральных характеристик личности. Экспериментально доказана эффективность разработанных программ, что позволяет рекомендовать их для внедрения в работу внутрифирменных центров обучения.

Надежность, обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на его основе выводов обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием комплекса методов и методик, соответствующих предмету, целям, задачам, гипотезе исследования, применением методов математической статистики.

Основной эмпирической базой исследования стали 14 предприятий (производственных, сферы услуг, банки, отраслевой центр профессионального переобучения и повышения квалификации). Исследованием было охвачено 710 человек. Для определения критериев эффективности внутрифирменного обучения выборка составила 117 руководителей. При разработке методики оценки эффективности внутрифирменного обучения в исследовании приняли участие 548 человек. На стадии предварительной подготовки к эксперименту (20 032 007 гг.) и в ходе эксперимента численность участников, прошедших обучение во внутрикорпоративных центрах по программам, базирующимся на технологии профессионального развития, составила 323 человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность внутрифирменного обучения — это положительный результат изменений, полученный в рамках программы профессионального внутрифирменного обучения, выражающийся в повышении уровня профессиональных знаний, умений, навыков, осознанного поиска новых возможностей самоосуществления в труде, развитии интегральных характеристик личности специалиста.

2. Структуру психологических оснований внутрифирменного обучения составляют пять компонентов: теоретический (концепция профессионального развития личности), субъектный (интегральные характеристики личности: компетентностьгибкостьнаправленность), предметный (требования к профессиональным знаниям, умениям, навыкамспециальность и должность обучаемого), технологический (технология профессионального развития), организационный (реактивные и проактивные потребности в подготовке кадров, размеры и отрасль деятельности предприятияскорость старения знаний отрасли).

3. Эффективность внутрифирменного обучения достигается при сочетании качественной профессиональной подготовки по специальности с развитием интегральных характеристик личности обучающегося. Стратегия профессионального развития личности становится фактором, обусловливающим эффективность внутрифирменного обучения.

4. Психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения представляют собой единый взаимосвязанный комплекс индивидуально и социально значимых признаков, позволяющих осуществить итоговую оценку эффективности обучения.

5. Содержательная оценка эффективности обучения основана на таких психологических критериях как: удовлетворенность процессом обучения, индивидуальная значимость результатов обучения, достижение ожидаемой (планируемой) цели обучения, социальная значимость результатов обучения.

6. В основе формальной оценки эффективности внутрифирменного обучения лежит критерий соответствия установленным нормативно-правовым требованиям.

7. Психолого-педагогическим условием повышения эффективности внутрифирменного обучения персонала является интеграция в учебный процесс технологии профессионального развития личности, которая создает комплексно-целевую и организационно-содержательную основу для обучения и развития интегральных характеристик личности профессионала.

8. Разработанная авторская методика «Оценка эффективности внутрифирменного обучения» является диагностическим средством для определения эффективности внутрифирменного обучения. Она позволяет определить превалирующую модель профессионального труда (адаптивную или развития) и изменения в преобладании определенной модели развития по итогам обучающего мероприятияфиксирует изменения величины проявлений интегральных характеристик личности слушателейоценивает соответствие обучения социальным нормам, установленным в компании к организации внутрифирменного обучения, и индивидуальным ожиданиям от внутрифирменного обучения сотрудника.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации, результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории психологии профессионального развития личности Учреждения РАО «Психологический институт», кафедры психологии ГУО «Академия последипломного образования» Республики Беларусь, на первом Всероссийском кадровом форуме в секции «Обучение персонала» (Москва, 2005), научно-практических конференциях «Профессиональная культура специалиста: методологические, идеологические, психолого-педагогические аспекты формирования» (Барановичи, 2005), «Модернизация системы повышения квалификации как необходимое условие развития образовательного пространства» (Минск, 2006), «Психологические основы профессионального развития личности в онтогенезе» (Москва, 2008), «Социальнопсихологические проблемы ментальности/ менталитета» (Смоленск, 2008), «Человекобразование — профессия» (Москва, 2009).

Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Центра обучения персонала ОАО «Белагро-промбанка», ООО «Алютех Ипкорпорейтед», ООО «Атлант-М».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

ВЫВОДЫ:

Внутрифирменное обучение — процесс, направленный на повышение профессионально значимых качеств, способностей, знаний, умений и навыков работников, осуществляемый в реальном пространстве трудовой деятельности субъекта на предприятии.

2. Эффективность внутрифирменного обучения — это положительный результат изменений, полученный в процессе профессионального внутрифирменного обучения, выражающийся в повышении уровня профессиональных знаний, умений, навыков, осознанного поиска новых возможностей самоосуществления в труде, развитии интегральных характеристик личности специалиста. Эффективность внутрифирменного обучения достигается при сочетании качественной профессиональной подготовки с развитием интегральных характеристик личности обучающегося. Основным фактором, обусловливающим эффективность внутрифирменного обучения, становится стратегия профессионального развития личности.

3. Профессиональное развитие персонала предприятия может осуществляться лишь в случае, когда всему процессу внутрифирменного обучения придается целенаправленность, целостность, преемственность и последовательность, создается комплексно-целевая и организационно-содержательная основа. Структуру психологических оснований внутрифирменного обучения составляют пять компонентов:

• теоретический (концепция профессионального развития личности),.

• субъектный (интегральные характеристики личности: компетентностьгибкостьнаправленность),.

• предметный (требования к профессиональным знаниям, умениям, навыкамспециальность и должность обучаемого),.

• технологический (технология профессионального развития),.

• организационный (реактивные и проактивные потребности в подготовке кадров, размеры и отрасль деятельности предприятияскорость старения знаний отрасли).

4. Оценка эффективности обучения базируется на психологических критериях эффективности внутрифирменного обучения образующий единый взаимосвязанный комплекс индивидуально и социально значимых признаков.

5. В исследовании выделены два класса оценки эффективности внутрифирменного обучения, соответствующие моделям профессионального труда:

— формальный (соответствует модели адаптивного поведения);

— содержательный (соответствует модели профессионального развития). Содержательная оценка эффективности внутрифирменного обучения базируется на комплексном использовании четырех психологических критериев:

• удовлетворенность процессом обучения;

• индивидуальная значимость результатов обучения;

• достижение ожидаемой (планируемой) цели обучения;

• социальная значимость результатов обучения.

6. Формальный класс оценки содержит единственный критерий соответствие обучения установленным требованиям. Эффективным считается обучение, при котором выполняются все установленные нормативно-правовой документацией социальные нормы процесса обучения. При этом не учитывается личность обучающегося.

7. Интеграция в учебный процесс технологии профессионального развития личности выступает основным психолого-педагогическим условием совершенствования внутрифирменного обучения, создавая комплексно-целевую и организационно-содержательную основу обучения и развития интегральных характеристик личности сотрудников предприятия. При этом обучение знаниям, умениям, навыкам выступает средством развития интегральных характеристик личности слушателей.

8. Экспериментально доказана возможность развития интегральных характеристик личности в рамках программы внутрифирменного обучения, что подтверждается устойчивой положительной тенденцией показателей личностных образований.

9. Экспериментально подтверждена правомочность применения авторской методики «Оценка эффективности внутрифирменного обучения» в качестве диагностического средства эффективности внутрифирменного обучения.

10. Доказанная в диссертационном исследовании результативность авторской методики позволяет рекомендовать ее для внедрения в качестве инструмента диагностики эффективности внутрифирменного обучения персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность исследования психологических критериев эффективности внутрифирменного обучения персонала предприятий и нахождения инструментария ее оценки обусловлена возникшими в науке и практике новыми потребностями и тенденциями в образовании взрослых на предприятии.

В результате проведения теоретического и эмпирического исследования выдвигаемые гипотезы нашли подтверждение. Процесс внутрифирменного обучения, объединяющий в себе качественную профессиональную подготовку и развитие интегральных характеристик личности обучающихся, построенный в рамках технологии профессионального развития личности, создающей единую комплексно-целевую и содержательную основу, наиболее эффективен по сравнению с традиционным знаниевым обучением.

Интегративная программа обучения становится средством развития личностных характеристик персонала, является основным организационно-педагогическим условием повышения эффективности внутрифирменного обучения за счет повышения профессионального самосознания, развития гибкости, компетентности и направленности личности слушателей. Эффективность проведенного обучения подтверждена статистическими методами, а также отзывами преподавателей и слушателей.

Определенные диссертационным исследованием психологические критерии эффективности внутрифирменного обучения отражают две модели профессионального развития. Они стали базой для разработки авторской методики «Оценка эффективности внутрифирменного обучения».

Проведенное экспериментальное исследование доказало правомочность применения авторской методики «Оценка эффективности внутрифирменного обучения» в качестве диагностического средства для оценки эффективности внутрифирменного обучения. Сравнительный анализ результатов тестирования личностными тестами и авторской методикой показал, что она с высокой степенью достоверности диагностирует эффективность процесса и результата внутрифирменного обучения с фиксацией превалирующей стратегией профессионального развития слушателя (адаптивной или развития). Фиксируемые методикой изменения в преобладании определенной стратегии развития и высокие оценки по шкале «Индивидуальные результаты обучения» обучения базируются на изменениях интегральных характеристик личности слушателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Акмеология: учебник / К.А. Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев и др.- под общ.ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
  3. .Г. Человек как предмет познания. М., 1969.
  4. О.С. Методология и культура предпринимательства / О. С. Анисимов. -Караганда, 1995.
  5. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.
  6. А.Г. Психология личности: Учебник. -М.: изд-во МГУ, 1990.
  7. .Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001.
  8. .Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Владос-Пресс, 2002.
  9. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: учебное пособие. -М.: ИПКгосслужбы, 1996.
  10. С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984.
  11. С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. М.: «Экономика», 1974.
  12. Бодалев, А А. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты). — Речь, 2005.
  13. А.А., Деркач А. А., Лаптев Л. Г. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. М.: Институт Психотерапии, 2006.
  14. В.Э. Опыт социологического анализа эффективности обучения // Подготовка кадров управления: модель обучения: сборник М.: Рос. Акад. Наук, 1994. — С. 13−18.
  15. Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер: Питер принт, 2003.
  16. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 9 — 17.
  17. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  18. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987.
  19. С.Г., Ходаков, А.И. Организация учебы наставников в трудовом коллективе. М.: Профиздат, 1987.
  20. Вопросы эффективности общественного производства / отв. редактор В. А. Жамин. М.: Изд-во «Наука», 1970.
  21. .С. Образовательно-педагогическая прогностика. М.: Флинта: Наука, 2003.
  22. Х.Т. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие для вузов / Х. Т. Грехем, Р. Бреннетт / под. ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  23. К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. Питер, 2007.
  24. А.Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская. М.: Смысл, 1997.
  25. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МО ДЕК, 2004.
  26. А.А. Мониторинг профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Ю.В. Синя-гин. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  27. А. Болгария: потребности менеджеров в организации систем повышения квалификации // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — Режим доступа: http://www.ptpu.ru/issues/l00/22l00.htm. — Дата доступа: 23.04.2002.
  28. Е.Н. Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационной культуры предприятия малого бизнеса: дис. канд. психол. наук: 19.00.05, 19.00.03. Ярославль, 2004.
  29. .А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: словарь / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б.А. Смирнов- под ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
  30. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. -Мн.: Хэлтон, 1998.
  31. В.М. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях / В. М. Жуковская, И. Б. Мучник. М.: Статистика, 1976.
  32. П.В. Персонал. Словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. М.: «Экзамен», 1999.
  33. Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. -М.: Финстатинформ, 2002.
  34. Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЕК, 2003.
  35. И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
  36. С.И. Основы андрагогики: учебн. пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 1999.
  37. С.И. Технология обучения взрослых: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  38. Ю.И. Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения квалификации управленческих кадров // Подготовка кадров управления: модель обучения. М. Рос. Акад. Наук, 1994. — С. 3 — 12.
  39. Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: пособие. -Мн.: «ФУАинформ», 2003.
  40. Г. Л. Философия образования: идея непрерывности. М.: «Вузовская книга», 2002.
  41. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997.
  42. М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999.
  43. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МО ДЕК, 2003.
  44. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Рн/Д.: «Феникс», 1996.
  45. Е.А. Введение в психологию туда: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  46. В.М. Оптимальные стратегии поисковых и формирующих экспериментов в психологических исследованиях // Белорусский психологический журнал.2004. -№ 1. С. 52−59.
  47. И.А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005.
  48. И .Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1976.
  49. С.П., Лобанов А. П. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.
  50. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: учебное пособие / под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
  51. И.А. Переподготовка кадров в промышленности // Социалистическийтруд, 1990.-№ 3.
  52. И.А. Психологические основы современного управления персоналом. -М.: изд-во ЗЕРЦАЛО, 1999.
  53. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990.
  54. Ю.Н. Социальная обусловленность непрерывного образования // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 5 — 13.
  55. И. Научите персонал учиться // Отдел кадров. 2002. — № 3. — С. 79−84.
  56. Л.Г. Аксеологические основы дистанционного образования государственных служащих. М.-СПб, 2001.
  57. И. Особенности управления трудом на мелких и средних предприятиях Японии // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 6. — С. 54−63.
  58. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- под ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  59. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
  60. В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний учащихся на основе решения системы задач: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07-М., 1988.
  61. М. И. Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004.
  62. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  63. М. О., Кодесс П. Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С. 146 — 150.
  64. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. -№ 2. — С. 112 — 121.
  65. Менеджмент персонала: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько П. Ройш. — Мн.: Тэхналопя- Изд-во БГЭУ, 1998.
  66. М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2004.
  67. П.Б. Оценка в системе управления персоналом организации. М., 2004.
  68. Г. Анализ проблем в области повышения квалификации менеджеров стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С. 12−16.
  69. A.M. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2005.
  70. Митина JLM. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994.
  71. JI. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28 — 38.
  72. Jl. М. Психология профессионального развития учителя. -М.,, 1998.
  73. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. -М., 1999.
  74. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.
  75. Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  76. Э. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им / Э. Нили, К. Адаме, М. Кеннерли. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
  77. О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  78. Обучающиеся предпринимательство: управление развитием и изменениями на предприятии / М. М. Колонтай, П. Ройш, Р. Рутка и др.- под ред. М. М. Колонтай, П. Ройша. -Мн.: Тэхналопя- Изд-во БГЭУ, 1997.
  79. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: учебник для вузов. М.: Финстатформ, 1997.
  80. Я. Факторный анализ. М., 1974.
  81. В.Г. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. СПб.: ИОВ РАО, 1995.
  82. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): учебник / Под ред. В. И. Кошкина. -М.:ИКФ «ЭКМОС», 2002.
  83. А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 29 — 35.
  84. А.И. Психология подготовки специалистов на современном производстве. М., 1992.
  85. Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности: учебное пособие / К. А. Аветисян, С. В. Агафонова, О. А. Анисимова и др.- под ред. Л. М. Митиной, С. А. Подосинникова. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008.
  86. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «Модэк», 2000.
  87. Н. Проблемы измерений в дидактике / Н. Розенберг- под ред. Д. Смета-нина. Киев: Вища школа, 1979.
  88. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рукбинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999.
  89. Самоактуализационный тест. /Авт.-сост. Гозман Л. Я. и др. М., 1995.
  90. М.Ю. Оценка эффективности внутрифирменного обучения: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2003.
  91. В.И. Проблема исследования психологических механизмов социальных процессов // Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ. Сборник научных трудов. Выпуск 1. -Минск, 1999. С. 220 — 240.
  92. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Социально-психологический центр, 1996.
  93. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 14 — 22.
  94. В.И. Реальность субъективного духа //Человек. 1994. — № 5. -С. 21−38.
  95. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
  96. Соле Пареллада Ф. Как разработать программу переподготовки кадров на предприятиях: практ. пособие / Соле Пареллада Ф., Мирабет Вальонеста М.- под ред. М.В. Мишкевича- пер. с исп. X.-K.JT. Попка, Н. В. Попок. -Мн.: Тэхналопя- Издательство БГЭУ, 1998.
  97. А. Оценка персонала. М.: Бегин групп, 2005.
  98. И.М. Подготовка квалифицированных рабочих и бригадиров на предприятиях: обмен опытом работы. М.: Высш. шк., 1983.
  99. И.М. Профессиональная подготовка квалифицированных рабочих к эффективному труду в бригадах. К.: Вища шк., 1986.
  100. В.А. Современная психология труда: учебн. пособие. СПб.: Питер, 2005.
  101. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А .Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998.
  102. К.М. Развитие организаций в поисках адекватных теорий. М.: Сентябрь, 2004.
  103. Г. Современный факторный анализ. -М.: «Статистика», 1972.
  104. X. Мотивация и деятельность. СПБ.: Питер- М.: Смысл, 2003.
  105. В.Е., Толмачев Р. А. Оценка персонала: современные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 2004.
  106. Д.А. Внутрифирменное обучение персонала и пути повышения его эффективности: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2001.
  107. Г. В. Организация и психология управления персоналом: учеб.-метод, пособие. К.: МАУП, 2002.
  108. Е.А. Подготовка кадров государственной службы: Методические и дидактические основы повышения эффективности. М.: Флинта, МПСИ, 2005.
  109. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook I: Cognitive Domain- N. Y.: David McKey Co, 1956.
  110. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. California: Palo Alto, 1962.
  111. French W.L., Bell C.H., Zawacki R.A. Organizational development and transformation: Manage effective change. (5th ed.). N. Y.: Irwin McGraw-Hill, 2000.
  112. Guba E.G., Lincoln Y.S. Effective evaluation. San Francisco, 1981.
  113. Hamblin A. C. Evaluation and control of training. Maidenhead: McGraw-Hill, London, 1974.
  114. Jack J. Phillips Return on Investment in training and performance improvement programs, second edition. Butterworth-Heinemann, 2003.
  115. Kirkpatrick D.L. Evaluating Training Programs: The Four Levels. San Francisco, CA: Berrett-Koehler, 2000.
  116. Madaus G.F., Stufflebeam D.L., Kellaghan T. Evaluation models: Viewpoints on educational and human services evaluation. (2nd ed.). Hingham, MA: Kluwer Academic Publishers, 2000.
  117. Maslow A.H. Motivation and personality. -N. Y., 1987.
  118. Popham W.G. Educational evaluation. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1975.
  119. Phillips J. Accountability in Human Resource Management. Butterworth-Heinemann, Oxford, 1996.
  120. Russell R.S., Taylor B.W. Operations Management: Focusing on quality and competitiveness. (2nd eds.). Upper Saddle River, N. Y.: Prentice Hall, Inc, 1998.
  121. Scriven S. The methodology of evaluation // Perspectives of evaluation. Chicago: Rand McNally, 1967.-V. l.-P. 39−83.
  122. Super D.E. Vocational development. N. Y., 1957.
  123. Stufflebeam D.L., Madaus G.F., Kellaghan T. Evaluation models: Viewpoints on educational and human services evaluation. (2nd eds.). Boston: Kluwer Academic Publishers, 2000.
  124. Tyler R. Basic principles of curriculum and instruction design. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1950.
  125. Warr P., Bird M., Rackham N. Evaluation of Management Training. London, Gow-er, 1970.
  126. В.А. Оценка эффективности корпоративного обучения // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2. — С.50 — 52.
  127. В.А. Критерии эффективности внутрифирменного обучения // Образование и саморазвитие. Научный журнал, Казань. 2009. — № 1. — С. 94 — 98.
  128. В.А. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения // Интеграция образования. Научный журнал, Саранск. — 2009. № 2. — С. 6 — 9.
  129. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Республики Беларусь:
  130. В.А. Стандартизация последипломного образования работников предприятия как подсистема управления персоналом // Юраванне у адукацьп. 2004. — № 1. -С. 84−95.
  131. В.А. Понимание руководителями негосударственных предприятий актуальности обучения на рабочем месте // Белорусский психологический журнал. 2004. -№ 3. — С. 36−42.1. Другие публикации:
  132. В.А. Оценка эффективности деятельности службы персонала // Отдел кадров.-2003.-№ Ю.-С. 105- 107.
  133. В.А. Такой необходимый профиль // Современные технологии управления персоналом. 2003. — № 10. — С. 49 — 51.
  134. В.А. Инвестирование в человеческие ресурсы: в поисках стандарта // Справочник по управлению персоналом. 2004. — № 1. — С. 102 — 110.
  135. В.А. Регулярное внутрифирменное обучение // Отдел кадров. 2004. -№ 1. -С. 121 — 123.
  136. В.А. Оценка персонала. .Так что же в ней ценного? // Отдел кадров. 2004. — № 6. — С. 121 — 125.
  137. В.А. Нравится ли сотрудникам работать в вашей компании? // Справочник по управлению персоналом (журнал российской HR практики). — 2004. — № 6. -С. 90−96.
  138. В.А. Измеряем удовлетворенность персонала // Отдел кадров. 2004 — № 10.-С. 119−123
  139. В.А. Зачем тест отделу кадров? // Отдел кадров. 2005. — № 5. — С. 105 -107.
  140. В.А. Контрольная для корпоративного центра // Справочник по управлению персоналом (журнал российской HR практики). — 2005. — № 12. — С. 91 — 97.
  141. В.А. Критерии эффективности работы службы персонала // Отдел кадров. 2008. — № 6. — С. 118−119.
  142. В.А. Принципы оценки эффективности внутрифирменного обучения // Отдел кадров. 2008. — № 7. — С. 118 — 120.
  143. В.А. Социально-психологические и организационные способы обеспечения дисциплины труда // Организация кадровой работы / Под. Ред. Липень Л. И. — Мн.: Дикта, 2009. 555 с. — С. 511 — 544.
  144. В.А. Теоретические основы определения эффективности внутрифирменного обучения персонала // V Международная научно-практическая конференция «Человек образование — профессия». 6−8 июля 2009 г. — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009.-303 с.-С. 86−91.
Заполнить форму текущей работой