Психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте
Диссертация
Актуальность исследования формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы самостоятельности и образуются предпосылки к формированию умений самостоятельной учебной работы. В младшем школьном возрасте важен переход от управления к самоуправлению, который может осуществляться путем применения дозированной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Самостоятельная работа обучаемых: психологический, педагогический и дидактический аспекты проблемы
- 1. 1. Историко-педагогический и историко-психологический анализ развития взглядов
- 1. 2. Проблема самостоятельной работы обучаемых в современной дидактике
- 1. 3. Умения самостоятельной учебной работы: возможность целенаправленного формирования
- Выводы по главе
- ГЛАВА II. Методика организации целенаправленного формирования умений4.сфмрсуоятельной учебной работы младших шкбл? нжо&.-VV,
- 11. 1. Понятия «трудность» и «сложность»: психологический и дидактический аспекты
- 11. 2. Отбор содержания учебного материала для системы обучающих самостоятельных работ 66 И. З. Методика построения экспериментальной системы обучающих самостоятельных работ
- Выводы по главе
- ГЛАВА III. Методика проведения педагогического эксперимента и анализ его результатов
- III. 1. Методика проведения педагогического эксперимента
- III. 2. Обсуждение результатов эксперимента
Список литературы
- Абасов З.А. Познавательная активность школьников // Советская педагогика. — 1989. — № 7.-С. 40 — 42.
- Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах / Под. ред. М. И. Моро, A.M. Пышкаю. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд -во Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
- Аристова Л. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. -138 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Архангельский С.И., Мизинцев В. П. Информационные показатели учебного процесса // Программированное обучения. Вып. 11. — Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1974.- С. 15 -25.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.- 384 с.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -216 с.
- Балл Г. А. К вопросу о количественной оценке трудности заданий // Программированное обучение и обучающие машины (Сб. науч. трудов.) -Вып. 1.- Киев, 1969.- С. 65−78.
- Балл Г. А. Сложность заданий и алгоритмический подход к ее оценке // Программированное обучение и обучающие машины (Сборник научных трудов).- Вып. 2. Киев, 1969. — С.80−95.
- Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения (К постановке проблемы) // Советская педагогика. 1975.- № 4 — С. 41 — 49.
- Белкин Е.Л., Коренев Л. П., Теребулина Н. А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе: Учебное пособие. -Орел: Моск. ин-т приборостроения, 1989.-63 с.
- Белокур Н.Ф., Аношкин А. П. Формы организации учебной деятельности при выполнении учащимися самостоятельных работ // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- С. 54−75.
- Беляев В.И. С.Т. Шацкий: эволюция представлений о целях воспитания // * Педагогика. 1995. — № 4. — С. 75 — 79.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика., 1989.- 192 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно -воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.- метод, пособие. — М.: Высшая шк., 1989. — 144 с.
- Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. 1990. — № 7.- С. 60−61.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. М.: Изд-во «Высшая школа», 1970.- 300 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.-160 с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -272 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 352 с.
- Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся // Начальная школа. 1992.-№ 1. -С.2−3.
- Брунер Дж. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962.-84 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-392с.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 64 с.
- Вавилина Н. Психологическая наука учителю // Народное образование.-1987.- № 6.- С. 88−91.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.- 195с.
- Васильева М.А. Экземплярный принцип отбора содержания обучения в педагогике ФРГ// Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (57) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991.- 96с. — С 18 -22.
- Вендровская Р.Б. Обучение и воспитание: исторический аспект // Советская педагогика. 1989.- № 8.- С. 108 — 113.
- Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982.- 128 .
- Виленкин Н.Я., Петерсон Л. Г. Использование координатного луча для решения задач на движение // Математика в школе. 1984.- № 1. — С. 39−41.
- Виноградова Н."Три кита" начальной школы // Народное образование. -1995.-№ 6.-С. 19−22.
- Волович М. Легкий предмет математика // Народное образование. — 1989.-№ 9.-С. 62−66.
- Воловичева Л.А. Развивающие возможности задач на движение // Начальная школа. 2000. — № 5. с. 106- 108.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. — 536с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдов и др. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.150 с.
- Гильманов Р.А. Проблема дидактометрии трудности учебных упражнений: Казань Изд-во Казанского ун-та, 1989.- 182 с.
- Гильманов Р.А. Проблемы конструктивной дидактометрии. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994.- 149 с.
- Гиндилис Н.Л. Аналитическая психология К.Г. Юнга: К вопросу понимания самости // Вопросы психологии. 1997.- № 6. — С. 89- 95.
- Глаголев П. Липецкий опыт // Народное образование. 1964.- № 3. — С. 109 -111.
- Голант Б.Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1957.-152с.
- Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся / Сборник 2. Части 1. Вып. 67.- Казань: Мин-во проев. РСФСР, КГПИ, 1969.- 63 с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-тов пед. ин -тов. М.: Просвещение, 1983. -144 с.
- Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психолопш. 1998.- № 5. — С. 37−48.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приемов до философии // Директор школы. 1996.- № 4. — 111 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, 1984.- 80 с.
- Дайри Н.Г. О сохранности знаний // Народное образование. 1966.- № 9. -С.24−31.
- Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы // Народное образование. -1963.-№ 5. -С. 29−34.
- Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1966.-438 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, I960.- 299 с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961.- № 8. -С.32−42.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В. А. Ротенберг. Общ. ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1956.- 374 с.
- Дмитриев Г. Д. Некоторые проблемы «теории каррикулум» в буржуазной дидактике Великобритании" // Новые исследования в педагогическихнауках. № 1 (49) / Сост. И. К. Журавлев. М.: Педагогика, 1987.- 64 с. -С. 22−25.
- Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1979. -27 с.
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведению М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.- 735 с.
- Дрозина В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 1997.- 110с.
- Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование. 1998.- № 7.- С. 159 — 167.
- Егоров С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике начала XX века (до 1917 г.) // Советская педагогика. 1965.- № 1. -С. 86−93.
- Ерецкий М.И., Кудаев М. Р. Введение в системно структурную концепцию дидактики // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: Сб. науч. тр. Вып. 2. — Майкоп: Изд-во АТУ, 1997.- С. 83 — 101.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения // Известия АПН РСФСР. 1961. — Вып. 115.- С. 5−37.
- Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.- 239 с.
- Есипов Б. П. Об изменениях в процессе обучения в связи с перестройкой школы // Советская педагогика. 1959. — № 3. — С. 13 — 24.
- Жарова JI.B. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993.- 205 с.
- Журавлев И.К. К проблеме построения теории учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (58) / Сост. И. К. Журавлев,
- B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 72с. — С. 43 — 46.
- Журавлев И.К. О некоторых способах включения познавательных задач в процесс обучения // Новые исследования в педагогических науках. № 4 / Сост. М. М. Левина. М.: Педагогика, 1971.- 190 с. — С. 66 — 71.
- Загвязинский В.И. Педагогические предвидение. М.: Знание, 1987.- 80 с.
- Зайкин М.И. Обучение в малочисленных классах // Советская педагогика.1990.-№ 2.-С. 34−38.
- Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. № 1 (49) / Сост. И. К. Журавлев. М.: Педагогика, 1987.-64 с.-С. 29−32.
- Звягин А.Н. Виды самостоятельной работы учащихся, способствующие систематизации знаний // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- 112 с.-С. 3−12.
- Зеленина Л.М., Хохлова Т. Е. Курс русского языка, построенный на познавательной активности и самостоятельности учащихся, авт.
- C.Ф. Жуйков, Л. М. Зеленина, Е. Т. Карлсен, Т. Е. Хохлова // Начальная школа. 1994.- № 7. -С. 33.
- Зорина Л .Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978.- 128 с.
- Зорина Л.Я. Дифференцируемая часть содержания научных знаний в общеобразовательной школе // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (58) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 72 с. — С. 33 — 36.
- Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
- Ивановская А.А. Зависимость качества теоретических знаний учащихся от системы упражнений на их применение (на материале грамматики) // Известия АПН РСФСР. 1961. -Вып. 115.- С, .150- 192.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов, — М.: Просвещение, 1984.- 496 с.
- Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
- Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. — 654 с.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. 1999.- № 7.-С. 73−84.
- Кашин М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке // Советская педагогика. 1957.- № 5. — С. 12 — 20.
- Кириллова Г. Д. О воспитании у школьников самостоятельности // Советская педагогика. 1961.- № 1. — С. 33 — 42.
- Кириллова Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы -Ленинград: Мин-во просвещения, РСФСР, Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1983.-75 с.
- Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. -1996.-№ 1.-С. 44−49.
- Ковригина З.Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения // Начальная школа. 1999.- № 3. — С. 69 — 71.
- Колташ С.И. К формированию концепции процесса обучения в теоретической деятельности М.А. Данилова Н Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (54) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1989. — 80 с. — С. 20 — 23.
- Коменский Я.А. Школы можно преобразовать к лучшему // Народное образование. 1998.- № 6.- С. 193 — 207.
- Кон И. Психология самостоятельности Н Знание сила. 1985.- № 7.- С. 42 -44.
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо) // Начальная школа. 1999. — № 4. — С. 10−23.
- Корешкова Т.В. Прием какографии: возможность и условия применения // Начальная школа. 2000. — № 6. — С. 38−43.
- Коротов В.М. Самодеятельность учащихся на уроке // Советская педагогика. 1990.- № 6, — С. 11−15.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997.- № 6.- С. 58.
- Котова И.Б. Психология личности в России: Столетие развития. Ростов н/Д: Изд -во Ростовского пед. ун-та, 1994−294с.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Мн.: Нар. асвета, 1990.- 175 с.
- Красновский Э.А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. 1989.- № 5 -С. 9 — 14.
- Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М.: Просвещение, 1953.- 323с.
- Крутецкий В.А. Самостоятельность // Психология: учебн. для пед. ин-тов / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1962.-559 с.
- Кувико Л.М. Воспитание у младших школьников самостоятельности как черты личности. Автореф. дис. канд. пед. наук .- Тбилиси, 1978.-21с.
- Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы. Майкоп: тип «Качество», 1997. — 195 с.
- Кудаев М.Р. Проблема формирования целей обучения в дидактике // Вестник АТУ. Майкоп: Изд-во АТУ, 1998.- № 2 — С. 82 — 87.
- Кукла Г. П. Самоконтроль как необходимый компонент самостоятельной работы учащихся // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузов, сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.-С.91 -100.
- Кулыгина Л.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. 1994 — № 1. — С. 7 — 11.
- Кумарин В. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости // Народное образование .- 1998.- № 6. С. 190−193.
- Кумарина Г. Ф., Паукова Т. Н. Компенсирующее обучение как новое направление в подготовке специалистов // Начальная школа. 1999.-№ 3. -С. 10−14.
- Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начальная школа. 1993. — № 5. — С. 13−16.
- Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Мн.: Нар. асвета, 1972.-136 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Уч. пособ. для пед. ин-тов. 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Просвещение, 1964. — 478 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980.- 264 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971.280 с.
- Лемберг Р.Г. О единстве обучения и воспитания // Советская педагогика. 1964.-№ 11.-С. 33−40.
- Лемберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся // Советская педагогика. 1962.- № 2.- С. 15−27.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Лернер И .Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным науках // Народное образование. 1966.- № 3.-С.41 — 42.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лернер И .Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. № 4 / Сост. М. М. Левина. М.: Педагогика, 1 971 190 с. — С. 34 — 39.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание. 1980. -96 с.
- Лернер И .Я. Показатели системы учебно познавательных заданий // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (56) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. — М.: Педагогика, 1990.- 80 с. — С. 34 — 36.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
- Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. № 1 / Отв. ред. М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1970.- 190 е.- С. 86 — 91.
- Ликий B.C. Исследования уровня самостоятельности учащихся вспомогательной школы. Кишинев: «Штиинца», 1986.- 72 с.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-296 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для ст-тов ф-тов. психологии гос. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.-374 с.
- Люблинская А.А. Ранние формы самостоятельности у детей // Ученые записки ЛГПИ, т. 254.-1964.- С. 114 136.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977.-224 с.
- Малькова З.А. Джон Дьюи филосов и педагог — реформатор // Педагогика.- 1995.- № 4. -С. 95 — 104.
- Маркова А.К. Неповторимость личности: Программа развития школьника // Народное образование. 1998.- № 2.-С. 143 — 144.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 287 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-168 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977.-240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-368 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
- Мерлин Б.С. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.
- Мизинцев В.П. Моделирование и количественные характеристики дидактических объектов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.-25 с.
- Микельсон P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения.- М.: Учпедгиз, 1940.-96 с.
- Микк Я.А. Доступность изложения учебного материала как фактор эффективности учебного процесса // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (32) / Сост. И. К. Журавлев, А. Ю. Уваров. М.: Педагогика, 1978.- 71 с. — С. 21 — 23.
- Микк Я.А. Теория измерения и оптимизации степени сложности учебного материала в общеобразовательной школе. Дис. докт. пед. наук. — Тарту, 1981.-434 с.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.-111с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для ст-тов высш. пед учеб. заведений. В 2 кн. Кн 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для ст-тов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн 1 Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.
- Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учапщхся. -Таллин: Валгус, 1976. -280 с.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977.-479 с.
- Огородников И.Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся в опыте школ Татарии // Советская педагогика. -1963.-№ 5.-С. 35−45.
- Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998.-№ 3.- С. 44−48.
- Основы педагогики высшей школы: Учебн. пос. / E.JI. Белкин, В. Н. Ефимов, Т. Г. Киселева и др.- Под ред. Е. Л. Белкина.- М.: МТИПП, 1987.-124 с.
- Основы педагогики высшей школы: Учебн. пособие / Под ред. E.JI. Белкина. М.: МТИПП, 1989. — 102 с.
- Павленко В.Н. Культурно историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. — 1995.- № 1. — С. 53 — 60.
- Панфилова Т.С. Самостоятельная работа учащихся в процессе овладения знаниями // Советская педагогика. 1960.- № 7. — С. 29−38.
- Переслени Л.И., Подобед В. Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей // Дефектология. 1982.- № 6. — С. *11 -17.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. Т.З. -М.: Просвещение, 1965.-635 с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984.- 272 с.
- Пидкасистый П.И. Проблема самостоятельной деятельности школьника в обучении // Новые исследования в педагогических науках. № 8 / Сост. М. М. Левина. -М.: Педагогика, 1973.- 83 с.-С. 23−25.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.- 240 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества).- М.: Педагогика, 1972.- 184 с.
- Пименова JI.M. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград, I960.- 19с.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для ст-тов пед. ин-тов / Сост. авт. вводных статей А. И. Пискунов.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981.- 528 с.
- Платонов К.К. Занимательная психология. СПб.: Питер Пресс, 1997.288 с.
- Половникова Н.А. К вопросу о познавательной самостоятельности школьника // Новые исследования в педагогических науках. № 2 / Отв. ред. М. Н. Скаткина. -М.: Педагогика, 1970.- 184 с. С. 61 — 64.
- Прозоров Г. С. Дидактические взгляды Н. К. Крупской // Советская педагогика. 1959.- № 2. — С. 62 — 76.
- Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах: Пособие для учителя / Под ред. М. П. Кашина. М.: Просвещение, 1978.-239с.
- Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. -М.: Педагогика, 1983.- 168 с.
- Развитие школьников в процессе обучения (3−4 классы) / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1967.-175 с.
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика.- Киев: Вища. шк., 1997.- 88 с.
- Решетников В. Учить детей учиться // Народное образование. 1963.-№ 6. — С. 25 — 27.
- Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. -М.: Учпедгиз, I960.- 295 с.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии: СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. — 720 с.
- Руководство самообразованием школьников: Из опыта / Ред. сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. — М.: Просвещение, 1983.- 143 с.
- Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1995.-168 с.
- Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе / Под ред. М. А. Мельникова и A.M. Пышкало. М.: Педагогика, 1974.-200 с.
- Саранцев Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика.-1995.- № 4. С. 63 — 66.
- Саранцев Г. И., Якунчев М. А., Десяева Н. Д. Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе // Педагогика. 1996.- № 3. — С.39 — 42.
- Свечников А. Больше места самостоятельной работе учащихся в учебном процессе // Народное образование. 1960.-№ 8.- С. 76 — 80.
- Селевко Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. -1995.-№ 8−9.-С. 28−34.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
- Сенько Ю.В. Учебно познавательная деятельность как инвариант содержания образования // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (56) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. — М.: Педагогика, 1990.80 е.- С. 32 — 33.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: Сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. — № 3.- С. 40−45.
- Синягин Ю. Личность творческая, свободная, самостоятельная. Концепция авторской школы // Народное образование. 1994.- № 2−3.- С. 65 — 67.
- Скаткин М.Н. С.Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. М.: Знание, 1977.-64 с.
- Скаткин М.Н. С.Т. Шацкий видный советский педагог // Советская педагогика. — 1958.- № 6. — С. 93 — 103.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: кн. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980.- 144 с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998.- № 6. — С. 3 — 17.
- Соловьев B.C. Сочинения: В 2-т. Т. 2. М.: Правда, 1989. — 735 с.
- Сохор A.M. Информационные аспекты решения задач // Новые исследования в педагогических науках. № 1 (35) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1980.- 64 с. — С. 7 — 9.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974.-192 с.
- Срода Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-55 с.
- Степанюк А.В. JK вопросу о формировании ценностных знаний школьников // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2 (58) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. — 72 с. — С. 36−39.
- Степашко Л.А. М. А. Данилов дидакт и методолог. (К 100- летию со дня рождения) // Педагогика. — 1999. — № 2. — С.123 — 125.
- Столяр А.А. Как математика ум в порядок приводит. Минск: Вышэйш. шк., 1982.- 205 с.
- Столяр А.А. Логическое введение в математику. Минск: Вышэйш. шк., 1971.-222 с.
- Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения: Пособие для учителя. М. Просвещение, 1976.-207 с.
- Стрезикозин В.П. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация работы. М.: Просвещение, 1972.-271 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.-175 с.
- Талызина Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1977.-64 с.
- Тарантей В.П. Особенности планирования урока с учетом форм организации деятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (46) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. -М.: Педагогика, 1985.- 62 с. С. 24 — 26.
- Тарантей В.П. Педагогика в вузе: самостоятельная работа студентов // Советская педагогика. 1990.- № 2. — С. 83 — 87.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-272 с.
- Томин Н.А., Голунова Н. Е. Самостоятельная работа учащихся на этапе закрепления знаний // Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения современной школы: Межвузов, сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- С. 75 — 82.
- Трейтяк Л.Г. Активизация самостоятельной работы учащихся начальных классов: Учебное пособие по спецкурсу. Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1984.-90с.
- Тулькибаева Н.Н. Применение учебных алгоритмов как одно из средств совершенствования самостоятельной работы обучаемых // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- С. 83 — 91.
- Турчанинова Ю. Свобода учиться и учить // Директор школы. 1997.-№ 1. — С. 38−47.
- Узаков С.У. Об управлении самостоятельной учебной работой школьников // Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Ю. Д. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1988.- 128 с. -С. 122 126.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
- Урок в восьмилетней школе / Под ред. М. А. Данилова.- М.: Просвещение, 1966.-247 с.
- Усова А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1984. — 158 с.
- Ушаков К.М. О критериях сложности учебного материала школьных предметов // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (36) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. -М.: Педагогика, 1980. 64 е.- С. 33 — 35.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 6. -М., Л., 1949. — 447с.
- Фарбер Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. -М.: Педагогика, 1990.- 64 с.
- Федоров Г. От кого это зависит? // Народное образование. 1964.- № 4. -С. 53 — 60.
- Фельдпггейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
- Фоменко Н.В. Дидактические уроки JI.H. Толстого // Начальная школа. -1994,-№ 1.-С. 11−15.
- Фридман Л.М. Мы сами все можем // Народное образование. 1995.-№ 6.- С. 79−82.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1987.- 224 с.
- Фридман Л.М. Показатели работы школы // Советская педагогика. -1990.-№ 10.- С. 37−42.
- Фридман JI.M. Психолого педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. — М.: Просвещение, 1983.160 с.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985.- 224 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской соц. рев.) / Сост. и авт. ввод, очерков С. Ф. Егоров. 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1986.-432 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение.) Спб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Цетлин B.C. Дидактические требования к критериям сложности учебного материала // Новые исследования в педагогических науках. № 1 (35) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1980.- 64 с. — С. 30 — 33.
- Цетлин B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание, 1984.80 с.
- Цукерман Г. А. Азбучные истины развивающего обучения // Начальная школа. -1991.- № 4. С. 37 — 38.
- Чекмарева Т. К. Формирование учебных умений у младших школьников в процессе самостоятельной работы на уроке (в условиях малокомплектной школы). Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1981. -14с.
- Чистякова Л.С. Приемы формирования практических умений и навыков при обучении геометрии // Математика в школе. 1987. — № 4. — С. 31 — 32.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего’обучения). -М.: АО «Столетие», 1994. 192 с.
- Шамова Т.И. К вопросу о понятии и компонентах познавательной самостоятельности // Новые исследования в педагогических науках. № 11/ Сост. М. М. Левина. -М.: Педагогика, 1974.-48 е.- С. 20 23.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979.- 96с.
- Шапоринский С.А. Проблема сложности учебных профессионально-технических задач. Сообщение 1. Общие факторы сложности // Новыеисследования в педагогических науках. № 1 (31) / Сост. B.C. Цетлин. М.: Педагогика, 1978.- 47 с. — С. 41−44.
- Шикова Р.Н., Калинина И. Г. Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики // Начальная школа. 1994.- № 5.- С. 2426.
- Шикова Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел // Начальная школа. 2000.- № 5. — С. 30 — 37.
- Шубинский B.C. «Сократические» диалоги в обучении // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (28) / Сост. B.C. Цетлин. М.: Педагогика, 1976.- С. 30−33.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. -160 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», «Воронеж»: НПО «МОДЭК», 1995.-416 с.
- Эюбова К.Х. Роль самостоятельности в развитии творческих способностей учащихся. Баку: Изд-во «ЭЛМ», 1974.-26 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
- Якиманская И.С. У истоков педагогической психологии // Советская педагогика. 1989.- № 8. — С. 100 — 107.
- Ямбург Е.А. Организационные основы компенсирующего обучения // Народное образование. 1998. — № 6. — С. 146 — 153.
- Ярулов А. Через самостоятельность и самоконтроль. Опыт внедрения индивидуально ориентированной системы обучения // Директор школы. -1997. -№ 1. -С. 61 -71.
- Allport G. W. Pattern and growth in personality.- N Y., 1961 .-593p.
- Bandura A. Social Learning theory. — N.Y.: General Learning Press, 1971. -P. 1−46.
- Jung C.G. Commentory on The Secret of Golden Flower \ Psychology and the East. L.: Routledge, 1982. — P.3−57.
- Kelly G. A brief introduction to personal construct theory. In D. Bannister (Ed). Perspectives in personal construct theory. N.Y.: Academic Press, 1970. -P. 1−29.
- Maslow A Some Educational Implications of the Humanistic Psychology \ Harvard Educational Review 1968.-№> 4. — P. 685−696.
- Уровни усвоения знаний (по И .Я. Лернеру)1. БЫТЬ ГОТОВЫМ ТВОРИТЬ1. УМЕТЬ1. ЗНАТЬ 1. ХОТЕТЬ