Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание knowledge based society (общества, основанного на знаниях), где социальное и экономическое благополучие страны определяется высшими технологиями, инновационной способностью и уровнем интеллектуального развития общества. Роль высшего образования в создании такого цивилизованного общества трудно переоценить… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное положение молодежи на российском рынке труда
    • 1. 1. Рынок труда и его структурная сегментация
    • 1. 2. Факторы, определяющие включение молодежи в сферу трудовой деятельности
    • 1. 3. Социально- экономическая политика адаптации молодежи к требованиям рынка труда
  • Глава 2. Рынок образовательных услуг — роль и место в системе рынка труда
    • 2. 1. Понятие и структура рынка образовательных услуг
    • 2. 2. Влияние высшего профессионального образования на социально-экономическое развитие страны
    • 2. 3. Влияние состояния рынка труда специалистов на развитие экономики
  • Глава 3. Организационно-экономический механизм профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников высших учебных заведений
    • 3. 1. Реформа образования и проблемы трудоустройства специалистов
    • 3. 2. Непрерывное образование и его составляющие
    • 3. 3. Организационно-экономический механизм трудоустройства молодых специалистов

Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Утверждение рыночных отношений в России порождает новую систему социально-трудовых взаимоотношений в обществе. Происходит формирование рынка образовательных услуг и рынка труда, в экономической политике государства изменилась концепция занятости. Явления, происходящие на рынках образования и труда, требуют внимательного и глубокого осмысления для теоретической проработки проблем их взаимодействия и регулирования.

Резко изменившиеся условия жизни в России сказались на судьбах специалистов, произошло ослабление трудовой мотивации. Неустойчивость социально-профессионального статуса свойственна, прежде всего, специалистам, занятым в отраслях военно-промышленного комплекса. Экономические преобразования практически не отразились на занятости специалистов в здравоохранении и образовании, однако, низкая оплата труда в отраслях бюджетной сферы разрушает трансляцию профессионального опыта. С другой стороны, меняются и сама система социальных статусов, и значимость отдельных составляющих, в том числе роль профессиональной компоненты, и формы перемещения индивидов в межстатусной системе, появляется новый тип специалистов, отличающийся инновационным поведением. Сфера занятости предлагает все более разнообразные варианты реализации творческих способностей специалистов в новых экономических структурах.

В современных условиях невозможно рассчитывать на успех в развитии экономики страны, изолируясь от мирового сообщества. Большинство работ по теории и обобщенной практике в области рынка труда и безработицы принадлежат ученым США, Великобритании, Франции, Германии и отражают условия развитой рыночной экономики. Использование зарубежного опыта с учетом особенностей российской экономики представляется весьма целесообразным. К российской действительности могут быть приложимы концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание knowledge based society (общества, основанного на знаниях), где социальное и экономическое благополучие страны определяется высшими технологиями, инновационной способностью и уровнем интеллектуального развития общества. Роль высшего образования в создании такого цивилизованного общества трудно переоценить. Во-первых, в системе высшего образования происходит подготовка высококвалифицированных специалистов как определяющего фактора экономического роста и социального прогресса. Во-вторых, высшая школа предопределяет направления общественного развития посредством внедрения научных идей, разработкой новейших технологий, изучения и продвижения, эффективных социально-экономических механизмов развития страны. В-третъих, высшая школа оберегает и поддерживает культурный уровень, интеллект и духовность общества.

Актуальность исследования обусловлена особенностью нынешней ситуации на рынке образовательных услуг и рынке труда, необходимостью развития методов и механизмов их эффективного взаимодействия, их увязки с программами социально-экономического развития страны и интересами субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг.

Теоретико-методологические основы исследования занятости заложены в трудах А. Смита, Д. Кейнса, Д. Гэлбрейта, Р. Эренберга, Р. Смита, З. А. Котляра, И. С. Масловой, Ю. Г. Одегова, Г. Г. Руденко, С. А. Карташова и других ученых.

Широкий круг вопросов, посвященных профессиональному образованию, достаточно полно рассматривается в работах отечественных ученых: С. Г. Струмилина, Ю. Г. Одегова, П. В. Журавлева, В. Н. Жамина, и других. В теоретическое обоснование проблем рынка труда и трудовых отношений большой вклад внесли труды Б. Н. Белкина, Б. Д. Бреева, А. З. Дадашева, Т. И. Заславской, В. Г. Костакова, А. Э. Котляра, С. А. Кузьмина, A.A. Никифоровой, Ю. Г. Одегова, Г. Е. Слезингера, С. Г. Струмилина и других ученых.

Среди современных фундаментальных исследований, которые освещают аналитический и практический инструментарий цивилизованного рынка труда, его механизмы и особенности современной инфраструктуры, условия обеспечения реального и эффективного формирования и использования рабочей силы, следует выделить работы В. И. Марцинкевича, И. В. Соболевой, A.A. Никифоровой, Ю. Г. Одегова, Г. Э. Слезингера, А. И. Рофе и других отечественных ученых.

Проблемы и особенности трудоустройства выпускников высших учебных заведений не нашли отражения в фундаментальных российских исследованиях, однако они фрагментарно освещались в работах JI.C. Шиловой, JI. Миляевой, а также в периодической печати.

Критический анализ указанных исследований свидетельствует о недостаточной освещенности проблем, тенденций и перспектив как профессионального высшего образования, особенно в работах отечественных ученых, так и формирования структуры занятости выпускников высших учебных заведений. Все это предопределило проведение междисциплинарного исследования, проблематика и аналитика, которого находятся на стыке экономики труда и региональной экономики.

Цель исследования состояла в том, чтобы обосновать концепцию и ^ выработать механизм активного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда.

Цель предопределила постановку следующих задач исследования:

1) рассмотреть место рынка образовательных услуг в структуре общественных отношений, его влияние на рынок труда;

2) проанализировать современные тенденции и перспективы развития образовательных услуг и трудоустройства выпускников высших учебных заведений;

3) разработать методологические основы изучения состояния и тенденций развития рынка образовательных услуг;

4) выявить и проанализировать взаимосвязь между рынком образовательных услуг и рынком труда.

Предметом исследования в работе выступают организационно-экономические отношения складывающиеся в системах профессиональное> го образования и трудоустройства молодых специалистов.

Объект исследования — системы профессионального высшего образования и занятости выпускников высших учебных заведений.

Методологической и теоретической основой исследования послужили концепции, представленные в классической и современной научной литературе по экономике труда, профессиональной подготовке специалистов в системе высшего образования, Законы Российской Федерации, Указы Президента России, Постановления Правительства Российской Федерации. Для достижения целей исследования в работе были использованы методы системного подхода, анализа, синтеза, индукции и другие. В рамках системного подхода последовательно рассматривалась система ^ высшего образования в общей структуре общественных отношений (макро уровень), включающая основные составляющие «профессиональную подготовку и трудоустройство выпускников высших учебных заведений» микро уровень) и в разработке концепции регионального развития высшего образования в Российской Федерации (макро уровень). Методы анализа и синтеза были использованы в изучении составляющих предмета исследования «профессиональная подготовка и трудоустройство выпускников высших учебных заведений». В работе широко применялся сравнительный анализ эмпирических и статистических данных по России и зарубежным странам, экспертные оценки и др.

Научная новизна диссертации обусловлена подходом к изучению взаимодействия структуры профессиональной подготовки и качества профессионального образования и трудоустройства выпускников высших учебных заведений. В исследовании:

• определен принципиально новый подход к решению проблем трудоустройства выпускников высших учебных заведений, ориентированный на потребности рынка труда по структуре их профессиональной подготовки, а также на социальные (индивидуальные) потребности населеф ния региона в получении профессионального высшего образования;

• углублены понятия «профессиональная подготовка» и «трудоустройство выпускников высших учебных заведений», уточнены факторы, влияющие на его состояние и развитие;

• разработана методика анализа состояния, тенденций и перспектив развития профессиональной подготовки в регионе;

• разработана и обоснована концепция развития профессионального высшего образования. О.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам диссертационного исследования подготовлены следующие выводы и рекомендации.

1. Современные научные исследования еще находятся под воздействием концептуальных положений недавнего прошлого, когда в экономической теории и хозяйственной практике реализовывалось положение о всеобщности и обязательности труда, а рыночные аспекты трудовых отношений принижались.

Разработки, связанные с профессиональной подготовкой, оплатой труда и использованием человеческих ресурсов во времени и в пространстве, имели мало общего с рыночными отношениями и большей частью ориентировали на ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда, повышение эффективности производства.

2. Обращение к современной отечественной научной литературе приводит к выводу о том, что рынок труда большинством экономистов рассматривается односторонне — только со стороны занятости экономически активного населения, то есть только со стороны одного из двух субъектов рынка — наемных работников. Такой подход не учитывает самой сути рынка — обмена одного товара на другой в результате определенных взаимоотношений между продавцом и покупателем, то есть между наемным работником и работодателем.

В вопросе занятости мы усматриваем не что иное, как предпосылки рынка труда, причем в масштабах всего общества или местного сообщества безотносительно к какому-либо конкретному работодателю. Вопросы занятости решаются в научной литературе как решение проблемы включения работников в процесс труда, предоставления им рабочих мест. Но на этой фазе не происходит никакого обмена товара на товар — только заключается соглашение (контракт) об условиях труда и его будущей оплаты.

3. Часть экономически активного населения остается безработной, образует резервную армию труда. Но такая ситуация находится в полной аналогии с запасами товарно-материальных и других ценностей, — находящихся вне сферы рыночных (обменных) отношений. Запасы любых товаров принято считать находящимися на рынке, но мы считаем такой подход смешением понятий места реализации рыночных отношений с содержанием рыночных отношений. Запасы товаров любого вида являются потенциальными предметами рыночных отношений, ожидающими своей очереди реализации, а поскольку они находятся вне сферы непосредственных (глубинных, внутренних) рыночных отношений, то логично считать отношения по поводу занятости рабочего населения внешним проявлением рынка труда.

На внешнем рынке труда реализуются отношения конкуренции между наемными работниками, создаются предпосылки для выбора будущей профессии, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляется государственная политика создания новых рабочих мест, в том числе за счет освоения новых перспективных районов, организации общественных работ в периоды спадов производства и пр.

4. Спрос и предложение труда в процессе создания товаров и услуг — есть внутренняя составляющая рынка труда и именно — она определяет закономерности рынка труда как такового. Именно сокращение масштабов труда в этом процессе порождает безработицу и рост неудовлетворенного предложения труда, а расширение масштабов труда — увеличение спроса на труд и повышение занятости.

На внутреннем рынке труда с отдельным работодателем взаимодействует работник, который может быть представлен индивидуально, либо группой индивидуумов, либо как коллектив. На макро уровне взаимодействие осуществляется еще и на уровне объединений, представляющих интересы работодателей и работников. При этом рынок выступает в качестве управляемой и одновременно — управляющей среды, а государство — в роли управляющего органа, воздействующего на рынок. В государственном секторе экономики работодателем может быть и наемный работник (менеджер), действующий от имени государства. Согласно своим функциям, государство на рынке труда выполняет несколько ролей: работодателя, законодателя, представителя интересов рабочего населения.

5. Рынок труда специалистов полностью отвечает общим условиям рынка труда как такового, но имеет свою специфику, определяемую особой ролью специалистов в производстве. Автором выделены следующие более расширенные в сравнении с традиционными основные признаки труда специалистов:

— для специалистов характерна преимущественно интеллектуальная деятельность, разработка организационно-технических и научных решений вопросов развития производства товаров и услуг на предприятиях и в учреждениях, управление трудовыми и технологическими процессами;

— специалисты отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки, определяющим их квалификацию и способность решать сложные задачи развития производства в соответствующих отраслях народного хозяйства;

— подготовка специалистов является длительным процессом, требующим относительно высоких затрат, поэтому труд специалистов имеет более высокую стоимость и оплачивается по более высоким ставкам, чем труд рабочих;

— для специалистов характерно движение по служебной лестнице с повышением сложности труда и ответственности, а также перемещение по различным подразделениям в рамках одного и того же предприятия (учреждения) с соответствующими изменениями в условиях труда и его оплаты.

6. Оценка труда специалистов, предполагающая выявление тенденций в его увеличении, усложнении и движении, осложняется недостаточностью статистической информации. И тем не менее автору удалось подготовить следующие выводы:

— за период рыночных преобразований потребность в специалистах в народном хозяйстве области сократилась в 5 раз и на текущий момент она стабилизировалась;

— увеличился удельный вес специалистов в общей численности занятых, что указывает, во-первых, на более высокую закрепленность специалистов в производстве, а во-вторых, на относительное повышение спроса на них на рынке труда;

— наибольшая закрепленность специалистов в период экономического «кризиса проявилась в отраслях непроизводственной сферы, таких как отрасли социальной сферы, науки, финансирования и страхования;

— на государственных предприятиях доля специалистов более высока, чем на коммерческих, что объясняется стремлением государства сохранить костяк инженерного корпуса на будущее;

— среди безработных специалистов доля мужчин оказалась ниже, чем доля женщин, а показатели трудоустройства, наоборот, лучше у женщин, что мы связываем с согласием последних на низкие ставки оплаты труда.

7. Подготовка специалистов с высшим образованием в расчете на 10 тыс.чел. населения почти в 1,5 раза меньше показателей по Российской Федерации, тогда как показатели учащихся средних специальных учебных заведений находятся на федеральном уровне. Спрос на образование в области достаточно высок и имеет значительные перспективы, особенно в направлении предлагаемых перспектив экономического развития области. В диссертации отмечается повышение заинтересованности молодежи к высокопрофессиональному труду.

Общая цель развития системы подготовки специалистов сформулирована как приведение предложения труда специалистов в соответствие с перспективными потребностями в кадрах специалистов. Для выявления таких потребностей, то есть ожидаемого спроса на труд специалистов, в диссертации предложено разрабатывать «модель профессионального обучения и рынка труда специалистов». Ее применение основано на имитационном моделировании, методе экспертных оценок, статистики численности специалистов в странах с развитой рыночной экономикой.

8. Автором поддерживается постановка вопроса о придании приоритетного значения инвестициям в «человеческий капитал» и признаем его важным направлением экономической политики государства, особенно в периоды спада и депрессии в общественном производстве.

Подготовка специалистов сегодня осуществляется на принципах Государственного и общественного управления, а также на принципах самоуправления со стороны учебных заведений и будущих специалистов, которые самостоятельно, то есть без вмешательства извне, устанавливают спрос на специалистов в соответствующем регионе, решают вопросы набора абшуриентов и проблемы финансирования учебного процесса.

9. Система подготовки кадров специалистов претерпевает и внутренние изменения. Судя по действующим учебным программам высших и средних специальных учебных заведений, происходит отход от узкой производственно-отраслевой специализации этих заведений, стремление к более широкому профилю обучения. Все большее место начинают занимать междисциплинарные и многопрофильные учебные программы. Управленческие и рыночные (экономические) аспекты знаний становятся обязательными разделами специализированных учебных программ.

По мнению автора, можно создать ряд учебно-научных комплексов подготовки специалистов с тем, чтобы в программах учебных заведений находили оперативное отражение новейшие достижения науки, техники и передового опыта. Подготовка специалистов — процесс длительный и составляет 4−6 лет, в течение которых знания первых лет могут значительно устареть. Реализация учебно-научных комплексов позволяет избежать такого «старения». Учебные заведения при такой организации получат полное «социальное оправдание» своей деятельности, а народное хозяйство — специалистов, которым не понадобятся длительные сроки адаптации в производстве и в других видах деятельности.

Дальнейшее исследование рынка труда специалистов видится автору в определении экономического базиса, позволяющего утверждать, что развитие производства и сферы услуг нуждается в специалистах такой-то профессии (в определенных пропорциях к темпу экономического роста).

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Вклад в будущее: приоритеты образования. М.: Педагогика- Пресс, 1993. — Пер. изд.: ЮНЕСКО, Париж, 1990. — 168 с.
  2. Антология экономической классики. В 2-х т. М.: ЭКОНОВ, 1993. -T.I (475 е.), Т.2 (486 е.).
  3. В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности в рыночных условиях: Автореф. дис. докт. экон. наук. Екатеринбург, 1996.-44 с.
  4. И. С., Луков В. В. Рынок: сущность, основные понятия и структура // Российский экон. журнал, 1993, N 1. С. 132 — 140.
  5. Безработица и самозат нятость / Новосиб. гос. акад. экономики и управления / Отв. ред. М. В. Удальцова. Новосибирск, 1997. — 198 с.
  6. Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 11−12.
  7. В.П. Региональные аспекты формирования рынка труда: Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 1991. — 16 с.
  8. В.Н. Труд и рабочая сила человека. Екатеринбург: УрО РАН, 1996, — 116с.
  9. C.B. Социально-экономический аспект отношений занятости и функционирования рынка труда в современных условиях: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1992. — 18 с.
  10. Л.С., Сидоров В. Н. Качество работы: роль человеческого фактора. -М.: Экономика, 1990. 191 с.
  11. Ю., Кулагина Н. Управление профессиональным составом экономически активного населения до 2000 г. // Проблемы теории и практики управления, 1997, N 4. С.75−80.
  12. Г., Извозчиков Б. Эдукология как наука об образовании // Вестник высшей школы. 1991. — № 3. — С. 24−32.
  13. A.B. Воспроизводство рабочих кадров. Минск: Наукаи техника, 1991. 177 с.
  14. .Д. Человек и производство. М., 1989.
  15. Н.Ю. Воспроизводство специалистов с высшим образованием. Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1990. — 133 с.
  16. Р.Н. Роль экономического образования в системе воспроизводства квалифицированной рабочей силы в условиях развитого социализма: Автореф. дис. канд. экон. наук. Л., 1985. — 16 с.
  17. Д.И., Ягодкин В. И. Воспроизводство рабочей силы при социализме. М.: Высшая школа, 1967. — 91 с.
  18. Вуз и рынок. Кн.1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992. — 472 с.
  19. А.И., Гоппа В. Д. Международный опыт разработки индикаторов высшего образования. М., 1997. — 44 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, инфор. / НИИВО- Вып. 11).
  20. А.И., Гоппа В. Д. Методические основы сравнительного анализа систем образования. М., 1995. — 52 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ./НИИВО- Вып. 2).
  21. А.И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии: Монография. М.: НИИВО, 1994.- 128 с.
  22. А.И., Чурьянов Ю. Д. Реформы высшего образования в странах Центральной Европы. М., 1997. — 64 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, инфор. / НИИВО- Вып. 40).
  23. А. Связь высшего образования и производства в странах Запада // Экономические науки. 1991. — № 3.
  24. А.И. Университеты США и Японии и их сотрудничество с промышленной наукой. М, 1993. — 60 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ ./НИИВО- Вып. 2).
  25. А.И. Система образования в Японии. М., 1989. — 60 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ./НИИВШ-1. Вып. 5).
  26. В.А., Костанян С. Л. Экономика и образование. М.: Знание, 1970.-48 с.
  27. В.А. Социально-экономические проблемы образования и науки в развитом социалистическом обществе. М.: Экономика, 1979.- 184с.
  28. В.А., Егиазарян ГА. Эффективность квалифицированного труда. -М.: Экономика, 1968. 231 с.
  29. И.Е. Труд, занятость, безработица. М., 1992.
  30. Д.Н., Лукин М. Ю., Серегина С. Ф. Микроэкономическая теория (курс лекций для экономических вузов) // Российский экон. журнал, 1993, N 6. С.99−112.
  31. В.М. Социально-экономические основы прогнозирования развития высшей школы. М., 1989. — 40 с. — (Управление, экономика и прогнозирование развития высшей школы: Обзор. инфор./НИИВО- Вып. 6)
  32. В.М., Ильюшенкова А. Н., Голоухова С. И. Региональные аспекты определения потребности в кадрах специалистов. М., 1988. — 40 с. — (Управление, экономика и прогнозирование развития высшей школы: Обзор, инфор. / НИИВО- Вып. 1).
  33. В.М., Ященко В. Е. Методологические основы прогнозирования развития образования. М., 1992. — 32 с. — (Экономика высшей школы: Обзор, информ./ НИИВО- Вып. 10).
  34. А.И. Определение потребности в специалистах и затрат на их подготовку. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984.110 с.
  35. В.О., Куликов В. В. Как продолжать реформы в России?— М.: Фонд «Форос», 1997.
  36. Исправников В. О, Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997.1. Вып. 1).
  37. M.B. Система рынков и рыночное взаимодействие // Российский экон. журнал, 1992, N 6. С. 136 — 143.
  38. В.В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы. Томск: Изд-во Томского университета, 1988. — 164с.
  39. A.C. Эффективность использования и подготовки специалистов. Минск: Изд-во «Университетское», 1984. — 200 с.
  40. А. Экономическая политика, или Преодоление трудностей: Пер. с франц. / Т.Кабуловой. М.: ТЕРРА, 1993. — 240 с.
  41. Д. К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976. 406 с.
  42. А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации (региональный аспект) // Вопр. экономики, 1993, N12.-С.80−85.
  43. Л. Государственная политика на рынке квалифицированного труда: опыт стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы теории и практики управления, 1997, N 1. С. 67 — 71.
  44. Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Наука, 1974. — 128 с.
  45. Доклад о развитии человеческого потенциала в России, 1996. М.: Академия, 1996.
  46. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ.-СПб., 1992.-496 с.
  47. Л.Н., Кириченко И. В. Экономическая роль образовательной подготовки трудовых ресурсов. М.: Экономика, 1983 — 127с,
  48. С.П. Эволюционный процесс становления мировой системы высшего профессионального образования. М., 1998. — 52 с. — (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /НИИВО-
  49. A.B. Системный анализ управления: Учеб. пособие. Барнаул: Алтайская Академия экономики и права, 1997. — 110 с.
  50. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы (критический анализ). М.: Наука, 1981. — 288с.
  51. В., Лащенко Н. Управление занятостью в США // Проблемы теории и практики управления, 1997, N3.-C.68−69.
  52. Качественные сдвиги в рабочей силе в новых условиях хозяйствования // Колл. авторов Жеманова М. П., Вяткина O.A. и др. Свердловск: УрОРАН, 1988.-31 с.
  53. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Изд-во иностран. лит-ра, 1978.
  54. Е.А. Автономия и авторитарность (Исторический обзор реформ отечественного высшего образования). М., 1991. — 56 с. -(Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ./НИИВО- Вып. 2).
  55. ЕА. Высшее негосударственное образование в России: история и современность. М., 1993. — 68 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информЛ НИИВО- Вып.1).
  56. Ю.С. Становление рыночных стандартов поведения студентов // Молодежь 97: надежды и разочарования. Кн.1. (Серия «Молодежь на пороге нового тысячелетия»). М.: Социум, 1997. — С. 176−183.
  57. В.Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов. М.: Экономика, 1972. — 200 с.
  58. Концептуальные основы организации управления высшим и средним профессиональным образованием региона // Под ред. В. А. Антропова. Препринт. Екатеринбург: УрОРАН, 1996. — 80 с.
  59. А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. М.: Наука, 1990. — 208 с.
  60. В. Г. Труд: ресурсы и эффективность использования.
  61. М.: Политиздат, 1986. 91 с.
  62. В.Г., Рутгайзер В. М. Человеческий фактор: занятость, благосостояние. М.: Политиздат, 1981. — 80 с.
  63. В.Г. Прогноз занятости населения: методологические основы. -М., 1979.
  64. В.Г. Труд: ресурсы и эффективность использования. М., 1986.
  65. С.А. Предмет и метод экономики образования. М.: МГПИ, 1976 г.-238 с.
  66. А.Э. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.
  67. А.Э., Трубин В. В. Проблемы регулирования перераспределения рабочей силы. М.: Экономика, 1978. — 167 с.
  68. П.В., Антропов В. А. Социально-экономическая роль образования // Интеграция академической науки и высшего гуманитарного образования. Екатеринбург, 1997. — С. 83 — 86.
  69. С.А. Рыночная экономика и труд. М.: Наука, 1993. — 144 с.
  70. С.А. Эффективная занятость. М., 1990.
  71. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  72. В.И. Полн. собр. соч. Т.З.
  73. .С. Труд и рынок. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1991.-176с.
  74. П.П. Научные основы использования трудовых ресурсов. -М.: Мысль, 1969. 295 с.
  75. Л.В. Система моделей прогнозирования развития научно-образовательного потенциала в регионе. М., 1992. — 36 с. — (Экономика высшей школы: Обзор, инфор. / НИИВО- Вып. 1).
  76. В., Макаренко В. Ученые экономисты — лауреаты Нобелевской премии//Маркетинг, 1992, N4.-С.104−126.
  77. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.:1. ФОРМИКА, 1992.-388 с.
  78. В. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 гг. // Трудовые перемещения и адаптация работников. М.: ИМЭиМО РАН, 1996.
  79. К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992. — Т.1 (399 е.), Т.2 (400 е.).
  80. Е.Л. Вопросы труда в СССР. М.: Наука, 1980. — 216 с.
  81. ЕЛ. Проблемы общественного труда в СССР. М., «Экономика», 1966. — 190 с.
  82. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1968, Т. 46, Ч. 1,2.-559 с.
  83. К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.23. -908с.
  84. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. — 286 с.
  85. А. Принципы экономической науки. В 3-х т.: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993. Т.1 (415 е.), Т.2 (310 е.).
  86. И.С. Механизм перераспределения рабочей силы при социализме. -М.: Экономика, 1985. 143 с.
  87. И.С. Экономические вопросы перераспределения рабочей силы при социализме. М.: Наука, 1976. — 230 с.
  88. И.С. Особенности российского рынка труда // Человек и труд, 1993, N3.
  89. В.И. Социология образования и формирование личности. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1995. 80 с.
  90. В.А. Взаимосвязь высшего образования и трудоустройства выпускников вузов в развитых европейских странах. М., 1993. — 48 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ./НИИВО- Вып.4).
  91. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995. — 704 с.
  92. Л. Партнерство вузов и работодателей в подготовке кадров // Человек и труд. 1996. — № 12. — С. 67−69.
  93. P.O. Организационный механизм сбалансированного функционирования государственных и частных структур занятости. — М., Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2002.
  94. A.A. Политика занятости на рынке труда (опыт стран развитой рыночной экономики): Автореф. дис. докт. экон. наук. М., 1993. — 50 с.
  95. Никифорова, А А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.
  96. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. — М.: Финстатинформ, 1997.
  97. Ю.Г. Экономика труда: социально-трудовые отношения. М., Изд. Экзамен, 2002.
  98. Ю.Г., Карташов С. А. Рынок труда: проблемы формирования и управления. -М., Финстатинформ, 1998.
  99. И.М. Экономический рост в условиях монополистического капитализма: проблемы и противоречия. М.: Наука, 1975.-315 с.
  100. Основы экономической теории. Учебно-методическое пособие // Вопр. экономики, 1993, N 12. С. 122 — 150.
  101. A.C. Управление воспроизводством трудового потенциала. М.: Изд. МГУ, 1988. — 280 с.
  102. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учеб. пособие. М.: Интерпракс, 1995. -240 с.
  103. В.М. Социально-экономические функции высшей школы в условиях развитого социализма и НТР // Социологические исследования. -1977.-№ 4.-С. 54.
  104. А. Экономическая теория благосостояния. Т.2. М.: Прогресс, 1985.
  105. Проблемы воспроизводства трудового потенциала (Территориальный аспект): Сб. статей / АН СССР. Ин т экономики / Отв. ред. И. С. Маслова, А. Г. Косарев. -М., 1990. — 186 с.
  106. В.В. Социологические подходы к анализу рынка труда: предложение труда // Российский экон. журнал,'1995, N 4. С. 82 — 89.
  107. В.В. Мнения экспертов о вузовском образовании социологические исследования, 1994, № 12.
  108. В.А. Экономические проблемы определения перспектив подготовки кадров. М.: Наука, 1987. — 104 с.
  109. Д. Сочинения: в 3-х т. Пер. с англ. под ред. М. Н. Смит. Т. Начала политической экономии и налогового обложения. 2-е изд. -М.: Госполитиздат, 1955.-360 с.
  110. Л.И., Момот А. И., Кудинова Е. В. Опыт организации исследований по проблемам высшей школы. М., 1990. — 36 с. — (Научные исследования в высшей школе: Обзор. информ./НИИВШ- Вып.1).
  111. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 1997. — 749 с.
  112. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 2001.
  113. Россия в цифрах: краткий статистический сборник / Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996. — 414 с.
  114. Российский рынок труда // РАН. Ин-т экономики / Отв. ред. Маслова И.С.-М., 1993.- 189с.
  115. Е.И. Занятость в условиях интенсификации. М., 1975.
  116. А.Р. Трудоустройство молодежи в системе управления занятостью населения. М., Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2001.
  117. В.К. Расширенное воспроизводство рабочей силы и его финансовый механизм. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1982. — 190 с.
  118. Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. -СПб., 1993.
  119. В.Ф. Инженер ключевая фигура НТП. — М.: Экономика. 1989.-174 с.
  120. Г. Р. Прогнозирование развития российских университетов в условиях перехода к рыночной экономике // Развитие университетов в условиях перехода к рыночной экономике: Сб. ст. М.: Изд-воМГУ, 1994.-С .116−117.
  121. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие для изучающих экономику труда / Ин-т труда М-ва труда РФ.- М.: ИНФРА-М, 1996. 336 с.
  122. А. Исследования о природе и причинах богатства народов: В 2 т./ Отв. ред. Л.И. Абалкин- Пер. с англ.- Рос. АН, Ин-т экономики. -М.: Наука, 1993.-569 с.
  123. А. Политика занятости в России и мировой опыт // Проблемы теории и практики управления, 1997, N 1. С. 61 — 66.
  124. JI.H. Основы теории рынка труда. СПб., 1992.
  125. Социальная эффективность системы среднего (общего и профессионального) образования / Под ред. Ф. Р. Филлипова М., 1984.-85с.
  126. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под общ. ред. Акимова А. К., Волгина H.A. М.: Молодая гвардия, 1996. — 835 с.
  127. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: 1995
  128. Статистический ежегодник Курганской области за 1990 1996 гг. -Курган, 1997.
  129. Стратегия занятости / Отв. ред. JI.C. Шилова М.: Экономика, 1990.-79 с.
  130. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. -472с.
  131. С.Г. Эффективность образования в СССР // Народное образование. 1962. — № 5.
  132. А.И. Системологические основы образовательных систем. 4.1,2. М.- Барнаул: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 284, 321 с.
  133. JI.H. Развитие системы образования в Канаде. М., 1993. — 44 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ./ НИИВО- Вып. 1).
  134. Т.А. Принципы регулирования рынка труда и трудоустройства молодых специалистов в развитых капиталистических странах. М., 1991. — 56 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор, информ./НИИВО- Вып. 3).
  135. Трудовые ресурсы Урала / Под ред. П. О. Косякова, П. М. Кузовлева. -Свердловск: УФАН СССР, 1967. 199 с.
  136. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики // Под. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 480 с.
  137. В.Н., Капитонова М. И., Ерошин В. И. Справочник по финансированию просвещения. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Финансы и статистика, 19 87.-318с.
  138. H.H. Социально-экономические проблемы воспроизводства и квалифицированных кадров в аграрном секторе АПК: Дис. докт. экон. наук, — СПб., 1993. 61 с.
  139. И.С., Галиахметов P.A. Теория и практика подготовки профессиональных экономистов в университетах. — Ижевск, Институт экономики и управления, УдГУ, 1998.
  140. Е.А. Заработки и личные расходы молодежи. Информационный бюллетень мониторинга ВЦИОМ, 1995, № 6.
  141. П. Концептуальные вопросы в анализе высшего образования применительно к России // Экономика и математические методы. Т. 33.- 1997.-№ 1.-С. 92−111.
  142. Д.И., Жильцов E.H. Экономика, организация и планир
  143. В.П., Хроменков НА., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М., 1995. — 200 с.
  144. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ- ЧеРо, 1996. — 623 с.
  145. Р. Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 778 с.
  146. Д.Б. Региональные аспекты воспроизводства трудовых ресурсов. М.: Наука, 1990. — 140 с.
  147. И.А. Воспроизводство рабочей силы при социализме. -М.: Мысль, 1979.-230 с.
  148. Закон Российской Федерации «Об образовании»: № 12-ФЗ от 13.01.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№ 3.-15янв.-Ст. 150.
  149. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: № 125-ФЗ от 22.08.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 35. — 26 авг. -Ст.4135.
  150. Structures des systemes d’enseignement et de formation initiale dans l’Union Europeenne (deuxieme edition) EURYDICE et CEDEFOP, Commission Europeenne, Bruxelles, 1995. — 495 p.
  151. Gabrscek S. Access to higher education in Europe. Report. Strasbourg, Council of Europe, 1995. — 103 p.
  152. Scott M.W. Admissions Systems. Comparative Study. Council of Europe. UCAS, 1996. — 117 p.
Заполнить форму текущей работой