Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория разгосударствления и приватизации и ее реализация

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ПРИВАТИЗАЦИОННОЙ» ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
    • 1. 1. РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
    • 1. 2. ВАУЧЕРИЗАЦИЯ
    • 1. 3. ПРИВАТИЗАЦИЯ И СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
  • 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ
    • 2. 1. СОБСТВЕННОСТЬ И РЫНОК
    • 2. 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРИВАТИЗАЦИИ
    • 2. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
  • 3. МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
    • 3. 1. ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА
    • 3. 2. ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ
    • 3. 3. ЗАМЕЩЕНИЕ
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
    • 4. 1. «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» ПРИВАТИЗАЦИИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Теория разгосударствления и приватизации и ее реализация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов .

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора метода приватизации, определение ее темпов приоритетов.

1.Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

 формирование слоя мелких и средних собственников;

 сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

 перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство .

Показать весь текст

Список литературы

  1. .М. Приватизация: Чему учит мировой опыт. М. 1993 г.
  2. Э.С. Приватизация: Ключ к рынку. М. Дело 1992 г.
  3. Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. — М.: Политиздат, 1991. — 431 с.: ил.
  4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 608 с.
  5. В.И., Острина И. А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. — М.: Финансы и статистика, 1992. — 96 с.
  6. Программа углубления экономических реформ в России. — М.: Республика, 1992. — 63 с.
  7. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. — М.: Юстицинформ, 1992-Ч1.: Нормативные акты. Образцы юридических документов. — 1992 — 64 с.
  8. Ч2.: Таблицы (учебные схемы). Комментарии специалиста. — 1992 — 35 с.
  9. В. «Рынок и приватизация» // «МЭ и МО» 1992 № 7
  10. Гош О. «Теория и практика приватизации постсоциалистической государственной собственности» // «Экономика Украины» 1993 № 8
  11. Основы разгосударствления и приватизации. М., 1991.
  12. М. «Разгосударствление и приватизация: новый взгляд на проблему» М.: Наука 1994
  13. Поплавский О. «Приватизация собственности в странах сформированной рыночной экономикой» 1994
Заполнить форму текущей работой