Проектирование содержания и технологии формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля: На примере специальности 150201 «Машины и технология обработки металлов давлением»
Диссертация
Для более правильного формирования информационной функциональной грамотности и информационной профессиональной компетентности в зависимости от знаний и умений были выделены следующие уровни: для информационной функциональной грамотности — базовый и для информационной профессиональной компетентности — ориентированный и компетентный. Анализ литературы по компетентностному подходу в образовании… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы формирования информационной компетентности
- 1. 1. Информатизация производства, как условие развития общества на современном этапе
- 1. 2. Информатизация подготовки инженера в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования
- 1. 3. Психолого-педагогические и организационные условия fa информатизации инженерного образования
- 1. 4. Модель формирования информационной компетентности инженеров
- Выводы к первой главе
- 2. Технология формирования информационной компетентности в условиях университетского образования
- 2. 1. Информационная компетентность как целезадачник подготовки специалиста
- 2. 2. Содержание формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля
- 2. 3. Технология формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля
- 2. 4. Опытно—экспериментальная апробация технологии формирования информационной компетентности
- Выводы ко второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности- М.: Наука, 1980.-436 с.
- Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. Учебное пособие. — М.: Исследовательский Центр, 1994. -135 с.
- Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие для слушателей Учебного центра. М.: МИСиС, 1987.-107 с.
- Аванесов B.C. Основы педагогического контроля в высшей школе. Основы педагогики и психологии высшей школы. Учебное пособие /Под. ред. А. В. Петровского. М.:МГУ, 1986. — 303 с.
- Агранович Б.Л., Чучалин А. И., Соловьев М. А. Инновационное инженерное образование //Инженерное образование. 2004. № 1. — С. 11−14.
- Алейников В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 23 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. —" М.: Наука, 1977.-380 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2 /Пер. с англ. под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Издательство Казанского университета, 1996. 566 с.
- Андреев В.И. Семь приоритетных педагогических стратегий в управлении качеством образования //Развитие через образование: Сборник статей первой Всероссийской конференции. Тольятти. 1998. — С. 19 — 21.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Бабанский Б.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса //Профессиональное образование и формирование личности специалистов /Научно-методический сборник. М., 2002. — 176 с.
- Батаронов И.Л., Жуковская З. Д. Особенности и подходы к фундаментализации подготовки современных специалистов в техническом университете //Проблемы интеллектуализации образования /Материалы международной конференции. Воронеж, 2002. — С. 44−46.
- Бахарев Н.П. Интегрирование профессионального образования и сферы профессиональной деятельности специалистов //Наука, Техника, образование г. Тольятти и Волжского региона /Межвузовский сборник научных трудов. -Тольятти: ТолПИ, 2000. С. 52−56.
- Бахарев Н.П. Технология управления качеством подготовки специалиста в техническом вузе //Наука, техника, образование г. Тольятти и Волжского региона /Межвузовский сборник научных трудов. Тольятти: ТолПИ, 2000. -С. 78−80.
- Бахахъян А.Е., Гайдукевич И. М., Шуба П. П. Толковый словарь русскогоязыка. Минск: Народная асвета, 1995. — 250 с.
- Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов //Вопросыпсихологии.- 1968. № 1.-С. 51−66.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 303 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО МО России, 1995. — 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-^ воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.- 142 с.
- Бокарева Г., Подрейко А. Персональный компьютер в подготовке инженеров //Высшее образование в России. 2003. № 1. — С. 151−153.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. № 10. 2003.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. — 304 с.
- Бочкин А.И., Гордеева З. Ю. Информатика: от ремесла — к технологиям и ^ творчеству //Информатика и образование. 2004. № 1. — С. 94−96.
- Василенко П.П. Основы инженерно-технического творчества. Новосибирск, НГАВТ, 1997. 91 с.
- Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 66 с.
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения //Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
- Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике //Вестник
- Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2003. № 2.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. — 113 с.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 2005. — 512 с.
- Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах). М.: Либерия, 2001. — 536 с.
- Воронина Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования //Высшее образование в России. 2001. № 6. — С. 3−12.
- Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 160 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 502 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М: Феникс, 1999. — 330 с.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа //Вопросы философии. 1957. № 6. — С. 58 — 69.
- Гервальд И.В. Проектирование и реализация компетентностно-ориентированной технологии подготовки воспитателя всоциально-педагогическом колледже: Автореферат дис. .канд пед. наук. Тольятти, 2002. 25 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1987.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
- Глухова Л.В. Технология компьютерной подготовки специалистов экономического профиля в колледже: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Тольятти, 1998.-22 с.
- Голицына И.Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование //Образовательные технологии и общество. 2000. № 3. — С. 538−547.
- Голицына И.Н. Итоги дискуссии «Эффективности внедрения новых информационных технологий в образование» //Образовательные технологии и общество. 2005. № 8. — С. 247−252.
- Голицына И.Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий //Образовательные технологии и общество. 2003. № 2. — С. 77−83.
- Горбунов В., Ефремов JI. Гуманитаризация инженерного образования: методологические аспекты самостоятельной учебной деятельности //Alma Mater. 1999. № 9. — С. 34−38.
- Горнев В.Ф. Проблемы и технология комплексной автоматизации //Автоматизация проектирования. 1998. № 4.
- Горнев В.Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке //Новые информационные технологии в образовании /Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 12. М.: НИИВО, 1998. — 52 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 651 400 «Машиностроительные технологии и оборудование». Утвержден МО РФ 16.03.2001.
- Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1985.- 140 с.
- Громкова М.Т. Мастерство это технология плюс творчество //Высшее образование в России. — 2001. № 6. — С. 74−80.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
- Гуревич К.М. Методы тестирования в дидактических исследованиях //Методы педагогических исследований. М. 1979. — С. 139−158.
- Гуриев М.А. Стратегия информационно-технического развития России //Компьютерные инструменты в образовании. -2003. № 4.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Уч. пособие. М.: Академия, 2004. — 288 с.
- Данькин А.А. Проектирование информационной инфраструктуры вуза //Педагогическая информатика. 2001. № 2. С.
- Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования //Сибирь. Философия. Образование. /Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001.
- Европейские компьютерные права (ECDL). Учебный план 3.0 Copyright 2002, ECDL-Russia, AS ® Официальная версия Учебного плана 3.0. ECDL опубликована в разделе «Учебный план» на сайте ECDL-Russia. http://www.ecdl.ru http://www.ecdl-ru.com.
- Ермоленко В.А., Перченок P.JL, Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования. — М.: Институт теории образования и педагогики, 1999. —228 с.
- Ершов А.П. Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1994.
- Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества //Коммунист. 1988. № 2. — С. 82−92.
- Ершов А.П. О человеческом и эстетическом факторе в программировании //Информатика и образование. 1993. № 6. — С. 5−7.
- Жарков В.А. Visual C#.NET в науке и технике. М.: Жарков Пресс, 2002. -638 с.
- Жужжалов В.Е. Интеграция парадигм программирования в курсе информатики //Информатика и образование. 2004. № 10. — С. 32−35.
- Загвязинский В.И. Теория обучения. — М.: Современная интерпретация, 2001.
- Зайцева Ж.Н., Солдатин В. И. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы. М.: ИЦПКПС, 1998. — 38с.
- Заничковский И.А. Информатизация важнейший инструмент совершенствования системы образования //Информатика и образование. — 1999. № 4.
- Занков JT.B. Избранные педагогические труды. Самара: ИД Федоров, 1999.-608 с.
- Зибров П.Ф. Технологические и организационные принципы дополнительного образования //Новые тенденции развития профессионального и дополнительного образования /Тезисы докладов. 1998. С. 108−109.
- Зимина О.В. Кому адресовано обучение, основанное на информационных технологиях? //Педагогическая информатика. — 2004. № 1. — С. 35—40.
- Зимина О.В., Кириллов А. И. Инженерное образование в компьютеризированном обществе: преподавание без компьютеров //Проблемы теории и методики обучения. 2003. № 8. — С.69−73.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -40 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. — 2003. № 5. — С.34—42.
- Игумнов Г. В. Информатизация приоритетное направление развития образования //Информатика и образование. — 1999. № 4.
- Ильина Т.И. Педагогика. М.: Просвещение, 1987.
- Информатика: Учебник /Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1999. -768 с.
- Информатика: Базовый курс /Под ред. С. В. Симоновича. СПб.: Питер, 2001.-640 с.
- Ищенко В.В., Сазонова З. С. Функционально-сетевые модели компетентностного подхода описания интеграции образования, науки, производства. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 52 с.
- Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Каменев А.С. Формирование готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактических компьютерных средах: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 23 с.
- Каркуленко Н.Г. Технология реализации компетентностного подхода всистеме бизнес образования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Тамбов, 2004.- 19 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
- Кирдянкин А.Т. Психофизиологические и гигиенические аспекты компьютеризации системы образования //Валеология. — 2002. № 1. С.63−65.
- Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция //Вестник высшей школы Alma Mater. 2002. № 8. — С. 3−9.
- Колин К.К. Информационная революция и фундаментальная экономика //Проблемы информатизации. 2001. № 2. — С.
- Концепция компетентностно-ориентированного образования Самарской области //Юридический журнал директора школы. — 2004. № 4.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Официальные документы в образовании. 2002. № 4. — С. 3−31.
- Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001−2005 годы //Аспирантский вестник Самарской губернии. -2001. № 2. С. 5.
- Конюшенко С.М. Информационная культура педагога в свете концепциииндивидуальности человека //Информатика и образование. 2004. № 7. — С. 102−105.
- Коржуев А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? //Высшее образование в России. 2001. № 5. — С. 55−58.
- Корнев Г. П. Взаимосвязь профессионального образования и производства. Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ, 1996. — 154 с.
- Костенко И. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом //Высшее образование в России. 1995. № 1. — С. 101−105.
- Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический проект, 2001.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005. — 256 с.
- Краснов С.В., Артемкина Е. В. Проблемы внедрения современных информационных технологий в учебный процесс вуза //Вестник ВУиТ. Серия: Информатика. 2000. Вып. 1. — С. 190−191.
- Краснов С.В., Дорофеева Е. В. Анализ концепций современной информатики и новых информационных технологий //Вестник ВУиТ. Серия: Информатика. 2000. Вып. 1. — С. 180−183.
- Крупник С. А. Всемирная энциклопедия. Философия. Москва-Минск: Харвест, 2001.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.
- Кулагин В.П., Механов В. Б. Освоение информационных технологий: предложение и спрос //Информационные технологии. 2004. № 10. — С. 53.
- Культурология. Учебник для студентов технических вузов /Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 1999. — 512 с.
- Кураков Л.П. Россия неотъемлемая часть западной цивилизации //Известия Российской академии образования. — 2002. № 1.
- Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий ввысшей школе. — Самара: Издательство самарского государственного университета, 1993. 112 с.
- Лабор В.В. Си Шарп: Создание приложений для Wi№dows. Мн.: Харвест, 2003.-384 с.
- Ш. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. 2004. № 5. — С. 3−12.
- Лебедева М.Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать //Информатика и образование. — 2004. № 3. — С. 95−100.
- ПЗ.Леднев B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. — М., 2002.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. — 352 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 575 с. Пб. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? — М.: Знания, 1978.- 112 с.
- Лихолетов В.В. Моделирование мыследеятельности и типология задачных систем //Школьные технологии. 2002. № 1. — С. 51−62.
- Лихолетов В.В. Технологии творчества: теоретические основы, моделирование, практика релизации в профессиональном образовании: Монография. Челябинск: Изд-во ЮрГУ, 2001. — 288 с.
- Лупанов В.Н. Модернизация российского образования и пути информатизации учебного процесса //Информационные технологии в образовании / Сборник трудов XIII международной конференции. Часть V. -М.: Просвещение, 2003. С. 312−314.http://ito.edu.ru/2003.
- Мануйлов В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженерном образовании //Высшее образование в России. 2003. № 3. — С. 117 123.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. 1990. № 8.
- Машкин В. Управление компетентностью //Поволжский Вестник Качества. -2005. № 2.-С. 54−62.
- Медведева Е.А. Основы информационной культуры //Социс. 1994. № 11. -С. 59.
- Меерович М.И. Формулы теории невероятности. Технология творческого мышления. Одесса: Полис, 1993. — 230 с.
- Мехонцева Д.М. Универсальная теория самоуправления и управления. -Красноярск: Универс, ПСК «Союз», 2001.-413 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития. — М., 1998.
- Михелькевич В.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара, 1998. — 172 с.
- Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: Доклад на заседании отделения Философии образования и теоретической педагогики Российской Академии образования //Школьные технологии. 2005. № 3. — С. 4−9.
- Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 26 с.
- Мясникова O.K. Моделирование и формализация в курсе информатике //Информатика и образование. 2003. № 9. — С. 5−11.
- Новик М. Современные технологии в образовании //Новые знания. 1999. № 4.
- Образование в 21 веке //Высшее образование в России. 2004. № 1. — С.167.169.
- Образовательный стандарт высшей школы сегодня и завтра. Монография /Под общей редакцией В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. Изд. 2-е. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. -206 с.
- Образцов П.И. Информационная культура студента в контексте информатизации высшего образования //Мир образования — образование в мире. 2004. № 2. — С. 202−209.
- Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. 2003. № 5. С. 27−33.
- Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: Орловский государственный технический университет, 2000. — 145 с.
- Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Народы и культуры. Т. 7. -М.: ИНФРА-М, 2000. 408 с.
- Открытое образование объективная парадигма XXI века /Под общ. ред. В. П. Тихомирова. — М.: 2000.
- Палферова С.Ш. Проектирование технологии компетентностно-ориентированного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла студентов технических вузов (на примере математике): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2003. — 22 с.
- Панюкова Е.В., Панюков Д. И. Работа с документами в текстовом редакторе Microsoft Word //Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Информатика». — Тольятти: ТГУ, 2003. -35 с.
- Панюкова Е.В., Ушмаева Н. В. Архиваторы WINRAR и WINZIP //Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Информатика» для студентов всех специальностей. — Тольятти: ТГУ, 2002. -14 с.
- Педагогика высшей школы /Под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов н/Д.:
- Издательство Ростовского университета, 1972. 124 с.
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие /Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 544 с.
- Петрик Т.П., Дорохов А. Р. Методы инженерного творчества. -Кемерово, 1997.
- Петровская J1.A. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989.
- Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования //Высшее образование в России. 1998. № 3. — С. 40−46.
- Погуляев В.В., Моргунова Е. А. Комментарий к закону «Об информации, информатизации и защите информации». М.: Юстицинформ, 2004. — 160 с.
- Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988.-361 с.
- Положение о требованиях к уровню функциональной грамотности студента 1 го курса ТГУ //Протокол ученого совета от 17 июня 2004 г. № 32. Решение № 319 /Сборник «Ученый совет. Решения и постановления март -июнь 2004. Том 8. Тольятти: ТГУ, 2004. — 191 с. .:
- Почекуев Е.Н. Технология холодной штамповки //Методические указания к лабораторным работам 1 и 2. Тольятти: ТолПИ, 1986. — 23 с.
- Почекуев Е.Н. Технология холодной штамповки //Методические указания к лабораторным работам 3, 4, 5. Тольятти: ТолПИ, 1986. — 30 с.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям //Информатика и образование. 2004. № 4.
- Пруель Н.А. Производительное потребление образования в гражданском обществе //Инновации и образование /Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 171−175.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К. М. Гуревича. -М.: Педагогика, 1981. 232 с.
- Психология. Словарь /Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Птицын А.Э. Компетентностно-ориентированная технология подготовки конкурентоспособных специалистов для технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тольятти: ТГУ, 2004.-23 с.
- Разинкина Е.М. Информационные технологии как средство становления профессионального потенциала будущего специалиста //Информатика и образование. 2003. № 6. — С. 117−118.
- Римская Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: ACT — ПРЕСС КНИГА, 2004. — 400 с.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования //Информатика и образование. -2002. № 12.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа — Пресс, 1994.-55 с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Рыбакова Т. Психологический потенциал интерактивных методов //Высшее образование в России. 2004. № 12. — С. 41−44.
- Савельев А. Инновационное высшее образование //Высшее образование в России. 2001. № 6. — С. 42−45.
- Секунов Н.Ю. Самоучитель С#. СПб.: БХВ — Петербург, 2001. — 576 с.
- Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики //НТИ. Сер.1. 1994. № 7. — С. 3.
- Сергеев В., Рязапова Л., Ярошевская X., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера //Высшее образование в России. 2003. № 2. — С. 60−64.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.:
- Международная педагогическая академия, 1995. 189 с.
- Скок Г. Б., Лебедева Е. А. Методика оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателя (по показателю «удовлетворенность потребителя). Москва — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2003. — 20 с.
- Скрипачев А.В., Севастьянов Е. В., Ключко С. Л. Основные принципы обучения при подготовке специалистов //Прогрессивные технологии в образовании /Материалы VII международной конференции. Пенза, 2000.
- Скрипачев А.В., Ключко С. Л., Баженов В. А. Совершенствование системы подготовки специалистов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса //Прогрессивные технологии в образовании /Материалы VII международной конференции. Пенза, 2000.
- Скрипачев А.В., Пудовкина Н. Г. Технология листовой штамповки //Методические указания для самостоятельной работы. Тольятти: ТолПИ, 1992.-56 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Смирнов С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Котова. М.: Академия, 2004. -512 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: отдеятельности к личности. М.: Академия, 2001. — 304 с.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
- Соловов А.В. Виртуальные учебные лаборатории в инженерном образовании //Сборник статей «Индустрия образования». Вып. 2. М.: МГИУ, 2002. — С. 386−392.
- Столбов В.И., Кустов Ю. А., Короткова Г. М. За непрерывную профессиональную подготовку //Вестник высшей школы. 1983. № 11. — С. 20.
- Субетто А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века //Проблемы интеллектуализации образования /Материалы международной конференции. Воронеж, 2002. — С. 25−28.
- Субетто А.И. Квалиметрия человека и высшего образования //Сборник «Квалиметрия человека и образования» 4.1. М.: ПАНИ, 1992. — С. 7−16.
- Сыротюк С.Д. Проектирование модульных междисциплинарных комплексов для профессиональной подготовки инженера (на примере специальности 340 100 «Управление качеством»): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2005. — 34 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.-232 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. — 345 с.
- Тангян С.А. Грамотность в компьютерный век //Педагогика. 1995. № 1. -С. 13−20.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовкиспециалиста //Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
- Татур Ю.Г. Образовательные программы: традиции и новаторство //Высшее образование в России. 2000. № 4. — С. 12−16.
- Тимофеевская М.С. Технология изучения программирования //Информатика и образование. 2003. № 3. — С. 6−8.
- Тихонов А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1995, вып. 4.
- Трайнев В.А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-280 с.
- Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: Сфера, 2004. — 320 с.
- Федоров И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональной образование. Мировые тенденции (Социальный философский аспекты). М.: издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 367 с.
- Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М.: Академия, 2002. — 224 с.
- Фокин Ю.Г., Корзун М. М. Основы интенсификации обучения в ввузе. Курс лекций. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1987. — 160 с.
- Формирование системного мышления в обучении /Под ред. З. А. Решетовой. М.: Единство, 2002. — 344 с.
- Фридланд А .Я. Основные ресурсы информатики: пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ACT, 2005. — 283 с.
- Фридман JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение. 1991.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 517 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. /Пер.с нем. СПб.:Питер, М.:Смысл, 2003 .-860с
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.
- Христовский С.А. Методические основы проектирования электронногоучебника. Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий /Сборник докладов и сообщений. М.: ИЦПКПС, 1998. — 75с.
- Христочевский С.А. Цели и индикаторы информатизации образования //Информационные технологии в образовании / Сборник трудов IX Международной конференции. Часть II. -М.: МИФИ, 1999. С. 73−74.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. — 416 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал «Эйдос». 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- Цейкович К.Н., Соловьев В. П., Тарасюк JI.H., Ворожейкина O.JI. Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании: Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 203 с.
- Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Монография. -Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1998. 149 с.
- Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ, 1992. — 121 с.
- Чернова Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. Москва — Тольятти: ТолПи, 2000. — 230 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003.- 136 с.
- Шадриков В.Д., Пузанков Д. В., Федоров И. Б. Двухступенчатая система подготовки специалистов в области техники и технологии. Методические материалы. Санкт-Петербург: СПбГЭТУ, 2004. — 49 с.
- Шайкенова О.В. Проектирование содержания и технологии подготовкитехников-экологов в химико-технологическом колледже: Автореферат дис.. канд пед. наук. Тольятти, 2002. — 24 с.
- Шилдт Г. С#: учебный курс. СПб.: Питер- К.: Издательская группа BHV, 2002.-512 с.
- Шубин В.И., Пашков Ф. Е. Культура. Техника. Образование. Учебное пособие для технических университетов. Днепропетровск, 1999.
- Щипанов В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисциплинарных образовательных систем. Монография. М.: Издательство исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 173 с.
- Щипанов В.В. Управление качеством подготовки инженера на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинарных комплексов: Автореф. дис. .д-ра техн. наук. -Москва, 2000. 46 с.
- Юсупова Н.И., Тарасова Т. Д., Суханова М. В., Швеппе X. Репрезентативные системы и психологический тип личности: влияние на мотивацию к обучению //IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Казань. 2002. — С. 181−184.
- Ярыгин А.Н. Теория и практика интегративного подхода к обеспечению качества подготовки абитуриентов технических вузов: Автореф. дис.. д.п.н. -Тольятти: ТолПИ, 1999. 44 с.
- Лицензированный программный продукт фирмы Delcam pic.4. наличие электронной библиотеки-5. повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области информационных технологй-
- Граф учебных элементов раздела «Классы"1. Определение Структура1. Действия1. Применение
- Задание к лабораторной работе № 8 Тема «Разработка программы для определения величины усилия и работы в штампе с параллельными и наклонными режущими кромками»