Обучение студентов-филологов нормам управления глаголов эмоционального состояния и отношения в условиях тувинско-русского двуязычия
Диссертация
По мнению, Г. А. Фомичевой, М. Р. Львова, Р. Б. Сабаткоева, А.Ю.Ку-паловой, Н. М. Хасанова, словосочетания — это грамматические конструкции, посредством которых передаются в речи логические отношения между понятиями. Из комплекса отношений, выражаемых словосочетаниями, а также важнейшего из отношений — предикативногосостоит «целая мысль» — предложение. Следовательно, усвоение моделей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов нормам управления глаголов ЛСГ эмоционального состояния и отношения в условиях тувинско-русского двуязычия
- 1. 1. Психолого-лингвистические предпосылки обучения нормам управления русского языка в условиях тувинско-русского двуязычия
- 1. 2. Лингвистические основы обучения глагольным словосочетаниям по способу управления
- 1. 3. Управление глаголов ЛСГ эмоционального состояния и отношения
- 1. 4. Сравнительно-сопоставительный анализ словосочетаний с глаголами эмоционального состояния и отношения по способу управления в русском и тувинском языках
- Глава 2. Анализ речи студентов как основа отбора’дидактического материала для обучения и способов его презентации
- 2. 1. Анализ ошибок как основа отбора и структурирования дидактического материала, выбора методов и приемов усвоения
- 2. 2. Отбор дидактического материала для обучения нормам управления глаголов ЛСГ эмоционального состояния и отношения в условиях тувинско-русского двуязычия
- Глава 3. Методическая система обучения нормам управления глаголов ЛСГ эмоционального состояния и отношения в условиях тувинско-русского двуязычия
- 3. 1. Исходные положения методической системы
- 3. 2. Система упражнений
- 3. 3. Результаты экспериментального обучения
Список литературы
- Актуальные проблемы современной русистики / Н. М. Шанский, Е. Н. Щелокова, И. Л. Резниченко и др.- Под ред. Н. М. Шанского. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ие, 1991. — 207 с.
- Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 120 с.
- Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии. // Учен. зап. /Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Т. 53. Л, 1946.
- Апресян В. Ю. Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций. // Вопросы языкознания. 1993. — № 3. — с. 27−35.
- Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания. // Вопросы языкознания. 1995. — № 1.-е. 37−65.
- Апресян Ю.Д. Синтаксис и семантика в синтаксическом описании. В кн.: Единицы разных уровней грамматического строя и их взаимодействие.- М.: Наука, 1969. с. 302−306.
- Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. М.: Наука, 1967. — 328 с.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.:Наука, 1976. — 383 с. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982. — 192с.
- Баранов М.Т. Словарно-семантическая работа на уроках русского языка в V-VIII классах. // Русский язык в школе. 1965. — № 6. — с. 23−34.
- Белошапкова В. А. Практические занятия по грамматике современного русского языка. В мат-х Горьковской межвузовской конференции. -Горький, 1960. — с. 54−57.
- Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М.: Высшая школа, 1977. — 248 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Беляев Б.В. Психологические основы обучения русскому языку в национальных школах. // Русский язык в школе. 1962. — № 3. — с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1966. — 307 с.
- Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. JT.: Наука, 1978. -175 с.
- Бондарко А.В. Грамматические категории и контекст. Л., 1971. — 116 с.
- Бондарко А.В. Об уровнях описания грамматических единиц. // Функциональный анализ грамматических единиц. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. — с. 5−27.
- Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л.: Наука, 1983. — 208 с.
- Буряков М.А. К вопросу об эмоциях и средствах их языкового выражения. // Вопросы языкознания. 1979. — № 3. — с. 47−59.
- Васильев Л.М. Лексическая и синтаксическая семантика. Уфа, 1981. -134 с.
- Васильев Л.М. Семантические класы глаголов чувства, мысли и речи. -В кн.: Очерки по семантике русского глагола. Уфа, 1971.-е. 38−310.
- Васильев Л.М. Теория синтаксических полей. // Вопросы языкознания. 1971. -Хо 5.
- Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие. // Новое в лингвистике. Выпуск VI. М.: Прогресс, 1972.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.:Изд-во Московского университета, 1969. — 160 с.
- Верещагин Е. М. Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1976. — 248 с.
- Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.- 559 с.
- Виноградов В.В. О формах слова.//Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. — с. 33−50.
- Виноградов В.В. Русский язык . Грамматическое учение о слове. М,-Л.: Учпедгиз, 1947. — 783 с.
- Всеволодова М.В. О некоторых вопросах управления. // Русский язык за рубежом. 1978. — № 4. — с. 54−58.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. В кн.: Избранные психологические исследования. — М., 1956. — 519 с.
- Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.//Собр. соч. Т.2 М.: Педагогика, 1982.
- Гайсина P.M. К семантической типологии глаголов русского языка. -В сб.: Семантические классы русского глагола. Свердловск, 1982. — с. 22−27.
- Галицкая В.Я. Предложно-падежные средства в функции обстоятельства образа действия: Автореф. дис. канд.филол. наук. М., 1958. — 21 с.
- Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков.//Иностранные языки в школе. 1969. — № 6. — с. 29−40.
- Гордон Е.А. Семантические особенности каузативных глаголов чувства в русском языке. Русский язык. Теория и методика преподавания. -Душанбе: Изд-во Таджикского ун-та, 1980. — с. 77−82.
- Давыдов. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Дешериева Ю.Ю. Проблемы интерференции и языкового дефицита: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1976. — 15 с.
- Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики. Морфология. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 64 с.
- Долгова О.В. Синтаксис как наука о построении речи. М.: Высшая школа, 1980. — 191 с.
- Дорогань Л.В. Словообразовательный анализ как средство обучения толкования лексического значения. Вопросы методики лексики и фразеологии на уроках русского языка в средней школе. — М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1978, с. 22−31.
- Дорофеева Т.М. Глаголы с обязательной подчинительной связью в современном русском языке. В кн.: Памяти Виктора Владимировича Виноградова. — М.: МГУ, 1971, — с. 66−75.
- Еремеева А.П. Проблема разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся. // Актуальные проблемы развития речи учащихся. /Под ред. Еремеевой А. П. М.: Просвещение, 1980. — 151 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.:Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958.- 370 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В сб.: В защиту живого слова. — М., 1966. — с. 5 — 25.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов. -М.: Известия АПН РСФСР, Т.78., 1956. с.
- Жуковская Е.Е. К проблеме семантической соотносительности элементов словообразовательного гнезда с глаголами эмоционального состояния в качестве исходного элемента. В кн.: Классы слов и их взаимодействие. -Свердловск, 1979.-с. 81−91.
- Зализняк А. Исследования по семантике предикатов внутреннего состояния. Мюнхен, 1992. — 201 с.
- Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.-311 с.
- Зельманова J1.M. Наглядность в преподавании русского языка. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
- Земмерфельдт К.Е. О классификации лексических единиц с учетом их валентности. // Иностранные языки в школе. 1979. — № 2. — с. 9−12.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. — 159 с.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи. В сб.: Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. /Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. — М., 1969. — с.
- Золотова Г. А. Беспредложные глагольные словосочетания с зависимым дательным. Учен. зап./Моск. обл. пед ин-т им. Н. К. Крупской, 1961, Т. 100, вып. 6. — с. 5- 14.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. — 368 с.
- Золотова Г. А. О коммуникативной значимости языковых единиц.// Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1988. — с. 5−17.
- Золотова Г. А. О роли глагола в структуре предложения. //Русский язык за рубежом. 1981. -№ 5. — с. 64−69.
- Золотова Г. А. О синтаксической форме слова. В кн.: Мысли о современном русском языке. — М.: Просвещение, 1969. — с. 58−66.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М.: Наука, 1973.- 351 с.
- Золотова Г. А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988. — 440 с.
- Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.
- Иорданская J1.H. Попытка лексикографического толкования группы русских слов со значением чувства. Машинный перевод и прикладная лингвистика. Вып. 13. — М., 1970. — с. 3 — 26.
- Исхаков Ф. Г. Пальмбах А.А. Грамматика тувинского языка. М., 1961. -472 с.
- Капитонова Т. И. Щукин А.Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1987. -230 с.
- Катанов Н.Ф. Опыт иследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903. — 1540 с.
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. JL: Наука, 1972.- 354 с.
- Кириллова Г. Д. Обучение учащихся умению сравнивать. // Советская педагогика. 1959. -№ 7. — с. 57−66.
- Ключникова З.Е. Лексико-грамматическая характеристика глаголов состояния в русском языке с некоторыми сопоставлениями: Автореф. дис. канд. филол. наук. Алма-Ата, 1973. — 27 с.
- Костомаров В. Г. Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. 4-е изд. перераб. и доп. — М., 1988, — 156 с.
- Костомаров В. Г. Митрофанова О.Д. Русский язык в иноязычной среде: (Функционирование. Состояние изучения. Преподавание. //Докл. на конф. «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. М.: Б.и., 1991. — 47 с.
- Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость. Л.: Наука, 1975. -164 с.
- Крючкова М.Л. К вопросу о вариантности в управлении. В кн.: Вопросы стилистики в преподавании русского языка иностранцам. — М.: МГУ, 1972.-с. 42−51.
- Крючкова М.Л. Особенности глагольного немотивированного управления в современном русском языке./Под ред. О.А.Лаптевой/. М.: Русский язык, 1979. — 120 с.
- Крючкова М. Л. Глекнер X. Управление и сочетаемость глаголов со значением «увлечение» в русском и немецком языках. // Русский язык за рубежом. 1980. -№ 5. — с. 34−37.
- Кузнецов П.С. О принципах изучения грамматики. М.: Изд-во МГУ, 1961.- 100 с.
- Кузнецова Э.В. Русский глагол «приобщения объекта» как функционально-семантический класс слов (к вопросу о природе лексико-семанти-ческих групп):Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1974. — 27 с.
- Кузнецова Э.В. Ступенчатая идентификация как средство описания семантических связей слов. В сб.: Вопросы металингвистики. ЛГУ, 1973. -с. 84−95.
- Кунаа А.Ч. Простое предложение современного тувинского языка. -Кызыл, 1970. 110 с.
- Купалова А.Ю. Методика синтаксиса. В кн.: Основы методики русского языка в 4- 8 классах: Пособие для учителей/Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1983. -с. 97−127.
- Купина Н.А. Работа над словом. В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка, — М.: Просвещение, 1991.-е. 110−141.
- Куринский В.А. Автодидактика. М.: Автодидакт, 1994. — 391 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности уче-ния//Известия АПН РСФСР. М., 1964. — вып. 7.
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному// Психолингвистические очерки/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.
- Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности на современном этапе и ее значение для обучения иностранцев русскому языку.// Русский язык за рубежом. 1977. -№ 3. — с. 57−61.
- Лобанова Н.А. Синтаксическая сочетаемость возвратных глаголов в современном русском языке.: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1966. -17 с.
- Ломтев Т.П. Структура предложений с глаголами эмоционального содержания. В кн.: Славянская филология. — М.:МГУ, 1973, вып. 9. — с. 176 187.
- Лук А. Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972. — 79 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
- Львов М.Р. Риторика: Уч. пособие для ст. кл. ср. уч. зав./ М.:Изд. центр «Academia» — 256 с.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуман. вузов и уч-ся лицеев. 2-е изд. испр. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 207 с.
- Мещанинов Н.И. Члены предложения и части речи. М.-Л., 1945.
- Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1981. — 254 с.
- Мишина Н.М. Семантические поля в практике языка. М.: Высшая школа, 1973. — 140 с.
- Морозова В.В. Учет особенностей родного языка при обучении студентов-тувинцев залогам русского глагола. В сб.: Русский язык в Туве. -Кызыл, 1985. — с. 97−107.
- Мразек Р. Синтаксическая дистрибуция глаголов и их классы// Вопросы языкознания. 1964. — № 3. — с. 50−62.
- Мухин A.M. Валентность и сочетаемость глаголов//Вопросы языкознания. 1987. — № 6. — с. 52−64.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование синтаксического мышления: Пособие для уч-ся 10−11-х классов средних школ, гимназий. 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 175 с.
- Никитин В.М. Обстоятельство как второстепенный член предложения в русском языке в его противопоставлении дополнению/Учен. зап. Ряз. гос. пединститута. Т. XXVII Рязань, 1961. — 184 с.
- Никитина С.Е. О семантическом варьировании русских предлогов: Предмет, задачи и способы описания. В кн.: Семантическое и формальное варьирование. — М.: Наука, 1979. — с. 108−117.
- Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII: Теория речевых актов. -М., 1986.
- Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1994. — 228 с.
- Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи, М., 1974. — 350 с.
- Оравец Я. К вопросу о глагольной интенции и глагольном управлении. В кн.: Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. — М.: Наука, 1969. — с. 176−187.
- Орус-оол Э. Д. Проблемы предупреждения и преодоления лексико-семантической интерференции в русской речи учащихся-тувинцев: Авто-реф. дис канд. пед. наук. М., 1990. — 19 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -2-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Пассов Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. -М., 1978. 128 с.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956. — 511 с.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1968., Т. 1−2.-536 с.
- Похмелкина В.Я. Лексико-семантическая группа глаголов отрицательного эмоционального состояния как проявление системности лексики: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1975. — 25 с.
- Прокопов В.В. Основные лексико-семантические группы русского глагола. Самарканд, 1945. — 197 с.
- Прокопович Н.Н. Вопросы синтаксиса русского языка. М.: Высшая школа, 1974. — 350 с.
- Прокуденко Н.А. Синтаксическая сочетаемость глаголов внутренних психических переживаний. АКД Новосибирск, 1969. — 31 с.
- Разуникова Г. А. К синонимическим отношениям глаголов состояния с глаголами на ся. — В кн.: Современная лексикология. — Л., 1976. — с. 159−170.
- Распопов И.П. О видах и способах конструктивно- синтаксических связей слов// Русский язык в национальной школе. 1966. — № 6. — с. 3−12.
- Распопов И.П. Очерки по теории синтаксиса. Воронеж, 1973. — 220 с.
- Распопов И.П. Спорные вопросы синтаксиса. Ростов, 1981. — 127 с.
- Розенцвейг В.Ю. О языковых контактах// Вопросы языкознания. -1961. -№ 1. с. 57−66.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.- 2-е изд.- М., 1946. 704 с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рябова Т. В. Штерн А.С. К характеристике грамматического структурирования. В кн.: Психология грамматики. — М., 1968.
- Сабаткоев Р.Б. Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 8−9 классов национальных школ: Пособие для учителя. 6-е изд., испр. -СПб.: Просвещение.С.-Петербург. отд-ие, 1994. — 125 с.
- Сабаткоев Р.Б. Обучение связной русской речи в национальной школе. -М., 1988.- 50 с.
- Салзынмаа Е.Б. Подчинительное словосочетание в тувинском языке./ Учен. зап. ТНИИЯЛИ, вып. VII. Кызыл, 1959. — с. 105−117.
- Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам: Система упражнений и система занятий. М.: Высшая школа. — 252 с.
- Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л., 1989. -180 с.
- Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования: Учебное пособие. Л. ЛГУ, 1985. 97 с.
- Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 175 с.
- Скаткин Н.М. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Скобликова Е.С. Очерки по теории словосочетания и предложения. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990.- с.
- Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М., 1971. — 249 с.
- Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. 2-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1990. — 174 с.
- Сорокин Н.А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974. -222 с.
- Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П.Павлова// Советская педагогика. 1951. — № 7. — с.42−56.
- Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975. — 311 с.
- Супрун А.Е. Грамматические свойства слов и части речи // Вопросы теории частей речи (на материале языков различных типов) М.: Наука, 1968.-с. 208−218.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 413 с.
- Уман J1.M. Проблема грамматической интерференции: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1963. — 16 с.
- Уфимцева А.А. Лексическое значение:(Принцип семиологического описания лексики) М.: Наука, 1986. — 239 с.
- Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М.: Изд. АН СССР, 1962.- 287 с.
- Уфимцева А. А. Типы словесных знаков. М.: Наука, 1974. — 206 с.
- Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы: Психофизиологические механизмы внутренней речи. М.: Наука, 1979.- 248 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения.- М., 1945.- 567 с.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку// Учебное пособие. Курск, 1994. — 205 с.
- Федоренко JI.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
- Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов. Езиковедски изследования в чест на акад. Стефан Младенов.- София, 1957. — с. 523−538.
- Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. — с. 52−93.
- Фомичева Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе. -М.:Просвещение, 1973. 110 с.
- Фомичева Г. А. Обучение учащихся 5−6 классов нормам управления слов:Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1964. — 20 с.
- Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М.: 1956.- Т.2. — 471 с.
- Ходжава З.И. Проблема навыка в психологии: Автореф. дис. д-ра пед наук. Тбилиси, 1952. — 40 с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. СПб.:ИД «МиМ», 1997. — 192 с.
- Цейтлин С.Н. Синтаксические модели со значением психического состояния// Синтаксис и стилистика. М., 1976.
- Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985.
- Шапилова Н.И. Глаголы чувств в современном русском языке. -АКД Кемерово, 1967. 20 с.
- Шапилова Н.И. О типологии лексико-семантических парадигм. В сб.: Семантические классы русских глаголов. — Свердловск, 1982. — с. 22−27.
- Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л.: Учпедгиз, Лен. отд. -620 с.
- Шведова Н.Ю. Активные процессы в русском синтаксисе словосочетания. М., 1966. — 156 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1974. — 111 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.-428 с.
- Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.: Просвещение, 1964. — 244 с.
- Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. М.: Наука, 1976. — 148 с.
- Шутова Е.И. О глагольной интенции. В кн.: Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. — М.: Наука, 1969. -с. 307−310.
- Янко-Триницкая Н. А. Возвратные глаголы в современном русском языке. М., 1962. — 247 с.
- Яцкевич JI.F. Вопросы русского формообразования: функционально-типологический подход в морфологии. Минск: Изд-во «Университетское», 1987.- 128 с.