Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии развития малых предприятий: на примере нефтедобывающей промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и реализовать эту стратегию на практике, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. Всё это определяется в процессе стратегического анализа. В работе на основе исследования… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретические основы формирования стратегии малого нефтедобывающего предприятия
    • 1. 1. Современные особенности развития нефтедобывающей промышленности
    • 1. 2. Экономическое содержание стратегии развития малого предприятия
    • 1. 3. Особенности развития малых нефтедобывающих предприятий в современных условиях
  • II. Стратегический анализ деятельности малого нефтедобывающего предприятия
    • 2. 1. Методика стратегического анализа деятельности малого нефтедобывающего предприятия
    • 2. 2. Особенности проведения анализа внешней и внутренней среды деятельности малого нефтедобывающего предприятия
    • 2. 3. Анализ стратегической позиции малого нефтедобывающего предприятия
  • III. Разработка стратегии развития малого нефтедобывающего предприятия
    • 3. 1. Модель стратегического развития малого нефтедобывающего предприятия
    • 3. 2. Разработка стратегических направлений развития малого нефтедобывающего предприятия
    • 3. 3. Основные направления совершенствования государственной поддержки малых нефтедобывающих предприятий

Формирование стратегии развития малых предприятий: на примере нефтедобывающей промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях хозяйствования приоритетное значение имеет разработка направлений стратегического развития предприятий, которая во многом определяет их будущее положение на рынке. В настоящее время российский рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей. В этой связи, только своевременное и качественное предвидение тенденций изменения экономической конъюнктуры, формирование и реализация обоснованной стратегии развития предприятия позволяет ему успешно функционировать на рынке.

Особую роль данные процессы играют в нефтедобывающей отрасли. Темпы экономического роста, благосостояние нашей страны в значительной степени зависят от нефтедобывающей промышленности. Нефтедобыча обеспечивает большую часть валютных поступлений в страну, нефть и газ по-прежнему занимают решающие позиции в структуре топливно-энергетического баланса, отрасль является одной из стратегических, обеспечивающих безопасность страны.

В то же время поддержание уровней добычи с каждым годом дается всё более дорогой ценой, требует привлечения значительных материальных и трудовых ресурсов, крупных инвестиций. Россия отстаёт от передовых нефтедобывающих стран в области организации, технологий, качества оборудования для добычи нефти и газа. Изношенность основных фондов, уменьшение фонда разведочных и эксплуатационных скважин, падение их дебета, постоянное недоинвестирование — это основные характеристики отрасли в настоящее время. На протяжении многих десятилетий основной особенностью стратегии освоения нефтяных запасов в нашей стране был избирательный подход с ориентацией на уникальные, крупные и наиболее продуктивные залежи, что давало возможность резко наращивать добычу. Поэтому многие малодебитные скважины были закрыты, как неперспективные. В тоже время в передовых нефтедобывающих странах благодаря современным технологиям фонд скважин менее 1 т в сутки занимает значительную величину и позволяет значительно повысить нефтедобычу.

Развитие малого предпринимательства в нефтедобыче позволяет решить ряд данных проблем. Малые предприятия в нефтедобывающей промышленности могут внести значительный вклад во внедрении новых технологий и инноваций, в создании новых рабочих мест и, в целом, в развитии экономической и социальной жизни современного общества. В России до сих пор чётко не сформулирована ясная стратегия развития малого предпринимательства, в том числе и в нефтедобыче. Структуры государственного управления в настоящее время ориентированы на поддержку в нефтедобывающей промышленности крупных интегрированных компаний. Но именно малые предприятия придают экономике гибкость, повышают устойчивость рыночной модели хозяйствования.

Малое предпринимательство в нефтедобывающей промышленностиновое явление в экономике России. Вследствии этого отсутствуют целостные теоретические, методические научные разработки в этой области. Всё это обуславливает необходимость проведения исследований в данной сфере и актуальность избранной темы диссертационной работы.

Исследованию проблем развития малого предпринимательства посвящены работы отечественных и зарубежных учёных: Р. Хизрич, М. Питерс, Дж. Хемптон, А. Штенберг, В. Д. Шапиро, М. А, Даниленко, В. К. Андреева pi др. Особенности развития нефтедобывающей промышленности исследовались в работах А. С. Астахова, А. Р. Сушона, Л. П. Пушковского, Н. А. Чечина и др.

Наличие проблем, требующих научно-обоснованных решений предопределили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка на основе критического анализа существующих научных исследований, практики функционирования предприятий в нефтедобывающей промышленности, теоретических, методических положений и практических рекомендаций по формированию стратегии развития малого предприятия в нефтедобыче.

Для достижения указанной цели в диссертации сформированы следующие задачи:

— изучить современные особенности развития нефтедобывающей промышленности;

— исследовать теоретические основы разработки стратегии малого нефтедобывающего предприятия;

— выявить условия и факторы оказывающие существенное влияние на развитие малых предприятий в нефтедобыче;

— предложить методические подходы к стратегическому анализу деятельности малого нефтедобывающего предприятия;

— на основе исследования существующих подходов разработать и предложить методические рекомендации по формированию стратегии развития малого предприятия в нефтедобыче;

— разработать стратегию развития малого нефтедобывающего предприятия;

Область исследования. Исследование проведено в рамках п. п. 15.13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, п.п. 15.14. «Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, в отраслях и комплексах», п. п. 15.15 «Теоретические и методические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности» паспортов специальностей ВАК РФ (экономические науки).

Предмет исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического развития малых предприятий нефтедобывающей промышленности.

Объект исследования. Объектом исследования являются малые предприятия нефтедобывающей промышленности Российской Федерации.

Теоретическая, методологическая и информационная база исследования. Исследование проводилось на основании зарубежного и отечественного опыта в сфере стратегического планирования, монографий, научных изданий, а также данных федеральной службы государственной статистики, государственного комитета по статистике Оренбургской области, материалов научно-практических конференций, нормативных актов, регулирующих деятельность российских нефтедобывающих предприятий.

Для решения поставленных задач были применены методы комплексного экономического анализа, метод экспертных оценок, логический анализ.

Информационную базу исследования составляют показатели деятельности промышленных предприятий нефтедобывающей отрасли.

Научная новизна результатов диссертационного исследования. Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в разработке научно обоснованных методических рекомендаций по формированию стратегии развития малого нефтедобывающего предприятия. При этом получены следующие новые научные результаты: — уточнены понятия «малое нефтедобывающее предприятие» на основе расширения критериев отнесения предприятия к малым, «стратегия развития малого нефтедобывающего предприятия» с выделением её основополагающих характеристик, в первую очередь величины запасов и добычи углеводородного сырья;

— выделены и систематизированы важнейшие факторы, определяющие перспективы развития малых предприятий по следующим признакам: макроэкономические, внутриотраслевые, законодательно-правовые;

— выявлены и классифицированы особенности функционирования малого нефтедобывающего предприятия на рынке, определяющие формирование его стратегии развития по отношению к спросу, цене, потребителям и конкурентам, входному барьеру на рынок, взаимоотношению с государственными органами, масштабу производства;

— предложен авторский методический подход к стратегическому анализу деятельности малого нефтедобывающего предприятия, обоснованный на совершенствовании методики оценки влияния факторов среды и определения стратегической позиции исходя из экономической составляющей и характеристик месторождений, на которых осуществляет свою деятельность малое нефтедобывающее предприятие;

— разработаны авторские методические рекомендации по формированию стратегии развития малого нефтедобывающего предприятия, основанные на выборе направлений максимизации чистого потока денежных средств за период действия лицензионного соглашения;

— сформирована авторская позиция по вопросам государственного регулирования деятельности малых нефтедобывающих предприятий, включающая как первоочередное мероприятие применение дифференцированной шкалы налога на добычу полезных ископаемых на основе по-объектных рентных платежей.

Теоретическая и практическая значимость и внедрение результатов исследования. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшем развитии теории стратегического планирования применительно к деятельности малых предприятий нефтедобывающей промышленности.

Практическая значимость состоит в формулировании комплекса мероприятий и разработки рекомендаций, позволяющих малым предприятиям нефтедобывающей промышленности планировать свою деятельность исходя из предлагаемых методов оценки имеющихся ресурсов и влияющих на неё факторов, повышая эффективность их деятельности.

Основные положения диссертационного исследования нашли своё отражение при подготовке автором выступлений на научно-практических конференциях. Механизм разработки стратегии развития малых предприятий задействован в деятельности ОАО «Южно-Аксютино» и ООО «Западное Абдулино».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведённого диссертационного исследования были изложены и обсуждены на международных, всероссийских научно-практических конференциях: международного уровня: VII-ой научно-практической конференции «Экономика и управление: теория и практика. Управление структурными преобразованиями в экономической России (г.Санкт-Петербург, 2006 г.), 4-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала предприятий и формирование направлений его стратегического развития» (г.Пенза, ноябрь 2006 г.), V-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие инновационного потенциала предприятий и формирование его стратегического развития» (г.Пенза, ноябрь 2007 г.), IV-ой международной научно-практической конференции «Совершенствование управления научно-техническим прогрессом в современных условиях» (г.Пенза, 2006 г.), VI-ой Всероссийской научно-практической конференции «Конкурентоспособность предприятия и организацый» (г.Пенза, май 2008 г.), IX-ой Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве» (г.Пенза, июнь 2008 г.).

Материалы диссертации использовались при прочтении лекций по дисциплинам: «Экономика предприятия «, «Планирование на предприятии «в Самарском государственном экономическом университете .

Практические результаты диссертационного исследования апробированы и рекомендованы к внедрению на ОАО «Южно-Аксютино», г. Оренбург, ОАО «ЗападноАбдулино», г. Оренбург.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объёмом 2,8 печатных листов, в т. ч. лично автором 2,4 печатных листов.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на страницах машинописного текста и содержит: страниц — 185, таблиц — 35, рисунков — 14, формул — 22, приложений — 18. Библиографический список включает 107 наименований.

Заключение

.

В современных условиях большое значение имеет развитие малых предприятии в нефтедобывающей промышленности. Они могут внести значительный вклад во внедрении новых технологий, в создании рабочих мест и, главное, в освоении малодебитных месторождений, которые не являются перспективными для крупных вертикально-интегрированных компаний. Поэтому формирование стратегии развития малых предприятий в нефтедобывающей промышленности является важным элементом развития экономики страны.

В работе исследованы современные особенности развития нефтедобывающей промышленности, которые могут оказывать влияние на деятельность малых предприятий. К числу наиболее значимых из них отнесены макроэкономические (рост мировых цен на энергоносители, увеличение объёмов добычи, значительные потенциальные ресурсы углеводородного сырья имеющиеся в стране) — внутриотраслевые (снижение доказанных запасов нефти (сокращение разведочного бурения), снижение коэффициента нефтеотдачи, рост количества закрытых малодебитных скважин, сокращение количества фонтанирующих скважин, обводнение и истощение действующих месторождений, сокращение внедрения МУН) — законодательно-правовые (отмена платы на воспроизводство материально-сырьевой базы, «плоская» шкала НДПИ, форма собственности и длительность лицензионного соглашения на недра и находящиеся в них запасы нефти и газа, отсутствие до последнего времени должного контроля над добывающими компаниями, налогообложение).

В работе рассмотрено экономическое содержание стратегии развития малого предприятия. Выделены особенности стратегического планирования несколько изменяющие его содержание на современном этапе. Отмечается, что при целеполагании возросла сложность выбора показателя для определения стратегической цели, в части конкурентной борьбы — можно выделить её сужение в случае работы с постоянными клиентами, что затрудняет стратегический анализ, в части результатов предпринимательской деятельности — изменение их формы, что сужает конкурентную борьбу, затрудняет выбор конкурентов и их изучение, в части решения вопроса о продолжении или прекращении предпринимательской деятельности на определённом рынке — изменение содержания анализа данных вопросов с учётом исследования новых вариантов решения в части конкурентной борьбы. Изучены отличия стратегических решений, принимаемых на малых нефтедобывающих предприятиях от традиционных. Эти отличия систематизированы по следующим элементам: продукт, рынок, отрасль, положение предприятия внутри отрасли, технология.

На основе исследования в работе вышесказанного уточнены понятия: «Малое нефтедобывающее предприятие», на основе расширения критериев отнесения предприятия к малым, «стратегия развития малого нефтедобывающего предприятия», с выделением её основополагающих характеристик, в первую очередь величины запасов и добычи углеводородного сырья. Под малым нефтедобывающим предприятием понимается организация, в уставном капитале которой доля участия РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчётный период не превышает 100 человек, объём добычи нефти составляет до 30 ООО тонн в год, общая величина извлекаемых запасов нефти не превышает 3 млн. тонн.

Стратегическое планирование применительно к малому нефтедобывающему предприятию — это управленческий процесс создания и поддержки стратегического соответствия между целями предприятия и его потенциальными возможностями, включающий среди прочих, следующие основные этапы: выбор рынка углеводородного сырья (отечественного или зарубежного), источников инвестиций, используемой технологии. Стратегия развития — это программа стратегических решений, обеспечивающих эффективное долгосрочное развитие малого нефтедобывающего предприятия,.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и реализовать эту стратегию на практике, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. Всё это определяется в процессе стратегического анализа. В работе на основе исследования характеристик рынка, на котором функционируют малые нефтедобывающие предприятия, предложен методический подход к стратегическому анализу их деятельности. На основе исследования взаимосвязи влияния различных компонент среды выявлены факторы, определяющие макросреду, непосредственное окружение и внутреннюю среду малого нефтедобывающего предприятия. С использованием одного из вариантов бальных методов — экспертного метода, в работе построена количественная оценка факторов среды применительно к ОАО «Южуралнефтегаз», ОАО «Геонефть», ОАО «Южно-Аксютино». Выявлены компоненты, оказывающие положительное и отрицательное влияние. Так, например, характеризуя количественную оценку факторов макросреды для ОАО «Южно-Аксютино», выявлено, что среди экономических факторов наиболее значимо положительно влияет уровень цен на сырую нефть. Достаточно высокую бальную оценку имеет и фактор «Состояние ресурсной базы недропользователей.» Среди политико-правовых факторов наибольшую величину оценки получили: политика федеральных и региональных государственных органов в отношении малых предприятий и политическая стабильность.

В современных условиях предприятие осуществляет свою деятельность одновременно на различных рынках. В связи с этим, основное внимание при стратегическом анализе целесообразно сосредоточить на исследовании конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в выделенные сферы и укрепления в них своих позиций. На наш взгляд, можно выделить следующие сегменты (стратегические зоны хозяйствования (СЗХ)) применительно к малому нефтедобывающему предприятию. C3Xi — поставка нефти на внешний рынок (экспорт) через систему магистральных нефтепроводовСЗХ2 — потребители внутреннего рынка (отечественные нефтеперерабатывающие заводы) через систему трубопроводовСЗХз — потребители внутреннего рынка (отечественные нефтеперерабатывающие заводы), вывоз нефти бойлерами.

В работе построен профиль среды на примере ОАО «Южно-Аксютино» по отдельным СЗХ. Согласно полученным данным, наиболее благоприятным действие факторов среды признано для C3Xi — поставка нефти на внешний рынок (экспорт). В большей степени это определяется экономическими факторами, однако, преимущественно СЗХ прослеживается и по ряду других факторов.

Анализ факторов среды предприятия позволяет исследовать направленность их влияния, оценить условия, в которых малое нефтедобывающее предприятие вынуждено осуществлять свою деятельность. Однако, при их стратегическом анализе необходимо исследовать такие имеющиеся стратегические преимущества отдельных предприятий, их способности реализовать те возможности, которые заложены во влиянии факторов среды. В работе данные аспекты исследованы в рамках изучения стратегической позиции малого нефтедобывающего предприятия, под которой понимают внутренние экономические характеристики его функционирования, отражающие наличие и эффективность использования ресурсов углеводородного сырья и денежных средств. В работе предложен методический подход к определению стратегической позиции малого нефтедобывающего предприятия, основанный не совместном анализе основных экономических показателей предприятия и его потенциала добычи, с построением его итоговой рейтинговой оценки. По результатам проведённых расчетов по материалам ОАО «Южуралнефтегаз», ОАО «Геонефть», ОАО «Уральская нефть» и ОАО.

Южно-Аксютино" наивысшую итоговую рейтинговую оценку получило ОАО «Южуралнефтегаз». Достаточно высокую величину итоговой рейтинговой оценки получило также ОАО «Южно-Аксютино». В работе, также, выявлены факторы, наиболее весомо повлиявшие на значение данных оценок.

Важнейшим, с точки зрения эффективного существования малого предприятия на рынке, является выбор своей стратегии развития. В работе предложены методические рекомендации по формированию стратегии развития малого нефтедобывающего предприятия, основанные на выборе направлений максимизации чистого потока денежных средств за период действия лицензионного соглашения. В рамках данных рекомендаций предложен ряд зависимостей, позволяющих более обоснованно принимать стратегические решения малому нефтедобывающему предприятию. На основе методических рекомендаций разработана стратегия развития малого нефтедобывающего предприятия ОАО «Южно-Аксютино».

На основе исследования основных направлений совершенствования государственной поддержки малых нефтедобывающих предприятий в работе сформулирована авторская позиция по вопросам государственного регулирования их деятельности. В качестве первоочередного мероприятия автором рекомендовано применение дифференцированной шкалы налога на добычу полезных ископаемых на основе пообъектных рентных платежей. Сформулированные рекомендации позволят повысить эффективность деятельности малых нефтедобывающих предприятий на рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акофф Рассел. Планирование в больших экономических системах. М.: Сов. Радио, 1972.
  2. Англо-русский экономический словарь. М.: «Русский язык», 1981.
  3. В.Ю. Нефть Росси: взгляд топ-менеджера.М.: Издательский центр «Классика», 2001.
  4. И. Новая корпоративная стратегия. Спб.: Питерком, 1999.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  6. В., Ховранек П. Х. Руководство по оценке эффективности инвестиций. И.: Инфра-М, 1995.
  7. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Наука, 1973.
  8. В.А. Управленческие решения.- М.: Дело, 2004.
  9. И.А. Инвестиционный менеджмент.- К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001.
  10. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений: перевод с англ.-М., 1996.
  11. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. -М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1997.
  12. И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: МП «Итем ЛТД», 1995.
  13. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, издат. ибъед-е «ЮНИТИ», 1997.
  14. Э.М. Математические модели планирования и управления в экономике. М.: Наука, 1976.
  15. С.В. Экономическое обоснование темпов научно-технического прогресса. JL: издат-во ЛГУ, 1984.
  16. А. Соглашения о разделе продукции в России. М.: Классика, 2002.
  17. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: перевод с англ. (под редакцией И. И. Елисеевой — М., Финансы и статистика, 1997.).
  18. Вид Л.Б., Иванов Е, А. Новая философия планирования. М.: Экономика, 1990.
  19. Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия.- М.: Экономика 2002.
  20. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.
  21. О.С., Наумов А. Н. Менеджмент. М.: Гардарика, 1999.
  22. В., Дж. Хемптон, Казак А. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. Москва — Екатеринбург: ЗАО «Издательский дом „ЯВА“, 1998.
  23. Л.Т., Ендовицкий Моделирование в стратегическом планировании долгосрочных инвестиций // Финансы 1997 — № 8 -С. 53−57.
  24. В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций.-М.: Финстатформ, 1997.
  25. А. Пора думать о мягких формах регулирования естественных монополий// Нефть и капитал.-2003.-№ 5.-С. 24−26.
  26. В.И., Даниленко М. А. Малый и средний бизнес в нефтяной промышленности России. М.: Издательская фирма „Джет Пресс К“, 2000.
  27. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятие: Учеб. Пособие. -М.:Финансы и статистика, 2001.
  28. И.Н. Менеджмент: Учебник 2-е издан. М.: Банки и биржи, Юнити, 1995.
  29. С.Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Экономика, 1990.
  30. Гражданский кодекс РФ. Часть 1, 2.
  31. Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М.: Советское радио, 1971.
  32. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Минск: НПЖ „Финансы, учёт, аудит“, 1997.
  33. С.С. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции. М.: „А и Б“, 1999.
  34. Игнатовский 11. Экономическая роль государства // Плановое хозяйство. 1991. — № 1.
  35. КарнаиЯ. Дефицит. М.: Наука, 1990.
  36. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогрессе, 1982.
  37. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риск, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  38. М.А. Малые предприятия и горный бизнес // Минеральные ресурсы России, 1997.-№ 2
  39. Ю. Гадание по рукавице нефтяника// Нефть России. 2004.-№ 11.-С. 12−15.
  40. Ю.Ю. Управленческие ситуации. Анализ и решение. М. Экономика, 1998.
  41. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика. -1995.
  42. С.А. Применение методов нефтееотдачи пластов// технологии углеводов. 2000. — № 6 (13). -С.101−106.
  43. А.Н. Расчёт ставок дисконта и оценка риска// Бухгалтерский учёт 1996 № 6.
  44. Д. „Заговор“ независимых// Нефть России. 2004. — № 2. — С. 37−39.
  45. Г. В. о методах оценки кредитного риска // Деньги и кредит 1997- № 6.
  46. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. М, Бизнес-пресса, 1998.
  47. С.А. Малый бизнес большая проблема России. — М.: МПГ1. Формика», 1994.
  48. Инновационный менеджмент Справ. Пособие/ под ред. Завлина перераб. и доп. -М.: ЦИСН, 1998.
  49. Р. К вопросу о сущности предпринимателей. Спб.: Литера плюс. — 1996.
  50. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. М.: Финансы и статистика, 1997.
  51. М. Сущность и измерение инвестиционных рисков. Финансы 1994-№ 4-с. 17−19.
  52. А., Коржубаев А., Курчиков А. На переломе: стратегия развития нефтяной промышленности России в первые десятилетия XXI века//Нефть России. 2004. — № 5. — С. 10−14.
  53. Е. Немалый вклад малых компаний// Нефть России. 2003.-№ 1. — с.53−55.
  54. О.С. Формирование стратегии подготовки и освоения минерально-сырьевой базы нефтедобывающей промышленности. Новосибирск. Сибирское соглашение, 2000.-285с.
  55. А.А., Шаммазов А. Н. основы нефтегазового дела. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002.
  56. В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.
  57. Кудинов Ю. С. Экономические проблемы развития ТЭК Российской Федерации. М., Минприроды, 1996.
  58. .Т. Управление инвестициями. М.: Благовест, 2002 — 200с
  59. А., Подмаско В. страсти по ренте// Нефть России. 2003.-№ 12. — с. 88−92.
  60. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990
  61. Д.В., Сухецкий С. П. Доходы нефтяных компаний в России: налоговый и инвестиционный аспекты нефтяного комплекса// Нефть и газ Евразия, 2004, № 4.
  62. Ii.Jl. Инвестиции. М.: Феникс, 2003.
  63. О.Г. Стратегический менеджмент, ч. 2. Стратегическое управление. Самара: изд-во Самарской гос.экон.акад., 2004
  64. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992
  65. Налоговый кодекс РФ. Часть 1,2.
  66. Нефтяная отрасль России: производственный потенциал// Нефтегаз. -2004г.-№ 1. с.35−42.
  67. А. Никто не хотел отвечать// Нефть России. 2003. — № 8. -с. 6−9.
  68. Н. Энергетическая стратегия не даёт ответов на стратегические вопросы// Нефть и капитал. 2003. — № 6. — с.6−9.
  69. П., Зозулюк А. Предпринимательские риски и управление ими.// Российский экономический журнал. 1997 — № 9.
  70. Портфель конкуренции и управление финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего.)/ Отв. Ред. Ю. Б. Рубин. М.: СОМИНТЭК, 1996.
  71. А.Г. Управление организацией. М.: Инфра-М, 1999
  72. К. Отойти от стереотипов.// Нефть и капитал. 2004 — № 6. -с.16−17.
  73. П.Ж. Что такое собственность? М.: ЮНИТА, 1996.
  74. Ю.В. Горная рента. Экономика и законодательство. М.: Экономика, 2000.
  75. В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М.: Экономика. -2000.
  76. В.Н., Ситникова О. Ю. Техника финансово-экономических расчётов. М.: Финансы и статистика, 2002.
  77. С.П. Нефтяной бизнес: Влияние налоговой нагрузки на инвестиционный процесс. М.: КомКнига 2006.
  78. В. Анализ кредитного риска.// Бухгалтерский учёт 1993 — №. 10 -с.15−19.
  79. Г. в малом бизнесе многая печаль// Нефть России. — 2003 -№ 1. -с.56−69.
  80. В.Ю. Проблемы формирования конкурентной среды в Российском нефтяном секторе: региональные аспекты// Регион: экономика и социология, 2002, № 1.
  81. Е. Об управлении рисками при реализации долгосрочных проэктов.// Деньги и кредит 1995 — № 1 — с.57−59.
  82. Толковый словарь по управлению. М.: Алане, 1994.
  83. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  84. Ю.В., Плеханова А, Ф., Юрлов Ф. Ф. Выбор эффективных решений в экономике в условиях неопределённости. Монография. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1998.
  85. Управление инновациями: В 3-х кн. Под редакцией Ю. В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003
  86. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». От 14 июня 1995 г. № 122 ФЗ.
  87. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. М.: Прогресс- универс, 1991.
  88. В.Н. Экономика микробизнеса: Состояние, резервы, стратегия развития: Учеб. пособие/ РГЭУ (РИНХ)., Ростов Н/Д., 2004.
  89. А., Обыденнова Т. Развитие малого предпринимательства в России. М., 1999.
  90. Четыркин Е. М, Финансовый анализ производственных инвестиций. -М., 1998.
  91. Ф.И., Нечипоренко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России. -М., 1997.
  92. В.Д. Управление проектами. Спб.- ДваТрИ, 1996.
  93. В. Топливный урожай// Нефть и капитал. 2003 -№ 2. с. 56−57.
  94. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года// Нефть России. 2003. -№ 12. -с. 8−50
  95. У.Ф., Александер Г. Дж., Бейли Дж. Инвестиции: пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  96. Ю.К., Крюков В, А. Западно Сибирский феномен. М., 2000.
  97. А., Макаров П., Ниша для малого бизнеса/ Мировая энергетика, № 11 2004.
  98. И.А. «Теория экономического развития». М.: Прогресс, 1982.
  99. ЮО.Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996
  100. Л. Благосотояние для всех. М: Начало — прогресс, 1991.
  101. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: Т. 3/ Гл. редактор A.M. Румянцев. М.: Энциклопедия, 1979.
  102. И. Стратегия рекордов//Нефть России. 2004. — № 3. — с. 12−14.104. h ttp: //www. m i np rom.gov.ru/105 .http://www.rusenergv.com/analytic/106.http://www.oilpress.ru/107.http://www.ngv.ru/
  103. Параметры S (сильная) позиция N (нейтральная) позиция W (слабая) позиция
  104. Товар а) б) в) 2. Маркетинг 3. Технология +1. Профиль среды
  105. Факторы Важность Влияние на Направленное Степень важностисреды для отрасли (А) организацию (В) ть влияния © (Д=А*В*С)1.
Заполнить форму текущей работой