Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пути повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы. Проблемы образования в России долгое время, до 60-х годов, являлись предметом изучения, главным образом, лишь педагогической науки, когда вопросы экономики высшей школы решались вне самой системы образования. Позднее, в 70-е годы, проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки — экономики образования. Большой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности маркетинговой среды вузов и обеспечение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг
    • 1. 1. Социально-экономические предпосылки конкуренции в 8 сфере высшего образования
    • 1. 2. Основные факторы и тенденции рынка образовательных 21 услуг Санкт-Петербурга
    • 1. 3. Особенности стратегического управления в вузах с учетом 41 специфики конкурентной среды
  • Глава 2. Принципы повышения эффективности конкурентного потенциала высшей школы
    • 2. 1. Пути повышения эффективности кадрового потенциала 51 ' высшей школы
    • 2. 2. Принципы преодоления организационных проблем 65 функционирования
    • 2. 3. Маркетинговый инструментарий в построении стратегии 76 позиционирования
    • 2. 4. Роль репутационного менеджмента в повышении 92 конкурентоспособности вуза
  • Глава 3. Рекомендации по росту конкурентного преимущества вуза и 112 пути реализации изменений
    • 3. 1. Построение программы развития на основе принципов 112 стратегического управления
    • 3. 2. Механизмы координации медиа-образа и роль 126 информационного центра вуза в повышении его конкурентоспособности

Пути повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На данный момент можно констатировать, что последовательное вхождение всех сфер российской экономики, в том числе и образовательной, в рыночные отношения обуславливало и последовательное обновление целей и задач функционирования каждой из них, использование новых методов и принципов управления. Предпосылками такого перехода является целый ряд факторов изменения внешней и внутренней среды вузов, оказывающих разноплановое воздействие на систему управления. Очевидно, что еще в недавнем прошлом вузы, не имеющие опыта самостоятельного планирования, в новых социально-экономических условиях осуществляли только оперативную деятельность. Конкурентоспособность профессионального образования имеет определяющее значение для успешного развития России. Внедрение технологий, опирающихся на высокий уровень интеллектуальных ресурсов, и тенденции глобализации становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века. В связи с этим повышение уровня интеллектуального потенциала, становится ключевым условием самостоятельности страны, доминантой ее успешного развития. Современные подходы к повышению конкурентоспособности при наличии своей специфики в каждой конкретной сфере деятельности имеют много общего. Все они подразумевают высокий уровень организационной культуры, наличие компетентных и инициативных сотрудников, применение принципов управления и современных инструментов стратегического и операционного менеджмента. В России, где стиль руководства формировался веками на макрои микроуровнях, ментальные барьеры на пути перехода к подобным принципам представляют собой серьезную проблему, решение которой напрямую зависит от позиции руководителей, их готовности к изменениям и компетентности в этом вопросе.

Актуальность темы

Отсутствие научно обоснованной методологии и четких практических рекомендаций применительно к системе высшего образования сконцентрировало внимание автора на вопросах, связанных с современными аспектами продвижения образовательных услуг и репутационного менеджмента. В диссертации выработан комплекс методов, позволяющих повысить эффективность управления конкурентоспособностью вуза. Их применение позволяет выстроить результативные стратегии повышения эффективности кадрового потенциала, межфункционального взаимодействия, управления общественным мнением, адаптации выпускников к требованиям рынка труда, внедрения широкого спектра востребованных образовательных программ.

Степень разработанности темы. Проблемы образования в России долгое время, до 60-х годов, являлись предметом изучения, главным образом, лишь педагогической науки, когда вопросы экономики высшей школы решались вне самой системы образования. Позднее, в 70-е годы, проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки — экономики образования. Большой вклад в развитие этого направления внесли А. Б. Дайновский, П. М. Керженцев, В. А. Жамин, E.H. Жильцов, В. В. Глухов, Н. П. Литвинова, Д. И. Чупрунов и др. Переход к рыночной экономике обусловил рост интереса отечественных исследователей к внутренним проблемам подготовки кадров, вопросам качества образовательных услуг, управленческим аспектам функционирования учреждений образования, механизмам реорганизации их деятельности. Они получили освещение в публикациях А. П. Панкрухина, В. А. Абчука, А. О. Грудзинского, B.JI. Семикова, Н. Ф. Талызиной, И. В. Котляревской, С. Ю. Трапицына и др. При написании раздела, посвященного работе с медиа-информацией, существенное влияние на формирование взглядов автора оказали специалисты-практики, работающие в пресс-службах государственного аппарата. Их взгляд на место информации в системе управления и обширный опыт в данной сфере были использованы также в практической деятельности.

Из зарубежных авторов в ходе написания работы особенно подробно были изучены публикации Д. Аакера, М. Имаи, Н. Иняца, K.JI. Келлера, Ф. Котлера, Д. Крукеберга, Ж.-Ж. Ламбена, М. Э. Портера, П. Темпорала, П. Друкера и др.

Целью диссертационной работы является выявление путей, позволяющих повысить конкурентоспособность современного вуза посредством эффективного использования его потенциала на основе сохранения фундаментальности и с учетом соответствия современным потребностям личности, общества и государства. В соответствии с указанной целью при написании работы были определены следующие параметры:

Объект исследования — высшее учебное заведение с развитой инфраструктурой и многопрофильными учебными подразделениями. 4.

Предмет исследования — совокупность факторов роста конкурентоспособности вуза.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления, экономики, информационных технологий, медиалогии и маркетинга по исследуемой проблеме, основные положения современной теории управления образовательными системами, законы и постановления Правительства РФ по вопросам высшего профессионального образования, а также справочные и нормативные материалы. При разработке механизмов управления репутацией учитывался опыт специалистов-практиков, работающих в пресс-службах государственного аппарата. Исследование проводилось с использованием методов логического анализа на основе принципов системного подхода.

Информационную базу исследования составили данные Госкомстата России, материалы Министерства образования и науки РФ и материалы исследований процесса обучения.

Методические положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Личный вклад автора в достижение научных результатов заключается в следующем:

• с учетом тенденций развития высшего образования и результатов проведенного анализа внешней среды предложено авторское определение и дополнено содержание понятия «конкурентоспособность вуза»;

• в качестве основополагающего при управлении конкурентоспособностью высшего учебного заведения предложен и раскрыт дифференцированный подход;

• определено и обосновано преимущество централизации и укрепления межфункциональных связей в построении организационной и имиджевой политики вуза;

• выявлены перечень и варианты решения организационных проблем препятствующих росту конкурентного преимущества вуза;

• выявлен и обоснован фактор восполнимости (recruitment rate) как приоритетного критерия в сегментации и управлении персоналом высшей школы;

• разработаны механизмы мониторинга и корректировки медиа-образа вуза;

• разработан и обоснован алгоритм распространения информации о вузе через лидеров мнений;

• выявлены ключевые характеристики в работе информационного центра вуза.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании следующих положений:

• уровень конкурентоспособности вуза определяется совместным воздействием ряда параметров. Помимо факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной услуги, необходимо учитывать факторы, влияющие на повышение эффективности управления конкурентоспособностью самого вуза как организации;

• дифференцированный подход в построении взаимодействия с внешней и внутренней средой позволяет учитывать различия в характеристиках целевых групп;

• адаптированности образовательных программ к требованиям рынка труда напрямую влияет на уровень конкурентоспособности вуза;

• учет цикла восполнимости кадрового потенциала при управлении персоналом является ключевым критерием его сегментации и условием эффективного использования;

• централизованное управление и сильные межфункциональные связи дают синергический эффект и позволяют разработать систему образовательных маршрутов на стыке разных наук;

• информационный центр вуза обеспечивает целостность внутренней среды;

• интерактивность, модульность, влиятельность, поисковая активность являются ключевыми характеристиками информационного центра, определяющими эффективность его деятельности;

• медиа-образ является отражением репутации вуза и требует непрерывного отслеживания;

• замкнутая цикличность медиа-мониторинга обеспечивает эффективность работы по корректировке медиа-образа.

Практическая значимость исследования состоит в определении стратегии управления конкурентоспособностью высших учебных заведений и выявлении факторов, влияющих на ее рост. Использование результатов работы будет способствовать развитию системы высшего образования в целом.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 9 работах. Общий объем публикаций составил 2,0 п.л.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время под влиянием перемен в экономике и общественном развитии происходит изменение принципов и взглядов на управление как на систему. В результате проведенного исследования были получены результаты, которые позволили сделать выводы и разработать на их основе рекомендации по усовершенствованию системы управления высшего учебного заведения.

1. Сложная структура внешней и внутренней маркетинговой среды определяет применение дифференцированного подхода в построении взаимодействия с внешней и внутренней средой, который позволяет учитывать различия в характеристиках целевых групп.

2. Централизованная система управления и взаимосвязь элементов внутренней среды становится для вуза одним из факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности. В условиях вхождения в Болонский процесс, всеобщей глобализации и внедрения инноваций в образование, взаимодействие разноплановых специалистов, кафедр, научных лабораторий и партнерских организации дает синергический эффект и позволяет вузу разработать развитую систему образовательных маршрутов на стыке разных наук.

3. Персонал является значимым фактором конкурентного преимущества вуза как организации, действующей по схеме взаимодействия человекчеловек. Автором введено понятие цикла восполнимости (recruitment rate) применительно к управлению человеческими ресурсами вуза. Данный критерий связан со значимостью каждой кадровой единицы, требуемым уровнем квалификации и опыта, зоной ответственности, количеством подчиненных кадров, образовательных программ и структурных подразделений, в которых задействован сотрудник и т. п., то есть теми параметрами, которые определяют его ценность для организации. Чем большее влияние на деятельность организации оказывает сотрудник, тем больше будет цикл его восполнимости для организации, и тем больший урон эффективности работы вуза может нанести потеря такого сотрудника. В связи с этим, обоснованным является применение дифференцированного похода при создании системы мотивирования и разработке стратегии развития кадрового потенциала. Это значит, что при сегментации персонала целесообразно в качестве главного критерия учитывать цикл восполнимости. 4. Адаптированность образовательных программ к требованиям рынка труда непосредственно влияет на востребованность выпускников и является критерием, формирующим ценностное предложение для абитуриента. По данным исследований, на сегодняшний день престижность вуза в глазах абитуриентов определяется не только тем, в какой области и какими средствами идет подготовка специалистов, но и количеством молодых специалистов, трудоустроенных после окончания вуза. Поскольку мы делаем акцент на аспектах внешней конкурентоспособности, определяющей продвижение, рыночную силу вуза, нельзя не сказать о прямой взаимосвязи профессионального успеха выпускников, их карьерного роста с потенциалом высшей школы. Повышение уровня интегрированное&tradeи эффективности взаимодействия образования, общества и бизнеса позволит решить ряд проблем: проблема адаптированности образовательных программ, связанная в первую очередь с формированием планов подготовки с учетом стратегической потребности города, региона, страны в тех или иных специалистах, имеющих навыки и знания не в отдельных науках, а в их комплексе. отсутствие опыта работы и связанный с этим низкий уровень информированности о рынке труда, каналах и путях поиска работы, условиях занятости, требованиях работодателей, отсутствии эффективных навыков самопрезентации. Вовлечение работодателей в систему подготовки будет способствовать в глобальном масштабе повышению инвестиционной привлекательности образования, степени социальной ответственности работодателей, усилению практико-ориентированного характера образовательных программ.

5. Управление медиа-образом вуза через лидеров мнений на основе дифференцированного подхода позволяет увеличить эффект от информационного воздействия. Исходя из того, что репутация это, прежде всего, создавшееся мнение о достоинствах и недостатках чего-либо, речь идет не об истинных свойствах субъекта или объекта информационного пространства, а о свойствах, приписываемых ему общественным мнением, которое и отражает медиа-образ. Медиа-образ является переменной категорией, он развивается в соответствии с политической обстановкой, научной и бизнес-средой, в которой существует и действует вуз. Изменение ситуации, конъюнктуры, столкновение интересов организаций как в жизни, так и в медиа-пространстве неизбежно отражается на медиа-образе. Иметь возможность вовремя среагировать на нежелательный материал, сгладить публичный конфликт — большое конкурентное преимущество, укрепляющее силу бренда вуза и расширяющее сферу его влияния на ряд факторов внешней среды.

6. Поквартальная периодичность проведения мониторинга публикаций наилучшим образом соответствует цикличности и темпам обращения информации в вузе. Автором апробирован механизм проведения медиа-мониторинга, имеющего замкнутый цикл, который обеспечивает эффективность работы по корректировке медиа-образа.

7. Важнейшим условием имиджевой политики автор считает целенаправленные действия, призванные обеспечить сонаправленность статуса вуза как объекта информационного процесса и соответствующих образов, существующих в массовом сознании. При этом главной задачей мы видим достижение смысловой однородности, непротиворечивости, согласованности исходящих сообщений. Наличие в вузе единого информационного центра позволяет аккумулировать информацию о деятельности его структурных подразделений и оптимизировать РЯ-деятельность и взаимодействие со СМИ.

8. Интерактивность, модульность, влиятельность и поисковая активность являются ключевыми характеристиками, определяющими эффективность деятельности информационного центра в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Организация и ее система управления. // Менеджмент: Учебник. СПб.: Союз, 2002.
  2. Г. Е. Как выиграть конкуренцию // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2002, № 4, 5.
  3. С.Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 5.
  4. И. Новая стратегия. СПб: Питер, 1999.
  5. A.M., Жильцов E.H., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993.
  6. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: Учеб.-нагляд. пособие. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  7. Е.А. Управление персоналом для современного руководителя. СПб. Питер, 2003.
  8. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П., Федотов A.B. Экономика и организация управления вузом / под ред. Глухова В. В. Учебник. СПб: Лань, 2001.
  9. О.С., А.И. Наумов. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник, М.: Изд-во МГУ, 1995.
  10. A.C., Пустовой Н. В. Проблемы децентрализации функций при управлении вузом. Университетское управление, 2003, № 4 (27).
  11. Выживет ли культура в условиях рынка? Сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб: Нотабене, 1996.
  12. Высшее образование в России. № 3 // Научно-методический журнал министерства образования. М. 2001.
  13. О.Я. Философские принципы менеджмента // Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере). Учебн. пособ. для вузов. /Под редакцией В. А. Абчука. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
  14. Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннели-мл. Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.
  15. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб: Изд-во СПбУЭиФ, 1993.
  16. В.Э. Управление социальной сферой: Учебное пособие. СПб, 1999.
  17. Е. Социальный маркетинг, или как продвигать общественную организацию. Практическое пособие. / Серия: «Социальные технологии». -Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 1998.
  18. А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление: практика и анализ. 2004, — № 1 (30).
  19. JI.B. Маркетинговое пространство организации. Проблемы управления организациями социальной сферы: Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб: Книжный дом, 2002.
  20. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. -М., СПб., К.: Вильяме, 2000.
  21. Р. Фокс А. К., Холмз О., Эбнер К. В. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. М., 1998.
  22. Закон РФ «Об образовании» М.: Ось-89,2003.
  23. В.К., Харин В. Ф. Этапы создания системы менеджмента качества СПбГТУ. Университетское управление. № 2 (25), 2003.
  24. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов- теория и методы решения. Уфф: Изд-во УГАТУ, 1993.
  25. Имаи Масааки. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  26. Н.Р., Котляревская И. В. Маркетинг рыночная инновация в управлении государственным вузом // Университетское управление, 2000, -№ 3 (14).
  27. П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968.
  28. Н.Д., Шаповалов B.J1. Роль децентрализации, контроллинга и аутсорсинга в эффективном управлении вузом // Университетское управление, 2004, № 2 (31).
  29. Я.Н. Об эффективности системы образования. // Современная высшая школа. 1980, № 1.
  30. E.H. Как малыми усилиями добиться многого: синергические правила эффективного действия // Проблемы управления организациями социальной сферы. СПб.: Книжный Дом, 2002.
  31. М.И. Конкурентные стратегии: Спб, 2000.
  32. В.Д. Управление организационной культурой В.Д. Козлов. -М.: АОН, 1990.
  33. В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управление компанией: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: Инфра-М, 1999.
  34. Ф. Основы маркетинга. Учебник. Перевод с англ. В. Б. Боброва. М.:-Прогресс, 2001.
  35. A.M., Шеховцов В. В. Сетевое планирование и управление. М.: Экономика, 1978.
  36. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996.
  37. Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: Учебное пособие. СПб: Книжный дом, 2003.
  38. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студ. Высш.Учеб.заведений / под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко М., 2001.
  39. Д.В., Немчин A.M. Интеграция учебных заведений в систему высшего профессионального образования // Обучение и карьера, 2001. № 1.
  40. H.A., Галенская JI.H. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб, 2000.
  41. Э.У. Маркетинг в сфере образования. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» № 6 (38). Москва: Финпресс, 2003.
  42. Р. Маркетинг: ситуация и примеры: Пер. с англ. М.: Банки и биржи, 1994.
  43. В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992.
  44. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации М.: Весь мир, 2000.
  45. Организационная культура и эффективность. Примеры изучения иностранных компаний в России. К. Фей, Д. Дэнисон // Персонал-Микс, 2001 -№ 2,3.
  46. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.
  47. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс — 1986.
  48. С.Г. Социальный менеджмент: Учебное пособие. М., 2000.
  49. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: Инфра-М, 1999.
  50. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.-496 с.
  51. Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. Кемерово: Кузбасвузиздат. — 1996.
  52. З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-моульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3. М.: Инфра-М, 1999.
  53. В.Л. Основы теории управления: курс лекций в 2-х частях. М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995.
  54. В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. -М.: Инфра-М, 1999.
  55. Современное управление. Энциклопедический справочник Американской ассоциации управления. В 2-х т. Т. 1,2. М.: Издатцентр, 1997.
  56. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. М.: Инфра-М, 1999.
  57. В.П., Бринза В. В. Стратегия управления вузом // Университетское управление, 2002 № 2 (21).
  58. Г. П., Феклистов И. Ф. Основы менеджмента в организации. -СПб: Политехника, 1999.
  59. Социальный менеджмент: учебник / под ред. Валового Д. В. М., 1999.
  60. В.А. Корпоративная культура В.А. Спивак. — СПб: Питер, 2001.
  61. С.А., Щербаков А. Ю., Ященко В. В. Системы менеджмента качества. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.
  62. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.
  63. Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент, Нева, 2004
  64. Теория организации: Антология / Составление B.JI. Семикова М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005.
  65. A.B. Социология управления: Теоретические основы. СПб: Изд-во СПбГУ, 2000.
  66. С.Ю. Концепция управления качеством образования в педагогическом университете.
  67. Управление социальной сферой. СПб — СПбГУЭиФ. — 1998.
  68. Управление, организация и экономика культурно-просветительных учреждений. М. — Просвещение, 1983.
  69. Р. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. Киев, издательство «София" — Москва: Гелиос, 2002.
  70. Т.В., Экспертиза университетов: опыт ФРГ. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева // Высшее образование сегодня, 2004. № 7.
  71. М., Ли С.-Х. По ту сторону антагонизма: кооперация между работниками и менеджментом в общественном секторе. Практикум менеджмера по персоналу. // Персонал-Микс. СПб, 2002. — № 6.
  72. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб. — 1997.
  73. Ю.А. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2001.
  74. Э. Организационная культура и лидерства / Э. Шейн СПб.: Питер, 2002.
  75. Э. Организационная культура и лидерства / Э. Шейн СПб.: Питер, 2002.
  76. С.В. Управление персоналом современных организаций. М. -Интер-эксперт. 1999.
  77. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. Серия „Теория и практика менеджмента“. СПб: Питер, 2001.
  78. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997.
  79. Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации: результативность, порядочность, проявление заботы / Роберт Б.Шо. М.: Дело, 2000.
  80. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  81. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы): Сборник обзоров / Отв.ред. Зарецкая C. J1., Капралова Л. Д. М.: ИНИОН РАН, 1999.
  82. Anthony Robert N., Young David W. Management Control in Nonprofit Organizations. Homewood (111.), 1994.
  83. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Hiegher Education. Paris: IAU Press- Pergamon, Elsevier Science, 1998.
  84. Drucker P.F. Managing the Non-Profit Organization. NY: Harper Collins, 1990.
  85. The Complete guide to Nonprofit Management. NY: Harper Collins, 1994.
  86. Byard Lloyd L., Rue Leslie W. Human Resourse Management (3-rd edit.). -boston (Mass.), 1994.
  87. Byard Lloyd L., Rue Leslie W. Human Resourse Management (3-rd edit.). -boston (Mass.), 1994.
  88. Hirsy P. Management of Organizational Behavior. NY: Harper Collins, 1990.
  89. Kindra G.S., Stapenhurst R. Social Marketing Strategies to Fight Corruption/ The Economic Development Institute of the World Bank, 1998.
  90. Kinnel M, Mac Dougall J. Marketing in the non-for profit sector. -Butterworth Heinemann, 1997.
  91. Kotier P., Andersen A.R. Strategic Marketing for non-profit organizations. -Printice Hall, 1996.
  92. Kindra G.S., Stapenhurst R. Social Marketing Strategies to Fight Corruption/ The Economic Development Institute of the World Bank, 1998.
  93. Kotier P., Roberto E.L. Social Marketing: Strategies for changing public behavior, 1989.
  94. Wilkins A.L. Organizational Stories as Symbols which Control the Organization» In L.R. Pondy, et al.(eds) Organizational Symbolism, Greenwhich: JAI Press, 1983.
Заполнить форму текущей работой