Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политический мониторинг в управлении городским социумом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ проблем концентрации активного населения (напомним, что его около 6%) показывает асимметричную картину: чем крупнее город, тем больше «притягивает» активную часть населения, предоставляя возможности для самореализации. Эффект экономического роста Москвы и значительной мере заложен не в гениальности Лужкова и не в ее особом месторасположении. Наиболее значимую роль в этом сыграл процесс… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Мониторинг как метод изучения социально-политических систем, политических ситуаций и процессов
  • ГЛАВА 2. Социально-экономический и политический мониторинг городской среды как основа социально-политического прогноза
  • ГЛАВА 3. Политическое пространство городского социума в условиях электоральных процессов

Политический мониторинг в управлении городским социумом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный период в российской истории начался с того, что маятник государственного развития начал свое новое движение. Не случайно этот момент был подчеркнут в программной статье Президента РФ В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетия»: «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере"1. Вместе с тем, здесь были сформулированы и общие подходы, из которых становилось ясно, что рост влияния и мощи государства не подразумевает возрождения тоталитарной системы, а должен основываться, прежде всего, на системе скоординированных воздействий государственных и общественных институтов и косвенного влияния государства на социально-экономические и политические процессы. Эти задачи были уточнены в Посланиях Президента РФ 2000;2003 гт. Так в президентском Послании Федеральному Собранию РФ 2003 г. отмечено: «Серьезными угрозами для страны являются демографический упадок, экономическая слабость России и неэффективность государства» .

В связи с такой постановкой вопроса значительных изменений требует инструментарий государственно-политического и местного управления. Акценты перемещаются на методы отслеживания общественных настроений и потребностей и разработку реалистических моделей их развития, а также применение методов и форм воздействия, консолидирующих и направляющих гражданское общество к согласию.

Постановка таких проблем приводит к выводу, что формы и методы по.

1 Российская газета. 1999. 31 дек.

2 Российская газета. 2003. 17 мая. литического управления должны находиться в соответствии с началами рыночных экономических отношений и предпосылками демократии.

Данная линия, с одной стороны, получила в течение последних нескольких лет реализацию в виде начавшейся административной реформы: укрепления вертикали государственной власти, усиления консолидации ветвей власти, упорядочения важнейших направлений государственной политики (военная, экономическая, национальная, социальная, информационная). Происходящие изменения были достаточно полно отражены российской и зарубежной политологической мыслью, внимательно отслеживающей изменения в российском государственном строительстве и функционировании новой системы на федеральном и региональном уровне.

Вместе с тем, низовой и одновременно самый массовидный уровень социально-политической жизни страны, связанный с муниципальным уровнем властных отношений и муниципальной политики пока мало затронут происходящими преобразованиями. Нет и обобщающих политологических работ, анализирующих этот уровень властных отношений и системы управленческих воздействий. Прежде всего речь идет о городском социуме, где проживает большинство россиян и где процессы выстраивания новых социально-политических отношений протекают наиболее динамично и противоречиво.

И здесь как нельзя более своевременным оказывается опора управленческих действий на новые системы отслеживания быстро меняющихся ситуаций. Поскольку прежние системы и каналы информирования субъектов властных и управленческих воздействий, связанные с деятельностью трудовых коллективов, партийных организаций, оказались демонтированными. Вместе с тем, новые методы и системы находятся в процессе формирования. К числу наиболее информативных и эффективных следует отнести мониторинговые методы и, прежде всего, политический мониторинг. Он уже нашел применение в отслеживании электоральных процессов. Эти методы используются для изучения и прогнозирования этнополитических процессов. В той или иной степени мониторинговые методы используются в деятельности ряда ведущих российских партий. Вместе с тем, система мониторингового обеспечения местного управления и самоуправления пока не сформировалась.

Степень научной разработанности проблемы При наличии определенного числа работ социологического, экономического, управленческого характера, где рассматриваются соответствующие аспекты жизни города1, трудно указать крупные исследования, в которых освещались бы социально-политические процессы на уровне городского социума.

Вместе с тем, ряд аспектов исследования затрагивался и получил освещение в работах, посвященных анализу социально-экономического и социально-политического развития городов, территорий, регионов. К ним следует отнести работы А. Борисова, Н. Горина, Е. Шепелева, А. Чернышова, С. Шило2, а также работы известных в Южном федеральном округе коллективов ис-следователей-регионоведов под руководством В. Г. Игнатова, А. В. Попова, Ю. Г. Волкова. В них даются примеры комплексного и отраслевого подхода к анализу крупных социально-территориальных комплексов и управлению ими.

Методологические, исторические и фактологические аспекты исследования проблем политического мониторинга городского социума содержатся и в работах по политическому управлению и политическому менеджменту, принадлежащих М. Г. Анохину, О. В. Гаман, В. М. Горохову, B.C. Комаровско-му, О. А. Шаброву, Г. В. Пушкаревой, А. И. Соловьеву и ряду других авторов4. Достаточно большой объем исследований посвящен изучению электо.

1 Вебер М. Город // Избранное. Образ общества. М., 1994; Волков Ю. Г., Шепелев Е. М. Инновационные принципы управления городом. Ростов н/Д., 1997; Современный городской социум: источники социальной напряженности. Ростов н/Д., 1998; Управление развитием региона и города. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. M., 2000; Шепелев Е. М. Современный российский город: объект социального управления. Автореф. дис. насоиск. уч. степ. канд. соц. наук. М., 1999; Шило С. И. Управление средним российским городом: социологический анализ. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. соц. наук. Ростов н/Д, 2001.

2 Шепелев Е. М. Социальные проблемы российской урбанизации. Ростов н/Д., 1996; Современный городской социум: источники социальной напряженности. Ростов н/Д., 1998; Чернышев А. Г. Регион как субъект политики / Под ред. С. И. Барзилова. Саратов, 1999; Чичилимов В. В. Энергия социального бытия населения среднего города России на пороге XXI века. Социологическая Инфомодельная Энциклопедия. Таганрог, 1999.

3 См.: Игнатов В. Г., Бутов В. И. Южная Россия: история и современность. Ростов н/Д., 2002; Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под ред. А. В. Попова и Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д., 2003.

4 См.: Шабров О. Ф. Политическое управление. М., 1997; Пушкарева Г. В. Политический менеджмент. М., 2002; Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. M., 2000. ральных процессов в современной России. В них содержатся и дифференцированные фактологические материалы по различным территориальным комплексам: крупный город, средний и малый город, село1. Данные этих исследований необходимы для сравнительно-политологического их сопоставления. Но, вместе с тем, ввиду значительной динамики политических процессов в России, многие работы этого направления могут выступать как своеобразная историческая справка. Ибо каждые 4−5 лет электоральные настроения и ожидания в России претерпевают значительные изменения.

Что касается изученности собственно мониторинговых подходов, то таких работ не столь много и они описывают в основном методы отслеживания электоральных и этнополитических процессов. Мы более подробно останавливаемся на их обзоре в содержании нашей первой главы.

Научный анализ социально-политического пространства российского города связан с динамикой изменений структурных, функциональных характеристик субъекта и объекта исследования, со стратегическими задачами общегосударственной политики, с тактическими управленческими воздействиями и целями, относительно которых должна выстраиваться жизнедеятельность городского социума. Теоретически понятно, что темпы социокультурного, социально-экономического и политического развития страны в значительной мере зависят от эффективности моделей, методов и технологий городского и муниципального управлениякомпетентности, опыта и возможностей руководителей и менеджеров.

Как отмечается в приведенных выше источниках, современная социальная, экономическая, культурная и политическая обстановка в городах и областях так же, как и в стране в целом, характеризуется значительной неустойчивостью, что объясняется наличием дезорганизующих и дестабилизирующих.

1 См.: Второй электоральный цикл в России. 1999;2000 гг. (Под ред. В. Гельмана, Г. Голосова, Е. Мелешки-на). М., 2002; Колков В., Туровский Р. Электоральная карта современной России: генезис, структура, эволюция // Полис. 1996. № 4- Туровский Р. Политическая география. М.-Смоленск, 1999; Агапонов А. К., Игнатов В. Г., Понеделков А. В., Старостин A.M. Региональные административно-политические элиты и электоральные процессы (на материале Южного федерального округа). Ростов н/Д., 2002. процессов в отраслях и сферах жизнедеятельности, которые отразились на жизни российского города. Наряду с угрозой массовой бедности, происходит материальное расслоение общества, сопровождающееся резким усилением имущественной дифференциации.

Ввиду недостаточной разработанности данных проблем первоочередным вопросом выступает создание адекватной информационной базы, на основе которой могут быть реконструированы социально-политические процессы, происходящие в городском социуме.

Такая база может быть создана на основе мониторинговых методов отслеживания социально-политических процессов.

Это и привело автора к необходимости осмысления теоретических и практических аспектов в использовании мониторинговых методов в государственном и местном управлении. В своем анализе он основывается на опыте ряда городов, но в наиболее полном виде — города Волгодонска Ростовской области.

В практической деятельности администрации г. Волгодонска имеется интересный опыт. Первый его этап формирования связан с изучением электоральных процессов, как это происходит и во многих других местах. Однако неожиданное обострение обстановки в стране осенью 1999 г., трагический взрыв жилых домов в городе террористами потребовал сделать дальнейшие шаги к развитию и применению мониторинговых методов в управлении городом. Что и дало достаточно сильный импульс для анализа методов, способствующих повышению эффективности политического управления на городском уровне.

Объектом исследования является социум среднего российского города.

Предметом исследования — мониторинговый подход как метод получения объективной картины социально-политических процессов в городском социуме.

Цель исследования — изучение возможностей политического мониторинга как средства повышения эффективности управления социально-политическими процессами в городском социуме.

Задачи исследования:

— анализ концептуальных подходов к мониторинговым средствам и методам и определение оптимальных условий их использования в системе государственного и муниципального управления;

— выявление особенностей политического мониторинга и его возможностей в составлении репрезентативной картины политических процессов;

— вычленение наиболее значимых политических установок и ориентаций горожан в социуме среднего города средствами политического мониторинга;

— изучение структуры политических ориентаций и предпочтений горожан в условиях выборных кампаний (на примере г. Волгодонска);

— определение факторов, определяющих электоральные предпочтения горожан, место политического мониторинга в их выявлении.

Теоретические и методологические основы исследования.

Методологическую основу исследования составляют диалектико-логический и структурно-функциональный подходы, фундаментальные политологические, социологические, междисциплинарные разработки по социально-политическим процессам, стратификации, социальной политике, в сочетании абстрактно-теоретического, эмпирического и статистического уровней изучения проблемы.

Изучение поставленной проблемы осуществляется на основе классических и современных теоретических работ таких выдающихся мыслителей, как Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, П. Бурдье, Дж. Коле-ман, Ф. Фукуяма и других ученых-теоретиков, специалистов и практиков.

Глубокое рассмотрение проблемы стало возможно также с помощью комплексного анализа, теоретического моделирования и компаративного анализа.

Исследовательским инструментарием изучения среднего российского города и проблем его управления, помимо мониторинговых средств, выступает структурно-функциональный, статистический и системный анализ, осуществляемый на соответствующем политическом, социальном, демографическом фактологическом материале.

Фактологическим материалом для работы послужили результаты деятельности Центра социальных исследований при администрации г. Волгодонска, а также ряда известных социологических и социально-политических центров страны.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:

— проанализированы различные концептуальные подходы к мониторингу как методу исследования и наблюдения за социально-политическими процессами, дана авторская классификация основных видов социального мониторинга;

— выявлены возможности политического мониторинга применительно к изучению территориально-поселенческих комплексов и городов. Показана роль политического мониторинга как необходимого связующего звена между концептуальными и прикладными политологическими моделями управления;

— дана характеристика урбанизированного социума как сложного объекта социально-политического управления. На примере мониторингового изучения социально-политических процессов в городской среде г. Волгодонска выявлены наиболее значимые для системы управления политические ориентации горожан и прослежена динамика их изменений;

— проанализированы электоральные процессы в городской среде как фокус и точки бифуркации социально-политических процессов. Выявлены особенности электоральных проявлений в городской среде Юга России в современных условиях;

— на основе изучения избирательных кампаний в г. Волгодонске последних лет (1998;2003 гг.) выявлены возможности политического мониторинга в содействии реализации программных целей политических групп и лидеров.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Анализ содержания метода мониторинга позволяет отнести его к сфере научно-практических методов, помогающих решать задачи реконструкции сложных динамических процессов. Основными характеристиками политического мониторинга как метода выступают объект, цель отслеживания и мотивы потребителя. Он используется для создания динамичных концептуальных моделей социально-политических объектов и отношений и выступает в качестве адекватного средства отражения политических процессов на разных уровнях политической системы (макро-, мезо-, микро-).

2. В результате сравнительного анализа информативности и возможностей основных эмпирических источников социально-политических знаний установлено, что наибольший объем получаемой информации в настоящее время дают методы наблюдения, контент-анализа визуальной и вербальной политической информации, статистические характеристики протекающих электоральных, конфликтных и иных социально-политических процессов. Эта информация достаточна для реконструкции социально-политических ситуаций. Что касается мониторинговых методов, то они получили распространение только в отслеживании этнополитических процессов и конфликтов, и электоральных настроений. Изучение сложных и динамичных социально-политических объектов и процессов (жизнь города, региона, страны в целом) требует перехода от фиксации отдельных ситуаций к отслеживанию динамики многофакторных изменений в политических процессах. Политический и социально-политический мониторинг выступает адекватной эмпирической базой для построения системных моделей на концептуальном уровне и обеспечивают формирование точных среднесрочных и дальнесрочных прогнозов.

3. Изучение возможностей политического мониторинга показывает, что несмотря на небольшой опыт его использования применительно к исследованию городского социума, на его основе удается реконструировать базовые социально-политические процессы, развивающиеся в современных российских городах.

В результате изучения социально-политических процессов в российском городском социуме появляется возможность классифицировать города не только по территориальным, демографическим, производственно-экономическим, но и по социокультурным и социально-политическим признакам, выделив в их составе урбанизированные центры с преобладанием демократической политической культуры, со смешанной политической культурой и доминированием традиционной (поселенческой) культуры. Данная классификация связана как со степенью укорененности ядра городского населения, так и с пропорциями основных субъектов-носителей политической культуры: элитного слоясоциально-политически активного слояосновной массы населения.

4. Динамика социально-политических процессов в российском городском социуме последнего 10-летия характеризуется следующими тенденциями: смена элитных групп, переструктурирование социально-политически активного слоя, ядром которого стал бизнес-слой, маргинализация значительной части населения, обусловленная массовой депрофессионализацией, миграцией, пауперизацией, формирование значительных мигрантских групп и слоев различного происхождения. Отмеченные изменения пока не привели к формированию устойчивых городских социумных подсистем, но, тем не менее, определяют основные источники формирования различных типов социально-политической ментальности, которые, соответственно, тяготеют к авторитарному, демократическому и эгалитарно-патерналистскому типу и содействуют процессам социальной и политической поляризации городского социума. Концентрация основной части городского населения в эгалитарно-патерналистской нише социально-политических установок блокирует возможности развития местного самоуправления и значительно сокращает социальную базу муниципального управления.

5. Изучение на мониторинговой основе развития электоральных процессов в городском социуме (на примере г. Волгодонска), с учетом отмеченных процессов его социальной переструктуризации, обнаруживает существование значительного ядра (45−50% взрослого населения), восприимчивого к манипулятив-ным воздействиям, активно реагирующих на установки социального реванша, характерные эгалитарными ожиданиями и патерналистскими ориентациями. Как показывает анализ результатов мониторинга этому во многом способствует то, что переход от производственного к территориально-поселенческому принципу структуризации и организации населения пока не привел к формированию устойчивой социально-организационной базы городского самоуправления. Оно во многом мобилизуется ситуативно с помощью городских и региональных СМИ и пропагандистских воздействий и носит толпообразный характер.

Практическая значимость работы Результаты исследования, углубляющие теоретические представления и подходы, к дифференцированному анализу социально-политических процессов в городской среде и способствующие совершенствованию методов отслеживания изменений политической ситуации, позволяют определить практические рекомендации по организации системы прогнозирования и управления политическими процессами на уровне средних городов.

Положения и выводы исследования могут быть использованы для подготовки учебно-методических материалов, используемых для чтения курсов по общей и прикладной политологии, политической регионалистике, политическому управлению, а также для подготовки аналитических и экспертных материалов для региональных и местных органов власти и управления.

Апробация работы Концепция исследования и основные ее положения докладывались на ряде научных конференций и симпозиумов: на международном симпозиуме «Государственное управление и местное самоуправление в полиэтнической социокультурной среде» (Туапсе, 1999) — научно-практической конференции «Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления» (Майкоп, 1999) — межрегиональной научно-практической конференции «Ценностные основания государственной власти и управления в России на рубеже веков» (Ростов-на-Дону, 2000), а также на ряде научно-практических конференций местного уровня в 2000;2002 гт. и консультативных совещаниях.

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения общим объемом 147 страниц, 19 таблиц. Библиография содержит 283 названия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги сказанному, следует заметить, что анализ условий и перспектив применения методов политического и социально-экономического мониторинга к изучению городского социума и проблемам муниципального управления, говорит, прежде всего, о том, что эти методы востребованы в демократическом обществе. Именно здесь власть проявляет интерес к общественным настроениям, изучает, прогнозирует и формирует определенные политические установки.

Конечно, мониторинговые исследования могут применяться и в условиях авторитарного режима. Но в таком случае они включены в систему манипулирования общественным мнением и вряд ли полностью реализуют свой управленческий потенциал. Такое общество неизбежно переходит в состояние внутреннего раскола и может управляться с опорой на силу подавления, репрессий, что порождает масштабные внутренние конфликты. Имея в виду вероятность развития событий по такому пути, Президент РФ В. В. Путин подчеркнул: «Мы часто говорим о величии России. Но великая Россия — это не только великое государство. Это прежде всего современное развитое общество, которое само по себе не возникает"1.

Но прежде чем искать пути и средства консолидации людей, необходимо изучить и понять истоки их неудовлетворенности, раздражения, несогласия и претензий к власти. Это трудно сделать без мониторингового подхода.

Мы изложили методологические и методические аспекты организации мониторинговой системы на примере среднего города, используя многочисленные материалы по г. Волгодонску. Следует подчеркнуть, что Волгодон-ский информационно-аналитический центр занимается не только отслеживанием электоральных установок и настроений, но и обрабатывает информацию по социально-экономическим проблемам. Такого рода аналитическая инфор

1 Российская газета. 2003. 17 мая. мация используется при подготовке решений законодательной и исполнительной власти, востребуется для организации встреч с гражданами, реализуется для информационной работы средств массовой информации.

Мы почувствовали дополнительные возможности мониторинговых средств в условиях.^кризисного управления, каковые возникли после взрыва жилых домов в г. Волгодонске осенью 1999 г. Информация нашего центра была необходима не только для внутренних нужд административного управления. Она очень помогла в диалоге с руководителями вышестоящих государственно-административных структур. Это важный показатель и аргумент для руководителей, которые обстановку в городе не чувствуют или видят фрагментарно, точечно, а не в динамике.

Думается, что мониторинговые методы позволяют выстроить разумную муниципальную политику, сосредоточиться на решении значимых для граждан проблем. • •.

Что касается особенностей протекания социально-политических процессов в городской среде, то анализ, основанный на мониторинговых исследованиях, позволяет сделать несколько обобщающих выводов.

1. В российском обществе периода социалистической индустриализации и последующего рыночного реформирования городские поселения развивались опережающими темпами, и урбанизированные отношения в течение XX столетия начали детерминировать социальную структуру и социально-политические отношения.

Следует отметить, что урбанизация России прошла в очень короткий промежуток времени, притом достаточно быстрыми темпами. Нужно вспомнить, что в 20-е годы соотношение сельского населения и городского было 70% к 30%. Уже к 80-му году это соотношение изменилось и составляло 70% городского населения и 30% сельского. Таким образом, практически за 50 лет, в силу тех или иных обстоятельств, была совершена значительная и беспрецедентная миграция сельского населения в города.

В результате довольно быстрой миграции многие города не смогли «переработать» эту массу сельского населения в городских жителей. Поэтому за эти 50 лет среди городского населения страны шел определенный, весьма сложный психологический процесс. С одной стороны, город перерабатывал сельских жителей в городских, а с другой стороны, под давлением сельского менталитета стал меняться стиль жизни самих городов, принципы взаимоотношений между их жителями. Очень многие позиции во взаимоотношениях, которые регламентируют общину, были перенесены на производственные трудовые коллективы и даже на многие структуры организации жизни в городе. Примером этого может служить система распределения жилой площади на предприятиях, где главную роль играл не личный вклад работника в достижение целей предприятия, а число едоков, учет нынешнего жилищного положения. В значительной мере это напоминает процесс передела общинной земли, когда земля нарезалась для той или иной семьи, в первую очередь, исходя из таких показателей, как количество едоков. Поэтому система производственных отношений на предприятиях получилась довольно искаженной, если ее сравнивать с западными аналогами. Достаточно вспомнить системы товарищеских судов, бригадного подряда, выборности руководителей среднего звена и директоров предприятий.

До сих пор на многих успешно работающих предприятиях сохраняется значительный перечень социальных услуг, которыми пользуются все работники, вне зависимости от их должности, заработка, их личного вклада в результаты деятельности предприятия. Причем реальная их стоимость нередко составляет до трети получаемого дохода.

Сами городские отношения также во многом «подверглись» системе воздействия общинных законов. Система «коммуналок», с их законами взаимоотношений, описанными во многих романах, тиражировалась в систему организации садовых товариществ, оздоровительных комплексов и в другие городские структуры.

Очень небольшое количество городов России, где в социальном составе жителей преобладает городское население в 3-м, 4-м, 5-м поколениях, действительно представляют собой города, т. е. по поведенческим характеристикам населения их можно сравнивать с населением городов Западной-Европы. В большинстве же’российских городов, особенно малых, население все еще находится в состоянии перехода or сельского поведенческого образца к городскому.

2. С учетом указанной специфики в российском городском социуме следует выделить три уровня субъектности применительно к протекающим социально-политическим процессам: а) уровень элитного взаимодействияб) социально и политически активные слоив) основная масса населения.

Характеризуя последние два уровня, можно говорить, что сам кадровый состав и поведенческий фактор работников большинства промышленных предприятий и населения городов России весьма значительно отличается как внутри России, так и от западных образцов поведения.

В принципе это подтвердилось в ряде работ, которые проводились путем тестирования большой массы городского населения1. В результате выделяется группа примерно в 6% активного населения, что практически соответствует мировым характеристикам, к которой принадлежат активные промышленники, предприниматели, являющиеся своего рода двигателями основных идей и их реализации в бизнесе, в науке, в производстве.

Следующая градация людей (примерно 27%) — это люди, которые сориентированы в первую очередь на то, чтобы повторять поведение людей, которые добились успеха, и воспроизводить опыт удачливых, усваивая определенные навыки, правила поведения, моделируя ситуацию.

Но львиная доля населения (более 50%) относится в России к тому типу людей, которые в значительной мере зависимы и считают это правильным — от решения тех или иных властей. Это совершенно нормальная общинная См.: Горин В. П. Страна по имени Провинция. M.: Экспертный институт РСПП, 1995. структура приоритетов. И в том, что число данной категории населения значительно превышает процент сельского населения, проявляется переходность периода «переработки» населения из сельского в городское. Эта категория людей уверена, что их задача выполнять то, что говорит Президент, мэр города, руководитель предприятия.

Изучение провинциальной социально-политической обстановки с помощью мониторинговых методов показало, что существуют две линии поведения населения городов, которые в значительной мере уже сформировались. Первая линия поведения относится к городам, имеющим значительное количество населения, которые являются горожанами в 3-м, 4-м и 5-м поколениях, и где число мигрантов из сельской местности за последнее время невелико. В этих городах уже в значительной мере произошло определенное изменение отношения как к местной муниципальной власти, так и самих жителей к проблеме выживания. При этом преобладающим мнением является то, что проблема выживания города и проблема выживания их самих — это совместная проблема и решать ее нужно совместно.

С другой стороны, в значительной мере представлены города, которые состоят в большей степени из мигрантов первого и второго поколения. В таких городах, наоборот, противостояние местных властей и населения усилилось. Именно на руководство предприятий и городов люди относят все беды, считая, что именно «они» не выполняют по отношению к «ним» определенных социальных гарантий и контрактов.

В этих обстоятельствах большинство населения все-таки в значительной степени согласно на продолжение реформ, но только с усилением социальных гарантий и усилением определенного патронажа со стороны государственных органов и субъектов Федерации.

Анализ проблем концентрации активного населения (напомним, что его около 6%) показывает асимметричную картину: чем крупнее город, тем больше «притягивает» активную часть населения, предоставляя возможности для самореализации. Эффект экономического роста Москвы и значительной мере заложен не в гениальности Лужкова и не в ее особом месторасположении. Наиболее значимую роль в этом сыграл процесс миграции наиболее активных кадров в Москву. Причем это-относится к очень многим направлениям социальной жизни столицы. Первая волна миграции — это слой наиболее талантливых и активных людей, которых рекрутировали партийные, хозяйственные и научные организации еще в советское время. Второй волной был довольно мощный слой очень активного провинциального населения, которое приехало завоевывать Москву на «тропе» бизнеса в течение последних десяти лет. В результате. этого в Москве произошла концентрация наиболее активного поведенческого населения за счет бывших жителей малых и средних городов. Таким образом, процесс миграции в последнее время приводит к резкому сокращению активной части населения в малых и средних городах за счет миграции данной категории в большие города. Причем при сокращении за последнее время общего потока мигрантов в крупные города число активного населения в этом потоке резко возросло. В малых и средних городах сегодня с полной уверенностью можно говорить о кадровом голоде, так как единственный канал пополнения кадров, каким было распределение молодых специалистов после окончания вуза, сегодня отсутствует.

Необходимо также отметить, что для реализации экономической политики через 3−4 года Россия будет вынуждена пойти на миграцию рабочей силы из других стран, и скорее всего это будут страны СНГ. Сейчас уже возникают целые группы профессий, где местное население не будет работать даже под угрозой безработицы. Значительное количество профессий, которые считаются в России непрестижными и на которые люди, даже не нашедшие работы, работать не пойдут, начинают занимать выходцы из Молдавии, Украины, русскоязычное население из Казахстана и др. Причиной этого является то, что заработок здесь намного превосходит тот, который они могут получить у себя на Родине. Пока эта миграционная волна чаще всего не очень законна, поскольку большинство этих людей даже не оформляют трудовые соглашения.

3. Верхний эшелон в социально-политическом пространстве города занимает элитный слой, представленный административно-бюрократической группой и бизнес-слоем. Конфигурация взаимоотношений этих двух основных публичных социально-политических акторов городского социума выстраивается в соответствии с несколькими моделями: партнерской (зачастую ведущей к образованию местной олигархии), патронажной или конфликтной.

Первые две модели способствуют формированию моноцентричного типа местной власти, сосредотачивающей основные ресурсы влияния в руках одной «команды».

Тем не менее, вмешательство региональной власти или поддержка конкурентоспособных бизнес-групп извне способно трансформировать моноцен-тричный тип власти в полицентричный. Для него характерна конкурентная борьба за обладание местной властью и периодическая смена «команд», чреватая и изменением (чаще всего тактическим) муниципальной политики, кадрового состава органов управления и переориентации социально-экономических заказов и финансовых потоков.

Во многих средних и малых городах России элитный слой уже обозначен и во многом «утрамбовался», однако еще недостаточно профессионально и цивилизационно оформился. Ему пока недостает разумно выстроенного баланса частных и общественных интересов. Особое место занимают в социально-политическом пространстве города информационные ресурсы, СМИ. Их деятельность создает идеологический фон в городском социуме. Однако этот сюжет требует отдельного разговора.

В заключение необходимо подчеркнуть, что достаточно полная и адекватная картина социально-политической жизни городского социума может быть представлена лишь в опоре на мониторинговую систему, которая создает базу для эффективного муниципального управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Путин В-В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета.- 1999. 31декабря.
  2. В.В. Не будет ни революций, ни контрреволюций // Российская газета. 2001.4 апреля.
  3. В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной // Российская газета. 2002. 19 апреля.
  4. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ
  5. Российская газета. 2003! 17 мая.
  6. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  7. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  8. Аг А. Самоуправляемое общество // Гражданское общество. М., 1994.
  9. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии /
  10. Пер. с англ. // Политические исследования. 1992. № 4.
  11. В. Н. Устименко С.В. Технология избирательной кампании.1. М.1993.
  12. Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения. М., 1996.
  13. М. Г. Политическая система: переходные процессы. М., 1996.
  14. М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивостьтеоретико-прикладной анализ). М., 1996.
  15. А. Г., Захаров П. Н., Шишитин А. В. Местное самоуправлениесоциально-политический институт гражданского общества. Пермь, 1999.
  16. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997. Т. 1−5.
  17. Р. Г., Гусейнов А. А. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. № 7.
  18. Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с франц. М., 1993.
  19. Г. В. Государственное управление. Организационнофункциональные вопросы. М., 2000.
  20. Г. К., Понеделков А. В., Игнатов В. Г., Старостин А. М. Основыполитической элитологии. М., 1999.
  21. Бабурин В. JL, Мазуров Ю. JI. Географические основы управления. М., 2000.
  22. С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  23. В. В., Безносиков В. И., Кот В. С. Административная реформа в
  24. России: предпосылки, системность и механизмы. М., 2000.
  25. Е.А. и др. Российские регионы в контексте концепции человеческого развития // Регионология. 2000. № 2.
  26. Г. В. Основы теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М., 1996.
  27. Н., Гимпельсон В., Давидович Я. Опыт социального картографирования г. Москвы // Социологические исследования. 1985. № 4.
  28. С. В. Региональная политическая власть и механизмы ее осуществления: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. полит, наук. Кемерово, 1997.
  29. Н.И. Модель традиционной культуры кубанского казачества.1. М.1995.
  30. Бро Ф. Политология. М., 1992.
  31. П. Социология политики. М., 1993.
  32. Варывдин В. J1. Гражданское общество //Социально-политический журнал. 1992. № 8.
  33. И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998.
  34. В. И. Местное самоуправление. М., 1999.
  35. А. А. Оценка эффективности управленческого труда. М., 1999.33
Заполнить форму текущей работой