Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Транспорт в развитии экономики нашего государства имеет большое значение. Он является одной из крупнейших базовых системообразующих отраслей, взаимодействующих со всеми сферами экономики1. Необходимым элементом его функционирования является выработка системы средств и способов правового регулирования соответствующих отношений, в том числе отношений между перевозчиками… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИИ И СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ
    • 1. 1. Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении
    • 1. 2. Классификация гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении
    • 1. 3. Правовая природа ответственности перевозчика за несохранность груза и просрочку его доставки при перевозке в прямом смешанном сообщении
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ НОРМ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОПЕРАТОРА ПЕРЕВОЗКИ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ
    • 2. 1. Гражданско-правовая ответственность оператора-перевозчика
    • 2. 2. Гражданско-правовая ответственность оператора-организатора перевозки
  • ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ЗА НАРУШЕНИЕ УЗЛОВОГО СОГЛАШЕНИЯ
    • 3. 1. Правовое регулирование гражданско-правовой ответственности перевозчика за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении и нормы перевалки грузов
    • 3. 2. Вопросы теории и практики гражданско-правовой ответственности перевозчика за простой транспортного средства

Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Транспорт в развитии экономики нашего государства имеет большое значение. Он является одной из крупнейших базовых системообразующих отраслей, взаимодействующих со всеми сферами экономики1. Необходимым элементом его функционирования является выработка системы средств и способов правового регулирования соответствующих отношений, в том числе отношений между перевозчиками и грузовладельцами при перевозке грузов в прямом смешанном сообщенииперевозке, осуществляемой различными видами транспорта по единому транспортному документу. Центральное место в осуществлении такой перевозки занимает перевозчик. При этом важную роль в обеспечении исполнения перевозчиком обязательств по доставке груза в прямом смешанном сообщении приобретает вопрос его гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке. Это является ключевым моментом обеспечения интересов других участников процесса перевозки.

Регламентацию ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении действующими нормативными правовыми актами, регулирующими транспортную деятельность, нельзя признать в полной мере соответствующей гражданскому законодательству и потребностям современного рынка. Эта проблема обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, отсутствует отдельный федеральный закон, регулирующий такие перевозки и включающий нормы об ответственности перевозчика, который должен быть принят в силу ст. 788 ГК РФ. Регламентация ответственности перевозчиков в прямом смешанном сообщении отдельным федеральным законом будет являться существенным фактором в реализации положений «Концепции развития гражданского законодательства России» об.

1 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. Ст. 5977. усилении и повышении эффективности гражданско-правовой ответственности2.

Во-вторых, регламентация ответственности перевозчика в прямом смешанном сообщении транспортными уставами и кодексами отличается неполноценностью регулирования соответствующих правоотношений и порождает ряд серьезных проблем. В частности, разделы, посвященные перевозкам в прямом смешанном сообщении, включены только в Устав железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ), в других же транспортных уставах и кодексах не только отсутствуют нормы об ответственности перевозчиков при перевозке в прямом смешанном сообщении, но и нормы, отсылающие к соответствующим положениям УЖТ РФ и КВВТ РФ.

В-третьих, необходима разработка новых договорных конструкций в области осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении в России на основе опыта организации таких перевозок за рубежом, где они осуществляются «оператором смешанной перевозки», отвечающим за груз на всем участке его следования перед грузовладельцем в качестве перевозчика. Требуется нормативная регламентация правового статуса «оператора смешанной перевозки», решение вопросов его ответственности и формулировка соответствующих норм для включения в положения транспортного законодательства.

В-четвертых, за рамками существующих научных исследований остается множество проблем, связанных с регламентацией: ответственности перевозчика перед грузовладельцем, другими соперевозчикамиответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение узловых соглашений, определением: понятия «гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении»;

2 П. 6 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс] / Портал Российского частного права: Режим доступа: http://www.privlaw.ru/ признаков и особенностей ответственностиоснования и условий применения.

Нерешенная проблема должного правового регулирования ответственности перевозчика сказывается на тенденции увеличения споров, связанных с нарушением исполнения им обязательств по перевозке. Об этом свидетельствует судебная практика по рассмотрению арбитражными судами дел о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору перевозки, в том числе в прямом смешанном сообщении. Статистические данные показывают четкую тенденцию увеличения количества споров из года в год3.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об актуальности выбранной темы.

Состояние научной разработанности темы. В течение значительного времени институт гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении системно не исследовался. Специфическим вопросам ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении уделялось внимание лишь в отдельных работах цивилистов. В рамках исследования транспортных обязательств в советском праве этим вопросам были посвящены диссертации: Г. Б. Астановского4, А.А. Соболева5, З.М. Стасюка6, а также работы В.А. Егиазарова7, В.Т. Смирнова8.

3 В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, количество рассмотренных арбитражными судами дел увеличилось на 13,2%, в 2006 году — на 4,9%, в 2007 году — на 15%, а в первой половине 2009 года увеличение количества рассмотренных дел составляет 67,0% // Справка основных показателей работы арбитражных судов Российской Федерации в: 2004 — 2005 гг.- в 2005 — 2006 гг.- 2006 — 2007 гг.- 2008 — 2009 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.arbitr.ru.

4 Астановский Г. Б. Гражданско-правовые вопросы перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении: дис. .канд. юрид. наук, Л., 1960.

5 Соболев А. А. Правоотношения участников процесса транспорта народно-хозяйственных грузов в прямом смешанном сообщении: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1971.

6 Стасюк З. М Правовые вопросы перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с использованием морских паромных переправ: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1984. 7.

Егиазаров В.А., Науч. ред.: Масевич М. Г. Совершенствование законодательства о перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. Казань, изд-во Казан. Ун-та, 1984; Егиазаров В. А. Проблемы совершенствования транспортного законодательства СССР. Дис.. докт. юрид. наук: 12.00.04. М., 1986.

8 Смирнов B.T. Грузовые перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. М.: Юрид. лит., 1981.

Правовому регулированию отношений по договору перевозки и ответственности перевозчиков отдельных видов транспорта были посвящены работы М.К. Александрова-Дольника, В.К. Андреева9, В.А. Егиазарова10, Ф.М. Лучанского11, В.Б. Ляндреса12, А.В. Морозова13, М.М. Николаевой14, Г. П. Савичева15, В.Ю. Стаскониса16, Б.Л. Хаскельберга17.

В последние годы исследована гражданско-правовая ответственность перевозчиков отдельных видов транспорта и проанализированы вопросы правового регулирования отношений по перевозке такими авторами, как: В.В. Вяткин18, Г. А. Моргунова19, А.В. Расулов20, П.В. Ремишевский21, М.А. Сергеева" «, Ю.В. Швецова», А. А. Щурова и другими. В настоящее время вопросы темы исследования кратко рассматриваются в соответствующих учебниках и при комментировании гражданского и транспортного законодательства. Единственными работами в области транспортного права, в которых, в частности, уделено внимание проблемам.

9 Андреев В. К. Транспортное право. Учебное пособие / Науч. ред.: Самойлова М. В. — Калинин: Изд-во Калин, ун-та, 1977.

10 Егиазаров В. А. Проблемы совершенствования транспортного законодательства СССР: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1986.

11 Александров-Дольник М.К., Лучанский Ф. М. Грузовые перевозки разными видами транспорта. Правовые вопросы. М.: Юрид. лит., 1971.

12 Бурса Н. П., Ляндрес В. Б. Ответственность за нарушение плана железнодорожной перевозки грузов. М.: Юрид. лит., 1979.

13 Морозов А. В. Гражданско-правовая ответственность железных дорог за несохранность перевозимых грузов: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. M., 1985.

14 Николаева М. М. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов по внутренним водным путям: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1959.

15 Савичев Г. П. Ответственность воздушно-транспортных предприятий за несохранность и просрочку в доставке грузов по договору перевозки: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1962; Савичев Г. П. Правовые проблемы перевозок народнохозяйственных грузов в СССР: дис. докт. юрид. наук: 12.00.03. М., 1982.

16 Стасконис В. Ю. Гражданская ответственность перевозчика: грузовые перевозки. Вильнюс: Минтис, 1982.

17 Хаскельберг Б. Л. Ответственность железных дорог за несохранность груза. М.: Юрид. лит., 1966; Хаскельберг Б. Л. Ответственность за нарушение плана и договора железнодорожной перевозки грузов. Томск, 1981.

18 Вяткин В. О. Ответственность перевозчика по договору международной морской перевозки груза, удостоверенному: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2005.

19 Моргунова Г. А. Правовое регулирование обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом: дис. .канд. юрид. наук. М., 2004.

20 Расулов А. В. Правовые проблемы договора железнодорожной перевозки груза в период перехода к рыночной экономике: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2003.

Ремишевский П.В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2007.

22 Сергеева М. А. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору морской перевозки пассажиров: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2007.

23 Швецова Ю. В. Обязательства железнодорожной перевозки грузов: дис. .канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.

24 Щурова А. А. Ответственность воздушного перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира при международной перевозке: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М, 2009. гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке в прямом смешанном сообщении, являются работы М. И. Брагинского и В.В. Витрянского25, В.Н. Гречухи26, В.А. Егиазарова27.

Однако, самостоятельного комплексного исследования гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении после принятия ГК РФ и новых транспортных уставов и кодексов не проводилось.

Объект исследования — гражданские правоотношения, возникающие в результате наступления гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.

Предмет исследования — нормы российского и международного законодательства, регулирующие гражданско-правовую ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, а также практика их применения.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических положений, направленных на совершенствование правового регулирования гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.

Достижение цели исследования осуществлялось с помощью решения следующих основных задач:

— выявить специфические особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, имеющие значение для ответственности перевозчика;

— определить понятие, правовую природу и признаки гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, систематизировать основные подходы к ее определению, решить вопросы об основании и условиях применения;

25 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (2-й завод). М.: «Статут». 2004.

26 Транспортное право. Учебное пособие. Ч. 1 / Гречуха В. Н. 2-е изд., стереотип. М.: МГИУ. 2007.

27 Транспортное право: Учебник. 6-е изд., доп. и перераб. [текст] / В. А. Егиазаров. М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.

— провести анализ ответственности перевозчика за нарушение обязательств по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, выявить особенности его ответственности, пробелы и противоречия законодательства;

— разработать классификации гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении;

— определить принципы ответственности оператора смешанной перевозки;

— проанализировать особенности ответственности перевозчика за нарушение условий узлового соглашенияобосновать направления оптимизации и унификации законодательства в сфере регламентации гражданско-правовой ответственности перевозчика.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания — конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический, логический, метод анализа и синтеза.

Конкретно-исторический и историко-сравнительный методы использовались при исследовании закономерностей развития института ответственности в гражданском праве и правового регулирования ответственности перевозчика в различные исторические периоды, что позволило выявить основные тенденции, характерные для развития в настоящее время института ответственности в рамках исследуемой темы.

Сравнительно-правовой метод применялся в процессе выявления особенностей гражданско-правовой ответственности перевозчика, который позволил определить специфические черты, присущие регулированию ответственности перевозчика в прямом смешанном сообщении.

Системно-структурный метод дал возможность рассмотреть характеристику основных категорий гражданско-правовой ответственности перевозчика. Формально-юридический, логический методы, методы анализа и синтеза использовались для изучения положений различных транспортных уставов и кодексов, регулирующих гражданско-правовую ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.

В качестве теоретической основы исследования были использованы труды ученых-правоведов, таких как: Г. Б. Астановский, Т. Е. Абова, М.К. Александров-Дольник, С. С. Алексеев, М. И. Брагинский, Д. И. Бернштейн, С. Н. Братусь, А. Г. Быков, В. В. Витрянский, В. Н. Гречуха, О. В. Дмитриева, В. А. Егиазаров, В. К. Андреев, К. Ф. Егоров, О. С. Иоффе, Г. Г. Иванов, А. Г. Калпин, О. А. Красавчиков, JI.A. Лунц, В. Б. Ляндрес, И. А. Масляев, Г. К. Матвеев, Н. С. Малеин, М. Г. Масевич, Д. А. Медведев, И. Б. Новицкий, Д. И. Половинчик, Б. И. Пугинский, А. В. Прокопьева,.

A.Н. Романович, О. Н. Садиков, Г. П. Савичев, И. С. Самощенко, А. П. Сергеев,.

B.Т. Смирнов, Е. А. Суханов, М. А. Тарасов, В. А. Тархов, Ю. К. Толстой, М. Х. Фарукшин, Б. Л. Хаскельберг, P.O. Халфина, Г. Ф. Шершеневич, К. К. Яичков, В. Якушев, В. Ф. Яковлева и других авторов.

Эмпирическую основу исследования составляют документы транспортных компаний, осуществляющих смешанные перевозки грузовизучение автором судебных дел по спорам в области рассматриваемых правоотношений, опубликованных в официальных изданиях, а также помещенных в «Банк решений арбитражных судов» (ИС БРАС v. 2.5) — анализ постановлений и определений Высшего арбитражного суда РФ, Федеральных арбитражных судов округов и субъектов федерацииресурсы Интернет, содержащие информацию по правовому регулированию и практике осуществления смешанных перевозок.

Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к анализу теоретических и практических проблем гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. В диссертации разработано авторское определение понятия «гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении», определены признаки и особенности такой ответственности, пробелы и противоречия в ее регулировании, решены вопросы об основании и условиях применения, предложена классификация видов ответственности перевозчика.

Доказана целесообразность оптимизации и унификации законодательства в области гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении посредством принятия закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, включающего разработанные автором в результате исследования унифицированные нормы об ответственности перевозчиков при осуществлении такой перевозки.

Обоснована необходимость закрепления в отечественном транспортном законодательстве правового статуса оператора смешанной перевозки грузов, выступающего в роли «единого» перевозчика, представляющего разные виды транспорта, при этом сформулировано авторское определение понятия «оператор смешанной перевозки», определены принципы его ответственности перед другими участниками перевозки, сформулированы соответствующие нормы для включения в проект закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Доказана целесообразность законодательного закрепления в проекте закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках ответственности перевозчиков за нарушение условий узлового соглашения, регламентирующего их взаимоотношения в пунктах перевалки грузов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется также содержанием теоретических и практических положений, выносимых на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

1. В целях отражения сущности ключевого понятия темы исследования предложена авторская трактовка понятия «гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении», под которой понимается: «претерпевание перевозчиком неблагоприятных последствий имущественного характера в виде установленных санкций, предусмотренных ГК РФ, транспортным уставом или кодексом, а также соглашением сторон, осуществляемое в добровольном порядке или в порядке государственного принуэ/сдения, и направленное на восстановление имущественного положения грузоотправителя, грузополучателя, соперевозчиков и других субъектов перевозки в прямом смешанном сообщении, чьи права нарушены».

2. Выявлены специфические черты гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении: несение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозки каждым соперевозчиком по транспортному уставу или кодексу, действующему на данном виде транспортанесение ответственности за груз каждым соперевозчиком только в рамках отдельного участка перевозкинеприменимость в классическом виде категорий солидарной и долевой ответственности к соперевозчикам при нарушении ими обязательств по перевозкерасширение субъектного состава правоотношения по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении за счет включения в качестве должников нескольких перевозчиков, а также транспортных организаций, осуществляющих перевалку грузовнесение ответственности перевозчиками не только перед грузоотправителем и грузополучателем, но и перед другими соперевозчиками, а также транспортными организациями, осуществляющими перевалку грузаустановление ответственности перевозчика за просрочку доставки груза только при нарушении общего срока его доставкиналичие специфических видов ответственности соперевозчиков — невыполнение нормы перевалки грузов и простой транспортных средствотступление в транспортном законодательстве от принципа ответственности причинителя вреда, так как по закону претензии могут направляться только к перевозчику, выдающему груз, возможно непричастному к нарушению.

3. Разработана авторская классификация гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке в прямом смешанном сообщении по следующим основаниям: 1) в зависимости от субъекта, осуществляющего перевозку — ответственность перевозчика и ответственность оператора смешанной перевозки- 2) в зависимости от этапов перевозочного процесса — ответственность перевозчика при: подаче транспортных средств и погрузке грузаперевозке груза между пунктами перевалкиперевалке грузадоставке и выдаче груза грузополучателю- 3) в зависимости от того, перед кем несет ответственность перевозчик — ответственность перевозчика перед грузоотправителем и грузополучателем (грузовладельцем), и другими соперевозчиками- 4) в зависимости от основания наступления ответственности перевозчика — договорная и внедоговорная ответственность.

4. В целях обеспечения интересов грузовладельца в части возмещения причиненных перевозчиком убытков в полном размере, доказана недопустимость установления его ограниченной ответственности при перевозке в прямом смешанном сообщении. Предлагается в проекте закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках предусмотреть нормы, в соответствии с которыми: помимо возмещения ущерба, причиненного при перевозке груза, перевозчик возмещает иные убытки в порядке, установленном законодательством РФгрузополучатель вправе требовать возмещения перевозчиком убытков, связанных с просрочкой доставки грузов в части, не покрытой неустойкой.

5Обо снована целесообразность установления гарантии своевременной доставки груза в прямом смешанном сообщении посредством использования в проекте закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках следующей нормы: «При нарушении срока доставки груза соперевозчиком на своел1 участке, последующие соперевозчики вправе за счет увеличения скоростного реэюима обеспечить соблюдение общего срока доставки груза и предъявить требование к перевозчику, допустившему нарушение срока доставки груза на своем участке, о возмещении ущерба, связанного с восстановлением нарушенного срока доставки».

6. В связи с отсутствием закрепления правового статуса оператора смешанной перевозки в отечественном законодательстве, доказывается целесообразность включения этого субъекта в транспортный процесс в рамках гармонизации российского законодательства на основе Конвенции ООН 1980 г. «О международных смешанных перевозках грузов». Предложено авторское определение понятия «оператор смешанной перевозки», которым является «лицо, осуществляющее на договорной основе перевозку грузов в прямом смешанном (комбинированном) сообщении и непосредственно осуществляющее, либо обеспечивающее осуществление такой перевозки, в соответствии с условиялш договора, и принимающее на себя ответственность за исполнение всей перевозки». При этом в научный оборот вводятся новые термины: «оператор-перевозчик», — осуществляющий перевозку самостоятельно, и «оператор-организатор перевозки», обеспечивающий осуществление перевозки.

7. Определены принципы ответственности оператора-перевозчика и оператора-организатора перевозки: 1) несение ответственности перед грузовладельцем в качестве перевозчика за всю перевозку- 2) установление обязанности возмещать причиненные грузовладельцу убытки вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств- 3) установление ответственности без наличия такого условия ответственности, как вина- 4) закрепление в качестве основания, освобождающего от ответственности, обстоятельств непреодолимой силы- 5) закрепление права поручить исполнение перевозки другим лицам — фактическим перевозчикам, оставаясь ответственным за их действия или бездействия- 6) наделение оператора правом заключать соглашения о распространении правил о его ответственности к фактическому перевозчику за осуществленную им перевозку груза- 7) закрепление солидарного характера ответственности оператора и фактических перевозчиков.

8. Обоснована необходимость четкого закрепления ответственности перевозчиков за нарушение узлового соглашения в проекте закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках по аналогии ее регулирования в УЖТ РФ и КВВТ РФ. Надлежащее исполнение указанного соглашения обеспечивает своевременность перевалки грузов в узловых пунктах. При этом, к основаниям ответственности за нарушение узлового соглашения должны быть отнесены: неподача транспортных средств в установленный соглашением срок в пункт перевалки, подача непригодных для перевозки транспортных средств и подача их в меньшем количестве, чем было предусмотрено соглашениемневыполнение нормы перевалки грузовпростой транспортного средства перевозчика в пункте перевалки сверх сроков, установленных соглашением.

9. В рамках унификации и оптимизации транспортного законодательства обосновывается целесообразность включения в проект закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках отдельной главы, посвященной регулированию ответственности участников перевозки в прямом смешанном сообщении. При этом, в результате исследования сформулированы редакции статей указанного закона, посвященные гражданско-правовой ответственности ключевых участников перевозочного процесса в прямом смешанном сообщении, включенные в диссертационную работу в качестве приложения, состоящего из двух разделов — «Ответственность перевозчика смешанной (комбинированной) перевозки» и «Ответственность оператора-перевозчика и оператора-организатора смешанной (комбинированной) перевозки».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования определяется новизной полученных результатов, которые: развивают и дополняют соответствующие теоретические положения науки гражданского и транспортного праваспособствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке положений, связанных с правовым регулированием обязательств по перевозке грузовявляются основой для последующих исследований проблем гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке в прямом смешанном сообщении.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов диссертационного исследования: в правотворческой деятельности при разработке и обсуждении проекта закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозкахпри совершенствовании действующего гражданского законодательствав правоприменительной деятельностив системе повышения квалификации при подготовке специалистовв качестве комментария транспортного законодательства, регулирующего перевозки грузов в прямом смешанном сообщениив учебном процессе при подготовке учебных материалов и проведении практических занятий по гражданскому, транспортному и предпринимательскому праву в вузах России.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования определяются эмпирической базой исследования, использованием научных источников по гражданскому и транспортному праву, правоприменительной практики в области смешанных перевозок, положительной оценкой результатов исследования органами исполнительной и законодательной власти.

Апробация и внедрение результатов научного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 11 научных публикациях автора, из которых 3 публикации — в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Результаты диссертационного исследования переданы в Государственную Думу РФ, и получен ответ за подписью заместителя председателя Государственной Думы об их принятии для использования в законотворческой деятельности в рамках совершенствования транспортного законодательства РФ. Предложения о совершенствовании транспортного законодательства в виде статей главы «Ответственность» проекта закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках направлены в Минтранс России и получили положительную оценку Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта. Научно-практические рекомендации в рамках исследования используются в практической деятельности адвокатского кабинета № 447 Адвокатской палаты Московской области.

Проблемы, являющиеся предметом исследования, были освещены на научно-практических конференциях: «Проблемы юридической науки» (Москва, 2008 г.) — «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения» (Москва, 2009 г.) — II Международная научно-практическая заочная конференция «Актуальные проблемы международного частного и гражданского права» (Челябинск, 2009 г.). Материалы исследования прошли апробацию в учебном процессе при проведении занятий по курсам «Гражданское право», «Транспортное право» в НАЧОУ ВПО СГА и стали основой для подготовки автором учебного пособия «Транспортное право».

Структура диссертации предопределена содержанием темы, обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Основные результаты исследования могут найти практическое применение в системе повышения квалификации при подготовке специалистов, а также в качестве комментария транспортного законодательства, регулирующего перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, в учебном процессе, при подготовке учебно-методических пособий, чтения лекций, проведения практических занятий по гражданскому, транспортному, и предпринимательскому праву в вузах России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении отличается своеобразным регулированием, присущими ей особыми чертами, по сравнению с регулированием ответственности перевозчиков отдельных видов транспорта.

Это объясняется особенностями такой перевозки: регламентация специальными законодательными нормамиучастие в ней нескольких видов транспортаосуществление по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования грузаналичие такого элемента, как перевалка груза и усложненного субъектного состава и содержания правоотношения, установление особого срока доставки груза, ограничение видов перевозимых грузов.

С учетом важности таких перевозок, законодатель счел необходимым регулировать их осуществление на уровне специально закона, который до настоящего времени не принят.

Отношения по перевозке, в том числе в прямом смешанном сообщении, относятся к предмету регулирования гражданского права, в ГК РФ им посвящена гл. 40. Поэтому ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении подчиняется общим правилам об ответственности в гражданском праве (гл. 25) и обладает ее базовыми признаками.

На основе анализа норм транспортных уставов и кодексов в работе определены следующие признаки гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении: предусматривается законом или договором и всегда является следствием правонарушения — нарушения гражданско-правовых обязательстввозможность добровольного несения ответственности перевозчиком предшествует государственному принуждениюона выражается в виде конкретных неблагоприятных последствий для должника, в известных формах умаления имущественного положения перевозчика в виде возмещения ущерба и выплаты неустойкиимеет имущественный характерее целевое назначение заключается в обязательном возмещении потерпевшей от правонарушения стороне понесенных ею имущественных потерь, что выражается в ее компенсационном характере.

Эти базовые признаки позволили в диссертационном исследовании сформулировать авторское определение гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.

Отдельные принципиальные правила об ответственности перевозчика закреплены в гл. 40 ГК РФ, при этом законодатель в ст. 793 ГК РФ позволил устанавливать ответственность перевозчика в транспортных уставах и кодексах, а также соглашением сторон. Однако, в нормах, регулирующих ответственность перевозчика, включенных в транспортные уставы и кодексы, имеются отступления от положений ГК РФ об ответственности в гражданском праве. Это отчасти объясняется ведомственным подходом при разработке транспортных законов, при котором интересы перевозчиков оставались и остаются превалирующими над интересами грузовладельца.

Так, существенно ограничен размер ответственности перевозчика по сравнению с общим порядком, закрепленным в ст. 15 ГК РФ, его ответственность ограничена возмещением реального ущерба за несохранность груза либо уплатой неустойки за просрочку его доставки. Предусмотрены случаи, когда доказательство вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца (ст. 168 КТМ РФ, ст. 118 УЖТ РФ, п. 2 ст. 118 КВВТ РФ).

Существенно расширены основания освобождения перевозчика от ответственности, путем включения в нормы транспортных уставов и кодексов дополнительных обстоятельств, приравненных к обстоятельствам непреодолимой силы. Транспортным уставам и кодексам дано право предусматривать положения, разрешающие заключать перевозчикам соглашения об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении ее пределов.

Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, хотя и является разновидностью гражданско-правовой ответственности, однако не разработана и неурегулирована транспортными уставами и кодексами в достаточной мере.

В значительной степени это объясняется тем, что нормы транспортного законодательства, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении и определяющие ответственность перевозчика при такой перевозке, включены только в два действующих транспортных устава (УЖТ РФ и КВВТ РФ), а федеральный закон, посвященный таким перевозкам, до настоящего времени не принят. Поэтому в настоящее время сохраняется ряд проблем, присущих регулированию ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.

Центральная проблема — отсутствие специального закона, который должен быть принят в силу ст. 788 ГК РФ, имеющего специальный предмет регулирования — перевозки грузов в прямом смешанном (комбинированном) сообщении и определяющего специфические вопросы ответственности перевозчика. Отсутствие указанного закона порождает ряд вторичных проблем, рассмотренных в работе, — неурегулированность ответственности перевозчика при перевозке в прямом смешанном сообщении действующими транспортными уставами и кодексами, за исключением УЖТ РФ и КВВТ РФ.

И в них обнаруживается неоднозначное решение одних и тех же вопросов ответственности перевозчика, например в случае установления 1 разных субъектов ответственности за просрочку доставки груза. Ст. 75 УЖТ РФ определяет ответственным перевозчика транспорта соответствующего вида, выдающего груз, а по п. 1 ст. 109 КВВТ РФ ответственность несет сторона, допустившая просрочку доставки груза.

Не урегулированы отдельные вопросы ответственности между соперевозчиками. Это касается ответственности перевозчиков за проверку коммерческой пригодности подаваемых в пункте перевалки транспортных средств. Не определены правила об ответственности соперевозчиков за нарушение срока доставки груза перевозчиком на своем участке перевозки, если общий срок перевозки не нарушен. Недостаточно урегулирована ответственность соперевозчиков при перевалке грузов. Отсутствует нормативное закрепление правового статуса оператора смешанной перевозки, получившего распространение за рубежом.

Для решения указанных проблем сделан вывод о необходимости скорейшего принятия закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, в котором должны найти отражение соответствующие общим началам гражданского законодательства унифицированные нормы об ответственности перевозчика при осуществлении такой перевозки.

Поэтому в диссертационном исследовании значительное внимание уделено разработке принципиальных положений в регулировании гражданско-правовой ответственности перевозчика, которые могут быть использованы при разработке и рассмотрении федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках в рамках систематизации и кодификации российского законодательства. В отдельной главе определен правовой статус оператора перевозки, обоснованы предложения о решении вопросов о принципах его ответственности.

Отдельные проблемы диссертационного исследования касаются теоретических вопросов гражданско-правовой ответственности перевозчика, однозначности понимания которых в юридической науке до настоящего времени не достигнуто.

В рамках решения проблемных вопросов темы диссертации на основе комплексного анализа российского законодательства в области регулирования ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении и изучения специальных работ, выработаны подходы к определению гражданско-правовой ответственности перевозчикаустановлены основание и условия ее применения, признаки такой ответственностиисследованы подходы к классификации гражданского правовой ответственности перевозчика и предложены новые классификационные группы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при проведении последующих научных исследований проблем гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении и дальнейшего совершенствования гражданского и транспортного законодательства.

Возможные перспективы развития теории и практики в области рассматриваемых правоотношений в первую очередь касаются систематизации норм об ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, установлении единообразных подходов в ее регулировании, выработки теоретических подходов к сущности гражданско- -правовой ответственности перевозчика при перевозке в прямом смешанном сообщении, закреплении в транспортном законодательстве правового статуса оператора смешанной перевозки и норм о его ответственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (Будапешт, 22.06.2001) // Собрание законодательства РФ 2007 — № 44 — Ст. 5284. (Конвенция вступила в силу для РФ 01.08.2007).
  2. Конвенция ООН 1980 г. «О международных смешанных перевозках грузов» // Международное частное право. Сборник документов. -М.: БЕК, 1997. С. 370−378 (Конвенция не вступила в силу на 31.12.2001. Россия не участвует).
  3. Конвенция ООН «О морской перевозки грузов» (заключена в Гамбурге 31.03.1978) // «Закон», № 6, 2000.
  4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской федерации» (ред. от 07.05.2009) // Собрание законодательства РФ 1995 — № 18 — Ст. 158.
  5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ -2001 -№ 11 Ст. 1001.
  6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ -1999 -№ 18-Ст. 2207.
  7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ 24.03.1997 — № 12 — Ст. 1383.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства РФ -1996 -№ 5 Ст. 410.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ -1994-№ 32-Ст. 3301.
  10. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ 2007 — № 46 — Ст. 5555.
  11. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 12.11.2007-№ 46-Ст. 5557.
  12. Федеральный Закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 28.04.2009) // Собрание законодательства РФ 2003 — № 2 — Ст. 169.
  13. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Устав железнодорожного транспорта российской федерации» // Собрание законодательства РФ 2003 — № 2 — Ст. 170.
  14. Федеральный Закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ 2003, № -27 (ч. 1), Ст. 2701.
  15. Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ (ред. от 26.11.2001) «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 1996 -№ 5 — Ст. 411.
  16. Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета 2008 — N 155.
  17. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 2008 — № 50 — Ст. 5977.
  18. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2007 N 1914-р «О плане законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год» // Собрание законодательства РФ 2007 — № 53 — Ст. 6664.
  19. Приказ МПС РФ от 18.06.2003 № 29 «Об утверждении правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте» // Российская газета (спёциальный выпуск) № 119/2 — 2003.
  20. Приказ МПС РФ от 18.06.2003 г. № 27 «Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом» // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов 2003 -№ 31.
  21. Приказ МПС РФ от 16.06.2003 г. № 20 «Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом» // «Российская газета» от 20 июня 2003 г. № 119/2 (специальный выпуск).
  22. Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа (Утв. Министерством морского флота от 20 июня 1972 г. № 107) // Сборник: Правила перевозок и тарифов морского транспорта — 4-М. М.: Изд-во Морфлот — 1979.
  23. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении" (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956) Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс.
  24. Решение Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г. Электронный ресурс. / Портал российского частного права: Режим доступа: http://www.privlaw.ru/
  25. Гражданский кодекс РСФСР (ред. от 26.11.2001) //Ведомости ВС РСФСР 1964 — № 24 — Ст. 407. (Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-Ф3).
  26. Устав железных дорог Союза ССР 1964 г. (утвержден Советом Министров СССР от 6 апреля 1964 г. № 270) // СП СССР 1964 — № 5 — Ст. 36. (Фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.01.1998 № 2-ФЗ).
  27. Устав железных дорог Союза ССР 1954 г. (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1954 г. № 2414) // Свод законов СССР Т. 8 — С. 57. (Фактически утратил силу в связи с принятием Устава железных дорог Союза ССР 1964 г.).
  28. Устав железных дорог СССР 1935 г. // СЗ СССР 1935 — № 9 — Ст. ' 73. (Фактически утратил силу в связи с принятием Устава железных дорог Союза ССР 1954 г.).
  29. Устав внутреннего водного транспорта СССР 1930 г. // СЗ СССР 1930 — № 55 — Ст. 58. (Фактически утратил силу в связи с принятием Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР 1955 г.).
  30. Материалы судебной практики
  31. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Вестник ВАС РФ 2006 — № 1.
  32. Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 г. № 1 «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» / Вестник ВАС РФ 2001 — № 4.
  33. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.04.1992 № 7 «О действии инструктивных указаний Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации» // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ 2005 — № 12.
  34. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 г. № 14 480/03 // Вестник ВАС РФ 2005 — № 5.
  35. Постановление Президиума ВАС от 21.09.2004 г. №» 1901/04 по делу № а45−6017/2003-КГ37/370 // Вестник ВАС РФ 2005 — № 1.
  36. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.1999 г. № 2810/98 по делу Арбитражного суда Сахалинской области за 1998 г., №. А59−8516/97-С10 // Вестник ВАС РФ 1999-№ 5.
  37. Определение ВАС РФ от 26.08.2009 г. № ВАС-10 612/09 (Документ опубликован не был) Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  38. Определение ВАС РФ от 29.02.2008 г. № 2081/08 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  39. Определение ВАС РФ от 27.02.2008 г. № 1749/08 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  40. Определение ВАС РФ от 26.01.2007 г. № 16 527/06 по делу № А55−5055/2005−40 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  41. Определение ВАС РФ от 25.01.2007 г. № 16 376/06 по делу № А55−4711/2005−40 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  42. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.02.2007 г. № 846/07 (Документ опубликован не был) Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  43. Определение ВАС РФ от 26.04.2007 г. № 4799/07 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  44. Определение ВАС РФ от 25.07. 2007 г. № 8770/07 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  45. Определение ВАС РФ от 26.11. 2007 г. № 13 069/07 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  46. Определение ВАС РФ от 26.11. 2007 г. № 15 241/07 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  47. Определение ВАС РФ от 26.11.2007 г. № 14 737/07 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  48. Постановление Федерального арбитражного суда центрального Округа от 24.03.2008 г. № Ф10−697/08 (Документ опубликован не был) Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  49. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.01.2008 г. № А43−5249/2007−7-78 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  50. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2009 г. № КГ-А41/4383−09 // Справочно-информационная система «Гарант».
  51. Постановление Федерального арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 17.01.2008 г. № А19−7155/07-Ф02−9824/2007 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  52. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.06.2008 г. № Ф09−4278/08-С5 Электронный ресурс. (документ опубликован не был) // Справочно-информационная система «Гарант».
  53. Постановление Федерального арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 21.07.2008 г. № АЗЗ-11 187/2007-Ф02-ЗЭ20/2008 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  54. Постановление Федерального арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 16.06.2008 г. № А78−4296/2007-Ф02−2526/2008 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  55. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.10.2008 г. № А82−13 107/2007−7 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  56. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2007 г. № Ф03-А73/07−1/210 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  57. Постановление Федерального арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 26 июля 2006 г. № АЗЗ-23 895/2005-Ф02−3806/06-С2 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  58. Постановление Федерального арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 16.05.2006 г. № А78−2682/2005-С1−1/92-Ф02−2187/06-С2 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  59. Постановление Федерального арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 27.07.2006 г. № АЗЗ-22 537/2005-Ф02−3751/06-С2 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  60. Постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 13.02.2006 г. № Ф08−213/06 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  61. Постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 13.02.2006 г. № Ф08−218/06 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  62. Постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 18.10.2006 г. № Ф08−5121/06 Электронный ресурс. // ' Справочно-информационная система «Гарант».
  63. Постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 20.09.2006 г. № Ф08−3995/06 (Документ опубликован не был) Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  64. Постановление Федерального арбитражного суда СевероЗападного округа от 09.09.2005 г. № А42−4751/04 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  65. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.04.2005 г. № Ф09−690/05ГК Электронный ресурс. (документ опубликован не был) // Справочно-информационная система «Гарант».
  66. Справка основных показателей работы арбитражных судов Российской Федерации в 2004 2005 гг. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.arbitr.ru
  67. Справка основных показателей работы арбитражных судов Российской Федерации в 2005 2006 гг. Электронный ресурс. // Режим flocTyna: http://www.arbitr.ru
  68. Справка основных показателей работы Арбитражных судов, Российской Федерации в 2006 2007 гг. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.arbitr.ru
  69. Справка основных показателей работы арбитражных судов Российской Федерации в первом полугодии 2008 2009 гг. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.arbitr.ru
  70. Александров-Дольник М. К. Споры, вытекающие из правоотношений сторон в железнодорожных грузовых операциях. М., Госюриздат, 1955.
  71. Александров-Дольник М.К., Лучанский Ф. М. Грузовые перевозки разными видами транспорта. Правовые вопросы М.: Юрид. лит., 1971.
  72. С.С. Проблемы теории права. Т.1 М.: Свердловск, 1972.
  73. С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит.1975.
  74. Г. Б. Солидарная и долевая ответственность при перевозке грузов // Правоведение. 1982. — № 3.
  75. Г. Б., Смирнов В. Т. Контейнерные перевозки железнодорожным транспортом. -М.: Юрид. лит., 1976.
  76. Е.В. Понятие, виды и формы гражданско-правовой ответственности / Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей. Вып. 6 / Под ред. О. Ю. Шилохвоста. М.: Изд-во НОРМА, 2003.
  77. В.Г. Ответственность за нарушение обязательства железнодорожной перевозки грузов // Транспортное право, 2004, № 4 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  78. Д.И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент, 1989.
  79. Большой юридический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998.-VI.
  80. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Изд. 2-е, завод 6-й (стереотипный). М.: «Статут», 2003.
  81. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (2-й завод). М.: «Статут», 2004.
  82. С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юрид. лит., 1976.
  83. С. Н. Лейст О.Э. Юридическая ответственность и законность // Советское государство и право. 1982. № 4.
  84. Н.П., Ляндрес В. Б. Ответственность за нарушение плана железнодорожной перевозки грузов М.: Юрид. лит., 1979.
  85. А.Г., Половинчик Д. И., Савичев Г. П. Комментарий к Уставам автомобильного транспорта союзных республик. М.: Юрид. лит., 1978.
  86. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый юрист, 1998.
  87. В. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении // Хоз-во и право. 2001. — № 6.
  88. В.В. Договор перевозки. М.: Статут, 2001.
  89. В.В. Ответственность по договору перевозки груза // Хозяйство и право. М., 2001.- № 5.
  90. О.А. Роль информации в гармонизации законодательства // Драма российского закона. М., 1996.
  91. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О. М. Козырь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. -М.: МЦФЭР, 1996.
  92. Гражданское законодательство России: Гражданский кодекс Российской Федерации. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Гражданский кодекс РСФСР. Вводный комментарий, алфавитно-предметный указатель. М., 1996.
  93. Гражданское право. Учебник под ред. Е. А. Суханова, Т. 1 М.: Изд-во БЕК, 1993.
  94. Гражданское право: В 4 т. Том 4: Обязательственное право: учеб. Для студентов вузов. / Витрянский В. В. и др.- отв. Ред. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Волтерс Клувер, 2006.
  95. Гражданское право В 4 т. Т. 1: Общая часть: учеб. для студентов вузов / Ем B.C. и др.- отв. ред. Е. А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Волтерс Клувер, 2006.
  96. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Изд-во БЕК, 1997.
  97. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина А.И. Масляева. 2- изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2003.
  98. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2000.
  99. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. — 6 -е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев и др.- отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  100. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Е. Ю. Валявина, И. В. Елисеев и др.- отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  101. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О. Н. Садикова. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА -М, 2006.
  102. В.Н. К вопросу о роли совершенствования транспортного законодательства в развитии экономики // Социально-экономические и правовые проблемы экономики России. М., 2001.
  103. В.Н. Международные перевозки воздушным и водным транспортом. Международные перевозки грузов в смешанном сообщении. -М.: СГА, 2006.
  104. В.Н. Договоры перевозки. Виды ответственности при перевозках грузов и пассажиров. М.: СГА, 2008.
  105. В.Н. Понятие международных перевозок. Международные перевозки наземным транспортом. М.: СГА, 2006.
  106. В.Н. Правовое регулирование транспортного обеспечения международной торговли. Организация транспортного обеспечения международной торговли. -М.: СГА, 2006.
  107. В.Н. Унификация транспортного законодательства. Сборник научных трудов (межвузовский). Т IV. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук // Под ред. Г. К. Овчинникова М.: МГИУ, 2000.
  108. А.Г. Железнодорожное право по законодательству СССР. М.: Транспечать НКПС, 1929.
  109. Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. -Л, 1983.
  110. О.В. Ответственность без вины в гражданском праве. Воронеж: ВВШ МВД РФ, 1997.
  111. Договоры в предпринимательской деятельности // Ответственные редакторы Е. А. Павлодский, Т. Л. Левшина «Статут», 2008 Электронный ресурс. / Справочно-информационная система «Гарант».
  112. Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. 1998. № 6.
  113. Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях экономической интеграции государств // Право и экономика. 1997. № 17/18.
  114. В.А., Ляндрес В. Б. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004.
  115. В.А., Науч. ред.: Масевич М. Г. Совершенствование законодательства о перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. -Казань., изд-во Казан. Ун-та., 1984.
  116. В.А. Транспортное законодательство государств-членов ЕврАзЭС: проблемы и перспективы развития // «Право и экономика», № 3, 4, март, апрель 2003 г. Электронный ресурс. / Справочно-информационная система «Гарант».
  117. В.А. Транспортное законодательство государств -участников СНГ / В. А. Егиазаров. — М.: Норма, 2007.
  118. Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права / Адвокат. 2003. № 2. Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  119. Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Правовое регулирование международных смешанных комбинированных перевозок / «Транспортное право», 2006, № 4 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  120. Г. Г. Проблемы правового регулирования комбинированных перевозок / Морское право: Сб. статей. — Л.: ЦЦИИМФ, 1974.-Вып. 188.
  121. В.Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок, Трансжелдориздат, 1955.
  122. О.С. Советское гражданское право. Т. I. Л.: Издательство ЛГУ, 1950.
  123. О.С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975.
  124. О.С. Гражданское право Республики Казахстан // Размышления о праве: Статьи. Комментарии. Практика. Астана, 2002.
  125. О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву / Избранные труды. СПб., 2003.
  126. О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву / Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1955.
  127. B.C., Каменков А. В. Специфика субъектов правоотношений в договоре перевозки / «Юрист», 2007, № 8. Электронный ресурс. // Справочно-информационная система Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  128. Т.В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2000.
  129. Д.А. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1 / Д. А. Керимов. М.: Издательский дом «Академия», 2007.
  130. А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  131. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. Ред. О. Н. Садиков. М.: 1996.
  132. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая (постатейный) -2-е изд., перераб. и доп. / Е. А. Валявина и др.- под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  133. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) / Под ред. С. П. Гришаева, A.M. Эрдэлевского. М., 2006.
  134. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г. Г. Иванова. М.: Спарк, 2000.
  135. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог РФ (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ляндреса. М.: Инфра-М, 1998.
  136. Комментарий к Уставу железных дорог СССР / Г. Б. Астановский, О. С. Иоффе, Е. А. Поссе и др. Под ред. Г. Б. Астановского. -2-е изд. М.:Юрид. лит., 1971.
  137. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации / Под ред. Т. Е. Абовой и В. Б. Ляндреса. М.: Юридическая фирма «Контракт», 1998.
  138. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации Электронный ресурс. / Портал российского частного права: Режим доступа: http://www.privlaw.ru/.
  139. О.А. Советское гражданское право: Учебник. Т. 1. -М., 1985.
  140. А.А. Гражданско-правовая ответственность сторон договора перевозки / «Апелляция. Арбитражные споры», № 1, январь-март 2009 Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Гарант».
  141. Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. М.: «Наука», 1968.
  142. Г. К. Основание гражданско-правовой ответственности. -М.: Юрид. лит., 1970.
  143. С.В. Терминология смешанных перевозок // Железнодорожный транспорт. 1996. № 6.
  144. Международное частное право: Учебник / JI. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.- Отв. ред. Г. К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  145. Г. А. Перевозка грузов в контейнерах железнодорожным транспортом. М., 2005.
  146. Г. А. Проблемы правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта России в условиях структурного реформирования // «Транспортное право», 2005, № 1) Электронный ресурс.
  147. Справочно-информационная система Справочно-информационная система «Консультант плюс».
  148. М.Н. Ответственность органов транспорта за невыполнение государственного плана перевозок грузов по внутренним путям // Учен. зап. ВИЮН, 1958. вып. 7.
  149. И.Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М.: Госюриздат, 1950.
  150. Ю.А. Сборник транспортных договоров с комментариями (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2007) Электронный ресурс. // Справочно-информационная система «Консультант плюс.
  151. В.Ф. Правовой режим предпринимательства. -С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1994.
  152. .И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юрид. лит., 1984.
  153. И.М. Теория и практика железнодорожного права по перевозке грузов, багажа и пассажиров. -2-е изд., испр. и доп. -С.- Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1898.
  154. А.В. Ответственность железной дороги за несохранность принятого к перевозке груза // Транспортное право, 2002, № 3.
  155. А.Н. Имущественная ответственность за невыполнение государственного плана перевозки грузов по железным дорогам. Минск, 1971.
  156. Г. П. Проблемы эффективности законодательства в транспортных обязательствах. М.: МГУ, 1979.
  157. О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. М.: Юрид. лит., 1981.
  158. О.Н. Унификация как средство совершенствования гражданского законодательства // Правоведение. 1970. № 6.
  159. И. С. Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1971.
  160. И.С., Фарукшин М. Х. Правонарушения и юридическая ответственность: учеб. пособие. М., 1996.
  161. М.С. Нарушение договора и его последствия / Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей. Вып. 9 // Под ред. О. Ю. Шилохвоста. М.: Норма, 2005.
  162. В.Т., Яковлева В. Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения / Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
  163. В.Т. Грузовые перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. М.: Юрид. лит., 1981.
  164. Советское гражданское право / Под ред. О. А. Красавчикова. Том. I. М.: Высшая школа, 1968.
  165. В.Ю. Гражданская ответственность перевозчика: грузовые перевозки. Вильнюс: Минтис, 1982.
  166. В. Трудный путь к гармонии: О проблемах реализации Федеративного договора // Народный депутат. 1992. № 16.
  167. Г. Правовое регулирование железнодорожных перевозок грузов // Закон. 1994. — № 5.
  168. М.А. Договор перевозки по внутренним водным путям сообщения Союза ССР. М., 1949.
  169. М.А. Договор перевозки по советскому праву. М., Водтрансиздат, 1954.
  170. М.А. Значение узловых соглашений в развитии перевозок прямого смешанного сообщения // Правоведение. 1958. — № 2 .
  171. В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1978.
  172. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и В. А. Малько М.: Юристъ, 1999.
  173. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., доп. и перераб. текст. / В. А. Егиазаров. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.
  174. Транспортное право: Учебное пособие / Авт. Коллектив: О. В. Сиваков, А. Б. Новосельцев, В. Г. Ермолаев, Ю. Б. Маковский. М.: «Былина», 2001.
  175. Транспортное право. Учебное пособие. Ч. 1 / Гречуха В. Н. 2-е изд., стереотип. — М.: МГИУ, 2007.
  176. В.В. Ответственность перевозчиков при перевозке груза в прямом смешанном сообщении // Закон, 2007. № 2,
  177. P.O. Право и хозрасчет. М. :Юрид. лит., 1975.
  178. .Л. Ответственность железных дорог за несохранность груза. М.: Юрид. лит., 1966.
  179. .Л. Ответственность за нарушения плана и договора железнодорожной перевозки грузов. Томск, 1981.
  180. .Л. Ответственность перевозчика за несохранность груза по российскому законодательству // Российский юридический журнал. -1998. -№ 4(20).
  181. А.Ф. Теория государства и права:* Учебник для вузов. -М.: Юрайт, 1999.
  182. Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) М.: Спарк, 1995.
  183. Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник / Под. ред. К. В. Холопова. М.: Юристъ, 2000.
  184. К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., Изд. АН СССР, 1958.
  185. В. К проекту закона о перевозке грузов различными видами транспорта // Хозяйство и право. М., 1998. — № 2.
  186. В. Общие тенденции развития современного права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок// Хозяйство и право. М., 1996. — № 9.
  187. В.И. Проблемы международной гармонизации железнодорожного права России. Монография. М.: Научный эксперт, 2008.
  188. Massey Е.А. Prospects for a nev intermodal legal regime: A critical look at the TCM// Journal of Maritime Law and Commrece. 1972. Vol. 3. № 4.
  189. Диссертации и авторефераты диссертаций
  190. Г. Б. Гражданско-правовые вопросы перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении: дис. .канд. юрид. наук, Л., 1960.
  191. Г. Б. Гражданско-правовые вопросы перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении: автореф. канд. дисс. Л., 1960.
  192. В.О. Ответственность перевозчика по договору международной морской перевозки груза, удостоверенному коносаментом: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03., М., 2005.
  193. В.А. Проблемы совершенствования транспортного законодательства СССР: дис. докт. юрид. наук: 12.00.04. М., 1986.
  194. К.Ф. Гражданско-правовая ответственность за невыполнение плана грузовых перевозок: автореф. канд. дис. Л., 1955.
  195. В. И. Правовые вопросы железнодорожных грузовых перевозок в порядке особых правил: автореф. канд. дис. М, 1956.
  196. Ю.А. Договор автомобильной перевозки грузов в системе транспортных договоров Российской Федерации: автореф. канд. дис. М., 2009.
  197. Г. А. Правовое регулирование обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом: дис. .канд. юрид. наук. -М., 2004.
  198. А.В. Гражданско-правовая ответственность железных дорог за несохранность перевозимых грузов: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03.-М., 1985.
  199. М.М. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов по внутренним водным путям: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. -М., 1959.
  200. О.В. Гражданско-правовые вопросы перевозки грузов в контейнерах на железнодорожном транспорте: автореф. канд. дис. -Кишинев, 1965.
  201. О.Н. Гражданско-правовое регулирование договора перевозки грузов внутренним водным транспортом: дис.. .канд. юрид. наук. М., 2006.
  202. Е.З. Международные комбинированные перевозки грузов и разрешение споров, связанных с ними: дис. .канд. юрид. наук. -Санкт-Петербург, 1996.
  203. А.В. Правовые проблемы договора железнодорожной перевозки груза в период перехода к рыночной экономике: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2003.
  204. А.В. Правовые проблемы договора железнодорожной перевозки грузов в условиях перехода к рыночной экономике: автореф. канд. дис. -М., 2003.
  205. П.В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03.-М., 2007.
  206. Стасюк З. М Правовые вопросы перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с использованием морских паромных переправ: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1984.
  207. Соболев А. А. Правоотношения участников процесса транспорта народно-хозяйственных грузов в прямом смешанном сообщении: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1971.
  208. М.А. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору морской перевозки пассажиров: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2007.
  209. В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР: автореферат докторской диссертации. JL, 1970.
  210. Г. П. Ответственность воздушно-транспортных предприятий за несохранность и просрочку в доставке грузов по договору перевозки: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03 М., 1962.
  211. Г. П. Правовые проблемы перевозок народнохозяйственных грузов в СССР: дис.. докт. юрид. наук: 12.00.03. М. -1982.
  212. Ю.В. Обязательства железнодорожной перевозки грузов: дис. .канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  213. Н.Е. Договор международной морской перевозки груза по коносаменту в линейном судоходстве: национально-правовое и международно-правовое регулирование: дис. .канд. юрид. наук. М., 2004.
  214. Банк решений арбитражных судов (ИС БРАС v. 2.5) Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.arbitr.ru/bras/index.as.
  215. Большая Советская энциклопедия электронный ресурс. / Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article.
  216. Еженедельная информационно аналитическая газета «Транспорт России» Электронный ресурс. / № 48 (492) 29.11.07 // Режим доступа: http://www. Transportrussia.ru / 2007−11−29 / law / itogy.html.
  217. Интернет-портал «Все о машиностроении» Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.mashino-stroenie.ru/2008/06/27/9236.html.
  218. Интернет-портал «Грузоперевозки по России транспортная компания SWTrans» Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www. gruzo-perevozki. ru/pere val .htl/.
  219. Интернет-портал «Российский уголь» Электронный ресурс. / Режим доступа: mkt.rosugol.ru/news/online/latest-news.ispio.
  220. Интернет-портал «Русавтотранс» Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.rusavtotrans.ru/price.html.
  221. Интернет-портал «Склад законов» электронный ресурс.: база данных содержит проекты законодательных актов / Режим доступа: http://sklad-zakonov.narod.ru/Vlad 134/oskppr.htm.
  222. Интернет-портал «ТК Альтернатива. Контейнерные перевозки» Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.alternativa.in/info/ 286/2128.html.
  223. Интернет-портал ООО «Автотранс» электронный ресурс. / режим доступа: www. at43.ru/law/laws.html?n=13.
  224. Интернет-портал транспортной компании «UnoTrans"Ltd Мультимодальные перевозки» электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.unotrans.com/contl. php? id=2
  225. Словарь по естественным наукам «Глоссарий, ру /Glossary Commander электронный ресурс. / режим доступа: http://www.glossary. ru/help.htm.
  226. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий, ру. //Glossary Commander электронный ресурс. // режим доступа: http://www.glossary.ru/ help.htm.
  227. Толковый словарь русского языка Ушакова электронный ресурс. / Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov
  228. Экономический словарь Электронный ресурс. / Режим доступа: http://mirslovarei.com/contenteco/GRUZ-MASSOVYJ-21 795 .html.
Заполнить форму текущей работой