Метафора как инструмент познания: На материале терминов-метафор компьютерного интерфейса
Диссертация
Данная работа выполнена в русле современных тенденций изучения метафоры как средства мыслительной деятельности с опорой на результаты исследований в области когнитивной лингвистики, согласно которым метафора — одна из форм концептуализации как когнитивного процесса, результатом которого является формирование новых понятий. ф Новый взгляд на метафору, рассмотрение ее как важного средства… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. МЕТАФОРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ: СФЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
- 1. 1. Познание как процесс соединения известного и нового: почему действенна метафора
- 1. 2. Современные тенденции исследования метафоры
- Ф
- 1. 3. Метафора в терминологии
- 1. 3. 1. Когнитивная роль метафоры в терминологии
- 1. 3. 2. Метафора в области компьютерных технологий и систем
- 1. 4. Исследования метафоры в области компьютерных технологий
- 1. 4. 1. Значимость экспериментальных исследований метафоры в области компьютерных технологий
- 1. 4. 2. Исследование метафорической модели в области информационных технологий
- 1. 4. 3. Экспериментальное исследование влияния метафоры на успешность ориентирования пользователя ПК в новой для него компьютерной программе
- 1. 5. Механизмы функционирования метафоры
- 1. 6. Выводы по главе 1
- 1. 3. Метафора в терминологии
- Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ИМЕНОВАНИЙ ПОНЯТИЙ ИНТЕРФЕЙСА НАЧИНАЮЩИМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ
- 2. 1. Вводные замечания
- 2. 2. Вопросы организации эксперимента. ft- 2.3. Анализ результатов эксперимента
- 2. 3. 1. Анализ характеристик испытуемых, имеющих отношение к уровню владения навыками работы с ПК
- 2. 3. 2. Анализ актуальности виртуальных объектов и действий для пользователей ИП
- 2. 3. 3. Особенности идентификации метафорических именований виртуальных объектов и действий начинающими пользователями
- 2. 3. 4. Основанные на метафоре стратегии идентификации gj терминов-метафор, обозначающих виртуальные объекты и действия
- 2. 3. 5. Факторы, определяющие развитие метафорического значения у осваивающего компьютерную программу пользователя
- 2. 4. Анализ дефиниций компьютерных понятий в словарях-справочниках
- 2. 5. Выводы по главе 2
Список литературы
- Августин Аврелий Исповедь // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.
- Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 3-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. -С. 14−26.
- Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 73−85.
- Апресян Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография
- Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Язык русской культуры, 1995.-Т. 2.-766 с.
- Аристотель. Поэтика // Аристотель. Собр. соч. в 4 томах, Т. 4. М.:1. Мысль, 1983. С. 645−686. <
- Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь / Под. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990а. -С. 296−297. !
- Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. / Под ред. Н. Д. Арутюновой М.: Прогресс, 19 906. — С. 5−32.
- Баранов А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры // Под ред. Баранова
- А.Н., Караулова Ю. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю).-М., ИРЯ АН СССР, 1991.-С. 184−193.
- Баранов А.Н. и Добровольский Д.О. Когнитивные операции при порождении актуального значения идиомы // Русский язык: исторические судьбы и современность. Москва МГУ, 13−16 марта 1997 года.-С. 84−85.
- Баранов Ф.Н., Караулов Ю. Н. словарь русских политических метафор. М.: Редакция САМ «Помовский и партнеры», 1994. — 351 с.
- Барсук Л.В. Психолингвистическое исследование особенностей идентификации значений широкозначных слов (на материалесуществительных): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 1991.-16 с.
- Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М.: «ЧеРо», 1999. — 128 с.
- Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб: Нотабене, 1999.-299 с.
- Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. -С. 153−172.
- Бройль JI. По тропам науки: Пер. с фр. М.: Атомиздат, 1962. — 408 с.
- Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 412 с.
- Васильева Н.В. Термин // Лингвистический энциклопедический словарь
- Главн. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 508−509.
- Володина М.Н. Национальное и интернациональное в процессе терминологической номинации. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 112 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В. Я. Предисловие к первому изданию // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В .Я. Романова. -3-е изд. -М.: «ЧеРо», 2002. С. 8−10.
- Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 190 с.
- Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг В. Основы психологии / Пер. с англ. / Под ред. Большакова В. Ю., Дружинина В .ti. СПб.: Речь, 2001.-1247 с.
- Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб: Белый кролик, 1995. -196 с.
- Горелов И.Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы. -М.: «Наука», 1987.—256 с.
- Горючева Т. Программа как художественный текст // http ://www.danet.ru/magarch.html?id=68
- Гукин Д., Гукин С. Х. Иллюстрированный компьютерный словарь для чайников", 4-е издание / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 512 с.
- Гусев С.С. Наука и метафора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 152 с.
- Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. — № 4. -С. 17−33.
- Джеймс У. Память // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтери В.Я. Романова. 3-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. — С. 200−214.
- Дорот В. Л. и Новикова Ф.А Толковый словарь современнойкомпьютерной лексики. 2-изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 512 с.
- Дунаевская О.В. О современном термине // www.gramota.ru/magarch.html?! d=68
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого') мышления J J Психология мышления. СПб: Per Se, Иматон. — 1965. — С. 86−234.
- Дьяконов В.П. INTERNET: Настольная книга пользователя. М.: Солон-Р, 1999. — 573 с.
- Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 3-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. — С. 76−129.
- Залевская A.A. Проблемы организации внутреннего лексикона человека: Учеб. пособие. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1977. — 84 с.
- Залевская A.A. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека //
- Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. -Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1981. С. 28−44.
- Залевская A.A. Психолингвистические проблемы семантики слова: Учеб. пособие. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1982. — 80 с.
- Залевская A.A. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. — 204 с.
- Залевская A.A. Индивидуальное знание: Специфика и принципы функционирования: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. -137 с.
- Залевская A.A. Введение в психолингвистику: Учебник. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999а. — 382 с.
- Залевская A.A. Специфика психолингвистического подхода к анализу языковых явлений // Психолингвистическйе проблемы функционирования слова в лексиконе человека: Коллективная монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 19 996. — С. 6−17.
- Залевская A.A. Текст и его понимание: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.-177 с.
- Залевская A.A. Концептуальная интеграция как базовая ментальная операция // Слово и текст: психолингвистический подход: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2004. — Вып. 2 — 178 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. — 608 с.
- Иванов Д.В. Виртуализация общества. Спб.: «Петербургское востоковедение», 2000. — 96 с.
- Каталог изделия и услуг: Кто есть вето на компьютерном рынке России: Осень зима 94−95.-M.: SK COMMUNICATIONS INTERNATIONAL, 1995.-547 с.
- Караулов Ю.Н. Предисловие // Филиппович Ю. Н. Метафоры информационных технологий: рабочие материалы исследования. — М.: МГУП, 2002.-288 с.
- Квинн В. Прикладная психология. СПб: Издательство «Питер», 2000.-560 с.
- Клацки Р. Мнемонисты, шахматная игра и память // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 3-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. — С. 166−177.
- Крюкова Н.Ф. Средства метафоризации и понимание текста: можярафия. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — 128 с.
- Кубрякова Е.С. Текст и его понимание // Русский текст. 1994. — № 2. -С. 18−27.
- Кубрякова Е.С. Языковое сознание и картина мира // Филология и культура. Материалы 2-й Междун. Конф. Ч. 3. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1999.-С. 6−13.
- Кубрякова Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Моск. Гос. Ун-та, 1996. — 245 с.
- Купер А. Миф о метафоре // http://www.usabilitv.ru/toader/articles/mvth of metaphor. htm
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. / Пер. с англ. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С. 387−415.
- Лачина И.С. Особенности идентификации прилагательных: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тверь, 1993. — 16 с.
- Лингвистический аспект стандартизации терминологии / Рос. АН, Ин-т
- Рус. Яз. М: Наука, 1993. — 126 с.
- Любашевский К. Секреты успешного выступления (самая короткая рекомендация) // www.siberian.ru/tech/bussec.shtm
- Льюис Т. О Java по Гамбургскому счету // Открытые системы 1997. -№ 6.-С. 18−22.
- МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры. / Пер. с англ. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С. 358−387.
- Норманн Д. Память и научение / Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 160 с.
- Малыгин Новое и отношение к нему // Как найти идею. 2003. -Выпуск 25 / http://www.superidea.ru/archive/tm25 .htm
- Микляев А.П. Настольная книга пользователя IBM PC. М.: СОЛОН-Р, 2001. — 2-изд., перераб. и доп. — 715 с.
- Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. — С. 281−309.
- Миньяр-Белоручева А. П. Синтагматическая ассиметричность научных текстов // Терминоведение. М.: Рос. Терминологическое общество, 1994.-С. 5−12.
- Мишланова С.Л. Метафоризация концептов «здоровье/норма» иболезнь/патология" в медицинских текстах // Языковое сознание и образ мира: Сборник статей / Отв. Ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000. — С 133−147.
- Норман Д. Память и научение / Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 160 с.
- Ортега-и-гассет X. Две великие метафоры / Пер. с испанского // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С. 68−81.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997. — 400 с.
- Петров В.В. Семантика научных терминов. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1982. — 127 с.
- Петров В.В. Научные метафоры: природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. -Новосибирск: «Наука», 1985. -С. 196−220.
- Петров В.В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания. 1990. — № 3. — 135 146.
- Пиотровский Р.Г. и др. Системное исследование лексики научного текста. Кишенев: Штиинца, 1981. — 159 с.
- Радченко А.Ф. Психотерапевтическая коррекция нарушений сна неорганической природы // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 1998. — № 4 И http://compaq.vinini.ru/biolweb/nevro/km9804/513.htm
- Рахилина Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 2000. — Т. 59. — № 3. — С. 3−15.
- Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / Пер. с англ. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. -С. 416−434.
- Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 3-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. -С. 215−233.
- Сазонова Т.Ю. Стратегии идентификации новых слов носителями языка (на материале прилагательных): Автореф. дис.. канд. фил ил. Наук. Тверь, 1993. — 15 с.
- Сазонова Т.Ю. Моделирование процессов идентификации слова человеком: психолингвистический подход: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — 134 с.
- Седов А.Е. История генетики, запечатленная в метафорах ее языка: количественный и структурный анализ. Часть I Общие принципы анализа. Метафорические термины // Проблемы социолингвистики и многоязычия. М.: Московский лицей, 1997. — С. 35−47.
- Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
- Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. -СПб: Наука, 1993. -106 с.
- Скребцова Т. Г. Американская школа когнитивной лингвистики. -Спб., 2000.
- Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
- Сорокин, Цзян Ямин Составляющие образа мира: современные русские и китайцы // Язык, сознание, коммуникация. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2000. — С. 4−9.
- Татаринов В.А. Сопоставительный анализ терминов на основе выявления мотивационных семантических признаков // Терминоведение. М.: Рос. Терминологическое общество, 1994. — С. 5−12.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокульторологический аспекты. М.: Школа «Язык русской культуры», 1996. — 288 с.
- Тогоева С.И. Психолингвистическое исследование стратегий идентификации значения словесного новообразования: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Саратов, 1989. -16 с.
- Тогоева С.И. Психолингвистические проблемы неологии. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — 155 с.
- Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» // Вопросы языкознания. 1995. — № 3. — С. 3−16.
- Успехов С. Работа с метафорами // www.yandex.ru/vandpage%3F&p0=4&q0=504 899 947&d0=42&script
- Феденева Ю.Б. Функции метафоры в политической речи // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. -Екатеринбург, 1997. С. 204−213.
- Филиппович Ю.Н. Исследование метафор информационных технологий // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. Ред. Н. В. Уфимцева. -М., 2000. С. 149−162.
- Филиппович Ю.Н. Метафоры информационных технологий: рабочие материалы исследования. С предисловием Ю. Н. Караулова. М.: МГУП, 2002.-288 с.
- Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. — М., 1988. — С. 52−92.
- Фуллер М., Шульгин А., Донской М., Горючева Т. ART’N’SOFT // http://danet.ru: 8100/site/mssianversion/texts/ ART’N’SOFT.htm
- Хазагеров Г. Жрецы, рыцари и слуги // «Он» и «Она». 2001. — № 12// http://www.znanie-sila.ru/online/issue1508.html
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000): Монография. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 238 с.
- Шевцова A.A. Роль метафоры и метафоризации в понимании текста ребенком // Богинские чтения: Материалы VIII Тверской герменевтической конференции «Понимание и рефлексия вкоммуникации, культуре и образовании». Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. -125 с.
- Шитикова Е.В. Процесс формирования метафорического значения: когнитивный аспект: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 2002. — 19 с.
- Шумилина О.С. Стратегии идентификации иноязычных фразеологических единиц (на материале английских глагольных фразеологизмов с соматическими компонентами): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Тверь, 1997. — 16 с.
- Шумский С.А. Нейросетевые агенты в Интернете // Компьютерра. — 2000.-№ 4.-С. 20−25.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира. (Модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. — 344 с.
- Яцутко Д.Н. // Политическая метафора в СМИ: функции сообщения и воздействия // htpp://teleneta.rinet.ru/rus
- Adelson В. Knowledge structures of computer programmers // Proceedings of the Third Annual Meeting of the Cognitive Science Society. 1981. -Pp. 243−249.
- Adelson B. When novices surpass experts: How the difficulty of a task may increase with expertise // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1984. — Vol. 10 (3). — Pp. 483−495.
- Anderson J.R. & Thompson r. Use of analogy in a production system architecture // Vosniadou S. & Ortony A. (Eds.) Similarity and analogical reasoning. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. — Pp. 267−297.
- Apple Computer, Inc. Human Interface Guidelines: The Apple Desktop Interface. New York: Addison-Wesley Publishing Company: Reading, Massachusetts (MA), 1992. — 162 p.
- Black M. Metaphor // Black M. (Ed.) Models and metaphors. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1962. — Pp. 25−47.
- Buoiano G.C. Neurocognitive bases of language. 2001 // http:// fcci .ksu.ru/winter.2001discuss.htm
- Cameron L. Operationalising 'metaphor' for applied linguistic research // Cameron L. & Low Gr. (Eds.). Researching and applying metaphor. -Cambridge- New York- Melbourne: Cambridge University Press, 1999. -Pp. 3−28.
- Carrol J.M. & Thomas J.C. Metaphor and the cognitive representation of computing systems // Man and Cybernetics. 1982. — Vol.12. — N2. -Pp. 107−116.
- Coulson S. Analogic and metaphoric mapping in blended spaces: Menendez Brothers Virus // The Newsletter of the Center for Research in Language -1995.- Vol. 9(1).-Pp. 2−12.
- Coulson S. & Oakley T. Blending basics // Cognitive Linguistics. 2000. -Vol. 11(¾)-Pp. 175−196.
- Dent-Read C.H. & Szokolszky A. Where do metaphors come from? // http://citd.scar.utoronto.ca/Metaphor/8.3.227.html
- D6rries M. Language as a tool in the Sciences // Dorries M. Experimenting in tongues: Studies in science and language. Stanford: Stanford University Press, 2002. — Pp. 1−20.
- Eliasmith C. & Thagard P. Integrating structure and meaning: a distributed model of analogical mapping // Cognitive Science. 2001. — Vol. 25. — Pp. 245−286.
- Fauconnier G. Mappings in thought and language. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. — 205 p.
- Fauconnier G. & Turner M. Conceptual projection and middle spaces. UCSD: Department of Cognitive Science Technical Report 9401. 1994 // http://cogsci.ucsd.edu
- Fauconnier G. & Turner M. Blending as a central process of grammar // Goldberg A.E. (Ed.) Conceptual Structure, Discourse, and Language. — Stanford, CF: CSLI Publications, 1996. Pp. 113−131.
- Fauconnier G. & Turner M. Conceptual integration networks // Cognitive Science. 1998. — Vol. 22. — Pp. 133−187.
- Fauconnier G. & Turner M. The way we think: Conceptual blending and the mind’s hidden complexities. New York: Basic Books, 2002. — 464 p.
- Gentner G. Structure Mapping: A theoretical framework for analogy // Cognitive Science. 1985. — Vol. 7. — Pp. 155−170.
- Gentner D. The mechanisms of analogical learning // Vosniadou S. Ortony A. (Eds.) Similarity and analogical reasoning. New York: Cambridge University Press, 1989.-Pp. 199−241.
- Gentner D., Browdle B., Wolff P. & Boronat C. Metaphor is like analogy // Gentner D., Holyoak K.J. & Kokinov B.N. (Eds.). The analogical mind: Perspectives from cognitive science. Cambridge MA, MIT Press, 2001. -Pp. 199−253.
- Gentner D. & Jeziorski M. The shift from metaphor to analogy in western science // Ortony A. (Ed.). Metaphor and thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — Pp. 447−480.
- Gibbs R.W. Why many concepts are metaphorical // Cognition. 1996. -Vol. 61.-Pp. 309−319.
- Gick M. & Holyoak K. Schema induction and analogical transfer // Cognitive Psychology. 1983. — Vol. 24. — Pp. 1−38.
- Giora R. & Fein O. On understanding familiar and less familiar figurative language // Journal of Pragmatics. 1999. — Vol. 31. — Pp. 1601−1618.
- Glaser R. A research agenda for cognitive psychology and psychometrics. // Amer. Psychologist. 1980. — Vol. 36 (9). — Pp. 923−936.
- Glaser R. Education and thinking: The role of knowledge // Amer. Psychologist. 1984. — Vol. 39 (2). — Pp. 93−104.
- Grady J., Oakley T. & Coulson S. Blending and metaphor // Gibbs R. & Steen J. (Eds.) Metaphor in Cognitive Linguistics. Amsterdam: Benjamins, 1997.-Pp. 101−125.
- Grush R. & Mandelblit N. Blending in language, conceptual structure and the cerebral cortex. The Roman Jacobson Centennial Symposium // International Journal of Linguistics Acta Linguistica Hafiiiensia. 1997. -Vol. 29.-Pp. 221−237.
- Hofstadter D. A review on mental leaps: Analogy in creative thought // Al Magazine. -1995. Vol. 16(3). — Pp. 75−80.
- Holyoak K. & Thagard P. Mental leaps: Analogy in creative thought. -Cambridge, MA: MIT Press, 1995. 336 p.
- Hummel J.E. & Holyoak K.J. Distributed representations of structure: A theory of analogical access and mapping 11 PsychologicalReview. 1997. -Vol. 104(3). — Pp. 427−466.
- IBM Common User Access Guidelines: Object-Oriented Interface Design, First Edition. Que Corporation Publishers: Carmel, Indiana, December 1992.-738 p.
- Indurkhya B. Metaphor and cognition: An interactionist approach // Studies in Cognitive Linguistics. Dordrecht: Kluwer, 1992. — Vol. 13. — 474 p.
- Keane M.T., Ledgeway T. & Duff S. Constraints on analogical mapping: A comparison of three models // Cognitive Science. 1994. — Vol. 18. — Pp. 387−438.
- Keysar B. On the functional equivalence of literal and metaphorical interpretations // Journal of Memory and Language. 1989. — Vol. 28. -Pp. 375−385.
- Kittay E.F. Metaphor: Its cognitive force and linguistic structure. Oxford: Clarendon Press, 1987. — 358 p.
- Koestler A. The act of creation. New York: Macmillian, 1964. — 751 p.
- Kuhn Th.S. Metaphor in science // Ortony A. (Ed.) Metaphor and thought, 2nd edn. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — Pp. 533−542.
- Lakoff G. The contemporary theory of metaphor // Ortony A. (Ed.). Metaphor and thought (2d ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1993-Pp. 202−252.
- Lakoff G. & Johnson M. Metaphors we live by. — Chicago: University of Chicago Press, 1980. 242 p.
- Lakoff G. & Nunez R. Where Mathematics come from: How the embodied mind brings Mathematics into being. New York: Basic Books. 2000. -512 p.
- Lawler J.M. Metaphors we compute by // Hickey D.J. (Ed.) Figures of thought: For College Writers. 1st edn. — Mayfield Publishing, 1999. — Pp. 328−365.
- Leary D.E. Psyche’s muse: the role of metaphors in the history of psychology // Leary D.E. (Ed.). Metaphors in the history of psychology. -Cambridge, New York, Port Chester, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1990. Pp. 1 -78.
- Levin S.R. Polysemy, conventionality, and the structure of the lexicon // Cognitive Linguistics, 1988. Vol. 1, № 2. Pp. 207−246.
- Liebert Wolf-Andreas. Metaphernbereiche der deutchen Altagssprache: Kognitive Linguistik und die Perspektiven einer kognitiven Lexicographie. Frankfurt: P. Lang, 1992. — 262 p.
- MacCormac E.R. A cognitive theory of metaphor. Cambridge MA: MIT Press, 1989. — 253 p.
- Mandelblit N. Creativity and schematicity in grammar and translation: The cognitive mechanisms of blending. Unpublished doctoral dissertation, UCSD Cognitive Science. 1997 // http://cogsci.ucsd.edu/~mandelbl
- Mandelblit N. The grammatical marking of conceptual integration: From syntax to morphology // Cognitive Linguistics, Special Issue. Vol. 11 (¾).-2000.-197−251.
- Mayer R.E. Some conditions of meaningful learning for computer programming: Advance organizers and subject control of frame order // Journal of Educational Psychology. 1976. — Vol. 68(2). -Pp. 143−150.
- Miall D.S. Introduction // Miall D.S. (Ed.) Metaphor: Problems and perspectives. Sussex: Harvester Press, 1982.-Pp. XI-XIX.
- Norman D.A. Cognitive engineering // Norman D.A. & Draper S.W. (Eds.) User-centered system design: New perspectives on human-computer interaction. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Association, 1986. — Pp. 32−65.
- Oakley T. Conceptual blending, narrative discourse, and rhetoric // Cognitive Linguistics. 1998. — Vol. 9. — Pp. 321−360.
- Petrie H.G. & Oshlag R.S. Metaphor and learning // Ortony A. (Ed.) Metaphor and thought, 2nd edn. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.-Pp. 579−609.
- Pfltiger J. Language in Computing // Domes M. Experimenting in tongues: Studies in science and language. Stanford: Stanford University Press, 2002.-Pp. 125−164.
- Pribram K.H. From metaphors to models: The use of analogy in neuropsychology // Leaiy D.E. (Ed.). Metaphors in the history ofpsychology. Cambridge, New York, Port Chester, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1990. — Pp. 79−103.
- Recanati F. Le present epistolaire: une perspective cognitive // L’informationgrammaticale. 1995. — Vol. 66. — Pp. 38−45.
- Reddy M. The conduit metaphor: a case of frame conflict in our language about language // Ortony A. (Ed.) Metaphor and thought, 2nd edn. -Cambridge: Cambridge University Press, 1993. Pp. 164−301,
- Richards I. A. The philosophy of rhetoric. New York: Oxford University Press. — 1936. — 138 p.
- Rossi E. The wave nature of consciousness: A new direction for the evolution of psychotherapy // The Evolution of Psychotherapy: The second Conference. -New York: Brunner-Mazel, 1992. Pp. 216−235.
- Rummelhart D.E. & Norman D.A. Analogical processes in learning // Anderson J.R. (Ed.) Cognitive skills and their acquisition. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981.-Pp. 184−209.
- Salvucci D.D. & Anderson J.A. Analogy // Anderson J.R. & Lebiere C. (Eds.) The atomic components of thought. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1998. — Pp. 343−383.
- Salvucci D.D. & Anderson J.A. Integrating analogical mapping and general problem solving: the path-mapping theory // Cognitive Science. 2001. -Vol. 25.-Pp. 67−110.
- Scheiderer S. Metaphor shapes scientific thought // htpp://home.columbus.rr.com/sciences/darwinsmetaphors.htm
- Smilowitz E.D. Do metaphors make Web browsers easier? // http://citd.scar .utoronto.ca/Metaphor/14.4.293 .html
- Soskice J.M. Metaphor and religious language. Oxford: Clarendon Press. -1985.-200 p.
- Steen F. Wordsworth’s autobiography of the imagination // A/B Autobiography Studies. 1998. — Vol. 13 (1). — Pp. 7−38.
- Sun D. Thurber’s fables for our time: A case study in satirical use of the great chain metaphor // Studies in American Humor. 1994. — Vol. 3(1). -Pp. 51−61.
- Sweetser E. & Fauconnier G. Cognitive links and domains // Sweetser E. & Fauconnier G. (Eds.) Spaces, worlds, and grammar. Chicago, IL: University of Chicago Press. — Pp. 1−28.
- Tourangeau R. & Sternberg R.J. Understanding and appreciating metaphors // Cognition. 1982. — Vol. 11 (3). — 203−244.
- Tresselt M.E. & Mayzner M.S. Incidental learning: a function of associative strength and distance between S-R pairs // Journal of Psychology. 1962. -Vol. 53.-Pp. 155−160.
- Turner M. Death is the mother of Beauty: Mind, Metaphor. Chicago:
- University of Chicago Press, 1987. 208 p.
- Turner M. The literary mind: The origins of thought and language. -Chicago and London: University of Chicago Press, 1996. 187 p.
- Turner M. & Fauconnier G. Conceptual integration and formal expression // Journal of Metaphor and Symbolic Activity. 1995. — Vol. 10 (3). — Pp. 183−204.
- Vasilesku R. Metaphor understanding A cognitive science perspective // http://citeseer.nj .nec.com/rd/32 730 012,475293,1,0,Download/http:qSqqSq www.cs.cmu.eduqSq~ralucavqSqpa-survey.ps.gz.
- Veale T. Pragmatic forces in metaphor use: The mechanics of blend recruitment in visual metaphors // Nehaniv Chr. (Eds.) Berlin: SpringerVerlag, 1999.-Pp. 37−51.
- Veale T. & O’Donoghue D. Computational Models of conceptual integration // Sixth International Cognitive Linguistic Conference (July 1999). Stockholm, 2000. — Pp. 253−281.
- Vosniadou S. Analogical reasoning as a mechanism in knowledge acquisition: A developmental perspective // Vosniadou S. & Ortony A.
- Eds.) Similarity and analogical reasoning. New York: Cambridge University Press, 1989. — Pp. 413−437.
- Winner E. The point of words: Children’s understanding of metaphor and irony. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988. — 212 p.
- Waterworth J.A. Speech and language based interaction with machines: Towards the conversational computer. Chichester, New York, etc.: Ellis Horwood, 1987. — 165 p.
- Waterworth J.A. Multimedia interaction with computers: human factors aspects. Chichester, Uk: Ellis Horwood. — 1992. — 300 p.
- Zbikowski L.M. Conceptualizing music: Cognitive structure, theory, and analyses. Oxford: Oxford University Press, 2000. — 360 p.