Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний
Диссертация
Констатирующие опыты, проведенные в старшей и подготовительной к школе группе, показали, что самостоятельные высказывания большинства детей малосодержательны, лишены образности, невыразительны. Особую трудность вызвал подбор выразительных лексических средств. Дети не знали, как рассказать словами о красоте того или иного объекта, не могли точно объяснить смысл метафоры. Это выражалось в том, что… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития образной речи
- 1. 1. Лингвистический и литературоведческий аспект проблемы образности речи
- 1. 2. Психологические основы формирования образности речи у дошкольников
- 1. 3. Состояние проблемы развития связной образной речи детей в теории дошкольного образования
- Глава 2. Педагогические условия развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста
- 2. 1. Выявление уровня образности речи в высказываниях типа описания, повествования, рассуждения у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
- 2. 2. Формирование связной образной речи у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)
- 2. 3. Анализ результатов экспериментального обучения
- Выводы
Список литературы
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. — М.: Педагогика, 1978. — 144с.
- Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии / К. И. Алексеев // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — с.73−85.
- Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 1999. — 160с.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974.-364с.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М.: Наука, 1988.-341 с.
- Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке / В. Л. Архангельский. Ростов-н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1964. — 315с.
- Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О. С. Ахманова. М.: Учпедгиз, 1957. — 295с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 607с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-445с.
- Ю.Береснева Н. И. и др. Ассоциации детей от 6 до 10 лет: (ассоциативное значение слова в онтогенезе)/Н.И. Береснева, Л. А. Дубровская, И. Г. Овчинникова Пермь, 1995. — 254с.
- П.Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность / М. Б. Беркинблит, А. В. Петровский. -М.: Политиздат, 1968. 128с.
- Блинова Л.Ф. Эмоциональная регуляция творческой деятельности дошкольника: Дисс. канд. психол. наук. Казань, 1996. — 186с.
- З.Богатырева А. Понимание слов детьми трех-пяти лет / А. Богатырева / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Издательский дом «Академия», 2000. — 560с.
- М.Брандес М. П. Стилистический анализ / М. П. Брандес. М.: Высш.шк., 1971.- 189с.
- Будагов Р.А. Человек и его язык / Р. А. Будагов. М.: Издательство Московского Университета, 1976. — 429с.
- Бухбиндер В.А., Розанов Е. Д. О целостности и структуре текста / В. А. Бухбиндер, Е. Д. Розанов // Вопросы языкознания. 1975. — № 6. — с.73−86.
- Бухвостова С.С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста / С. С. Бухвостова. Курск: Курский государственный педагогический институт, 1976. — 58с.
- Введенская J1.A. Русский язык и культура речи / J1.A. Введенская. -Ростов н/Д.: Феникс 2003. — 544с.
- Введенская JI.A., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика: Учеб. для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. 576с.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя / Л. И. Величко. М.: Просвещение, 1983. — 128с.
- Ветлужских Т.Л., Мажура С. М., Рут М.Э. Образные номинации в речи детей школьного и дошкольного возраста/ Т. Л. Ветлужских, С. М. Мажура, М. Э. Рут / Детская речь и пути ее совершенствования. -Свердловск: СГПИ, 1989. с. 12−21.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова / В.В. Виноградов//Вопросы языкознания. -М., 1953. № 5.-с.5−12
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1963. — 255с.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. Учеб. пособие для вузов/В.В. Виноградов.-М.: Высш. шк., 1971.-240с.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов. -М.: Наука, 1980.-360с.
- Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. -М.: Русский язык, 2001. 720с.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. М.: Просвещение, 1978. -102с.
- Волина В.В. Фразеологический словарь / В. В. Волина. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-94с.
- Ворошнина JI.B. Творческое рассказывание. (Старший дошкольный возраст) / JI.B. Ворошнина // Дошкольное воспитание. 1982. — № 9. — с.28−31.
- Ворошнина JT.B. Обучение творческому рассказыванию / JI.B. Ворошнина// Дошкольное воспитание. 1991. — № 2. -с.2−11.
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте / J1.C. Выготский. -М.: Просвещение, 1991. 92с.
- Выготский JI.C. Психология искусства/JI.C. Выготский. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-480с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-352с.
- Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1991.-188с.
- Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое /Метафора в языке и тексте / В. Г. Гак, В. Н. Телия, Е. М. Вольф и др. -М., 1988. с. 11−26
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981.- 139с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. -471с.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А. Н. Гвоздев. -М.: Просвещение, 1965. -408с.
- Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. 1979. — № 1. — с. 18−20.
- Гербова В.В. Составление описательных рассказов / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. 1981. — № 9. — с.28−34.
- Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. М.: ИНФРА-М, 1997. — 272с.
- Голуб И. Образность речи / И. Голуб // Дошкольное воспитание. -1977. -№ 1.-с.97- 101.
- Гризик Т. Обучение детей описыванию предметов / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. 1989. -№ 5. — с.69−73.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В.Гумбольдт. -М.: Прогресс, 2000.-400с.
- Демина Т.С. Фразеология пословиц и поговорок: учеб. пособие / Т. С. Демина. М.: ГИС, 2001. — 128с.
- Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания / П. Н. Денисов. М.: Русский язык, 1980. — 253с.
- Детская речь: проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. науч. тр./ С. Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1989. — 159с.
- Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста / Л. П. Доблаев. -Саратов, 1969.- 172с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 268с., граф.
- Дудецкий А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения (фантазии) / А. Я. Дудецкий, Е. А. Лустина. М., 1997. — 82 с.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — с. 107−114.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. М.: Знание, 1986.-94 с.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. 1987. № 1. — с.44−51.
- Дьяченко О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? / О.М.
- Дьяченко, Н.Е. Веракса. М: Знание, 1994. — 158с.
- Ефимов А.И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1957. — 519с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 156с.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
- Жоль К.К. Мысль. Слово. Метафора / К. К. Жоль. Киев: Наук, думка, 1984.-303с.
- Дошкольное воспитание. 1986. — № 12. — с.42−46
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5−7 лет / Н. М. Зубарева. М.: Просвещение, 1969. — 111с.- 4л. илл.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. -М.: Просвещение, 1985. 160с.- 8л. илл.
- Ильенков Э. О воображении / Э. О. Ильенков // Народное образование. 1968. № 3. — с.33−42.
- Илькова А.П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 22с.
- Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1991. 191с.
- Карстен Фюнфштюк. Изучение метафоры в детской речи / Проблемы онтолингвистики. Спб: Изд-во ТОО «Бионт», 1997. — 79с.
- Кириллова Г. Д. Развитие воображения в детстве / Г. Д. Кириллова. Орел, 1992.-119с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. М: Советская Россия, 1979. — 158с.
- Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества / Н. Кондратьева, О. Сомкова // Дошкольное воспитание. 1991. — № 10. — с.52−56
- Короткова Э.П. Учим рассматривать картинки // Дошкольное воспитание. 1964. — № 12. — с.49−52.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
- Крутикова JI.E. Структура лексического и фразеологического значения / Л. Е. Крутикова. М.: МГПИ, 1988. — 83с.
- Кузина Н.И. Формирование объяснительной речи у детей старшего дошкольного возраста / Н. И. Кузина // Дошкольное воспитание. 1979. — № 5.- с.38−42
- Лаврентьева Ю.Ф. Индивидуальные особенности развития воображения детей: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1998. 147с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1975. — 255с.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1986. — 124с.
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1990. — 336с.8 8. Ладыженская Т. А. Детская риторика: 1кл.: Методические рекомендации/ Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Р. И. Никольская и др. -М.: С-ИНФО- Баллас, 1994. 61с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 397с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1969.-214с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-584с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.-682с.
- Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. — 96с.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972.-271с.
- Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.127с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. Р-н-Д, 1998. — 414с.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособиедля учителя / М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка /А.А. Люблинская. М.: Просвещение, 1965. — 363с.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков.- М.: Просвещение, 1988. 157с.
- ЮО.Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР /Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. 2004.- № 6. с.64−68.
- Ю1.Мезенин С. М. Образность как лингвистическая категория / С. М. Мезенин // Вопросы языкознания. 1983. — № 6. — с. 48−57.
- Ю2.Метафора в языке и тексте/В.Г.Гак, В. Н. Телия, Е. М. Вольф и др. -М.: Наука, 1988.- 174с.
- ЮЗ.Митькина И. Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни: Дисс. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 2001. -171с.
- Михайлов М.М. Образность как одно из качеств хорошей речи / М. М. Михайлов // Русский язык в школе. 1991. — № 1. — с.83−86.
- Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка /
- A.И.Молотков. Л.: Наука, 1977. — 283с.
- Юб.Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов / Е. И. Мотина. М.: Русский язык, 1983. — 170с.
- Ю7.Мухина B.C. Детская психология: (Учеб для пед. ин-тов) /
- B.С.Мухина / под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. — 272с. Ю8. Негневицкая Е. И., Шахнарович A.M. Язык и дети / Е.И.
- Негневицкая, A.M. Шахнарович. -М.: Наука, 1981. 111с.
- Ю9.Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О. А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.-261с.
- Ю.Никитин М. В. О семантике метафоры / М. В. Никитин // Вопросы языкознания. 1979. — № 1. — с.91−102.
- Ш.Новиков JI.A. Семантика русского языка / Л. А. Новиков. М.: Высшая школа, 1982. — 272с.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация / А. И. Новиков. -М.: Наука, 1983.-215с.
- Новиков Л.А. Лексикология // Современный русский язык / под ред. В. А. Белошапковой. -М.: Высшая школа, 1989. с. 174−196.
- Новиков Л.А. Искусство речи / Л. А. Новиков. М.: Педагогика, 1991.- 144с.115.0динцов В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1980. -263с.
- Пб.Палагина Н. Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н. Н. Палагина. М.: Психолого-социальный инт, 1997. — 136с.
- Панкратова Л.Я. Обучение выразительному чтению наизусть и развитие выразительности и образности речи / Л .Я. Панкратова // Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985.-С.56−60.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве / Н. С. Пантина. М.: РОССПЭН, 1996. — 272с.
- Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / под ред. А. П. Усовой М.: Учпедгиз, 1955. — С.92−125.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже М.: Педагогика-Пресс, 1999.-528с.
- Пленкин Н.А. Обучение школьников структуре и правилам построения текстов / Н. А. Пленкин // Русский язык в школе. 1977. — № 4. — с. 52−58.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1977.-271с.
- Подцъяков Н.Н. Новый подход к развитию воображения у дошкольников / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. 1990. № 1. — с. 16
- Попова О.М. Развиваем воображение дошкольника / О. М. Попова. М., 1996.- 151с.
- Пороцкая E.JI. Роль вербальных средств в развитии воображения старших дошкольников. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1992. 129с.
- Потебня А.А. Собрание трудов. Мысль и язык / А. А. Потебня. М.: Лабиринт, 1999.-300с.
- Придумай слово / под ред. Ушаковой О. С. М.: Просвещение, 1996.- 192с.
- Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / автор-составитель Ушакова О. С. М.: АПО, 1994. — 63с.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1990. — 222с.
- Пустовойт П.Г. От слова к образу / П. Г. Пустовойт. Киев: Радяньска школа, 1974. — 191с.
- Развитие детской речи: традиции и перспективы / под. ред. О. С. Ушаковой М.: Изд. РАО, 2002. — 85с.
- Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук и др. М., 2002. — 206с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 223с.
- Развитие речи дошкольника: Сб. научных трудов / под ред. О. С. Ушаковой.-М.: АПН СССР, 1990.- 137с.
- Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста в лексико-грамматическом аспекте / Е. А. Реферовская. Л.: Наука, 1989. — 165 с.
- Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Просвещение, 1967.-542с.
- Роднянская И.Б. Художественный образ / И. Б. Роднянская // БСЭ. Т.28. М, 1977. — с. 1242 — 1247.
- Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментальнотеоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности / И. М. Розет. Минск: Университетское, 1991. -339с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.2: М-Я / В. В. Давыдов -М.:БРЭ, 1999.-672с.
- МО.Рубинштейн C.JI. К вопросу о языке, речи, мышлении / C.JT. Рубинштейн // Вопросы языкознания. 1957. — № 2. — с.42−48.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика. — Т. 1. — 486с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1976−416с.
- Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография / под ред. Н. Ю. Шведовой М.: Наука, 1981. — 200с.
- Русский язык: Текст как целое и компоненты текста / Н. Ю. Шведова. -М.: Наука, 1982. 177с.
- Савушкина Е.В. Развитие образности речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1993.-30с.
- Самойлова М.В. Развитие понимания и порождения метафоры у школьников: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2002. 234с.
- Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении / Е. Е. Сапогова // Вопросы психологии. 1996. — № 2. -с.5−13.
- Севбо И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования / И. П. Севбо. М.: Наука, 1969. — 135с.
- Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 17с.
- Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова. -Ульяновск: УлГТУ, 1997. 74с.
- Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии / В. Синельников // Дошкольное воспитание. 1993. — № 10. — с.69−72.
- Синтаксис текста. -М.: Наука, 1979. 368с.
- Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляревская. -Спб: Наука, 1993.- 150с.
- Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1987. 24с.
- Смольникова Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1986.-23с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. М.: Просвещение, 1968. — 248с.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика / Г. Я. Солганик. М.: Высш. шк., 1991.-181с.
- Солганик Г. Я. Стилистика русского языка / Г. Я. Солганик. М.: Дрофа, 1996.-272с.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование / В. М. Солнцев. М.: Наука, 1977. — 341с.
- Сохин Ф.А. О задачах развития речи / Ф. А. Сохин // Дошкольное воспитание. 1975. — № 9. — с.43−49.
- Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками / Ф. А. Сохин // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978. — с.50−56.
- Спасская E. J1. Соотношение слова и образа в поэтическом тексте (на материале поэзии французского сюрреализма) / Е. Л. Спасская // Лингвистические закономерности организации текста. М.: БИ, 1991. — с. 19 -28.
- Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук.1. М., 2002.- 16с.
- Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. -Л.: Наука, 1985.- 170с.
- Струнина Е., Ушакова О. Влияние словарной работы на связность речи / Е. Струнина, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. 1981. — № 2. -с.43−45.
- Сухомлинский В. А. Избранные произведения, Т.З / В. А. Сухомлинский. Киев: «Радяньска школа», 1980. — 719 с.
- Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -23с.
- Телия В.Н. Что такое фразеология / В. Н. Телия. М: Наука, 1966.86с.
- Телия В.Н. Типы языковых значений слова: Связанное значение слова в языке/В.Н.Телия.-М.: Наука, 1981.-269с.
- Теория метафоры / под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990.-511с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. -М.: Просвещение, 1972. 175с.
- Ткаченко О. Использование схем в составлении описательных рассказов / О. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 1990. — № 10. — с. 16−21.173 .Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989.-542с.
- Томашевский Б.В. Стилистика / Б. В. Томашевский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-288с.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста / З. Я. Тураева М.: Просвещение, 1986.- 127с.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др. / под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина М.: Просвещение, 1988. — 192с.
- Урмурзина Б.Г. Природа и структура творческого потенциала ребенка-дошкольника: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2002. 181с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М.: Просвещение, 1984.- 176с.
- Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6−7 лет / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. 1972. — № 9. — с.24−32.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду: Старшая и подготовительная к школе группы / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. 1984.-311.-с.8−12.
- Ушакова О., Смирнова Е. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. Ушакова, Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. 1987. — № 12. — с. 16−19.
- Ушакова О.С. «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки» (О работе над словом) / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. 1995. — № 12. -с.31−34.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 56с.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 240с.
- Ушакова О., Колунова J1. Развитие образной речи дошкольников / О. Ушакова, JI. Колунова // Детский сад от, А до Я 2005. — № 2. — с.70−76
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. — 557с.
- Ушинский К.Д. Родное слово: Кн. для детей и родителей / К. Д. Ушинский. Новосибирск: Мангазея, 1999. — 448с.
- Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка / А. И. Федоров. Новосибирск: Наука, 1969. — 92с.
- Федоров А.И. Образная речь / А. И. Федоров. Новосибирск: Наука, 1985.- 199с.
- Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы / И. А. Фигуровский. -М.: Учпедгиз, 1961. 171с.
- Флерина Е.А., Шабад Е. Ю. Живое слово в дошкольном учреждении / Е. А. Шабад, Е. Ю. Шабад. М.: Учпедгиз, 1939. — 94с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 334с.
- Харченко В.К. Переносные значения слова / В. К. Харченко. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та 1989. — 195с.
- Харченко В.К. Функции метафоры: Лингвистика- Учеб. пособие / В. К. Харченко. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. — 88с.
- Харченко В.К. Словарь-тезаурус детской речи / В. К. Харченко. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. -216с.
- Чемортан С. Некоторые проблемы организации художественно-речевой деятельности / С. Чемортан // Дошкольное воспитание. 1989. — № 2. — с.42−46.
- Чичерин А.В. Сила поэтического слова / Чичерин А. В. М.: Советский писатель, 1985. — 320с.
- Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи / P.M. Чумичева. М.: Просвещение, 1992.- 122с.
- Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста / Л. Г. Шадрина: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1990.- 179с.
- Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка / Н. М. Шанский. М.: Высш. шк., 1985. — 160с.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: (на материале онтогенеза речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. М.: Наука, 1990. — 168с.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / под ред. В. В. Гербовой. М.: Просвещение, 1988. — 63с.
- Шмелев Д.Н. Слово и образ / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1964.120с.
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д. Н. Шмелев. -М.: Просвещение, 1977.-335с.
- Шумкина О.Н. Работа над метафоричностью речи младших школьников / О. Н. Шумкина // Начальная школа. 2001. — № 12. — с.25−27.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Краткий очерк/Д.Б.Эльконин.-М.: АПН РСФСР, 1958.- 115с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет/ Д. Б. Эльконин. -М: Учпедгиз, 1960. -328с.
- Anglin J.M. The growth of word meaning. Cambridge, Mass: The MIT Press, 1970. — 108p.
- O.Clark H, Lucy P. Understanding what is meant from what is said: A study in conversationally conveyed requests// J. Verbal Learn, and Verbal Behav. 1982. V.21.N l.P. 85−98
- Gildea P., Glucksberg S. On understanding metaphor: The role of context// J. Verbal Learn. And Verbal Behav. 1983. V. 22. N 6. P. 577−590.
- Glucksberg S., Keysar B. Understanding metaphorical comparisons: Beyond similarity // Psychol. Rev. 1990. V. 97. N1. P. 3−18.
- Honeck R. Historical notes on figurative language // Cognition and figurative language / Honeck R., Hoffman R. (eds.) Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1980. P. 25−46.
- Richardson K. Studies of child Language development / Journal of Child Language. 1970. -№ 3.- P. 17−26.
- Winner E. The point of words: Children’s understanding of metaphor and irony. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.151