Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика и физиологическая характеристика доминирующих типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института в процессе их обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До настоящего времени не проводились комплексные исследования особенностей характеристик функционального состояния, военно-профессиональной работоспособности и успешности обучения у слушателей с различными типами темперамента, и как эти характеристики соотносятся со степенью выраженности признаков соответствующих типов среди лиц одной типологической группы. Вместе с тем, для повышения… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПО ПРОЯВЛЕНИЯМ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Функциональное состояние организма и военно-профессиональная работоспособность военных специалистов в условиях профессиональной деятельности
    • 1. 2. Проблема изучения типологических проявлений высшей нервной деятельности 33 Резюме к главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования и объем материала
    • 2. 2. Методики исследования и их обоснование
    • 2. 3. Исследование показателей функционального состояния организма и работоспособности слушателей
    • 2. 4. Исследование психофизиологических характеристик слушателей
    • 2. 5. Методы статистической обработки экспериментальных результатов

    ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА ДОМИНИРУЮЩИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ 61 3.1. Разработка интегральной методики определения доминирующих проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института

    3.2. Распределение слушателей военно-медицинского института по типам проявления их высшей нервной деятельности

    Резюме к главе

    ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА И РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    4.1. Функциональное состояние ЦНС у представителей различных типов темперамента

    4.2. Психофизиологическая характеристика слушателей с различными типами темперамента

    4.3. Функциональное состояние кардиореспираторной системы у представителей различных типов темперамента

    4.3.1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у представителей различных типов темперамента

    4.3.2. Функциональные резервы кардиореспираторной системы

    4.4. Социально-психологическая характеристика слушателей с 93 различными типами темперамента

    4.5. Физическое развитие слушателей с различными типами темперамента

    4.6. Умственная и физическая работоспособность слушателей с различным типом темперамента 99 Резюме к главе

    ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИХ ОРГАНИЗМА И УСПЕШНОСТЬЮ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 107 5.1. Успешность военно-профессионального обучения слушателей с различным типом темперамента в военно-медицинском институте

    5.2. Функциональное состояние слушателей с различными типами высшей нервной деятельности в период подготовки и сдачи экзамена (в стрессогенной обстановке)

    5.3. Заболеваемость слушателей с различным типом темперамента в период обучения в военно-медицинском институте

    5.4. Физическая подготовленность и работоспособность слушателей с различным типом темперамента в процессе обучения в вузе

    5.4.1. Физическая подготовленность слушателей института

    5.4.2. Физическая работоспособность слушателей в период обучения в вузе

    5.5. Функциональное состояние организма и работоспособность слушателей с различным типом высшей нервной деятельности в процессе суточного наряда 127 Резюме к главе 5 143

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

    ВЫВОДЫ 151 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 153

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 154

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ Ввуз — высшее военное учебное заведение

    ВМедИ — военно-медицинский институт

    ВНД — высшая нервная деятельность

    ВПСР — время простой сенсорной работоспособности

    ВС РФ — Вооруженные Силы Российской Федерации

    ДАД — диастолическое артериальное давление

    ЖЕЛ — жизненная емкость легких

    ИИРС — индекс инотропного резерва сердца

    ИССР — индекс сердечно-сосудистой регуляции

    ИХРС — индекс хронотропного резерва сердца

    КЧСМ — критическая частота слияния световых мельканий

    МЛО-АМ — многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»

    МОК — минутный объем крови

    МО РФ — Министерство Обороны Российской Федерации

    НПУ — нервно-психическая устойчивость

    НС — нервная система

    ПВК — профессионально важные качества

    ПД — пульсовое давление

    ШЮ — профессиональный психологический отбор

    ПСМР — простая сенсомоторная реакция

    ССМР — сложная сенсомоторная реакция

    ПСП — пульсовая сумма пробы

    РДО — реакция на двигательный объект

    САД — систолическое артериальное давление

    САН — самочувствие, активность, настроение

    СДД — среднее диастолическое давление

    СО — систолический объем крови

    16- ФЛО -16- факторный личностный опросник

    ФДП — факультет додипломной подготовки

    ФС — функциональное состояние

    ФР — функциональные резервы

    ЧД — частота дыхания

    ЧКТ — черно-красная таблица

    ЧСС — частота сердечных сокращений

    ЦНС — центральная нервная система

Диагностика и физиологическая характеристика доминирующих типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института в процессе их обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особенности деятельности и условия, в которых осуществляется профессиональная работа военного врача, высокая стоимость их подготовки и цена возможной ошибки, экономическая и оборонная целесообразность увеличения сроков оптимальной работоспособности опытных кадров вызывают необходимость в разработке и реализации мероприятий, повышающих эффективность обучения будущих офицеров медицинской службы (Чиж И.М., 1997; Быков И. Ю., Давыдов С. М., 2000, 2002).

Особое значение они приобретают в военно-медицинских институтах, слушателями которых становятся юноши после четырёх лет обучения в гражданских вузах. Им сложнее адаптироваться к условиям военной службы и обучения в военном вузе, требуется за более короткий срок освоить комплекс знаний и практических навыков, предусмотренных квалификационной характеристикой военного врача (Носов A. JL, 1993; Коршевер Н. Г., 1995; Русанов С. Н., 1997; Киричук В. Ф., Коршевер Н. Г., 1997; Гриценгер В. Р. и соавт., 1998; Решетников В. А. и соавт., 2001, 2004). Исследования показали, что выраженные затруднения адаптации к условиям обучения испытывают до 30% слушателей. Это приводит к снижению их мотивации и успеваемости, высокой увольняемости (Новиков B.C., Боченков A.A., Маклаков А. Г., 1997; Тимофеев Д. А., 2002) и заболеваемости (Онищенко А.Н., 2000, 2002, 2004; Колесников И. В., 2003). Существующие в настоящее время подходы к профессиональному психологическому отбору и психофизиологическому сопровождению учебного процесса (Маклаков А.Г., 1996; Васильков A.M., 1997; Корзунин В. А., 2000, и др.) основываются преимущественно на психологических и личностных характеристиках молодых военных специалистов. При этом недостаточно учитываются типологические особенности высшей нервной деятельности, в то время как именно они во многом предопределяют характер формирования функционального состояния к условиям профессионального обучения и последующей деятельности (Климов Е.А., 1969, 1996; Кулагин Б. В., 1984; Трайстер C.B., 2002; Олонцев В. В., 2004). Остаются не решенными многие вопросы, связанные с психофизиологической диагностикой преобладающих типологических проявлений высшей нервной деятельности.

До настоящего времени не проводились комплексные исследования особенностей характеристик функционального состояния, военно-профессиональной работоспособности и успешности обучения у слушателей с различными типами темперамента, и как эти характеристики соотносятся со степенью выраженности признаков соответствующих типов среди лиц одной типологической группы. Вместе с тем, для повышения эффективности процесса обучения военных врачей результаты таких исследований представляют особый интерес в связи с устойчивостью этих качеств, особенно в экстремальной обстановке, а также ограниченностью возможностей их направленного развития в реальные сроки, отводимые для овладения профессией в военно-медицинском институте.

Цель работы.

Разработка интегральной методики определения доминирующих типологических проявлений высшей нервной деятельности и исследование их взаимосвязи с характеристиками функционального состояния организма и успешностью военно-профессионального обучения слушателей военно-медицинского института, обоснование направлений оптимизации этого процесса.

Для достижения указанной цели сформулированы следующие задачи исследования:

1. Разработать интегральную методику диагностики доминирующих типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института.

2. Исследовать особенности функционального состояния организма, интеллектуальной и физической работоспособности, заболеваемости, успешности обучения слушателей с различным типом темперамента в процессе военно-профессиональной подготовки в военно-медицинском институте.

3. Обосновать направления оптимизации процесса профессиональной подготовки слушателей с различными типологическими проявлениями высшей нервной деятельности в военно-медицинском институте.

Научная новизна исследования.

1. Впервые обоснована и разработана интегральная методика диагностики преобладающих типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института, включающая физиологические, психофизиологические и психологические показатели.

2. Выявлены особенности функционального состояния слушателей с различными типами и выраженностью проявлений их высшей нервной деятельности в процессе военно-профессионального обучения.

3. Обоснованы направления оптимизации процесса военно-профессионального обучения слушателей с различными типами высшей нервной деятельности при проведении мероприятий профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения.

Практическая значимость работы.

Применение разработанной авторской методики диагностики преобладающих типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института позволяет на этапе профессионального отбора в ввуз (высшее военное учебное заведение) прогнозировать успешность их военно-профессионального обучения.

Получены данные о физиологических особенностях проявлений типов темперамента слушателей, которые дают возможность осуществлять целенаправленное динамическое сопровождение учебного процесса в военно-медицинском институте.

Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе при изучении вопросов физиологии труда и психофизиологии в военно-медицинских вузах.

На защиту выносятся.

1. Методика диагностики доминирующих типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института.

2. Физиологическая характеристика доминирующих типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института в процессе их обучения.

3. Направления оптимизации процесса профессиональной подготовки в военно-медицинском институте слушателей с различными доминирующими типологическими проявлениями их высшей нервной деятельности.

Практическая реализация работы.

Основные результаты исследования реализованы при профессионально-психологическом отборе кандидатов к обучению в Саратовском военно-медицинском институте, использованы при выполнении комплексных научно-исследовательских работ Министерства обороны Российской Федерации «Совершенствование профессионально-психологического отбора студентов медицинских вузов для обучения в военно-медицинских институтах» (шифр «Отбор — М») и «Физиологические критерии профессионального отбора кандидатов для обучения в ВВУЗах МО РФ» (шифр «Пригодность») — в психофизиологическом сопровождении учебного процесса в военно-медицинском институтепри чтении лекций и проведении практических занятий на кафедре военной психофизиологии.

Публикации. По теме диссертационного исследования изданы 2 учебных пособия для слушателей факультетов додипломного, послевузовского и дополнительного образования военно-медицинских вузов «Изучение функционального состояния и работоспособности военнослужащих в условиях воинской части» (Саратов, 2002), «Психические свойства личности. Основные методы их исследования» (Саратов, 2002), опубликовано 16 научных работ, внесено 5 рационализаторских предложений.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждены на заседании Ученого совета СарВМедИ и доложены на научно-практической конференции, посвященной 130-летию кафедры общей и военной гигиены ВМедА, «Современные проблемы гигиенического воспитания населения и военнослужащих» (Санкт-Петербург, 2001) — на Международной научно-практической конференции «Проблемы нормы и патологии: современные дискурсивные практики» (Саратов, 2002) — на 68-й итоговой сессии КГМЦ и отделения медико-биологических наук Центрального Черноземного научного центра РАМН (Курск, 2002) — на Всероссийской конференции с международным участием «Достижения биологической функциологии и ее место в практике образования» (Самара, 2003) — на Всероссийской научно-практической конференции «Современное российское общество: власть экспертизы» (Саратов, 2003) — на совместном заседании кафедр военной психофизиологии СарВМедИ и нормальной физиологии СГМУ (Саратов, 2002, 2003, 2004).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы «Организация, методы и объем исследования», 3 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений и указателя литературы. Работа изложена на 187 страницах машинописного текста и содержит 22 таблицы и 26 рисунков.

Список литературы

включает в себя 274 работы отечественных и иностранных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. Разработанная интегральная методика диагностики преобладающих типологических проявлений высшей нервной деятельности у слушателей военно-медицинского института включает в себя физиологические, психофизиологические и личностные характеристики обследуемых и имеет высокие уровни достоверности (р<0,01) и оценки правильности классификации — 72 — 79%.

2. В структуре распределения слушателей военно-медицинского института по доминирующим типологическим проявлениям их высшей нервной деятельности лиц с флегматическим типом — 35,23%, холерическим.

22,73%, меланхолическим — 21,59% и сангвиническим типом темперамента.

— 20,45%.

3. Различия по основным физиологическим и психофизиологическим показателям функционального состояния организма, интеллектуальной и физической работоспособности у слушателей — представителей разных типов темперамента, проявляются при воздействии различных факторов учебного процесса: при несении службы во внутреннем наряде, сдаче экзаменов, которые выступают в качестве своеобразной функциональной пробы.

При этом функциональные состояния, преимущественно относящиеся к адекватной мобилизации, формируются у представителей сангвинического и флегматического типов темперамента, а динамического рассогласованияу лиц меланхолического и холерического типов.

— 4: — Взаимосвязь показателей функциональных резервов кардиореспираторной системы, психических познавательных процессов — памяти и мышления, с показателями выраженности проявлений темпераментных признаков у слушателей носит нелинейный характер.

5. Слушатели сангвинического типа темперамента отличаются от представителей остальных типов более высоким уровнем развития профессионально важных качеств и нервно-психической устойчивости, показателям успешности военно-профессионального обучения и состояния здоровья. Во время несения внутреннего наряда и в стрессовой обстановке у них формируются физиологически наиболее эффективные функциональные состояния адекватной мобилизации.

6. Наиболее затруднен процесс военно-профессионального обучения у слушателей с меланхолическим типом темперамента. Показатели успешности обучения у них снижаются в ходе учебного процесса, а также с ростом выраженности проявлений характеристик темперамента. Во время несения службы в суточном наряде и в стрессогенной обстановке у них раньше образуются и более выражено проявляются функциональные состояния динамического рассогласования. Имеют место сравнительно самые низкие характеристики дисциплинированности, социометрического статуса и состояния здоровья. В их составе — самая низкая доля лиц с высокими уровнями развития профессионально важных качеств и нервно-психической устойчивости и самая высокая доля — с удовлетворительным уровнем их развития.

Представители флегматического и холерического типов темперамента по исследованным показателям занимают промежуточное положение.

7. Выявленные особенности физиологических и психофизиологических характеристик у слушателей с различными доминирующими типологическими-проявлениями~высшей нервной деятельности позволяют обосновать направления оптимизации процесса военно-профессионального обучения в военно-медицинском институте.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В процессе профессионального психологического отбора в военно-медицинские вузы целесообразно определять у кандидатов доминирующие типологические проявления высшей нервной деятельности.

Для этого рекомендуется использовать авторскую методику, включающую в себя физиологические, психофизиологические и личностные характеристики.

2. При достаточном конкурсе и при равенстве показателей, по которым принимается решение о зачислении в военно-медицинский институт, следует отдавать предпочтение кандидатам с сангвиническим типом темперамента. Наименее предпочтительны кандидаты с меланхолическим типом темперамента.

3. При проведении психофизиологического сопровождения учебного процесса в военно-медицинском институте необходимо учитывать физиологические и психофизиологические особенности проявления типов темперамента у слушателей.

Выражаю искреннюю благодарность и признательность за помощь в работе заслуженному деятелю науки РФ, действительному члену МАНВШ и РАМТН, доктору медицинских наук профессору ВЯЧЕСЛАВУ ФЕДОРОВИЧУ КИРИЧУКУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Очерки по экологии человека. Адаптация и резервы организма / H.A. Агаджанян, И. Н. Полунин, Ю. В. Павлов и др. Москва- Астрахань: Б.и., 1997. — 156 с.
  2. H.A. От учения П.К. Анохина о функциональных системах к современной интегративной экологии и медицине / H.A. Агаджанян, Б. Н. Никитюк // Вестник РАМН. 1999. — № 6. — С.15−20.
  3. A.A. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования / A.A. Айдаралиев, А. Л. Максимов. Л.: Наука, 1988.- 125 с.
  4. Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. Пер. с англ. — М.: Мир, 1972. — 176 с.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  6. Альбуханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности / К.А. Альбуханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. Т.1. — 230 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — 287 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. -М.: Медицина, 1975. 448 с.
  10. П.К. Системные механизмы высшей — нервной деятельности / П. К. Анохин // Избранные труды. М.: Наука, 1979.-454 с.
  11. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Б.и., 1980. — 196 с.
  12. P.M. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям / P.M. Баевский // Нервные и эндокринные механизмы стресса: Сб. науч. труд. Кишинев: Штиинца, 1980. — С.30−61.
  13. P.M. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения. Экспресс-информация. Вып. 10. / P.M. Баевский, А. П. Береснева, Н. Р. Палеев. М.: Б.и., 1987. — 65 с.
  14. В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии / В. В. Белоус // Психол. журнал. 1981. — Т.2, № 1. — С.45−55.
  15. В.В. Темперамент как инвариант / В. В. Белоус. — Пятигорск: ПГЛУ, 1997. 208 с.
  16. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Бехтерева Н. П. — JL: Наука, 1971. — 199 с.
  17. Э.Л. Мотивация как фактор формирования функционального состояния напряженности оператора / Э. Л. Бондар, Г. М. Зараковский, Л. Д. Чайнова // Физиология человека. 1999. — Т. 25, № 3. — С.71−78.
  18. В.А. Прогнозирование состояний оператора методами многомерного статистического анализа / В. А. Бодров, Ю. А. Кукушкин // Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии: Тез. докл. I Всесоюзн. симп. — Фрунзе: Илим, 1980. С.70−75.
  19. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора / В. А. Бодров // Психологический журнал. — 1985. Т.6, № 2. — С.85−94.
  20. В.А. Психофизиологические проблемы профессионализации личности / В. А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. — М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.-С.З-4.
  21. М.В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральным' ЭЭГ-параметрами / М. В. Бодунов. — В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М.: Б.и., 1980. С.57−82.
  22. Боровиков В.П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов / В. П. Боровиков. СПб.: Питер, 2001.-656 с.
  23. В.П. Программа Statistica для студентов и инженеров / В. П. Боровиков. — М.: КомпьютерПресс, 2001. — 301 с.
  24. A.A., Шостак В. И., Глушко А. Н. Актуальные проблемы военной психофизиологии / A.A. Боченков, В. И. Шостак, А. Н. Глушко // Воен.-мед. журн. — 1996. — № 12. — С.35−40.
  25. Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз / Ю. В. Бушов.
  26. Томск: Изд-во ун-та, 1992. 76 с.
  27. И.Ю. От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь / И. Ю. Быков, В. М. Давыдов, Д. Б. Олейников // Воен.- мед. журн. 2000. — Т.321, № 11.- С.4−6.
  28. И.Ю. Высшее военно-медицинское образование в условиях реформы Вооруженных Сил Российской Федерации / И. Ю. Быков, В. М. Давыдов // Доклады академии военных наук.2002. № 8. — С.6−12.
  29. A.M. Медико-психологическое и методическое обеспечение профессионального отбора на службу по контракту в Военно-морской Флот на должности матросов и старшин: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. — СПб., 1997. 38 с.
  30. В.В. Оценка физической работоспособности у летного состава / В. В. Власов // Авиакосм, и экол. мед. 1996. — Т. 30, № 5. — С.54−57.
  31. М. Расщепленный человеческий мозг / М. Газанига // Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. — С.47−57.
  32. В.П. Системный подход к проблеме функционального состояния при исследовании адаптивных реакций на холодо- и токсическое воздействие / В. П. Галанцев, Т. И. Баранова, Л. П. Павлова и др. // Медицина. М.: Изд-во
  33. МГУ, 1994. T.l. — С.159−166.
  34. В.А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека / В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко // Экспериментальная и практическая психология. Психические состояния. Д.: ЛГУ, 1981.-Вып. 10.-С.5−16.
  35. Е.С. Смысл понятия «управления» в биокибернетике / Е. С. Гелер, В. И. Свенцинский // Проблемы управления функциями организма человека и животных. М.: Б.и., 1973. -С. 15−20.
  36. A.A. Прогнозирование психофизиологических состояний / A.A. Генкин, В. И. Медведев. Л.: Наука, 1973. -144 с.
  37. А.Н. Адаптация к условиям части — залог сохранения здоровья военнослужащих / А. Н. Глушко, В. В. Моисеев, А. И. Комаров // Воен.-мед. журн. 1997. — Т.318, № 12. — С. 14−15.
  38. A.M. Основы учения о состоянии организмов / A.M. Голдовский. Л.: Наука, 1977. — 166 с.
  39. Л.П. Психические состояния и надежность деятельности оператора / Л. П. Гримак, В. А. Пономаренко // Вопросы кибернетики: эффективность деятельности оператора -М., 1982. — С.145−156.
  40. В.Р. Физиологические аспекты подготовки офицеров медицинской службы на военно-медицинском факультете / В. Р. Гриценгер, В. А. Решетников, Н. Г. Коршевер и др. Саратов: Изд-во СГМУ, 1998. — 191 с.
  41. Д.А. (Gray J.A.) Сила нервной системы, интроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации / Д. А. Грэй. -Вопр. психол., 1968. -№ 3. С.77−89.
  42. K.M. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения / K.M. Гуревич, В. Ф. Матвеев // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Б.и., 1966.
  43. K.M. Индивидуальные особенности операторов и эксплуатационная надежность / K.M. Гуревич, B.C. Клягин, М.И. Серков// Психофизиология труда операторов автоматизированного производства. М.: Б.и., 1974. — С.19 — 24.
  44. В.М. Технология оптимизации деятельности военно-медицинских вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Саратов, 2002. 25 с.
  45. H.H. Функциональные состояния, механизмы и диагностика / H.H. Данилова. М.: МГУ, 1985. — 287 с.
  46. H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, A. J1. Крылова. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 480 с.
  47. Е.А. Интегральная оценка работоспособности при физическом и умственном труде / Е. А. Деревянко, В. К. Хухлаев. М.: Экономика, 1976. — 76 с.
  48. .И. Эмоциональные типы, типичность и гармоничное развитие личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. -1978. Т.З. — С.21−31.
  49. В.А. Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда / В. А. Доскин, H.A. Лаврентьева, О. М. Стронгина и др. // Гигиена труда. — 1975. № 5. — С.28−32.
  50. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В. П. Дядичкин. — Минск: Высш. шк., 1990. 119с.
  51. Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе / Н. Г. Ершова // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 5. — С. 14−17.
  52. В.П. Адаптация как физиологическая основа боевой подготовки / В. П. Загрядский // Воен.-мед. журн. 1974. — № 2. — С.46−47.
  53. В.П. О физиологических резервах организма / В. П. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйлло // Воен.- мед. журн. -1988. -№ 1. -С.51−53.
  54. В.П. Методы исследования в физиологии труда / В. П. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйлло. JL: Б.и., 1991. — 110с.
  55. Г. М. Психофизиологические требования к военным специалистам / Г. М. Зараковский, В. И. Медведев, В. А. Бодров // Разработка методов психофизиологического отбора военных специалистов операторского профиля. Л.: ВМедА, 1968. — С.28−33.
  56. Г. М. Закономерности функционирования эргатических систем / Г. М. Зараковский, В. В. Павлов. — М.: Радио и связь, 1987. — 232 с.
  57. Г. М. Психологический потенциал индивида и популяции / Г. М. Зараковский, Г. Б. Степанов // Человек. М.: Наука, 1998. -№ 3. С.51−59.
  58. A.M. О концепции функционального состояния нервной системы / A.M. Зимкина, Г. Д. Лоскутова // Физиология человека. 1976. — Т.2, № 2. — С. 179−192.
  59. В.П. Психометрика утомления / В. П. Зинчеко, А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков. М.: МГУ, 1977. — 108 с.
  60. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е. П. Ильин // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978.-С.325−346.
  61. Е.П. Методологические аспекты изучения связи свойств нервной системы и темперамента с особенностями поведения и эффективностью деятельности спортсменов / Е. П. Ильин // Педагогика, психология М.: Б.и., 1980. — С. 195.
  62. Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин.- СПб.: Питер, 2001. 464 с.
  63. В.П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, C.B. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. — 118с.
  64. В.И. Категория «состояние» в научном понимании / В. И. Кемкин. М.: Высшая школа, 1983. — 120 с.
  65. В.Ф. Вегетативные функции организма студентов при адаптации к учебному процессу / В. Ф. Киричук, Л. И. Прокофьева, В. М. Головченко // Физиологическое нормирование труда. Тезисы докладов 2 Всесоюзного симпозиума. Донецк, 1989. — С.98−99.
  66. В.Ф. Военно-профессиональная подготовка: системный подход и адаптация / В. Ф. Киричук, Н. Г. Коршевер.- Саратов: Изд-во СГМУ, 1997. 302 с.
  67. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. Казань: КГУ, 1969. — 432 с.
  68. Е.А. Психология профессионала. / Е. А. Климов. М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  69. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512 с.
  70. А.Б. Функциональное состояние человека-оператора: Оценка и прогноз / А. Б. Коган, Б. М. Владимирский. JL: Наука, 1988.-212 с.
  71. И.В. Здоровье и организация медицинского обеспечения моряков дальнего плавания в современных условиях: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб, 2003. — 22 с.
  72. М.Н. Адаптивные возможности лиц различного телосложения в условиях высокой температуры и физической нагрузки / М. Н. Комлева // Актуальные вопросы практики и теории медицины: Матер, науч. конф. Челяб. мед. инст. -Челябинск: Б.и., 1995. С. 145.
  73. JI. Психологические вопросы адаптации студентов к высшей школе / JI. Кондратьева, В. Мозговой // Современная высшая школа. 1984. — Т.47, № 3. — С.207−212.
  74. В.А. Прогнозирование успешности обучения в военно-медицинском вузе и динамика формирования профессионально-важных качеств военных врачей в различных видах Вооруженных Сил: Автореф.. дис. канд. мед. наук. — СПб.: ВМедА, 1993. 21с.
  75. В. А. Комплексы профессионально важных качеств военных врачей различных специальностей / В.А. Корзунин
  76. Вестник Балтийской педагогической академии — 2000. Вып. 34. — С.37−53.
  77. Н.Г. Медицинские аспекты профессионального становления молодых летчиков-истребителей / Н. Г. Коршевер. -М.: Изд-во МО СССР, 1990. С.51−53.
  78. Н.Г. Физиологическая оценка адаптации и прогнозирования успешности военно-профессионального обучения и становления молодых военных специалистов: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. -Саратов, 1995. -41 с.
  79. Н.Г. Адаптация и военно-профессиональная подготовка / Н. Г. Коршевер // Воен.-мед. журн. — 1997. Т.318, № 4.-С.51−53.
  80. Н.Г. Адаптация морских пехотинцев к условиям военно-профессиональной подготовки / Н. Г. Коршевер, И. А. Шевчук, JI.E. Шевчук. Саратов: Изд-во СарВМедИ, 1999. -159 с.
  81. Н.Г. Диагностика и технология оптимизации медицинского обеспечения воинской части / Н. Г. Коршевер, C.B. Полковов, О. В. Лавриненко и др. // Воен.-мед. журн. — 2000. -Т.321, № 5. С. 17−20.
  82. Н.Г. Системный подход и оптимизация подготовки военных врачей / Н. Г. Коршевер, В. В. Бессмертнов, Ю. Г. Ловянников // Доклады академии военных наук: сериявоенное здравоохранение и военно-медицинское образование. — 2001.-№ 7.-С. 20−23.
  83. Н.Г. Адаптация личного состава подразделений охраны к условиям военно-профессиональной деятельности: технология оптимизации / Н. Г. Коршевер, А. Н. Онищенко, C.B. Трайстер и др. Саратов: Изд-во СарВМедИ, 2002. — 174 с.
  84. Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. М.: Педагогика. — Пресс, 1995. — 608 с.
  85. И.Д. Современное состояние и проблемы профессионального отбора военнослужащих / Д. И. Кудрин, М. М. Решетников // Воен.-мед. журн. 1986. — № 12. — С.40−44.
  86. .В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. Д.: Медицина, 1984. — 216 с.
  87. В.И. Военно-профессиональная работоспособность специалистов флота в экстремальных условиях / В. И. Кулешов. — СПб: Б.и., 1995.-80 с.
  88. Н.С. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга / Н. С. Лейтес, Э. А. Голубева, Б. Р. Кадыров. — В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М.: Б.и., 1980.-С.114−134.
  89. А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. М.: ИГУ, 1981. -109 с.
  90. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  91. А.Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. — 1972. — № 9.
  92. О.В. Функциональное состояние военнослужащих при экстремальных условиях. Прогнозирование возникновения вегетативных дисфункций и их коррекция: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. СПб., 2000. — 41 с.
  93. Н.Д. О психическом состоянии человека / Н. Д. Ливитов // Просвещение. 1964. — 344 с.
  94. C.B. Методологические аспекты оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих /C.B. Литвинцев, C.B. Чермянин, А. Г. Маклаков / Морск. мед. журн. — 1997. — № 3.-С. 5−8.
  95. В.И. Влияние индивидуально-психологических особенностей курсантов на показатели обучения летного состава / В. И. Лобков, Е. В. Гольдберг, И. И. Лебедев и др. // Воен.-мед. журн. 1968. -№ 12. — С.63−65.
  96. B.C. Исследование психофизиологических особенностей личности курсантов (летчиков) для прогнозирования качества летной работы / B.C. Лозинский, Н. И. Артемюк // Отчет по теме НИР № 4−78. Киев, 1980. — 19 с.
  97. .Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. — 1975. № 2. — С.31−45.
  98. С.И. К оценке эффективности психологического отбора в высшее авиационное училище летчиков / С. И. Лосев // Воен.-мед. журн. 1965. -№ 11.- С.50−52.
  99. Н.Ф. Разработка комплекса психодиагностических методик оценки свойств личности курсантов летных училищ / Н. Ф. Лукьянова. М.: Б.и., 1985. -94 с.
  100. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1996. — 46 с.
  101. ВЛ. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1982. — 32 с.
  102. В. Л. Прогнозирование эмоциональной напряженности в полетах / В. Л. Марищук // Оценка и прогнозирование функциональных состояний в прикладной физиологии: Тез. докл. II Всесоюз. симп. — Фрунзе: Илим, 1984. — Т.1. С.36−38.
  103. В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко и др. М.: Просвещение. — 1990. — 256 с.
  104. Марищук В Л. Эмоции в спортивном стрессе / В. Л. Марищук. СПб.: Б.и., 1995. — 38 с.
  105. А.Т. Влияние уровня нейротизма на развитие адаптации / А. Т. Марьянович, В. Н. Игнаткин, Ю. А. Чиши и др. // Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 4. — С. 170−171.
  106. М.В. Медикосоциальные аспекты адаптации военнослужащих / М. В. Махнев, A.B. Махнев // Воен.-мед. журн. 2000. — Т.321, № 9. — С.57−64.
  107. В.И. Терминология инженерной психологии / В. И. Медведев, A.M. Парачев. Л.: ВМедА, 1971. — 112 с.
  108. В.И. Функциональные состояния оператора / В. И. Медведев // Введение в эргономику. М.: Изд-во Сов. радио, 1974.-С.94−110.
  109. В.И. Влияние эмоциональной сферы на деятельность оператора / В. И. Медведев // Физиологические основы повышения эффективности труда. Л.: Наука, 1978. -С.118−136.
  110. В.И. Классификация поведенческой адаптации / В. И. Медведев // Физиология человека. 1982. — Т.З. — С.362−374.
  111. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов / В. И. Медведев. Л.: Наука, 1982. -103 с.
  112. В.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины / В. И. Медведев. Л.: ВМедА, 1983. — 24 с.
  113. В.И. Зависимость летного обучения курсантов от акцентуации их характера / В. И. Медведев, С. Э. Афанасьев // Физиология человека. 1991. -Т.17, № 2. — С.131−134.
  114. В.И. Функциональные состояния человека / В. И. Медведев // Физиология трудовой деятельности. — СПб.: Наука, 1993. С. 25−61.
  115. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации /
  116. B.И. Медведев // Физиология человека. 1998. — Т.24, № 4. —1. C.7−13. .
  117. Ф.З. Роль стресса в механизме долговременной адаптации и профилактика стрессовых повреждений / Ф. З. Меерсон // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 1980. — № 5. — С.3−16.
  118. Ф.З. Механизмы срочной и долговременной адаптации и роль в нем стресс-синдрома / Ф. З. Меерсон //
  119. Адаптация человека в различных климатогеографических зонах и производственных условиях. Тезисы докладов III Всесоюзной конференции. Ашхабад- Новосибирск, 1981. — Т.1. — С.15−16.
  120. Ф. 3. Защитные эффекты адаптации и некоторые перспективы развития адаптационной медицины / Ф. З. Меерсон // Успехи физиологических наук. 1991. — Т. 22, № 2. — С.52−89.
  121. Ф.З. Адаптационная медицина: Механизмы и защитные эффекты адаптации / Ф. З. Меерсон. — М.: Изд-во СП Интер. союз, 1993. 331 с.
  122. B.C. Очерк теории темперамента / B.C. Мерлин. -М.: Просвещение, 1964. 304 с.
  123. B.C. Темперамент как фактор трудовой деятельности / B.C. Мерлин // Очерк теории темперамента. -Пермь: Б.и., 1973. С. 148−167.
  124. B.C. Системный подход к биогенезу интегральной индивидуальности / B.C. Мерлин // Психология формирования и развитие личности. — М.: Б.и., 1980. С.87−105.
  125. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256с.
  126. Методические рекомендации по использованию классов психофизиологической разгрузки и мобилизации летного состава. М.: ВВС, 1988. — 47 с.
  127. М.М. Адаптация человека к экстремальной природной среде и ее возможное значение для клиники внутренних болезней / М. М. Миррахимов // Терапевт, архив. -1986. Т.58, № 5. — С.3−10.
  128. A.B. Физиологическая оценка, прогнозирование и оптимизация адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд.мед. наук. Саратов, 2003. — 27 с.
  129. Д.Д. Особенности адаптации выпускников восьмых классов в средних профтехучилищах / Д. Д. Наурузбаев // Социологические исследования. — 1984. — № 3. — С.142−145.
  130. В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В. Д. Небылицын. М.: Просвещение, 1966. — 382 с.
  131. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии / В. Д. Небылицын // Вопр. психол. — 1971. — № 6.-С. 13−26.
  132. В.Д. Функциональное состояние нервной системы человека и ее основные свойства / В. Д. Небылицин // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — С.187−192.
  133. B.C. Методы исследования в физиологии военного труда / B.C. Новиков, В. П. Андрианов, В. Н. Бортновский и др. -М.: Военное изд-во, 1993. 240 с.
  134. B.C. Функциональные состояния летчика / B.C. Новиков, В. Ю. Чепрасов. СПб.: Б.и., 1993. — 48 с.
  135. B.C. Методы исследования в целях врачебно-летной экспертизы / B.C. Новиков. — СПб.: Б.и. — 1995.
  136. B.C. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих / B.C. Новиков // Воен.-мед. журн. 1996. — Т.317, № 4. — С.37−40.
  137. B.C. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов / B.C. Новиков, A.A. Боченков, А. Г. Маклаков. — СПб: ВМедА, 1997. С. 4.
  138. B.C. Физиология летного труда / B.C. Новиков. -СПб: Наука, 1997.-411 с.
  139. B.C. Основы психологического обеспечения учебного процесса военно-учебных заведений / B.C. Новиков, A.A. Боченков. СПб: ВмедА, 1997. — 305 с.
  140. B.C. Физиология экстремальных состояний / B.C. Новиков, В. В. Горанчук, Е. Б. Шустов. СПб.: Наука, 1998. -247 с.
  141. B.C. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях / B.C. Новиков, В. В. Горанчук, Е. Б. Шустов. СПб.: Наука, 1998. — 544 с.
  142. B.C. Физическая работоспособность водолазов при длительных глубоководных погружениях / B.C. Новиков, A.A. Поваженко, Ю. Г. Бойко и др. // Физиология человека. -1998. Т.24, № 4. — С.38−42.
  143. B.C. Пути совершенствования профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения учебного процесса ввуза / B.C. Новиков // Воен.-мед. журн. 2001. — Т.322, № 4. — С.9−14.
  144. A.JI. Адаптация слушателей военно-медицинского факультета и пути повышения эффективности их профессионального обучения: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Саратов, 1993. — 25 с.
  145. В.В. функциональное состояние слушателей военно-медицинского института с различным уровнем физической подготовленности: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Саратов, 2004. — 25 с.
  146. А.Е. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности / А. Е. Олыпанникова, JI. A Рабинович // Вопр. психол. 1974. -№ 3. — С.40.
  147. А.Е. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность. Опыт использования статистических закономерностей распределения показателей / А. Е. Олыпанникова, В. В. Семенов, A.M. Смирнов // Вопр. психол. 1976. — № 5. — С.103−113.
  148. А.Н. Изучение заболеваемости слушателей в военно-медицинском вузе / А. Н. Онищенко. Саратов, 2000. -8 с. — Депонирована в ГЦНМБ, №Д-26 382 от 7.02.2000.
  149. А.Н. Изучение социально-психологических характеристик профессионального обучения слушателей военно-медицинского института / А. Н. Онищенко, У. Х. Рахманов. Саратов, 2001. — 9 с. — Деп. в ГЦНМБ № Д-26 827.
  150. А.Н. Изучение функционального состояния организма слушателей военно-медицинского института / А. Н. Онищенко // Воен.-мед. журн. 2001. — № 4, Т.322. — С.63−64.
  151. А.Н. О заболеваемости слушателей военно-медицинского института / А. Н. Онищенко // Воен.-мед. журн. — 2002. -№ 3, Т.323. — С.27.
  152. А.Н. Оптимизация адаптации военных врачей-интернов к условиям профессионального обучения /
  153. A.Н. Онищенко, З. Ц. Алборов // Материалы научно-практической конференции ВолГМУ, посвященной 60-летию великой победы под Сталинградом. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2003. — С.38−39.
  154. JI.A. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы и мозжечка и высшая нервная деятельность / JI.A. Орбели // Физиолог, журн. СССР им. Сеченова. 1949. — Т.35, № 5. — С.594−596.
  155. JI.A. Теория адаптационно-трофического влияния нервной системы / JI.A. Орбели // Избранные труды. — M.- JL: АН СССР, 1962. Т.11. — С.227−224.
  156. И.П. Полное собрание сочинений: Т. З, кн.1. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных / И. П. Павлов. M.- JL: Изд-во АН СССР, 1951.-392 с.
  157. И.П. Полное собрание сочинений: Т. З, кн.2. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных / И. П. Павлов. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-438 с.
  158. В.В. Введение в медицинскую кибернетику /
  159. B.В. Парин, P.M. Баевский. M.: Медицина, 1966.
  160. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  161. В.А. Психология жизни и труда летчика /
  162. B.А. Пономаренко. М.: Б.и., 1992. — 224 с.
  163. А.П. Очерки психологии спорта / А. П. Пунин. — М.: Б.и., 1959.-308 с.
  164. H.A. Оценка функциональных резервов и летный прогноз / H.A. Разсолов, Л. И. Покотило // Материалы XV съезда Всесоюзн. физиол. общества. Кишинев: Б.и., 1987. — Т.2.1. C.109.
  165. Д.Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. -672 с.
  166. Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности / Н. П. Рапохин // Психол. журн. 1981. — Т.2, № 5. — С.92−94.
  167. В. А. Оптимизация профессиональной подготовки военных врачей / В. А. Решетников, Н. Г. Коршевер, В. Р. Гриценгер и др. Саратов: Изд-во СГМУ, 1998. — 75 с.
  168. В.А. Качественное комплектование военно-медицинских институтов — основа эффективного образовательного процесса / В. А. Решетников, В. М. Давыдов // Доклады академии военных наук. — 2004. — № 10. — С.5−9.
  169. В.И. К вопросу о функциональных состояниях в связи с типологическими свойствами нервной системы / В. И. Рождественская, Э. А. Голубева, Л.Б. Ермолаева
  170. Томина и др. // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т.5. -М.: Б.и., 1967. — С.103−123.
  171. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973. 423 с.
  172. Н.М. К понятию работоспособности летного состава / Н. М. Рудный, В. А. Бодров // Воен.- мед. журн. 1983. — № 4. — С.49−52.
  173. В.М. О факторной структуре интегральных электроэнцефалографических параметров человека /
  174. B.М. Русалов, М. В. Бодунов. В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. — М.: Б.и., 1980. — С.94−113.
  175. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С.19−33.
  176. М.И. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека / М. И. Русалова. — М.: Наука, 1979.- 170 с.
  177. С.Н. Взаимосвязь основных видов направленности личности у слушателей мужского и женского пола военно-медицинского факультета с успешностью обучения /
  178. C.Н. Русанов, П. Ф. Забродский. Саратов, 1997. — 6 с. — Деп. в ВИНИТИ № 858-В97.
  179. С.Н. Взаимосвязь показателей функционального состояния организма слушателей Военно-медицинского факультета с успешностью обучения: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Саратов, 1997. — 20 с.
  180. И. А. Состояние функций организма и работоспособности моряков / И. А. Сапов, A.C. Солодков. — Л.: Медицина, 1980. 192 с.
  181. Селье Ганс. Очерки об адаптационном синдроме / Ганс Селье. М.: Медгиз, 1960. — 245 с.
  182. И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. — ИТ.: Изд-во АМН СССР, 1952. -Т.1.-533 с.
  183. П.В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний / П. В. Симаков // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука, 1981. — С.596−617.
  184. П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-216 с.
  185. П.В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1987. 240 с.
  186. A.C. Адаптационные возможности человека / A.C. Солодков // Физиология человека. — 1982. Т.8, № 3. -С.445−449.
  187. Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. -М.: Прогресс, 1982.
  188. Г. П. Факторы авиационного полета проблемы адаптации и здоровья авиационных специалистов / Г. П. Ступаков // Выживание человека: резервные возможности и нетрадиционная медицина: Материалы I Междунар. конф. -М.: Б.и., 1993. — С.14−16.
  189. К.В. Функциональная система организма как объект физиологического анализа / К. В. Судаков // Вестн. АМН СССР. 1985.-№ 2.-С.З-11.
  190. К.В. Функциональные системы организма / К. В. Судаков. М.: Медицина, 1987. — 432 с.
  191. К.В. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Теоретические и прикладные аспекты / К. В. Судаков // Вестник АМН СССР. 1987. — № 8. — С.3−14.
  192. К.В. Системные механизмы поведения /
  193. К.В. Судаков, М. Баича. М.: Медицина, 1990. — 239 с.
  194. К.В. Теоретическая физиология: развитие в научной школе П. К. Анохина / К. В. Судаков // Вестник РАМН.- 1994. -№ 10. — С.3−11.
  195. И.Ю. Профессионал в экстремальных условиях / И. Ю. Сундиев // Социологические исследования. 1988. — № 4.1. С.50−58.
  196. В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. СПб., 2000. — 48 с.
  197. В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения обучения специалистов / В. Н. Сысоев // Вестник Балтийской педагогической академии. — 2000. Вып. 34. — С.37−53.
  198. .М. Проблемы индивидуальных различий. Избр. работы / Б. М. Теплов. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  199. .М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека / Б. М. Теплов. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека — М., 1963. — Т.З. — С.3−46.
  200. .А. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности / Ж. А. Тесленко // Практические занятия по врачебномуконтролю. M.: Физкультура и спорт, 1976. — С.33−62.
  201. Техническое описание и инструкция по эксплуатации портативного модульного комплекса (ПМК) Б 9. Ю46.00.00.000ТО. М.: Б.и., 1988. — 33 с.
  202. Техническое описание по эксплуатации прибора «Физиолог» 9С2.893.001 ТО. М.: Б.и., 1978. — 46 с.
  203. Д.А. Функциональные состояния организма и работоспособность молодых военных специалистов авиационного профиля в начальном периоде профессионального обучения: Дис.. канд. мед. наук. — Саратов, 1997.-183 с.
  204. Д.А. Влияние циркадианных ритмов на функциональное состояние организма и работоспособность операторов / Д. А. Тимофеев, А. Н. Онищенко, С. Н. Русанов и др. // Воен.-мед. журн. 2000. — Т.321, № 4. — С.62−65.
  205. Д.А. Физиологические аспекты первичной специализации военных врачей на послевузовском этапе обучения: Автореф. дис.. докт. мед. наук. Саратов, 2002. -38 с.
  206. C.B. Адаптация военнослужащих подразделений охраны к условиям военно-профессиональной деятельности и пути ее оптимизации: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Саратов, 2002. — 25 с.
  207. Е.В. Психология профессиональной деятельности / Е. В. Трифонов // Словарь. СПб.: Б.и., 1996. -320 с. v
  208. В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В. А. Трошихин, С. И. Молдавская, Н. В. Кольченко. Киев: Наукова думка, 1978.
  209. В.П. Соотношение категорий диалектического материализма / В. П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1956. — 66 с.
  210. Ю.Н. Анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, A.A. Макаров. М.: Б.и., 1995.-384 с.
  211. A.A. Парабиоз и доминанта / A.A. Ухтомский. -Собр. соч. Л.: ЛГУ, 1950. — Т.1. — С.232−292.
  212. A.A. Доминанта как фактор поведения / A.A. Ухтомский. Собр. соч. — Л.: ЛГУ, 1950. — Т.1. — С.293−315.
  213. И.Б. Функциональная надежность и функциональные резервы летчика / И. Б. Ушаков, П. М. Шалимов // Вестн. РАМН. 1996. -№ 7. — С.26−31.
  214. В.М. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения / В. М. Фролов Л.: Б.и., 1972.- 176 с.
  215. М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора / М. В. Фролов. М.: Наука, 1987. — 200 с.
  216. А.И. Психологические особенности деятельности слесарей-сборщиков конвейерного производства / А. И. Фукин.
  217. Набережные Челны, 1995. 129 с.
  218. В.А. К вопросу об оценке здоровья военнослужащих / В. А. Хоженко // Воен.-мед. журн. 1999. -Т.320, № 8. — С.47−49.
  219. Е.Д. К проблеме функциональных состояний мозга / Е. Д. Хомская // Вопросы психологии. 1977 — № 5 — С.105−113.
  220. Е.Д. Мозг и активация / Е. Д. Хомская М.: МГУ, 1985.-382 с.
  221. Г. М. Зависимость успеваемости студентов от индивидуально-типологических свойств их нервной системы // Физиол. Журн. 1990. — Т.36, № 4. — С.89−93.
  222. Чиж И. М. Основные направления реформы военно-медицинского образования / И. М. Чиж // Воен.-мед. журн. -1997. Т.318, № 1. — С.4−16.
  223. В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Л.: ЛГУ, 1983.
  224. В.Н. Взаимосвязь физических, физиологических и личностных особенностей курсантов с успешностью обучения в высшем военно-медицинском учебном заведении: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1995. — 22 с.
  225. П.М. Функциональные резервы и функциональная надежность человека: Тез. докл. на III Съезде физиологического общества Рос. акад. наук / П. М. Шалимов // Успехи физиологических наук. — 1995. — Т.26, № 1. — С.111−112.
  226. Ю.М. Исследования функционального состояния системы внешнего дыхания / Ю. М. Шапкайц // Практические занятия по врачебному контролю. — М.: Б.и., 1976. — С.62−76.
  227. В.И. Актуальные проблемы физиологии военного труда / В. И. Шостак. СПб: Б.и., 1992. — 239 с.
  228. В.И. Военно-профессиональная работоспособность как критерий здоровья / В. И. Шостак, Л. А. Яныиин // Воен.мед. журн.- 1992.-№ 11.-С.54−56.
  229. В.И. Методологические и теоретические основы психофизиологии / В. И. Шостак, В. А. Корзунин // Вестник балтийской педагогической академии. Вып. 34. — 2000. — С.4−14.
  230. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. — М.: Б.и., 1924.
  231. В.М. Исследования психического состояния человека в процессе производственной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JL: ЛГУ, 1980. — 19 с.
  232. Alexander F.D. Psychosomatic medicine: Its principles and aqpplications / F.D. Alexander. New York: Norton, 1989. — 300 p.
  233. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation / G.W. Allport. -N.-Y., 1937.
  234. Baker F.B. Methodological review: Item parameter estimation under the one-, two-, and three-parameter logistic models / F.B. Baker // Appl. Psychol. Meas. 1987. — Vol. 11, N2. — P. 111 141.
  235. Bernard CI. Lecons Sur les phenomenes de vie / CI. Bernard. -Paris, 1878.- 128 p.
  236. Boudreau J.W. Effects of employee flows on utility analysis of human resource productivity programs / J.W. Boudreau // J. Of Applied Psychology. V.68. — 1983. — P.396−406.
  237. Buss A.R. Temperament Theory of Personality Development / A.R. Buss, R. Plomin. N.-Y., 1975.
  238. Buss A.R. Individual differences: traits and factors / A. R Buss, W. Poley. New York: Gardner Press, 1976.
  239. Cattell R.B. The interpretation of Pavlov’s typology and the arousal concept, in replicated trait and state factors / R.B. Cattell. —1.: Biological Bases of individual behavior / Eds. V.D. Nebylitsin, J. A. Gray. New York- London, 1972. — P. 141−164.
  240. Cattell R.B. Objective personality and motivation tests / R.B. Cattell, F.W. Warburton. Urbana et al.: Univer. of Illinois Press, 1967.
  241. Ceci SJ. Dont forget to take the cupcakes out of the oven: Stratetictime monitoring, prospective memory and context / S.J. Ceci, V. Bronfenbrenner. — Child Development, 1985. — Vol.56, N.4.-P. 175−190.
  242. Cloninger C.R. Temperament and Personality / C.R. Cloninger // Current Opinion in Neurobiology, 1994. V.4. — P.266.
  243. Costill D.L. Practical problems in exercise physiology research / D.L. Costill. Research Quarterly, 1985. — V.56. — P.378−384.
  244. Doughty Paul. Testing adaptations / Paul Doughty // Quart. Rev. Biol. 1998. — V.73, N.3. — P.333−336.
  245. Eysenk H.J. The Dynamics of Anxiety and Hysteria / H.J. Eysenk. London, 1957.
  246. Eysenck H.J. The biological basis of personality / H.J. Eysenck. — Springfield, Illinois: Thomas, 1967.
  247. Eysenk H.J. Personality structure and measurement / H. J Eysenk, S.R. Eysenk. London, 1967. — 310 p.
  248. Eysenck H.J. Conditioning, introversion extraversion and the strength of the nervous system / H.J. Eysenck, A. Levey. — In: Biological Bases of individual behavior / Eds. V.D. Nebylitsin, J.A. Gray. — New York- London, 1972. — P. 100.
  249. Eysenck H.J. Personality, learning and anxiety / H.J. Eysenck. — In Handbook of abnormal psychology/Ed. London, 1973. — P.40.
  250. Eysenk H.J. Biological dimensions in personality / H.J. Eysenk, L.A. Pervin (ed.) // Handbook of Personality. Theory and Research. The Guilford Press. N.-Y., London, 1990. — P.244−276.
  251. Folkard S. Chronobiology and shift work: Current issues and trends / S. Folkard, D.S. Minors, J.M. Waterhouse // Cronobiologia. 1985.-Vol.12, N.l. — P.31−54.
  252. Guilford J.P. Fourteen Dimensions of Temperament / J.P. Guilford, W.S. Zimmerman // Psychological Monographs, 1956. -V. 70, N. 10.-P. 1−26.
  253. Gray J.A. The psychophysiological nature of introversion -extraversion: a modification of Eysenck’s theory / J.A. Gray. In: Biological Bases of individual behavior/Eds. V.D. Nebylitsin, J.A. Gray. — New York- London, 1972. — P. 182−205.
  254. Hossach K.F. Maximal cardiac function in sedentary normal men and women Comparison of age — related changes / K.F. Hossach, R.A. Bruce // J. Appl. Physiol. 1982. — Vol.53, N.4. -P.799−804.
  255. Kagan J. The idea of temperament: Where do we go from here? / J. Kagan, D. Arcus, N. Snidman // Nature, nature and psychology. R Plomin, G.E. McClearn (eds.). Washington, 1993. — P. 197−210. '
  256. Lader M.H. Physiological research in anxiety / M.H. Lader. -In: Research in neurosis/Ed. Von Praug Utrecht, 1976. — P. 108 120.
  257. Lakey J.L. Somatic response patterning and stress: Some revisions of aktivition theori / J. L Lakey // Psychological stress issues in research / Ed. by H. H. Appley, U. R. Trumbu. N.-Y.: Appletion-Centuru-Grofts, 1967. — P. 14−42.
  258. Lazarus R.S. Emotion and cognition: with special reference to anxitty / R.S. Lazarus, J.R. Averill. — In: Anxiety, current trends in theory research. V.2. / Ed. Ch. D. Spielberger. — New York- London, 1972.-P.241.
  259. Lewin K. S. Environmental forces in child behavior and development / K.S. Lewin // Handbook of child and abultpsychopathology: A longitudinal perspective. New York, 1990. -P.92−127.
  260. Mace C.A. Homeostasis, needs and values / C. A Mace // Brit. J. Psycyol. 1953. — Vol.44. — P.27−32.
  261. Marsh H.W. The Outward Bound Briolging Cource for low-achieving high school males: Effect on academic and multidimensional selfconcepts / H.W. Marsh, G.E. Richards // Austral J. Psychol. 1988. — Vol. 40, N.3. — P.267−280.
  262. Menyhart J.A. Men’s behavior in anxiety / J.A. Menyhart, P.J. Gleary // Intern. J. Psychophysiol. 1986. — Vol.38, N.2. — P.3−19.
  263. Miksik C. A. Posuzovani struktury a dunaviky aktualnick psychiatrick stabu / C. A Miksik // Vy. Kumny ustav psychiatricky. Paha-Zpravy. — 1975. — P.3−45.
  264. Nitko J. Continual characteis of the adaptive processes at the work at sea / J. Nitko // Bull Jnst. Marit and Trop. Med. Gdynia. -1989. Vol.40, N.3−4. — P.135−139.
  265. Rolls E.T. Information in the brain / E.T. Rolls. New York: Acad, press, 1990.- 196 p.
  266. Schmidt F.L. Statistical power in criterion-related validity studies / F.L. Schmidt, J.E. Hunter, V.W. Urry // J. of Applied psychology. 1976. — 61. — P.473−485.
  267. Sheldon W. H. The Varieties of Temperament: Psychology of constitutional differences / W. H. Sheldon, S.S. Stevens. N.-Y.- London, 1942. — 600 p.
  268. Spielberger Ch. D. Conceptual and methodological issues in anxiety research / Ch. D. Spielberger. — In: Anxiety, current trends in theory research. V.2. / Ed. — New York- London, 1972. — P.482.
  269. Spielberger Ch. D. The effects of f on anxiety complex learning and academic achievement / Ch. D. Spielberger. In: Anxiety behavior /Ed. — New York- London, 1966. — P.361.
  270. Strelay J. The concept of arousal and arousability as used in temperaments studies / J. Strelay / Temperament individual differences at the interface of biology and behavior / Eds. Bates, Washs, 1994.
  271. Thomas A. Temperament and Development / A. Thomas, S. Chess.-N.-Y., 1977.
  272. Tyler L.E. Individual differences, and Abilities motivational directions / L.E. Tyler. Englewood Cliffs- New Jersey- Prentice1. Hall, 1974. i
  273. Wundt W. Grundzuge der Physiologischen Psychologie / W. Wundt. Leipzig, 1893.
  274. Wyatt S.P. Fatigue and boredom in repetive work / S.P. Wyatt, J.N. London // Industrial health research Board report. 1989. -N.77. — P.38−44.
Заполнить форму текущей работой