Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика личностных и речевых характеристик в процессе восстановления нарушенного речевого общения: на примере логопсихотерапии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Углубленное исследование многих общепсихологических проблем проводилось и проводится на материале различного рода психических и физических отклонений от нормы (А.Адлер, Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, Б. Д. Карвасарский, В. Н. Мясищев и др.). В этой связи, для решения сложной и многоаспектной проблемы полноценного общения интерес представляет анализ работы с людьми, имеющими нарушения речевого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психология личностного и речевого развития в норме и патологии
    • 1. 1. Понятия личности и речи и их соотношение в общении
    • 1. 2. Психологические особенности речевого развития в онтогенезе
    • 1. 3. Психологические аспекты проблемы логоневроза в форме заикания и его терапии
    • 1. 4. Семейная групповая логопсихотерапия как модель процесса восстановления нарушенного речевого общения
  • Выводы
  • Глава II. Экспериментальное исследование динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии
    • II. 1. Анализ контингента испытуемых
    • 11. 2. Организация и методы исследования динамики речевых и личностных изменений в процессе логопсихотерапии
    • 11. 3. Результаты исследования
      • 11. 3. 1. Динамика речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации
      • 11. 3. 2. Динамика личностных характеристик заикающихся в процессе социореабилитации
      • 11. 3. 3. Основные группы участников логопсихотерапевтического процесса по соотношению речевых и личностных изменений
      • 11. 3. 4. Особенности личностно-речевой динамики на основных этапах семейной групповой л огопсихотерапии
      • 11. 3. 5. Условия, способствующие восстановлению нарушенного речевого общения
  • Выводы

Динамика личностных и речевых характеристик в процессе восстановления нарушенного речевого общения: на примере логопсихотерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях интенсивных изменений, происходящих в современном обществе, быстрого роста населения и ускорения темпа жизни более значимым в жизни человека становится полноценное межличностное и межгрупповое общение. В то же время к личности предъявляются все более высокие требования в плане владения и поддерживания эффективного речевого общения в самых разнообразных ситуациях.

Наряду с теоретической и практической проработанностью категорий «личность», «общение», «речь» существует множество неисследованных вопросов в плане их взаимосвязи и взаимообусловленности. Несмотря на признание многими учеными взаимодетерминации личности и общения (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев и др.), в основном изучалось влияние общения на личность, а вопросы, связанные с влиянием личности на процесс общения, остаются малоисследованными. Тем не менее, изначально формируясь в общении, личность становится субъектом общения, определяя его характер и эффективность (Л.С.Выготский, А. К. Маркова, Д.Б.Эльконин). И здесь велика роль речи как продукта и основного средства общения.

•Речь долгое время рассматривалась как индивидуальный психический процесс. Постепенно начал развиваться коммуникативный подход к анализу речевой деятельности, — Н. И. Жинкин подчеркивал, что речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а только в коммуникативном акте. В настоящее время проводятся комплексные теоретические и эмпирические исследования вербальной коммуникации (Т.Н.Ушакова, 1989, И. А. Зачесова, 2002, Н. Д. Павлова, 2007 и др.), личностного аспекта речевой деятельности (И.А.Зимняя, 2001, Н. А. Фомина, 2002, Н. А. Алмаев, 2006), коммуникативных и когнитивных составляющих языковых способностей М. К. Кабардова (1997, 2001), — но коммуникативный подход при анализе речевой деятельности рассматривается в психологии недостаточно.

Одной из актуальных проблем является становление и развитие личности в ситуации затрудненного и нарушенного общения. Современная психология обращается к изучению личности с трудностями взаимодействия (Б.С.Братусь, Ж. М. Глозман, В.А.Лабунская), но процесс восстановления нарушенного общения требует дополнительных исследований. Важна сейчас и разработка путей повышения эффективности деятельности — трудовой, учебной, воспитательной, коррекционной, а также процесса социореабилитации в целом.

Углубленное исследование многих общепсихологических проблем проводилось и проводится на материале различного рода психических и физических отклонений от нормы (А.Адлер, Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, Б. Д. Карвасарский, В. Н. Мясищев и др.). В этой связи, для решения сложной и многоаспектной проблемы полноценного общения интерес представляет анализ работы с людьми, имеющими нарушения речевого общения в форме заикания (этот вид логоневроза отмечается у 2,5−3% населения, и несмотря на многочисленные исследования психологов, дефектологов, логопедов, психотерапевтов, эффективных методов профилактики и коррекции данного недуга явно недостаточно, а при лечении часты рецидивы). В рамках изучения психологического аспекта заикания (Н.И.Жинкин, И. Ю. Абелева, Т. А. Болдырева, Ж. М. Глозман, Ю. Б. Некрасова, В. И. Селиверстов и др.) показано, что оно создает препятствия не только для свободной речи, но ведет к невротическим расстройствам личности. Как подчеркивает В. М. Шкловский, при логоневрозе особо ярко проявляется связь нарушения речевого общения с особенностями личности. Это и определило тему нашего исследования.

Цель исследования — выявление соотношения речевых и личностных, связанных с речевым общением, характеристик заикающихся в процессе логопсихотерапии.

Объект исследования — речевые и личностные, связанные с речевым общением, характеристики заикающихся в процессе логопсихотерапии.

Предмет исследования — динамика личностных и речевых характеристик у заикающихся подростков и взрослых на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии.

Гипотезы исследования: Структура речевых и личностных характеристик заикающихся и их соотношение изменяются на разных этапах логопсихотерапии. Существует взаимосвязь личностной и речевой динамики в процессе социореабилитации.

Задачи исследования:

1. Провести анализ исследований по проблеме развития личности и речи в общении в отечественной и зарубежной психологии.

2. Разработать диагностический блок для исследования личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе логопсихотерапии.

3. Выявить динамику речевых и личностных характеристик заикающихся разных возрастных групп на разных этапах социореабилитации.

4. Выделить основные группы испытуемых по соотношению личностных и речевых изменений в процессе семейной групповой логопсихотерапии.

5. Определить специфику и условия эффективности речевого общения на разных этапах логопсихотерапии.

Теоретико-методологические основы исследования: культурно-историческая концепция развития Л. С. Выготскоготеории общения Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, А. А. Бодалеватеория коммуникативной функции речи Н. И. Жинкинаконцепция затрудненного общения В. А. Лабунскойтеория отношений и «лечебного перевоспитания» личности В. Н. Мясищеватеория и практика групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой и семейной групповой логопсихотерапии Н. Л. Карповой.

Методы исследования:

I. Методы сбора информации:

1. Диагностические и аналитические: а) включенное наблюдение и самонаблюдение пациентов и их родственниковб) беседав) анкетирование и тестирование (тесты Д. Тейлор, Н. Д. Левитова, Рикса-Уэссмана, Д. Розенцвейга, Н. М. Пейсахова, Ю. М. Орлова с соавторами и др.) — г) анализ анамнестических данных. 2. Динамическая психотерапевтическая диагностика Ю. Б. Некрасовой, основанная на библиотерапиитесты и опросники, разработанные в рамках групповой и семейной групповой логопсихотерапии. 3. Авторские методики: а) «Определение степени тяжести логоневроза» (А.Д.Яковистенко) — б) «Определение уровня овладения новым речевым навыком в процессе логопсихотерапии» (Н.Л.Карпова, А.Д.Яковистенко).

II. Методы социореабилитации:

1. Формирующий эксперимент — процесс социореабилитации рассматривается как психолого-педагогический и исследовательский эксперимент, где общий эффект достигается в результате осуществления принципа дополнительности всех составляющих его элементов.

2. Специальные методы, применяемые в логопсихотерапии: а) библиотерапия — лечение направленным чтениемб) символотерапия — использование символических значений основных понятий логопсихотерапиив) кинезитера-пия — терапия движениемг) кинои видеотерапия.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: корреляционного анализа Спирменаметода различий Уилкоксона. Применялась компьютерная программа статистического анализа данных «SPSS 13.0».

Экспериментальная база: исследование проводилось в процессе подготовки и организации работы экспериментальных групп семейной логопсихотерапии на базе Самарского Муниципального образовательного учреждения повышения квалификации «Центр развития образования» и в группах семейной логопсихотерапии под руководством Н. Л. Карповой на базе Психологического Института РАО (Москва) и Дальневосточного государственного университета (Владивосток). В исследовании участвовали заикающиеся дети, подростки и взрослые от 8 до 45 лет с нарушенным речевым общением в форме логоневроза

37 человек), их родители и родственники, выпускники предыдущих логопси-хотерапевтических групп с родственниками, руководители и помощники руководителей (98 человек) — всего 135 испытуемых.

Положения, выносимые на защиту:

1. Структура речевых и личностных характеристик заикающихся и их соотношение определяют тяжесть логоневроза. Выделяются 3 основные группы заикающихся с одинаковыми по тяжести речевыми и личностными нарушениями (легкие, средние, тяжелые) и 2 группы с неравнозначными речевыми и личностными проблемами (преобладание личностных либо речевых нарушений).

2. Соотношение личностных и речевых изменений у заикавшихся на каждом этапе логопсихотерапии имеет свою специфику: на I — пропедевтическом — ведущая роль принадлежит личностным изменениям, которые подготавливают психологическую почву для целенаправленного личностно-речевого развитияна II — в ходе сеанса «снятия» заикания — осуществляется личностно-мотивационный «взрыв», способствующий «рождению» новой речина III и IV этапах — активной семейной групповой логопсихотерапии — речевые достижения подкрепляют и стимулируют личностные изменения, которые в свою очередь влияют на речевое общение и обусловливают дальнейшее развитие коммуникативно-речевой деятельности.

3. Имеются возрастные особенности соотношения личностных и речевых характеристик заикающихся: а) с увеличением возраста утяжеляется личностная составляющая логоневрозаб) в процессе социореабилитации у подростков преобладает скачкообразная личностно-речевая динамика, у взрослых — как резкое скачкообразное, так и постепенное изменение речевых и личностных характеристик, связанных с общениемв) успешность восстановления речевого общения у подростков обусловливается в большей степени активной поддержкой членов семьи, у юношей и взрослых — высоким уровнем собственной активности при поддержке семьи.

4. Основные условия положительной личностно-речевой динамики в ходе логопсихотерапии: а) учет особенностей структуры речевых и личностных характеристик заикающихся до лечения и их соотношения на каждом этапе логопсихотерапииб) высокий уровень мотивационной включенности в процесс социореабилитации и заикающихся, и их родственниковв) организация группы по разновозрастному принципу и развитие ее до уровня коллективного психотерапевта в процессе интенсивного общенияг) пример и помощь в работе выпускников предыдущих логопсихотерапевтических группд) комплексный подход в организации многопланового речевого общения на разных этапах логопсихотерапии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Впервые проведено исследование структуры личностных и речевых характеристик заикающихся и их соотношения в процессе специально организованного интенсивного терапевтического речевого общения. Определена роль личностных изменений в восстановлении нарушенного речевого общения на каждом этапе логопсихотерапии. Впервые установлены зависимости между речевыми и личностными изменениями у заикавшихся в процессе социореабилитации и выявлено их возрастное своеобразие (у подростков преобладает скачкообразная личностно-речевая динамика, у взрослых — как резкая скачкообразное, так и постепенное изменение речевых и личностных характеристик, связанных с общением). Выделены и описаны группы заикающихся по соотношению речевых и личностных характеристик до и после социореабилитации и установлены различия между ними. Выявлены основные условия положительной личностно-речевой динамики в ходе логопсихотерапии — в частности, учет особенностей структуры речевых и личностных характеристик заикающихся до лечения и их соотношения на каждом этапе терапии, а также комплексный подход в организации многопланового речевого общения при органичном включении в него психологических исследований.

Практическая значимость исследования: Представлен новый подход к определению тяжести логоневроза по соотношению речевой и личностной составляющих: выделены и описаны нарушения коммуникативно-речевой деятельности и тяжести личностных проблем, связанных с речевым общением. Разработан диагностический блок для исследования личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации. Данный диагностический блок может использоваться для исследования взаимосвязи личностных и речевых проблем в общении и представляет интерес для общепсихологической, психолого-педагогической, психотерапевтической теории и практики, а также для анализа специальных дефектологических проблем речевого развития и общения. Полученные в исследовании данные используются в лекционных курсах и практических занятиях со студентами по общей психологии, психологии личности и возрастной психологии, основам психотерапии, а также в подготовке и организации работы групп семейной логопсихотерапии.

Результаты исследования речевых и личностных характеристик в динамике речевого общения в группе применимы: а) при организации социореабилитации людей с различными формами логоневроза и другими нарушениями речевой деятельностиб) в комплексной психопрофилактической работе с подростками и взрослыми, находящимися в «пограничных» состоянияхв) могут способствовать более эффективному подходу к построению программ совершенствования речевой деятельности (курсы ораторского мастерства, риторики и пр.) — г) в решении задач психологического просвещения родителей, педагогов, психологов-практиков, дефектологов и логопедов, социальных и медицинских работников.

Апробация результатов исследования: Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), «Пространство и время в языке» (Самара, 2001), «Городская культура как социокультурное пространство развития личности» (Самара, 2001), «Психология искусства» (Самара, 2002), «Российское образование на рубеже веков» (Самара, 2002), «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании» (Москва, 2004), «Психология сознания: современное состояние и перспектива» (Самара, 2007) — обсуждались на заседаниях кафедры психологии Самарского филиала Московского городского педагогического университета (СФ МГПУ, Самара, 2001, 2003, 2007, 2008), научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» и лаборатории научных основ психотерапии и психологического консультирования Психологического института РАО (Москва, 2002, 2007, 2008). Материалы исследования используются в курсе «Основы семейной групповой логопсихотерапии» для студентов-психологов СФ МГПУ и Московского городского психолого-педагогического университета, а также в подготовке и организации работы групп семейной логопсихотерапии.

В рамках диссертационного исследования осуществлялось участие в грантах РГНФ: № 00−06−232а «Педагогика творчества и музыкально-поэтическая антропология» (2000;2001) — № 04−06−269а «Семейная групповая ло-гопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания)» (2004;2006).

Публикации: основные положения диссертации отражены в 10 работах (авторских и в соавторстве) общим объемом 2,3 печатных листа.

Структура и объем диссертации

: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Основной текст содержит 9 таблиц, 8 рисунков, 1 схему.

Список литературы

включает 154 источников, в том числе 12 на английском языке.

Результаты исследования показывают, что в ходе семейной логопсихотерапии изменения отношения к коммуникативно-речевой деятельности и улучшения качества собственной речи выявлены также у большинства родственников заикавшихся, которые ранее не отмечали у себя речевых проблем. Данный факт свидетельствует о наличии общепсихологических механизмов речевого и личностного развития, которые проявляются в процессе межличностного и группового речевого общения.

Изучение динамики речевых и личностных характеристик, выявление особенностей и закономерностей их соотношения на модели логоневроза показывает, что восстановление нарушенной коммуникативно-речевой деятельности происходит во многом посредством перестройки личностных характеристик, обеспечивающих общение. В этом плане система семейной групповой логопсихотерапии может рассматриваться как модель не только эффективной социореабилитации логоневроза, но и как модель процесса личностно-речевого развития средствами творческого общения.

Вместе с тем, результаты данного исследования соотношения речевых и личностных характеристик в общении не исчерпывают всех проблем в этой сложной сфере. Успешное преодоление нарушений в коммуникативно-речевой деятельности дает бывшему заикавшемуся возможность достижения успеха и в других сферах деятельности — учебной, трудовой, общественной и пр. В связи с этим представляется перспективным при продолжении исследования более углубленное изучение общепсихологической проблемы поиска и разработки путей повышения эффективности и совершенствования различных видов деятельности, регуляции поведения личности в сложных жизненных ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ работ по проблеме развития личности и речи в общении показывает сложную и неоднозначную взаимосвязь всех трех феноменов — «речь», «личность», «общение». Являясь основным средством общения, речь развивается и формируется в общении и выступает одним из основных условий полноценного развития личности. В свою очередь, форма, содержание, динамика речевой деятельности во многом определяются индивидуально-психологическими особенностями личности.

Проведенные исследования соотношения личностной и речевой динамики на примере логоневроза (в форме заикания) в процессе социореабилитации более отчетливо выявляют особенности данной взаимосвязи, высвечивая роль личностных характеристик заикающихся в преодолении недуга речевого общения.

Поскольку заикание рассматривается как «речедвигательное расстройство, коммуникативное по своей направленности и невротическое по своему происхождению» (Н.И.Жинкин, И.Ю.Абелева), и понимается как нарушение системы речевого общения, приводящее к стойким изменениям личности заикающегося (Ю.Б.Некрасова), на наш взгляд, правомерным было выделить и описать обе составляющие логоневроза — функциональную (собственно речевые нарушения, которые в основном глубоко исследованы в логопедии) и невротическую (личностные характеристики, связанные с речевым общением, которые и психологами, и логопедами исследованы еще недостаточно).

Целью данного исследования было выявление соотношения речевых и личностных, связанных с речевым общением, характеристик заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии. Была выдвинута гипотеза о том, что структура речевых и личностных характеристик заикающихся и их соотношение изменяются на разных этапах логопсихотерапиисуществует взаимосвязь личностной и речевой динамики в процессе социореабилитации.

Проведенное исследование показало, что структура речевых и личностных характеристик заикающихся и их соотношение определяют тяжесть логоневроза. Вывод о степени тяжести логоневроза делается на основании соотношения личностной и речевой составляющих.

Разработанный диагностический блок для исследования личностных и речевых характеристик заикающихся позволил выделить 5 основных групп заикающихся: 3 с одинаковыми по тяжести речевыми и личностными нарушениями (легкие, средние, тяжелые) и 2 группы с неравнозначными речевыми и личностными проблемами (преобладание личностных либо речевых затруднений). Взаимообусловленность речевых и личностных характеристик, связанных с речевым общением, у заикающихся неоднозначна в силу неодномерности и сложности тех и других, но выделенные особенности позволяют более дифференцированно выстраивать логопсихотерапевтическую работу.

Проведенное комплексное исследование до курса социореабилитации позволило выявить следующие особенности взаимосвязи между речевыми и личностными характеристиками в процессе общения у большинства заикающихся подростков и взрослых: в силу коммуникативной природы заикания эмоциональные состояния испытуемых зависят от качества их речевой деятельности, которая в свою очередь влияет на состояние, — образуется «замкнутый невротический круг». У многих заикающихся отмечаются трудности в отслеживании, обозначении и проведении различий между состояниями, связанными с речевой деятельностью, и состояниями, не связанными с нею. Было выявлено, что с возрастом личностная составляющая логоневроза утяжеляется, блокируя основные социальные потребности заикающегося человека и превращая его в субъекта нарушенного общения и затрудненного общения (по В.А.Лабунской), поскольку ему свойственно искаженное представление о себе как субъекте коммуникативно-речевой деятельности, зависимость личностной самооценки от качества функциональной стороны речевой деятельности, снижение социального функционирования и преобладание пассивно-выжидательных стратегий поведения.

Исследование речевых и личностных характеристик заикающихся разных возрастных групп в процессе социореабилитации выявило следующие закономерности: положительная личностная динамика обусловливает соответствующую речевую динамику — вызывание и закрепление саногенных психических состояний формирует высокую речевую готовность и установку на положительный исход речевого общения, нормализует исполнительскую фазу речевой деятельностирост самосознания личности способствует нормализации представлений о себе как субъекте активности в преодолении имеющихся речевых проблемформирование адекватных способов поведения в различных коммуникативных ситуация восстанавливает полноценное речевое общение, улучшает социальное функционирование. И наоборот, восстановление коммуникативно-речевой деятельности приводит к позитивной динамике личностных изменений: нормализации эмоционального компонента речевого общения, повышению самооценки и росту социальной и речевой активности. Ведущими в восстановлении коммуникативно-речевой деятельности во многом выступают личностные изменения, связанные с речевым общением.

Каждый этап системы семейной групповой логопсихотерапии создает особые условия для восстановления нарушенного речевого общения: от межличностного «дистантного» в форме письменного, опосредованного лечебной книгой общения, — через прямое общение во фрустрирующей ситуации на сеансе — к многочасовому интенсивному творческому общению в разновозрастном коллективе. Вызыванию и поддерживанию динамики полноценного речевого общения способствуют пример и помощь выпускников предыдущих ло-гопсихотерапевтических групп, а также сама структура разновозрастного коллектива, где наравне с заикающимися детьми, подростками и взрослыми активно участвуют их родители и родственники, создавая естественную многообразную речевую и эмоциональную среду.

Выявлен ряд возрастных особенностей соотношения речевых и личностных характеристик заикающихся в процессе логопсихотерапии: младшим и старшим подросткам характерна скачкообразная (резкая) положительная лич-ностно-речевая динамикаюношам и взрослым свойственны в равной степени как резкая скачкообразная, так и постепенная динамика изменений в речи и личностиуспешность социореабилитации для подростков обусловливается в большей степени активной поддержкой семьи, а для юношей и взрослых — высоким уровнем собственной активности.

Выделены 2 основных группы выпускников семейной логопсихотерапии по соотношению динамики речевых и личностных изменений — успешные и малоуспешные. Успешными являются выпускники не только с высокой личностно-речевой динамикой, у которых произошло восстановление коммуникативно-речевой деятельности, но и те, у которых высокая положительная динамика личностных изменений позволяет компенсировать имеющиеся из-за органических нарушений речевые затруднения. Малоуспешные — это выпускники с низкой динамикой как личностных, так и речевых изменений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности. — Дисс.. .канд.психол.наук. -Новосибирск, 2002. — 191 с.
  2. И.Ю. Психологические аспекты заикания: (на материале взрослых больных). Автореф. дисс. канд.психол.н. М., 1976. — 16 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 216 с.
  4. А. Понять природу человека. СПб.: Акад. проспект, 2000. -253 с.
  5. Н.А. Элементы психологической теории значения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 432 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред.
  8. A.А.Бодалева. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 382 с.
  9. Н.А. Психолого-антропологические принципы установления коммуникаций // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19−21 октября 2006. ПИ РАО. — М.: Академия имиджелогии, 2006. — С. 26−31.
  10. Г. И. Некоторые психологические особенности заикания подростков (с позиций системного подхода). Дисс. .канд.психол.наук. -М., 1971.- 155 с.
  11. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 37−51.
  12. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание (Методика устойчивой нормализации речи). М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
  13. Н.М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М.: Медицина, 1978. — С. 180−221.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
  15. Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.:1. B. Секачев, 1998.-304 с.
  16. Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  17. Библиопсихология и библиотерапия / Под ред. Н. С. Лейтеса, Н. Л. Карповой, О. Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. — 480 с.
  18. И.В. Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации // Психологический журнал. 2004. Том 25. № 2. — С. 55−65.
  19. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 197 с.
  20. А.А. Личность и общение: Избр. психол. труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 254 с.
  21. А.А. Психология общения. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 254 с.
  22. А.А., Карпова Н. Л. Практика психологии общения, развития и реабилитации личности /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., Т.З. М.: ПИРАО, МГППУ, 2004, — С.343- 363.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  24. Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания. -Дисс. .канд.психол.наук. М., 1989. — 175 с.
  25. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  26. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: «Менеджер: Роспедагентство», 1994. — 60 с.
  27. М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Центр, ин-т усовершенствования врачей, 1976. — 22 с.
  28. Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов // Заикание/Под ред. Н. А. Власовой. К. П. Беккера. М.: Медицина, 1978. — С. 100−137.
  29. Н.В. Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций. — Автореф. дисс. канд.психол.н. М., 2005. — 18 с.
  30. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3, 5, 6. М.: Педагогика, 1982.
  31. Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. -527 с.
  32. Л.С. Психология развития как феномен культуры. Избр.психологич.труды / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  33. В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение // Советская невропатология, психотерапия и психогигиена. М., 1932. Т.1, Вып. 9−10.-С. 570−582.
  34. .М. Личность и нарушение общения. М.: Изд-во Московского Университета, 1987 г. — 152 с.
  35. .М. Модель патологии общения // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» 2527 октября 2000 г.: Тезисы докладов. М., 2000. — С. 77−79.
  36. .М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для студ.выс.учеб.заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 208 с.
  37. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  38. Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. — 512 с.
  39. .З. Психотерапии в комплексном лечении заикания у подростков // Клиника и терапия заикания. М.: ВНИИ общ. и судеб. психиатрии, 1984. — С. 60−69.
  40. .З. Комплексный метод лечения заикания у подростков // Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя/Б.И. Айзенберг, Л. З. Арутюнян, Н. А. Барышникова и др.- Сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992. — С.11−18.
  41. К.М. Методика директивного группового внушения // Психотерапия в курортологии. Киев: «Здоров'я», 1966. — С. 233−235.
  42. К.М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы заседания Харьковского научного медицинского общества. Киев, 1966. — С. 150.
  43. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности/Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного ин-та усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
  44. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 370 с.
  45. Н.И. Механизмы заикания / Вопросы психологии речи, т. 81. -Харьков, 1959.
  46. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -154 с.
  47. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: «Издательский Союз», «Лениздат». — 2000. — 336 с.
  48. И.А. Интенциональные особенности речи в непринужденном общении// Психологические исследования дискурса. М.: ПЕР СЭ, 2002. -С. 141−151.
  49. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
  50. Л.Н. Основные психологические и этиологические факторы, формирующие клиническую картину заикания. Автореферат.к. психол. н. СПб., 2000.-24 с.
  51. М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход). Автореф. дисс.. д.психол.наук. М., 2001.- 52 с.
  52. М.К. Природные предпосылки коммуникативных и когнитивных составляющих языковых способностей /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., Т.1, кн.2. М.: ПИР АО, МГППУ, 2004. — С.229−236.
  53. .Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990,-576 с.
  54. Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе. -1997.-№ 1. С.40−43.
  55. Н.Л. Мотивационный аспект развития самосознания заикающихся пациентов в процессе социореабилитации // Психологический журнал. 1997. Т.18. — № 1. — С. 109−120.
  56. Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования. Дисс.. .д.психол.наук. М., 1998. -366 с.
  57. Н.Л. Проблема адекватности // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт. 1998. — С. 343−346.
  58. Н.Л. Педагогика творчества и проблемы социореабилитации (методика групповой семейной логопсихотерапии) / Мир образования -образование в мире. Научно-методический журнал. 2001. — № 3, — С. 68−89.
  59. Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта, 2003. — 200 с.
  60. Н.Л. Психические состояния как объект авиакосмической и медицинской психологии /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., Т.1, кн.2. М.: ПИР АО, МГППУ, 2004. — С.335−338.
  61. Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С.70−82.
  62. Э.И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1990. — 144 с.
  63. А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания. Автореф. дисс. канд.психол.н. М.: МГУ, 2006. -28 с.
  64. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995.1.-С. 5−12.
  65. М.М. Клинико-психологический анализ групповой психотерапии при заикании. Автореф.дисс.. канд.психол.наук. М., 1987. — 22 с.
  66. А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). — Дисс.. канд.психол.н. -Ростов-на-Дону, 2006.
  67. А.И. Активность как общеличностная характеристика целостной индивидуальности /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., Т.1, кн.2. М.: ПИР АО, МГППУ, 2004. -С. 210−214.
  68. Т.А. Самопрезентация субъекта. Состояние проблемы и дискурсивный подход к изучению // Проблемы психологии дискурса /
  69. Отв.ред. Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.- С. 180−195.
  70. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. — 288 с.
  71. Р.Е. К проблеме заикания у детей // Дефектология. М., — 1969. -№ 3. — С. 9−17.
  72. Н.Д. Психическое состояние персеверации и ригидности // Вопросы психологии. -1971. -№ 5. С. 133−141.
  73. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  74. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  76. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  77. А.Н. Психологическое исследование речи // Избр. психол. произведения: В 2-х т./Под ред.В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983.-Т.1.-391 с.
  78. А. Патология и терапия заикания и косноязычия. СПб., 1901. — 81 с.
  79. М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  80. .Ф. Проблема общения. М.: Наука, 1981. — 320 с.
  81. А.Р. Язык и сознание. Ростов на Дону: Феникс, 1998. — 413 с.
  82. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1977.
  83. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
  84. A.M., Вельвовский И. З. Библиотерапия в системе психотерапии //Вопросы психотерапии. М., 1973. С. 62−66.
  85. Е.Л. Коммуникативное самосознание заикающихся и его изменение в процессе групповой психокоррекции. Дисс.. канд.психол.наук. — М., 1988. — 168 с.
  86. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.-192 с.
  87. В.Н. Личность и неврозы. Л., Изд-во ЛГУ, 1960. — 150 с.
  88. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
  89. Ю.Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях // Психотерапия вкурортологии/ Под ред. И. З. Вельвовского. Киев: «Здоров'я», 1966. — С. 150−156.
  90. Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых. Дисс.. .канд.пед.наук. — М., 1968. — 167 с.
  91. Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 123−129.
  92. Ю.Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся // Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. — С. 25−38.
  93. Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Дисс. в форме научн. докл.д. психол. н. М., 1992. — 45 с.
  94. Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н. Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. — 223 с.
  95. Ю.Б., Горбова А.В., Pay Е.Ю. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием // Новые исследования в психологии. М., 1981. — № 1. — С. 85−89.
  96. Г. Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. М., 1909. — 109 с.
  97. Г. Д. Клиника и психотерапия заикания. М., 1913.- 158 с.
  98. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 360 с.
  99. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  100. Ю1.0сницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. -М.: Знание, 1986. 80 с.
  101. А.К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. -М.-Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. С. 233−256.
  102. Н.Д. Новые направления исследовании в психологии речи и психолингвистике // Психологический журнал. 2007. Том 28. — № 2. — С. 19−29.
  103. . Речь и мышление ребенка. СПб.: «Союз», 1997. — 256 с.
  104. О.В. Исследование системы отношений личности больных с заиканием и ее динамика в процессе психотерапии- Дисс. .канд.психол.наук. Л., 1990. — 187 с.
  105. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.
  106. Психотерапия / Под ред. Б.Карвасарского. Спб.: Питер, 2000. — 544 с.
  107. Pay Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников/ Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя/Б.И. Айзенберг, JI.3. Арутюнян, Н. А. Барышникова и др.- Сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992. — С. 19−24.
  108. Pay Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям. Дисс.. канд.пед.наук. — М., 1995. — 175 с.
  109. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. — 705 с.
  110. Е.Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Автореферат.к. пед. н. М., 2001. -21 с.
  111. В.И. Заикание у детей. М.: ВЛАДОС, 1994. — 200 с.
  112. И.А. О заикании. СПБ., 1889. — 314 с.
  113. Н.Н. Психические состояние успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации: Дисс.. канд.психол.наук. -М., 1993.- 186 с.
  114. А.С. Профилактика детских неврозов (Комплексная психологическая коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  115. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1978.-93 с.
  116. И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия. -М., 1934.-67 с.
  117. В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста. -Дисс.. .канд.пед.наук. Л., 1990. — 135 с.
  118. Д.Н. Психологические исследования. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1997. — 451 с.
  119. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М., Наука, 1989. 192 с.
  120. Т.Н. Детская речь ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. — 1999. Т. 20. — № 3. — С. 59−69.
  121. Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности человека // Психологический журнал. 2004. Т. 25. — № 2. — С. 5−16.
  122. Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. -256 с.
  123. Т.Н. О психологии словесного творчества // Психологический журнал. 2007. Том 28. — № 4. — С. 90−100.
  124. Т.Н., Белова С. С., Громова О. Е. Раннее речевое развитие и его природные основания // Вопросы психологии. 2007. — № 2. — С. 44−57.
  125. Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х томах. Том 1. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК». 2005. — 568 с.
  126. Ю.В. Социально-психологические механизмы формирования и коррекции личностных изменений у дошкольников с невротическим заиканием. Автореферат.к. психол. н. Ярославль. 2000. — 27 с.
  127. Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Знание, 1991.-244 с.
  128. Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности: монография. Рязань: «Узоречье», 2002. — 362 с.
  129. Е.В. Методические принципы арттерапии в системе социореабилитации заикающихся взрослых // Новые исследования в психологии. М., 1981. № 1. — С. 94−97.
  130. В.Э. Вместо предисловия // Ю. Б. Некрасова. Лечение -творчеством / Под ред. Н. Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. — С. 15−18.
  131. Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопросы психологии. 2007. — № 3. — С. 3−15.
  132. В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов // Руководство по психотерапии. М.: Медицина, 1974. -С. 197−209.
  133. В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных с заиканием в связи с задачами комплексного лечения. Дисс. канд. мед.наук. Л., 1976. — 308 с.
  134. В.М. Заикание. М.: Медицина, 1994. 248 с.
  135. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1958. — 115 с.
  136. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
  137. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фелъдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
  138. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 340 с.
  139. И.В. Использование метода контент-анализа в исследовании библиотерапевтического материала // Библиопсихология и библиотерапия / Под ред. Н. С. Лейтеса, Н. Л. Карповой, О. Л. Кабачек. -М.: Школьная библиотека, 2004. С. 424−431.
  140. И.В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе (на примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии). — Дисс. .канд.психол.н. Ростов-на-Дону, 2006.-182 с.
  141. Т. К., Felsenfeld S. A thematic analysis of late recovery from stuttering // American Journal of Speech-Language Pathology. 2003. № 12(2). p. 243−253.
  142. Baumeister H., Caspar F., et al. Treatment outcome study of the stuttering therapy summer camp 2000 for children and adolescents // Psychotherapie, Psychosomatik, medizinische Psychologie. 2003. № 53(11), p. 455−463.
  143. Blomgren M. and Goberman A. M. Revisiting speech rate and utterance length manipulations in stuttering speakers // Journal of Communication Disorders. 2007.
  144. Blomgren M., Roy N., et al. Intensive stuttering modification therapy: a multidimensional assessment of treatment outcomes // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2005. № 48(3), p. 509−523.
  145. Bray M. A., Kehle T. J., et al. The relationship of self-efficacy and depression to stuttering // American Journal of Speech-Language Pathology. 2003. № 12(4), p. 425−431.
  146. Davis S., Shisca D., et al. Anxiety in speakers who persist and recover from stuttering // Journal of Communication Disorders. 2007. № 40(5), p. 398 417.
  147. DiLollo A., Neimeyer R. A., et al. A personal construct psychology view of relapse: indications for a narrative therapy component to stuttering treatment// Journal of Fluency Disorders. 2002. № 27(1), p. 19−40.
  148. Finn P. Self-regulation and the management of stuttering // Seminars in Speech and Language. 2003. № 24(1), p. 27−32.
  149. Huinck W. and Rietveld T. The validity of a simple outcome measure to assess stuttering therapy // Folia Phoniatrica et Logopaedica. 2007. № 59(2), p. 91−99.
  150. Huinck W. J., Langevin M., et al. The relationship between pre-treatment clinical profile and treatment outcome in an integrated stuttering program // Journal of Fluency Disorders. 2006. № 31(1), p. 43−63.
  151. Sheehan J. G. Level of aspiration in Female Stutters. Changing time. JSHD, 1979, № 4.
Заполнить форму текущей работой