Динамика личностных и речевых характеристик в процессе восстановления нарушенного речевого общения: на примере логопсихотерапии
Диссертация
Углубленное исследование многих общепсихологических проблем проводилось и проводится на материале различного рода психических и физических отклонений от нормы (А.Адлер, Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, Б. Д. Карвасарский, В. Н. Мясищев и др.). В этой связи, для решения сложной и многоаспектной проблемы полноценного общения интерес представляет анализ работы с людьми, имеющими нарушения речевого… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психология личностного и речевого развития в норме и патологии
- 1. 1. Понятия личности и речи и их соотношение в общении
- 1. 2. Психологические особенности речевого развития в онтогенезе
- 1. 3. Психологические аспекты проблемы логоневроза в форме заикания и его терапии
- 1. 4. Семейная групповая логопсихотерапия как модель процесса восстановления нарушенного речевого общения
- Выводы
- Глава II. Экспериментальное исследование динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии
- II. 1. Анализ контингента испытуемых
- 11. 2. Организация и методы исследования динамики речевых и личностных изменений в процессе логопсихотерапии
- 11. 3. Результаты исследования
- 11. 3. 1. Динамика речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации
- 11. 3. 2. Динамика личностных характеристик заикающихся в процессе социореабилитации
- 11. 3. 3. Основные группы участников логопсихотерапевтического процесса по соотношению речевых и личностных изменений
- 11. 3. 4. Особенности личностно-речевой динамики на основных этапах семейной групповой л огопсихотерапии
- 11. 3. 5. Условия, способствующие восстановлению нарушенного речевого общения
Список литературы
- Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности. — Дисс.. .канд.психол.наук. -Новосибирск, 2002. — 191 с.
- Абелева И.Ю. Психологические аспекты заикания: (на материале взрослых больных). Автореф. дисс. канд.психол.н. М., 1976. — 16 с.
- Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 216 с.
- Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Акад. проспект, 2000. -253 с.
- Алмаев Н.А. Элементы психологической теории значения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 432 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред.
- A.А.Бодалева. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 382 с.
- Ананьева Н.А. Психолого-антропологические принципы установления коммуникаций // Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19−21 октября 2006. ПИ РАО. — М.: Академия имиджелогии, 2006. — С. 26−31.
- Ангушев Г. И. Некоторые психологические особенности заикания подростков (с позиций системного подхода). Дисс. .канд.психол.наук. -М., 1971.- 155 с.
- Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 37−51.
- Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание (Методика устойчивой нормализации речи). М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
- Асатиани Н.М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М.: Медицина, 1978. — С. 180−221.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
- Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.:1. B. Секачев, 1998.-304 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Библиопсихология и библиотерапия / Под ред. Н. С. Лейтеса, Н. Л. Карповой, О. Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005. — 480 с.
- Блинникова И.В. Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации // Психологический журнал. 2004. Том 25. № 2. — С. 55−65.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 197 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. психол. труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 254 с.
- Бодалев А.А. Психология общения. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 254 с.
- Бодалев А.А., Карпова Н. Л. Практика психологии общения, развития и реабилитации личности /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., Т.З. М.: ПИРАО, МГППУ, 2004, — С.343- 363.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Болдырева Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания. -Дисс. .канд.психол.наук. М., 1989. — 175 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: «Менеджер: Роспедагентство», 1994. — 60 с.
- Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Центр, ин-т усовершенствования врачей, 1976. — 22 с.
- Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов // Заикание/Под ред. Н. А. Власовой. К. П. Беккера. М.: Медицина, 1978. — С. 100−137.
- Волкова Н.В. Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций. — Автореф. дисс. канд.психол.н. М., 2005. — 18 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3, 5, 6. М.: Педагогика, 1982.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. -527 с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. Избр.психологич.труды / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
- Гиляровский В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение // Советская невропатология, психотерапия и психогигиена. М., 1932. Т.1, Вып. 9−10.-С. 570−582.
- Глозман Ж.М. Личность и нарушение общения. М.: Изд-во Московского Университета, 1987 г. — 152 с.
- Глозман Ж.М. Модель патологии общения // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» 2527 октября 2000 г.: Тезисы докладов. М., 2000. — С. 77−79.
- Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для студ.выс.учеб.заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. — 512 с.
- Драпкин Б.З. Психотерапии в комплексном лечении заикания у подростков // Клиника и терапия заикания. М.: ВНИИ общ. и судеб. психиатрии, 1984. — С. 60−69.
- Драпкин Б.З. Комплексный метод лечения заикания у подростков // Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя/Б.И. Айзенберг, Л. З. Арутюнян, Н. А. Барышникова и др.- Сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992. — С.11−18.
- Дубровский К.М. Методика директивного группового внушения // Психотерапия в курортологии. Киев: «Здоров'я», 1966. — С. 233−235.
- Дубровский К.М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы заседания Харьковского научного медицинского общества. Киев, 1966. — С. 150.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности/Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного ин-та усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы заикания / Вопросы психологии речи, т. 81. -Харьков, 1959.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -154 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: «Издательский Союз», «Лениздат». — 2000. — 336 с.
- Зачесова И.А. Интенциональные особенности речи в непринужденном общении// Психологические исследования дискурса. М.: ПЕР СЭ, 2002. -С. 141−151.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
- Ильина Л.Н. Основные психологические и этиологические факторы, формирующие клиническую картину заикания. Автореферат.к. психол. н. СПб., 2000.-24 с.
- Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход). Автореф. дисс.. д.психол.наук. М., 2001.- 52 с.
- Кабардов М.К. Природные предпосылки коммуникативных и когнитивных составляющих языковых способностей /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., Т.1, кн.2. М.: ПИР АО, МГППУ, 2004. — С.229−236.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990,-576 с.
- Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе. -1997.-№ 1. С.40−43.
- Карпова Н.Л. Мотивационный аспект развития самосознания заикающихся пациентов в процессе социореабилитации // Психологический журнал. 1997. Т.18. — № 1. — С. 109−120.
- Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования. Дисс.. .д.психол.наук. М., 1998. -366 с.
- Карпова Н.Л. Проблема адекватности // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт. 1998. — С. 343−346.
- Карпова Н.Л. Педагогика творчества и проблемы социореабилитации (методика групповой семейной логопсихотерапии) / Мир образования -образование в мире. Научно-методический журнал. 2001. — № 3, — С. 68−89.
- Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта, 2003. — 200 с.
- Карпова Н.Л. Психические состояния как объект авиакосмической и медицинской психологии /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., Т.1, кн.2. М.: ПИР АО, МГППУ, 2004. — С.335−338.
- Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С.70−82.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1990. — 144 с.
- Кисельников А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания. Автореф. дисс. канд.психол.н. М.: МГУ, 2006. -28 с.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995.1.-С. 5−12.
- Кроль М.М. Клинико-психологический анализ групповой психотерапии при заикании. Автореф.дисс.. канд.психол.наук. М., 1987. — 22 с.
- Крутикова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). — Дисс.. канд.психол.н. -Ростов-на-Дону, 2006.
- Крупнов А.И. Активность как общеличностная характеристика целостной индивидуальности /Московская психологическая школа: История и современность. В 3 т., Т.1, кн.2. М.: ПИР АО, МГППУ, 2004. -С. 210−214.
- Кубрак Т.А. Самопрезентация субъекта. Состояние проблемы и дискурсивный подход к изучению // Проблемы психологии дискурса /
- Отв.ред. Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.- С. 180−195.
- Лабунская В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. — 288 с.
- Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей // Дефектология. М., — 1969. -№ 3. — С. 9−17.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние персеверации и ригидности // Вопросы психологии. -1971. -№ 5. С. 133−141.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Леонтьев А.Н. Психологическое исследование речи // Избр. психол. произведения: В 2-х т./Под ред.В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983.-Т.1.-391 с.
- Либман А. Патология и терапия заикания и косноязычия. СПб., 1901. — 81 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения. М.: Наука, 1981. — 320 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов на Дону: Феникс, 1998. — 413 с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1977.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
- Миллер A.M., Вельвовский И. З. Библиотерапия в системе психотерапии //Вопросы психотерапии. М., 1973. С. 62−66.
- Михайлова Е.Л. Коммуникативное самосознание заикающихся и его изменение в процессе групповой психокоррекции. Дисс.. канд.психол.наук. — М., 1988. — 168 с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.-192 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., Изд-во ЛГУ, 1960. — 150 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
- Некрасова Ю.Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях // Психотерапия вкурортологии/ Под ред. И. З. Вельвовского. Киев: «Здоров'я», 1966. — С. 150−156.
- Некрасова Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых. Дисс.. .канд.пед.наук. — М., 1968. — 167 с.
- Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 123−129.
- Некрасова Ю.Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся // Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. — С. 25−38.
- Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Дисс. в форме научн. докл.д. психол. н. М., 1992. — 45 с.
- Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н. Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. — 223 с.
- Некрасова Ю.Б., Горбова А.В., Pay Е.Ю. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием // Новые исследования в психологии. М., 1981. — № 1. — С. 85−89.
- Неткачев Г. Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. М., 1909. — 109 с.
- Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания. М., 1913.- 158 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 360 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
- Ю1.0сницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. -М.: Знание, 1986. 80 с.
- Осницкий А.К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. -М.-Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. С. 233−256.
- Павлова Н.Д. Новые направления исследовании в психологии речи и психолингвистике // Психологический журнал. 2007. Том 28. — № 2. — С. 19−29.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: «Союз», 1997. — 256 с.
- Полукордене О.В. Исследование системы отношений личности больных с заиканием и ее динамика в процессе психотерапии- Дисс. .канд.психол.наук. Л., 1990. — 187 с.
- Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.
- Психотерапия / Под ред. Б.Карвасарского. Спб.: Питер, 2000. — 544 с.
- Pay Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников/ Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя/Б.И. Айзенберг, JI.3. Арутюнян, Н. А. Барышникова и др.- Сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992. — С. 19−24.
- Pay Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям. Дисс.. канд.пед.наук. — М., 1995. — 175 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. — 705 с.
- Садовникова Е.Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Автореферат.к. пед. н. М., 2001. -21 с.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей. М.: ВЛАДОС, 1994. — 200 с.
- Сикорский И.А. О заикании. СПБ., 1889. — 314 с.
- Скуратовская Н.Н. Психические состояние успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации: Дисс.. канд.психол.наук. -М., 1993.- 186 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (Комплексная психологическая коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
- Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1978.-93 с.
- Тартаковский И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия. -М., 1934.-67 с.
- Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста. -Дисс.. .канд.пед.наук. Л., 1990. — 135 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1997. — 451 с.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М., Наука, 1989. 192 с.
- Ушакова Т.Н. Детская речь ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. — 1999. Т. 20. — № 3. — С. 59−69.
- Ушакова Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности человека // Психологический журнал. 2004. Т. 25. — № 2. — С. 5−16.
- Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. -256 с.
- Ушакова Т.Н. О психологии словесного творчества // Психологический журнал. 2007. Том 28. — № 4. — С. 90−100.
- Ушакова Т.Н., Белова С. С., Громова О. Е. Раннее речевое развитие и его природные основания // Вопросы психологии. 2007. — № 2. — С. 44−57.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х томах. Том 1. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК». 2005. — 568 с.
- Филиппова Ю.В. Социально-психологические механизмы формирования и коррекции личностных изменений у дошкольников с невротическим заиканием. Автореферат.к. психол. н. Ярославль. 2000. — 27 с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Знание, 1991.-244 с.
- Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности: монография. Рязань: «Узоречье», 2002. — 362 с.
- Харитонов Е.В. Методические принципы арттерапии в системе социореабилитации заикающихся взрослых // Новые исследования в психологии. М., 1981. № 1. — С. 94−97.
- Чудновский В.Э. Вместо предисловия // Ю. Б. Некрасова. Лечение -творчеством / Под ред. Н. Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. — С. 15−18.
- Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопросы психологии. 2007. — № 3. — С. 3−15.
- Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов // Руководство по психотерапии. М.: Медицина, 1974. -С. 197−209.
- Шкловский В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных с заиканием в связи с задачами комплексного лечения. Дисс. канд. мед.наук. Л., 1976. — 308 с.
- Шкловский В.М. Заикание. М.: Медицина, 1994. 248 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1958. — 115 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фелъдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 340 с.
- Янченко И.В. Использование метода контент-анализа в исследовании библиотерапевтического материала // Библиопсихология и библиотерапия / Под ред. Н. С. Лейтеса, Н. Л. Карповой, О. Л. Кабачек. -М.: Школьная библиотека, 2004. С. 424−431.
- Янченко И.В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе (на примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии). — Дисс. .канд.психол.н. Ростов-на-Дону, 2006.-182 с.
- Anderson Т. К., Felsenfeld S. A thematic analysis of late recovery from stuttering // American Journal of Speech-Language Pathology. 2003. № 12(2). p. 243−253.
- Baumeister H., Caspar F., et al. Treatment outcome study of the stuttering therapy summer camp 2000 for children and adolescents // Psychotherapie, Psychosomatik, medizinische Psychologie. 2003. № 53(11), p. 455−463.
- Blomgren M. and Goberman A. M. Revisiting speech rate and utterance length manipulations in stuttering speakers // Journal of Communication Disorders. 2007.
- Blomgren M., Roy N., et al. Intensive stuttering modification therapy: a multidimensional assessment of treatment outcomes // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2005. № 48(3), p. 509−523.
- Bray M. A., Kehle T. J., et al. The relationship of self-efficacy and depression to stuttering // American Journal of Speech-Language Pathology. 2003. № 12(4), p. 425−431.
- Davis S., Shisca D., et al. Anxiety in speakers who persist and recover from stuttering // Journal of Communication Disorders. 2007. № 40(5), p. 398 417.
- DiLollo A., Neimeyer R. A., et al. A personal construct psychology view of relapse: indications for a narrative therapy component to stuttering treatment// Journal of Fluency Disorders. 2002. № 27(1), p. 19−40.
- Finn P. Self-regulation and the management of stuttering // Seminars in Speech and Language. 2003. № 24(1), p. 27−32.
- Huinck W. and Rietveld T. The validity of a simple outcome measure to assess stuttering therapy // Folia Phoniatrica et Logopaedica. 2007. № 59(2), p. 91−99.
- Huinck W. J., Langevin M., et al. The relationship between pre-treatment clinical profile and treatment outcome in an integrated stuttering program // Journal of Fluency Disorders. 2006. № 31(1), p. 43−63.
- Sheehan J. G. Level of aspiration in Female Stutters. Changing time. JSHD, 1979, № 4.