Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Снижение механических потерь в цилиндро-поршневой группе двигателя внутреннего сгорания применением антифрикционных присадок к моторным маслам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что в настоящее время основным потребителем топлив и смазочных материалов на нефтяной основе являются тепловые машины в целом и ДВС в частности. Поэтому повышение энергоэкономичности установок, использующих продукты переработки нефти, становится, с учетом невосполни-мости данного вида ресурсов, все более актуальной задачей. Индексы в — вода, воздухг — гази — инерция, признак режима… Читать ещё >

Содержание

  • УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИНДЕКСЫ И СОКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В ДВС
    • 1. 1. Баланс механических потерь, режимы трения и износа в ДВС
    • 1. 2. Методы снижения механических потерь и износа в ДВС
    • 1. 3. Анализ и классификация АФП
    • 1. 4. Моделирование процессов смазки, трения и износа в ДВС
    • 1. 5. Экспериментальные методы оценки служебных свойств АФП
    • 1. 6. Выводы, постановка цели и задач исследования
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ТРЕНИЯ И ИЗНОСА
    • 2. 1. Аналитические выражения взаимосвязи механических потерь с топливной экономичностью ДВС
      • 2. 1. 1. Удельный эффективный расход топлива и механический КПД
      • 2. 1. 2. Удельный эффективный расход топлива и мощность механических потерь
      • 2. 1. 3. Расход топлива и коэффициент трения
    • 2. 2. Анализ структуры мощностного баланса автомобиля с точки зрения влияния АФП на мощность механических потерь
    • 2. 3. Определение зависимостей для расчета силы трения и износа с учетом наличия АФП
      • 2. 3. 1. Связь между числами Зоммерфельда и Герси
      • 2. 3. 2. Линейный износ
    • 2. 4. Классификация АФП для целей моделирования трибологических процессов в ЦПГ
    • 2. 5. Результаты и
  • выводы
  • ГЛАВА 3. РАСЧЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ СМАЗКИ, ТРЕНИЯ И ИЗНОСА ПОРШНЕВОГО КОЛЬЦА ДВС
    • 3. 1. Описание базовой математической модели смазки, трения и износа поршневого кольца ДВС
    • 3. 2. Модернизация и уточнение базовой математической модели с целью учета наличия АФП в смазочном материале
    • 3. 3. Объекты и задачи численного эксперимента
    • 3. 4. Исследование влияния различных факторов на смазку, трение и износ в сопряжении «поршневое кольцо-цилиндр» ДВС
      • 3. 4. 1. Режим работы двигателя
      • 3. 4. 2. Марка моторного масла и тип АФП
      • 3. 4. 3. Конструкция и состояние деталей ЦПГ
    • 3. 5. Результаты и
  • выводы
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ И
  • ПРИМЕНИМОСТИ АФП ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВС
    • 4. 1. Методика триботехнических испытаний на машине трения
    • 4. 2. Трибометр поршневого типа для оценки свойств АФП
    • 4. 3. Результаты испытаний перспективных АФП на машине трения и поршневом трибометре
    • 4. 4. Стендовые испытания двигателей с применением АФП
    • 4. 5. Испытание АФП на автомобильных ДВС в условиях имитации ездового цикла на беговых барабанах
    • 4. 6. Результаты и
  • выводы

Снижение механических потерь в цилиндро-поршневой группе двигателя внутреннего сгорания применением антифрикционных присадок к моторным маслам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что в настоящее время основным потребителем топлив и смазочных материалов на нефтяной основе являются тепловые машины в целом и ДВС в частности. Поэтому повышение энергоэкономичности установок, использующих продукты переработки нефти, становится, с учетом невосполни-мости данного вида ресурсов, все более актуальной задачей.

В условиях, когда индикаторные показатели большинства форсированных двигателей близки к теоретически максимальным (для современных конструкционных материалов), перспективным путем для снижения удельного эффективного расхода топлива является увеличение эффективной работы за счет снижения потерь энергии, затрачиваемой на трение в узлах ДВС.

Для автомобильных ДВС, как наиболее распространенных источников механической энергии в промышленно развитых странах, основные потери на трение заключены в ЦПГ.

Обзор мирового опыта применения трибологических методов для снижения механических потерь в ДВС показывает, что наиболее перспективными направлениями решения этой проблемы являются:

1) профилирование поверхностей трения смазываемых деталей возвратно-поступательного движения;

2) улучшение антифрикционных и противоизносных свойств конструкционных и смазочных материалов;

3) совершенствование расчетной и экспериментальной оценки механических потерь на стадии проектирования двигателя.

Следует подчеркнуть, что технические решения, описанные в первом и третьем пунктах, применимы только на стадии конструкторской разработки и доводки двигателя. Опыт показывает, что во время эксплуатации ДВС повышение механического КПД достижимо лишь с помощью АФП, вводимых, главным образом, в моторное масло. К сожалению, несмотря на большой объем исследований АФП, до сих пор отсутствует точное описание процессов, происходящих в узлах двигателя при воздействии на них указанных препаратов. Совершенно не исследован важный с практической точки зрения вопрос о формировании механических потерь и влиянии на них АФП в условиях работы двигателя на частичных режимах работы. Как известно, эти режимы составляют подавляющую долю (до 70%) общей загрузки автомобильных ДВС.

Современные методы моделирования процессов смазки, трения, износа ЦПГ совершенно не адаптированы к работе двигателя на указанных режимах и наличию АФП. Постоянно расширяющийся ассортимент АФП, отличающихся как механизмом действия, так и функциональным назначением, настоятельно требует разработки эффективных и надежных методов экспериментальной оценки служебных свойств этих препаратов.

Цель данной работы состоит в снижении механических потерь в ЦПГ ДВС на основе рационального применения АФП в моторных маслах и разработки надежных и информативных методов оценки эффективности получаемых результатов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) Установление взаимосвязи между механическими потерями и экономичностью ДВС, а также изучение влияния режимов работы двигателя на условия смазки и трения в ЦПГ;

2) Адаптация известных зависимостей для расчета сил трения к наличию АФП в моторном масле;

3) Уточнение математических моделей смазки трения в ЦПГ ДВС на основе учета частичных режимов работы двигателя и наличия АФП;

4) Расчетное исследование влияния указанных факторов на смазку, трение и износ в ЦПГ ДВС;

5) Разработка комплексной (машина трения-моделирующая установка-полноразмерный ДВС) методики триботехнических испытаний и проведение на их основе паспортизации смазочных материалов и присадок;

6) Выработка с помощью результатов расчетно-экспериментальных исследований рекомендаций по рациональному применению АФП с целью снижения механических потерь в ЦПГ ДВС.

Методами исследования являются: теоретический анализ на основе положений трибологии (теории трения, смазки и износа), математическое моделирование трибологических процессов, расчетные исследования с помощью математической модели, испытания на машинах трения и ДВС.

Научная новизна работы определяется:

— анализе влияния АФП и частичных режимов работы двигателя на механические потери в ЦПГ ДВС;

— полученных аналитическим путем зависимостях для расчета силы трения и износа с учетом наличия АФП в моторном масле;

— уточненных математических моделях и оригинальных экспериментальных методах оценки механических потерь в ЦПГ ДВС.

Положениями, выносимыми на защиту, являются:

1) уточненные математические модели и оригинальные экспериментальные методики для оценки механических потерь и износа в ЦПГ ДВС с учетом частичных режимов работы, а также наличия АФП;

2) рекомендации, направленные на повышение эффективности применения АФП в автомобильных ДВС.

Работа выполнена на кафедре «Поршневые двигатели» Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, моторные испытания проведены в лабораториях НТЦ НАМИ, Владимирского государственного университета (ВлГУ).

Основные результаты работы внедрены на ОАО «Брянский машиностроительный завод» и ООО «Лаборатория триботехнологии» (Москва), а также используются в учебном процессе МГТУ им. Н. Э. Баумана.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИНДЕКСЫ И СОКРАЩЕНИЯ.

Условные обозначения.

А — коэффициент, площадь трущейся поверхности;

Аф — фактическая площадь контакта;

В — коэффициент, ширина трущейся поверхностиb — радиус упругого контакта по Герцус — коэффициент, произвольная постоянная;

D, d — диаметр;

F — сила трения, силаf — коэффициент тренияg — ускорение свободного падения;

GT — часовой расход топливаge — удельный эффективный расход топливаgi — удельный индикаторный расход топлива;

H — характерная высота профиля трущейся поверхности;

HB — твердость по Бринеллюhm — минимальная толщина слоя смазочного материалаhw — линейный износ материалаk — коэффициент, механический эквивалент тепла;

L, 1 — длина трущейся поверхности;

MK — крутящий момент;

Mc — момент сопротивления или момент тренияm — масса;

N — боковая сила поршня или нормальная нагрузка;

Ne — эффективная мощность;

Ni — индикаторная мощность;

NMn — мощность механических потерьn — частота вращения коленчатого валар — давление механическое, гидродинамическоере — среднее эффективное давлениер- - среднее индикаторное давлениермп — среднее давление механических потерьqH — давление упругого тела по Герцу;

R — реакция, главный вектор системы сил, радиусг — радиус;

Rz — шероховатость поверхности;

5 — ход поршня, площадьSo — число Зоммерфельдаt — времятемператураU — напряжение;

V — осевая компонента скорости;

Vh — рабочий объем цилиндра двигателяа — угол поворота коленчатого вала;

6 — относительное изменение величины;

А — монтажный зазор сопряжения юбка поршня-цилиндр, приращение величины;

Tje — эффективный коэффициент полезного действияг|- - индикаторный коэффициент полезного действияг|м — механический коэффициент полезного действия;

X — параметр нагруженности пары трения (число Герси) — jx — динамическая вязкость смазочного материалар — плотность;

Oj — предел текучестит — касательное напряжениесо — угловая скорость.

Индексы в — вода, воздухг — гази — инерция, признак режима испытанийк — поршневое кольцо, кольцакп — кольцо-поршенькр — критическое значением — маслоном — номинальное значениео — начальное значениецпг — цилиндро-поршневая группаmax — максимальное значениеmin — минимальное значение.

Сокращения.

АТС — автотранспортное средство;

АФП — антифрикционная присадка к моторному маслу;

АЦП — аналого-цифровой преобразователь;

ВМТ — верхняя мертвая точка;

ГП — главная передача;

ГРМ — газораспределительный механизм;

ДВС — двигатель внутреннего сгорания;

ИП — избирательный перенос;

КПД — коэффициент полезного действия;

КПП — коробка перемены передач;

КТТТМкривошипно-шатунный механизм;

НМТ — нижняя мертвая точка;

7. Результаты работы нашли применение на производстве (ОАО «Брянский машиностроительный завод», ООО «Лаборатория триботехнологии», Москва), что подтверждается актами о внедрении, а также в учебном процессе МГТУ им. Н. Э. Баумана и Брянского государственного технического университета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1975. — 320 с.
  2. Автомобильные двигатели / В. М. Архангельский, М. М. Вихерт, А. Н. Воинов и др.- Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
  3. Furuhama S., Takiguchi М. Measurement of piston frictional force in actual operating diesel engine // Int. Jahrb. Tribologie. 1981.-№ 6. — P. 737−742.
  4. Тракторные дизели: Справочник / Б. А. Взоров, А. В. Адамович, А. Г. Арабян и др.- Под общ. ред. Б. А. Взорова. М.: Машиностроение, 1981. — 535 с.
  5. Дизели с воздушным охлаждением Владимирского тракторного завода / В. В. Эфрос, Н. Г. Ерохин, Р. И. Кульчицкий и др. М.: Машиностроение, 1976.-277 с.
  6. Определение потерь на привод агрегатов и механизмов дизеля Д-50 / Б. Э. Шабшаевич, А. В. Адамович, Н. К. Петров и др. // Тракторы и сельхозмашины. 1973. — N 1. — С. 9−10.
  7. Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов / Э. Д. Браун, Н. А. Буше, И. А. Буяновский и др. / Под ред. А. В. Чичинадзе. М.: Центр «Наука и техника», 1995. — 778 с.
  8. Влияние некоторых свойств моторных масел на расход масла и износ деталей автомобильного дизеля / В. А. Артемьев, М. А. Григорьев, В. Н. Ефремов // Двигателестроение. 1980. — № 2. — С. 52−54.
  9. Перспективы производства высокооборотных автотракторных дизелей за рубежом и новые проблемы их смазывания / В. Д. Резников, В. М. Кондратьев // Двигателестроение. -1980. № 2. — С. 55−57.
  10. X. Системный анализ в трибонике: Пер. с англ. С. Х. Харламова. М.: Мир, 1982 — 351 с.
  11. B.C. Режим смазки пары трения поршневое кольцо-цилиндровая втулка ДВС//Двигателестроение. 1991.-№ 10−11.-С. 19−23.
  12. Трение, изнашивание и смазка: Справочник- В 2-х кн. / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. — Кн. 1 — 400 с.
  13. Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие / P.M. Петриченко, М. Р. Петриченко, А. Б. Канищев и др.- Под ред. P.M. Петриченко. JL: ЛГУ, 1990. -248 с.
  14. А.В., Макаров А. Р., Смирнов С. В. Исследование влияния конструкции поршня бензинового двигателя на динамику его движения в цилиндре //Двигателестроение. 1991. -№ 3. — С. 3−6.
  15. Gerner D. Bilanz zu Untersuchungen der Reibungsverluste von Verbrennungsmotoren //KFT. 1976. — H. 12. — S. 364−367.
  16. И.А. Долговечность двигателей 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1976. — 288 с.
  17. М.А., Пономарев Н. Н. Износ и долговечность автомобильных двигателей. -М.: Машиностроение, 1977. 248 с.
  18. А.Н. Анализ процессов изнашивания сопряжений кольцо-канавка поршней ДВС и разработка методики ускоренных испытаний их на износ // Двигателестроение. 1986. — № 9. — С. 15−17.
  19. М.А., Енукидзе Б. М. Конструкторско-технологическое обеспечение надежности ДВС // Автомобильная промышленность. 1988. -№ 8. — С. 8−12.
  20. .Я., Адамович А. В., Тихомиров Я. В. Выбор длины шатуна автотракторных двигателей // Автомобильная промышленность. 1961. № 1. -С. 13−17.
  21. Д.Р., Эфрос В. В., Будунов М. Б. Влияние изменения отношения S/D на механические потери двигателя // Тракторы и сельхозмашины. 1973. -N 1. — С. 6−9.
  22. Автомобильные двигатели / В. М. Архангельский, М. М. Вихерт, А. Н. Воинов и др.- Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
  23. А.В., Макаров А. Р., Смирнов С. В. Исследование влияния конструкции поршня бензинового двигателя на динамику его движения в цилиндре //Двигателестроение. 1991. — N 3. — С. 3−6.
  24. Е.А., Изотов А. Д., Тузов JI.B. Методы снижения вибрации и шума дизелей. M.-JI.: Машгиз, 1962. — 192 с.
  25. Рык Г. М., Эфрос В. В., Чирик П. И. Влияние перекосов осей деталей цилиндро-поршневой группы на механические потери • дизеля // Тракторы и сельхозмашины. 1969. — N 4. — С. 14−15.
  26. Сравнительные испытания двигателей с двумя и одним компрессионными кольцами на поршне / Ю. А. Коган, П. С. Ермолаев, С. А. Афинеевский и др. // Автомобильная промышленность. 1974. — № 9. — С. 3−5.
  27. В.Е. Долговечность и износ двигателей при динамических режимах работы. Киев.: Наукова думка, 1978. — 256 с.
  28. Г. Н., Гуляев А. Е. Анализ возможности улучшения экономических показателей автомобиля за счет отключения части цилиндров двигателя // Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз. сб. (М.). 1980. -Вып. 3.-С. 42−49.
  29. Н.А., Прозоров B.C., Щукин М. М. Автомобили, Конструкция, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля. Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. А. Бухарина Изд. 2-е, перераб. и доп. JL: Машиностроение, 1973, 504 с.
  30. М.А., Енукидзе Б. М. Конструкторско-технологическое обеспечейие надежности ДВС // Автомобильная промышленность. 1988. — № 8. — С. 8−12.
  31. М.А., Кошелев А. Г., Галактионов А. Е. Для повышения износостойкости поверхностей трения // Автомобильная промышленность. -1990.-N 11. С. 12−14.
  32. Гильзы и цилиндры зарубежных автомобильных двигателей: Обзорная информация / С. С. Воробьев, В.Е. ГЦурков, М. Н. Сильницкая и др. -М.: ЦНИИТЭИавтопром, 1988. 48 с.
  33. .Л., Ведерников Д. Н. Совершенствование производства поршневых колец ДВС за рубежом // Двигателестроение. 1987. -№ 7. — С. 5255.
  34. Трение, изнашивание и смазка: Справочник- В 2-х кн. / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. -Кн. 1. — 400 с.
  35. Г. П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1985. — 200 с.
  36. A.M., Егорушкин Е. А., Чернявский Ю. Н. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для вузов / Под ред. A.M. Обельницкого Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ИПО Полигран, 1995. — 272 с
  37. Экономия топлива при использовании специальных моторных масел / В. Д. Резников, В. М. Кондратьев, С. Б. Борщевский и др. // Химия и технология топлив и масел. -1981. N 11. — С. 58−60.
  38. А.А., Фукс И. А., Лашхи В. Л. Химмотология. М.: Химия, 1986.-С. 206−232.
  39. М.А., Бунаков Б. М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателей. -М.: Издательство стандартов, 1981. -232 с.
  40. Новый тип антифрикционной и противоизносной присадки / А. Б. Виппер, А. В. Непогодьев // Топлива и смазочные материалы. 1986. -№ 3.-С. 23.
  41. Reick F.G. Energy-saving lubricants containing colloidal PTFE. // ASLE Preprint К 81-AM-5D-2, 1981. 10 p.
  42. Использование оксидных и нитридных керамик для модификации политетрафторэтилена / А. А. Охлопкова, С. А. Слепцова // Трение и износ. -1998.-Т. 20, № 1,-С. 80−85.
  43. С.С., Стребков С. В. Использование антифрикционных присадок для улучшения эксплутационных свойств моторного масла // Двигателестроение. 1991. — № 8−9, — С. 50−51, 59.
  44. Новое в применении антифрикционных присадок к моторным маслам за рубежом / А. Б. Виппер, С. А. Абрамов, В. И. Балакин // Двигателестроение. 1982. -№ 4. — С. 55−56.
  45. Использование модификаторов трения в моторных маслах -эффективный способ снижения потерь мощности на трение / А. Б. Виппер, B.JI. Лашхи, В. В. Кулагин // Двигателестроение. 1980. -№ 9. — С. 24−25.
  46. Высокотемпературные антифрикционные присадки к моторным маслам / B.JI. Лашхи, А. Б. Виппер, В. В. Кулагин // Трение и износ. 1980. — Т. 1, № 4. — С. 749−753.
  47. Выбор и исследование смазочного материала с улучшенными триботехническими параметрами / С. В. Путинцев, И. А. Холомонов, Л. Ф. Малый // Трение и износ. 1990. — Т. 11, № 2, С. 317−322ё.
  48. А. Твердые смазки: Пер. с яп. / ВЦП, 1976, № 2, С. 61−67.
  49. White W.R., Cusano С.М., Morris Н.С. Lubricity agents as ashless fuel economy additives in engine oils // The JSLE Lubrication Conference, November 5, 1980, Tokyo.
  50. Miiller K., Bartz W. J. Motorsauberkeitserhohung durch M0S2 bzw. Graphit. // Mineraloltechnik. -1979. № 1. — S. 3−10.
  51. Некоторые результаты сравнительных испытаний смазочных композиций при трении скольжения / В. Н. Кузьмин, П.П. ДудкоСлавянтрибо-5. Наземная и аэрокосмическая трибология 2000: Материалы междунар". науч.-практ. симпоз. — Санкт-Петербург, 2000 — С. 289−290
  52. Механизм воздействия противоизносной добавки РиМЕТ на работу пары трения чугун-хром / И. В. Фришберг, JI.B. Золотухина, В. В. Харламов и др. // Трение и износ. 2000. — Т. 21, № 6. — С. 101 -106.
  53. Влияние высокодисперсных металлоплакирующих присадок на антифрикционные и противоизносные свойства моторного масла / С. А. Воробьева, Е. А. Лавринович, В. В. Мушинский и др. // Трение и износ. 1996. -Т. 17, № 6.-С. 827−830.
  54. P.M., Шабанов А. Ю. Механизм образования смазочного слоя под комплектом поршневых колец ДВС // Двигателестроение. 1987.-№ 4.-С. 6−10.
  55. Г. К. Управление толщиной масляной пленки между маслосъемным поршневым кольцом и цилиндром // Известия вузов. Машиностроение. 1979. — № 6. — С. 67−71.
  56. Г. К., Воробьев В. И. Влияние массы маслосъемного кольца на расход масла в ДВС // Двигатели внутреннего сгорания (М.). 1983. — № 483−11. — С. 5−7.
  57. Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС. Смазывающее действие поршневых колец //Двигателестроение. 1990. — № 12. — С. 42−46.
  58. Э.М., Усов П. П. Гидродинамическая смазка деформируемого поршневого кольца // Трение и износ. 1980. — Т. 1, № 6. — С. 1000−1010.
  59. Г. К. К вопросу о работе поршневых колец // Известия вузов. Машиностроение. 1977. — № 2. — С. 77−81.
  60. К. Поршневые кольца: Пер. с нем. / Под ред. В. К. Житомирского. М.: Машгиз, 1963 — Т. 2 — Эксплуатация и испытание. — 362 с.
  61. B.C. Режим смазки пары трения поршневое кольцо-цилиндровая втулка ДВС // Двигателестроение. 1991. — N 10−11. — С.-19−23.
  62. С.В. Анализ режима трения деталей цилиндро-поршневой группы автомобильного дизеля // Известия вузов. Машиностроение. 1999. -№ 2−3. — С. 65−68.
  63. К.К., Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям (химмотологический словарь). 4-е изд., перераб. и доп. М.: Химия, 1975. — 392 с.
  64. С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979. — 240 с
  65. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В. Л. Лашхи, И. А. Буяновский и др. М.: Машиностроение, 1989. — 224 с.
  66. Метод оценки эффекта последействия трибологически активных присадок при повышенных нагрузках / Ю. А. Лозовой, Т. А. Займовская, Г. Н. Кузьмина и др. // Трение и износ. 1996. — Т. 17, № 3. — С. 374−380.
  67. Е.С. Развитие способа измерения износа машин методом искусственных баз // Теоретические и прикладные задачи трения, износа и смазки машин. М.: Наука, 1982. С. 198−210.
  68. С.В. Измерение сил и работы трения в ЦПГ ДВС (Обзор) //Двигателестроение. 1991. — № 8−9. — С. 31−32.
  69. С.В. Состояние, проблемы и перспективы развития трибологического аспекта энергосбережения в двигателестроении // Известия вузов. Машиностроение. 1995. — № 10−12. — С. 71−79.
  70. Поршневой трибометр для сравнительной оценки антифрикционных и противоизносных свойств смазочных материалов / С. В. Путинцев, А. С. Шаповалов, С. А. Аникин и др. // Трение и износ. 1998. — Т. 19, № 2, — С. 218 223.
  71. Методы оценки эффективности антифрикционных присадок к моторным маслам (обзор) / А. Б. Виппер, С. А. Абрамов, В. И. Балакин // Двигателестроение. 1982. — № 7. — С. 41−43.
  72. Udelhofen J.H., Sicker W.L., Slater В.В. Evaluation techniques of fuel saving engine lubrikants. The JSLE Lubrication Conference. — Tokyo, 1980, — P. 30−35.
  73. Hart N., Klans E.E. Laboratory testing of fuel efficient oils // SAE Paper. 1979. № 790 731.- 13 p.
  74. Korcek S., Sorab J., Johnson M. Advances in fuel efficiency of engine oils. 13th European Automotive Symposium AGELFI. Sevilla (Spain), 1998. -lip.
  75. Токсичность двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие / В. В. Горбунов, И. Н. Патрахальцев. М.: Изд-во РУДН, 1998. — 214 с.
  76. Мур Д. Основы и применения трибоники: Пер. с англ. / Под ред. И. В. Крагельского, Г. И. Трояновской. М.: Мир, 1978. — 487 с.
  77. С.В., Холомонов И. А., Малый Л. Ф. Выбор и исследование смазочного материала с улучшенными триботехническими параметрами //Трение и износ. 1990.-Т. 11, № 2. — С. 317−322.
  78. С.В., Белоусов А. И. Повышение эффективности лабораторных методов оценки триботехнических свойств конструкционных и смазочных материалов // Заводская лаборатория (диагностика материалов). -1995.-№ 8.-С. 59−62.
  79. С.В., Аникин С. А. Универсальная зависимость для нахождения динамической вязкости моторных масел в рабочем диапазоне температур // Двигателестроение. 1995. — № 3, — С. 70−71.
  80. Д.В. Общий курс физики. Механика. М.: Наука, 1989, -Т. 1.-576 с.
  81. Особенности взаимодействия и анализ работы сопряжения поршень-цилиндр быстроходных дизелей / Н. Д. Чайнов, А. Н. Краснокутский, А. В. Кожевников и др. // Вестник МГТУ. Серия Машиностроение. 1996. — № 1. -С. 3−13.
  82. А.С. Молекулярная физика граничного трения— М.: Физматгиз, 1963. 472 с.
  83. С.В., Галата Р. А., Беклемышев В. И. Результаты триботехнических испытаний смазочных композиций для ДВС // Известия вузов. Машиностроение. -2000. -№ 3.-С. 51−56.
  84. М.И., Токарев А. А. Скоростные качества и топливная экономичность автомобиля. М.: Машиностроение, 1967. — 164 с.
  85. В. А., Московкин В. В., Евграфов А. Н. Мощностной баланс автомобиля. М.: Машиностроение, 1984. — 160 с.
  86. Динамика системы: Дорога шина — автомобиль — водитель / Под ред. А. А. Хачатурова. -М.: Машиностроение, 1976. 536 с.
  87. С.А. Повышение энергоэкономических показателей четырехтактного дизеля на основе математического моделирования работы и совершенствования деталей поршневой группы: Дисс.канд. техн. наук. -Москва, 1997. 127 с.
  88. Автомобиль ГАЗ-24 «Волга». / В. И. Борисов, А. И. Гор, В. Ф. Гудов и др. М.: Транспорт, 1970. — 328 с.
  89. Two Dimensional Numerical Analysis of Piston Ring Lubrication of an Internal Combustion Engine / Y. Zhang, G. Chen, B. Li // SAE Techn. Pap. Ser. -1999.-№ 1222.-9 p.
  90. Оценка антифрикционных свойств.
  91. Определение противоизносных свойств.
  92. Совокупная оценка триботехнических (антифрикционных и противоизносных свойств).2. Объект испытаний
  93. Жидкие смазочные материалы (моторные, индустриальные масла, специальные жидкости и т. п.).
  94. Пара трения представляет собой две детали, находящиеся в смазываемом фрикционном контакте конформного (антифрикционные испытания) или неконформного (противоизносные испытания) типа (рис.1).
  95. Нижний образец (диск) является вращающимся, верхний (колодка) -неподвижным.
  96. Смазка фрикционного контакта пары трения осуществляется смачиванием вращающегося диска, погруженного во время работы в масляную ванну.
  97. Материал деталей пары тренияОпределяется в каждом случае задачами эксперимента.Рис.1. Эскиз пары трения машины МИ-6 при антифрикционных (а) ипротивоизносных (б) испытаниях: 1- верхний образец (колодка) — 2- нижний образец (диск) — 3- смазочный материал
  98. Конструкция деталей пары тренияДолжна соответствовать чертежу, приведенному на рис. 2, где даны также рекомендованные требования к твердости и шероховатости трущихся поверхностей.
  99. Задаваемые параметры переменные:1. й>угловая скорость вращения нижнего образца (диска), с"1−2. iV-нормальная нагрузка на пару трения, Н- постоянные: л
  100. А площадь фрикционного контакта образцов, м (вычисляется как площадь проекции зоны конформного фрикционного контакта верхнего образца на нижний) —
  101. R., R2- радиус верхнего и нижнего образца соответственно, м-
  102. V.oo~ кинематическая вязкость смазочного материала при 100 °C, сСт.
  103. Т., Т2 время работы на площадке нагружения (при постоянной нагрузке) в ходе антифрикционных и износных испытаний соответственно, мин. ЭС-Обр.в е р х н и й i р о л о д к о > ¦' 1,6/ч-«Материол-цугун серый НЕ 1700БРС17еЦ НИЖНИЙ (диск)j li: fj in ГО isi
Заполнить форму текущей работой