Педагогические возможности вокально-хоровой работы в профессиональной подготовке учителя музыки
Диссертация
Методологической основой исследования явились: психолого-педагогическая теория деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, Д. Б. Эльконин и др.) — теория управления учебной деятельностью (Н.Г. Салмина, Н. Ф. Талызина и др.) — исследования особенностей процесса общения (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.A. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.) — теория коммуникации (И.Н. Горелов, В. Г… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
- 1. 1. Вокально-хоровая работа как компонент дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки
- 1. 2. Коммуникативный аспект вокально-хоровой работы
- 1. 3. Особенности управленческого аспекта деятельности учителя музыки
- ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
- 2. 1. Технология организации занятий
- 2. 2. Задачи, организация и структура экспериментального исследования
- 2. 3. Ход и результаты эксперимента
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Науч.-метод, материалы. — М.: Прометей, 1991. 64 с.
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 111 с.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 142 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга для учителя-музыканта. М.: ВЛАДОС, 2000. 325 с.
- Аманов С.А. Диалектика познания и общения. Фрунзе.: Илим, 1986. 138 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 232 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.295 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. 416 с.
- Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. -М.: Музыка, 1969. 120 с.
- Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики // Психологический журнал. Т. 16. — 1995. -№ 5.-С.115- 121.
- Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии. 1999. № 6. — С.89 — 100.
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе.-М.: Просвещение, 1983. 221 с.
- Апраксина O.A. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе// Музыка в школе. 1977. вып.12. С. 3−14.
- Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки // Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного образования: Сб. науч. тр. -М., 1980. С.5−16.
- Арчажникова Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности // Сов. педагогика. 1986. № 4. С.91−95.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. 111 с.
- Арчажникова Л.Г. Сущность профессионально-педагогического мастерства учителя музыки // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1991. С. 3−10.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1973. 142 с.
- Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. 215с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
- Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 96 с.
- Баренбойм Л. А. Путь к музицированию: Исследование. -Изд. 2, доп. Л.: Сов. композитор, 1979. 352 с.
- Бартенева Л.Б. Хоровой коллектив //Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. С. 49 — 64.
- Батищев Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельности. /Деятельность: теория, методология, проблемы/ сост. И. Т. Касивин. -М.: Политиздат, 1998. с. 21 34.
- Безбородова Л.А. Дирижирование: Учеб.пособие. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: изд. СИПИ, 1993. 320 с.
- Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: НИЛ Альтернативная педагогика. 1992. 93 с.
- Безсонов В.Г. Общение как искусство. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1990. 16 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 176с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
- Беркман Т.Л., Грищенко К. С. Музыкальное образование учителя. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 172 с.
- Берлянчик М.М. Некоторые проблемы совершенствования музыкального образования (Музыка: Экспресс-информация / Информ. Центр по проблемам культуры и искусства). М., 1981. 16 с.
- Бернштейн H.A. О построение движений. М.: Музгиз, 1947. 255 с.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. 1988. — № 9. С.3−8.
- Беспалько В.П., Таур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: Высшая школа, 1989. 141 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. ~ М., 1989. 192 с.
- Блинова М.С. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974. 144 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Международная пед. академия, 1995. 328 с.
- Бодалев A.A. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика. 1994. № 1. С.12−14.
- Буева Я.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 116 с.
- Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденций развития. Л.: Музыка, 1991. 118с.
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. 367 с.
- Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1996. 18 с.
- Вопросы музыкальной педагогики / Ред. Сост. В. И. Руденко. -М.: Музыка, 1980. 160 с.
- Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. М., 1998. 99 с.
- Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр., вып.2. М., 1999. 172 с.
- Вуд Г. О дирижировании.-М.: Музгиз, 1958. 104с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1996. 536 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 342 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995. 160 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ. 1976. 150 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. С.259−276.
- Горелов И.Н. Невербальный компонент коммуникации. М., 1980.
- Горелова Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1983. 19 с.
- Горская И.Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учителя музыки в процессе хормейстерской практики: Дисс.. .канд. пед. наук, 1997. 147 с.
- Готсдинер A. J1. Музыкальная психология. М.: МИП «NB Магистр», 1993. 192 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении: Учебно-методическое издание / Библиотека развивающего обучения. Томск, 1992. 114с.
- Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1977. 16 с.
- Дмитриевская К.П. Анализ хоровых произведений: Учеб. пособие. М.: Сов. Рос., 1965. 172 с.
- Дмитриевский Г. А. Хороведение и управление хором. М.- Л.: Музгиз, 1957. 103 с.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Изд. 2. — М.: Музыка, 1996. 368 с.
- Егоров A.A. Теория и практика работы с хором. Л.: Музгиз, 1967. 238 с.
- Емельянов В.В. Развитие голоса: Координация и тренаж. -СПб.: Лань, 1997. 192 с.
- Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука- Сибир.отд., 1991. 41 с.
- Ержемский Г. Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. М.: Музыка, 1988. 80 с.
- Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения: Вопросы истории, теории, методики. М.: Музыка, 1987. 95 с.
- Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения. М., 1978. 153 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: Науч.-метод. пособие. М., 1993. 114 с.
- Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. Т.20. — 1999. — № 2. С. 54−65.
- Иванов-Радкевич А.П.'О воспитании дирижера. М.: Музыка, 1973.78 с.
- Ивашов А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991. — № 5. С. 162−166.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. Статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. 192 с.
- Кабардов М.К., Голубева Э. А. Новое в проблеме невербальной коммуникации // Психологический журнал. Т.20. — 1999. — № 4. С. 127−128.
- Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат., 1988. 319 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1988. 72 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Козлянинова И.П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Диамант, 1992. 320 с.
- Козырь A.B. Формирование стиля педагогического руководства хоровым коллективом: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1987. 16 с.
- Коловский О.П. Анализ хоровой партитуры // Хоровое искусство. Вып. 1. — Л.: Музыка, 1967. С. 29−42.
- Коммуникативная культура учителя. Метод, материалы. Спб, 1996. 110 с.
- Кондратьева C.B. Учитель Ученик. — М., 1984. 29 с.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.
- Коротаев A.A., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения /Вопросы психологии. 1990. -№ 2. С. 62−69.
- Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. 300 с.
- Краткий психологический словарь. М., 1985. 176 с.
- Кречковский А.Ф. Формирование у студентов музыкально-педагогических факультетов умений диагностики хорового пения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1982. 20 с.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990. 204 с.
- Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Учебное пособие к спецкурсу. Оренбург, 1995. 99 с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие. М., 1999. 208 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд. ЛГУ, 1967. 183 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 32 с.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: БГУ, 1988. 205 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 361 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981. 584 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и закономерности. М.: Просвещение, 1980. 60 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопеция, 1990. 367 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
- Логический словарь. Дедуктивная формализация теорий / Под ред. A.A. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. М.: Мысль, 1994. 134 с.
- Ломов Б.Ф. Категория деятельности и общения в психологии. /Вопросы философии 1979. № 8.
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1969. 72 с.
- Майковская Л.С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. 17 с.
- Малиновская В.Н., Смятских А. Л. Методическое пособие по курсу «Введение в специальность и основы педагогического мастерства» в 4ч.-М., 1992.
- Маркова А.Г. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Матвеева К.П. Дирижерская подготовка к уроку музыки: Учеб. пособие. Свердловск: СГПИ, 1990. 65 с.
- Матвеева К.П. Формирование навыков управления певческой деятельностью школьников как существенный компонент в подготовке учителя музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1981. 16 с.
- Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. 1981. № 9. с.52−59.
- Медынь Я.Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. М.: Музыка, 1978. 134с.
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. 95 с.
- Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: МПГУ, 1999. 118с.
- Методология педагогических исследований /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: НИИОП, 1980. 165 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело», 1994. 216с.
- Молоканов М.В. Двумерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. 1995. — № 5. С. 31−60.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.- JI.: Музыка, 1965. 86 с.
- Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. -Т.14.- 1993.-№ 1. С. 18−31.
- Морозов В.П. Об экспериментально-технических исследованиях голоса певца и их значение для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики.-Вып.6. J1.: Музыка, 1982. С. 141−180.
- Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. -М.: Изд-во «Прометей» МГПИ, 1989. 130 с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
- Мусин И.А. О воспитании дирижера: Очерки. Л.: Музыка, 1987. 217 с.
- Муцмахер В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки: Учебное пособие /МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1988. 64 с.
- Мясищев В.Н. Социально-психологические и лингивистиче-ские характеристики формы общения и развитие контактов между людьми. Л., 1970. 115с.
- Назайкинский Е. В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. С. 195−229.
- Немов P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. Психология образования пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2-е изд. — М., Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 487 с.
- Немов P.C. Психология педагогической оценки // Психология образования. -М.: Просвещение, 1995. С.377−391.
- Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учебное пособие / Свердл.гос.пед.ин-т. -Свердловск, 1988. 64 с.
- Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. Пособие / Урал.гос.пед.ин-т. ~ Екатеринбург, 1993. 64 с.
- Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Монография / Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1997. 156 с.
- Образцовская Ф.Н. Певческий процесс в свете влияния на него некоторых произвольных мускульных движений // Сборник статей по музыкальному образованию. Свердловск: УГК, 1961. С. 143−154.
- Общая психология. М.: Педагогика, 1986. 479 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. 300 с.
- Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод, пособие. Изд.З. — Юев: Музич-наУкраша, 1989. 152 с.
- Ольхов К.А. О дирижерском жесте и его элементах // Хоровое искусство. Вып. 1. — Л.: Музыка, 1967. С. 42−75.
- Осенева М.С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. 17 с.
- Павлищева О.П. Методика постановки голоса: Кр. пособие для хормейстеров и преподавателей пения. -М.- Л.: Музыка, 1964.91 с.
- Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии.- 1971. № 7. С 126.
- Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1986. 640 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Первушина Т.А. Формирование готовности студентов музыкально-педагогического факультета к работе с хором: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1985. 16 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. 216 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие.- Изд. 2, доп. и исправл. М.: Гуманитар, издат. центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.
- Пигров К.К. Руководство хором. М.- Музыка, 1964. 220 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. 256 е.: ил.
- Попов П.М. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. 88 с.
- Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. 352 с.
- Проблема общения в психологии: Сб. статей АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1981. 280 с.
- Психологическая подготовка студентов к музыкально-педагогической деятельности: Межвуз. сб. науч. ст./Под ред. Н. М. Провозиной. -Ханты-Мансийск, 1996. 82с.
- Психологические исследования общения: Сб. ст. АН СССР, Ин-т псих. /Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985. 344 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
- Птица К.Б. О хоровом дирижировании // Работа в хоре /Под ред. Д. Л. Локшина. Изд. 2. — М.: Профиздат, 1964. С. 226−287.
- Работа в хоре: Методика, опыт /Под ред. Б. Г. Тевлина. М.: Профиздат, 1977. 128 с.
- Работа в хоре /Под ред. Д. Л. Локшина. Изд. 2, доп. и испр. -М.: Профиздат, 1964. 303 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М: Знание, 1980. 96 с.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1978. 219 с.
- Резников Л.О. Понятие и слово. Изд-во ЛГУ, 1958. 11 с.
- Ройтернштейн М.И. Музыкальный язык: Учеб. пособие /МГПИ им. В. И. Ленина. -М&bdquo- 1973. 135 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 247 с.
- Рувинский Л.И. К проблеме управления процессом воспитания (Проблемы управления процессом воспитания). М.: НИИОП, 1977. 156 с.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. -М.: Изд. МГУ, 1981. 134 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд. МГУ, 1988. 286 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 504 с.
- Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Уч. пособие. Свердловск: Изд. СГПИ, 1989. 62 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Уч. пос. М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. 152 с.
- Скрипкина Э.А. Особенности первого этапа работы студента над хоровым произведением в классе дирижирования // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Межвуз. сб. научн. тр. М.: МГПИ, 1985. с. 27−39.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процесс профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 180 с.
- Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. тр. Свердловск: СГПИ, 1991. 129 с.
- Совершенствование хорового образования в свете реформ высшей школы: Сб. тр. Вып. 107. — М: ГМПИ им. Гнесеных, 1989. 152 с.
- Соколов В.Г. Работа с хором: Учеб. пособие. Изд. 2, пере-раб. и доп. — М.: Музыка, 1983. 192 с.
- Соколова Н.В. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1981. 16 с.
- Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. 192 с.
- Среднее профессиональной образование //Сб. основных нормативных документов /Сост. П. Ф. Анисимов, В. И. Байденко, Т. И. Ветрова, О. Б. Манькова, Т. П. Митиль, М. А. Чекулаев, А. Ф. Щепотин. Под ред. П. Ф. Анисимова.-М.:НМЦСПО, 1997. 416с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: искусство, 1985.479 с.
- Струве Г. В. Школьный хор: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981. 191 с.
- Стулова Г. П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в хоре: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 126 с.
- Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе //Педагогика. 1989. — № 3. С. 11−16.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Психол. основы/. Изд. 2-е доп. и перераб. М.:Изд. МГУ, 1975. 343 с.
- Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы: Сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1980. 149 с.
- Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Науч.-метод, сб. Вып. 2. — Воронеж: ВГПУ МПФ, 1998. 118с.
- Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979. 207 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.2. 359 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Л.- М., 1947. 334 с.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинско-го. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Философский энциклопедический словарь. -М., 1982. 537 с.
- Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. -М.: Сов. композитор, 1970. 559 с.
- Чеснов Я.В. Кинесика и жесты // Лекции по этнологии: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 1998. С. 233−249.
- Чесноков П.Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. М.: Музгиз, 1952. 224 с.
- Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: ТОО «Версия», 1998. 256 с.
- Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: Теория, опыт, проблемы. Екатеринбург: УрГПУ, 1994. 128 с.
- Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. JI.: Музыка, 1986. 128 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эстрина Т.А. К вопросу о психологической подготовке студентов музыкально-педагогического факультета к работе на хоре //Подготовка учителя музыки общеобразовательной школы. М.: Изд. МГПИ, 1978. С. 31−38.
- Эстрина Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-М., 1981. 16 с.
- Юрлов A.A. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора //A.A. Юрлов: Статьи и воспоминания. Материалы /Сост. И. Б. Марисова. М.: Сов. композитор, 1983. С. 148−162.
- Юссон Р. Певческий голос: Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М.: Музыка, 1974. 262 с.
- Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие // Художественное восприятие. Л., 1971. 67 с.
- Яковлева Н.М. Интегративно-модульный подход к изучению педагогических дисциплин: Методические рекомендации /Челябинский гос. пед. ин-т. Челябинск, 1986. 25 с.
- Яркин Б.Д. Интенсификация хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета пединститута в ходе хорового практикума: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1990. 16 с.
- ФОРМА ПРОТОКОЛА НАБЛЮДЕНИЯ
- Вид мероприятия Ф.И.О., курс КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ИНТЕГРАЦИЯ ОП и СП знаний и умений Комментарии1 2 3 4 5 б 7 5 9 10 у-1 2 3 4 5 в 7 8 9 10 И 12 13 141. J
- Оценка коммуникативных и управленческих умений и навыковбудущего учителя музыки1. Ф.И.О.1. КурсДата заполнения
- КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
- Результаты оценки коммуникативных и управленческих умений и навыков будущего учителя музыки
- СЕМЕСТРЫ начало V конец V VI VII VIII V -VIII
- ПАРАМЕТРЫ КУУН КГ эг КГ ЭГ КГ эг КГ эг кг эг
- Коммуникативная компетентность 2,3 2,3 2,51 4,0 3,61 4,6 4,2 5,4 +12,62 + 16,30
- Коммуникативные умения и навыки 3,33 3,35 3,56 4,05 3,59 4,68 3,96 5,38 + 14,44 +17,46
- Коммуникативное поведение 3,54 3,59 3,68 3,86 3,78 4,7 4,12 5,53 + 15,12 +17,68
- Коммуникативная направленность 3,05 3,05 3,39 3,9 3,49 4,25 3,99 5,2 + 13,92 +16,40
- Проектировоч ные и корректировочные умения и навыки 3,8 3,8 3,82 4,0 3,84 4,2 4,03 5,0 + 15,49 + 17,0
- Сумма средних баллов 16,02 16,09 16,98 19,81 18,31 22,43 20,30 26,51 71,61 84,84
- Средний балл роста 3,2 3,21 3,39 3,96 3,66 4,48 4,06 5,3 14,32 16,96
- ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ СО СТУДЕНТАМИ
- Можете ли Вы указать параметры, которые влияют на вокально-хоровую работу?
- Используете ли Вы коммуникативные умения и навыки в процессе разучивания произведения?
- Считаете ли Вы равноценными по силе воздействия на исполнителей (в условиях работы с Вашим хоровым коллективом) невербальные и вербальные приемы (вокальный показ, речь)? Почему?
- Варьируете ли Вы управленческие умения и навыки в зависимости от вокально-технических задач, стоящих в данный момент перед исполнителями?
- Владеете ли Вы алгоритмом управления вокально-хоровой работой?
- Как, по Вашему мнению, должны соотноситься знания, полученные на предметах психолого-педагогического цикла со специальными музыкальными?
- Какие на Ваш взгляд музыковедческие знания, умения и навыки способствуют повышению эффективности практической работы с хором?
- Как Вы думаете, является ли дисциплина «Практическая работа с хором» интегрированной? Почему?
- Считаете ли вы, что полноценность художественной интерпретации хорового произведения напрямую зависит от оптимальности решения слухо-двигательных задач исполнения?
- Считаете ли Вы, что коммуникативные и управленческие умения и навыки помогают в вокальной работе с хором и что вокально-технические проблемы можно решить с их помощью?
- Каким образом Вы накапливайте описываемых Вами умения и навыки, необходимые для вокально-хоровой работы?
- С какими методическими, монографическими, публицистическими трудами по дирижированию, вокалу, хороведению Вы знакомы?
- УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ПРАКТИКА РАБОТЫ С ХОРОМ»
- ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
- Качествен- Курсы / семестры / группыные признаки III IV
- Сумма бал- 18,9 18,5 4,99 1,21 8,34 5,03 6,45 5,04 42 29,96лов роста
- Средний 1,72 1,68 0,45 0,11 ~0/76~ 0,45 0,58 0,45 3,82 2,72балл роста