Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданское социальное участие как универсальная технология социального управления: на материалах разработки и реализации градостроительных проектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показали результаты вторичного анализа социально-диагностических исследований, несмотря на существование законодательных предпосылок участия граждан в управлении градостроительными решениями и наличия определенных организационных норм регулирования их взаимодействия с другими субъектами градостроительной деятельности, в настоящее время, слабо учитываются социокультурные нормы, что осложняет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Гражданское социальное участие — актуальная проблема социетальной трансформации российского общества
  • §-2.Социальное участие как объект социологического анализа
  • §-3.Проблема универсализации технологий гражданского социального участия в социальном управлении
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ НОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  • §-1.Проблема технологизации гражданского социального участия в отечественном градостроении
  • §-2.Социально диагностическое исследование как научная предпосылка нормирования технологии гражданского социального участия
  • §-3.Нормативная модель технологии гражданского социального участия

Гражданское социальное участие как универсальная технология социального управления: на материалах разработки и реализации градостроительных проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

: Одним из основополагающих принципов любого демократического общества является возможность каждого гражданина участвовать в управлении социальным развитием общества, влиять на процессы разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Нормативно-правовые изменения, внесенные в современное российское законодательство, предоставили гражданам права непосредственно включаться в ход разработки и реализации проектов и программ развития территорий, на которых они проживают.1 Эти изменения способствовали осознанию гражданами своего права требовать от лиц, разрабатывающих такие проекты и программы, учитывать их интересы, предоставлять гарантии того, что их право на здоровую окружающую среду не будет нарушено. Однако нужно заметить, что наличие прав граждан на участие в управлении и возможности их реализации — это не одно и тоже. Зачастую, граждане, имеющие права, пытаются различными способами повлиять на то или иное разрабатываемое решение, однако наталкиваются на сопротивление со стороны органов власти и управления. В результате происходит эскалация конфликтных ситуаций на местах, которые из-за частоты их возникновения уже перестали носить локальный характер и становятся проблемой общегосударственной. Причиной такого положения дел является отсутствие действенного механизма, способствующего реализации прав граждан на участие в управленческом процессе, и, как следствие, возможности влиять на ход разработки и реализации проектов и программ.

За рубежом, начиная с 60-х годов XX века, участие граждан в разработке и реализации территориальных проектов и программ — это вполне обычная практика, для нашей страны такого рода деятельность достаточно новое.

1 Европейская хартия о местном самоуправлении. / Муниципальная власть. — 1997. — № 1, — С.52−54- Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004; Федеральный законы РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995, № 174-ФЗФедеральный законы РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, № 7-ФЗ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003, № 131-Ф3. и др. явление. В целом нужно отметить, что в настоящее время в отечественном социальном управлении пока не институционализирован механизм взаимодействия граждан с лицами, непосредственно разрабатывающие проекты и программы территориального развития. Это означает, что отсутствует сам инструмент, позволяющий гражданам реализовать свои права на практике. Этим инструментом являются узаконенные и освоенные технологии социального участия.

Однако достаточно полные и систематизированные знания о технологиях участия граждан в практике разработки и реализации социально значимых проектов и программ пока отсутствуют. Не определен их статус в системах социального управления в теоретико-методологическом и научно-практическом отношениях.

В этой связи социальная проблема диссертационного исследования рассматривается нами как противоречие между наличием гражданских прав на участие населения в принятии управленческих решений и отсутствием социально-организационных нормативов, правил, технологий их реализации на практике, а научная проблема видится как обоснование роли технологии социального участия в социальном управлении.

Отсюда представляется актуальным приращение научного знания относительно возможностей технологизации участия граждан в управленческом процессе и, тем самым, повышения роли социальных технологий в наполнении прав граждан реальным содержанием.

При этом гражданское социальное участие рассматривается нами как неотъемлемый компонент сущностного и в этом смысле универсального содержания социального управления и его эпистемологического статуса.

Объект исследования: процесс согласования интересов властей, проектировщиков и граждан в ходе разработки, утверждения и реализации проектов территориального развития.

Предмет исследования: реальная и потенциальная роль технологий социального участия граждан в социальном управлении территориальным развитием.

Целью диссертационного исследования является получение нового знания о механизмах участия граждан в ходе выработки, принятия и реализации управленческих решений, а также обоснование примерной нормативной модели технологии гражданского социального участия на материале осуществления градостроительных проектов.

Задачи исследования:

• определить социальные и научные предпосылки проблемы гражданского социального участия в контексте социальной трансформации российского общества;

• проанализировать и систематизировать опыт социологического изучения социального участия, классифицировать его виды и формы, методологические подходы и методы исследования;

• обосновать проблему гражданского социального участия как проблему универсальной технологии в социальном управлении, типологизировать существующие технологии гражданского социального участия и выявить научные основания оптимизации технологий социального участия;

• выделить специфику технологизации гражданского социального участия в градостроительстве, определить основные требования к оптимизации существующих механизмов социального управления;

• определить роль диагностических исследований как научной предпосылки оптимизации технологии гражданского социального участия;

• на основе вторичного анализа результатов диагностических исследований построить нормативную технологическую модель гражданского социального участия, рассмотреть основные этапы осуществления данной технологии, определить базовые процедуры и предложить методы, обеспечивающие их выполнение.

Степень разработанности проблемы.

Общая идея диссертационного исследования складывалась на стыке двух проблем, а именно, проблем социального участия и технологизации социального управления. В связи с этим автором в ходе работы были использованы научно-исследовательские источники из вышеуказанных предметных областей знаний. В качестве основных направлений для рассмотрения участия были выделены следующие:

Первое (общетеоретическое) направление рассматривает участие в контексте взаимодействия основных структурных элементов социального управления: управляющей подсистемы (органы власти, управленческие структуры) и управляемой подсистемы (индивид, социальная группа, население в целом). Его представители — Т. Гоббс, Дж. Деннис, Д. Истон, К. Поппер, А. Смит, Г. Спенсер и др.

Второе направление связано с разработкой конкретных теорий участия (прежде всего политического), подкрепляемых прикладными исследовательскими работами. Проанализирован целый ряд существующих теорий участия, разработанных в рамках следующих школ и направлений: бихевиористская концепция (П. Лазарсфельд, Дж Нагель), социально-психологическая школа (X. Макклоски), теория рационального выбора (К. Арроу, Д. Блэк), мотивационные теории участия (Р. Инглхарт), теории социальных факторов участия (Ф. Гогель, С. Липсет).

Третье направление акцентировало внимание на изучении проблем участия в области развития предприятий и организаций (социальное управление на микроуровне). Это нашло свое отражение в таких областях социального знания как социология организаций и социология трудовых отношений (Э. Мэйо, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор и др.). Представители данного направления рассматривали участие в принципиально другой среде, где взаимодействия происходят в рамках «управленческое звено — исполнители». Само участие рассматривается как форма включения исполнительного персонала организаций в деятельность по управлению.

Научное осмысление гражданского (общественного) участия в ходе разработки проектов территориального развития берет свое начало в 20-х годах XX века и связано с работами английского социолога Патрика Геддса. Широкое распространение данное направление получило в конце 60-х — начале 70-х годов. В этот период времени проводился глубокий теоретический анализ гражданского участия. Так был разработан ряд моделей (А.Ч. Ван де Ван, Дж. Козловский, В. Макдональд, Р. С. Макконел, Н. Лигфелд, М. Роберте, А. Тревис), определена его структура (Ш. Армстейн, Л. В. Милбрах, Н. Нильсон) и формы (Г. Митенфел, Д. Остин, Г. Спейглер), выделен состав субъектов (К. Браун, С. Верба, А. Делберг), выявлены их мотивации (М. Эделман, М. Миллер, Ф. Рурк, Д. Салхон). Среди современных теорий социального участия, прежде всего, можно выделить концепции «Партнерство» и «Устойчивое развитие».

Методологические и методические подходы к исследованию механизма социального участия рассмотрены в работах К. Берка, М. Боннети, Л. Гинсбурга, В. Де Голежа, П. Макконела, С. Оливьери-Барра, Г. Перкина, А. Тоффлера, Ж. Фресса, М. Т Фэгенса, Т. Хеймана, А. Этциони, Ф. Юнгера и др.

В отечественной науке советского периода научное осмысление проблемы участия населения в управлении связано с трудами М. В. Владимирского, П. М. Керженцева, Е. Ф. Розмирович и др. В 60-х начале 70-х годах проблемы участия затрагиваются в работах В. Г. Афанасьева, Г. В. Атаманчук, А. К. Белых, B.C. Основина и др. В 80−90-х годах вопросы взаимодействия субъекта и объекта в социальном управлении, а так же возможности воздействия объекта на управляющую подсистему рассмотрены в работах А. И. Кравченко, М. Н. Межевича, А. И. Пригожина, В. П. Петрова, Ж. Т. Тощенко, А. В. Тихонова и др.

Первые отечественные исследования, посвященные участию граждан в территориальном развитии, начинают появляться в конце 70-х — начале 80-х годов в различных областях научного знания — урбанистике, социологии города, в работах, посвященных местному самоуправлению, общественным движениям и т. д. (Н.А. Аитов, А. В. Баранов, Н. Н. Бокарев, А. Э. Гутнов, В. Вишнеренко, B. J1. Хайт, О. Н. Яницкий и др.). В 90-х годах проблемы, связанные с участием граждан рассматриваются в рамках теорий научно обоснованного управления и развития отдельных территорий, особое внимание уделено системе местного самоуправления (О. Н. Аборвалова, Е. М. Акимкин, А. С. Гаврин, Л. Б. Коган, О. Г. Севан, Е. С. Шомина и др.).3.

Вопросы реализации механизма социального участия наиболее широко рассмотрены в работах В. Л. Глазычева, B.C. Дудченко, Т. М. Дридзе, Л. Н. Иваненко, Л. Б. Коган, Б. В. Сазонова, и д.р. Проблеме социального участия посвящено множество научных публикаций, 4 проводятся общероссийские и международные семинары и конференции по данной проблематике.5.

Проблемы социальных технологий, а так же вопросы, связанные с применением социальных технологий в управлении рассмотрены в научных.

2 См. Аитов Н. А. Социальное развитие городов. М. 1979; Баранов А., Вишнеренко В. Взаимодействие общественности и местных органов власти в улучшении экологических условий городского района /Города и экология. — М, 1987гБокарев Н. Н. Участие населения в управлении социально-экономической жизнью// Социологическая теория и социальная практика. — М., 1982. 4.1. Социологические исследования в практике социального планирования СССР. Кн.1. Оболонский А. Социально-психологический аспект взаимодействия управляющих и управляемых // Общественные науки. — 1987. — № 6. — С. 51−67. Опыт и проблемы взаимодействия потребителя архитектуры и проектно-строительного комплекса: Обзорная информация. Вып. 3. / Авт. В. Л. Хайт при участии А. П. Зинченко и A.M. Лола. М.: ГКГС и ЦНТИ Госкомархитектуры при Госстрое СССР, 1987. Яницкий О. Н. Гражданские инициативы и самодеятельность масс/ Научный коммунизм. М., 1988 г. и др.

3 Аборвалова О. Н. Территориальное общественное самоуправление в системе самоуправления современной России. — Саратов, 1999 гАкимкин Е. М. Местное самоуправление и социальное участие. / Социальное участие при разработке и реализации программ развития (теоретические и практические подходы). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Отв. Ред. О. Г. Севан. Министерство культуры РФ, М., 2000. С. 134−145- Гаврин А. С. Социодиагностика развития местного самоуправления. — Тюмень. 1997; Дридзе Т. М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью. // Социологические исследования. — 1998. — № 10. С. 44−50. Коган Л. Б. Быть горожанином. М., 1990. Севан О. Г. Европейский опыт участия населения и партнерства в программах развития. / Ориентиры культурной политики Участие населения и партнерство при разработке и реализации региональных программ развития. / Зарубежный опыт. — Журнал Министерства культуры Р.Ф., № 7, М., 1999; Шомина Е. С. Становление жилищного движения в России / Социологические исследования. — 1995. — № 10. и др.

4 См. Гильченко Л. Следующий этап реформы будет социальным // Муниципальная власть. — 2000. — № 1−2. Редюхин В., Леонова И. «Взаимодействие власти и общественности для социально-экономического развития территории // Городское управление. — 2001. — № 3- Цой Л. Н. Социальное участие жителей в решении градостроительных проблем через призму конфликтологии // Социальное участие при разработке и реализации программ развития (теоретические и практические подходы). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Отв. Ред. О. Г. Севан, М., 2000. и др.

5 Социальное участие при разработке и реализации программ регионального развития (теоретические и практические подходы). Материалы Всероссийской научно-практической конференции./Отв. Ред. О. Г. Севан. Министерство культуры РФ. M., 2000. Материалы международной конференции в г. Звенигороде «Малые города и села: проблемы сохранения и развития (Участие населения и партнерство)». М., 2000 и др. трудах как зарубежных (К. Манхейма, М. Маркова, К. Поппера, Н. Стефанова и др.), так и отечественных авторов (В.Г. Афанасьева, С. С. Анисимова, В. Н. Иванова, В. Б. Коробова, В. И. Патрушева, А. В. Тихонова, В. В. Щербины и др.). Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследования Теоретической основой диссертации являются зарубежные и отечественные теоретические и методологические разработки, посвященные проблемам участия граждан в процессе разработки, оценки и реализации управленческих решений, а так же проблемам эффективного взаимодействия субъекта и объекта социального управления (П. Геддс, Н. И. Лапин, А. И. Пригожин, А. В. Тихонов, В. В. Щербина,). Особое теоретико-методологическое значение для диссертационного исследования оказали научные труды Т. М. Дридзе, разработанные ею экоантропоцентрическая парадигма социального познания и социального управления и семиосоциопсихологическая парадигма социальной коммуникации.6 Методологической основой диссертационного исследования являются положения прогнозного социального проектирования, представляющие собой технологию научно-обоснованного вмешательства в п процессы выработки управленческих решений.

Эмпирическим основанием диссертационного исследования являются социально-диагностические исследования, проведенные в 1998;2000 и 2005о.

2006 гг. при непосредственном участии диссертанта. Данные исследования были направлены на подготовку местного населения к диалогу с органами власти, инвесторами и специалистами-проектировщиками по обсуждению разрабатываемых градостроительных проектов. Вторичный анализ результатов.

6 Дридзе Т. М. На пороге экоантропоцентрической социологии. // Общественные науки и современность. — 1994. — № 4. — С.97−102- Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. — М., 1984.

7 Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв. ред. Т. М. Дридзе — М, 1994.

8 Данные исследования были проведены под руководством Российского общества социологов (РОС) и Центра социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий Института Социологии РАН: проект «Социологическое сопровождение строительства «Кутузовской развязки» по заказу правительства г. Москвы (июль-август 1998г), научный руководитель программы — доктор псих, наук, профессор Дридзе T.M., ответственные исполнители — канд. соц. наук Цой JI.H. и Акимкин Е. М., а также проект «Социологическое сопровождение строительства жилого дома по ул. Крупской, вл. ЗА (август-декабрь 2000 г.), научный руководитель проекта — канд. соц. наук Цой Л. Н. указанных исследований, осуществлен автором в 2005;2006гг. с целью проверки гипотезы диссертационного исследования.

Основная гипотеза исследования.

Социальное участие переводит традиционные субъектно-объектные отношения социального управления в субъектно-субъектные путем достижения оптимального для конкретных социокультурных условий уровня реализации гражданских прав на основе использования нормативных социальных технологий. Слабая технологизация социального участия лишает социальное управление его сущностной основы и эпистемологического статуса. Оптимальный уровень технологизации участия достигается путем процедур согласования интересов, социально-диагностических исследований и социально-проектных разработок, что требует привлечения таких новых участников коммуникативных отношений в системах социального управления как исследователи и технологи.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что гражданское социальное участие представлено как универсальная технология социального управления. При этом показано, что путем повышения уровня технологизации социального участия действительно появляется реальная возможность возрастания уровня реализации гражданами своих прав.

Конкретно автором сделано следующее:

1. Систематизирован зарубежный и отечественный опыт изучения социального участия, разработана типология оснований для его освоения и использования в исследовательской практике.

2. Проведен сравнительный анализ видов технологий социального участия, теоретически обосновано гражданское социальное участие как универсальная технология и проблема его технологизации.

3. Сформулированы основные требования к технологии гражданского социального участия, разработана классификация уровней технологичности гражданского социального участия.

4. Раскрыты содержание и роль социально-диагностического исследования как научной предпосылки технологизации гражданского социального участия, выделены его основные теоретико-методологические элементы для технологического обеспечения гражданского социального участия.

5. Предложена нормативная модель технологии согласования интересов, выделены основные этапы, процедуры и методы, обеспечивающие их реализацию.

6. Произведен социально-ролевой анализ управления процессом согласования интересов на материалах реализации градостроительных проектов.

7. На основе результатов анализа социально-диагностических исследований выявлены ограничения, тормозящие процесс согласования интересов, а так же предложены меры по снятию выявленных ограничений и оптимизации технологии гражданского социального участия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проблема участия граждан в разработке, принятии и реализации как градостроительных решений, так и в целом любых социально значимых управленческих решений, является в настоящее время одной из актуальных проблем современного российского общества. В условиях отсутствия четких правовых механизмов, регулирующих участие граждан в управлении, повышается значимость исследования технологий, обеспечивающих рационализацию отношений граждан с органами власти и управления в правоприменительной практике.

2. Технология гражданского социального участия является универсальной технологий социального управления, поскольку: а) способствует переходу от субъектно-объектной к субъектно-субъектной модели социально управленияб) является неотъемлемым инструментом, обеспечивающим действительную реализацию прав участия граждан в процессах разработки и реализации управленческих решений.

3. Применение гуманитарных социальных технологий в практике участия граждан позволяет уйти, с одной стороны, от спонтанности (хаотичности) их взаимодействия с органами власти и управления, а, с другой, избежать жестких, административных решений и выводят процесс согласования интересов на новый уровень, который характеризуется рационализацией отношений и конструктивностью взаимодействия.

4. Существует необходимость введения в понятийный аппарат таких дефиниций как «гражданское социальное участие», «технологизация гражданского социального участия» и «уровень технологизации социального участия».

5. Оптимальный уровень технологизации гражданского социального участия достигается путем наличия и сбалансированного применения правовых, организационных и социокультурных норм, а также вовлечение специалистов социально-гуманитарного знания в процесс регулирования взаимодействия граждан с органами власти и управления.

6. До отработки и принятия нормативов, работу по технологическому обеспечению гражданского социального участия необходимо начинать с проведения социально диагностических исследований, которые позволяют нормировать и технологизировать деятельность по согласованию интересов в соответствии со спецификой исследуемой среды и способствуют проектированию дальнейших действий технолога по обеспечению реализации технологий участия граждан в управленческом процессе.

7. Формализованная (нормативная) технологическая модель гражданского социального участия, помимо социально диагностического исследования, этапов информирования и общественной самоорганизации, должна включать в ходе процесса согласования интересов следующие процедуры: 1) рассмотрение общественных требований, выявление приоритетов- 2) разработка альтернативных вариантов- 3) поиск общих оснований для выработки решения- 4) общественная оценка достигнутых договоренностей- 5) юридическое закрепление достигнутых договоренностей- 6) создание контролирующего органа (комиссии) за соблюдением достигнутых договоренностей. Кроме того, в обязательном порядке должна быть предусмотрена процедура по обеспечению контроля участниками согласовательного процесса за реализацией достигнутых договоренностей.

Практическая значимость исследования.

Теоретические выводы и положения диссертации могут быть использованы: для дальнейшего углубленного научного анализа участия населения в процессе разработки и реализации проектов территориального развитияотработки социальных технологий, совершенствующих взаимодействие социальных субъектов в ходе выработки управленческих решений.

Практическое значение состоит в том, что рассмотренная технология гражданского социального участия может применяться в ходе оценки разрабатываемых управленческих решений как комплекс процедур и методов, направленных на проведения социальной экспертизы проектов и программ территориального развития.

Практические рекомендации могут быть использованы в качестве методического материала в работе местных органов управления, инвесторов, проектировщиков на этапе разработки, оценки и согласования разрабатываемых проектов. Также выводы диссертации могут быть включены в курс лекций по социальным технологиям, по обучению социальной диагностике, проведению переговорного процесса между субъектами, включенными в процесс разработки и принятия управленческих решений.

Апробация исследования.

Теоретические выводы и практические предложения, вытекающие из содержания диссертации, излагались в научных публикациях, на семинарах и конференциях, в частности, в работе Второй и Четвертой социологических школ конфликтологов при Институте социологии РАН (июнь 1998 и июль 2000 г.), на Первой Всероссийской конференции «Социальное управление, коммуникации и социально-проектные технологии», приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Т. М. Дридзе (Москва, 5−6 октября 2005г), на IV и V Дридзевских чтениях (Москва, 5−6 октября, 2005 г, 27 октября 2006 г.).

Структура диссертации обусловлена указанными выше целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 2-х приложений.

Заключение

.

По результатам исследования можно с уверенностью сказать, что проблема технологизации гражданского социального участия является в настоящее время одной из актуальных проблем социального управления. В условиях ускоренного развития и трансформации российского общества, нацеленности на демократизацию и децентрализацию всей системы управления, нужно констатировать все возрастающей интерес к проблеме технологизации гражданского социального участия как универсального инструмента по обеспечению гражданских прав в управленческой практике.

В ходе смены инструментальных парадигм (переход от субъектно-объектной к субъектно-субъектной модели) социального управления становится необходимым признание гражданского социального участия как универсального механизма, обеспечивающего разработку, утверждение и реализацию социально-значимых управленческих решений с участием населения, различных социальных групп и рядовых граждан, а технологийкак обязательного инструмента, предоставляющего возможность реализации потенциала такого участия на практике.

Опыт социологического изучения участия показывает, что исследование данного феномена рассматривается в рамках трех исследовательских подходов: во-первых, как политическое участие, во-вторых, как участие персонала в реализации целей организации и, в-третьих, как участие населения в разработке и реализации проектов территориального развития. Последнее в наибольшей степени отражает предметное содержание гражданского социального участия, где граждане принимают участие в формировании среды своей жизнедеятельности на правовой основе.

Универсализм технологий гражданского социального участия обосновывается тем, что способствует регуляции и нормированию взаимодействия всех субъектов управленческого процесса, где отношения между органами власти, управления и гражданами строятся на основе субъектно-субъектных отношений. Характер уровня технологизации гражданского социального участия, определяется: а) существующим нормативно-правовым полем, той законодательной базой, которая гарантирует гражданам права на участие в разработке и реализации управленческих решений, б) наличием определенных организационных норм, регламентирующих совместную деятельность граждан с другими субъектами управления (органами власти и управления) и в) социокультурными нормами, формируемые той социальной средой, на которое направлено управленческое решение. Последние, не только не уступают первым двум типам норм, но и во многом обуславливают уровень эффективности регулирования взаимодействия всех участников процесса управления. Это, в свою очередь, требует привлечения социально-гуманитарного знания и включения ученых-специалистов в процесс выработки управленческих решений.

Можно говорить с уверенностью, что в градостроительной области наиболее «выпукло» проявилась проблема необходимости технологизации участия местных жителей в разработке градостроительных проектов, поскольку в настоящее время в данной области социально-экономической деятельности сформировались социальные (эскалация конфликтных ситуаций между жителями и органами власти и управления) и правовые (наличие весьма обширной законодательной базы) предпосылки для осуществления процесса согласования интересов. Технологизация гражданского социального участия должна происходить через организацию и реализацию процесса согласования интересов субъектов градостроительной деятельности (органов власти, специалистов-проектировщиков, инвесторов и местного населения). Как представляется, именно разработка технологических моделей согласования интересов с учетом социокультурных особенностей той среды, на которое направлено управленческое решение, поможет организовать и регулировать конструктивную деятельность между всеми участниками управленческого процесса, а также разрабатывать концепции градостроительных проектов, способные учитывать интересы и потребности местного населения.

Научной предпосылкой для технологизации гражданского социального участия выступают социально-диагностические исследования, ставящие перед собой целью выявление технологического знания и формирование технологических норм, способствующих разработке адекватной сложившимся условиям технологической модели согласования интересов. Решение данной задачи ставит перед собой социолог, который диагностирует социальную среду, прогнозирует возможные последствия и проектирует модель взаимодействия субъектов управленческого процесса. Реализацию разработанной технологической модели берет на себя технолог, который следит за правильностью ее осуществления.

Как показали результаты вторичного анализа социально-диагностических исследований, несмотря на существование законодательных предпосылок участия граждан в управлении градостроительными решениями и наличия определенных организационных норм регулирования их взаимодействия с другими субъектами градостроительной деятельности, в настоящее время, слабо учитываются социокультурные нормы, что осложняет разработку и применение оптимальной технологии участия граждан в выработке градостроительных решений применительно к конкретной ситуации. Для оптимального технологического обеспечения участия граждан необходимо решение следующих задач: 1) обеспечение жителей достоверной и своевременной информацией о разрабатываемых проектах для адекватного понимания и восприятия содержания проекта управленческого решения- 2) инициирование общественной самоорганизации, выявление активистов, готовых участвовать в процессе разработки и реализации градостроительных решений- 3) нормирование процесса согласования интересов субъектов градостроительной деятельности — органов власти, инвесторов, проектировщиков и местного населения. Данные задачи составляют основные этапы технологии гражданского социального участия.

Напрашивается вывод, что для успешной технологизации гражданского социального участия требуется разработка и принятие федерального закона, регламентирующего использование технологий участия граждан в ходе подготовки социально значимых управленческих решений и их взаимодействия с другими субъектами управления (органами власти, инвесторами и проектировщиками), определение прав и обязанностей для каждого субъекта управления. Данный нормативный акт должен предусматривать обязательное участие ученых и специалистов социально-гуманитарного знания на протяжении всего управленческого цикла.

Разработка технологической модели участия граждан в управлении, равно и как проблема технологизации гражданского социального участия, является востребованной не только для градостроительной области. Данная проблема актуальна и для других отраслей жизнедеятельности нашего обществажилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицина и т. д., в которых в той или иной мере затрагиваются интересы «потребителя» управленческого решения. Кроме того, важно апробировать технологическую модель гражданского социального участия в различных условиях (имеется в виду, не только на различных уровнях территориального образования (мегаполис, город, район и т. д.), но и в разнообразных географических и социокультурных условиях). Решение поставленной задачи станет предметом дальнейшей исследовательской деятельности диссертанта. На наш взгляд, исследование технологий гражданского социального участия имеют хорошую научно-теоретическую и научно-прикладную перспективу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1996. — 63 с.
  2. В.В. Социокультурные переменные развития местного самоуправления в России. Белгород, 1999. — 213с.
  3. О.Н. Территориальное общественное самоуправление в системе в системе самоуправления в современной России. Саратов, 1999. -145с.
  4. А.Н. Субъективные и объективные факторы социального управления. М.: АНХ СССР, 1982. — 234с.
  5. Н.А. Основные принципы планирования социального развития городов. /Социалистический город как субъект исследования и управления (тезисы докладов конференции). Уфа, 1989. — С.4.
  6. Н.А. Социальное развитие городов. М.: Знание, 1979. — 389с.
  7. Е.М. Местное самоуправление может стать интерактивным управлением. //Вестник РУДН. Серия «Социология». 2000. — № 1.- С. 57−61.
  8. Актуальные проблемы социологии управления. Материалы круглого стола. // Социологические исследования. 1998. — № 2. — С. 98−107.
  9. А. Н. Воронцов В.К. Управление экономикой регионов. Казань. 1986.-76с.
  10. Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций. // Политология: хрестоматия. /Сост.: Проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. М.: Гардарики, — 1999. — С.235−271.
  11. Американские буржуазные теории управления. М.: Мысль, 1978. — 290с.
  12. С.С. Политическое сознание и политическое поведение. // Социально-политический журнал. 1992. — № 8. — С. 10−22.
  13. С.А., Павлов Б. С. и др. Городская власть и горожане: прямая и обратная связь. Екатеринбург: СВ-96, 1998. — 77с.
  14. Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -287с.
  15. Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность. В кн.: Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неконцептуальный сборник. М.: Изд-во «Аслан», 1997. -С. 31−44.
  16. Г. С. Социальная активность (проблема субъекта и объекта в социальной практике познании). М.: Политиздат, 1974. — 150с.
  17. Аристотель. Политика. М.: Из-во: ACT, 2002. — 400 с.
  18. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. -608с.
  19. Л.А., Карапетян Л. М. Некоторые методологические вопросы совершенствования социального механизма согласования интересов общества и личности. // Научный коммунизм. 1983. — № 10. — С. 26−36.
  20. Г. В. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления // Вопросы философии. 1974. — № 7. — С.30.
  21. В.Г. Человек в системе управления. М.: Политиздат, 1977.-235с.
  22. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Новая школа, 1997.-382с.
  23. Е.М. Прикладная социология. Минск: Тетра Системе, 2000. -С. 400−401.
  24. Г. В. Ответственность органов управления перед Советами. // Сов. государство и право. 1981. — N 5. — С. 5−10.
  25. А., Вишаренко В. Взаимодействие общественности и местных органов власти в улучшении экологических условий городского района (на примере г. Ленинграда). / Города и экология. М.: Центр международных проектов ГКНТ, 1987. — С.102−105.
  26. П. В. Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М.: МНИИПУ, 1989. — 288с.
  27. Ф.А. Социальная активность трудящихся: сущность и управление. / Отв. ред. Бойко В.И.- АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. — 176с.
  28. Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. / Отв.ред.Осипов Г. В.- АН СССР. Ин-т социол.исслед. М.: Наука, 1986. — 271с.
  29. В. Активность народных масс. Красноярск: Книжное издательство, 1973.-286с.
  30. А.К. Политическая организация общества и социалистическое управление. Л.: Изд. ЛГУ, 1967. — С. 143.
  31. М.П. Проектирование с участием населения. Первые шаги. / Города и экология. М.: Центр международных проектов ГКНТ, 1987.- С. 114.
  32. А.А. Очерки всеобщей организационной науки. Самара. 1921.-297с.
  33. А.А. Куда идет развитие общества. М. 1917.
  34. Н.Н. Участие населения в управлении социально-экономической жизнью. // Социологическая теория и социальная практика. М. — 1982. — С. 7890.
  35. М.В., Успенский С. В., Шкаратан О. И. Город. Методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования. М.: Наука, 1975.- 204с.
  36. Н.М. Социокультурная позиция педагога. // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез. докл. VII годич. собр. Юж. отд-ния РАО и XIX регион, психол.-пед. чтений Юга России. -Ростов н/Д., 2000. Ч. I. С. 162.
  37. М. Социокультурный и гуманистический потенциал новейших концепций социального управления. М. 1999.
  38. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.- 216с.
  39. A.M. Психологическое пространство городского ландшафта в характеристике урбанизационных процессов: от настоящего к будущему. / Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М.: Наука, 1999.-С. 249−259.
  40. А.П. Власть народа посредством самого народа. М.: Мысль, 1988.-203с.
  41. А.П. Перспективы самоуправления и самоорганизации в России. / Сборник. Моск. обществ, науч. фонд- Отв.ред. А. П. Бутенко. М.: МОНФ, 2000.- 151с.
  42. Дж. Границы свободы Между анархией и Левиафаном. Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М.: Таурус Альфа, 1997.
  43. И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. М.: Юрайт, 2000. — 317с.
  44. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. -М.: Экономика, 1990.- 191с.
  45. М. Основные социологические понятия. Раз. Ш Социальные отношения. / Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Давыдова Ю.Н.- Предисл. Гайденко П. П. М.: Прогресс, 1990. — С. 340−341.
  46. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Давыдова Ю.Н.- Предисл. Гайденко П. П. М.: Прогресс, 1990. — 805 с.
  47. М.В. Организация советской власти на местах. М.: Гос. изд-во, 1921.- 146с.
  48. Вопросы социальных реформ должны решаться путем диалога народа и власти. Электронный ресурс.: Новости от 8 апреля 2005 г.- Электрон, дан. -Информационный портал «Православие.ги» М., [2006]. — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/50 408 114 725 .
  49. А.С. Социодиагностика развития местного самоуправления в условиях северного монофункционального города: Автореф. дис.. канд. социол.наук. / Тюм. гос. нефтегазовый ун-т. Тюмень, 1997. — 26с.
  50. Д. Великобритания: центральное и местное управление. М.: Прогресс, 1984.-251с.
  51. JI. Следующий этап реформы будет социальным. // Муниципальная власть. 2000. — № 1−2. — С.48−56.
  52. B.JI. Городская среда. Технология развития: настольная книга. -М.: Ладья, 1995.-239с.
  53. Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине. / Антология мировой философии, (в 4-х томах). (Философское наследие). М., Мысль, 1969−1970. Т. 2.-С. 347−349.
  54. Т.М. Городское самоуправление в системе государственного устройства: российский опыт и перспективные варианты / Прогнозное социальное проектирование и город, (в 4-х кн.) М: ИСАН, 19 941 995гг, Кн. 4. — С. 430−453.
  55. З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. 1997. -№ 3. — С. 14−24.
  56. Городская цивилизация: Методология, теория, практика (труды конференции). М.:ВНИИСИ. 1991. — 92с.
  57. Государственный и общественный контроль в СССР. / Под ред. В. И. Туровцева. М.: В.И.М., 1970.- 334с.
  58. Градостроение и настроение. // «Тверская, 13″ 31.08.2002. — № 106.
  59. Градостроительная политика: опыт субъекта федерации // Строительный эксперт. -2003. № 17.
  60. Градоустройство: от социальной диагностики к коммуникативному диалогу заинтересованных сторон: В 2 кн. / Под ред. Т. М. Дридзе. М.:ИСРАН1998.-385с.
  61. А.Э. Города и люди. М.: Наука, 1993.
  62. А.Э. Эволюция градостроительства М.: Стройиздат. 1984. -351с.
  63. JI. „Прошла ли „третья волна“ демократизации“. // Полис, 1999.-№ 1.-С. 10−25.
  64. Р. Полиархия, плюрализм и пространство. // Вопросы философии. -1994. № 3. — С.37−48.
  65. Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления. Белгород, 1994. — С. 101−102.
  66. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М.:РОССПЭН, 2002.- С. 180.
  67. И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М.: Наука, 1993. — 246с.
  68. К.Х., Кузнецова М. А. Организация как концептуальная система/ Методологические проблемы социального управления. Отв. Ред. Б. Н. Бессонов. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. — С. 51−58.
  69. М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -168с.
  70. П.М., Раньян У. М. Поведение человека в организации. Пер. с англ. М.: „Фонд за экономическую грамотность“, 1993. — 272с.
  71. Е.И. Социологические аспекты управления архитектурными преобразованиями городов. / Диссертация на соискание канд. социол. наук. 22.00.08.-Уфа. 1998.- 197с.
  72. Т.М. Зарубежные подходы к социальной экспертизе проектов /Строительство и Архитектура. Сер. Архитектура, градостроительство и жилищно-гражданское строительство. Эксперсс-информация. 1996. С. 1−27.
  73. Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью// Социологические исследования. 1998. — № 10. — С. 44−50.
  74. Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении. // Человек. 1998. — № 2. — С. 95−105.
  75. B.C. Инноватика источник стратегического развития. // Муниципальный мир. — 2001. — № 1. — С. 16−20.
  76. B.C. Инновационные игры: методология, теория, практика. -Таллинн: Валгус, 1989.
  77. B.C. Онтосинтез жизни. М.: Граница, 1999. 189с.
  78. Н.В. Основные факторы участия населения в производстве массовой информации. / Редкол. журн.: Вестн. Белорус, гос. ун-т им. В. И. Ленина. Сер. 3. История, философия, науч. коммунизм, экономика, право. -Минск, 1984.-25с.
  79. Е.Н. Участие граждан в управлении городом. // Социологические исследования. 2002. -№ 2. — С. 23−31.
  80. Задачи градостроительной деятельности. // Основные направления государственной градостроительной политики (проект 01,07.03−3). Архитектура и Строительство. М., 2003.
  81. Т.И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М.: ВЦИОМ, МВШСЭН, 1997. — С.15.
  82. А.Г. Современный российский кризис: характеристика и истоки /Социология российского кризиса. М.: Наука, 1999. — С. 7−35.
  83. А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания. // Социологические исследования. М., 1993. -N8.-С. 20−25.
  84. В.Б. Территориальное управление (Методология, теория, практика). Монография. М.: „ИМ-Информ“, 1998, — 320с.
  85. Jl. Урбанистика имитационная игра по изучению общественного мнения в градостроительстве. / Города и Экология. — М.: Центр международных проектов ГКНТ, 1987. Т.2. — С. 108−110.
  86. В.Н., Патрушев В. И. Социальные технологии: учебное пособие. / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. Акад. Наук социал. технологий и мест, самоуправления. 2-е изд. — М.: Муниципальный мир, 2004.- 488с.
  87. Д.В. К понимаю современности: критический вызов. // Проблемы теоретической социологии. Сб. статей / под ред. А. О. Бороноева СПб., 1996. Вып. 2.-С. 86−104.
  88. Д. Категории системного анализа политики.// Антология политической мысли. В 5 т. Т. 2. М.: Мысль, 1997. — С.110−120.
  89. Ш. Кабышев В. Т. Прямое народовластие в Советском государстве. -Саратов: Инст-т государства и права, 1974. 248с.
  90. Д. Концепция „Экополиса“ и ее осуществление с участием общественности. / Города и экология. М.: Центр международных проектов ГКНТ, 1987.-С. 65−70.
  91. К. Устойчивая экономика в гармонии с природой и обществом. //Городское управление. 2001. — № 4. — С. 24−31.
  92. П.М. Принципы организации. M-JL: Государственное издательство, 1923. — С.27.
  93. А.И., Смирнов В. В. Демократия и участие в политике: Крит, очерки истории и теории. / Отв.ред.Шахназаров Г. Х.- АН СССР. Ин-т государства и права. М.: Наука, 1986. — 192с.
  94. Л.Б. Быть горожанами. М.: Мысль. 1990. — 205с.
  95. П.М. Народовластие как фактор социалистического развития общества. М. 1985.- 175с.
  96. Колесников В А. Особенности развития крупных городов США. // Крупные города на пороге XXI века. В. 2000. — С. 139−140.
  97. О. А. Макарычев А.С. Российский регионализм в свете зарубежного опыта // Социологические исследования. 1999. — № 12. — С.34−43.
  98. Концепция диагностики мотивации участия в территориальном управлении. Л.: Институт соц.-экон. проб, 1991.
  99. Дж. Управление персоналом в современных организациях. М.: Вершина. 2004.-352с.
  100. А.И. История современного состояния социологии менеджмента. М.: Институт социологии РАН, 1999. — 7с.
  101. А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. Пособие. -М.: Academia, 1995.-381с.
  102. О.А. Гражданские организационно-правовые отношения //Советское государство и право. 1966. — № 10. — С. 56.
  103. Круглый стол „Архитектура, город и общественное мнение“. // Архитектура СССР. 1989. — № 1. — С.60−64.
  104. О.Н. Человек и история: (Пробл. человека в социал. философии марксизма). М.: Политиздат, 1982. — 208с.
  105. О. Л. Ванюшин В.А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественного устройства. М. 1999.
  106. В.П. Теория рационального выбора возникновение и современное состояние. // Социологические исследования. -2004.- № 1. — С. 2736.
  107. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — С.316.
  108. Лапин Н И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. / Лапин Н. И., Антонюк В. И., Игнатьев А. А. и др.- РАН. Ин-т философии. М., 1994.-245с.
  109. Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики. // Мониторинг обществ, мнения: экон. и социал. перемены -Russ. publ. opinion monitor. M., 1997. — N 2. — С. 9−15.
  110. А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. / Пер. с англ. под ред. A.M. Салмина, Г. В. Каменской. М.: Аспект Пресс, 1997. — С. 60−88.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Проблемы деятельности в психологии. 1975. — № 9. — С. 100−110.
  112. С.М., Сен К-Р., Торрес Д. Ч. Сравнительный анализ социальных условий, необходимых для становления демократии. // Международный журнал социальных наук. Сравнительная политология. 1993. — № 3, — С.45−49.
  113. К. Человек и общество в век преобразования / Пер. Левиной М.И.-АН СССР. ИНИОН, Всесоюз. межведомств, центр наук о человеке (при Президиуме АН СССР). М., 1991. -219с.
  114. М. Технология и эффективность социального управления. Пер. с болгарского. М.: Прогресс, 1982. — С.14−22.
  115. Материалы Международной научной конференции „Наука управления на пороге XXI века“, 3−5 ноября 1997 г. / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе- Под ред. Поршнева А. Г. М., 1997. — 434с.
  116. Материалы международной конференции в г. Звенигороде „Малые города и села: проблемы сохранения и развития (Участие населения и партнерство)“. М.: РЖ, 2000. — 208с.
  117. М.Н. Проблемы ускорения социально-экономического развития общества и концепция социально-территориальных общностей. / Социалистический город как субъект исследования и управления (тезисы докладов конференции) Уфа. 1989. — С. 10−11.
  118. М.Н. Социальное развитие и город: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1983. — 26с.
  119. В. П. Пищулин Н.П. Народ и российская государственность. // Проблемы укрепления государственности. М. — 1993. — С. 26−40.
  120. А. Основы социологии. М.: NOTA BENE, 2000. — 256с.
  121. В.В. Власть и самоуправление (Теорет.-методол. анализ). / Отв. ред. Ю.Г.Волков- Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1991. 151с.
  122. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. Майоровой М. А. и др.- Общ.ред. и вступ.ст. Евенко Л.И.- Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. М.: Дело, 1995. — 701с.
  123. Местное население как субъект социального участия: проблемы социально приемлемой региональной политики. // Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы. /Отв. ред. Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1994. — С.198.
  124. Методологические проблемы социального управления / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации- Редкол.: Бессонов Б. Н. и др. М., 1995.- 181с.
  125. Г. Правящий класс. // Социологические исследования. 1994. -№ 10.-С. 187— 198.
  126. Новые организационные технологии. /Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: учебное пособие. / Под общ. ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова. М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и К“, 2004. — С.65−66.
  127. Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления в России. // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М. — 2000. — № 4. — С.33−38.
  128. А. Социально-психологический аспект взаимодействия управляющих и управляемых // Общественные науки. 1987. — № 6. — С. 51−67.
  129. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы: Сб. научных ст. (Отв. Ред. Суслова Е.Н.). М.: НИИК, 1990. — 447с.
  130. Оливьери-Барра С. Пример интегрированного подхода к планированию землепользования. / Города и экология. М.: Центр международных проектов ГКНТ, 1987. — С.106−108.
  131. М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.- 165с.
  132. A.M. Управление и человек. М.: Политиздат, 1989. — 80с.
  133. Опыт и проблемы взаимодействия потребителя архитектуры и проектно-строительного комплекса: Обзорная информация. Вып. 3 / Авт. В. Л. Хайт при участии А. П. Зинченко и A.M. Лола. М.: ГКГС и ЦНТИ Госкомархитектуры при Госстрое СССР — М., 1987.
  134. Организация местных (локальных) партнерств. Программа LEADER. // Ориентиры культурной политики. / М-во культуры РФ. Гл. ИВЦ. М., 1999. -№ 7. — С.101−125.
  135. Органы местного самоуправления в странах Центральной и Восточной Европы и в странах СНГ. // Антология описательных материалов. Будапешт. 1994.-357с.
  136. Органы общественной самодеятельности как форма социалистической демократии. Опыт СССР и ГДР. / Кригер В. И., Манд Р., Пчелинцева К. Н., Циннеккер П. и др.- (Отв. Ред. Щиглик А.И.).- М.: Наука, 1988.- 240с.
  137. Ориентиры культурной политики. Участие населения и партнерство при разработке и реализации региональных программ развития. / Зарубежный опыт» Журнал Министерства культуры Р.Ф., М., — 1999. — № 7.- 130с.
  138. Ю.В. Учиться дипломатии или терпеть поражение. // Энергия -1993. № 11. — С.23−29.
  139. B.C. Основы науки социального управления. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1971. — 245с.
  140. Основные принципы организации градостроительной деятельности в Российской Федерации. / Основные направления государственной градостроительной политики (проект 01,07.03−3). // Архитектура и Строительство. М., 2003.
  141. А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности / РАН. Ин-т философии. М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 271с.
  142. Е.Г., Сенченко В. И. Комплексное планирование экономического и социального развития городов и районов. М., 1987. — 198 с.
  143. В.П. Генезис и основные категории теории управления социальными системами. // Коммунист. 1997. — № 6. — С.22−21.
  144. В.П. Объект управления население. Начала теории управления социальными системами. Кризис в СССР: причины и защита. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: МГУ Л, 1999. — 124с.
  145. Платон. Диалоги. М.: Фолио, 2003. — 381с.
  146. А.Ф. Местное самоуправление субъект управления социальными процессами в современном российском обществе. — М.: Наука, 1999.- 144с.
  147. С.И. Критика современный буржуазной социологии. М.: Наука, 1967. — 111с.
  148. К. Нищета историцизма. // Вопросы философии. 1992. — N 8. — С. 49−79.
  149. К. Открытое общество и его враги. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. —448с.
  150. А.И. Современная социология организаций: Учебник. М.: Интерпракс, 1995. — 295с.
  151. А.И. Социологические аспекты управления. М.: Знание, 1974. — С.77−78.
  152. А.И. Социология и организация. М.: Наука, 1980. — 257с.
  153. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. -863с.
  154. Прогнозное социальное проектирование и город. / Отв. ред. Т. М. Дридзе., в 4-х кн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1994−95. -616с.
  155. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. / Отв. Ред. Т. М. Дридзе. М.: Издательство Института социологии РАН, 1994. — 302с.
  156. Ю.А. Социальные проблемы инновационной диагностики. -М., 1990.
  157. В.В. Четыре способа утверждения авторитета. // Вестник РАН. -М., 1994. Т.64, N 7. — С. 627−633.
  158. В.Ш. Диагностика управления. Практический опыт ирезультаты. М.: Экономика, 1988. — 127с.
  159. В. Леонова И. Взаимодействие власти и общественности для социально-экономического развития территорий. // Городское управление. -2000. № 3. — С. 74−79.
  160. Ю.М., Федоров Е. С. Антропология и социальная политика. М., 1997 Ч. 1.: Теоретико-методологические основы социальной антропологии (пособие). — 166с.
  161. Е. Проект как средство коммуникации между проектировщиками и населением города. / Города и Экология. М.: Центр международных проектов ГКНТ, 1987. — С.97−105.
  162. Е.Ф. Принципы методологии и организационной политики в технике управления. М., 1930. — С.14−15.
  163. Е.Ф. О некоторых «научных» теориях управления государственными учреждениями и предприятиями. // НОТ, РКИ и партия. -М., 1926.-229с.
  164. О.В. и Ромашева Л.О. Социология и социальная психология: Учеб. пос. для вузов. М., 2002. — С.55.
  165. Х.М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом. // Полис. № 6.- 1999. — С. 93−104.
  166. З.П., Зотов В. Б. Новые реалии территориального управления. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2. — С. 45−57.
  167. .В. Градостроительное проектирование: мера концептуальной произвольности. / Культура города: проблемы качества городской среды. М., 1986.-N151.-С. 50−62.
  168. A.M. Политический процесс и демократия. // Социально-политические науки. -1991. № 6. — С.55−64.
  169. Самоуправление народа: от теории к практике. / Ю. А. Тихомирова, Г. Х. Шахназарова и др. М.: Юр. лит-ра, 1988. — 208с.
  170. С.Т. Социологические службы в системе социального управления: Автореф. дис.. канд. социол. наук / Акад. обществ, наук ЦК КПСС. Центр социол. исслед. М., 1991. — 21с.
  171. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. -М. Высшая школа, 1990 г. 261с.
  172. В.А. Социальная активность советских рабочих М. 1979.-207с.
  173. Д. Советская система: к открытому обществу. М.: Политиздат. 1991.-222с.
  174. Социальное участие при разработке и реализации программ регионального развития (теоретические и практические подходы). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. /Отв. Ред. О. Г. Севан. Министерство культуры РФ. М., 2000. — 300с.
  175. Социальные технологии в системе производства зарубежных стран. Хрестоматия. / Под. Ред Г. Д. Никредина, Е. М. Бабосова, Н. И. Бушина. -Минск-Волгоград, 1993. Т.1. 653с.
  176. Социологические аспекты перехода к рыночной экономике (Материалы к XIII социологическому конгрессу). 4.1. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1994.- 176с.
  177. Социология (под. ред. ОсиповаГ.В.). М. Мысль. 1990. -446с.
  178. Социология в России. Под ред. В. А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. -М.: Из-во Института социологии РАН. 1998. 696с.
  179. Социология города (отв. ред. Яницкий О.Н.). / Социология в России. -М.: Из-во Института социологии РАН. 1998.
  180. Г. Личность и государство. // Коммунист. М., 1991. — N 13. — С. 110−115.
  181. А.В. Политическое участие в современной России (состояние, особенности, тенденции). М. 1993.
  182. Теоретические проблемы социологии. /Санкт-Петербургский гос. ун-т. (отв. ред. проф. А.О. Бороноев), СПб.: Петрополис, 1994. — 398с.
  183. Территориальное развитие как объект исследования и регулирования: сборник трудов. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований. 1991, Вып. 7. — 256 с.
  184. Технология социальной работы: Учебник для вузов / под. ред. проф. Е. И. Холостовой. М: Инфра-М. 2002. — 400с.
  185. В.Т. Социально-политическая активность населения в условиях местного самоуправления. / Дисс. канд. филос. наук. М. 1994. 27 с.
  186. А.В. К проблеме методологических уровней анализа управления. // Управление: интеллект и субъективность. Материалы межвуз. науч. сем. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. — С.37−46.
  187. А.В. Социология управления: Теоретические основы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 323с.
  188. А.В. Управление- это не то, что мы о нем думаем (по поводу современного кризиса управленческой мысли). // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. — СПб., 2002. — С.69−85.
  189. А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. / Твер. гос. ун-т. Тверь, 1995. — 155с.
  190. Толковый словарь по социальным технологиям, /под ред. В. Н. Иванова, Г. Д. Никредина, Г. Д. Патрушева, И. М. Слепенкова. М., 1994. — 360с.
  191. О.Е. Социальная экспертиза и формула политики. /Прогнозное социальное проектирование и город (в 4- книгах). М.: Институт социологии РАН, 1994−95 гг., кн.4. — С. 571−584.
  192. Т. Феникс: исследование опыта по вовлечению граждан в демократические процессы. // Межрегиональная конференция «Финансово-экономическая основа функционирования городов». М., 1997. — С. 26−40.
  193. Управление это наука и искусство. / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 321с.
  194. Урбанизация в формировании социокультурного пространства. /РАН. Науч. совет по истории мировой культуры- Редкол.: Т. И. Алексеева и др.- Отв. ред. Э. В. Сайко.- Москва: Наука, 1999, — 284 с.
  195. Л., Силесна Дж. Города для людей. / Города и экология. М.: Центр международных проектов ГКНТ, 1987. — С. 93−96.
  196. Ф. Общество свободных. Пер. с англ. А. Кустарева- Под ред. Ю. Колкера- Предисл. и поясн. к рус. изд. Э. Батлера. Лондон, Overseas Publications, 1990.-309с.
  197. Ф. Общественное согласие: местные жители и власти. // От нетерпимости к согласию. М. — 1999. — С. 288−290.
  198. Цой JI.H. Практическая конфликтология. / Социол. шк. конфликтологии. -М., 2001. Кн. 1. 231с.
  199. А.И. Жилищный передел. // Социологические исследования. -1995. № 10. — С.71−78.
  200. Э.В. Влияние типов политических режимов на социальную активность личности. / Казан, инж.-строит. ин-т. Казань, 1993. — 16с.
  201. А.Е. Общественные самостоятельные организации трудящихся и развитие социалистической демократии. / Под ред. В. И. Горбача. Минск: Наука и техника, 1975. — 115с.
  202. Е.С. Жители и дома. М., Муниципальная власть. 1999 г. — 266 с.
  203. Е.С. Становление жилищного движения в России. // Социологические исследования. 1995. — № 10.- С.78−87.
  204. Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. // Нововведения в организации, М.: ВНИИСИ, 1983.
  205. В.В. Социология организаций: Словарь-справочник / Моск. гос. социал. ун-т. Социол. фак.- Под общ.ред. Осадчей Г. И.- Авт. и сост. Щербина В. В. М.: Союз, 1996.- 132с.
  206. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Социол. фак. М.: Изд-во Моск. унта, 1993. -С.110−116.
  207. . Д. Участие населения и устойчивое сельское развитие. // Ориентиры культурной политики. М., 1999. — № 7. — С.41−60.
  208. С.А. Принцип участия: (социально-политический контекст). // Социологические исследования. М.- 1990. — № 9. — С. 14−21.
  209. А.В. Критический анализ американских социально-психологических концепций «справедливого обмена». // Вопросы психологии. -1981.-N5.-С. 158−166.
  210. В.А. Некоторые проблемы теории и методологии социологических исследований. / Социологическое исследование: методология программа, методы. Самара, 1995. — С.24.
  211. В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. // Куда идет Россия? Власть, общество, личность / Под общ. ред. Т. Н. Заславской. М.: МВШСЭН, 2000. — С. 383 — 391.
  212. Ц.А. Общественные организации в СССР. М.: Наука, 1972. — С.22−23.
  213. Ц.А. Органы общественной самодеятельности как форма общественной активности граждан. // Советское государство и право. 1983. -№ 12. — С.19−27.
  214. О.Н. Гражданские инициативы и самодеятельность масс. М.: Знание, 1988.-78с.
  215. О.Н. К проблеме интеграции экологического знания в теории урбанизации. / Некоторые проблемы урбанизации и градостроительства. М. Наука, 1980. — С.72−79.
  216. АЫ С., Foster R. and Rea R. A Scenario Generating Methodology. / A Guide to Practical Technical Forecasting, Bright, J.R. and Schoeman, M.E.F. (ed.). -Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1973. 154p.
  217. Amos F.J.C. Planning Aid. Paper presented to the Presidents Committee for the Urban Environment (Paper PC 72 (16)). L., 1972. — 233p.
  218. Arnstein S.R. A Ladder of Citizen Participation. Journal of the American Institute of Planners. 1969- Vol. 35. — No. 4. — pp. 216−224.
  219. Avent J. Citizen Participation in Regional Councils/ Public Participation in the Regional Planning Process, Vol. 2. North Eastern Illinois Planning Commission. -Chicago, 1972.-79p.
  220. Beishon J. A Local Government System. (System Behavior Module 4, T241 7/8). Open University, Milton Keynes, 1973. — 190p.
  221. Bogdanor V. Devolution in the United Kingdom. Oxford, 1999. — 21 lp.
  222. Boyce D.E., Day N.D. and McDonald C. Metropolitan Plan-making. Monograph Series No. 4, Regional Science Research Institute. Philadelphia, 1970. -360p.
  223. Brown C. The Effective Society. Environment and Change. Ewald. W.R. (ed). Bloomington: Indiana Univ. Press, 1968. — pp 167−175.
  224. Burke E.M. Citizen Participation Strategies. // Journal of the American Institute of Planners. 1968. — Vol. 34. — No. 5. — pp. 287−294.
  225. Calhoun D. The Human Material. / The Case For Participatory Democracy/ Benollo. C.G. and Roussopoulis, D. (eds.). New York: Grossman, 1971 — pp.27−36.
  226. Canter L.W. Environmental Impact Assessment. Second Edition. McGraw-Hill Book Co. 1996.-p.587.
  227. Connor D.M. From Partisans to Partners. Community Planning Review. -1972. Vol. 22. — No. 1 (Spring) — pp. 16−17.
  228. DOE. Management Networks: Structure Plans. London: H.M.S.O, 1971. -287p.
  229. DOE. Development Plans Manual. London: H.M.S.O, 1970. — 99p.
  230. Edelman M. The Symbolic Uses of Politics. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1964. -71p.
  231. Etzioni A. Minevra: An Electronic Town Hall. / Policy Sciences. 1972. -Vol.3. — pp.457−474.
  232. Fagence M.T. Citizen Participation in the Planning Process (United States). / Journal of the Royal Town Planning Institute. Vol. 59. — № 4. — pp. 185−191.
  233. Faludi A. Planning Theory. Oxford. — Pergamon, 1973. — 430p.
  234. France E.A. Effects of Citizen Participation in Governmental Decisionmaking. Highway Research Board, 1971. — № 356. — 112p.
  235. Friedmann J. Notes on Societal Action. / Journal, American Institute of Planners. Vol. 35 (September) — 1969. — pp. 311−318.
  236. Friend J.K. and Jessop N. Local Government and Strategic Choice. London: Tavistock, 1969.-248p.
  237. Geddes P. Cities in Evolution. London.: Williams andNorgate, 1949. 1267p.
  238. Ginsburg L. Can Public Participation in Planning be Positive? Proceedings, Town and Country Planning Summer School, 1973, — p. 18−21.
  239. Grove J.L. and Proctor S.C. Citizen Participation in Planning. / Journal of the Town Planning Institute. 1966. — Vol. 52.- № 10. — pp. 414−416.
  240. Hadson I. A Bibliography on the «Delphi Technique» (Exchange Bibliography № 652), Monticello (Illinois): Council of Planning Librarians, 1974. — 47p.
  241. Hoinville G. and Jowell R. Will the Real Public Please Stand Up? / Architecture and Planning. 1969. — March 1972. — pp. 159−161.
  242. Hyman H.H. Planning with Citizens: Two Styles. Journal of the American Institute of Planners. 1969. — Vol. 35. — No. 2. — pp. 105−115.
  243. Inglehart R. The silent revolution in Europe: intergenerational change in post-industrial societies. // American Political Science Review. N. 65. -P. 991−1017.
  244. Jay A. Protest: the Plain Mans Guide to Territorial Defence. / The Sunday Times Magazine. 23 January 1972. pp. 8−24.
  245. Kozlowski J. Towards an Integrated Planning Process. Analytical Techniques in the Urban and Regional Planning Process. Edinburgh: Planning Research Unit., 1970. -650p.
  246. Kramer R.M. Participation of the Poor. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1969. 119p.
  247. Laswell H.D. The Theory of Political Propaganda. // Public Opinion. 1996. -pp. 34−41.
  248. P., Berelson B. & Gaudet H. The People Choice. N.Y.: Columbia University Press, 1948. — 390p.
  249. Lichfield N. Goals in Planning. Proceedings, Town and Country Planning Summer School. 1968., Royal Town Planning Institute. — pp. 21−27.
  250. Mann S.Z. Planning-Participation. / National Civic Review. 1970. — Vol. 50 (April).-pp. 182−190.
  251. McConnell R.S. Planning Changes Gear. Official Architecture and Planning (December), 1969.-pp. 1493−1502.
  252. McDonald B. Public Involvement in the Planning Process — The Role of the Local Amenity Society, unpublished M.Sc. Thesis, University of Edinburgh, 1969. -pp. 45−47.
  253. Milbrath L.W. Political Participation. Chicago: Rand McNally, 1965. — 165p.
  254. Mogulof M. B. Citizen Participation. Washington D.C., Urban Institute, 1970.-pp. 28−30.
  255. Nagel J.N. Participation. N.Y., 1976. — p. 1−3.
  256. Nelissen N. Methods of Public Participation in Western Europe: Experiments with Public Participation in Urban Renewal in West European Municipalities. //
  257. Cities of Europe: The Public’s Role in Shaping the Urban Environment. / T. Deelstra, O. Yanitsky (eds). Moscow, 1991. pp. 53−69.
  258. Parkin F. Marxisn and Class Theory: A Bourgeois Critique. — Tavistock Publ., 1979. -69p.
  259. Parsons T. Toward a General Theory of Action. -N.Y.: Harper@Row, 1951.
  260. Perkin H. Public Participation in Government Decision-marking the Historical Experience. Proceedings, Town and Country Planning Summer School, 1973.-p. 6−9.
  261. Riddick W.L. Charrette Processes a Tool in Urban Planning. Shumway. -York (Pennsylvania), 1971. — 90p.
  262. Roberts M. An Introduction to Planning. Chicago: Aldine-Atherton, 1968. -114p.
  263. Roberts M. Planning Techniques. London: Heinemann, 1974. — 290p.
  264. Rourke F.E. Bureaucracy. Politics and Public Policy. Boston: Little Brown, 1969. — 191p.
  265. Spiegel H.B., Mittenthal C. The Many Faces of Citizen Participation: A Bibliographic Overview. Spiegel, H.B.(ed). Citizen Participation in Urban Development. Washington — Vol. 1, — 1968. — pp. 3−17.
  266. Stringer P. and Taylor M. Attitudes and Information in Public Participation: a case study (CES RP3). London: Center for Environmental Studies, 1974. — 81 p.
  267. Toffler A. The third wave. Antwerpen: Utrecht, 1981. — 21 lp.
  268. Travis A. Ends and Means: Planning for a Changing Society. Town Planning Review. 1969. — Vol. 40, — pp. 91−101.
  269. Van de Van A.H. An Applied Experimental Test of Nominal, Delphi, and Interacting Decision-making Processes. Unpublished Ph.D. thesis. Madison (Wis): University of Wisconsin, 1972. — pp. 65−67.
  270. Van de Ven A.H. and Delbecq A.L. A Planning Process for Development of Complex Regional Programs, Mimeo. New Orleans: Paper to American Sociological Association Annual Meeting, August. 1972. — 285p.
  271. Verba S. Democratic Participation. Social Intelligence for Americas Future Gross, B.M. (ed.). Boston: Allyn & Bacon, 1969. — 198 p.
Заполнить форму текущей работой