Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации очень неоднозначен и противоречив. Жизнедеятельность армии как социального организма проходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества — от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей конкретных людей, общества в целом на основе произведенной смены приоритетов среди форм собственности.1 Переход к частной собственности как основной форме и последовавшие за этим преобразования изменили социальный заказ со стороны общества на строительство и комплектование Вооруженных Сил России в направлении профессионализма, повышения эффективности подготовки военных специалистов.
Одним из основных социальных институтов, с помощью которых осуществляется социальное воспроизводство профессионалов вооруженной защиты страны, является система военного образования. Учебно-воспитательный процесс в военно-учебном заведении оканчивается специальными процедурами квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство, на право выполнять определенные виды труда. Его существенная особенность состоит в том, что учащиеся обретают особое социальное положение^. Социальный заказ в сфере подготовки военных специалистов выводит на одно из ведущих мест проблему социологической разработки теоретических и прикладных аспектов формирования профессиональной готовности.
1. См.: Клямкин И. М. Советское и западное: возможен ли синтез?//^ л итические исследования. — 1994.— N 5. — С. 75—95.
2. См.: Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства Обоооны Российской Федерации: Утв. по. МО РФ 5.04.94. N 110, — М.: 1994; Нечаев В. Я. Социология образования, — М. :МГУ. 1992. С. 88. военного специалиста.
Актуальность научной работы обусловлена, во-первых, требованиями проводимой реформы общества и его вооруженных сил. Личность, осуществляющая определенный род деятельности С вид труда), должна иметь необходимый и достаточный уровень профессионально-значимых качеств, гарантирующий выполнение задач, стоящих перед профессией в рамках общественного разделения труда, а также соответствовать социальному статусу избранной профессии. Одним из наиболее технически оснащенных видов Вооруженных Сил являются Военно-воздушные силы. На них возложено решение комплекса сложнейших технических, боевых и моральных задач. Основная человеческая боевая единица ВВС это военный летчик, ибо он осуществляет выполнение конкретных боевых заданий, возлагаемых на этот вид вооруженных сил. Подготовка военного летчика является дорогостоящей, технически и организационно сложной задачей.1.
Центральное место в социализации военного летчика занимает учебно-воспитательный процесс, целью и результатом которого выступает формирование профессиональной готовности военного летчика.
Во-вторых, реформированием системы военного образования. В настоящее время осуществляется ее реформа, главные задачи которой заключаются в оптимизация сети и емкости военно-учебных заведений, в соответствии с новой структурой и численностью Вооруженных Сил, реальной потребностью армии и флота в офицерских кадрах, а также приведение организации и содержания военного обучения в соответствии с общегосударственными и мировыми стандартами.^.
1. См.: Дейненга А. Н. Экономические аспекты повышения эффективности полготовки куосантов высших военных авиационных училищ летчиков: Дис.. канд. экон. наук. — Тамбов: ТВВАУЛ. 1985. 188 с.
2. См.: О оазвитии системы военного образования Российской Фелеоаиии: Пю. МО РФ 13.04.93. N 191. М.: 1993.
В-третъих, недостаточным уровнем разработанности теоретических и прикладных социологических аспектов формирования профессиональной готовности военного летчика и проблем управления этим процессом в военно-учебном заведении.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В изучении проблем профессиональной готовности военного летчика условно можно выделить ряд направлений.
В качестве первого направления выделяются научные труды, посвященные изучению проблемы способностей и качества отбора1-Эти работы подчинены цели определения степени пригодности кандидатов к буду идей деятельности, а также объективности оценки личности. Наиболее слабое звено в описании и оценивании предрасположенности заключается в оценивании степени выраженности военно-профессиональной направленности кандидатов в период сдачи вступительных экзаменов в условиях жесткого лимита времени.
1. См.: Введение в профессию: Учебно—методическое пособие/ Анисимов В. М.. Боенко А. В. и до.— М.: Воениздат. 1992, — 127 е.: Железняк JI. Ф. Формирование военно—профессиональной направленности у курсантов военных училищ: Дис.. .. канд. пед. наук.— М.: ВПА. 1968, — 197 е.- Железняк JI. Ф. Разработка проблемы направленности личности// Материалы III научно—практической конференции по советской военной психологии/ Под ред. Утлика Э. П. .Феденко Н. Ф. .Се— нокосова Ж. Г.- М.: ВПА. 1991. С. 74−79- Ковалевский В. Ф. Военная про-Фессиология: проблемы теории и практики. — М.: Воениздат. 1983;Кулагин Б. Ф. Основы профессиональной психодиагностики, — Л.: 1984, — 215 с.: Осберн X. Профессиональный отбор// Человеческий Фактор/ Под ред. Салвенди Г.. Зинченко В. П.. Мунипова В. М. — Пер. с англ.: В 6 т. — М.: Мир. 1991. Т. 3. Ч. 2- Панин И. Н. ФилосоФско—социальные проблемы военно—профессиональной ориентации: Дис.. .. канд. Филос. наук. — М.: ВПА. 1987 и др.
Второе направление связано с вопросами подготовки специалистов в соответствии социальному заказу. Это наиболее разработанные и социально нормированные аспекты исследований, описывающие военно-профессиональную подготовленность обучаемых.1.
Эффективность процесса формирования готовности к профессиональной деятельности достаточно высока только в случае совпадения личностного С мотивацийнного) вектора и вектора общественно-государственного заказа на специалиста. Этому направлению посвящены работы Пилипонского А. Г. С готовность молодежи к службе в.
1. См.: Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и Флота: Материалы науч. -пюак.конФ.//Под оел. Егорова Л. Г. КсеноФонтова В. Н. Сергеева В. П. — М.: ВПА. 1990. -172 е.: Военная наука: Теоретический трул/Витковский А. И. Клокотов Н. П. и до.: Пол ред. Родионова И. Н, — М. :ВА ГШ. 1992.-154 е.: Карта-мышев П. В. Игнатович М.В. Оокин А. И. Методика летного обучения.— М.: Транспорт. 1987. -272 с.: Меерович Г. Ш.. Бирюков Н. М. .Мельник Т. И. Использование" контрактного обучения" зарубежными Фирмами: Науч. -тех. обзор N 703.— Лётно-иссл. институт им. М.Громова. 1989.—17 е.- Миронов В. И. Реформа военного образования: проблема и пути реализа-иии//Военная мысль.-1993.-N 2. С. 22−26- Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: МГУ. 1992. — 200 с.: 0 развитии системы военного" образования Вооруженных Сил Российской Федерации: Пр. МО РФ 13.04. 93. N 191.-М.: 1993: 0 распределении времени учебных занятий" в учебных планах и программах военно-учебных заведений МО СССР: Лир. I зам. МО СССР 20.02. 90. N Д-9. -М.: 1990: Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федеоа- • ции: Утв. пр. МО РФ 5. 04. 94. N 110. М. :1994; Современные проблемы отбора и профессиональной подготовки летного состава на этапе технического перевооружения авиации. К. 29—30 ноября 1990 г.: Тез. докл. I науч. —практ. конФ. — К.: 1990. — 43 с. и до. армии), Кузнецовой И. В. (проблема принятия решения о выборе профессии) «Ковалевского В. Ф. С методологические проблемы профессио-логии), Кузьменко Б. В. Скак объект системного анализа и управления) и др.1.
Анализ публикаций в рамках настоящей диссертационной работы показывает, что в разработке проблемы военно-профессиональной готовности достаточно белых пятен" особенно в прикладных областях, применительно к конкретным видам деятельности. Центральная фигура в Военно-воздушных силах это военный летчик. Его труд имеет.
1. См. :Альберт М. .Мескон М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.:Вело.1992.—927 е.- Андреева Г. М. Социальная писхо-логия:Учебник.~М.:МГУ. 1988.-432 е.- Григорьев А. А. Прикладная социология и ее методы в управлении воинским летным трудом: Учебное пособие.— Монино: ВВА.1989.-64 с. С Материалы III научно-практической конференции по советской военной психологии/ Под ред. Утлика Э. П. .Феденко Н. Ф. Сенокосова Ж. Г. — М.: ВПА. 1991. -136 е.: Нечаев В. Я. Соииология образования. — М.: МГУ. 1992. 200 с. — Ковалевский В. Ф. Методологические проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих: АвтореФ. дис.. .. канд. псих. наук. — М.: ВПА. 1972.— 29 е.- Кузнецова И. В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии: АвтореФ. дис.. .канд псих. наук.- М.: МГУ. 1986. 28 е.: Кузьменко Б. В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления: Учебное пособие. — М.:ВПА. 1990. 72 е.- Пилипонский А. Г Общественное мнение и его роль в Формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма: АвтореФ. дис. .канд.Филос.наук. — М.: ВПА. 1986. 247 с.:Современные проблемы отбора и профессиональной подготовки летного состава на этапе технического перевооружения авиации. Кировоград. 29—30 ноября 1990 г.- Тез. докл. I науч. ~прак конФ. — К.: 1990. 43 с. и др. составляющие насыщенные особыми экстремальными ситуациями как по военному так и по летному профессиональному критерию. Это предопределило выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследованияпрофессиональная готовность военного летчика, формируемая в авиационном училище ВВС России в современных условиях.
Предмет исследования: сущность, структура, состояние и динамика развитая профессиональной готовности военного летчика в период обучения в военно-учебном заведении и основные пути повышения эффективности управления процессом ее формирования.
Цели диссертационной работы :
— теоретические: а) на основе теоретико-методологического анализа военно-профессиональной готовности определить дефиницию профессиональной готовности военного летчика, формируемой в процессе обучения в авиационном училище ВВС России и раскрыть ее структуруб) обосновать основные пути повышения эффективности управления процессом ее формирования в современных условияхприкладные: а) осуществить моделирование процесса формирования составлявших профессиональной готовности на основе определения системы показателей и индикаторов ее описания и оценивания- 6D обосновать и экспериментально проверить методику социологического оценивания профессиональной готовности военного летчика и ее элементов.
При этом необходимо решить следующий комплекс задач:
— теоретические задачи: а) осуществить системный анализ профессиональной готовности военного летчика, формируемой в процессе обучения в авиационном училище- 63 экспериментально применить методику определения индексов уровней профессиональной готовности и ее слагаемыхв) определить возможности повышения эффективности управления формированием профессиональной готовности военного летчика в современных условиях;
— практические задачи: а) осуществить сбор социологической информации по исследуемой проблеме: б) экспериментально проверить методику оценки профессиональной готовности военного летчика и ее слагаемых: вЗ определить практические рекомендации субъектам военно-социального управления процессом формирования профессиональной готовности военного летчика в авиационном училище ВВС в современных условиях.
Для проверки степени достижения целей выдвигаются следующие гипотезы:
— гипотезы-основания: аЭ сущность профессиональной готовности военного летчика заключается в необходимом и достаточном уровне его профессионально-значимых качеств, гарантирующем успешное выполнение полетного задания с боевым применением авиационных средств поражения, а также соответствие личности летчика статусу офицера Военно-воздушных сил: б) структура системы профессиональной готовности военного летчика складывается в результате развития предрасположенности на основе реализации способностей и повышения степени выраженности военно-профессиональной направленности: формирования подготовленности, на основе сохранения и развития предрасположенности:
— г^отеза-следствие: недостаточная разработанность вопросов оценивания степени выраженности военно-профессиональной направленности приводит к тому, что основной резерв для повышения уровня профессиональной готовности находится в мотивационной сфере обучаемого в училищах контингента пилотов ВВС.
Теоретикв-штодологаческую основу диссертации составляют фундаментальные положения социологии управления, социологии образования, социологии воинского и летного обучения и воспитания, профессиологии, социальной и авиационной психологии.
Методика диссертационного исследования состоит из двух основных уровней. Уровень общенаучной и общесоциологической методологии базируется на положениях теорий, составивших теоретико-ме-тодологическую основу настоящего исследования. Уровень специальной С частной) методики основан на методологии военно-социологического обследования, на квотной выборке и случайном повторном отборе, методах опроса, изучения документов, экспертных оценок и статистического описания и оценивания.
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
— В определении профессиональной готовности военного летчика как совокупного результата процесса социального воспроизводства страты офицеров вооруженных сил. С одной стороны, она выступает как цель и результат военно-социального управления учеб-но-воспитательным процессом в армии, а с другой, как системное качество военного специалиста, характеризующее с позиции соответствия способностей и направленности его личности военно-профессиональным критериям:
— В обосновании структуры, состояния и динамики профессиональной готовности курсантов летных училищ и путей повышения эффективности управления процессом ее формирования в военно-учебном заведении:
— В обосновании и экспериментальной проверке авторской методики социологической оценки уровня профессиональной готовности военного летчика, формируемой в процессе обучения в военно-учебном заведении.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что примененный в ней социологический анализ может быть успешно применен для дальнейшей разработки проблем социологии и профессиологии, связанных с профессионализацией, военно-со-циальной и военно-служебной деятельностью различных категорий военнослужащих, проблем воинского и летного обучения, вопросов практического формирования военно-профессиональной готовности летного состава. Определенные работой рекомендации и предложения могут помочь в выработке концепции управления учебно-воспита-твльным процессом в конкретных военно-учебных заведениях, в разработке документов, регламентирующих степень участия и статус лиц, органов обучения и воспитания в формировании военно-профессиональной готовности курсантов. Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, учебно-педагоги-ческой и практической деятельности военных и научных кадров. Теоретический материал может найти применение в процессе преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях. Система рекомендаций, предложений, советов в работе адресуется субъектам военно-социального управления на уровнях Главкомата ВВС и конкретного военно-учебного заведения.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются: исходными теоретико-методологическими позициями авторарепрезентативной эмпирической базой, основанной на широком использовании в работе апробированных и доказанных в других исследованиях теоретико-прикладных выводов и рекомендаций, результатов контрольных социально-психологических тестов, корректным применением методов обработки данных военно-социологических обследований, проведенных автором.
Апробация положений диссертационной работы осуществлялась в ходе социологических исследований в ВВАУЛ в 1992;93 и 1993;94 гг.- в ходе НИР N19519, шифр «Стойкость» в 1995 г, — в процессе защиты дипломной работы на кафедре социологии Гуманитарной академии Вооруженных Силв ходе учебного процесса и военно-профессиональной экспертизы в Тамбовском ВВАУЛ и его авиационных частяхизлагались на заседании кафедр общественных наук и на научно-практических конференциях Тамбовского ВВАУЛ и ВВАИУ.
Общий объем публикаций по основному содержанию диссертации составил 2,5 печатных листа.
Структура диссертации состоит из введения, трех разделов и.
Основные выводы и предложения диссертационного исследования.
Профессиональная готовность военного летчика это необходимый и достаточный уровень профессионально-значимых качеств, гарантирующий успешное выполнение полетного задания с боевым применением авиационных средств поражения, а также соответствие личности летчика статусу офицера Военно-воздушных сил. Ее основными составляющими являются военно-профессиональная предрасположенность и подготовленность.
Профессиональная предрасположенность это соответствие военно-профессиональной направленности личности абитуриента (курсанта) реальному уровню его способностей, необходимое и достаточное для успешного овладения профессией военного летчика и усвоения других социальных функций и ролей. Ее основными составляющими выступают военно-профессиональная направленность и способности.
Профессиональная подготовленность курсантов ВВАУЛ это необходимый и достаточный уровень знаний, навыков и умений, обеспечивающий формирование профессионально-значимых качеств, гарантирующий успешное осуществление профессии военного летчика и исполнение других социальных Функций и ролей. Она складывается из летной, военной и социокультурной С гуманитарной) видов подготовленности.
На основе определения места и роли системы военного образования в культуре современного общества, которое выступает, с одной стороны, как профессиональное образование в рамках общественного разделения труда, с другой, как составная часть процесса социальной стратификации общества и выполняет роль воспроизводства профессионалов вооруженной борьбы и ее обеспечения в интересах защиты национальной безопасности и формирования социальной страты офицеров вооруженных сил, система военно-профессиональных критериев складывается из социокультурных, военно-специального, летно-специального и психофизиологических критериев. Системообразующими критериеми являются летные, ибо остальные рассматриваются через призму летной специальности.
Методика оценки профессиональной готовности военного летчика складывается из двух основных уровней. Уровень общенаучной и общесоциологической методологии базируется на положениях теорий, составивших теоретико-методологическую основу настоящего исследования. Уровень специальной (частной) методики основан на методологии конкретного военно-социологического обследования, на квотной выборке и случайном повторном отборе, методах опроса, изучения документов, экспертных оценок, методе первых моментов статистического описания и оценивания.
Методика оценки профессиональной готовности военного летчика основана на определении индексов ее уровней. Индекс уровня готовности определяется в зависимости от предрасположенности и подготовленности, измерение которых осуществляется на основе сложившейся системы шкалирования С 4-х и 9-ти балльные шкалы) с помощью объективных и субъективных показателей.
Объективными показателями выступают результаты профессиональной экспертизы при поступлении в училище, результаты опросов абитуриентов* курсантов и руководящего летно-инструкторского состава, успеваемость курсантов по основным видам подготовки. Субтективныш показателями являются индивидуальные оценки респондентами своих возможностей, способностей, значимости целей и ожиданий от-исполнения социальных функций и ролей в будувдем.
Экспешшнтальным путем с помощью экспертных оценок датчиков-инструкторов и руководящего летного состава была установлена закономерность изменения удельных весов предрасположенности и подготовленности в системе профессиональной готовности военного летчика в зависимости от курса обучений. Получив эдаирические распределения совокупности и зная удельные веса предрасположен-^ ности и подготовленности в системе профессиональной готовности военного летчика, был осуществлен расчет индексов гототвности.
Сбор первичной социологической информации по оценке профессиональной готовности военного летчика производился в ходе социологических обследований 1992;95 гг. В них применялась разработанная автором методика социологической оценки профессиональной готовности военного летчика и ее слагаемых, использовались результаты профессиональной4 экспертизы, данные применения специальных методик изучения личности, результаты обучения курсантов в этот период, проводился опрос по изучению целей и стимулов обучаемых, а также по изучению оценок весов предрасположенности и подготовленности в системе готовности руководящим и летно~-ин-структорским составом.
Интерпретация результатов изучения профессиональной предрасположенности абитуриентов и курсантов летных училшц говорит о том, что при 66% кандидатов, имеющих достаточную степень выраженности * военно-профессиональной направленности^ ШШ ттшт благой-риятаьй*прогноз на обучение, 77% предрасположены к профессии военного летчика. днако то, что среди кандидатов для обучения 23% имеют низкий уровень предрасположенности к профессии военного летчика С при 34% со слабо выраженной военно-профессиональной направленностью), что 10% практически не предрасположены, а у 6% военно-профессиональная направленность практически отсутствует, указывает на необходимость выявления непредрасположенных кандидатов в период сдачи вступительных экзаменов, дабы избежать возможные летные происшествия, а также снизить уровень затрат на подготовку военных специалистов летчиков.
Распределение обучаемых по уровням подготовленности в соответствии с профессиональными критериями показало, что большая часть обучающихся обладает достаточно высокой степенью военно-профессиональной готовности: 66% имеют сильно выраженную военно-профессиональную направленность на службу военным летчиком- 63.2% хорошо и отлично подготовленны С по социокультурному (общему)1 критерию — 60.8%, по летному — 67.5%, по военно-специальному.
— 55.4%).
Степень подготовленности курсантов к действиям в особых и экстремальных условиях показала, что ее теоретическая составляющая имеет самый высокий рейтинг среднего балла С 4.21) среди всех видов подготовки. Практическая составляющая в анализе представлена оценками по летной (средний балл -3.94), тренажной (средний балл.
— 4.03), парашютно-спасательной (средний балл — 4.07) подготов камвоенно-практическая — оценками по летной подготовке с применением авиационных средств поражения (средний балл — 3.67).
Однако то, что 55% курсантов обучаются ниже своих возможностей, что на старших курсах 1/3 обучаемых имеет удовлетворительный уровеь подготовленности при низкой мотивации на учебу и службу у 35%, позволяет говорить о том, что резерв для повышения уровня формируемой профессональной готовности на основе оптимизации военно-социального управления учебно-воспитательным процессом находится, в-первую очередь, в области влияния на мотивационную сферу личности курсантов и составляет до 55%.
Настоящее исследование позволило вскрыть и измерить динамику изменения профессиональной готовности военного летчика в процессе обучения в авиационном училище. Индекс готовности отражает не только вероятность существования в объективной реальности данного явления, но и удельный вес каждого слагаемого в системе в целом, обозначает направление, знак развития.
Распределение совокупности обучаемых по уровням готовности показало" что средний суммарный индекс готовности из высокого уровня СО.81) на 1 курсе переходит в средний уровень где сохраняется до конца обучения С 2 курс — 0.33, 3 курс — 0.28, 4 курс -0.42, 5 курс — 0.523. При этом необходимо отметить, что чинамика изменения индекса готовности достаточно не видна без учета зависимости от изменения ее слагаемых.
Наибольшее значение по оценкам экспертов в системе профессиональной готовности военного летчика предрасположенность имеет на этапе поступления. Ее удельный вес в последющем уменьшается от 0.75 до 0.13, а подготовленности возрастает с 0.15 до 0.77.
На этапе поступления индекс предрасположенности составил 1.35, что соответствует низкому уровню готовности абитуриентов к освоению профессии военного летчика. Это значение обуславливается тем, что достаточно большая часть принимаемых в училище имеет уровень не предрасположенных С10%D и низкий уровень С13%) при низкой степени выраженности военно-профессиональной направленности С 34%).
На первом курсе обучения совокупность имеет высокий уровень готовности СО.81) за счет повышения уровня предрасположенности СО.73) и среднего уровня подготовленности С0.08). На последующих курсах индекс не выходит за границы средненего уровня, к выпуску приближаясь к высокому, но не достигая его СО.52 < 0.59). При этом необходимо отметить, во-первых, что на третьем и четвертом.
— курсахпроявляется тенденцияснижения доли высош* подготовленных курсантов, во-вторых* реальный удельный вес подготовленности снижается до 0. 23, а предрасположенности возрастает до 0,67.
В результате сравнения экспертных оценок летно—инструкторскогосостава с полученными эмпирически^ данными динамика иэме-нения удельных весов слагаемых готовности показьеает, что к моменту вдауска^ принятия решения о дальнейшем прохождении службы удельные веса предрасположенности и подтотовленносгш в системе профессиональной готовности военного летчика уравновешиваются CWnCXi) = 0,43 и WnCXi) — 0,52).
Динамика развития профессиональной готовности военного летчика подтверждает тезис о том, что резерв повышения ее реального уровня в настоящее время находится, в-первую очередь* в личное-тно-штивадаонной сфере обучаемых и составляет до 55%, Доля не готовых по штшационной сфере к моменту вьшусшшштшшв^ Ш^ а вместе с низким уровнем — 32%, что совпадаем в числовом значении с исходным уровнем низкопредрасположенных кандидатов при поступлении. Это подтверждает тезис о низкой эффективности воспитательной работы* проводимой в учебном заведении.
В ходе исследования четко обозначилось наиболее слабое звено в процессе оценивания готовности, которое заключается в определении степени выраженности военно-профессиональной направленности, как составляющей предрасположенности, в период вступительных экзаменов в условиях жесткого лимита времени.
Р&шенме этой проблемы-в настоящей диссертации представлено опробацией методики социологической оценки военно-профессиональной направленности в ходе профессиональной экспертизы при поступлении в училмце. Результаты ее применения в 1992 году подтвердились контрольными данными, полученными по опробированному личностному вопроснику, составленному на основе 16-ФЛ0 и-рекомен-дуемому для применения в ходе проведения психологического экзамена, а также результатами социологического исследования 1993 г.
После проверки методики на устойчивость измерения, можно переходить к созданию на ее основе специальной методики изучения личности. Наряду с этим, другим перспективным направлением дальнейшей разработки проблемы военно-профессиональной готовности является анализ надежности военного летчика и ее формирования в учебно-воспитательном процессе, так как в этой сфере готовности в наиболее концентрированной форме отражается военно-профессиональное предназначение, заключающееся в способности личности стабильно выполнять профессиональные функции как в нормальных так и в особых и экстремальных условиях боя, летной работы и жизнедеятельности в обществе.
Также детальной проработки требует рассмотрение перспектив формирования военно-профессиональной готовности в зависимости от социально-демографических тенденций в рамках системы социального воспроизводства страты офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, определение оптимальной степени открытости этой системы, так как закрытые социальные системы неизбежно отмирают. 1.
На третьей научно-практической конференции Общества расследователей авиационных происшествий СОРАГО, которая состоялась в Москве 29−30 марта 1995 г., отмечалось, что около 80% всех авиационных происшествий обусловлены слабой обученностью, недостаточным уровнем знаний, пренебрежение летными ограничениями. ^.
За последние два года боевой состав авиаиии Вооруженных Сил России сократился примерно на 40 процентов. Около половины парка.
1. См.: Полпер К. Р. Открытое общество и его враги: Пер. с англ.: В 2 т.- М.: Феникс. Международный Фонд «Культурная инициатива 1992. Т. 1. С. 213−249.
2. См.: Бабичев С. Люди гибнут за металл?// Красная звезда. 1995 8 rnix^Jin. летательных аппаратов составляют самолеты и вертолеты второго и третьего поколений, большая часть которых в период 2000;2005 годов полностью выработают свой ресурс. Наиболее тяжелое положение складывается во фронтовой и военно-транспортной авиации ВВС, в авиации Сухопутных войск и Военно-морского флота. В столь бедственном положении еще не оказывалась наша боевая авиация никогда. Что значит 30 часов налета российского летчика по сравнению с 200 часами американского пилота? Это означает, что кривая аварийности начиная с 1993 года круто пошла вверх и может выйти на траекторию разрушения всей системы.1 В настоящее время очень остро стоит задача оптимизации функционирования всей системы ВВС в целом и ее всех подсистем.
Как известно, целью социального управления является оптимизация функционирования общественных систем и процессов, протекающих в них. Оптимизация выступает основным критерием процесса управления. При этом его функции проявляются в реальности как особые виды деятельности руководителя, органов управления, заключающиеся в целенаправленном влиянии на связи и отношения между людьми, которые образуют воинские коллективы, подразделения, части. То есть сущность процесса военно-социального управления заключается в регулировании отношений между людьми при их взаимодействии в боевой, учебной, служебной и отчасти бытовой сферах деятельности с целью их оптимизации в интересах эффективного и качественного выполнения стоящих перед ними задач в условиях мирного и военного времени. ^.
Исходя из анализа результатов исследования, пути повышения.
1. См, г Полет в рынок// Красная звезда. 1995. 8 апреля.
2. См.: Кузьменко Б. В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анилиза и управления: Учебное пособие.- М: ВПА. 1990. С. 48.55.56. уровня военно-профессиональной готовности летного состава в процессе обучения в авиационном училище в современных условиях можно представить как комплекс практических мероприятий, связанный, с одной стороны, с задачами оптимизации процесса формирования военно-профессиональной готовности курсантов ВВАУЛ, повышения его эффективности и качествас другой стороны, с дальнейшими исследованиями проблем профессиональной готовности военного летчика. Отсюда видятся следующие основные пути повышения эффективности военно-социального управления, лежащие через совершенствование:
— системы формирования контингента кандидатов;
— компонентов системы профессиональной экспертизы при поступлении Спрофессональный психологический отбор);
— системы социально-психологического сопровождения в процессе учебы и службы;
— совершенствование параметров системы обучение и воспитания в вваул;
— самовоспитание и самообразование объекта управления С курсантов-летчиков). в процессе формирования профессиональной готовности военного летчика можно выделить два основных уровня военно-социального управления: уровень Главкомата ВВС и уровень военно-учебного заведения. По этому пути повышения его эффективности, связанные с организационными решениями, целесообразно адресовать в соответствии с ними.
Главкомат ВВС и Главный штаб ВВС концептуально решают проблемы воспроизводства страты военных летчиков1, формулируют концеп.
1. См.:Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства Обоооны Российской Федеоаиии: Утв. по. МО РФ 5.04.94.N 110.— М. :1994: 0 развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федеоаиии: По. МО РФ 13.04.93. N 191. -М.: 1993. цию летного обучения и воспитания, осуществляют ее моделирование, программирование и планирование. В связи с этими целевыми установками и выводами настоящей работы автор считает необходимым:
— ввести в концепцию социологическую составляющую определения профессиональной готовности военного летчика, отразив дефиницию в организационно-методических указаниях на новый учебный год;
— предусмотреть в учебных программах по социологии, психологии и педагогики изучение основ описания и оценивания профессиональной готовности военного летчика;
— определить отдельным видом учета и анализа военно-профессиональную надежность, так как в способности стабильного выполнения военно-социальных функций концентрируются результаты всех видов обучения и воспитания;
— произвести увеличение количества штатных должностей офицеров воспитетелей в курсантских подразделения;
— внести изменения в Руководство по профессиональному психологическому отбору1, а именно, в систему информирования о его результатах: данные изучения мотивационной сферы абитуриентов доводить до всего командного, профессорско-преподавательнского и лет-но~инструкторского состава с целью оптимизации применения корректирующих и корригирующих методик в процессе обучения и воспитания в училище.
В высшем военном авиационном училище летчиков основными субъектами военно-социального управления, осуществляющими формирование профессиональной готовности военного пилота, являются:
1. См.* Руководство по профессионально—психологическому отбору кандидатов в высшие военные авиационные училища летчиков и штурманов: Утв. пр. ГК ВВС 26. Об. 81. N 12−4. -М.: 1981: Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации: Утв. пр. МО РФ 4. 07. 94. N 202.-М.: 1994. командование и штаб училища, учебно-летный отдел и профессорско-преподавательский состав, летно-методический отдел и лет-но-инструкторский состав, группа профессионально-психологического отбора, которые организуют реализацию концепции военно-летного обучения и воспитания, осуществляют повседневное руководство1. В целях повышения эффективности управленческих решений автор считает необходимым:
— определить возможности оптимизации процесса формирования структурных компонентов профессиональной готовности военного летчика;
— в организационно-методических указаниях субъектам учебно-воспитательного процесса акцентировать внимание на необходимости комплексного изучения вопросов формирования военно-профес-соналъной готовности и ее составляющих;
— организовать с помощью отдела воспитательной работы и группы профессионально-психологического отбора постоянное социологическое отслеживание уровня мотивационной сферы курсантов в целях оперативного влияния на нее силами и средствами учебно-вос-питательной работы;
— предусмотреть в учебных планах по социологии, психологии и педагогике изучение основ описания и оценавания профессиональной готовности военного летчика;
— увеличить количество практических занятий в учебных дисциплинах — основы государства и права, социология, психология и педагогика, имеющих целью моделирование особых ситуаций военно-социальной практики и оценку военно-социальной подготовленности и надежности курсантов;
1. См.: Положение о высших военно-учебных завелениях Министерства Обоооны Российской Федерации: Утв.пр.МО РФ 5.04.94.N 110. М.: 1994.
— предусмотреть комплекс воспитательных мероприятий в процессе практического обучения с целью влияния на мотивационную сферу обучаемых:
— осуществлять распределение курсантов по летным группам с учетом реального уровня их мотивационной сферы и степени готовности инструкторов к применению корректирующих и корригирующих методик;
— провести проверку методики социологической оценки военно-профессиональной предрасположенности и направленности на устойчивость измерения:
— приступить на ее основе к разработке специальной методики изучения личности в интересах повышения эффективности и качества проводимой при поступлении в училище профессиональной экспертизы.
При определении путей оптимизации процесса формирования профессиональной готовности военного летчика в ходе обучения в училище необходимо акцентировать внимание на том, что на основе анализа результатов исследования для обучаемой в настоящее время совокупности курсантов наиболее целесообразно применение корректирующих методик по направленности личности, так как основной резерв повышения уровня военно-профессиональной готовности скрыт в мотивационной сфере и составляет до 55%.
Пути повышения уровня военно-профессиональной готовности летного состава в процессе обучения в авиационном училище находят свое выражение также и в том, что теоретические положения и выводы могут быть использованы для последующей разработки проблем войнекого и летного обучения, вопросов практического формирования военно-профессиональной готовности летного состава. Определенные работой рекомендации и предложения могут помочь в выработке концепции военно-социального управления учебно-воспитательным процессом в конкретных военно-учебных заведениях, в разработке документов, регламентирующих степень участия и статус лиц, органов обучения и воспитания в формировании военно-профессиональной готовности курсантов ВВАУЛ. Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, учебно-педагогической и практической деятельности военных и научных кадров. Теоретический материал может найти применение в процессе преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях.
Практическая значимость работы заключается в предложенном комплексе практических мероприятий, связанного, с одной стороны, с задачами оптимизации процесса формирования военно-профессио-нальной готовности курсантов ВВАУЛ, повышения его эффективности и качества: с другой стороны, с дальнейшими исследованиями проблем профессиональной готовности военного летчика.
Положения предложенного в настоящей диссертации подхода к описанию и оценке уровня военно-профессиональной готовности курсантов в условиях рыночной экономики и повышения требований к профессионализму личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации служат ключом к разрешению данной задачи, во-первых, в интересах военно-профессиональной экспертизы и, во-вторых, в интересах повышения эффективности военно-социального управления учебно-воспитательным процессом в военно-учебных заведениях Военно-воздушных сил России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе изучения объекта исследования — профессиональная готовность военного летчика, формируемая в авиационном училище ВВС России в современных условиях, и анализа его предмета — ее сущность. структура, состояние, динамика развития и основные пути повышения эффективности управления процессом ее формирования, настоящая диссертационная работа достигла выдвинутых проблемой целейНа основе теоретико-методологического анализа военно-профессиональной готовности определена дефиниция профессиональной готовности военного летчика, формируемая в процессе обучения в авиационнном училище ВВС России и расскрьгга ее структуруобоснованы основные пути повышения эффективности управления процессом ее формирования в современных условиях! осуществлено моделирование процесса формирования составляющих профессиональной готовности на основе определения системы показателей и индикаторов ее описания и оцениванияобоснована и экспериментально проверена методика социологического оценивания профессиональной готовности военного летчика и ее слагаемых.
При этом был решен комплекс поставленных задач: осуществлен системный анализ профессиональной готовности военного летчика, формируемой в процессе обученимя в авиационном училищеразработана методика определения индексов уровней профессиональной готовности и ее слагаемыхопределены возможности повышения эффективности управления формированием профессиональной готовности военного летчика в современных условияхопределены практические рекомендации субъектам военно-социального управления процессом формирования профессиональной готовности военного летчика в авиационном училище ВВС в современных условиях.
Теоретико-методологический анализ профессиональной готовности военного летчика позволил обосновать основные подходы к пониманию ее сущности не только как видового понятия социальной и военно-служебной готовности, но и как военно-социальной системы, обладающей свойствами саморегуляции и самоорганизациикак специфического взаимодействия личности курсанта и социальной среды военно-учебного заведения, обеспечивающего принятие и взаимное согласование ролей, нормкак составляющей процесса социальной стратификации общества и социализации личности.
Это дало возможность применить системный подход при исследовании такого сложного явления как профессиональная готовность военного летчика, определить ее сущность, структуру, осуществить интерпретацию и oneрационализацию понятия, обосновать основные показатели ее состояния и развития.