Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная готовность военного летчика и ее формирование в авиационном училище ВВС России в современных условиях: Социол. 
анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что примененный в ней социологический анализ может быть успешно применен для дальнейшей разработки проблем социологии и профессиологии, связанных с профессионализацией, военно-со-циальной и военно-служебной деятельностью различных категорий военнослужащих, проблем воинского и летного обучения, вопросов практического формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Профессиональная готовность военного летчика как предмет социологического анализа
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа профессиональной готовности военного летчика
    • 1. 2. Методика социологической оценки профессиональной готовности военного летчика
  • 2. Состояние и динамика формирования профессиональной готовности военного летчика в процессе обучения в авиационном училище ВВС Российской Федерации
    • 2. 1. Состояние и динамика формирования профессиональной предрасположенности курсантов ВВАУЛ
    • 2. 2. Состояние подготовленности курсантов и динамика формируемой профессиональной готовности военного летчика
  • 3. Основные пути повышения эффективности управления процессом формирования профессиональной готовности военного летчика в период обучения в авиационном училище в современных условиях
    • 3. 1. Целевая модель повышения эффективности управления процессом формирования профессиональной готовности военного летчика в современных условиях
    • 3. 2. Пути повышения эффективности управления процессом Формирования профессиональной готовности военного летчика в современных условиях

Профессиональная готовность военного летчика и ее формирование в авиационном училище ВВС России в современных условиях: Социол. анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации очень неоднозначен и противоречив. Жизнедеятельность армии как социального организма проходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества — от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей конкретных людей, общества в целом на основе произведенной смены приоритетов среди форм собственности.1 Переход к частной собственности как основной форме и последовавшие за этим преобразования изменили социальный заказ со стороны общества на строительство и комплектование Вооруженных Сил России в направлении профессионализма, повышения эффективности подготовки военных специалистов.

Одним из основных социальных институтов, с помощью которых осуществляется социальное воспроизводство профессионалов вооруженной защиты страны, является система военного образования. Учебно-воспитательный процесс в военно-учебном заведении оканчивается специальными процедурами квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство, на право выполнять определенные виды труда. Его существенная особенность состоит в том, что учащиеся обретают особое социальное положение^. Социальный заказ в сфере подготовки военных специалистов выводит на одно из ведущих мест проблему социологической разработки теоретических и прикладных аспектов формирования профессиональной готовности.

1. См.: Клямкин И. М. Советское и западное: возможен ли синтез?//^ л итические исследования. — 1994.— N 5. — С. 75—95.

2. См.: Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства Обоооны Российской Федерации: Утв. по. МО РФ 5.04.94. N 110, — М.: 1994; Нечаев В. Я. Социология образования, — М. :МГУ. 1992. С. 88. военного специалиста.

Актуальность научной работы обусловлена, во-первых, требованиями проводимой реформы общества и его вооруженных сил. Личность, осуществляющая определенный род деятельности С вид труда), должна иметь необходимый и достаточный уровень профессионально-значимых качеств, гарантирующий выполнение задач, стоящих перед профессией в рамках общественного разделения труда, а также соответствовать социальному статусу избранной профессии. Одним из наиболее технически оснащенных видов Вооруженных Сил являются Военно-воздушные силы. На них возложено решение комплекса сложнейших технических, боевых и моральных задач. Основная человеческая боевая единица ВВС это военный летчик, ибо он осуществляет выполнение конкретных боевых заданий, возлагаемых на этот вид вооруженных сил. Подготовка военного летчика является дорогостоящей, технически и организационно сложной задачей.1.

Центральное место в социализации военного летчика занимает учебно-воспитательный процесс, целью и результатом которого выступает формирование профессиональной готовности военного летчика.

Во-вторых, реформированием системы военного образования. В настоящее время осуществляется ее реформа, главные задачи которой заключаются в оптимизация сети и емкости военно-учебных заведений, в соответствии с новой структурой и численностью Вооруженных Сил, реальной потребностью армии и флота в офицерских кадрах, а также приведение организации и содержания военного обучения в соответствии с общегосударственными и мировыми стандартами.^.

1. См.: Дейненга А. Н. Экономические аспекты повышения эффективности полготовки куосантов высших военных авиационных училищ летчиков: Дис.. канд. экон. наук. — Тамбов: ТВВАУЛ. 1985. 188 с.

2. См.: О оазвитии системы военного образования Российской Фелеоаиии: Пю. МО РФ 13.04.93. N 191. М.: 1993.

В-третъих, недостаточным уровнем разработанности теоретических и прикладных социологических аспектов формирования профессиональной готовности военного летчика и проблем управления этим процессом в военно-учебном заведении.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В изучении проблем профессиональной готовности военного летчика условно можно выделить ряд направлений.

В качестве первого направления выделяются научные труды, посвященные изучению проблемы способностей и качества отбора1-Эти работы подчинены цели определения степени пригодности кандидатов к буду идей деятельности, а также объективности оценки личности. Наиболее слабое звено в описании и оценивании предрасположенности заключается в оценивании степени выраженности военно-профессиональной направленности кандидатов в период сдачи вступительных экзаменов в условиях жесткого лимита времени.

1. См.: Введение в профессию: Учебно—методическое пособие/ Анисимов В. М.. Боенко А. В. и до.— М.: Воениздат. 1992, — 127 е.: Железняк JI. Ф. Формирование военно—профессиональной направленности у курсантов военных училищ: Дис.. .. канд. пед. наук.— М.: ВПА. 1968, — 197 е.- Железняк JI. Ф. Разработка проблемы направленности личности// Материалы III научно—практической конференции по советской военной психологии/ Под ред. Утлика Э. П. .Феденко Н. Ф. .Се— нокосова Ж. Г.- М.: ВПА. 1991. С. 74−79- Ковалевский В. Ф. Военная про-Фессиология: проблемы теории и практики. — М.: Воениздат. 1983;Кулагин Б. Ф. Основы профессиональной психодиагностики, — Л.: 1984, — 215 с.: Осберн X. Профессиональный отбор// Человеческий Фактор/ Под ред. Салвенди Г.. Зинченко В. П.. Мунипова В. М. — Пер. с англ.: В 6 т. — М.: Мир. 1991. Т. 3. Ч. 2- Панин И. Н. ФилосоФско—социальные проблемы военно—профессиональной ориентации: Дис.. .. канд. Филос. наук. — М.: ВПА. 1987 и др.

Второе направление связано с вопросами подготовки специалистов в соответствии социальному заказу. Это наиболее разработанные и социально нормированные аспекты исследований, описывающие военно-профессиональную подготовленность обучаемых.1.

Эффективность процесса формирования готовности к профессиональной деятельности достаточно высока только в случае совпадения личностного С мотивацийнного) вектора и вектора общественно-государственного заказа на специалиста. Этому направлению посвящены работы Пилипонского А. Г. С готовность молодежи к службе в.

1. См.: Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и Флота: Материалы науч. -пюак.конФ.//Под оел. Егорова Л. Г. КсеноФонтова В. Н. Сергеева В. П. — М.: ВПА. 1990. -172 е.: Военная наука: Теоретический трул/Витковский А. И. Клокотов Н. П. и до.: Пол ред. Родионова И. Н, — М. :ВА ГШ. 1992.-154 е.: Карта-мышев П. В. Игнатович М.В. Оокин А. И. Методика летного обучения.— М.: Транспорт. 1987. -272 с.: Меерович Г. Ш.. Бирюков Н. М. .Мельник Т. И. Использование" контрактного обучения" зарубежными Фирмами: Науч. -тех. обзор N 703.— Лётно-иссл. институт им. М.Громова. 1989.—17 е.- Миронов В. И. Реформа военного образования: проблема и пути реализа-иии//Военная мысль.-1993.-N 2. С. 22−26- Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: МГУ. 1992. — 200 с.: 0 развитии системы военного" образования Вооруженных Сил Российской Федерации: Пр. МО РФ 13.04. 93. N 191.-М.: 1993: 0 распределении времени учебных занятий" в учебных планах и программах военно-учебных заведений МО СССР: Лир. I зам. МО СССР 20.02. 90. N Д-9. -М.: 1990: Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федеоа- • ции: Утв. пр. МО РФ 5. 04. 94. N 110. М. :1994; Современные проблемы отбора и профессиональной подготовки летного состава на этапе технического перевооружения авиации. К. 29—30 ноября 1990 г.: Тез. докл. I науч. —практ. конФ. — К.: 1990. — 43 с. и до. армии), Кузнецовой И. В. (проблема принятия решения о выборе профессии) «Ковалевского В. Ф. С методологические проблемы профессио-логии), Кузьменко Б. В. Скак объект системного анализа и управления) и др.1.

Анализ публикаций в рамках настоящей диссертационной работы показывает, что в разработке проблемы военно-профессиональной готовности достаточно белых пятен" особенно в прикладных областях, применительно к конкретным видам деятельности. Центральная фигура в Военно-воздушных силах это военный летчик. Его труд имеет.

1. См. :Альберт М. .Мескон М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.:Вело.1992.—927 е.- Андреева Г. М. Социальная писхо-логия:Учебник.~М.:МГУ. 1988.-432 е.- Григорьев А. А. Прикладная социология и ее методы в управлении воинским летным трудом: Учебное пособие.— Монино: ВВА.1989.-64 с. С Материалы III научно-практической конференции по советской военной психологии/ Под ред. Утлика Э. П. .Феденко Н. Ф. Сенокосова Ж. Г. — М.: ВПА. 1991. -136 е.: Нечаев В. Я. Соииология образования. — М.: МГУ. 1992. 200 с. — Ковалевский В. Ф. Методологические проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих: АвтореФ. дис.. .. канд. псих. наук. — М.: ВПА. 1972.— 29 е.- Кузнецова И. В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии: АвтореФ. дис.. .канд псих. наук.- М.: МГУ. 1986. 28 е.: Кузьменко Б. В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления: Учебное пособие. — М.:ВПА. 1990. 72 е.- Пилипонский А. Г Общественное мнение и его роль в Формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма: АвтореФ. дис. .канд.Филос.наук. — М.: ВПА. 1986. 247 с.:Современные проблемы отбора и профессиональной подготовки летного состава на этапе технического перевооружения авиации. Кировоград. 29—30 ноября 1990 г.- Тез. докл. I науч. ~прак конФ. — К.: 1990. 43 с. и др. составляющие насыщенные особыми экстремальными ситуациями как по военному так и по летному профессиональному критерию. Это предопределило выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследованияпрофессиональная готовность военного летчика, формируемая в авиационном училище ВВС России в современных условиях.

Предмет исследования: сущность, структура, состояние и динамика развитая профессиональной готовности военного летчика в период обучения в военно-учебном заведении и основные пути повышения эффективности управления процессом ее формирования.

Цели диссертационной работы :

— теоретические: а) на основе теоретико-методологического анализа военно-профессиональной готовности определить дефиницию профессиональной готовности военного летчика, формируемой в процессе обучения в авиационном училище ВВС России и раскрыть ее структуруб) обосновать основные пути повышения эффективности управления процессом ее формирования в современных условияхприкладные: а) осуществить моделирование процесса формирования составлявших профессиональной готовности на основе определения системы показателей и индикаторов ее описания и оценивания- 6D обосновать и экспериментально проверить методику социологического оценивания профессиональной готовности военного летчика и ее элементов.

При этом необходимо решить следующий комплекс задач:

— теоретические задачи: а) осуществить системный анализ профессиональной готовности военного летчика, формируемой в процессе обучения в авиационном училище- 63 экспериментально применить методику определения индексов уровней профессиональной готовности и ее слагаемыхв) определить возможности повышения эффективности управления формированием профессиональной готовности военного летчика в современных условиях;

— практические задачи: а) осуществить сбор социологической информации по исследуемой проблеме: б) экспериментально проверить методику оценки профессиональной готовности военного летчика и ее слагаемых: вЗ определить практические рекомендации субъектам военно-социального управления процессом формирования профессиональной готовности военного летчика в авиационном училище ВВС в современных условиях.

Для проверки степени достижения целей выдвигаются следующие гипотезы:

— гипотезы-основания: аЭ сущность профессиональной готовности военного летчика заключается в необходимом и достаточном уровне его профессионально-значимых качеств, гарантирующем успешное выполнение полетного задания с боевым применением авиационных средств поражения, а также соответствие личности летчика статусу офицера Военно-воздушных сил: б) структура системы профессиональной готовности военного летчика складывается в результате развития предрасположенности на основе реализации способностей и повышения степени выраженности военно-профессиональной направленности: формирования подготовленности, на основе сохранения и развития предрасположенности:

— г^отеза-следствие: недостаточная разработанность вопросов оценивания степени выраженности военно-профессиональной направленности приводит к тому, что основной резерв для повышения уровня профессиональной готовности находится в мотивационной сфере обучаемого в училищах контингента пилотов ВВС.

Теоретикв-штодологаческую основу диссертации составляют фундаментальные положения социологии управления, социологии образования, социологии воинского и летного обучения и воспитания, профессиологии, социальной и авиационной психологии.

Методика диссертационного исследования состоит из двух основных уровней. Уровень общенаучной и общесоциологической методологии базируется на положениях теорий, составивших теоретико-ме-тодологическую основу настоящего исследования. Уровень специальной С частной) методики основан на методологии военно-социологического обследования, на квотной выборке и случайном повторном отборе, методах опроса, изучения документов, экспертных оценок и статистического описания и оценивания.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

— В определении профессиональной готовности военного летчика как совокупного результата процесса социального воспроизводства страты офицеров вооруженных сил. С одной стороны, она выступает как цель и результат военно-социального управления учеб-но-воспитательным процессом в армии, а с другой, как системное качество военного специалиста, характеризующее с позиции соответствия способностей и направленности его личности военно-профессиональным критериям:

— В обосновании структуры, состояния и динамики профессиональной готовности курсантов летных училищ и путей повышения эффективности управления процессом ее формирования в военно-учебном заведении:

— В обосновании и экспериментальной проверке авторской методики социологической оценки уровня профессиональной готовности военного летчика, формируемой в процессе обучения в военно-учебном заведении.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что примененный в ней социологический анализ может быть успешно применен для дальнейшей разработки проблем социологии и профессиологии, связанных с профессионализацией, военно-со-циальной и военно-служебной деятельностью различных категорий военнослужащих, проблем воинского и летного обучения, вопросов практического формирования военно-профессиональной готовности летного состава. Определенные работой рекомендации и предложения могут помочь в выработке концепции управления учебно-воспита-твльным процессом в конкретных военно-учебных заведениях, в разработке документов, регламентирующих степень участия и статус лиц, органов обучения и воспитания в формировании военно-профессиональной готовности курсантов. Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, учебно-педагоги-ческой и практической деятельности военных и научных кадров. Теоретический материал может найти применение в процессе преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях. Система рекомендаций, предложений, советов в работе адресуется субъектам военно-социального управления на уровнях Главкомата ВВС и конкретного военно-учебного заведения.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются: исходными теоретико-методологическими позициями авторарепрезентативной эмпирической базой, основанной на широком использовании в работе апробированных и доказанных в других исследованиях теоретико-прикладных выводов и рекомендаций, результатов контрольных социально-психологических тестов, корректным применением методов обработки данных военно-социологических обследований, проведенных автором.

Апробация положений диссертационной работы осуществлялась в ходе социологических исследований в ВВАУЛ в 1992;93 и 1993;94 гг.- в ходе НИР N19519, шифр «Стойкость» в 1995 г, — в процессе защиты дипломной работы на кафедре социологии Гуманитарной академии Вооруженных Силв ходе учебного процесса и военно-профессиональной экспертизы в Тамбовском ВВАУЛ и его авиационных частяхизлагались на заседании кафедр общественных наук и на научно-практических конференциях Тамбовского ВВАУЛ и ВВАИУ.

Общий объем публикаций по основному содержанию диссертации составил 2,5 печатных листа.

Структура диссертации состоит из введения, трех разделов и.

Основные выводы и предложения диссертационного исследования.

Профессиональная готовность военного летчика это необходимый и достаточный уровень профессионально-значимых качеств, гарантирующий успешное выполнение полетного задания с боевым применением авиационных средств поражения, а также соответствие личности летчика статусу офицера Военно-воздушных сил. Ее основными составляющими являются военно-профессиональная предрасположенность и подготовленность.

Профессиональная предрасположенность это соответствие военно-профессиональной направленности личности абитуриента (курсанта) реальному уровню его способностей, необходимое и достаточное для успешного овладения профессией военного летчика и усвоения других социальных функций и ролей. Ее основными составляющими выступают военно-профессиональная направленность и способности.

Профессиональная подготовленность курсантов ВВАУЛ это необходимый и достаточный уровень знаний, навыков и умений, обеспечивающий формирование профессионально-значимых качеств, гарантирующий успешное осуществление профессии военного летчика и исполнение других социальных Функций и ролей. Она складывается из летной, военной и социокультурной С гуманитарной) видов подготовленности.

На основе определения места и роли системы военного образования в культуре современного общества, которое выступает, с одной стороны, как профессиональное образование в рамках общественного разделения труда, с другой, как составная часть процесса социальной стратификации общества и выполняет роль воспроизводства профессионалов вооруженной борьбы и ее обеспечения в интересах защиты национальной безопасности и формирования социальной страты офицеров вооруженных сил, система военно-профессиональных критериев складывается из социокультурных, военно-специального, летно-специального и психофизиологических критериев. Системообразующими критериеми являются летные, ибо остальные рассматриваются через призму летной специальности.

Методика оценки профессиональной готовности военного летчика складывается из двух основных уровней. Уровень общенаучной и общесоциологической методологии базируется на положениях теорий, составивших теоретико-методологическую основу настоящего исследования. Уровень специальной (частной) методики основан на методологии конкретного военно-социологического обследования, на квотной выборке и случайном повторном отборе, методах опроса, изучения документов, экспертных оценок, методе первых моментов статистического описания и оценивания.

Методика оценки профессиональной готовности военного летчика основана на определении индексов ее уровней. Индекс уровня готовности определяется в зависимости от предрасположенности и подготовленности, измерение которых осуществляется на основе сложившейся системы шкалирования С 4-х и 9-ти балльные шкалы) с помощью объективных и субъективных показателей.

Объективными показателями выступают результаты профессиональной экспертизы при поступлении в училище, результаты опросов абитуриентов* курсантов и руководящего летно-инструкторского состава, успеваемость курсантов по основным видам подготовки. Субтективныш показателями являются индивидуальные оценки респондентами своих возможностей, способностей, значимости целей и ожиданий от-исполнения социальных функций и ролей в будувдем.

Экспешшнтальным путем с помощью экспертных оценок датчиков-инструкторов и руководящего летного состава была установлена закономерность изменения удельных весов предрасположенности и подготовленности в системе профессиональной готовности военного летчика в зависимости от курса обучений. Получив эдаирические распределения совокупности и зная удельные веса предрасположен-^ ности и подготовленности в системе профессиональной готовности военного летчика, был осуществлен расчет индексов гототвности.

Сбор первичной социологической информации по оценке профессиональной готовности военного летчика производился в ходе социологических обследований 1992;95 гг. В них применялась разработанная автором методика социологической оценки профессиональной готовности военного летчика и ее слагаемых, использовались результаты профессиональной4 экспертизы, данные применения специальных методик изучения личности, результаты обучения курсантов в этот период, проводился опрос по изучению целей и стимулов обучаемых, а также по изучению оценок весов предрасположенности и подготовленности в системе готовности руководящим и летно~-ин-структорским составом.

Интерпретация результатов изучения профессиональной предрасположенности абитуриентов и курсантов летных училшц говорит о том, что при 66% кандидатов, имеющих достаточную степень выраженности * военно-профессиональной направленности^ ШШ ттшт благой-риятаьй*прогноз на обучение, 77% предрасположены к профессии военного летчика. днако то, что среди кандидатов для обучения 23% имеют низкий уровень предрасположенности к профессии военного летчика С при 34% со слабо выраженной военно-профессиональной направленностью), что 10% практически не предрасположены, а у 6% военно-профессиональная направленность практически отсутствует, указывает на необходимость выявления непредрасположенных кандидатов в период сдачи вступительных экзаменов, дабы избежать возможные летные происшествия, а также снизить уровень затрат на подготовку военных специалистов летчиков.

Распределение обучаемых по уровням подготовленности в соответствии с профессиональными критериями показало, что большая часть обучающихся обладает достаточно высокой степенью военно-профессиональной готовности: 66% имеют сильно выраженную военно-профессиональную направленность на службу военным летчиком- 63.2% хорошо и отлично подготовленны С по социокультурному (общему)1 критерию — 60.8%, по летному — 67.5%, по военно-специальному.

— 55.4%).

Степень подготовленности курсантов к действиям в особых и экстремальных условиях показала, что ее теоретическая составляющая имеет самый высокий рейтинг среднего балла С 4.21) среди всех видов подготовки. Практическая составляющая в анализе представлена оценками по летной (средний балл -3.94), тренажной (средний балл.

— 4.03), парашютно-спасательной (средний балл — 4.07) подготов камвоенно-практическая — оценками по летной подготовке с применением авиационных средств поражения (средний балл — 3.67).

Однако то, что 55% курсантов обучаются ниже своих возможностей, что на старших курсах 1/3 обучаемых имеет удовлетворительный уровеь подготовленности при низкой мотивации на учебу и службу у 35%, позволяет говорить о том, что резерв для повышения уровня формируемой профессональной готовности на основе оптимизации военно-социального управления учебно-воспитательным процессом находится, в-первую очередь, в области влияния на мотивационную сферу личности курсантов и составляет до 55%.

Настоящее исследование позволило вскрыть и измерить динамику изменения профессиональной готовности военного летчика в процессе обучения в авиационном училище. Индекс готовности отражает не только вероятность существования в объективной реальности данного явления, но и удельный вес каждого слагаемого в системе в целом, обозначает направление, знак развития.

Распределение совокупности обучаемых по уровням готовности показало" что средний суммарный индекс готовности из высокого уровня СО.81) на 1 курсе переходит в средний уровень где сохраняется до конца обучения С 2 курс — 0.33, 3 курс — 0.28, 4 курс -0.42, 5 курс — 0.523. При этом необходимо отметить, что чинамика изменения индекса готовности достаточно не видна без учета зависимости от изменения ее слагаемых.

Наибольшее значение по оценкам экспертов в системе профессиональной готовности военного летчика предрасположенность имеет на этапе поступления. Ее удельный вес в последющем уменьшается от 0.75 до 0.13, а подготовленности возрастает с 0.15 до 0.77.

На этапе поступления индекс предрасположенности составил 1.35, что соответствует низкому уровню готовности абитуриентов к освоению профессии военного летчика. Это значение обуславливается тем, что достаточно большая часть принимаемых в училище имеет уровень не предрасположенных С10%D и низкий уровень С13%) при низкой степени выраженности военно-профессиональной направленности С 34%).

На первом курсе обучения совокупность имеет высокий уровень готовности СО.81) за счет повышения уровня предрасположенности СО.73) и среднего уровня подготовленности С0.08). На последующих курсах индекс не выходит за границы средненего уровня, к выпуску приближаясь к высокому, но не достигая его СО.52 < 0.59). При этом необходимо отметить, во-первых, что на третьем и четвертом.

— курсахпроявляется тенденцияснижения доли высош* подготовленных курсантов, во-вторых* реальный удельный вес подготовленности снижается до 0. 23, а предрасположенности возрастает до 0,67.

В результате сравнения экспертных оценок летно—инструкторскогосостава с полученными эмпирически^ данными динамика иэме-нения удельных весов слагаемых готовности показьеает, что к моменту вдауска^ принятия решения о дальнейшем прохождении службы удельные веса предрасположенности и подтотовленносгш в системе профессиональной готовности военного летчика уравновешиваются CWnCXi) = 0,43 и WnCXi) — 0,52).

Динамика развития профессиональной готовности военного летчика подтверждает тезис о том, что резерв повышения ее реального уровня в настоящее время находится, в-первую очередь* в личное-тно-штивадаонной сфере обучаемых и составляет до 55%, Доля не готовых по штшационной сфере к моменту вьшусшшштшшв^ Ш^ а вместе с низким уровнем — 32%, что совпадаем в числовом значении с исходным уровнем низкопредрасположенных кандидатов при поступлении. Это подтверждает тезис о низкой эффективности воспитательной работы* проводимой в учебном заведении.

В ходе исследования четко обозначилось наиболее слабое звено в процессе оценивания готовности, которое заключается в определении степени выраженности военно-профессиональной направленности, как составляющей предрасположенности, в период вступительных экзаменов в условиях жесткого лимита времени.

Р&шенме этой проблемы-в настоящей диссертации представлено опробацией методики социологической оценки военно-профессиональной направленности в ходе профессиональной экспертизы при поступлении в училмце. Результаты ее применения в 1992 году подтвердились контрольными данными, полученными по опробированному личностному вопроснику, составленному на основе 16-ФЛ0 и-рекомен-дуемому для применения в ходе проведения психологического экзамена, а также результатами социологического исследования 1993 г.

После проверки методики на устойчивость измерения, можно переходить к созданию на ее основе специальной методики изучения личности. Наряду с этим, другим перспективным направлением дальнейшей разработки проблемы военно-профессиональной готовности является анализ надежности военного летчика и ее формирования в учебно-воспитательном процессе, так как в этой сфере готовности в наиболее концентрированной форме отражается военно-профессиональное предназначение, заключающееся в способности личности стабильно выполнять профессиональные функции как в нормальных так и в особых и экстремальных условиях боя, летной работы и жизнедеятельности в обществе.

Также детальной проработки требует рассмотрение перспектив формирования военно-профессиональной готовности в зависимости от социально-демографических тенденций в рамках системы социального воспроизводства страты офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, определение оптимальной степени открытости этой системы, так как закрытые социальные системы неизбежно отмирают. 1.

На третьей научно-практической конференции Общества расследователей авиационных происшествий СОРАГО, которая состоялась в Москве 29−30 марта 1995 г., отмечалось, что около 80% всех авиационных происшествий обусловлены слабой обученностью, недостаточным уровнем знаний, пренебрежение летными ограничениями. ^.

За последние два года боевой состав авиаиии Вооруженных Сил России сократился примерно на 40 процентов. Около половины парка.

1. См.: Полпер К. Р. Открытое общество и его враги: Пер. с англ.: В 2 т.- М.: Феникс. Международный Фонд «Культурная инициатива 1992. Т. 1. С. 213−249.

2. См.: Бабичев С. Люди гибнут за металл?// Красная звезда. 1995 8 rnix^Jin. летательных аппаратов составляют самолеты и вертолеты второго и третьего поколений, большая часть которых в период 2000;2005 годов полностью выработают свой ресурс. Наиболее тяжелое положение складывается во фронтовой и военно-транспортной авиации ВВС, в авиации Сухопутных войск и Военно-морского флота. В столь бедственном положении еще не оказывалась наша боевая авиация никогда. Что значит 30 часов налета российского летчика по сравнению с 200 часами американского пилота? Это означает, что кривая аварийности начиная с 1993 года круто пошла вверх и может выйти на траекторию разрушения всей системы.1 В настоящее время очень остро стоит задача оптимизации функционирования всей системы ВВС в целом и ее всех подсистем.

Как известно, целью социального управления является оптимизация функционирования общественных систем и процессов, протекающих в них. Оптимизация выступает основным критерием процесса управления. При этом его функции проявляются в реальности как особые виды деятельности руководителя, органов управления, заключающиеся в целенаправленном влиянии на связи и отношения между людьми, которые образуют воинские коллективы, подразделения, части. То есть сущность процесса военно-социального управления заключается в регулировании отношений между людьми при их взаимодействии в боевой, учебной, служебной и отчасти бытовой сферах деятельности с целью их оптимизации в интересах эффективного и качественного выполнения стоящих перед ними задач в условиях мирного и военного времени. ^.

Исходя из анализа результатов исследования, пути повышения.

1. См, г Полет в рынок// Красная звезда. 1995. 8 апреля.

2. См.: Кузьменко Б. В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анилиза и управления: Учебное пособие.- М: ВПА. 1990. С. 48.55.56. уровня военно-профессиональной готовности летного состава в процессе обучения в авиационном училище в современных условиях можно представить как комплекс практических мероприятий, связанный, с одной стороны, с задачами оптимизации процесса формирования военно-профессиональной готовности курсантов ВВАУЛ, повышения его эффективности и качествас другой стороны, с дальнейшими исследованиями проблем профессиональной готовности военного летчика. Отсюда видятся следующие основные пути повышения эффективности военно-социального управления, лежащие через совершенствование:

— системы формирования контингента кандидатов;

— компонентов системы профессиональной экспертизы при поступлении Спрофессональный психологический отбор);

— системы социально-психологического сопровождения в процессе учебы и службы;

— совершенствование параметров системы обучение и воспитания в вваул;

— самовоспитание и самообразование объекта управления С курсантов-летчиков). в процессе формирования профессиональной готовности военного летчика можно выделить два основных уровня военно-социального управления: уровень Главкомата ВВС и уровень военно-учебного заведения. По этому пути повышения его эффективности, связанные с организационными решениями, целесообразно адресовать в соответствии с ними.

Главкомат ВВС и Главный штаб ВВС концептуально решают проблемы воспроизводства страты военных летчиков1, формулируют концеп.

1. См.:Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства Обоооны Российской Федеоаиии: Утв. по. МО РФ 5.04.94.N 110.— М. :1994: 0 развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федеоаиии: По. МО РФ 13.04.93. N 191. -М.: 1993. цию летного обучения и воспитания, осуществляют ее моделирование, программирование и планирование. В связи с этими целевыми установками и выводами настоящей работы автор считает необходимым:

— ввести в концепцию социологическую составляющую определения профессиональной готовности военного летчика, отразив дефиницию в организационно-методических указаниях на новый учебный год;

— предусмотреть в учебных программах по социологии, психологии и педагогики изучение основ описания и оценивания профессиональной готовности военного летчика;

— определить отдельным видом учета и анализа военно-профессиональную надежность, так как в способности стабильного выполнения военно-социальных функций концентрируются результаты всех видов обучения и воспитания;

— произвести увеличение количества штатных должностей офицеров воспитетелей в курсантских подразделения;

— внести изменения в Руководство по профессиональному психологическому отбору1, а именно, в систему информирования о его результатах: данные изучения мотивационной сферы абитуриентов доводить до всего командного, профессорско-преподавательнского и лет-но~инструкторского состава с целью оптимизации применения корректирующих и корригирующих методик в процессе обучения и воспитания в училище.

В высшем военном авиационном училище летчиков основными субъектами военно-социального управления, осуществляющими формирование профессиональной готовности военного пилота, являются:

1. См.* Руководство по профессионально—психологическому отбору кандидатов в высшие военные авиационные училища летчиков и штурманов: Утв. пр. ГК ВВС 26. Об. 81. N 12−4. -М.: 1981: Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации: Утв. пр. МО РФ 4. 07. 94. N 202.-М.: 1994. командование и штаб училища, учебно-летный отдел и профессорско-преподавательский состав, летно-методический отдел и лет-но-инструкторский состав, группа профессионально-психологического отбора, которые организуют реализацию концепции военно-летного обучения и воспитания, осуществляют повседневное руководство1. В целях повышения эффективности управленческих решений автор считает необходимым:

— определить возможности оптимизации процесса формирования структурных компонентов профессиональной готовности военного летчика;

— в организационно-методических указаниях субъектам учебно-воспитательного процесса акцентировать внимание на необходимости комплексного изучения вопросов формирования военно-профес-соналъной готовности и ее составляющих;

— организовать с помощью отдела воспитательной работы и группы профессионально-психологического отбора постоянное социологическое отслеживание уровня мотивационной сферы курсантов в целях оперативного влияния на нее силами и средствами учебно-вос-питательной работы;

— предусмотреть в учебных планах по социологии, психологии и педагогике изучение основ описания и оценавания профессиональной готовности военного летчика;

— увеличить количество практических занятий в учебных дисциплинах — основы государства и права, социология, психология и педагогика, имеющих целью моделирование особых ситуаций военно-социальной практики и оценку военно-социальной подготовленности и надежности курсантов;

1. См.: Положение о высших военно-учебных завелениях Министерства Обоооны Российской Федерации: Утв.пр.МО РФ 5.04.94.N 110. М.: 1994.

— предусмотреть комплекс воспитательных мероприятий в процессе практического обучения с целью влияния на мотивационную сферу обучаемых:

— осуществлять распределение курсантов по летным группам с учетом реального уровня их мотивационной сферы и степени готовности инструкторов к применению корректирующих и корригирующих методик;

— провести проверку методики социологической оценки военно-профессиональной предрасположенности и направленности на устойчивость измерения:

— приступить на ее основе к разработке специальной методики изучения личности в интересах повышения эффективности и качества проводимой при поступлении в училище профессиональной экспертизы.

При определении путей оптимизации процесса формирования профессиональной готовности военного летчика в ходе обучения в училище необходимо акцентировать внимание на том, что на основе анализа результатов исследования для обучаемой в настоящее время совокупности курсантов наиболее целесообразно применение корректирующих методик по направленности личности, так как основной резерв повышения уровня военно-профессиональной готовности скрыт в мотивационной сфере и составляет до 55%.

Пути повышения уровня военно-профессиональной готовности летного состава в процессе обучения в авиационном училище находят свое выражение также и в том, что теоретические положения и выводы могут быть использованы для последующей разработки проблем войнекого и летного обучения, вопросов практического формирования военно-профессиональной готовности летного состава. Определенные работой рекомендации и предложения могут помочь в выработке концепции военно-социального управления учебно-воспитательным процессом в конкретных военно-учебных заведениях, в разработке документов, регламентирующих степень участия и статус лиц, органов обучения и воспитания в формировании военно-профессиональной готовности курсантов ВВАУЛ. Материалы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской, учебно-педагогической и практической деятельности военных и научных кадров. Теоретический материал может найти применение в процессе преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях.

Практическая значимость работы заключается в предложенном комплексе практических мероприятий, связанного, с одной стороны, с задачами оптимизации процесса формирования военно-профессио-нальной готовности курсантов ВВАУЛ, повышения его эффективности и качества: с другой стороны, с дальнейшими исследованиями проблем профессиональной готовности военного летчика.

Положения предложенного в настоящей диссертации подхода к описанию и оценке уровня военно-профессиональной готовности курсантов в условиях рыночной экономики и повышения требований к профессионализму личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации служат ключом к разрешению данной задачи, во-первых, в интересах военно-профессиональной экспертизы и, во-вторых, в интересах повышения эффективности военно-социального управления учебно-воспитательным процессом в военно-учебных заведениях Военно-воздушных сил России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе изучения объекта исследования — профессиональная готовность военного летчика, формируемая в авиационном училище ВВС России в современных условиях, и анализа его предмета — ее сущность. структура, состояние, динамика развития и основные пути повышения эффективности управления процессом ее формирования, настоящая диссертационная работа достигла выдвинутых проблемой целейНа основе теоретико-методологического анализа военно-профессиональной готовности определена дефиниция профессиональной готовности военного летчика, формируемая в процессе обучения в авиационнном училище ВВС России и расскрьгга ее структуруобоснованы основные пути повышения эффективности управления процессом ее формирования в современных условиях! осуществлено моделирование процесса формирования составляющих профессиональной готовности на основе определения системы показателей и индикаторов ее описания и оцениванияобоснована и экспериментально проверена методика социологического оценивания профессиональной готовности военного летчика и ее слагаемых.

При этом был решен комплекс поставленных задач: осуществлен системный анализ профессиональной готовности военного летчика, формируемой в процессе обученимя в авиационном училищеразработана методика определения индексов уровней профессиональной готовности и ее слагаемыхопределены возможности повышения эффективности управления формированием профессиональной готовности военного летчика в современных условияхопределены практические рекомендации субъектам военно-социального управления процессом формирования профессиональной готовности военного летчика в авиационном училище ВВС в современных условиях.

Теоретико-методологический анализ профессиональной готовности военного летчика позволил обосновать основные подходы к пониманию ее сущности не только как видового понятия социальной и военно-служебной готовности, но и как военно-социальной системы, обладающей свойствами саморегуляции и самоорганизациикак специфического взаимодействия личности курсанта и социальной среды военно-учебного заведения, обеспечивающего принятие и взаимное согласование ролей, нормкак составляющей процесса социальной стратификации общества и социализации личности.

Это дало возможность применить системный подход при исследовании такого сложного явления как профессиональная готовность военного летчика, определить ее сущность, структуру, осуществить интерпретацию и oneрационализацию понятия, обосновать основные показатели ее состояния и развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы развития военной социологии в условиям перестройки армии и флота: Материалы научно-практической конференции/ Под ред. Егорова Л. Г., Ксенофонтова В. Н., Сергеева В. П. -К: ВПА, 1990- 172 с.
  2. М. * Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М: Дело, 1992.- 927 с.
  3. Г. М. Социальная психология: Учебник.- М.: МГУ, 1988. 432 с.
  4. А.Г. Психология личности: Учебник.- М.: МГУ, 1990.367 с.
  5. С. Люди гибнут за металл?// Красная звезда. 1995. 8апреля.
  6. Введение в профессию: Учебно-методическое пособие/ Анисимов В. М., Боенко А. В. и др.- М.: Воениздат, 1992.- 127 с.
  7. В.В. Профессия и семья// Социологические исследования.- 1995- N 5.- С. 123.
  8. Военная наука: Теоретический труд/ Витковский А. И. Клоко-тов Н. П. и др.: Под ред. Родионова И.Н.- М. :ВА ГШ, 1992.- 154 с.
  9. А. А. Прикладная социология и ее методы в управлении воинским летным трудом: Учебное пособие, — Монино: ВВА, 1989.64 с.
  10. Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1991.- 480 с.
  11. Дейнега А. Н, Экономические аспекты повышения эффективности подготовки курсантов высших военных авиационных училищ летчиков: Лисканд.экон.наук.- Тамбов, ТВВАУЛ, 1985.- 188 с.
  12. А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие.- М.:Русский язык, 1991.- 201 с.
  13. Долженко 0. Образование в России: сегодня, вчера и завтрак/Вестник высшей школы.- 1992.- N 4−6.- С.24−26.
  14. Дюркгейм 3. 0 разделении общественного труда. Метод социологии/ Пер. с фр. М.: Наука, 1990. — 575 с.
  15. Л. Ф. Разработка проблемы направленности личности//Материалы 111 научно-практической конференции по советской военной психологии/ Под ред. Утлика 3.П., Феденко Н. Ф., Се-нокосова ЖЛ-М.:ВПА, 1991. С. 74−79.
  16. Л. Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов военных училищ: Дис.канд.пед.наук.-М.: ВПА, 1968. 197 с.
  17. В. Г. Психология в рекламе.- ДатСтром: 1992.- 69 с.
  18. Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991.- 448 с.
  19. Итоги работы по военно-профессиональной ориентации молодежи, отбору кандидатов за 1994 г. и задачи на 1995 г.: Пр. ком. войсками ПриВО 23.11.94, N 247.- Самара: 1994.
  20. П.В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения.&trade- М.: Транспорт, 1987.- 279 с .
  21. П.В., Тарасов А. К. Методика летного обучения.-М.:1. Транспорт, 1974.- 312 с
  22. Как провести социологическое исследование/ Под ред. Горшкова М. К., Шереги Ф. Э.- М.: Политиздат, 1990.- 288 с.
  23. ИМ. Советское и западное: возможен ли синтез?//По~ литические исследования. -" 1994. N 5.- С. 75−95.
  24. В. Ф. Военная профессийлогия: проблемы теории и практики. М.:Воениздат, 1983.
  25. В.Ф. Методологические проблемы профессионально-психологического отбора военнослужащих: Автореф. дис. канд. псих. наук. М. :ВПА, 1972.- 29 с,
  26. М. С. Концепции социальной стратификации//Современ~ ная западная социология: Словарь/ Сост. Давыдов Ю. И. и др.- М.: Политиздат, 1990. С.332−333.
  27. Кон И. С. Социализация//Филос. энциклопедия/ Под ред. Константинова В. Ф.: В 7 т.- М.: Сов. энцикл., 1970, Т. 5. С.85−94.
  28. Краткий словарь по социологии/ Под ред. Гвишиани Д. М., Лапина Н.И.- М.: Политиздат, 1989.- 479 с.
  29. В.А., Демидович Б. П. Краткий курс высшей математики: Учебное пособие.- М: Наука, 1988.- 700 с.
  30. Е. 0. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности полетов// Проблемы безопасности полетов.- 1991.- N 11.
  31. И. В. Психологический анализ подготовки и принятиярешения о выборе профессии: Автореф.дис.канд. псих. наук.1. М.:МГУ, 1988. 28 с.
  32. В. В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления: Учебное пособие.- М.: ВПА, 1990.- 72 с.
  33. .В. Основы профессиональной психодиагностики.- Л.:1984.- 215 с.
  34. В. И. Великий почин// Полн. собр. соч.: Т. 39. С. 15.
  35. Личностный вопросник: Форма А.- Тамбов, ТВВАУЛ, 1991.
  36. Личность воина/ Сост. Дударев В. А., Елбаев Ю. А. и др. М.:ВПА, 1990.
  37. В. Н. Как реформировать российскую армию//Российская газета. 1995. 25 января.
  38. Т.Д., Платонов К. К. Психология. М-:Воениздат, 1964.
  39. Р.Н. Основы формирования профессиональной надежности летного состава гражданской авиации: Учебное пособие, — ML: Воздушный транспорт, 1990.- 384 с.
  40. М. Теория социального управления: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1978.- 477 с.
  41. Математический энциклопедический словарь/ Сост. Абрамов Л. М. «Агафонов В. Н. и др. Сов. энциклопедия, 1988. — 868 с.
  42. Материалы 111 научно-практической конференции по советской военной психологии/ Под ред. Утлика Э. П., Феденко Н. Ф., Сенокосо-ва Ж. Г.- М.:ВПА, 199,1.- 136 с.
  43. Г. Ш., Бирюков Н. М., Мельник Т. И. Использование «контрактного обучения» зарубежными фирмами: Научно-технический обзор Ы 703.-Летно-иссл.институт им. М. М. Громова, 1989.- 17 с.
  44. Миронов В. М- Реформа военного образования: проблема и пути реализации//Военная мысль.- 1993.- N 2.- С.22−26.
  45. Р. С. Психология: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1990-- 301 с.
  46. В.Я. Социология образования,— М.:МГУ, 199л.™ 200 с.
  47. Об итогах профессионального отбора кандидатов в военно-учебные заведения в 1994 году и задачах на 1995 год: Пр. ком. войсками MB0 29.09.94, N 98. М.: 1994.
  48. X. Профессиональный отбор// Человеческий фактор/ Под ред. Салвенди Г., Зинченко В. П., Мунипова В. М.: Пер. с англ.: В 6 т. М.: Мир, 1991, Т. 3,4.2.
  49. О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Пр. МО РФ 3.07.95,N235.-М.:1995.
  50. И. Н. философско-социальные проблемы военно-профессиональной ориентации: Дисканд. филос. наук. М.:ВПА, 1987.
  51. В.П., Растунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи: Утв. нач. ЦВМУ МО СССР в кач. уч. пос. М.:Воениздат, 1988.
  52. А. Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма: Лисканд.филос. наук. М.: ВПА, 1986.- 247 с.
  53. К.К., Гольдштейн Б. М. Основы авиационной психологии. М.: Транспорт, .1987. — 222 с.
  54. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воениздат, 1989.- 350 с.
  55. Полет в рынок// Красная звезда. 1995. 8 апреля.
  56. Положение о высших военно-учебных завелениях Министерства Обороны Российской Федерации: Утв. пр. МО РФ 5.04.94, N 110.- М.:1994.
  57. К. Р. Открытое общество и его враги: Пер. с англ.: В 2 т.- М.:Феникс, Международный Фонд «Культурная инициатива», 1992.2 т.
  58. Правила приема в военно-учебные заведения МО СССР: Утв.пр. МО СССР 26.02.89, N 90. М.: 1989.
  59. Психология: Словарь/ Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. -М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  60. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов: Утв. нач. ЦВМУ МО СССР в кач. уч. пос. М.: Воениздат, 1988.
  61. Психологический отбор летчиков и космонавтов/ Бодров В. А., Малкин В. Б., Покровский Б. Л., Шпаченко Д. И. М.: Наука, 1984. — 264 с.
  62. Психолого-педагогические аспекты обеспечения безаварийности полетов С предотвращения летных происшествий) в авиационных частях/ Юсов В. Т., Черницкий В. Г. Бобков А. В., Крюков Ю. В.- М.: Воениздат, .1993. 177 с.
  63. Рабочая книга социолога/ Осипов Г. В., Гвишиани Д. М., Рутке-вич М. Н. и др. -М.: Наука, 1983. 477 с.
  64. Я. В. Информатика социального отражения: информационные и социальные обоснования общественного разума.- М.:Прометей, 1990.- 224 с.
  65. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации: Утв. пр. МО РФ 4.07.94, N202. М.: 1994.
  66. Руководство по профессионально-психологическому отбору кандидатов в высшие военные авиационные училища летчиков и штурманов: Утв. пр. ГК ВВС 26.06.81, N 124.- М.:1981.
  67. А. Я., Сазонов Б. А., Лукьянов С. Э. Персональный компьютер для всех. Т.1: Хранение и обработка информации.-М.: Высшая школа, 1991.- 191 с.
  68. А. Я., Сазонов Б. А., Лукьянов С. Э. Персональный компьютер для всех. Т.2: Подготовка и редактирование документов. -М.: Высшая школа, 1991.- 207 с.
  69. А. Я., Сазонов Б. А., Лукьянов С. Э. Персональный компьютер для всех. Т.3: Создание и использование баз данных. -М.: Высшая школа, 1991.- .160 с.
  70. А.Я., Сазонов Б. А., Лукьянов С. Э. Персональный компьютер для всех. Т.4: Вычислительные и графические возможности. -М.: Высшая школа, 1991.- 207 с.
  71. И. И. Методика социологической оценки военно-профессиональной направленности абитуриентов военно-учебного заведения при решении задач профессионального отбора: Дипл. раб.-М.: ГА ВС, 1992. 107 с.
  72. И.И. философия: Учебное пособие: В 2ч.- Тамбов: ТВВАУЛ, 1993,4.2.- 55 с.
  73. Совершенствование пилотажных моделирующих установок: Научно-технический обзор N 624/Сост.Беляев Л.Б.- ЦАГИ, 1983.
  74. Современные проблемы отбора и профессиональной подготовки летного состава на этапе технического перевооружения авиации, Кировоград, 29−30 ноября 1990 г. :Тез. докл.1 науч.-практ. конф. -К.: 1990.- 43 с.
  75. Словарь русского языка/ Сост. Ожегов С.И.- М.:Политиздат, 1992. 543 с.
  76. П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.:Политиздат, 1992. 543 с.
  77. Социология/ Осипов Г. В., Коваленко Ю. П., Щипачев Н. И., Яновский Р. Г.- М.:Мысль, 1990.- 446 с.
  78. Социология: Словарь-справочник. Т. 1: Социальная структура и социальные процессы/ Под ред. Осипова Г. В.- М.:Наука, 1990.- 204 с.
  79. Социология: Словарь-справочник. Т.2: Отдельные отрасли социологического знания/ Под ред. Осипова Г. В.- М.:Наука, 1990.- 232 с.
  80. Социология: Словарь-справочник. Т. 3: Междисциплинарные исследования./ Под ред. Осипова Г. В.- М.:Наука, 1991.- 247 с.
  81. Социология: Словарь-справочник.- Т. 4: Социологическое исследование: Методы, Методика, математика и статистика/ Под ред. Осипова Г. В. М.: Наука, 1991.- 357 с.
  82. Социологический справочник/ Под ред. Воловича В.И.- Киев: Политиздат, 1990.- 382 с.
  83. Справочник по прикладной статистике: Пер. с англ.: В 2 т.: Т. 1/ Под ред. Ллойда В., Ледермана У., Тюрина Ю. Н.- М.: Финансы истатистика, 1989.- 510 с.
  84. Справочник по прикладной статистике: Пер. с англ.: В 2 т.: Т. 2/ Под ред. Ллойда Э., Ледермана У., Тюрина Ю. Н. М.: Финансы и статистика, 1990.- 526 с.
  85. Статистический словарь/Под ред. Королева М. А.- М.:Финансы и статистика, 1989.- 623 с.
  86. Тактика ВВС: Учебно-методическое пособие/Под ред. Воетрова В. А. М.: Воениздат, 1989.- 176 е.: философский словарь/ Под ред. Фролова И. Т. -М.: Политиздат, 1986.- 590 с.
  87. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. ИлъичеваХ
  88. Л. Ф. и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  89. В.С. Человек в системе управления самолетом.- М.:Воениздат, 1970.
  90. С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.- 256 с.
  91. Человек и общество: Проблемы социализации индивида/ Под ред. Ананьева Б. Г. и др.- Л.:ЛГУ, 1971.- 200 с.
  92. Д., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ.- М.: Экономика.1990.- 350 с.
  93. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике/ Береговой Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Понома-ренко В. А. «М.: Наука, 1978.- 340 с.
  94. В. В. Теоретические основы управления: методологический аспект//Военная мысль.- 1994.- N 9.- С.26−33.
  95. В. А. Диспозиция личности// Социология: Словарь-справоч-ник: В 4 т./ Под ред. Осипова Г. В.- М.: Наука, 1990, Т.2. С. 65−75.
  96. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 245 с.
Заполнить форму текущей работой