Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные тенденции становления института выборов в постсоветской России: региональный аспект: На примере Республики Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы. Мировая история и политическая практика убедительно доказали, что важнейшим фактором устойчивого развития общества является эффективная государственная власть. Поэтому вопрос о механизме формирования такой власти всегда находится в центре внимания политических мыслителей и практиков. Известны несколько способов этого: наследование, кооптация, выборы. По мнению большинства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения политического института выборов
    • 1. Общее понимание института выборов и его статическая характеристика
    • 2. Выборы как политический процесс
  • Глава II. Основные тенденции становления института выборов в Республике Башкортостан (1990−2003 гг.)
    • 1. Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти Башкортостана (1990−2003 гг.)
    • 2. Выборы Президента Республики
  • Башкортостан (1993−2003 гг.)

Основные тенденции становления института выборов в постсоветской России: региональный аспект: На примере Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Мировая история и политическая практика убедительно доказали, что важнейшим фактором устойчивого развития общества является эффективная государственная власть. Поэтому вопрос о механизме формирования такой власти всегда находится в центре внимания политических мыслителей и практиков. Известны несколько способов этого: наследование, кооптация, выборы. По мнению большинства ученых в условиях современности наиболее целесообразным способом формирования органов государственной власти являются выборы. То же подтверждает и практика. Особенно возрастает важность института выборов в условиях трансформирующегося общества, каковым является современное российское общество. Стране приходится одновременно решать ряд социальных, политических и экономических проблем, положительное решение которых немыслимо без создания эффективных органов власти. Поэтому изучение механизма создания таких органов власти — политических выборов — имеет несомненную актуальность как в теоретическом, так и в практическом плане.

Учитывая характер российской государственности, можно говорить как минимум о трех уровнях выборов: о выборах федеральных, региональных органов власти, а также органов местного самоуправления. Наиболее изучены из них выборы первого уровня. А между тем, для понимания сущности трансформации политической системы России в целом и, особенно, ее отдельных регионов, особую значимость представляет анализ региональных, выборов. Выборы в современном российском регионе — субъекте федерацииявляются важнейшим моментом региональной политики. В период выборов рельефно высвечиваются проблемы политической жизни региона, уровень развития политических партий, общественно-политических движений, положение с правами человека, независимостью СМИ. Становятся более понятными процессы, происходящие в региональной элите, определяется влияние различных политических сил. Региональные выборы не являются «внутренним делом» региона. В них в качестве активного игрока принимают участие и структуры федерального центра, и мощные финансово-промышленные группы. Поэтому их полноценное научное осмысление позволит лучше изучить динамику, четче определить характер и выявить особенности современных политико-трансформационных процессов как регионального, так и федерального уровней.

При этом необходимо помнить, что, несмотря на то, что институт региональных выборов в стране находится в стадии своего становления, сегодня можно уже говорить об определенной практике его функционирования. Поэтому становится актуальной постановка вопроса о тенденциях становления института региональных выборов, как о форме проявления закономерностей их развития.

Именно в этом контексте представляет интерес становление института выборов в Республике Башкортостан — одном из крупнейших регионов Российской Федерации.

В то же время, изучая выборы в каком либо одном регионе, необходимо помнить, что сегодня субъекты Российской Федерации достаточно сильно различаются как по уровню политического, социально-экономического, культурного и т. п. развития, так и по процессам в них происходящим. Поэтому выводы, сделанные на материале лишь только одного субъекта РФ, наверное, не будут репрезентативны для всей их совокупности. Однако, учитывая то, что, несмотря на столь масштабную диверсификацию субъектов РФ, их многообразие возможно типологизировать по различным основаниям, что уже не раз и было сделано исследователями, можно предположить, что выводы, полученные на материале Республики Башкортостан, будут иметь научную значимость, по меньшей мере, по отношению к подобному типу субъектов Российской Федерации, и, прежде всего, к национальным республикам в составе страны.

Степень разработанности проблемы. Актуальность проблем, связанных с выборами, обусловила значительный к ним интерес со стороны научного сообщества. С известной долей условности работы, освещающие различные аспекты выборов, можно разделить на несколько групп.

Для определения места, значения, роли и сущности выборов в демократиях важное значение имеют труды Р. Даля, К. Поппера, Дж. Сартори, Г. Алмонда и С. Вербы.1 Из отечественных авторов можно выделить работы М. В. Ильина, Ю. А. Мельвиля, А. П. Цыганкова, Ю. Г. Сумбатяна2 и некоторых других.

Рассмотрение выборов как института политической системы предполагает обращение к работам представителей системного и институционального подходов. Это работы Д. Истона, Б. Питерса, Б. Ротстайна и другие. Взаимосвязи выборов с другими компонентами политической системы рассматривают М. Дюверже, В. Я. Гельман, Ю. В. Гудина, А. П. Кочетов, С. Н. Пшизова, В. А. Ачкасов, С. М. Елисеев, С.А. Ланцев4 и др.

Значительный интерес представляют работы ученых-правоведов и политологов, рассматривающих общие аспекты функционирования выборов, организационно-правовые проблемы становления института выборов, его структурные компоненты, этапы избирательного процесса и их организацию. К работам таких авторов можно отнести труды С. Н. Воронова, Г. В. Голосова, Е. Н. Хрусталева, А. В. Зиновьева и И. С. Поляшовой, С. Д. Князева, М. И. Кукушкина, А. Е. Постникова, В. П. Пугачева, М. Уоллерстайна, А. В Иванченко, Дп: и> I'. О дсмократии/пер. с англ. А. С. Богдановский, науч. ред. О. А. Алякринский. — М., 2000. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия//Политические исследования. — 1992. — № 3−4. Поппер К. Открытое общей, но и его враги/пер. с англ. В. Н. Садовский. — М., 1992. Сартори Дж. Вертикальная демократ ия'/l lo inI ические исследовании. — 1993. — Ха 2.

2 Ильин Н И. Мельвиль Ю. А. Федоров ЮЛ. Демократия и демократизация//Политические исследования. — 1996. -№ 5. Цьпапков, А Н. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. — М., 2000. Сумбатян Ю. Г. Политические режимы н современном мире: сравнительный анализ. — М., 1999. Истон Д. Катеюрии системного анализа политики/Антология мировой политической мысли. Т. 5. Зарубежная политическая мыс. п, XX века — М.: Мысль, 1997. Питере Б. Г. Политические институты: вчера и сегодня//Политическая наука: новые паиравлепия/пол ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. — М&bdquo- 1999. Ротстайн. Б. Политические институты: общие проблемы//! lo. nn ическая паука: новые направления/под ред. Р. Гудина и X.-Д. Клингеманна. — М., 1999.

1 Дкшерже М. Политические партии. — М. 2000. Гельман В. Я. Институциональное строительство и неформальные ипститу I ы в современной российской политике//Политические исследования. — 2003. — № 4. Гельман В. Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода//Политические исследования. — 1997. — № 4.;

Гулппа lO.li. Ak’uiwiocii. российских избирателей: теоретические модели и практика//Политические исследования. — 2003. -№ 1.: Пшнхчш С. II. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем//Политические.

P. Taareriepa и M.C. Шугарта1 и др.

Переходный характер современного российского общества обуславливает обращение к подходам и теоретическим концепциям, разработанным такими теоретиками демократизации, как А. Лейпхарт, Г. О’Доннел, Д. Растоу, А. Пшеворский, Ф. Шмиттер. Из отечественных ученых этого направления можно выделить работы В .Я. Гельмана, О. Г. Харитоновой.3.

В особую группу можно выделить работы авторов, исследовавших протекапие региональной политики в субъектах Российской Федерации и роль выборов в этом процессе. Среди них особо следует отметить работы таких исследователей, как В. Я. Гельман, А. Ю. Глубацкий, А. В. Кынев, М. А. Аюпов, А. С. Кузьмин, Н. М. Мельвин, В. Р. Нечаев, Р. Д. Орешкин, P.M. Бикметов, О. И. Калугин, М.Х.Фарукшин4 и др.

Становление института выборов в республике рассматривалось главным образом либо в контексте смежных проблем, либо, что реже, в контексте конкретных выборов. Так, представление о ходе, итогах выборов и факторах их исследования. — 21)02. — «М- 2. Ачкасов В. Д., Елисеев С. М., Лакцев С. А. Легитимация власти в постсоциалистичсском российском (Hinted не. — М. 1996.

1 Иорожш CMI. Проблема совершенствования избирательной системы субъекта Российской Федерации'. Правоведение. — IУУ9. — № I.- Голосов Г. В. Измерения российских региональных избирательных систсм'/Полшическпе исследования. — 2001. — № 4. Голосов Г. В. Пределы электоральной инженерии: «смешанные пески шнпме» шбираамьпие системы в новых демократиях//Политические исследования. — 1997. — № 4. Зиновьев А. В. Поляшоиа И.С. И карательная система России. — СПб., 2003. Князев С. Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и стр кпра/| Ipar.oKC.iciuic. — 1999. — Ха 3. Князев С. Д. Принципы российского избирательного права//Правовелеиие. — 1998. -№ 2. IlocitiiiKOH А. Г. Избирательное право России. — М., 1996. Пугачев В. П. Выборы: общая теория в российских H. viioeipauii4Y''HeciiiiiK МГУ. сер 12. Политические науки. — 1998. — № 3. Таагенера Р., Мэтью С. Шугарт. Описание избира1е.п.мы спстем/Сонрсмештя сравнительная политология. Хрестоматия. — М., 1997. Уоллерстайн М. Избирательные систем 1л. парши и политическая стабильноеть//Политические исследования. — 1992. — № 5−6. Хрусталев Е. Н. Избирательный процесс и России: понятие и стадии//Правоведение. — 1998. — № 2. Избирательное право и избирательный промесс и Российском Федерации/под ред. А. В. Иванченко. -М&bdquo- 1999. ЛсПнхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий/Современная сравнительная политология. Хрестоматия. — М., 1997.: О’Доннел Г. Делегативная демократия//Век XX и мир. — 1994. — № 7−8. Растоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели//Политическис исследования. — 1996. -№ 5. Пшеворский А. Переходы к демократ пи/.'11 п. — 1993. — № I.- Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии «По.тшнчсские исследования. — 1996. — № 5. Шмиттер Ф. Угрозы и дилеммы демократии//Век XX и мир. — 1994. — № 7−8. Гельман В. Я. «Учредительные» выборы в контексте российской трансформации//Обществснные науки и современность. — 1999. — № 1.: Гельман В. Я. Трансформация политического режима РоссииМ., 1998. Харитонова О. Г. Генезис демократ ии/Л1олит ичеекие исследования. — 1996. — № 5.

4 Гельман В. Я. Региональная власть в современной Росеии: институты, режимы и практики//Политические исследования. — 1998. — № Глубацкий А. Ю., Кынев А. В. Опыт смешанных выборов в российских регионах//Политические исследования — 2003. — № 2. Aioiiob М. А. Российские регионы: внутренние факторы политико-трансформационных iiponccaml Io. iiii нчсскис трансформации: общероссийский контекст и региональная специфика. Сборник научных статей. -Уфа. 2004.: Ьикметон P.VI. Избирательный процесс, выборы и оппозиция в Ульяновской области//Политические исследования. — 1499. — № 3.: Кузьмин А. С., Мелвин Н. Ш., Нечаев В. Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации//Политические исследования. — 2002. — № 3. Калугин О. А. Калужский регион: история п современные реалии. — Калуга. 1999. Орешкин Р. Д. География электоральной культуры и цельность России'/! lo. uiin'iccKTie исследования. — 2001. — № I.- Фарукшин M.X. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудносж, а (ликшпп VIlo anпчеекпе исследования. — 1994. 6. предопределивших, применительно к выборам депутатов парламента Башкортостана двух созывов дают работы М. А. Аюпова, Ю. Н. Дорожкина, С. Н. Лаврентьева, B.JI. Савичева. Аналогичную информацию относительно выборов Президента республики можно почерпнуть из работ С. Н. Лаврентьева и Н. Б. Чувилиной, С. Фуфаева, Д. Сафаргалиева.1 Проблемы становления, функционирования и соответствия мировым избирательным стандартам республиканской избирательной системы становились предметом изучения В. К. Самигуллина." Т. В. Саблиным на материалах России и Башкортостана рассмотрены основные этапы социологического обеспечения избирательной кампании и их особенности.3.

В контексте комплекса проблем, связанных с республиканской элитой и её трансформацией, рассматривает выборы P.P. Галлямов.4 В связи' со становлением в России и Башкортостане многопартийности, развитием политических партий проблематике региональных выборов уделяют внимание Ю. Н. Никифоров, А. А. Ахмадеев, А. Ю. Никифоров, Л. Н. Фенин, Н.Я. Бибакова/ Проблемам политического поведения вообще, и электорального в частности, посвящены работы М. М. Утяшева, В. Л. Савичева, 6 коллективная монография Дж.М. Гилязетдинова, Ю. Н. Дорожкина, С. В. Егорышева, Ф. Б. Латыпова, Р. З. Салиева, Е. М. Сенникова и К. Б. Толкачева, а также работа.

Аюжт М.А., Лаврентьев С. Н. Формирование нового парламента — последовательный шаг в укреплении государственное! и Ьашкортсгаиа/ГОкономика и управление. — 1999. — № 2. Дорожкин Ю. Н, Выборы в Госсобрание Республики Ьашкоршспш: шши и размышления//Вестн. ВЭГУ. Сер. юриспруденция. — Уфа. — 1996. — № 2. Лаврентьев С. П. Сампчен ПЛ. Мартовские ш. ючры в России и Башкортостане: оценки и прогнозы//Экономика и управление. — 1995. -№ 2.: Jliiiipeiiii. cn С. И. Чупилипа Н.Б. Выборы Президента Республики Башкортостан: кандидаты, стратегии, резулыагы'/Экономика и управление. — 2004. — № 1. Сафаргалеев Д. Фуфаев С. Выборы Президента Башкортостана в 1998 году. «VI коллизии к фарсу/'/Копституционное право: восточноевропейское обозрение. — 1998 — 1999. — № 4 — 1. С’амш у л ит В.К. О республиканской избирательной системе//Экономика и управление. — 1996. — № 5.

1 Столпи Г. П. Социологическое обеспечение избирательной кампании: основные этапы и их особенности. — Уфа,.

2002.

J Галлямов P.P. Республика Башкортостан. Политическая элита//Регионы России. Хроника и руководители/под ред. К. Мацу зато. Г. 8. Респу блика Марий Эл. Чувашская Республика, Республика Башкортостан. — Екатеринбург, 2002.

Никифоров К). И. Политические партии в России и Башкортостане/Политология. Курс лекции. 3-е издание. -Уфа. 1999.: I Никифоров Ю. Н. Формирование многопартийности в республике//Соииальное развитие Республики Башкортетап/нод ред. акад. ЛИ РБ Ф. С. Файзулина — Уфа, 2001. Никифоров Ю. Н., Никифоров А. Ю. Статус политических партий u i юс i советской России: особенности формирования, типология, тенденции развития. — Уфа, 2002. Ахмадеев А. А., Габдулхаков Р.1>. Политические партии: генезис, современное состояние и тенденции развития. — Уфа, 1999. Фенин Л. Н., Бибакова Н. Я. Политические партии и общественно-политические объединения Республики Башкортостан в 1998 году: Учеб. пособие. — Уфа. 1999. У|ям1сн М. М. Политическое поведение в постсоциалистическом обществе. — Уфа, 1995; Савичев В. Л. Электоральное поле Рестб. шки Башкортостан: состояние, динамика, основные тенденции. Дис. канд. пол. наук, — Уфа,.

1997. коллектива авторов под руководством С. Н. Лаврентьева.1 Социодинамика политических процессов электората Башкортостана рассмотрена в работе А. Б. Курлова, В. М. Суханова и С. Н. Шкель.2 Политическая культура электората Республики Башкортостан становилась объектом рассмотрения Л. И. Бениной.3 В диссертационном исследовании А.Г. Еникеева4 показана роль выборов в контексте становления парламентской системы Башкортостана. Этим же автором и тандеме с И.М. Габдрафиковым5 осуществлено исследование особенностей протекания политического процесса в Башкортостане в 1990;2000 годы. Особняком стоят работы иностранных исследователей, среди которых можно выделить работы Й. Гревингхольта, Г. Хейла и Дж. Александера.6.

Однако в целом приходится констатировать тот факт, что специальных работ, посвященных целостному изучению всего процесса становления института выборов в Башкортостане пока еще нет, что и предопределило выбор темы.

Объектом диссертационного исследования является современный институт политических выборов.

Предметом исследования — тенденции становления института выборов в Республике Башкортостан в период посткоммунистической трансформации России.

Цель исследования состоит в политологическом анализе основных.

1 Электорат Башкортостана. Т. 2. Электоральное поведение избирателей Башкортостана в период выборов Президен т РФ 1996 юла/рел. коллегия Гилязетдинов Дж.М., Дорожкин Ю. Н., Егорышев С. В., Латыгюв Ф. Б., Салиев Р. З., Сепникои ЕЛ! Толкачев К. Б. — Уфа, 1999; Башкортостан на выборах: электоральное поведение населения/С.Н. Лаврентьев (руководш ель). 11.Ф. Ллтыпоиа. М. Б. Долматова, AT". Еникеев, В. Л. Савичев. — Уфа, 1998. Курлон А. Б. Суханов В.М. Шкель С. Н. Социодинамика политических процессов электората в условиях регионально! о само) правления. — Уфа. 2003. Бенина Л. И. Политическая культура граждан — фактор демократизации общества//Экономика и управление. -1995. — Ха I.: Бенина ЛИ. Политическая культура электората Республики Башкортостан//Проблемы укрепления государе! ценности Ресиблики Башкортостан. — Уфа. 1998.

4 Емпкееп А. Г. Становление парламентской системы республики Башкортостан как составной части российского парламентаризм-!: Алтореф. лис. канд. пол. наук. — Уфа, 1999. Гаодрафикои И М. Епикеен А. Г. Республика Башкортостан. Особенности политического процесса (1990;2002 rr.)//Pei ионы России. Хроника и руководители/под ред. К. Мацузато. Т. 8. Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Башкортостан — Екатеринбург, 2002.

0 Греншпльт Й. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму/Йорн Грешнплолы: Лшоризо". Пер. с нем. 11.П. РеуцкойНауч. ред. И.В. КучумовПослесловие И. М. Габдрафикова. — Уфа, 2004.: Хейл Г. Этическая мобилизация в Башкортостане и судьбы российской демократии: Сб. науч. трУБашкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология о тенденциях современного развития республики/Сост. И. М. Гаолрафнкои. И. М. Кучмон: Пер. с апг. и франц. И. М. Кучумова, Л. Ф. Сахибгареевой, A.M. РотштейнаПод общей редакцией к. и п. И. М. Кучумона. — Уфа, 2004. Алексапдер Дж., Гревингхольт И. О качестве демократии в России: Pecmo. mkti Коми и Башкортостан: Сб. науч. тр./Башкортостаи в политическом пространстве России: зарубежная тенденций становления института выборов в Республике Башкортостан в означенный период.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1) выработать наиболее общее политологическое понимание института политических выборов, предполагающее его статическую (прежде всего, структурио-функциональную) характеристику;

2) раскрыть выборы как политический процесс, изучив механизм реализации таких компонентов их статики, как избирательное право и избирательная система, в их динамической составляющей;

3) определить и подвергнуть политологическому анализу основные тенденции становления института выборов депутатов парламента Башкортостана в период посткоммунистической трансформации России;

4) аналогичным образом выявить и рассмотреть основные тенденции становления института выборов Президента Республики Башкортостан в обозначенный период.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и российских ученых. Специфика объекта изучения, сложность и многоплановость темы определили необходимость комплексного политологического анализа при использовании ряда методологических подходов: системного, структурно-функционального, сравнительно-политологического, институционального, ценностно-нормативного, исторического и других.

Эмпирическую базу исследования составили самые разнообразные источники. Это статистические данные результатов республиканских парламентских и президентских выборов по качественному и персональному составу избранных органов и избирательных комиссий всех уровней. Автор активно использовал нормативные документы и материалы органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан: Конституции, федеральные законы, республиканские законы и кодексы о полию. к>1 ия it icii кчщмяч современного развития республики/Сост. И. М. Габдрафиков, И.М. КучумовПер. с анг. и франц. выборах, постановления парламента Башкортостана и его Президиума, указы Президента Республики Башкортостан, постановления и определения Конституционных Судов Российской Федерации и Республики Башкортостан, Верховных Судов Российской Федерации и Республики Башкортостан, постановления Центральных избирательных комиссий Российской Федерации и Республики Башкортостан. В работе применялись материалы СМИ и результаты проведенного диссертантом контент-анализа республиканской прессы. Также в качестве источников были задействованы работы отечественных авторов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в исследовательских целях проведено разграничение статического и динамического аспектов исследования выборов. При этом к статическому аспекту можно отнести избирательное право и избирательную системук динамическому аспекту — избирательный процесс и избирательные кампании кандидатов;

— раскрыт в динамике механизм реализации компонентов статического аспекта выборов, который заключается в том, что в ходе каждого из этапов избирательного процесса реализуются, либо не реализуются определенные демократические принципы избирательного права и принципы демократической организации выборов;

— выявлено, что основной чертой становления института выборов в Республике Башкортостан в постсоветский период была борьба двух противоречивых тенденций — демократизации и авторитаризации — данного политического института;

— доказано, что общими проявлениями тенденции демократизации на выборах депутатов парламента и Президента Башкортостана являются: а) последовательная реализация принципа всеобщности выборовб) постепенная трансформация правительственного подхода при формировании избирательных комиссий в правительственно-многопартийный подходв) постепенное.

И.М. KViwiona. Л. Ф. Самим аресвой. Л.М. РогштейнаПол обшей редакцией к. и. н. И. М. Кучумова. — Уфа, 2004. упрощение процедуры назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голосаг) последовательная либерализация требований при выдвижении и регистрации кандидатовд) повышение от выборов к выборам возможностей контроля кандидатами хода этапа голосования и подсчета голосов. Особенными проявлениями тенденции демократизации на выборах Президента Республики Башкортостан являются: а) реализация принципа равенства голосов избирателей на этапе создания избирательных округов участковб) постоянное снижение цензов пассивного избирательного правав) реализация принципов открытости и гласности на этапе опубликования результатов выборов. Также особенным проявлением тенденции демократизации на выборах депутатов парламента Башкортостана является отсутствие переноса выборов.

— обосновано, что к общим проявлениям тенденции авторитаризации на выборах депутатов парламента и Президента Башкортостана относятся: а) подавляющее преобладание в СМИ положительных оценок выдвиженцев действующей властиб) подконтрольность республиканских избирательных комиссий существующей власти. Особенными проявлениями тенденции авторитаризации на выборах депутатов парламента Башкортостана являются: а) периодическое сокращение сроков, отведенных на избирательный процессб) фактическая невозможность для оппозиции обжаловать в судах республики действия республиканских избирательных комиссийв) избирательная система, которая консервирует преобладание на выборах наиболее ресурсообеспеченных кандидатов. На выборах Президента Республики Башкортостан особенным проявлением тенденции авторитаризации является регулярный перенос выборов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на всероссийской научно-практической конференции «Глобализация и национальные интересы России» (Уфа, 19−21 мая 2004 года), региональной научно-практической конференции «Изменяющаяся Россия: динамика и перспективы» (Уфа, 25 мая 2004 года) и на международной научно-практической конференции «Демократия и местная власть» (Уфа, 11−12 ноября 2004 года). Также положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры политологии БашГУ. По теме исследования опубликовано три статьи общим объемом 1,7 п.л.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявленные автором тенденции, общетеоретические выводы и обобщения могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего изучения института выборов как в российских регионах, так и на федеральном уровне. Кроме этого выделенные автором тенденции становления института региональных выборов могут обозначить теоретические проблемы и предпосылки для совершенствования организации и проведения выборов как в республике, так и в стране.

Практическую значимость исследованию придает возможность использования его результатов и материалов при чтении общих и специальных учебных курсов по политологии и политической социологии в высших учебных заведениях. Результаты диссертационного исследования могут послужить основой при разработке учебных пособий по проблемам и аспектам политической системы, связанным с институтом выборов, написании научных трудов по данной проблеме. Кроме того, теоретические и практические выводы, результаты и предложения диссертационного исследования могут быть использованы для определения практических путей развития и дальнейшего совершенствования организации выборов как регионального, так и федерального уровней.

Структура диссертационного исследования отражает логику работы и состоит из введения, двух глав по два параграфа каждая, заключения, списка литературы и пяти приложений. Объем текста — 178 страниц.

Заключение

.

Работа завершена. Первая — общетеоретическая часть исследования позволила нам сделать следующие выводы.

Выборы являются важнейшим элементом демократической политической системы, так как посредством их формируются властные органы центрального института политической системы — государства. Выборы выступают как способ формирования органов власти с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Кроме этого, в демократических политических системах выборы выполняют и другие функции.

Выборы проводятся по определенным нормам, зафиксированным в избирательном праве, т. е. по формальным правилам, и обычаям, традициям, привычкам — т. е. по неформальным правилам. Те из них, которые исполняются, составляют реально действующие правила.

Чтобы выборы были демократичными, их нормативная основа должна соответствовать двум группам принципов. Первая группа — это демократические принципы избирательного права. В их состав входят всеобщность и равенство выборов, тайное и прямое голосование. Вторая группа — демократические принципы организации выборов. Их составляют свобода, справедливость, периодичность и обязательность, альтернативность, состязательность и конкурентность, открытость и гласность выборов.

При определении победителей выборов и распределении мандатов могут использоваться различные типы избирательных систем. Их основные типымажоритарная и пропорциональная. Системой, соединяющей черты пропорциональной и мажоритарной систем, является смешанная система.

Институт выборов существует и в недемократических политических системах. Здесь они выполняют функции стабилизации политической системы и легитимации конкретных институтов власти, мобилизации и социализации граждан в нужном системе духе. По мере демократизации системы меняется и характер выборов.

Все вышеуказанные компоненты выборов можно отнести к их статической составляющей. Реализация компонентов статического аспекта выборов происходит в динамике выборов.

Динамический аспект выборов отражает понятие «избирательный процесс». Как и любой политический процесс, избирательный процесс развивается в политическом пространстве. Чтобы выборы были демократичными, необходимо наличие следующих параметров политического пространства: демократический характер государственной власти, достаточный уровень развития гражданского общества, уважение прав человека, электоральная просвещенность избирателей, демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий, наличие доступных для всех механизмов решения споров и т. д.

Структуру избирательного процесса составляют объект — формируемый орган власти — и субъекты — избиратели, соискатели и избирательные комиссии, их ресурсы и средства. Для демократичного характера выборов особенно важно равенство или хотя бы справедливое распределение ресурсов между соискателями.

Все вышеуказанные элементы избирательного процесса соединяются в содержании выборов, которое может быть представлено, как состоящее из двух предварительных и семи основных этапов. На каждом этапе избирательного процесса необходимо соблюдение принципов демократической организации выборов и демократических принципов избирательного права.

На этапе регистрации избирателей — это принцип всеобщности. При создании избирательных органов необходимо соблюсти принцип равенства. На этапе назначения выборов — это принципы равенства, справедливости, периодичности и обязательности, состязательности и конкурентности выборов. При установлении избирательных округов и участков надо реализовать принципы равенства и справедливости выборов. На этапе выдвижения и регистрации необходимо обеспечить реализацию принципов равенства, свободы и альтернативности выборов. При агитационной кампании нужно обеспечить принцип равенства и принцип свободы выбора, при голосованиипринципы всеобщности, равенства, тайного и прямого голосования и свободы выборов, на этапе определения итогов выборов — принцип справедливости выборов, и во время всех этапов, и, особенно, на этапе опубликования результатов — принципы открытости и гласности.

Означенные теоретические выводы и методологические позиции позволили нам на примере конкретного региона подвергнуть многостороннему политологическому анализу процесс становления института региональных выборов в постсоветской России. При этом мы действовали в основном методом последовательного сравнения всех конкретных выборов, произошедших в постсоветский период в органы государственной власти — Государственного Собрания и Президента — одного из субъектов Российской Федерации — Республики Башкортостан. В результате проведенного анализа были выявлены две основные тенденции становления института выборов в республике: тенденция демократизации и тенденция авторитаризации.

Анализ выборов показал, что имеются как общие, так и особенные проявления конкретных тенденций для выборов депутатов региональной ассамблеи и Президента Республики Башкортостан.

Общими проявлениями первой тенденции — демократизации, на наш взгляд, являются следующие характерные черты их становления: а) последовательная реализация принципа всеобщности выборовб) постепенная трансформация правительственного подхода при формировании избирательных комиссий в правительственно-многопартийный подходв) упрощение процедуры назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голосаг) упрощение требований при выдвижении и регистрации кандидатовд) повышение возможностей контроля кандидатами хода этапа голосования и подсчета голосов. Особенными проявлениями тенденции демократизации для выборов Президента Республики Башкортостан являются: а) реализация принципа равенства голосов избирателей на этапе создания избирательных округов участковб) постоянное снижение цензов пассивного избирательного права. Также особенным для выборов депутатов парламента Башкортостана проявлением тенденции демократизации является отсутствие переноса выборов.

К общим проявлениям тенденции авторитаризации, по нашему мнению, относятся: а) преобладание в СМИ положительных оценок выдвиженцев действующей властиб) подконтрольность республиканских избирательных комиссий существующей власти. Особенными проявлениями тенденции авторитаризации для выборов депутатов парламента Башкортостана являются: а) снижение сроков, отведенных на избирательный процессб) фактическая невозможность для оппозиции обжаловать в судах республики действия республиканских избирательных комиссийв) избирательная система, которая консервирует преобладание на выборах наиболее ресурсообеспеченных кандидатов, коими в Башкортостане на всех выборах являлись выдвиженцы республиканской власти. Для выборов же Президента Республики ^ Башкортостан особенным проявлением тенденции авторитаризации является регулярный перенос выборов.

Отдельной группой являются черты становления института выборов в Республике Башкортостан, которые изменяются от выборов к выборам. Применительно к выборам депутатов парламента Башкортостана к ним мы отнесли динамику: а) реализации принципов равенства и справедливости на этапе создания избирательных округовб) изменения цензов пассивного избирательного правав) требований при выдвижении и регистрацииг) норм, регламентирующих начало агитационных кампаний кандидатовд) ^ обеспечения принципов открытости и гласности при освещении выборове) реализации принципа равенства кандидатов на этапе распределения мест в парламентеж) реализации принципа альтернативности выборов. В отличие от выборов депутатов ассамблеи Башкортостана, характерные черты выборов Президента более четко подразделяются на проявления тенденций демократизации и авторитаризации. Единственным исключением является реализация принципа альтернативности выборов.

Именно вышеуказанные изменяющиеся характеристики выборов позволяют определять преобладание в становлении института выборов в Республике Башкортостан той или иной тенденции. На выборах депутатов Верховного Совета БАССР 1990 года преобладала тенденция демократизации. Это обусловлено пограничным положением данных выборов на стыке двух политических систем: коммунистической и посткоммунистимческой. В этот момент уходящая старая коммунистическая власть уже потеряла контроль над обществом, а новая — посткоммунистическая — его еще не обрела. В период 90-х годов (президентские выборы — 1998 года- - выборы депутатов Госсобрания РБ 1995 и 1999 годов) доминировала тенденция авторитаризации. Причем, в период первого избирательного цикла выборов в постсоветском Башкортостане — президентские выборы 1993 года и выборы депутатов Госсобрания РБ 1995 года — элементы гражданской самоорганизации общества, зародившиеся в предыдущий период, еще могли составить оппозицию уже консолидировавшейся республиканской власти, особенно в крупных городах и, прежде всего, в Уфе. Отсюда чрезвычайно жесткие нормы избирательного законодательства, направленные на недопущение на выборы оппозиции, реальной или потенциальной. Выборы следующего избирательного циклапрезидентские 1998 года и депутатов парламента Башкортостана 1999 годапроходили в момент уже безусловного преобладания действующей власти в политическом пространстве Башкортостана. Поэтому даже демократизация норм Кодекса о выборах не привела к изменению доминировавшей тенденции. В последующий период (президентские и парламентские выборы 2003 года) наблюдается определенный возврат тенденции демократизации. Его причинами стало изменение ряда параметров политического пространства выборов. К ним относятся, прежде всего, действия федеральной власти, которые привели к некоторой демократизации политического режима Башкортостана, что, в свою очередь, отразилось на тенденциях становления выборов.

Таким образом, выпукло выделяется главная черта становления института выборов в органы государственной власти Башкортостана в постсоветский период — сосуществование и борьба двух противоречивых тенденций — демократизации и авторитаризации, что в условиях переходного характера общества Башкортостана, на наш взгляд, является закономерным. Эта закономерность предопределена, прежде всего, переходным характером политической системы Башкортостана и России изучаемого периода.

Говоря о перспективах выборов в Башкортостане и подобных ему регионах, следует заметить, что они, прежде всего, определяются параметрами политического пространства выборов. Из них, кроме политики федерального центра, только развитие политических партий в республике и независимых хозяйствующих субъектов, имеет некоторую положительную динамику в виде все большей укорененности их в республике. Другие параметры политического пространства — такие, как авторитарный характер осуществления политической власти, консолидированность республиканской элиты, низкий уровень развития гражданского общества и уважения прав человека, принадлежность щ значительной части населения к носителям подданнической культуры, низкая гражданская активность и просвещенность избирателей, — оставляют вопрос о дальнейшем развитии данных тенденций открытым.

Поэтому, для закрепления демократической тенденции, необходимо демократизировать как избирательное право, так и политическое пространство выборов. Причем важнейшее значение в этом имеет демократизация политического пространства выборов, где основой демократизации может стать новый элитный раскол, который будет сопровождаться дальнейшим развитием плюрализма и независимых СМИ, способствовать формированию гражданского * общества и соответствующей ему политической культуры участия населения региона.

Говоря об избирательном праве, необходимо отметить положительное значение для закрепления демократической тенденции введения в избирательное законодательство Республики Башкортостан норм о применении со следующих выборов смешанной избирательной системы, что представляется одним из своевременных и важных, но отнюдь не достаточных шагов в данном направлении. Другими такими шагами могли бы стать, во-первых, закрепление в федеральном и республиканском законодательстве увеличения сроков избирательного процесса минимум до трех месяцев и соответствующего увеличения времени отведенного на этапы избирательного процесса, во вторых, аналогичное законодательное запрещение передачи полномочий окружных избирательных комиссий на иные избиркомы, в случае если иной избирком будет выполнять функции более чем одной окружной избирательной комиссии, в третьих, выделение для проведения голосования исключительно одного-двух дней в году, что сделает гораздо более предсказуемыми действия по переносу выборов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон БАССР от 3 ноября 1989 года «О выборах народных депутатов Башкирской АССР"//Советская Башкирия. 1989. — 14 ноября.
  2. Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС 25/18 «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан"//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. — 1995. — № 1. — ст. 3.
  3. Закон Республики Башкортостан от 30 декабря 2002 года № 448-з «О Государственном Собрании Курултае Республики Башкортостан/УРеспублика Башкортостан. -2003. — 10 января.
  4. Закон Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года № ВС 18/9 «О Прокуратуре"//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. — 1993. — № 11. — ст. 306.
  5. Закон Республики Башкортостан от 13 апреля 1993 года № ВС 17/1 «О судоустройстве в Республике Башкортостан"//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. — 1993. — № 7. — ст. 172.
  6. Закон Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года № ВС 22/25 «О Государственном Собрании Республики Башкортостан"//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. — 1994. — № 9. — ст. 401.
  7. Закон Республики Башкортостан от 6 декабря 2002 года № 373-з «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах"//Республика Башкортостан. 2002. — 7 декабря.
  8. Заявление Верховного Совета Республики Башкортостан от 28 октября 1992 года//Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1992. — № 6. — ст. 237.
  9. Итоговая таблица результатов выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан 16 марта 2003 года.
  10. Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, депутатов представительных органов местной власти Республики Башкортостан//Советская Башкирия. 1994. — 14 декабря.
  11. Календарный план основных организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Башкортостан//Советская Башкирия. 1993. — 12 ноября.
  12. Кодекс Республики Башкортостан о выборах. Уфа: Секретариат Государственного Собрания Республики Башкортостан, 2002. — 212 с.
  13. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках СНГ/Зарубежное избирательное право. -М.: Изд-во «Норма», 2003. — С. 226 — 250.
  14. Конституция (Основной закон) Башкирской АССР (с изменениями и дополнениями от 3 ноября 1989 года)//Советская Башкирия. 1989. — 11 ноября.
  15. Конституция Республики Башкортостан. — Уфа, 2003. 54 с.
  16. Конституция Российской Федерации. М.: Т. К. Велби, Проспект, 2003. -32 с.
  17. Постановление Верховного Совета Башкирской АССР «О назначении выборов народных депутатов Башкирской АССР//Советская Башкирия. 1989. — 4 ноября.
  18. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 4 ноября 1993 года № ВС 21/2 «О реформе системы органов власти республики и проекте новой Конституции Республики Башкортостан"//Ведомости
  19. Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. — № 2. -ст. 58.
  20. Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан от 13 марта 1998 года ГС-394 «О назначении выборов Президента РБ"//Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. -1998. № 8. — ст. 982.
  21. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «Об организационных мерах по обеспечению проведения выборов Президента Республики Башкортостан 12 декабря 1993 года"//Советская Башкирия. — 1993. — 19 ноября.
  22. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, Совета Министров Республики Башкортостан «О мерах по социальной защите работников бюджетной сферы"//Советская Башкирия. 1993. — 7 декабря.
  23. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 31 октября 2003 года № Ц-95/2 «О регистрации А. Н. Аринина кандидатом на должность Президента Республики Башкортостан"//Республика Башкортостан. 2003. — 4 ноября.
  24. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 1 ноября 2003 года № Ц-96/1 «Об отказе в регистрациикандидата на должность Президента Республики Башкортостан Н. Н. Хусаинова"//Республика Башкортостан. 2003. — 4 ноября.
  25. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 27 октября 2003 года № Ц-93/1 «Об отказе в регистрации С. А. Веремеенко на должность Президента Республики Башкортостан"//Республика Башкортостан. 2003. — 29 октября.
  26. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан «О порядке освещения выборов и выпуска агитационных материалов"//Советская Башкирия. 1995. — 5 января.
  27. Указ Президента Республики Башкортостан от 11 декабря 2003 года № УП-680 «О дополнительных мерах по реализации президентской программы «Дети Республики Башкортостан» на 1999−2005 годы в 2003 году"//Республика Башкортостан. -2003. 13 декабря.
  28. Указ Президента Республики Башкортостан от 7 октября 2003 года № УП-602 «О единовременной выплате работникам организаций бюджетной сферы Республики Башкортостан"//Республика Башкортостан. — 2003. 8 октября.
  29. Федеральный закон от 10 июля 2001 года № 89-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
  30. Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 29. — ст. 2944.
  31. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 33. — ст. 3466.
  32. Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997.-№ 38.-ст. 4339.
  33. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 139-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации 1996. — № 49. — ст. 5498.
  34. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. -2002.-№ 24.-ст. 2253.
  35. Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№ 21.-ст. 1924.
  36. Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 1Ч. 1 — ст. 11.
  37. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации.-2003.-№ 3.-ст. 171.
  38. Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 26.-ст. 2398.
  39. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121 -ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 26.-ст. 3178.
  40. Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 51.-ст. 4982.
  41. Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия//Политические исследования. 1992. — № 3−4. — С. 122−135.
  42. Административный ресурс в действии//Наш выбор. 2003. — 10 ноября.
  43. Е. У Центризбиркома секретов нет//Советская Башкирия -1998- 12 мая.
  44. А. Сплошная вакханалия/Ютечество. 2003. — 14 августа.
  45. А.А., Габдулхаков Р. Б. Политические партии: генезис, современное состояние и тенденции развития. Уфа: Издательство БашГПИ, 1999.- 112 с.
  46. А.А., Кириллова Т. А. Генезис и развитие современной модели федерализма в России Уфа: Гилем, 2000. — 125 с.
  47. В.А., Елисеев С. М., Ланцев С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 126 с.
  48. М.А. Российские регионы: внутренние факторы политико-трансформационных процессов/Политические трансформации: общероссийский контекст и региональная специфика. Сборник научных статей.- Уфа: БАГСУ, 2004. С. 6−14.
  49. М.А., Лаврентьев С. Н. Формирование нового парламента -последовательный шаг в укреплении государственности Башкортостана//Экономика и управление. 1999. — № 2. — С. 52−60.
  50. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2000.-741 с.
  51. Башкортостан на выборах и референдумах в 1991—2000 годах. Справочные материалы, итоговые таблицы. Уфа, 2002. — 102 с.
  52. Башкортостан на выборах: электоральное поведение населения/С.Н. Лаврентьев (руководитель), Н. Ф. Алтынова, М. Б. Долматова, А. Г. Еникеев, В. Л. Савичев. Уфа: РИО БАГСУ, 1998. — 45 с.
  53. Г. А. Институциональная система политической власти//Кентавр. -1995. -№ 4.-С. 142−155
  54. Л.И. Политическая культура граждан фактор демократизации общества//Экономика и управление. — 1995. — № 1. — С. 67−72.
  55. Л.И. Политическая культура электората Республики Башкортостан//Проблемы укрепления государственности Республики Башкортостан. Уфа: БАГСУ, 1998. — С. 62−73.
  56. Беспристрастным языком цифр//Советская Башкирия. — 1990. — 16 марта.
  57. P.M. Избирательный процесс, выборы и оппозиция в Ульяновской области//Политические исследования. 1999. — № 3. — С. 119−131.
  58. Большая имитация. Интервью с заведующим организационным отделом Октябрьского горкома КПСС Ф. Г. Халиловым и секретарем горкома С.Х. Макшенок//Советская Башкирия. 1995. — 12 января.
  59. Бри М. Региональные политические режимы и системы управления/Россия регионов: трансформация политических режимов/общ. ред. В. Гельман, С. Рыженков, М. Бри. М.: РОССПЕН, 2000. — С. 66−84.
  60. В. Нас заметили и оценили/Ютечество. 2003. — 14 апреля.
  61. П. Социология политики. М.: Socio-Loqos, 1993. — 336 с.
  62. А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое//Социально-политический журнал. 1995. — № 6. -С. 147−157.
  63. В ногу с населением//Вечерняя Уфа. 1990. — 3 марта.
  64. В ЦИКе по выборам народных депутатов Башкирской АССР//Советская Башкирия. 1989. — 17 ноября.
  65. В.В. Путин принял в Кремле М. Г. Рахимова//Республика Башкортостан. -2003. 11 декабря.
  66. Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа: Китап, 1995.-224 с.
  67. А.А. Философия национального становления. — Уфа: РИО Баш ГУ, 2002.-128 с.
  68. Э.В. Байская провинция//Выбор народа. 2003. — 28 марта.
  69. А. Страхи и страсти власти//Независимая газета. 2003. — 13 мая.
  70. Веремеенко свернул избирательную компанию//Республика Башкортостан. -2003. 19 декабря.
  71. С.Н. Проблема совершенствования избирательной системы субъекта Российской Федерации//Правоведение. 1999. — № 1. — С. 248−250.
  72. Все ли средства хороши//Вечерняя Уфа. 1990. — 5 марта.
  73. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник/Сост. А.А. Танин-Львов. М.: РОССПЭН, 2001.- 1112 с.
  74. Выборы Президента Башкирии во втором туре будут фактически безальтернативными//Наш выбор. -2003. 17 декабря.
  75. Выдвижение закончилось//Стерлитамакский рабочий. — 1990. 11 января.
  76. Ч.Б. По закону справедливости//Экономика и управление. 2003. -№ 4.-С. 7−10.
  77. P.P. Республика Башкортостан. Политическая элита//Регионы России. Хроника и руководители/под ред. К. Мацузато. Т. 8. Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Башкортостан. Екатеринбург, 2002. -С. 248 — 274.
  78. В. Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике//Политические исследования. -2003.-№ 4.-С. 6−26.
  79. В .Я. «Учредительные» выборы в контексте российской трансформации/Юбщественные науки и современность. 1999. — № 1. — С. 4664.
  80. В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики// Политические исследования. 1998. — № 1. — С. 87−106.
  81. В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода//Политические исследования. — 1997. -№ 4.-С. 44−57.
  82. В.Я. Трансформация политического режима России. М., МОНФ, 1998.- 132 с.
  83. С. Народ оказался мудрее.//Вечерняя Уфа. 2003. — 23 декабря.
  84. Д. Вот такое равенство//Советская Башкирия. — 1990. 1 марта.
  85. Р. Победил я честно, а депутатом стал другой//Отечество. -2003. 11 апреля.
  86. А.Ю., Кынев А. В. Опыт смешанных выборов в российских регионах//Политические исследования 2003. — № 2. — С. 124−143.
  87. Г. В. Измерения российских региональных избирательных систем//Политические исследования. 2001. — № 4. — С. 71−85.
  88. Г. В. Пределы электоральной инженерии: «смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях//Политические исследования. 1997. — № 4. — С. 102−114.
  89. А.Ю. Политический менеджмент в современной России. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 2003. — 192 с.
  90. Ю.В. Активность российских избирателей- теоретические модели и практика//Политические исследования. 2003. — № 1. — С. 112−124.
  91. Да или нет? Независимая социологическая служба «Полином» провела опрос общественного мнения//Ленинец. — 1993. 14−21 ноября. ИЗ. Даль Р. О демократии/Пер. с англ. А. С. Богдановский, науч. ред. О. А. Алякринский — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 280 с.
  92. Демократия: шаранский вариант//Советская Башкирия. 1990. — 25 февраля.
  93. Ю.Н. Выборы в Госсобрание Республики Башкортостан: итоги и размышления//Вестн. ВЭГУ. Сер. юриспруденция. Уфа: Восточный университет, 1996. — № 2. — 46−52.
  94. Ю.Н. Актуальные теоретико-метологические прблемы развития политической системы Республики Башкортостан//Проблемы укрепления государственности Республики Башкортостан. Уфа: БАГСУ, 2000.-С. 5−10.
  95. Р. Политические институты с точки зрения права//Политическая наука: новые направления/под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. — М.: Вече, 1999.-С. 205−217.
  96. А. Палку на выборах перегибать не советую//Отечество. -2003.- 19 октября.
  97. А.В., Егорышев А. В. Философско-правовые проблемы человека. Курс лекций. Уфа: Восточный Университет, 2000. — 164 с.
  98. М. Политические партии. М.: Академич. проект, 2000. 538 с.
  99. А. В. Нуркаева Т.К. Понятие и генезис гражданских (личных) прав и свобод человека. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2001. — 36 с.
  100. А.Г. Становление парламентской системы республики Башкортостан как составной части российского парламентаризма: Автореф. дис. канд. пол. наук. — Уфа, 1999. — 21 с.
  101. В.А. Политический процесс: понятие, типологии, режимы функционирования. -М.: Изд. дом «Человек и карьера», 1999. 103 с.
  102. С.Э. Наш Президент. Как он правит и как его избирают. М.: Норма, 2004. — 104 с.
  103. Завершающий этап. Интервью с председателем ЦИКа по выборам народных депутатов В. П. Косенко и заведующим организационным отделом Президиума ВС БАССР Т.Г. Аюповым//Советская Башкирия. — 1990. — 27 февраля.
  104. Закон есть закон. Интервью с председателем ЦИКа по выборам народных депутатов Башкирской АССР В.П. Косенко//Советская Башкирия. 1990. — 11 февраля.
  105. Зарубежное избирательное право. Учебное пособие. М.: Изд-во «Норма», 2003.-288 с.
  106. Заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан//Известия Башкортостана. 1998. — 10 декабря.
  107. JI. Состоялось очередное заседание Центризбиркома РБ//Вечерняя Уфа. 2003. — 22 ноября.
  108. А. В. Поляшова И.С. Избирательная система России. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. — 359 с.
  109. Н. Слово избирателям//Восход. 1990. — 24 февраля.
  110. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/под ред. А. В. Иванченко. М.: Норма, 1999. — 856 с.
  111. В.И., Мельвиль Ю. А., Федоров Ю. Л. Демократия и демократизация//Политические исследования. 1996. — № 5. — С. 146−163.
  112. М.В. Российский выбор сделан, отложен, отменен//Политические исследования. 2003. -№ 3. — С. 157−164.
  113. Д. Категории системного анализа политики/Антология мировой политической мысли. Т. 5. Зарубежная политическая мысль XX века М., Мысль, 1997.-С. 629−643.
  114. Как агитировать за кандидата. Интервью с работниками идеологического отдела обкома КПСС Т. Н. Сагитовым, Ш. Р. Биккуловым, С.Г. Тимербулатовым//Советская Башкирия. 1990. — 22 января.
  115. Как мы голосовали//Вечерняя Уфа. 1990. — 6 марта.
  116. С. Закон тигра//Выбор народа. 2003. — 14 марта.
  117. О.А. Калужский регион: история и современные реалии. -Калуга: Облиздат, 1999. 192 с.
  118. Кандидаты определились/УОтечество. 2003. — 27 октября.
  119. . П. Демократия и справедливость//Политические исследования. 1992. — № 1. — С. 86−96.
  120. . Мы за гласность и открытость//Советская Башкирия. -1998.-7 мая.
  121. .И. О выборах депутатов Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан//Экономика и управление. 2003. -№ 2. -С. 3−7.
  122. С. Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура//Правоведение. 1999. — № 3. — С. 42−54.
  123. С.Д. Принципы российского избирательного права//Правоведение. 1998. — № 2. — С. 20−31.
  124. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2000. — 520 с.
  125. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М., 2000.-456 с.
  126. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: общая часть/под ред. Б. А. Страшуна. М.: БЕК, 1999. — 757 с.
  127. Конституционное (государственное) право. Справочник/под ред. В. И. Лафитского. М., 1999. — 562 с.
  128. А., Муллагалеев Ф. Что предложить агитпункт//Восход. 1990. — 27 января.
  129. А.П. Политические партии и партийные системы//Вестник МГУ, W Сер 12, Политические науки. 1998. — № 6. — С. 3−18.
  130. А.С., Мелвин Н. Ш., Нечаев В. Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации//Политические исследования. 2002. — № 3. — С. 142−156.
  131. М.И., Югов А. А. Понятие и структура избирательного процесса//Выборы и референдумы. 1998. — № 1. — С. 14−19.
  132. А.Б. Методология социального моделирования. — Уфа: изд-во Автор-проект, 2000. 284 с.
  133. А.Б., Селиванов А. И. Введение в методологию управления социальными процессами и системами. Уфа: РИО БАГСУ, 1995. — 93 с.
  134. А.Б., Суханов В. М., Шкель С. Н. Социодинамика политическихпроцессов электората в условиях регионального самоуправления. Уфа: РИО БашГУ, 2003.-231 с.
  135. С.Н. Развитие общественно-политической жизни в Башкортостане и углубление суверенитета//Государственный суверенитет Республики Башкортостан: проблемы становления и углубления. Сб. ст. Уфа: БАГСУ, 1995.-С. 87−93.
  136. С.Н., Савичев В. Л. Мартовские выборы в России и Башкортостане: оценки и прогнозы//Экономика и управление. 1995. — № 2. -С. 22−27.
  137. С.Н., Чувилина Н.Б. Выборы Президента Республики
  138. Башкортостан: кандидаты, стратегии, результаты//Экономика и управление. — 2004. -№ 1,-С. 51−56.
  139. А. Конституционные альтернативы для новых демократий/Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М.: МОНФ, 1997, — С. 324−343.
  140. А.Е. Избирательная система и российское электоральное законодательство//Политические исследования. 2003. — № 4. — С. 120−134.
  141. Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с • англ./Предисл. А. К. Соколова. М.: Изд-во «Весь мир», 1997. — 544 с.
  142. Между прошлым и будущим. Народный депутат СССР, директор нефтеперерабатывающего завода имени XX Съезда КПСС М. Г. Рахимов размышляет о процессах обновления общества/УСоветская Башкирия 1990. — 4 февраля.
  143. В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях//Политические исследования. — 2002. № 2. — С. 20−31.
  144. Миргородский В. .И не одного простого//Советская Башкирия. 1995. -28 февраля.
  145. Муноваров, А Не всякий достоин мандата//Советская Башкирия. 1995. -24 февраля.
  146. Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М.: «Изд-во ПРИОР», * 1998.-368 с.
  147. Н. Петров. О проблемах агитационной работы//Стерлитамакский рабочий. 1990. — 4 января.
  148. На внеочередной сессии городского совета//Стерлитамакский рабочий. -1989.- 16 ноября.
  149. В. После 7 декабря в Башкирии будет новый президент//Русский обозреватель. 2003. — 22 августа.
  150. Ю. Н. Политические партии в России и Башкортостане/Политология. Курс лекций. 3-е издание. Уфа: БГУ, 1999 — С. 158- 166.
  151. Ю.Н. Пути формирования политической системы Республики Башкортостан. Формирование многопартийности в республике//Социальное развитие Республики Башкортостан/под ред. акад. АН РБ Ф. С. Файзулина -Уфа: Гилем, 2001.-С. 101−113.
  152. Ю.Н. У истоков многопартийности//Суверенная республика как правовое государство. Уфа: БАГСУ, 1998. — С. 14−19.
  153. Ю.Н., Никифоров А. Ю. Статус политических партий в постсоветской России: особенности формирования, типология, тенденции
  154. V развития. Уфа: Восточный университет, 2002 — 124 с.
  155. А.Н. Административный ресурс в региональных избирательных компаниях//Политические исследования. 2000. — № 4. — С. 171−174.
  156. Новый депутат. Кто им станет. Интервью с доцентом кафедры политологии БГУ Т.В. Саблиным//Советская Башкирия. 1995. — 11 января.
  157. О’Доннел Г. Делегативная демократия//Век XX и мир. 1994. — № 7−8. -С. 65−84.
  158. Обращение ЦИК РБ//Советская Башкирия. 1999. — 12 марта.
  159. В. Бирский триллер//Выбор народа. 2003. — 23 мая.
  160. Р. Д. География электоральной культуры и цельность России//Политические исследования. 2001. — № 1. — С. 73−94.
  161. Ориентиры избирательной компании//Советская Башкирия. 1989. — 18 ноября.
  162. Отвергла родная сторонка//Известия Башкортостана. —1993. 7 декабря.
  163. Официальное разъяснение по поводу «подарка» банка «Восток"//Советская Башкирия. 1993. — 11 декабря.
  164. С.В. Институционализм в политической науке: этапы, течения, идеи, проблемы//Политическая наука. 2000. — № 2. — С. 149−189. .
  165. .Г. Политические институты: вчера и сегодня//Политическая наука: новые направления/под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. М.: Вече, 1999.-С. 218−238.
  166. Политическая наука: новые направления/под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна/Пер. с англ. М. М. Гурвица, А. А. Демчука, Г. В. Якушевой. Науч. редактор Е. Б. Шестопал. М.: Вече, 1999. — 816 с.
  167. Политический альманах России 1997/под. ред. М. Макфола и Н. Петрова. М.: Московский центр Карнеги, 1998. — Т. 2. Социально — политические портреты регионов. Кн 1. — 552 с.
  168. Политология/под ред. М. А. Василика. М.: Юристъ, 2000. 653 с.
  169. К. Открытое общество и его враги/ Пер. с англ. В. Н. Садовский. -М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т.2. — 528 с.
  170. А. Е. Избирательное право России. М.: Норма, 1996. — 436 с.
  171. Претензия//Известия Башкортостана. 1993 .- 14 декабря.
  172. В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстрациях. //Вестник МГУ, сер 12. Политические науки. 1998. — № 3. — С. 3−36.
  173. А. Переходы к демократии//Путь. 1993. — № 1. — С. 18−23.
  174. С. Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем//Политические исследования. 2002. — № 2 — С. 31−44.
  175. Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели//Политические исследования. 1996. — № 5. — С. 4−21.
  176. Ф.М. Введение в правовое государство. Уфа: БГУ, 1994. — 120 с.
  177. Ф.М. Теория и практика государственного строительства//Экономика и управление. 2002. — № 3. — С. 14−18.
  178. Ф.М. Трудный путь к правовому государству. Уфа: БГУ, 1999. — 174 с.
  179. Регионы России. Хроника и руководители/под ред. К. Мацузато. Т. 8. Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Башкортостан. — Екатеринбург. 2002. 344 с.
  180. Регистрация кандидатов в депутаты завершена. Интервью с председателем ЦИКа по выборам народных депутатов Башкирской АССР В. П. Косенко, заведующим организационным отделом президиума Т. Г. Аюповым ипомощником председателя Президиума ВС БАССР А.А.
  181. Капыловым//Советская Башкирия. 1990. — 24 января.
  182. . Б. Политические институты: общие проблемы//Политическая наука: новые направления/под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. М.: Вече, 1999.-С. 149−180.
  183. А.Х. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1993.-23 с.
  184. Т.В. Мнения, мнения, мнения//Известия Башкортостана. 1993. — ^ 1 декабря.
  185. Т.В. Социологическое обеспечение избирательной кампании: основные этапы и их особенности. Уфа: БГУ, 2002. — 100 с.
  186. B.JI. Электоральное поле Республики Башкортостан: состояние, динамика, основные тенденции. Дис. канд. пол. наук, Уфа, 1997. — 173 с.
  187. Ф. Особое мнение//Советская Башкирия. 1989. — 20 декабря.
  188. A.M. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной властей в Российской Федерации//Политические исследования. 1996. — № 1. — С. 7−33.
  189. В.К. О республиканской избирательной системе//Экономика и управление. — 1996. № 5. — С. 38−41.
  190. В.К. Некоторые вопросы конституционного права постсоветского Башкортостана//Экономика и управление. 1996. — № 2. — С. 1516.
  191. .Ф. О предстоящих выборах народных депутатов//Советская Башкирия. — 1989 4 ноября.
  192. Дж. Вертикальная демократия//Политические исследования. -1993. -№ 2. -С. 80−90.
  193. Д. Фуфаев С. Выборы Президента Башкортостана в 1998 году: от коллизий к фарсу//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998 — 1999. — № 4 — 1. — С. 90−93.
  194. Д., Фуфаев С. Лики башкирской государственности//Конституционное право: восточноевропейское обозрение 1997.-№ 2.-С. 79−86.
  195. Д. Фуфаев С. Башкортостан в первой половине 1999 года: политические и правовое развитие. Новый год, новое правительство, новые политические задачи//Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. — № 3. — С. 90−95.
  196. P.P. Прямая речь//Информационно агитационный бюллетень кандидата в президенты Республики Башкортостан Сафина P.P.
  197. Словарь русского языка/под ред. С. И. Ожегова. М.: «Русский язык», 1989.-789 с.
  198. Сообщение городской избирательной комиссии о результатах выборов народных депутатов Башкирской АССР//Стерлитамакский рабочий. 1990.- 7 марта.
  199. Сообщение территориальной избирательной комиссии//Восход. 2003. — 20 февраля.
  200. Сообщение ЦИК об итогах выборов Президента РБ//Советская Башкирия. 1993.- 15 декабря.
  201. Сообщение ЦИК по выборам народных депутатов Башкирской АССР об итогах выборов 4 марта//Советская Башкирия. 1990. — 12 марта.
  202. Сообщение ЦИК по выборам народных депутатов Башкирской АССР об итогах выборов-17 марта//Советская Башкирия. 1990. — 22 марта.
  203. Сообщения окружных избирательных комиссий о результатах выборов народных депутатов Башкирской АССР//Восход. 1990. — 13 марта.
  204. Ф 225. Становление институтов гражданского общества: Россия имеждународный опыт: Материалы международного симпозиума. М.: РОССПЭН, 1995.-156 с.
  205. Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1999. — 120 с.
  206. Ю.Г. Политические режимы: генезис, сущность и основные формы//Кентавр. 1995. — № 6. — С. 126−139.
  207. Н. Что мы думаем о Президенте//Советская Башкирия. — 1993. — 26 ноября.
  208. Р., Шугарт М. С. Описание избирательныхсистем/Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М.: МОНФ, 1997.-С. 144−197.
  209. А.К. К вопросу о предмете общей теории происхождения государства//Экономика и управление. 1996. — № 6. — С. 66−72.
  210. К.Б. Год больших выборов//Экономика и управление. 2003. -№ 1.- С. 3−9.
  211. К.Б. Документ огромной созидающей силы//Экономика и управление. 2003. — № 4. — С. 3−7.
  212. П. Подарит ли голоса третий второму//Республика Башкортостан. — 2003. 10 декабря.
  213. В.А., Чиркин В. Е., Юдин Ю. А. Конституция Российской Федерации. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. — 451 с.
  214. P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений . — Уфа, 1997. 258 с.
  215. М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность//Политические исследования. 1992. — № 5−6. — С. 156−163.
  216. М.М., Утяшева JT.M. Права человека в России: состояние и перспективы. Учебное пособие. Уфа: «Восточный университет», 1997. — 111 с.
  217. Ф. Черты портрета Президента//Вечерняя Уфа. 1993. — 25 ноября.
  218. Факты подтвердились. Ответ заместителя генерального прокурора на коллективное обращение депутатов Государственной Думы//Выбор народа. -2003. 28 августа.
  219. Л.Н., Бибакова Н. Я. Политические партии и общественно-политические объединения Республики Башкортостан в 1998 году: Учеб. пособие. Уфа: Фото-блик, 1999. — 64 с.
  220. Формирование политической системы России/под ред. А. Кортунова. -М.: МОНФ, 1996.-96 с.
  221. С. Кандидат изложил программу//Вечерняя Уфа. 1993. — 24 ноября.
  222. С. Неладно что-то в народной газете//Вечерняя Уфа. -1993. — 10 ноября.
  223. С., Рабинович И. Хозяин (Штрихи к политическому портрету Муртазы Рахимова)//Рго et Contra. 1997. — Т. 2., № 2. — С. 71−84.
  224. Хамматов 3. Так нечестно господа//Советская Башкирия. — 1995. 25 февраля.
  225. Ф. Издержки демократии или неумение работать в новых условиях//Восход. 1990. — 7 марта.
  226. О.Г. Генезис демократии//Политические исследования.1996. № 5. — С.70−80.
  227. Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие истадии//Правоведение. 1998. — № 2. — С. 32−35.
  228. Центризбирком разъясняет//Советская Башкирия. 1993. — 11 декабря.
  229. А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.: Интерпракс, 2000. — 296 с.
  230. Что есть супермарафон/ЛЗечерняя Уфа. -1993. -2 декабря.
  231. Д. «Грош цена таким выборам»//Выбор народа. — 2003. 21 марта.
  232. Д. «Черный пиар» властей»//Выбор народа. — 2003. 7 марта.
  233. Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии//Политические исследования. 1996. — № 5. — С. 16−28.
  234. Ф. Угрозы и дилеммы демократии//Век XX и мир. — 1994. № 7−8.-С. 142−184.
  235. М.С., Кэри Дж. М. Президентские системы//Современная сравнительная политология. Хрестоматия. — М.: МОНФ, 1997. С. 198−246.
  236. Щедрые благодетели или соискатели мандатов//Советская Башкирия. — 1990.-2 марта.
  237. .Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа, Китап, 1995. -266 с.
  238. Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России//Политические исследования. 1999. — № 4. — С. 122 130.
  239. Aron R. Etudes politik., 1952. 264 p.
  240. Burdeau G. La democratic. Office de Publicite, SA, Bruxelles et Editions de la Baconniere, Neuchatel, 1956. 195 p.
  241. Goguel M. La sociologie electoral. France «Traite de sociologie». Bd. II P., 1960. 190 p.
Заполнить форму текущей работой