Формирование квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в системе повышения квалификации
![Диссертация: Формирование квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в системе повышения квалификации](https://westud.ru/work/3468516/cover.png)
Диссертация
Модель процесса формирования квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в условиях системы повышения квалификации включает единство и взаимосвязь модулей: функционально-целевого (профессионально-управленческие ориентиры квалиметрической подготовки администраторов школ, обеспечение индивидуальных траекторий развития их профессиональной компетентности в целях… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования процесса формирования квалиметрической компетентности руководителя школы в системе дополнительного профессионального образования
- 1. 1. Непрерывное профессиональное образование педагогических 16 кадров как социокультурный феномен
- 1. 2. Квалиметрическая компетентность руководителя 33 общеобразовательного учреждения: сущность, структура, критерии оценки
- 1. 3. Анализ тенденций формирования квалиметрических компетенций 56 управленческих кадров образования в системе повышения квалификации
- Выводы по первой главе
- Глава II. Проектирование и реализация модели формирования квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреяедения в условиях системы повышения квалификации работников образования
- 2. 1. Обоснование модели формирования квалиметрической 82 компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в системе повышения квалификации
- 2. 2. Содержательно-технологическое обеспечение процесса 96 формирования квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреждения
2.3 Анализ результатов экспериментальной проверки модели 121 формирования квалиметрической компетентности руководителя школы в условиях регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Выводы по второй главе
Список литературы
- Установление образовательных показателей- операционализация показателей в индикаторах (измеряемых величинах) — установление комплекса критериев (норм как меры образования), по которым можно судить о степени их достижения-
- Совершенствование стандартизированных контрольно-измерительных материалов, контрольно-оценочных процедур, техники и технологии автоматизированной проверки результатов исследования, алгоритмизация форм их предъявления-
- Совершенствование методик шкалирования и оценки результатов педагогических измерений —
- Сбор и накопление метрических характеристик качества учебных достижений учащихся с использованием информационных технологий и программно — инструментальных средств-
- Систематизация информации и анализ результатов мониторинговых исследований, оценивание достигнутых результатов относительно требований стандартов-
- Представление образовательной индивидуальной и статистической информации по результатам контроля в формате, обеспечивающем многоуровневый и многоплановый педагогический анализ-
- Интерпретация результатов, моделирование состояния образовательной системы, прогнозирование направлений ее развития, выработка рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса-
- Абульханова-Славская К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психол. журнал. 1993. — Т. 14. — 126 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. — М., 1985. 222 с.
- Агранович М.Л., Кожевникова О. Н. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: Национальный доклад. 2005. М.: Аспект Пресс, 2006. — 140 с.
- Алексеев A.A., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. -СПб., 1993.-202 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. — Воронеж. — 1996.-253 с.
- Андреев А.Н., Самойленко П. И. Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. — С. 19−21.
- Андреенков В.Т., Аргунова К. Д. и др. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. — М.: Наука, 1989. 222 с.
- Ю.Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Н.Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М., 1985.- 138 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. —М., 1982. 137 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. -287 с.
- Блинов М.Г. Использование математического моделирования для анализа и оценки эффективности педагогических технологий. -Барнаул: АГУ, 1996.- 130 с.
- Беспалько В.П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИнтерЭВМ, 1994. — 80 с.
- Бестужев-Лада И. Л. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации // Социологические исследования. — 1993.—№ 8.
- Битянова Н.Р. Психология профессионально-личностного роста. Программы, методические рекомендации и упражнения для развития профессионально-психологических умений. М., 1994. — 106 с.
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под науч. ред. д.п.н. В. И. Байденко. М., 2000. — 430 с.
- Болотов В.А. О создании общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вестник образования. 2005. -№ 11. — С.10−18.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. 2003.- № 10.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д, 2000. -413 с.
- Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1997. — 205 с.
- Братченко СЛ. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М., 1999. 225 с.
- Бреннан Дж. Обучение в течение жизни для обеспечения занятости и равенства // Социология образования. — 2001. № 7.
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Aima mater. -1997. № 4. — С. 11−17.
- Вейлл П. Искусство менеджмента.- М., 2002. 203 с.
- Вербицкая Н., Бодряков В. Мониторинг результативности учебного процесса// Директор школы. 1997. —№ 1. — С.23−46.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М., 1991.-207 с.
- Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. — 2002.-№ 8.-С. 3−8.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М., 1978. — 168 с.
- Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // Всемирный статистический обзор по высшему образованию: Рабочий документ ЮНЕСКО. Париж, 2000. — 239 с.
- Ганеева Е.А. Моделирование содержания профессионального образования. Оренбург, 2003. — 123 с.
- Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высшая шк., 1991. — 197 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. — М: Совершенство, 1998. 605 с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1973. — 206 с.
- Григорьев С.И., Зырянов Г. П., Лекомцев В. П. Концепция регионального мониторинга качества образования в Алтайском крае. — Барнаул- Москва, 1998. 129 с.
- Григорьев С.И. Социальная квалиметрия: единство задач и многообразие методов их решения в современной социологии. -Барнаул Москва, 2004. — 202 с.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М., 1994. 183 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1996.
- Деркач A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма -М., 1993.-255 с.
- Директор школы в системе повышения квалификации: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. П. Тонконогой. М., 1998.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. — М., 2002. -383 с.
- Зимняя И.А. Ключевая компетенция новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 8−13.
- Зимняя И.А. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы. М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 86 с.
- Зимняя И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирование и стандарты в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовкиспециалистов, 1998. С. 31 — 37.
- Змеев С.И. Основы андрагогики. -М., 1999. 152 с.
- Ильенкова С.Д., Ильенкова Н. Д., Мхитарян B.C. и др. Управление качеством. — М.: ЮНИТИ, 1998. 238 с.
- Инграм Дж. Что такое непрерывное образование? // Высшее образование в Европе. Бухарест, 1979. — № 4.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М., 2002.-208 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. — 285 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 3.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
- Каспржак А.Г., Митрофанов К. Г. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в Российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. М., 2005.
- Квалиметрия жизни (проблемы измерения качества жизни и направления их решения) / Под ред. А. И. Субетто. Л.: ЛДНТП, 1991. -222 с.
- Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России / Под ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 368 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках М., 1994.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1977.-235 с.
- Клименко Н., Савицкая Н. Лучшие среди частных: квалиметрический мониторинг и рейтинг частных школ // Карьера, 2006, № 4. С. 39−43.
- К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО. 2005.
- Климов Е.А. Психология профессионала. -М., Воронеж, 1996. 208 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск, 1978.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системе и системном подходе. — Челябинск, 1986.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002, № 4(175). — С. 3−31.
- Корнетов Г. Б. Парадигмы новых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. — № 3.
- Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. — № 7−8.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М., 1980.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М., 2001.
- Кулемин H.A. Теория и практика квалиметрического мониторинга в управлении общеобразовательными учреждениями: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 42 с.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. — М., 1985. 169 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. — М., 1985. 128 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству — М., 1990. — 159 с.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы. М., 2003.
- Левин В.И. Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании. Пенза: Приволжский дом знаний, 2003.-352 с.
- Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М&bdquo- 1996.-128 с.
- Литвиненко Э.В. Квалиметрические модели и технологии оценки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений: Дис. д.п.н. -М., 2006. -369 с.
- Ломакина Т.Ю. Концепция непрерывного профессионального образования. М., 2005. — 42 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. М., 1982.- 110 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М., 2002.-438 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 г.), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.00 г. № 751//Народное образование.-2000.-№ 2.- С.14−28.
- Непрерывное многоуровневое профессиональное образование / Под ред. X. Бендрочика. СПб., 1997. — 108 с.
- Негойцэ К.В. Применение теории систем к проблемам управления / Пер. с англ. — М.: Мир, 1981. 168 с.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Педагогика. 1999. -№ 9.-С. 43−51.
- Никандров Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
- Никитин Э.М. и др. Андрагогика: история и современность.
- Федеральная система повышения квалификации работников образования. М.: АПК и ПРО, 2003 .-125 с.
- Новейший философский словарь / Сост. A.A. Гриданов. Минск, 1998.-896 с.
- Новиков A.M. Непрерывное профессиональное образование в России.-М., 1998.- 183 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2001. — 202 с.
- Новое качество образования // Материалы международной научно-практической конференции «Мониторинг и аудит качества образования». Петрозаводск, 2001. — 120 с.
- Онушкин В.Г. Основы непрерывного образования в СССР. — М., 1987.-226 с.
- Орлихина Н.Е. Развитие региональной системы сетевой организации дополнительного профессионального образования учителей: диссерт. на соиск. .д.п.н. -М.: РГСУ, 2006. -405 с.
- Основы андрагогики / Под ред. И. А. Колесниковой. М., 2004. -255 с.
- Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2004. — 400 с.
- Педагогика и психология / Под ред. A.A. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластёнина. -М.: Высшая школа, 2002. 585 с.
- Пермяков O.E. Развитие систем качества подготовки специалистов: Автореф. дисс. д.п.н. -М., 2009.-45 с.
- Пидкасистый П.И. и др. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М., 1999. — 354 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: УРАО, 2002. 160 с.
- Подзорова М.И. Профессиональная подготовка социологов в вузе к работе в социальной квалиметрии: диссерт. на соиск. .к.п.н. — М.:1. РГСУ, 2006. 183 с.
- Поташник М.М. Управление качеством образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 383 с.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. -М., 1997.-388 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 423 с.
- Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского. М., 1990.-786 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. -М., 1995. — 285 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова-М., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр. соч. в 2 т. -М., 1989.- Т.2.
- Роджерс К. Становление человека. Пер. с англ. М., 1997. — 320 с.
- Самойленко П.И., Андреев А. Н. Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. — С. 19−21.
- Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний.- М.: Высшая школа, 1981. 205 с.
- Свиридов А.П. Условные и безусловные алгоритмы диагностического контроля знаний. М.: МЭИ, 1987. — 168 с.
- Селезнева H.A., Субетто А. И. Мониторинг качестванепрерывного образования в России. Качество высшего образования как объект системного исследования. Новосибирск: НГТУ, 1999. -195 с.
- Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических технологий. — М.: Школьные технологии, 1996. 86 с.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. Челябинск, 1994. -208 с.
- Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. Волгоград, 1999. -208 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. М.: МГОУ, 2005. — 181 с.
- Симонов В.П. Управление социальными (педагогическими) системами. М., 2005. — 197 с.
- Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М., 1992. — 126 с.
- Словарь русского языка. / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. — М., 1983.-816 с.
- Собчик JI.H. Психология индивидуальности. СПб., 2003. — 250 с.
- Современный словарь иностранных слов / Под редакцией И. В. Нечаева. М.: ACT, 2002. — 538 с.
- Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000). СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. — 138 с.
- Субетто А.И. Категории качества и эффективности в теории педагогических систем // Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе.— Горький: ГГУ, 1989. — С. 21−27.
- Субетто А.И. Технологии сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования. СПб.- М. 2000. — 320 с.
- Субетто А.И. Квалитология образования. М., 2000. — 280 с.
- Субетто А.И., Чернова Ю. К., Горшенина М. В. Квалиметрическое обеспечение управленческих процессов. СПб., 2004. — 128 с.
- Талызина Е.В. Управление процессом усвоения знаний.- М.:1. Наука, 1975.-282 с.
- Тонконогая Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации педагогов: Дисс.. д. п. н. СПб., 1997. -413 с.
- Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2003. — 557 с.
- Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. Международные стандарты ИСО 8402.- М., 2004.
- Ушаков K.M. Подготовка управленческих кадров образования. -М, 1997.-126 с.
- Ушаков K.M. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М., 1995. — 213 с.
- Фразер М. Дж. Проблема качества // Высшее образование в Европе. — М.: Логос, 1996.—С. 16−21.
- Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. М., 2000. — 268 с.
- Фомина Н.Б. Системная оценка качества педагогического труда // Народное образование. 2009. — № 4. — С.192−198.
- Фомина Н.Б. Новая многоуровневая модель оценки качества образования. Опыт мониторинговых исследований. — М.: Новый учебник, 2009. 126 с.
- Фомина Н. Б Оценка результатов деятельности образовательного учреждения. М.: Новый учебник, 2009. — 93 с.
- Фомина Н.Б. Оценка результатов деятельности учителя. — М.: Новый учебник, 2009. 83 с.
- Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Многоуровневая параметрическая модель. -М.: УЦ «Перспектива», 2009. 103 с.
- Фомина Н.Б. Моделирование развития сельской школы: Учеб.-метод. пособ. Серия «Библиотечка директора сельской школы». -Выпуск 1. Тула: ИПК и ППРО ТО, 2006. — 85 с.
- Фомина Н.Б. Новые способы оценивания учащихся в сельской школе: Учеб.-метод. пособ. Серия «Библиотечка директора сельской школы». Выпуск 4.- Тула: ИПК и ППРО ТО, 2006. — 79 с.
- Фомина Н.Б. Экспресс-анализ результатов деятельности класса // Качество образования в школе. 2008. — № 3. — С. 32−36.
- Фомина Н.Б. Анализ результатов деятельности образовательного учреждения // Качество образования в школе. 2008. -№ 6. — С. 33−38.
- Фомина Н.Б. Новая параметрическая модель оценки качества образования. Ч. 1. // Качество образования в школе.-2009.-№ 3. С. 4953.
- Федякина ЛБ. Система управления качеством непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе: Монография. М.: РГСУ, 2008. -226 с.
- Холодная М.А. Педагогическая психология. М, 2000. — 213 с.
- Хуторский A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23.04.02 г. — М.: Центр «Эйдос», 2002. -68 с.
- Чернова Ю.К. Интегральный критерий качества усвоения знаний // Квалитетные технологии обучения —Тольятти, 1998 146 с.
- Шабанов Г. А. Педагогическое обеспечение качества образования в университете: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. п. н. М., 2003. — 46 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способность. М., 1994. — 320 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982. -358 с.
- Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой: учеб. пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования. М., 1997. — 138 с.
- Шокин Ю.И. Математические модели и методы их исследования // Численный анализ и задачи интерпретации экспериментов. -Красноярск, КГУ, 1992.- 163 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. —М.: Педагогическое общество России, 1999. 223 с.
- Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа втуз»: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. — Ижевск, 2008.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1999.
- Якиманская И.С. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения: принципы, проблемы, решения. М., 1994. -205 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб., 1998. — 640 с.
- Bowden, J., & Marton, F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. London: Kogan Page. 1998.
- Everwijn, S.E.M. Het hoe, wat en waarom van competentiegericht onderwijs The how, what and why of competence based education. 1999, Utrecht: Lemma. 63−78.
- Correa A. Permanent Education and Adult Education in Brasil. Rio de Janeiro, 1983.
- Competency-Based Teacher Education: Progress, Problems and Prospects / Ed. By W.R. Houston, R.B. Howsam. Chicago: Science Research Association, 1982, Vol. X, -182 p.
- Mirabile, RJ. Everything you wanted to know about competency modeling. Training and development, august, 1997. — 73−77.
- Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Effective as One-to-One Tutoring, Educational Researcher. 1994.-p.33
- Sleeman D., Brown J. S. Intelligent Tutoring Systems.- New York. Academic Press, 1992.
- White R.W. The Concept of Competence / Psychological Review, 1959.-№ 66,-P. 297−333.
- Структура регионального компонента ОСОКО
- Система индикаторов для оценки региональной системы образования на всех ее уровнях1. Уровень обучающегося
- Показатель Индикатор Формула расчета Источник информации Периодичность
- Образовательные достижения Средний балл Сумма оценок/кол-во предметов Классный журнал 1 раз в год
- Результативность Процент выполненного объема работы Количество правильно выполненных заданий/количество данных учителем заданий х 100% Тестовая, Контрольная работа По графику контроля
- Объективность оценивания Совпадение -оценочного показателя и показателя результативности Сравнение оценочного показателя (средний балл X 20) и показателя результативности Тестовая, контрольная работа По графику контроля
- Состояние работы с «сильными» учащимися Совпадение показателей КО и ИКО> Кол-во уч-ся, получивших «4» и «5», х100%/общее кол-во уч-ся Тестовая, контрольная работа По графику контроля
- Уровень реализации учебных возможностей учащихся Показатель УР равен 100% или превышает 100% Показатель результативно-сти/ИРО х 100% Тестовая, Контрольная работа По графику контроля
- Состояние работы со «слабыми учащимися» Показатель СО = 100% 100%-СО Тестовая, контрольная работа По графику контроля
- Проблемы в обучении Затруднения в выполнении отдельных заданий у 50% уч-ся и более Количество невыполненных заданий у каждого ученика/количество выполненных Тестовая, Контрольная работа По графику контроля2 уровень — уровень класса
- Показатель Индикатор Формула расчета Источник информации Периодичность
- Общие результаты обучения Количество обучающихся на «5», на «4» и «5», количество' неуспевающих, количество учащихся, имеющих одну «4» или одну «3″ по отдельным предметам Номинальные показатели класса Классный журнал 1раз в четверть (триместр)
- Объективность выставления оценок за четверти триместр) по предметам Соответствие оценок, выставленных за контрольные работы, оценкам, выставленным за четверть (триместр) Подтверждение более 50% оценок Классный журнал 1раз в четверть (триместр)
- Уровень освоения теоретической (знание-вой)части программы Оценочный показатель равен ИРО или превышает ИРО Сумма оценок по предмету/кол-во уч-ся х 100% Классныйжурнал 1раз в четверть (триместр)»
- Уровень освоения практической части программы (умения и навыки) Результативный показатель равен ИРО или превышает ИРО Сумма оценок за контр, работу/кол-во уч-ся х 100% Классный журнал 1раз в четверть (триместр)
- Проблемы в преподавании отдельных дисциплин Самый’низкий рейтинг предмета Сумма оценок по предмету/кол-во уч-ся х 100% Классный журнал 1раз в четверть (триместр)3 уровень уровень С) У
- Показатель Индикатор1 Формула расчета Источник информации Периодичность
- Уровень обученности учащихся Показатель СО равен региональному показателю % успевающих учащихся ОУ Классный журнал 1раз в четверть (триместр)
- Качество обученности (по формальным критериям) Показатель КО равен региональному показателю1% учащихся, обучающихся, на «4» и «5» ОУ Классный журнал 1раз в четверть (триместр)
- Уровень освоения л-ео- Оценочный показатель равен Сумма оценок по предме- Классный журнал 1раз в четверть (триместр)ретической (знаниевой) части программы ИРО или превышает ИР О по всем изучаемым предметам ту/кол-во уч-ся х 100%
- Уровень освоения практической части программы (умения и навыки) Результативный показатель равен ИРО или превышает ИРО Сумма оценок за контр, работу/кол-во уч-ся х 100% Классный журнал 1раз в четверть (триместр)
- Показатель Индикатор Формула расчета Источник информации Периодичность
- Уровень сформированное&trade- общеучебных умений Показатель высокого уровня сформированное&trade- выше 70% Процентное отношение количества предметов, освоенных на высоком уровне, к общему количеству Квалиметрический анализ 1раз в четверть (триместр)
- Качество усвоения практической части программы, сфор-мированность умений применения полученных знаний в практической деятельности Положительная динамика показателей Специальные расчеты Квалиметрический анализ 1раз в четверть (триместр)
- Качество усвоения теоретической части программы, прочность усвоения учебного материала (стабильность сравниваемых показателей в наблюдаемый период Положительная динамика показателей Специальные расчеты Квалиметрический анализ 1раз в четверть (триместр)
- Проект региональной оценки качества образования (модель ФЦПРО)
- Показатель Индикатор Формула расчета Источник информации
- Результаты обучения Уровень учебных достижений Отношение среднего балла по ЕГЭ к средне- региональному, Отношение среднего оценочного показателя по предметам к среднерегиональному Результаты ЕГЭ Результаты Спец. исследований
- Получение полного среднего образования Коэффициент охвата полным средним образованием, в т. ч. в учреждениях начального и среднего профессионального образования Стат. отчет
- Уровень вне-учебных достижений Количество участников олимпиад и конкурсов на 1000 учащихся общего среднего образования Стат. отчет
- Потери в системе Доля выбывших из образования по т.н. «неуважительным» причинам Стат. отчет
- Повторное обучение Доля второгодников Стат. отчет
- Уровень социализации Трудоустройство Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение в численности выпускников
- Доля безработных в возрасте 16−18 лет в общей численности безработных
- Способность к межкультурному диалогу Отношение к приезжим, людям, других национальностей, иной культуры и вероисповедания, и т. п. Результаты специального тестирования
- Ключевые компетенции Уровень освоения социальных навыков и компетенций в области решения проблем Результаты специального тестирования
- Асоциальное поведение Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем количестве преступлений Стат. отчеты
- Доля подростков 14−17 лет, состоящих на учете в милиции, в общей численности учащихся 14−17 лет
- Число учащихся, состоящих на учете за употребление наркотиков в общей численности учащихся
- Уровень гражданского самосознания Доля молодых людей в возрасте 18−19, голосующих на выборах в численности населения данного возраста Стат. отчеты
- Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя Уровень освоения стандарта Доля выпускников, сдавших ЕГЭ менее чем на «удовлетворительно» (по 5-бальной шкале) Результаты ЕГЭ
- Соответствие запросу родителей и учащихся Оценка качества образования родителями и учащимися Специальное обследование
- Соблюдение нормативных требований Доля учреждений, не имеющих лицензии Процедура лицензии-рования
- Доля учреждений, не имеющих аккредитации
- Безопасность и здоровье Соотношение доли детей, имеющих отклонения в здоровье (с понижением остроты зрения, с дефектом речи, со сколиозом, с нарушением осанки) до поступления в школу с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет Стат. отчет
- Количество случаев травматизма в школах на 1 ООО учащихся
- Доля ОУ, в которых на 1 сентября отсутствуют преподаватели по отдельным предметам
- Информатизация Количество учащихся на 1 компьютер Доля ОУ, имеющих выход в Интернет Стат. отчет
- Финансирование Расходы па 1 учащегося Отношение расходов на 1 учащегося к расходам бюджета на 1 жителя Стат. отчет
- ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ1. ИПК И ППРО ТО)
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН образовательной программы «Оценка качества образования»
- Цель обучения-, научно-теоретическая и практическая подготовка руководителейшкол к процессу осуществления оценки качества образования.
- Категория слушателей: руководители образовательных учреждений
- Алексинского района Тульской области.
- Срок обучения: 2.11.06 22 .02.07
- Режим занятий: 6 часов в день1. Количество часов
- Распределение по видам занятий Формы контроляп/п Наименование разделов и учебных дисциплин Всего Л С П С/с С/к Дел. игра Коне. Кр. ст. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13
- Теория и практика управления качеством образования 12 12
- Концепции качества образования 2
- Новые подходы к организации качества образования. Международные исследования 2
- Моделирование системы оценки качества образования 2 •
- Программа оценки качества образования 61. Научно- исследовательский подход в оценке качества образования в ОУ 60 18 6 24 3 3 3 3
- Параметры многоуровневой оценки качества образования 6
- Анализ административных контрольных работ 3 3
- Экспресс-анализ качества образования класса 3 3
- Технология анализа качества образования ОУ. Прогноз повышения качества 3 3
- Муниципальная система оценки качества образования 3 3
- Системный анализ деятельности учителя 3 3
- Матричный метод организации внутришкольного контроля 3
- Мониторинг качества образования ОУ 3 3
- Муниципальный мониторинг качества образования 3 3
- Итого 72 30 6 24 3 3 3 3
- Целями изучения программы «Оценка качества образования» являются:
- Освоение руководителями школ знаний о концепциях оценки качества образования.
- Формирование у руководителей школ аналитико-экспертного мышления.
- Формирование умений и навыков, обеспечивающих осуществление процедуры оценки качества образования.
- Освоение программного обеспечения оценки качества образования.
- Структура профессиональных знаний и умений руководителя образовательного учреждения
- Научные дисциплины Знания Умения
- Знание основ системного деятельность организациианализа и принципов Умение прогнозировать ипостроения образовательной оценивать изменениясистемы внешних условий
- Знание основных принципов деятельностипостроения системы образовательногоуправления учреждения. образовательным Умение анализироватьучреждением внутренние возможности
- Знание методов анализа и образовательногооценки внешней среды учреждения, выявлять
- Знание критериев оценки скрытые проблемы икачества планов, а также находить эффективные путипринципов и правил их их решения. разработки Умение адекватно
- Знание методов разработки оценивать качество плановпрограмм развития образовательныхобразовательных учреждений и определитьучреждений направления
- Знание принципов совершенствованияструктурирования и правил планирования. формирования Умение эффективно ставитьфункциональной структуры цели и планироватьуправления мероприятия по их
- Знание эффективных достижению. методов контроля Умение прогнозировать и
- Знание базовых вариантов оценивать последствияорганизационной структуры своих решений. образовательных Умение анализировать иучреждений оценивать инновационную
- Знание принципов обстановку вэффективного образовательномраспределения полномочий учреждениии ответственности Умение ставить
- I. Знание методов Умение дать
- Владение средствами Владение техникамианализа уровня развития решения коммуникативныхпедагогического коллектива. задач, навыками и приемами
- Знание законодательства и организовыватьнормативных отраслевых делопроизводствоактов.1. Знание порядка иорганизации опеки, попечительства, усыновления, лишенияродительских прав, направления в специальныеучебно-воспитательныеучреждения
- VI. Социология Знание основ социологического анализа и прогнозирования Владение методами социологических исследований
- VII. Демография Знание сущности основных демографических процессов в обществе Уметь проектировать развитие образовательных систем на основе анализа демографических процессов
- Образовательная программа «Оценка качества образования» для системы повышения квалификации работников образования1. Пояснительная записка
- Образовательная программа «Оценка качества образования» удовлетворяет базовым требованиям к дополнительным образовательным программам:
- Содержание программы соответствует квалификационным требованиям к должности руководителя школы.2.-. Освоение содержанием программы позволяет директорам школ решать конкретные профессиональные задачи оценки качества результатов обучения.
- Проектирование содержания программы осуществляется по модульному принципу.
- Обучение ведется с использованием современных информационно-компьютерных технологий, компьютерных программ.
- Используются современные образовательные технологии и средства обучения взрослых (использование активных средст обучения, практикумы, стажировки).
- Программа может существовать как в качестве модуля в блоке «Управление качеством образования» в учебном плане программы «Менеджмент в образовательной сфере», так и в качестве отдельной программы повышения квалификации руководителей школ.
- Средний стаж педагогической и управленческой работы составляет более 20 лет, следовательно, большинство руководителей получили систему знаний о новыхподходах в оценке результатов обучения более 10 лет назад.
- Тема Вид занятия Кол-во часов
- Моделирование развития сельской школы. Планирование работы сельской школы. Лекция Практическое занятие 4 2
- Моделирование развития сельской школы. Организационно-педагогические основы деятельности руководителя сельской школы. Лекция Тренинг 2 4
- Особенности анализа административных контрольных работ по русскому языку. Корректировка результатов учебного процесса. Экспресс-анализ качества образования. Практикум Практикум Практикум 2 2 2
- Деловая игра «Педагогический совет по итогам четверти». Деловая игра 2
- Матричный метод организации внутришкольного контроля. Технология заполнения персональной матрицы учителя. Организация портфолио учителя. Лекция Практикум 2 2
- Педагогический мониторинг качества образования. Организация мониторинга качества образования. Лекция Практикум 2 4
- Фрагмент лекции для системы повышения квалификации работников образования «Математические методы в квалиметрии образования»
- Любая форма обучения предполагает, чтобы процесс изучения дисциплины происходил за время, не превышающее величину Л7. Отсюда: Vдг,
- Я и Я0 соответствующие скорости восприятия и переработки информации.
- Рассмотрим детальнее процесс прохождения по каналу поступающей на вход информации.
- SJ ст у ^ ду. • Очевидно, что пределы изменения коэффициента стереотипности
- Таким образом, модель информационного канала с ограниченной пропускной способностью позволяет установить связь между входной и выходной информациями, что позволяет определить показатель качества собственно обучения по /-ой дисциплине в виде:(6)
- Субъективность в оценке знаний обучаемых является основной проблемой в решении ряда важнейших вопросов образования.
- Pia) =? J (© F (x, a))2 P (x)P (,
- Фрагмент лекции для системы повышения квалификации работников образования «Новые способы оценивания учащихся в современной школе»
- Более полной объективности, как нам кажется, можно достичь лишь в том случае, если в основу оценивания положить один показатель — результативность.
- Понятие «результативность выполненной работы»
- Результативность — выраженный в количественном значенгш результат контрольной работы, выполненной учащимися. Определяется этот показатель как отношение фактически выполненного объема работы к объему работы, данному учителем.
- Результативность выражается в процентах и определяется по формуле:
- Баранов С.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1986.
- Щукина Г. И. Педагогика. М.: Просвещение, 1966.
- Зайцев В. Стимулирует отметка // Народное образование. -1991. № 11.1. Рез. =1881. Ф х 100%дгде Рез. результативность-
- Ф фактически выполненное суммарное количество заданий-
- Д- данный учителем объем заданий (количество заданий х количество учащихся).
- Индивидуальная результативность равна 80%.
- Оценка по результативности выставляется после расчета по формуле: фх"5″ Рез. х"5"= — или -шг.где «5» постоянная величина, соответствующая оценке «5».
- Определение общей результативности класса И общую, и индивидуальную результативность удобно определять по таблице, которая имеет следующий вид:
- Для вычисления общей результативности необходимо выяснить количество заданий и умножить его на число учащихся, выполнивших работу (показатель Д).
- Отметив выполнение задания в соответствующей графе знаком «+», а невыполнение знаком «-», посчитаем количество плюсов и найдем таким образом фактически выполненное количество заданий (Ф).
- Определяем результативность по уже знакомой формуле:1. Рез.1891. Ф х 100%д
- Так, например, если контрольную работу выполняли 8 учащихся, а заданий было 10, то Д = 8 х ю = 80. Было не выполнено 20 заданий. Находим Ф: 80 20 = бо. Определяем общую результативность:60 X 100%1. Рез. = -= 75%.80
- Оц., или оценочный показатель, вычисляется по формуле:1. Сумма оценок х 100%1. Оц. =-, 5"х.Коп во учащихсягде «сумма оценок» означает сумму всех оценок, выставленных учащимся учителем, а «5» постоянная величина, означающая оценку «5».
- Пример. Анализ контрольной работы по математике.
- Азаров + + - - + - + + + + + - 3
- Бочаров + + + + + + + + + + + + + 5
- Цуканов + + + + + + + + + + - - 3
- Гурк + + + + + + + + + + + + + 5
- Широков + + + + + + + + + + + - 4
- Всего 5 Сумма 20
- Определяем общую результативность: Д = Количество заданий х Количество учащихся =13×5 = 65.
- Ф = фактически выполненное количество заданий, отмеченное знаком «+» (10) = 65 10 = 55. рез = 55 * 100% = 85 0/^ 65
- Находим Оц.: -Сумма оценок (20)5″ х Кол во учащи, хся{5) = 5×5 = 2520×100 о/о = 8() 25
- Фрагмент лекции «ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
- ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ»
- В соответствии с перечисленными выше целями нами были определены показатели, исчерпывающе характеризующие учебный процесс, и разработана программа анализа контрольной работы.
- Результаты обучения определялись с помощью показателя результативности (РЕЗ).
- Верную оценку результатов обучения можно выяснить по показателю объективности оценивания (ОЦ).
- Успешность обучения сильных учащихся выявляется по показателю полного усвоения учебного материала (УСВ).
- Показатель уровня реализации учебного материала (УРВ) определяется с учетом индивидуальных предпосылок к учебе каждого ученика или уровня реальных возможностей.
- Снижение показателя НЕУСП позволяет осуществить мотивацию слабых учащихся.
- Пробелы в обучении выясняются в ходе выполнения программы анализа контрольной работы.
- Такая характеристика контрольной работы обладает достаточной полнотой, объективностью, достоверностью и содержит то ядро информации, которое необходимо для осуществления оценки качества учебного процесса.
- Количество анализируемых компонентов увеличилось до 5 (РЕЗ, ОЦ, УСВ, УРВ, НЕУСП). Математическая модель получила следующее выражение учебный процесс можно считать эффективным, если:
- РЕЗ > ИРВ, РЕЗ = ОЦ, УСВ>ИУСВ, УРВ > 100%, НЕУСП < ИНЕУСП.
- Диагностирование позволяет получить следующие показатели, характеризующие учебные возможности класса:
- ИРВ индекс реальных учебных возможностей класса.
- ИУСВ индекс полного усвоения программного материала или работы с сильными учащимися.
- ИНЕУСП индекс прогнозируемой неуспеваемости или работы со слабыми учащимися.
- В ходе анализа контрольных работ в результате применения методов педагогической квалиметрии определяются следующие показатели:
- РЕЗ результативность выполнения работы, 1. ОЦ оценочный показатель,
- УСВ показатель усвоения программного материала,
- УРВ показатель уровня реализации учебных возможностей учащихся,
- НЕУСП показатель работы со слабыми учащимися.
- Сравнение полученных показателей с прогнозируемыми позволяет сделать вывод о качестве образовательного процесса.
- I этап. Заполнение графы «Оценка» и вычисление суммы полученных баллов.1. этап. Вычисление общего объема заданий, данного учителем (Д): Д = количество элементов х количество уч-ся.
- V этап. Определение фактически выполненного объема заданий (Ф): из общего количества вычитается количество заданий, отмеченных знаком «-».
- VI этап. Определение результативности (РЕЗ) по формуле: рЕЗ=Фх100%Д
- VII этап. Определение оценочного показателя (ОЦ) по формуле: фц сумма оценок х 100% «5"х кол-во уч-ся
- X этап. Определение не усвоенного учащимися объема заданий, или показателя работы со слабыми учащимися.1. НЕУСП = 100% РЕЗ
- Анализ контрольной работы по математике, проведенной в 3-м классе
- Фамгиа учэиа см СО ю со Г-- СО СП о OJ со т со г-- оо ОТ я =г: э
- БариноеаН + + + + + + + + + + + 5
- БариноваЮ. + + + + + + + - + + 4
- ГалстинК + + + + + + + - + + 4
- ГолубевА + + + + - + + - - - 3
- ЖучкинЕ + + + + + + + - + + 4
- ТепьноваЕ + + + + + + + - - - 3
- Федорова 0. + + + + + + + - - - 3
- ТитсфетаТ. + + + + + + + + - + 4
- Цуканова Е + + + + + + + + + + + 5
- Определение результативности (РЕЗ):рЕЗ = Фх100% = 78×100% = ?9% Д 99где Ф фактически выполненное учащимися количество заданий, Д- данное учителем суммарное количество заданий.
- Определение оценочного показателя (ОЦ):q сумма оценокх 100% 35×100% «5"х кол во уч — ся ~ «5"х9
- Определение количественного показателя уровня работы с сильными учащимися (УСВ):усв кол во уч — ся, полу1! «4» и «5"х 100% 6×100% общее кол — во уч — ся 9
- Определение уровня реализации учебных возможностей (УРВ):урв=резхюо% = 102% 77%
- Количественный показатель сравнения со 100%:102% 100% = +2%.
- Показатель работы со слабыми учащимися (НЕУСП):
- Подобным образом можно сделать выводы о качестве учебной деятельности преподавателя любого предмета, кроме русского языка, так как анализ деятельности учителя русского языка имеет свои особенности.
- План работы Московского центра качества образования на март 2010 года
- Мероприятие Место проведения Участники
- Совещание по теме: «Результаты плановой выездной проверки качества образования» Московский центр качества образования 2-ой В. Михайловский пр., 9а Директора ОУ выборки
- Круглый стол по теме: «Проблемы освоения государственного образовательного стандарта выпускниками основной школы по результатам рубежного тестирования» Московский центр качества образования Методисты, ответственные за проведение диагностики знаний
- Семинар по теме: «Промежуточные итоги разработки модели шестилетней начальной школы, достигнутые педколлективами школ, включенных в эксперимент в 2008 году» Прогимназия № 1768 Пречистенка, 12/2 Участники эксперимента 20 чел.
- Проведение тестирования и анкетирования обучающихся в ходе плановой проверки качества образования ОУ выборки Обучающиеся 4,9,11 классов ОУ выборки
- Круглый стол по теме: «Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника» Московский центр качества образования Методисты ОМЦ, учителя, заместители директоров ОУ
- Совещание по теме: «Подготовка ОУ к проведению плановой выездной проверки качества образования» Московский центр качества образования Директора ОУ выборки
- Семинар по теме: «Развивающие возможности современных технологий» Московский центр качества образования Заместители директоров ОУ, методисты ОМЦ
- Подготовка модераторов для обучения в округах экспертов-наблюдателей Московский цент качества образования Модераторы для обучения в округах экспертов-наблюдателей
- Подготовка модераторов для обучения в округах директоров образовательных учреждений, участвующих в проведении экзаменов в новой форме Московский центр качества образования Модераторы для обучения в округах директоров
- Круглый стол по теме: «Формирование предметных и надпредметных компетенций как основополагающий фактор роста конкурентоспособности выпускников школ». Московский центр качества образования Методисты ОМЦ, учителя, заместители директоров ОУ
- Подготовка модераторов для обучения в округах организаторов на экзамене по математике Московский центр качества образования Модераторы для обучения в округах организаторов по математике
- Подготовка модераторов для обучения в округах организаторов на экзамене по русскому языку Московский центр качества образования Модераторы для обучения в округах организаторов по русскому языку
- Семинар по теме: «Компетенции современного учителя» Московский центр качества образования Учителя, заместители директоров ОУ
- Круглый стол по теме: «Каким хочет видеть ребенка школа?» Московский центр качества образования Методисты ОМЦ, заведующие ДОУ
- Расширенная экспертиза тестов итоговой диагностики Московский центр качества образования Методисты окружных НМЦ по русскому языку, математике, истории, начальной школе
- Инструктивно-методический семинар «Технология проведения тестирования обучающихся входе проверки качества образования» Московский центр качества образования Директора выборки ОУ
- Совещание по теме: «Результаты плановой выездной проверки качества образования» Московский центр качества образования Директора выборки ОУ