Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие детей раннего возраста в домах ребенка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня рождения проф. Н. Г. Веселова (Санкт-Петербург, 2000 г.) — городской научно-практической конференции «Вопросы реабилитации» (Санкт-Петербург, 2001 г.), юбилейной конференции, посвященной 100-летию клинической больницы Санкт-Петербургской Государственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
  • Глава 2. База, предмет, программа, методика исследования
  • Глава 3. Физическое развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга
    • 3. 1. Оценка длины тела детей
    • 3. 2. Оценка состояния питания
    • 3. 3. Оценка показателя окружности груди
    • 3. 4. Оценка показателя окружности головы
    • 3. 5. Оценка гармоничности как комплексного показателя физического состояния
    • 3. 6. Половые особенности изменений антропометрических показателей
    • 3. 7. Оценка биологической зрелости обследованных детей
    • 3. 8. Клинический пример физического развития ребенка, воспитывающегося в доме ребенка
  • Глава 4. Психомоторное развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга
    • 4. 1. Общая моторика
    • 4. 2. Тонкая моторная координация
    • 4. 3. Речевое развитие
    • 4. 4. Социальная адаптация
    • 4. 5. Половые особенности психомоторного развития
    • 4. 6. Клинический пример психомоторного развития ребенка, воспитывающегося в доме ребенка
  • Глава 5. Взаимосвязь физического и психомоторного развития детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга
    • 5. 1. Взаимосвязь физического развития и формирования общей моторики у детей
    • 5. 2. Взаимосвязь физического развития и формирования тонкой моторики у детей
    • 5. 3. Взаимосвязь физического развития и формирования речи у детей
    • 5. 4. Взаимосвязь физического развития и формирования социально-адаптивных функций у детей

Развитие детей раннего возраста в домах ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Изучение здоровья и факторов его определяющих является одной из важнейших проблем педиатрии [Воронцов И.М., 1985; Седов К. Р., 1988; Чернуха А. Д., 1992; Гун Г. Е., 1994; Betz C.L., 1994; Bloomberg L., 1994; Wehr E., 1994]. Еще в 60-х годах прошлого столетия при оценке состояния здоровья предложено учитывать помимо функционального состояния органов и систем, резистентности и реактивности организма, наличия хронической (в том числе врожденной) патологии, уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития [Громбах М.С., 1967], особенно важные показатели здоровья детей в первые годы жизни.

Оценка роста и развития ребенка — важнейший раздел практической работы врача-педиатра, так как физическое и психомоторное развитие являются индикаторами здоровья и четко реагируют на воздействия внешней среды. Известно, что рост и развитие ребенка подчинены видоспецифической и индивидуальной программе онтогенеза, которая дополняется регуляторными влияниями нейроэндокринной системы при обязательном участии средовых факторов. Взаимодействие этих регуляторов роста в онтогенезе реализуется в индивидуальных, фенотипических особенностях организма, достигающего определенного уровня физического и биологического потенциала со свойственными ему функциональными и адаптивными возможностями.

Общепризнано, что на рост и развитие детей оказывает влияние целый ряд факторов: социально-гигиенических, медико-биологических, социально-экономических, медико-организационных и др. [Веселов Н.Г., 1987, 1992; Гри-цинская B. JL, 1993; Hauser R.M., 1994; Lindgren G., 1994].

Роль «средовых факторов» чрезвычайно велика и многообразна: от сугубо частных моментов (социально-экономическое положение семьи, качество жилища, взаимоотношения «семья — ребенок», проживание в городе или сельских условиях), до общегосударственных проблем (неблагоприятная экологическая ситуация в зоне проживания, низкий уровень медицинского обслуживания, влияния войн, локальных вооруженных конфликтов, проблемы беженцев и т. д.) [Хомич М.М., 1996]. Особое внимание отводят фактору питания, определяющему скорость, потенциал роста и конечные его результаты [Смоляр В.И., 1982; Юрьев В. В. и др., 2003]< Для полноценного развития ребенка необходимы адекватная физическая активность с оптимальной информационной нагрузкой, достаточность сна и ощущение эмоционального комфорта, доброжелательности со стороны любящих родителей. Острые (особенно частые, повторные) и хронические заболевания ребенка также влияют на процессы роста [Юрьев В.В. и др., 2003]. Немаловажная роль отводится характеристике семьи, окружения и воспитания ребенка [Каткова И.П., Сафарова С. Н., 1988; Максимова Т. М., 1991; Douglas I., 1991]. Подтверждено отрицательное влияние стрессовых ситуаций в семье на здоровье детей [Исаев Д.Н., 1994; Haggerty R.J., 1986]. Именно социально-биологические, социально-гигиенические факторы, жилищные условия и образ жизни ребенка становятся факторами риска для его здоровья, как в периоде детства, так и в отдаленном будущем. Отмечено, что социальная депри-вация оказывает непосредственное влияние на нервно-психическое и физическое развитие ребенка, заболеваемость [Альбицкий В.Ю., Сигал Т. М., Ананьин С. А., 1994].

В последние годы в России отмечается значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно их выявляется более 105 тыс. человек. В 249 домах ребенка воспитывается 19,3 тыс. детей (Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году).

Проблемам детей, оставшихся без попечения родителей посвящено большое количество исследований в нашей стране [Казберюк Н.А., Замотин Б. А., Светова О. А., 1989, 1991; Новосельская О. М., 1991; Нечаева A.M., 1994; Кри-венко Е.И., 2002; Либова Е. Б., 2003] и за рубежом [Halfon N., Mendonca А., Berkovitz G., 1995; Lindsay S., Chadwick D., Landsverk J., Pierce E., 1993;

Takayama J.I., Wolfe E., Coulter K.P., 1998]. Работы изучают медико-социальные аспекты [Березовский И.В., 1994; Михайлина М. Ю. 1997; Васильков А. А., 2001; Гасиловская Т. А., 2002; Кузнецова Е. Ю., 2002], оценку развития, состояния здоровья, заболеваемости [Ефименко О.В., 1991; Исаев Д. Н., Попов В. Н., 1991; Мекошвили Э. Г., 1992; Кануков А. С., Лазарев В. В., Баева Л. Х., Лазарев К. В., 1996; Лещенко М. В., Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрухт Э. Л., 2000], а также оптимальные пути реабилитационных мероприятий [Макарова В.И., 1990; Волкова Е. А., 1992; Гусарова Г. И., 2000; Конова С. Р., 2002].

Все дети, направленные в специализированные дома ребенка, подпадают под категорию «дети с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья» [Грандилевская О.Л., Кузнецова Е. Ю., Либова Е. Б., 2004].

Общеизвестно, что социальная микросреда накладывает отпечаток на поведение детей [Орел В.И., Кузнецова Е. Ю., Либова Е. Б., 2004]. Воспитание детей в домах ребенка осложняется различными видами депривации (сенсорной, информационной, материнской и др.). Уже к концу первого полугодия жизни это влияние, присущее сиротским учреждениям, у ребенка заметно, что и обуславливает 100% диагностику различных типов недостаточности развития высших психических функций [Грандилевская О.Л., Кузнецова Е. Ю., Либова Е. Б., 2004]. Ухудшение состояния здоровья детей за год пребывания в доме ребенка было показано Н. А. Казберюк и соавт. [1989]. Общеизвестно, что у детей, воспитывающихся в домах ребенка, более часто встречается патология со стороны центральной нервной системы [Лещенко М.В., Прилепина И. А., 1999, Либова Е. Б., 2003], характерно наличие фоновых состояний — рахита, анемии, гипотрофии [Лещенко М.В., Прилепина И. А., 1999, Либова Е. Б., 2003]. У воспитанников домов ребенка высока острая заболеваемость во всех возрастных группах, чаще регистрируются рецидивирующие и осложненные течения заболеваний [Лещенко М.В., Прилепина И. А., 1999; Кривенко Е. И., 2002; Либова Е. Б., 2003]. Первое место в структуре и частоте заболеваемости детей, воспитывающихся в специализированных домах ребенка, занимают болезни органов дыхания, второе — болезни нервной системы. Среди неврологической патологии преобладает церебральная ишемия I-II степени [Орел В.И., Кузнецова Е. Ю., Либова Е. Б., 2004]. В результате последних исследований выявлено увеличение распространенности болезней нервной системы, болезней глаз и уха в два раза по сравнению с аналогичными данными, полученными в начале 90-х годов [Кузнецова Е.Ю., 1992; Орел В. И., Кузнецова Е. Ю., Либова Е. Б., 2004]. Среди причин частой заболеваемости отмечается неадекватность питания и восполнения физиологических потребностей состоянию здоровья [Лещенко М.В., Прилепина И. А., 1999]. В результате исследований выявлено, что у детей — воспитанников домов ребенка, особенно первых двух лет жизни, имеются значительные изменения в иммунном статусе организма [Волкова Е.А., 1999].

В результате исследований показано, что дети, воспитывающиеся в домах ребенка, часто отстают в физическом развитии. Высок удельный вес детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием, недостаточностью питания. Подавляющее большинство из них имеют отклонения в психическом развитии, в том числе выражено отставание в речевом развитии, особенно в становлении моторной речи [Филькина О.М., 1996; Федяева Г. А., Гусева Т. Н., Бимбасова Т. А., 2001; Кривенко Е. И., 2002; Либова Е. Б., 2003].

Несмотря на большое число работ, посвященных оценке состояния здоровья детей, лишенных родительской опеки и воспитывающихся в специализированных детских учреждениях, в просмотренной литературе не встретились публикации по комплексной оценке физического и психомоторного развития детей, клинических показателей биологической зрелости с учетом половых различий и при условии минимального влияния внутренних факторов. Учитывая вышеизложенное, проведенная работа представляет интерес.

Цель исследования. На основании оценки развития детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга, предложить методы контроля и реабилитации.

Задачи исследования. Для выполнения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить критерии отбора детей, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга, в группу анализа их роста и развития.

2. Оценить физическое и психомоторное развитие обследованных детей.

3. Проанализировать уровень биологической зрелости этих детей.

4. Выявить особенности роста и развития обследованных детей в зависимости от пола.

5. Проанализировать связь между физическим и психомоторным развитием.

6. На основании полученных данных предложить адекватные методы контроля над развитием детей и определить сроки и направления по организации методов реабилитации.

Научная новизна исследования заключается в том, что проведена комплексная оценка физического и психомоторного развития детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга. Выявлены особенности физического и психомоторного развития этих детей с учетом возраста, пола и биологической зрелости. Впервые показана сопряженность формирования навыков психомоторного развития с данными антропометрии.

Научно-практическая значимость работы заключается в выделении приоритетных направлений реабилитационных мероприятий, по данным комплексной оценки физического и психомоторного развития, в работе с детьми, воспитывающихся в домах ребенка. Обоснована необходимость оценки психомоторного развития с учетом значений антропометрических показателей.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Рост и развитие детей, воспитывающихся в домах ребенка, имеют значимые отличия по сравнению со средними популяционными «нормами».

— 92. Особенности физического, психомоторного развития и уровня биологической зрелости у детей первых двух лет жизни, воспитывающихся в домах ребенка, имеют выраженные отличия в зависимости от возраста. 3. Комплексная оценка развития ребенка раннего возраста должна учитывать взаимосвязь между параметрами физического и психомоторного развития.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня рождения проф. Н. Г. Веселова (Санкт-Петербург, 2000 г.) — городской научно-практической конференции «Вопросы реабилитации» (Санкт-Петербург, 2001 г.), юбилейной конференции, посвященной 100-летию клинической больницы Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии и 80-летию Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии (Санкт-Петербург, 2005 г).

Результаты работы внедрены в практическую деятельность домов ребенка Санкт-Петербурга. Материалы диссертации используются при проведении практических занятий на кафедре пропедевтики детских болезней Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии. Проведенная работа является разделом НИР кафедры пропедевтики детских болезней СПбГПМА (шифр темы № 4 217): «Рост и развитие ребенка» (шифр темы: № 4 217- № госрегистрации 1 200 313 816).

По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.

Личный вклад автора. Автором определены цель, задачи и объем исследованиясамостоятельно разработана анкета комплексной оценки физического и психомоторного развития, произведен сбор материала, включающий выкопи-ровку необходимых сведений из первичной медицинской документации (Форма 112−1/у-00) и осмотр детей с оценкой их антропометрических показателей и психомоторного развитияпроведена обработка, анализ и научное обоснование полученных данных.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Текст изложен на 182 страницах машинописного текста, иллюстрирован 30 таблицами, 62 рисунками (среди которых 22 диаграммы и 40 графиков).

Библиографический указатель содержит 237 источников, из них 183 отечественных, 54 зарубежных.

выводы.

1. Физическое развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка Санкт-Петербурга, несмотря на приближающиеся к средним статистическим показателям физического развития в первые месяцы жизни, в последующем имеет особенности. С возрастом увеличивается число детей со сниженными значениями всех антропометрических показателей, в первую очередь, длины тела. Максимальное увеличение числа детей с низкорослостью приходится на второе полугодие жизни и к одному году жизни составляет 31,5%, а к двум годам — 41,9%. Отмечена более частая встречаемость дисгармоничного и резко дисгармоничного физического состояния, в основном, — за счет дефицита массы тела, максимальное увеличение числа детей с очень низким состоянием питания отмечено к 1,5 годам — 20,6%. Тенденция к улучшению некоторых параметров физического развития отмечена к концу второго года жизни.

2. У обследованных детей констатировано нарушение (задержка) биологического развития, о чем свидетельствуют возрастные изменения показателей длины тела, окружности головы, отклонения в начальных сроках прорезывания молочных зубов и значения индекса пропорциональности окружность головы/длина тела.

3. Отклонения (отставание, задержка) по всем уровням психомоторного развития в данной группе детей, по сравнению со средневозрастными показателями, встречаются чаще и наиболее отчетливо проявляются во втором полугодии жизни.

4. Выявлена «дисгармоничность» в психомоторном развитии детей. Число детей с отклонениями в формировании навыков общей моторики и социальной адаптации после 12 месяцев уменьшается и нивелируется к двум годам жизни, в развитии тонких моторных функций — сохраняется неизменным от 6 до 24 месяцев жизни. В речевом развитии — увеличивается в течение всего оцениваемого периода, и к двум годам жизни число детей с отклонениями в речевом развитии отмечается у половины (50,0%) обследованных детей.

5. Половые особенности заключаются в большей частоте отклонений в физическом и психомоторном развитии на первом году жизни у девочек, по сравнению с мальчиками. К концу второго года жизни различия по полу в основных антропометрических показателях не выражены, а в психомоторном — отклонения в развитии тонкой моторики и социально-адаптивных навыков у мальчиков констатированы чаще. I.

6. Существует взаимосвязь между физическим и психомоторным развитием. Дети со средними значениями антропометрических показателей, в отличие от детей с низкими, чаще формируют навыки психомоторного развития в соответствующие возрасту сроки.

7. Становление отдельных уровней психомоторного развития связано с разными антропометрическими показателями. Формирование общей моторики наиболее сопряжено с показателями длины тела, окружности головы, гармоничности физического состояния и мало связано с состоянием питания, становление навыков социальной адаптации — с длиной тела и гармоничностью физического развития, а развитие тонкой моторики и речи — со всеми оцениваемыми показателями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Индивидуальная оценка роста и развития ребенка должна учитывать динамику и взаимосвязь физического и психомоторного развития.

2. У детей с выраженными отклонениями в физическом и психомоторном развитии необходима оценка биологической зрелости с использованием доступных клинических показателей.

3. Объем реабилитационных мероприятий целесообразно увеличить в критические для роста и развития периоды. В план профилактического наблюдения за детьми первых двух лет жизни, воспитывающихся в домах ребенка целесообразно включить осмотр эндокринолога в возрасте 12 и 24 месяцев, диетолога в возрасте от 15 до 18 месяцев и интенсифицировать занятия с логопедом со второго полугодия и на протяжении всего второго года жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Н. Развитие мышления у детей в условиях дома ребенка. // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии: Материалы XLI Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых-оториноларингологов. — СПб., 1994. —С. 161−168.
  2. Э.И., Либова Е. Б. Монтессори-терапия в комплексе методов реабилитации детей с проблемами в развитии // Вопросы реабилитации: Сборник докладов гор. научно-практ. конф. — СПб., 2001. — С. 71−74.
  3. Л.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977. — 297с.
  4. Ю.С. Психомоторное развитие детей, перенесших оперативные вмешательства и интенсивную терапию в периоде новорожденно-сти: Дис.. канд. медиц. наук. — СПб. — 1994. — 139 с.
  5. С.В. Экология детства: проблема сохранения здоровья детей как условие устойчивого развития общества // Экология детства: социальные и медицинские проблемы. — СПб., 1994. — С. 6−9.
  6. Е.И. Влияние уровня нервно-психического и биологического развития ребенка на адаптацию к детскому дошкольному учреждению: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — СПб. — 1993. — 23с.
  7. В.Ю. Образ жизни и состояние здоровья детей дошкольного возраста // Здравоохранение Российской Федерации. — 1985. — № 12. — С.12−16.
  8. В.Ю., Ананьин С. А. Особенности образа жизни воспитанников общеобразовательных школ-интернатов и детских домов // Социально-гигиенические и организационные проблемы педиатрии. — Сб. научн. трудов. — Л., 1989. — С.96−99.
  9. В.Ю., Ананьин С. А., Сорокин А. В. и др. Организация медико-социальной помощи детям // Здравоохранение Российской Федерации. — Л., 1993. —№ 3. — С.10−11.
  10. В.Ю., Баранов А. А. Об образе жизни детей дошкольного возраста// Гигиена и санитария. — 1985. — № 6. — С.41−43.
  11. В.Ю., Волкова Г. М. Дети из многодетных семей: образ жизни, состояние здоровья, оптимизация медико-социальной помощи // Рос. педиатрический журнал. — 1999. — № 4. — С.1−18.
  12. В.Ю., Сигал Т. М., Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из социопатических семей // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. — 1994. — Т. 39. — № 1. — С.8−11.
  13. В.Ю., Сорокин А. В. Состояние здоровья, образ и условия жизни детей медико-демографического риска. // Здравоохранение Российской Федерации. — 1994. — № 1. — С. 30−34.
  14. М.В., Бородкина Г. Б., Кузнецова Л. М. и др. Проблемы здоровья детей и их физического развития // Здравоохранение Российской Федерации. — 1999. — № 5. — С. 17−21.
  15. Г. Л., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Нарушения психо-речевого развития и направления абилитации детей раннего возраста с психоневрологической патологией. // Экология человека. — 1998. — № 4. — С.56−57.
  16. Н.Р. Оценка состояния здоровья детей с учетом воздействия образа жизни и окружающей среды в городе и сельской местности: Авто-реф. дис. канд. медиц. наук. — СПб — 1996. — 22с.
  17. И.А. Физиология развития детей. — Пущино: НЦБИ АН СССР, 1985. —36с.
  18. В.М., Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. — СПб: Питер, 2001. — 379с.
  19. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. — М.: МГУ, 1986. — 92с.- 16 220. Балобанова В. П., Пасторова А. Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста. — СПб., 1998. — 18с.
  20. М.М., Дмитриев В. И. Некоторые мнения врачей о проблеме улучшения здоровья детей раннего возраста // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1997. — № 3. —с.33−36.
  21. Е.В. Становление физического и нервно-психического развития у детей с задержкой внутриутробного развития: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — Иваново. — 1995. — 16с.
  22. Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1985. — 320с.
  23. И.В. Социально-гигиеническая характеристика детей, воспитывающихся в детских домах. // Здравоохранение Рос. Федерации. — 1994. — № 2. — С.26−28.
  24. А. Психическое развитие ребенка. / Пер. с франц. — СПб.: Питер: Питер бук, 2001. — 208с.
  25. В.А., Цехмистренко Т. А., Шумейко Н. С. Этапность в развитии корковых структур мозга детей и подростков. // Современные проблемы профилактической педиатрии: Материалы VIII Конгресса педиатров России. — М., 2003. — С. 80−81.
  26. А.А. Медико-социальные проблемы детей-сирот. // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2001. — № 2. — С.32−34.
  27. Ю.Е. Рост ребенка, закономерности развития, конституциональные особенности и нарушения детей. // Приложение к Российскому педиатрическому журналу. — М., 2000. — 68с.
  28. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. — 2000. — № 1. — С.5−9.
  29. Д. и др. Реабилитация детей-инвалидов. — М., 1995. — 127с.
  30. Н.Г. и др. Комплексная оценка здоровья детей. // Здравоохранение Российской Федерации. — 1986. — № 6 — С. 17−20.
  31. Н.Г. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы. — Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1992. — 192с.
  32. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. / Под ред. Р. В. Тонковой -Ямпольской и др. — М.: Медицина, 1984. — 207с.
  33. Е.А. Состояние здоровья детей раннего возраста в домах ребенка и система их оздоровления: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — М. — 1992. —21с.
  34. Е.А. Состояние защитных функций организма детей раннего возраста в домах ребенка. // Пятый конгресс педиатров России «Здоровый ребенок»: Материалы конгресса педиатров России. — М., 1999. — С. 300 301.
  35. Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 70с.
  36. Вопросы реабилитации (Сб. докл. гор. науч.-практ. конф. 25 мая 2000 г. (под ред. С. В. Алексеева, В. К. Юрьева и др.). — СПб.: ГПМА, 2001. — 153с.
  37. И.М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. — 1985. — № 6. — С. 6−11.
  38. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. — Л.: Изд-во ЛПМИ, 1986. — 65с.
  39. И.М. Здоровье детей как цель и проблема педиатрии // Социально-гигиенические и организационные проблемы педиатрии. Сб. научн. трудов ЛПМИ. — Л., 1989. — С. 53−60.
  40. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача // Рос. педиатрический журнал. — 1999. — № 2. — С.6−13.
  41. И.М., Маталыгина О. А. К проблеме формирования стандартизованных шкал оценки риска в экологии детства / В кн: Экология детства: социальные и медицинские проблемы. — СПб., 1994. — С. 13−14.
  42. Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб: СОЮЗ, 1997. — 224с.
  43. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей в 2000 г. / Изд. Мин. образ. РФ и Упр. соц.-педагог. поддержки и реабил. детей —М., 2001. — 11с.
  44. Т.А. Дети-сироты на этапе оформления в интернатные учреждения (медико-социальное исследование): Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — Казань. — 2002. — 22с.
  45. С. Медико-биологическая статистика. Практическое руководство: Пер. с англ. — М.: Практика, 1994. — 600с.
  46. Л.Г., Печора К. Л. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. — М.: Медицина, 1993. — 26с.
  47. В.И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QDL) новый инструмент оценки развития детей.1. СПб: Речь, 2001. — 197с.
  48. С.В. Нарушения раннего речевого развития в условиях полной материнской депривации. // Социально-гигиенические и организационные проблемы педиатрии: Сб. научных трудов. — Ленинград, 1989. — С. 350 351.
  49. В.Л. Рост, развитие и некоторые функциональные резервы детей дошкольного возраста в экологических условиях западного участка Байкало-Амурской железной дороги: Автореф. дис.. канд. медиц. наук.1. Красноярск — 1993. — 19с.
  50. С.М. К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. — 1967. — № 4. — С. 87−90.
  51. С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник АМН СССР. — 1981. — № 1. — С. 29−35.
  52. Гун Г. Е. Особенности организации медико-профилактической помощи в условиях Кольского Севера и пути ее оптимизации: Автореф. дис.. канд.мед.наук. — СПб. — 1994. — 21с.
  53. Г. И. Медико-социальная реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. медиц. наук.1. М. — 2000. — 21с.
  54. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. / Под ред. Доскина В. А., Рахмановой М. Н. — М., 1993. — 105с.
  55. В.Д. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи. — СПб.: Учитель и ученик: Корона принт, 2003. — 160с.
  56. В.А., Авдеева Т. Г., Сулимова Н. В., Кузьменкова С. Н. Особенности соматического и нервно-психического здоровья детей из социально неблагополучных условий. // Рос. педиатрический журнал. — 2001. — № 1. — С.19−21.
  57. В.А., Вельтищев Ю. Е. Лечебная педагогика Марии Монтессори и детская реабилитология // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. — 2000. — № 2. — С.24−27.
  58. Н.В., Русакова Е. М., Кащеева Г. И. Педиатрия. Учебное пособие. — Минск: Вышейша школа, 1997. — 524с.
  59. О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — М. — 1991. — 22с.
  60. О.В. Состояние здоровья детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка. // Педиатрия. — 1991. — № 5. — С. 100−103.
  61. А.Г. Соматотипирование в оценке физического развития спортсменов. /В кн.: Новости спортивной и медицинской антропологии (Ред. Б.А. Никитюк). — М., 1990. — Вып.1. — С.75−77.
  62. Жук Е. Г. Гигиеническая концепция здорового образа жизни // Гигиена и санитария. — 1990. — № 6. — С.68−71.
  63. Л.Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — 272с.
  64. В.П. Наследственные и средовые факторы в формировании фенотипов показателей физического развития детей 1-го года жизни. // Педиатрия. — 1986. — № 6. — С. 43−46.
  65. Иванов — Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. — М.: Медгиз, 1952. — 296с.
  66. Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. Лекции. — СПб., 1994. — С. 54−57.
  67. Д.Н., Попов В. Н. Влияние госпитализации на психологическое состояние детей, воспитывающихся в ПНДР. // Вопросы охраны материнства и детства. — 1991. — № 1. — С. 38−41.
  68. Н.А. Эпидемиологический мониторинг и прогнозирование состояния здоровья детей дома ребенка: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — Рязань. — 1996. — 26с.
  69. Н.А., Замотин Б. А., Мастюкова Е. М. Характер влияния отдельных факторов риска и их групп на состояние здоровья детей дома ребенка в период адаптации. // Дефектология. — 1996. — № 4. — С. 10−14.
  70. Н.А., Замотин Б. А., Светова О. А. Медико-социальная характеристика детей, поступающих в дом ребенка. // Здравоохранение Российской Федерации. — 1989. — № 10. — С. 37−40.
  71. Н.А., Светова О. А., Замотин Б. А. Опыт комплексной оценки состояния здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка // Здравоохранение Российской Федерации. — 1991. — № 6. — С. 16−18.
  72. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 191с.
  73. С.С., Волков А. И., Ипатов Ю. П. и др. Состояние здоровья и перспективы реабилитации детей ранней возрастной группы. // Здравоохранение Рос. Федерации. — 1999. — № 4. — С.23−25.
  74. И.П., Сафарова С. И. Сравнительная характеристика заболеваемости детей раннего возраста в неполных и полных семьях // Советское здравоохранение. — 1988. — № 5. — С. 43−45.
  75. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституции человека. — Л.: Наука, 1979. — 211с.
  76. Г. А. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста: учебно-методическое пособие МЗ России, Омская гос. мед. академия. — Омск, 1995.— 110с.
  77. Е.В., Лемке Н. П., Леушина Л. И., Мухамедрахимов Р. Ж. и др. России нужен закон о раннем вмешательстве. — СПб., 1996. — 34с.
  78. Е.В., Мухамедрахимов Р. Ж. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» — первая в России программа раннего вмешательства. // Педиатрия. — 1998. — № 1. — С.88−89.
  79. С.Р. Совершенствование организации медицинского обеспечения детей, воспитывающихся в домах ребенка: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — Иваново. — 2002. — 22с.
  80. Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего возраста. Методические рекомендации. / Дружинина Л. В., Дубинина И. Д., Юрко Г. П. и др. — М.: Минздрав СССР, 1982. — 33с.
  81. Н.И. О влиянии питания, роста и некоторых эндокринных факторов на физиологическую деятельность головного мозга у детей. / Вкн.: Проблемы кортико-висцеральной патологии. — М., 1949. — С. 376 384.
  82. Е.И. Состояние здоровья и организация медико-социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — Уфа. — 2002. — 24с.
  83. Д.Н. Критические периоды формирования личности./ В кн.: Здоровье, развитие, личность. — М.: Медицина, 1990. — С. 210−221.
  84. Е.Ю. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья детей домов ребенка (программа и методика) // Социально-гигиенические и организационные проблемы педиатрии. Сб. научн. трудов ЛПМИ. — Л., 1989. — С.41−52.
  85. Е.Ю. Здоровье детей, воспитывающихся в домах ребенка общего профиля и пути его улучшения: Автореф. дис.. канд. медиц. наук.1. СПб.— 1992. —16с.
  86. Е.Ю., Либова Е. Б. Медико-социальные проблемы здоровья детей воспитанников домов ребенка. // Актуальные проблемы специального образования: Тезисы третьей научно-практ. конф. — СПб., 2002. — С.110−112.
  87. Г. Ф. Биометрия. — М., 1973. — 343с.
  88. М.В., Прилепина И. А. Применение витаминных препаратов в реабилитации воспитанников Домов ребенка. // Пятый конгресс педиатров России «Здоровый ребенок»: Материалы конгресса педиатров России.1. М.: 1999. —С. 151.
  89. М.В., Тонкова Ямпольская Р.В., Фрухт Э. Л. Состояние здоровья и развитие детей воспитанников Домов ребенка. // Рос. Педиатрический журнал. — 2000. — № 1. — С.48−49.
  90. Е.Б. О деятельности домов ребенка Санкт-Петербурга в 1996 году. // Экология и здоровье детей — основа устойчивого развития общества: Материалы III Всероссийского конгресса. — СПб, 1997. — С. 39−41.
  91. Е.Б. Медико-социальная характеристика детей, воспитывающихся в домах ребенка, и пути их реабилитации: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — СПб. — 2003. — 22с.
  92. Е.Б., Кузнецова Е. Ю. Медико-социальная характеристика детей, воспитывающихся в домах ребенка. // Вопросы современной педиатрии: Научно-практ. журнал Союза педиатров России. — Том 2. — М., 2003. — С.200.
  93. А.В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. — СПб.: Фолиант, 2000. — 928с.
  94. В.И. Организация лечебно-профилактической помощи в Доме ребенка: методические рекомендации. — Архангельск, 1990. — 24с.
  95. Н.А. Физическое развитие детей в условиях формирования новой социальной структуры населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 1998. — № 2. — С. 14−19.
  96. Т.М. Некоторые особенности состояния здоровья часто болеющих детей раннего возраста // Сов. Здравоохранение. — 1991. — № 9. — С. 24−27.
  97. Т.М., Орлова Е. В. Этнотерриториальные особенности длины тела городских детей // Сов. Здравоохранение. — 1990. —"№ 4. — С. 1822.
  98. Т.М., Янина В. Н. К методике построения единых таблиц для оценки физического развития детского населения // Здравоохранение Российской Федерации. — 1984. — № И. — С. 12.
  99. Т.М., Янина В. Н., Сеглениеце К. Б., Джафарова С. А., Гольцер Н. Э., Оноприенко А. В. Комплексная индивидуальная оценка физического развития детей 1−11 лет по единым межгрупповым стандартам // Педиатрия. — 1990. — № 6. — С.56−60.
  100. О.И. Тактика реабилитации детей с задержками нервно-психического развития // Русский медицинский журнал. — 2000. — Том 8. — № 18. —С. 119.
  101. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1992. — 95с.
  102. Медико-организационные технологии в работе врача дома ребенка. / Под общ. ред. В .И. Орла, JI.B. Эрмана. — СПб.: Издание СПбГПМА, 2004. — 180с.
  103. Медико-социальные и организационные проблемы материнства и детства: Учебное пособие. / Под ред. проф. Н. Г. Веселова. — СПб.: ППМИ, 1994.184с.
  104. Э.Г. Неврологические нарушения у детей в домах ребенка и пути их социально-неврологической реабилитации: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — Казань. — 1992. — 22с.
  105. Метод количественной оценки двигательных, речевых и психических функций ребенка для раннего выявления задержки возрастного развития: Методические рекомендации № 99/224 / JI.T. Журба, О. В. Тимонина / — М.: Вита-Пресс, 2001. — 47с.
  106. Методы исследования и- оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Методические рекомендации. — Минск: МГМИ, 2000. — 25с.
  107. Н.Н., Соловьева B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 182с.
  108. М.Ю. Социальная адаптация депривированных детей, социокультурный аспект. Социология духовной жизни: Автореф. дис.. докт. медиц. наук. — Саратов. — 1997. — 21с.
  109. Л.Ф. Влияние условий и образа жизни на здоровье детей // Педиатрия. — 1990. — № 3. — С. 72−76.
  110. Т.К., Лоскутова И. Е. Особенности психомоторного развития детей с дистрофией пренатального происхождения. // Педиатрия. — 1981.9. — С. 14−17.
  111. О.М. Оптимизация социальной и медико-организационной помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. медиц. наук. — М. — 1991. — 23с.
  112. Оздоровительная и воспитательная работа в домах ребенка. / Сост. Фрухт Э. Л. — М.: Просвещение, 1989. — 192с.
  113. В.И., Суслова Г. А., Либова Е. Б., Сахан Л. Н. Пути совершенствования оздоровительных мероприятий в детских дошкольных учреждениях. // Современные проблемы профилактической педиатрии: Материалы VIII Конгресса педиатров России. — М., 2003. — С. 260.
  114. Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. — М.: Медицина, 1996. — 288с.
  115. Оценка основных антропометрических показателей и некоторых физиологических параметров у детей Северо-Запада. Методические рекомендации. / Под ред. проф Юрьева В. В, проф. Симаходского А. С. — СПб., 2000. — 64с.
  116. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. В помощь педагогу детского сада. / СПб ГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., изд. «Акцидент», 1995. — 35с.
  117. Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни: Учебное пособие. — М.: ЦОЛИУВ, 1979. — 30с.
  118. Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста: методические рекомендации. — М., 1996.— 71с.
  119. Педиатрия. Руководство по педиатрии. Общие вопросы. Книга 1. / Пер. с англ. / Под ред. Бермана Р. Е., Вогана В. К. — М.: Медицина, 1991. — 704с.
  120. К.JI. К оценке психического развития детей раннего возраста // Педиатрия. — 1985. — № 4. — С. 27−29.
  121. К.Л., Голубева Л. Г., Фрухт Э. Л., Пантюхина Г. В. Нервно-психическое развитие как показатель состояния здоровья детей раннего возраста // Педиатрия. — 1990. — № 1. — С. 99−100.
  122. К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1986. — 143с.
  123. В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их абилитации в психоневрологическом доме ребенка: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — СПб. — 1998. — 23 с.
  124. Проблемы детства в России: перспективы раннего вмешательства и ранней профилактики: Материалы Международной научно-практич. конф. 57 апреля 1994 г. — СПб, 1995. — 134с.
  125. Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. / Материалы научно-практич. конф./"Под ред, член-корр. РАМН, проф. Сидорова П. И. -Архангельск: Изд. АГМА, 1998. — С. 67−69, С. 78−80.
  126. Психологические особенности детей из домов ребенка. / Под. ред. проф. Лильиной Э. Л. — М.: Медицина, 1999. — 23с.
  127. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов: Учебное пособие. / Под общей ред. М. М. Семаго — М.: АРКТИ, 2001. — 133с.
  128. И.И., Горбунов B.C. Заболеваемость детей раннего возраста в зависимости от условий их воспитания // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 1998. — № 6. — С.12−13.
  129. В.Н. Клинические и социально-гигиенические аспекты состояния здоровья детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Владивосток. — 2000. — 25с.
  130. .Ж. Образ жизни и здоровье детей // Педиатрия. — 1990. — № 6. — С.79−82.- 174 145. Реабилитационные службы помощи детям (документы: извлечения, проекты положений, рекомендации). — СПб.: Мэрия СПб, Комитет по образованию, 1993. — 111с.
  131. Рост и развитие детей и подростков. / Под ред. А. И. Шнирельмана. Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Серия Антропология. — М., 1989. — Т.З. — 199с.
  132. Руководство для врачей домов ребенка. / Под ред. Дружининой JI.B., Дружининой Э. Л. — М.: Медицина, 1987. — 320с.
  133. В.Н., Воронцов И. М., Веселов Н. Г. История развития ребенка. — Л.: ЛПМИ, 1989. — 208с.
  134. В.Н., Прошунина В. К., Крупкин М. Я. Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста в «Истории развития ребенка». // Вопросы охраны материнства и детства. — 1988. — № 1. — С. 8−13.
  135. Т.И. Клиническая эволюция логопедо-психологического и неврологического статуса ребенка первого года жизни. — СПб., 1997. — 42с.
  136. Н. С., Горюнова А. В., Маслова О. И. Диагностическое значение методики «Гном» в оценке нервно-психического развития детей с нарушениями речи // Вестн. практ. неврологии. — 1997. — № 3. — С. 72−73.
  137. О.И., Терентьева А. В., Рожнов А. А. Уровень нервно-психического развития детей младшего возраста и возможности их адаптации в организованном коллективе. // Неврология и психология им. С. С. Корсакова. — 1993. — № 5. — С. 64−65.
  138. И.А., Симерницкая Э. Г., Осипенко Т. Н. Неврологическая и нейропсихологическая характеристика «функционального виража» в критическом дошкольном периоде. // Педиатрия. — 1989. — № 1. — С. 13−19.
  139. В.И. Нарушения роста у детей и подростков, их распространенность, генез и систематизация. // Педиатрия. — 1982. — № 5. — С. 48−53.
  140. В.И., Перепуст JI.A. Особенности развития костной системы у детей и подростков с задержкой роста. // Гигиена и санитария. — 1982. — № 8. — С. 44−46.
  141. В.Д. Образ жизни и здоровье детей и подростков // Здравоохранение Российской Федерации. — 1985. — № 4. — С. 21−25.
  142. К.В. Психологическая коррекция нарушений развития детей первого года жизни, воспитывающихся в условиях социальной депривации. // Особый ребенок и его окружение. Сб. материалов междунар. конференции. — М., 1994. — С. 39−40.
  143. Т.Н., Пашкевич В. В., Конь И. Я. Сравнительная оценка состояния здоровья детей в раннем возрасте в зависимости от характера вскармливания на первом году жизни // Педиатрия. — 2001. — № 3. — С. 72−76.
  144. Состояние здоровья и диспансеризация детей: Руководство. // Под ред. Дружининой JI.B. — М.: Медицина, 1987. — 320с.
  145. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. // Под ред. Т. Я. Черток, Г. Нибш. —М.: Медицина, 1987. — 256с.
  146. С.М., Ермохина Т. А. Семья — основа здоровья детей. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 1994. — № 3. — С. 17−19.
  147. Н.В. Состояние здоровья и прогнозирование отклонений в нервно-психическом развитии детей из социально-неблагополучных условий: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Смоленск. — 1999. — 23с.
  148. Г. А. Комплексная реабилитация детей с перинатальными энце-фалопатиями (уч.-мет. пособие для врачей). — СПб., 2000. — 62с.
  149. Г. А., Орел В. И., Стволинский И. Ю., Сахан JI.H. Особенности организации медицинской помощи детям с нарушениями психосоциального развития. //Вопросыреабилитации: Сб. научн. тр. — СПб., 2001. — 74−77.
  150. Г. А., Гусева. Т.И., Бимбасова Т. А. Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни, находящихся в домах ребенка //Педиатрия. — 2001. — № 5. — С. 110−111.
  151. О.М. Возрастные закономерности системной деятельности организма, физического и психического развития дошкольников, их нарушения и профилактика: Автореф. дис.. докт. мед. наук. — Иваново. — 1996. —32с.
  152. Э.Л., Тонкова Ямпольская Р.В., Доскин В. А. Сравнительный анализ шкал развития детей первого года жизни // Российский вестник пери-натологии и педиатрии.: — 1998. — № 2. — С. 39−43.
  153. С.С., Хасина Е. И. Экспериментальная программа психического развития детей первых трех лет жизни в условиях дома ребенка./ Мин-во народн. образ. БССР, НИИ педагогики. — Минск, 1989. — 15с.
  154. С.Б. Постнатальное развитие больных энцефалопатией с различным уровнем стигматизации. // Нижегор. мед. журнал. — 1991. — № 2. — С. 10−13.
  155. М.М. Комплексная медико-социальная оценка здоровья детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в различных регионах Северо-Запада России: Дис.. канд. медиц. наук. Санкт-Петербург. 1996. — 304 с.
  156. А.Д. Социально-гигиенические и экологические факторы здоровья населения Северо-Востока Российской Федерации: Автореф. дис.. докт.мед. наук. — М. — 1992. — 39с.
  157. М.П. К вопросу о влиянии некоторых биологических факторов на здоровье детей // Здравоохранение Российской Федерации. — 1992. — № 9. —С. 12−15.
  158. JI.M., Виноградова А. Д., Хилько А. А. и др. Психическое развитие детей-сирот. — СПб.: ИСП и П, 2000. — 48с.
  159. В.А. Скрининг-тест для оценки физического развития детей дошкольного возраста // Гигиенические вопросы воспитания, обучения и охраны здоровья детей и подростков в условиях промышленного города. Сб. научн. трудов. — Омск, 1985. — С. 65−70.
  160. Г. А. Валеология — наука о здоровье // Методологические и социальные проблемы медицины и биологии: Сб. научных трудов. — М., 1989. — С.140−151.
  161. В.В., Симаходский А. С., Воронович Н. Н., Хомич М. М. Рост и развитие ребенка. — СПб: Питер, 2003. — 272с.
  162. Ю.Г., Кульков В. И., Курьянова Н. Н. Оценка физического развития детей центильным методом // Сов. Здравоохранение. — 1989. — № 12. — С. 26−30.
  163. Ю.А. Популяционный мониторинг состояния физического развития детского населения в гигиене детей и подростков // МРЖ. — р.7.1990. — № 1. — С.26.
  164. А. Психологическое тестирование: Книга 1 // Пер. с англ. под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982. — 320с.
  165. Bauer P.J., Schwade J.A., Wewerka S.S. Planning ahead: goal-directed problem solving by 2-year-olds // Dev. Psychol. — 1999. — Vol. 35. —N5.1. P. 1321−1337.
  166. Betz C.L. An overlooked issue in health care reform (editorial) // I.Pediatr.Nurs. — 1994. — Vol. 9. — N 6. — P. 347−348.
  167. Bloomberg L., et al. The importance of social interaction: a new perspective on social epidemiology, social risk factors, and health // Health. Educ.Q. — 1994.
  168. Vol. 21. — N 4. — P. 447−463.
  169. Chang et al. Management of low birth weight neonates with heart disease // The J. of Pediatrics. — 1994. —Vol. 124.—N3.—P. 461−466.
  170. Chernoff R., Combs-Orme Т., Risley-Curtiss C., Heisler A. Assessing the health status of children entering foster care // Pediatrics. — 1994. — Vol. 93.1. P. 594−601.
  171. Dick N.P. The Denver Development Screening Test // Developmental Medicine and Child Neurology. — 1973. — N 15. — P. 849−850.
  172. Dressier W.W. Social status and the health of families: a model // Soc.Sci.Med.1994. — Vol. 39. —N 12. — P. 1605−1613.
  173. Douglas I. Health survival of infants in different social classic // Lancet. — 1991. — Vol. 6600. — P.440−446.
  174. Evans D.W., Gray F.L., Leckman J.F. The relations between temperament and empathy in 2-eyars-olds // Dev. Psychol. —1999. — Vol. 35. — N 5. — P. 1189−1197.
  175. Frank D.A., Zeisel S.H. Failure to thrive // Pediatr. Clin. North. Amer. — 1988. — Vol. 35.—N6."—P. 1187−1206.
  176. Frankenburg W.K., Dodds J.B. The Denver Developmental Screening Test // J. Pediatr. — 1967. — Vol. 71. — N 2. — P. 181−191.
  177. Galler J.R., Ramsey F., Solimano G. A follow-up study of the effects of early malnutrition on subsequent development. 3. Fine motor skills in adolescence // Pediatr. Res. — 1985. — Vol. 19. — N 6. — P. 524−527.
  178. Hammer L.D., Kraemer H.C., Wilson D.M., Ritter P.L., Donbusch S.M. Standartized Percentile Curves of Body-Mass Index for Children and Adolescents // Archives of Pediatrics and adolescent medicine (AJDC). — 1991. —Vol. 145.—N3.—P.259−263.
  179. Harris P., et al. The illusion of control and optimism about health: on being less at risk but no more in control than others // Br.I.Soc.Psycol. — 1994. — Vol. 33.—N 11 (Pt4). — P. 369−386.
  180. Hauser R.M. Measuring socioeconomic status in studies of child development // Child. Dev. — 1994. — Vol. 65. — N 6. — P. 1541−1545.
  181. Th. Социальная педиатрия и центры социальной педиатрии // Soz/padiatrie. — 1991. — Vol. 13. —N 9. — P. 612−614.
  182. Herschkowitz N., Kagan J., Zilles K. Neurobiological bases of behavioral development in the second year // Neuropediatrics. —1999. —Vol. 30. —N5. — P. 221−230.
  183. Horwitz F.D. Using developmental theory to guide the search for the effects of biological risk factors on the development of children // Amer.Y.Clin.Nutr. — 1989. — Vol. 50. — N 3. — P. 589−597.
  184. Hostetter M.K. Internationally adopted children and cytomegalovirus. // Pediatrics. — 1989. — Vol. 84. — P. 937−938.
  185. Hostetter M.K., Johnson D.E. International adoption: an introduction for physicians. // Am. J. Dis. Child. — 1989. — Vol. 143. — P. 325−332.
  186. Hostetter M.K., Iverson S.L., Dole K., Johnson D.E. Unsuspected infectious diseases and other medical diagnoses in the evaluation of internationally adopted children. // Pediatrics. — 1989. — Vol. 83. — P. 559−564.
  187. Johnson D.E., Iverson S.L., Hostetter M.K. International adoptees (IA): children at exceptionally high risk for mycobacterium tuberculosis infection. // Am. Rev.Resp. Dis. — 1990.—N 141. —P. A 336.
  188. Kaler S.R., Freeman B.J. Analysis of environmental deprivation: cognitive and social development in Romanian orphans. // J. Child Psycol: Psychiat. — 1994.
  189. Vol. 35. — N 4. — P. 769−781.
  190. Kaunitz A.M., Grimes D.A., Kaunitz K.K. A physician’s guide to adoption. // JAMA. — 1987. — Vol. 258. — P. 3537−3541.
  191. Knobloch H., Pasamanick B. Gesell and Amatruda’s developmental diagnosis3d ed. // Hagerstown M.D.: Harper and Row, 1974.
  192. Kuhtz Buschbeck J.P., Boczek Funcke A., Illert М/ et al. Prehension movements and motor development in children // Exp. Brain. Res. — 1999. — Vol. 128. —N 1−2. — P. 65−68.
  193. Lange W.R., Warnock-Eckhart E. Selected infectious disease risks in international adoptees. // Pediatr. Infect. Dis. — 1987. —N6. — P. 447−450.
  194. Lindahl E., Michelsson K. Neuro developmental significance of minor and major congenital anomalies in neonatal high risk children // Neuropediatr. — 1986. — Vol. 17. — P. 86−93.
  195. Lindgren G., et al. Socio-economic circumstances and the growth of Stockholm preschool children: the 1980 birth cohort // Acta Paediatr. — 1994. — Vol. 83.1. N 11,—P. 1209−1211.
  196. Lindquist C.H., Reynolds K.D., Goran M.I. Sociocultural determinants of physical activity among children // Prev. Med. —1999. — Vol. 29. — N 4. — P. 305−312.
  197. Lindsay S., Chadwick D., Landsverk J., Pierce E. A computerized health and education passport for children in out-of-home care: the San Diego model // Child Welfare. — 1993. Vol. 72. — P. 581−594.
  198. I. Социальная педиатрия, реабилитация развития // Der Kinderarzt. — 1990. —N 10. — P. 1439−1449.
  199. Robertson C., Finer N. Term infants with hypoxia-ischemic encephalopathy: outcome at 3−5 years. // Develop. Med. — 1985. — Vol. 27. — N 4. — P. 473 484.
  200. Saigal, et al. Health status of extremely low birth weight children at 8 years // The J. of Pediatrics. — 1994. — Vol. 125. — N 3. — P. 411−417.
  201. Saigal, et al. Quality of life of extremely low birth weight children at age 8 years // The J. of Pediatrics. — 1994. — Vol. 125. — N 3. — P. 418−425.
  202. Sorva R., Lankinen S., Tolppanen E., Perheentupa Y. Variation of growth in height and weight of children. II. Afterinfancy // Acta Paediatr.Scand. — 1990. — Vol. 79. — N 5. — P. 498−506.
  203. Sorva R., Tolppanen' E., Perheentupa Y. Variation of growth in length and weight of children. I. Years 1 and 2 // Acta Paediatr.Scand. — 1990. — Vol. 79.—N5. —P. 490−497.
  204. Tanner J. The growth and development of children // Proc. Roy. Inst. Great Brit. — 1962. — Vol. 39. — N 3. — P. 253.
  205. Takayama J.I., Wolfe E., Coulter K.P. Relationship between reason for placement and medical findings among children in foster care // Pediatrics. — 1998. — Vol. 101. — N 2. — P. 201−206.
  206. Tanner J. Childhood epidemiology. Physical development // Brit. Med. Bull. — 1986. — Vol. 42. — N 2. — P. 131−138.
  207. Thomsen P.H. Children and adolescents with obsessive-compulsive disorder: an analysis of sociodemographic background. A case—control study // Psychopathology. — 1994. — Vol. 27. — N 6. — P. 303−311.
  208. Tirosh Е., Stein М.3 Harel J., Scher A. Hand preference as related to development and behavior in infancy // Percept. Mot. Skills. — 1999. — Vol. 89. —N2. —P. 371−380.
  209. Trasty N., Vik Т., Jacobsen G., Bakketeig L.S. Smoking in pregnancy and children’s mental and motor development at age 1 and 5 years // Early Hum. Dev. — 1999. —Vol. 55. —N2. —P. 137−147.
  210. Von Klitzing K., Simoni H., Burgin D. Child development and early triadic relationsships//Int. J. Psychoanal. — 1999. — Vol. 80. — N 1. —P. 71−89.
  211. Wehr E., et al. Beyond benefits: the importance of a pediatric standard in private insurance contracts to ensuring health care access for children // Future Child. — 1994. —Vol. 4.—N3. —P. 115−133.
  212. Williamson D.W., Wilson G.S., Lifschitz M. H, Thurber S.A. Nonhandicap very-low-birth-weight infants at one year of age: developmental profile. // Pediatr. — 1990, — Vol. 85. — N 3. part 2. — P. 405−410.
  213. Wolff P.H., Tesfai В., Egasso H., Aradom T. The orphans of Eritrea: a comparison study. // J. Child Psycol. Psychiat. — 1995. — Vol. 36. — N 4. — P. 633−644.
  214. Xu F., Carey S., Welch J. Infants' ability to use object kind information for object individuation // Cognition. —1999. — Vol. 70. —N2. — P. 137−166.
Заполнить форму текущей работой