Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтика цикла И.А. Бродского «Осенний крик ястреба»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из примеров выражения этой позиции может служить высказывание Л. Баткина. Характеризуя Бродского как поэта «эпилогического в историческом (стилистическом, психологическом) плане по отношению к русской лирике XVIII — XX веков, <. .> по отношению к собственной поэзии и судьбе», исследователь осмысляет выраженную в стихотворении «Осенний крик ястреба» авторскую семантику прощания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ЦИКЛА
    • 1. 1. Современная теория мотива
    • 1. 2. Принципы изучения лирического цикла
    • 1. 3. Семантическая поэтика и творчество И. Бродского
  • Глава II. ПОЭТИКА ЦИКЛА И. БРОДСКОГО «ОСЕННИЙ КРИК ЯСТРЕБА»
    • 2. 1. История создания и практика издания стихотворений, входящих в цикл
    • 2. 2. Мотивы Слова / Безмолвия в цикле Иосифа Бродского «Осенний крик ястреба»
    • 2. 3. Циклообразующий потенциал системы мотивов в «Осеннем крике ястреба»
    • 2. 4. Антитеза локальной принадлежности Внутри / Снаружи в цикле
    • 2. 5. Целостный анализ стихотворения И. Бродского «Осенний крик ястреба»

Поэтика цикла И.А. Бродского «Осенний крик ястреба» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иосиф Александрович Бродский (1940 — 1996) — выдающийся русский поэт XX столетия, продолжатель в отечественной словесности традиций О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, A.A. Ахматовой. Основную часть творческого наследия Бродского (около 550 произведений) составляют его стихотворения. Кроме этого, он является автором более 150 * стихотворных переводов, свыше 150 стихотворений, написанных на английском языке, автопереводов, романа в стихах, более 20 прозаических произведений, исполненных в основном в жанре эссе, а также двух пьес [84- 1].

Перечень написанного о Бродском в сегодняшнее время содержит сотни рецензий, заметок, статейего-творчеству посвящены конференциио нем написаны научные работы как в России, так и за рубежом. Различные аспекты творчества Бродского затрагивают в своих исследованиях поэты, писатели, философы и литературоведы.

В число наиболее известных специалистов по творчеству Бродского входят JI. Лосев, В. Полухина, А. Ранчин, Е. Эткинд, Я. Гордин, В. Куллэ, М. Крепе, Д. Бетеа, Е. Келебай, Д. Лакербай, И. Плеханова, И: Служевская, Н. Медведева, Д. Ахапкин, Е. Петрушанская и др.

В центре внимания литературоведов находятся самые разные стороны творчества поэта.

Творческая биография Бродского отражена в работах Л. Лосева, В. Полухиной, Я. Гордина, А. Наймана, П. Вайля и А. Гениса, Е. Рейна, В. Уфлянда, Л. Штерн, К. Верхейлаа также в материалах бесед поэта с литераторами, журналистами и филологами, собранных В. Полухиной, и его интервью, опубликованных в книге С. Волкова.

Объектом наблюдения становятся характерные черты поэтики автора в целом (С. Кузнецов, М. Ю. Лотман, М. Ю. Филиппова, А. К. Пейкова, Ю.Б.

Юдин, A.C. Бирюкова, H.JI. Лейдерман, М. Н. Липовецкий, З. Ю. Петрова, Т. В. Шмелева, Д. Л. Лакербай, И. Херлът, Л. Боткин, Я. Л. Клоц, О. Седакова), отдельные особенности его лиризма (Ю. Кублановский, Л. Лосев, И. Винокурова, И. В. Фоменко, Д.Н. Ахапкин).

Исследователей интересуют философские (А. Ранчин, В. Кругликов, И. Плеханова, И. Служевская, Е. Келебай, В. Ерофеев, И. Ю. Абелинскене, А. Расторгуев, П. Е. Спиваковский, И. Шайтанов, С. Н. Лобода, P.C. Спивак, Вяч. Вс. Иванов, С. Минаков, И. Абель, В. Лепахин, К. Фараджев, С. Н. Зотов, P.P. Измайлов, И. Тарковска, П. Хубер) и эстетические (B.C. Баевский, К Ичин, Р. Измайлов, С. Н. Зотов, A.C. Бирюкова) аспекты творчества Бродского.

Большое количество работ посвящено анализу связей творчества Бродского с литературным творчеством разных эпох, разных стран, разных авторов.

Так, активно изучается античность в произведениях Бродского (К. Верхейл, В. Кривулин, К. Ичин, A.B. Успенская, Е. В. Сергеева, И. А. Романов, A.A. Фокин, H.H. Казанский, Т. В. Цивьян, И. И. Ковалева, В. Маранцман, Т. Фунтусова), традиции русской поэзии XVIII века в творчестве поэта (A.M. у.

Ранчин, В. А. Кузнецов, А. Волгина, P.M. Лазарчук), влияние на его творчество англоязычной поэзии (Вяч. Вс. Иванов, М. Ю. Шода, Е. А. Подрубная, КС. Соколов, А. Нестеров, А. Ниеро).

В работах многих литературоведов раскрывается тема «Баратынский и Бродский» (К. Ичин, Е. Курганов, М. Петрович-Филипович, Т. Г. Прохорова, Н. ¦ Богомолова, М: Гелъфонд, В.А. Куллэ), «Пушкин и Бродский» (В. Сайтанов, С. Кузнецов, А. Г. Разумовская, A.B. Кулагин, Л. Н. Парамонова, A.M. РанчинИИ Ковалева, A.B. Нестеров, КВ. Ратников, А. И. Смирнова, С. Б. Калашников, Е. Семенова, O.A. Кравченко, В. А. Куллэ, А.Ю. Сергеева-Клятис, O.A. Лекманов, И. Лощилов, А. Маймескулов, А. Степанов), «Чехов и Бродский» (Л. Лосев, А. Степанов, Д. Ахапкин, М. Волчкевич).

Анализируется связь творчества Бродского с творчеством Ахматовой (В. Полухина, А. Ранчин, М. С. Суханова, К. Верхейл, Н. Г. Медведева, А. Г. Разумовская, A.A. Медведев, Д. Л. Лакербай, Е. А. Семенова, Т. Л. Рыбалъченко, Т. Патера, М. Ю. Лотман, Ю.М. Лотман) — Блока (O.A. Лекманов, Е.А. Семенова) — Мандельштама (С.Ю. Кузнецов, Н. Г. Медведева, Е. Сидоров, Д. Бетеа, Ю. Крохин, O.A. Лекманов, Я. Н. Пробштейн, Т. Венцлова, С. Г. Николаев, A.A. Житинев), Цветаевой (Д.Л. Лакербай, Т. В. Ярковская, С. Ю. Лаврова, И. Кудрова, Л. Зубова, Д. Н. Ахапкин, К. Ичин, Р. Я. Тюрина, Е. А. Семенова, Л. А. Викулина, О. В. Орлова, В. М. Фоменко, В. М. Хаимова, Н. В. Черных, А. Степанов)', Ходасевича (A.M. Ранчин, Е. Дадонова) — связь творчества поэта с творчеством представителей Серебряного века русской литературы (СД. Титаренко, Л.А. Колобаева), поэтами-авангардистами (A.M. Ранчин). Отдельные работы посвящены выявлению перекличек творчества Бродского с творчеством Маяковского (Ю. С. Карабичевский, Д.Л. Лакербай), Пастернака (Е.И. Ляхова, A.M. Ранчин, М. Йованович, О. Фокина) — Набокова (Д. Бетеа, В. Куллэ, Я.М. Платек), Слуцкого (И. Фаликов, Н. Суслова) и др.

Кроме выявления* особенностей функционирования в творчестве Бродского отдельных цитат из произведений других авторов, разрабатываются и общие проблемы интертекстуальности произведений поэта (A.M. Ранчин, А. К. Жолковский, В. П Скобелев,. О. В. Орлова, Э. Безносое, Л. Г. Федорова, C.B. Орлов, Л.Н. Малюкова).

Объектом внимания становится жанровая специфика произведений поэта (В.П. Полухина, F.H. Малышева), эволюция жанрового сознания (О.В. Зырянов), трансформация классических жанров в его творчестве (Т.А. Глебович). Изучаются проблемы отдельных жанров (В. Головин, А. Н. Андреева, Д. Н. Ахапкин, Т.А. Глебович), в частности элегии (Д. Бетеа, Е. Курганов, Ж. Н. Маслова, Т.А. Фунтусова), баллады (М.В. Жигачева, А.Ю. Полторацкая), лирического послания (С.Ю. Артемова), лирической драмы.

Н.Г. Медведева), сонета {Я.В. Хихловская, Б. Шерр, Е. А. Подрубная, С.Д. Титаренко).

Большое количество работ посвящено анализу собственно стиховедческих аспектов его творчества: метра и ритма, рифмы, строфики (Дж. Смит, С. Полянский, Б. Шерр, И. К Лилли, A.JI. Беглов, А. Г. Степанов, И. Кукулин, М. Ю. Лотман, В. В. Сонъкин, А. И. Андреева, Н. Галацкая, М. Л. Гаспаров, В. Семенов, Е. Эткинд, КС. Соколов, А. О. Гринбаум, Р. Кунчева, Л. Н. Душина, М. И. Шапир, Вяч. Вс. Иванов, К. А. Власов, П. Вайлъ, Ю. И. Костромина, М.А. Панарина).

Исследуется композиция произведений Бродского (О.Б. Маркова, А. И. Смирнова, С. Б. Калашников, М.А. Панарина), субъектная структура его текстов (В. Куллэ, Н. Г. Медведева, В. Полухина, Т. Т. Савченко, М. Н. Шабалтина, H.H. Змазнева, Е.А. Козицкая-Флейшман, П. Хубер, И.А. Романов), лингвистические принципы организации текста {A.B. Якунов, И. В. Романова, И. Ю. Самойлова, З. Ю. Петрова, Н. В. Черных, C.B. Мирзоян, A.A. Чевтаев, Н. К Богомолова, М. А. Бирюкова, Н. Максимова).

Изучаются общие проблемы двуязычия поэта (Ш.А. Мазанаев, О. Ю. Воронина, Ж. Н. Маслова, А. Г. Мишутина, М. Ю. Родин, М.Э. Машкова), отдельные проблемы его автопереводов (КВ. Суворова, А. Волгина, С. Г. Николаев, А. Нестеров, Н.Г. Смахтина).

Рассматриваются особенности поэтического языка Бродского, в частности его метафора (В. Полухина, О. И. Северская, Н. Г. Медведева, Д. Макфэйден, М. Н. Шабалтина, A.B. Глушко, О.В. Орлова) — составлены словарь его тропов (на материале сборника «Часть речи») (В. Полухина, Ю. Пярли), словарь его рифм (А. Бабакин), словарь поэтического языка (Т. Патера).

Предметом анализа становится выявление в творчестве поэта наиболее значимых концептов (Е.В. Сергеева, A.B. Якунов, М. А. Кашина, Д. Л. Лакербай, O.A. Кравченко, Ю. К Шоломицкая, О. В. Орлова, Е.А.

Сталъмахова, И. Р. Рубина, Н.Г. СмахтинаA.C. Усачева., Е. В. Галдин, А. Р Загороднова, Т.П. Рыбальченко), образов {А.Г. Степанов, Дж. Смит, Д. Бетеа, С. Б. Калашников, О. Павлова, А. П. Ранчин, И. В. Романова, В. В. Юхт, C.JI. Константинова, Е. Петриченко, Т. А. Фунтусова, М. С. Халимбекова, А. Александрова), мотивов {A.M. Ранчин, Г. Гусева, С. Ю. Кузнецов, М. Ю. Шода, А. Г. Разумовская, Я. Н. Пробштейн, М. А. Панарина, Т. В. Шмелева, М. Петрович-Филипович, Н. Б. Мечковская, C.B. Мирзоян, Е. Г. Ерохин, О. И. Глазунова, Л: Я: Янщкий), тем (Т. Венцлова, А. Ранчин, М. Ю. Лотман, Jl. JIocee, Н. Е. Халитова. Е. Сидоров, Э. В. Прохорова, Н. Е. Меднис, С. ТуромаН. Галацкая, Е. Степанян, А. Корчинский).

Среди центральных, активно исследуемых тем творчества поэта особо можно выделить тему пространства и времени (НИЗмазнева, Э. В. Прохорова, М. Кёнёнен, А. И. Осипов, Е. Ваншенкина, P.P. Измайлов, В. Семенов, К. Фараджев, Н.Б. Воронинская) и тему языка (B.C. Библер, КВ. Суворова, Д. Н. Ахапкин, И. В. Романова, А. Глушко, И. Г. Кулишова, O.A. Кравченко, Ю. Пярли, Н. Б. Мечковская, А. Г. Николаев, А. Волгина, О. В. Орлова, Х. Е. Ким, Я. Л. Клоц, Е. А. Черниченко, Ш. Хайров, А. Уланов).

К числу активно изучаемых относятся также и вопросы циклизации. В наибольшей степени изучен авторский цикл Бродского «Часть речи» >< (Т.В. Ярковская, Л. Л. Вельская, Я. О. Глембоцкая, В. Полухина, Ю. Пярли и др.).

Этот цикл, как уже было отмечено, послужил материалом для создания словаря тропов Бродского. Предметом анализа в цикле становится природа.

I художественной реальности (С.Н. Бройтман, Х.Е. Ким) — мироощущение i поэта (И.В. Фоменко, В. А. Балабаева, М.А. Балабаева) его языковой мир, в частности «вещный мир» Бродского (М.А. Кашина) — воплощение в цикле традиций А. Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой (Е.А: Семенова) — лексическая репрезентация концепта «язык» (Н.Б. Воронинская) — особенности поэтического переносаособенности инверсии (Х.Е. Ким)', архитектоника цикла (В.И. Козлов).

Кроме «Части речи», объектами исследования являются и следующие авторские циклы: «Песня невинности, она же — опыта» (Я.О. Глембоцкая), «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» (М Скоропанова, Л. Баткин, И. В. Ащеулова, О. В. Орлова, O.A. Кравченко), «Июльское интермеццо» (А. Нестеров), «Римские элегии» {В.А. Пронин, С. Б. Калашников, Е. В. Мищенко, М. Дарвин), «Школьная антология» (Й: Кюст). Предметом исследования становится место цикла в контексте литературной традиции, проблемы поэтики и структуры цикла, анализ центральных образов, поэтико-риторические приемы.

Из наиболее исследованных неавторских циклов можно выделить «рождественский цикл», который известен также как «рождественские стихи», «евангельские стихи», «рождественская поэзия». Кроме общих проблем циклизации (М Йованович) и вопросов жанровой специфики цикла (И.В. Ащеулова), в нем изучаются способы выражения ритуально-мифологического подхода к постижению действительности (С.Н'. Саломатин) — роль в создании циклического единства отдельных образов (В. Гудониене, А.Ю. Сергеева-Клятис, К. Фараджев,) и сюжетов (Н.Г. Медведева) — особо выделяется «рождественский» стихотворный размер (А.Н Андреева).

К неавторским циклам, кроме «рождественского», исследователи относят, «Письма» (С.Ю. Артемова) как целостные единства исследователями рассматриваются стихотворения in memoriam (Д.Н. Ахапкин) и др.

Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам лирического цикла, циклизация как литературный феномен и как явление поэтического творчества Бродского изучена, как думается, далеко не в полной мере, что и обусловило выбор объекта и предмета настоящего исследования и определило его актуальность.

На современном этапе развития литературоведения анализ поэтики стихотворного цикла имеет множество подходов: он отличается разнообразием теоретических акцентов и допускает выбор разных методологических оснований для его выполнения. Несомненно, что такое обилие методов и приемов изучения феномена циклизации, обнаруживающееся в практике разных исследователей, характеризует проблему анализа лирического цикла как вопрос достаточно непростой и весьма далекий от своего окончательного разрешения. Сложность проблемы усугубляется при обращении к творчеству Бродского, отличительными чертами^ художественного мышления которого является подчеркнутая многозначность текста, принципиальная установка на множественность и вариативность интерпретаций, подключение в качестве смысловой основы произведений широкого культурно-исторического контекста. Однако именно эта сложность, неоднозначность, масштабность материала и открывает перед литературоведом необходимые перспективы и определяет актуальность темы исследования.

Объектом исследования, является цикл И. Бродского «Осенний крик ястреба». В том виде, в котором он был опубликован впервые (в составе сборника «Урания», выпущенного издательством «Ардис» в 1987 году), цикл включает 18 стихотворений: «Как давно я топчу, видно по каблуку.», «Развивая Платона», «Посвящается стулу», «Шорох акации», «Восходящее желтое солнце следит косыми.», «Шведская музыка», «Bagatelle», «Полдень в комнате», «Роттердамский дневник», «Над Восточной рекой», «Война в убежище Киприды», «Строфы» («Наподобъе стакана.»), «Барбизон Террас», «Те, кто не умирают, живут.», «Новый Жюлъ Берн», «Помнишь свалку вещей на железном стуле.», «Ты, гитарообразная вегцъ со спутанной паутиной.», «Осенний крик ястреба». Стихотворения датируются 1973 — 1987 гг.

Предметом исследования является поэтика цикла «Осенний крик ястреба».

Методологической основой работы послужили труды Б. Томашевского, В. Жирмунского, JI. Гинзбург, Ю. Лотмана, Н. Тамарченко, Ю. Шатина, А. Жолковского, Ю. Щеглова, В. Тюпы, Б. Гаспарова, И. Силантьева, Л. Долгополова, В. Сапогова, И: Фоменко, М. Дарвина, Е. Семеновой, JI. Щемелевой, Ю. Левина, Д. Сегала, Р. Тименчика, В. Топорова, Н. Осиповой, Т. Цивьян, А. Ранчина и др.

Целью исследования является проанализировать поэтику цикла И. Бродского «Осенний крик ястреба», выявив возникновение циклообразующих связей как на уровне формы (в композиции), так и на уровне содержания (в мотивно-тематической структуре) произведения. В соответствии с поставленной целью мы формулируем следующие задачи исследования:

• определить теоретические основы изучения лирического цикла;

• рассмотреть современную теорию мотива;

• выявить принципы изучения лирического цикла;

• проследить отражение принципов семантической* поэтики в творчестве Бродского;

• описать историю создания и практику издания стихотворений, входящих в цикл «Осенний крик ястреба»;

• проанализировать роль в цикле мотивов Слова / Безмолвия;

• раскрыть циклообразующий потенциал системы мотивов;

• выяснить роль антитезы локальной принадлежности Внутри / Снаружи;

• охарактеризовать композицию цикла.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Мотив в лирическом цикле может рассматриваться как основной элемент циклообразующих связей произведения.

2. Творчество Бродского продолжает собой развитие семантической поэтики и отражает ее основные принципы.

3. Наблюдения над поэтикой, цикла Бродского «Осенний крик ястреба» показали, что одним из центральных в нем является мотив Слова. / Безмолвия. Вне зависимости от характера выраженности (мотив может быть выраженным эксплицитно, а может находиться в подтексте) он участвует в образовании структурно-семантических связей и является одним из наиболее значимых элементов образно-смыслового каркаса как отдельного стихотворения, так и цикла в целом. 1.

4. Структурированию пространства1 в цикле в, большой степени служит антитеза локальной принадлежности Внутри / Снаружи. Необычность ее выражения заключается в том, что с ее помощью пространство подчас может быть маркировано одновременно как «свое» и-«чужое». Так в поэтике цикла отражается трагическая суть автобиографической ситуации Бродского — невозможность возвращения.

5. Автобиографические события лежат и в основе композиции — зеркальной, симметричной, что проявляется прежде всего в наполненности цикла стихотворениями-отражениями. Осью композиционной симметрии является стихотворение «Полдень в комнате»: если предшествующие ему стихотворения связываются в большей степени с пространством Родины, то следующие за ним произведения отображают пространство зарубежья.

Научная новизна исследования заключается в выявлении циклообразующего потенциала системы мотивов в лирике. Впервые объектом отдельного исследования становится материал цикла И. Бродского «Осенний крик ястреба». В диссертации обозначены характер и особенности функционирования мотивных связей в лирическом цикле, определена соотнесенность мотивов цикла как в «горизонтальной», так и в «вертикальной» проекции, охарактеризована ведущая роль заглавного стихотворения цикла в формировании векторов восприятия его мотивной' структуры.

Теоретическая значимость работы. В диссертации предпринята попытка классификации принципов анализа мотива в" лирическом цикле, предложен способ комплексного изучения мотивной структуры лирического цикла. Исследование способствует дальнейшей разработке принципов семантической поэтики, выявлению роли мотивной структуры в циклообразовании.

Практическое значение работы. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории литературы на филологических и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений, при проведении практических занятий по анализу художественного текста.

Работа прошла апробацию на ряде конференций.

• VI Международная научная конференция «Русское литературоведение на современном этапе», март 2007 г. Тема доклада: «Образ войны в лирике И. Бродского, («Стихи о зимней кампании 1980;го года»).

• < IX Международная научная конференция, «Русское литературоведение на современном этапе», апрель 2010 г. Тема доклада: «Теория мотива в современном литературоведении».

• Международная научная конференция VIII Андреевские Чтения «Литература XX века: итоги и перспективы изучения», январь.

2011 г. Тема доклада «Мотивная структура стихотворения И. Бродского «Осенний крик ястреба».

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

1. Киселева В. А. Мотив в лирическом цикле: принципы исследования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета (Филология и искусствоведение) — 2010 г. — № 3 (2). — с. 78 — 82.

2. Киселева В. А. Анализ концептосферы лирического произведения. — Вестник Вятского государственного гуманитарного университета (Филология и искусствоведение) — 2010 г. — № 4 (21 — с. 25 — 28.

3. Киселева В .А. Образ войны в лирике И. Бродского («Стихи о зимней кампании 1980;го года») II// Вестник МГТУ им. М. А. Шолохова. — (В печати).

Публикации в других изданиях.

4. Киселева В. А. Теория мотива на современном этапе // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Восьмых Андреевских чтений. — М., Экон-Информ, 2010. — с. 10 — 14.

5. Киселева В. А. Метод анализа концептов в интерпретации лирического произведения // Введение в методологию гуманитарных исследований: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов. Отв. ред. Н. О. Осипова. — Киров, 2011. — с. 129 -135.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Стихотворение «Осенний крик ястреба» привлекает внимание и ученых, и литературных критиков. Чаще всего ведется наблюдение над причинами и характером отождествления с птицей личности самого поэта, как в автобиографическом контексте, так и в" контексте его творчества. В этом ракурсе стихотворение рассматривается во многих посвященных Бродскому книгах и статьях, среди которых можно выделить работы Л-. Баткина, А. УлановаВ. Ерофеева, И. Служевской, А. Скворцова, С. Калашникова, А. Иличевского и др. Но несмотря^ на известное количество работ по анализу, общему или детальному, самого стихотворения (его центрального образа, метафизической проблематики, мифопоэтической основы, интертекстуальных связей) — анализувсего цикла достаточного, с нашей точки зрения, внимания* все же не уделяется. А между тем высокая смысловая значимость в стихотворном корпусе текстов Бродского именно этого стихотворения-метатекста (значимость эта была отмечена многими исследователями) не может не свидетельствовать об особой важности в творчестве поэта и< одноименного цикла.

Одним из примеров выражения этой позиции может служить высказывание Л. Баткина. Характеризуя Бродского как поэта «эпилогического в историческом (стилистическом, психологическом) плане по отношению к русской лирике XVIII — XX веков, <. .> по отношению к собственной поэзии и судьбе» [129- 321], исследователь осмысляет выраженную в стихотворении «Осенний крик ястреба» авторскую семантику прощания и подытоживания. Стихотворение, написанное поэтом «на хронологическом рубеже своих двух жизней — „здесь“ и „там“, уже готовых поменяться местами» [там же- 319], по наблюдению ученого, представляет собой «нечто итоговое, предсмертное». Исследователь полагает, что вопреки дате, это можно бы воспринять как эпилог ко всему творчеству Бродского, как последнее стихотворение последнего тома его сочинений". [129- 319]. Думается, что исследованию этой семантики прощания и подведения итогов в определенной степени соответствуют и выбранные нами направления анализа всего цикла.

Наблюдение над поэтикой цикла показало, что в соответствии с принципом лингвоцентризма и принципом смещения границ между поэзией и прозой (и ими обеими и жизнью- — внетекстовым* бытием) структурообразующим в, цикле становится мотив Слова / Безмолвия. Таким образом Поэт утверждает «мирозиждительное достоинство Слова» [45- 65 — 66]. Мотив Слова / Безмолвия служит средством сохранения целостности цикла прежде всего за счет того, что участвует в выражения таких основных для Бродского тем, как темы> пространства* и времени, жизни и смерти, природы и культуры, творчества и творения.

В соответствии с принципом «космичности» авторской позиции и принципом семантической неопределенности антитеза локальной принадлежности Внутри / Снаружи организует пространство в цикле, маркируя его зачастую как «свое» и «чужое» одновременно. Это отражение автобиографической ситуациитрагическая суть которой — невозможность возвращения.

На этом же основании (запрет на проникновение в пространство, мыслимое одновременно как «свое» и «чужое») строится и композиция цикла. Одоминировании1 в композиции цикла принципа зеркальности, симметрии, отражения свидетельствует преобладание в нем стихотворений-«двойчаток». При этом наблюдается неоднозначность и разветвленность зеркальных композиционных связей, когда одному стихотворению в цикле может соответствовать сразу несколько произведений. Своеобразной осью композиционной симметрии является стихотворение «Полдень в комнате»: если предшествующие ему стихотворения связываются в большей степени с пространством Родины, то следующие за ним произведения отображают пространство зарубежья.

Полагаем, что выявленные нами особенности поэтики цикла во многом обусловлены следующим обстоятельством. Стихотворение «Осенний крик ястреба», определяемое как метафора отрешенности (А.Уланов) и отчаяния1 (В: Ерофеев), но в то же время, и как современное поэтическое credo (А. Скворцов), дав заглавие всему циклу, в какой-то мере делегировало ему свою роль: служить образным отражением авторской стратегии преодоления — именно ценой собственной жизни — смертельно опасных препятствий, стратегии победителя*пустоты, ничто, небытия.

Исследование подтвердило, что объединение самостоятельных произведений в особую целостность основано на существовании, глубинных связей между различными элементами формы тех произведенийкоторые прежде существовали независимо и разрозненно. Это объединение влечет за собой разностороннее и многократное обогащение смысла отдельновзятых произведений. Именно поэтому художественный результат такого объединения (в нашем случае — объединения отдельных стихотворений в общий цикл) необходимо рассматривать с точки зрения как его структуры, так и его семантики. Думается, что подобное наблюдение над отдельными произведениями цикла, расположенными в определенной последовательности и скрепленными единым заглавием, позволило сделать еще один! шаг в направлении постижения как феномена циклизации, так и авторской поэтики в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Иосиф Бродский. Избранное. — М.: КоЛибри, 2010 (Тверь: ИПК Парето-Принт). — 845 с.
  2. Иосиф Бродский. Избранное. — М.: КоЛибри, 2010. — 795 с.
  3. Иосиф Бродский. Избранное. — СПб.: Издательство «Аттикус», 2009 г. — 800 с.
  4. Иосиф Бродский. Малое собрание сочинений. — СПб.: Азбука-классика, 2010 г. — 880 с.
  5. Иосиф Бродский. Осенний крик ястреба. Стихотворения 1962 — 1989 годов / Сост. Ольга Абрамович, предисловие В. Уфлянда. — Л.: Книготорговое Предприятие ЛО ИМА-пресс при содействии МГП «Петрополис», 1990. — 128 с.
  6. Иосиф Бродский. Осенний крик ястреба: стихотворения. — СПб.: Азбука-классика, 2010. — 633 с.
  7. Иосиф Бродский. Осенний крик ястреба: стихотворения. — СПб.: Азбука-классика, 2009 г. — 544 с.
  8. Иосиф Бродский. Осенний крик ястреба: стихотворения. — СПб.: Азбука-классика, 2008 г. — 538 с.
  9. Иосиф Бродский. Перемена Империи: Стихотворения (1960 1996). — М.: Издательство Независимая Газета, 2001. — 656 с.
  10. Ю.Иосиф Бродский. Поклониться тени: Эссе. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — 256 с.
  11. П.Иосиф Бродский. Стихотворения / Сост. Я. Гордин. — Таллинн: Ээсти раамат, Александра, 1991. — 252 с.
  12. Иосиф Бродский. Урания. — Ann Arbor (Mich.): Ардис, 1988. — 191 с.
  13. Иосиф Бродский. Урания. — СПб.: Азбука, 2010. —219 с.
  14. Иосиф Бродский. Урания. — СПб.: Азбука-классика, 2004: ГУП Чехов, полигр. комб. — 219 с.
  15. Иосиф Бродский. Урания. — СПб.: Азбука-классика, 2006. —219 с.
  16. Иосиф Бродский. Урания. — СПб.: Азбука-классика, 2009. —219 с.
  17. Иосиф Бродский. Урания. — СПб.: Пушк. фонд., 2000. — 202 с.
  18. О.Э. «Полон музыки, музы и муки.». Стихи и проза / Составление, вступительная статья и комментарии Б. Каца. — Л.: Советский композитор, 1991. — 144 с. 1. Интервью
  19. И. Книга интервью / Сост. В. Полухина. — М.: «Захаров», 2007. — 784 с.
  20. И. Наглая проповедь идеализма. Интервью Дэвида Бетеа с Иосифом Бродским // Новая юность. — 2000. — № 1, с. 4 — 38.
  21. С. Диалоги с Иосифом Бродским. — М.: Издательство Независимая Газета, 2000. — 328 с. 1. Словари и энциклопедии
  22. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. — М.: Большая Рос. энцикл. (БРЭ), 1999. — 784 с.
  23. В.В., Пярли Ю. Словарь тропов Бродского (На материале сборника «Часть речи»). — Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1995. — 342 с.
  24. В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. — М: Аграф, 1999. — 384 с.
  25. Словарь рифм Иосифа Бродского / / Сост. А. Бабкин. — Тюмень: Изд-во Мандрика, 1998. — 255 с.
  26. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.— 840 с.
  27. Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. К. А. Жабинский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 473 с.
  28. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  29. Учебники и учебные пособия
  30. Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. — М.: Академ. Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 462 с.
  31. Л.Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста. Практикум / Под ред. Л. Г. Бабенко. — М.: Академ. Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 398 с.
  32. Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 520 с.
  33. Е.Б. Материалы к курсу «Философия творчества Иосифа Бродского».—М.: МАКС Пресс, 2007. — 14 с.
  34. Р.Х. Мотив и музыкальное формообразование. — Л.: Музыка, 1987. — 76 с.
  35. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. — М.: Ось-89, 1999. — 189 с.
  36. Л.А. Строение музыкальных произведений. 3-е изд. — М.: Музыка, 1986. — 527 с.
  37. О.В. Анализ лирического цикла и книги стихов. Канонические структуры — и маргинальные формы циклизации в поэзии последней трети XIX века: Учеб: пособие. —Омск: Изд. ОмГУ, 2001. —78 с.
  38. О.Н. От Мережковского до Бродского. Лит. рус: зарубежья: Кн. для учителя.— Mi: Просвещение, 2001. — 336 с.
  39. В.П. Стилистика русского языка: теоретический курс. — Волгоград: Перемена- 2005. — 639 с.
  40. Николина Н: А. Филологический анализ текста.— М.: Академия- 2007.268 с. ' «¦'¦¦ •. • .
  41. Л.А. Художественный?текст и его анализ. -—M.: URSS, 2007.300 с.. .
  42. И.В. Музыкальная форма.—М.: Музыка, 2007. — 398 с.
  43. Ю.Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. — М.: Музыка, 1980.— 311 с.
  44. Тюлин Ю. Н, Бершадская Т. С., Пустыльник И. Я. и др. Музыкальная форма.— Л.: Музыка, 1965. — 394 с.
  45. О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. — М.: Флинта- Наука, 2002. — 221 с.
  46. Диссертации и авторефераты
  47. И.Ю. Художественное мироотношение поэта конца XX века. Творчество И. Бродского: диссертация. кандидата философских наук. — Екатеринбург, 1997. — 204 с.
  48. A.A. Мифологемы воды и воздуха в творчестве Иосифа Бродского: диссертация. кандидата филологических наук — Москва, 2007. — 224 с.
  49. А.Н. Эволюция тонического стиха в поэзии Иосифа Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Москва, 2003. —222 с.
  50. Д.Н. «Филологическая метафора» в поэзии И. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — СПб., 2002. — 168 с.
  51. Ю.Б. Античные мотивы и образы в поэзии Н.С. Гумилёва. Лирика и драма «Актеон»: диссертация. кандидата филологических наук. — Самара, 2009. — 198 с.
  52. Н.К. Семантика синтаксиса в поэтических текстах И. Бродского: на материале сложноподчиненных предложений: диссертация. кандидата филологических наук. — Москва, 2006. — 194 с.
  53. H.B. Система мотивов в поэтическом мире A.A. Фета: диссертация. кандидата филологических наук. — Улан-Удэ, 2008. — 168 с.
  54. К.А. Система стиха H.A. Бродского: проблемы метра и ритма: диссертация. кандидата филологических наук. — Орел, 2005. — 284 с.
  55. Вьюшкова И: Г. Мотивный комплекс сна в*поэзии и прозе Я. П. Полонского: диссертация. кандидата филологических наук. — СПб., 2011. —248 с.
  56. Н.С. Англо-американский мир в рецепции И. Бродского: реальность, поэзия, язык: диссертация. кандидата-филологических наук. — Томск, 2007. — 246 с.
  57. Е.В. Концепт ВОДА как полевая структура и способы его выражения в русском языке: на материале поэтических текстов И. А. Бродского: диссертация1. кандидата’филологических наук. — Пятигорск, 2006. — 175 с.
  58. О.И. Поэтика Иосифа Бродского: автореферат дис. доктора филологических наук. — СПб., 2008. — 45 с.
  59. Т.А. Трансформация классических жанров в поэзии И. Бродского: эклога, элегия, сонет: диссертация. кандидата • филологических наук. — Екатеринбург, 2005. — 203 с.
  60. О.С. Петербургский текст в художественной концепции И. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Иваново, 2010. — 176 с.
  61. П. А. Публицистика И.А. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Челябинск, 2009. — 211 с.
  62. H.A. М. Цветаева и И. Бродский: невербальные компоненты стиля: диссертация. кандидата филологических наук. — Иваново, 2005. — 180 с.
  63. P.P. Время и пространство в поэзии И. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Саратов, 2004. — 196 с.
  64. С.Б. Поэтическая интонация в лирике И. А. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Волгоград, 2001. — 235 с.
  65. М.А. «Вещный мир» И. Бродского: на материале сборника «Часть речи" — к вопросу о языковом мире поэта: диссертация. кандидата филологических наук. — Череповец, 2000. — 166 с.
  66. Е.Б. Философия творчества Иосифа Бродского: Автореф. дисс.. докт. филос. наук. —М., 2001. — 44 с.
  67. Ким Хэ Ран. Семантика средств олицетворения в идиостиле И. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Москва, 2008. — 292 с.
  68. Ким Хюн Еун. Стихотворения И. Бродского как метатекст: на материале книги «Часть речи»: диссертация. кандидата филологических наук. — Москва, 2004. — 211 с.
  69. В.И. Архитектоника художественного мира лирического произведения: на материале цикла И. Бродского «Часть речи»: диссертация. кандидата филологических наук. — Ростов-на-Дону, 2006. — 214 с.
  70. A.B. Поэтология И. А. Бродского в контексте «позднезго модернизма»: Стихотворения к. 1960-х — н. 1980-х гг.: диссертаций кандидата филологических наук. — Новосибирск, 2004. — 196 с.
  71. Ю.И. Лингвистическое исследование поэтической рис|>^ь1 в раннем творчестве И. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Екатеринбург, 2005. — 187 с.
  72. В.А. В. К. Тредиаковский и русская поэзия XX века: Вяч-Иванов, В. Хлебников, И. Бродский: диссертация. кандидата филологических наук. — СПб., 1998. — 183 с.
  73. В.А. Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России, 193 1972: диссертация. кандидата филологических наук. — Москва, 1 — 246 с.
  74. Лакербай, Дмитрий Леонидович. Поэзия Иосифа Бродского 19 571 965-го годов: опыт концепт, описания: диссертация. кандидата филологических наук. — Иваново, 1997 — 327 с.
  75. А. Н. Природа текстовой категории «неопределенность»: на материале лирики И. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Екатеринбург, 2010 — 247 с.
  76. Ли Чжи Ен. Творчество Иосифа Бродского: традиции модернизма хзп постмодернистская перспектива: диссертация. кандидата филологических наук. — СПб., 2003. — 153 с.
  77. O.A. Идея универсума в поэзии В. Хлебникова: языкова^^ система, мотивы, источники: диссертация. кандидата филологических наук. — Москва, 2009. — 213 с.
  78. Н.Г. Поэтическая метафизика И. Бродского и О. Седакозв^*^34 в контексте культурной традиции: диссертация. доктора филологических наук. — Ижевск, 2007. — 367 с.
  79. E.B. Перцептивная картина мира И.А. Бродского: лингвокогнитивный аспект: диссертация. кандидата филологических наук. — Череповец, 2010. — 191 с.
  80. Е.В. Диалог культурных традиций в поэтическом мире И.А. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Новосибирск, 2010. — 221 с.
  81. .В. Принципы организации мотивной структуры в лирике Ф.И. Тютчева: диссертация. кандидата филологических наук. — Воронеж, 2008. — 177 с. I
  82. О.В. Коммуникативные аспекты лексическойрепрезентации концепта «язык» в лирике И. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Томск, 2002. — 225 с.
  83. И.И. Преображение трагического: метафизическая мистерия Иосифа Бродского: диссертация. доктора филологических наук. — Иркутск, 2001. — 429 с.
  84. A.B. Иосиф Бродский и русская рождественская поэзия: диссертация. кандидата филологических’наук. — Магнитогорск, 2005. — 172 с.
  85. А. Ю. Поэзия И.А. Бродского и русская балладная традиция: диссертация. кандидата филологических наук. — Москва, 2006. — 259 с.
  86. Я.Э. Мотив странствия в поэзии О. Э. Мандельштама, В. В. Хлебникова и И. А. Бродского: автореф. дис.. кандидата филологических наук. — Москва, 2000. — 24 с.
  87. A.M. Традиции русской поэзии XVIII — XX вв. в творчестве И. А. Бродского: диссертация. доктора филологических наук. — Москва, 2001. — 335 с.
  88. И.В. Поэтика Иосифа Бродского: лирика с коммуникативной точки зрения: диссертация. доктора филологических наук. — Смоленск, 2007. — 448 с.
  89. Рябкова О. В: Искусство отчуждениям поэзии Даниила Хармса и Иосифа Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Екатеринбург, 2006. — 238 с.
  90. И.Ю. Динамическая картина мира Иосифа Бродского: лингвистический аспект: диссертация. кандидата филологических наук. — Гродно, 2006. — 260 с.
  91. Е.А. Поэма-цикл в творчестве Иосифа Бродского (Традиции А. Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой в поэме И. Бродского «Часть речи»): диссертация. кандидата филологических наук. — Москва, 2000. — 273 с.
  92. И.В. Мотив в системе художественного повествования: диссертация. доктора филологических наук. — • Новосибирск, 2001. — 278 с.
  93. К.С. И: Бродский и У. Х. Оден: к проблеме усвоения английской поэтической традиции: диссертация. кандидата филологических наук. — Владимир, 2003. — 155 с.
  94. H.A. Мотивная структура лирики Саши Черного: диссертация. кандидата филологических наук. — Тверь, 2010. — 168 с.
  95. A.C. Класс глаголов интеллектуальной деятельности как формально-содержательный элемент идиостиля: на материале русскоязычных стихотворений И. Бродского: диссертация. кандидата филологических наук. — Саратов, 2007. — 173 с.
  96. М.С. Образы времени и пространства в поэтическом сборнике Иосифа Бродского «Остановка в пустыне» -диссертация . кандидата филологических наук. — Махачкала, 2004— 190 с.
  97. И.Е. Цветовая картина мира Иосифа Бродского г когнитивно-функциональный подход: диссертация. кандидата филологических наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — 157 с. jcoM
  98. A.A. Повествовательные стратегии в поэтич"^ творчестве Иосифа Бродского: диссертация. кандх^^^ филологических наук. — СПб., 2006. — 197 с. 1. XIX
  99. С. М. Мотив дороги как парадигма русской лириьс0^ ^ — XX веков: диссертация. кандидата филологических нау^^' Магнитогорск, 2001. — 196 с.
  100. М.Н. Миф как интертекст в поэзии И. Бродского // Ритуально-м1фолопчний пщхщ до штерпретацн тексту: 36. наук. тхгё^Р*' — Ки1 В, 1995. — С. 146 — 151.
  101. А.Н. О «колыбельных» у И.Бродского // Пушкинсхс^^-'^ чтения. — 2002. — С. 218 — 221.
  102. А.Н. Что нужно для чуда, или О «рождественском» стихотворном размере у И. Бродского // Кафедральные записки: Во^ нов. и новейш. рус.лит. — М., 2002. — С. 105 —114.
  103. С.Ю. О циклизации стихотворений И. Бродского (нг^^^^ материале «Писем») // Традиции в контексте русской культуры:
  104. . сб. науч. работ. — Череповец, 2003. — Вып. 10. — С. 182 — 186.
  105. Д.Н. Иосиф Бродский после России: комментарии к стихам, 1972:—1995- — СПб.: Звезда, 2009-—131 с.
  106. Л.Л. «Часть речи» Иосифа Бродского // Русская речь. — 1998: — № 1, с. 21 —27.
  107. П. Последняя книга Бродского. К дню рождения поэта — о сборнике «Пейзаж с наводнением» // Итоги. — 1996. — № 5, с. 68 — 69.
  108. П. Рифма Бродского // Знамя. — 1996. — № 4, с. 19.
  109. П., Генис А. В окрестностях Бродского: К творческой биографии поэта // Лит. обозрение. — 1990. — № 8, с. 23 — 29.
  110. К. Пляска вокруг Вселенной // Звезда. — 2000. — № 5, с. 84.
  111. К. Танец вокруг мира: Встречи с Иосифом Бродским / Пер. с нидерланд. И. Михайловой. — СПб.: Звезда, 2002. — 268 с.
  112. А.Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. — 3-е изд. — M.: URSS, 2007. — 646 с.
  113. Взаимодействие слова и контекста в истории древнерусской и русской письменной речи: Межвуз. сб. —- Н. Новгород: НГУ, 1990. — 97 с.
  114. В.В. Стилистика. Поэтика.' Теория поэтической речи. — М., 1963.
  115. .М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. — М., 1996.
  116. M.JI. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Строфика. — М.: Наука, 1984. — 319 с.
  117. А.А. Частный случай. (О поэтике И. Бродского). // В кн.: Генис А. А. Иван Петрович умер. — М.: Новое лит. обозрение, 1999. — 334 с.
  118. О.И. Иосиф Бродский: американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции. — СПб.: Нестор-История1, 2005. — 372 с.
  119. Я.О. От всего . остается лишь «часть речи»: О цикле И. Бродского «Часть речи «И Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: Гуманит. науки (филология). — Томск, 2000. — Вып. 6, с. 55 — 60.
  120. Я.О. Формы творческой рефлексии’влоэтике микроцикла (анализ микроцикла И: Бродского «Песня невинности, она же — опыта» // Стратегии личности в современной культуре: Междисциплинар. сб. науч. тр. — Кемерово, 1999. — С. 56 — 71.
  121. Я.А. Перекличка во мраке. Иосиф Бродский и его собеседники. — СПб.: Изд-во Пушк. фонда, 2000. — 228 с.
  122. Гордин Я: А. Рыцарь и смерть, или Жизнь как замысел: о судьбе Иосифа Бродского. — М.: Время, 2010. — 253 с.
  123. В. «Рождественская звезда» в контексте евангельских стихов И. Бродского // Славянские чтения. — Даугавпилс- Резекне, 2000. —Вып. 1. —С. 195 — 201.
  124. М.Н. Циклизация в творчестве Пушкина. Опыт изучения поэтики конвергент. сознания. — Новосибирск: Наука, 2001. — 292 с.
  125. Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение: Материалы междунар. науч. конф., Москва- Переделкино, 15.17 нояб. 2001 г. /Сост. М. Н. Дарвин — М.: Издат. центр РГГУ, 2003.277 с.
  126. В. «Поэта далеко заводит речь.»: Иосиф Бродский: свобода и одиночество // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов.1. М., 1990. — С. 206 — 221.
  127. В.М. Поэтика русской поэзии. — СПб.: Азбука-классика, 2001. — 485 с.
  128. A.A. Поэт и власть: О. Мандельштам и И. Бродский // Филологические записки. — Воронеж, 2004. — Вып. 21. — С. 113 — 125.
  129. А.К. Работы по поэтике выразительности: инварианты — тема — приемы — текст: сборник статей / предисл. М. Л. Гаспарова. — М.: Прогресс- Юниверс, 1996. — 341 с.
  130. А.Ф. Стихами Бродского звучит в нас Ленинград. — СПб.: Полиграф, 2011. — 156 с.
  131. А. Метафизика крика и метафизика плача. Евгений Баратынский и Иосиф Бродский: метафора поэт-недоносок и метафора поэт-ястреб II http://metaphysis.narod.ru/things/ilichevskii/ilichevskii4.htm (дата обращения — 24.10.2011).
  132. Иосиф Бродский и Мир. Метафизика, античность, современность / Сост. Гордин Я. А. — СПб.: Изд-во журн. «Звезда», 2000. — 368 с.
  133. Иосиф Бродский размером подлинника: Сб., посвящ. 50-летию И. Бродского / Сост. Г. Ф. Комаров. — Таллинн, 1990. — 252 с.
  134. Иосиф Бродский: стратегии чтения. Материалы междунар. науч. конф., 2 — 4 сент. 2004 г. в Москве, редкол.: В. Полухина, А. Корчинский, Ю. Троицкий. — М.: Изд-во Ипполитова, 2005. — 521 с.
  135. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. / Сост. Гордин Я. А. — СПб.: Журн. «Звезда», 1998. — 318 с.
  136. Ю.А. Воскресение Маяковского. — М., Сов. писатель, 1990. — 224 с. — Из содерж.: Маяковский и Бродский. — С. 209 — 214.
  137. Е.Б. Второй свет. К философии творчества Иосифа Бродского. — М.: МАКС Пресс, 2007. — 161 с.
  138. Е.Б. Поэт в доме ребенка. Пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского. — М.: Университет, 2000. — 335 с.
  139. Ким Хён Ён. Инверсия у И. Бродского на материале цикла «Часть речи» // Бюллетень Японской ассоциации русистов. — 2003. — № 35, с. 35 — 42.
  140. И.И. Поэтический синтаксис. — М.: Наука, 1986. — 205 с.
  141. Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения. К постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Межвуз. сб.
  142. Отв. ред. Г. В. Москвичева. — Горький: ГГУ, 1980. — С. 69 — 81.
  143. М. О поэзии Иосифа Бродского. — СПб.: Звезда, 2007. — 198 с.
  144. В.Г. Поэзия как факт: Статьи о стихах. — М.: Новое лит. обозрение, 1998. — 389 с.
  145. В. Обретший речи дар в глухонемой Вселенной // Родник. — Рига.— 1990. — № 3, с. 79.
  146. В. Структура авторского «я» в стихотворении Иосифа Бродского «Ниоткуда с любовью» // Новый журнал. — 1990. — Кн. 180.— С. 88 — 97.
  147. Д.Л. Ранний Бродский: поэтика и судьба. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2000. — 162 с.
  148. Ю.И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая, поэтика как потенциальная-культурная парадигма // http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=459 (дата обращения — 25.101 201 Ь)
  149. Л.В. Солженицын и Бродский как соседи. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. — 604 с.
  150. Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического теста. — СПб.: Искусство-СПб, 2001. — 846 с.
  151. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический проект, 2002. — 542 с.
  152. Ю.М. Структура художественного текста. // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство-СПБ, 1998. — 702 с.
  153. Е.М. Поэтика мифа. — 4-е изд. — М.: Вост.лит., 2006- — 406 с.
  154. Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема, создания семиотического указателя мотивов и, сюжетов // Текст и культура. Труды по знаковым системам: Вып. 16. — Тарту, 1983. —С. 115 — 125.
  155. Миловидова-Венцлова Т. Сон не обо мне. От Пушкина до Бродского. — М.: РИПОЛ классик, 2010. — 398 с.
  156. Мир Иосифа Бродского. Путеводитель / Сост. Я. А. Гордин. — СПб.: Звезда, 2003. — 460 с.
  157. С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивоы // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / Под ред. Б. Н. Путилова. -Л., 1984. — с. 221 —229.
  158. А. О структуре цикла И. Бродского «Июльское интермеццо» // Развитие средств массовой коммуникации и проблемы культуры: Материалы 2-й междунар. науч. конф. — М., 2001. — С. 124 — 131.
  159. A.A. Поэтология Иосифа Бродского. — М.: МАКС Пресс, 2001. —98 с.
  160. Н.О. Слово и культура в диалогах серебряного века. Избранные работы. — М.: Стагирит, 2008. — 276 с.
  161. Н. О. Творчество М. И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века — Киров: Вят. гос. пед. ун-т, 2000.— 271 с.
  162. М.А. Принципы образно-тематической и стиховой композиции в лирике Бродского // Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. — 468 с.
  163. Л. Альтернативная реальность // Октябрь. — 1997. — № 1, с. 169.
  164. М.А. «Добрый день, моя смерть!.». Интуиция смерти в поэтическом творчестве Иосифа Бродского. // Русское Зарубежье — духовный и культурный феномен: Материалы Междунар. науч. конф.: В 2 ч. — М., 2003. — Ч. 2. — С. 62 — 69.
  165. В. Ахматова и-Бродский: К проблеме притяжений и ¦ отталкиваний // Ахматовский сборник. — Париж, 1989. — Вып. 1. — С. 143 — 153.
  166. В. Поэтический автопортрет Бродского // Звезда. — 1992. — №№ 5 — 6, с. 186 — 1921
  167. В.П. Иосиф Бродский глазами современников (19 962 005). — СПб.: Журнал «Звезда», 2010. — 541 с.
  168. В.П. Проза Иосифа Бродского: Продолжение поэзии другими средствами // Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. — С. 9 — 28.
  169. М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.: Сов. писатель, 1986. — 478 с.
  170. Поэтика Бродского: Сб. ст. / под ред. J1. В. Лосева. — Tenafly, N. J.: Эрмитаж, 1986. — 254 с.
  171. Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. тр. / Редкол.: В. П. Полухина, И. В. Фоменко, А. Г. Степанов. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. — 472 с.
  172. Поэтический текст и текст культуры: Сборник статей. — Владимир: Владим. гос. пед. ун-т, 2000. — 238 с.
  173. В.А. Гёте и Бродский: «Римские элегии» // Вестн. Лит. ин-та им. A.M. Горького. — М., 1999. — № 2, с. 7 — 15.
  174. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Вступ. ст. В. И. Ереминой. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  175. В.Я. Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928. — 151 с.
  176. .Н. Героический эпос и действительность. —: Л.: Наука, 1988. —223 с.
  177. А.Г. И. Бродский: метафизика сада. — Псков: Псков, гос. пед. ун-т, 2005. — 111 с.
  178. A.M. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. — М.: Новое лит. обозрение, 2001. — 462 с.
  179. A.M. «Бог сохраняет все, особенно слова.». Аллюзии в поэзии Иосифа Бродского // Русская речь. — 2003. — № 4, с. 25.
  180. A.M. «Римский текст» И. Бродского и русская поэзия 1910-х — 1920-х гг. // Анна Ахматова и русская культура начала XX века: Тез. конф. — М., 1989. — С. 97 — 100.
  181. А.М. «Человек есть испытатель боли.». Религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенциализм // Октябрь.1997. —№ 1,с. 154.
  182. A.M. Иосиф Бродский и русская поэзия XVIII—XX вв.еков.
  183. М.: МАКС Пресс, 2001. — 207 с.
  184. М.: Слово, 2001. — 286 с.
  185. И.Р. Концепт 'сердце' в поэтическом творчестве И.А. Бродского // Вопросы филологии: Сб. науч. работ студен, и молод, ученых. Кемерово, 2003. — Вып. 4.— С. 23 — 34.
  186. Т.Т. Субъектная» структура рождественских стихотворений Иосифа Бродского // Проблемы поэтики и стиховедения. — Алматы, 1993. — С. 67 — 69.
  187. С.Н. Рождественские стихотворения Иосифа-Бродского // Ритуально-м1фолопчний пщхщ до интерпретаци тексту: 36. наук. пр. — Кшв, 1995. — С. 139 — 145.
  188. Т.В. Пастораль в русской поэзии XVIII века. — М.: Моск. гос. открытый пед. ун-т, 1999. — 165 с.
  189. Е.В. «Античная» лексика в поэзии И. Бродского // Русская речь. — 1998. — № 2, с. 35.
  190. Сергеева-Клятис А. Ю. Судьба Одиссея: К прочтению стихотворения Бродского «Одиссей Телемаку» // Некалендарный XX век: Материалы Всерос. семинара. 2003 г. — Великий Новгород, 2003.1. Вып. 2. — С. 215 — 220.
  191. Сергеева-Клятис А.Ю., Лекманов O.A. «Рождественские стихи» Иосифа Бродского. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. — 44 с.
  192. И.В. Поэтика мотива / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. — М.: Яз. славян, культур, 2004. — 294 с.
  193. А.Э. Мифопоэтическая основа стихотворения И.А. Бродского «Осенний крик ястреба» // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых. — Казань, 2003. — С. 185 — 192.
  194. И. Поздний Бродский: путешествие в кругу идей. // Иосиф Бродский и мир: метафизика, античность, современность. — СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2000. — 376 с.
  195. И. Три статьи о Бродском. — М.: «Квартет Пресс», 2004. — 144 с.
  196. А.Г. Бродский о Чехове: отвращение, соревнование, сходство // Звезда. — 2004. — № 1, с. 209 — 215.
  197. А.Г. О семантике переноса: замечания к проблеме // Архетипические структуры художественного сознания. — Екатеринбург, 2002. — Вып. 3. — С. 139 — 144.
  198. А.Г. Пушкин и Бродский сквозь призму стихового переноса // Пушкин и современная культура: Материалы конф., 23 — 27 янв. 2003 г. — СПб, 2004. — С. 70 — 83.
  199. Н.И. Письмена перспективы. О поэзии И. Бродского. — М.: Грааль, 1997. — 375 с.
  200. Структура текста. Сб. статей. / Отв. ред. Т. В. Цивьян. — М.: Наука, 1980. — 287 с.
  201. М.С. Ахматова и Бродский — об одном сопоставлении // Анна Ахматова и русская культура начала XX века: Тез. конф. — М., 1989.— С. 61 —63.
  202. .В. Стих и язык. — М. — Д., 1959.266: Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. — M.: URSS, 2007. — 176 с.
  203. А. Опыт одиночества: И. Бродский. // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций / Сост. Я. А. Гордин. — СПб.: Журнал «Звезда», 1998. — 320 с.
  204. A.C. Концепт времени и пространства в «Эклоге 4-й (зимней)» И. А. Бродского // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молод, ученых, посвящ. 100-летию со дня рождения Г. А. Гуковского.
  205. Саратов, 2003. — Вып. 6. — С. 222 — 226.
  206. .А. Поэтика композиции. — СПб.: Азбука, 2000. — 347 с.
  207. К.В. Жертвенный космос и Вифлеемская звезда: Время и вечность у Бродского и его рождественский цикл // Рус. мысль. — 2000. — 25 — 31 мая (№ 4319), с. 15.
  208. К.В. Творческий эгоцентризм и преображенная инфантильность. Анализ произведений Ф. Кафки, А. Платонова, А. Чехова, М. Цветаевой, И. Бродского. — М.: Собрание, 2005 (Тула: ИПП Гриф и К.). — 165 с.
  209. М., Рейн Е. «И географии примесь к времени есть судьба» // Арион. — 1994. — № 2, с. 33.
  210. A.A. Наследие Иосифа Бродского в контексте постмодернизма. — В кн.: Рус. постмодернизм. Ч. 1. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 200 с.
  211. Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Н. Путилова. — Л.: Наука, 1984. — 255 с.
  212. И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. — Тверь: ТГУ, 1992. — 124 с.
  213. И.В. О поэтике лирического цикла. — Калинин: КГУ, 1984. — 79 с.
  214. И.В. Три статьи о поэтике: Пушкин. Тютчев. Бродский.
  215. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. — 40 с.
  216. О.М. Поэтика сюжета и жанра / Подготовка текста и общ. ред. Н. В. Брагинской. — М.: Лабиринт, 1997. — 445 с.
  217. Н.В. Опыт анализа семантического сдвига в стиховом слове: (На материале поэтических текстов М. Цветаевой и И: Бродского) // Филол. вестн. Ростов, гос. ун-та. — Ростов н/Д, 2003. — № 2, с. 38 — 41.
  218. Чуковская Л. К Из дневника. Воспоминания: Иосиф Бродский, Фрида Вигдоровае, Тамара Габбе, Борис Пастернак, Константин Симонов, Александр Солженицын, Марина Цветаева. — М.: Время, 2010. — 670 с.
  219. М.И. Три реформы русского стихотворного синтаксиса (Ломоносов — Пушкин — Иосиф Бродский) // Вопр. языкознания. — 2003. — № 3, с. 31 —78.
  220. Л.Я. Бродский: Ося, Иосиф, Joseph. — СПб: Ретро, 2005. — 269 с.
  221. A.A. «Но мы живы, покамест есть прощенье и шрифт». (Взгляд на мир Иосифа Бродского) // Русская речь. — 1994. — № 2, с. 15.
  222. Е. Об особенностях поэтики Иосифа Бродского // Эткинд Е. Материя стиха. — СПб.: Гуманит. союз, 1998. — С. 114 — 119.
  223. Т.В. «Лебединый стан» М.И. Цветаевой и «Часть речи» И. А. Бродского в поэзии XX века // Русская классика: проблемы интерпретации. — Липецк: J И НИ, 1996. — С. 34 — 35.
Заполнить форму текущей работой