Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оба произведения написаны от первого лица, что способствует созданию иллюзии достоверности. В то же время «я» в романе и повести не только разделяется на голоса автора и повествователя, но позволяет выделить третью точку зрения — голос маленького героя, повествователя в детстве. На формиров ание детской точки зрения, её отделение от «я» взрослого героя работают разнообразные приёмы: использование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концепция детства в культуре и литературе 1830−1840-х гг
    • 1. Детство в социальной и культурной жизни викторианской
  • Англии
    • 2. Тема детства в русской прозе 1840-х гг
    • 3. Эволюция детского портрета в европейской живописи
  • Глава. Н.Образ детства в произведениях Л. Н. Толстого и Ч. Диккенса
    • 1. Восприятие Л. Н. Толстым творчества Ч. Диккенса
    • 2. Герой-ребенок
    • 3. Окружение ребенка
    • 4. Восприятие окружающего мира
    • 5. Проблемы типологии
  • Глава III. Эволюция национальных литератур о детстве в конце
  • 1850-х гг
  • Часть I. Детство в английской школьной повести: «Школьные годы Тома
  • Брауна» Т. Хьюза
    • 1. Новый герой
    • 2. Мир школы
    • 3. Образ Наставника
  • Часть II. Русское детство: «Детские годы Багрова-внука''
  • С.Т Аксакова
    • 1. Детские годы в контексте семейной хроники
    • 2. Детские годы глазами Багрова-внука

Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ребенок и детство — одна из ведущих и ключевых тем литературы. В определенном смысле это тема универсальная, не ограниченная рамками какой-либо национальной литературы или конкретного временного периода, хотя в некоторые эпохи она приобретает особое значение. Эта универсальность объясняется тем, что детство — такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе.

Отражение мира детства, анализ внутреннего мира ребенка все больше привлекает внимание западных и отечественных литературоведов. Проза о детях воспринимается как отдельная и полноправная область литературы. История детства связывается с жанровым подходом. Произведения о детях рассматриваются в рамках традиционных жанровисследуется проблема того, как они влияют на уже сложившуюся жанровую систему. В то же время одной из характерных черт современного литературоведения является изучение межнациональных литературных отношений, стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов, жанров национальных литератур. Этим определяется актуальность настоящего исследования, в котором предпринимается попытка проанализировать литературный образ детства на материале английской и русской прозы в контексте развития жанра романа воспитания.

Предметом нашего исследования стала английская и русская литература середины XIX в. Как уже было отмечено, образ ребенка присутствует в мировом искусстве и литературе во все времена, однако к началу XIX столетия его значимость возрастает, он становится центральным. Это отнюдь не отрицает развития детской темы на предшествующем этапе развития литературы, а, наоборот, предполагает существование некоторого периода подготовки к тому, чтобы она вышла на первый план. В связи с этим уместно вспомнить теорию смены жанров Ю. Н. Тынянова, которую можно приложить и к темам, проблемам литературных произведений. По мысли исследователя, в эпоху разложения какого-либо жанра он перемещается из центра на периферию, а на его место «из задворков» выходит новое явление. То же можно сказать об изображении детства в литературе, будучи представленным в качестве периферийного явления, в определенный момент оно занимает центральное и доминирующее положение.

Однако определить эпоху, в которую образ детства становится главным, достаточно сложно. Общим местом является утверждение о том, что начало нового этапа, заинтересованного отношения к детству связано во второй половиной XVIII — началом XIX века. «Само понятие детства как самоценной стадии духовного развития могло возникнуть только на почве сентиментально-романтического умозрения» [180- с.242]1. Но со второй половины XX в. нижняя хронологическая граница темы сдвигается назад. «Если по отношению к XIX—XX вв.екам сентиментально-романтический культ детства — начало нового периода в истории темы, то по отношению к предыдущим столетиям — кульминация длительного процесса» [140, с.8]. Поэтому большое значение приобретает рассмотрение детства в культуре и литературе XVI—XVII вв.еков. Поскольку эта задача на материале английской литературы выполнена в ряде работ (монографии Л. С. Маркус, диссертации М.И.Свердлова), попытаемся кратко охарактеризовать эпоху, непосредственно предшествующую интересующему нас периоду.

Новое отношение к детству в культуре по сравнению с прошедшими веками связано с идеологией Просвещения.

Исследователи отмечают, что XVIII в. ознаменован «зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культтуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности» [92, с.111]. Если в XVII в. тема детствапреимущественно поэтическая, то в следующем столетии она отступает из поэтического «центра». В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Это связано с борьбой за установление «царства Разума», с повышенным вниманием к воспитанию и образованию вообще. Книги, в которых присутствует ребенок, — это скорее программы, адресованные не столько детям, сколько их воспитателям («Мысли об образовании» Дж. Локка, «Эмиль» Ж.-Ж. Руссо). Меняется и само значение детства — «Это возраст, который необходимо преодолеть, переделать. Детскость в ребенке — это препятствие. В пуританской традиции оно — трудное, в локковской традициилегкое» [140, с.79]. Просвещение в связи с нашей темой важно, т.к. в рамках этой эпохи не только ребенка вводят в прозу для взрослых (пусть и в качестве примера в педагогических сочинениях), но и практически впервые начинают издавать литературу для детей.

Заслуга следующей эпохи — Романтизма — в том, что детство уже не воспринимается как подготовительный период жизни или возрастное отклонение от нормыромантики почувствовали детство как совершенно самостоятельный, неповторимый, особый и драгоценный мир.

Если для Классицизма «взрослость» была нормой, а детские годы — отклонением от нее, то для романтиков характерно принципиально иное соотношение между возрастами: взрослое состояние становится ущербной порой, а детство — идеальной эпохой человеческой жизни. В связи с этим вспомним обостренный интерес романтиков к истории и особенно к фольклору. Недаром одним из самых распространенных жанров у художников этого направления были сказки (Арнимо и Брентано, братьев Гримм, Гауффа, Андерсена и др.), в основе своей восходящие к устному народному творчеству. Таким образом, в эстетике романтизма детство приобретает огромную значимость — детство не только отдельной личности, но и человечества вообще.

Обращение романтиков к миру ребенка, в первую очередь внутреннему, связано и с их повышенным интересом к собственному «я» и сложному комплексу душевных переживаний. С развитием литературы в ней все больше утверждалось внутреннее начало личности, достигшее своего расцвета в начале XIX в. Как пишет И. С. Кон, эта «интимизация мира» особенно интенсивно начала развиваться в XVil-XVill вв., что проявилось во многих областях человеческой жизни. Если говорить о религии, то в протестантизме общение с Богом приобретает более интимно-личностный характер, а у пиетистов XVII—XVIII вв. Бог также превращается в интимного собеседника и даже друга. Подобные явления можно проследить и в истории языка: если в староанглийском языке существовало всего тринадцать слов с морфемой «self, то со второй половины XVIII в. их количество сильно возрастаетв том же столетии широко распространяются слова, обозначающие внутренние психические состояния, настроения, переживания и т. п. В живописи появляется новый «телесный канон»: на тело как таковое накладывается табу, человек должен скрывать его, оно становится чем-то внутренним, интимным и даже обретает некоторую загадочность. Если обратиться к области психологии, то характерным для века Просвещения можно считать порождение эмоциональных проблем, в частности, проблемы одиночества. В литературе эта «интимизация» приводит к распространению разнообразных автобиографических текстов, среди которых исповеди и воспоминания религиозного характера, семейные хроники торговцев и ремесленников, самозащиты и самооправдания, профессиональные автобиографии выдающихся людей, частные дневники и хроники, повествования авантюристов о своих приключениях, рассказы о путешествиях и т. п.

В эпоху Романтизма культ эгоцентризма и интроспекции достиг своего апогея. Человеческое «я» рассматривалось как нечто автономное, отличное от других, что повышало обостренное внимание к нему и замкнутость в собственном внутреннем мире. Поскольку по романтическому канону человека личность и общество постоянно находятся в состоянии конфликта друг с другом и личность поддерживает отчуждение между собой и миром для сохранения своего «я», физическое пространство оказывается ограниченным. Поэтому наибольшую ценность представляет внутреннее пространство. Так как настоящее для романтиков — это состояние отчуждения и противостояния внешнему миру, особое значение приобретает уход в прошлое, что в сочетании с интересом к внутреннему миру неизбежно приводит к собственному детству. Детство предстает как некая идеальная, безвозвратно ушедшая пора, когда человек находился в полной гармонии с собой и миром.

Повышенный интерес романтиков к изображению детства связан и с изменениями в общественной жизни. Общество, создавшееся в результате индустриального развития конца XVIII — начала XIX в., было не заинтересовано в искусстве и часто враждебно ему. Как отмечает П. Кавени, в этой обстановке изоляции, отчуждения, сомнения художник не мог не увидеть привлекательность темы детства как литературной темы. Ребенок мог стать символом глубокой неудовлетворенности художника обществом, воображения и чувствительности, незащищенности и одиночества, страха и удивления и, конечно, изначальной чистоты и наивности.

Романтическое представление о детстве было противоположно рационалистической школе. Если обратиться к сфере образования, то это различие станет еще более явным. Рационализм практически не учитывал природу ребенка как такового и обращался с ним как с маленьким взрослым. Для романтиков же образование важно как развитие природных склонностей ребенка («Эмиль» Ж.-Ж.Руссо).

Подготовленный поэзией романтизма, в 1830 — 1840-х гг. образ детства перемещается в прозу и занимает в ней центральное место. По мнению ряда исследователей, именно в середине XIX в. интерес к детству достигает своего апогея. Ребёнок становится центральной фигурой всех сфер социальной и культурной жизни. Предметом нашего исследования является проза середины века, произведения, созданные в рамках одной декады — 1850-х гг. Подобный подход уже апробирован в литературоведении и представляется весьма удачным. Как отмечает К. Тиллотсон, автор монографии «Романы 1840-х годов», «пришло время разбить единый монолит „викторианского романа“ на более удобные составные частиразделить его не по романистам, фазам или каким-то иным категориям, но просто концентрируясь на определённой декаде или ином периоде времени» [314, с. 1. — Перевод наш — Е.Д.].

Однако прежде чем обратиться к прозе 1850-х гг., мы считаем необходимым проанализировать этап в развитии литературы, непосредственно предшествующий ей. Первая глава диссертации посвящена новому пониманию детства в 1830—1840-х гг. и образу ребенка в прозе этих лет.

Из произведений о детстве, написанных английскими и русскими писателями за 1850-е годы, мы выбрали четыре. «Точкой отсчета» в формировании художественной прозы о детства становятся роман Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» и первая повесть Л. Н. Толстого «Детство», появляющиеся почти одновременно в самом начале 1850-х гг.

Это совпадение во времени, а также глубокий интерес русского писателя к творчеству английского романиста дают повод для размышлений о близости обоих произведений. Поэтому рассмотрение «Дэвида Копперфилда» и «Детства» ведется в работе в форме сопоставительного анализа.

Дальнейшая эволюция литературного образа детства прослежена нами на материале двух повестей, созданных в конце декады 1850−1860 гг. Как характерное явление английской прозы о детях второй половины 1850-х гг. рассмотрен жанр школьной повести (на примере «Школьных лет Тома Брауна» Т. Хьюза). В русской литературе толстовская традиция обращения к детству наиболее ярко звучит в повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» .

Детство как историческое, философское явление давно привлекает внимание исследователей. Наша работа потребовала обращения к трудам зарубежных и отечественных историков и культурологов. Основополагающей работой остается монография Ф Арие «Века детства» [189], переведенная на многие европейские языки и выдержавшая ряд изданий. Арие выделяет три основных аспекта, в которых рассматривается образ ребенка: идея детства в философской мысли, школьная жизнь и семья. Достоинством исследования является обращение автора к культурам разных европейских странрассмотрение детских образов в нескольких видах искусства (литература, скульптура, живопись) — привлечение материала «бытового» ряда (детская одежда, игрушки, интерьер детских комнат). Видный ученый и этнограф М. Мидавтор многих работ о детстве в культурах примитивных народов (Самоа. Новой Гвинеи и т. д.)[111]. Достоверность изложенных фактов, анализ непосредственно увиденного сочетается в ее работах с серьезными обобщениями об особенностях детства.

Если для М. Мид основной задачей становится соотношение всеобщего и частного во взгляде на детство у разных народов, то Л. Поллок в своей книге «Забытые дети: Отношения родителей и детей с 1500 по 1900 гг.» [284] анализирует положение ребенка в семье на протяжении четырех столетий. Большое место в исследовании уделено критическому обзору уже существующей историко-философской литературы о детстве, сопоставлению взглядов разных ученых. Необычайно ценным является использование и анализ таких источников, как письма, дневники, мемуары родителей. Каждое положение Л. Поллок подкрепляет статистическими данными, что усиливает обоснованность выводов автора.

В России тема детства в ее культурно-историческом значении исследована в новаторских работах И. С. Кона. Для нас было важно обращение и к его трудам по психологии детей и подростков. В монографиях «В поисках себя: Личность и ее самосознание» [92], «Дружба: Этико-психологический очерк» [93], «Психология юношеского возрастая[94] И. С. Кон внимательно анализирует психологию разных периодов детства, рассматривает наиболее характерные для них чувства и эмоции. Работа «Ребенок и общество» [95] остается лучшим отечественным исследованием о культурологическом феномене детства. «Мир детстванеотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрослой культуры» [95, с.6]. Давая обзор историко-социологического и этнографического изучения детства, И. С. Кон отмечает, что новое время характеризуется появлением нового образа детства. Привлечение широкого литературного и искусствоведческого контекста приводит к выводу о том, что «многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре» [95, с.9−10]. Автор систематизирует возможные подходы к рассмотрению художественных образов детства: эстетический, социологический, этнологический, исторический, биографическийобращается ко многим проблемам детства (возрастные категории, половая социализация, этнография родительства и т. д.).

Следующая группа исследований, относящихся к нашей теме, рассматривает образ детства в художественной литературе. Часто эти работы находятся на границе между литературоведением и культурологией. Так, в книге САрменса «Архетипы семьи в литературе» [190], обращающейся к греческим трагедиям, пьесам У. Шекспира, поэмам Дж. Гопкинса, привлекается этнографический и фольклорный материал. В монографии Г. Скаддера[298] дается сопоставительный анализ темы детства в литературе и искусстве. Автор прослеживает историю детских образов от античности до рубежа XIX—XX вв. Большим достоинством работы является обращение к материалу разных национальных культур и эпох: греческой и римской литератур, древнееврейских теологических книг, прозы раннего христианства, искусства средних веков, английской, французской, немецкой, американской и датской литератур. В нашем литературоведении наиболее полным обзором детской темы в мировой художественной прозе можно считать работу М. Эпштейна и Е. Юкиной «Образы детства» [180], опубликованную в Международный год ребенка (1979). Несмотря на небольшой объем журнальной статьи, авторам удается подробно охарактеризовать историю темы детства в художественной литературеопределить разницу в отношении к ребенку в культурах Классицизма, Просвещения, Романтизма. Привлекая материал немецкой, французской, американской культур, свое основное внимание авторы обращают на русскую литературу. Возникновение многостороннего образа детства в отечественной прозе связывается с творчеством Л. Н. Толстогодетская тема рассматривается как основная не только для трилогии, но и в крупных эпических произведениях писателя.

Рассмотрению детской темы в английской литературе посвящены работы Р. Паттисона «Фигура ребенка в английской литературе» [281], П. Кавени «Образ детства. Личность и общество: Изучение темы в английской литературе» [218]. Особенное внимание авторы уделяют новой концепции детства в Романтизме и образам детей в произведениях Ч.Диккенса. Л.С.Маркус[272] сужает временные рамки своего исследования. Предметом ее работы становится поэзия XVII в., рассмотренная в широком социокультурном контексте эпохи. Анализ детских образов в литературе XVII в. продолжен в отечественном литературоведении в кандидатской диссертации М. И. Свердлова «Тема детства в английской оде XVII — начала XIX века» [140]. Научная новизна исследования заключается в связи истории образа детства с жанровым подходом. Образ ребенка рассмотрен «глазами жанра» оды (на материале поэзии XVII в., од Т. Грея и У. Вордсворта). Очень важным для нашей работы оказался первый раздел первой главы исследования -" Семантика детства: Культурологический обзор", в котором автор дает класификацию значений детства, сложившихся в мировой культуре.

Русский образ детства неоднократно становился предметом исследований критиков. В отечественной науке существует ряд работ, обращающихся к детской теме в литературе XIX в.: кандидатские диссертации А. Н. Дьяченко «Детская тема и проблемы реализма в творчестве Н.А.Некрасова» [74], Н. И. Кузнецовой «Проблема обездоленного детства в контексте идейно-эстетических исканий в детской и юношеской литературе конца XIX — начала XX века» { 99].

Особо оговорим, что в рамках нашей работы не рассматривается творчество Ф. М. Достоевского, хотя тема детства и образ ребенка являются одними из ключевых для его произведений. Это объясняется тем, что концепция детства великого русского писателя достаточно подробно и полно исследована отечественными и зарубежными учеными: в фундаментальной работе У. Роу «ДостоевскийРебенок и взрослый в его творчестве» |г290], кандидатских диссертациях С. Н. Митюрева «Проблема подростка в творчестве Ф. М. Достоевского 1870-х гг.» {112], В. С. Пушкаревой «Дети и детство в художественном мире Ф. М, Достоевского» [136]. Взаимосвязи романов русского писателя и образа детства в произведениях Ч. Диккенса рассмотрены в работах И. М. Катарского «Диккенс в России» |87], Н. М. Лари «Достоевский и Диккенс: Анализ литературного влияния» [265].

Если говорить об исследованиях, рассматривающих образ детства в творчестве интересующих нас писателей, то лучше всего эта проблема проанализирована в диккенсиане. Поскольку детская тема является основной для романов «великого и неподражаемого», практически каждая работа затрагивает ее. Не имея возможности подробно охарактеризовать все использованные нами исследования, остановимся на тех, которые непосредственно посвящены образу детства в произведениях писателя. Как правило, авторы этих работ обращаются к какому-либо аспекту изображения детей у Ч.Диккенса. Так, К. Эрикссон{232] останавливается на взаимоотношениях дочерей и отцов в романах писателя. Исследовательница отмечает, что ребенок и взрослый в этих парах часто меняются местами. Фр. Донован, автор нескольких работ (223], [224] об образах детей и подростков у Ч. Диккенса, пытается разделить этих героев на группывыделить наиболее характерные типыопределить те аспекты, которые больше всего интересуют писателя в связи с темой детства. Б. Уэстбург рассматривает романы Ч. Диккенса, написанные на основе автобиографического материала, где значительное внимание уделено детству героя (326]. По мнению исследователя, три романа Ч. Диккенса -" Оливер Твист", «Дэвид Копперфилд», «Большие ожидания» — можно считать автобиографической трилогией. Последняя работа англоязычного литературоведения — монография Малькольма Эндрюса «Диккенс и взрослый ребенок» [186]. Автор отмечает, что большинство диккенсовских детей напоминает взрослых, так же как во многих взрослых персонажах остается детское начало. Исследователь приходит к выводу о том, что Ч. Диккенс вводит в прозу о детях нового героя, в котором детское и взрослое органично сочетаются, взаимозаменяя друг друга. Из общих исследовании о Ч. Диккенсе особенно хочется отметить последнюю биографию писателя, созданную современным романистом и ученым П. Экроидом (184]. Монументальная (свыше 1000 страниц) работа, сочетающая подробное отражение биографических данных и тонкий литературоведческий анализ, пожалуй, не уступает первой биографии Ч. Диккенса, написаннои его современником Дж.Форстером.

Нам не удалось наити работы об английской школьной повести в отечественном литературоведении, хотя в англоязычной критике существуют исследования на эту тему. «Школьные годы Тома Брауна» Т. Хьюза рассмотрены в монографиях И. Куигли 'Наследники Тома Брауна: Английская школьная ловесть" {287], ДжРичардса 'Счастливые дни: Закрытые школы в английской литературе" [288], ДжХани «Вселенная Гома Брауна: Развитие викторианских школ*{253]. Авторы названных работ рассматривают произведение Т. Хьюза как первый образец жанра школьной повести, возникающего в середине XIX в. Однако «Школьные годы Тома Брауна» анализируются не с точки зрения отражения в них детского мира, а в контексте развития закрытых школ в системе английского образования.

Несмотря на то: что о творчестве Л. Н. Толстого написаны тома исследований, трудов, рассматривающих образ детства в его первых повестях, немного, большую ценность для нашего исследования представляли работы, посвященные трилогии писателя: 'Новаторство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Я.С.билинкиса[38], «Первая книга Льва Толстого» Л.Д.Опульскои{ 130] и др.- особенно хотелось бы отметить интереснейшие и очень глубокие работы Б. М. Эйхенбаума «Молодой Толстои» [177] и «Творчество Л.Н.Толстого» [178], рассматривающие повести в контексте творчества писателя в целом и уделяющие много внимания использованию в них традиций западно-европейской литературы. Много пищи для размышлений о поэтике Толстого даёт статья ААРеформатского «Структура сюжета у Л Толстого» ] 138].

Нельзя не упомянуть и две кандидатские диссертации, посвященные отдельным специфическим сторонам рассматриваемых произведении, имеющим отношение и к нашей теме: 'Автобиографический воспитательный роман в творчестве ч. Диккенса и Ш. Бронте" О.А.Наумовой[122] и «Речевая структура образа автора в автобиографических повестях о детстве (на материале повести Л. Н. Толстого „Детство“ и повести С. Т Аксакова „Детские годы Багрова-внука“)» Н А. Николиной[ 125]. Повествовательная техника Л. Н. Толстого становится предметом исследования А.3вирса (331].

Особого внимания заслуживает литература о возможных и реально существующих связях и параллелях между произведениями двух писателей, о восприятии Ч. Диккенса и английской литературы в России вообще и Л. Н. Толстым, в частности, богатейший материал дают исследования Н. П. Михальскои «Зарубежная литература XIX в. в оценке.

Л.Н.ТолстогоЧИб], «Диккенс в РоссииЧШ], И. М. Катарского «Диккенс в России» [87], рассматривающие не только узкий аспект проблемы, но и вопрос воздействия Ч. Диккенса на русскую литературу и культуру вообще. Из работ, представляющих интерес с точки зрения сопоставления анализируемых произведении, прежде всего надо назвать исследования Н. НАпостолова «Толстой и Диккенс» (29] и П. Попова «Стиль ранних повестей Толстого («Детство» и «Отрочество»)» [132]. Однако сравнение обоих произведений часто приводит к выявлению сюжетных параллелей, без выводов о более общих художественных задачах писателей. Отдельно выделим кандидатскую диссертацию В. В. Аствацатуровой «Чарльз Диккенс в творческом сознании Л.Н.Толстого» [30], сочетающую как анализ параллелей в творчестве писателей, так и более широкий вопрос восприятия Л. Н. Толстым произведений Ч. Диккенса и эволюции этого восприятия.

До сих пор в отечественном литературоведении немного работ, посвященных повести С. Т Аксакова. Лучшей и наиболее подробной из них является исследование С.И.Машинского[108]. Однако глава его монографии о «Детских годах Багрова-внука», как и кандидатская диссертация ОН. Бел око пытовои[3 6], рассматривают повесть в контексте мемуарно-биографических жанров, мало затрагивая нашу тему. Эта же проблема решается в исследовании Э. Саламан (296], анализирующей произведения Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, Де Квинси и М. Пруста с точки зрения жанра исповеди. Э. Дуркин видит сходство между «Детскими годами Багрова-внука» и античным жанром пасторали [226].

Наиболее полным исследованием детской темы в русской литературе является недавно изданная работа Э Уочтела «Битва за детство: Создание русского мифа» (322]. Прослеживая историю образа детства от трилогии Л. Н. Толстого до «Жизни Арсеньева» И. А. Бунина, Э. Уочтел приходит к выводу о том, что художественная проза о детстве строится скорее по образцу «Детских лет Багрова-внука», чем по модели Л. Н. Толстого. Особенный интерес исследователя вызывают произведения о детях, написанные в начале XX в. русскими писателями-эмигрантами.

Учитывая то, что одним из методов работы был сравнительный, нами использовались исследования по сравнительно-историческому литературоведению: «Историческая поэтика» А.Н.Веселовского[49], «Сравнительное литературоведение» В.М.Жирмунского[77], «Запад и Восток» Н.И.Конрада[96], «Образ России в английской художественной литературе IX—XIX вв.» Н. П. Михальской {118], «Актуальные проблемы изучения в вузе русско-зарубежных литературных связей XIX в.» 3.А.С тарицынои[ 153]. Для нашей работы были важны исследования по теории жанра воспитательного романа М. М. Бахтина, Дж.Г.Бакли, С. В. Гайжюнаса, Н. П. Михальской, Фр. Жоста и др., жанра автобиографии (работы С. И. Машинского, И. О. Шаитанова. Дж. Олни, У. Спенгеманна и др.). Для современного литературоведения актуальным становится стремление выделить прозу о детстве в особый жанр, определить его структурообразующие признаки. Так, Р. Коу предлагает назвать этот жанр «детством» [213].

Хотя художественная литература, созданная специально для детей, не стала предметом исследования, работы по детской литературе были важны для настоящей диссертации. Наиболее полно история детской литературы представлена в отечественном литературоведении в докторских диссертациях Н. М. Демуровои (64], Л.И.Скуратовскои[144], Е. Е. Зубаревой (79], кандидатской диссертации М. И. Чинаевой [169], работах И.С.Матвеевои{145], И.О.Шайтанова[171] и др.

Поскольку данная работа касается вопросов детской психологам, естественным было обращение к специальным исследованиям. Нами использовались работы отечественных и зарубежных исследователей Л. И. Божович [41], И. С. Кона, Л. П. Торпа {312]. Б. С. Гаррисона, А.Дж.Кингстона, Г. В. Бернарда {240] и др. Особенно отметим исследования, связывающие сферу психологии с литературой: кандидатские диссертации Л. Д. Драголи «Вопросы детской психологии в художественных произведениях Л.Н.Толстого1' [70] и Т. С. Карловой «Проблемы психологического в раннем творчестве Л.Н.Толстого» [85].

Научная новизна исследования состоит в том, что известные произведения величайших писателей XIX века — Ч. Диккенса, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова — изучены с точки зрения отражения в них детского мира. Впервые в отечественном литературоведении рассматриваются «Школьные годы Тома Брауна» Т. Хьюза, положившие начало одному из наиболее популярных и оригинальных жанров английской прозы — школьной повести. В работе проведен сравнительный анализ образа детства в литературах Англии и России.

Целью нашей работы является анализ образа детства, определение его своеобразия в национальных литературах Англии и России. Эта цель обусловила следующие конфетные задачи:

1) рассмотреть отношение к детству в культуре Англии и России середины XIX века;

2) проследить, как детская тема входит в английскую и русскую прозу 1830-х — 1840-х гг.;

3) определить, в чём состоит новаторство Ч. Диккенса и Л .Н.Толстого в изображении ребёнка, из чего складывается художественный образ детства:

— 194) провести сопоставительный анализ «Дэвида Коплерфилда» и «Детства» — решить проблему того, можно ли говорить о непосредственном воздействии Ч. Диккенса на создание первой повести Л. Н. Толстого,.

5) проследить дальнейшую эволюцию английской и русской прозы о детстве в конце 1850-х гг.;

6) определить основные элементы жанра школьной повести;

7) проанализировать «Детские годы Багрова-внука» в контексте традиции Л. Н. Толстогоопределить новаторство С. ТАксакова в изображении детского мира;

8) рассмотреть прозу о детстве в свете развития жанра романа воспитания.

Для решения названных задач используются культурно-исторический, биографический, сравнительно-типологический методы.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и выводы могут быть использованы в лекционных курсах по истории английской и русской литератур XIX века, на спецсеминарах, посвященных проблемам литературных взаимосвязей, в специальных курсах лекций по детской литературе и вопросам изображения детства в национальных литературах.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и библиографии. Общий объём работы — 249 страниц. — список использованной литературы включает 331 наименование.

210-ЗАКЛЮЧЕНИЕ проследив развитие оораза детства, в английской и русской прозе середины XIX века, мы попытались выявить его особенности, составляющие его компоненты," определить специфику подхода к изображению детского мира в литературах разных странобосновать важность темы детства для последующего развития мировой литературы.

Исследуя произведения, созданные в рамках одной декады -1850-е годы — мы выделили наиболее характерные из них. Анализ романаI. Диккенса «Дэвид Копперфилд», первой повести Л. Н. Толстого «Детство», школь ной повести Т. Хьюз, а «Школь ные годы Тома Брауна», «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова позволил решить поставленные нами задачи. подводя итоги исследования, хотелось оы выделить некоторые основные положения:

I. В первой половине XIX века детская тема прочно входит в мировое искусство и литературу. 1850 ~ е годы становятся временем наибольшего интереса к детству во всех сферах социальной и к у л ь т ур н о и жизни АНг лии и России. Правительства обеих стран проводят ряд реформ по организации и облегчению детского труда. Особое внимание уделяется проблемам образования и воспитанияпроисходит бурное развитие возрастной педагогики. В середине века переживают подлинный расцвет детская литература и периодика для маленьких читателей. Развивается игрушечная промышленностьскладывается особая культура детских игр и праздников. Наиболее наглядно заинтересованность в мире детства проявилась в эволюции детского портрета в европейской живописи. От статичного изображения уменьшенной копии взрослого английские и русские художники приходят к психологизированному портрету, жанровым сценам с участием детей (полотна.

A.Г.Васнецова, А. Г. Варнека, П. А. Федотова,.

B. А. Т’ропинина, Т. Уэбстера, Фр. Гарди, Ч. ланта, Г. Брукнер и др.).

2. В литературе 1830 — 1840 — х гг. образ детства перемещается из поэзии в прозу. Ребёнок становится центральным героем английских социальных романов (Э.Гаскелл, Б. Дизраели, Ч. Кингели). Детская тема присутствует в английской и русской прозе середины XIX века, в психологических романах П. Марриета, сестёр Бронте. Дети — главные персонажи уже первых романов Ч.Диккенса. Во многих из них ставятся вопросы социального неравенства, сиротства, социального неравенства, воспитания, школьного образования. «Домби и сын», предшествующий «Дэвиду Копперфилду» , — первое произведение «великого и неподражаемого», в котором детская тема не столь прямолинейно связана с социальной проблематикойгде значительное внимание уделено внутреннему миру героя-ребёнка,.

В 1840-е гг. ребёнок входит и в русскую прозу. О детях пишут пр е д с т авит е ли разных литературных школ и направлений: Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Л. Михайлов, А. Я. Панаева и др.

3. Русский литературный образ детства складывается не без воздействия зарубежной прозы, в первую очередь английской. В отечественных журналах публикуются переводы произведений, где большое место занимает детство героя («Жизнь и приключения Майкла Армстронга, фабричного мальчика» Фр. Троллоп, «Том Джонс» Г. Филдинга, «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Валерия» П. Марриета, «РСалендарь Стеббса» У. М. Теккерея и др.). Особенно значимым оказалось влияние Ч. Диккенса, имя которого становится известно в России с 1838 г. В 18 41 г. русские журналисты называют его лучшим писателем Англии. Почти все отечественные прозаики переживают сильное увлечение произведениями романиста, что сказывается и в прямом подражании, и в глубоком творческом освоении наследия Ч.Диккенса. К заимствованию диккенсовских тем и героев приходит в своих повестях П. Я. Кулиш. Под непосредственным воздействием «Домой и сына» написан рассказ Я. П. Полонского «Статуя Весны». С образами маленьких героев Ч. Диккенса схожа концепция детства Ф. М. Достоевского. Гениальный русский писатель обращается к таким проблемам, как детские страдания, странности и раннее взросление детейкак и в романах Ч. Диккенса, взрослые герои «проверяются» по своему отношению к детству. В последних произведениях Ф. М. Достоевского звучит тема «мальчиков», с которыми автор связывает свои надежды на лучшее будущее России.

4. Формирование художественной прозы о детстве в литературах Англии pi России связано с появлением романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» и повести Л. Н. Толстого «Детство». В этих произведениях, написанных почти одновременно, изображение детского мира занимает центральное место. Атмосфера первых лет жизни создаётся на всех уровнях романа и повести, что позволяет говорить о целостном и разностороннем образе детства. Проведённый анализ помог выделить основные составляющие компоненты художественного образа: главный герой-ребёнок, его внутренний миробразы близких людей (родителей, воспитателей, сверстников) — основные занятия ребёнкапредметный мир.

5. Оба произведения написаны от первого лица, что способствует созданию иллюзии достоверности. В то же время «я» в романе и повести не только разделяется на голоса автора и повествователя, но позволяет выделить третью точку зрения — голос маленького героя, повествователя в детстве. На формиров ание детской точки зрения, её отделение от «я» взрослого героя работают разнообразные приёмы: использование «детской» лексикигиперболизация предметовнесовпадение взглядов ребёнка и взрослого повествователя на одну и ту же ситуацию (что нередко создаёт комический эффект) — введение в текст лирических отступлений и обобщений, принадлежащих взрослому герою и т. д. Эта повествовательная техника впоследствие становится одним из наиболее характерных приёмов в художественной прозе о детстве. б. Ряд фактических данных говорит о несомненной близости произведений Ч. Диккенса и Л. Н. Толстого: «Детство» пишется одновременно с публикацией перевода «Дэвида Копперфилда» — русский писатель, интересующийся творчеством английского романиста, хорошо знал этот романв текстах произведений обнаружено множество сюжетных параллелей. Однако сопоставительный анализ, обращение к дневниковому наследию молодого Л. Н. Толстого, истории создания «Детства» приводит к выводу о различии художественных задач обоих писателей. Ч. Диккенса больше интересует «внешняя» жизнь героя, приключенческий сюжетЛ.Н.Толстого — «диалектика души» ребёнка. В «Дэвиде Колперфилде» говорится о первых годах жизни конкретного человека, будущего писателяпервая повесть Л. Н. Толстого — о детстве вообще как об одной из «четырёх эпох развития», образом, произведения Ч. Диккенса и Л. Н. Толстого Рас сматривают ся как историко-типологические аналогии.

7. «Дэвид Копперфилд» и «Детство», всё же имеющие много общего, являются своеобразной «точкой отсчёта» в формировании прозы о детстве XIX века. Но уже во второй половине 1850-х гг. линии развития английской и русской литератур расходятсядоминирует уже не общее, а ярко выраженное национальное начало.

8. В английской прозе середины XIX века одним из ведущих жанров становится школьная повесть, находящаяся на границе между взрослой литературой о детях и книгами, написанными специально для маленьких читателей. Первым и наиболее популярным образцом нового жанра являются «Школьные годы Тома Брауна» Т.Хьюза. Проведённое нами исследование позволило определить специфику изображения детского мира в школьной повести, выделить основные элементы этого жанра: новый герой-ребёнок, в образе которого подчёркнута усреднённость, обыкновенность и в то же время тесная связь с национальной историей и культуройособое художественное пространство — мир английской закрытой школыиллюстрация определённых педагогических методов (в повести Т. Хьюза — взглядов доктора Т. Арнольда).

Э. Русская проза второй половины 1850-х гг. продолжает традиции трилогии Л. Н. Толстого. В то же время в «Детских годах Багрова-внука», наиболее замечательном произведении о детстве конца декады, появляются и новые черты. Герой показан в контексте семейной хроники, особое значение приобретает мотив связи трёх поколений семьи Багровых — дедов, отцов и детей. В повести даётся значительный временной период детства Серёжи Багровасамый характерный приём для отражения эволюции героя — возвращение к одним и тем же темам, ситуациям по прошествии времени. В изображении детства сочетается рассказ о жизни частной личности и обобщающие размышления об особенностях детской души, этапах взросления вообще. С помощью обращения к яркому, живому описанию русской природы (особенно русских дорог и рек), использования разных пластов русского языка в повести создаётся неповторимый национальный колорит.

10.Произведения о детях возникают на основе жанра классического романа воспитания, продолжают традиции его разновидностей (романа образования, романа о художнике). В то же время во второй половине XIX века они приобретают самостоятельное значение, что позволяет говорить о формировании особой ветви в развитии литературы художественной прозы о детстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука.
  2. Воспоминания // Аксаков С. Т. Избранные сочинения. М.: Современник, 1982. -847 с.
  3. И.В. Годы учения Вильгельма Мейстера /У Гёте И. В. Собр. соч.:
  4. В 10-ти тт. Т.7. Пер. с нем. Н.Касаткиной. — М.: Худож. лит., 1979.- 524 с.
  5. Ш. Городок. Пер. с англ. Л. Орел, Е.Суриц. — М.: Правда, 1990. -474 с.
  6. Ч. Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим. -Пер. с англ. А. В. Кривцовой и Евгения Ланна /У Диккенс Ч. Собр. соч. В 30-ти тт. Т.15. — М.: ГИХЛ, 1959. — 526 с.
  7. Ч. Торговый дом «Домби и сын». Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Пер. с англ. А. В. Кривцовой // Диккенс Ч. Собр. соч.:
  8. В 30-ти тт. Т.13. — М.: ГИХЛ, 1959. — 535 с.
  9. Ч. Тяжёлые времена. Пер. с англ. В. Топера/У Диккенс Ч. Собр. соч.: В 30-ти тт. — Т.19. — М.: ГИХЛ, 1959. — С. 7 — 323.
  10. Ф.М. Униженные и оскорблённые // Достоевский Ф. М. Собр.соч.:B12-tt.-T.IV-M.:Правда, 1982. С. 5 — 363.
  11. ИЛ. Обломов Гончаров ИЛ. Собр. соч.: В 6-ти тт. -Т.4. М.: Правда, 1972. — 525 с.
  12. П.Н. Воспоминания детства. Бахмут: Типо-лит. М. М. Крамарева, 1899. — II, 491 с.
  13. Дж. Испытание Ричарда Феверела. Пер. с англ.
  14. А.Шадрина. М.: Правда, 1990. — 573 с.
  15. А.Я. Семейство Тальниковых. Л.: Academia, 1928. — 267 с.
  16. Я.П. Проза. М.: Сов. Россия, 1988. — 496 с.-22 413. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М.-Л.: Academia, 1935. — XXXVII, 451 с.
  17. М. Приключения Тома Сойера. Пер. с англ. Корнея Чуковского // Твен М. Собр. соч.: В 12-ти тт. — Т.4. — М.: ГИХЛ, 1960.- С. 7 — 231.
  18. Л .Н. Воспоминания детства // Толстой Л. Н. Детство, отрочество и юность. М. Т-во И. Д. Сытина, 1913. — 384 с.
  19. Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. М.: Наука, 1978. -349 с.
  20. Л.Н. Дневники (1847 1854гг.) // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.(Юбил. изд.) — Т.46. — М.-Л.: ГИХЛ, 1934.
  21. Т. Школьные годы Тома Брауна. Пер. с англи. И. П-ъ. — СПб.: Библиотека «Всходов», 1898. — 176с.
  22. И.С. Богомолье. Лето Господне // Шмелёв И. С. Соч.: В 2-х тт. Т.2. — М.: Худож. лит., 1989. — С. 47 — 549.
  23. Dickens Ch. David Copperfleld. NY: Signet Classic, 1980. — 879 p.
  24. Eliot G. The Mill on the Floss. Lnd.: Penguin Popular Classics, 1994. -535 p.
  25. Farrar Fr.W. Eric, or, Little by Little. A Tale of Rosiyn School. Lnd.: Hamish Hamilton, 1971.- 278 p.
  26. Hughes Th. Tom Brown’s Schooldays. Lnd.: Penguin Popular Classics, 1994. — 307 p.
  27. Miller H. My Schools and Schoolmasters- or, The Story of My Education.
  28. An Autobiography. Boston: Gould & Lincoln, 1854. — 537 p.
  29. Н.Н. Толстой и Диккенс /7 Толстой и о Толстом. М., 1924. — С. 104 — 125.
  30. В.В. Чарльз Диккенс в творческом сознании Л.Н.Толстого. Диссертация на соискание учёной степени канд. филол. наук. — Л.: ЛГУ, 1990. — 218 с.
  31. О.В. Раннее творчество Постава Флобера (1835 -1845). Автореф. дисс. .к.ф.н. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. -26 с.
  32. А.А. В школах Англии: Пособие по страноведению. М.: Высш. школа, 1988. — 112 с.
  33. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
  34. Я.С. Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — 42 с.
  35. Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Л.: Сов. писатель, 1959.-413 с.
  36. П.Д. Европейский роман в XIX столетии. СПб, 1900. -643 с.
  37. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  38. М.В. Текстовое строение плана рассказчика в произведениях, написанных от первого лица (На примере английского и американского «подросткового» романа). Автореф. дисс. .к.ф.н. — Л.: ЛГУ, 1969.
  39. . Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847 1862. — М.: Гослитиздат, 1960. — 407 с.
  40. B.C. Творчество Теккерея. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1984. — 150 с.-22 748. Великобритания: Лингвострановедческий словарь. 9500 единиц / А.Р. У. Рум, Л. В. Колесников, ГАПасечник и др. М.:Рус. яз., 1978. -480 с.
  41. А.Н. Историческая поэтика.-М.:Высш. школа, 1989.404 с.
  42. И.А. Английский роман воспитания начала XX века. -Автореф. дисс. .д.ф.н. М.: МГУ, 1985. — 37 с.
  43. И.А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века: Типология жанра. Киев: Вища школа, 1983. — 179 с.
  44. С.В. Роман воспитания. Поэтика и типология жанра. -Дисс. .к.ф.н. М.: МГУ, 1980. — 328 с.
  45. Г инзбург Л .Я. О психологической прозе. Л.:Худож. лит., 1977.- 443 с.
  46. Т.И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний (На материале английских и американских авторов XIX и XX веков). Автореф. дисс. .к.ф.н. — М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1989. — 22 с.
  47. Г ромов П.П. О стиле Л.Толстого. Становление «диалектики души». -Л.: Худож. лит., 1971. 390 с.
  48. Н.К. Элементы физиономики в творчестве Льва Толстого (Толстой и Лафатер) // Проблемы сравнительной филологии: Сб-к61
Заполнить форму текущей работой