Под термином «управление качеством продукции» обычно понимается посто-янный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Еще до недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориен-тировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Однако развитие систем управления качеством, следствием которого стало появление стандартов серии ИСО 9000, а затем и ИСО 9004, привело к тому, что надзор и управление за качеством продукции охватывает весь жизненный цикл из-делия от проектирования до утилизации и распространяется не только на производ-ство, но и на на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание и утилизацию.
Целью настоящей работы является исследование этапов жизненного цикла про-дукции в аспекте управления качеством. В рамках данного исследования будет вы-полнено изучение принципов азделения этапов жизненного цикла, их содержания, роли в общем функционирования изделия и услуги и путей управления процессами улучшения качества на каждом этапе.
1. Понятие жизненного цикла
Первоначально термин жизненный цикл продукции был введен в середине 60-х годов XIX века голландскими специалистами по качеству Дж. Ван Этингером и Дж. Ситтигом и включал три стадии: проектирование; изготовление; потребление.
В развитие идеи Этингера и Ситтига была разработана концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции, так назы-ваемая петля (спираль) качества (Quality Loop QL). Смысл петли качества состо-ял в ориентации сознания на то, что качество формируется на всех стадиях ЖЦ про-дукции. Петлей эта система была названа потому, что ее графическая интерпретация представляет собой замкнутый круговой контур (см. рис. 1.)