Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование орфографического навыка младших школьников на уроках русского языка

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Психологопедагогические и методические основы формирования орфографических навыков у младших школьников
    • 1. 2. Орфографическая грамотность учащихся
    • 1. 3. Орфографический навык и условия его формирования
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРФОГРАФИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку
    • 2. 2. Методика обучения орфографии
  • 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Цели и задачи входного этапа исследования. Результаты входной диагностики
    • 3. 3. Цели и задачи контрольного этапа исследования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Приложение А

Формирование орфографического навыка младших школьников на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование у школьников прочных орфографических навыков одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Орфографическая грамотность это составная часть общей языковой культуры. В последнее время в научных трудах активно разрабатывается и тем не менее остается сложной и актуальной проблемой формирования орфографических навыков у младших школьников.

В общей системе формирования орфографических и навыков важнейшая рол принадлежит начальным классам, так как именно здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями «правильность речи», «литературно языковая норма».

Общеизвестны успехи школы в приобщении всех детей к сокровищам русского языка, в подъеме речевой культуры народа. Школьники усваивают теоретические сведения по грамматике, фонетике, лексике, знакомясь с некоторыми понятиями стилистики и теории речи. И все же правильность письменной речи, то, что в быту называется орфографической грамотностью пока отстает от достигнутого уровня общей культуры школьников.

В последние годы большое внимание в обучении грамматике и орфографии уделяется новым технологиям, к которым можно отнести педагогические тесты и тестовые задания. Педагогические тестыэто система тестовых заданий возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Цель ВКР: изучить условия формирования орфографических навыков у младших школьников.

Объект: процесс формирования орфографических навыков у детей младшего школьного возраста.

Предмет: формирование орфографических навыков у младших школьников.

Гипотеза: мы предположили, что можно повысить уровень сформированности орфографических навыков у детей младшего школьного возраста при условиях включение в содержание уроков русского языка тестовых заданий для повторения и обобщения знаний, умений и навыков, введения на уроках русского языка системной проверки, через тестовые задания и оценки умений и навыков младших школьников;

Задачи: 1. Изучить психолого-педагогические и лингво-методические предпосылки формирования орфографических навыков у младших школьников.

2. Охарактеризовать орфографическую грамотность.

3. Рассмотреть орфографический навык и условия его формирования.

4. Раскрыть понятия проверка заний, умений, навыков по русскому языку.

5. Рассмотреть методику обучения орфографии.

4.Провести диагностическое исследование на разных этапах, и сравнить результаты констатирующего и контрольного этапа диагностика.

Методологической основой ВКР являются научные труды П. С. Жедек «Вопросы теории и методики обучения фонетике, лексике, орфографии», Н. С. Жинкина «Мехаизмы речи», М. Р. Львова «Правописание в начальных классах» и д.р.

Теоретические методы использования при написании ВКР: анализ методической и педагогической литературы.

Практические методы: тестирование, анкетирование, составление таблиц.

Практическая значимость исследования использование тестовых заданий по русскому языку в профессиональной деятельности при формировании орфографических навыков у младших школьников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психологопедагогические и методические основы формирования орфографических навыков у младших школьников

Методика обучения грамотному письму формировалась в XVII—XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М. В. Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757). Он систематизировал правила, приспособил их к важностям учащихся, установил нормы, обсудил спорные вопросы. Обучение правописанию и его теория, с XVIII в., опирались на грамматику, на понимание этимологии, графической системы, на правила как отражение закономерностей языка и его функционирования. Сознательная деятельность учащихся на основе грамматических знаний, подкрепляемая практической деятельностью письмом, рассматривалась как надежный путь к грамотному письму.

К середине XIX в. сложилось письмо, опирающееся:

а) на правила графики;

б) на грамматику;

в) на традицию;

г) на дифференциацию смысла[20,22].

Соответственно этому установилась и методика обучения правописанию через сознательные операции, проверку написаний.

В конце XIX в. такое направление получило название грамматического, поскольку в этот период заявило о себе иное, антиграмматичское, направление, отрицавшее необходимость языковой теории для обучения школьников грамотному письму.

В свете полемики особенно ценной оказывается позиция К. Д. Ушинского. Великий педагог создал последовательную теорию формирования навыков правописания. В его концепции сознательность и автоматизм не противопоставляются, а рассматриваются как черты различных этапов формирования навыков. Ушинский в равной стпени критически относится и к чисто механической работе по усвоению правописания, и к чрезмерному теоретизированию, но все же его установка: в основе навыка всегда лежит сознательное действие. Он критиковал немецкого дидакта Бормана, утверждавшего, что в основе орфографического действия лежит зрительный фактор. Он не вполне соглашался и с позицией Дистервега, утверждавшего, что «не глазу, но уху принадлежит в языке первое место». К. Д. Ушинского обеим теориям немецких педагогов противопоставлял свою позицию: «Для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой». Эта формула «практика, руководимая грамматикой» стала в методики крылатой; она подробно разработана Ушинским. Впоследствии его метод получил название индуктивного: рассудочному усвоению материала предшествует деятельность практическая — и ею же завершается, но теперь уже на сознательном уровне [ 9,5 ].

В соответствии со своей позицией К. Д. Ушинский создал грамматико орфографический учебник «Родное слово» (книга 3), в котором практически применил эту теорию.

Логика К. Д. Ушинского отчетливо прослеживается в трудах его последователей: их объединяло признание сознательной основы орфографического навыка, а также признание того, что конечная цель обучения правописанию — правильное автоматическое письмо, хотя и подконтрольное сознанию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.С., Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме/ Пособие.- М.: ИЦ, 2005.-96с.
  2. Н.Н. Методика изучения орфографических правил. М.: Просвещение, 1982.
  3. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.
  4. Г. А. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1989.
  5. Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии. М.: Просвещение, 1976.
  6. , Д.Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский.- М., 1998.-186с.
  7. , Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо.- Пресс,.-200с.
  8. В. Схемы при обучении орфографии: Методическая почта // ДЯШ 1976. — № 4. с. 12.
  9. Г. Г. и др. Секреты орфографии 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. 222 с.
  10. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1973.
  11. Жинкин, Н. И. Психологические основы мышления и речи [Текст] / Н. И. Жинкин // Русский язык в школе.- 2002.-№ 7.- С.21−25
  12. Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку: 4 кл.: Пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. 3-е изд., испр. и доп. М.: МП «Русть-90», ООО «Имска», 1996. с. 41.
  13. С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М.: Просвещение, 1985.
  14. В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.
  15. , Г. С. Применение тестовых заданий с элементами самоконтроля // Начальная школа.- 2005.-№ 3.- С.75−76
  16. Информатика в играх и задачах / Под ред. Горячева А. В. [Текст] /А.В. Горячев // Начальная школа.- 1999.-№ 5.-С.20−22
  17. К вопросу об оценке знаний на уроках русского языка // Начальная школа.- 2001.-№ 4.- С.54−56
  18. В.И. Информатика. Алгоритма. ЭВМ. М.: Просвещение, 1991.
  19. Л.Л. Современный русский язык / Под ред. Максимова Л. Ю. М.: Просвещение, 1989. с. 35.
  20. , Е.В. Уровни познавательной активности [Текст] / Е. В. Коро Коротаева // Народное образование.- 1995.-№ 10.- С.51−54
  21. , В.В. Приливы и отливы в океане образования [Текст] / В. В. Краевский // Инновации в образовании.- 2003.-№ 6.- С.11−14
  22. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М., 1996.-267с.
  23. М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1982. с. 7. 225.
  24. , М.Р., Рамзаева Т. А., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, Т. А. Рамзаева, О. В. Сосновская.-М., 2000.-465с.
  25. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Рождественского Н. С. М.: Просвещение, 1981.
  26. , Р.Г. Психология [Текст] / Р. Г. Немов.- М.: Владос.-2001.-243с.
  27. Н.В., Зверева М. В., Занков Л. В. Педагог, психолог. М.: ФИМИ им. Л. В. Занкова, 1996.
  28. , В.А. Уроки в современной школе [Текст] / В. А. Онищук.-М.:Просищение, 1991
  29. В.Ф. Школа учит мыслить М.: Просвещение, 1987.
  30. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.
  31. Превращение слов. Кн. для учащихся начальных классов / Сост. А. В. Поляков. М.: Просвещение, 1991. с. 30−46.
  32. , Б.У., Татура А. О. Стандарты и тесты в образовании [Текст] / Б. У. Родионов, А. О. Татура.-М.: МИФИ, 1999.-94с.
  33. Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М.: Просвещение, 1979. 431 с.
  34. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд. Моск. университета, 1975.
  35. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.
  36. , Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: «Академия». -1999.-288с.
  37. , Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе [Текст] / Н. Ф. Талызина.- М.: Знание.-2000.-45с.
  38. Танина, Тестовый контроль по русскому языку [Текст] / Танина // Начальная школа.-20 005.-№ 3.-С.30−32
  39. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений // Знание. 1987. — № 7.
  40. , М.Б. Вопросы организации адаптивного тестового контроля знаний [Текст] / М. Б. Челышкова.-М.: ИЦ, 2004.-21с.
  41. Н.М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1981.
  42. Е.Г. О способностях описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии: Методика и опыт. М.: Просвещение, 1991. с. 9−16.
Заполнить форму текущей работой