Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Патогенетическая интенсивная комплексная психофармакотерапия и психотерапия постреактивных расстройств у детей и подростков, переживших острый и глобальный социально-информационный стресс

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Публикации и апробация работы. По материалам диссертации опубликовано 17 научных работ, в том числе 3 — в научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Основные положения работы представлены на международных, российских, региональных и краевых научно-практических конференциях: X юбилейная научно-практическая конференция «Общество и психическое здоровье (Ставрополь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Современные клинические проявления ПТСР
    • 1. 2. Краткие сведения изучения последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на психическое состояние человека
    • 1. 3. Современная постановка проблемы посттравматического стрессового расстройства
      • 1. 3. 1. Механизмы, лежащие в основе психогений
    • 1. 4. Краткие представления о психогениях в отечественной и зарубежной психиатрии
    • 1. 5. Перспективы терапии детей и подростков, пострадавших после ЧС
  • Глава 2. Собственный материал и методы исследования
    • 2. 1. Материалы исследования
    • 2. 2. Разработанные восстановительные технологии и методики исследования
  • Глава 3. Антропоцентрический подход к дифференциальной диагностике подростков с постреактивными расстройствами после теракта
    • 3. 1. Сравнительный патопсихолого-дискриминантный анализ пострадавших подростков с постреактивными расстройствами, имеющими истероидную и шизоидную структуру личностного психотипа
    • 3. 2. Сравнительный патопсихолого-дискриминантный анализ подростков с постреактивными расстройствами, относящимися к истероидной и циклоидной структурам личностного психотипа
    • 3. 3. Сравнительный патопсихолого-дискриминантный анализ подростков Беслана с постреактивными расстройствами, имеющими истероидную и эпилептоидную структуру личностных психотипов
    • 3. 4. Сравнительный патопсихолого-дискриминантный анализ пострадавших от теракта подростков с постреактивными расстройствами и с шизоидной и циклоидной структурой личностного психотипа

    3.5.Сравнительный патопсихолого-дискриминантный анализ пострадавших подростков от теракта в Беслане с постреактивными расстройствами, относящимися к эпилептоидной и циклоидной структурам личностного психотипа.

    3.6. Сравнительный патопсихолого-дискриминантный анализ подростков с постреактивными расстройствами, относящимися к шизоидной или эпилептоидной структуре личностного психотипа

    Глава 4. Клинико-статистический анализ терапевтической эффективности пограничных психических расстройств (ППР) в структуре постреактивных состояний у подростков Беслана после террористического акта.

    4.1 Психопатологические расстройства в раннем постреактивном периоде после ЧС у детей и подростков в зависимости от структуры личностного психотипа.

    4.2 Результаты исследования сравнительной эффективности восстановительных технологий ПИКТ и ПИКТ+ПТ (психотерапии) у подростков с постреактивными пограничными психическими расстройствами.

    4.2.1 Оценка терапевтической эффективности специализированной помощи подросткам с постерактивным расстройствами с использованием критерия Х-квадрат в структуре дискриминантного анализа.

    Глава 5. Объективизация результатов терапевтической эффективности оказания специализированной психиатрической и психотерапевтической помощи детям и подросткам, пострадавшим от террористического акта в Беслане (сентябрь 2004 г.) с помощью многовекторного патопсихологического анализа.

    5.1 Результаты объективизации состояния до ПИКТ и терапевтической эффективности восстановительной технологии ПИКТ у лиц с постреактивными расстройствами и истероидным психотипом.

    5.2 Результаты объективизации эффективности восстановительной технологии постреактивных расстройств у детей и подростков Беслана с истероидной структурой личности до ПИКТ после ПИКТ+психотерапия (ПТ).

    5.3 Результаты объективизации эффективности восстановительной технологии ПИКТ+ПТ при постреактивных расстройств у детей и подростков Беслана с истероидной структурой личности в сравнении плацебо-терапией.

    5.4 Результаты объективизации эффективности восстановительной технологии ПИКТ при постреактивных расстройств у детей и подростков Беслана с истероидной структурой личности в сравнении плацебо-терапией.

    5.5. Сравнительная терапевтическая эффективность технологий после ПИКТ и после восстановительной технологии ПИКТ+ПТ у пострадавших от террористического акта с истероидным психотипом.

    5.6. Результаты объективизации постреактивных расстройств до ПИКТ и эффективности плацебо-терапии у лиц с истероидным психотипом.

    5.7. Результать1 объективизации эффективности восстановительной технологии у пострадавших с постреактивными расстройствами и циклоидным психотипом до и после проведения ПИКТ.

    5.7.1 Результаты объективизации постреактивных расстройств до проведения ПИКТ и сравнительного патокинеза после восстановительной технологии ПИКТ + ПТ у детей и подростков с циклоидной структурой личности.

    5.7.2 Результаты объективизации постреактивных расстройств до проведения ПИКТ и после использования плацебо-терапии у детей и подростков с циклоидной структурой личности.

    5.7.3 Сравнительная терапевтическая эффективность технологий после ПИКТ и после восстановительной технологии ПИКТ+ПТ у пострадавших от террористического акта с циклоидным психотипом.

    5.7.4 Сравнительная терапевтическая эффективность после технологии ПИКТ и после плацебо-терапии у пострадавших от террористического акта с циклоидным психотипом.

    5.7.5 Сравнительная терапевтическая эффективность после технологии ПИКТ+ПТ и после плацебо-терапии у пострадавших от террористического акта с циклоидным психотипом.

    5.8 Результаты объективизации состояния до ПИКТ и эффективности восстановительной технологии ПИКТ у лиц с постреактивными расстройствами и шизоидным психотипом.

    5.8.1 Результаты объективизации эффективности восстановительной технологии ПИКТ+ПТ после глобального воздействия террористического акта у детей и подростков с шизоидной структурой личности.

    5.8.2 Результаты объективизации эффективности восстановительной технологии ПИКТ+ПТ при постреактивных расстройств у детей и подростков Беслана с шизоидной структурой личности в сравнении плацебо-терапией.

    5.8.3 Сравнительная терапевтическая эффективность технологий после ПИКТ и после восстановительной технологии ПИКТ+ПТ у пострадавших от террористического акта с шизоидным психотипом.

    5.8.4 Результаты объективизации эффективности восстановительной технологии ПИКТ при постреактивных расстройств у детей и подростков Беслана с шизоидной структурой личности в сравнении плацебо-терапией.

    5.8.5 Результаты объективизации постреактивных расстройств до проведения ПИКТ и после использования плацебо-терапии у детей и подростков с шизоидной структурой личности.

    5.9 Результаты объективизации эффективности восстановительной технологии у пострадавших с постреактивными расстройствами и эпилептоидным психотипом до и после проведения ПИКТ.

    5.9.1 Результаты объективизации эффективности восстановительных технологий постреактивных расстройств у детей и подростков Беслана с эпилептоидной структурой личности до проведения ПИКТ и после ПИКТ+психотерапия (ПТ).

    5.9.2 Результаты объективизации эффективности восстановительной технологии ПИКТ при постреактивных расстройств у детей и подростков с эпилептоидной структурой личности в сравнении плацебо-терапией.

    5.9.3 Сравнительная терапевтическая эффективность после технологии ПИКТ+ПТ и после плацебо-терапии у пострадавших от террористического акта с эпилептоидным психотипом.

    5.9.4 Сравнительная терапевтическая эффективность комплексной технологии ПИКТ и комплексной и комбинированной восстановительной технологии ПИКТ+ПТ у пострадавших от террористического акта в Беслане с эпилептоидным психотипом.

    5.9.5 Результаты объективизации сравнительной терапевтической эффективности постреактивных расстройств после использования плацебо-терапии и до проведения ПИКТ у детей и подростков с эпилептоидной структурой личности.

Патогенетическая интенсивная комплексная психофармакотерапия и психотерапия постреактивных расстройств у детей и подростков, переживших острый и глобальный социально-информационный стресс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Острая и глобальная психотравма, обрушивающаяся на детей и подростков в виде чрезвычайных ситуаций (ЧС), деструктивно влияет на здоровье в течение всей жизни. В последние десятилетия ЧС становятся фактом повседневной жизни в современной России. Появление публикаций о пограничных психических расстройствах (ППР), обусловленных факторами насилия, ЧС (Гарнов В.М., Харисов Н. Ф, 1987; Александровский Ю. А. с соавт., 1991;. Ковалев В. В., Шевченко Ю. С. 1991; Вострокнутов Н. В, 1994; Боев И. В. с соавт., 1996; Гурьева В. А., 1996; Кекелидзе З. И., 2001; Кекелидзе 3. И., Морозова И. Г. 2001; Исаев Д. Н., 2005;, Зубова Е. А. 1998; Цыганков Б. Д., Тюнева А. И., Былим А. И., 2006), не раскрывает достаточной информации о целенаправленной и адекватной психофармакотерапии и психотерапии в ранний постреактивный период у детей и подростков.

Большое значение, наряду с медицинским, имеет и социальный аспект проблемы — выраженное дезадаптирующее и дезинтегрирующее влияние терроризма на гармоничное развитие личности и психическую деятельность детей и подростков. Острые психогенные факторы наносят неизгладимую экзистенциальную психотравму, оказывающую воздействие на всю последующую жизнь ребенка, на его личностные, психологические переживания и поведенческий стереотип (Смулевич А.Б., 1983; Елисеев О. Н., Аркман М. П., Исмаилов Т. И., 1984; Ковалев В. В. Асанова Н.К., 1992; Дозорцева Е. Г., Самородская Н. Г., 1994; Ермолина Л. А., Сосюкало О. Д., 1994; Вострокнутов Н. В., 1995; З. И. Кекелидзе А. А., Портнова, 2002; Шевченко Ю. С., 2011).

Особую актуальность приобретает антропоцентрический подход к диагностике и терапии в зависимости от структуры личностного психотипа пострадавших. Разработка адекватных комплексных и комбинированных психофармакотерапевтических и психотерапевтических методов лечения, содержание которых направлено на восстановление конституциональных механизмов защиты личности, представляется необходимым. Индивидуально-типологический подход к терапии пострадавших рассчитан на реальную вторичную профилактику ППР и расстройств личности у детей и подростков, переживших ЧС, являясь актуальной темой для клинической психиатрии, психотерапии, медицинской психологии, экстремальной медицины.

Цель исследования. Объективизация терапевтической эффективности комплексных психофармакотерапевтических и комбинированных с психотерапией технологий купирования психических расстройств у детей и подростков в ранний постреактивный период.

Задачи исследованиям.

1. Изучить результаты взаимодействия, взаимовлияния глобальной психической травмы на индивидуально-психотипологические механизмы компенсации и адаптации у детей и подростков.

2. Разработать патогенетически обоснованные технологии психофармакотерапии и психотерапии купирования постреактивных психических расстройств в раннем периоде у изучаемого контингента больных.

3. Осуществить сравнительный клинико-терапевтический анализ эффективности разрабатываемых восстановительных технологий и плацебо-терапии.

4. Провести объективизацию терапевтической эффективности разрабатываемых комплексных психофармакотерапевтических и комбинированных психотерапевтических технологий в раннем периоде постреактивных психических расстройств у детей и подростков.

Научная новизна исследования.

Впервые с антропоцентрических позиций проведено изучение особенностей психопатологических и патопсихологических проявлений у детей и подростков, находившихся под воздействием острого глобального стресса. Результаты многовекторного и патопсихолого-математического анализа достоверно доказывают большую устойчивость конституциональных механизмов психологической и психической защиты пострадавших с шизоидной и эпилептоидной структурами личностных психотипов, меньшая устойчивость обнаружена у циклоидных и истероидных психотипов. Восстановительная технология в виде патогенетической интенсивной комплексной терапии (ПИКТ), ингибируя ведущие этиопатогенетические звенья стресса, стабилизируя нейрометаболизм, предотвращает трансформацию у детей и подростков постреактивных психических реакций и простых синдромов невротического уровня в стойкие и сложные синдромальные состояния. Сочетание технологии ПИКТ и комбинированной психотерапии (ПТ) предупреждает формирование постреактивных расстройств личности, восстанавливая психотипологические механизмы личностной компенсации и поведенческой адаптации.

Практическая значимость исследования.

Обоснована необходимость комплексной и комбинированной специализированной психиатрической и психотерапевтической помощи детям и подросткам в раннем периоде после ЧС, что снижает вероятность формирования ППР и личностных декомпенсаций после острой и глобальной психогенной травмы. Предложена и подтверждена терапевтическая эффективность инфузий сложных фармакологических композиций (СФК) при купировании психопатологических расстройств невротического уровня в раннем постреактивном периоде у пострадавших в ЧС. Дозы и сочетания препаратов меняются с учетом спектра психотропной и фармакологической активности, а также в зависимости от синдромальной психопатологической структуры. Параллельно и последовательно применялись методы ПТ — семейная, когнитивная, поведенческая индивидуальная и групповая ПТ. Комбинированная и комплексная технология включала систему ПИКТ и ПТ. Алгоритм использования комплексных и комбинированных восстановительных технологий обеспечивает редукцию постреактивной психопатологической симптоматики у детей и подростков после ЧС и стабилизирует структуру личностного психотипа, нивелируя психотипологические признаки иного психотипа. Устранение конституциональных механизмов личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации предупреждает формирование постреактивных психопатологических расстройств и развитий личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В условиях террористических действий постреактивные психические расстройства представляют собой следствие деструктивного психотравмирующего влияния внешних факторов, которые вступают во ю взаимодействие с конституционально-психотипологическими основами личности, формируя ведущие этиопатогенетические механизмы 1111Р.

2. Террористические действия, оказывают деструктивное воздействие на конституционально-психотипологические основы личности, приводя не только к срыву конституциональных психолого-биологических механизмов компенсации и адаптации, но и определяют вектор синдромальных психопатологических расстройств в зависимости от структуры психотипа.

3. Эффективность разработанных комплексных психофармакотерапевтических и комбинированных психотерапевтических технологий купирования психогенных психических расстройств у детей и подростков зависит от структуры личностного психотипа.

Личный вклада соискателя. Клинико-терапевтическая часть работы и патопсихологическое обследование больных в динамике лечения выполнено самостоятельно. Применение комбинированных психотерапевтических технологий выполнено при непосредственном участии соискателя. Работы по сбору материала, статистической обработке выполнены самостоятельно.

Публикации и апробация работы. По материалам диссертации опубликовано 17 научных работ, в том числе 3 — в научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Основные положения работы представлены на международных, российских, региональных и краевых научно-практических конференциях: X юбилейная научно-практическая конференция «Общество и психическое здоровье (Ставрополь, 2005), 51 научно-методическая конференция преподавателей и студентов «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2006), Всероссийская научная Интернет-конференция (Ставрополь, 2006), И-я научно-практическая конференция психиатров и наркологов Южного Федерального Округа с международным и всероссийским участием (Ростов-на-Дону, 2006), П-я научно-практическая конференция «Антитеррористическая безопасность» (Пенза, 2007), Юбилейная конференция «Современные клинические проблемы в неврологии и психоневрологии» (Ставрополь, 2007), Российская научно-практическая конференция «Современная психокардиология и психотерапия» (Ставрополь, 2010), Российская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы психоневрологии» (Ставрополь, 2011), «Охрана психического здоровья населения в контексте модернизации психиатрической службы Российской Федерации» (Ставрополь, 2011). Апробация работы проведена на совместном заседании кафедры психиатрии, психотерапии, медицинской психологии с курсом неврологии ИПДО, Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии.

Внедрение в практику. Результаты настоящего исследования внедрены в лечебный, учебный процесс кафедры психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ИПДО и Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академиив практику работы Ставропольских краевых клинических психиатрических больниц № 1 и № 2, в работу Краснодарской краевой клинической психиатрической больницы № 1.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 167 страницах, состоит из введения, 5 глав, заключения, практических рекомендаций, выводов, списка литературы, содержащего 146 источника (отечественных — 85, иностранных — 61), иллюстрирована 20 таблицами, 24 диаграммами, 6 рисунками.

Выводы.

1. Конституциональные психотипологические характеристики личности детей и подростков, вступая во взаимодействие с деструктивными факторами острого и глобального социально-информационнного стрессирования, определяют стабильность-нестабильность конституциональных механизмов защиты — личностной компенсации-декомпенсации, поведенческой адаптации-дезадаптации, формируют вектор психогенных психопатологических, личностных, поведенческих реакций и простых симптомокомплексов.

2. Этиопатогенетическую основу постреактивных психических расстройств у детей и подростков в результате ЧС составляют конституционально-психотипологические характеристики личности и механизмы защиты в структуре конкретного личностного психотипа: шизоидного, истероидного, эпилептоидного, циклоидного. Психогенные психопатологические расстройства являются логическим продолжением и определяются' структурой психотипа в сочетании с энергетическим истощением в виде стойкой астенизации.

3. Патопсихолого-математический дискриминантный и кластерный анализ доказал высокую вероятность неблагоприятной изменчивости личностного психотипа детей и подростков под влиянием деструктивных факторов ЧС. Так в структуре истероидного психотипа появляются черты шизоидного и, наоборот, в структуре эпилептоидного психотипа — черты истерического и циклоидного, в структуре циклоидного — черты истерического и шизоидного, которые определяют патокинез психопатологических, личностных и поведенческих реакций в простые или полиморфные симптомокомплексы и далее — в сложные синдромальные структуры. Конституциональная деструктивная изменчивость формирует терапевтическую резистентность, препятствующую эффективной вторичной профилактике постреактивных психических расстройств.

4. Применение технологии психофармакотерапии (ПИКТ) в виде СФК в раннем постреактивном периоде у детей и подростков устраняет или смягчает психопатологические проявления, частично нивелирует деструктивные конституционально-психотипологические характеристики пострадавших за счет нормализации нейрометаболизма мозга, что открывает путь для оптимизации психотерапевтических апелляций к личности.

Практические рекомендации.

В раннем постреактивном' периоде после ЧС у детей и подростков развиваются психопатологические, личностные и поведенческие реакции, совершающие патокинез к простым психопатологическим комплексам. В зависимости от структуры личностного психотипа в большей или меньшей мере проявляется устойчивость-неустойчивость конституциональных механизмов психической защиты.

Анализ терапевтической эффективности комплексных и комбинированных технологий ПИКТ или ПИКТ+ПТ подтверждает высокую эффективность комплексной технологии ПИКТ. Сложные фармакологические композиции ПИКТ адресованы к нейрометаболизму мозга и способны не только инактивировать этиопатогенетические звенья психогенеза, но и восстановить защитные конституциональные механизмы личности. В состав СФК при инфузиях включены транквилизаторы, ангиопротекторы и ноотропы. Технология ПИКТ может быть широко использована в условиях любых ЧС в раннем постреактивном периоде у детей и подростков с целью вторичной «профилактики ППР.

Комбинированная технология ПИКТ+ПТ включает помимо СФК методы психотерапии — индивидуальной и групповой поведенческой психотерапии (сказкотерапия, арт-терапия, игровая терапия), семейной, которые применяются параллельно и последовательно друг другу, а на заключительном этапе подключается когнитивная психотерапия. Психотерапевтические апелляции к личности становятся доступными на фоне патогенетической интенсивной психофармакотерапии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсации. М: Медицина, 1979. — 272 с.
  2. Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных ситуациях. — М: Медицина, 1991. 97 с.
  3. Ю.А., Румянцева Г. М., Щукин Б. П., Юров В. В. Состояние психической дезадаптации в экстремальных условиях (по материалам аварии на Чернобыльской АЭС). //Журнал невропатологии и психиатрии. 1989. — Т.89, № 5. — С. 111−117.
  4. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: ГЭТАР, 2007. — 720с.
  5. H.H. О значении стихийных бедствий в этиологии некоторых нервных и психических заболеваний. //Невропатология и психиатрия. — 1914. -Кн. 1−2.-С. 1−14.
  6. Е.А. Психогении в раннем детском возрасте. //Невропатология и психиатрия. 1949. — № 12. — С. 38−46.
  7. И.В., Цыганков Б. Д. Методы интенсивной терапии больных с пограничными нервно-психическими расстройствами в общесоматической практике. Информационное учебно-методическое письмо. Ставрополь. — 1990.-37 с.
  8. И.В. Жертвы терроризма (психология, психопатология и терапия). Пособие для врачей и клинических психологов. Монография. — Ставрополь: Изд. СГМА, 2003. — С. 148
  9. И.В., Ахвердова O.A., Волоскова H.H. Психологические и психопатологические расстройства у лиц, переживших экстремальные ситуации. Пособия для студентов ВУЗов. Ставрополь: Изд-во СГМА. -2001 г.
  10. И.В., Шурупов В. А. Личностно-психологическая характеристика руководителей муниципального и регионального уровней новейшей истории России. Монография. Ставрополь, 2002.- С. 84.
  11. И.В., Чайкина Л. И., Боева О. И., Золотарев C.B., Зубов A.A., Кочергина A.B. Пограничные психические расстройства у жертв терроризма. Пособие для врачей. Ставрополь. — 1996.
  12. И.В., Ахвердова O.A., Золотарев C.B. Психофизиологические основы интегральной личностной изменчивости. — Учебное пособие: -Ставрополь, Изд.: «Орфей 2», 2005. — 192 с.
  13. О.И. Прогнозирование личностных, поведенческих и невротических расстройств у военнослужащих комбатантов. Монография. -Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2005. С. 128.
  14. Л.Я., Бруханов А. П., Сегалов Т. Е. Землетрясение в Крыму и невропсихический травматизм. М.: Наркомздрав РСФСР, 1928. -С. 46−79.
  15. В.М. Сравнительно-возрастное исследование тревожной депрессии у подростков и юношей. //Журнал невропатологии и психиатрии. -1986. Т.86, № 10. — С. 1547−1551.
  16. В.М. Типология хронического посттравматического стрессового расстройства. Журн. неврол. и психиатр, им. Корсакова. 2004- 1 (104): 17−23.
  17. Н.В. Социально-психические аспекты насилия к детям. // Социальная и клиническая психиатрия. — 1994. — Т.4, № 2. — С. 57−61.
  18. Н.В. Дети «риска»: социально-психологический и клинико-реабилитационный аспекты. //Материалы 12 съезда психиатров России. -М., 1995. С. 368−369.
  19. К.Ю. Психические расстройства у лиц, перенесших террористический акт в городе Волгодонске 16 сентября 1999 года (клиника, динамика, систематика). Автореф. кан. дисс. М.: 2004. — 22 с.
  20. В.М., Харисов Н. Ф. Особенности психического реагирования подростков на землетрясения. //Психические и наркологические аспекты профилактической и лечебно-оздоровительной работы с подростками. М., 1987. — С. 27−28.
  21. C.B. Психические и соматовегетативные расстройства при длительном воздействии малых доз радиации. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1994. — Т. 94, № 4. — С. 62−65.
  22. Горовой-Шалтан В. А. Психоневрозы войны. //Вопросы психиатрической практики военного времени. — JL, 1941. — С. 91−126.
  23. В. Душевные болезни: Пер. с нем. / Под ред. Ф Овсянникова. СПб.: Изд. З. В. Ковалевского, 1881
  24. В. А. Дискуссионные вопросы в проблеме психогений у детей и подростков. В кн: Социальная и судебная психиатрия: история и современность., М. 1996., С. 197−200.
  25. М.О. К учению о шизофреноидной конституции. В кн.: К детской психологии и психопатологии. Сб. статей сотрудников Гос. медико-педологического ин-та НКЗ. Орел, 1922
  26. И.В. Клинические особенности острого посттравматического стрессового расстройства у детей / И. В. Добряков // Прикладная юрид.психология. 2008. — № 3. — С. 53−5
  27. Т.Б. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте (клиника, патогенез, лечение). Автореф. канд. дисс., М., 1981, 17 с.
  28. Е.Г., Самородская Н. Г. Оценка психопатологического состояния детей из зон вооруженных конфликтов. //Социальная и клиническая психиатрия. — 1994. — Т. 4, № 2. — С. 62−67.
  29. О.Н., Аркман М. П., Исмаилов Т. И. Психогенные реакции у детей школьного возраста в связи с землетрясением. //Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тезисы доклада. — Ташкент, 1984.-С. 161−162.
  30. JI.A., Сосюкало О. Д. Внешние и внутренние факторы в генезе психогенно-реактивных состояний у детей и подростков. //Социальная и клиническая психиатрия. 1994. — Т. 94, № 2. — С. 27−30.
  31. Е.А. Посттравматические стрессовые расстройства у детей и подростков (пострадавших в результате массовых террористических актов): Автореф. дис. канд. мед. наук. М 1998.
  32. Ф.И. Реактивные психозы в военное время. Л.: Медицина. -1970.-С. 47−62.
  33. Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. 2005 г.
  34. Кекелидзе 3. И., Портнова A.A. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2002. — Т.102. № 12. — С.56−62.
  35. Кекелидзе 3. П., Морозова И. Г., Психиатрия чрезвычайных ситуаций В кн: Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Дмитриевой Т. Б. М.: 2001.-560 с.
  36. Кекелидзе 3. И. Принципы оказания психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях / 3. И. Кекелидзе // Психиатрия и психофармакотерапия: журнал для психиатров и врачей общей практики. — 2001. — Том 3, N 4. — С. 123−125.
  37. Кекелидзе 3. И. Социально-психологические последствия чрезвычайных ситуаций для детей и подростков / 3. И. Кекелидзе, А. А. Портнова // Качество жизни. Медицина. — 2006. — N 1. — С. 73−75.
  38. Кекелидзе 3. И., Портнова A.A. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства. Журнал неврологии и психиатрии, 12, 2009, 5
  39. О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов (актовая речь). 2-й Московский медицинский институт им. Н. И. Пирогова.- М., 1962
  40. О.Ф. Тяжелые личностные расстройства / Пер. с англ. — М., — 2005.
  41. Е.И., Шевченко Ю. С., Бобылева Г. И. Психопатологическая структура реактивных депрессий у детей раннего возраста. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1989. — Т. 89, № 10. — С. 1555−1560.
  42. Е.С., Хоженко Е. В., Голубев М. В., Гусева Г. В. Диагностика, клиника, терапия посттравматического стрессового расстройства. Методические рекомендации. М.: 2009. — с 32.
  43. В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
  44. В.В. Психиатрия раннего детского возраста. Руководство для врачей. 2-е изд. — М.: Медицина, 1995. — С. 67−146.
  45. В.П., Краснов В. Н. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций (Теория и практика). М., 2008- 448
  46. В. В. Асанова Н.К. Посттравматические стрессовые расстройства у детей и подростков вследствие стихийных бедствий и катастроф (вопросы семейной психотерапии). // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. — Т. 2. № 2. — С. 31−35.
  47. В.В., Шевченко Ю. С. Проблема неврозов и неврозоподобных состояний в свете современных представлений детско-подростковой психиатрии. // Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. — Т. 91, № 6. -С. 127−130.
  48. Ц.П., Дмитриева Н. В. Личностные и диссоциативные расстройства. Новосибирск, 2006.
  49. В.Н., Юркин М. М., Войцех В. Ф., Скавыш В. А., с соавторами Психические расстройства у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. //Социальная и клиническая психиатрия. — 1993. Т. 3, № 1. — С. 5−10.
  50. Е.К. Проблема динамики изменчивости психопатий. Избранные труды. М., 1960.
  51. Н.Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности: клиника и лечение. -М., 1994.
  52. Н.Д., Ушаков Т. К. Психогенные расстройства. //Детская психиатрия. /Под редакцией Г. К. Ушакова. — М.: Медицина, 1973. С. 319 334.
  53. А.К. О структуре и делении психопатий. — Киев, 1939.
  54. В.Л. Особенности психогенных невротических расстройств среди населения радиационно-загрязненных территорий // Материалы 2-го симпозиума Международной Академии Психологических наук «Социальная психология 21 века» Ярославль. — 2000. — С. 214−217.
  55. В.Д. Девиантное поведение: структура, механизмы, клинические формы / В кн.: Руководство по аддиктологии / Под ред. В. Д. Менделевича. Пб., 2007.
  56. Н.Б. Психические отклонения у детей и подростков — жертв психического насилия. Дети и насилие: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М — Ст- Петербург 1994- 78—81.
  57. В.В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В. Патогенетическая и патопластическая роль боевых стрессоров в формировании клиники и динамики психогенных реакций. //Материалы 12 съезда психиатров России. — М., 1995.-С. 216−217.
  58. С.А. История и эпистемология пограничной психиатрии / Предисловие В. М. Морозова. М.: Альпри, 1995. — 210 с.
  59. С.А. Проблема психиатрической нозологии и систематики в прошлом и настоящем. Сообщение 1 // Реферативный сборник ВИНИТИ. — Сер. Психиатрия. 1999. — № 7. — С. 3−7
  60. С.А., Цыганков Б. Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. — М.: Триада, 2001. 100 с.
  61. Е.А. К уточнению понятия «психопатия» / В кн.: Проблемы судебной психиатрии. Сборник XI. — М., 1961.
  62. К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986- 256
  63. В.Я. Клиническая персонология. — Томск, 2001
  64. Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. М.: Медгиз, 1958.-216 с.
  65. А.Б. Психогенные заболевания. //Руководство по психиатрии. /Под редакцией A.B. Снежневского. М.: Медицина, 1983. -Т.2.-С. 236−294.
  66. А.Б., Дубницкая Э. Б., Ильина H.A. Расстройства личности: актуальные аспекты систематики, динамики и терапии // Журн. неврол. и психиатр. 2003.
  67. С.А. Патологические характеры. СПб., 1912.
  68. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. -М.: Медгиз, 1959. Т.2. — С. 27−197.
  69. Е.В. Невропатия и шизотипическое расстройство личности (клинические аспекты) // Психиатрия. 2005.
  70. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Ст-Петербург: Питер 2001.
  71. Н.И. Современное учение о реактивных состояниях и узловые вопросы этой проблемы (критический обзор) // Журн. неврол. и психиатр. — 1980
  72. .Ч. Феноменология, психодиагностика и психологическая коррекция посттравматического стресса у детей // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 2. — С. 66−68.
  73. .Д., Тюнева А. И., Былим А. И. Психические расстройства у жертв насилия и их медико-психологическая коррекция М.: Медицина, 2006. — 174 с.
  74. Д.Б., Щетинина Е. А. Роль психогенно-стрессовых факторов в формировании психических нарушений // Сборник трудов XXIX итоговой конференции общества молодых ученых МГМСУ. М., 2007.- С.480−481.
  75. Ю.С. Детская и подростковая психиатрия (клинические лекции для профессионалов). М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011. — 928 с.
  76. .В. О классификации психопатий // Журн. невропат, и психиатр. 1988
  77. .В., Пилипас В. Е. Реактивные состояния у психопатических личностей различных психопатических групп // Журн. невропат, и психиатр. 1984
  78. Т.И. Психопатические конституции. М., 1926.
  79. JI.A. Влияние личностно-психологических особенностей на формирование и структуру посттравматических стрессовых расстройств у комбатантов. Автореф. канд. дисс., Москва — 2006, с. 23.
  80. Baker G.W. Comments on the present status and the future directions of disaster research. //The Theat of Impending Disaster. /Eds.: G.N. Glosser, H. Wechsler, M. Greenblatt. Cambridge, Massachusetts, 1964. — P. 315−330.
  81. Beck A.T. Cognition, affect and psychopathology. //Arch. Gen. Psychiatry. 1971. — № 24. — P. 495−500.
  82. Bloch D.A., Silber E., Perry S.E. Some factors in the emotional reaction of children to disaster. Am J Psychiat 1956- 113: 416—422.
  83. T. S. Betancourt, K. T. Khan The mental health of children affected by armed conflict: protective processes and pathways to resilience / T. S. Betancourt, K. T. Khan // Int Rev Psychiatry. 2008. — T. 20, № 3. — C. 317−328.
  84. Boehnlein J.K. The process of research in post-traumatic stress disorder. //Perspectives in Biology and Medicine. 1989. — Vol. 32. — P. 445−465.
  85. Brewin C.R., Andrews B., Rose S., Kirk M.M. Acute stress disorder and posttraumatic stress disorder in victims of violent crime. Am J Psychiat 1999- 156: 360—366.
  86. Classen C., Koopman C., Hales R., Spiegel D. Acute stress disorder as a predictor of posttraumatic stress symptoms. Am J Psychiat 1998- 155: 620−624.
  87. Cooke D.J., Hole D.J. The aetiological importance of stressful life events. //Brit. J. Psychiatry. 1983. — Vol. 143. — P. 397−400.
  88. Cohen J.A. Treating acute posttraumatic reactions in children and adolescents. Biol Psychiat 2003- 53: 9: 1: 827−833.
  89. E. Caffo, C. Belaise Psychological aspects of traumatic injury in children and adolescents / E. Caffo, C. Belaise // Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. -2003. T. 12, № 3. — C. 493−535
  90. Cloninger C.R., Ball S., Smolin G., Shekhar A. A psyhological approach to personality: examination within anxious outpatients // J of Psychiatric Research. -2002
  91. Daviss W.B., Mooney D., Rascusin R. et al. Predicting posttraumatic stress after hospitalization for pediatric injury. J Am Acad Child Adolesc Psychiat 2000- 39: 5: 1369—1380.
  92. Davidson J.R.T., Nemeroff C.B. Pharmacotherapy in post-traumatic stress disorder: Historical and clinical considerations and future directions. //Psychopharmacology Bulletin. 1989. — № 25. — P. 422−426.
  93. Derluyn, E. Broekaert, G. Schuyten, E. De Temmerman Post-traumatic stress in former Ugandan child soldiers / I. Derluyn, E. Broekaert, G. Schuyten, E. De Temmerman //Lancet. 2004. — T. 363, № 9412. — C. 861−863.
  94. Edwards I.G. Psychiatric aspect of civilian disasters. //Br. Med. J. 1976. -Vol. 120, № 1.-P. 944−947.
  95. Farber I.J. Psychological aspect of mass disaster. //J. Natn. Med. Ass. -1967. Vol. 59. — P. 340−345.
  96. Earls F., Smith E., Reich W., Jung K.G. Investigating psychopathological consequences of a disaster in children: a pilot study incorporating a structured diagnostic interview. //J. American Academy Child. Psychiatry. 1988. — Vol. 27, № 1. — P. 90−95.
  97. Freud S. Inhibitions, symptoms and anxiety. In: The Standard edi, tion of the complete psychological works of Sigmund Freud. Lon-'don 1926- 18: 77−175.
  98. Garakani H., Zitrin C.M., Klein D.F. Treatment of panic disorder with Imipramine alone. //American J. Psychiatry. 1984. — Vol. 141, № 3. — P. 446−448.
  99. Garfinhd B.D., Carlson G.A., Weller E.B. Psychiatric Disorders in Children and Adolescents. Philadelphia: W.B. Saunders Company, 1990. — P. 236−278.
  100. Goodyer I.M. Present stressgenic events of life-long-term consequences. //European Child and Adolescent Psychiatry. 1993. — № 1. — P. 22−25.
  101. Giaconia R.M., Reinherz H.Z., Silverman A.B. et al. Traumas and posttraumatic stress disorder in a community population of older adolescents. J Am Acad Child Adolesc Psychiat 1995- 34: 1369−1380.
  102. Goenjian A.K., Pynoos R.S., Steinberg A.M. et al. Psychiatric comorbidity in children after the 1988 earthquake in Armenia. J Am Acad Child Adolesc Psychiat 1995- 34: 1174−1184.
  103. Gurwitch R.H., Sullivan M.A., Long P.J. The impact of trauma and disaster on young children. Child Adolesc Psychiat Clin N Am 1998- 7: 19—32.
  104. Hloch D.A., Silber E., Perry S.E. Some factors in the emotional reaction of children to disaster. Am J Psychiat 1956- 113: 416—422.
  105. Horowitz M., Wilner N, Alvarez W. Impact of event scale: A measure of subjective stress. Psychosom Med 1979- 41: 209—218.
  106. Jaspers K. Eipersuchtswahn. Ein Beitrag zur Frage: entwicklung einer Personlichkeit oder Prozess. //Z. ges. Neurol. Psychiatr. 1910. — Bd. 10. — S. 567 637.
  107. Kardiner A. Traumatic neuroses of war. //American handbook of Psychiatry. -New York: Basic Books, Inc., 1959. P. 122−141.
  108. Katon W. Panic disorder: Epidemiology, diagnosis and treatment in primary care. //J clinically Psychiatry. 1986. — Vol. 47, № Suppl. October. — P. 21−30.
  109. Kornkaber A., Horwitz I.M.A comparison of clomipramine and doxepin in neurotic depression. //J. clinically Psychiatry. 1984. — Vol. 45, № 8. — P. 337−341.
  110. Kinston W., Rosser R. Disaster: effect of mental and physical state. //J. Psychosom. Res. 1974. — Vol. 18. — P. 437−456.
  111. F. Klasen, G. Oettingen, J. Daniels, M. Post, et al. Posttraumatic resilience in former Ugandan child soldiers / F. Klasen, G. Oettingen, J. Daniels, M. Post, et al. //Child Dev.-2010.-T. 81, № 4.-C. 1096−1113.
  112. Krueger R.F., Tackett J. Personality and Psychopathology: working toward the bigger picture // J of Personality Disorders. 2003.
  113. Lifton R.J., Olson E. The human meanings of total disaster. //Psychiatry. -1979.-Vol. 39.-P. 1−18.
  114. Lubit R. Posttraumatic stress disorder in children: Medicine Specialities. Pediatrics. Developmental and Behavioral 2004.
  115. McFarlane A.C. Long-term Psychiatric morbidity after a natural disaster planners and emergency services. //Med. J. Austr. 1986. — № 12. — P. 561−563.
  116. McNair M., Kahn R. Anxiety: New research and changing concepts. /Eds. Klein D., Rabkin J. New York, 1981. — P. 69−80.
  117. Miller T. Stressful Life Events. Madison/Connecticut: International University Press Inc., 1989. — P. 67−89.
  118. Puech AJ. Pour une utilisation plus rationnelle des benzodiazepines. //Sem. HoP. Paris. 1984. — Vol. 60, № 37. — P. 2549−2552.
  119. Pynoos R.S., Frederick C., Nader K., et al. Life threat and posttraumatic stress in school-age children. //Arch. Gen. Psychiatry. 1987. — Vol. 44, № 12. — P. 1057−1063.
  120. Roth S., Newman E., Pelcovitz D. et al. Complex PTSD in victims exposed to sexual and physical abuse. J Traum Stress 1997- 10: 539−555.
  121. Rothbaum B.O., Foa E.B., Riggs D.S. et al. A prospective examination of post-traumatic stress disorder in rape victims. J Traum Stress 1992- 5: 455−475.
  122. Yehuda R., McFarlane A. The conflict between current knowledge about posttraumatic stress disorder and its original conceptual basis. Am J Psychiat 1995- 152: 1705−1713.
  123. Sargant W., Slater E. Influence of World War 1939−1946 on the British Psychiatry Presented. //First World Congress of Psychiatry. Paris, 1950. — P. 6667.
  124. Spiegel J.P. The English flood of 1953. //Hum. Org. 1957. — Vol. 16, № 2. -P. 3−6.
  125. Silva R.R., Alpert M., Munoz D.M. et al. Stress and vulnerability to posttraumatic stress disorder in children and adolescents. Am J Psy~xhiat 2000- 157: 8: 1193−1194.
  126. Siever L.J., Davis K.L. A psychobiological perspective on the personality disorders // Am J Psychiatry. 1991.
  127. Tennant C. Life events and psychological morbidity: the evidence from prospective studies. //Psychol. Med. 1983. — Vol. 13. — P. 483−486.
  128. Terr L.C. Children of chowchilla. Psychoanal Study Child 1979- 34: 533— 563.
  129. Terr L.C. Chowchilla revisited: The effects of psychic trauma four years after a schoolbus kidnapping. Am J Psychiat 1983- 140: 8: 1543—1550.
  130. Tyhurst J.S. Psychological and social aspects of civilian disaster. //Can. Med. Ass. J. 1957. — Vol. 76. — P. 385−393.
  131. Treadwell-Deering D. E, Hanisch S.U. Psycholigical Response to Disaster in Children and Families // Clinical Pediatric Emergency Medicine. 2002. — Vol. 3. — № 4
  132. Walker J.I. Posttraumatic stress disorder after a car accident. //Post-grad. Med., 1982. -Vol. 69. P. 82−86.
  133. Wallace A.F.C. Tornado in Worcester: An exploratory study of individual and community behavior in an extreme situation. //Disasters study № 3. -Washington- D.C., 1956.-P. 126−155.
  134. Winston F.K., Adams N.K., O’Neill C.V. et al. Acute stress disorder symptoms in children and their parents after pediatric traffic injury. Pediatrics 2002- 109: 6: 1293—1299.
  135. Weil F. Soldiers Under War Stress. //The Psychiatry J. of the University of Ottawa. 1985. — Vol. 10, № 1. — P. 478−502.
Заполнить форму текущей работой