Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели и алгоритмы анализа технологических решений при строительстве коммуникационных тоннелей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокие темпы реконструкции и строительства, которые наблюдаются в последние годы в Москве, обусловливают необходимость оперативного и качественного сооружения коммуникационных систем, обеспечивающих снабжение жилых и общественных зданий теплом, водой, электроэнергией и связью. Для таких крупных городов строительство коммуникационных сооружений — это одна из приоритетных задач. На сегодняшний… Читать ещё >

Содержание

  • I. Обзор и анализ технологий, математических моделей и методов управления проектами в строительстве подземных сооружений
    • 1. 1. Обзор технологий прокладки городских коммуникаций в условиях современного мегаполиса
    • 1. 2. Анализ рисков, которые необходимо учитывать при проектировании и при строительстве городских подземных сооружений и способы их оценки
    • 1. 3. Анализ математических моделей и методов, используемых при принятии решений в строительстве подземных сооружений
    • 1. 4. Постановка задачи исследований
  • II. Прогноз интегральных параметров проекта строительства коммуникационного тоннеля на этапе выбора технологических решений
    • 2. 1. Схема и основные этапы формирования проектного решения
    • 2. 2. Описание и классификация основных факторов, влияющих на реализацию строительного проекта в условиях мегаполиса
    • 2. 3. Формализация понятия проект для разработки алгоритма принятия решения на основе экспертного анализа
    • 2. 4. Методика оценки ключевых параметров строительства коммуникационного тоннеля на начальных этапах формирования проекта

Модели и алгоритмы анализа технологических решений при строительстве коммуникационных тоннелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Процесс урбанизации является естественным элементом развития цивилизации. Однако начиная с середины 20-го века этот процесс развивается ускоренными темпами. За последние 50 лет на общем фоне увеличения численности населения Земли более чем в два раза (с 3 млрд. чел. в 1960 году до 7 млрд. в 2011) доля городского населения выросла с 33 до 51%, и эта тенденция, по оценкам социологов и демографов, будет сохраняться.

Высокие темпы реконструкции и строительства, которые наблюдаются в последние годы в Москве, обусловливают необходимость оперативного и качественного сооружения коммуникационных систем, обеспечивающих снабжение жилых и общественных зданий теплом, водой, электроэнергией и связью. Для таких крупных городов строительство коммуникационных сооружений — это одна из приоритетных задач. На сегодняшний день в городе расположено 8620 км водопроводов, 11 000 км трубопроводов теплоснабжения и горячей воды, 6377 км газопроводов и 6300 км коммуникационных линий другого назначения. Целевой программой по «Комплексному освоению подземного пространства» предполагается ввести в г. Москве в строй до 2020 года еще порядка 1500 км коммуникационных линий.

На практике строительство коммуникационного тоннеля — это сложный многоэтапный процесс, в котором участвуют представители городского заказчика или частного инвестора, проектные, изыскательские, строительные и контролирующие организации. Сегодня в ходе разработки проектов весьма активно используются современные информационные технологии. Проектировщики-профессионалы в своей работе опираются на геоинформационные системы, используют ЕИР-программы, а также специализированное ПО для осуществления проектно-технологических расчетов. Однако комплексный характер этих проектов, наличие сложных взаимосвязей с объектами инфраструктуры, воздействие на ход реализации строительства множества факторов, которые трудно учесть заранее, приводят к тому, что в реальности базовые параметры проекта, изначально заданные на этапе формирования ТЗ, могут существенно отличаться от итоговых. Кроме того, при выборе вариантов проектных решений заказчики, как правило, ориентируются на такие критерии, как стоимость проекта и сроки его реализации, не учитывая при этом различные риски, которые могут возникнуть при выборе той или иной технологии, а также при недостаточном учете особенностей среды, в которой реализуется строительный проект.

Сложность проблемы выбора способов, методов построения технологических схем, расчета проходческих циклов и в целом всего, что входит в понятие технология строительства подземных сооружений, делает это направление интересным для ученых и специалистов из разных областей.

Анализ научных исследований показал высокую степень изученности этого направления, значимость и качество полученных результатов, но вместе с тем большинство задач технологии строительства подземных объектов решаются изолированно одна от другой. Кроме того, ранее не рассматривалась возможность оценки проектных решений строительства коммуникационного тоннеля на начальных этапах проектирования.

Значительный вклад в теорию и практику принятия решений, ситуационное управление с использованием теории нечетких множеств и нейронных сетей при управлении сложными (в том числе строительными) проектами внесли такие ученые, как Амосов Н. М., Бурков В. Н., Беллман Р., Берг А. И., Галушкин А. И., Кауфман JI. JL, Кофман А., Ларичев О. И., Орловский С. А., Поспелов Д. А., Сотников А. Н., Трахтенгерц Э. А., Ульянов C.B., Федунец Н. И., Ягер P.P. и др.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что данное направление исследования является актуальным. Задача оценки конструктивно-технологических решений строительства коммуникационного 6 тоннеля на основе анализа взаимовлияния параметров технологии и факторов внешней среды на начальных этапах проектирования продиктовано требованиями сегодняшнего дня.

Цель исследования заключается в повышении качества строительства КТ за счет принятия эффективных управленческих решений на основе создания моделей и алгоритмов оценки риска на начальных этапах проектирования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Анализ и классификация способов строительства коммуникационных тоннелей. Формулирование основных проблем, возникающих в процессе управления строительными проектами в условиях мегаполисов.

2. Построение структурной модели формирования проектного решения.

3. Формализация описания горно-геологических, технологических и внешних (городская среда) условий, определяющих специфические особенности реализации проектов строительства коммуникационных тоннелей (СКТ).

4. Разработка методики оценки интегральных показателей на основе фактической и экспертной информации.

5. Разработка алгоритма сравнительного анализа сценариев технологических решений для выбора наиболее надежного варианта прокладки коммуникационных тоннелей на ранней стадии реализации проекта.

6. Разработка модели прогнозирования возможных значений интегральных показателей, учитывающих особенности условий стройплощадки и используемых технологий строительства.

7. Разработка модели оценки влияния неопределенностей реализации СКТ на интегральные показатели проекта.

8. Разработка функциональной структуры инструментального средства информационной поддержки заказчика при принятии стратегических решений по реализации проекта.

9. Апробация методики выбора сценариев технологических решений при реализации конкретного проекта на территории г. Москвы.

Идея работы состоит в анализе и формализации взаимного влияния факторов внешней среды, технологий и конструктивно-технологических решений и разработке на этой основе моделей и алгоритмов оценки интегральных показателей строительных проектов.

Методы исследования включают статистический анализ, теорию принятия решений на основе экспертных оценок, аппарат нечетких множеств, нейросетевой инструмент.

Основные научные положения, разработанные соискателем, и их новизна:

1. Разработана структурная модель проектного решения, построенная на основе системного анализа и формализации горно-геологических, технологических и внешних условий строительной площадки, позволяющая обеспечить возможность сравнительной оценки интегральных показателей проектов.

2. Разработана методика оценки важнейших показателей проекта (сроки реализации, стоимость, безопасность), основанная на интеграции экспертных знаний и фактических сведений о ранее реализованных проектах.

3. Разработана модель возможных расхождений плановых и фактических значений интегральных показателей, использующая аппарат искусственных нейронных сетей и опирающаяся на фактическую и экспертную информацию.

4. Разработана модель оценки риска нарушения плановых значений интегральных показателей проектов, отличающаяся применением механизмов нечеткого логического вывода.

5. Разработан алгоритм сравнительной оценки надежности проектных вариантов на основе экспертной и фактической информации, впервые позволяющий прогнозировать отклонения интегральных показателей на ранних этапах разработки.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждаются результатами анализа представительного объема фактической информации по ранее реализованным проектам, в том числе: обобщением отечественных и зарубежных исследований в области сооружения городских коммуникационных тоннелейзначительным объемом информации, полученной от экспертовспециалистов в сфере городского подземного строительствакорректным применением современных научных методов в области принятия решений, включая статистический анализ, теорию нечетких множеств, нейронные технологиирезультатом тестирования программного инструмента сравнительной оценки интегральных показателей реальных проектных решений.

Научная значимость диссертации состоит в разработке новой методики, позволяющей решить задачу выбора лучшего варианта проектного решения в условиях неопределенности. В структуру методики входят нечеткие модели и алгоритмы, которые обеспечивают обработку больших массивов информации, формируют значимость факторов внешней среды (организационных, горно-геологических, факторов стройплощадки), конструктивных и технологических параметров проекта и позволяют выявить основные взаимосвязи и взаимозависимости между ними, которые, в отличие от существующих, позволяют произвести оценки интегральных показателей проекта уже на первых этапах формирования проекта.

Практическая значимость работы состоит в том, что использование разработанной методики, алгоритмов и внедренного программного инструмента сравнительной оценки интегральных показателей проекта позволяет уже на начальных этапах разработки проекта оценить и выбрать тот вариант технологического решения, который обеспечивает повышение эффективности и безопасности строительства КТ.

Реализация и внедрение результатов. ИПС «Оценка надежности интегральных показателей проекта СКТ» разрабатывается для использования ОАО «Московская Инженерно-Строительная Компания», ОАО «Мосинжпроект» (г.Москва).

Разработанные математические модели, основанные на методе нечеткой логики и методе построения базы нечетких правил, используются в учебном процессе для подготовки специалистов, бакалавров и магистров по направлению 2 300 100 — «Информатика и вычислительная техника» на кафедре «Автоматизированные системы управления» МГГУ, включены в разделы дисциплин «Современные технологии разработки интеллектуальных АС», «Формальные системы», «Методы оптимизации», «Нечеткие интеллектуальные системы».

Апробация работы. Основные результаты диссертации и ее отдельные положения докладывались на Международных конференциях «Неделя горняка» (г. Москва, 2007;2012 гг.) и научных семинарах кафедры АСУ МГГУ (г. Москва, 2007; 2010 гг.).

Публикации. По теме диссертации опубликованы 7 научных работ (в том числе 6 работ — в ведущих рецензируемых изданиях по перечню ВАК Минобрнауки России).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка литературысодержит 20 таблиц, 31 рисунок и список использованной литературы из 98 наименований.

Выводы по главе:

1. Проведен анализ существующих программных продуктов для реализации разработанных моделей и алгоритмов.

2. Проведено экспериментальное исследование модели и алгоритма на контрольном примере проектирования и строительства коллекторного тоннеля.

3. Разработана структура инструментально-программного средства поддержки принятия решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе представлено теоретическое и практическое решение актуальной научной задачи разработки моделей и алгоритмов оценки конструктивно-технологических решений строительства коммуникационного тоннеля на основе анализа взаимовлияния параметров технологии и факторов внешней среды на начальных этапах проектирования.

Основные научные и практические выводы, полученные автором в ходе выполнения работы:

1. Разработана информационно-структурная модель многоэтапного процесса формирования проектного решения строительства коммуникационных тоннелей, которая впервые позволяет обосновать возможность изменения интегральных показателей вариантов проекта строительства КТ в ходе процесса его разработки.

2. На основе экспертного анализа осуществлена формализация понятия «проект», позволяющая проводить сравнительный анализ вариантов проектных решений на предпроектном этапе.

3. Разработана методика оперативного сравнения вариантов проектных решений с позиций надежности реализации проекта и минимизации возможных отклонений фактических интегральных показателей от плановых.

4. Разработан механизм прогноза фактических значений интегральных показателей, который предполагает использование фактической экспериментальной или экспертной информации.

5. Разработан алгоритм построения классификации правил, ориентированный на обработку больших объемов информации (представленных в форме таблиц), содержащих как экспериментальную, так и экспертную информацию.

6. Разработан алгоритм построения нечетких баз правил, с помощью которых оценивается возможность влияния и степень влияния факторов неопределенности на интегральные показатели.

7. Разработана функциональная структура инструментального средства информационной поддержки заказчика при принятии стратегических решений по реализации проекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Лернер В. Г., Петренко Е. В. и др. Организация освоения подземного пространства. М.: Академия горных наук, -2000.
  2. .А., Федунец Б. И., Шуплик Ю. Н. и др. Шахтное и подземное строительство, М.: Академия горных наук, -2001. — Том 1.
  3. .А., Федунец Б. И., Шуплик Ю. Н. и др. Шахтное и подземное строительство, М.: Академия горных наук, -2001. — Том 2.
  4. .И., Корчак A.B., Картозия Б. А. и др. Разработка технологии строительства канализационных коллекторных тоннелей с футеровкой на основе полимерных материалов (I очередь) // Отчет по НИР. 2007.
  5. А.Н. Обоснование управленческого решения при строительстве подземных сооружений // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2005. -Т. 12
  6. Горная энциклопедия, Том 5 // Гл. ред. Е. А. Козловский, М.: Советская энциклопедия. — 1984.
  7. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание, М: Советская энциклопедия, -1977.
  8. Энциклопедия «Кругосвет», М.: Кругосвет, -2010.
  9. С.Н., Торгалов В. В., Виноградов Б. Н. Строительство метрополитенов //Учебник, М.: Транспорт, -1987.
  10. Ю.Ходжаев Г. А. Интеллектуальное управление организационными системами, М.: Наука, -1991.
  11. Технические правила на проектирование, строительство и приемку в эксплуатацию городских коллекторов для инженерных коммуникаций в г. Москве // Внутреннее руководство ГУП Мосинжпроект, -1990.
  12. И.В., Рубцов C.B. Устойчивость принципов оптимальности процесса гибкого формирования облика сложной системы // Изв. вузов СССР. Приборостроение. 1989. — Т. 32, № 3.
  13. В.В., Конторов Д. С. Системотехника, М.: Радио и связь, -1985.
  14. М.Трахтенгерц Э. А. Компьютерная поддержка принятия решений, М.: Синтег. -1998.
  15. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений, М.: Наука. Физматлит, -1996.
  16. В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике, М.: Экзамен, -2003.
  17. Е.Ю. Куликова, A.B. Корчак, А. Н. Левченко Стратегия управления рисками в городском подземном строительстве, М.: МГГУ, -2005.
  18. Л.Н., Лежава И. Г., Смоляр И. М. Градостроительное проектирование, М: Стройиздат, — 1989.
  19. . А. Методический подход к экономической оценке выбора рационального способа строительства коллекторных тоннелей. // Горный информационно-аналитический бюллетень 2008. — № 12.
  20. Руководство по проектированию коммуникационных тоннелей и каналов. ЦНИИПромзданий Госстроя СССР, -М.: Стройиздат, -1979.134
  21. Ю.А., Травкин С. И., Якимец В. Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. М.: Наука, 1986.
  22. Т.А. Статистические методы прогнозирования: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  23. О.Н., Кияев В. И., Информационные технологии в управлении, М.: ИНТУИТ, -2008.
  24. Э.А., Компьютерная поддержка принятия решений, М.: СИНТЕГ, -1998.
  25. М. Khanzadi Assessment of effective factors on time, cost and quality of mass house building projects using analytic hierarchy process- a case study in Tehran // Construction and Building Materials —2009.-Y. 23-P.
  26. Г., Рейвиндран А., Регсдел К. Оптимизация в технике // в 2 т.- М.: Мир, 1986.
  27. А.Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: Учеб. для вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
  28. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем.- М.: Радио и связь, 1991.
  29. Н.С. Механика подземных сооружений, -М.: «Недра», -1989.
  30. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика, -М.: Дело, -2001.
  31. . В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика, М.: Высш. шк., — 2003.
  32. Д.М., Фролов Ю. С., Кулагин Н.И и др. Строительство тоннелей и метрополитенов, М.: Транспорт, -1989.
  33. Л.В. Проектирование автодорожных и городских тоннелей, М.: Транспорт, — 1993.
  34. Е.В., Удовиченко В. М. Современная инвестиционная политика в области подземного строительства. // Подземное пространство мира. № 2−3, 2004.
  35. И.И. Оценка эффективности использования ресурсов в строительстве, -М.: Стройиздат, 1982.
  36. А.К. Экспериментальное моделирование работы фундаментов и выбор проектных решений с помощью экспертных систем // Дисс. работа, Н., -2003
  37. В.Д. Методика выбора оптимального способа прокладки подземных инженерных коммуникаций в условиях городской застройки // Научный вестник МГГУ, -2011. -№ 3(12).
  38. Т.К., Махотило К. В., Петрашев С. Н., Сергеев С. А. Генетические алгоритмы, искусственные нейронные сети и проблемы виртуальной реальности, X.: ОСНОВА, — 1997.
  39. B.C. Статистические методы в управлении качеством продукции. М.: Финансы и статистика, — 1982.
  40. T.B. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством, М.: Русский язык, — 1990.
  41. С.Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику, М.: Горячая Линия — Телеком — 2007.
  42. С.Д. Проектирование нечетких систем средствами MATLAB, -М.: Горячая линия Телеком, 2007.
  43. А.П. Интеллектуальные технологии идентификации: нечеткая логика, генетические алгоритмы, нейронные сети, Винница: УНИВЕРСУМ-Винница, — 1999.
  44. И.З., Недосекин А. О., Стецко A.A., Тарасов В. Б., Язенин A.B., Ярушкина Н. Г. Нечеткие гибридные системы. Теория и практика, М.: ФИЗМАТЛИТ, — 2007.
  45. И.З. Основные операции нечеткой логики и их обобщения, -Казань: Отечество, 2001.
  46. В.В., Круглов В. В., Федулов A.C. Нечеткие модели и сети, -М.: Горячая линия Телеком, — 2007.
  47. С.Л., Шуйкова И. А., Сараев П. В. Нечеткая логика: алгебраические основы и приложения, Липецк: ЛЭГИ, — 2002.
  48. Д.А. Нечеткие методы автоматической классификации, -Минск: Технопринт. 2004.
  49. В.Е. Нечеткие многокритериальные модели принятия решений, Тбилиси: Мецниереба, — 1988.
  50. O.E., Харахан О. Г. Нечеткие множества. Учебное пособие, -М.: МГГУ, 2010.
  51. C.B., Литвинцева Л. В., Добрынин В. Н., Мишин A.A. Интеллектуальное робастное управление: технологии мягких вычислений, -М.: ВНИИгеосистем, -2011.
  52. Черных И.В. Simulink: Инструмент моделирования динамических систем, М.: Горячая линия — Телеком, — 2007.
  53. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие, -М.: БЕК, 1996.
  54. Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений, М.: Мир, — 1976.
  55. В.В., Дли М.И. Интеллектуальные информационные системы: компьютерная поддержка систем нечеткой логики и нечеткого вывода, М.: Физматлит, — 2002.
  56. A.B. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH, СПб.: СТЕРП, — 2003.
  57. Д., Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы, М.: Произдат, — 2004.
  58. Kosko В. Fuzzy systems as universal approximators // IEEE Transactions on Computers, vol. 43, No. 11, November 1994. P. 1329−1333.
  59. Cordon O., Herrera F., A General study on genetic fuzzy systems // Genetic Algorithms in engineering and computer science, 1995. P. 33−57.
  60. В.Ю. Интеллектуальные системы управления организационно-техническими системами, М.: Горячая Линия -Телеком, — 2006.
  61. И. M., Лохин В. М. и др. Искусственный интеллект и интеллектуальные системы управления, -М.: Наука, 2006.
  62. И.О. Математические модели и компьютерные механизмы принятия решений в рамках проблемы управления природными ресурсами: концепции, сферы применения, ограничения // Гос. Управление в XXI веке. Часть II, -М.: 2006.
  63. Kim C.Y., Hong S.W., Fuzzy logic approach for the design of reinforcement in tunnel excavation // Geotechnical Engineering Reserch Dept. Korea, 2004.
  64. Tah J.H.M., Carr.V. A proposai for construction project risk assessment using fuzzy logic // Construction Management and Economies, 2000.
  65. О.И. Теория и методы принятия решений, М.: Логос, — 2000.
  66. Месарович М, Такахара Я. Общая теория систем: математические основы систем, М.: Мир, — 1978.
  67. Ван Гиг. Дж. Прикладная общая теория систем. В 2-х книгах. М.: Мир, — 1981.
  68. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода, М.: Наука, — 1973.
  69. Янг. С. Системное управление организации, М.: Советское радио, -1972.
  70. Д., Кинг. В. Системный анализ и целевое управление, -М.: Советское радио, 1974.
  71. Л.А. Системные исследования в промышленности, М.: Наука, — 1985.
  72. Л.А., Темкин И. О. Проблемы искусственного интеллекта в управлении горным производством, -М.: ИПКОН, -1990.
  73. Л. А., Темкин И. О. Стохастические модели информационных процессов и управления .Учеб. пособие, М.: МГИ, — 1990.
  74. И.О. Учебное пособие по дисциплине «Экспертные системы в управлении», М.: МГГУ, — 1994.
  75. И.С. Перспективы развития экспертных систем в области освоения подземного пространства // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2006. — № 6 — С. 34−39
  76. И.С., Баранникова И. В. Анализ факторов, влияющих на выбор технологии строительства коммуникационного тоннеля // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2008. — ОВ № 10. -С. 124−129
  77. И.С. Классификация, как метод системного анализа, в проблеме выбора технологии строительства коммуникационных тоннелей // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2008.- ОВ № 10. С. 130−135
  78. В.И., Бондаренко И. С. Метод выбора оптимальной технологии строительства коммуникационного тоннеля // Программные продукты и системы. 2008. — № 3. — С. 10−13
  79. И.С. Методика выбора технологии проходки коллекторного тоннеля // Горный информационно-аналитический бюллетень.-2011.- ОВ№ 6.-С. 108−114
  80. И.О., Бондаренко И. С., Баранникова И. В. Оценка интегральных параметров проекта на основе нейросетевых моделей прогноза стоимости и сроков реализации проекта // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2012. — ОВ № 6. — С. 95 101
  81. И.С. Современные требования к разработке экспертной системы по оценке проектов подземного строительства // Сборник научных трудов студентов магистратуры МГГУ. Выпуск 6. — М. -МГГУ, 2006. — С. 305−310
  82. Blasting Fragmentation Mining Engineer’s Toolbox // Электронныйресурс, 2000−2005. Режим доступа: http://www.mininglife.eom/Miner/blasting/Fragmentation.htm#Powder%20
  83. Демографическая статистика. 2012. // Электронный ресурс, 2008−2012.- Режим доступа: http://www.grandars.ru/statistika/demograficheskaya-statistika.html
  84. Все о финансах и бизнесе // Электронный ресурс, 2003−2012. Режим доступа: http://biznestop.ru/
  85. Библиотека. Строительство метрополитенов // Электронный ресурс, -1996−2012. Режим доступа: http://www.metro.ru/library/stroitelstvometropolitenov/
Заполнить форму текущей работой