Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономика высшего образования в России: проблемы и перспективы

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди охваченных опросом родителей детей в возрасте от 13 до 20 лет две трети (63%) с той или иной степенью уверенности ответили, что хотели бы дать своему ребенку высшее образование. На фоне общего демографического сжатия России в перспективе 15 — 20 лет, и принимая во внимание тот безусловный факт, что, начиная с 2008 г., число выпускников школ сократится в полтора раза, мы имеем дело с острой… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Состояние системы высшего образования в России
  • 2. Образование как отрасль экономики
    • 2. 1. Образование как экономическая субстанция
    • 2. 2. Образование как производственный процесс
    • 2. 3. Образование как услуга и товар
    • 2. 4. Рынок образовательных услуг
  • 3. Зарубежный опыт поддержки высшей школы
    • 3. 1. Зарубежный опыт реформ в образовании
    • 3. 2. Формирование европейского образовательного ареала
    • 3. 3. Новые подходы к финансированию в эпоху массового образования
    • 3. 4. Возрастание роли внебюджетных средств
  • 4. Перспективы развития высшего образования в России
  • Заключение
  • Список литературы

Экономика высшего образования в России: проблемы и перспективы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении последних 10−15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ — ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего, устойчиво процветающего общества.

Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества.

Сегодня конкурентоспособность страны в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает «человеческий фактор», способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Это возможно только при наличии тотальной грамотности, высокого интеллектуального уровня общества, а также при условии результативной государственной политики в области образования.

В первую очередь, это утверждение верно для системы профессионального, высшего образования. Российскому государству необходима четко функционирующая система подготовки высокоинтеллектуальных специалистов, которые будут способны эффективно работать в высокотехнологичном производстве XXI века.

Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.

Вместе с тем, крайне важно сохранить все лучшее, что было достигнуто в отечественной системе высшего образования за прошедший период её развития. Серьезные достижения здесь очевидны. Российское образование, в первую очередь высшая школа, продолжают оставаться одними из лучших в мире. Это подтверждают, в том числе, возрастающий спрос на отечественных специалистов за рубежом, международная оценка российской системы образования.

1. Состояние системы высшего образования в России

На данный момент в системе высшего образования сложился ряд проблем, анализ которых поможет наметить пути их решения, выраженные в проектах и законах Министерства образования. Попробуем осветить их.

Первая из них — это существенное расширение сети российских вузов и беспрецедентный рост числа студентов за последние 10 лет, что повлекло за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия.

Убежденность в высокой ценности высшего образования в наше время является настолько всеобщей, что должна рассматриваться как факт, подтвержденный детальными социологическими исследованиями. Для достижения успеха в любой из сфер деятельности человека, разумеется, требуется высшее образование. В современном российском обществе мало кто сомневается в его ценности, необходимости и престижности. Достаточно указать на результаты широкого опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), опубликованные 02.06.2005 г. Для 78% опрошенных очевидно, что «сегодня важно иметь высшее образование». Среди людей моложе 35 лет эта доля еще выше — 82%.

Среди охваченных опросом родителей детей в возрасте от 13 до 20 лет две трети (63%) с той или иной степенью уверенности ответили, что хотели бы дать своему ребенку высшее образование. На фоне общего демографического сжатия России в перспективе 15 — 20 лет, и принимая во внимание тот безусловный факт, что, начиная с 2008 г., число выпускников школ сократится в полтора раза, мы имеем дело с острой проблемой. При замораживании нынешней ситуации в ряде регионов избыточность предложения на «рынке» образовательных услуг уже через два-три года привела бы к полному исчезновению конкурсного начала при приеме в вуз — с разрушительными последствиями для качества образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А., Экономика образовательных учреждений: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профильного образования. М.: 2007 г.
  2. И.Б. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. 2004 — № 9, с. 39.
  3. Л. Роковые гены// Российский экономический журнал. 2005 — № 1, с. 62.
  4. С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. 2002 — № 1, с. 20.
  5. Е.Н. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития — Сборник научных трудов. 2006.
  6. Ю. Сергей Иванов опровергает слухи о том, что учебы в вузах будет целиком за деньги // Российская газета" - Федеральный выпуск № 4591 2008 г.
  7. И. Кредитование образования в зарубежных странах// Prognosis 2005 — № 10, с. 13.
  8. А. В. Источники финансирования образовательной деятельности. // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс] 2006.
  9. http://www.rian.ru/spravka/20 071 017/84267944.html
  10. http://www.glazychev.ru/publications/public_full.htm
  11. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/03/
  12. http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=166
  13. http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&date=&sid=4922&
  14. ntype=nuke
  15. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2001/02/opyt_reform.pdf
  16. http://tass-ural.ru/pub/?id=1594
  17. http://www.ed.gov.ru/files/materials/1949/eduinrus.doc
  18. http://www.websib.ru/develop/page.php?article=14
  19. http://www.mon.gov.ru/press/news/4500/
  20. http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/
  21. http://bd.fom.ru/cat/cult/edu_edu/high_education
  22. http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=5916
Заполнить форму текущей работой