Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие страхового рынка в системе экономической безопасности Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во* многих отраслях экономики действуют ассоциации, лоббирующие интересы профучастников рынка, и сильные надзорные органы. В связи с этим, Государственной службе страхового надзора при Министерстве финансов Республики Таджикистан необходимо инициировать создание ассоциации страховщиков. Нужны сильные национальные страховые компании, которые бы уверенно строили долгосрочные планы защиты интересов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль страхования в системе экономической безопасности страны
    • 1. 1. Теоретические основы и опыт зарубежных стран по формированию и развитию страхового рынка
    • 1. 2. Особенности развития страхового рынка Таджикистана на современном этапе
    • 1. 3. Взаимосвязь развития страхового рынка и системы экономической безопасности страны
  • Глава 2. Анализ состояния страхового рынка в системе экономической безопасности страны
    • 2. 1. Анализ страхового рынка и формирование условий обеспечения устойчивого развития страны
    • 2. 2. Тенденции развития страхового рынка и механизмов обеспечения экономической безопасности страны
    • 2. 3. Финансовое обеспечение страхового рынка как основы экономической безопасности страны
  • Глава 3. Приоритеты развития страхования в системе экономической безопасности
    • 3. 1. Обеспечение экономической безопасности в сфере страхования
    • 3. 2. Преодоление финансовых угроз страховому рынку
    • 3. 3. Формирование системы, способствующей развитию конкуренции на страховом рынке Таджикистана

Развитие страхового рынка в системе экономической безопасности Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процессы страхования и обеспечения безопасности индивидуума, предприятия, организации, отрасли, комплекса и страны в целом призваны обеспечить эффективное функционирование экономических отношений в обществе. Безопасность относится к числу результирующих характеристик функционирования и I развития любой системы. Соответственно потребность в обеспечении безопасности является одним из основных критериев для хозяйствующих субъектов, действующих на различных уровнях организации общественно-хозяйственной жизни. Если данный критерий не реализуется, то имеют место сужение ресурсного обеспечения безопасности, снижение эффективности и углубление социально-экономических противоречиймежду субъектами (участниками) экономических отношений.

Система воздействия страхового рынка на экономическую безопасность, обусловленная неразвитостью макроэкономических процессов в Республике Таджикистан, ещё не сформировалась. Неразвитость же страхового рынка в системе экономической безопасности является одним из важнейших факторов снижения инвестиционной привлекательности национальной экономики. Это объясняется тем, что социальные преобразования, проводимые в Таджикистане, обусловили возникновение многообразных рисковчто предопределило необходимость преобразований страхового рынка в системе экономической безопасности, поскольку с реформированием отношений собственности бремя ответственности за содержание имущества перешло к хозяйствующим субъектам. В связи с этим, роль страховых услуг в решении проблем социальной и имущественной защиты населения и хозяйствующих субъектов во многом 1 становится определяющей.

Специфическими особенностями развития рынка страховых услуг Таджикистана являются дисфункциональность и несбалансированность, отсутствие эффективных механизмов согласования экономических интересов основных субъектов. В силу сказанного, повышение эффективности и устойчивости функционирования национальной экономики и ее конкурентоспособности невозможно без укрепления потенциала страхового рынка Таджикистана.

Все вышесказанное определяет необходимость реформирования механизма регулирования страхового рынка, создания системы страхования, адекватной современным реалиям экономической безопасности предприятий и в целом страны, что и обусловливает актуальность нашего исследования.

Степень разработанности проблемы. Основы макроэкономики и национальной экономической безопасности глубоко разработаны такими известнейшими учеными — экономистами дальнего зарубежья, как Маркс К., Маршалл А., Коуз Р., Парето В., Хикс Дж., Дж.М.Кейнс, Стиглиц Дж.Ю., Фарр Дж, Чжоу Сяочуань, а также исследователями стран СНГ Абалкиным Л. И., Коротковым Э. М., Беляевым А. А., Никифоровым М. В., Вечкановым<�д Г. С., Гончаренко Л. П., Куценко Е. С., Сухоруковым М. М., Хесиным Е. С., Цыгановым А. А., Алгазиным А. И., Галагузовым Н. Ф., Жилкиной М. С.,. Ларичевым В. Д., Бекиным Р. И., Беженковым С. А. В Таджикистане эти проблемы изучались Назаровым Т. Н., Ахроровой А. Д., Разыковым В. А., Саидмуродовым Л. Х., Катаевым А. Х., Исломовым С. И. и др.

Однако в работах вышеназванных исследователей практически оказались неисследованными особенности использования механизма страхования как составного элемента риск-менеджмента и возможности формирования комплексной страховой защиты, направленной на минимизацию коммерческих рисков. Многие существенные аспекты проблемы демонополизации рынков, в том числе страхового в процессе совершенствования системы экономической безопасности не нашли в их трудах адекватного отражения. Таким образом, место страхового рынка в системе формирования экономической безопасности в странах СНГ в особенности в Республике Таджикистан изучено недостаточно, что и послужило основанием для выбора темы исследования.

Целью исследования является выявление роли w места страховой системы в обеспечении экономической безопасности страны.

Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

— исследовать теоретические и практические проблемы регулирования страхового рынка в системе экономической безопасности в Республике Таджикистан;

— выявить современные тенденции развития страхового рынка в Республике Таджикистан;

— проанализировать теорию и практику рыночной трансформации института страхования и обосновать политику рыночных реформ в отношении страхового рынка Таджикистана;

— исследовать и обосновать взаимосвязь экономической безопасности предприятий с соответствующей системой регулирования страхового рынка;

— выявить воздействие государственной политики реформирования системы страхования в Таджикистане на экономику и определить степень выполнения ею своих социальных и иных функцийизучить взаимоотношения отечественных страховщиков и страхователей;

— определить особенности и принципы реформирования механизма регулирования страхового рынка в системе экономической безопасности Таджикистана.

Предметом исследования является совокупность отношений i страховщиков и страхователей в системе экономической безопасности, подвергающихся регулированию при помощи определенных методов и инструментов.

Объектом исследования являются механизмы регулирования страхового рынка Республики Таджикистан как инструмента оживления экономики, как способа решения важнейших проблем экономической безопасности, активно содействующего развитию национальной экономики в целом.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования послужили методы качественного и количественного анализа, результаты научных исследований представителей различных экономических школ, труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов.

В процессе исследования были использованы также статистические, математические методы сравнительного экономического анализа, анкетирование.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— на основе анализа, состояния страхового рынка и, влияния страховой системы на экономическую систему обоснована взаимосвязь страхового рынка с экономической безопасностью;

— обоснована возможность обеспечения экономической безопасности республики путем регулирования и развития страхового рынка, совершенствования страховых отношений;

— разработаны рекомендации по изменению структуры страхового рынка в направлении снижения издержек при заключении договоров, повышению коэффициентов выплат и своевременности выплат, внедрению новых страховых продуктов, страхованию внешних долгов государства, минимизации срока выплат;

— обоснован комплекс мер по обеспечению экономической безопасности на основе формирования инфраструктуры страхового рынка Таджикистана (банки, правоохранительные органы, связь, система здравоохранения, станция техобслуживания и т. д.);

— сформулированы предложения по повышению эффективности страховой защиты и обеспечению устойчивого развития страхового рынка в системе экономической безопасности;

— разработана система экономико-математических моделей обеспечения экономической безопасности на основе регулирования развития страхового рынка, которая может быть использована при разработке стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость диссертации обусловливается самим предметом исследования.

Мы предлагаем новый методический подход к изучению целого комплекса проблем в обеспечении экономической безопасности на основе регулирования и развития страхового рынка. Отдельные положения диссертации могут быть использованы научно-исследовательскими организациями и аналитическими центрами, вовлеченными в процесс выработки экономико-политических решений, и рекомендаций для органов государственной власти и управления. Некоторые из рекомендуемых диссертантом положений ориентированы на практику, в том числе на внесение изменений* в1 законодательство Республики Таджикистан «О страховании».

Материалы диссертации могут быть также использованы при преподавании курсов макроэкономики, экономической безопасности предприятий, государственных финансов, страхования и других родственных курсов и спецкурсов в высших и средних специальных экономических учебных заведениях.

Результаты исследований использованы Министерством финансов Республики Таджикистан при анализе последствий мер по реформированию страховых отношений различных уровней, а также при разработке нормативных документов по совершенствованию страхового регулирования Государственной службой страхового надзора при Министерстве финансов Республики Таджикистан и финансовой поддержки предприятий со*стороны Таджикской государственной страховой компании «Таджиксугурта».

Апробация исследования. Основные положения диссертации отражены в 10 опубликованных автором научных работах. Результаты исследования прошли апробацию на различных научно-практических конференциях по проблемам реформирования экономики, финансов, страхового рынка и т. д. На основе данной работы были подготовлены научные доклады и записки по вопросам обеспечения экономической безопасности на основе регулирования страхового рынка в Таджикистане.

Предложения автора и рекомендации были внедрены в практическую деятельность страховой системы Республики Таджикистан, что подтверждается справками внедрения № 876/1−01 от 30 декабря 2008 г. Таджикской государственной страховой компании «Таджиксугурта» и № 46 от 20 февраля 2009 г. Государственной службы страхового надзора при Министерстве финансов Республики Таджикистан.

Структура и объем диссертации

отражают логику выполненного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 10 таблиц, 27 рисунков, и 23 приложений.

Заключение

.

Проведенное: исследование показалочто на рынке страховых услуг Республики Таджикистан имеетсяi много нерешенных проблем. Так, в деятельности страховых компаний прослеживается много бюрократизмадосир: пор не ликвидированы барьеры на пути развития страхового рынка, не сформированаразвитая сеть страховых брокеров' и страховых агентов с правом: определения наступления страхового случая: и выплат по ним. Все это влияет на экономическую безопасность страны и граждан Республики Таджикистан.

В связи с этим мы считаем, необходимым констатировать следующие наши выводы:

1) теоретической основой страхового дела является' концепцияразделения рисков-, Суть теории страхования? состоит в том, что страховое событие не является. объектом страхования. Этим объектом выступает риск, который: может произойти, а! может и не произойти. Следовательно, рискэто. единственное случайное событие, которое: наступает, вопреки1. воле человека: Он возникает в силу случайных событий или явлений, по поводу которыхвозникает страховое отношение: Возмещение расходов по страховым случаям —это и есть формирование основ системы экономической безопасности страхователей, а значит и экономики в целом;

2) в экономически развитых странах страховые компании, являясь в: совокупности институциональным инвестором, выполняют одну из важнейших функций — обеспечение национальной экономики: инвестиционными ресурсами, что пока еще не присуще экономике Таджикистана, а это, в свою очередь, негативно влияет на формирование и устойчивость функционирования финансовых рынков.

Устойчивость функционирования рынковявляется одним из условий обеспечения экономической безопасности страны.

Предпринятые ранее разработки, включающие в себя различные программные документы и концепции развития страхования в СНГ, в частности и' в Таджикистане, в' значительной степени сводились к определению направлений обеспечения количественного роста страховых взносовпри, этом меньшее внимание уделялось обеспечению качества и< устойчивости этого. процесса. До настоящего времени в отечественной экономической литературе не было сделано' попытки, связать проблему развития" страхового1 рынка и проблему обеспеченияэкономической безопасности. Между тем эти проблемы, анализируемые в комплексе, играют важную роль в развитии и стабилизации рыночных отношений;

3) Концепция развития страхования в Таджикистане, исходя1 из действующего законодательства и государственной политикив сфере страхования-заключается в признании того, чтоприсуществующем уровне платежеспособного спроса, на услуги добровольного страхования приоритетным является обязательное страхование. Соответственно в-данном направлении строится развитие страхового законодательстваа сложившаяся: структура. страхового рынка, наиболее', восприимчива именно к обслуживанию обязательных видов страхования:

Тем не. менее, как показал опыт внедрения обязательного страхования гражданской ответственности владельцевтранспортных средств— и новых видов обязательного страхования, страховой" рынок испытывает значительные затруднения, в первую очередь, касающиеся обеспечения качественного исполнения обязанностей принаступлении страховых событийПри нарушении условий страхования и выплат гражданской: ответственности владельцев транспортных средств по вине ГАИ МВД Республики Таджикистан не обеспечивается социальная защита населения, и, как следствие экономическая безопасность.

Страхование в республике пока не соответствует растущим объективным потребностям, которые в то же время остаются практически мало осознанными. Неэффективным оказываетсяи государственное вмешательство в эту сферу. В основном оно ограничивается лишь функциями выдачи лицензий. Другими словами, как институциональный сегмент национального рынка страховых услуг, государство пока' еще не играет положенной ему роли. По нашему мнению, более приоритетным должно стать развитие рынка добровольного страхования. Только добровольное страхования позволить создать условия для появления новых страховых продуктов, снижения тарифных ставок страхования, а также обеспечить повышение качества страхования. Именно добровольное страхования будет активно способствовать тому, чтобы хозяйствующие структуры могли предотвратить угрозы и минимизировать риски;

4) страховой рынок несовершенен, но его структура постепенно улучшается. Сегодня в ней отсутствуют только национальные перестраховочные компании и страховые брокера. Вместе с тем, с профессиональной точки зрения, отечественные страховщики заметно < уступают зарубежным. Конкурентоспособность отечественных страховых компаний, по сравнению* с западным страховым бизнесом и страховыми структурами^ СНГ невысока, прежде всего, из-за их финансовой слабости;

5) органы страхового надзора — главный, но далеко не единственный субъект государственного регулирования страхового рынка. В регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы (налоговые, антимонопольные, Национальный банк Таджикистана). Необходимо усиление взаимодействия между различными надзорными органами на финансовых рынках. Должно быть четкое и оперативное взаимодействие между банковским страховым надзорам и надзором за рынком ценных бумаг. Одна из ключевых проблем в сфере надзора за финансовыми рынками и в экономике Таджикистана в целом — защита прав потребителей.

Во* многих отраслях экономики действуют ассоциации, лоббирующие интересы профучастников рынка, и сильные надзорные органы. В связи с этим, Государственной службе страхового надзора при Министерстве финансов Республики Таджикистан необходимо инициировать создание ассоциации страховщиков. Нужны сильные национальные страховые компании, которые бы уверенно строили долгосрочные планы защиты интересов предприятий и граждан и в. то же время были полноправными членами международной страховой системы: Развитие страхового рынка связано с обеспечением улучшения инвестиционного климата, а, значит, и экономической безопасности, поэтому необходимы целенаправленная государственная стратегия, развития национального страхования и совершенствование менеджмента органов надзора и регулирования страхового рынка;

6) анализ современного состояния? деятельности страховых компаний показывает, что по существу работа со страховыми: агентами у начинающих-, и ужедобившихся? определенных результатов: страховых компаний1 не ведется-, особенно: если говорить о применении современных методов: менеджмента и организации труда. Практика таких, успешных страховыхкомпаний, как • «Муин», «Лондон-Душанбе» и: других, показывает, что., повышение расходов на* 10% напривлечение' и авансирование сети страховых агентов дает прирост капитала: страховщиков^наг25−50%. Вместе с тем в сельской местностистраховыми агентами работа со страхователями? не ведется- ' .

7) центральное место в системе регулирования, страхового1 рынка, любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных органов исполнительной власти. В разных странах органы страхового надзора могут подчиняться, или включаться в структуру самых различных ведомств. Они обладают достаточной степенью самостоятельности в принятии решений. Во многих странах Европы органы страхового надзора институционально обособлены, и полностью независимы, в том числе во Франции (Комиссиястрахового контроля), Германии (Федеральное ведомство по надзору за страховой, деятельностью): и Швеции (Страховой: инспекторат). В США во всех штатах: действуют отделы по надзору за страховыми операциями: В"' Великобритании^ эти:! функции возложены на входящий в состав. Департамента торговли ипромышленности страховой отдел, который осуществляет практически регулирующую деятельность. В Канаде, 'как и в России, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и других странах, регулирование страховогорынка производится структурами, подведомственными Министерству финансов. В настоящее время Государственная служба страхового надзора, которая г является уполномоченным органом исполнения государственной политики в сфере страхования, подчинена непосредственно Министерству финансов Республики Таджикистан. В1 перспективе следует переподчинить Государственную службу страхового надзора Правительству Республики Таджикистан. Это, по нашему мнению, позволит усовершенствовать управление и гибкость при реализации финансовой политики государства;

8) институциональная среда будет способствовать развитию страхового рынка только в случае полного набора соответствующих институтов. Это является необходимым условием устойчивого интенсивного развитиястрахования. В г случае роста платежеспособности населения* и хозяйствующих субъектов, это' условие становится необходимым и достаточным. В точ же время рост платежеспособности в условиях недостаточной и неадекватной развитию экономики и финансов институциональной среды страхового рынка может привести лишь к экстенсивному росту путем учета роста страховых взносов, обеспеченного инфляцией, и введения новых обязательных видов страхования, что характерно для современного Таджикистана;

9) основной проблемой развития страхового рынка является отсутствие специалистов страхового дела и особенно актуарного расчета. К сожалению, в высших учебных заведениях Республики Таджикистан таких специалистов не готовят. Кроме того, наша республика до сих пор не является членом Международной Ассоциации страховых надзоров (МАСН);

10) в первую очередь, интерес страхователей (руководителей организаций) связан с выплатами комиссионных вознаграждений «откат», а это практикуется только негосударственными страховыми компаниями, и поэтому при наступлении страховых случаев страхователи не обращаются по выплатам. Поэтому уровень выплат по страховым случаям в негосударственных компаниях крайне низок, и в связи с этим со стороны потенциальных страхователей растет недоверие к страховщикам, и это суживает страховой рынок. В силу сказанного, необходимо снизить уровень комиссионных вознаграждений до 10−15%. Если он будет выше, тогда создать резервы для выплат по страховым случаям будет не возможно.

При решении вышеназванных проблем будет достигнуто:

1) повышение эффективности надзора за страховым рынком Республики Таджикистан, что в свою очередь приведет к соблюдению страховыми организациями Республики Таджикистан требований Закона Республики Таджикистан «О страховании»;

2) увеличение числа иностранных инвесторов в экономике страны;

3) повышение интереса страховщиков других стран СНГ к участию в уставных капиталах страховых компаний Таджикистана;

4) стабилизация тарифов и резервов по всем видам страхования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Экономическая безопасность России: Угрозы и их отражение//Вопросы экономики.- М.: 1994. — № 5. — С.55.
  2. Л. Экономическая безопасность России: Угрозы и их отражение // Вопросы экономики -1994.-№ 12. С. 4.
  3. А., Гордецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики -1994.-№ 12.- С. 25.
  4. А.И. Некоторые особенности деятельности служб безопасности страховых компаний // Страховое дело. М.: — № 6 — 2002.- С. 36.
  5. А.И., Галагуза Н. Ф. Ларичев В.Д. Страховое мошенничество и методы борьбы с ним.-М.: 2003. — С. 503 — 509.
  6. А.Д., Аминджонов P.M., Доронкин К. А. Энергетика Таджикистана: современные тенденции устойчивого развития Душанбе: ООО РИА «Статус», 2005 — С. 130−131.
  7. Ю. Т. Шахов В.В. Страхование: М.: 2007. Изд.- Юнити С.496
  8. Н.Н. Об обеспечении экономической безопасности России // Экономист -1996.-№ 4.- С.88−91.
  9. Р. И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика М.: Анкил, 2001.-С. 29.
  10. В.Н. Страхование транспортных рисков. К. 2002. — 284 с.
  11. С.А. Влияние институциональной структуры финансового рынка на формирование организационного капитала страховых компаний // Экономический вестник ЮФО. 2006. — № 1. — С. 31.
  12. С.А. Основные направления и инструменты регулирования страховых отношений // Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Ростов-на-Дону: Издательство Рост.-ун-та, 2007.-Вып. 2 (21).-С.56.
  13. Д. Ю. Государственное регулирование перехода страхового сектора экономики к рынку (зарубежный опыт и перспективы для России) //Автореф. дисс. к.э.н.- М., 2000. С. 5.
  14. Г. С. Экономическая безопасность. СПб.: Вектор, 2005.-256 с.
  15. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития //Вопросы экономики. 1999. -№ 1, — С. 4 -12.
  16. Вторая часть Гражданского кодекса Республики Таджикистанглава 51 «Страхование»)//Ахбори Маджлиси Олии Чумхурии Точикистон.-Душанбе, 1999.- № 13. С. 324. — С.503.
  17. Н.Ф. Реклама в страховании. Ключ к успеху. М.: Финансы, 1995
  18. Л.П., Куценко Е. С. Управление безопасностью. М.: Кронус, 2005.-272 с.
  19. Э.С. Восточно-Азиатские рынки страхования вектор движения //Финансы. — 2002.- № 4,5. — С.45.
  20. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады.-М.:Наука, 2002.- 348 с.
  21. Р.Т. Онекоторых вопросах экономической политики Таджикистана.//Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2003.-№ 2.
  22. Дэниэлс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции//Пер. с англ., 6-е изд. М.: Дело, 1998.- С.50−51.
  23. Данные Государственной службы страхового надзора при Министерстве финансов Республики Таджикистан за 2002 2007 гг.
  24. С.Л. Организационно массовая работы в органах Госстраха. В помощь работнику Госстраха. М.: «Финансы и статистика». -1987.С.93.
  25. М. С. Государственное регулирование страхового рынка в Российской Федерации // Автореф. дисс. к.э.н. М.: 2000. — С. — 10.
  26. М. С. Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах//Финансовый бизнес.-2001.- № 1- С. 15−16.
  27. М. С. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов" //Финансовый бизнес.-2001.-№ 7.-С.11−19.
  28. Журнал «Финансы». М.: 2004. — № 3. — С. 61.
  29. Закон Республики Таджикистан «О страховании» // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан Душанбе, 1994. — № 14. С .207.- С. 146.
  30. Закон РТ «О налогообложении доходов от страховой1 деятельности» // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. Душанбе, 1994. -№ 1. — С. — 8. — С. — 116.
  31. А. Критерии экономической' безопасности// Вопросы экономики. 1998.- № 10.-С.49:
  32. Избранные труды М. Фридмана // Вопросы экономики. 1989. — № 12. -С. 141—146.
  33. Н.К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития Республики Таджикистан в переходный период // Экономика Таджикистана: стратегия развития 2001. — № 3. — С. 117.
  34. Н.К. К вопросу об угрозах экономической безопасности Таджикистана //Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2006.-№ 1.
  35. Е.В. Основные предпосылки и направления повышения" социально-экономической эффективности страхования. // Финансы.-2006.-' № 5.-С.49.
  36. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Экономика, 1993.-347 с.
  37. Дж. М. Избранные произведения. М.: Экономика.- 1993. — С. 224.
  38. E.F. Страховая защита социально-имущественного, комплекса предприятия. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2007.- 272 с.
  39. Е.И. Страховая защита социально-имущественного комплекса предприятия.//Автореф. дисс. д.э.н. Екатеринбург, 2007. — 48 с.
  40. А.С. Финансовая политика: цели и задачи// Финансы. 2002. — № 10.-С.8−13.
  41. Р. Фирма, рынок и право. М.: 1993.- 106с.
  42. Э.М., Беляев А. А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. -2001. -№ 6. С.4−17.
  43. О.С. // Бухгалтерский учет в страховании. Практическое пособие. М.: 2007. Изд. Омега-Л 263 с.
  44. Е. Г.Страховая защита социально-имущественного комплекса предприятия: Автореф. дисс. д. э. н. Екатеринбург. — 2007 — С. 8.
  45. Ф.В. Государственное страхование в СССР.- М., 1949.- С. 70.
  46. Концепция развития промышленности Республики Таджикистан. № 523 от 4″. 12.2005г. Министерство промышленности Республики Таджикистан.
  47. С.В. Финансовая устойчивость страховых компаний и пути ее повышения //Страховое дело. — 2003. № 5. С. 28−31
  48. В. Проблемы экономической безопасности России. Вопросы экономики.-1997.-№ 3.V
  49. Т. Ю. Скамай Л.Г. Страховое дело: Учебное пособие.- М.: Инфра М, 2004. — 256с.
  50. А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс.- 1983. -Т.1 — 415с., Т.2 — 310с., Т. З — 351с.
  51. Т. Экономическая безопасность страны//Финансы. М.-2002. № 6. -С.25.
  52. А.А. Страхование как составная часть финансовой деятельности государства//Страховое дело.- 2003 № 6.- С.22−23.
  53. Дж. С. Основы политической экономии.- М.: Прогресс, 1980. Т.1. -480 с. Т.2−495 с.
  54. А.С. Методологические и организационные основы страхования в строительном комплексе//Автореф. дисс. д.э.н, — М.: 2006. -46 с.
  55. Т.В. Совершенствование методики оценки и мониторинга научно — технологической безопасности на региональном уровне //Автореф. дисс. к.э.н. М.: — 2006. — С.23.
  56. Мун Д. В. Страховые рынки арабских стран Ближнего Востока: Анализ тенденций развития //Страховое дело. № 1.- 2006. — С. 60−61.
  57. Наджмиддинов^С.М. Углубление реформирования финансовой системы в> Республике Таджикистан //Экономика Таджикистана: стратегия развития.-2001.-№ 52.- С.24−30.
  58. Т.Н. Таджикистан: стимулы экономического роста в контексте формирования и развития социально-ориентированных рыночных отношений//Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004. — № 2. — С. 34−58.
  59. М.В. Экономическая безопасность России: внутренние проблемы//Вопросы экономики.- 2001.- № 1. С. 42.
  60. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие личность // Под. ред. Е. А. Олейникова. -М.: ЗАО «Бизнес школа» «Интел синтез». — 1997. С. 12.
  61. Н.М. Маркетинг основа повышения конкурентоспособности страховой компании//Страховое дело. М.: — 2006.-№ 1.-С.55.
  62. А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства. М.: Академия, 2006. — 336с.
  63. И.М. Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией //Мировая экономика и международные отношения. 1998.- № 1.-С.140.
  64. И.Н. Экономическая безопасность России. Денежный фактор: -М.: Маркет ДС, 2002. 240 с.
  65. И.Ю. Роль перестрахования в глобализации и финансовая безопасность. // Страховой рейтинг: Украина.- 2006. № 3 (5) С. 66 — 67.
  66. И.Ю. О собственном удержании страховщика // Страховое Ревю.- 1998.-№ 8.
  67. По данным Госстрахнадзора Республики Казахстан, за 2006 г.
  68. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 г. от 1.03.04г. № 86. Министерство экономического развития и торговли Р.Т.
  69. Приказы, инструкции и положения Государственной службы страхового надзора при Министерства финансов Республики Таджикистан.
  70. Регулирование социально-экономического развития рыночной экономики: Уч. пособие. М.: Дело, — 2002. — 280 с.
  71. И. Задача для суверенной экономики. //Эксперт. 2005. — № 24 (471).- С. 15−20.
  72. Рубанов-И. Потеряем время потеряем Сибирь // Эксперт. — 2005.- № 24 (471). С.-34 -36.
  73. С. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Таджикистан. Душанбе: Статус., 2005.-70 с.
  74. М. Власть и рынок: государство и экономика.- Челябинск: Социум-2003.-415с.
  75. В.В. Экономика и организация страхового дела. СПб.: СПб.ЭиФ. 1993.
  76. Р.К. Теоретические вопросы стратегии развития экономики Республики Таджикистан в переходный период // Экономика Таджикистана: Стратегия развития — 2001. № 2. — С.56.
  77. И.И. Безопасность строительства и обязательное страхование гражданской ответственности// Страховое дело: 2006. май, — С. 28.
  78. В.К. Общественно-исторические типы страхования.- М.: 1993 С. 13
  79. Саидмуродов J1.X. Основные инструменты защиты национальных интересов Таджикистана во внешнеэкономической деятельности. //Угрозы экономической безопасности. Душанбе. 2007.
  80. В. Предпринимательство как система управления АПК//Экономика и управление. 1998. -№ 10- С.23- 24.
  81. А. Исследование о причинах и богатстве народов.- М.: Наука. 1993.-200с.
  82. Дж. Ю.Экономика государственного сектора /Пер. с англ.-М.: Изд.- во МГУ: ИНФРА-М., — 1997.- С. 368.
  83. М., Саидмуродов JL, Солиев А.А. Открытая макроэкономика и прямые иностранные инвестиции.- Душанбе: Деваштич, 2007—278с.
  84. М.М. Стратегия региональной деятельности страховщика // Страховое дело. -2006.- № 4.- С. 20.
  85. М.М. Российский рынок страховых услуг и его государственное регулирование в условиях трансформируемой экономики// Автореф. дисс. К.Э.Н. М.:-2001.-27с.
  86. М.М. Особенности и направления эффективного использования опыта зарубежной системы страхования. //Экономика региона от антикризисного к устойчивому. М.: Изд-во РАГС, 2001. — С.55−75.
  87. Е.В. Эффективный спрос в системе макроэкономических приоритетов транзитивной экономической политики (методологии и теория анализа)// Автореф. дисс. д.э.н. Ростов на — Дону, 2001.- 47с.
  88. И.М. Реструктуризация стратегических*, предприятий в обеспечении национальной безопасности//Автореф. дисс. к.э.н. М.: 2006. -21 с.
  89. Татаркин А.И.,-. Львов1 Д.С., Куклин А. Д. Научно-технологическая-безопасность регионов России: методические подходы и результаты диагностирования.- Екатеринбург- -2000.- С. 11.
  90. Дж. Регулирование страхования и защита потребителя // Страховое ревю- 1997.- № 7. С. 55.
  91. С. А.Страхование инвестиционных рисков Библиотека хозяйственного руководителя Благовест-В. 2005.-С.99.
  92. С. А. Механизм реализации инвестиционной политики в инновационной сфере экономики.- М.: ИНИЦ Роспатента, — 2004, — С. 67−72.
  93. М. Методология позитивной экономической науки //THESIS.-М.- 1994.-Вып. 4.-С. 20−52.
  94. М. Четыре шага к свободе //Общественные1 науки иIсовременность. 1991. — № 3. — С. 16−19.
  95. М. Капитализм и свобода. Нью-Йорк, 1982.-С. 81— 83.
  96. Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс.- 1988. — 488с.
  97. Е.С. Новая роль страховых монополий в системе финансового капитала.- М.: Высшая школа, 1963.
  98. Г. В. О соотношении рисков и финансовых источников их покрытия в страховой организации //Страховое дело.М.:-2003.№ 4.- С.25−31.
  99. Чжоу Сяочуань. Денежно-кредитная политика, реформа финансовой системы и устойчивый экономический рост в Китае// Деньги и кредит.-2003.-№ 7.- С.23−26.
  100. А.А. Институциональное развитие страхового рынка Российской Федерации/ААвтореф. дисс. д.э.н. М.: 2007. — 48с:
  101. А.А. Страхование рисков, связанных с созданием и1 использованием объектов' интеллектуальной собственности //Финансы.-2002.-№ 1.
  102. А.А. Финансовая прозрачность и раскрытие информации в страховом деле// Финансы.-2004.-№ 6.
  103. Н. Вопросы капитализации собственных средств страховых компаний в Республике Таджикистан //Экономика Таджикистана: стратегия развития: — 2007, -№ 1, — С. 127.
  104. ПО.Шаропов Н. Из истории развития страхования в Республике ТаджикистанЮкономика Таджикистана: стратегия развития. № 3.- 2004.-С. 134−146.
  105. Н. Состояние страхового рынка в Республике Таджикистан в переходный период //Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004. -№ 3. — С.99.
  106. Н. Из истории развития страхования в Республике Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия! развития.-2004. -№ З.-С. 131.
  107. ИЗ.Шамсиев К. Б. Экономические проблемы развития предпринимательства Республики Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 2004. — С.71.I
  108. В.В., Миллерман А. С., Медведев В. Г. Теория и управление рисками в страховании. М.: Финансы и статистика, 2002. — 104 с.
  109. В.В. Страхование.- М.: ЮНИТИ, 2000. С. 14.
  110. , Ю.Т. Ахвледиани. Страхование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит». «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» М.- 2007. — С. 165.
  111. Ю. Экономическая роль государства в современном мире //Экономист-1999.-№ 1-.С.26.
  112. К.Б. Страхование предпринимательских рисков в производственном секторе экономики// Материалы научно-практической конференции на тему: Проблемы формирования и развития страхового рынка Таджикистана: Душанбе: Ирфон, 2008. — С.45−46.
  113. А.К. Некоторые вопросы о страховании имущества в капиталистических странах.// Материалы Всеукраинского финансово-экономического института. Вып. 3 С. 39.
  114. Р.Т. Страховая услуга основной результат страховой деятельности.// Страховое дело. М.: — 2006.-№ 1 — С.^'--14.-
  115. Юлдашев Р. Т. Страховой агент: путь в профессию. М.:-Анкил 2006. С. 50.
  116. С.С. Социально-экономические аспекты рынка страховых услуг системе экономической безопасности России// Автореф. дисс.к.э.н. М.: 2007 27 с.
  117. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов //B.C. Гусев, В. А. Демин, Б. И. Кузин и др. СПб.: Питер, 2004. — 281с.
  118. Pareto V. Manual of Political Economy. Translated by A. Schwier. New York: 1971.-P.58
  119. Экономическая эффективность государственного страхования. М.- «Финансы и статистика». 1990 г. 175с.
  120. Экономика страхования и перестрахования. М.: «АНКИЛ». 1999. С. 219.1. Статистические материалы
  121. Анализ основных показателей состояния рынков страховых услуг государств- членов ЕврАзЭС. Данные Федеральной службы страхового надзора Р.Ф. М.: 2006.
  122. Статистический ежегодник «Финансы Таджикистана». Душанбе: ООП ГВЦ, 2004.-С. 196−200.
  123. Статистический ежегодник «Финансы Таджикистана». Душанбе: ООП ГВЦ, 2005.-С. 192−194.
  124. Статистический ежегодник «Финансы Таджикистана» Душанбе: ООП ГВЦ, 2006.-С.185−188.1. Сайты Интернет130. http://www.orieninsurance.tj/131. http://www.inform.kz
Заполнить форму текущей работой