Условия фактора нормального и аномального развитие личности
Доказательством развития личности развивается не путем автоматического развертывания природных задатков, является опыт социальной депривации человеческого индивида. Описаны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и был выращен в животном мире. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире стало доказательством тому, что они… Читать ещё >
Содержание
- Содержание
- Введение
- 1. Понятие нормы в психологии
- 2. Факторы и условия развития личности
- 3. Виды психического развития личности
- 3. 1. Аномальные варианты личностного развития у психически здоровых людей
- 3. 2. Варианты аномального патопсихологического развития личности
- Заключение
- Библиографический
- список
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема нормы и аномалий психики, а точнее, изучения психологических особенностей здорового человека в последнее время относится к числу перспективных теоретико-практических направлений в клинической психологии. Определение факторов, противостоящих возникновению расстройств психики, выявление личностных параметров, которые приводят к повышению устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды может способствовать гораздо лучшему пониманию этиологии психических нарушений
Социально — психическое развитие личности можно описать в соответствии со следующими параметрами: условия, источники, движущие силы, форма, специфика и ход развития.
В психологической науке имеют место различные понимания сущности параметров психического развития личности. Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии, — наследственность и среда. Источник развития личности они ищут внутри индивида, в его природе.
Другие авторы считают, что основные движущие силы развития — это окружение человека, социум.
Целью данной работы является рассмотрение факторов и условий нормального и аномального развития личности
1 Понятие нормы в психологии
Категории нормы и аномалии, здоровья и болезни являются основными параметрами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в психологии. Категория нормы применяется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. Понятие нормы для нас ассоциируется с состоянием здоровья. Любой же отход от нормы считается патологическим состоянием и болезнью. Слово «болезнь» в обычной жизни употребляется для описания таких состояний, которые не выглядят для человека «нормальными», «такими, как это обычно бывает», и поэтому нуждаются в каких-либо объяснениях.
Понятие нормы, в том числе психической нормы, аномалии и патологии следует выводить из ее философских, психологических и психофизиологических интерпретаций, в противном случае все теоретические построения будут носить схоластический характер.
В литературе справедливо отмечается, что понятие «норма», особенно «психическая норма», является проблемой, трудной для определения. Признаки, долженствующие сформировать понятие «норма», трудноуловимы и изменчивы, что имеет отношение в особенности к социальным нормам. Однако, как представляется, общий масштаб для такого определения возможен благодаря логико-философской интерпретации понятия.
Проблеме изучению нормы посвящено огромное количество научных трудов работ, но и на данный момент эта тема остается открытым. Отсутствие обобщающих работ по данной проблематике заставляет ученых различных областей научного знания при решении методологических проблем брать за основу либо на случайные, малообоснованные определения нормы, либо придумывать собственные определения [7].
Затрудненность определения данного понятия в целом ряде случаев, присутствующих, прежде всего, в физиологии и психологии, обозначает необходимость оговорок при его использовании. В большинстве случаев понятие нормы и понятие меры употребляются как равнозначные. На самом деле, в психологии и физиологии это определение употребляется как уровень состояния здоровья.
Расплывчатость и неоднозначность определения нормы подчеркивали еще древние ученые, обращая внимание на трудности в проведении четкой границы между прекрасным и безобразным, здоровьем и болезнью. Но настоятельные требования жизни определить данные разграничения выявляли трудности в этой задачи, ее решения.
Под нормой принято понимать нечто среднее, устоявшееся, что имеет корни в мудрой старине. Аристотель характеризует норму как среднюю величину между избытком и недостатком, выражая это таким образом: «Ясно по крайней мере то, что похвалы заслуживает средний душевный склад, при котором мы испытываем гнев против того, против кого следует, по должному поводу, должным образом и так далее, а избыток и недостаток заслуживают осуждения, причем если отклонения незначительны — мягкого и если они достаточно велики — сурового. Ясно, разумеется, что следует держаться срединного душевного склада». К середине, заслуживающей одобрения, Аристотель относит такие качества, как щедрость, благородство, широта, негодование и т. д. Вот как он характеризует уравновешенность: «Уравновешенность — середина между гневностью и безгневием, как и вообще добродетели суть, по видимому, некие середины». При этом Аристотель приравнивает к понятию нормы такие определения, как равномерность, мера, полагая, что преступающий меру в сторону избытка или недостатка, достоин порицания.
Вместо определения соотношения параметров, выступающих как некая норма, все в большей степени склоняются к представлению о норме как о среднем, наиболее часто встречаемом варианте. Именно такой взгляд на проблему нормы первым обоснованно выдвигает А. Кетле, определяя норму как некий средний вариант, синоним правильности, заурядности, посредственности. Именно эту черту отсутствия определенных параметров нормы отметил в своих работах Лейбниц. Этот принцип непрерывности перемещения нормы позволил в дальнейшем объяснить непрерывное изменение биологических объектов и перехода от одного качества к другому.
Последующие изыскания четких границ нормы позволило придти выводу о том, что, именно в пограничных участках проявляются главные особенности в описываемых процессах. Признание и принятие факта относительности границ нормы или меры чего-либо стало причиной серьезных гносеологических трудностей дальнейшей проработки этого вопроса в биологии и психологии.
Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.
Важным импульсом к развитию понятия «норма» послужили социально-психологические методы изучения человеческой психики, в результате было выяснено, что содержние понятий «норма» и «патология» зависит от культуры, в условиях которой живет человек.
В 1908 году П. Б. Ганнушкин указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени
Проблема нормального и аномального психического развития личности сложна и неоднозначна. Однако смысловое содержание понятий «норма» и «аномалия» у представителей разных профессий и теоретических направлений многогранно, что является, с одной стороны, доказательством сложности и недостаточной конкретности самих упомянутых понятий, с другой — наличием важных теоретических различий в их определении[6].
Современные представления о норме личности и психики человека допускают объективное состояние его нормального развития и работоспособности как интервала, оптимальной зоны количественных колебаний процессов на уровне функционального стимулирования. Нормы объективны, но уровень их познания определен возможностями науки и практики, целями и задачами исследования. Поэтому в практической деятельности опираются на нормативные параметры, рассматриваемые как отражение определенной степени диагностики нормы, а не абсолютное ее значение.
Нормальность психической составляющей можно утверждать только тогда, когда физиологические и психофизиологические механизмы головного мозга, лежащие в основе психических процессов, вписываются в пределы физиологической нормы, а психические составляющие личности (функции когнитивных процессов, эмоционально-аффективная сфера, сознательные процессы) находятся в границах принятых за норму показателей, диагностируемых с помощью методов экспериментальной диагностики, и приняты за психологические и общественные нормативы. Однако психические нормативы до сих пор недостаточно определены и изучаются их векторы. Используемые методы психометрии (ММИЛ, Векслера, Кэттела) не позволяют давать категорические оценки об уровне нормальности конкретного лица, так как может быть допущен субъективизм в оценке данных диагностики[6].
Малейший уклон от регламентированной нормы может рассматриваться как патология или аномалия. В медицинском лексике под аномалией обычно имеется в виду нарушение на физиологическом уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в сущность понятия «аномалия» включаются и такие отклонения от нормы, в которых отсутствуют какие-либо биологические компоненты (отсюда вполне возможно и правомерно употребление терминов «аномальная личность» или «аномальное развитие личности»).
Существующие противоречия в диагностике происходят от сложности самого предмета познания и трудностей его изучения. О недопустимости противопоставления психической нормы и аномалии, о существовании тонких пограничных состояний между ними присутствуют упоминания в монографиях В. П. Осипова (1939), К. Леонгарда (1961, 1968,1981), а также других ученых. Введя определение акцентуации личности, К. Леонгард предложил их включить в пограничные показатели. Отмечая большее разнообразие личностных черт и личности в целом, он выбрал наиболее важные психические характеристики, определяющие индивидуальность человека. В эту характеристику он отнес сферу интересов и направленности, чувствующие и будет, ассоциативно-интеллигент. Другая степень их выраженности, по его мнению, добавит определенные своеобразие личности каждого человека.
Таким образом, акцентуированные личности, с точки зрения К. Леонгарда, можно рассматривать как промежуточные типы личности между нормой и аномалией, но не являющиеся патологическими, а как пограничные варианты нормального развития, но с излишним, обычно в нормальных условиях скрытым выпячиванием некоторых, преимущественно характерологических, черт личности. Это является причиной выборочной чуствительности человека по отношению к определенным психическим воздействиям при хорошей толерантности к другим .
Список литературы
- Анцыферова Л. И. Системный подход в психологии личности. В кн.: Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
- Аристотель. Сочинения. Т.4. М., 1984.
- Балабанова Л.М. Судебная психология (вопросы нормы и отклонения). Донецк, 2008.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 2004.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология. 2-е изд. М., 2003.
- Клиническая психология /Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб., 2002.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.
- Методичекие рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В. В. Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, 2004.
- Осипов В. П. Вопросы нормы и патологии в психиатрии //Невропатология и психиатрия. 1939. Т. 8. Вып. 1.- С. 3−19.
- Пушкина Т.П. Медицинская психология. Методические рекомендации. Новосибирск, 2006.
- Репина Н.В., Воронцов Д. В., Юматова И. И. Основы клинической психологии. М., 2003.