Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации: На примере молодых преподавателей высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической и теоретической основой работы является субъектно-деятелыюстный подход (А.В. Брушлинский, 1994; СЛ. Рубинштейн, 1946), основывающийся на общенаучном методологическом принципе развития (Б.Г. Ананьев, 1980; Л. С. Выготский, 1984; А. Н. Леонтьев, 1975; Е. Ф. Рыбалко, 1980), а также на ведущих положениях психологической науки: концепции формирования жизненной стратегии (К.А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ
    • 1. 1. Проблема профессиональной адаптации преподавателя высшей школы
      • 1. 1. 1. Характеристика проблемы адаптации в зарубежной и отечественной психологии
      • 1. 1. 2. Характеристики процесса адаптации к профессиональной деятельности
      • 1. 1. 3. Психологические особенности профессиональной адаптации преподавателя высшей школы
    • 1. 2. Психологическая готовность к педагогической деятельности как интегративная субъектная характеристика адаптации
      • 1. 2. 1. Теоретические подходы к изучению готовности в отечественной психологии
      • 1. 2. 2. Готовность к педагогической деятельности как предмет исследования
      • 1. 2. 3. Особенности психологической структуры готовности к педагогической деятельности
    • 1. 3. Постановка проблемы исследования
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Описание основных этапов и выборки исследования
    • 2. 2. Методика исследования готовности к педагогической деятельности
    • 2. 3. Методики исследования индивидуальных свойств
    • 2. 4. Методики исследования особенностей построения индивидуальных стратегий профессиональной адаптации
    • 2. 5. Математико-статистические методы обработки результатов
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Результаты исследования психологической готовности к педагогической деятельности
    • 3. 2. Результаты исследования индивидуальных свойств
    • 3. 3. Результаты исследования особенностей построения индивидуальных стратегий профессиональной адаптации
    • 3. 4. Результаты исследования взаимосвязи готовности к педагогической деятельности и индивидуальных свойств

    3.5. Результаты исследования взаимосвязи готовности к педагогической деятельности и особенностей индивидуальных стратегий адаптации. jr 3.6. Результаты исследования взаимосвязи индивидуальных свойств и особенностей профессиональной адаптации и роли в этом процессе готовности к педагогической деятельности.

    ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    4.1. Психологическое сопровождение процесса адаптации молодого преподавателя высшей школы.

    4.2. Технологии психологического сопровождения формирования готовности к педагогической деятельности посредством биографических методов.

Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации: На примере молодых преподавателей высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное российское общество предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием для всех областей социальной практики. Основной целью системы высшего образования является не только подготовка студентов к профессиональной деятельности, но и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации их потенциальных возможностей, способностей и потребностей. В этой связи научной общественностью в течение ряда лет обсуждается вопрос о педагогическом профессионализме преподавателей высшей школы России и о новом содержании подготовки и переподготовки преподавательского состава. Однако, несмотря на все возрастающий интерес к проблеме профессионализации, лишь некоторые исследователи обращаются к разработке вопросов профессиональной адаптации. Поскольку будущее российской системы высшего образования зависит от молодых преподавателей, находящихся сегодня в ситуации профессионального старта, от их профессионализма и готовности реализовывать инновационные образовательные технологии, данное исследование является актуальным.

В последние десятилетия активно ведется поиск внутренних детерминант профессионализации в целом и профессиональной адаптации как неотъемлемой составляющей этого процесса. Систематизация исследовательского поиска позволила нам выделить в качестве интегра-тивной субъектной характеристики процесса профессиональной адаптации молодого преподавателя высшей школы его готовность к деятельности. В современной психологии представлены исследования общих проблем готовности к педагогической деятельности и более частных вопросов: готовности педагога к профориентационной работе в школе, к личностно ориентированному взаимодействию с младшими школьниками, к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности и т. п. Однако подавляющее большинство авторов ограничивают изучение готовности стадиями оптации и профессионального обучения, что накладывает отпечаток на определение готовности и ее компонентного состава, на выбор измерительных инструментов и разработку технологий ее формирования. Мы предполагаем, что такое целостное, инте-гративное, неоднозначно детерминированное образование, каким является готовность к педагогической деятельности, не может быть окончательно сформировано на этапе подготовки. В рамках нашего исследования готовность рассматривается как динамичная субъектная характеристика, функционирующая на протяжении всего процесса профессионализации, имеющая особенности в структуре и детерминации на каждом этапе этого процесса.

Рассмотрение готовности к педагогической деятельности не только в период обучения, но и на этапе профессиональной адаптации преподавателя высшей школы дает информационную основу для построения системы психологического сопровождения процесса профессионального развития молодого преподавателя, что также определяет актуальность исследования.

Объект исследования — психологическая готовность к педагогической деятельности молодых преподавателей высшей школы.

Предмет исследования — структура психологической готовности к педагогической деятельности на этапах завершения профессиональной подготовки и начала самостоятельной деятельности и ее взаимосвязь с индивидуальными свойствами преподавателей и характеристиками профессиональной адаптации.

Цель исследования — изучение особенностей готовности к педагогической деятельности и ее связи с индивидуальными стратегиями профессиональной адаптации преподавателей высшей школы при переходе от завершения профессиональной подготовки к самостоятельной деятельности, а также разработка программы психологического сопровождения формирования готовности.

Гипотеза исследования: психологическая готовность к педагогической деятельности — это развивающаяся структура, интегративное психологическое образование, детерминированное разноуровневыми индивидуальными свойствами, проявляющее сложный, неоднозначный характер взаимосвязи с особенностями построения индивидуальных стратегий адаптации преподавателя.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Систематизировать опыт исследований проблемы готовности к деятельности и профессиональной адаптации, разработать теоретическую модель готовности к педагогической деятельности.

2. Исследовать структуру и уровень выраженности психологической готовности к педагогической деятельности на примере молодых преподавателей и студентов-выпускников, описать характер ее детерминации.

3. Проанализировать характер взаимосвязи готовности и особенностей индивидуальных стратегий адаптации молодых преподавателей и студентов-выпускников.

4. Определить характер взаимосвязи индивидуальных свойств и особенностей построения стратегий адаптации при различных уровнях готовности к педагогической деятельности.

5. Разработать технологии психологического сопровождения формирования готовности к педагогической деятельности.

Методологической и теоретической основой работы является субъектно-деятелыюстный подход (А.В. Брушлинский, 1994; СЛ. Рубинштейн, 1946), основывающийся на общенаучном методологическом принципе развития (Б.Г. Ананьев, 1980; Л. С. Выготский, 1984; А. Н. Леонтьев, 1975; Е. Ф. Рыбалко, 1980), а также на ведущих положениях психологической науки: концепции формирования жизненной стратегии (К.А. Абульханова-Славская, 1981, 1991), концептуальных основах психологии субъектности (В.А. Петровский, 1993, 1996). Частным теоретическим основанием работы послужила концепция субъектной профессионализации педагога (Н.С. Глуханюк, 2000).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые готовность к педагогической деятельности рассматривается как интегра-тивная субъектная характеристика профессиональной адаптации молодого преподавателя высшей школы.

Разработана теоретическая модель готовности к педагогической деятельности.

Изучены особенности изменений структуры и уровня готовности к педагогической деятельности при переходе от этапа завершения профессиональной подготовки к началу самостоятельной педагогической деятельности.

Описан механизм детерминации готовности разноуровневыми индивидуальными свойствами молодых преподавателей высшей школы.

Исследованы особенности взаимодействия готовности к педагогической деятельности и построения индивидуальных стратегий адаптации молодого преподавателя.

Теоретическое значение работы заключается, во-первых, в обогащении психологических представлений о роли готовности к деятельности в процессе профессиональной адаптации субъекта, во-вторых, во внесении определенного вклада в формирование психологической концепции профессионализации педагога.

Практическое значение работы состоит в том, что по результатам эмпирического исследования разработаны технологии психологического сопровождения формирования готовности к педагогической деятельности.

Непосредственное практическое значение имеют разработанные и апробированные методики диагностики готовности к педагогической деятельности (опросник «Готовность к педагогической деятельности») и изучения особенностей профессиональной адаптации преподавателя высшей школы (биографическая анкета «Преподаватель высшей школы: начало профессиональной биографии»).

Исследовательские данные включены в программы курсов «Основы общей психологии», «Акмеология», «Основы геронтологии» .

Достоверность результатов исследования обеспечивается: согласованностью исходных теоретических оснований с результатами эмпирического исследованияадекватностью методов сбора, обработки и интерпретации результатов исследования и его организации поставленным цели и задачамвысококвалифицированным и адекватным применением статистических методов для обработки эмпирических данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования были обсуждены и одобрены на XII Мерлинских чтениях (Пермь, 1997), региональной научно-практической конференции ^ «Весенняя психологическая сессия» (Екатеринбург, 1998), региональных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1998, 2000, 2001), российских конференциях «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 1999, 2000).

По теме исследования опубликовано 14 работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая готовность к педагогической деятельности — это целостное интегративное образование, включающее в себя пять подструктур (специальную предметную, методическую, социально.

Ф психологическую, дифференциально-психологическую, аутопсихологическую), которые реализуются в трех компонентах (операциональном, эмоционально-волевом, мотивационном).

2. Структура готовности к педагогической деятельности имеет специфику в зависимости от этапа профессионализации (в частности, изменения происходят при переходе от этапа подготовки к этапу адаптации).

3. Готовность к педагогической деятельности детерминирована * разноуровневыми индивидуальными свойствами, причем характер детерминации специфичен в зависимости от этапа профессионализации.

4. Готовность к педагогической деятельности проявляет сложный, неоднозначный характер взаимосвязи с особенностями профессиональной адаптации преподавателя, выступая опосредующим звеном между адаптацией и индивидуальными свойствами.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, библиографического списка и приложений, изложена на 218 страницах, содержит 27 таблиц, 17 рисунков, 8 приложений. Библиографический список включает 248 наименований, из них 25 — на иностранных языках. ^ Работа продолжает линию исследований профессионализации как.

5. Результаты исследования позволили разработать технологии психологического сопровождения формирования готовности к педагогической деятельности посредством биографических методов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. С. 85−97.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. С. 137−145.
  4. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. С. 19−45.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  6. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991. С. 5867.
  7. А.А. Особенности личной адаптации в малых изолированных коллективах: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1984.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания: Перспективы педагогической антропологии // Сов. педагогика. 1965. № 1. С. 24−37.П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  10. Д.А. К вопросу об адаптации студента в вузе // Коммунистическое воспитание студенчества: Материалы конф. Тарту, 1971. С. 49−55.
  11. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопр. психол. 1997. № 6. С. 23−30.
  12. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. № 1. С. 3−17.
  13. С.Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1978.
  14. С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд / Под ред. В. А. Ядова. М&bdquo- 1970. С. 135−148.
  15. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  16. В.Т. Адаптационные проблемы высшей школы России // Подготовка специалиста в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып. VIII. СПб., 1999. С. 237−250.
  17. В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 67−72.
  18. М.О. Развитие рефлексивных умений молодого учителя в процессе профессиональной адаптации: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1998.
  19. С.Ф. Направленность структурирования содержания образования на становление готовности студентов дошкольного отделения к аналитической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.
  20. И.А. К вопросу о критериях социально-психологической адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. конф. Курган, 1981. С. 161−164.
  21. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журнал. 1984. № 3. С. 152 162.
  22. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. 1989. № 1. С. 92−100.
  23. Е.И. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к управленческой деятельности в общеобразовательных школах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1998.
  24. Л.И. Повышение психологической культуры преподавателей вуза // Развивающаяся психология основа гуманизации образования: Материалы конф. РПО. М., 1998. С. 265−266.
  25. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
  26. И.Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966.
  27. П.П. Психологические очерки. М., 1927.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  29. Е.И. Педагогические способности как эффективное средство профессиональной адаптации студентов педвуза // Психологические вопросы формирования личности будущего учителя / Под ред. П. А. Просецкого. М., 1986. С. 127−133.
  30. Е.И., Савицкая Н. В. Общее, особенное и единичное в адаптации студентов к вузовским условиям жизни и деятельности // Психологические вопросы формирования личности будущего учителя: / Под ред. П. А. Просецкого. М., 1986. С. 115−121.
  31. В.П. Выбор профессии. М., 1989.
  32. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  33. М.П., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на предприятиях // Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л., 1973. С. 92−97.
  34. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  35. В.Г. Психологическая адаптация курсантов к условиям вуза // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1985. Вып 4. С. 119−120.
  36. А.А. Направленность повышения квалификации учителя сельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курган, 1999.
  37. И., Сорокина Н. Кадровая политика вузов в современных условиях // Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 48−49.
  38. Г. И. Воспитание готовности будущих горных инженеров к природоохранной деятельности (на примере дисциплины «иностранный язык»): Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992.
  39. Е.Е. Система формирования готовности выпускников средних учебных заведений к обучению математике в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тобольск, 1999.
  40. Т.И. Психологические механизмы готовности учителя к профессиональной деятельности с интеллектуально одареннымишкольниками // Методы психологии: Материалы конф. РПО. Ростов-на-Дону, 1997. С. 55−57.
  41. JI.C. Педагогическая психология. М., 1926.
  42. JI.C. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984.
  43. Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М., 2001.
  44. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психол. журн. 1994. № 3. С. 131−135.
  45. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М., 1971.
  46. Н.С. Психологические особенности развития деятельности и личности инженера-педагога: Дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 1991.
  47. Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, 2000.
  48. Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Дис.. д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001.
  49. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  50. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
  51. С.В. Психологические особенности вхождения учителя в педагогический коллектив школы // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалиста в вузе. Куйбышев, 1989. С. 117.
  52. Л.А. Профессионально-направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
  53. А.А. Социально-психологическое исследование состояния готовности воспитателя к деятельности // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1986.
  54. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1996. Вып. 1. С. 59−68.
  55. И.А. Удовлетворенность жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях // Психологическое обозрение. 1997. № 2. С. 37−41.
  56. М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 199L С. 43−60.
  57. В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационном деятельности у руководителей системы образования: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1997.
  58. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М., 1998.
  59. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1983.
  60. Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации: Дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2002.
  61. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М., 1974.
  62. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
  63. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1981.
  64. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985.
  65. Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996.
  66. Л.А. Динамика социально-психологической готовности студентов-менеджеров к будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2000.
  67. Л. И. Пастухова И.П. Совершенствование профессионализма педагогической деятельности преподавателей вуза: проблемы и перспективы И Качество образования: концепции, проблемы: Материалы конф. Новосибирск, 2000. С. 162.
  68. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974.
  69. З.Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя университета: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1975.
  70. И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991.
  71. Г. Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическая категория: инновационный подход // Образование и наука. 2000. № 3(5). С. 176−180.
  72. Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема//Прикладная психология. 1997. ПВ. С. 3−9.
  73. Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 60−66.
  74. Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Новосибирск, 1997.
  75. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1977. С. 173−188.
  76. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М., 1979. С. 219−232.
  77. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.
  78. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопр. психол. 2000. № 3. С. 57−66.
  79. Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы). СПб., 1998.
  80. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  81. И. Цивилизация и адаптация. М., 1984.
  82. Д.И. Психологическая готовность абитуриентов к выбору профессии учителя математики // Формирование личности учителя в педагогическом вузе / Отв. ред. Д. В. Вилькеев. Казань, 1989. С. 33−39.
  83. Л.А. Проблемы профессиональной готовности курсантов // Психология профессиональной подготовки в вузе. Минск, 1982. С. 49−55.
  84. Л.Ф. Обеспечение готовности студентов педагогических учебных заведений к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1999.
  85. А.А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы //Вопр. психол. 1980. № 4. С. 118−123.
  86. С.Н. Процесс развития управленческой позиции в период адаптации молодого специалиста (на примере сельских строителей): Дис.. канд. психол. наук. М., 1992.
  87. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.
  88. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание. Сер. «Педагогика и психология», 1986. № 3.
  89. А.Г. Психология личности. М., 1965.
  90. В.И., Сырникова Н. А. Профессиональная адаптация и снижение текучести рабочих кадров // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1981. С. 170−174.
  91. В.И., Сырникова Н. А. Мотивы труда и адаптации рабочих // Психол. журн. 1985. № 6. С. 49−59.
  92. Е.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 158−164.
  93. Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза: Дис.. канд. психол. наук. JI., 1990.
  94. JI.H. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. С. 61−84.
  95. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1989. Вып. 4. С. 91−96.
  96. Т.В. Профессионализм и психология // Высшее образование в России. 1995. № 3. С. 81−90.
  97. В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
  98. И.А. Динамика константности производственной установки в процессе адаптации молодых рабочих на предприятии // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы конф. Ярославль, 1971. С. 48−51.
  99. Л.С. Жизненный выбор личности (психологический анализ): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987.
  100. Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения // Вопр. психол. 1972. № 1. С. 56−65.
  101. Н.К. Избранные педагогические произведения. М. — Л., 1948.
  102. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М&bdquo- 1976.
  103. Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985.
  104. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопр. психол. 1981. № 1. С. 20−30.
  105. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 51−59.
  106. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
  107. Е.С., Прохватилов А. А. О системном подходе к исследованию процессов адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. конф. Курган, 1981. С. 155−159.
  108. II.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  109. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.
  110. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  111. Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1980.
  112. Н.Б. Стратегии и тактика самоопределения в процессе получения второго высшего образования (на примере слушателей-психологов): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Томск, 1998.
  113. Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  114. Г. Е. Руководство по применению комбинированного личностного опросника при оценке рабочих, специалистов, руководителей в сферах производства, образования, медицины и спорта. Л., 1990.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  116. А.Н. Обучение как проблема психологии // Вопр. психол. 1957. № 1.С. 3−17.
  117. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А. А. Кроника. М., 1993.
  118. Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1975.
  119. Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева //Вопр. психол. 1986. № 5. С. 104−112.
  120. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  121. А.С. Книга для родителей. М., 1937.
  122. Л.В. Педагогическая технология формирования готовности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к выбору профессии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000.
  123. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992. № 9−10. С. 65−67.
  124. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  125. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  126. Г. У., Цвенгер Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 26−31.
  127. А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
  128. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
  129. Н.Г. Формирование готовности будущего офицера к реализации задач патриотического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.
  130. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 28−38.
  131. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психол. 1990. № 3. С. 58−64.
  132. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  133. В.А. К обновлению содержания образования через анализ проблем «молодого специалиста» // Развивающаяся психология основа гуманизации образования: Материалы конф. РПО. М., 1998. С. 145−146.
  134. Н.В., Меньшикова Т. Д. Ускорить становление начинающего преподавателя // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы конф. Новосибирск, 2000. С. 165.
  135. Г. Ю. Биографический метод и психология личности ученого // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 131−141.
  136. Г. Ю. Контент-анализ биографического интервью «Путь в науку» // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А. А. Кроника. М., 1993. С. 63−73.
  137. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2. С. 110−126.
  138. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988.
  139. Н.Н. Деятельностиый подход как основа системного построения модели архитектора // Психология и архитектура. М., 1993.
  140. В.В., Фетисов Э. Н. Социальное регулирование профессиональной адаптации молодежи // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1981. С. 167−170.
  141. С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1978.
  142. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления самосознания // Пасхи. 2000. № 1. С. 124−140.
  143. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  144. Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. М., 1974.
  145. Г. Ф. О некоторых критериях психологической готовности студентов к педагогическому труду // Формирование личности учителя / Отв. ред. П. Д. Носков. Ростов-на-Дону, 1972. С. 56−57.
  146. .Д. Психологическая готовность к работе в новых условиях: проблемы, тенденции и пути решения // Психол. журн. 1986. № 6. С. 3−13.
  147. .Д., Милославова Н. А. К вопросу о социально-психологической адаптации молодежи к труду // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы конф. Ярославль, 1971. С. 68−69.
  148. А.А. Профессионально-педагогическая адаптация начинающего преподавателя вуза: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000.
  149. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
  150. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  151. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1993.
  152. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1975.
  153. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  154. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации. Понятие «цель профессионализации» // Способности и деятельность: Ярославль, 1989. С. 56−66.
  155. В.В. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1999.
  156. А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.
  157. А., Проворова О., Сенаторова Н. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 23−29.
  158. Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-психологический аспект) / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. П. Лесохиной. М., 1982.
  159. А.А. Социально-психологические проблемы формирования коммунистического отношения к труду // Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л., 1973. С. 40−53.
  160. А.А., Шалыто А. Ю. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе // Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. С. 124−129.
  161. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
  162. Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 64−73.
  163. Психологические проблемы трудовой деятельности / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский. М., 1991.
  164. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.
  165. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1996.
  166. А.И. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969.
  167. В.Н., Нерсесян Л. С. Железнодорожная психология. М., 1972.
  168. Н.Я. Ритм, жизнь и творчество. М. Л., 1925.
  169. А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1995. Вып. 3. С. 74−79.
  170. А.А. Психолого-педагогический анализ проблем выбора методов обучения в высшей школе. Л., 1983.
  171. А.Л. О личностной адаптации в профессиональной деятельности // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1986. Вып. 3. С. 115−11 7.
  172. О.Н. О понятии «Успешность трудовой деятельности» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 3. С. 60−87.
  173. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
  174. А.Т. Нормирование профессиональной пригодности. Минск, 1964.
  175. М.С. Особенности становления профессионала (на примере прядильщиц и ткачих): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М&bdquo- 1985.
  176. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  177. С.Л. Педагогика и психология // Педагогическое образование. 1935. № 6.
  178. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Методическое пособие. М., 1997.
  179. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1980.
  180. Н.А. Биографии и их изучение. М., 1920.
  181. А.В. Формирование готовности будущего педагога к организации деятельности детских общественных объединений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
  182. Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 22−31.
  183. В.А. Совершенствование процесса адаптации и проблема стабилизации кадров молодых специалистов // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. конф. Курган, 1981. С. 164−167.
  184. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997.
  185. Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. 1980. № 3. С. 44−51.
  186. Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. М., 1979.
  187. А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1985.
  188. Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей. Новосибирск, 1992.
  189. М.И., Растова Л. М. Из опыта исследования социальной адаптации // Коммунистическое воспитание студенчества: Материалы конф. Тарту, 1971. С. 92−99.
  190. В.А. Формирование личности учителя как предмет социально-педагогического исследования // Вопр. высш. пед. образования. Томск, 1971. С. 41−62.
  191. Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль, 1974.
  192. Т.В. Молодые преподаватели вузов: проблемы профессиональной деятельности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Тез. докл. конф. Екатеринбург, 1999. С. 153−154.
  193. Л.М. Студенты и вуз: стратегия взаимодействия в условиях неопределенности // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы конф. Новосибирск, 2000. С. 88−89.
  194. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  195. .М. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профориентационной работе в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1993.
  196. А.П. Опыт объединения «Светлана» по организации адаптации молодежи на производстве // Психологические проблемыповышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. конф. Курган, 1981. С. 159−161.
  197. Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно-полезному труду. М., 1986.
  198. Л.А. Готовность к конструктивно-проективной деятельности как результат профессионального становления будущего педагога: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.
  199. С.Ю., Флоровская Г. С. Методика диагностики готовности к педагогической деятельности // Методы психологии: Материалы конф. РПО. Ростов-на-Дону, 1997. С. 256−257.
  200. С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1997.
  201. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 57−64.
  202. Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдинального исследования жизненного пути и профессиональной карьеры // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. С. 166 172.
  203. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  204. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. № 1.С. 19−34.
  205. З.Ш. Формирование у студентов готовности к эффективному нравственному воспитанию учащихся // Формирование личности учителя / Отв. ред. Н. Д. Носков. Ростов-на-Дону, 1972. С. 81−96.
  206. О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры // Педагогика. 1996. № 1. С. 104−108.
  207. И.М. Готовность студентов к овладению педагогическими профессиями // Формирование личности учителя в педагогическом вузе / Отв. ред. Д. В. Вилькеев. Казань, 1989. С. 3−33.
  208. Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999.
  209. Ярышникова T. J1. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987.
  210. Л.А. Проблемы адаптации руководителей научных подразделений промышленного предприятия // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1987. Вып. 4. С. 51−58.
  211. Albright L.E., Glennon J.R. Personal History Correlates of Physical Scientists' career Aspirations // J. Appl. Psyhol. 1961. Vol.45. № 5. P. 281−284.A
  212. Allport G.W. Attitudes // Handbook of Social Psychology. Worcester, 1935. P. 810.
  213. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. New York, 1937.
  214. Allport G.W. The Use of Personal Documents in Psychological Science. New York, 1942.
  215. Berkowitz L. Aggression: a social psychological analysis. McCraw B. Company, 1962.
  216. Bromley D.B. The Psychology of Human Ageing. Liverpool, 1978.
  217. Buel W.D. Biographical Data and the Identification of Creative Research Personnel //J. Appl. Psyhol. 1965. Vol. 49. № 5. P. 318−321.
  218. Cattell R.B. The Personality and Motivation of the Researcher from Measurements of Contemporaries and from Biography // Scientific Creativity. New York, 1963. P. 119−131.
  219. Cox C.M. The Early Mental Traits of 300 Genius // Genetic Study of Genius. 1926. Vol.2.
  220. Erikson E. Childhood and Society. Glencou, 1967.
  221. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, 1967.
  222. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evanston, 1957.
  223. Frankl V. Man’s search for meaning. Boston, 1962.
  224. Freud A. Das icli und die Abwehrmechanismen. L., 1946.
  225. Freud S. The ego and the id. London, 1923.
  226. Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York, 1958.
  227. Lasarus R. Psychological stress and the coping process. New York, 1966.
  228. Maslow A. Motivation and personality. New York, 1954.
  229. Philips L. Human adaptation and his failure. Academic Press. New York and London, 1968.
  230. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971.
  231. Rogers C. Theory of therapy, personality and interpersonal relationships // Theories of Personality. New York, 1965. P. 469−471.
  232. Smith W.Y., Albright L.E., Glennon J.R., Owens W.A. The Predicting of Research Competence from Personal History // J. Appl. Psyhol. 1961. Vol. 45. №l. p. 59−62.
  233. Super D.E. The psychology of careers. New York, 1957.
  234. Taylor D. Variables Related to creativity and Productivity among Men in Two Research Laboratories // Scientific Creativity. New York, 1963. P. 228−250.
  235. Thomae 11. Das Individuum und seine Welt: Eine Personlichkeitstheorie. Cottingen Toronto — Zurich, 1988.
Заполнить форму текущей работой