Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации: На примере молодых преподавателей высшей школы
Методологической и теоретической основой работы является субъектно-деятелыюстный подход (А.В. Брушлинский, 1994; СЛ. Рубинштейн, 1946), основывающийся на общенаучном методологическом принципе развития (Б.Г. Ананьев, 1980; Л. С. Выготский, 1984; А. Н. Леонтьев, 1975; Е. Ф. Рыбалко, 1980), а также на ведущих положениях психологической науки: концепции формирования жизненной стратегии (К.А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ
- 1. 1. Проблема профессиональной адаптации преподавателя высшей школы
- 1. 1. 1. Характеристика проблемы адаптации в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 1. 2. Характеристики процесса адаптации к профессиональной деятельности
- 1. 1. 3. Психологические особенности профессиональной адаптации преподавателя высшей школы
- 1. 2. Психологическая готовность к педагогической деятельности как интегративная субъектная характеристика адаптации
- 1. 2. 1. Теоретические подходы к изучению готовности в отечественной психологии
- 1. 2. 2. Готовность к педагогической деятельности как предмет исследования
- 1. 2. 3. Особенности психологической структуры готовности к педагогической деятельности
- 1. 3. Постановка проблемы исследования
- 1. 1. Проблема профессиональной адаптации преподавателя высшей школы
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Описание основных этапов и выборки исследования
- 2. 2. Методика исследования готовности к педагогической деятельности
- 2. 3. Методики исследования индивидуальных свойств
- 2. 4. Методики исследования особенностей построения индивидуальных стратегий профессиональной адаптации
- 2. 5. Математико-статистические методы обработки результатов
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Результаты исследования психологической готовности к педагогической деятельности
- 3. 2. Результаты исследования индивидуальных свойств
- 3. 3. Результаты исследования особенностей построения индивидуальных стратегий профессиональной адаптации
- 3. 4. Результаты исследования взаимосвязи готовности к педагогической деятельности и индивидуальных свойств
3.5. Результаты исследования взаимосвязи готовности к педагогической деятельности и особенностей индивидуальных стратегий адаптации. jr 3.6. Результаты исследования взаимосвязи индивидуальных свойств и особенностей профессиональной адаптации и роли в этом процессе готовности к педагогической деятельности.
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Психологическое сопровождение процесса адаптации молодого преподавателя высшей школы.
4.2. Технологии психологического сопровождения формирования готовности к педагогической деятельности посредством биографических методов.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. С. 85−97.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. С. 137−145.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. С. 19−45.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991. С. 5867.
- Алдашева А.А. Особенности личной адаптации в малых изолированных коллективах: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1984.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания: Перспективы педагогической антропологии // Сов. педагогика. 1965. № 1. С. 24−37.П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Андреева Д.А. К вопросу об адаптации студента в вузе // Коммунистическое воспитание студенчества: Материалы конф. Тарту, 1971. С. 49−55.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопр. психол. 1997. № 6. С. 23−30.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. № 1. С. 3−17.
- Арефьев С.Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1978.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд / Под ред. В. А. Ядова. М&bdquo- 1970. С. 135−148.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
- Ащепков В.Т. Адаптационные проблемы высшей школы России // Подготовка специалиста в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып. VIII. СПб., 1999. С. 237−250.
- Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 67−72.
- Бабуцидзе М.О. Развитие рефлексивных умений молодого учителя в процессе профессиональной адаптации: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1998.
- Багаутдинова С.Ф. Направленность структурирования содержания образования на становление готовности студентов дошкольного отделения к аналитической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.
- Баева И.А. К вопросу о критериях социально-психологической адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. конф. Курган, 1981. С. 161−164.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журнал. 1984. № 3. С. 152 162.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. 1989. № 1. С. 92−100.
- Безруков Е.И. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к управленческой деятельности в общеобразовательных школах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1998.
- Белозерова Л.И. Повышение психологической культуры преподавателей вуза // Развивающаяся психология основа гуманизации образования: Материалы конф. РПО. М., 1998. С. 265−266.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
- Бжалава И.Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966.
- Блонский П.П. Психологические очерки. М., 1927.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бологова Е.И. Педагогические способности как эффективное средство профессиональной адаптации студентов педвуза // Психологические вопросы формирования личности будущего учителя / Под ред. П. А. Просецкого. М., 1986. С. 127−133.
- Болотова Е.И., Савицкая Н. В. Общее, особенное и единичное в адаптации студентов к вузовским условиям жизни и деятельности // Психологические вопросы формирования личности будущего учителя: / Под ред. П. А. Просецкого. М., 1986. С. 115−121.
- Бондарев В.П. Выбор профессии. М., 1989.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Будякина М.П., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на предприятиях // Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л., 1973. С. 92−97.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
- Бушурова В.Г. Психологическая адаптация курсантов к условиям вуза // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1985. Вып 4. С. 119−120.
- Быстров А.А. Направленность повышения квалификации учителя сельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курган, 1999.
- Васенина И., Сорокина Н. Кадровая политика вузов в современных условиях // Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 48−49.
- Вахромова Г. И. Воспитание готовности будущих горных инженеров к природоохранной деятельности (на примере дисциплины «иностранный язык»): Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992.
- Волкова Е.Е. Система формирования готовности выпускников средних учебных заведений к обучению математике в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тобольск, 1999.
- Воронова Т.И. Психологические механизмы готовности учителя к профессиональной деятельности с интеллектуально одареннымишкольниками // Методы психологии: Материалы конф. РПО. Ростов-на-Дону, 1997. С. 55−57.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1926.
- Выготский JI.C. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984.
- Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М., 2001.
- Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психол. журн. 1994. № 3. С. 131−135.
- Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М., 1971.
- Глуханюк Н.С. Психологические особенности развития деятельности и личности инженера-педагога: Дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 1991.
- Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, 2000.
- Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Дис.. д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
- Гусева С.В. Психологические особенности вхождения учителя в педагогический коллектив школы // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалиста в вузе. Куйбышев, 1989. С. 117.
- Даренских Л.А. Профессионально-направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
- Деркач А.А. Социально-психологическое исследование состояния готовности воспитателя к деятельности // Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1986.
- Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1996. Вып. 1. С. 59−68.
- Джидарьян И.А. Удовлетворенность жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях // Психологическое обозрение. 1997. № 2. С. 37−41.
- Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 199L С. 43−60.
- Долгова В.И. Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационном деятельности у руководителей системы образования: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1997.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М., 1998.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1983.
- Дьяченко Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации: Дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2002.
- Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М., 1974.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1981.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985.
- Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996.
- Емельянова Л.А. Динамика социально-психологической готовности студентов-менеджеров к будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2000.
- Еремеева Л. И. Пастухова И.П. Совершенствование профессионализма педагогической деятельности преподавателей вуза: проблемы и перспективы И Качество образования: концепции, проблемы: Материалы конф. Новосибирск, 2000. С. 162.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974.
- Есарева З.Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя университета: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1975.
- Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991.
- Жуков Г. Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическая категория: инновационный подход // Образование и наука. 2000. № 3(5). С. 176−180.
- Забродин Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема//Прикладная психология. 1997. ПВ. С. 3−9.
- Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 60−66.
- Захарова Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Новосибирск, 1997.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1977. С. 173−188.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М., 1979. С. 219−232.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопр. психол. 2000. № 3. С. 57−66.
- Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы). СПб., 1998.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
- Калайков И. Цивилизация и адаптация. М., 1984.
- Камышанская Д.И. Психологическая готовность абитуриентов к выбору профессии учителя математики // Формирование личности учителя в педагогическом вузе / Отв. ред. Д. В. Вилькеев. Казань, 1989. С. 33−39.
- Кандыбович Л.А. Проблемы профессиональной готовности курсантов // Психология профессиональной подготовки в вузе. Минск, 1982. С. 49−55.
- Квитова Л.Ф. Обеспечение готовности студентов педагогических учебных заведений к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1999.
- Кирильцева А.А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы //Вопр. психол. 1980. № 4. С. 118−123.
- Кириченко С.Н. Процесс развития управленческой позиции в период адаптации молодого специалиста (на примере сельских строителей): Дис.. канд. психол. наук. М., 1992.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание. Сер. «Педагогика и психология», 1986. № 3.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.
- Ковалев В.И., Сырникова Н. А. Профессиональная адаптация и снижение текучести рабочих кадров // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1981. С. 170−174.
- Ковалев В.И., Сырникова Н. А. Мотивы труда и адаптации рабочих // Психол. журн. 1985. № 6. С. 49−59.
- Кондаков Е.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 158−164.
- Кораблина Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза: Дис.. канд. психол. наук. JI., 1990.
- Корнеева JI.H. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. С. 61−84.
- Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1989. Вып. 4. С. 91−96.
- Корнилова Т.В. Профессионализм и психология // Высшее образование в России. 1995. № 3. С. 81−90.
- Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
- Костенко И.А. Динамика константности производственной установки в процессе адаптации молодых рабочих на предприятии // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы конф. Ярославль, 1971. С. 48−51.
- Кравченко Л.С. Жизненный выбор личности (психологический анализ): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987.
- Крау Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения // Вопр. психол. 1972. № 1. С. 56−65.
- Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М. — Л., 1948.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М&bdquo- 1976.
- Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопр. психол. 1981. № 1. С. 20−30.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 51−59.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
- Кузьмин Е.С., Прохватилов А. А. О системном подходе к исследованию процессов адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. конф. Курган, 1981. С. 155−159.
- Кузьмина II.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1980.
- Кучеренко Н.Б. Стратегии и тактика самоопределения в процессе получения второго высшего образования (на примере слушателей-психологов): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Томск, 1998.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
- Леевик Г. Е. Руководство по применению комбинированного личностного опросника при оценке рабочих, специалистов, руководителей в сферах производства, образования, медицины и спорта. Л., 1990.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии // Вопр. психол. 1957. № 1.С. 3−17.
- LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А. А. Кроника. М., 1993.
- Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1975.
- Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева //Вопр. психол. 1986. № 5. С. 104−112.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1937.
- Мальцева Л.В. Педагогическая технология формирования готовности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к выбору профессии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000.
- Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992. № 9−10. С. 65−67.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Матушанский Г. У., Цвенгер Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 26−31.
- Мацкевич А.Л. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
- Мирошниченко Н.Г. Формирование готовности будущего офицера к реализации задач патриотического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 28−38.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психол. 1990. № 3. С. 58−64.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Михеев В.А. К обновлению содержания образования через анализ проблем «молодого специалиста» // Развивающаяся психология основа гуманизации образования: Материалы конф. РПО. М., 1998. С. 145−146.
- Мокин Н.В., Меньшикова Т. Д. Ускорить становление начинающего преподавателя // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы конф. Новосибирск, 2000. С. 165.
- Мошкова Г. Ю. Биографический метод и психология личности ученого // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 131−141.
- Мошкова Г. Ю. Контент-анализ биографического интервью «Путь в науку» // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А. А. Кроника. М., 1993. С. 63−73.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2. С. 110−126.
- Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988.
- Нечаев Н.Н. Деятельностиый подход как основа системного построения модели архитектора // Психология и архитектура. М., 1993.
- Новиков В.В., Фетисов Э. Н. Социальное регулирование профессиональной адаптации молодежи // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1981. С. 167−170.
- Овдей С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1978.
- Овчинникова Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления самосознания // Пасхи. 2000. № 1. С. 124−140.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
- Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. М., 1974.
- Павлюк Г. Ф. О некоторых критериях психологической готовности студентов к педагогическому труду // Формирование личности учителя / Отв. ред. П. Д. Носков. Ростов-на-Дону, 1972. С. 56−57.
- Парыгин Б.Д. Психологическая готовность к работе в новых условиях: проблемы, тенденции и пути решения // Психол. журн. 1986. № 6. С. 3−13.
- Парыгин Б.Д., Милославова Н. А. К вопросу о социально-психологической адаптации молодежи к труду // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы конф. Ярославль, 1971. С. 68−69.
- Пережогина А.А. Профессионально-педагогическая адаптация начинающего преподавателя вуза: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. М., 1993.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1975.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации. Понятие «цель профессионализации» // Способности и деятельность: Ярославль, 1989. С. 56−66.
- Попков В.В. Психологические факторы адаптации личности к служебно-боевой деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1999.
- Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.
- Проворов А., Проворова О., Сенаторова Н. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 23−29.
- Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-психологический аспект) / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. П. Лесохиной. М., 1982.
- Прохватилов А.А. Социально-психологические проблемы формирования коммунистического отношения к труду // Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л., 1973. С. 40−53.
- Прохватилов А.А., Шалыто А. Ю. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе // Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. С. 124−129.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
- Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 64−73.
- Психологические проблемы трудовой деятельности / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский. М., 1991.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.
- Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1996.
- Пуни А.И. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969.
- Пушкин В.Н., Нерсесян Л. С. Железнодорожная психология. М., 1972.
- Пэрна Н.Я. Ритм, жизнь и творчество. М. Л., 1925.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1995. Вып. 3. С. 74−79.
- Реан А.А. Психолого-педагогический анализ проблем выбора методов обучения в высшей школе. Л., 1983.
- Робалде А.Л. О личностной адаптации в профессиональной деятельности // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1986. Вып. 3. С. 115−11 7.
- Родина О.Н. О понятии «Успешность трудовой деятельности» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 3. С. 60−87.
- Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
- Ростунов А.Т. Нормирование профессиональной пригодности. Минск, 1964.
- Рубажявичене М.С. Особенности становления профессионала (на примере прядильщиц и ткачих): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М&bdquo- 1985.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
- Рубинштейн С.Л. Педагогика и психология // Педагогическое образование. 1935. № 6.
- Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Методическое пособие. М., 1997.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1980.
- Рыбников Н.А. Биографии и их изучение. М., 1920.
- Савченко А.В. Формирование готовности будущего педагога к организации деятельности детских общественных объединений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
- Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 22−31.
- Самойлова В.А. Совершенствование процесса адаптации и проблема стабилизации кадров молодых специалистов // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. конф. Курган, 1981. С. 164−167.
- Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997.
- Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. 1980. № 3. С. 44−51.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. М., 1979.
- Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1985.
- Скок Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей. Новосибирск, 1992.
- Скубий М.И., Растова Л. М. Из опыта исследования социальной адаптации // Коммунистическое воспитание студенчества: Материалы конф. Тарту, 1971. С. 92−99.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя как предмет социально-педагогического исследования // Вопр. высш. пед. образования. Томск, 1971. С. 41−62.
- Спирин Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль, 1974.
- Трифонова Т.В. Молодые преподаватели вузов: проблемы профессиональной деятельности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Тез. докл. конф. Екатеринбург, 1999. С. 153−154.
- Тюляева Л.М. Студенты и вуз: стратегия взаимодействия в условиях неопределенности // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы конф. Новосибирск, 2000. С. 88−89.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
- Утегенова Б.М. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профориентационной работе в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1993.
- Федотова А.П. Опыт объединения «Светлана» по организации адаптации молодежи на производстве // Психологические проблемыповышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. конф. Курган, 1981. С. 159−161.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно-полезному труду. М., 1986.
- Филимонкж Л.А. Готовность к конструктивно-проективной деятельности как результат профессионального становления будущего педагога: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.
- Флоровский С.Ю., Флоровская Г. С. Методика диагностики готовности к педагогической деятельности // Методы психологии: Материалы конф. РПО. Ростов-на-Дону, 1997. С. 256−257.
- Фокеева С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1997.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 57−64.
- Хяюрюнен Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдинального исследования жизненного пути и профессиональной карьеры // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. С. 166 172.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Шапкин С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. № 1.С. 19−34.
- Шилина З.Ш. Формирование у студентов готовности к эффективному нравственному воспитанию учащихся // Формирование личности учителя / Отв. ред. Н. Д. Носков. Ростов-на-Дону, 1972. С. 81−96.
- Шиян О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры // Педагогика. 1996. № 1. С. 104−108.
- Юсупов И.М. Готовность студентов к овладению педагогическими профессиями // Формирование личности учителя в педагогическом вузе / Отв. ред. Д. В. Вилькеев. Казань, 1989. С. 3−33.
- Яковец Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999.
- Ярышникова T. J1. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987.
- Ясюкова Л.А. Проблемы адаптации руководителей научных подразделений промышленного предприятия // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1987. Вып. 4. С. 51−58.
- Albright L.E., Glennon J.R. Personal History Correlates of Physical Scientists' career Aspirations // J. Appl. Psyhol. 1961. Vol.45. № 5. P. 281−284.A
- Allport G.W. Attitudes // Handbook of Social Psychology. Worcester, 1935. P. 810.
- Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. New York, 1937.
- Allport G.W. The Use of Personal Documents in Psychological Science. New York, 1942.
- Berkowitz L. Aggression: a social psychological analysis. McCraw B. Company, 1962.
- Bromley D.B. The Psychology of Human Ageing. Liverpool, 1978.
- Buel W.D. Biographical Data and the Identification of Creative Research Personnel //J. Appl. Psyhol. 1965. Vol. 49. № 5. P. 318−321.
- Cattell R.B. The Personality and Motivation of the Researcher from Measurements of Contemporaries and from Biography // Scientific Creativity. New York, 1963. P. 119−131.
- Cox C.M. The Early Mental Traits of 300 Genius // Genetic Study of Genius. 1926. Vol.2.
- Erikson E. Childhood and Society. Glencou, 1967.
- Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, 1967.
- Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evanston, 1957.
- Frankl V. Man’s search for meaning. Boston, 1962.
- Freud A. Das icli und die Abwehrmechanismen. L., 1946.
- Freud S. The ego and the id. London, 1923.
- Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York, 1958.
- Lasarus R. Psychological stress and the coping process. New York, 1966.
- Maslow A. Motivation and personality. New York, 1954.
- Philips L. Human adaptation and his failure. Academic Press. New York and London, 1968.
- Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971.
- Rogers C. Theory of therapy, personality and interpersonal relationships // Theories of Personality. New York, 1965. P. 469−471.
- Smith W.Y., Albright L.E., Glennon J.R., Owens W.A. The Predicting of Research Competence from Personal History // J. Appl. Psyhol. 1961. Vol. 45. №l. p. 59−62.
- Super D.E. The psychology of careers. New York, 1957.
- Taylor D. Variables Related to creativity and Productivity among Men in Two Research Laboratories // Scientific Creativity. New York, 1963. P. 228−250.
- Thomae 11. Das Individuum und seine Welt: Eine Personlichkeitstheorie. Cottingen Toronto — Zurich, 1988.