Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение взаимодействия детей со сверстниками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместо индивидуального общения экспериментатора с ребенком в этой игре-эксперименте система выбора партнеров (для совместной игры, дежурства и т. д.) осуществляется в присутствии испытуемых, а если исследуется вся группа, то в присутствии всех детей. Дети садятся полукругом так, чтобы находиться на некотором расстоянии от воспитателя, проводящего эксперимент, и его помощника, ведущего запись… Читать ещё >

Изучение взаимодействия детей со сверстниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

4.1. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада [Репина Т. А.].

Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные) по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется 2 раза в год (в октябре — ноябре, апреле — мае) в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого (один стул для ребенка, другой — для взрослого). Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется „Секрет“. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделал свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку … (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу. Выбор обозначают +, взаимный выбор — Ф. Такая же таблица составляется для девочек.

№.

п/п.

ФИО.

Андреев Н.

Бобров А.

Сергеев К.

Смирнов Б.

Теплов И.

Андреев Н.

©.

©.

Бобров А.

©.

Ф.

©.

Сергеев К.

©.

Смирнов Б.

©.

Сумма выборов.

Сумма взаимных.

выборов.

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

I — «предпочитаемые» (6—7 выборов);

II — «принятые» (3—5 выборов);

III — «непринятые» (1—2 выбора);

IV — «изолированные» (не получившие ни одного выбора).

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III—IV). УБВ высокий при I + II и III + IV; средний при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т. е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15—20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ): КВ = (Р1/Р х 100%, где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 — число взаимных выборов).

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.

4.2. Методика А. В. Булатовой[1]. Игра в «телефон».

Вместо индивидуального общения экспериментатора с ребенком в этой игре-эксперименте система выбора партнеров (для совместной игры, дежурства и т. д.) осуществляется в присутствии испытуемых, а если исследуется вся группа, то в присутствии всех детей. Дети садятся полукругом так, чтобы находиться на некотором расстоянии от воспитателя, проводящего эксперимент, и его помощника, ведущего запись ответов детей. Воспитатель объясняет детям, как они должны вести себя во время игры: внимательно слушать вопрос, подумать, как на него ответить, держать свой ответ в секрете, только воспитателю сказать тихонько (на ушко). Задав вопрос, педагог вызывает детей по одному и, выслушав ответ, шепотом передает помощнику то, что надо записать. После того как все вопросы будут заданы и все дети «поговорят по телефону», воспитатель проводит с ними короткую беседу о том, что он узнал от ребят о хороших детях. При этом старается подчеркнуть, что у каждого из них есть хорошее, приводит пример. Полученный материал обрабатывается, как обычно, путем качественного и количественного анализа.

4.3. Изучение критериев выбора партнера для общения[2]

Подготовка исследования. Подготовить несколько вариантов вопросов для выбора партнера в разных видах деятельности, например: «С кем хочешь играть? Почему? Кого хочешь поздравить с праздником? С кем хочешь пойти в школу? Сидеть за одним столом?» и т. д.; вопросы для беседы с детьми о причинах выбора партнера.

Проведение исследования. На основании результатов социометрического эксперимента беседуют с детьми 3—7 лет о причинах выбора партнера.

Исследования дополняют наблюдением за повседневным общением детей, в процессе которого проверяют и уточняют результаты социометрического эксперимента и беседы.

Для определения устойчивости общения и критериев общения эксперимент и наблюдение за детьми повторяют через 5—6 месяцев.

Обработка данных. Определяют число выборов детей, получивших подтверждение в результате беседы.

Анализируют критерии выборов партнеров для общения и их устойчивость.

Детей распределяют на группы.

I группа — дети без осознанного мотива выбора, выделяющие лишь общее положительное отношение к сверстнику; обычно отвечают: «Просто нравится».

II группа — дети, выделяющие положительные качества сверстников: внешность, успешность выполнения той или иной деятельности и такие нравственные качества, как умение дружно играть, не драться, не ссориться, делиться игрушками.

III группа — дети, ставящие на первое место интерес к совместной деятельности (обычно это игра).

IV группа — дети, выделяющие дружеские отношения.

4.4. Изучение причин изоляции дошкольников в группе детского сада[3]

Проведение исследования. На основании социометрического эксперимента выделяют «изолированных» детей и наблюдают за их поведением, отношением к ним других детей группы во всех видах деятельности и во всех режимных моментах, а также за реакциями взрослых на те или иные ситуации. На каждого «изолированного» ребенка заводят дневник наблюдений, куда записывают все факты его поведения. Наблюдение проводят также по типу одномоментных срезов. Кроме этого анализируют условия семейного воспитания детей, их поведение и особенности общения в предыдущие годы пребывания в детском саду, их взаимоотношения не только со сверстниками, но и с взрослыми. Исследование дополняют индивидуальной беседой с каждым «изолированным» ребенком: «Расскажи мне, пожалуйста, что ты знаешь о детях группы, о своих друзьях» и т. д.

Обработка данных. Фактический материал наблюдений заносят в таблицу.

Фамилия, имя, возраст ребенка.

Критерии.

Уровень развития игровых умений.

Особенности владения коммуникативными средствами.

Характер общения со сверстниками.

Успех в какойлибо деятельности.

Отношение воспитателя к «изолированным».

Выясняют причины изоляции дошкольников, которые могут быть скрыты:

  • • в личностных качествах;
  • • в трудностях взаимоотношений со сверстниками.

В большинстве случаев — это трудности операционального и мотивационного характера. Трудности операционального характера (I тип): недостаточная развитость игровых навыков и умений, отсутствие положительных форм взаимодействия и общения со сверстниками. Трудности мотивационного характера (II тип): несовпадение ведущих потребностей ребенка и сверстников в группе; эгоистическая направленность в поведении. Могут сочетаться оба типа.

4.5. Изучение лидера группы детского сада[4]

Проведение исследования. На основании социометрического эксперимента выявляют лидирующих детей в группе, за которыми наблюдают в разных режимных моментах и в разных видах деятельности. Для этого на каждого ребенка-лидера заводят дневник наблюдений, где фиксируют способы общения, его содержание и широту, проявления активности. В дневнике отмечают и особенности общения лидера с взрослыми (воспитателями, родителями). Кроме этого при составлении характеристики лидера учитывают условия и характер воспитания дома и в детском саду в предыдущие годы.

Обработка данных. Выясняют: 1) качества личности, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе в целом или в отдельной группировке детей; 2) качества, формированию которых способствует положение лидера; 3) причины лидерства в разных видах деятельности.

Фамилия, имя, возраст ребенка.

Вид деятельности.

игровая.

конструктивная.

изобразительная.

трудовая.

4.6. Методика одномоментных срезов структуры группы детского сада, разработанная Т. А. Репиной.

Подготовка эксперимента. Эксперимент проводится в групповой комнате или на участке двора детского сада, т. е. в легко обозримом для экспериментатора пространстве.

Если обследуется малознакомая экспериментатору группа, то детям поверх одежды надеваются повязки с номерами, как это делается у спортсменов. Под этими номерами дети фиксируются в протоколе.

Проведение эксперимента. Эксперимент проводится во время свободных игр и занятий детей, утренней прогулки на участке детского сада или после полдника, когда дети играют в групповой комнате. Экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся детские объединения и детей, играющих в одиночку. «Срезы» производятся на протяжении трех дней через 7 мин в одних и тех же условиях. «Срезов» должно быть не менее 20. Замеры проводятся в том случае, если в группе не менее [5]А ее постоянного состава.

Обработка полученных данных. Количественная обработка материалов дает возможность выяснить, насколько часто вступает каждый ребенок в общение со сверстниками, избирательность, а также длительность общения в одном объединении. Количественные данные могут быть представлены в таблице. Примерное содержание таблицы приведено ниже (см. табл.).

Качественный анализ. Используя количественные данные, полученные в эксперименте, выявите детей, у которых возникают трудности в общении с товарищами. Выясните, к какой группе причин можно отнести эти трудности, используя для этого характеристики, которые даны в работе А. А. Рояк[6][7]. Первая группа трудностей в общении объясняется недостаточным развитием у ребенка исполнительской стороны деятельности: игровых умений и навыков, а также неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступать игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.). Вторая группа трудностей вызывается изменениями мотивационной стороны деятельности: наличием отрицательных мотивов общения, преобладанием эгоистических мотивов, вытеснением мотивов общения какими-то другими мотивами и целями, несформированностью мотивов общения со сверстниками.

Имя, возраст ребенка.

№ ребенка.

Количество контактов с отдельными детьми группы (номера всех детей группы).

Соотношение времени одиночных и коллективных игр

8−25.

играл один.

играл с другими детьми.

кол-во срезов.

в %.

кол-во срезов.

в %.

Света А.,.

5 лет 2 мес.

—.

—.

—.

Катя Б.,.

5 лет 6 мес.

—.

—.

—.

—.

—.

Аня В.,.

5 лет 1 мес.

—.

—.

—.

—.

4.7. Изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в совместной деятельности[8]

Подготовка исследования. Приготовить бумагу, ножницы, кисти, клей. Выбрать тему для аппликации в зависимости от возраста детей и сформированности умений, например «Аквариум», «Город».

Проведение исследования. С одними и теми же детьми 6—7 лет проводят 2 серии.

Первая серия. Детям предлагают самостоятельно сделать аппликацию по определенной теме и говорят, что лучшие работы поместят на выставку.

Вторая серия. Детям предлагают сделать коллективную аппликацию на ту же тему в подарок больному товарищу, подчеркивая: «Нужно постараться сделать как можно лучше. Когда закончите работу, вы сами решите, можно ее подарить или нет».

Обработка данных. Анализ данных проводят по следующим критериям:

  • 1. Отношение детей к процессу деятельности и ее результату.
  • 2. Отношение к деятельности сверстников (указание на недостатки, предложение оказать помощь, обращение за помощью к партнеру, поощрение сверстника и т. д.).

3. Наличие конфликтных ситуаций, причины и способы их разрешения.

На основании сравнения результатов по двум сериям устанавливают влияние разных по социальной значимости мотивов на деятельность детей.

4.8. Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности[9]

Подготовка исследования. Подобрать 5 картинок с изображением играющих детей, 2 конверта (на одном нарисованы ножницы, на другом — мяч).

Проведение исследования. Во всех сериях участвуют одни и те же дети 5—7 лет.

Первая серия. Ребенку предлагают выбрать двух товарищей для игры, обсудить вместе с ними, в какую игру и как они будут играть. Затем дети играют самостоятельно.

После окончания игры каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей для игры? Почему ты играл, а не занимался другим делом? Расскажи, как ты играл».

Вторая серия. Ребенку предлагают выбирать двух товарищей для совместного труда, обсудить с ними, что и как они будут делать. Затем дети трудятся самостоятельно.

После окончания труда каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей, чтобы вместе потрудиться? Почему ты трудился, а не занимался чем-нибудь другим? Зачем ты трудился? Расскажи, как ты трудился».

Третья серия. Ребенку дают два конверта и предлагают разложить картинки: в конверт с нарисованными ножницами надо класть картинки, на которых дети трудятся, а в конверт с мячом — картинки, изображающие играющих детей. Каждый выбор ребенок должен мотивировать, поэтому его спрашивают: «Почему ты решил положить эту картинку в конверт с ножницами (мячом)? Как ты догадался, что нарисованные здесь дети трудятся (играют)?».

Обработка данных. Определяют мотивы выбора товарища по игре и труду; анализируют умение выделить признаки игры и труда (цель, объект, орудия). Выясняют, какие компоненты и различия этих видов деятельности осознаются. Сравнивают данные по всем сериям эксперимента.

4.9. Карта уровней взаимодействия детей со сверстниками (основные показатели)

Изучение взаимодействия детей со сверстниками.
  • [1] См.: Булатова А. В. О дружеских взаимоотношениях // Дошкольное воспитание.1968. № 2.
  • [2] Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение — Владос, 1995, С. 203—204.
  • [3] Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. С. 204—205.
  • [4] Там же. С. 205.
  • [5] С. 71.
  • [6] См.: Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях у детей-
  • [7] дошкольников // Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978,
  • [8] Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. С. 70.
  • [9] Психология совместного труда детей / под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1987.С. 60—68.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой